Формирование безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде

Силаева Ольга Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1. Предпосылки исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста
1.2. Психолого-педагогические риски и ресурсы инклюзивной образовательной среды дошкольной организации
1.3. Характеристика безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
Выводы по первой главе
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.1. Методологические основания формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
2.2. Организация исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
2.3. Обзор методов и методик исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
Выводы по второй главе
3
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
3.1. Анализ особенностей безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
3.2. Психолого-педагогическая программа формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
3.3. Оценка эффективности психолого-педагогической программы формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А. Батарея методик диагностики безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
Приложение Б. Упражнения по формированию безопасного социального поведения детей дошкольного возраста при взаимодействии с детьми с отклонениями в развитии
Приложение В. Результаты психодиагностики показателей безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной среде
Приложение Г. Корреляционные связи показателей безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной среде
Приложение Д. Примеры выполнения рисуночного теста «Я в детском саду» (М. Быкова и М. Аромштам)

Во введении обоснована актуальность проблемы, отражена степень разработанности темы, сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель и задачи, изложены методология и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту, обоснована достоверность, описана апробация результатов.
В первой главе«Теоретические основы формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде» проанализированы предпосылки исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста. Современная социальная ситуация ставит перед обществом задачу обеспечения безопасности детей и безопасности детства. Безопасность детства представляет собой результат взаимовлияния микросредовых факторов и внутренних личностных особенностей ребенка. Установлено, что безопасность образовательной среды влияет на психическое здоровье обучающихся, их социальное поведение, развитие социальных навыков, успешность освоения ими образовательной программы (А. Г. Асмолов, И. А. Баева, А. В. Пелихова, Д. И. Фельдштейн и др.). В особой
группе риска при этом находятся дети с отклонениями в развитии. Это связано с тем, что, с одной стороны, отклонения в развитии выступают рисками дизонтогенеза и создают преграды для возникновения осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылки психологической безопасности и благополучия ребенка; с другой стороны, дети без отклонений в развитии в большинстве случаев не способны устанавливать безопасное инклюзивное взаимодействие в образовательной среде (П. А. Кисляков, Т. В. Луценко, С. Н. Сорокоумова, А. С. Сиротюк, Е. А. Шмелева и др.). Угрозы безопасному развитию ребѐнка могут быть компенсированы средовыми факторами, когда субъекты образования (родители, педагоги, психологи) выработают у ребѐнка навыки безопасного поведения в социальной среде, сформируют вокруг него психологически безопасную и здоровьесберегающую среду.
Анализ теоретических и прикладных исследований (С. В. Алехина, Н. В. Иванова Н. М. Назарова и др.) позволил выделить следующие психолого- педагогические угрозы и риски инклюзивного образования:
– организационно-методические риски, связанные с формализацией и девальвацией идеи инклюзивного образования; центрацией инклюзивного образованияна когнитивной составляющей и снижением роли социализации и социального развития;«размытием» границ содержания работы и профессиональной ответственности педагогов в инклюзивном образовательном пространстве;
– психологические (субъективные) риски, связанные с неприятием участниками образовательного процесса практик инклюзивного образования, что приводит к социальной дезадаптации, нарушению психического и физического здоровья детей с отклонениями в развитии и детей с нормативным развитием;
– кадровые риски, связанные с неготовностью педагогического состава к качественной реализации инклюзивного образования, несформированной инклюзивной культурой.
Построение инклюзивной образовательной среды дошкольной организации на принципах обеспечения психологической безопасности, социальной толерантности и здоровьесбережения позволяет ей выполнять функции адаптации, социализации и развития как для детей с нормативным развитием, так и для детей с отклонениями в развитии. Необходимым условием при этом является реализация специальных программ психолого-педагогического сопровождения и методик организации взаимодействия детей в различных видах деятельности (групповое обучение, прием пищи, уход за собой, игры, активный отдых).
В ходе анализа систематизированного теоретико-методологического и эмпирического материала по проблеме исследования установлено, что безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной
образовательной среде определяется следующими личностными конструктами (индивидуально-психологическими качествами): потребностно-мотивационным, эмоционально-волевым, когнитивным, межличностным.
Данные личностные конструкты позволили дать следующую психологическую характеристику безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде: у детей сформированы представления о социальных и моральных нормах, об опасностях, угрожающих жизни, здоровью и благополучию в социальной среде; они демонстрируют достаточный уровень сензитивности к угрозам и опасностям, что позволяет им выбирать принятые в обществе способы адекватного реагирования на них;их характеризует адекватная самооценка и способность к эмпатии; им несвойственна агрессивность и конфликтность в поведении как со сверстниками, так и со значимыми взрослыми (педагогами, родителями); они открыты к взаимодействию с детьми с отклонениями в развитии и с детьми с нормативным развитием и демонстрируют просоциальное поведение; в качестве копинга дети используют, как правило, адаптивные стратегии (поиск социальной поддержки – ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия); они успешно адаптируются к инклюзивной группе, сохраняют психологическую устойчивость и устанавливают эффективное и безопасное взаимодействие в инклюзивной группе.
Реализация дошкольником с нормативным развитием безопасного социального поведения в инклюзивной образовательной среде способствует формированию как у него, так и дошкольника с отклонением в развитии психологической безопасности. Психологическая безопасность дошкольника рассматривается нами как устойчивое чувство защищенности, порождаемое восприятием социальной среды и отношениями, обеспечивающими удовлетворение потребностей в безопасности, общении, двигательной и познавательной активности, референтную значимость, доверие миру.
Во второй главе «Методологические основания, организация и методы исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде» описаны модель и методологические основания формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде; программа, организация и методы исследования; охарактеризована выборка испытуемых.
