Формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………….. 22
1.1. Опыт конструктивного взаимодействия подростков как педагогическая
проблема …………………………………………………………………………………………………. 22
1.2. Возможности туристско-краеведческой деятельности в формировании
опыта конструктивного взаимодействия подростков ……………………………….. 52
1.3. Характеристика процессной модели формирования опыта
конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой
деятельности …………………………………………………………………………………………… 80
Выводы по первой главе……………………………………………………………………… 104
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………… 109
2.1. Логика и задачи экспериментальной работы ……………………………………. 109
2.2. Практика формирования опыта конструктивного взаимодействия
подростков в туристско-краеведческой деятельности …………………………….. 131
2.3. Динамика сформированности опыта конструктивного взаимодействия
подростков ……………………………………………………………………………………………. 159
Выводы по второй главе ……………………………………………………………………… 182
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 187
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………… 192
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………….. 217
Опыт конструктивного взаимодействия подростков как педагогическая пробле-
ма. Основанием для уточнения понятия «опыт конструктивного взаимодействия подрост-
ков» являются исследования: О.М. Забелиной (совместная деятельность заинтересованных
друг в друге субъектов, стремящихся к самосовершенствованию, продуктивному разреше-
нию возникающих противоречий и к социально значимому результату), И.Ю. Иванкиной
(интегральное личностное образование, включающее в себя личностно-смысловые и эмо-
циональные отношения, единство профессиональных знаний, умений и навыков),
В.С. Смирнова (составная часть опыта социального взаимодействия), Е.С. Игнатовой (це-
ленаправленная, совместная деятельность субъектов образовательного процесса, стремя-
щихся к взаимопониманию и продуктивному разрешению проблем).
Выделение общего смыслового поля исследуемых дефиниций позволило охарактери-
зовать «опыт конструктивного взаимодействия подростков» как личностную характеристи-
ку, проявляющуюся в совокупности практически усвоенных знаний, социальных ценностей
и установок, умений выстраивания целесообразных коммуникативных действий, позволя-
ющую продуктивно осуществлять совместную деятельность и достигать социально значи-
мого результата в согласованности и координации позиций, рационализации поведения и
обмена смыслами, идеями, ценностями, информацией. Структура опыта конструктивного
взаимодействия подростков интегрирует аксиологический, познавательный, поведенческий
компоненты, уровневая сформированность которых определяется комплексом критериев и
соответствующих им показателей (мотивационного, когнитивного и деятельностного).
Доказано, что опыт конструктивного взаимодействия подростков формируется непре-
рывно, последовательно с учетом выявленных социокультурных, образовательных, инди-
видуально-личностных факторов и корректируется в ходе усвоенного содержания совмест-
ной деятельности и общения с актуализацией аксиологических контекстов полезности со-
циального действия (с позиции качества, количества, отношения, способов осуществле-
ния), определяющих изменения в поведении и личностных смыслах заинтересованных дру-
ге в друге участников.
Определено, что подростковый период является сензитивным для формирования опы-
та конструктивного взаимодействия с позиций: устремленности к достижению определен-
ного места в структуре общественных отношений, нацеленности на оценку самого себя в
системе «Я и мое участие в жизни общества» (Д.И. Фельдштейн); ведущей деятельности –
самоутверждения и общения со сверстниками (Д.Б. Эльконин); направленности на суще-
ственное расширение сферы коммуникации, открытости ко всему новому, высокой избира-
тельности в дружеских привязанностях, ориентации на групповое взаимодействие, сов-
местную деятельность (А.Б. Добрович); активных проб взрослости в ходе общения и взаи-
модействия со сверстниками и референтно значимыми взрослыми (Н.Ф. Голованова).
Возможности туристско-краеведческой деятельности в формировании опыта
конструктивного взаимодействия подростков. Сравнительно-сопоставимый анализ ис-
следований И.Л. Беккера, Е.В. Дворяниновой, Н.Н. Ермиловой, Ю.С. Константинова,
Д.В. Смирнова позволил конкретизировать содержание туристско-краеведческой деятель-
ности как специфического вида активности взрослеющих субъектов, направленного на
освоение исторической, социокультурной и природно-географической среды жизнедея-
тельности; формирование социально-ориентированных мотивов выстраивания созидатель-
ных отношений с другими людьми, конструирования ответственных и безопасных контак-
тов с окружающей действительностью, природой; активизацию субъектной позиции под-
ростков для достижения личностно значимого и социально полезного результата.
Анализ ведущих идей теории возможностей Д. Канеман и А. Тверски в контексте
ожидаемой полезности, принятия риска и выбора действия позволил выявить три группы
возможностей туристско-краеведческой деятельности в формировании опыта конструк-
тивного взаимодействия подростков. Смысловые возможности определяют: насыщенность
туристско-краеведческой деятельности образцами конструктивного взаимодействия, мно-
гоуровневостью продуктивных формальных и неформальных партнерских взаимоотноше-
ний со взрослыми и сверстниками; осознание границ своей зависимости / независимости от
другого человека в ходе познания и преобразования окружающей природной и социокуль-
турной среды; обогащение сферы ценностного смыслопорождения и смыслообразования в
конструктивном взаимодействии. Интеграционные возможности отражают: коллективно-
игровой характер, доступность и привлекательность освоения подростками диапазона со-
циально предписанных норм и правил конструктивного взаимодействия в туристско-
краеведческом объединении; расширение информационного поля взаимодействующих
сторон в познавательной, исследовательской, природоохранной, культуросообразной, во-
лонтерской, оздоровительно-спортивной туристско-краеведческой деятельности. Преобра-
зующие возможности нацелены на: апробирование подростками многообразных социаль-
ных ролей, созидательных поведенческих способов при активном освоении туристско-
краеведческой деятельности в соответствии с индивидуальными способностями, устремле-
ниями и интересами; трансляцию образцов накопленного опыта конструктивного взаимо-
действия в разнообразные сферы социума.
