Художественная коммуникация в российском танцевальном перформансе рубежа XX–XXI веков
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Факторы формирования новой
художественно-коммуникативной модели в танцевальном искусстве
второй половины ХХ века ………………………………………………………………………… 18
§ 1.1. Смена научно-философских парадигм в хореографии ХХ века …. 18
§ 1.2. Новая модель телесности и танцевальное исполнительство
во второй половине ХХ века ……………………………………………………………… 32
Глава 2. Перформативность в практике танцевального искусства
второй половины ХХ века ………………………………………………………………………… 51
§ 2.1. «Присутствие» как условие танцевального перформанса ………….. 51
§ 2.2. Кинестетический интеллект как новое качество исполнителя …… 65
§ 2.3. «Тело-событие» как художественно-коммуникативная
модель танцевального перформанса ………………………………………………….. 81
Глава 3. Перформативные практики в творчестве
московских танцхудожников рубежа ХХ–ХХI веков ………………………………… 96
§ 3.1. Формирование среды отечественного современного танца
в 90-годы ХХ века …………………………………………………………………………….. 97
§ 3.2. Особенности перформативной коммуникации
в творчестве ведущих московских танцхудожников ………………………… 117
§ 3.3. Образцовые проекты отечественного современного танца
рубежа ХХ–ХХI веков …………………………………………………………………….. 123
3.3.1. Танец и тело в спектакле Александра Пепеляева
«Кафе Идиот» ………………………………………………………………………….. 125
3.3.2. Трансформация исполнителя в танцевальном
перформансе Андрея Андрианова «Танц-Танц-Транц» …………….. 128
3.3.3. «Виртуальная память» в танцевальном перформансе
Тараса Бурнашева «Красный квадрат» ……………………………………… 134
3.3.4. Исследование движения и восприятия в танцевальном
перформансе «Кровь» компании «По.В.С.Танцы» ……………………. 139
§ 3.4. Художественная коммуникация в дискурсе
танцевальных художников ………………………………………………………………. 148
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 160
Список литературы ………………………………………………………………………………… 164
Словарь терминов…………………………………………………………………………………… 164
Приложение А. Интервью с танцхудожниками ……………………………………….. 184
Во введении раскрыты актуальность, предмет, объект, цель, задачи
и гипотеза исследования, показана научная новизна, представлены поло-
жения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость.
Основная часть работы делится на три главы. В первой главе «Фак-
торы формирования новой художественно-коммуникативной модели
в танцевальном искусстве второй половины ХХ века» рассмотрены
предпосылки возникновения рецептивной модели искусства в философ-
ском дискурсе второй половины ХХ века. В первом параграфе первой гла-
вы «Смена научно-философских парадигм в хореографии ХХ века» иссле-
довано «наследие» эпохи Просвещения — конфликт знака и означаемого
и кризис метафизики в ХIХ веке — которое привело к пониманию роли
исполнителя в хореографии как присутствия. Изложение осуществлено
в контексте теорий М. Фуко и Х. У. Гумбрехта. Фуко раскрыл суть «рас-
стройства знаков» через классификацию понятийных конструкций, воз-
никших в ХVII веке, которые к концу ХVIII привели к самостоятельности
чистых форм познания, «вновь и вновь порождая проект формализации
конкретного знания и проект утверждения чистых наук»90. По учению
Гумберхта, сомнения в прочности субъект-объектной парадигмы в ХIХ ве-
ке связаны с сомнениями в возможности постижения мира человеком. Так
разрушалась объективность знания — сколько точек наблюдения, столько
и точек зрения, что переместило внимание на субъект, на его телесную
чувственность. В неразрешимости проблемы освоения мира через поня-
тие, которое формируется при помощи опыта, и через чувственность, кро-
ется, по мнению Гумбрехта, проблема расстройства знаков. Внимание
к субъекту привело к развитию феноменологической теории Э. Гуссерля
и М. Мерло-Понти, в которой пересмотрена классическая идея «себя как
субъекта» и мира как объекта наших отражений, а тело поместилось в са-
мый центр проживаемого опыта.
В параграфе исследована проблема формирования системы катего-
рий, касающихся тела человека с точки зрения его познавательных воз-
можностей. Португальский философ Хосе Жиль указал на роль тела в зна-
ковых системах архаических сообществ как места обмена кодами, которая
была утрачена с развитием общества. Лишившись символического значе-
ния, тело стало пустым знаком, открытым для производства значения.
Жан-Люк Нанси считал, что «в теле нет ничего, что требовало бы рас-
шифровки, — кроме того, что шифр тела есть само это тело — незашиф-
рованное, протяжённое»91. В параграфе также проанализированы теории
М. Хайдеггера, Х. Г. Гадамера, Ж. Дерриды, Ж. Делёза, которые описыва-
ли сложность наделения бытия значением, раскрывали понятие истинно-
сти — несокрытости бытия в его становлении, в ускользающем настоя-
щем, которое невозможно схватить. Теоретический анализ позволил вы-
явить, что с разрушением связи означающего и означаемого, духовного
и материального, появились категории, обладающие ценностью для ис-
кусства. Одной из них явилось присутствие: эффекты присутствия связа-
ны с колебаниями значения, т. е. есть что-то, что может быть воспринято
и обозначено, и то, что ускользает от значения или может быть схвачено
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. С. 271.
Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. С. 73.
в момент ускользания, почти отсутствия. Эффекты присутствия невоз-
можны без коммуникации, без наличия тел.
Парадигмальный сдвиг в телесный дискурс, раскрывший нелиней-
ную структуру тела человека и неразрывную связь ментальных процессов
и физических действий, привёл к появлению соматических дисциплин —
телесных практик, направленных на преодоление дихотомии ума и тела.
Во втором параграфе первой главы «Новая модель телесности и танце-
вальное исполнительство во второй половине ХХ века» проанализированы
основные характеристики соматических методов, которые объединили ис-
следование природы телесной осознанности, работу с восприятием, изу-
чение целостности строения тела и двигательное переобучение. В основе
метода Фельденкрайза, техники Александера, «Body-Mind Centering»
(ВМС) Бонни Бэнбридж Коэн, практики идеокинезиса и др. — перефор-
мирование «привычек» тела, мышечных паттернов, ответственных за под-
держание вертикального положения и двигательную активность. Из-за то-
го, что паттерны формируются продолжительное время, с рождения, пере-
стройка нейронных схем, с ними связанных, затруднена и не может осу-
ществляться только при помощи волевых усилий, т. к. волевое усилие за-
крепит новый паттерн. Телесная осознанность — это: 1) работа с внима-
нием, которое уделяется телу, и в которое могут быть включены практики
мыслеобраза — представление структуры тела и функционирования его
различных систем, 2) горизонтальное положение тела, при котором отсут-
ствует усилие для противодействия гравитации, включённое в любую во-
левую активность, а также 3) касание как партнёра или инструктора, так
и пола как зоны пространственных референций. Действенность практики
мыслеобразов получила подтверждение в свете теории зеркальных нейро-
нов: мозг реагирует на движение, которое видит человек, так, как будто бы
он сам его выполняет. То же происходит с воображаемым движением (или
положением тела), если оно соответствует его двигательному «репертуа-
ру». Открытие чувства движения — кинестезии — в конце XIX века уста-
новило связь тела человека с восприятием и эмпатией.
Востребованность соматического подхода, преодолевающего дуа-
лизм ментального и физического, у танцовщиков в середине ХХ века со-
ответствовала их художественным принципам, нацеленным на преодоле-
ние закрепившихся на уровне институций рамок нового танца (танца мо-
дерн) начала ХХ века. Так, участники Judson Church Theater сопротивля-
лись универсалистскому опыту восприятия искусства, принятого предше-
ственниками. В соответствии с идеями Р. Берта, выразить эмоцию воз-
можно лишь в ситуации разделяемого всеми мнения или опыта относи-
тельно этой эмоции: движения, выражающие скорбь, считываются всеми
как выражающие скорбь, лишая зрителя личного переживания. Более то-
го, чтобы донести эмоцию, необходимо создать метафорическую кон-
струкцию, метафора создаёт опыт удвоения реальности и соотносится
с опытом восприятия искусства как существующего отдельно от зрителя,
требующего от него смыслополагающей активности. Для участников
Judson Church Theater ценностью обладал другой способ — метонимиче-
ский: физическое действие, такое, как хождение на верёвках на отвесных
стенах, направляло опыт зрительского восприятия в сторону телесного
присутствия зрителей. Танцовщиков Judson Church Theater интересовало
повседневное тело, уличное движение, максимально приближённое к телу
зрителя, чтобы он мог «подключиться» к телам исполнителей напрямую,
эмпатически, а не симпатически. Этот эффект усиливался использованием
внесценических пространств для представлений, импровизационного под-
хода, безоценочным отношением к выбору движения (нет иерархии «вы-
сокого» и «низкого»). Необходимость формирования новых качеств по-
вседневного тела, лишённого привычной технической виртуозности, мог-
ла быть восполнена практикой соматических дисциплин.
Распространившиеся в профессиональном и любительском сообще-
ствах соматические практики повлияли на новый режим исполнительства
в области современного танца. Соматический подход можно описать
с точки зрения развития саморегуляции тела, баланса напряжения — ди-
намической организации всех структурных компонентов тела и их непре-
кращающегося взаимодействия. Мозг разделён на зоны, связанные с раз-
личными частями тела; развитие чуткости частей тела способствует пере-
формированию этих зон в мозге. Для решения двигательных задач по-
явился больший спектр вариантов выбора. Таким образом, в параграфе
проведён анализ нового качества исполнителя в современном танце, в ос-
нове которого лежит принцип саморегуляции и предпочтения повседнев-
ного тела виртуозному, «кинестетический интеллект».
Во второй главе «Перформативность в практике танцевального
искусства второй половины ХХ века» исследована форма танца, соот-
ветствующая рецептивной модели искусства — танцевальный перфор-
манс, рассмотрены особенности этой формы в рамках художественной
коммуникации — зрительско-исполнительского взаимодействия.
