Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования

Иванчин Сергей Анатольевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРО-
БЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В
УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………………………… 21
1.1. Подходы к определению понятия «адаптация» в психологической
науке ……………………………………………………………………………………… 21
1.2. Понятие «адаптационной готовности к учебной деятельно-
сти»………………………………………………………………………………………………………. 33
1.3. Факторы и показатели, влияющие на формирование адаптационной
готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях
вузовского образования ………………………………………………………… 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ …………………………………………………………………………… 63
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ
СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВА-
НИЯ……………………………………………………………………………… 66
2.1. Методология и методы исследования адаптационной готовности
к учебной деятельности……………..……………………………………………… 66
2.2. Динамика адаптационной готовности к учебной деятельности у
иностранных студентов на разных этапах учебно-профессиональной дея-
тельности ………………………………………………………………………………………….. 86
2.3. Виды адаптационной готовности к учебной деятельности у ино-
странных студентов ……………………………………………………..….… 111
2.4. Взаимосвязь структурных компонентов адаптационной готовности
к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского об-
разования………………………………..………………………….…………….. 115
2.5. Практические рекомендации по сопровождению процесса форми-
рования адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных
студентов…………………………………………………………………….……. 124
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ ……………………………………………………………………………… 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 141
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..………………………………………………..…… 148
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….………………… 173

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; излагаются положения, выносимые на защиту; раскрываются научная новизна и практическая значимость; даются сведения об апробации полученных результатов.
В первой главе – «Теоретико-методологический анализ проблемы формирования адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования»: представлен анализ научной литературы, раскрывающий сущность понятий «адаптация», «готовность» и «готовность к учебной деятельности», раскрыты показатели и содержание адаптационной готовности личности к учебной деятельности, обозначено проблемное поле, показатели адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования.
В первом параграфе «Подходы к определению понятия «адаптация» в психологической науке» проведен анализ различных подходов к проблеме адаптации личности: с позиции психодинамической теории, когнитивного направления, гуманистической традиции, бихевиористской, теории интеракционизма, социально-психологической парадигмы и социокультурного подхода. Широкое распространение в психологических исследованиях получило понятие «адаптации» для объяснения приспособительных функций личности в новых социальных группах, изменяющихся условиях, в принимающем сообществе. На основании теоретического анализа делается вывод о том, что существует сложность однозначной трактовки процесса. Этот процесс может рассматриваться как процесс активации личностных ресурсов, трансформации личностных структур, так процесс пассивного отражения имеющихся условий социальной среды, внешних характеристик общества. Анализ исследований позволяет сделать вывод, что важными характеристиками процесса адаптации являются – многоуровневость и иерархичность данного процесса в ситуации взаимодействия личности и образовательной среды. В этом контексте нам интересны показатели, динамика характеристик адаптационной готовности к учебной деятельности в ситуации приспособления иностранных студентов к новым жизненным, социокультурным, педагогическим, деятельностным условиям.
Во втором параграфе «Понятие «адаптационной готовности к учебной деятельности» показано разнообразие интерпретаций понятия. С расширением представлений о структуре, видах, факторах формирования адаптационной готовности к учебной деятельности, изменяются представления об условиях функционирования адаптационной готовности в рамках учебной деятельности иностранных студентов в высшей школе. Адаптационная готовность в исследованиях трактуется как свойство личности, обеспечивающее оптимальное ресурсное состояние для реализации своих возможных функций,
как качество личности, которое обуславливает движение к поставленной цели, передает отношение к деятельности, способах ее реализации, методах управления и принятия решений в учебных ситуациях. Согласованность структурных показателей адаптационной готовности определяется сочетанием когнитивного, мотивационного, волевого, оценочного и поведенческого компонентов (О.А. Иванова, А.Ю. Калина, М.Н. Кротова, Е.Д. Максимчук, О.Н. Маркова, О.В. Хмелькова, В.А. Якунин).
Уровневая проявленность адаптационной готовности личности представлена в формировании социально-психологических инстанций, которые описаны в особых представлениях личности о нормах, традициях, морально- нравственных установках и ценностях общества, показателях мотивационно- личностной сферы, направленности личности на освоение деятельности, динамических тенденциях протекания психических процессов в условиях учебной деятельности (А.Л. Журавлёв, М.М. Кашапов, О.П.Санникова).
В третьем параграфе «Факторы и показатели, влияющие на формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования» анализируются содержательные показатели и факторы, которые описывают формирование адаптационной готовности к учебной деятельности личности.
