Формирование продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом как эргатической системы

Соловьева Валентина Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические подходы к формированию продуктивного взаимодействия
обучающегося с образовательным интернет-ресурсом в контексте
информатизации образования………………………………………………………………………….. 17
1.1 Проблема формирования продуктивного взаимодействия обучающегося с
образовательным интернет-ресурсом в педагогической науке и практике ………… 17
1.2 Основные аспекты процесса информатизации образования, влияющие на
формирование продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным
интернет-ресурсом ………………………………………………………………………………………….. 36
1.3 Эргономический подход как основа формирования продуктивного
взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом в условиях
информатизации образования………………………………………………………………………….. 75
1.4 Выделение организационно-педагогических и психолого-педагогических
условий формирования взаимодействия обучающегося с образовательным
интернет-ресурсом на основе изучения дидактических и эргономических
принципов ………………………………………………………………………………………………………. 89
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………… 109
Глава 2. Определение организационно-педагогических и психолого-
педагогических условий формирования продуктивного взаимодействия
обучающегося с образовательным интернет-ресурсом …………………………………… 114
2.1 Экспериментальная база для проведения эксперимента ……………………………. 114
2.2 Этапы проведения эксперимента………………………………………………………………. 120
2.3 Мониторинг оценки продуктивности взаимодействия обучающегося с
образовательным интернет-ресурсом …………………………………………………………….. 148
Выводы по второй главе ………………………………………………………………………………… 168
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 170
Список использованных источников ……………………………………………………………… 177
Приложение А. Материалы для проведения первого этапа эксперимента……….. 213
Приложение Б. Материалы для проведения второго этапа эксперимента………… 217

В первой главе «Теоретические подходы к формированию продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом в контексте информатизации образования» проанализированы публикации в отечественной и зарубежной науке по проблеме формирования продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом в педагогической науке и практике, а также представлены результаты анкетирования студентов об использовании информационных технологий в образовании. Определено, что основными целями использования студентами интернет-ресурсами оказались: поиск информации (около 93%), общение и образование/самообразование (около 89% и 80% соответственно). Далее проанализировано, каким образом различные аспекты информатизации (когнитивно-личностный, нормативно-правовой, организационно-педагогический, организационно-педагогический, технико-эргономический и критериально- оценочный) влияют на образовательный процесс в целом и на формирование продуктивного взаимодействия обучаюшегося с образовательным интернет- ресурсом в частности.
Когнитивно-личностный аспект. В работе представлен анализ, каким образом информатизация повлияла на мышление современного студента. Отечественные и зарубежные исследователи определяют мышление современного студента как клиповое. Согласно Маклюэну М., развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры. У людей начинает преобладать символическое мышление, мышление образами. Парадигмальный сдвиг в сторону образного мышления из-за информатизации образования, имеет свои риски и возможности. Для классической системы образования возникают риски, например:
. К позитивным аспектам информатизации образования можно отнести следующие положения: человек быстрее находит выход из сложной ситуации из-за навыка поиска информации в Сети; укрепляется
больших объемов и критически их анализировать; возникает дефицит слухоречевой памяти, отсутствуют навыки конспектирования, записывания; выполнение нескольких действий одновременно, постоянное сканирование следующей порции информации в сети вызывает стресс и способно повредить
студенту сложно воспринимать тексты
нейронные связи в мозге
пространственно-визуальный интеллект; у студента развивается защитный механизм от информационных перегрузок, с которыми ему приходится ежедневно сталкиваться. При построении продуктивного взаимодействия в образовательной эргатической системе необходимо это учитывать.
Нормативно-правовой аспект. В работе проанализированы нормативно- правовые акты Российской Федерации, которые регламентируют информатизацию образовательного процесса: программы стратегического развития РФ; закон РФ от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в сравнении с его предыдущей версией); федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (в сравнении с образовательными стандартами предыдущих поколений); профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Определено, что для каждого специалиста вне зависимости от профиля его подготовки в соответствующих образовательных стандартах выделены компетенции, связанные с компьютерной и информационной грамотностью. Наличие подобных знаний является обязательным и для педагога высшей школы, что зафиксировано в профессиональном стандарте. В документах Российской Федерации регламентировано использование информационных технологий для построения образовательного процесса, для образовательных организаций обязательно наличие соответствующей материально-технической базы. Сформированные требования и указания служат обоснованием значимости проблемы формирования продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом.
Организационно-педагогический аспект. Изучено, каким образом процесс информатизации образования влияет:
1) на родителей обучающихся. Образовательные интернет-ресурсы, используемые университетом в педагогическом процессе, позволяют абитуриенту совместно с родителями оценить качество образовательной организации;
2) на профессорско-преподавательский состав. Одной из квалификационных характеристик современного педагога является его информационная компетентность. Преподаватели могут использовать в обучении электронные дидактические материалы, самостоятельно проектировать авторские образовательные интернет-ресурсом, оперативно обновлять учебные материалы. Однако это становится возможным при их готовности к подобным видам деятельности, потому важно учить педагогов тому, как продуктивно выстраивать взаимодействие в образовательных эргатических системах;
3) на содержание образования. В контексте информатизации важным становится развитие у человека таких качеств, как информационная грамотность и информационная культура личности, что должно отражаться в содержании образовательных программ;
4) на образовательные технологии, методики обучения. Множество современных образовательных технологий сформировались благодаря возможностям использования в педагогическом процессе технических средств.