Модель формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде состоит из следующих компонентов (рисунок 1): целевого, отражающего результат формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста, выраженного в развитии потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой,

Методологические основы – средовой подход;
– риск-ресурсный подход;
– личностно-развивающий подход; – методологические принципы
Образовательные области: – социально-коммуникативное развитие;
– физическое развитие;
– познавательное развитие
Этапы: – адаптационный;
– мотивационно-информационный; – практико-ориентированный
Формы инклюзии: – полная;
– частичная;
Психолого- педагогические ресурсы:
– адаптационные;
– развивающие;
– социализирующие
ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ
психологически безопасная здоровьесберегающая
субъекты психолого-педагогического взаимодействия воспитатели, психолог, дефектолог, инструктор по физической культуре
Психолого- педагогические риски: – организационно- методические;
– кадровые;
– психологические (социально опасное поведение)
дети с нормативным развитием дети с отклонениями в развитии
родители детей с нормативным развитием родители детей с отклонениями в развитии
РЕЗУЛЬТАТ: БЕЗОПАСНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
компоненты/показатели
когнитивный:
– знание особенностей поведения детей с
отклонениями в развитии;
– умение выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций
потребностно-мотивационный: – следование социальным и моральным нормам;
– установка на здоровый и безопасный образ жизни;
– социальная толерантность
эмоционально-волевой: – способность к эмпатии; –
неконфликтность(совлада ющее поведение);
– низкий уровень тревожности
межличностный:
– коммуникативные навыки;
– стремление к сотрудничеству; – готовность к взаимопомощи
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Рисунок 1 – Психолого-педагогическая модель формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде

когнитивной, межличностной сфер и психологической безопасности; средового, отражающего психолого-педагогические ресурсы и психолого-педагогические риски инклюзивной среды; субъектного, определяющего содержание деятельности воспитателя, психолога, дефектолога, инструктора по физической культуре, детей с нормативным развитием, детей с отклонениями в развитии, родителей; содержательного, определяющего содержание знаний, перечень упражнений, направленных на решение образовательных, воспитательных, развивающих, оздоровительных и коррекционных задач на основе интеграции социально-коммуникативного развития, физического развития, познавательного развития; психодидактического, содержащего описание организационных форм инклюзии, этапов формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде; оценочно- диагностического, включающего набор психодиагностических методик определения формы инклюзивного образования и оценки сформированности безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде.
Система формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде базируется на методологических принципах комплексности, гуманизации, развития и субъекта деятельности, объективности, социальной обусловленности и легитимизации, деонтологичности, адаптивности и доступности, интеграции, здоровьесбережения, оптимистического характера и позитивного эмоционального воздействия, психологической защиты, социальной толерантности, единства интеграции и дифференциации, совместной деятельности и взаимодействия, социализации.
Также во второй главе определены критерии отбора детей, нуждающихся в инклюзивном дошкольном образовании. Уровень социально-психологической адаптации в группе сверстников определялся на основе наблюдения по показателям доверия, контактности, самостоятельности и эмоционально-волевых качеств воспитанника, проявляемых в повседневной познавательно-поведенческой деятельности.
В третьей главе «Экспериментальное исследование формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде» представлены результаты экспериментальной работы. С целью выявления психолого-педагогических рисков инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации и выявления особенностей социального поведения дошкольников по критерию психологической безопасности было проведено констатирующее исследование, в ходе которого установлено, что сформированность психологических
показателей и компонентов находится преимущественно на низком или среднем уровнях (таблица 1).
Таблица 1 – Уровень сформированности психологических показателей и компонентов безопасного социального поведения дошкольников, посещающих инклюзивные группы, % (контрольная группа)
Компоненты безопасного социального поведения дошкольников
потребностно- мотивационный эмоционально-волевой
Уровень сформированности
Методики психолого- педагогического исследования
Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала мотивации) Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала эмоций) Тревожность
Неконфликтность (совладающее поведение)
«Я в детском саду»
когнитивный
0%
41,3%
58,7%
Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала информированности)
межличностный
22%
43%
35%
Включенность в игровое взаимодействие со сверстником в детском саду
психологическая безопасность
высокий средний 8,7% 41,2%
8,6% 28,3%
37% 33% 37% 30%
41% 22%
низкий 50,1%
63,1%
30% 33%
37%
Для выявления взаимосвязи между исследуемыми показателями был проведен линейный регрессионный анализ (метод шагов), результаты которого подтвердили структуру безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде (R2 = 0,804; F = 124,518, p< 0,001) (таблица 2). Таблица 2 – Результаты регрессионного анализа показателей безопасного социального поведения дошкольников (зависимая переменная «Психологическая безопасность») Предикторы Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала мотивации) Неконфликтность (совладающее поведение) Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала информированности) Включенность в игровое взаимодействие со сверстником в детском саду β р R2 F 0,186 0,003 124,518 p<0,001 0,415 <0,001 0,098 0,05 0,804 0,194 0,003 Полученные результаты психодиагностики согласуются с наблюдением, проведенным в инклюзивных группах во время учебного года. Так, дети с нормативным развитием редко вступали в игровое взаимодействие со сверстниками с отклонениями в развитии, проявляли признаки конфликтности по отношению к ним. Зачастую это связано с тем, что дети с отклонениями в развитии отбирают игрушки, не следуют правилам игры, портят рисунки других детей. Что в итоге приводит к повышенной тревожности и агрессивности детей с нормативным развитием. Проведенное анкетирование среди педагогов (воспитателей, инструкторов по физической культуре, психологов) показало, что к числу проблем организации инклюзивного дошкольного образования, выступающих психолого-педагогическими рисками, относятся низкая способность дошкольников к эмпатии, высокий уровень тревожности и, как следствие агрессивности дошкольников, трудности разрешения конфликтов в игровых ситуациях, неготовность детей без отклонений в развитии к взаимодействию с детьми с отклонениями в развитии во время занятий и игровой деятельности. При этом