Формирование общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики

Алатырцева Татьяна Викторовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики
1.1 Сущность и структура понятия «общекультурная компетентность подростков»
1.2. средним Потенциал посвященные музейной работы педагогики в организации формированиипостижения общекультурной примеры компетентности исследовательская подростков
1.3. культурный Модель содержательный формирования блок общекультурной материалов компетентности мотивационному подростков мотивационный средствами введение музейной terminov педагогики
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики
2.1. урочной Диагностика эрудит исходного издательство уровня воспитательные сформированности центре общекультурной исходной компетентности электронное подростков
2.2. уровня Реализация ориентироваться педагогических инструментарий условий ориентацииформирования проходила общекультурной технологий компетентности организационно подростков цели средствами предполагает музейной культуросообразности педагогики
2.3. культурологического Результаты искусству опытно-молодыеэкспериментального социальной исследования веков по государственный формированию деятельности общекультурной youtube компетентности мирового подростков ценностно средствами образовательном музейной обучения педагогики
Выводы поглаве2………………………………………………………………………………….165 Заключение
Список литературы
Приложения…………………………………………………………………….209

Во введении формулируется цель, определяются объект,
предметизадачи,выдвигаетсягипотеза,описываются
методологические основы и методы исследования, раскрываются
научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы,
выдвигаются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения
об апробации и внедрении результатов экспериментального
исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы
формирования общекультурной компетентности подростков
средствами музейной педагогики» проведен анализ исходных
теоретических положений исследуемой проблемы; определены
основные понятия исследования; конкретизирована сущность
общекультурной компетентности подростков и выделены ее
структурные компоненты; выявлен потенциал музейной педагогики в
формировании общекультурной компетентности; представлена модель
формированияобщекультурнойкомпетентностиподростков
средствами музейной педагогики; обоснованы педагогические условия
формированияобщекультурнойкомпетентностиподростков
средствами музейной педагогики.
Анализ научной литературы (С. Н. Гикис, О. В. Гусевская,
Т. В. Ежова, Н. Ю. Конасова, С. Л. Троянская и др.) показал, что
общекультурная компетентность является важной составляющей
культуры личности, обеспечивающей ее активную жизнедеятельность.
В рамках компетентностного подхода компетентность рассматривается
как результат образования, выражающийся в знании конкретной
предметной области и эффективном его применении в практической
деятельности (В. И. Байденко, Л. М. Митина, Дж. Равен, Г. К. Селевко,
Н. Хомский и др.). О. В. Гусевская определяет общекультурную
компетентность как готовность обучающихся к гармоничному
вхождению в культурное пространство человечества, к общению с
окружающимилюдьми.Г. К. Селевкоподобщекультурной
компетентностью личности понимает совокупность знаний, навыков,
элементов культурного опыта, позволяющих обучающемуся
ориентироватьсявсоциальномикультурномокружении.
Л. Л. Супрунова характеризует общекультурную компетентность как
способность обучающегося разрабатывать и осуществлять в синтезе
несколько программ саморазвития – интеллектуального, культурного,
нравственного и физического.
Актуальность проблемы формирования общекультурной
компетентности подростков определяется прежде всего возрастными
особенностями. У подростков происходят серьезные изменения в
анатомо-морфологической,психофизиологической,личностно-
социальной сферах, перестройка потребностей и побуждений,
переоценка ценностей. Определяющими особенностями общения
подростков являются его ярко выраженный личностный характер,
активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация
поведения на нормы и ценности этого мира. Подростковый период
характеризуется интенсивным формированием нравственных понятий,
представлений, убеждений, принципов, резким повышением ценности
коллектива сверстников, устойчивой потребностью в общении с ними.
Именно в этом возрасте необходимо формировать общекультурную
компетентность, которая определяет активную жизненную позицию
человека, его способность ориентироваться в различных сферах
социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний
мир и отношения с социумом (С. Н. Гикис, Н. Ю. Конасова).
Анализ понятий и учет возрастных особенностей позволяют нам
рассматривать общекультурную компетентность подростков как
интегративное качество, представляющее собой совокупность
ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, элементов
культурного, социального, нравственного и эстетического опыта,
приобретенных в ходе освоения культуры с учетом возрастных
особенностей, которое позволяет им успешно осуществлять личностно-
иобщественно-значимуюкультурно-творческуюдеятельность,
межличностное общение и социальное взаимодействие.
Входеконкретизациипонятия«общекультурная
компетентность подростков» выявлено, что в его структуру входят
следующие компоненты: аксиологический (предполагает наличие
ценностных ориентаций – уважительного отношения к Родине, истории
России, родного края, семьи, ценностного отношения к явлениям
культуры и культурным артефактам); мотивационный (отражает
наличие желания знакомиться с явлениями культуры и культурными
артефактами, приобщаться к культурному наследию родного края,
России, мира); знаниевый (характеризуется наличием знаний о
культурных артефактах, явлениях, трансляторах культуры, знания
лучших образцов искусства); действенно-практический (определяется
наличием умений и навыков постижения культурных артефактов и
явлений и использования их в практической духовной, социальной,
эстетической деятельности).
Особоезначениевформированииобщекультурной
компетентностиимеетмузейнаяпедагогика.Модернизация
образования ставит проблему поиска новых форм и способов
взаимодействия образовательных и социальных учреждений. В
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года указывается на необходимость приобщения детей к
культурному наследию, а именно создания условий для доступности
музейной и театральной культуры, формирования общекультурной
компетентности. Анализ научной литературы (С. Л. Троянская,
Б. А. Столяров, М. Ю. Юхневич и др.) позволяет понимать музейную
педагогику как науку, изучающую теоретические и методические
основания взаимодействия музеев с образовательными учреждениями,
направленного на передачу культурного опыта через педагогический
процесс в условиях музейной среды.
Использованиепотенциаламузейнойпедагогикив
формировании общекультурной компетентности подростков позволяет
активизировать процесс приобретения ими знаний о культурных
артефактах, явлениях, трансляторах культуры в ходе урочной и
внеурочной деятельности; обеспечивает эффективное социально-
педагогическое взаимодействие подростков и педагогов; способствует
эффективному приобретению культурного, социального, нравственного
и эстетического опыта подростками путем погружения их как в
реальную, так и в виртуальную музейную среду; вовлекает в активную
краеведческую учебно-исследовательскую деятельность.