Новые образовательные технологии, в том числе, строятся на использовании образовательных эргатических систем.
Технико-эргономический аспект. Процесс обучения немыслим без соответствующих технических средств и программного обеспечения, с использованием которых строится электронная информационно-образовательная среда. Ее наличие обязательно для всех образовательных организаций и предполагает использование в педагогическом процессе образовательных эргатических систем (и, соответственно, соблюдение требований эргономики для повышения их продуктивности).
Критериально-оценочный аспект. Анализ работ, описывающих результаты информатизации образования, позволил выявить как позитивные, так и негативные оценки. Использование компьютеров положительно влияет на обучающихся только при их умеренном использовании в обучении. Поэтому необходимо определять организационно-педагогические и психолого- педагогические условия формирования продуктивного взаимодействия обучающихся с образовательным интернет-ресурсом.
Все рассмотренные аспекты характеризуют разные части элементы образовательного процесса и для построения его модели в условиях информатизации можно использовать подходы, предлагаемые стандартами серии ИСО 9000 – процессный, системный, риск-ориентированный.
С использованием процессного подхода образовательный процесс в условиях информатизации описан как бизнес-процесса (рисунок 1). Его необходимо рассматривать как единую систему – изменение любого из зафиксированных элементов будет приводить к изменению всех прочих элементов, а также влиять на результат работы системы. На основе проведенного анализа определены основные риски и возможности процесса информатизации образования в целом и применения образовательных эргатических систем в частности.
К возможностям процесса отнесены: учет когнитивных особенностей современного обучающегося, в том числе путем разработки индивидуальной образовательной траектории, что будет повышать мотивацию студента к обучению, способствует раскрытию его внутреннего потенциала; развитие информационно-компьютерной культуры студентов и преподавателей, совершенствования навыков поиска и фильтрации информации, что становится критически важным в связи с ростом объема информации в Сети; возможность варьирования темпов обучения, форм, методов подачи образовательного материала и прочие. К рискам информатизации образования отнесены следующие моменты: необходимость постоянного повышения компетентности как преподавателей, так и обучающихся; необходимость достаточного материального обеспечения и технической поддержки в образовательных учреждениях, что не всегда возможно ввиду получаемого финансирования; низкое качество и высокая цена онлайн-курсов; увеличение времени подготовки к занятиям со стороны преподавателей, необходимость определения грамотного сочетания современных и традиционных технологий в образовании; облегченная возможность плагиата в студенческих и научных работах; влияние зависимости от Интернета на общую
успеваемость обучающегося и прочие. Все эти моменты следует учитывать при формировании продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом.
Рисунок 1 – Образовательный процесс как модель бизнес-процесса
Итак, информатизация определяет потребность в продуктивном взаимодействии обучающегося с образовательным интернет-ресурсом. Его можно сформировать на базе знаний такой дисциплины, как эргономика, которая используется для проектирования систем «человек – машина». Основные элементы образовательной эргатической системы «человек – машина»: субъект интеллектуального труда, оператор в рассматриваемой системе – обучающийся, объект деятельности – образовательный текст на экране, средство деятельности – любое подходящее техническое устройство, имеющее экран для отображения информации: компьютер, ноутбук, смартфон, планшет, электронная книга. Если данные выгружены в сеть Интернет, средой работы оператора оказывается любая точка окружающего нас пространства.
Далее в работе определены уровни реализации требований эргономики для рассматриваемой образовательной системы «человек – машина»:
1) Уровень внешних или средовых воздействий. Управление эргономичностью предполагается через обеспечение комфортных характеристик внешней среды (например, температуры, относительной влажности воздуха).
2) Взаимодействие на уровне системы «человек – машина». Необходимо принимать во внимание антропометрические и физиологические характеристики студента, с учетом которых проектируется рабочее место.
3) Качество образовательного контента на экране технического средства. Продуктивность взаимодействия в рассматриваемой СЧМ также зависит от того, насколько корректно подобраны транслируемые на экране образовательные стимулы, их форма и содержание.
Далее в работе теоретически определены организационно-педагогические и психолого-педагогические условия формирования продуктивного взаимодействия в образовательной эргатической системе. В связи с тем, что образование с использованием интернет-ресурсов реализуется в онлайн-среде, к условиям будут относиться не только требования дидактики, но и различные информационно- технологические характеристики данной среды.
Потому рекомендуется учитывать следующие дидактические принципы: принцип научности – достоверность и корректность предоставляемой обучающимся на экране учебной информации, которая должна содержать подтвержденные научные факты и знания; принцип наглядности – соответствие данному принципу предполагает возможность восприятия образовательного материала несколькими органами чувств. Визуализация материала (например, инфографика, анимация, видео, ментальные и интерактивные карты, графики, схемы, диаграммы, чертежи, фотографии, рисунки) должна выступать средством для улучшения памяти обучающегося, так как сегменты программы, увязанные с ней, являются реперными точками, так называемыми «якорями»; принцип систематичности и последовательности – логическая связь каждого элемента ресурса с последующим, упорядоченность и структуризация информации на образовательной интернет-странице; принцип доступности и посильности обучения – предлагаемая к изучению на сайте информация должна излагаться с учетом интеллектуальных способностей обучающегося, его «зоны ближайшего развития» (на расстоянии одного понятийного шага), возрастных особенностей, имеющихся у него знаний; принцип природосообразности – создание благоприятных условий для обучения, соответствующих основным физиологическим и психологическим характеристикам обучающегося, то есть создание удобной для пользователя рабочей интернет-среды, учет селективности восприятия обучающегося, наличие версии сайта для слабовидящих и пр. Также можно дополнительно использовать принцип сознательности и активности как способ оценить, насколько полно реализованы все прочие принципы – то есть оценка того, сколько времени студент провел на образовательной интернет- странице, какие целевые действия выполнил.
К рекомендациям по моделированию и проектированию образовательных интернет-ресурсов отнесены эргономические принципы: принцип совместимости – образовательный интернет-ресурс должен быть совместим с возможностями восприятия обучающегося; принцип индивидуализации – автоматическая адаптация и подстройка ресурса под пользователя, которая может изменяться во времени; принцип структуры – соответствие структуры ресурса имеющимся у пользователя представлениям о ней; принцип обеспечения положительной обратной связи – наличие реакции системы на действия пользователя.
Во второй главе «Определение организационно-педагогических и психолого-педагогический педагогических условий формирования
продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет- ресурсом» проанализированы особенности восприятия обучающимся образовательной информации с экрана. Для этого представлены результаты двух этапов эксперимента, которые были проведены на базе учебной лаборатории СГУ им. Н.Г. Чернышевского «Когнитивная психология» с применением аппаратного метода регистрации движения глазодвигательной активности при помощи системы трекинга глаз, модели RED 500 System, произведенного SMI iView X (SensoMotorik Instruments GmbH, Германия). Установка минимального порога фиксации составляла 50 мс. Обработка результатов производилась с помощью программы BeGaze, а также IBM SPSS Statistics 22. Проверка полученных в ходе исследования значений времени работы и окуломоторных характеристик по одновыборочному критерию Колмогорова-Смирнова не выявила наличия нормального распределения ни для одного из параметров, потому для расчета статистической значимости в работе использовался критерий Манна-Уитни, а для расчета корреляций – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Целью первого этапа эксперимента стало изучение взаимосвязи окуломоторных реакций студента, проявляющихся в процессе поискового чтения образовательной информации с экрана, с успешностью выполнения им поставленной когнитивной задачи в условиях ограниченного времени. Общий объем выборки испытуемых – 120 человек.
В среднем, студенты выполняли задачу по поиску ответа на странице за 23 секунды. Студентам естественнонаучного профиля обучения в 85% случаев требовалось больше времени на поиск ответа, разница статистически значима (U- критерий = 346168,5, уровень значимости p → 0, Z = -5,339). Значение параметра «частота моргания» у студентов вне зависимости от их профиля обучения в среднем достигало 16 раз в минуту. Проинтерпретировать данное наблюдение можно следующим образом: испытуемые в условиях ограниченного времени сканировали текст на наличие ключевых слов из вопроса, минимально затрачивая свои когнитивные ресурсы на переработку и понимание отработанного материала. Частота фиксаций обучающихся достигала значений 3,2 ед./с, внешне распределение значений практически для всех стимулов напоминает нормальное распределение, что нельзя сказать об их средней длительности – у некоторых стимулов на графиках имеются по два явно выраженных пика.
С увеличением сложности вопроса уменьшается вероятность нахождения ответов студентами; студент с большей вероятностью находил прямой ответ, который содержит в себе ключевые слова и фразы из формулировки вопроса, при его расположении ближе к концу документа вероятность его обнаружения снижалась незначительно; если ответ на вопрос неявный, лучше всего его размещать в начале или середине страницы, вероятность нахождения снижается к концу текста, что совпадает с данными, содержащимися в графиках AOI (areas of interest).
Анализ полученных в ходе экспериментов графиков показал, что наибольшее внимание на страницах сконцентрировано в месте расположения ключевых слов в случае поиска ответа на первые два вопроса – «эффективность», «бытие» (последний вопрос вызвал больше затруднений, что частично может
быть объяснено длиной запроса «термодинамическое равновесие», а также сложностью учебной дисциплины, не предполагающей беглого охвата текста взглядом); а также во втором-третьем абзаце текста (рисунок 2).
В рамках первого этапа исследования было определено, что способ структуризации материала влияет на траекторию изучения страницы, наибольшее внимание студент уделяет работе с текстом, в большей степени поиску ключевых слов по составленному запросу. Графический материал при поиске информации зачастую оказывается «слепой зоной», как и материал внизу страницы.
Рисунок 2 – Тепловые карты изучения структурированных страниц (1 случай – текст полотном; 2-й – разбитый в столбцы)
Цель второго этапа эксперимента – изучить взаимосвязь окуломоторных реакций студента, проявляющихся в процессе внимательного чтения образовательной информации с экрана, с успешностью выполнения ими поставленной когнитивной задачи. По результатам эксперимента определено:
1) Направление обучения оказывает влияние на процесс распределения внимания обучающихся. Определено, что студенты естественнонаучного направления обучения на изучение информации тратили больше времени, статистически значимые различия согласно критерию Манна-Уитни (U-критерий = 110436,5, уровень значимости p = 0,001, Z = -3,189). Данный момент можно связать с их большей успешностью в ответах на вопросы по содержанию материала. Также студенты естественнонаучного направления моргали реже, нежели студенты гуманитарного направления (различия по критерию Манна- Уитни статистически значимые – U-критерий = 111628,0, уровень значимости p = 0,003, Z = -3,005), совершали большее количество фиксаций (U-критерий = 115721,0, уровень значимости p = 0,042, Z = -2,032) и саккад (U-критерий = 114495,5, уровень значимости p = 0,021, Z = -2,300). По частоте фиксаций и саккад, а также длительности саккад статистически значимых различий между данными выборками обнаружено не было, однако различия в значениях средней длительности фиксаций – на уровне тенденций (U-критерий = 116696,5, уровень значимости p = 0,069, Z = -1,818).
2) Вопрос относительно пользы от использования изображений остается открытым, на данный момент получены спорные результаты: студенты их использование воспринимают как упрощающее задание, однако сами изображения при это оказываются вне поля зрения обучающегося (рисунок 3). Результат же анализа окуломоторных характеристик, с одной стороны,
18

характеризует работу со стимулами, содержащими картинки, как более активную (по результатам анализа саккад), с другой стороны, – как менее продуктивную (по результатам анализа правильности ответов). В целом, при изучении страниц без рисунков студенты тратили больше времени на выполнение задачи (U-критерий = 93212,5, уровень значимости p → 0, Z = -6,875), общее количество фиксаций (U- критерий = 95899,5, уровень значимости p → 0, Z = -6,285), частота фиксаций (U- критерий = 114275,5, уровень значимости p = 0,024, Z = -2,256), средняя продолжительность фиксаций (U-критерий = 112895,0, уровень значимости p = 0,011, Z = -2,557), количество саккад (U-критерий = 112644,0, уровень значимости p = 0,009, Z = -2,612), частота саккад (U-критерий = 108054,5, уровень значимости p = 0,0003, Z = -3,619) были выше. Количество, частота и средняя продолжительность морганий, а также средняя продолжительность саккад статистически не изменялись при изучении стимулов без изображений и с ними.
По всей видимости, с точки зрения современного студента, образовательный материал – это прежде всего текст. На вопросы, ответы которых содержались в графике, студенты реже давали верные ответы.
Рисунок 3 – Распределение внимания обучающихся
при изучении образовательных страниц с графикой (тепловые карты)
3) Чтобы текст лучше усваивался, следует делать его проще для восприятия: не использовать громоздкие конструкции, не злоупотреблять специфичной терминологией, не формулировать чрезмерно длинные предложения. Для повышения концентрации внимания студентов рекомендуется соблюдать оптимальную длину строки. Как указали сами студенты, важно также «разделять» и «структурировать» информацию: абзацным членением, абзацными отступами, пунктами или логическими блоками, выделениями.
По итогу проведенного анализа научной и нормативной литературы, а также по результатам проведенных экспериментов предложен мониторинг оценки продуктивности взаимодействия обучающегося с образовательным интернет- ресурсом. Он предполагает использование цикла PDCA, методологии квалиметрии, а также использование критериально-диагностического аппарата. Аппарат представлен показателями качества образовательного интернет-ресурса, а именно:
− показатели научно-педагогической обоснованности: научная обоснованность; педагогическая обоснованность; общий объем материала;
19

полнота; содержательность; сложность материала; наглядность; дополнительные источники информации; актуальность;
− эргономические показатели: форматирование текста; линейность текста; грамотность; техническая доступность; внутренняя навигация; идентификация ресурса; понятность интерфейса; смена языка; адаптированность для лиц с ОВЗ; ненавязчивость рекламы; структуризация; удобочитаемость текста; интерактивность;
− эстетические показатели: единообразие; уместность использования дополнительных элементов; цветовое решение;
− информационно-технологические характеристики: патентно-правовой показатель; время отклика; безопасность; адаптивность верстки; работоспособность (процент работающих ссылок внутренней навигации ресурса, процент работающих ссылок на внешние ресурсы, устойчивость к ошибочным и некорректным действиям пользователя).
Также аппарат предполагает оценку продуктивности взаимодействия через учет показателей использования ресурса: фактически осуществленное взаимодействие – общее количество посещений ресурса за заданный период, число повторных посещений (просмотры страниц, уникальные просмотры страниц), средняя длительность пребывания на странице (в отношении ко времени, которое необходимо среднестатистическому человеку на изучение информации, представленной на сайте); конверсия сайта (% от числа пользователей, которые выполнили заданное целевое действие). Примеры целевых действий для образовательного интернет-ресурса: загрузка файлов, масштабирование изображений для более внимательного изучения, передвижения по тексту с помощью навигации, копирование элементов контента в буфер, переходы на внешние ресурсы по расположенным ссылкам, просмотр видео, прослушивание аудио, выполненное социальное действие (нажатие на кнопку «мне нравится», «поделиться»).
