Формирование культурной идентичности студенчества в актуальных социокультурных практиках университетов Южного Урала
В современных условиях мировой глобализации и нарастающей
потребности сохранения национальной и региональной культуры формирование
культурной идентичности студенчества становится особенно актуальным.
Диссертационное исследование посвящено проблеме раскрытия специфики,
факторов влияния и путей формирования культурной идентичности
студенческой молодежи в процессе развития актуальных социокультурных
практик в деятельности высших учебных заведений. Социокультурные
практики в университете – это формы деятельности студентов и
преподавателей, организованные на базе вуза и направленные на
социализацию учащейся молодежи, на формирование системы ценностей,
дополняющие систему образования в сфере досуга. К ним относят учебно-
научную и научно-исследовательскую работу, организацию творческой
деятельности студентов, проведение концертов, неформальные коммуникации
и объединения студенческой молодёжи, музейную деятельность и др.
В данном исследовании под актуальными социокультурными практиками
понимаются современные виды деятельности, которые целенаправленно
формируют культурную идентичность студенчества. В качестве одного из
ведущих факторов её формирования на уровне наднациональной (условно –
мировой), национальной, региональной, профессиональной составляющей
определяется культурный ресурс музейной деятельности вузов.
Необходимость формирования культуры студенчества состоит в том, что
этот феномен включает в себя не только прошлое и настоящее, но и во многом
определяет траекторию развития общества в будущем. Это придает особую
остроту и актуальность общественно значимой научной проблеме, на решение
которой направлено данное исследование. Процессы самоидентификации
личности и отождествления себя с определёнными сообществами наиболее
характерны для молодёжи. Студенчество в современной ситуации кризиса
идентичности помещено в зону «турбулентности», так как находится в
сложной ситуации выбора и не имеет четких ориентиров.
Целенаправленная работа по формированию культурной идентичности в
условиях процесса глобализации является фактором, служащим преодолению
опасных явлений социальной дезинтеграции, разочарованности в
гуманистических идеалах, разрушения исторической преемственности.
Ценностное поле культуры современной молодежи испытывает давление со
стороны массовой культуры, система ценностей, мотиваций и мировоззрения
претерпевает значительные трансформации.
В условиях размывания целостности человеческой личности необходимо
стремиться к тому, чтобы важным регулятором поведения студенчества стала
сформированная культурная идентичность. В качестве ее ядра
рассматривается рационально-эмоциональная сопричастность представителя
студенческой молодежи к культурному наследию на важнейших этапах
исторического развития Отечества. Это стержневое качество личности
способно противостоять давлению со стороны идеала материального
преуспевания в условиях современного развития общества.
Укорененное в сознании и эмоционально освоенное национальное
достояние в сфере высокой культуры, науки, искусства и образования способно
послужить защитой от пренебрежительного отношения к ценностям культуры,
поверхностной, порой иллюзорной картины мира. Именно поэтому, исходя из
остроты общественной ситуации в условиях кризиса идентичности, важнейшей
социальной функцией университетского музея определяется его деятельность
На основе полученных результатов исследования автор приходит к
следующему заключению.
Под культурной идентичностью студенческой молодежи в контексте
обозначенной проблемы понимается отождествление культурного мира студента
с достижениями профессиональной, региональной, общенациональной, мировой
культуры в сфере науки, образования, искусства, культурного наследия в
пространстве университета. Специфика вузовской музейной деятельности в том,
что в важнейший период становления личности студента, она формирует его
сопричастность достижениям культуры. Культурная идентичность студенчества
формируется в специфических совместных условиях учебной деятельности и
жизни, при активном общественном поведении и эмоциональной отзывчивости
и неустойчивости этой социальной группы. В процессе формирования
идентичности высшие учебные заведения играют важную роль, являясь
одновременно сферой обучения молодёжи и центрами трансляции
профессиональных, региональных, национальных, мировых знаний и ценностей
культуры.
