Формирование опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе

Соколова Юлия Николаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Содержание
Введение
1. Теоретические основы формирования опыта творческой деятельности
у младших школьников во внеурочной работе
1.1. Сущность и структура понятия «опыт творческой деятельности младших школьников»
1.2. Возможности внеурочной работы в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников
1.3. Модель формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе
Выводы по главе 1
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности опыта творческой деятельности у младших школьников
2.2. Апробация педагогических условий формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию опыта творческой деятельности у младших школьников
во внеурочной работе
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения

Во введении обоснованы актуальность темы и степень разработанно-
сти проблемы, сформулирован научный аппарат (цель, объект, предмет, ги-
потеза и задачи исследования), описаны теоретико-методологические осно-
вы, нормативно-правовая база и методы исследования, охарактеризованы
научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, изло-
жены положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и
внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования опыта твор-
ческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе»
конкретизировано понятие «опыт творческой деятельности младших школь-
ников», определены его структурные компоненты; раскрыты возможности
внеурочной работы в формировании опыта творческой деятельности у млад-
ших школьников; теоретически обоснована и разработана модель формиро-
вания опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной
работе.
В современных исследованиях опыт творческой деятельности пред-
ставлен как приобретаемое в познавательной и практической деятельности
интегративное личностное образование, обеспечивающее порождение новых
продуктов путем самостоятельного и инициативного использования усвоен-
ных знаний и способов действий в ситуациях неопределенности
(Н. В. Боркина, В. В. Ефимова, О. Ю. Ужан и др.).
Для конкретизации понятия «опыт творческой деятельности младших
школьников» рассмотрены психологические особенности данного возрастно-
го периода и выделены предпосылки формирования опыта творческой дея-
тельности у младшего школьника: появление новообразований, таких как
становление наглядно-образного мышления, готовность к планированию,
анализу, выполнению самостоятельных действий, начальной рефлексии; ак-
тивность, побуждающая к практической творческой деятельности; формиро-
вание базовых оснований личности, предполагающих произвольность пове-
дения, инициативность, желание создавать новое, рисковать, преодолевать
трудности, позитивное отношение к деятельности (Н Ф. Виноградова,
В. В. Давыдов, Л. Ф. Обухова, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин и др.).
В результате проведенного исследования мы выяснили, что опыт твор-
ческой деятельности младших школьников – это интегративное личностное
образование, характеризующееся с учетом возрастных особенностей потреб-
ностью «открытия» нового в ходе преодоления возникающих трудностей;
знанием алгоритма выполнения определенных действий при решении про-
блем, умением осуществлять самостоятельный выбор эффективных способов
достижения результата, способностью контролировать, корректировать и
оценивать творческую деятельность, обеспечивающее готовность личности к
преобразованию себя и окружающего мира. В ходе анализа понятия «опыт
творческой деятельности младших школьников» определены его взаимосвя-
занные структурные компоненты: мотивационно-потребностный, когнитив-
ный, деятельностный, эмоционально-оценочный.
В научном изыскании раскрывается концепт о внеурочной работе как
эффективном средстве активизации творческой деятельности у младших
школьников(Л. В. Байбородова,Д. В. Григорьев,В. О. Кутьев,
Н. В. Новикова, Е. А. Савельева и др.). В исследовании рассматриваются как
синонимичные понятия «внеурочная деятельность» и «внеурочная работа».
Под внеурочной работой понимается учебно-воспитательный процесс, реали-
зуемый во внеурочное время в рамках учебного плана, направленный на до-
стижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы общего образования, включающий в себя занятия и мероприятия
с целью развития интересов и индивидуальных способностей детей, социали-
зации, накопления опыта творческой деятельности. В тексте диссертации
раскрыты возможности внеурочной работы, которые состоят в совокупности
средств и условий, позволяющих осуществлять процесс формирования опыта
творческой деятельности у младших школьников, и заключаются в обогаще-
нии субъективного творческого опыта младших школьников в условиях сво-
бодного общения, неформальной обстановки и отсутствия оценивания; обес-
печении мобильности, вариативности, актуальности содержания программ по
активизации творческой деятельности внеурочной работы в зависимости от
интересов, потребностей, индивидуальных особенностей младших школьни-
ков и современных образовательных тенденций; формировании опыта твор-
ческой деятельности у младших школьников в ходе выбора педагогом разно-
образных, соответствующих современным реалиям форм внеурочной рабо-
ты; продвижении обучающихся по индивидуальной образовательной траек-
тории с учетом их личностных возможностей в рамках сотрудничества и со-
творчества; мотивированности к познанию и приобретению опыта творче-
ской деятельности благодаря самостоятельному поиску нового способа дей-
ствия при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; использова-
нии преимущественно игровых и проблемных методов в формировании опы-
та творческой деятельности у младших школьников; обеспечении условий
для социализации и воспитания обучающихся, готовых к познанию и преоб-
разованию себя и окружающей действительности.
Процесс формирования опыта творческой деятельности у младших
школьников во внеурочной работе представлен в виде модели (рисунок).
Модель разработана в соответствии с требованиями социального заказа и
нормативно-правовыми документами в сфере российского образования с
опорой на системный, деятельностный, личностно-ориентированный и сре-
довой подходы, реализуется с учетом принципов вариативности, ситуативно-
сти, продуктивности, метапредметности, увлеченности, сотрудничества и со-
творчества; включает взаимосвязанные блоки (теоретико-методологический,
содержательно-процессуальный и диагностико-результативный). Анализ и
обобщение научных разработок, изучение педагогического опыта и результа-
ты собственной исследовательской деятельности позволили выявить педаго-
гические условия формирования опыта творческой деятельности у младших
школьников во внеурочной работе: повышение мотивации младших школь-
ников к творческой деятельности путем использования медиаресурсов;
включение младших школьников в творческую деятельность посредством
внедрения авторской программы внеурочной работы «Первые шаги в творче-
стве»; обеспечение проблемного характера организации творческой деятель-
ности младших школьников; реализация взаимодействия детей и педагогов в
процессе оценивания результатов творческой деятельности во внеурочной
работе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формиро-
ванию опыта творческой деятельности у младших школьников во вне-
урочной работе» описано поэтапное проведение эксперимента: содержание,
анализ результатов, апробация педагогических условий формирования опыта
творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе.
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в апробации пе-
дагогических условий формирования опыта творческой деятельности у
младших школьников во внеурочной работе. Опытно-экспериментальная ра-
бота включала три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный) и
осуществлялась с 2016 по 2019 г. на базе общеобразовательных организаций
г. о. Саранск (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37», МОУ
«Гимназия № 20 имени Героя Советского Союза В. Б. Миронова», МОУ
«Гимназия № 23»). В эксперименте участвовали 217 младших школьников
(2–3 классы). Контрольную группу составили 108 испытуемых, эксперимен-
тальную группу – 109 обучающихся.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы заключался
в определении диагностического инструментария, адаптированного к нашему
исследованию (методика «Склонность к творчеству» (авторы Т. Е. Макарова,
В. В. Юсупова); адаптированная методика О. Ю. Елькиной по диагностике
знаний о творчестве; методика «Диагностика творческого мышления»
Дж. Гилфорда и П. Торренса в модификации Е. Е. Туник (дополненная
Р. В. Овчаровой и др.)), и выявлении исходного уровня сформированности
опыта творческой деятельности у младших школьников по разработанным
критериям.
У обучающихся с высоким уровнем сформированности опыта творче-
ской деятельности ярко выражено стремление к преодолению появляющихся
трудностей. Такие дети инициативны, проявляют интерес к применению по-
исковых подходов при выполнении заданий. Потребность в самостоятельном
познании и «открытии» нового превалирует. Младшие школьники осознают
важность и необходимость активной творческой деятельности. При этом они
понимают возможность собственного участия в преобразовании окружаю-
щей действительности. Обучающиеся знакомы с алгоритмом выполнения
определенных действий при решении проблем. Они способны применять по-
лученные знания в измененных условиях, ставить цель, находить нужную
информацию, устанавливать причинно-следственные связи между объектами
и явлениями, проводить аналогии, анализировать, делать обобщения. Млад-
шие школьники ориентированы на различные варианты решения проблемы,
умеют самостоятельно выбирать эффективный способ достижения результа-
та, готовы к сотрудничеству в спорных ситуациях. Обучающиеся склонны к
независимому осуществлению контроля, корректировке хода собственной
творческой деятельности, формулированию выводов. Испытуемые обнару-
живают предрасположенность к оцениванию результата творческой деятель-
ности, осознанию ее значимости для себя и общества. Они позитивно отно-
сятся к творческим достижениям, осмысливают причины возникающих не-
удач при выполнении заданий, понимая, что успех в творческой деятельно-
сти зависит от них самих.
На среднем уровне сформированности опыта творческой деятельности
младшие школьники демонстрируют стремление к преодолению затрудне-
ний, им нравится осуществлять поисковые подходы при выполнении зада-
ний. Однако их потребность в самостоятельном познании и «открытии» но-
вого во многом зависит от действий педагога. Обучающиеся понимают, что
активная творческая деятельность важна. При этом у них нет четкого осозна-
ния возможности собственного участия в преобразовании окружающей дей-
ствительности. Младшие школьники частично знакомы с алгоритмом выпол-
нения определенных действий при решении проблем. Они не всегда способ-
ны применять полученные знания в измененных условиях, устанавливать
причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить
аналогии, анализировать, делать обобщения. Испытуемые проявляют пред-
расположенность к определению цели, осуществлению поиска информации.
Обучающиеся рассматривают вероятность наличия нескольких путей реше-
ния проблемы, но не всегда выбирают эффективный способ достижения ре-
зультата. В большей степени дети готовы к сотрудничеству в ситуациях, вы-
зывающих полемику. Они не исключают вероятность контроля и корректи-
ровки хода деятельности, умеют формулировать выводы под руководством
педагога, слабо проявляют склонность к оцениванию результата творческой
деятельности, осмыслению причин неудач при выполнении заданий. Однако
у детей присутствует осознание того, что успех в творческой деятельности в
большой степени зависит именно от них.
У младших школьников с низким уровнем сформированности опыта
творческой деятельности стремление к преодолению трудностей выражается
стихийно, слабо обнаруживается интерес к применению поисковых подходов
при выполнении заданий, отсутствует потребность в самостоятельном позна-
нии и «открытии» нового. В основном дети рассчитывают на пожелания и
рекомендации взрослых или сверстников, воспринимая это как факт. Обуча-
ющиеся считают, что заниматься активной творческой деятельностью необя-
зательно. Они не рассматривают возможность собственного участия в преоб-
разовании окружающего мира. Знания алгоритма выполнения творческих
действий у младших школьников недостаточны для нахождения решения
проблем. Они не способны применять полученные знания в измененных
условиях, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и
явлениями, проводить аналогии, анализировать, делать обобщения. Не всегда
верно определяют цель, находят необходимую информацию. Обучающиеся
не рассматривают возможность существования разных точек зрения и спосо-
бов решения проблемы, не всегда готовы к участию в спорных ситуациях.
Они возлагают на педагога обязанности контролировать, корректировать
процесс творческой деятельности, делать умозаключения и оценивать ре-
зультат работы. Младшим школьникам трудно осмысливать причины своих
неудач, осознавать, что весомая доля успеха в творческой деятельности зави-
сит от них самих.
Констатирующий этап эксперимента позволил распределить младших
школьников по следующим уровням сформированности опыта творческой
деятельности: высокий – 14,3 % в КГ и 14,6 % в ЭГ; средний – 43,8 % в КГ и
44,2 % в ЭГ; низкий – 41,9 % в КГ и 41,2 % в ЭГ.
В результате диагностики было определено, что у большей части детей
наблюдается предрасположенность к творческой деятельности, при этом
стремление к преодолению появляющихся трудностей, самостоятельному
поиску и познанию выражено слабо. Осознание важности и необходимости
осуществления активной творческой деятельности у обучающихся носит
стихийный характер, понимание влияния творческой деятельности на изме-
нение окружающей действительности и самого человека расплывчато. Зна-
ние алгоритма выполнения определенных действий и практические умения
недостаточны для творческого решения проблем. Не все дети готовы к рас-
смотрению нескольких путей, способов достижения результата, его оценки,
участию в спорных ситуациях, осмыслению причин своих неудач при вы-
полнении заданий и осознанию того, что весомая доля успеха в творческой
деятельности зависит от них самих. Результаты первоначального этапа ис-
следования выявили необходимость целенаправленного формирования опыта
творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе с
учетом выявленных педагогических условий.
ДИАГНОСТИКО–РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
ОЖИДАЕМЫЕПовышение уровня сформированности опыта творческой деятельности у
РЕЗУЛЬТАТЫмладших школьников во внеурочной работе