большинство педагогов (81%) не в полной мере представляют, каким образом, осуществлять интегрированные занятия для детей без отклонений в развитии совместно с детьми с отклонениями в развитии, обеспечивая при этом их безопасное социальное поведение и взаимодействие. Анализ результатов анкетирования, проведенного среди родителей (законных представителей), показал, что около 68% родителей детей, не имеющих нарушений в развитии, не разделяют перспективы инклюзивного образования. В рамках экспериментальной работы была разработана и внедрена психолого-педагогическая программа формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде. Программа построена на основе организации полисубъектного безопасного взаимодействия детей нормативным развитием и детей с отклонениями в развитии с использованием двух форм функциональной инклюзии: «частичная инклюзия» – ребенок с отклонениями в развитии включается в систему дошкольного образования в режиме неполного дня в своей возрастной группе, а также принимает участие на занятиях вместе со сверстниками; «полная инклюзия» – ребенок с отклонениями в развитии включается в систему дошкольного образования в режиме полного дня в своей возрастной группе. В программе выделены следующие этапы формирования безопасного социального поведения детей в инклюзивной образовательной среде: I этап – адаптационный (адаптационные ресурсы инклюзивной образовательной среды) включает реализацию технологий, направленных на сплочение детей, обеспечение психологической безопасности детей за счет снятия эмоционального напряжения и, как следствие, минимизации психолого- педагогических рисков социальной дезадаптации. На данном этапе в качестве психолого-педагогических методов выступают методы выражения эмоций, нацеленные на развитие умений адекватно выражать свои эмоции, снижение агрессивности, обретение детьми нового эмоционального опыта с учетом складывающейся ситуации; методы телесно-ориентированной психотерапии. II этап – мотивационно-информационный (развивающие ресурсы инклюзивной образовательной среды) направлен на мотивирование дошкольников через разъяснение морально-этических основ, развитие эмпатии и просоциальности. На данном этапе дошкольники знакомятся с особенностями поведения детей с различными отклонениями в развитии, с тем как «особенные дети» воспринимают окружающий мир. Используются эвристические методы; диалогическое общение по сюжетам сказок, в которых в числе персонажей есть «особенные дети»; арт-терапия, направленная на визуализацию в рисунках ценностей безопасного поведения; методы коррекции самооценки; развивающие игры, направленные на развитие бесконфликтного общения, восприятия границ личного (персонального) пространства, развитие языка жестов, мимики и понимание того, как «особый ребенок» воспринимает мир и принятие его. III этап – практико-ориентированный (социализирующие ресурсы инклюзивной образовательной среды) – формирование у детей практических навыков безопасного социального поведения в совместной деятельности со сверстниками с отклонениями в развитии. Предлагаются игровые задания, участие в которых способствует увеличению степени вовлеченности дошкольников в действия сверстников (содействие) и как следствие, развитие субъектности, направленной на социально-одобряемые стереотипы общения со сверстниками с отклонениями в развитии. Используются развивающие игры, направленные на установление ненасильственного взаимодействия, умений выделять положительные качества и достоинства других детей; арт-терапия, построенная на основе организации совместной деятельности, методы развития психомоторных способностей посредством интеграции двигательной и познавательной активности (упражнения в парах; подвижные игры). Таким образом, дошкольники во время игровой деятельности учатся тому, как можно, не вызывая страх, агрессию или апатию у детей с нарушениями в развитии, прикасаться к ним, разговаривать. Дошкольники помогают обучать своих сверстников с отклонениями в развитии навыкам самообслуживания (одевание на прогулку, мытье рук и пр.); двигательным действиям на утренней гимнастике, во время активного отдыха в режиме дня и на спортивных мероприятиях. Таким образом, во время организованной игровой и физкультурно- оздоровительной деятельности моделируемые ситуации взаимодействия позволяют дошкольникам на практике познавать специфику сотрудничества со сверстниками, ограничения, которые испытывают дети с отклонениями в развитии, и в итоге проявлять варианты психологически безопасных поведенческих реакций. В конечном итоге, развитие потребностно-мотивационной, эмоционально- волевой, когнитивной, межличностной сфер способствует формированию Я-концепции ребенка через приобретение субъектности и построение своего поведения, реализацию здорового и безопасного образа жизни. Проведенное исследование показало, что до реализации программы в экспериментальной группе преобладали дошкольники с низким уровнем толерантности к детям с отклонениями в развитии (56%). У них не были сформированы представления о детях с отклонениями в развитии и о правилах поведения в обществе таких детей. У дошкольников инклюзивных групп, как правило, отсутствовал интерес к детям с отклонениями в развитии, равно как и желание вступать с ними в контакт, иногда они могли демонстрировать социально опасное поведение по отношению к детям с отклонениями в развитии. После реализации программы процент таких дошкольников снизился в 6 раз (до 9%). До проведения эксперимента высокий уровень тревожности был выявлен у 44% дошкольников. Диагностика по методике рисуночной фрустрации С. Розенцвейга позволила установить, что на начальном этапе только каждый третий дошкольник демонстрировал неконфликтное разрешение различных жизненных ситуаций. Проведение занятий в рамках разработанной нами программы позволило каждому второму дошкольнику освоить навыки неконфликтного взаимодействия на высоком уровне. Реализация программы позволила повысить уровень включенности дошкольников инклюзивных групп в игровое взаимодействие со сверстником в среднем с 10 до 13 баллов. Интегральным показателем безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде выступает чувство психологической безопасности. До реализации программы у трети детей (35%) рисунки на тему «Я в детском саду» содержали признаки психологического неблагополучия и дискомфорта в среде дошкольной организации (инклюзивной группе). После реализации программы только 4% дошкольников продемонстрировали подобные признаки. Сравнительный анализ по определению статистически значимого уровня развития безопасного социального поведения после формирующего эксперимента показал, что по всем показателям типичным сдвигом является положительный (таблица 3). Таблица 3 – Динамика показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной среде в начале и в конце учебного года (G-критерий знаков) (экспериментальная группа) Показатели (методики) Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала мотивации) Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала информированности) Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала эмоций) Тревожность Неконфликтность(совладающееповедение) Включенность в игровое взаимодействие со сверстником