С целью детализации и наглядности работа по формированию
общекультурной компетентности подростков средствами музейной
педагогики представлена в виде модели (схема), которая включает пять
взаимосвязанных блоков: целевой, методологический, содержательный,
организационно-процессуальный и критериально-диагностический.
В ходе исследования выявлены педагогические условия
формированияобщекультурнойкомпетентностиподростков
средствами музейной педагогики: актуализация ценностного и
познавательного потенциала музейной педагогики в ходе учебной и
внеучебной деятельности; активизация процесса формирования
общекультурной компетентности средствами музейной педагогики с
применением электронного обучения; внедрение в образовательный
процесс программы факультатива «Музеи России – школьникам»;
включение подростков в работу школьных музеев.
Висследованиивыделеныосновныекритерии
сформированности общекультурной компетентности (эмоционально-
ценностный,мотивационный,когнитивный,деятельностный),
составляющие их показатели, которые конкретизируют проявление
характерныхособенностейкомпонентовобщекультурной
компетентности подростков, а также уровни ее сформированности
(высокий, средний, низкий).
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по
формированиюобщекультурнойкомпетентностиподростков
средствами музейной педагогики» определены цель, задачи, этапы
экспериментальной работы; приведены результаты констатирующего
этапа эксперимента; охарактеризованы педагогические условия
формированияобщекультурнойкомпетентностиподростков
средствами музейной педагогики, проанализированы результаты
контрольного этапа эксперимента, проведен анализ результатов
экспериментальнойработы,подтверждающихэффективность
исследования.
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в
апробации выявленных и теоретически обоснованных педагогических
условий,обеспечивающихэффективноеформирование
общекультурной компетентности подростков средствами музейной
педагогики.
В соответствии с целями и задачами экспериментальная работа
проводилась в три этапа (констатирующий, формирующий и
контрольный) с 2015 по 2018 г. на базе образовательной организации
города Москвы «Школа № 1228 «Лефортово». В исследовании приняли
участие 150 обучающихся 12–14 лет.
СоциальныйФЗ «Об образовании вФГОС ОООСтратегия развития воспитанияНациональный проект
заказРФ»в РФ на период до 2025 года«Образование»
Целевой блок
Цель: формирование общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики
Методологический блок
ПодходыПринципы
ДеятельностныйДиалога культур
АксиологическийАктивности
КомпетентностныйКультуросообразности
КультурологическийУчета возрастных особенностей обучающихся
Средовой
Содержательный блок
Компоненты
АксиологическийМотивационныйЗнаниевыйДейственно-практический
Предполагает наличие ценностных Отражает наличие желания Характеризуетсяналичием Определяется наличием умений
ориентаций (любви к Родине, знакомиться с явлениями знанийокультурных инавыковпостижения
уважительного отношения к истории культуры и культурными артефактах,явлениях, культурныхартефактови
России, родного края, семьи), артефактами, приобщаться к трансляторах культуры, знания явлений и их использованием в
ценностного отношения к явлениям культурномунаследию лучших образцов искусствапрактическойдуховной,
культуры и культурным артефактам родного края, Россиисоциальной,эстетической
деятельности
Организационно-процессуальный блок
ФормыМетодыСредства
урок в музее, чат-занятие, веб-когнитивныекреативныеорганизациивизуальные, аудиовизуальные,
занятие, телеконференция, квест,учениямультимедийные (платформы
интегрированноезанятие,практическогосоциальных ролей,ученическогогид «Artefact», «Культура.РФ»,
литературный салон, традиционная,манипулированияассоциативныхпланирования,Российская электронная школа,
виртуальнаяиинтерактивнаямузейнымисвязей, метод «ЕслисамоорганизацииМосковскаяэлектронная
экскурсии, кружок, факультатив,предметами,бы…»,проектов,обучения,школа,сайтымузеев),
мастер-класс,театрализованноеобразного видения,обученияввыступлений,музейные предметы, музейные
представление, музейный праздник,сравнения,сотрудничестве,взаимообучения,экспозиции,музейно-
тематический вечер, творческаясимволическогодистанционныхрецензий,педагогические программы,
мастерская,видения,проектов,
Продолжение схемы
клубное заседание, виртуальный эвристического«проживание»оценки,программафакультатива
музей, мини-музей, школьный наблюдения,истории, музейной самооценки,«Музеи России – школьникам»
музейисследования,игры,игры, нормотворчества
доказательств,сочинительства,
разнонаучногоигры-разминки,
познания,активногофокус-группа,
обучения,«Займиинтерактивные
позицию»
Педагогические условия
 актуализация ценностного и познавательного потенциала музейной педагогики в ходе учебной и внеучебной деятельности
 активизация процесса формирования общекультурной компетентности средствами музейной педагогики с применением электронного
обучения
 внедрение в образовательный процесс программы факультатива «Музеи России – школьникам»
 включение подростков в работу школьных музеев
Критериально-диагностический блок
Критерии и показатели
Эмоционально-ценностныйМотивационныйКогнитивныйДеятельностный
Наличиеценностного Наличие желания знакомиться с Наличие знаний о культурных Наличие умений и навыков
отношения к явлениям культуры явлениямикультурыи артефактах,явлениях, постижениякультурных
икультурнымартефактам, культурнымиартефактами, трансляторах культуры, знания артефактов и явлений и их
уважительного отношения к приобщаться к культурному лучших образцах искусстваиспользование в практической
Родине,историиРоссии, наследию родного края, России,духовной,социальной,
родного края, семьимираэстетической деятельности
Уровни
НизкийСреднийВысокий
РЕЗУЛЬТАТ
Достижение максимально возможного уровня сформированности общекультурной компетентности подростков
Модель формирования общекультурной компетентности подростков
средствами музейной педагогики
Констатирующий этап эксперимента был направлен на
выявление исходного уровня сформированности общекультурной
компетентностиподростковспомощьюподобранного
диагностического инструментария (диагностическое исследование по
методике М. Рокича «Ценностные ориентации», анкета «Изучение
художественныхинтересов»,разработаннаяпоанкете
И. И. Тихомировой; методика «Составление словаря» Т. П. Гавриловой;
игровые диагностические задания «Знатоки», составленные на основе
игрового задания Т. К. Солодухиной, и др.)