Смысловые возможности туристско-краеведческой деятельности актуализируются в
рамках ресурса социокультурного окружения и функций предъявления социальных норм и
ценностей продуктивной коммуникации, позитивного стимулирования и разумного огра-
ничения поведенческих моделей. Интеграционные возможности соотносятся с организаци-
онно-содержательным ресурсом и функцией восполнения дефицитов общения и совмест-
ной деятельности, доведения школьного познания до полноты. Преобразующие возможно-
сти отражают коммуникативно-интеракционный ресурс и функции социально-
бесконфликтного преодоления рисков личностно-средового взаимодействия и коммуника-
ций в нестандартных экстремальных ситуациях жизнедеятельности туристов-краеведов;
расширения социокультурных связей с миром, углубления сфер общения подростков с
людьми, природой, «материализованной памятью» героического прошлого и настоящего.
Процессная модель формирования опыта конструктивного взаимодействия под-
ростков в туристско-краеведческой деятельности. Авторская модель интегрирует сово-
купность взаимосвязанных блоков (концептуально-целевого, содержательного, результа-
тивного), задается содержанием деятельностного и социально-педагогического подходов и
в логике требует этапов (ценностно-смыслового, субъектно-активизирующего, рефлексив-
но-оценочного) (рис. 1).
Концептуально-целевой блок модели отражает цель исследования и выбор: деятель-
ностного подхода, задающего ориентир включения подростков в многообразие форм ту-
ристско-краеведческой деятельности для активного освоения норм и ценностей конструк-
тивного взаимодействия посредством реализации принципов (аксиологичности, педагоги-
ческой событийности, рефлексии); социально-педагогического подхода, отражающего ис-
пользование потенциала социума для обогащения представлений подростков о мире, обще-
стве, социальных отношениях, истории и культуре родного края, с учетом построения не-
директивных «помогающих» отношений и принципов (расширяющейся и углубляющейся
спирали освоения окружающего мира, социального закаливания).
Содержательный блок модели нацелен на реализацию дополнительных общеразви-
вающих программ туристско-краеведческой направленности («Лесные тропки», «Юни-
Тур»), проектов («Организация досуговой площадки «ТриНадо»», «Мир движений – океан
возможностей», «Жить как все», «Краеведческая тропа Тюльганского района»), обучающе-
го интенсив-семинара для педагогов («Педагогические технологии конструктивного взаи-
модействия субъектов туристско-краеведческого объединения»). При осуществлении про-
граммных мероприятий и проектов использовались продуктивные методы (интерактивные;
коллаборативные; проблемно-поисковые; проектные; ассертивные; имитационные) и фор-
мы (экскурсии; соревнования по ориентированию, спортивному туризму; творческий реф-
рейминг; туристические квест-игры; кейсы прохождения экологических, краеведческих
троп; тренинги на сплочение; практические занятия на местности; проектная и исследова-
тельская работа; разработка туристско-краеведческих маршрутов; туристические слеты).
ЦЕЛЬ: обеспечить формирование опыта конструктивного взаимодействия
подростков в туристско-краеведческой деятельности
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
отношение к конструктивному взаимодействию; включение подростков в непосредственную и опосредованную (реально-виртуальную) туристско-краеведческую
ценностно-смысловой
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: обновление содержания туристско-краеведческой деятельности; конструирование задач, формирующих ценностно-смысловое
ПОДХОДЫПРИНЦИПЫ
– аксиологичности
Деятельностный- педагогической событийности
– рефлексии
– освоения окружающего мира
Социально-педагогический- социального закаливания
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Ценностно-Ценностно-
личностноепознавательное
отношениеотношение
РЕСУРСЫВОЗМОЖНОСТИ
•социокультурного• смысловые
окружениямногоуровневость
•организационно-содержательныйпродуктивных формальных
•и неформальных партнерских
субъектно-активизирующий
коммуникативно-интеракционный
•ФУНКЦИИвзаимоотношений со взрослыми
• предъявления социальных норм ии сверстниками
ценностей продуктивной коммуникации• интеграционные
• восполнения дефицитов общения иколлективно-игровой характер,
совместной деятельностидоступность и привлекательность
освоения норм и правил
ЭТАПЫ
• социально-бесконфликтного
деятельность
преодоления рисков личностно-конструктивного взаимодействия
средового взаимодействия• преобразующие
• расширения социокультурных связей сапробирование многообразных
миром, с людьми, природой, памятьюсоциальных ролей, созидательных
историиповеденческих и коммуникативных
способов
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:познание мира и себя в нем,
социально-ориентированное общение, совместная деятельность
МЕТОДЫ: интерактивные, коллаборативные, проблемно-
поисковые, проектные, ассертивные, имитационные
ФОРМЫ: туристические квест-игры, творческий рефрейминг,
разработка туристско-краеведческих маршрутов,
слеты и походы,
Ценностно-спортивно-туристическиеЦенностно-
коммуникативноесоревнованиядеятельностное
отношениеотношение
рефлексивно-оценочный
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
КОМПОНЕНТЫ:
аксиологический, познавательный, поведенческий
КРИТЕРИИ:мотивационный, когнитивный, деятельностный
УРОВНИ:высокий, средний, низкий
РЕЗУЛЬТАТ:опыт конструктивного взаимодействия подростков
Рис. 1. Процессная модель формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков
в туристско-краеведческой деятельности
Результативный блок модели включает характеристику динамики сформированности
опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельно-
сти по критериям и соответствующим им показателям: мотивационному (мотивационно-
ценностная установка на осуществление продуктивной коммуникации; отношение к парт-
неру по взаимодействию как высшей ценности; стремление к результативной совместной
деятельности), когнитивному (знание о себе и других людях как субъектах общественных
отношений; представления об основах, способах и приемах конструктивного взаимодей-
ствия), деятельностному (готовность к кооперации, сотрудничеству, работе в коллективе;
социальная активность).
Практика формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в
туристско-краеведческой деятельности. Первое педагогическое условие – обновление
содержания туристско-краеведческой деятельности идеями конвергенции знаний, гармони-
зации индивидуальной и коллективной ответственности, позитивной коммуникации – осу-
ществлялось в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-
краеведческой направленности «Лесные тропки», интегрирующей инвариантную (усовер-
шенствование навыков туристско-краеведческого мастерства учащихся) и вариативную
(формирование навыков конструктивного взаимодействия подростков) части.