Актуальные социокультурные практики в процессе конструирования
культурной идентичности студенческой молодежи включают и сферу
музейной деятельности. Они способствуют формированию основных аспектов
культурной идентичности студенчества (профессиональный, региональный,
национальный), в ряде случаев затрагивая наднациональный (мировой). В
музейном пространстве университетских музеев Южного Урала выявлены такие
актуальные социокультурные практики, как: коллекционирование, хранение и
трансляция культурных ценностей с применением современных
компьютерных технологий, научная, в том числе поисковая работа, создание
экспозиций и проведение выставок, экскурсий, научных конференций,
публикационная активность, создание электронных информационно-
образовательных ресурсов, установление творческих связей в региональном,
национальном и международном музейном пространстве, феномен
«Виртуального музея», создание мультимедийной базы, мультимедиа-проекций
и инсталляций по материалам экспозиционной деятельности и др.
Важным основополагающим этапом для всего дальнейшего
конструирования культурной идентичности студенчества является процесс
историко-культурной деятельности. Он способствует формированию
фундаментальных представлений индивида о своеобразии региональной и
общероссийской культуры, накоплению систематизированных знаний о
истории Отечества.
В качестве ядра культурной идентичности выступает cформированная
рационально-эмоциональная сопричастность студента культурному наследию
на важнейших этапах исторического развития Отечества. Культура в ее
диахронном – эволюционном (история) и синхронном (современность)
проявлении выделяется как ключевой фактор конструирования региональной и
общероссийской культурной идентичности студенчества. Актуализация
культурно-исторического наследия и современных достижений в науке,
образовании, искусстве в работе с целевой аудиторией – студенческой
молодежью, составляет смысл деятельности университетской музейной сферы.
Университетский выставочный Зал искусств – значительно более редкое
явление в вузах. Благодаря научно-просветительской, коллекционной и
особенно выставочной деятельности в сфере искусства, он способен
формировать основные аспекты культурной идентичности. Уникальность его
деятельности состоит в том, что в ее орбиту попадают подлинные
произведения искусства, благодаря коммуникации с которыми студенческая
молодежь имеет возможность испытать особое переживание, так называемый
«катарсис». Сила художественного переживания в том, что зритель как бы
уходит от самого себя и отождествляет себя с высоким миром
художественного, входит в него, эмоционально сопереживая его идеям,
образам, сюжетам. Уникальная возможность искусства – в его способности
сформировать устойчивое эмоциональное отношение к миру, которое ведет к
осознанию неразрывной связи студента со своей культурой, формирует
уважение к ней и дает возможность оценить ее высокие достижения.
Итоги исследования в ракурсе достижения цели и решения задач,
поставленных и сформулированных автором, состоят в следующем.
Для обоснования роли музеев в пространстве университета как ресурса
конструирования культурной идентичности студенчества автором раскрыт
мировой и российский опыт их становления и развития. Современная задача
вузовского музея заключается в формировании интереса студентов к своей
специальности, усиления причастности к жизни региона и страны,
конструировании профессиональной, региональной, национальной и
наднациональной или общечеловеческой культурной идентичности
посредством развития актуальных социокультурных практик. Последние в
условиях современного общества определяются как значимый
инновационный идентификационный ресурс.
