Формирование дискурсивно-коммуникативной парадигмы в китайском языкознании: от теории к социальной практике

Нагибина, Ирина Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ДИСКУРС- АНАЛИЗА
1.1 Зарождение и развитие теории дискурса в китайских гуманитарных науках ………………………………………………………………………………………………13
1.2 Терминологический абрис исследований дискурса в китайском языкознании ……………………………………………………………………………………..31
1.3 Культурологический дискурс-анализ как исследовательская традиция в китайской лингвистике современного этапа ……………………………………..37
1.3.1 Общие положения концепции культурологического
дискурс-анализа ………………………………………………………………………………..38
1.3.2 Историко-философские предпосылки формирования китайского культурологического дискурс-анализа………………………………………………..46
1.3.3 Исследовательская модель в формате китайского культурологического дискурс-анализа………………………………………………..50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………………………………….59
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ВЕКТОРЫ КАК КОНСТИТУЕНТЫ ДИСКУРСА В КИТАЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
2.1 Характеристики китайского дискурсивного пространства: культурно- коммуникативные векторы и «Эстетика речи» / «话语审美» (хуаюй шэньмэй) как дискурсивный фонообразующий императив ………………….62
2.2 Культурно-коммуникативный вектор «Гармония» / «中和» (чжунхэ) – целеполагающий вектор китайского дискурса …………………………………….77
2.3 Культурно-коммуникативный вектор «Лицо» / «脸面» (ляньмянь) ..104 2.4 Культурно-коммуникативный вектор «Вежливость» / «礼貌»
(лимао) ……………………………………………………………………………………………114 2.5 Культурно-коммуникативный вектор «Смысл вне пределов языковой формы» / «言不尽意» (янь бу цзинь и) ………………………………………………133
2.6 Культурно-коммуникативный вектор «Диалектический подход» / «辩证思维» (бяньчжэн сывэй)…………………………………………………………..153 2.7 Культурно-коммуникативный вектор «Включение в отношения» /
2
«关系» (гуаньси)………………………………………………………………………………163 2.8 Культурно-коммуникативный вектор «Почитание авторитета» /
«崇尚权威» (чуншан цюаньвэй)………………………………………………………..167 2.9 Культурно-коммуникативный вектор «Национальный патриотизм» /
«民族爱国主义» (миньцзу айгочжу’и)……………………………………………….171 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………………………………..181 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………..186
СПИСОК ЛИТЕР АТУРЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ…………………………………..190 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ…………………………..200 СПИСОК ЛИТЕР АТУРЫ НА КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ……………………………..207 СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИТАЙСКО Й КАНОНИЧЕСКОЙИФИЛОСОФСКОЙЛИТЕРАТУРЫ ……………………….226 СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ …………………………………………………………..227 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ………………………………………………….228 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………………….229

Диссертационное исследование посвящено систематизирующему изучению и теоретическому обоснованию процессов становления и тенденций развития дискурсивно-коммуникативного направления в китайском языкознании, а также выявлению и комплексному лингвистическому описанию основных культурно-коммуникативных векторов, детерминирующих специфику дискурсивного взаимодействия в китайской языковой культуре.
В отечественной лингвистике накоплен богатый опыт в области изучения истории китайского языка и языкознания, китайского письм а, китайской лексикографии, стилистики и грамматики (работы С.Е. Яхонтова,
А.А. Драгунова,
К.И. Голыгиной,
Н.В. Солнцевой, А.Ф. Кондрашевского, Е.Н. Колпачковой).
О.М. Готлиба,
А.Н. Алексахина, В.Б. Касевич,
Различные аспекты китайской культурной традиции в отечественной синологии специально освещались в фундаментальных трудах и исследованиях по поэтике, истории китайской литературы, живописи и каллиграфии, лингвофилософии, литературным связям России и Китая (В.М. Алексеев, Е.А. Серебряков, И.А. Алимов, А.Г. Сторожук, В.Г. Белозерова, Д.И. Маяцкий, А.А. Родионов, О.П. Родионова, Н.А. Сомкина).
Однако в академическом пространстве российского китаеведения ощущается недостаток работ, отражающих достигнутый уровень и направления исследований такого современного и прагматически востребованного аспекта лингвистики, как дискурсология. При этом в имеющихся работах дискурсивная проблематика представлена лиш ь
фрагментарно (Н.Н. Воропаев, Н.Ю. Симоненко) и практически отсутствуют
4
отечественные публикации, в центре внимания которых аутентичные разработки китайских специалистов в области дискурсивной тематики, а также системный анализ их методологических подходов и концепций.
Актуальность данной диссертационной работы обусловлена обозначенными выше лакунами и заключается в комплексном теоретическом осмыслении исторических и современных подходов к формированию лингвистики китайского языка в части ее дискурсивной парадигмы. Кроме того, представленное исследование значительно расширяет спектр сведений о малоизвестных в нашей стране авторах и научных источниках, освещающих специфику и тенденции становления дискурсивной теории в Китае.
Объектом изучения в работе является китайская исследовательская традиция в области дискурсивной лингвистики.
В качестве предмета исследования выступают теория дискурс-анализа в китайском языкознании и традиционные культурно-коммуникативные ориентиры, конституирующие китайское дискурсивное пространство.
Рабочую гипотезу диссертации отражает идея о том, что дискурсивные исследования и их результаты в китайском академическом пространстве имеют свою собственную оригинальную специфику, базируются на традиционном философско-мировоззренческом фундаменте и уникальной языковой картине мира, эксплицируя при этом культурно обусловленные коммуникативно-дискурсивные конвенции в социальном взаимодействии носителей китайского языка.
Целью диссертационной работы является системное описание формирования и развития парадигмы дискурсивной лингвистики в китайском языкознании, а также попытка обобщения и классификации базовых составляющих дискурсивно-коммуникативной практики в китайской лингвокультуре.
5

Достижение поставленной цели потребовало решения следующ их укрупнённых задач:
1. Рассмотреть особенности ассимиляции «западных»1 теорий дискурс- анализа в китайском научном пространстве и представить систематизирующее описание современных направлений китайской дискурсологии;
2. Изучить историко-философские предпосылки формирования культурологического дискурс-анализа в китайском языкознании;
3. Описать китайский культурологический дискурс-анализ как релевантную теорию китайской лингвистики и на основе результат о в исследования расширить его методологию;
4. Смоделировать китайское дискурсивное пространство в формате доминирующих культурно-обусловленных векторов коммуникации как интерпретативную основу дальнейших исследований лингвокультуры Китая.
Материалом исследования послужили 1) научные публикации китайских специалистов в области дискурсивной лингвистики и междисциплинарных подходов к теории дискурса; 2) произведения китайской канонической литературы и комментарии к ним; 3) фрагменты разных типов современного китайского дискурса общим объемом в 650 тысяч знаков / 820 страниц печатного текста; 4) специализированные словари и интернет–источники по исследуемой проблематике.
Общетеоретическую и методологическую базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых в области лингвистики текста и теории дискурса (О.В. Александрова, О.Г. Дубровская, В.И. Карасик, В.Б. Кашкин, А.А. Кибрик, Л.В. Куликова, М.Л. Макаров, С.Н. Плотникова, В.Е. Чернявская, E.B. Basso, S-q. Cao, G-m. Chen, T.A. van Dijk, N. Fairclough,
D.Z. Kádár, K. Kinge’l, S-m. Lu, R. Wodak, 王 福 祥 / Ван Фусян, 文 旭 / Вэнь Сюй, 丁言仁 / Дин Яньжэнь, 李思屈 / Ли Сыцюй, 李清良 / Ли Цинлян, 李
1 В данной работе термин «Запад» / «западный» номинирует страны Европы и США, а «Восток» / «восточный» относится к странам Азии, Африки и Латинской Америки.
6