Содержание и темы занятий в туристско-краеведческом объединении характеризова-
лись смысловой наполненностью, проблемностью, ценностностью: «Дружбу связал тури-
стический узел», «Сплоченная команда в туристско-краеведческом походе», «Самоуправ-
ление в сфере коммуникаций и поведения», «История Оренбургской области в ленте вре-
мен поколений», «По следам опытных туристов», «Тренинги по походным должностям»,
«Искусство понять друг друга». С подростками проводились практические занятия на
местности с использованием индивидуальных маршрутных карт (оценивание промежуточ-
ных результатов освоения программы): «Спортивное ориентирование», «Определение ази-
мута», «Укладка рюкзака», «Вязка туристических узлов», «Костер», «Оказание доврачеб-
ной помощи», «Выживание в экстремальных условиях (школа выживания)», в ходе кото-
рых происходило развитие способности учащихся к сотрудничеству и кооперации в разно-
возрастной группе.
При реализации занятий значимым выступало заполнение диагностической карты ак-
тивизации межличностных отношений субъектов взаимодействия (экспертной оценки),
определяющей динамику сформированности опыта конструктивного взаимодействия под-
ростков с позиции: участия в межличностных отношениях (активно строят взаимоотноше-
ния с другими; используют ресурс поддержки других; демонстрируют уважение к взглядам
и действиям других); формирования доверия и поддержки (информируют об организаци-
онных планах; устанавливают уровень открытости, доверительности во взаимодействии;
осознают «позитивный образ другого»; продуктивно обсуждают оценку общей и индиви-
дуальной работы); саморегуляции (остаются выдержанными в трудных и неопределенных
ситуациях; помогают урегулировать эмоциональные конфликты других, не позволяя во-
влечь себя в них; осваивают методы управления своими эмоциями).
В летний период организовывался палаточный лагерь на территории Тюльганского
района, позволяющий подросткам в рамках реализации веревочного курса, деловых игр
(«Выборы», «Лидер и его команда»; «Звездный час»), конкурсов-смотров отрядов, спор-
тивно-туристических мероприятий («Зарница»; «Тропа испытаний», «Лабиринт памятных
мест»), однодневных и многодневных походов осваивать навыки позитивной коммуника-
ции с педагогами и сверстниками («содействие успеху друг друга»), приобретать умения
работы в команде с позиции индивидуальной и коллективной ответственности («каждый
слышит каждого»), усваивать способы решения поставленных задач с пользой для себя и в
интересах коллектива («созидательная взаимозависимость»).
Реализация педагогического условия способствовала расширению диапазона знаний
подростков об окружающем мире, стратегиях конструктивного взаимодействия с другими
людьми, способах принятия ответственных решений в совместной туристско-
краеведческой деятельности для получения личностно и социально значимого результата.
Второе педагогическое условие – конструирование задач, формирующих ценностно-
смысловое отношение к конструктивному взаимодействию в диадах «подросток – подро-
сток», «подросток – взрослый», «подросток – мир» – осуществлялось в логике постепенно-
го усложнения на репродуктивном, частично-поисковом, продуктивном уровнях.
Подросткам для решения предлагались текстовые, визуальные, продуктивно-
творческие задачи. Текстовые задачи были разнообразны: «В блок-схеме развести понятия
«конструктивное» и «неконструктивное» взаимодействие в походе»; «Составить кластер
«бесконфликтная личность в социуме и туристско-краеведческой экспедиции»»; «Выявить
особенности конструктивного общения в приложенном тексте»; «Переформулировать ряд
неконструктивных утверждений в конструктивные»; «Найти примеры реальных ситуаций
конструктивного и неконструктивного взаимодействия и коммуникации, представленные в
журналах, газетах и других текстовых материалах». Значимым в работе с подростками вы-
ступал анализ отрывков из произведений художественной литературы для обогащения
представлений о продуктивном взаимодействии и координации совместных действий в
трудноразрешимых ситуациях: «Соль и дым» (Т. Ссонберг); «Опасная дружба» (К. Бран-
дис); «Дом, в котором…» (М. Петросян); «Правило 69 для толстой чайки» (Д. Варденбург).
В ходе реализации визуальных задач происходило: коллективное создание разнооб-
разных по содержанию форм компьютерной визуализации (инфографика «Расширение
«поля возможных действий» в пространстве малой Родины», скетчинг «Отсроченная от-
гадка»), квилт-коллажей («Искровой разряд коммуникаций», «Краеведческий экспери-
мент»); использование видеопогружений («3ДС: Совместно думай, действуй, добивайся»;
«ТК – профи», «Кредит доверия в совместной деятельности»); анализ фильмов («Облачный
атлас», «Двенадцать», «В поход с классом»), видеороликов («Ориентирование на местно-
сти», «Ошибки на этапах подъема и спуска»).
Продуктивно-творческие задачи определяли использование: интенсив-тренингов
(«Дерево решений», «Шкала мнений»), «ПОПС-формулы», мозгового штурма (брейнстор-
ма) в мастерских жизнетворчества, квест-игр («В поисках сокровищ», «Потерянные атри-
буты короля»), аукциона туристических идей в творческой лаборатории «Настоящее и бу-
дущее малой и большой Родины», анализа туристско-краеведческих казусов (дел, случаев,
ситуаций). Подростки разрабатывали и защищали проекты и исследовательские работы
(«Спортивная площадка для маленьких туристов», «Самородки Тюльганской земли»,
«Хранители времени», «Онлайн и офлайн навигатор туриста-краеведа», «Знаменитые
маршруты Оренбуржья»).
В результате использования трех типов задач происходило осмысление подростками
ценностно-смысловых установок восприятия личностных позиций каждого из взаимодей-
ствующих субъектов как высшей ценности, развитие направленности на результативность
межличностного и межгруппового общения в совместной туристско-краеведческой дея-
тельности.
Третье педагогическое условие – включение подростков в непосредственную и опо-
средованную (реально-виртуальную) туристско-краеведческую деятельность осуществля-
лось с использованием цифровых платформ в онлайн и офлайн режимах. Для реализации
возможностей туристско-краеведческой деятельности использовалась платформа ZOOM и
социальные сети, а также автоматизированные системы компьютерного тестирования.