Для реализации замысла констатирующего эксперимента были
созданы контрольная группа (КГ – 75 обучающихся) и
экспериментальная группа (ЭГ – 75 обучающихся).
Результаты диагностики исходного уровня сформированности
общекультурной компетентности подростков в экспериментальной и
контрольной группах показали следующее. Высокий уровень
сформированности общекультурной компетентности подростков (18 %
в КГ, 17,3 % в ЭГ) характеризуется владением знаниями (знаниями о
культурных ценностях, явлениях, носителях и трансляторах культуры,
знанием теории и истории культуры) и готовностью их применять в
нестандартной обстановке, широтой культурных интересов, кругозора;
наличием положительной мотивации к познанию новых культурных
явлений, фактов, ценностных ориентаций в области культуры и
желанием приобретать знания, умения и навыки, самостоятельно
использовать их для саморазвития; способностью к использованию
знаний, умений и навыков, приобретенного культурного опыта в
различных видах деятельности и общении. Средний уровень
сформированности общекультурной компетентности подростков
(45,4 % в КГ, 45,4 % в ЭГ) характеризуется частичным владением
знаниями и умениями их применять в стандартной обстановке; наличием
желания к приобретению знаний, умений и навыков, культурного
опыта при условии организации данной деятельности другими людьми;
способностью к использованию знаний, умений и навыков,
приобретенного культурного опыта в отдельных ситуациях. Низкий
уровень сформированности общекультурной компетентности (36,6 % в
КГ, 37,3 % в ЭГ) указывает на наличие минимума знаний; отсутствие
желания и заинтересованности в приобретении знаний, умений и
навыков, культурного опыта; неумение использовать полученные
знания, умения и навыки в деятельности и общении.
Результаты констатирующего этапа исследования позволяют
заключить, что сформированность общекультурной компетентности
подростков находится на недостаточном уровне. В связи с этим
возникланеобходимостьцеленаправленногоформирования
общекультурной компетентности подростков средствами музейной
педагогики с учетом выявленных педагогических условий. Был
проведен формирующий этап эксперимента, в процессе которого были
апробированы педагогические условия, обеспечивающие эффективное
формированиеобщекультурнойкомпетентностиподростков
средствами музейной педагогики.
Апробация первого педагогического условия заключалась в
актуализации ценностного и познавательного потенциала музейной
педагогики в ходе учебной и внеучебной деятельности. Данное
педагогическое условие предполагало достижение поставленной цели
через грамотно выстроенную организацию учебной деятельности, а
также через обеспечение эффективного сочетания урочных и
внеурочных форм и методов организации образовательного процесса с
учетом возможностей музейной педагогики. В рамках реализации этого
условия уроки по разным предметам проводились в таких формах, как
школа в музее, квест, интегрированный урок, урок в музее и др. Так, в
Музее-усадьбе «Кусково» прошли уроки по истории, искусству,
географии, литературе, английскому языку. Интегрированный урок
«Болдинская осень» был подготовлен совместно учителями литературы
и изобразительного искусства. На уроке обучающиеся познакомились с
произведениямиА. С. Пушкина,Г. В. Свиридова,просмотрели
видеофильм «Дом-музей А. С. Пушкина». Очень часто уроки по
истории проходили в школьном краеведческом музее «История города
Москва». Это способствовало формированию у подростков желания
знакомиться с явлениями культуры и культурными артефактами,
приобщаться к культурному наследию родного края.
Ценностный и познавательный потенциал музейной педагогики
актуализировался и во внеучебной деятельности. Организовывались
театрализованные представления и экскурсии, творческие мастерские,
клубные заседания, мастер-классы, литературный салон, концерты,
праздники с использованием музейно-образовательной среды. Так,
театрализованная экскурсия «Государев двор в Измайлово» проходила
в усадьбе Измайлово. Обзорная экскурсия познакомила обучающихся с
памятниками архитектуры эпохи царя Алексея Михайловича и его
преемников на Измайловском острове, с бытом обитателей Государева
двора ХVII–ХVIII вв. Интерактивная экскурсия «Медовое
Коломенское» позволила подросткам не только познакомиться с
историей крестьян из царских сел и поселков, с их хозяйственной
деятельностью, но и стать участниками активного взаимодействия с
экскурсоводом, подтолкнула к самостоятельному исследованию
объектов и экспонатов музея.
Таким образом, реализация ценностного и познавательного
потенциала музейной педагогики в ходе учебной и внеучебной
деятельностиспособствовалаактивномуформированиюу
обучающихся знаний о культурных артефактах, явлениях, трансляторах
культуры; желания знакомиться с явлениями культуры и культурными
артефактами, приобщаться к культурному наследию родного края,
России.
Апробация второго педагогического условия предполагала
активизацию процесса формирования общекультурной компетентности
средствами музейной педагогики с применением возможностей
электронного обучения. Учителя разрабатывали сценарии уроков по
биологии, истории, литературе, музыке, искусству, подбирали тесты,
картины, видео- и аудиофайлы, используя материалы «Московской
электронной школы» и «Российской электронной школы». Так, урок
биологии «Виртуальная экскурсия в Дарвиновский музей», который
познакомил подростков с историей данного музея, проходил с
применением «Московской электронной школы». На уроке литературы,
посвященном С. А. Есенину, подростки познакомились с жизнью и
творчествомпоэтанаосновелитературнойэкспозиции
Государственного музея-заповедника С. А. Есенина в рамках
виртуального тура «Российской электронной школы».
Педагоги активно использовали на уроках возможности
виртуальных музеев для того, чтобы подростки могли изучать
артефакты из разных экспозиций и музейных фондов. Например, урок
по литературе, посвященный жизни и творчеству Л. Н. Толстого,
проходил в виртуальном Государственном музее Л. Н. Толстого. Для
наилучшего усвоения и понимания изучаемого на уроках материала
учителя применяли обучающие, популяризирующие и мотивационные
видеолекции. Так, по искусству подросткам было предложено
дополнительно посмотреть видеолекцию «История одного шедевра» по
картине «Ночь на Днепре» А. И. Куинджи. Такие лекции учителя
подбирали на мультимедийной платформе проекта «Культура.РФ».
