Художественная коммуникация в российском танцевальном перформансе рубежа XX–XXI веков

Гордеева Татьяна Валентиновна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Факторы формирования новой
художественно-коммуникативной модели в танцевальном искусстве
второй половины ХХ века ………………………………………………………………………… 18
§ 1.1. Смена научно-философских парадигм в хореографии ХХ века …. 18
§ 1.2. Новая модель телесности и танцевальное исполнительство
во второй половине ХХ века ……………………………………………………………… 32

Глава 2. Перформативность в практике танцевального искусства
второй половины ХХ века ………………………………………………………………………… 51
§ 2.1. «Присутствие» как условие танцевального перформанса ………….. 51
§ 2.2. Кинестетический интеллект как новое качество исполнителя …… 65
§ 2.3. «Тело-событие» как художественно-коммуникативная
модель танцевального перформанса ………………………………………………….. 81

Глава 3. Перформативные практики в творчестве
московских танцхудожников рубежа ХХ–ХХI веков ………………………………… 96
§ 3.1. Формирование среды отечественного современного танца
в 90-годы ХХ века …………………………………………………………………………….. 97
§ 3.2. Особенности перформативной коммуникации
в творчестве ведущих московских танцхудожников ………………………… 117
§ 3.3. Образцовые проекты отечественного современного танца
рубежа ХХ–ХХI веков …………………………………………………………………….. 123
3.3.1. Танец и тело в спектакле Александра Пепеляева
«Кафе Идиот» ………………………………………………………………………….. 125
3.3.2. Трансформация исполнителя в танцевальном
перформансе Андрея Андрианова «Танц-Танц-Транц» …………….. 128
3.3.3. «Виртуальная память» в танцевальном перформансе
Тараса Бурнашева «Красный квадрат» ……………………………………… 134
3.3.4. Исследование движения и восприятия в танцевальном
перформансе «Кровь» компании «По.В.С.Танцы» ……………………. 139
§ 3.4. Художественная коммуникация в дискурсе
танцевальных художников ………………………………………………………………. 148

Заключение ……………………………………………………………………………………………. 160
Список литературы ………………………………………………………………………………… 164
Словарь терминов…………………………………………………………………………………… 164
Приложение А. Интервью с танцхудожниками ……………………………………….. 184

Во введении раскрыты актуальность, предмет, объект, цель, задачи
и гипотеза исследования, показана научная новизна, представлены поло-
жения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость.
Основная часть работы делится на три главы. В первой главе «Фак-
торы формирования новой художественно-коммуникативной модели
в танцевальном искусстве второй половины ХХ века» рассмотрены
предпосылки возникновения рецептивной модели искусства в философ-
ском дискурсе второй половины ХХ века. В первом параграфе первой гла-
вы «Смена научно-философских парадигм в хореографии ХХ века» иссле-
довано «наследие» эпохи Просвещения — конфликт знака и означаемого
и кризис метафизики в ХIХ веке — которое привело к пониманию роли
исполнителя в хореографии как присутствия. Изложение осуществлено
в контексте теорий М. Фуко и Х. У. Гумбрехта. Фуко раскрыл суть «рас-
стройства знаков» через классификацию понятийных конструкций, воз-
никших в ХVII веке, которые к концу ХVIII привели к самостоятельности
чистых форм познания, «вновь и вновь порождая проект формализации
конкретного знания и проект утверждения чистых наук»90. По учению
Гумберхта, сомнения в прочности субъект-объектной парадигмы в ХIХ ве-
ке связаны с сомнениями в возможности постижения мира человеком. Так
разрушалась объективность знания — сколько точек наблюдения, столько
и точек зрения, что переместило внимание на субъект, на его телесную
чувственность. В неразрешимости проблемы освоения мира через поня-
тие, которое формируется при помощи опыта, и через чувственность, кро-
ется, по мнению Гумбрехта, проблема расстройства знаков. Внимание
к субъекту привело к развитию феноменологической теории Э. Гуссерля
и М. Мерло-Понти, в которой пересмотрена классическая идея «себя как
субъекта» и мира как объекта наших отражений, а тело поместилось в са-
мый центр проживаемого опыта.
В параграфе исследована проблема формирования системы катего-
рий, касающихся тела человека с точки зрения его познавательных воз-
можностей. Португальский философ Хосе Жиль указал на роль тела в зна-
ковых системах архаических сообществ как места обмена кодами, которая
была утрачена с развитием общества. Лишившись символического значе-
ния, тело стало пустым знаком, открытым для производства значения.
Жан-Люк Нанси считал, что «в теле нет ничего, что требовало бы рас-
шифровки, — кроме того, что шифр тела есть само это тело — незашиф-
рованное, протяжённое»91. В параграфе также проанализированы теории
М. Хайдеггера, Х. Г. Гадамера, Ж. Дерриды, Ж. Делёза, которые описыва-
ли сложность наделения бытия значением, раскрывали понятие истинно-
сти — несокрытости бытия в его становлении, в ускользающем настоя-
щем, которое невозможно схватить. Теоретический анализ позволил вы-
явить, что с разрушением связи означающего и означаемого, духовного
и материального, появились категории, обладающие ценностью для ис-
кусства. Одной из них явилось присутствие: эффекты присутствия связа-
ны с колебаниями значения, т. е. есть что-то, что может быть воспринято
и обозначено, и то, что ускользает от значения или может быть схвачено
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. С. 271.
Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. С. 73.
в момент ускользания, почти отсутствия. Эффекты присутствия невоз-
можны без коммуникации, без наличия тел.
Парадигмальный сдвиг в телесный дискурс, раскрывший нелиней-
ную структуру тела человека и неразрывную связь ментальных процессов
и физических действий, привёл к появлению соматических дисциплин —
телесных практик, направленных на преодоление дихотомии ума и тела.
Во втором параграфе первой главы «Новая модель телесности и танце-
вальное исполнительство во второй половине ХХ века» проанализированы
основные характеристики соматических методов, которые объединили ис-
следование природы телесной осознанности, работу с восприятием, изу-
чение целостности строения тела и двигательное переобучение. В основе
метода Фельденкрайза, техники Александера, «Body-Mind Centering»
(ВМС) Бонни Бэнбридж Коэн, практики идеокинезиса и др. — перефор-
мирование «привычек» тела, мышечных паттернов, ответственных за под-
держание вертикального положения и двигательную активность. Из-за то-
го, что паттерны формируются продолжительное время, с рождения, пере-
стройка нейронных схем, с ними связанных, затруднена и не может осу-
ществляться только при помощи волевых усилий, т. к. волевое усилие за-
крепит новый паттерн. Телесная осознанность — это: 1) работа с внима-
нием, которое уделяется телу, и в которое могут быть включены практики
мыслеобраза — представление структуры тела и функционирования его
различных систем, 2) горизонтальное положение тела, при котором отсут-
ствует усилие для противодействия гравитации, включённое в любую во-
левую активность, а также 3) касание как партнёра или инструктора, так
и пола как зоны пространственных референций. Действенность практики
мыслеобразов получила подтверждение в свете теории зеркальных нейро-
нов: мозг реагирует на движение, которое видит человек, так, как будто бы
он сам его выполняет. То же происходит с воображаемым движением (или
положением тела), если оно соответствует его двигательному «репертуа-
ру». Открытие чувства движения — кинестезии — в конце XIX века уста-
новило связь тела человека с восприятием и эмпатией.
Востребованность соматического подхода, преодолевающего дуа-
лизм ментального и физического, у танцовщиков в середине ХХ века со-
ответствовала их художественным принципам, нацеленным на преодоле-
ние закрепившихся на уровне институций рамок нового танца (танца мо-
дерн) начала ХХ века. Так, участники Judson Church Theater сопротивля-
лись универсалистскому опыту восприятия искусства, принятого предше-
ственниками. В соответствии с идеями Р. Берта, выразить эмоцию воз-
можно лишь в ситуации разделяемого всеми мнения или опыта относи-
тельно этой эмоции: движения, выражающие скорбь, считываются всеми
как выражающие скорбь, лишая зрителя личного переживания. Более то-
го, чтобы донести эмоцию, необходимо создать метафорическую кон-
струкцию, метафора создаёт опыт удвоения реальности и соотносится
с опытом восприятия искусства как существующего отдельно от зрителя,
требующего от него смыслополагающей активности. Для участников
Judson Church Theater ценностью обладал другой способ — метонимиче-
ский: физическое действие, такое, как хождение на верёвках на отвесных
стенах, направляло опыт зрительского восприятия в сторону телесного
присутствия зрителей. Танцовщиков Judson Church Theater интересовало
повседневное тело, уличное движение, максимально приближённое к телу
зрителя, чтобы он мог «подключиться» к телам исполнителей напрямую,
эмпатически, а не симпатически. Этот эффект усиливался использованием
внесценических пространств для представлений, импровизационного под-
хода, безоценочным отношением к выбору движения (нет иерархии «вы-
сокого» и «низкого»). Необходимость формирования новых качеств по-
вседневного тела, лишённого привычной технической виртуозности, мог-
ла быть восполнена практикой соматических дисциплин.
Распространившиеся в профессиональном и любительском сообще-
ствах соматические практики повлияли на новый режим исполнительства
в области современного танца. Соматический подход можно описать
с точки зрения развития саморегуляции тела, баланса напряжения — ди-
намической организации всех структурных компонентов тела и их непре-
кращающегося взаимодействия. Мозг разделён на зоны, связанные с раз-
личными частями тела; развитие чуткости частей тела способствует пере-
формированию этих зон в мозге. Для решения двигательных задач по-
явился больший спектр вариантов выбора. Таким образом, в параграфе
проведён анализ нового качества исполнителя в современном танце, в ос-
нове которого лежит принцип саморегуляции и предпочтения повседнев-
ного тела виртуозному, «кинестетический интеллект».
Во второй главе «Перформативность в практике танцевального
искусства второй половины ХХ века» исследована форма танца, соот-
ветствующая рецептивной модели искусства — танцевальный перфор-
манс, рассмотрены особенности этой формы в рамках художественной
коммуникации — зрительско-исполнительского взаимодействия.