ВКонтакте была создана группа «Туристско-краеведческое объединение «Искатели», где
происходил обмен разработанными на платформе Padlet виртуальными краеведческими и
туристическими маршрутами по Тюльганскому району, создание рекламных троп (транс-
лируя каждую точку маршрута на платформе Тик Ток), виртуальных экскурсий с использо-
ванием QR-кода (информирующих о местных историко-культурных и природных досто-
примечательностях), разработка и реализация авторских интерактивных развивающих игр
для туристов-краеведов с позиции технологий дополненной реальности. Учащиеся в сме-
шанном формате осуществляли разнообразные виды работ туристско-краеведческой
направленности с использованием Интернет-ресурсов: хотлист («Спортивный туризм. Ви-
ды туризма», «Оренбург – мой край родной», «Рекреация и туризм»), трэжа хант («Три
жемчужины села Тугустемир», «Усадьба И.Л. Тимашева», «История Екатерининской церк-
ви с. Тугустемир», «Обычаи и традиции казаков-пластунов»), сабджект сэмпл (тематиче-
ская видеоподборка необычных природных объектов, многообразия природных ландшаф-
тов Оренбуржья), виртуальные вебквесты («Туристско-краеведческая экскурсия по цен-
тральной улице г. Оренбурга», «Легенды старого Оренбурга», «Оренбургский губернатор-
ский историко-краеведческий музей») с поисковыми фильтрами, картой геолокации, за-
грузкой мобильного приложения, обратной связью.
Реализация педагогического условия способствовала обновлению способов включе-
ния подростков в туристско-краеведческую деятельность, расширению путей проявления
индивидуальной и коллективной социальной активности с позиции построения конструк-
тивного взаимодействия с окружающими людьми, миром.
Динамика сформированности опыта конструктивного взаимодействия подрост-
ков. Экспериментальная работа осуществлялась с 2016 по 2021 гг. на базах: МБУДО
«Центр дополнительного образования» п. Тюльган, филиалов Центра (МБОУ «Владими-
ровская СОШ», МБОУ «Екатеринославская СОШ», МБОУ «Ташлинская СОШ», МБОУ
«Тюльганская СОШ № 1», МБОУ «Лицей № 1»), МАУДО «Тюльганская детско-
юношеская спортивная школа», ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский
многопрофильный центр», региональной общественной организации «Федерация спортив-
ного туризма Оренбургской области». Всего в эксперименте было задействовано 312
участников образовательных отношений.
Диагностика уровня сформированности опыта конструктивного взаимодействия под-
ростков происходила в соответствии с методиками исследования: по мотивационному кри-
терию (диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модифика-
ции Н.П. Фетискина); методика «Социометрия» Я.Л. Морено; методика «Коммуникатив-
ные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)); по когнитивному
критерию (тест Дж. Гилфорда, М. Салливена «Диагностика социального интеллекта»
(адаптированная Е.С. Михайловой); анкета для участников туристско-краеведческих групп
(Л.В. Алиева)); по деятельностному критерию (методика диагностики готовности к сотруд-
ничеству в совместной деятельности (В.В. Курунов, Н.А. Айнулина); анкета «Ходили мы
походами» (Л.В. Алиева); тест-опросник «Исследование уровня ассертивности» (модифи-
цированный В. Каппони, Т. Новак); анкета «Личный рост ребенка» (Л.В. Алиева)).
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о продуктивности реализа-
ции процессной модели формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков
в туристско-краеведческой деятельности, что подтверждается положительной динамикой
исследуемого феномена (табл. 1).
Таблица 1
Динамика сформированности опыта конструктивного взаимодействия подростков, %
ЭтапыКонстатирующий этапОбобщающий этап
КритерииВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкий
Мотивационный13,340,146,646,7640,3612,88
Когнитивный13,0544,1542,851,140,658,25
Деятельностный17,044,4538,5561,3531,756,9
Анализ данных обобщающего этапа эксперимента показал, что в экспериментальной
группе высокий уровень сформированности опыта конструктивного взаимодействия под-
ростков увеличился с 14,45% до 53,07%; количество учащихся со средним уровнем умень-
шилось с 42,9% до 37,58%; низкий уровень существенно сократился с 42,65% до 9,33%.
Для объективной проверки полученных результатов был проведен анализ статистиче-
ской значимости отличий данных на констатирующем и обобщающем этапах эксперимента
при использовании χ2 – критерия Пирсона. Анализ результатов (в ходе расчета теоретиче-
ской частоты (ƒT), подсчета разности между эмпирической и теоретической частотой по
каждому разряду; определения числа степеней свободы; внесения поправки на «непрерыв-
ность», при v=1; возведения в квадрат полученных разностей; разделения на теоретиче-
скую частоту полученных квадратов разностей) показал, что доля подростков, у которых
сформирован опыт конструктивного взаимодействия, после эксперимента статистически
превышает долю лиц, у которых изучаемая личностная характеристика не сформирована.
Полученный результат по каждому критерию (мотивационный – χ2эмп = 37,75804; когни-
тивный – χ2эмп = 46,09648; деятельностный – χ2эмп = 49,26107) показывает, что различия
между двумя распределениями считаются достоверными, так как χ2эмп превышает χ2эмп
0.05 (5,9991) и χ2эмп превышает χ2эмп 0.01 (9,21). Следовательно, расхождения между
распределениями статистически достоверны и нет оснований отвергать гипотезу о нор-
мальном законе распределения.
Положительная динамика результатов исследования дает основание считать, что вы-
двинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Основные выводы исследования
1. Современная социокультурная ситуация ставит перед системой дополнительного
образования задачу формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков для
приобретения ими полезных жизненных навыков сотрудничества и сотворчества с позиции
успешной адаптации и позитивной самореализации в социуме. В педагогическом контексте
именно туристско-краеведческая деятельность создает благоприятные условия для разно-
планового по содержанию и формам общения и совместной деятельности с целью широкой
ориентировки в окружающем мире и результативной интеграции в постоянно изменяющи-
еся сферы жизнебытия.
2. Установлено, что опыт конструктивного взаимодействия подростков как личност-
ная характеристика проявляется в совокупности практически усвоенных знаний, социаль-
ных ценностей и установок, умений выстраивания целесообразных коммуникативных дей-
ствий, позволяет продуктивно осуществлять совместную деятельность субъектов образо-
вания и достигать социально значимого результата в согласованности и координации пози-
ций, рационализации поведения и обмена смыслами, идеями, ценностями, информацией.