Раскрыты объективные и субъективные факторы формирования. Объективные факторы представлены в совокупности особенностей среды, специфических условиях взаимодействия в рамках конкретной образовательной организации, социально-бытовых условиях, особенностях успешности и доступности образования на предыдущем этапе, условиях проживания, активности в рамках общественных отношений, социальных контактов, половых и возрастных признаках. Субъективные факторы (субъектные, индивидные) адаптационной готовности к учебной деятельности описаны в терминах темперамента, мотивации, уровня взаимоотношений, особенностях социальной позиции, социальных взаимоотношений. Различают первичные и вторичные факторы, которые выступают результатом взаимодействия с объективными факторами адаптации. К вторичным факторам относят свойства личности, проявляющиеся в показателях развития эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностях и т.д. Вторичные факторы адаптационной готовности к учебной деятельности взаимосвязаны с объективными внешними условиями адаптации, позволяют проявиться в условиях требований среды учебного процесса, согласно возрастающей учебной нагрузки, в контексте новых форм и средств учебной деятельности. В педагогической психологии центральным феноменом в описании успешности профессионализации личности выступает описание мотивации учения через систему конкретных мотивов деятельности, которые являются универсальными характеристиками мотивационной сферы личности. Эти характеристики представлены через систему непосредственных и опосредованных мотивов личности студента. Тенденция в изучении адаптивной готовности к учебной деятельности иностранных студентов направлена на изучение показателей и факторов социально-коммуникативной интеграции студентов в
образовательном пространстве. Факторы формирования адаптационной готовности личности к учебной деятельности представлены в совокупности психологических компонентов, которые имеют специфику взаимодействия и взаимодополняют друг друга.
Во второй главе – «Эмпирическое исследование формирования адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования» раскрывается методологическая основа работы, обосновываются методы, необходимые для исследования особенностей формирования адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования.
В первом параграфе «Методология и методы исследования адаптационной готовности к учебной деятельности» анализируются методологические принципы, согласно которым происходит выбор средств и методов исследования. Представлена логика исследования, обоснование и описание использованного метода сбора и обработки эмпирических данных.
В исследовании использовались следующие методики: методика «Адаптация личности в новой социокультурной среде» Л.В.Янковского, экспресс-диагностика межличностной аккультурации Дж. Берри, методика «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т.В. Корниловой, опросник диагностики эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. В. Люсина, шкала самооценки уровня стресса Л. Ридера, методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Т.И. Ильиной. Разработана анкета для экспертного оценивания показателей адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов и анкета для самооценки показателей адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов.
На этапе теоретического анализа имеющегося задела по проблеме исследования, проведено обобщение теоретического материала и выделены показатели адаптационной готовности к учебной деятельности студентов в условиях вузовского образования. Проведена экспертная оценка учебной активности и показателей адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования. Выявленные показатели адаптационной готовности к учебной деятельности были систематизированы в определенные группы. В результате обобщения данных сгруппированы показатели адаптационной готовности: учебно-дидактические, социально-психологические и эмоциональные показатели. Были соотнесены показатели и инструментарий для измерения адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования.
Второй параграф раскрывает динамику адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов на разных этапах учебно- профессиональной деятельности. Отмечается значимость как дидактических, социально-психологических, эмоциональных трудностей, которые заключаются в освоении форм и средств учебной деятельности и социально-психологических показателях взаимодействия с одногруппниками и преподавателями, степени
удовлетворенности процессом и результатом адаптации в условиях учебной деятельности. На первых курсах наиболее значимыми являются трудности, связанные с овладением языком и средствами учебной деятельности, овладением формами и методами обучения в высшей школе. На втором курсе на первый план выходят трудности в освоении новых форм самостоятельной работы и поддержания позитивной мотивации обучения. Так же на первом и втором курсе значимыми остаются социально-психологические характеристики, связанные с взаимодействием студентов внутри студенческой группы и с преподавателями. Значение дидактических трудностей снижается, процентное соотношение становится меньше на третьем и четвёртом курсе. Показатели эмоционального благополучия в рамках учебной деятельности становятся более стабильными на протяжении этапов обучения.
Изучена динамика доминирующих мотивов учебной деятельности у иностранных студентов на разных этапах учебно-профессиональной деятельности. При сравнении показателей отмечается не стабильность в проявлениях показателей мотивации от курса к курсу. Динамика в процессе учебно-профессиональной социализации определяется общей тенденцией формирования мотивов учения, направленных на процесс и результат обучения, а также мотивацию приобретения знаний. В результате сравнительного анализа отмечается рост мотива «приобретение знаний» (p<0,01), овладение профессией» (p<0,01) на первом, втором курсах обучения. Мотив «Получение диплома о высшем образовании» как показатель внешней мотивации деятельности иностранных студентов преобладает на начальных этапах, по сравнению с последующими курсами обучения. Изучены личностные особенности принятия решений студентами как характеристики личностной регуляции выборов субъекта (как принятия решений) в широком контексте жизненных ситуаций. Возрастают к третьему и четвертому курсам обучения показатели «личностной готовности к риску» (p<0,01) в ситуации взаимодействия с окружающими у