Для этого в первом параграфе второй главы «“Присутствие” как
условие танцевального перформанса» проанализированы концепции при-
сутствия в театральной теории: режимов присутствия как «вымысла»,
«ауры» и «буквального» К. Пауэра; взаимоотношения феноменального те-
ла актёра и тела-знака в истории театра в концепции Э. Фишер-Лихте.
Идея присутствия, характерная для рецептивной модели искусства, соот-
несена с «буквальным» режимом у К. Пауэра и с жанром хэппенинга
и художественного перформанса у Х.-Т. Лемана; в основе её лежит нару-
шение порядка повседневности и преодоление автоматизма зрительского
восприятия. Самореферентность жеста исполнителя, который не играет
роль, а остаётся самим собой — характерная особенность перформанса.
Э. Фишер-Лихте связала самореферентность жеста с перформативностью
— в лингвистической теории бинарная оппозиция «констативов» и «пер-
формативов», разрушаясь, сформировала эстетику перформативности,
в которой пары субъект/объект, означаемое/означающее потеряли поляр-
ность и чёткое определение. Фишер-Лихте предложила перенести эту оп-
позицию на физические действия: во время перформанса совмещается ис-
ключительное событие и восприятие обыденного — именно двойствен-
ность художественного и реального в эстетике перформативности опреде-
лила новые границы эстетического опыта. Формой, которая соответствует
модели восприятия искусства, где процесс восприятия важнее предмета,
т. к. содержит черты перформативности и самореферентность исполни-
тельского жеста, является танцевальный перформанс.
Лиминальная фаза перформанса сродни ритуальным практикам, она
приводит не только к провокации участников, но и меняет их восприятие
реальности. На вопрос «что может являться экстраординарным событием
повседневного опыта зрителя танцевального перформанса, в котором
обычные тела, действия, движения, вещи, звуки и запахи предстают видо-
измененными?» — ответом, полученным в ходе исследования, служит ки-
нестетический интеллект. Способность мыслить телом рассматривается
с этой точки зрения во втором параграфе второй главы «Кинестетиче-
ский интеллект как новое качество исполнителя» и продолжает анализ,
начатый в параграфе 1.2, где рассматривался новый тип сценического
присутствия танцовщиков Judson Church Theater. Их художественные
принципы включали в себя отрицание универсальности экспрессионист-
ского танца, зрелищности, демонстрации виртуозности, перевоплощений,
стиля, героизма и антигероизма, аффектации и т. д.
Вследствие этого наибольшей ценностью для них обладали именно
импровизационный подход как практика непрерывного производства вы-
бора и метод случайности, заимствованный хореографом М. Каннингемом
у композитора Д. Кейджа — многие участники сообщества ранее танцева-
ли в компании Каннингема или занимались в его «мастерской». Импрови-
зация — это, по М. Шитс-Джонстон, есть «развёртывание» потока движе-
ний в «безостановочно двигающемся настоящем»92. Исполнитель стано-
Sheets-Johnstone M. The Corporeal Turn An Interdisciplinary Reader. Exterer: Imprint
Academic, 2009. P. 33.
вится мыслящим движением: находиться в потоке — значит не успевать
анализировать выбор следующего движения, решения принимает тело.
Фокус на нейро-скелетно-мышечную восприимчивость послужил созда-
нию С. Пакстоном контактной импровизации. В практике контактной им-
провизации большое внимание уделялось развитию доверия к телесным
ощущениям и обострённым рефлексам, вследствие чего тело воспринима-
лось как имеющее собственный интеллект.
Принципы художественной коммуникации в теории Judson Church
Theatre созвучны настроениям культурной среды Манхеттена середины
ХХ века, в особенности практикам скульпторов-минималистов, которые
радикально пересмотрели существующие эстетические ценности: «Нет —
трансцендентности, духовным ценностям, героическому масштабу, мучи-
тельным решениям, историзирующему нарративу, ценному артефакту,
интеллектуальной структуре, интересному визуальному опыту»93. Влия-
ние идей Мерло-Понти проявилось в феноменологическом подходе в ху-
дожественной коммуникации «арт-работа — зритель» (перевод его книги
«Феноменология восприятия» появился на английском языке в 1962 году).
Развитие сенсорной чуткости рассмотрено как элемент парадиг-
мального сдвига в дискурсе телесности в ХХ веке. Художественные прак-
тики танцовщиков Judson Church Theater оказались в общем потоке про-
цессов, нацеленных на утверждение тела в категориях культуры, объеди-
ненных понятием «втелесности»94. Развитие когнитивных наук и междис-
циплинарных исследований в конце ХХ — начале ХХI века привело но-
вые аргументы, подтверждающие внутрителесную организацию мышле-
ния и единство восприятия и действия. В параграфе рассмотрены теории
Дж. Гибсона (экологическая теория восприятия), Д. Лакоффа и М. Джон-
сона (о связи концептов языка с проприоцептивным опытом и свойствами
тела), А. Ноэ и Д. К. О’Рейгана (о зависимости восприятия от сенсорно-
соматической организации), Д. Фелдмана (нейронная теория языка), энак-
тивизм Е. Н. Князевой (о сознании «как активном и интерактивном, оте-
лесненном и ситуационном», чья «когнитивная активность совершается
посредством вдействования (enaction) в окружающую и познаваемую сре-
ду, т. е. энактивирования среды»95.