Для этого в первом параграфе второй главы «“Присутствие” как
условие танцевального перформанса» проанализированы концепции при-
сутствия в театральной теории: режимов присутствия как «вымысла»,
«ауры» и «буквального» К. Пауэра; взаимоотношения феноменального те-
ла актёра и тела-знака в истории театра в концепции Э. Фишер-Лихте.
Идея присутствия, характерная для рецептивной модели искусства, соот-
несена с «буквальным» режимом у К. Пауэра и с жанром хэппенинга
и художественного перформанса у Х.-Т. Лемана; в основе её лежит нару-
шение порядка повседневности и преодоление автоматизма зрительского
восприятия. Самореферентность жеста исполнителя, который не играет
роль, а остаётся самим собой — характерная особенность перформанса.
Э. Фишер-Лихте связала самореферентность жеста с перформативностью
— в лингвистической теории бинарная оппозиция «констативов» и «пер-
формативов», разрушаясь, сформировала эстетику перформативности,
в которой пары субъект/объект, означаемое/означающее потеряли поляр-
ность и чёткое определение. Фишер-Лихте предложила перенести эту оп-
позицию на физические действия: во время перформанса совмещается ис-
ключительное событие и восприятие обыденного — именно двойствен-
ность художественного и реального в эстетике перформативности опреде-
лила новые границы эстетического опыта. Формой, которая соответствует
модели восприятия искусства, где процесс восприятия важнее предмета,
т. к. содержит черты перформативности и самореферентность исполни-
тельского жеста, является танцевальный перформанс.
Лиминальная фаза перформанса сродни ритуальным практикам, она
приводит не только к провокации участников, но и меняет их восприятие
реальности. На вопрос «что может являться экстраординарным событием
повседневного опыта зрителя танцевального перформанса, в котором
обычные тела, действия, движения, вещи, звуки и запахи предстают видо-
измененными?» — ответом, полученным в ходе исследования, служит ки-
нестетический интеллект. Способность мыслить телом рассматривается
с этой точки зрения во втором параграфе второй главы «Кинестетиче-
ский интеллект как новое качество исполнителя» и продолжает анализ,
начатый в параграфе 1.2, где рассматривался новый тип сценического
присутствия танцовщиков Judson Church Theater. Их художественные
принципы включали в себя отрицание универсальности экспрессионист-
ского танца, зрелищности, демонстрации виртуозности, перевоплощений,
стиля, героизма и антигероизма, аффектации и т. д.
Вследствие этого наибольшей ценностью для них обладали именно
импровизационный подход как практика непрерывного производства вы-
бора и метод случайности, заимствованный хореографом М. Каннингемом
у композитора Д. Кейджа — многие участники сообщества ранее танцева-
ли в компании Каннингема или занимались в его «мастерской». Импрови-
зация — это, по М. Шитс-Джонстон, есть «развёртывание» потока движе-
ний в «безостановочно двигающемся настоящем»92. Исполнитель стано-
Sheets-Johnstone M. The Corporeal Turn An Interdisciplinary Reader. Exterer: Imprint
Academic, 2009. P. 33.
вится мыслящим движением: находиться в потоке — значит не успевать
анализировать выбор следующего движения, решения принимает тело.
Фокус на нейро-скелетно-мышечную восприимчивость послужил созда-
нию С. Пакстоном контактной импровизации. В практике контактной им-
провизации большое внимание уделялось развитию доверия к телесным
ощущениям и обострённым рефлексам, вследствие чего тело воспринима-
лось как имеющее собственный интеллект.
Принципы художественной коммуникации в теории Judson Church
Theatre созвучны настроениям культурной среды Манхеттена середины
ХХ века, в особенности практикам скульпторов-минималистов, которые
радикально пересмотрели существующие эстетические ценности: «Нет —
трансцендентности, духовным ценностям, героическому масштабу, мучи-
тельным решениям, историзирующему нарративу, ценному артефакту,
интеллектуальной структуре, интересному визуальному опыту»93. Влия-
ние идей Мерло-Понти проявилось в феноменологическом подходе в ху-
дожественной коммуникации «арт-работа — зритель» (перевод его книги
«Феноменология восприятия» появился на английском языке в 1962 году).
Развитие сенсорной чуткости рассмотрено как элемент парадиг-
мального сдвига в дискурсе телесности в ХХ веке. Художественные прак-
тики танцовщиков Judson Church Theater оказались в общем потоке про-
цессов, нацеленных на утверждение тела в категориях культуры, объеди-
ненных понятием «втелесности»94. Развитие когнитивных наук и междис-
циплинарных исследований в конце ХХ — начале ХХI века привело но-
вые аргументы, подтверждающие внутрителесную организацию мышле-
ния и единство восприятия и действия. В параграфе рассмотрены теории
Дж. Гибсона (экологическая теория восприятия), Д. Лакоффа и М. Джон-
сона (о связи концептов языка с проприоцептивным опытом и свойствами
тела), А. Ноэ и Д. К. О’Рейгана (о зависимости восприятия от сенсорно-
соматической организации), Д. Фелдмана (нейронная теория языка), энак-
тивизм Е. Н. Князевой (о сознании «как активном и интерактивном, оте-
лесненном и ситуационном», чья «когнитивная активность совершается
посредством вдействования (enaction) в окружающую и познаваемую сре-
ду, т. е. энактивирования среды»95.