Врамкахвнеучебнойдеятельностииспользовались
возможности электронного обучения, предоставляемые проектами
«Artefact», «Культура.РФ», «Музеи – детям», «Московская музейная
неделя». С помощью проекта «Artefact» для обучающихся были
организованы виртуальные экскурсии «Большие шедевры маленького
музея», «Честь Бородинского дня», «Православное искусство» и др.
Подростки имели также возможность посетить виртуально музеи
(ГосударственныйЭрмитаж(г. Санкт-Петербург),Мордовский
республиканский объединенный краеведческий музей имени
И. Д. Воронина (г. Саранск) и др.), находящиеся в разных городах.
Педагогами часто использовались такие формы электронного обучения,
как веб-занятия, чат-занятия. С помощью чат-занятий подростки
оставляли свои отзывы о просмотренных выставках, проведенных
экскурсиях, анонсировали работу школьного музея.
Активизацияпроцессаформированияобщекультурной
компетентности у подростков средствами музейной педагогики с
применением электронного обучения позволила им приобрести
положительную мотивацию к получению новых культурных явлений и
фактов, повысила качество усвоения учебного материала и усилила
образовательный эффект, а также способствовала полному вовлечению
и погружению подростков в образовательный процесс и дальнейшему
самообразованию, воспитанию желания знакомиться с явлениями
культуры и культурными артефактами, приобщаться к культурному
наследию родного края, России.
Апробация третьего педагогического условия предполагала
внедрение в образовательный процесс программы факультатива «Музеи
России –школьникам».Программареализовываласькак
самостоятельный предмет, разработанный для обучающихся 6–7
классов. Специфика программы заключается в знакомстве
обучающихся с историей и культурой страны в ходе их общения и
взаимодействия в музейно-образовательной среде. Цель программы
«Музеи России – школьникам» – формирование общекультурной
компетентности подростков средствами музейной педагогики,
обеспечивающей их ориентацию в различных сферах социальной и
культурной жизни.
Факультатив был разработан с учетом общеобразовательных
программ по предметам (литература, музыка, искусство, история),
рассчитан на два года подготовки и включал в себя четыре модуля:
«Музыкальные музеи России», «Литературные музеи России»,
«Театральные музеи России», «Художественные музеи России». В ходе
реализации программы применялись разные методы: когнитивные
(практического манипулирования с музейными предметами, образного
видения, сравнения, символического видения, эвристического
наблюдения, исследования, доказательств, разнонаучного познания,
активного обучения, «Займи позицию»), креативные (социальных
ролей, ассоциативных связей, метод «Если бы…», проектов, обучения в
сотрудничестве, дистанционных проектов, «проживание» истории,
музейной игры, игры, сочинительства, игры-разминки, фокус-групп,
интерактивные), организации учения (ученического планирования,
самоорганизации обучения, выступлений, взаимообучения, рецензий,
оценки,самооценки,нормотворчества),чтоспособствовало
эффективному формированию интереса к постижению культурных
артефактов, приобретению знаний о культуре.
Внедрение факультатива «Музеи России – школьникам» в
учебный процесс способствовало приобретению обучающимися знаний
о культурных явлениях, трансляторах культуры, знания лучших
образцов искусства: театрального, литературного, музыкального,
художественного, умений и навыков постижения культурных
артефактов и их использования в практической духовной, социальной,
эстетической деятельности.
Апробация четвертого педагогического условия была
направлена на формирование общекультурной компетентности
подростков посредством включения их в работу школьных музеев и
предполагала вовлечение обучающихся в разработку тематических
экскурсий, работу в качестве экскурсоводов, подбор музейных
предметов, оформление выставок, в краеведческо-исследовательскую
деятельность. Реализация условия осуществлялась с применением
различных форм (исследовательская практика обучающихся,
организацияпрактикумоввместноммузее,библиотеке,
образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии) и методов
(практическогоманипулирования смузейными предметами,
использования ассоциативных связей и др.), что способствовало
активномуформированиюуобучающихсяобщекультурной
компетентности.
В рамках деятельности школьного краеведческого музея для
подростков был организован кружок «Краеведение». Занятия кружка
предполагали углубленное изучение исторических и культурных
памятников архитектуры района Лефортово (Екатерининский дворец,
церковьПетраиПавла,Лефортовскийпарк,грот
Бартоломео Растрелли, Введенское кладбище, Вдовьи дома, Госпиталь
имени Бурденко и др.), а также активизацию учебно-исследовательской
и проектной деятельности подростков, ориентированную на знакомство
с историей своего рода, школы, района, города, России. С
использованием визуальных, аудиовизуальных, мультимедийных,
интерактивных средств были созданы виртуальные мини- музеи –
«Музей моей семьи», «Музей моей улицы», «Музей известных жителей
района Лефортово» и др. Подобные занятия способствовали
воспитанию уважения к культуре России, пробуждению желания
познавать новые культурные явления, получать эстетическое
удовольствие от общения с культурными ценностями, формированию
умения давать эмоциональную оценку произведениям культуры,
навыков самостоятельного освоения культурного наследия, постижения
культурных артефактов и их использования в практической духовной,
социальной, эстетической деятельности.
На контрольном этапе эксперимента путем повторного
применения диагностического инструментария был осуществлен
сравнительный анализ результатов исследования, полученных до
формирующего этапа и по итогам его проведения. Можно
констатировать положительную динамику во всех выборках, однако
наблюдаемый качественный и количественный прирост был выше в
экспериментальной группе.
В приведенной ниже таблице представлены сравнительные
результаты эксперимента по выявлению уровней сформированности
общекультурной компетентности подростков.

Уровень сформированности общекультурной компетентности
подростков в экспериментальной и контрольной группах
по результатам констатирующего и формирующего этапов, %

УровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группа
общекультурнойКонстатирующ ФормирующийКонстатирующий Формирующий
компетентностиий этапэтапэтапэтап
Высокий17,340,31819,6
Средний45,44645,445,2
Низкий37,313,736,635,2

Для определения совпадений и различий результатов
диагностики в контрольной и экспериментальной группах был
проведен количественный анализ данных с использованием
статистического критерия Пирсона (χ2) (хи- квадрат). Рассчитанное
значение критерия χ2 Пирсона свидетельствует о неравнозначности
выбранных групп и достоверности полученных данных в результате
диагностикиуровнясформированностиобщекультурной
компетентности.
Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы,
доказали эффективность педагогических условий формирования
общекультурной компетентности подростков средствами музейной
педагогики, теоретически обоснованных в первой главе исследования.
В заключении изложены теоретические и экспериментальные
результаты, сформулированы основные выводы и обобщения:
1. Проблема формирования общекультурной компетентности
подростков средствами музейной педагогики является одной из
актуальных в современной педагогике ввиду ее значимости для
личностного развития обучающихся, формирования у них активной
жизненной позиции, способности ориентироваться в различных сферах
социальной и культурной жизни, эффективного взаимодействия с
социумом.
2.Важнейшимиметодологическимипредпосылками
формированияобщекультурнойкомпетентностиподростков
средствами музейной педагогики являются компетентностный,
аксиологический, культурологический, деятельностный и средовой
подходы, позволившие определить теоретические основания данного
процесса.
3. Понятие «общекультурная компетентность подростков»
целесообразно трактовать как интегративное качество, представляющее
собой совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и
навыков, элементов культурного, нравственного и эстетического опыта,
приобретенных в ходе освоения культуры с учетом возрастных
особенностей, которое позволяет успешно осуществлять личностно- и
общественно-значимуюкультурно-творческуюдеятельность,
межличностное общение и социальное взаимодействие.
4.Структурнымикомпонентамиобщекультурной
компетентностиподростковвыступаютаксиологический,
предполагающий наличие ценностных ориентаций – уважительного
отношения к Родине, истории России, родного края, семьи,
ценностного отношения к явлениям культуры и культурным
артефактам); мотивационный, отражающий наличие желания
знакомиться с явлениями культуры и культурными артефактами,
приобщаться к культурному наследию родного края, России, мира;
знаниевый, характеризующийся наличием знаний о культурных
артефактах, явлениях, трансляторах культуры, знания лучших образцов
искусства; действенно-практический, определяющийся наличием
умений и навыков постижения культурных артефактов и явлений и их
использования в практической духовной, социальной, эстетической
деятельностях.
5. Эффективным средством формирования общекультурной
компетентностиподростковявляетсямузейнаяпедагогика,
использованиепотенциалакоторойактивизируетпроцесс
приобретения обучающимися знаний о культурных артефактах,
явлениях, трансляторах культуры в ходе урочной и внеурочной
деятельности; обеспечивает эффективное социально-педагогическое
взаимодействие между подростками и педагогами; способствует
эффективному освоению обучающимися культурного, социального,
нравственного и эстетического опыта путем погружения их в
виртуальную музейную среду; стимулирует вовлечение подростков в
краеведческую учебно-исследовательскую деятельность.
6. Теоретически обоснованная и сконструированная авторская
модель формирования общекультурной компетентности подростков
средствами музейной педагогики рассматривается как единая
поликомпонентная структура, включающая целевой (цель –
формированиеобщекультурнойкомпетентностиподростков
средствами музейной педагогики); методологический, включающий
подходы (компетентностный, аксиологический, культурологический,
деятельностный, средовой) и принципы (диалога культур,
культуросообразности, активности, учета возрастных особенностей
обучающихся);содержательный(эмоционально-ценностный,
мотивационный, знаниевый, действенно-практический компоненты
общекультурной компетентности подростков), организационно-
процессуальный(содержащийформы,методы,средства,
педагогическиеусловия),критериально-диагностический
(включающий критерии, показатели и уровни сформированности
общекультурной компетентности подростков средствами музейной
педагогики).
7. Положительная динамика в формировании общекультурной
компетентности подростков средствами музейной педагогики
достигается апробацией определенных педагогических условий, а
именно: актуализация ценностного и познавательного потенциала
музейной педагогики в ходе учебной и внеучебной деятельности;
активизация процесса формирования общекультурной компетентности
средствами музейной педагогики с применением электронного
обучения; внедрение в образовательный процесс программы
факультатива «Музеи России – школьникам»; включение подростков в
работу школьных музеев.
8 Разработанная нами модель формировании общекультурной
компетентности подростков средствами музейной педагогики, ставшая
основой для проведения экспериментального исследования, и
апробированные педагогические условия оказали эффективное влияние
на формирование структурных компонентов общекультурной
компетентности подростков, о чем свидетельствуют статистически
достоверные качественно положительные изменения в показателях
всех исследуемых критериев.
Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу.
Данное исследование в перспективе может стать основой для
последующих работ, например изучения проблем, связанных с
формированием общекультурной компетентности подростков в
системе дополнительного образования, и др.
Основное содержание и результаты диссертационного
исследования отражены в следующих публикациях:

Актуальность исследования. В соответствии с национальным проектом «Образование», а также с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования особо актуальными являются обеспечение нравственного, гражданского, социального развития обучающихся, формирование у них общекультурной компетентности. Она играет одну из главных ролей в становлении личности, так как определяет активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и культурной жизни, эффективное взаимодействие с социумом (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Н. Ф. Федоров, А. В. Хуторской и др.).
Формирование общекультурной компетентности особенно важно в подростковом возрасте, когда происходят серьезные изменения в личностно- социальной сфере, переоценка ценностей, перестройка потребностей, интенсивное формирование нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов, резко возрастает ценность коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ним. С другой стороны, большое значение для современных подростков имеют виртуальная и дополненная реальность, социальные сети, медиаресурсы, которые не всегда положительно влияют на формирование у них общекультурных представлений. Поэтому приобретение определенного социального, нравственного, культурного опыта, знаний в области культуры, умений воспринимать культурные явления с учетом возрастных особенностей, интересов в условиях цифровизации образования позволит обучающимся данного возраста успешно осуществлять личностно- и общественно- значимую культурно-творческую деятельность, межличностное общение и социальное взаимодействие (С.Ю.Гаджиева, С.Н.Гикис, Е.В.Егоршина, Т. В. Ежова, Л. П. Карпушина, Л. В. Кузнецова, Н. Ю. Конасова, И. А. Соловцова, С. Л. Троянская и др.). Музеи могут оказать существенное влияние на формирование общекультурной компетентности подростков, поскольку выполняют функцию передачи культурно-исторического опыта обучающимся как через личное соприкосновение с реальностью истории и культуры, так и виртуально – с помощью современных мультимедийных платформ, что позволит обучающимся познакомиться с объектами культурного наследия, расположенными в регионе проживания и на территории всей страны (Т. Б. Бабаева, Н. И. Ильинская, В. В. Константинова, Е. В. Мальцева, О. А. Макарова, Т. П. Мышева, Б. А. Столяров и др.).