иностранных студентов. По шкале «Субъективная рациональность» получены значимые различия на разных уровнях выраженности (p<0,01), (p<0,05) по всем курсам обучения. Однако пиковые различия представлены между первым и четвертым курсами обучения. В ситуации формирования адаптационной готовности к учебной деятельности для иностранных студентов значимым является способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Проведен сравнительный анализ, установлены значимые различия по шкалам: «Адаптированность к учебной группе» и «Адаптированность к учебной деятельности» между первым, вторым, и четвертым курсами обучения. Различия представлены на разных уровнях выраженности. Существуют скачкообразные периоды повышения показателей адаптированности к учебной деятельности, и к четвертому курсу обучения они не достигают оптимальных высоких значений. Получены значимые различия на высоком уровне достоверности по первому, третьему, четвертому курсам по шкале «Адаптированность к учебной деятельности». В рамках динамических аспектов изменения данных показателей наблюдается не значительный рост со второго к четвертому курсам. В динамике к четвертому курсу изменяется его оснащенность, и растут показатели дидактической адаптационной готовности, позволяющие говорить о готовности осваивать профессиональные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости студент может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях. Изучен показатель - готовность к установлению конструктивных взаимоотношений в новой социокультурной и образовательной среде. Установлено, что распределение типов адаптации в целом различается от курса к курсу. Это говорит о специфике формирования готовности к установлению конструктивных взаимоотношений в новой социокультурной и образовательной среде. Показатели по шкале «адаптивность» значительно возрастает с новым годом обучения. Получены значимые различия (p<0,01) между первым и третьим курсами обучения. Результаты по шкале «конформности» достаточно близки во всех группах испытуемых. Получены значимые различия (p<0,01) между первым и третьим курсами обучения. Показатель «интерактивности» у испытуемых возрастает в период со второго по четвертый курсы обучения, по которым выявлены значимые различия (p<0,01). Существует сниженные тенденции по шкале «депрессивность». Наибольшее значение в группе студентов второго курса, самое низкое значение – у студентов четвертого курса (p<0,05). Самые низкие показатели шкалы отчужденности демонстрируют студенты на четвертом курсе. Выявлены значимые различия между первым и четвертым курсами обучения (p<0,05). Доминирующей стратегией аккультурации в выборке иностранных студентов на всех курсах обучения выступает «интеграция». Интеграция отражает стремление сохранить главные культурные характеристики, но при этом принять основные ценности и образцы поведения новой культуры и установить прочные связи с ее представителями. Среди иностранных студентов первых двух курсов «маргинализация» как вид аккультурации более распространен. Данный вид выражается не только в отвержении своей собственной культуры (зачастую вынужденно, под воздействием принимающей среды), но и в непринятии новой, в основном в связи с дискриминацией иностранных студентов представителями большинства. На небольшом уровне выраженности выявлены различия по шкале «ассимиляция» на первом и четвертом курсах обучения (p<0,05). Изучены показатели эмоциональной адаптационной готовности, представленные в способности к осознанию и принятию своих чувств, оценка и интерпретация эмоций и чувств других людей. Динамика на протяжении всего периода обучения по шкалам «межличностного эмоционального интеллекта», «внутриличностного эмоционального интеллекта» постепенно нарастает и отличается в сравнении с показателями на первом и четвертом курсах обучения (p<0,01). Выраженность стресса у иностранных студентов на момент исследования свидетельствует о том, что процесс их адаптации не завершен. Проведен сравнительный анализ показателей проявления стресса в выборках иностранных студентов, в результате полученных данных установлены значимые различия по шкале «проявления стресса» в исследуемых выборках на первом и четвертом курсах (p<0,01). Данные в группе иностранных студентов первого курса выше, что говорит о наличие психоэмоциональных проблем. На протяжении этапов обучения наблюдается тенденция к снижению проявления стресса. В третьем параграфе представлены результаты факторного анализа показателей адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов. Эмпирически выделены три основных фактора, объясняющих 14,07%, 9,96%, 7,58%, соответственно общей дисперсии. Выделенные признаки представлены как виды адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов: «активная адаптационная готовность к учебной деятельности и взаимодействию», «пассивно-адаптивная» готовность, «конфликтно-адаптационная» готовность. В основу выделенных видов положен признак - направленность готовности на учебную деятельность и взаимодействие с социальным окружением. «Активная адаптационная готовность к учебной деятельности и взаимодействию» предполагает высокую адаптационную готовность к учебной деятельности студента через стратегии интеграции и активное преобразование имеющихся характеристик мотивации, активное вовлечение в процессы познания, использование разнообразных средств и форм учебной деятельности для достижения успеха в рамках осваиваемой деятельности. Чем выше адаптационная готовность к учебной деятельности личности, тем чаще преодолеваются дидактические барьеры в адаптации, трансформируются средства приобретения знаний и навыков, необходимые как в учебной деятельности, так и в рамках познавательной активности студента. При этом их не пугает сложность учебного материала, трудности и объем осваиваемых знаний. Основными характеристиками «пассивно-адаптивного» вида готовности становится стратегии приспособления, заключающиеся в принятии и конформном сближении личности с доминирующим большинством. Иностранные студенты ориентированы на макросреду, они отказываются от активных поисков индивидуальных способов адаптации, реализации себя в учебно- профессиональной сфере. Они демонстрируют внешнюю согласованность своих действий с действиями других людей, в рамках учебной деятельности очень исполнительны, но исключительно в виде копирования и подражания использую методы и средства обучения. «Конфликтно-адаптационному» виду готовности к учебной деятельности