Психологическая безопасность («Я в детском саду») Сдвиги Положи Отрицат Нуле тельные ельные вые 40 2 3 45 0 0 37 2 6 8 35 2 40 1 4 42 1 2 40 2 3 р < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001 Анализируя полученные данные, мы установили, что наиболее восприимчивой к психолого-педагогическому воздействию является когнитивная сфера дошкольников в инклюзивной образовательной среде и сфера межличностного взаимодействия. Наименьшая динамика выявлена в эмоционально-волевой сфере, что указывает на необходимость дальнейшей работы в этом направлении. Сравнение полученных данных по двум группам детей, контрольной и экспериментальной в конце учебного года (таблица 4), позволили сделать вывод о существенном повышении уровня сформированности показателей безопасного социального поведения в инклюзивной образовательной среде у детей экспериментальной группы и, следовательно, об эффективности работы, проведенной в рамках формирующего эксперимента. Проведенный эксперимент показал, что по всем показателям социально- психологической адаптации дошкольников с отклонениями в развитии (контактность, доверие, самостоятельность, эмоционально-волевые качества) имеется положительная динамика (по G-критерию знаков р < 0,001). Что такжеуказывает на то, что дошкольники без отклонений в развитии реализуют в инклюзивном взаимодействии безопасное социальное поведение. В заключении диссертации изложены общие выводы и перспективы дальнейших исследований. Таблица 4 – Сравнение показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной среде в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах в конце учебного года Показатели (методики) Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала мотивации) Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала информированности) Толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ (шкала эмоций) Тревожность Неконфликтность(совладающееповедение) Включенность в игровое взаимодействие со сверстником Психологическая безопасность («Я в детском саду») Средний ранг U-критерий Манна-Уитни 778,5 698,5 764 786,5 783,5 789 р 0,04 0,007 0,014 0,031 0,048 0,045 0,05 КГ 40,42 38,68 39,35 51,89 40,6 40,53 40,65 ЭГ 51,7 53,48 52,8 39,98 51,52 51,59 51,47 Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Теоретико-методологическими предпосылками формирования безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде выступают теория гуманизации образования, теория психологической безопасности субъектов образования, коррекционная педагогика и психология. Инклюзивное образование максимально способствует обеспечению психологической безопасности как детей с отклонениями в развитии, так и детей без отклонений в развитии за счет формирования у них навыков безопасного социального поведения, удовлетворения их потребности в личностно- доверительном общении, а также обретения ими чувства психологического благополучия и референтной значимости (чувства принадлежности). Инклюзия также помогает развивать у детей с нормативным развитием толерантность к сверстникам с отклонения в развитии, просоциальное поведение, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. 2. Предупреждение психолого-педагогических рисков инклюзивного образования должно включать в себя ряд взаимосвязанных направлений: во-первых, это создание психологически безопасной среды; во-вторых, формирование навыков безопасного социального поведения за счет развития соответствующих личностных качеств и навыков; в-третьих, предупреждение опасностей онтогенеза/дизонтогенеза. Важной составляющей благоприятного взаимодействия и безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной среде является минимизация угроз и рисков (организационно- методических, психологических, кадровых), а также использование средовых ресурсов (адаптационных, социализирующих, развивающих). 3. Безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде представляет собой систему поступков и действий, соответствующих социальным нормам, ведущих к конструктивному взаимодействию детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, их психологической безопасности, отсутствию напряженности и конфликтов, а также удовлетворению потребностей в социальных отношениях на благо других и самого себя, в двигательной и познавательной активности. Безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде имеет внешнюю (психолого-педагогическое сопровождение) и внутреннюю (индивидуально-психологические качества, включая факторы риска опасного поведения) детерминацию. Предикторами психологической безопасности дошкольников в инклюзивной образовательной среде, являющейся интегральным показателем безопасного социального поведения, выступают показатели потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, межличностной сфер. 4. Психолого-педагогическая модель формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде состоит из целевого, средового, субъектного, содержательного, психодидактического и оценочно-диагностического компонентов. 5. Психолого-педагогическая программа формирования безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде предусматривает полисубъектное взаимодействие, а также вариативность (полная или частичная) инклюзивных организационных форм, каждая из которых основана на методе функциональной инклюзии, обеспечивающего безопасное взаимодействие детей с нормативным развитием и детей с отклонениями в развитии. Формирование безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде обеспечивается, если реализуется интеграция межпредметных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие), а также комплексирование психолого-педагогической, коррекционной, физкультурно-оздоровительной работы в области обеспечения психологической безопасности. 6. Процесс формирования у дошкольников безопасного социального поведения в инклюзивной образовательной среде при взаимодействии со сверстниками с отклонениями в развитии состоит из трех взаимосвязанных этапов (адаптационный, мотивационно-информационный, практико-ориентированный), предполагающих: формирование способности самоконтроля (контроль телесных и эмоциональных проявлений); создание мотивации к безопасному поведению через развитие эмпатии и просоциальности; формирование представлений об особенностях поведения детей с различными отклонениями в развитии, изменение стереотипов и установок; организацию совместной деятельности со сверстниками с отклонениями в развитии, включая развитие психомоторных способностей, умений диалогического общения, развитие субъектности. Результаты диссертации позволили сформулировать следующие перспективные направления дальнейших исследований: изучение преемственности развития у детей безопасного социального поведения и инклюзивного взаимодействия в системе «дошкольная образовательная организация – начальная школа»; исследование психологических особенностей управления воспитательным процессом по формированию безопасного поведения дошкольников; выявление психологических факторов и условий развития готовности педагога к обеспечению психологической безопасности инклюзивной среды дошкольной организации; изучение детско-родительских отношений, как фактора обеспечения психологической безопасности инклюзивной среды дошкольной организации.