Высокий
УРОВНИСредний
Низкий

МотивационныйПроцессуальный
Социальный заказ

КРИТЕРИИКогнитивныйОценочный
ОБЩЕСТВО

 повышение мотивации младших школьников к творческой деятельности
путем использования медиаресурсов;
 включение младших школьников в творческую деятельность посредством
внедрения авторской программы внеурочной работы «Первые шаги в
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
творчестве»;
УСЛОВИЯ
 обеспечение проблемного характера организации творческой деятельности
младших школьников;
 реализация взаимодействия детей и педагогов в процессе оценивания
результатов творческой деятельности во внеурочной работе

технические: интерактивные комнаты, компьютеры, смартфоны, ноутбуки,
аудио- и видеоаппаратура, проекторы, интерактивные доски, системы
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

голосования, световые столы и др.;
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК
ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ

программные: текстовые редакторы, программы, программно-методические
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА

СРЕДСТВА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ФОРМИРОВАНИЕ

комплексы, приложения по созданию и редактированию видеороликов,
аудиозаписей, статической и анимированной компьютерной графики и др.;
информационные: электронные образовательные ресурсы, расположенные
локально и в глобальной сети Интернет, а также сетевые сервисы (ленты вре-
мени, ментальные карты и др.)

занятия (путешествие, мастерская, инсценировка, вернисаж, фантазия, панорама,
ФОРМЫаукцион, бенефис и др.); детские творческие проекты, фестивали, конкурсы,
олимпиады, смотры, выставки, видеоэкскурсии, праздники, спектакли, акции
(досугово-развлекательные, познавательной направленности)
СОДЕРЖАТЕЛЬНО–
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
игровой, эмпатии (вживания), смыслового и образного видения, эвристических

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ
вопросов, сравнения, придумывания, гиперболизации, морфологического ящика,

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ФОРМИРОВАНИЕМЕТОДЫ
агглютинации, самоорганизации обучения, взаимообучения, контроля,
самооценки

IV – оценочный (получение и оценка опыта самостоятельной творческой
деятельности)
III – деятельностный (усвоение способов выполнения творческой деятельности)
ЭТАПЫII – информационный (обогащение знаний об алгоритме выполнения
определенных действий при решении проблем)
I – стимулирующий (активизация интереса к поиску, самостоятельному
Федеральный государственный образовательный

познанию, новым «открытиям»)
«Образование», Стратегия развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года,
Российской Федерации», Национальный проект

ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
стандарт начального общего образования
Федеральный закон «Об образовании в

Мотивационно-Деятельностный
КОМПОНЕНТЫпотребностный
ГОСУДАРСТВО

Эмоционально-
Когнитивный
оценочный

Подходы:
системный, деятельностный, личностно-ориентированный, средовой
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
Принципы:
вариативности, ситуативности, продуктивности, метапредметности,
увлеченности, сотрудничества и сотворчества

формирование опыта творческой деятельности
ЦЕЛЬЗАДАЧИ
у младших школьников во внеурочной работе