соответствуют показатели, реализующиеся через чувства отчуждения, вызывающие страх и в качестве защитной реакции, провоцирующие на агрессивные, конфликтные формы поведения. Для иностранных студентов свойственны конфликтные способы взаимодействия, наличие когнитивного диссонанса между своими представлениями об учебной деятельности и ее содержанием и требованиями преподавателей. Они имеют академические задолженности и эмоционально негативно относятся к процессу учебной деятельности. В четвертом параграфе представлены результаты корреляционного анализа. Установлена особая согласованность показателей адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов. Они отражают взаимосвязь мотивационных характеристик, личностных особенностей принятия решений, показателей социально-психологической адаптированности к учебной группе и учебной деятельности, коммуникативных умений, аккультурационных стратегий, отношения к выбранной специальности, успешности освоения форм, методов и средств обучения. Полученные взаимосвязи позволят использовать эти данные для разработки рекомендации по сопровождению процесса формирования адаптационной готовности у иностранных студентов. В пятом параграфе представлены практические рекомендации по сопровождению процесса формирования адаптационной готовности у иностранных студентов, которые ориентированы на раннюю диагностику и мониторинг показателей адаптационной готовности к учебной деятельности студента, разработку программ профилактики и коррекции трудностей в процессе адаптации к учебной деятельности и социальному взаимодействию, координацию взаимодействия между участниками образовательного процесса, проектирование педагогических процессов с учетом внедрения новых форм учебной деятельности, адаптированных под иностранных студентов, содействие повышению профессионально-педагогической культуры преподавателя, внедрение программ по повышению языковой компетентности для иностранных студентов и преподавателей, подготовку информационной среды вуза для формирования учебно-дидактических показателей адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов, психологическое консультирование студентов, нуждающихся в преодолении трудностей адаптации, неуспешности учебной деятельности, негативных обстоятельств, связанных с ностальгией, тревожными состояниями в связи с пребыванием вдалеке от Родины, содействие личностному и профессиональному самоопределению студентов на разных этапах обучения. В заключение диссертации отмечается, что полученные результаты подтверждают гипотезы исследования, перспективы дальнейшего продолжения исследования и области применения полученных результатов. Полученные результаты позволили сформулировать основные выводы: 1. В результате теоретического обобщения предложено определение адаптационной готовности к учебной деятельности. Адаптационная готовность к учебной деятельности иностранного студента – это предрасположенность личности к адаптационным действиям, проявляющаяся в готовности изменяться согласно условиям учебно-профессиональной деятельности, социокультурного и образовательного пространства, представляет собой динамическую структуру согласованных (учебно-дидактических, социально- психологических, эмоциональных) показателей, сформированность которых обеспечивает адаптацию личности к учебно-профессиональной деятельности. 2. Адаптационная готовность к учебной деятельности иностранных студентов представлена в совокупности трех структурных элементов учебно- дидактической, социально-психологической и эмоциональной готовности. Эти показатели готовности связаны. 3. Учебно–дидактические показатели представлены в проявлениях интереса к учебной деятельности, направленности на освоение новых знаний, показателях академической успеваемости, мотивации обучения в ВУЗе; социально-психологические показатели представлены спецификой поведения и общения студента в межличностных отношениях, отражают готовность к изменениям образовательной среды в рамках высшего образования, готовность к установлению конструктивных взаимоотношений в новой социокультурной и образовательной среде; эмоциональные показатели адаптационной готовности представлены в особенностях удовлетворенности учебной деятельности, в способностях к осознанию и принятию своих чувств, оценке и интерпретации эмоций и чувств других людей, стрессоустойчивости. 4. В процессе вузовского обучения, адаптационная готовность к учебной деятельности иностранных студентов претерпевает ряд изменений. На уровне учебно-дидактических показателей адаптационной готовности к учебной деятельности выявлены различия в доминирующих мотивах обучения: преобладании мотива «приобретение знаний» на первом, втором и четвертых курсах; ростом мотивации овладения профессией на третьем и четвертом курсах; возрастанием внешней мотивации «получения диплома» на первом и четвертом курсах обучения; повышением академической успеваемости в динамике по курсам обучения; скачкообразным повышением направленности на освоение новых знаний и познавательной активности в учебной деятельности на первом и третьем курсе; повышении показателей дидактической адаптации при поэтапном овладении формами и средствами учебной деятельности на третьем и четвертом курсах обучения. На уровне социально-психологических показателей адаптационной готовности к учебной деятельности различия выявлены по шкалам: «личностная готовность к риску» - показатели возрастают в ситуации взаимодействия с окружающими у иностранных студентов к третьему и четвертому курсам обучения; «субъективная рациональность» - различия получены по всем этапам обучения, пиковые различия представлены между первым и четвертым курсами обучения. Существуют скачкообразные периоды повышения показателей адаптированности к учебной деятельности по первому, третьему, четвертому курсам обучения. Адаптированность к учебной группе возрастает на рубеже второго и третьего курса. При изучении готовности к установлению конструктивных взаимоотношений в новой социокультурной и образовательной среде выявлены значимые различия по показателям: «адаптивность» - между группами студентов первых и третьих, четвертых курсов; «конформность» - между студентами первого и третьего курса, «интерактивность» - между студентами первого и второго, первого и четвертого курса обучения, «депрессивность» - между иностранными студентами второго и четвертых курсов обучения, «отчужденность» - между студентами первого и четвертого курса). В результате полученных данных можно