Актуальность темы исследования. В 2018 году в Российской Федерации объявлено Десятилетие детства, на государственном уровне актуализированы задачи укрепления здоровья и обеспечения безопасности детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья их всестороннего образования и интеграции в современное общество. В России и за рубежом интенсивно развивается практика инклюзивного дошкольного образования, в рамках которого дошкольные образовательные организации наряду с детьми с нормативно протекающим развитием, посещают дети с нарушениями речи, слуха, зрения, c синдромом Дауна, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с эмоционально-волевыми проблемами и пр. Поэтому особую значимость приобретает психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, способствующее психофизическому развитию и позитивной социализации воспитанников. Перед дошкольной образовательной организацией стоит задача обеспечения психологической безопасности субъектов образования (воспитанников, педагогов, родителей), включая формирование навыков безопасного социального поведения и взаимодействия в инклюзивной среде. Безопасное социальное поведение ребенка-дошкольника играет важную роль в его социальной адаптации, здоровьесбережении и психофизическом развитии. Меняющаяся социальная ситуация развития ставит перед психологами и педагогами задачу поиска новых технологий обеспечения психологической безопасности и благополучия дошкольников.
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (утв. Распоряжением Правительства РФ No3684-р от 31.12.2020) в числе приоритетных направлений выделяет психолого-педагогическое обеспечение развития дошкольного образования, разработку средств психолого-педагогического сопровождения развития человека в образовательной и среде, создание безопасной образовательной среды, развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция данных направлений актуализирует необходимость разработки научно обоснованных программ формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. 17.10.2013 г., No1155г.) указывает на необходимость учета при проектировании образовательной среды для ребенка дошкольного возраста характера взаимодействия с другими детьми, системы отношений ребенка к миру, к
другим людям, в том числе с отклонениями в развитии.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы
безопасного поведения детей и безопасного детства представлены в работах А. Г. Асмолова, Б. М. Басанговой, П. А. Кислякова, А. В. Пелиховой, М. В. Погодаевой, О. А. Селивановой, Е. А. Шмелевой, Д. И. Фельдштейна и др. В педагогической психологии в качестве самостоятельного направления получила развитие теория психологической безопасности образовательной среды (О. О. Андронникова, И. А. Баева, Ю. В. Варданян, Е. Н. Волкова, А. И. Донцов, П. А. Кисляков, Е. Б. Лактионова, Е. Б. Перелыгина, В. В. Рубцов, С. Ф. Сергеев, Е. А. Шмелева, И. С. Якиманская, В. А. Якунин, N. Noddings, R. Gilman, E.Huebner и др.). Авторами исследованы детерминанты и показатели психологической безопасности образовательной среды и субъектов образования (обучающихся, педагогов), выявлены риски и угрозы безопасности в образовании, определены уровни защищенности участников образовательной среды от психологических угроз и насилия.
В психологии и педагогике накоплен опыт, имеющий значимость для разработки программ психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, в том числе в условиях инклюзивной образовательной среды: социально-психологической адаптации/дезадаптации дошкольников (Н. Н. Биктина, Т. В. Луценко, Н. В. Салихова); развития у дошкольников эмпатии, взаимопомощи, позиции принятия, нравственных установок и толерантности (П. В. Андреев, Е. А. Голоюс, Т. В. Гольцова, Е. С. Романова, С. Н. Сорокоумова, А. С. Сиротюк); развития позиции ненасилия и навыков разрешения конфликтов (И. В. Кондратьева, Т. В. Семеновских); обеспечения социального взаимодействия и коммуникации дошкольников (Е. В. Ананьева, Н. Ю. Белова, С. С. Журавлева, Ю. М. Едиханова, Т. Е. Иовлева, Z. Argyropoulou, J. Hundert, C. Kemp, R. Tan, A. A. Webster); психолого-педагогического обеспечения здоровьесбережения и формирования здорового и безопасного образа жизни (А. Э. Садретдинова, К. Ю. Белая, О. Ю.Зайцева, О. А. Селиванова и др.), в том числе детей с отклонениями в развитии (М. С. Давыдова, Н. Ю. Гомзякова, Н. Н. Яковлева и др.); использования занятий физической культурой как ресурса физического, психического развития и социальной адаптации детей в дошкольных организациях (Т. В. Наумова, М. А. Правдов, Ю. И. Родин,
О. К. Сечкина, и др.).
В то же время недостаточное внимание уделяется исследованию
безопасного социального поведения детей в целом и в условиях инклюзивной среды дошкольной образовательной организации, в частности. Данное обстоятельство обусловливает проблему исследования: каким образом сформировать безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной среды, способствующее их психологической безопасности и позитивной социализации, а также предупреждению рисков социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии.
Цель исследования: обосновать психологическую структуру безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде и разработать психолого- педагогическую программу его формирования.