Искусство с 1900 года / Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло. М.: Ad Marginem,
2015. C. 536.
«Втелесное» — буквальный перевод английского слова embodiment. Русское слово
«воплощение» потеряло первоначальный смысл «относящийся к телу, к плоти».
Князева Е. Н. Энактивизм: Концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы
философии. 2013. № 10. С. 91.
Соматические дисциплины представили стратегии для развития те-
лесной осознанности и «формирования» кинестетического интеллекта.
Соматический подход — не единственная стратегия для «искусства мыс-
лить телом» (оно может быть дано от рождения и «не испорчено» процес-
сами роста и физическими практиками) в условиях показа перед зрителя-
ми. Но соматический подход открыл широкие возможности для развития
кинестетического интеллекта, так как задействует и тело, и восприятие.
В третьем параграфе второй главы «”Тело-событие” как художе-
ственно-коммуникативная модель танцевального перформанса» сформу-
лирована модель художественной коммуникации в танцевальном перфор-
мансе. В результате анализа эстетики перформативности сформирована
модель, в основе которой находится схема перформансной коммуникации.
В этой модели задействованы инициатор коммуникации (автор или испол-
нитель), реципиент (зритель), которые составляют модель художественной
коммуникации в танцевальном перформансе, где момент событийности
соотносится с взаимоотношением тела-медиума исполнителя и его само-
регулируемых возможностей взаимодействия со зрителем (кинестетиче-
ского интеллекта). Анализ событийности базировался на теоретизации ме-
диальности тела исполнителя и зрительской вовлечённости в просмотр
танца в диалоге Ж.-Л. Нанси и М. Монье, концепции события Ж. Делёза
и А. Бадью, нейро-физиологической концепции агентности и пререфлек-
сивности Ш. Галлахера и определил художественно-коммуникативную
модель танцевального перформанса как «тело-событие».
Для формирования перформативной ситуации необходимо прост-
ранство коммуникации, выполняющее роль основного средства выраже-
ния, именно коммуникации, а не общения. Танцовщики современного тан-
ца исследуют и развивают опыт тела в движении, для этого необходимы
ощущения веса и объёма, принятие и использование законов силы притя-
жения. В этом состоит основное отличие от практики балета, где в теле
закрепляется противодействие силе гравитации как воплощение романти-
ческой идеи бестелесного духа. Общность воздействия силы притяжения
задаёт единый «уровень» восприятия у зрителя и исполнителя.
Для проведения аналогии с художественным перформансом интерес
представляет не только формат современного танца, в котором танцовщик
«исполняет» самого себя (а не роль), но также его телесная практика, в ко-
торой достигнут определённый уровень «обыкновенности». Работа над
развитием телесной осознанности приводит к усилению чуткости сенсор-
ной обратной связи, что также представляется развитием своего рода ар-
тикуляции на уровне микрожеста, укрупнённой повседневностью или вир-
туозной обыденностью. Отсутствие привычной технической виртуозно-
сти, физического совершенства, владения навыком –– тоже своего рода
виртуозность: внимание наблюдающего поглощено, стираются временны́е
рамки восприятия, время теряется, его ресурс не очевиден.
Среди особенностей художественной коммуникации в танцевальном
перформансе, согласно которой перформативная коммуникация (тело-
событие) включает инициатора-исполнителя, тело-средство исполните-
ля, зрителя-реципиента, выделены: 1) наличие условия перформативно-
сти –– дихотомии экстраординарного и будничного; 2) усиление осознан-
ности настоящего у зрителя в условиях представления; 3) достижение
естественности при помощи кинестетического интеллекта; единый грави-
тационный регистр зрителя и исполнителя; 4) самоавтономный режим те-
ла-средства вне рамок всеми поддерживаемого режима; 5) прямое обра-
щение к телу зрителя и возможное изменение восприятия (тело-событие).
Понятие «тело-событие» определено как эффект зрительско-
исполнительской коммуникации, при котором зритель оказывается свиде-
телем проявленного механизма саморегуляции движенческого поведения
исполнителя, возможного при помощи практик телесной осознанности.
Медиум танцевального перформанса –– тело танцовщика. «Я — те-
ло» и «я — танцующее» не совпадают, но имеют «промежуток» (не так
в изобразительных, например, арт-практиках, где есть художник, кисть
и краски). Вовлечение исполнителя в действие –– имманентно, по мнению
Ж.-Л. Нанси, создаёт внутренний жест зрителя, подключённого к телу ис-
полнителя на уровне своего тела (кинестетическая эмпатия). Ш. Галахер
выделил пререфлективное восприятие, предполагающее неявную (импли-
цитную) осознанность собственной позиции, позы и движения96, которая
определяется от первого лица, имеющего агентность97. Пререфлективный
опыт формируется на уровне первичных сенсорно-моторных процессов,
которыми оперирует кинестетический интеллект как динамическое само-
регулируемое движение тела, участвующее в формировании танца.