констатировать, что не у всех иностранных студентов в процессе обучения складываются конструктивные виды адаптационной готовности к взаимодействию с новой социокультурной средой. Сравнительный анализ аккультурационных стратегий у иностранных студентов на разных этапах учебно-профессиональной деятельности показал преобладание «интеграции» и «ассимиляции» на четвертом курсе по сравнению с первым курсом. Что свидетельствует о ресурсах быстрой и успешной учебной адаптации в иноязычной образовательной среде через принятие ценностей и установок принимающего сообщества. На уровне эмоциональных показателей адаптационной готовности к учебной деятельности различия выявлены между первым и четвертым курсами обучения в проявлении способностей в понимании чувств других людей и способностей вызывать у других людей желательные эмоции и управлять нежелательными эмоциями. Установлены значимые различия по шкале «проявления стресса» в исследуемых выборках на первом и четвертом курсах: данные в группе иностранных студентов первого курса выше, что говорит о наличие психоэмоциональных проблем. На протяжении этапов обучения наблюдается тенденция к снижению проявления стресса. 5. описывающие «активную адаптационную готовность к учебной деятельности и взаимодействию», «пассивно-адаптивную» готовность, «конфликтно- адаптационную» готовность. Выделенные виды адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов, отличающиеся друг от друга качественной направленностью готовности к учебной деятельности и взаимодействием с социальным окружением. Результатами формирования адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов выступают: готовность использовать на практике стратегии поведения, конструктивные типы аккультурации необходимые для быстрейшей адаптации на разных этапах обучения, направленность на обучение, интеграция смыслов и ценностей новой социокультурной и образовательной среды, готовность руководствоваться новыми нормами поведения и выстраивать гармоничные отношения с группой и образовательной средой с учетом жизненных перспектив и условий учебно-профессиональной деятельности. 6. Доказана внутренняя согласованность структурных компонентов адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов. Взаимосвязь структурных компонентов адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов характеризуются устойчивостью, обладают свойством совместного действия. Взаимосвязь мотивационных характеристик, показателей социально-психологической адаптированности к учебной группе и учебной деятельности, аккультурационных стратегий, отношения к выбранной специальности, успешности в освоении форм, методов и средств обучения обуславливает внутреннюю согласованность показателей Факторизация показателей адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов позволила выделить виды, адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования. 7. Разработаны рекомендации для психологов и преподавателей вуза в целях совершенствования психолого-педагогического сопровождения иностранных студентов в рамках вузовского образования с учетом критериев, показателей и динамики формирования адаптационной готовности иностранных студентов к учебной деятельности. Рекомендации включают следующие направления по преодолению низкой адаптивности, академической неуспеваемости иностранных студентов, достижению дидактических успехов в учебно-познавательной деятельности, снижению напряжённости эмоциональных контактов в рамках межличностных отношений в условиях быта и в рамках учебной деятельности, ориентацией на мотивацию достижений, развитием познавательных интересов, интегрированностью иностранных студентов в общественную активность Вуза, ростом устойчивой профессиональной ориентации проявляющейся в готовности продолжить обучение в рамках выбранной образовательной программы и т.д.

Актуальность исследования.
Обращение к проблеме адаптации иностранных студентов в условиях ву-
зовского образования, связано с тенденцией увеличения притока иностранных
студентов в Россию по программам обменов и для получения высшего образо-
вания. Однако тенденция роста количества иностранных студентов в вузах
России сопровождается системной задачей адаптации этих студентов в социо-
культурной и языковой академической среде. Расширение границ высшего об-
разования для иностранных студентов длительное время является вопросом
практического применения, развития условий и норм внедрения практик при-
нимающих сообществ, создание условий для получения профильного профес-
сионального высшего образования за рубежом. В историческом контексте раз-
витие образовательной миграции все еще остается актуальной проблемой.
Несомненно, причинами этого стали правовые и законодательные инициативы
государственной политики, которые стимулировали рост интереса зарубежных
студентов к российскому высшему образованию. С другой стороны, данный
интерес продиктован повышением имиджа российского высшего образования и
его доступностью, внедрением новых форм обучения и развитием политики
квотирования мест для иностранных студентов. Рост международных контак-
тов, доступность высшего образования в России для иностранных граждан,
возможность для российских специалистов конкурировать на европейском
рынке труда и рост языковых связей актуализируют потребность в разработке
новых психолого-педагогических и методических решений, позволяющих
включить иностранных студентов в межкультурную среду. Формирование
адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в
контексте вузовского образования, становится одной из центральных задач в
рамках решения проблем интеграции иностранных студентов в образователь-
ную среду.
Иностранные студенты, интегрируясь в новые условия вузовского обра-
зования, имеют большой спектр трудностей. Культурная неоднородность обра-
зовательной среды предъявляет требования к адаптации в условиях межкуль-
турного взаимодействия в высшей школе. Плохое владение русским языком за-
трудняет не только овладение знаниями, значительно препятствует коммуни-
кации в рамках взаимоотношений с одногруппниками и преподавателями. Пре-
одоление учебно-познавательных, коммуникативных трудностей снижает мо-
тивацию студента, препятствует освоению знаний, планированию учебного
процесса, приводит к разочарованиям в качестве и организации учебной дея-
тельности. Всё это актуализирует прикладную задачу – изучение динамики и
структуру компонентов адаптационной готовности к учебной деятельности
иностранных студентов.