Объект исследования: поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде. Предмет исследования: психологическая структура безопасного
социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде и психолого-педагогическая программа его формирования.
Гипотеза исследования: формирование безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде будет эффективным, если:
 выявлены и минимизированы психолого-педагогические риски дезадаптации детей в инклюзивной среде дошкольной образовательной организации;
 создана психологически безопасная инклюзивная образовательная среда дошкольной организации, представляющая собой совокупность условий, выполняющих адаптивную, социализирующую, развивающую функции;
 организована поэтапная технология формирования безопасного социального поведения: адаптационный, мотивационно-информационный, практико-ориентированный;
 в основе программы формирования безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной среде лежит стратегия развития потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной и межличностной сфер личности дошкольника, обеспечивающих в конечном итоге психологическую безопасность субъектов образования;
 предусмотрена вариативность инклюзивных организационных форм (полная или частичная), каждая из которых предусматривает реализацию метода функциональной инклюзии, обеспечивающего взаимодействие детей с нормативным развитием и детей с отклонениями в развитии и удовлетворяющего у них потребности в безопасности, социальных отношениях, двигательной и познавательной активности.

– теории (Л. И. Божович,
психологии развития детей дошкольного возраста Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Л. С. Выготский, О. А. Карабанова, В. С. Мухина, А. М. Прихожан,
В. В. Давыдов,
Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин); Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ предпосылок изучения проблемы безопасного социального поведения детей дошкольного возраста как условия их психофизического развития и социализации.
2. Выявить психолого-педагогические риски и возможности инклюзивной среды дошкольной образовательной организации.
3. Обосновать структурно-содержательную характеристику безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде.
4. Разработать и экспериментально проверить психолого- педагогическую программу формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной среде дошкольной образовательной организации.
5. Эмпирически выявить особенности развития безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной среде дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой исследования являются положения:
– о ведущей роли социальной и образовательной среды в онтогенезе (А. Г. Асмолов, И. А. Баева, Л. С. Выготский, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, В. А. Петровский, В. А. Ясвин);
– о психолого-педагогическом сопровождении детей в условиях инклюзивного образования (Т. Бут, С. В. Алехина, С. Н. Сорокоумова, О. А. Карабанова, И. Ю. Левченко, Н. Н. Малофеев, И. И. Мамайчук, Н. М. Назарова, Т. С. Овчинникова); – о психологической безопасности среды и личности (И. А. Баева,
А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, П. А. Кисляков, Е. Б. Лактионова, Е. Б. Перелыгина, Е. А. Шмелева);
– о формировании безопасного поведения и здорового образа жизни детей (И. Р. Алтунина, А. А. Баранов, К. Ю. Белая, Б. Н. Боденко, М. В. Погодаева, А. Э. Садретдинова, О. А. Селиванова).
Методологическую основу составили средовой, личностно- развивающий и риск-ресурсный подходы.
Для реализации поставленных задач использовался следующий комплекс методов:
– теоретические (понятийно-терминологический анализ, теоретический и сравнительный анализ научной литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования);
–эмпирические (наблюдение, анкетирование, психодиагностическое тестирование, психолого-педагогический эксперимент, анализ образовательного процесса и результатов деятельности);
– методы обработки результатов исследования (качественный анализ, описательная статистика, непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена, линейный регрессионный анализ (метод шагов), G-критерий знаков, непараметрический U-критерий Манна-Уитни). Количественная обработка результатов исследования осуществлялась с применением статистического пакета SPSS 22.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: «Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» (А.С.Сиротюк, в авторской модификации); «Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); «Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга» (модификация Т. Д. Марцинковской, в авторской интерпретации); «Методика определения степени включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником» (С. Г. Елизаров, модификация С. С. Журавлевой); рисуночная методика «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам в авторской интерпретации); «Оценка социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии в инклюзивной образовательной среде»
(авторская методика).
Экспериментальная база исследования: МДОУ “Детский сад
комбинированного вида No 14 г. Шуя”. Выборочную совокупность исследования составили 103 воспитанника. Контрольную группу составили воспитанники старших дошкольных и подготовительных групп 2018-2019 учебного года (58 человек). Экспериментальную группу составили воспитанники старших дошкольных и подготовительных групп 2019-2020 учебного года (60 человек). Участниками экспериментальной работы также выступили сотрудники дошкольных образовательных организаций (воспитатели, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи) – 65 человек; родители/законные представители воспитанников – 103 человека.
Организация исследования. Исследование было проведено в 4 этапа и осуществлялось в период с 2013 по 2021 гг.
I этап (2013-2015) – включал в себя анализ и обобщение научно- методической литературы по проблеме формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста без отклонений в развитии и с отклонениями в развитии.
II этап (2016-2017) – на этом этапе проводилось исследование психолого-педагогических особенностей инклюзивной образовательной среды дошкольной образовательной организации. Разрабатывались организация, планирование и методика проведения эмпирического исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде.
III этап (2018-2020) – был посвящен непосредственному проведению психолого-педагогического эксперимента, внедрению разработанной психолого-педагогической программы формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной
образовательной среде.
IV этап (2020-2021) – включал оценку эффективности
экспериментальной работы путем обработки полученных данных с помощью методов математической статистики и качественного анализа. Формулировались выводы.
Научная новизна исследования.
1. Показано, что безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде является личностным конструктом, включающим потребностно-мотивационный (следование социальным и моральным нормам, социальная толерантность), эмоционально-волевой (способность к эмпатии, совладающее поведение), когнитивный (знание особенностей поведения детей с отклонениями в развитии, умение выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций), межличностный (коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству, готовность к взаимопомощи) компоненты, которые при неблагоприятном развитии могут выступать факторами риска социально опасного поведения. Описаны структурно-содержательные характеристики безопасного социального поведения и социально опасного поведения детей в условиях инклюзивного взаимодействия в дошкольной образовательной среде.