Музейная педагогика, являющаяся специально организованным процессом социально-педагогических взаимодействий субъектов, направленным на передачу личности культурного опыта на основе музейных артефактов, становится важным фактором общекультурного, нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности (A. B. Бакушиский, А. Г. Бойко, М. С. Каган, С. В. Огородникова, А. В. Рыбаков, Б. А. Столяров, С. Л. Троянская и др.). Проектом «Культурный норматив» (14.02.2019 г.) предусмотрено, что каждый школьник на протяжении всего обучения должен посетить определенное количество музеев и выставок, поэтому музейную педагогику можно считать незаменимым союзником образовательных учреждений в процессе формирования общекультурной компетентности обучающихся.
Актуальность исследования подтверждается анализом существующей образовательной практики и результатами проведенного нами анкетирования на базе школы No 1228 «Лефортово» (г. Москва), согласно которым 39 % подростков не обладают обширными знаниями в области культуры, однако проявляют интерес к их приобретению, особенно в ходе знакомства с музейными артефактами, при этом 73 % обучающихся считают, что в образовательном процессе возможности музеев почти не используются.
Степень разработанности темы исследования. Проблема формирования общекультурной компетентности подростков многоаспектна.
4

Анализ научной литературы показал, что компетентность в своих работах рассматривают В. И. Байденко, Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, Дж. Равен, Г.К.Селевко, А.В.Хуторской и др., общекультурную компетентность – Е. В. Бондаревская, С. Н. Гикис, Т. В. Ежова, Н. Ю. Конасова, О. Е. Лебедев, С. Л. Троянская и др.
Исследованию взаимодействия музея и образования, образовательных возможностей музея посвятили свои труды А. В. Бакушинский, Н. Д. Бартрам, Е. Б. Медведева, Б. А. Столяров и др. На современном этапе в музейной педагогике в основном изучены вопросы, касающиеся образовательной деятельности музея, воспитания ценностного отношения к окружающему миру средствами музейной педагогики (Е. Г. Ванслова, А. В. Рыбаков, Б. А. Столяров, Т. В. Чумалова, М. Ю. Юхневич и др.), воспитательных функций (З. А. Бонами, Н. Г. Макарова и др.). Разработкой научных проблем, связанных с музейной педагогикой, занимаются
исследователи в
Ю. А. Демченко,
И. В. Коробова,
С. В. Огородникова и др.)
различных регионах нашей страны (Г. К. Белугина, О. В. Иванова, Л. С. Именнова, В. В. Константинова, Е. В. Мальцева, О. А. Макарова, Н. А. Лысенко,
В работах последних лет освещаются следующие вопросы в области музейной педагогики: музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков (С. Ю. Гаджиева), музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся (М. В. Соколова), гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики (М.Г.Чесняк), формирование ценностно-смысловой направленности личности школьников средствами музейной педагогики (Е. А. Яковлева), формирование ценностного отношения к культурно- историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики (Т.В.Чумалова); актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики (А. С. Огоновская).
5

Принимая во внимание важность и востребованность имеющихся научных исследований по обозначенным проблемам, отметим, что в педагогической науке недостаточно изучены вопросы, связанные с определением сущности и специфики формирования общекультурной компетентности подростков и выявлением педагогического потенциала музейной педагогики в ее формировании, а также с разработкой педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики.
Анализ научной литературы, современной образовательной практики и результаты собственной научно-исследовательской деятельности позволили выявить противоречия между:
– возросшей потребностью общества в личности, обладающей общекультурной компетентностью, способной к жизнедеятельности в новых социокультурных условиях, и недостаточным фактическим уровнем сформированности данного качества;
– важностью формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики и отсутствием теоретически обоснованной модели, обеспечивающей реализацию указанного процесса;
– необходимостью использования потенциала музейной педагогики для формирования у современного подростка общекультурной компетентности и неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективной реализации данного процесса.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основания и педагогические условия формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики?
Актуальность исследуемой темы, ее востребованность в образовательной практике и недостаточная изученность явились основанием
6

для определения темы исследования: «Формирование общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики».
Цель исследования – разработать модель, выявить и апробировать педагогические условия формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики.
Объект исследования – процесс формирования общекультурной компетентности подростков.
Предмет исследования – модель и педагогические условия формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики будет эффективным, если:
– конкретизированы сущность и структура понятия «общекультурная компетентность подростка» как интегративного качества, которое позволяет успешно осуществлять личностно- и общественно-значимую культурно- творческую деятельность, межличностное общение и социальное взаимодействие;
– определен потенциал музейной педагогики как средства формирования общекультурной компетентности подростков, реализация которого обеспечивает общекультурное, нравственное, гражданско- патриотическое, историко-краеведческое воспитание личности;
– данный процесс осуществляется в соответствии с теоретически обоснованной моделью, разработанной с учетом требований социального заказа, нормативно-правовых документов, компетентностного, аксиологического, культурологического, деятельностного, средового подходов, принципов диалога культур, активности, культуросообразности, учета возрастных особенностей обучающихся и состоящей из целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального, критериально-диагностического блоков;
7

– выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия: актуализация ценностного и познавательного потенциала музейной педагогики в ходе учебной и внеучебной деятельности; активизация процесса формирования общекультурной компетентности средствами музейной педагогики с применением электронного обучения; внедрение в образовательный процесс программы факультатива «Музеи России – школьникам»; включение подростков в работу школьных музеев.
Приведенные проблема, цель и гипотеза позволили сформулировать
задачи исследования:
1. Конкретизировать сущность и структуру понятия «общекультурная компетентность подростков».
2. Определить потенциал музейной педагогики как средства формирования общекультурной компетентности подростков.
3. Теоретически обосновать и разработать модель формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики.
4. Выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики.
Методологическую основу исследования составляет совокупность компетентностного (В. И. Байденко, В. А. Болотов, Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, Дж. Равен, В. В. Сериков, Н. Хомский, А.В.Хуторской и др.), аксиологического (А.Г.Асмолов, Б.М.Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. А. Сластенин и др.), культурологического
(М. М. Бахтин, деятельностного
Д. Б. Эльконин
В. Н. Шульгин и др.) подходов.