Первые попытки исследования, посвященные проблеме адаптации лично-
сти, были предприняты в рамках различных научных областей. Понятие адап-
тации перешло из раздела физиологии в гуманитарные науки для объяснения
приспособительных функций личности в новых группах, изменяющихся усло-
виях в образовательной среде. Все психологические школы обращают свой фо-
кус внимания на понятие и процесс адаптации личности (Х. Ауберт, Ф.Б. Бере-
зин, В.В.Гриценко, М.В. Григорьева, А.Н. Жмыриков, A.A. Реан, З.Ф. Назыров,
О.И. Зотова, И.К. Кряжева, В.В. Константинов А.В. Петровский, О.А. Тихо-
мандрицкая, Л.Л. Шпак, А.А. Налчаджян, М.А. Лобас, Ж. Пиаже, Н.И. Сардж-
веладзе, Л.В. Ключникова, Н.М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Р.М.
Шамионов, Т. Шибутани и др.), механизмы адаптации иностранных студентов
(Н.Л. Антонова, Л.С. Асейкина, Б.С. Алишев, Д.Г. Арсеньев, Л.И. Бадалова,
А.М. Бекбулатова, И.Л. Беккер, О.А. Береговая, Е.В. Бусурина , Л.Н. Ваулина,
Ю. Ван, Е.Г. Воронцова, М.И. Витковская, Т.А. Власова, Э.А. Глазков, В.Н. Го-
лубев, А.Д. Гладуш, О.В. Груздева, О.П.Гундарова, Т.Д. Дубовицкая, Е.С. До-
рожинская, С.Ю. Жданова, А.В. Зинковский, М.А. Иванова, А.М. Карандеева,
А.Г. Кварацхелия, Т.Н. Каменева, Н.А. Коношенко А.В. Крылова, В.И. Куда-
шов, И.Р. Куралева, К.Д. Кунилова, О.В.Маслова, А.В. Меренков, Н.А. Насоно-
ва, А.В. Печеркина, Н.А. Старосветская, И.В. Троцук, Г.Н. Трофимова, В.М.
Филиппов). При определении сущности процесса адаптации выделяется два
фокуса внимания: первый обращает взор на преобразование личности, форми-
рование активной позиции, выработку и присвоение новых способов совлада-
ния со стрессовыми ситуациями, развитие адаптивных стратегий в условиях
субъектного взаимодействия студента – образовательной среды; второй – на
влияние социальной и образовательной среды, механизмов обеспечивающих
формирование приспособительных стратегий и качеств личности, которые поз-
воляют конструктивно адаптироваться в изменяющихся условиях.
В рамках нашего исследования близким к его предмету выступает поня-
тие «адаптированности», которое понимается как глубокий потенциал лично-
сти, обеспечивающий её включение и адаптацию к образовательной среде (О.А.
Лодде, А.А. Налчаджян, Л.Л. Шпак). Адаптированность выступает результатом
процесса адаптации, потенциалом, который позволяет личности интегриро-
ваться в любые учебные и профессиональные среды, обеспечивая уровень
функционирования как активного субъекта деятельности.
В отечественной традиции понятие «готовности» разработано и пред-
ставлено в разных подходах как: внутренняя установка (Д.Н. Узнадзе), готов-
ность к осуществлению деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов и другие),
готовность в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А.Д. Ганюшкин и др.), готовность,
направленная на выполнение задачи (М. И.Дьяченко, Л. А. Кандыбовичи др.),
готовность к оперативному действию (В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян и др.)., го-
товность к обучению (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.И. Запорожец, Д.Б.
Эльконин, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.Д. Шадриков, М.М. Без-
руких, Н.Г. Салмина, Н.В. Нижегородцева, О.В.Хмелькова и др.), готовность к
учебной деятельности в вузе (Е.А. Бондарь, М.В. Григорьева, Р.М. Шамионов,
Е.В. Рягузова, Е.Д. Максимчук, М.Н. Кротова, А.Ю. Калина, О.А. Иванова, О.Н.
Маркова, О.Н. Локаткова, М.В. Коновалова, А.А. Сорока и другие).
Представлена широта трактовок понятия «адаптационной готовности к
деятельности». Содержание адаптационной готовности к деятельности описы-
вается через нахождение баланса между требованиями образовательной среды,
социокультурного пространства и ресурсами личности (И.В.Арендачук), через
поэтапное формирование способностей, выступающих потенциалом для
успешной реализации индивидуально-значимой деятельности (М.В. Григорье-
ва), через формирование установок на приспособление к изменяющимся ситуа-
циям деятельности, соотнесением представлений с возможностями преодоления
трудностей в ходе социальной активности и самореализации личности (Р.М.
Шамионов).
Применительно к высшему образованию принципиальным основанием в
исследовании адаптации студентов является их адаптационная готовность к
учебной деятельности. Всестороннее изучение данного феномена стало акту-
альным в результате необходимости активной адаптации иностранных студен-
тов в условиях вузовского образования, потребности целостного описания про-
блемы формирования адаптационной готовности к учебной деятельности ино-
странных студентов. При этом процесс формирования рассматривается как
естественный процесс изменений в условиях субъектного взаимодействия сту-
дента – образовательной среды.
Актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями:
– наличием большого спектра исследований, посвященных процессам
адаптации иностранных студентов и недостатком современных исследований
формирования адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных
студентов в условиях вузовского образования;
– необходимостью повышения адаптационной готовности к учебной дея-
тельности иностранных студентов и недостаточностью знаний о структуре, ди-
намике и согласованности элементов данного феномена;
– необходимостью психолого-педагогического сопровождения процесса
формирования адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных
студентов в условиях вузовского образования, способствующего динамике
сформированности структурных элементов адаптационной готовности, и отсут-
ствием методического обеспечения данного процесса.
Вышесказанное позволило сформулировать проблему исследования, ко-
торая заключается в потребности изучения показателей, структуры и динамики
адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в
рамках вузовского образования для разработки рекомендаций по сопровожде-
нию процесса формирования адаптационной готовности к учебной деятельно-
сти у иностранных студентов.
Цель исследования: изучить структурные элементы, динамику и внут-
реннюю согласованность показателей адаптационной готовности к учебной де-
ятельности иностранных студентов в рамках вузовского образования.
Объект исследования: адаптационная готовность к учебной деятельно-
сти.
Предмет исследования: показатели адаптационной готовности к учебной
деятельности иностранных студентов на разных этапах вузовского образования.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что адап-
тационная готовность иностранных студентов к учебной деятельности в усло-
виях вузовского образования представляет собой динамическую предрасполо-
женность личности к адаптационным действиям, структурные компоненты
(учебно-дидактические, социально-психологические, эмоциональные) взаимо-
связаны и обладают нелинейностью формирования в условиях учеб-
но-профессиональной деятельности студента.
Выдвинутая гипотеза конкретизируется следующими частными гипоте-
зами:
– основными структурными элементами адаптационной готовности лич-
ности к учебной деятельности у иностранных студентов, влияющими на
успешность ее формирования, являются показатели учебно-дидактической, со-
циально-психологической и эмоциональной готовности к учебной деятельно-
сти.
– существует нелинейная динамика формирования адаптационной готов-
ности к учебной деятельности иностранных студентов в процессе получения
вузовского образования, заключающаяся в изменении учебных целей и умений,
мотивации обучения, готовности к изменениям образовательной среды в рамках
высшего образования, готовности к установлению конструктивных взаимоот-
ношений в новой социокультурной и образовательной среде, повышении удо-
влетворенности учебной деятельности.
– взаимосвязь структурных компонентов адаптационной готовности к
учебной деятельности иностранных студентов обусловлена выраженностью
мотивационных характеристик, особенностями социально-психологической
адаптированности к учебной группе и деятельности, аккультурационными
стратегиями, отношением к выбранной специальности, успешностью в освое-
нии форм, методов и средств обучения.
Задачи исследования.
Теоретические задачи:
– раскрыть содержание основных понятий, «адаптации», «адаптирован-
ность» в психологической науке, уточнить сущность понятия «адаптационной
готовности к учебной деятельности», показателей адаптационной готовности к
учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образо-
вания.
Методические задачи:
– разработать программу исследования адаптационной готовности к
учебной деятельности иностранных студентов в рамках вузовского образования,
направленную на изучение показателей, структуры, динамики формирования,
видов, внутренней согласованности показателей адаптационной готовности к
учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образо-
вания;
Эмпирические задачи:
– выявить структурные элементы адаптационной готовности личности к
учебной деятельности у иностранных студентов в условиях высшего образова-
ния;
– изучить динамику показателей адаптационной готовности к учебной де-

В рамках проведенной работы изучено формирование адаптационной го-
товности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузов-
ского образования.
1. В результате теоретического обобщения предложено определение
адаптационной готовности к учебной деятельности. Адаптационная готовность
к учебной деятельности иностранного студента – это предрасположенность
личности к адаптационным действиям, проявляющаяся в готовности изменяться
согласно условиям учебно-профессиональной деятельности, социокультурного
и образовательного пространства, представляет собой динамическую структуру
согласованных (учебно-дидактических, социально-психологических, эмоцио-
нальных) показателей, сформированность которых обеспечивает адаптацию
личности к учебно-профессиональной деятельности.
2. Адаптационная готовность к учебной деятельности иностранных сту-
дентов представлена в совокупности трех структурных элементов учеб-
но-дидактической, социально-психологической и эмоциональной готовности.
Эти показатели готовности связаны.
3. Учебно–дидактические показатели представлены в проявлениях инте-
реса к учебной деятельности, направленности на освоение новых знаний, пока-
зателях академической успеваемости, мотивации обучения в ВУЗе; социаль-
но-психологические показатели представлены спецификой поведения и обще-
ния студента в межличностных отношениях, отражают готовность к изменени-
ям образовательной среды в рамках высшего образования, готовность к уста-
новлению конструктивных взаимоотношений в новой социокультурной и обра-
зовательной среде; эмоциональные показатели адаптационной готовности
представлены в особенностях удовлетворенности учебной деятельности, в спо-
собностях к осознанию и принятию своих чувств, оценке и интерпретации эмо-
ций и чувств других людей, стрессоустойчивости.