В третьей главе «Перформативные практики в творчестве мос-
ковских танц-художников рубежа ХХ–ХХI веков» выстроенная модель
перформативной коммуникации рассмотрена на примере российского
танцевального перформанса рубежа XX–XXI веков.
В ходе исследования российского танцевального перформанса в пер-
вом параграфе третьей главы «Формирование среды отечественного со-
временного танца в 90-годы ХХ века» проанализированы институцио-
Gallagher S. Phenomenology and Embodied Cognition // Routledge Handbook of Em-
bodied Cognition / Ed. by L. Shapiro. L.: Routledge, 2014. P. 10.
Gallagher S. Multiple Aspects in the Sense of Agency // New Ideas in Psychology. 2012.
№ 30. P. 16.
нальные структуры 1990-х в современном танце, а также особенности ху-
дожественной среды. В фокусе исследования оказались способы органи-
зации творческого процесса в московском коллективе «Кинетический те-
атр» Александра Пепеляева, задокументированные автором диссертации
как одной из его участниц. Зафиксированы творческие, правовые, финан-
совые отношения внутри коллектива, особенности взаимодействия внутри
сообщества, среди разных коллективов и фестивалей, площадок, описаны
схемы финансовой поддержки, маркетинговые стратегии и формировав-
шиеся в тот период особенности системы образования. С институцио-
нальной точки зрения, условия существования современного танца скла-
дывались довольно бесперспективно. Тем не менее, энтузиазм и художе-
ственная настойчивость первых поколений сообщества современного тан-
ца в России оказали значительное воздействие на процессы формирования
инфраструктуры и системы образования в области современного танца.
В результате во втором параграфе третьей главы «Особенности
перформативной коммуникации в творчестве ведущих московских танц-
художников» выявлен ряд авторов, чья художественная практика форми-
ровалась с 1990-х годов, и для которых самореферентность жеста являлась
условием художественной практики: Александра Конникова и Альберт
Альбертс (танцевальная компания «По.В.С.Танцы»), Тарас Бурнашев, Ан-
дрей Андрианов и Александр Пепеляев. Отбор авторов производился по
критериям наличия имён в анонсах культурных площадок с конца 1990-х
до 2010-х годов и применения в художественной практике самореферент-
ного жеста. Ресурсом видеозаписей 1990–2000-х годов послужил личный
архив Александра Пепеляева, бывшего директора «Агентства театра танца
ЦЕХ» и художественного руководителя «Фестиваля современного танца
ЦЕХ» в 2001–2010 годах.
Искусствоведческий анализ танцевальных работ в третьем пара-
графе третьей главы «Образцовые проекты отечественного современно-
го танца в 90-годы ХХ века», осуществленный в рамках специфики танце-
вальных перформансов «По.В.С.Танцев», Бурнашева и Андрианова, вы-
явил возможности трансформации зрительского восприятия, опыта про-
живания рутинности через «будничное» самореферентное тело, обладаю-
щее определённой степенью «виртуозности».
Основой структуры танцевального спектакля «Кровь» компании
«По.В.С.Танцы» послужило художественное исследование исторических
корней создателей, личные истории перформеров. В качестве художе-
ственных средств А. Альбертсом, А. Конниковой, А. Михайловой помимо
тел и движений использованы световое оформление, медиа средства, зву-
ковая партитура на основе шумовой музыки и цитат из популярного ре-
пертуара. Соединение практик речевого изложения и импровизационного
движения помещало зрителя в пространство памяти перформеров. Созда-
вался эффект «победы» над временем, «трансформации» перформеров
в родственников, про которых велась речь.
В работе «Танц-Танц-Транц», несмотря на скудный набор художе-
ственных средств — тело, движение и минималистичное звуковое оформ-
ление — А. Андрианов полностью захватывал внимание наблюдателя. В
его соло-импровизации присутствовала чёткая драматургия — структура,
которую можно было бы охарактеризовать как «поиск и потерю формы»:
за несколько проб в практике присутствия он проходил стадии обнуления
и «попадания» в нечто. В его движениях не было плана, тело «слушало»
и «вбирало» информацию извне, складывалось впечатление, что тело само
по себе создавало конечную форму-знак.
В структуре проекта Тараса Бурнашева «Красный квадрат» заложен
один композиционный приём: четыре перформера выполняли физические
действия под инструкции звучащего и записанного ранее голоса. Минима-
листичный набор выразительных средств направлял зрительское внимание
на то, как происходило принятие решений оказавшимися в сложных дви-
женческих ситуациях исполнителями относительно исполнения того или
иного жеста. Момент выбора, проявленный в реальном времени, обладал
имплозивным свойством как реакция, опережавшая мгновение.
Спектакль «Кафе Идиот» А. Пепеляева нельзя отнести к жанру тан-
цевального перформанса. Внутри его композиционной структуры тело
и движение не предназначены для формирования зоны трансформации как
исполнителя, так и зрителя, зоны, в которой повседневное встретилось бы
с художественным. При невероятном разнообразии режиссёрских решений
тело и танец играли второстепенную роль по сравнению со знаками, к ко-
торым они отсылали. Формирование ткани действия не базировалось
на телесной трансформации, тела действовали как персонажи, движения
были знаками их функционирования и взаимодействия. Исполнители бы-
ли заменяемыми, личная история практик тела танцовщика не была вос-
требована в полной мере.
Танцевальные перформансы «ТанцТанцТранц» А. Андрианова,
«Красный квадрат» Т. Бурнашева, «Кровь» танцевальной компании
«По.В.С.Танцы» обладают потенциалом для опыта внебудничной действи-
тельности в зрительском восприятии, потому что «виртуозность» буднич-
ных тел стирает код, в основе которого лежит закон притяжения.
В ходе анализа текстов интервью с московскими танцевальными ху-
дожниками в четвёртом параграфе третьей главы «Художественная
коммуникация в дискурсе танцевальных художников», авторами, чьи рабо-
ты были выбраны для искусствоведческого анализа, сопоставлены комму-
никативные характеристики их практик с элементами модели перформа-
тивной коммуникации «тело-событие». В результате в высказываниях ху-
дожников выявлены детали их практик, которые соотносятся с данной мо-
делью. Как показал анализ интервью, важной частью практики является
соматический подход, работа с телом и восприятием, что позволило соот-
нести практику соматического подхода с качеством присутствия в проана-
лизированных работах и указало на перформативные составляющие ком-
муникации в проанализированных спектаклях современного танца. Про-
ведённый анализ позволил показать, что развитие телесной осознанности
является способом, при помощи которого у исполнителя-инициатора от-
крывается доступ к «телу-событию».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведены итоги и суммированы выводы исследова-
ния. В результате анализа выявлены особенности танцевального перфор-
манса, которые открывают перспективы для искусствоведческого анализа
танцевальных спектаклей, сформулировано определение кинестетического
интеллекта в дискурсе танцевального перформанса, который в качестве
критерия наличия или отсутствия телесного мышления может быть ис-
пользован в оценке исполнительского мастерства. На основе концепции
присутствия создана модель художественной коммуникации «тело — со-
бытие», которая создаёт поле практического применения его особенностей
в исполнительской деятельности танцовщиков. Введённые в научный обо-
рот интервью с представителями московского современного танца расши-
рили информационный ресурс для практиков, теоретиков и образователь-
ной сферы. В результате проведённого исследования вопрос о связи «вир-
туозности» будничного тела и практик телесного осознания открыл поле
для рассуждений о способах формирования художественной коммуника-
ции в рамках танцевального перформанса.
Актуальность исследования. Современный танец — вид танцеваль-
ного искусства, который, несмотря на свое недавнее появление в западноев-
ропейской культуре (в конце XIX — начале ХХ века) оказывается востребо-
ванным в социокультурном пространстве. Его художественные практики по-
ражают разнообразием — от сосредоточенности на личном высказывании
к растворению в коллективном творчестве, от утверждения новых границ
и определений к разрушению устоявшихся, от взаимодействия с различными
видами и жанрами искусства к сотрудничеству с науками, от участия в совре-
менной жизни общества к реакциям на процессы, в ней происходящие.
В сложноустроенной системе течений современного танца непреложным
остается одно — тело, роль которого в зрительско-исполнительской комму-
никации может рассматриваться по-разному.
Настоящее исследование обращается к такому полю художественного
опыта, акцент внутри которого смещен от произведения к публике, от созер-
цания трансцендентного к зрительскому соучастию. Подобный сдвиг харак-
терен для смены эстетической парадигмы, он произошел в середине ХХ века
и привел к утверждению искусства перформанса (от англ. performance art) как
жанра,1 который в свою очередь регламентировал возникновение нового поля
для художественной коммуникации и перформативных практик. Актуаль-
ность интереса к теме смещения эстетической парадигмы вызвана активным
участием в нем практиков из сферы современного танца, и, в том числе,
представителей российского сегмента.
В фокусе настоящего исследования — область современного танца, пе-
ресекающаяся с искусством перформанса в таких его аспектах как само-
референтность исполнителя (который не является персонажем или образом)
и наличие художественно-коммуникативного потенциала к трансформации
1
См. об этом Антонян М. А. Особенности рецепции перформанса: На материале работ
Марины Абрамович: Дис. … канд. культурол. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.,
2015. 239 с.
исполнителя и зрителя, которая в перформансе как жанре-диалоге носит ост-
рый и провокативный характер.
Одним из ключевых понятий для данного исследования является поня-
тие «художественная коммуникация». Художественная коммуникация (от лат.