3. Доказано, что туристско-краеведческая деятельность обладает значимыми возмож-
ностями в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков (смысловы-
ми, интеграционными, преобразующими) и ресурсами (социокультурного окружения, ор-
ганизационно-содержательным, коммуникативно-интеракционным).
4. Подтверждено, что разработанная авторская процессная модель формирования
опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельно-
сти, отображающая совокупность концептуально-целевого, содержательного, результатив-
ного блоков, в логике описывающих ценностно-смысловой, субъектно-активизирующий,
рефлексивно-оценочный этапы достижения результата, выступает в качестве организаци-
онно-технологической основы исследования.
5. Доказана необходимость и достаточность педагогических условий, обеспечиваю-
щих результативную реализацию процессной модели формирования опыта конструктивно-
го взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности.
6. Разработано научно-методическое обеспечение формирования опыта конструк-
тивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности, выступаю-
щее основой действенной организации педагогической деятельности.
7. Выявлены организационно-технологические и личностные риски, своевременное
знание и минимизация последствий которых расширяют научные представления о резуль-
тативности формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в турист-
ско-краеведческой деятельности.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер, может слу-
жить перспективным направлением научного поиска, связанного: с обоснованием теорети-
ко-методологических и прикладных основ предупреждения деструктивности поведения
подростков в интеграционном единстве деятельности общеобразовательных организаций и
организаций дополнительного образования; разработкой системы туристско-краеведческой
деятельности как ценностной доминанты социализации учащихся.
Современные социокультурные преобразования, происходящие в
постиндустриальном обществе, развитие единого мирового образовательно-
го пространства, интенсификация научно-технического прогресса, активиза-
ция инвестиций в человеческий капитал актуализируют прогнозирование
новых целевых установок в содержании дополнительного образования (от-
крытость, вариативность, востребованность, доступность, нестандартность),
привнесение новых смыслов (персонифицированности, субъектности, диа-
лога, творчества) формирования опыта конструктивного взаимодействия са-
моразвивающейся и самоопределяющейся личности подростков, способных
к открытому, творческому, расширяющемуся и углубляющемуся общению с
окружающими людьми, природой, обществом, государством для опережа-
ющей подготовки взрослеющих субъектов к продуктивному включению в
общественные процессы в условиях нового технологического уклада инно-
вационной экономики.
Значительную роль при этом играет туристско-краеведческая деятель-
ность в организациях дополнительного образования, обеспечивающая при-
обретение подростками полезных жизненных навыков сотрудничества и со-
творчества в рамках освоения культурного, исторического и природного
наследия, развитие умений продуцировать и транслировать идеи, принимать
решения позитивного преобразования окружающей среды.
Формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков в
туристско-краеведческой деятельности как социально значимый результат
образовательной политики общества и государства актуализируется в ходе
анализа основополагающих нормативных документов: Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации», федерального Проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование», Стратегии разви-
тия воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции
развития дополнительного образования, приоритетного Проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». В документах указывается значи-
мость формирования в системе образования опыта конструктивного взаимо-
действия и продуктивной деятельности взрослеющих субъектов, умеющих
вести диалог, достигать взаимопонимание, сотрудничать для достижения
общих результатов; определены приоритеты обновления содержания и тех-
нологий туристско-краеведческой деятельности в детско-взрослых образова-
тельных сообществах.
Однако в образовательной практике туристско-краеведческой деятель-
ности не всегда создаются условия, необходимые для формирования опыта
конструктивного взаимодействия подростков. Исследования Р.В. Головано-
ва, Т.И. Куликовой подтверждают, что у подростков в туристско-
краеведческой деятельности выявлено неумение участвовать в конструктив-
ном взаимодействии для оптимального решения жизненных ситуаций. Уста-
новлено, что 41,5% подростков демонстрируют затруднения в выборе путей
выстраивания отношений с педагогами и сверстниками; 31,7% респондентов
не ориентированы на достижение совместных целей, выработку общего ре-
шения; 26,4% опрошенных стремятся избегать принятия самостоятельных
решений, не способны разрешать конфликты, руководствуются только лич-
ными потребностями в совместных походах, туристических путешествиях,
на слетах, прогулках, экскурсиях; у 34,3 % подростков выявлены риски про-
явления излишней агрессивности и неуравновешенности в отношении с дру-
гими, неэффективные приемы самовыражения.
Уточнено, что опыт конструктивного взаимодействия подростков су-
щественно обеднен и ограничен (в связи с подменой реальной коммуника-
ции виртуальной), хотя потребность в расширении контактов с другими
людьми испытывают 54,3% опрошенных. Подростки получают значитель-
ную сумму знаний об обществе и общественных отношениях, но у них не
развивается способность к гибкому использованию этих знаний во взаимо-
действии с другими людьми в быстро меняющемся мире (Л.В. Байбородова).
В образовательной практике 83,3% педагогов осуществляют взаимодействие
на основе субъект-объектных отношений (С.Л. Кондратьев). В связи с этим в
образовательной практике недостаточно целостно формируется опыт кон-
структивного взаимодействия подростков.
Сложившаяся ситуация требует теоретического осмысления проблемы
формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в турист-
ско-краеведческой деятельности.