4. В процессе вузовского обучения, адаптационная готовность к учебной
деятельности иностранных студентов претерпевает ряд изменений. На уровне
учебно-дидактических показателей адаптационной готовности к учебной дея-
тельности выявлены различия в доминирующих мотивах обучения: преоблада-
нии мотива «приобретение знаний» на первом, втором и четвертых курсах; ро-
стом мотивации овладения профессией на третьем и четвертом курсах; возрас-
танием внешней мотивации «получения диплома» на первом и четвертом кур-
сах обучения; повышением академической успеваемости в динамике по курсам
обучения; скачкообразным повышением направленности на освоение новых
знаний и познавательной активности в учебной деятельности на первом и тре-
тьем курсе; повышении показателей дидактической адаптации при поэтапном
овладении формами и средствами учебной деятельности на третьем и четвертом
курсах обучения.
На уровне социально-психологических показателей адаптационной го-
товности к учебной деятельности различия выявлены по шкалам: «личностная
готовность к риску» – показатели возрастают в ситуации взаимодействия с
окружающими у иностранных студентов к третьему и четвертому курсам обу-
чения; «субъективная рациональность» – различия получены по всем этапам
обучения, пиковые различия представлены между первым и четвертым курсами
обучения. Существуют скачкообразные периоды повышения показателей адап-
тированности к учебной деятельности по первому, третьему, четвертому курсам
обучения. Адаптированность к учебной группе возрастает на рубеже второго и
третьего курса. При изучении готовности к установлению конструктивных вза-
имоотношений в новой социокультурной и образовательной среде выявлены
значимые различия по показателям: «адаптивность» – между группами студен-
тов первых и третьих, четвертых курсов; «конформность» – между студентами
первого и третьего курса, «интерактивность» – между студентами первого и
второго, первого и четвертого курса обучения, «депрессивность» – между ино-
странными студентами второго и четвертых курсов обучения, «отчужденность»
– между студентами первого и четвертого курса). В результате полученных
данных можно констатировать, что не у всех иностранных студентов в процессе
обучения складываются конструктивные виды адаптационной готовности к
взаимодействию с новой социокультурной средой. Сравнительный анализ ак-
культурационных стратегий у иностранных студентов на разных этапах учеб-
но-профессиональной деятельности показал преобладание «интеграции» и «ас-
симиляции» на четвертом курсе по сравнению с первым курсом. Что свиде-
тельствует о ресурсах быстрой и успешной учебной адаптации в иноязычной
образовательной среде через принятие ценностей и установок принимающего
сообщества.
На уровне эмоциональных показателей адаптационной готовности к
учебной деятельности различия выявлены между первым и четвертым курсами
обучения в проявлении способностей в понимании чувств других людей и спо-
собностей вызывать у других людей желательные эмоции и управлять нежела-
тельными эмоциями. Установлены значимые различия по шкале «проявления
стресса» в исследуемых выборках на первом и четвертом курсах: данные в
группе иностранных студентов первого курса выше, что говорит о наличие
психоэмоциональных проблем. На протяжении этапов обучения наблюдается
тенденция к снижению проявления стресса.
5. Факторизация показателей адаптационной готовности к учебной дея-
тельности иностранных студентов позволила выделить виды, описывающие
«активную адаптационную готовность к учебной деятельности и взаимодей-
ствию», «пассивно-адаптивную» готовность, «конфликтно-адаптационную» го-
товность. Выделенные виды адаптационной готовности к учебной деятельности
иностранных студентов, отличающиеся друг от друга качественной направлен-
ностью готовности к учебной деятельности и взаимодействием с социальным
окружением. Результатами формирования адаптационной готовности к учебной
деятельности иностранных студентов выступают: готовность использовать на
практике стратегии поведения, конструктивные типы аккультурации необхо-
димые для быстрейшей адаптации на разных этапах обучения, направленность
на обучение, интеграция смыслов и ценностей новой социокультурной и обра-
зовательной среды, готовность руководствоваться новыми нормами поведения
и выстраивать гармоничные отношения с группой и образовательной средой с
учетом жизненных перспектив и условий учебно-профессиональной деятельно-
сти.
6. Доказана внутренняя согласованность структурных компонентов адап-
тационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов. Взаи-
мосвязь структурных компонентов адаптационной готовности к учебной дея-
тельности иностранных студентов характеризуются устойчивостью, обладают
свойством совместного действия. Взаимосвязь мотивационных характеристик,
показателей социально-психологической адаптированности к учебной группе и
учебной деятельности, аккультурационных стратегий, отношения к выбранной
специальности, успешности в освоении форм, методов и средств обучения обу-
славливает внутреннюю согласованность показателей адаптационной готовно-
сти к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского об-
разования.
7. Разработаны рекомендации для психологов и преподавателей вуза в
целях совершенствования психолого-педагогического сопровождения ино-
странных студентов в рамках вузовского образования с учетом критериев, по-
казателей и динамики формирования адаптационной готовности иностранных
студентов к учебной деятельности. Рекомендации включают следующие
направления по преодолению низкой адаптивности, академической неуспевае-
мости иностранных студентов, достижению дидактических успехов в учеб-
но-познавательной деятельности, снижению напряжённости эмоциональных
контактов в рамках межличностных отношений в условиях быта и в рамках
учебной деятельности, ориентацией на мотивацию достижений, развитием по-
знавательных интересов, интегрированностью иностранных студентов в обще-
ственную активность Вуза, ростом устойчивой профессиональной ориентации
проявляющейся в готовности продолжить обучение в рамках выбранной обра-
зовательной программы и т.д.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Самораскрытие способностей подростка как фактор академической успешности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»