2. Установлено, что интегральным показателем безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде выступает психологическая безопасность, включая удовлетворение потребностей в безопасности, в социальных отношениях на благо других и самого себя, в двигательной и познавательной активности.
3. Описаны этапы формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста на основе ресурсов инклюзивной образовательной среды: адаптационный (адаптационные ресурсы), мотивационно-информационный (развивающие ресурсы), практико-
ориентированный (социализирующие ресурсы).
4.Выявлены психологические условия формирования безопасного
социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной среде дошкольной образовательной организации, положенные в основу психолого- педагогической программы: полисубъектное взаимодействие субъектов инклюзивной образовательной среды; вариативность инклюзивных организационных форм (полная или частичная), каждая из которых предусматривает реализацию метода функциональной инклюзии, обеспечивающего безопасное взаимодействие детей разных категорий; интеграция межпредметных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие); комплексирование психолого-педагогической, коррекционной, физкультурно-оздоровительной работы.
5. Доказано, что во время организованной взаимозависимой игровой и физкультурно-оздоровительной деятельности моделируемые ситуации взаимодействия позволяют дошкольникам с нормативным развитием познавать специфику сотрудничества со сверстниками с отклонениями в развитии, ограничения, которые они испытывают, и в итоге проявлять варианты психологически безопасных поведенческих реакций.
Теоретическая значимость исследования.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты позволили расширить теоретические положения педагогической психологии о специфике инклюзивной среды дошкольной образовательной организации как ресурса формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в процессе их психофизического развития и социализации.
На основе риск-ресурсного, средового и личносто-развивающего подходов к реализации инклюзивного дошкольного образования теоретически обоснованы принципы формирования безопасного социального
поведения дошкольников: социальной обусловленности и легитимизации, деонтологичности, адаптивности и доступности, интеграции, здоровьесбережения, оптимистического характера и позитивного эмоционального воздействия, психологической защиты, социальной
толерантности, совместной деятельности и взаимодействия.
В результате исследования расширено представление о
психологическом и личностном развитии детей дошкольного возраста как субъектов инклюзивного взаимодействия. Конкретизировано научное содержание понятия «безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде».
Практическая значимость исследования состоит в том, что созданная программа диагностики и формирования безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде, а также содержащиеся в исследовании выводы и эмпирические данные могут быть использованы в деятельности педагогов-психологов, работающих с детьми в дошкольных образовательных организациях.
Полученные в исследовании результаты могут быть включены в содержание учебных дисциплин: «Педагогическая психология», «Психология образовательной среды», «Теория и методика инклюзивного взаимодействия»; использоваться в системе вузовской подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Безопасное социальное поведение детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде представляет собой систему поступков
Предложена психолого-педагогическая модель формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде в виде шестикомпонентной структуры, включающей целевой, средовой, субъектный, содержательный, психодидактический, оценочно-диагностический компоненты. и действий, соответствующих социальным нормам, ведущих к конструктивному взаимодействию детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, их психологической безопасности, а также удовлетворению потребностей в социальных отношениях на благо других и самого себя, в двигательной и познавательной активности. Безопасное социальное поведение является личностным конструктом, включающим потребностно-мотивационный,
эмоционально-волевой, когнитивный и межличностный компоненты. 2.Психологически безопасная инклюзивная образовательная среда дошкольной организации представляет собой совокупность условий, обеспечивающих воспитанникам возможности для эффективного психофизического развития и позитивной социализации за счет выявления и минимизации психолого-педагогических рисков социальной дезадаптации, установления неконфликтного взаимодействия детей с нормативным развитием с детьми с отклонениями в развитии. Психологически безопасная инклюзивная образовательная среда дошкольной организации выполняет
адаптивную, социализирующую и развивающую функции.
3. Процесс формирования у дошкольников безопасного социального
поведения в инклюзивной образовательной среде при взаимодействии со сверстниками с отклонениями в развитии состоит из трех взаимосвязанных этапов (адаптационный, мотивационно-информационный, практико- ориентированный), предполагающих: формирование способности самоконтроля (контроль телесных и эмоциональных проявлений); создание мотивации к безопасному поведению через развитие эмпатии и просоциальности; формирование представлений об особенностях поведения детей с различными отклонениями в развитии, изменение стереотипов и установок; организацию совместной деятельности со сверстниками с отклонениями в развитии, включая развитие психомоторных способностей, умений диалогического общения, развитие субъектности. 4.Психолого-педагогическая программа формирования безопасного
социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде предусматривает полисубъектное взаимодействие субъектов инклюзивной образовательной среды, а также вариативность инклюзивных организационных форм (полная или частичная), каждая из которых реализует метод функциональной инклюзии, обеспечивающий безопасное взаимодействие детей с нормативным развитием и детей с отклонениями в развитии.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические рекомендации обсуждались и получили одобрение научно-педагогического сообщества на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: Москва (2018, 2021), Ярославль (2021), Шуя (2014, 2015, 2016, 2017), Брянск (2013), Ростов-на-Дону (2015), Минск (2021). Основные научные результаты диссертационного исследования представлены в докладах на профильных научных конференциях: «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, 20-22 октября 2015); «Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» (Шуя, 16-17 октября 2017); «Воспитание и обучение детей младшего возраста (ECCE 2018)» (Москва, 16-20 мая 2018); Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире» (Москва, 1-2 июня 2021); «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном образовании: союз теории и практики» (Минск, 25 ноября 2021); «Международный конгресс: Психология – образованию» (Москва, 6-7 декабря 2021).