В науке к настоящему времени сложились определенные теоретиче-
ские предпосылки, необходимые для постановки и решения исследуемой
проблемы:
– феномен опыта рассматривается как: системное основание, на базе
которого осуществляются многообразные поведенческие действия
(Б.Г. Ананьев); подструктура личности, интегрирующая совокупность усво-
енных знаний, присвоенных рациональных способов действий, приобретен-
ных посредством обучения и воспитания (К.К. Платонов); способ и источ-
ник познания окружающего мира, его чувственно-практическое освоение,
откладывающие отпечаток на психическую жизнедеятельность личности, ее
самоопределение в социуме (А.Ю. Бергфельд);
– концептуальные основания понятия «взаимодействие» определены
в научных разработках: В.Г. Рындак (процесс, внутреннее единство которого
осуществляется в непрерывном изменении содержания образования и разви-
тии творческого потенциала субъекта); Л.В. Байбородовой (универсальная
форма развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, при-
водящая каждое звено в качественно новое состояние); Г.М. Андреевой (ор-
ганизация совместной деятельности индивидов по обмену целесообразными
действиями и информацией, планирование общей деятельности и внесение
собственного вклада в нее); А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского (процесс
непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов)
друг на друга, порождающий их взаимную обусловленностъ и связь);
– теоретико-методологические аспекты конструктивного взаимодей-
ствия исследуются: О.М. Забелиной (целенаправленная, построенная на
гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей
партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге лично-
стей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, достиже-
нию результата); С.Я. Соловьевым, Н.И. Соловьевой (взаимодействие одно-
го и более субъектов учебно-воспитательного процесса, характеризующееся
согласованностью целей, соответствием средств, способов и занимаемой
контактирующими сторонами позицией); С.А. Царевым (процесс и резуль-
тат совместных действий, создающих позитивные отношения взаимопони-
мания и новое продуктивное знание);
– концептуальные основания опыта конструктивного взаимодей-
ствия представлены: В.С. Смирновым (составная часть опыта социального
взаимодействия, позволяющего осуществлять совместную деятельность на
основе созидательного сотрудничества, достижения взаимовыгодных дого-
воренностей, ориентируясь не только на собственные цели и интересы, но и
на цели и интересы партнера); И.Ю. Иванкиной (личностное образование,
интегрирующее личностно-смысловые и эмоциональные отношения, един-
ство профессиональных знаний, умений и навыков);
– общие подходы к исследованию содержания туристско-
краеведческой деятельности разработаны: Е.В. Дворяниновой (фактор со-
циализации подростков, процесс формирования социального опыта и ка-
честв личности, позволяющий им успешно выстраивать взаимоотношения с
окружающим миром и людьми); А.А. Остапец-Свешниковым (комплексное
средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном по-
знании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в циклах
туристско-краеведческих путешествий); Ю.С. Константиновым (эффектив-
ное средство воспитания гражданской личности, приобщения учащихся к
познанию природы и общества, культурно-исторического наследия).
Определенный интерес в контексте разрабатываемой проблематики
представляют диссертационные исследования: О.М. Забелиной (формирова-
ние опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во времен-
ном объединении, 2007 г.); Р.В. Голованова (развитие социального партнер-
ства в системе дополнительного образования туристско-краеведческого
профиля, 2008 г.); Н.В. Тымко (интеграция общего и дополнительного обра-
зования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей, 2009 г.);
О.Н. Матвеевой (туристско-краеведческая деятельность в общеобразова-
тельной школе как фактор социализации младших школьников, 2011 г.); Мо
Жоцинь (содержание и методика туристско-краеведческой деятельности де-
тей в системе дополнительного образования КНР, 2017 г.); Ю.К. Костенко
(формирование навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников
во внеурочной деятельности, 2018 г.); Е.Н. Ермишкиной (конструктивное
педагогическое взаимодействие в организации совместно-распределенной
деятельности преподавателя и студентов колледжа, 2018 г.).
Отмечая несомненную значимость рассмотренных исследований, сле-
дует признать, что в педагогической науке разработка научных аспектов
формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в турист-
ско-краеведческой деятельности является недостаточно осмысленной. Это
позволило выявить сложившиеся противоречия между:
– объективной потребностью современного общества в подрастающем
поколении, готовом к установлению конструктивных взаимоотношений с
окружающими людьми для успешной адаптации в социуме и недостаточной
теоретической разработанностью формирования опыта конструктивного
взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности;
– возможностями туристско-краеведческой деятельности в формирова-
нии опыта конструктивного взаимодействия подростков и недостаточным
теоретическим обоснованием их результативного использования в организа-
циях дополнительного образования;
– потребностью образовательной практики в научно-методическом
обеспечении формирования опыта конструктивного взаимодействия под-
ростков в туристско-краеведческой деятельности и недостаточной разрабо-
танностью дидактических средств исследуемого феномена в педагогической
науке.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему ис-
следования: каковы возможности, методы и формы туристско-
краеведческой деятельности, обеспечивающие формирование опыта кон-
структивного взаимодействия подростков?
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработан-
ность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование
опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-
краеведческой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и в ходе эксперимен-
тальной работы проверить результативность процессной модели формиро-
вания опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-
краеведческой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования опыта конструктивного
взаимодействия учащихся.
Предмет исследования: формирование опыта конструктивного взаи-
модействия подростков в туристско-краеведческой деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что формирование опыта кон-
структивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой дея-
тельности базируется на концептуальных идеях деятельностного и социаль-
но-педагогического подходов, предусматривает реализацию взаимосвязан-
ных этапов (ценностно-смыслового, субъектно-активизирующего, рефлек-
сивно-оценочного в логике последовательного воплощения цели – содержа-
ния – результата), осуществляется результативно при:
– обновлении содержания туристско-краеведческой деятельности
идеями конвергенции знаний, гармонизации индивидуальной и
коллективной ответственности, позитивной коммуникации;
– конструировании задач, формирующих ценностно-смысловое отно-
шение к конструктивному взаимодействию в диадах «подросток – подро-
сток», «подросток – взрослый», «подросток – мир»;
– включении подростков в непосредственную и опосредованную (ре-
ально-виртуальную) туристско-краеведческую деятельность с использова-
нием цифровых платформ в онлайн и офлайн режимах.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой опреде-
лены задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «опыт конструктивного взаимодей-
ствия подростков».
2. Выявить возможности туристско-краеведческой деятельности в фор-
мировании опыта конструктивного взаимодействия подростков.
3. Определить педагогические условия, обеспечивающие результатив-
ность реализации процессной модели формирования опыта конструктивного
взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности.
4. Разработать научно-методическое обеспечение по исследуемой про-
блеме.
Методологическая основа исследования: деятельностный подход, за-
дающий ориентир включения подростков в многообразие форм туристско-
краеведческой деятельности для активного освоения норм и ценностей кон-
структивного взаимодействия (взаимопонимания, сотрудничества, взаимо-
поддержки, партнерства); социально-педагогический подход, отражающий
использование потенциала социума для обогащения представлений под-
ростков о мире, обществе, социальных связях и отношениях, истории и
культуре родного края, страны с учетом построения недирективных «помо-
гающих» отношений.