Искусство с 1900 года / Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло. М.: Ad Marginem,
2015. C. 536.
«Втелесное» — буквальный перевод английского слова embodiment. Русское слово
«воплощение» потеряло первоначальный смысл «относящийся к телу, к плоти».
Князева Е. Н. Энактивизм: Концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы
философии. 2013. № 10. С. 91.
Соматические дисциплины представили стратегии для развития те-
лесной осознанности и «формирования» кинестетического интеллекта.
Соматический подход — не единственная стратегия для «искусства мыс-
лить телом» (оно может быть дано от рождения и «не испорчено» процес-
сами роста и физическими практиками) в условиях показа перед зрителя-
ми. Но соматический подход открыл широкие возможности для развития
кинестетического интеллекта, так как задействует и тело, и восприятие.
В третьем параграфе второй главы «”Тело-событие” как художе-
ственно-коммуникативная модель танцевального перформанса» сформу-
лирована модель художественной коммуникации в танцевальном перфор-
мансе. В результате анализа эстетики перформативности сформирована
модель, в основе которой находится схема перформансной коммуникации.
В этой модели задействованы инициатор коммуникации (автор или испол-
нитель), реципиент (зритель), которые составляют модель художественной
коммуникации в танцевальном перформансе, где момент событийности
соотносится с взаимоотношением тела-медиума исполнителя и его само-
регулируемых возможностей взаимодействия со зрителем (кинестетиче-
ского интеллекта). Анализ событийности базировался на теоретизации ме-
диальности тела исполнителя и зрительской вовлечённости в просмотр
танца в диалоге Ж.-Л. Нанси и М. Монье, концепции события Ж. Делёза
и А. Бадью, нейро-физиологической концепции агентности и пререфлек-
сивности Ш. Галлахера и определил художественно-коммуникативную
модель танцевального перформанса как «тело-событие».
Для формирования перформативной ситуации необходимо прост-
ранство коммуникации, выполняющее роль основного средства выраже-
ния, именно коммуникации, а не общения. Танцовщики современного тан-
ца исследуют и развивают опыт тела в движении, для этого необходимы
ощущения веса и объёма, принятие и использование законов силы притя-
жения. В этом состоит основное отличие от практики балета, где в теле
закрепляется противодействие силе гравитации как воплощение романти-
ческой идеи бестелесного духа. Общность воздействия силы притяжения
задаёт единый «уровень» восприятия у зрителя и исполнителя.
Для проведения аналогии с художественным перформансом интерес
представляет не только формат современного танца, в котором танцовщик
«исполняет» самого себя (а не роль), но также его телесная практика, в ко-
торой достигнут определённый уровень «обыкновенности». Работа над
развитием телесной осознанности приводит к усилению чуткости сенсор-
ной обратной связи, что также представляется развитием своего рода ар-
тикуляции на уровне микрожеста, укрупнённой повседневностью или вир-
туозной обыденностью. Отсутствие привычной технической виртуозно-
сти, физического совершенства, владения навыком –– тоже своего рода
виртуозность: внимание наблюдающего поглощено, стираются временны́е
рамки восприятия, время теряется, его ресурс не очевиден.
Среди особенностей художественной коммуникации в танцевальном
перформансе, согласно которой перформативная коммуникация (тело-
событие) включает инициатора-исполнителя, тело-средство исполните-
ля, зрителя-реципиента, выделены: 1) наличие условия перформативно-
сти –– дихотомии экстраординарного и будничного; 2) усиление осознан-
ности настоящего у зрителя в условиях представления; 3) достижение
естественности при помощи кинестетического интеллекта; единый грави-
тационный регистр зрителя и исполнителя; 4) самоавтономный режим те-
ла-средства вне рамок всеми поддерживаемого режима; 5) прямое обра-
щение к телу зрителя и возможное изменение восприятия (тело-событие).
Понятие «тело-событие» определено как эффект зрительско-
исполнительской коммуникации, при котором зритель оказывается свиде-
телем проявленного механизма саморегуляции движенческого поведения
исполнителя, возможного при помощи практик телесной осознанности.
Медиум танцевального перформанса –– тело танцовщика. «Я — те-
ло» и «я — танцующее» не совпадают, но имеют «промежуток» (не так
в изобразительных, например, арт-практиках, где есть художник, кисть
и краски). Вовлечение исполнителя в действие –– имманентно, по мнению
Ж.-Л. Нанси, создаёт внутренний жест зрителя, подключённого к телу ис-
полнителя на уровне своего тела (кинестетическая эмпатия). Ш. Галахер
выделил пререфлективное восприятие, предполагающее неявную (импли-
цитную) осознанность собственной позиции, позы и движения96, которая
определяется от первого лица, имеющего агентность97. Пререфлективный
опыт формируется на уровне первичных сенсорно-моторных процессов,
которыми оперирует кинестетический интеллект как динамическое само-
регулируемое движение тела, участвующее в формировании танца.