сommunico — связываю, общаюсь) определяется как «функционирование ис-
кусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая
эстетическая деятельность и средство общения».2 Восприятие произведения
обусловлено законами общения, которые предполагают коммуникацию
с обратной связью. Синоним «восприятия» — «рецепция» (лат. receptio —
принятие, прием), — термин, который в широком смысле обозначает «осо-
бенности реагирования человека или группы людей на кого-то или что-то;
синонимы — ответ, реакция, отношение». 3 Понятие рецепции — ключевое
для рецептивной эстетики, сосредоточенной на процессах творческого вос-
приятия, а не создания произведения,4 и утверждающей, что «для понимания
художественного смысла необходимо представить и установить его протя-
женность между двумя началами — художественным произведением
и воспринимающим его субъектом (реципиентом), отказавшись от мысли
о жесткой и однозначной сращенности художественного смысла
и произведения».5 В новой эстетической парадигме появилось пространство
для новых категорий, в числе которых — присутствие (от англ. presence —
настоящее, присутствие), которое можно рассматривать как неуловимый опыт
телесного переживания настоящего всех участников исполнительско-
зрительской коммуникации. Необходимо восполнение существенного пробе-
ла в изучении художественной коммуникации в области современного танца
и танцевального перформанса в российском сегменте танцевальных исследо-
ваний. Малоизученной остается сфера пересечения искусства танца
Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
С. 295.
3
Антонян М. А. Особенности рецепции перформанса. С. 5.
4
См. об этом: Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. С. 438–442.
5
Там же. С. 159.
и перформанса. Недостаточно по сравнению с театральным дискурсом иссле-
дована практика присутствия в танце.
Степень научной разработанности проблемы. Современный танец
все чаще оказывается предметом изучения в российском искусствоведении.
Одним из самых значительных исследований на сегодняшний день остается
диссертация Н. В. Курюмовой «Cовременный танец в культуре XX века:
Смена моделей телесности»,6 в которой автор выявила разные формы телес-
ности современного танца, опираясь на философские концепции ХХ века.
Рубеж XX–XXI веков в отечественном современном танце представлен
в монографиях В. Ю. Никитина «Теория и практика формирования художест-
венно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии»
и Е. В. Васениной «Российский современный танец. Диалоги», 7 в которых
проанализировано мнение хореографов о месте художественной коммуника-
ции в их практиках. О современном танце в контексте пластического театра
говорится в работах Е. В. Кисеевой и Е. В. Юшковой.8
В связи с тем, что тема пересечения танца и перформанса остается ма-
лоизученной, огромный интерес представляют работы: Ю. В. Кривцовой
«Перформанс в пространстве современной культуры» (2006),9 в которой ана-
лиз танцевального перформанса производится на основе сравнения опыта
восприятия у реципиента и автора суждений, несколько магистерских иссле-
дований студентов Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой:
6
Курюмова Н. В. Современный танец в культуре XX века: Смена моделей телесности:
Дис. … канд. культурол. / Ин-т философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2011. 176 с.
7
Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учеб. пос. М.: ГИТИС,
2011. 472 с.; Васенина Е. В. Российский современный танец. Диалоги. М.: Emergency Exit,
2005. 268 с.
8
Кисеева Е. В. Тело как область эксперимента в современном пластическом театре // Ис-
торические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусст-
воведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (28). Ч. II. C. 83–86; Кисеева Е. В. Та-
нец постмодерн как музыкальный феномен: Автореф. дис. … д-ра иск. / Рост. гос. консер-
ватория им. С. В. Рахманинова. Ростов–на–Дону, 2016. 42 с.; Юшкова Е. В. Пластика пре-
одоления: Краткие заметки об истории пластического театра в России в XX веке. Яро-
славль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. 275 с.
9
Кривцова Ю. В. Перформанс в пространстве современной культуры: Дис. … канд. иск. /
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2006. 192 с.
К. С. Беленковой «Влияние знаково-символической деятельности на зрителя
в перформансе: Семиотический анализ» (2013),10 цель которой была система-
тизировать знаково-символическую деятельность исполнителя в перформан-
се, А. Ю. Торкай «Современный танец в контексте концептуального искус-
ства» (2013),11 где прослеживалась эволюция современного танца как концеп-
туального направления в искусстве XX — начала XXI веков, Ю. А. Аврамен-
ко «Трансформация зрительского восприятия в условиях современного пер-
форманса: антиципация и ее деконструкция» (2015), 12 в практической части
которого проводилась регистрация зрительского восприятия.
Проблематика художественной коммуникации в визуальном и исполни-
тельском искусствах ХХ века освещена в работах в области музыковедения
А. Н. Якупова (1995),13 И. А. Корсаковой (2015),14 Э. В. Махровой, в области
изобразительного искусства — Л. И. Кабановой (2004),15 Л. А. Меньшикова,
Г. В. Петровской (2013), 16 М. В. Тарасовой (2004), 17 в области театра —
А. Р. Габдуллина, 18
О. С. Копалова (2002), 19
Ю. А. Свенцицкой (2010),
Беленкова К. С. Влияние знаково-символической деятельности на зрителя
в перформансе: Семиотический анализ: Дис. … маг. ст. / Академия Русского балета имени
А. Я. Вагановой. СПб., 2013. 81 с.
11
Торкай А. Ю. Современный танец в контексте концептуального искусства: Дис. … маг.