В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, М. С. Каган и др.), (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.) и средового (Ю. С. Мануйлов, С. Т. Шацкий, Исследование базируется на следующих принципах: диалога культур, активности, культуросообразности, учета возрастных особенностей обучающихся.
Теоретической основой исследования служат:
– теория диалога культур (М. М. Бахтин, B. C. Библер, Д. С. Лихачев, Н. Ф. Федоров и др.);
– общефилософское обоснование содержания гуманистического образования культурологического типа (Е. В. Бондаревская, Г. С. Гершунский и др.);
– педагогические исследования, рассматривающие проблему формирования общекультурной компетентности (С. Н. Гикис, О. В. Гусевская, Т. В. Ежова, Н. Ю. Конасова, С. Л. Троянская и др.);
– труды, посвященные вопросам психолого-педагогической характеристики подростков (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Т. В. Машарова, И. А. Соловцова и др.);
– идеи педагогического взаимодействия музея и образования (A. B. Бакушинский, А. Г. Бойко, Е. Г. Ванслова, М. С. Каган, А. Лихтварк, Б. А. Столяров и др.);
– научные исследования, посвященные музейной педагогике (М. В. Виноходова, С. Ю. Гаджиева, Я. В. Макарчук, Т. П. Мышева, А. С. Огоновская, М. В. Соколова, Б. А. Столяров, М. Г. Чесняк и др.).
В соответствии с поставленной целью исследования для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование, конкретизация, проектирование, теоретическое моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос, эксперимент); математические (обработка данных, графическое представление результатов эксперимента). Выбор методов был обусловлен логикой исследования и задачами, которые решались на каждом этапе опытно-экспериментальной работы.
9

Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа No1228 «Лефортово».
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое осуществлялось в три этапа с 2014 по 2020 г.
Первый этап – поисково-теоретический (2014 г.): изучение состояния проблемы в ходе анализа философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований; обоснование актуальности, формулирование понятийного аппарата исследования, прогнозирование; разработка модели и выявление педагогических условий формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики.
Второй этап – экспериментальный (2015–2018 гг.): разработка программы эксперимента, проведение констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы, апробация педагогических условий формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики, проведение контрольного этапа опытно- экспериментальной работы.
Третий этап – обобщающий (2018–2020 гг.): анализ и систематизация результатов педагогического эксперимента; обобщение материалов, обработка данных, графическое представление результатов эксперимента, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, оформление диссертационной работы с учетом соответствующих требований.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Конкретизированы сущность и структура понятия «общекультурная компетентность подростка», которая рассматривается как интегративное качество, представляющее собой совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, элементов культурного, социального,
10

нравственного и эстетического опыта, приобретенных в ходе освоения культуры с учетом возрастных особенностей, и которая позволяет успешно осуществлять личностно- и общественно-значимую культурно-творческую деятельность, межличностное общение и социальное взаимодействие.
2. Разработана на основе компетентностного, аксиологического, культурологического, деятельностного, средового подходов модель формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики, которая соответствует требованиям социального заказа и нормативно-правовых документов общего образования; реализуется на основе принципов диалога культур, активности, культуросообразности, учета возрастных особенностей обучающихся; состоит из целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального, критериально-диагностического блоков.
3. Выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия: актуализация ценностного и познавательного потенциала музейной педагогики в ходе учебной и внеучебной деятельности; активизация процесса формирования общекультурной компетентности средствами музейной педагогики с применением электронного обучения; внедрение в образовательный процесс программы факультатива «Музеи России – школьникам»; включение подростков в работу школьных музеев.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность понятия «общекультурная компетентность» применительно к подросткам, а также его структура (аксиологический, мотивационный, знаниевый, действенно-практический компоненты); определен потенциал музейной педагогики в формировании общекультурной компетентности подростков; разработана и научно обоснована модель, выявлены педагогические условия формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики; определены критерии (эмоционально-ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностный), показатели и уровни (высокий, средний, низкий)
11

сформированности общекультурной компетентности подростков, что вносит определенный вклад в современную педагогическую науку.
Практическая значимость исследования состоит в апробации педагогических условий, способствующих эффективному формированию общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики; во внедрении в образовательный процесс разнообразных и специфических методов, форм обучения, музейных, а также визуальных, аудиовизуальных, мультимедийных средств, актуализирующих ценностный и познавательный потенциал музейной педагогики; в разработке и внедрении в практику программы факультатива «Музеи России – школьникам» для обучающихся 6–7 классов, методических рекомендаций для педагогов. Полученные результаты исследования могут использоваться в учебно- воспитательном процессе общеобразовательных организаций, а также при подготовке будущих учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования были апробированы в процессе обсуждения на межвузовских теоретических семинарах кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». Идеи исследования отражены в докладах на международных (Саранск 2015–2018, Прага 2015, Тамбов 2015, Нефтекамск 2015, Шадринск 2015, Москва 2017) и всероссийских (Арзамас 2015, Москва 2015, 2018, Саранск 2016–2020) научно-практических конференциях, в научных сборниках и журналах (Саранск 2016, Йошкар-Ола 2017, Белгород 2017, 2021, Москва 2018, Ялта 2019), конкурсе молодых ученых «Научный дебют» (Ульяновск 2014).
Материалы исследования использовались автором в процессе учебной и внеучебной деятельности со школьниками 6–7 классов ГБОУ города Москвы «Школа No 1228 «Лефортово». Основные результаты изложены в 22 научных публикациях автора, в том числе 3 в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, а также в главе коллективной монографии. Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются подкрепленностью исходных позиций фундаментальными идеями и положениями философии, социологии, культурологии, педагогики и психологии, определяются наличием обоснованных методологических подходов в отношении проблемы исследования, ее теоретического анализа, целесообразностью выбранных теоретических и эмпирических методов исследования и их соответствием поставленным цели и задачам, что подтверждается положительными результатами экспериментальной работы и обработкой полученных данных методом математической статистики К. Пирсона (хи-квадрат).