Теоретическую основу исследования составляют:
на философском уровне:
– научные идеи организации ценностно-смысловых основ со-бытия с
Другим, осуществляемого в форме обмена бытийными возможностями
(М. Хайдеггер); идеи онтологии человеческого бытия «Я для себя», «Я для
другого», «Другой для меня», определяющие построение конструктивного
социального взаимодействия (М.М. Бахтин); научные идеи, определяющие
содержание опыта как диалектического движения, непрерывной работы Ду-
ха (Т.Е. Малхасян), ведущие идеи о социальных смыслах взаимодействия в
неразрывности бытия с другими и через других (Н.А. Касавина);
на общенаучном уровне:
– теоретические представления о методологии разработки и изучения
фундаментальных категорий педагогической науки (Е.А. Александрова,
Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова, В.Г. Рындак); идеи деятельностного под-
хода (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Г.И. Щукина); концептуальные основы социально-педагогического подхода
в образовании (Н.А. Каргапольцева, Р.А. Литвак, Л.Г. Пак, С.В. Сальцева);
положения конструктивизма, рассматривающие когнитивные конструкты
(знания, значения, смыслы) как продукты социальных взаимодействий
(В.О. Богданова, П. Бурдье, А.М. Улановский, Н.П. Шаталова); концепту-
альные идеи изучения опыта в психологических науках (Б.Г. Ананьев,
Л.С. Выготский, А.К. Осницкий, К.К. Платонов), в педагогических исследо-
ваниях (В.Д. Лобашев, А.Н. Саврасова, А.М. Федоров); научные положения
о взаимодействии как междисциплинарном феномене (Л.В. Байбородова,
С.Р. Геворкян, И.Ю. Иванкина, М.И. Лисина, Л.И. Уманский); основные по-
ложения аксиологизации образования, позволяющие ориентироваться субъ-
ектам в мире ценностей (Н.А. Асташова, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин);
на конкретно-научном уровне:
– положения об организации детского коллектива, конструировании по-
зитивных способов сотрудничества и взаимодействия (Ш.А. Амонашвили,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); концептуальные
идеи педагогического взаимодействия как гуманистически направленного,
личностно-ориентированного способа организации образования (Л.А. Вит-
вицкая, Ю.Н. Егорова, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик, С.А. Хазова); теорети-
ко-методологические аспекты изучения содержания конструктивного взаи-
модействия (Т.Ю. Бильгильдеева, О.Н. Князева, Н.И. Соловьева, С.Я. Соло-
вьев, О.А. Чебыкина, С.А. Царев); научные идеи о формировании опыта
конструктивного взаимодействия субъектов образования (О.М. Забелина,
И.Ю. Иванкина, Е.С. Игнатова, В.С. Смирнов); концептуальные положения
о дополнительном образовании как личном образовательном пространстве
детства (П.Б. Бондарев, В.П. Голованов, В.К. Игнатович, М.Б. Коваль,
В.Е. Курочкина, А.И. Щетинская); общие подходы к исследованию содер-
жания туристско-краеведческой деятельности (Л.В. Алиева, Мо Жоцинь,
Ю.С. Константинов, А.А. Остапец-Свешников, Д.В. Смирнов, Н.В. Тымко);
исследования в области дополнительного образования в аспекте организа-
ции творческого сотрудничества и совместной продуктивной деятельности
педагога и учащегося (М.И. Болотова, В.А. Горский, О.А. Мосина,
О.Г. Тавстуха).
Эмпирическая база исследования. Экспериментальная работа осу-
ществлялась на базах: МБУДО «Центр дополнительного образования»
п. Тюльган, филиалов Центра (МБОУ «Владимировская СОШ», МБОУ
«Екатеринославская СОШ», МБОУ «Ташлинская СОШ», МБОУ «Тюльган-
ская СОШ № 1», МБОУ «Лицей № 1»), МАУДО «Тюльганская детско-
Проведено теоретико-экспериментальное исследование по проблеме
«Формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков в ту-
ристско-краеведческой деятельности».
Подтверждено, что опыт конструктивного взаимодействия подрост-
ков выступает личностной характеристикой, проявляющейся в совокупно-
сти практически усвоенных знаний, социальных ценностей и установок,
умений выстраивания целесообразных коммуникативных действий, позво-
ляющей продуктивно осуществлять совместную деятельность субъектов об-
разования и достигать социально значимого результата в согласованности и
координации позиций, рационализации поведения и обмена смыслами, иде-
ями, ценностями, информацией.
Уточнение содержания авторской дефиниции происходило за счет
расширения научных представлений о педагогическом контексте обоснова-
ния компонентов опыта конструктивного взаимодействия подростков (ак-
сиологического, познавательного, поведенческого) и критериальных пока-
зателей: мотивационного (мотивационно-ценностная установка на осу-
ществление продуктивной коммуникации; отношение к партнеру по взаимо-
действию как высшей ценности; стремление к результативной совместной
деятельности), когнитивного (знание о себе и других людях как субъектах
общественных отношений; представления об основах, способах и приемах
конструктивного взаимодействия), деятельностного (готовность к коопера-
ции, сотрудничеству, работе в коллективе; социальная активность).
Доказано, что опыт конструктивного взаимодействия подростков фор-
мируется непрерывно, последовательно с учетом выявленных социокуль-
турных, образовательных, индивидуально-личностных факторов и коррек-
тируется в ходе усвоенного эмпирического отражения познания объектив-
ных законов социума, содержания совместной деятельности и общения с
актуализацией аксиологических контекстов полезности социального дей-
ствия (с позиции качества, количества, отношения, способов осуществле-
ния), определяющих изменения в состоянии, поведении и личностных смыс-
лах заинтересованных друг в друге участников.
Доказано, что туристско-краеведческая деятельность обладает значи-
мыми возможностями в формировании опыта конструктивного взаимодей-
ствия подростков: смысловыми (насыщенность туристско-краеведческой де-
ятельности образцами конструктивного взаимодействия, многоуровнево-
стью продуктивных формальных и неформальных партнерских взаимоот-
ношений со взрослыми и сверстниками; осознание границ своей зависимо-
сти / независимости от другого человека в ходе познания и преобразования
окружающей природной и социокультурной среды; обогащение сферы цен-
ностного смыслопорождения и смыслообразования в конструктивном взаи-
модействии); интеграционными (коллективно-игровой характер, доступ-
ность и привлекательность освоения подростками диапазона социально
предписанных норм и правил конструктивного взаимодействия в туристско-
краеведческом объединении; расширение информационного поля взаимо-
действующих сторон в познавательной, исследовательской, природоохран-
ной, культуросообразной, волонтерской, оздоровительно-спортивной ту-
ристско-краеведческой деятельности); преобразующими (апробирование
подростками многообразных социальных ролей, созидательных поведенче-
ских способов при активном освоении туристско-краеведческой деятельно-
сти в соответствии с индивидуальными способностями, устремлениями и
интересами; трансляция образцов накопленного опыта конструктивного вза-
имодействия в разнообразные сферы социума).
Изложены оригинальные суждения о психолого-педагогическом меха-
низме (целеполагание освоения субъектами совместных созидательных дей-
ствий при изучении окружающего мира средствами активного туризма и
краеведения ценностная ориентация в ситуации взаимодействия в разно-
возрастном коллективе туристов-краеведов актуализация личностного
смысла конструктивного взаимодействия овладение содержанием кон-
структивного взаимодействия (сотрудничество, кооперация, сотворчество,
содействие, со-принятие, со-поддержка, со-участие) в рамках цикла подго-
товки, проведения и подведения итогов туристско-краеведческих мероприя-
тий характер взаимодействия субъектов индивидуальная и групповая
рефлексивность), что конкретизирует педагогические средства формирова-
ния опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-
краеведческой деятельности.
В ходе исследования определены функции туристско-краеведческой де-
ятельности (предъявления социальных норм и ценностей продуктивной ком-
муникации, позитивного стимулирования и разумного ограничения пове-
денческих моделей; восполнения дефицитов общения и совместной деятель-
ности, доведения школьного познания до полноты; социально-
бесконфликтного преодоления рисков личностно-средового взаимодействия
и коммуникаций в нестандартных экстремальных ситуациях жизнедеятель-
ности юных туристов-краеведов; расширения социокультурных связей с ми-
ром, углубления сфер общения подростков с людьми, природой, «материа-
лизованной памятью» героического прошлого и настоящего), обеспечиваю-
щие формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков в
туристско-краеведческой деятельности.
Подтверждено, что разработанная процессная модель формирования
опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-
краеведческой деятельности базируется на деятельностном и социально-
педагогическом подходах, реализуемых соответственно принципам (аксио-
логичности, педагогической событийности, расширяющейся и углубляю-
щейся спирали освоения окружающего мира, социального закаливания, ре-
флексии), отражает целесообразность самостоятельных блоков: концепту-
ально-целевого (обеспечить опыт конструктивного взаимодействия подрост-
ков в туристско-краеведческой деятельности), содержательного (возможно-
сти, ресурсы, функционал, направления, методы и формы туристско-
краеведческой деятельности), результативного (динамика и конечный ре-
зультат, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному и деятельност-
ному критериям), в логике описывающих этапы (ценностно-смысловой,
субъектно-активизирующий, рефлексивно-оценочный) достижения заплани-
рованного результата.
Использование процессного вида модели позволило определить взаи-
мосвязь процессуальных динамических характеристик исследуемого про-
цесса и возможностей туристско-краеведческой деятельности, в результате
актуализации которых изменяется уровень сформированности опыта кон-
структивного взаимодействия подростков.
Экспериментально подтверждено, что выявленные в результате тео-
ретического анализа и апробированные в ходе исследования педагогические
условия: (обновление содержания туристско-краеведческой деятельности
идеями конвергенции знаний, гармонизации индивидуальной и коллектив-
ной ответственности, позитивной коммуникации; конструирование задач,
формирующих ценностно-смысловое отношение к конструктивному взаи-
модействию в диадах «подросток – подросток», «подросток – взрослый»,
«подросток – мир»; включение подростков в непосредственную и опосредо-
ванную (реально-виртуальную) туристско-краеведческую деятельность с ис-
пользованием цифровых платформ в онлайн и офлайн режимах) выступают
необходимым и достаточным регулятивом результативности процессной
модели формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в
туристско-краеведческой деятельности.
Установлено, что научно-методическое обеспечение формирования
опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-
краеведческой деятельности (критериально-диагностический инструмента-
рий, методические рекомендации) содействует результативной организации
педагогической деятельности в рамках исследовательской проблематики.
Выявлены риски (организационно-технологические: недооценка пре-
подавательским составом значимости формирования опыта конструктивного
взаимодействия подростков как ресурса успешной интеграции в социум и
благополучия взрослой жизни; недостаточно продуктивное использование
педагогами возможностей туристско-краеведческой деятельности в целях
формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков; лич-
ностные риски: статусно-позиционные затруднения в коммуникации под-
ростков с преподавательским составом, сверстниками; виртуализация взаи-
модействия, формирующая взрослеющих субъектов с принципиально новы-
ми социальными чертами и поведенческими проявлениями, размытостью
ценностных ориентаций, когнитивным диссонансом, культурной дезориен-
тацией, несформированностью реальных коммуникативных навыков; кризис
подросткового возраста; реализация непродуктивных форм самовыражения,
препятствующих утверждению в разновозрастном коллективе; фрагментар-
ность навыков социально одобряемого поведения в обществе; сохранение
негативных школьных стереотипов в реализации норм взаимодействия; ин-
толерантность; приоритет индивидуального над общественным), знание и
предупреждение которых позволяет достигать прогнозируемого результата
формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в турист-
ско-краеведческой деятельности.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий харак-
тер, может служить перспективным направлением научного поиска, связан-
ного с: обоснованием теоретико-методологических и прикладных основ
предупреждения деструктивности поведения подростков в интеграционном
единстве деятельности общеобразовательных организаций и организаций
дополнительного образования; разработкой системы туристско-
краеведческой деятельности как ценностной доминанты социализации уча-
щихся.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!