В третьей главе «Перформативные практики в творчестве мос-
ковских танц-художников рубежа ХХ–ХХI веков» выстроенная модель
перформативной коммуникации рассмотрена на примере российского
танцевального перформанса рубежа XX–XXI веков.
В ходе исследования российского танцевального перформанса в пер-
вом параграфе третьей главы «Формирование среды отечественного со-
временного танца в 90-годы ХХ века» проанализированы институцио-
Gallagher S. Phenomenology and Embodied Cognition // Routledge Handbook of Em-
bodied Cognition / Ed. by L. Shapiro. L.: Routledge, 2014. P. 10.
Gallagher S. Multiple Aspects in the Sense of Agency // New Ideas in Psychology. 2012.
№ 30. P. 16.
нальные структуры 1990-х в современном танце, а также особенности ху-
дожественной среды. В фокусе исследования оказались способы органи-
зации творческого процесса в московском коллективе «Кинетический те-
атр» Александра Пепеляева, задокументированные автором диссертации
как одной из его участниц. Зафиксированы творческие, правовые, финан-
совые отношения внутри коллектива, особенности взаимодействия внутри
сообщества, среди разных коллективов и фестивалей, площадок, описаны
схемы финансовой поддержки, маркетинговые стратегии и формировав-
шиеся в тот период особенности системы образования. С институцио-
нальной точки зрения, условия существования современного танца скла-
дывались довольно бесперспективно. Тем не менее, энтузиазм и художе-
ственная настойчивость первых поколений сообщества современного тан-
ца в России оказали значительное воздействие на процессы формирования
инфраструктуры и системы образования в области современного танца.
В результате во втором параграфе третьей главы «Особенности
перформативной коммуникации в творчестве ведущих московских танц-
художников» выявлен ряд авторов, чья художественная практика форми-
ровалась с 1990-х годов, и для которых самореферентность жеста являлась
условием художественной практики: Александра Конникова и Альберт
Альбертс (танцевальная компания «По.В.С.Танцы»), Тарас Бурнашев, Ан-
дрей Андрианов и Александр Пепеляев. Отбор авторов производился по
критериям наличия имён в анонсах культурных площадок с конца 1990-х
до 2010-х годов и применения в художественной практике самореферент-
ного жеста. Ресурсом видеозаписей 1990–2000-х годов послужил личный
архив Александра Пепеляева, бывшего директора «Агентства театра танца
ЦЕХ» и художественного руководителя «Фестиваля современного танца
ЦЕХ» в 2001–2010 годах.
Искусствоведческий анализ танцевальных работ в третьем пара-
графе третьей главы «Образцовые проекты отечественного современно-
го танца в 90-годы ХХ века», осуществленный в рамках специфики танце-
вальных перформансов «По.В.С.Танцев», Бурнашева и Андрианова, вы-
явил возможности трансформации зрительского восприятия, опыта про-
живания рутинности через «будничное» самореферентное тело, обладаю-
щее определённой степенью «виртуозности».
Основой структуры танцевального спектакля «Кровь» компании
«По.В.С.Танцы» послужило художественное исследование исторических
корней создателей, личные истории перформеров. В качестве художе-
ственных средств А. Альбертсом, А. Конниковой, А. Михайловой помимо
тел и движений использованы световое оформление, медиа средства, зву-
ковая партитура на основе шумовой музыки и цитат из популярного ре-
пертуара. Соединение практик речевого изложения и импровизационного
движения помещало зрителя в пространство памяти перформеров. Созда-
вался эффект «победы» над временем, «трансформации» перформеров
в родственников, про которых велась речь.
В работе «Танц-Танц-Транц», несмотря на скудный набор художе-
ственных средств — тело, движение и минималистичное звуковое оформ-
ление — А. Андрианов полностью захватывал внимание наблюдателя. В
его соло-импровизации присутствовала чёткая драматургия — структура,
которую можно было бы охарактеризовать как «поиск и потерю формы»:
за несколько проб в практике присутствия он проходил стадии обнуления
и «попадания» в нечто. В его движениях не было плана, тело «слушало»
и «вбирало» информацию извне, складывалось впечатление, что тело само
по себе создавало конечную форму-знак.
В структуре проекта Тараса Бурнашева «Красный квадрат» заложен
один композиционный приём: четыре перформера выполняли физические
действия под инструкции звучащего и записанного ранее голоса. Минима-
листичный набор выразительных средств направлял зрительское внимание
на то, как происходило принятие решений оказавшимися в сложных дви-
женческих ситуациях исполнителями относительно исполнения того или
иного жеста. Момент выбора, проявленный в реальном времени, обладал
имплозивным свойством как реакция, опережавшая мгновение.