战子 / Ли Чжаньцзы, 冯冰 / Ма Бин, 潘若简 / Пань Жоцзянь, 邢福义 / Син Фу’и, 徐赳赳 / Сюй Цзюцзю, 吴培显 / У Пэйсянь, 傅勇林 / Фу Юнлинь, 黄国文 / Хуан Говэнь, 曹顺庆 / Цао Шуньцин, 张德禄 / Чжан Дэлу, 张旭东 / Чжан Сюйдун, 张桃洲 / Чжан Таочжоу, 周宁 / Чжоу Нин, 朱永生 / Чжу Юншэн, 庄宇新 / Чжуан Юйсинь, 钟大丰 / Чжун Дафэн, 陈国明 / Чэнь Гомин, 陈汝东 / Чэнь Жудун, 陈平 / Чэнь Пин, 施旭 / Ши Сюй, 盛晓明 / Шэн Сяомин, 沈家煊 / Шэнь Цзясюань, 杨安翔 / Ян Аньсян, 杨娜 / Ян На); лингвокультурологии и культурной психологии (В.В. Дементьев, Н.А. Спешнев, E. Goffman, Y-g. Gu, H-с. Hu, 葛鲁嘉 / Гэ Луцзя, 汪凤炎 / Ван Фэн’янь, 王勤 / Ван Цинь, 林语堂 / Линь Юйтан, 刘宏斌 / Лю Хунбинь, 孙 士超 / Сунь Шичао, 黄光国 / Хуан Гуанго, 佐斌 / Цзо Бинь, 曾文星 / Цзэн Вэньсин, 秦明吾 / Цинь Мин’у, 钱冠连 / Цянь Гуаньлянь, 翟学伟 / Чжай Сюэвэй, 郑红 / Чжэн Хун, 朱瑞玲 / Чжу Жуйлин, 杨国枢 / Ян Гошу);
культуры, религии и философской мысли (Б.М. Гаспаров,
А.И. Кобзев, М.Е. Кравцова, Ю.М. Лотман, В.В. Малявин,
Е.В. Переверзев, Е.Д. Поливанов, С.Ю. Рыков, М. Хайдеггер,
Ван Сяодун, 王勤 / Ван Цинь, 韦政通 / Вэй Чжэнтун, 李宗桂 / Ли Цзунгуй, 林 语堂 / Линь Юйтан, 鲁迅 / Лу Синь, 刘宏斌 / Лю Хунбинь, 邢福义 / Син Фу’и, 孙隆基 / Сунь Лунцзи, 孙士超 / Сунь Шичао, 陶绪 / Тао Сюй, 方宁 / Фан Нин, 侯玉波 / Хоу Юйбо, 胡先晋 / Ху Сяньцзинь, 黄光国 / Хуан Гуанго, 金耀基 / Цзинь Яоцзи, 佐斌 / Цзо Бинь, 秦明吾 / Цинь Мин’у, 翟学伟 / Чжай Сюэвэй, 张幼文 / Чжан Ювэнь, 周光庆 / Чжоу Гуанцин, 余世存 / Юй Шицунь, 杨国斌 / Ян Гобинь, 杨 阳 / Ян Ян); теории межкультурной коммуникации (Л.В. Куликова, И.А. Стернин, О.А. Леонтович, R. Scollon, S. Scollon, 黄囇莉 / Хуан Лили).
7
Ж. Деррида, А.А. Маслов, 王 小 东 /

В работе нашли применение следующие общенаучные и лингвистические методы исследования: теоретический анализ, включающий индуктивный и дедуктивный методы для обобщения собранных теоретических данных; метод интроспекции и лингвистического наблюдения, который применялся во время обучения автора в Шаньдунском университете (КНР) для сбора информации об исследованиях китайского дискурса и мониторинга реальных фрагментов коммуникации в разных типах непосредственного и опосредованного дискурса; дефиниционный анализ – с целью определения ключевых понятий работы и формулирования понятийного аппарата исследования; метод интерпретации рассуждений о языке в китайском философском знании; сопоставительный анализ при сравнении моделей критического и культурологического дискурс-анализа; метод китайского культурологического дискурс-анализа; анкетирование.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые описаны тенденции развития теории дискурса и специфика культурологического дискурс-анализа в китайском языкознании, расширена и дополнена методология китайского культурологического анализа дискурса, разработана авторская модель дискурсивного пространства китайской лингвокультуры как совокупности культурно- коммуникативных векторов.
Теоретическая значимость работы состоит, прежде всего, в дальнейшей разработке проблематики теории дискурса и дискурс-анализа за счет включения в общую теорию языка идей и концепций, характеризующих разделы частного языкознания; во введении в научный оборот отечественной лингвистики новых источниковых сведений о китайских авторах и публикациях по изучаемому вопросу; а также в комплексном теоретическом обосновании конституентов коммуникации, имеющих, в том числе, прогностический и объяснительный потенциал для процессо в межкультурного взаимодействия в китайской лингвокультуре.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»