Материалы исследования прошли экспертизу профессионального сообщества и отмечены Дипломом Правительства Ивановской области “За высокий уровень научно-исследовательских разработок и значительный вклад в развитие научной и инновационной сферы Ивановской области”; Медалью и дипломом победителя Седьмого Всероссийского Конкурса на лучший проект по молодёжному самоуправлению “Россия сильна тобою!” (номинация “Проекты и идеи, направленные на обеспечение счастливого детства”); Медалью и дипломом “Лауреат премии Губернатора Ивановской области для одаренной молодежи 2015 года”, в номинации “Интеллектуальная и научная деятельность”; Дипломом городского конкурса
“Педагог года – 2015” в номинации «Педагог дошкольного образования». Результаты работы используются в Шуйском филиале Ивановского государственного университета при проведении лекционных, практических занятий для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры «Педагогическое образование» и «Психолого-
педагогическое образование».
Теоретико-методические основы диссертационного исследования
разработаны и внедрены при реализации проектов: «Социальная безопасность субъектов образования: системно-личностный подход» (грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых, 2013-2014 гг.); «Мир движений – океан возможностей» (грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2015- 2016 гг.); «Социально-психологическое обеспечение безопасности детей и подростков с нарушениями интеллекта в условиях мегаполиса» (грант РФФИ, 2016-2018 гг.).
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась теоретическими и методологическими положениями, на которых был построен общий замысел исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих поставленным исследовательским задачам, подтверждением гипотезы исследования его результатами и адекватным подбором методов статистической обработки результатов.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Научные положения, отраженные в диссертации, соответствуют паспорту научной специальности 19.00.07 – Педагогическая психология: п. 1 «Психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое
развитие»; п. 2. «Психология образовательной среды».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы, пяти приложений. Текст диссертации представлен на 200 страницах, содержит 13 таблиц и 8 рисунков.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Принципы проектирования инклюзивной физкультурно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
    О. А. Силаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2– No– С. – 1,25 п.л.Силаева О. А., Методика диагностики психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного физического воспитания / О. А. Силаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2– No – С. 27-– 1,5 п.л.
    Формирование безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде
    Russian Journal of Education and Psychology. – 2– Т. – No.– C. 117-– 1,3 п.л.Силаева, О. А. Психологические показатели безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде / О. А. Силаева, Е.А. Шмелева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2– No3 (39). – С. 252-– 1,25/1 п.л. (в соавт.).
    Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
    О. А. Силаева // Вестник Мининского университета. 2– Т. – No– С. – 1,13 п.л.
    Средовой подход к инклюзивному дошкольному образованию
    О. А. Силаева // Проблема оптимизации образовательного процесса в условиях социокультурной трансформации: материалы международной научно- практической конференции (Брянск, 22-23 ноября 2013 г.) – Брянск: РИО БГУ, 2– С. 213-– 0,125 п.л.Силаева, О. А. Инклюзивное образование как условие обеспечения социально-психологической безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья / П. А. Кисляков, О. А. Силаева // Научный поиск. – 2– No – С. 12-– 0,25/0,125 п.л. (в соавт.).
    Особенности работы с родителями дошкольников в условиях инклюзивного физического воспитания
    О. А. Силаева // Научный поиск. – 2– No – С. 69-– 0,375 п.л.Силаева, О. А. Организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Силаева // Научный поиск. – 2– No – С. 34-– 0,25 п.л.
    Психолого-педагогические угрозы и риски инклюзивного образования
    П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, О. А. Силаева // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: материалы международного образовательного форума (Ростов-на-Дону, 20-22 октября 2015 г.): в 3 т. Т. – Силаева, О. А. Социально-психологическая безопасность детей с нарушениями интеллекта / П. А. Кисляков, О. А. Силаева, А.Г.Удодов // Социально-психологическое обеспечение безопасности детей с нарушениями интеллекта: монография / под. ред. П. А. Кислякова. – М.: РГСУ, 2– С. 12- – 5,75/1,5 п.л. (в соавт.).26Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2– С. 27-– 0,25/0,125 п.л. (в соавт.).
    Social safety of the person as a psychological category
    P. A. Kislyakov, O. A. Silaeva // European Journal of Natural History. – 2– No – P. – 0,125/0,06 п.л. (всоавт.).Силаева, О. А. Доверие к миру как условие инклюзивного образования / П. А. Кисляков, О. А. Силаева // Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области: материалы II научной конференции (Шуя-Иваново, 02-03 ноября 2016 г.). – Шуя-Иваново: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2– С. 75-– 0,375/0,188 п.л. (в соавт.).
    Технологии социально-психологического обеспечения безопасности детей с нарушениями интеллекта
    Силаева, О. А. Технологии социально-психологического обеспечения безопасности детей с нарушениями интеллекта / П. А. Кисляков, О. А. Силаева // Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: материалы III научной (национальной) конференции (Шуя, 16-17 октября 2017 г.). – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2– С. 366-– 0,312/0,156 п.л. (в соавт.).Силаева, О. А. Интегративная технология формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде / О. А. Силаева // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: материалы статей IV Всероссийской научно-практической конференции (Ярославль, 4 мая 2021 г.). – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2– С. 160-– 0,25 п.л.
    Эмпирическая модель исследования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде
    О. А. Силаева // Психология XXI столетия: материалы ежегодного Конгресса "Психология XXI столетия" (Новиковские чтения) (Ярославль, 14-16 мая 2021 г.). – Ярославль: Международная Академия Психологических Наук, 2– С. 325-– 0,438 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Самораскрытие способностей подростка как фактор академической успешности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»