Раскрыт культурный потенциал актуальных социокультурных практик
вузовских музеев на примере их деятельности в наиболее крупных и
имеющих значительную историю вузов Южного Урала. Проведена
классификация этих музеев. Созданные здесь музеи истории, помимо этапов
становления и развития учебного заведения, демонстрируют посетителям-
студентам историю города и региона в контексте жизни России в целом. В
двух университетах (ЮУрГУ и ЧелГУ) созданы музеи археологического
профиля, содержащие ценнейшие артефакты, включая предметы культурного
наследия российского и мирового значения. Уникальными музеями, также
способными формировать идентичность студенчества на примере мировых
достижений, является «Центр ракетной техники» ЮУрГУ им. академика
Макеева, Художественный музей ЮУрГУ, экспонирующий подлинные
произведений живописи и графики мирового уровня в рамках академических
выставок (в том числе произведения из коллекции рода Демидовых –
«Мадонна дель Пополо» Рафаэля (1509), «Мадонна» Ч. Прокаччини (рубеж
XVI-XVII вв.), старинные гравюры из коллекции Г.Ф.Оттена, уникальные
русские иконы XVI-XIX вв. и др.). Материалы выставок и художественная
коллекция (включает более 700 произведений мастеров Южного Урала), в том
числе опубликованные в виде каталогов, электронных ресурсов и
проанализированные в научных статьях, являются базой для формирования
культурной идентичности студенчества в мировом, национальном и
региональном аспектах. Уникальную музейную коллекцию хранит «Музей
книги» Челябинского института культуры, владеющий экспонатами XVI-XVII
вв.
Вузовские музеи, сформированные на базе кафедр (мемориальные,
естественно-научные, музеи природы (геологические, минералогические и
др.), культуры, техники, медицины в основе своей несут образовательную
функцию, дополняя теоретический материал наглядными примерами. Этим
они закладывают основы профессиональной идентичности студентов,
погружая их в специфику специальности и транслируя базовые нормы
выбранной профессии. Музейные комплексы специализированных вузов
несут, помимо обучающей, просветительскую функцию, направленную на
приобщение студентов к истории, традициям, базовым принципам
выбранной профессии, тем самым прививая элементы, на основе которой
строится идентичность в их профессиональной среде на уровне региона и
страны. Примером может служить один из крупнейших эмбриологических
музеев России кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии Южно-
Уральского государственного медицинского университета.
Высоко оценивая в качестве факторов формирования культурной
идентичности студенчества такие направления деятельности как
экспозиционно-выставочное, экскурсионное, научно-образовательное, научно-
просветительское, коллекционное, фондосберегающее, публикационное,
ресурсно-информационное и др. приходим к выводу, что университетские
музеи Южного Урала активно реализуют свой идентификационный,
ценностно-ориентационный и социализирующий потенциал при
формировании целостной иерархической системы культурной идентичности
студенчества. Актуальные социокультурные практики университетов Южного
Урала, выявленные и представленные в работе, активно участвуют в
конструировании культурной идентичности студенческой молодежи.
Выявление путей формирования культурной идентичности
студенчества – актуальная научная проблема, решение которой имеет
практическое значение. Для формирования такой идентичности особую
значимость приобретает бесконфликтный диалог культур, при котором
сохраняется многообразие и богатство каждой из них. Представленная и
раскрытая в деятельности университетов Южного Урала в качестве ключевой
концепции сохранения региональной и национальной самобытности не
исключает ее сочетания с локальными, этническими, общенациональными и
мировыми достижениями.
Таким образом, цель исследования – выявить сущность, специфику и
пути формирования культурной идентичности молодежи в условиях развития
актуальных социокультурных практик в деятельности вузовских музеев
Южного Урала достигнута на основе решения поставленных задач.
Достоверность результатов обеспечивается современной методологической и
обширной эмпирической базой. Научная проблема имеет перспективы в
ракурсе расширения спектра исследования с включением в орбиту
исследования таких аспектов культурной идентичности студенческой
молодежи, как локальная, этническая, гражданская, политическая и др.
Актуальной задачей остается продолжение обоснования методов
конструирования культурной идентичности студенческой молодежи в диалоге
культур, сочетающем мировые достижения с сохранением собственной
национальной самобытности. Конструирование культурной идентичности
студенчества – острая актуальная проблема. Она имеет важное значение для
развития региона, страны в целом, так как противостоит глобализму, отказу от
самобытности, исторических судеб Отечества, потере гражданственности,
достоинства и национально-культурного суверенитета.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!