Спектакль «Кафе Идиот» А. Пепеляева нельзя отнести к жанру тан-
цевального перформанса. Внутри его композиционной структуры тело
и движение не предназначены для формирования зоны трансформации как
исполнителя, так и зрителя, зоны, в которой повседневное встретилось бы
с художественным. При невероятном разнообразии режиссёрских решений
тело и танец играли второстепенную роль по сравнению со знаками, к ко-
торым они отсылали. Формирование ткани действия не базировалось
на телесной трансформации, тела действовали как персонажи, движения
были знаками их функционирования и взаимодействия. Исполнители бы-
ли заменяемыми, личная история практик тела танцовщика не была вос-
требована в полной мере.
Танцевальные перформансы «ТанцТанцТранц» А. Андрианова,
«Красный квадрат» Т. Бурнашева, «Кровь» танцевальной компании
«По.В.С.Танцы» обладают потенциалом для опыта внебудничной действи-
тельности в зрительском восприятии, потому что «виртуозность» буднич-
ных тел стирает код, в основе которого лежит закон притяжения.
В ходе анализа текстов интервью с московскими танцевальными ху-
дожниками в четвёртом параграфе третьей главы «Художественная
коммуникация в дискурсе танцевальных художников», авторами, чьи рабо-
ты были выбраны для искусствоведческого анализа, сопоставлены комму-
никативные характеристики их практик с элементами модели перформа-
тивной коммуникации «тело-событие». В результате в высказываниях ху-
дожников выявлены детали их практик, которые соотносятся с данной мо-
делью. Как показал анализ интервью, важной частью практики является
соматический подход, работа с телом и восприятием, что позволило соот-
нести практику соматического подхода с качеством присутствия в проана-
лизированных работах и указало на перформативные составляющие ком-
муникации в проанализированных спектаклях современного танца. Про-
ведённый анализ позволил показать, что развитие телесной осознанности
является способом, при помощи которого у исполнителя-инициатора от-
крывается доступ к «телу-событию».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведены итоги и суммированы выводы исследова-
ния. В результате анализа выявлены особенности танцевального перфор-
манса, которые открывают перспективы для искусствоведческого анализа
танцевальных спектаклей, сформулировано определение кинестетического
интеллекта в дискурсе танцевального перформанса, который в качестве
критерия наличия или отсутствия телесного мышления может быть ис-
пользован в оценке исполнительского мастерства. На основе концепции
присутствия создана модель художественной коммуникации «тело — со-
бытие», которая создаёт поле практического применения его особенностей
в исполнительской деятельности танцовщиков. Введённые в научный обо-
рот интервью с представителями московского современного танца расши-
рили информационный ресурс для практиков, теоретиков и образователь-
ной сферы. В результате проведённого исследования вопрос о связи «вир-
туозности» будничного тела и практик телесного осознания открыл поле
для рассуждений о способах формирования художественной коммуника-
ции в рамках танцевального перформанса.

Актуальность исследования. Современный танец — вид танцеваль-
ного искусства, который, несмотря на свое недавнее появление в западноев-
ропейской культуре (в конце XIX — начале ХХ века) оказывается востребо-
ванным в социокультурном пространстве. Его художественные практики по-
ражают разнообразием — от сосредоточенности на личном высказывании
к растворению в коллективном творчестве, от утверждения новых границ
и определений к разрушению устоявшихся, от взаимодействия с различными
видами и жанрами искусства к сотрудничеству с науками, от участия в совре-
менной жизни общества к реакциям на процессы, в ней происходящие.
В сложноустроенной системе течений современного танца непреложным
остается одно — тело, роль которого в зрительско-исполнительской комму-
никации может рассматриваться по-разному.
Настоящее исследование обращается к такому полю художественного
опыта, акцент внутри которого смещен от произведения к публике, от созер-
цания трансцендентного к зрительскому соучастию. Подобный сдвиг харак-
терен для смены эстетической парадигмы, он произошел в середине ХХ века
и привел к утверждению искусства перформанса (от англ. performance art) как
жанра,1 который в свою очередь регламентировал возникновение нового поля
для художественной коммуникации и перформативных практик. Актуаль-
ность интереса к теме смещения эстетической парадигмы вызвана активным
участием в нем практиков из сферы современного танца, и, в том числе,
представителей российского сегмента.
В фокусе настоящего исследования — область современного танца, пе-
ресекающаяся с искусством перформанса в таких его аспектах как само-
референтность исполнителя (который не является персонажем или образом)
и наличие художественно-коммуникативного потенциала к трансформации
1
См. об этом Антонян М. А. Особенности рецепции перформанса: На материале работ
Марины Абрамович: Дис. … канд. культурол. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.,
2015. 239 с.
исполнителя и зрителя, которая в перформансе как жанре-диалоге носит ост-
рый и провокативный характер.
Одним из ключевых понятий для данного исследования является поня-
тие «художественная коммуникация». Художественная коммуникация (от лат.