Рисунок. Модель формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе
В русле исследуемой проблемы был проведен формирующий этап экс-
перимента, в процессе которого были апробированы педагогические условия
формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во
внеурочной работе.
Апробация первого педагогического условия была направлена на по-
вышение мотивации младших школьников к творческой деятельности путем
использования медиаресурсов и предполагала стимулирование преимуще-
ственно интеллектуально-побуждающих мотивов обучающихся, основанных
на получении удовлетворения от самого процесса познания и творческой де-
ятельности. Для решения этой задачи нами применялись многообразные ме-
диаресурсы (технические, программные, информационные). Внеурочная ра-
бота осуществлялась в классной интерактивной комнате, оснащенной совре-
менным медиаоборудованием (компьютеры, аудио- и видеоаппаратура, про-
ектор, интерактивная доска, система голосования, световые столы, перифе-
рийные цифровые устройства и настроенная локальная сеть). Доска Smart
Board позволяла младшим школьникам выполнять различные действия с
графикой, рисунками, управлять электронными презентациями, аудиофайла-
ми, видеоматериалами и т. д. Электронная система голосования Optivote
мгновенно сохраняла, фиксировала и выводила выбранные варианты ответов
детей на экран компьютера или интерактивной доски. Работая со световыми
столами, обучающиеся оформляли статичные и динамичные композиции,
придумывали увлекательные сюжеты, отображали в картинах собственные
чувства и желания. Так, во время внеурочных занятий были созданы фильмы:
«Путешествие в страну фруктов», «Словомания», «Миссия невыполнима»,
«В мире вопросов», «Творческий суп», «Логозаврия» и др.
Программные средства выступали логическим продолжением техниче-
ских средств медиаресурсов. С целью повышения мотивации младших
школьников к творческой деятельности во внеурочной работе использовался
программно-методический комплекс компьютерной поддержки на DVD-box
«Фантазеры. МУЛЬТИтворчество». Взаимодействуя с электронными мастер-
скими, обучающиеся конструировали, рисовали, моделировали, занимались
дизайном, выполняли творческие проекты. Онлайн-приложение Canva позво-
ляло быстро создавать и редактировать видео. На основе предлагаемых при-
ложением шаблонов, фотоизображений, аудио- и анимированной графики
испытуемые выстраивали короткие видео плакатов, логотипов, открыток, ви-
зитных карточек, резюме, сертификатов, новостных рассылок, тегов. Так, де-
ти работали над созданием видеоменю необычного арт-кафе, электронного
пригласительного в музей чудес и редкостей, флаера для посещения спектак-
ля и т. п.
Спектр применения информационных средств медиаресурсов для по-
вышения мотивации младших школьников к творческой деятельности и
формирования опыта предполагал работу с электронными образовательными
ресурсами и сетевыми сервисами. Центральное место среди электронных об-
разовательных ресурсов на внеурочных занятиях занимали аудиовизуальные
материалы (например, фрагменты видеофильмов «Академия творчества»,
«Метаморфозы» и мультипликационной анимации «Артур и минипуты»,
«Хортон слышит ктошек!»; видеоролики «Профессии будущего», «Теле-
мышка»; видеоэкскурсии «Необычные музеи», «Причудливые инструменты»
и др.), используемые во время демонстрации рассматриваемой проблемы и ее
анализа. Еще одним электронным образовательным ресурсом на внеурочных
занятиях выступала интерактивная образовательная онлайн-платформа
UCHI.RU. Работая на портале, обучающиеся выполняли метапредметные за-
дания разного уровня сложности в форме интерактивной игры («Перфорап-
тор», «Пентамино» и др.) или квеста («Бумажный заврик», «Первооткрыва-
тель» и др.). Обращение к работе с сетевыми сервисами предполагало созда-
ние лент времени, ментальных карт и др. Так, при составлении ментальных
карт генерирования новых идей применялись сервисы с удобным интерфей-
сом Mapul, FreeMind и др. Центральной темой карты выступала проблема,
крупные ветки предполагали ее решения, а мелкие ответвления – особенно-
сти или последствия (например, темы «Происхождение звука», «Путеше-
ствие или отдых», «Творческий заем» и др.). Для создания таймлайнов (лент
времени) использовался сервис TimeGraphics. На временную шкалу ребята
наносили «события» («Выставка иллюзий», «Море впечатлений», «Мы побе-
дители», «Творим и фантазируем» и т. п.). К событиям добавлялись тексты
stories, фотографии с мероприятий, изображения творческих работ, ссылки на
видео постановок, выступлений или созданные звукозаписи.
Таким образом, реализация первого педагогического условия позволи-
ла добиться качественно более высокого уровня наглядности, сместить ак-
цент на преодоление обучающимися возникающих трудностей, их самостоя-
тельное познание и «открытие» нового, расширив возможности применения
поисковых подходов. Наличие непрерывной обратной связи способствовало
оживлению образовательного процесса внеурочной работы, повышению его
динамизма, стимулированию мотивации и формированию положительного
отношения к творческой деятельности.
Апробация второго педагогического условия была ориентирована на
включение младших школьников в творческую деятельность посредством
внедрения авторской программы внеурочной работы «Первые шаги в творче-
стве», целью которой явилось формирование опыта творческой деятельности
у младших школьников во внеурочной работе, обеспечивающего готовность
обучающихся к преобразованию себя и окружающего мира. Программа
включала два модуля: «Необычное в обычном» (2 класс) и «Творческий кру-
говорот» (3 класс), каждый из которых содержал два раздела.
В рамках изучения модуля «Необычное в обычном» раздел «Мир твор-
ческих увлечений» являлся первым (стимулирующим) этапом формирования
опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной рабо-
те. Он был направлен на активизацию и поддержание интереса младших
школьников к самостоятельному познанию, поиску, новым «открытиям».
Основное внимание уделялось играм, развивающим восприятие, образное
мышление, воображение, умение смотреть на окружающие предметы и явле-
ния «иными глазами». Следующий раздел модуля – «Творческий океан зна-
ний» – являлся вторым (информационным) этапом формирования опыта
творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе. Он
знакомил обучающихся с понятиями и явлениями из разных областей знания,
развивая у них абстрактно-логическое мышление. Особый акцент делался на
обогащении знаний обучающихся об алгоритме выполнения определенных
действий при решении проблем.
В русле освоения модуля «Творческий круговорот» раздел «Творче-
ский полет» являлся третьим (деятельностным) этапом формирования опыта
творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе, ко-
торый ориентировал на развитие системного мышления, регулятивных и
коммуникативных умений обучающихся. Его задачей явилось усвоение
младшими школьниками способов выполнения творческой деятельности пу-
тем формирования у них умений применять полученные знания в изменен-
ных условиях, осуществлять самостоятельный выбор эффективных способов
достижения результата и сотрудничать в ситуациях, вызывающих полемику.
На основе имеющегося опыта, приобретенных ранее знаний алгоритма вы-
полнения творческой деятельности, способности воспринимать информацию
на сознательном и подсознательном уровнях младшие школьники учились
видеть, ставить и разрешать проблемы. Заключительный раздел модуля –
«Вершины творчества» – являлся четвертым (оценочным) этапом формиро-
вания опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной
работе. Он был направлен на развитие у обучающихся проектного творческо-
го мышления и, как следствие, получение и оценку младшими школьниками
опыта самостоятельной творческой деятельности. Важное место отводилось
самооценке результатов творческой деятельности, осознанию ее значимости
для себя и общества, позитивному отношению к достижениям и пониманию
зависимости успеха от собственных усилий.
Таким образом, реализация второго педагогического условия способ-
ствовала повышению мотивации обучающихся к активной творческой дея-