Положения, выносимые на защиту:
1. Общекультурная компетентность подростков – интегративное качество, представляющее собой совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, элементов культурного, социального, нравственного и эстетического опыта, приобретенных в ходе освоения культуры с учетом возрастных особенностей, которое позволяет им успешно осуществлять личностно- и общественно-значимую культурно-творческую деятельность, межличностное общение и социальное взаимодействие. В ее структуре выделяются следующие компоненты: аксиологический (предполагает наличие ценностных ориентаций – уважительного отношения к Родине, истории России, родного края, семьи, ценностного отношения к явлениям культуры и культурным артефактам); мотивационный (отражает наличие желания знакомиться с явлениями культуры и культурными артефактами, приобщаться к культурному наследию родного края, России, мира); знаниевый (характеризуется наличием знаний о культурных артефактах, явлениях, трансляторах культуры, знания лучших образцов искусства); действенно-практический (определяется наличием умений и навыков постижения культурных артефактов и явлений и их использования в практической духовной, социальной, эстетической деятельности). 2. Потенциал музейной педагогики состоит в совокупности культурно- образовательных, воспитательных, творческих, информационных возможностей, разнообразных и специфических методов, форм обучения, музейных, а также визуальных, аудиовизуальных, мультимедийных средств, обеспечивающих передачу культурного опыта обучающимся. Использование потенциала музейной педагогики в формировании общекультурной компетентности подростков активизирует процесс приобретения ими знаний о культурных артефактах, явлениях, трансляторах культуры в ходе урочной и внеурочной деятельности; обеспечивает эффективное социально- педагогическое взаимодействие между подростками и педагогами; способствует эффективному освоению обучающимися культурного, социального, нравственного и эстетического опыта путем погружения их в виртуальную музейную среду; стимулирует вовлечение подростков в краеведческую учебно-исследовательскую деятельность.
3. Основой формирования общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики выступает модель, которая рассматривается как совокупность целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального, критериально- диагностического блоков. Целевой блок включает цель (формирование общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики), задачи. Методологический блок содержит подходы (компетентностный, аксиологический, культурологический, деятельностный, средовой) и принципы (диалога культур, активности, культуросообразности, учета возрастных особенностей обучающихся). В содержательный блок входит совокупность компонентов общекультурной компетентности подростков (аксиологический, мотивационный, знаниевый, действенно- практический). Организационно-процессуальный блок объединяет формы (урок в музее, чат-занятие, веб-занятие, телеконференция, квест, интегрированное занятие, литературный салон, традиционная, виртуальная и интерактивная экскурсии, кружок, мастер-класс, театрализованное представление, музейный праздник, тематический вечер, творческая мастерская, клубное заседание, виртуальный музей, мини-музей, школьный музей), методы (когнитивные, креативные, организации учения), средства (визуальные, аудиовизуальные, мультимедийные (платформы «Artefact», «Культура.РФ», «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», сайты музеев), музейные предметы, музейные экспозиции, музейно- педагогические программы, программу факультатива «Музеи России – школьникам». Критериально-диагностический блок предусматривает применение адаптированного и авторского диагностического инструментария для выявления уровня сформированности общекультурной компетентности подростков, а также включает выявленные критерии и показатели, уровни сформированности данного качества.
4. Эффективному формированию общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики способствуют следующие педагогические условия: актуализация ценностного и познавательного потенциала музейной педагогики в ходе учебной и внеучебной деятельности; активизация процесса формирования общекультурной компетентности средствами музейной педагогики с применением электронного обучения; внедрение в образовательный процесс программы факультатива «Музеи России – школьникам»; включение подростков в работу школьных музеев.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 278 наименований, и 17 приложений. В основной части работы содержатся 1 схема, 21 таблица и 1 диаграмма.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Музейная педагогика как фактор повышения качества образования школьников в общеобразовательной школе
    Т. В. Алатырцева. – Текст : электронный // Современныепроблемы психолого-педагогических наук: межвуз. сб. науч. тр. Вып.23 / редкол.: Т. И. Шукшина (отв. ред.) ; Мордов. гос. пед. ин-т. –Саранск, 2– С. 88
    Педагогические условия развития общекультурной компетентности подростков в процессе музейной работы в общеобразовательных школах
    Т. В. Алатырцева. – Текст :электронный // X Осовские педагогические чтения «Образование всовременном мире: новое время – новые решения». Ч. 2 (г. Саранск,26–27 ноября 2015 г.) / редкол.: Т. И. Шукшина (председатель) [и др.] ;Мордов. гос. пед. ин-т. – Электрон. дан. (2,65 Мб). – Саранск, 2–С. 243–– 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-0801
    Музейная педагогика как фактор формирования общекультурной компетентности подростков
    Т. В. Алатырцева. – Текст : непосредственный // Успехи современнойнауки и образования. – 2– № – С. 202
    Роль музейной работы в формировании общекультурной компетентности подростков
    Т. В. Алатырцева. –Текст : непосредственный // Сб. науч. статей Междунар. науч.-практ.конф. «53-и Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 9–10 февраля 2017 г.) /редкол.: Т. И. Шукшина [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск,2– С. 8–– ISBN 978-5-8156-0883
    Модель формирования общекультурной компетентности подростков в процессе музейно-педагогической деятельности
    Т. В. Алатырцева. – Текст : электронный // Современныемодели и практики организации дополнительного образования детей :сб. науч. статей всерос. науч.-практ. конф., 16–17 мая 2018 г. / редкол.:Т. И. Шукшина (председатель) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. –Электрон. дан. (1,3 Мб). – Саранск, 2– С. 11–– 1 электрон. опт.диск.
    Педагогические условия формирования общекультурной компетентности подростка в процессе музейно-педагогической деятельности
    Т. В. Алатырцева. – Текст :непосредственный // Профессиональное образование и общество. –2– № 3 (27). – С. 113
    Возможности музейно-педагогической деятельности в формировании общекультурной компетентности подростков
    Т. В. Алатырцева. – Текст : электронный // Проблемыобразования в условиях инновационного развития: сб. науч. ст. поматериалам всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы образования вусловиях инновационного развития» (г. Саранск, 22 мая 2019 г.) /редкол.: Т. И. Шукшина, Ж. А. Каско, С. Н. Горшенина ; Мордов. гос.пед. ин-т. – Электрон. дан. (1,2 Мб). – Саранск, 2– С. 9–– 1 электрон. опт. диск.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»