ст. / Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб., 2013. 84 с.
12
Авраменко Ю. А. Трансформация зрительского восприятия в условиях современного
перформанса: Антиципация и ее деконструкция: Дис. … маг. ст. / Академия Русского ба-
лета имени А. Я. Вагановой. СПб., 2015. 105 с.
13
Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация: (История, теория, практика управления): Ав-
тореф. дис. … д-ра иск. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. M., 1995. 48 с.
14
Корсакова И. А. Музыкальная коммуникация: Генезис и историко-культурные транс-
формации: Дис. … д-ра культурол. / МГУКИ. М., 2014. 359 с.
15
Кабанова Л. И. Коммуникативная стратегия в изобразительном искусстве русского
авангарда (На основе анализа творчества В. В. Кандинского): Философские подходы
и методы исследования: Автореф. дис. … филос. н. / СПбГУ. СПб., 2004. 26 с.
16
Петровская Г. В. Произведения изобразительного искусства в процессе художествен-
ной коммуникации: Автореф. дис. … канд. иск. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.
СПб., 2013. 27 с.
17
Тарасова М. В. Коммуникация зрителя и произведения изобразительного искусства
в художественной культуре: Автореф. дис. … канд. филос. н. / КГУ. Красноярск, 2004.
23 с.
18
Габдуллина А. Р. Отражение семиотических кодов театральной коммуникации
в авторской ремарке: На примере американской драматургии первой половины XX века:
Автореф. дис. … канд. филол. н. / Башк. гос. ун-т. Уфа, 2010. 23 с.
Н. В. Григорьянц (2014). Вопросы перформансной коммуникации поднима-
ются в исследованиях А. Д. Коркия (2005),20 О. В. Лукьянова (2008).21
Разработке проблемы коммуникативной значимости танца посвящено
диссертационное исследование М. Н. Жиленко «Танец как форма коммуни-
кации в социокультурном пространстве» (2000), 22 но акцент в методологи-
ческом подходе работы сделан на семиотике, а не на феноменологии. Танец
как феномен культуры исследуется в работах Л. Т. Дьяконовой (2011), 23
Н. В. Баландиной (2010), 24
Н. Ю. Степановой (2010), 25
Л. П. Мориной
(2003),26 Н. В. Атитановой (2002), 27 Н. В. Курюмовой и др., но в них не за-
трагивается проблематика художественной коммуникации.
Для понимания истоков возникновения сдвига в эстетической парадиг-
ме важными оказались философские концепции М. Мерло-Понти,28 М. Хай-
деггера, 29 М. Маклюэна,30 Р. Барта, 31 М. Бахтина,32 В. А. Подороги,33 Б. Грой-
Копалова О. С. Особенности культурной коммуникации в театре // Социология
в российской провинции: Тенденции, перспективы развития: В 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург:
УрГУ, 2002. С. 122–127.
20
Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи
постмодерна: Дис. … канд. соц. н. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2005. 148 с.
21
Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений.
Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 212 с.
22
Жиленко М. Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве: Авто-
реф. дис. … канд. культурол. / Гос. академия славянской культуры. М., 2000. 22 с.
23
Дьяконова Л. Т. Танец как феномен культуры // Общество. Среда. Развитие (Terra
Humana). 2011. № 3. С. 155–158.
24
Баландина Н. В. Феномен танца как объект философской рефлексии: Ключевые про-
блемы и основные вопросы // Вопросы духовной культуры — Культурология. 2010. Т. 1.
№ 196. C. 28–30.
25
Степанова Н. Ю. Феноменология танца: Движение в структуре временности: Дис. …
канд. филос. н. / Дальневост. гос. гум. ун-т. Комсомольск-на-Амуре, 2010. 217 с.
26
Морина Л. П. Мифология и феноменология танца: Автореф. дис. … канд. филос. н. /
СПбГУ. СПб., 2003. 20 c.
27
Атитанова Н. В. Танец как смысловая универсалия: От выразительного движения
к «движению» смысла: Автореф. дис. … канд. филос. н. / Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огаре-
ва. Саранск, 2002. 18 с.
28
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 609 с.
29
Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.; Хайдеггер М. Исток худо-
жественного творения. М.: Академический проект, 2008. 528 с.
30
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007.
464 с.
31
Барт Р. S/Z. М.: Академический Проект, 2009. 384 с.; Барт Р. Критика и истина // За-
са,34 Д. Агамбена,35 затрагивающие вопросы рецепции искусства, Ж. Дерри-
ды,36 Ж. Делёза,37 М. Фуко, Х. Г. Гадамера, Ж.-Ф. Лиотара, Х. У. Гумбрехта,38
Ж. Рансьера, 39 Х. Жиля, 40 Д. Батлер 41 о сбое означающего и означаемого,
о телесном повороте Ж.-Л. Нанси,42 А. Бадью.43
Тема присутствия затрагивается в театральных исследованиях А. Ар-
то, 44
Е. Гротовского, 45
Х.-Т. Лемана, 46
Э. Фишер-Лихте, 47
К. Пауэра, 48
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!