тельности, пониманию ее необходимости в повседневной жизни, накоплению
и применению знаний и умений выполнения определенных действий при
решении проблем, осуществлению выбора наиболее эффективных способов
достижения результата, готовности к сотрудничеству и оцениванию, приоб-
ретению опыта самостоятельной творческой деятельности.
Апробация третьего педагогического условия предполагала обеспече-
ние проблемного характера организации творческой деятельности младших
школьников. Центральным звеном выступала проблемная ситуация, которая
вызывала у обучающихся интеллектуальное затруднение, обнаруживая про-
тиворечие между возникающей познавательной потребностью и невозмож-
ностью ее удовлетворения посредством наличного запаса знаний, способов
действия, опыта.
Во внеурочной работе использовались три типа проблемных ситуаций
в зависимости от того, какой из структурных компонентов действия пред-
ставлялся как неизвестное: цель (предмет действия), способ действия, новые
условия действия (классификация А. М. Матюшкина). Имея различное ди-
дактическое назначение, одни проблемные ситуации применялись при усвое-
нии новых знаний, другие – способа выполнения творческого действия. Важ-
ным в применении этой классификации явилось выделение в качестве ее ос-
нования достигнутого младшими школьниками уровня личностного разви-
тия, интеллектуальных и творческих возможностей, обеспечивающих накоп-
ление и формирование их опыта.
Во внеурочной работе по формированию опыта творческой деятельно-
сти у младших школьников применялись способы создания проблемных си-
туаций, выделенные М. И. Махмутовым: побуждение обучающихся к теоре-
тическому объяснению несоответствующих фактов или явлений; использо-
вание ситуаций, возникающих при решении обучающимися поставленных
образовательных и жизненных практических задач; постановка проблемных
заданий на объяснение фактов, явлений или поиск путей их применения на
практике; побуждение обучающихся к анализу фактов или явлений действи-
тельности, вызывающих противоречия между бытовыми (житейскими) пред-
ставлениями и научными понятиями о них; выдвижение предположений, их
проверка и формулировка выводов; побуждение обучающихся к сравнению,
сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, действий, порожде-
нием которых выступает интеллектуальное затруднение; побуждение обуча-
ющихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющих-
ся знаний, опыта; ознакомление обучающихся с фактами или явлениями,
приводящими к постановке научных проблем.
Формой реализации того или иного способа выступали такие приемы
организации проблемных ситуаций, как постановка проблемного вопроса или
задачи, выполнение проблемного задания, сочетание слова и наглядности.
Проиллюстрируем приемы организации проблемных ситуаций, которые
предлагались обучающимся согласно третьему педагогическому условию.
Постановка проблемного вопроса: «На протяжении большого количества
времени живые голоса специально приглашенных актеров озвучивают муль-
типликационные фильмы. В последнее время с появлением технических
компьютерных программ мы все чаще наблюдаем искусственно созданное
озвучивание персонажей. Почему? В чем причины таких перемен?» Выпол-
нение проблемного задания: «Найдите с помощью поисковой системы
Google изображение яблока, цветка или маркера в натуральную величину.
Теперь отыщите дерево, дом или озеро так же исходя из натуральной вели-
чины предмета».
Таким образом, реализация третьего педагогического условия способ-
ствовала развитию у обучающихся мыслительных операций: умений осу-
ществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-
следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, ана-
лизировать, сравнивать, делать обобщения и умозаключения. Младшие
школьники овладели основами постановки цели, применения полученных
знаний в измененных условиях, нахождения различных путей решения про-
блем и осуществления самостоятельного выбора эффективных способов до-
стижения результата.
Апробация четвертого педагогического условия была связана с реали-
зацией взаимодействия детей и педагогов в процессе оценивания результатов
творческой деятельности во внеурочной работе. В ходе постоянной обратной
связи субъекты активно включались в обсуждение и принятие решений, де-
монстрировали свои исследовательские позиции, учитывали интересы, мне-
ния и стремления каждого участника.
Процесс оценивания творческой деятельности младших школьников
включал анализ промежуточного результата (замысел (идея, предположение),
ход выполнения задания) и итога работы (продукт, собственные ресурсы,
личностные достижения). Особенностью процедуры оценивания творческой
деятельности при организации педагогического взаимодействия являлось то,
что самооценка ребенка предшествовала оценке педагога как при выполне-
нии творческого задания («В чем заключается новизна моего замысла?»,
«Что позволило мне решить поставленную задачу?», «Какие средства я ис-
пользовал для достижения результата?», «То ли я сделал, что планировал?»,
«Что помогло мне справиться с возникшими трудностями?», «Как я отно-
шусь к тому, что у меня получилось?» и т. п.), так и при оценивании возмож-
ностей и личностного роста («Смог ли я выполнить данное задание?», «Что
привлекло мое внимание?», «Что мне было интересно?», «Смог ли я найти
несколько вариантов способов ее решения?», «Что я усвоил?», «Какие знания
я получил?», «Чему я научился?», «Что я теперь умею делать?», «Что я по-
нял?» и т. д.). Несовпадение двух оценок становилось предметом их обсуж-
дений, обеспечивая оперативную обратную связь педагога и обучающихся.
Критерии и формы оценивания результатов творческой деятельности
младших школьников во внеурочной работе определялись совместно педаго-
гом и обучающимися. В большей степени ребенок сам предлагал ту часть ра-
боты, которую он хотел бы представить педагогу для оценки, самостоятельно
назначал критерий оценивания. Например, формой оценки результатов твор-
ческой деятельности обучающихся – проекта «Классный брэнд» явились
групповые презентации нового логотипа класса, отражающего возраст, ха-
рактер, интересы, стиль, направление деятельности детей. Критериями оце-
нивания выступили оригинальность идеи и необычность воплощения задум-
ки. Результатом выполнения проекта «Маршрут» стала выставка творческих
работ, где основными критериями оценки были новизна маршрута и его
практическая значимость. Самостоятельный выбор младшими школьниками
форм и критериев оценивания результатов творческой деятельности приучал
обучающихся к ответственности за оценочные суждения, умозаключения и
действия. Педагог, в свою очередь, не делал оценочных высказываний отно-
сительно черновой работы, которую обучающиеся не предъявляли для оцен-
ки. Например, оценке не подлежали эскизы и наброски будущей работы; ва-
рианты предлагаемых задумок; корректировки, вносимые обучающимися в
ход выполнения задания; стиль представления результата и т. п.
Таким образом, реализация четвертого педагогического условия спо-
собствовала анализу и осмыслению обучающимися результатов собственных
творческих действий, их объективной оценке. Это позволяло младшим
школьникам контролировать и корректировать ход творческой деятельности,
осознавать ее значимость для себя и общества, самостоятельно формулиро-
вать выводы и делать умозаключения, позитивно относиться к своим дости-
жениям, осознавая причины неудач при выполнении заданий и понимая, что
успех в творческой деятельности зависит от самого обучающегося.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы на основе
повторного использования диагностических методик был выполнен сравни-
тельный анализ результатов, полученных до формирующего этапа и по ито-
гам его проведения. Положительная динамика была выявлена во всех выбор-
ках, однако качественный и количественный прирост оказался выше в экспе-
риментальной группе (таблица).
Таблица
Сравнительные данные сформированности
опыта творческой деятельности у младших школьников
КГ и ЭГ, %
Уровень
ГруппаВысокийСреднийНизкий
допоследопоследопосле
КГ14,315,843,846,441,937,8
ЭГ14,624,044,256,841,219,2

Исходя из представленных данных, подчеркнем значительные измене-
ния уровней сформированности опыта творческой деятельности у младших
школьников в ЭГ и небольшие изменения в КГ. Существенная разница меж-
ду КГ и ЭГ после заключительной диагностики свидетельствует об эффек-
тивности педагогических условий формирования опыта творческой деятель-
ности у младших школьников во внеурочной работе. У обучающихся повы-
силось стремление к преодолению различного рода трудностей. Интерес к
сложным играм, трудным вопросам и задачам, требующим применения по-
исковых подходов при их решении, проявляется с особой выраженностью и
яркостью. Предлагая любопытные идеи, младшие школьники все чаще ста-
новятся инициаторами новой увлекательной творческой деятельности, ак-
тивно обнаруживая потребность в самостоятельном познании и «открытии»
нового. Они хорошо осознают важность и значимость активной творческой
деятельности, ясно понимают возможность собственного участия в преобра-
зовании окружающей действительности. Дети в большей степени знают по-
следовательность алгоритмических действий, необходимых для успешного
выполнения творческих заданий и решений проблем. Младшие школьники
стараются при выполнении заданий применять и обобщать имеющиеся у них
знания, объяснять причины и последствия возникающих ситуаций, подхо-
дить к задаче как к проблеме, видеть несколько вариантов ее решения и са-
мостоятельно делать выбор наиболее эффективного способа, сотрудничать в
ситуациях, вызывающих полемику. Обучающиеся демонстрируют явную
склонность к независимому осуществлению контроля, корректировке хода
собственной творческой деятельности, формулированию выводов, обнару-
живают предрасположенность к оценке результата выполненной творческой
деятельности, осознанию ее собственной и общественной значимости. Они
позитивно относятся к творческим достижениям, осмысливая причины воз-
никающих неудач при выполнении заданий, понимая, что успех в творческой
деятельности зависит от них самих.
В диссертационном исследовании применялся статистический крите-
рий К. Пирсона (χ2) для определения совпадений и различий контрольной и
экспериментальной групп. Рассчитанное значение критерия χ2 К. Пирсона
свидетельствует о неравнозначности групп и достоверности полученных
данных в результате диагностики уровня сформированности опыта творче-
ской деятельности у младших школьников.
Таким образом, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы
результаты доказали эффективность педагогических условий в формирова-
нии опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной
работе, обоснованных теоретически в первой главе исследования.
В заключении изложены теоретические и экспериментальные резуль-
таты исследования, сформулированы основные выводы и обобщения.
1. Установлено, что сегодня одной из актуальных проблем в педагоги-
ческой науке является формирование опыта творческой деятельности у
младших школьников во внеурочной работе, решение которой будет способ-
ствовать становлению активной творческой личности ребенка, способной
проявлять инициативность и самостоятельность в выборе решений, находить
выходы из спорных ситуаций, уметь планировать и оценивать собственные
действия в соответствии с обозначенной целью, генерировать множество
идей и определять наиболее эффективные способы их реализации, конструк-
тивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
2. Доказано, что важнейшими методологическими подходами к форми-
рованию опыта творческой деятельности у младших школьников во вне-
урочной работе выступают системный, деятельностный, личностно-
ориентированный, средовой.
3. Конкретизировано понятие «опыт творческой деятельности младших
школьников», трактуемое как интегративное личностное образование, харак-
теризующееся с учетом возрастных особенностей потребностью «открытия»
нового в ходе преодоления возникающих трудностей; знанием алгоритма
выполнения определенных действий при решении проблем, умением осу-
ществлять самостоятельный выбор эффективных способов достижения ре-
зультата, способностью контролировать, корректировать и оценивать творче-
скую деятельность, обеспечивающее готовность личности к преобразованию
себя и окружающего мира.
4. Определена структура опыта творческой деятельности младших
школьников, включающая мотивационно-потребностный, когнитивный, дея-
тельностный, эмоционально-оценочный компоненты.
5. Раскрыты возможности внеурочной работы, состоящие в совокупно-
сти средств и условий, позволяющих осуществлять процесс формирования
опыта творческой деятельности у младших школьников, которые заключа-
ются в обогащении субъективного творческого опыта младших школьников
в условиях свободного общения, неформальной обстановки и отсутствия
оценивания; обеспечении мобильности, вариативности, актуальности содер-
жания программ по активизации творческой деятельности внеурочной рабо-
ты в зависимости от интересов, потребностей, индивидуальных особенностей
младших школьников и современных образовательных тенденций; формиро-
вании опыта творческой деятельности у младших школьников в ходе выбора
педагогом разнообразных, соответствующих современным реалиям форм
внеурочной работы; продвижении обучающихся по индивидуальной образо-
вательной траектории с учетом их личностных возможностей в рамках со-
трудничества и сотворчества; мотивированности к познанию и приобретению
опыта творческой деятельности благодаря самостоятельному поиску нового
способа действия при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
использовании преимущественно игровых и проблемных методов в форми-
ровании опыта творческой деятельности у младших школьников; обеспече-
нии условий для социализации и воспитания обучающихся, готовых к позна-
нию и преобразованию себя и окружающей действительности.
6. Обоснована и разработана модель формирования опыта творческой
деятельности у младших школьников во внеурочной работе, которая включа-
ет теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и диагно-
стико-результативный блоки.
7. Апробированы педагогические условия формирования опыта твор-
ческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе, а имен-
но: повышение мотивации младших школьников к творческой деятельности
путем использования медиаресурсов; включение младших школьников в
творческую деятельность посредством внедрения авторской программы вне-
урочной работы «Первые шаги в творчестве»; обеспечение проблемного ха-
рактера организации творческой деятельности младших школьников; реали-
зация взаимодействия детей и педагогов в процессе оценивания результатов
творческой деятельности во внеурочной работе.
8. Доказано, что результатом экспериментального исследования по
формированию опыта творческой деятельности у младших школьников во
внеурочной работе на основе созданной педагогической модели и апробации
педагогических условий является положительная динамика уровневого пока-
зателя (от низкого к среднему и высокому уровням).
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение
проблемы формирования опыта творческой деятельности у младших школь-
ников во внеурочной работе, а предлагает лишь один из возможных вариан-
тов ее решения. Данное исследование в перспективе может стать основой для
последующих работ, например связанных с изучением проблем формирова-
ния опыта творческой деятельности у подростков во внеурочной работе и др.

Актуальность исследования. В настоящее время возрастает потребность социума в активных людях, соответствующих новым мировым реалиям. Динамично трансформирующемуся российскому обществу и государству нужны творческие личности, мобильно адаптирующиеся к изменяющейся среде, готовые к интенциональности в ситуации выбора, способные самостоятельно принимать инновационные и ответственные решения, прогнозируя их вероятные последствия и способы сотрудничества.
Нормативно-правовые документы в сфере российского образования (Национальный проект «Образование», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) особое внимание уделяют освоению обучающимися способов решения проблем творческого и поискового характера путем получения новых знаний, их преобразования и применения соответственно новой ситуации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» регламентирует необходимость целесообразного поддержания творческой образовательной среды, обеспечивающей возможность каждому обучающемуся самореализоваться.
В современной образовательной политике актуализируется проблема формирования опыта творческой деятельности у подрастающего поколения, поскольку сегодня от обучающегося требуется наличие определенных личностных образований, обеспечивающих создание субъективно нового и ценного продукта на основе ви́дения новых связей между объектами и явлениями, умений преодолевать трудности, гибко и творчески применять полученные знания в практической деятельности (З. Ш. Гаджиева, И. Е. Жуковская, Т. Е. Тлегенова, О. Ю. Ужан и др.).
Формирование опыта творческой деятельности особенно важно в
младшем школьном возрасте, когда у ребенка закладываются основы становления субъектной позиции, умения анализировать, оценивать свою деятельность, развиваются способности к планированию и выполнению действий во внутреннем плане, формируется система базовых оснований личности и т. д. (Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова, Д. И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Поэтому велика значимость вовлечения младших школьников в творческую деятельность, формирования у них потребности в самостоятельном поиске, познании и «открытии» нового (И. В. Арябкина, С. Б. Барашкина, Н. В. Боркина, Л. П. Дормидонтова, М. Г. Заббарова и др.).
формировании опыта творческой деятельности у младших школьников, так как предоставляет условия для индивидуального развития личности обучающегося, накопления субъектного опыта участия и организации практической деятельности направленной на познание, творчество, преобразование себя и окружающей действительности (Л. В. Байбородова, Д. В. Григорьев, Н. В. Новикова, С. И. Сабельникова и др.).
Внеурочная работа может оказать существенное содействие в
Актуальность исследования подтверждается анализом образовательной практики и результатами проведенного нами анкетирования на базе общеобразовательных школ г. о. Саранск, согласно которым 67,3 % младших школьников слабо проявляют интерес к поиску и преодолению трудностей, не умеют применять имеющиеся знания в измененных ситуациях, и лишь 9,4 % обучающихся способны к самостоятельному познанию, самооценке результатов творческой деятельности, пониманию ее значимости для себя и общества.
Степень разработанности проблемы исследования.
Проведенный анализ научной литературы по теме исследования показал, что к рассмотрению творчества обращались многие философы (А.-Л. Бергсон, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, И. Кант, П. Л. Лавров, Ж.-П. Сартр, И. Фихте, А. Шопенгауэр и др.), психологи (В. М. Бехтерев, Д. Б. Богоявленская, Е. П. Ильин, Ф. Кликс, А. Н. Лук, А. Маслоу, Я. А. Пономарев, К. Роджерс, Э. Фромм, П. М. Якобсон и др.).
Как самостоятельный предмет изучения творческая деятельность и различные ее аспекты нашли отражение в научных трудах В. И. Андреева, Т. А. Барышевой, А. В. Брушлинского, Ю. В. Варданян, Л. С. Выготского, И. В. Галактионова, И. П. Калошиной, И. С. Кобозевой, Т. В. Кудрявцева, Ю.Н.Кулюткина, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, М. И. Махмутова, С. Л. Рубинштейна, В. Г. Рындак, А. В. Хуторского и др.
В гносеологии сущность категории «опыт» представлена в работах В. А. Конева, В. Г. Панова, М. И. Пантыкиной, А. П. Чорного, К. Ясперса и др. Вопросами формирования опыта занимались отечественные педагоги (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, М. Н. Скаткин, С. Т. Шацкий и др.) и современные ученые (О. Ю. Елькина, А. В. Зеленцова, О. А. Колесникова, И. А. Неясова, Т. Г. Русакова, Т. Н. Черняева и др.).
Проблеме формирования опыта творческой деятельности посвящены диссертационные изыскания российских исследователей, выполненные в контексте изучения различных общеобразовательных дисциплин (А. Г. Захаров, Н. В. Мартилова, Ю. В. Митрофанова, П. А. Оржековский, З.А.Степанчук), условий дополнительного образования (И.Е.Жуковская, О.Н.Иванова), системы негосударственных образовательных учреждений (В. В. Ефимова), процессов интеграции (Н. В. Боркина, О. Ю. Ужан) и др.
Возрастные особенности развития младшего школьника раскрываются Л. А. Венгером, Н. Ф. Виноградовой, В. В. Давыдовым, В. П. Зинченко, В. Г. Мараловым, Л. Ф. Обуховой, В. В. Рубцовым, Д. И. Фельдштейном, З. Фрейдом, Д. Б. Элькониным и др.
Особенности организации внеурочной работы и процесса развития личности находят обоснование в трудах Л. В. Байбородовой, Д. В. Григорьева, Н. Ф. Дика, Л. П. Карпушиной, В. О. Кутьева,
Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанова, П. В. Степанова, Т. И. Шукшиной и др. При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов следует отметить, что проблема формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе не получила должного освещения и находится на стадии понятийного осмысления, осознания ее важности и необходимости. Данный факт позволяет констатировать актуальность исследования и сформулировать выявленные противоречия между:
– потребностью общества в активных людях, способных к творческому поиску во всех сферах жизнедеятельности, и недостаточной сформированностью опыта творческой деятельности у подрастающего поколения;
– важностью освоения младшими школьниками деятельности и необходимостью теоретического формирования в педагогической науке;
– широкими возможностями внеурочной работы
опыта творческой деятельности у младших школьников и отсутствием педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе.
Актуальность проблемы и поиск путей разрешения противоречий определили тему исследования: «Формирование опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе».
Цель исследования: разработать модель и апробировать педагогические условия формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе.
Объект исследования: процесс формирования опыта творческой деятельности у младших школьников. опыта творческой осмысления его
в формировании

Предмет исследования: модель и педагогические условия формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе будет эффективным, если:
− выявлены и апробированы педагогические условия, позволяющие осуществить формирование опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе: повышение мотивации младших школьников к творческой деятельности путем использования медиаресурсов; включение младших школьников в творческую деятельность посредством внедрения авторской программы внеурочной работы «Первые шаги в творчестве»; обеспечение проблемного характера организации творческой деятельности младших школьников; реализация взаимодействия детей и педагогов в процессе оценивания результатов творческой деятельности во внеурочной работе;
− разработан и проверен критериально-диагностический аппарат, определяющий динамику сформированности опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1) конкретизировать понятие «опыт творческой деятельности младших школьников», определить его структурные компоненты;
2) раскрыть возможности внеурочной работы в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников;
3) обосновать и разработать модель формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе;
4) апробировать педагогические условия формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе. Методологическую основу исследования составили подходы:
системный (Г. Н. Александров, Ю. К. Бабанский,
И. В. Блауберг,
(Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн,
(Д. А. Белухин,
А. В. Хуторской,
Ю. С. Мануйлов, Н. Д. Никандров, В. А. Семенов, В. А. Ясвин и др.).
В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин и др.),
П. Я. Гальперин, Г. И. Щукина и
Д. Дьюи,
Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и
В. П. Беспалько, деятельностный А. Н. Леонтьев, др.), личностно-ориентированный С. В. Кульневич, В. В. Сериков, др.), средовой (В. А. Караковский,
В основу исследования были положены принципы вариативности, ситуативности, продуктивности, метапредметности, увлеченности, сотрудничества и сотворчества.
Теоретическими предпосылками исследования послужили:
– философское осмысление природы творчества (Н. А. Бердяев, И. Кант, А. Г. Спиркин, И. Фихте и др.);
– психолого-педагогические идеи в области творчества и творческой деятельности (В. И. Андреев, Т. А. Барышева, Ю. В. Варданян, Л. С. Выготский, Л. П. Дормидонтова, М. Г. Заббарова, И. П. Калошина, Я. А. Пономарев, В. Г. Рындак и др.);
– теории активности личности, познающей и преобразовывающей себя и окружающую действительность (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, А. В. Хуторской и др.);
– теоретико-методологические основания формирования опыта творческой деятельности обучающихся (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);
– концепции развивающего и проблемного обучения (А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Т. Кудрявцев, Д. Б. Эльконин и др.);
– психолого-педагогические исследования феномена младшего школьника (Н. В. Боркина, Н. Ф. Виноградова, И. А. Неясова, Л. Ф. Обухова, И. П. Подласый, Т. Г. Русакова, Д. И. Фельдштейн и др.);
8

– основные положения организации внеурочной работы обучающихся (Л. В. Байбородова, Д. В. Григорьев, Л. П. Карпушина, П. В. Степанов и др.).
Методы исследования:
– теоретические: анализ научной (философской, психологической,
педагогической) и учебно-методической литературы исследования, синтез, сравнение, обобщение, моделирование;
по проблеме
– эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, эксперимент; изучение документации образовательных учреждений – образовательных программ, учебных планов школ, планов работы учителей младших классов;
– математические: количественная и качественная обработка экспериментальных данных методами математической статистики, табличная интерпретация результатов эксперимента.
Нормативно-правовая база исследования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ); Национальный проект «Образование» (от 26 декабря 2017 г. No 1642); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29 мая 2015 г. No 996-р); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 6 октября 2009 г. No 373).
Экспериментальная база исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа No 37» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия No 20 имени Героя Советского Союза В. Б. Миронова» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия No 23» г. о. Саранск.
Исследование проходило в три этапа.
Первый этап – поисково-теоретический (2016–2017 гг.): изучение состояния проблемы в теории и педагогической практике, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, обоснование актуальности проблемы,
формулирование темы и понятийного аппарата исследования, теоретическое обоснование, разработка модели формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе.
Второй этап – экспериментальный (2017–2019 гг.): разработка программы эксперимента; проведение констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы, апробация педагогических условий формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе; проведение контрольного этапа эксперимента.
Третий этап – обобщающий (2019–2021 гг.): анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка теоретических выводов и методических рекомендаций; оформление диссертационной работы с учетом соответствующих требований.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Конкретизировано понятие «опыт творческой деятельности младших школьников» как интегративное личностное образование, характеризующееся с учетом возрастных особенностей потребностью «открытия» нового в ходе преодоления возникающих трудностей, знанием алгоритма выполнения определенных действий при решении проблем, умением осуществлять самостоятельный выбор эффективных способов достижения результата, способностью контролировать, корректировать и оценивать творческую деятельность, обеспечивающее готовность личности к преобразованию себя и окружающего мира.
2. Обоснована и разработана модель формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе с опорой на системный, деятельностный, личностно-ориентированный и средовой подходы в соответствии с требованиями социального заказа и нормативно- правовыми документами в сфере российского образования, включающая взаимосвязанные блоки (теоретико-методологический, содержательно- процессуальный и диагностико-результативный), реализуемая с учетом принципов вариативности, ситуативности, продуктивности,
метапредметности, увлеченности, сотрудничества и сотворчества. 3. Показана эффективность педагогических условий формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе: повышение мотивации младших школьников к творческой деятельности путем использования медиаресурсов; включение младших школьников в творческую деятельность посредством внедрения авторской программы внеурочной работы «Первые шаги в творчестве»; обеспечение проблемного характера организации творческой деятельности младших школьников; реализация взаимодействия детей и педагогов в процессе оценивания результатов творческой деятельности во внеурочной работе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
– конкретизированное понятие «опыт творческой деятельности младших школьников» и содержательно наполненные его структурные компоненты расширяют понятийное поле общей педагогики;
– раскрытые возможности внеурочной работы обогащают теорию воспитания в контексте формирования у младших школьников опыта творческой деятельности;
– обоснованная и разработанная педагогическая модель уточняет научные представления о процессе формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе.
Практическая значимость исследования заключается в:
– апробации педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня сформированности опыта творческой деятельности у младших школьников;
– создании и экспериментальной проверке критериально- диагностического аппарата, определяющего динамику сформированности у младших школьников опыта творческой деятельности;
–разработке и внедрении в образовательную практику авторской программы внеурочной работы «Первые шаги в творчестве», методических рекомендаций по формированию опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе.
11

Полученные результаты исследования могут быть использованы в системе начального общего и дополнительного образования, при подготовке и переподготовке педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются разносторонним изучением нормативно-правовой документации, регламентирующей учебно-воспитательный процесс в системе начального общего образования; методологической обоснованностью исходных идей и положений теории; целесообразностью применения взаимодополняющих и взаимосвязанных методов, их соответствием задачам и логике научного исследования; репрезентативностью полученных в процессе опытно-экспериментальной работы данных, обработанных методом математической статистики К.Пирсона (хи-квадрат), возможностью их сравнения с результатами изысканий по сходной тематике; подтверждением выдвинутой в диссертации гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе реализации грантов на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов- партнеров в сетевом взаимодействии (ФГБОУ ВО «Чувашский
педагогический университет имени И. Я. Яковлева» –
государственный
2018 г.; ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет» – 2019г., 2021г.). Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на межвузовских теоретических семинарах, заседаниях кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (Саранск, 2016–2021 гг.). Идеи исследования отражены в докладах на международных (Саранск, 2017–2021гг.) и всероссийских (Пенза, 2017 г.; Чебоксары, 2018 г.; Саранск, 2016–2021 гг.) научно- практических конференциях, в научных сборниках и журналах (Ялта, 2018–
2019 гг.; Тольятти, 2019–2020 гг.; Томск, 2021 г.; Саранск, 2017–2021 гг.). По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ, 6 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проявление у младших школьников инициативности, самостоятельности в выборе решений, способности к нерегламентированным конструктивным действиям определяется сформированностью у них опыта творческой деятельности. Опыт творческой деятельности младших школьников представляет собой интегративное личностное образование, характеризующееся с учетом возрастных особенностей потребностью «открытия» нового в ходе преодоления возникающих трудностей, знанием алгоритма выполнения определенных действий при решении проблем, умением осуществлять самостоятельный выбор эффективных способов достижения результата, способностью контролировать, корректировать и оценивать творческую деятельность, обеспечивающее готовность личности к преобразованию себя и окружающего мира.
В структуре опыта творческой деятельности младших школьников выделены четыре взаимосвязанных компонента: мотивационно- потребностный (предполагает наличие стремления к преодолению возникающих трудностей; интереса к применению поисковых подходов при выполнении заданий; потребности в самостоятельном познании и «открытии» нового); когнитивный (предполагает осознание важности и необходимости активной творческой деятельности; понимание возможности собственного участия в преобразовании окружающей действительности; знание алгоритма выполнения определенных действий при решении проблем); деятельностный (представляет собой способность к реализации умений применять полученные знания в измененных условиях, определять цель, осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать
причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, анализировать, делать обобщения, находить различные пути решения проблем и осуществлять самостоятельный выбор эффективных способов достижения результата, сотрудничать со взрослыми и сверстниками при решении проблем в спорных ситуациях); эмоционально-оценочный (выражает наличие умений контролировать и корректировать ход деятельности, делать выводы, формулировать умозаключения, оценивать результат творческой деятельности, осознавать ее значимость для себя и общества; способности позитивно относиться к своим достижениям, осознавать причины неудач при выполнении заданий; понимания, что успех в творческой деятельности зависит от самого обучающегося).
2. Внеурочная работа обладает широкими возможностями, которые состоят в совокупности средств и условий, позволяющих осуществлять процесс формирования опыта творческой деятельности у младших школьников, и заключаются в обогащении субъективного творческого опыта младших школьников в условиях свободного общения, неформальной обстановки и отсутствия оценивания; обеспечении мобильности, вариативности, актуальности содержания программ по активизации творческой деятельности внеурочной работы в зависимости от интересов, потребностей, индивидуальных особенностей младших школьников и современных образовательных тенденций; формировании опыта творческой деятельности у младших школьников в ходе выбора педагогом разнообразных, соответствующих современным реалиям форм внеурочной работы; продвижении обучающихся по индивидуальной образовательной траектории с учетом их личностных возможностей в рамках сотрудничества и сотворчества; мотивированности к познанию и приобретению опыта творческой деятельности благодаря самостоятельному поиску нового способа действия при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; использовании преимущественно игровых и проблемных методов в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников; обеспечении условий для социализации и воспитания обучающихся, готовых к познанию и преобразованию себя и окружающей действительности.
3. Теоретической основой формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе выступает модель, разработанная в соответствии с требованиями социального заказа и нормативно-правовыми документами в сфере российского образования, которая рассматривается как совокупность взаимосвязанных блоков: теоретико-методологического, содержательно-процессуального и диагностико-результативного. Теоретико-методологический блок задает научно-теоретические ориентиры модели (цель и задачи формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе) и ее методологическое обоснование (подходы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, средовой; принципы: вариативности, ситуативности, продуктивности, метапредметности, увлеченности, сотрудничества и сотворчества), которые служат объективной основой для смыслового наполнения других блоков. Содержательно- процессуальный блок включает компоненты опыта творческой деятельности младших школьников (мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-оценочный), формируемые в ходе предлагаемых этапов (стимулирующий, информационный, деятельностный, оценочный), с использованием соответствующих методов (игровой, эмпатии (вживания), смыслового и образного видения, эвристических вопросов, сравнения, придумывания, гиперболизации, морфологического ящика, агглютинации, самоорганизации обучения, взаимообучения, контроля, самооценки), форм (занятия (путешествие, мастерская, инсценировка, вернисаж, фантазия, панорама, аукцион, бенефис и др.), детские творческие проекты, фестивали, конкурсы, олимпиады, смотры, выставки, видеоэкскурсии, праздники, спектакли, акции (досугово-развлекательные, познавательной направленности)), средств (технические: интерактивные комнаты,
компьютеры, смартфоны, ноутбуки, аудио- и видеоаппаратура, проекторы, интерактивные доски, системы голосования, световые столы и др.; программные: текстовые редакторы, программы, программно-методические комплексы, приложения по созданию и редактированию видеороликов, аудиозаписей, статической и анимированной компьютерной графики и др.; информационные: электронно-образовательные ресурсы, расположенные локально и в глобальной сети Интернет, а также сетевые сервисы, такие как ленты времени, ментальные карты и др.) и педагогических условий. Диагностико-результативный блок представлен критериями (мотивационный, когнитивный, процессуальный, оценочный), уровнями (высокий, средний, низкий) и ожидаемыми результатами сформированности опыта творческой деятельности младших школьников во внеурочной работе.
4. Педагогическими условиями формирования опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе являются: повышение мотивации младших школьников к творческой деятельности путем использования медиаресурсов; включение младших школьников в творческую деятельность посредством внедрения авторской программы внеурочной работы «Первые шаги в творчестве»; обеспечение проблемного характера организации творческой деятельности младших школьников; реализация взаимодействия детей и педагогов в процессе оценивания результатов творческой деятельности во внеурочной работе.
Структура диссертации определена задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 283 источников, 28 таблиц, 12 рисунков, 7 приложений. Общий объем диссертации составляет 289 страниц.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Ю. Н. Соколова. – Текст : непосредственный // Азимут научных исследова- ний: педагогика и психология. – 2– Т. – No 3 (28). – С. 262
    Ю. Н. Соколова. – Текст : непосредственный // Азимут научных исследова- ний: педагогика и психология. – 2– Т. – No 1 (30) – С. 263
    Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования
    Ю. Н. Соколова, И. А. Неясова. – Текст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. – 2– No4(32) – С.45–51 (авторский текст – 0,5 п.л.).
    Педагогические аспекты освоения опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании
    Ю. Н. Соколова, Л. П. Карпушина, Ю. В. Варданян. – Текст : непосредствен- ный // Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образо- вании: монография / под редакцией Л.П.Карпушиной, Т.А.Козловой; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2– С.47–– ISBN 978-5-8156-1264-8 (авторский текст – 0,3 п.л.).
    Формирование опыта творческой деятельности как педагогическая проблема
    Ю. Н. Соколова. – Текст : электронный // Проблемы образования в условиях инновационного развития : сборник научных ста- тей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Про- блемы образования в условиях инновационного развития» (г. Саранск, 23–24 мая 2017 г.) / редколлегия : Т. И. Шукшина (отв. ред.) [и др.] ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2– 1 CD-ROM. – Заглавие с экрана. – ISBN 978-5-8156-0813
    Сущностная характеристика понятия «творческая деятельность»
    Ю. Н. Соколова, А. Р. Гурина. – Текст : электронный // Евсе- вьевские чтения. Серия: Педагогические науки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «55-е Евсе- вьевские чтения» (г. Саранск, 14–15 марта 2019 г.) / редколлегия : Т. И. Шукшина, В. И. Лаптун, П. В. Замкин, Ж. А. Каско ; Мордовский госу- дарственный педагогический институт. – Саранск, 2– 1 CD-ROM. – За- главие с экрана. – ISBN 978-5-8156-1044-6 (авторский текст – 0,3 п.л.).26
    Креативность и творчество: дефиниции понятий
    Ю. Н. Соколова. – Текст : электронный // Евсевьевские чтения. Серия: Педа- гогические науки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «55-е Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 14–15 марта 2019 г.) / редколлегия : Т. И. Шукшина, В. И. Лаптун, П.В.Замкин, Ж.А.Каско; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2– 1 CD-ROM. – Заглавие с экрана. – ISBN 978-5- 8156-1044

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»