сommunico — связываю, общаюсь) определяется как «функционирование ис-
кусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая
эстетическая деятельность и средство общения».2 Восприятие произведения
обусловлено законами общения, которые предполагают коммуникацию
с обратной связью. Синоним «восприятия» — «рецепция» (лат. receptio —
принятие, прием), — термин, который в широком смысле обозначает «осо-
бенности реагирования человека или группы людей на кого-то или что-то;
синонимы — ответ, реакция, отношение». 3 Понятие рецепции — ключевое
для рецептивной эстетики, сосредоточенной на процессах творческого вос-
приятия, а не создания произведения,4 и утверждающей, что «для понимания
художественного смысла необходимо представить и установить его протя-
женность между двумя началами — художественным произведением
и воспринимающим его субъектом (реципиентом), отказавшись от мысли
о жесткой и однозначной сращенности художественного смысла
и произведения».5 В новой эстетической парадигме появилось пространство
для новых категорий, в числе которых — присутствие (от англ. presence —
настоящее, присутствие), которое можно рассматривать как неуловимый опыт
телесного переживания настоящего всех участников исполнительско-
зрительской коммуникации. Необходимо восполнение существенного пробе-
ла в изучении художественной коммуникации в области современного танца
и танцевального перформанса в российском сегменте танцевальных исследо-
ваний. Малоизученной остается сфера пересечения искусства танца
Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
С. 295.
3
Антонян М. А. Особенности рецепции перформанса. С. 5.
4
См. об этом: Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. С. 438–442.
5
Там же. С. 159.
и перформанса. Недостаточно по сравнению с театральным дискурсом иссле-
дована практика присутствия в танце.
Степень научной разработанности проблемы. Современный танец
все чаще оказывается предметом изучения в российском искусствоведении.
Одним из самых значительных исследований на сегодняшний день остается
диссертация Н. В. Курюмовой «Cовременный танец в культуре XX века:
Смена моделей телесности»,6 в которой автор выявила разные формы телес-
ности современного танца, опираясь на философские концепции ХХ века.
Рубеж XX–XXI веков в отечественном современном танце представлен
в монографиях В. Ю. Никитина «Теория и практика формирования художест-
венно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии»
и Е. В. Васениной «Российский современный танец. Диалоги», 7 в которых
проанализировано мнение хореографов о месте художественной коммуника-
ции в их практиках. О современном танце в контексте пластического театра
говорится в работах Е. В. Кисеевой и Е. В. Юшковой.8
В связи с тем, что тема пересечения танца и перформанса остается ма-
лоизученной, огромный интерес представляют работы: Ю. В. Кривцовой
«Перформанс в пространстве современной культуры» (2006),9 в которой ана-
лиз танцевального перформанса производится на основе сравнения опыта
восприятия у реципиента и автора суждений, несколько магистерских иссле-
дований студентов Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой:
6
Курюмова Н. В. Современный танец в культуре XX века: Смена моделей телесности:
Дис. … канд. культурол. / Ин-т философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2011. 176 с.
7
Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учеб. пос. М.: ГИТИС,
2011. 472 с.; Васенина Е. В. Российский современный танец. Диалоги. М.: Emergency Exit,
2005. 268 с.
8
Кисеева Е. В. Тело как область эксперимента в современном пластическом театре // Ис-
торические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусст-
воведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (28). Ч. II. C. 83–86; Кисеева Е. В. Та-
нец постмодерн как музыкальный феномен: Автореф. дис. … д-ра иск. / Рост. гос. консер-
ватория им. С. В. Рахманинова. Ростов–на–Дону, 2016. 42 с.; Юшкова Е. В. Пластика пре-
одоления: Краткие заметки об истории пластического театра в России в XX веке. Яро-
славль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. 275 с.
9
Кривцова Ю. В. Перформанс в пространстве современной культуры: Дис. … канд. иск. /
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2006. 192 с.
К. С. Беленковой «Влияние знаково-символической деятельности на зрителя
в перформансе: Семиотический анализ» (2013),10 цель которой была система-
тизировать знаково-символическую деятельность исполнителя в перформан-
се, А. Ю. Торкай «Современный танец в контексте концептуального искус-
ства» (2013),11 где прослеживалась эволюция современного танца как концеп-
туального направления в искусстве XX — начала XXI веков, Ю. А. Аврамен-
ко «Трансформация зрительского восприятия в условиях современного пер-
форманса: антиципация и ее деконструкция» (2015), 12 в практической части
которого проводилась регистрация зрительского восприятия.
Проблематика художественной коммуникации в визуальном и исполни-
тельском искусствах ХХ века освещена в работах в области музыковедения
А. Н. Якупова (1995),13 И. А. Корсаковой (2015),14 Э. В. Махровой, в области
изобразительного искусства — Л. И. Кабановой (2004),15 Л. А. Меньшикова,
Г. В. Петровской (2013), 16 М. В. Тарасовой (2004), 17 в области театра —
А. Р. Габдуллина, 18
О. С. Копалова (2002), 19
Ю. А. Свенцицкой (2010),
Беленкова К. С. Влияние знаково-символической деятельности на зрителя
в перформансе: Семиотический анализ: Дис. … маг. ст. / Академия Русского балета имени
А. Я. Вагановой. СПб., 2013. 81 с.
11
Торкай А. Ю. Современный танец в контексте концептуального искусства: Дис. … маг.