Выделенные показатели позволили сформулировать организационно- педагогические и психолого-педагогические условия для формирования продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет- ресурсом, например, следующие:
− следует включить в механизм оценки социальную экспертизу с последующей верификацией проверенных образовательных интернет-ресурсов;
− рекомендуется использование в тексте дискурсивных маркеров и/или общенаучных переменных;
− на образовательной интернет-странице можно разместить возрастную маркировку для идентификации его целевой аудитории;
− рекомендуется использовать иллюстративный материал (графики, таблицы, рисунки, формулы). Качество используемых графических объектов должно быть соответствующим (сжатие изображения с минимальными потерями, соотнесенное со скоростью его загрузки – не менее 39 Кбит);
− изображения должны дублировать содержащийся в тексте материал. В тексте должны быть ссылки на соответствующие иллюстрации. Необходимо предусмотреть расположение изображений вблизи от данных ссылок;
− рекомендуется наличие даты публикации материала, а также даты обновления материала; срок последнего обновления материалов не должен превышать 5 лет – принятый для сферы науки и проектирования период полураспада знаний.
В созданном мониторинге учтены все рассмотренные аспекты информатизации образования.
В заключении диссертационного исследования подведены итоги и сделаны выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач.
1. Основные аспекты информатизации образования, которые необходимо учитывать при формировании продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом – когнитивно-личностный, нормативно-правовой, организационно-педагогический, технико-эргономический, критериально-оценочный.
2. Составные компоненты образовательной СЧМ: оператор – студент, объект деятельности – образовательный текст на экране, средство деятельности – техническое устройство (в частности, персональный компьютер), среда работы – любая точка пространства, где имеется доступ к сети Интернет. Э
3. Организационно-педагогические и психолого-педагогические условия формирования продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом как эргатической системы следует формировать исходя из принципов: дидактических – научности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности и посильности, природосообразности, сознательности и активности; эргономических – совместимости, индивидуализации, структуры, обеспечения положительной обратной связи.
4. При формировании взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом следует учитывать особенности восприятия студентом образовательного контента с экрана: изображения на экране
5. Мониторинг
подобной образовательной эргатической системы строится на трех основных уровнях физической среды: средовые характеристики, параметры конструкции машины и рабочего места, форма и содержание транслируемых на экране
ргономичность
образовательных стимулов.
визуальной обработки образовательного контента на экране
зачастую являются
«слепой зоной» для студентов, однако их наличие по субъективным оценкам студентов упрощает работу с материалом; направление обучения влияет на
стратегии
; способ
структуризации информации также влияет на распределение внимания обучающихся – несмотря на подтвержденное правило F-эффекта при изучении материала на экране, определено, что студенты лучше воспринимают тексты,
разделенным в колонки, а не представленные цельным полотном.
, оценивающий продуктивность взаимодействия в
образовательной эргатической системе, включает в себя показатели качества ресурса (научно-педагогической обоснованности, эргономические и эстетические
показатели, информационно-технологические характеристики), а также
показатели продуктивности взаимодействия (показатели использования ресурса).
В приложениях представлены стимулы и контрольно-измерительные
материалы, которые использовались для проведения эксперимента.
Материалы исследования рекомендуется применять в образовательных организациях при планировании и организации обучения с использованием информационных технологий, в частности с использованием образовательных интернет-ресурсов.
Дальнейшая разработка проблемы исследования связана с изучением возникающих у студентов реакций на использование в образовательных текстах изображений различного содержания (на материалах русского языка); с анализом влияния значений показателей удобочитаемости текста на успешность выполнения студентом когнитивных задач чтения и поиска информации; с разработкой модели применения образовательных эргатических систем в педагогическом процессе в условиях информатизации; с совершенствованием разработанной в данном исследовании системы мониторинга, с определением базовых значений выделенных показателей качества, с автоматизацией оценки, насколько это возможно, и с включением данного механизма в педагогический процесс.

Актуальность диссертационного исследования. Экспоненциальный рост
объёма информации, потребность в реализации политических и личных прав
граждан на её поиск, получение, передачу, произведение и распространение, в
том числе с использованием информационных ресурсов, определяют процесс
информатизации общества. Он затрагивает различные социальные институты,
среди которых – образование, что согласовывается с данными отечественных и
зарубежных педагогических исследований, например, Пасхина Е. Н.,
Башариной О. В., Мишотиной И. Ю., Абакумовой Н. Н., Разаги А. А.,
Грищенко В. И., Деминой Е. В., Саидова С. А., Белицкой О. В., Ситниковой М. А.,
Машаровой В. А., Самариной Н. В., Собиновой Л. А., Свиридова В. О.,
Еремеевой С. П., Малиатаки В. В., Болдовой Т. А., Ветлугиной Н. О.,
Гридина С. В., Орра Д., Вантапраста М. Р., Сантос А. М., Матаса М. Этот факт
видоизменяет формы организации педагогического процесса – электронное
образовательное пространство становится неотъемлемой его частью.
Обучающийся начинает воспринимать информационные интернет-ресурсы как
основной источник образовательной информации. Эта мысль получила
подтверждение в ходе констатирующего эксперимента (анкетирования), в
котором участвовали 409 обучающихся Саратовского государственного
университета им. Н.Г. Чернышевского. Более 80% респондентов использовали
Интернет в целях образования и самообразования.
Тенденция использования мировой информационной сети в настоящее
время существенна для развития всей системы образования, особенно актуальным
это становится в разных социально-экономических условиях нашего
нестабильного, неопределённого, сложного и неоднозначного (VUCA) мира, в
частности, на фоне пандемии. Появляются новые возможности: происходит
универсализация используемых в педагогическом процессе средств и ресурсов,
удовлетворяются потребности инклюзивного образования, обеспечивается
возможность обучения в течение всей жизни для каждого, у обучающихся
формируются твердые и гибкие навыки, необходимые для их профессионального
становления и самореализации в масштабах глобальных информационных
процессов. Помимо этого практика образования расширяется за счет новых
моделей и форм педагогического взаимодействия, сконструированных на основе
использования технических устройств.
Машина включена в традиционную для педагогики систему отношений
«человек – человек» (по Е.А. Климову) уже несколько десятков лет. Однако
расширение ее возможностей, областей применения за счет развития сети
Интернет кардинально меняет специфику взаимодействия обучающихся с
преподавателем и между собой. Педагог больше не является основным
источником знаний, а скорее занимает позицию координатора, управляющего.
Значительную роль в познавательном процессе теперь играют технические
средства, транслирующие образовательный материал. Помимо этого,
взаимодействие обучающегося с текстом на экране зачастую происходит без
непосредственного участия преподавателя, то есть асинхронно, в системе
«человек – машина» (СЧМ). При таком формате обучения педагог не может
отследить экстралингвистические и паралингвистические компоненты
невербальной коммуникации студента, которые при обычной коммуникации
служат маркером необходимости коррекции способа подачи материала.
Потому для обеспечения продуктивного образовательного взаимодействия
обучающегося и машины необходимо понимать, каким образом его можно
корректно организовать. В науке систему, в которой участвует субъект (оператор)
и объект труда, принято называть эргатической, а научную дисциплину,
занимающуюся данными вопросами, – эргономикой. В нашем случае субъект
труда или оператор – это студент, осуществляющий образовательную
деятельность, а объект труда – техническое устройство, имеющее доступ к
образовательным интернет-ресурсам. Под образовательными интернет-ресурсами
в данном исследовании понимаются источники информационного характера
небольшого объёма, например, лекции, справочники, тематические
образовательные статьи, к которым в первую очередь обращается студент при
выполнении самостоятельной работы с использованием сети Интернет. Таким
образом, взаимодействие обучающегося с образовательным интернет-ресурсом
является образовательной эргатической системой.
При построении подобных систем стоит учитывать разнообразные
принципы: дидактические – так как выполняется образовательная деятельность,
эргономические – так как осуществляется взаимодействие человека и машины.
Следовательно, педагогическому сообществу надо не только обратить внимание
на теоретическое обоснование выбранного образовательного материала,
транслируемого на экране технического устройства, но и изучать базовые реакции
обучающегося. Подобная информация позволит определить, насколько
выстроенный способ взаимодействия соответствует психофизиологическим
характеристикам студента, особенностям протекания его когнитивных процессов,
эмоциональному восприятию и его удовлетворенности от выполняемой им
работы.
Общая направленность описанной системы – подкрепление и стимуляция у
оператора реакций, требуемых для повышения продуктивности его деятельности.
Для этого машина должна включать «органопроекцию» человеческого
интеллекта, в том числе содержать в себе алгоритмы подходящих ответов на
действия обучающегося с предложением новых сценариев дальнейшей работы.
Таким образом, учет знаний о человеческой природе при формировании
образовательного взаимодействия в СЧМ позволит расширить человеческие
возможности в получении, переработке, осмыслении, запоминании и понимании
учебной информации. Это общее видение процесса, и его реализация на практике
зависит от обоснованности, непротиворечивости, понятности и целесообразности
организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, которые
определены для создания и использования подобного рода образовательных
эргатических систем.
Таким образом, в науке и практике возникает потребность исследования
проблем организации образовательного взаимодействия в СЧМ,
обеспечивающего продуктивность процесса обучения, а также саморазвитие
субъекта и развитие объекта труда. В частности, этими вопросами занимаются в
рамках педагогического дизайна. Однако исследователи преимущественно
рассматривают подходы к созданию полноценных дистанционных курсов и
незначительное внимание уделяют формированию образовательных интернет-
ресурсов малого объёма.
Степень разработанности проблемы. Условия и предпосылки
возникновения обучения с использованием сети Интернет рассматривались
множеством авторов, выделялись преимущества и недостатки использования
информационных технологий в образовании (работы Железовской Г. И.,
Солдаткина В. И., Андреева А. А., Полякова А. А., Щенникова С. А.,
Сластенина В. А., Шабанова А. Г., Змеева С. И., Красновой А. Г., Кинелева В. Г.,
Скамницкого А. А., Чернилевского Д. В.; Чвановой М. С., Полат Е. С.,
Тихомирова В. П., Каплан С. Л., Лобачева С. Л., Соловова А. В., Матроса Д. Ш.,
Громковой М. Т., Вершловского С. Г., Новикова A. M.).
Авторы также активно изучали и продолжают изучать, каким образом
информационные технологии повлияли на современного обучающегося, на
особенности протекания его когнитивных процессов при работе с информацией
(работы Моля А., Тоффлера Э., Маклюэна М., Розена Л., Гиренка Ф.А.,
Фрумкина К. Г., Семеновских Т. В., Зорина А. Л., Докуки С. В.,
Черниговской Т. В., Плужникова И. В., Лысак И. В., Чвановой М. С.). Также
исследовался вопрос о смене роли преподавателя, о необходимых для него
компетенциях, чтобы он мог эффективно работать в текущей образовательной
ситуации (Громкова М. Т., Змеев С. И., Виштак О. В., Белов С. А., Миллер А. Л.,
Вершловский С. Г.).
Под потребности электронного обучения исследователи адаптируют уже
существующие дидактические принципы, а также формируют новые психолого-
педагогические положения, необходимые для организации учебного процесса в
Сети (Виштак О. В., Маслов С. И., Субочева М. Л., Ахромушкин Е. А.,
Беляков А. В., Очков В. Ф., Бодалев А. А., Малыгин А. В., Вениг С. Б.,
Косырев В. П., Темников Д. А. и Сидельникова Т. Т., Беляев М. И.,
Гришкун В. В., Краснова Г. А., Герасимова Е. К., Хуторная М. Л.).
Отдельно стоит отметить труды Пирса Ч. С., Бехтерева В. М., Маррелла К.,
Чапаниса А., Мейстера Д., Антонова А. В., заложивших основы психологии труда
и эргономики как науки о построении продуктивного взаимодействия человека и
рабочей среды, в том числе в системе «человек – машина». Применение идей
эргономики для организации дистанционного обучения представлено в научной
дисциплине – педагогический дизайн (Окулова Л. П., Воронина Е. В.,
Андрейчик А. А., Полат Е. С., Патаракин Е. Д.).
Исследователями и учёными заложены основы электронной дидактики,
выявлены основные требования к современному преподавателю в условиях
информатизации образования, частично проанализированы психологические
особенности современного обучающегося, изучены пути использования
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В
том числе неоднократно подчеркнута значимость, результативность и
эффективность использования образовательных интернет-ресурсов в процессах
образования и самообразования.
Однако в исследованиях недостаточно представлены условия,
способствующие формированию продуктивного взаимодействия обучающихся с
образовательными интернет-ресурсами с точки зрения использования
эргономического подхода. Также в научных работах существующие
теоретические положения зачастую оказываются эмпирически не
подтвержденными и потому не гарантируют достижения намеченных
результатов.
Таким образом, потребность в выявлении таких условий, с одной стороны, и
недостаточная разработанность этого вопроса в психолого-педагогической науке,
с другой – обусловили актуальность выбранной темы диссертационного
исследования: «Формирование продуктивного взаимодействия обучающегося с
образовательным интернет-ресурсом как эргатической системы».
Проблема исследования заключается в выявлении организационно-
педагогических и психолого-педагогических условий, которые бы обеспечили
формирование продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным
интернет-ресурсом.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически проверить
организационно-педагогические и психолого-педагогические условия
формирования продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным
интернет-ресурсом.
Объект исследования: взаимодействие обучающегося с образовательным
интернет-ресурсом. Предмет исследования: процесс формирования
продуктивного взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-
ресурсом.
Гипотеза исследования. Формирование взаимодействия обучающегося с
образовательным интернет-ресурсом будет продуктивным, если:
− будут выявлены организационно-педагогические и психолого-
педагогические аспекты информатизации образования, отражающие специфику
взаимодействия человека с образовательным контентом на экране компьютера, и
на их основе разработана модель образовательного процесса в контексте
информатизации образования как основа для построения образовательной
эргатической системы;
− будут определены уровни реализации требований эргономики к
образовательным эргатическим системам;
− будут выявлены особенности восприятия обучающегося
образовательной информации на экране компьютера;
− будет сформирован мониторинг как механизм оценки продуктивности
взаимодействия обучающегося с образовательным интернет-ресурсом.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили
сформулировать следующие задачи исследования:
1) Выявить организационно-педагогические и психолого-педагогические
аспекты информатизации образования, отражающие специфику взаимодействия
человека с образовательным контентом на экране компьютера и построить модель
образовательного процесса в условиях информатизации образования как основы
для формирования образовательной эргатической системы.
2) Определить составные элементы образовательной эргатической
системы и выявить уровни реализации требований эргономики к данной системе.
3) Выявить закономерности работы студентов с образовательной
информацией на экране компьютера.
4) Обосновать мониторинг оценки продуктивности взаимодействия
обучающегося с образовательным интернет-ресурсом.
Методологическую основу исследования составили:
Системный подход в решении проблем познания психологии человека
(Б. Ф. Ломов), предполагающий антропоцентризм, то есть исследования,
центрированные на человеке, а также комплексный, междисциплинарный подход
к изучению его природы.
Когнитивный подход, предполагающий общий процесс информационного
обмена между человеком и средой (А. В. Жегалло, В. А. Барабанщиков).
Информационный подход с точки зрения специфики информационного
обеспечения педагогического процесса, а также оценки педагогической
информации и педагогических информационных ресурсов (В. Я. Якунин)
Эргономический подход к организации взаимодействия в системе «человек
– машина» (Зинченко В. П., Мунипов В. М., Леонтьев А. Н.).
Теоретическими основами исследования выступили:
− работы по организации образовательного взаимодействия с
использованием дидактических принципов таких классиков образования, как
Коменский Я. А., Песталоцци И. Г., Пирогов Н. И., Выготский Л. С.,
Ушинский К. Д.; по адаптации дидактических принципов к процессу обучения в
сети Интернет – труды Темникова Д. А. и Сидельниковой Т. Т., Виштак О. В.;
− по эмпирическому изучению закономерностей восприятия
информации, в том числе с экрана компьютера – работы Бэйрон Н.,
Антонова А. В., Барабанщикова А. В., Жегалло В. А., а также исследования,
опубликованные в Journal of Eye Movement Research;
− работы, касающиеся методологии оценки качества образовательных
интернет-ресурсов – Железовской Г. И., Осина А. В., Ившиной Г. В.,
Штерензона В. А., Рыбанова А. А., Посевкина Р. В., Черкасова М. А., Ехлерс У.;
Донабедиана А.; Жоо С., Лина С. и Лу К.; Толева–Стоименовой С. и
Схристозова Д.; Полилло Р.; Жабара М.А., Усмана А.У. и Авала А.; Матаса А.;
Орр Д., Римини М. и Ван Дамме Д.; Пова Ж. и Ли С.С.; Ловентхала П. Р. и
Ходгеса С. Б.
Нормативно-правовую основу исследования составили следующие
документы: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с
учетом поправок 2020 г.), Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями от 06.02.2020 г.), Федеральный закон Российской Федерации от 27
июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации» (с изменениями и дополнениями), федеральные

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Многозадачность и поликонцептуальность понятия «качество образования»
    Высшее образование сегодня. – 2– No – C. 12-Клоктунова Н.А., Вениг С.Б., Соловьева В.А. Эргономические требования к предоставлению образовательной информации на экране // Высшее образование в России. – 2– No 4(211). – С. 152-(Scopus)
    Нормативно-правовые основы и направления развития информатизации образования
    Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2– No– С. 11-Вениг С.Б., Соловьева В.А. Трансформация образовательного пространства под влиянием информационных технологий // Информатизация образования и науки. – 2– No 1(33). – С. 73
    Риски и перспективы использования образовательных интернет-ресурсов
    Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.22Акмеология образования. Психология развития. – 2– Т. 7, вып. 2 (26). – С. 183
    System of digital criteria for educational web resource assessment
    CBU International Conference Proceedings, 2– Vol. – 820
    Analysis of E-learning implementation in Educational Systems
    Актуальные исследования молодых ученых в области гуманитарных наук: материалы научной конференции. – Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2– С. 166-Соловьева В.А., Вениг С.Б. Сайт образовательного учреждения как источник информационных ресурсов // Информационные технологии в образовании: Материалы VII Всерос. научно-прак. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр "Наука"», 2– С. 415
    Особенности взаимодействия личности обучающегося с современной информационной образовательной средой
    Компьютерные науки и информационные технологии : Материалы Междунар. науч. конф. – Саратов : Издат. центр «Наука», 2– С. 394-Соловьева В.А. Система цифровых показателей для оценки образовательного контента сайта // Информационные технологии в образовании: Материалы VII Международ. научно-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр "Наука"», 2– С. 295
    Учет дидактических принципов при разработке электронных образовательных ресурсов
    Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 28-29 ноября 2016 г. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2– C. 442-Соловьева В.А. Принципы построения электронного образовательного ресурса в соответствии с когнитивными особенностями обучающегося // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2– No3 (3). – С. 37
    Eye-tracking: Regularities of Educational Information Searching
    International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice. – 2– Volume 3, Issue – 97-Клоктунова Н.А., Соловьева В.А. Поиск путей взаимодействия между преподавателем и обучающимся // За качественное образование [Электронный ресурс]: материалы II Всероссийского форума. – Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2– С. 73
    Выбор цветового оформления для подготовки образовательных интернет-ресурсов
    За качественное образование [Электронный ресурс]: материалы II Всероссийского форума. – Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2– С. 122-Соловьева В.А. Различия в восприятии информации на экране – физики и лирики // Нано- и биомедицинские технологии. Управление качеством. Проблемы и перспективы. – Вып. – Саратов, 2– С. 200
    NBIC(S)-технологии: будущее образования?
    За качественное образование : материалы III Всероссийского форума (с международным участием). – Саратов: СГМУ, 2– С. 570-Соловьева В.А., Кузьменко А.С. Показатели качества сайта образовательного учреждения // Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. – Саратов, 2– С. 142
    Взаимодействие обучающегося с образовательной информацией на экране – эргономическая модель
    Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. – Саратов, 2– С. 136-Клоктунова Н.А., Барсукова М.И., Соловьева В.А. Особенности современной коммуникации – непосредственной и опосредованной // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы III междунар. науч.-практ. конф.; Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского. – Саратов: Издат. центр Сарат. гос. мед. ун-та, 2– С. 313

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»