ст. / Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб., 2013. 84 с.
12
Авраменко Ю. А. Трансформация зрительского восприятия в условиях современного
перформанса: Антиципация и ее деконструкция: Дис. … маг. ст. / Академия Русского ба-
лета имени А. Я. Вагановой. СПб., 2015. 105 с.
13
Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация: (История, теория, практика управления): Ав-
тореф. дис. … д-ра иск. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. M., 1995. 48 с.
14
Корсакова И. А. Музыкальная коммуникация: Генезис и историко-культурные транс-
формации: Дис. … д-ра культурол. / МГУКИ. М., 2014. 359 с.
15
Кабанова Л. И. Коммуникативная стратегия в изобразительном искусстве русского
авангарда (На основе анализа творчества В. В. Кандинского): Философские подходы
и методы исследования: Автореф. дис. … филос. н. / СПбГУ. СПб., 2004. 26 с.
16
Петровская Г. В. Произведения изобразительного искусства в процессе художествен-
ной коммуникации: Автореф. дис. … канд. иск. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.
СПб., 2013. 27 с.
17
Тарасова М. В. Коммуникация зрителя и произведения изобразительного искусства
в художественной культуре: Автореф. дис. … канд. филос. н. / КГУ. Красноярск, 2004.
23 с.
18
Габдуллина А. Р. Отражение семиотических кодов театральной коммуникации
в авторской ремарке: На примере американской драматургии первой половины XX века:
Автореф. дис. … канд. филол. н. / Башк. гос. ун-т. Уфа, 2010. 23 с.
Н. В. Григорьянц (2014). Вопросы перформансной коммуникации поднима-
ются в исследованиях А. Д. Коркия (2005),20 О. В. Лукьянова (2008).21
Разработке проблемы коммуникативной значимости танца посвящено
диссертационное исследование М. Н. Жиленко «Танец как форма коммуни-
кации в социокультурном пространстве» (2000), 22 но акцент в методологи-
ческом подходе работы сделан на семиотике, а не на феноменологии. Танец
как феномен культуры исследуется в работах Л. Т. Дьяконовой (2011), 23
Н. В. Баландиной (2010), 24
Н. Ю. Степановой (2010), 25
Л. П. Мориной
(2003),26 Н. В. Атитановой (2002), 27 Н. В. Курюмовой и др., но в них не за-
трагивается проблематика художественной коммуникации.
Для понимания истоков возникновения сдвига в эстетической парадиг-
ме важными оказались философские концепции М. Мерло-Понти,28 М. Хай-
деггера, 29 М. Маклюэна,30 Р. Барта, 31 М. Бахтина,32 В. А. Подороги,33 Б. Грой-
Копалова О. С. Особенности культурной коммуникации в театре // Социология
в российской провинции: Тенденции, перспективы развития: В 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург:
УрГУ, 2002. С. 122–127.
20
Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи
постмодерна: Дис. … канд. соц. н. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2005. 148 с.
21
Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений.
Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 212 с.
22
Жиленко М. Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве: Авто-
реф. дис. … канд. культурол. / Гос. академия славянской культуры. М., 2000. 22 с.
23
Дьяконова Л. Т. Танец как феномен культуры // Общество. Среда. Развитие (Terra
Humana). 2011. № 3. С. 155–158.
24
Баландина Н. В. Феномен танца как объект философской рефлексии: Ключевые про-
блемы и основные вопросы // Вопросы духовной культуры — Культурология. 2010. Т. 1.
№ 196. C. 28–30.
25
Степанова Н. Ю. Феноменология танца: Движение в структуре временности: Дис. …
канд. филос. н. / Дальневост. гос. гум. ун-т. Комсомольск-на-Амуре, 2010. 217 с.
26
Морина Л. П. Мифология и феноменология танца: Автореф. дис. … канд. филос. н. /
СПбГУ. СПб., 2003. 20 c.
27
Атитанова Н. В. Танец как смысловая универсалия: От выразительного движения
к «движению» смысла: Автореф. дис. … канд. филос. н. / Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огаре-
ва. Саранск, 2002. 18 с.
28
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 609 с.
29
Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.; Хайдеггер М. Исток худо-
жественного творения. М.: Академический проект, 2008. 528 с.
30
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007.
464 с.
31
Барт Р. S/Z. М.: Академический Проект, 2009. 384 с.; Барт Р. Критика и истина // За-
са,34 Д. Агамбена,35 затрагивающие вопросы рецепции искусства, Ж. Дерри-
ды,36 Ж. Делёза,37 М. Фуко, Х. Г. Гадамера, Ж.-Ф. Лиотара, Х. У. Гумбрехта,38
Ж. Рансьера, 39 Х. Жиля, 40 Д. Батлер 41 о сбое означающего и означаемого,
о телесном повороте Ж.-Л. Нанси,42 А. Бадью.43
Тема присутствия затрагивается в театральных исследованиях А. Ар-
то, 44
Е. Гротовского, 45
Х.-Т. Лемана, 46
Э. Фишер-Лихте, 47
К. Пауэра, 48

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы