Художественное наследие и творческий метод скульптора У Вэйшаня в историко-культурном контексте китайской скульптуры
Введение
Глава 1. Китайская скульптура – традиция и современность
1.1 Этимология понятия «скульптура» в Китае и особенности
развития китайской скульптуры
1.2 Скульпторы начала ХХ века, получавшие образование за рубежом
1.3 Влияние советской скульптуры на Китай
1.4 Тенденци развития современной китайской скульптуры
Глава 2. Творчество У Вэйшаня в контексте современной китайской
скульптуры …………………………………………………………………………..56
2.1 Творческие идеалы У Вэйшаня
2.2 «Скульптура се-и» У Вэйшаня и европейский
импрессионизм………………………… 68
2.3 Фигуративная пластика У Вэйшаня и некоторые особенности
китайской культуры изображения людей.
Глава 3. Типология и концепция художественного образа произведений
скульптуры У Вэйшаня
3.1 Монументальные скульптуры
3.2 Ландшафтные скульптуры
3.3 Декоративные скульптуры
Глава 4. Творческий метод У Вэйшаня
4.1 Многоаспектный анализ творческих произведенийУ Вэйшаня
4.2 Разнообразие скульптурного стиляУ Вэйшаня
4.3 Творческий метод и педагогическая деятельность У Вэйшаня
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность
диссертационного исследования, оценивается недостаточная степень
научной разработанности темы, определяются объект и предмет
исследования, формулируются цели и задачи работы, указывается, в
чем состоит научная новизна диссертации. Во введении также
описаны методы исследования, его источниковедческая база,
излагаются положения, выносимые на защиту, устанавливаются
теоретическая и практическая значимость работы, а также степень
достоверности результатов и их апробация, кратко описана структура
диссертации.
Глава1«Китайскаяскульптура–традицияи
современность». XX век – период стремительного развития
скульптуры в Китае, начавшийся с появлением самого термина
скульптура («дяосу»), изобретенного японским искусствоведом
Омурой Сеигаи, в этой стране. Восприятие скульптуры в корне
меняется, и становится ближе к западному пониманию этого вида
искусства.Вэтотпериодмножествокитайскихстудентов
отправляются на Запад за образованием, и по возвращении домой, они
способствуют популяризации нового видения скульптуры среди
китайской общественности, меняют само отношение к профессии
скульптора. В процессе изучения западного скульптурного искусства
в течение XX века Китай сначала принимает французскую школу
скульптуры, а затем советскую – что в конечном итоге приводит к
реформе университетского образования, появлению такого предмета
как «скульптура» в учебной программе, а впоследствии и появлению
факультетов скульптуры. Изучая «западную» скульптуру, китайские
скульпторы находятся в постоянном творческом поиске, подчас
отвергая китайскую традицию, и пробуют новые для себя темы и
художественные формы, от изображения реальных людей в
скульптуре до скульптуры на бытовые темы. Так в Китае впервые
появляются памятники, которые делаются по подобию западных
памятников.
Китайские скульпторы начинают задумываться о будущем
китайской скульптуры и путях ее развития. Некоторые из них
начинают обращаться к китайской традиции, пытаясь применить ее
художественные принципы в скульптуре, создать именно китайское
скульптурное искусство– и одним из таких скульпторов является и У
Вэйшань.
У Вэйшань получил современное скульптурное образование в
рамках системы образования, построенной по западному образцу. Он
создал немало скульптурных произведений, чьими «героями» были
исторические персонажи или же известные личности современности,
множествопроизведениймонументальнойскульптуры,
расположенных в городах, – и все это время он неустанно размышлял
о том, какой должна быть скульптура, обладающая «китайской
спецификой». Творческие искания У Вэйшаня в этой области – это
феномен современной китайской скульптуры.
Глава 2 «Творчество У Вэйшаня в контексте современной
китайской скульптуры». Данную главу мы посвятили исследованию
академического и творческого пути У Вэйшаня. Благодаря этому нам
удалось достичь понимания того, что именно его разносторонний
научный и академический опыт послужил причиной формирования
особого стиля и мышления автора.
В своем разностороннем образовании он заложил основу,
благодаря которой не только осмыслил отличительные черты стиля
современной ему китайской скульптуры, но и заложил основу
собственной индивидуальности.
Именно У Вэйшань предложил концепцию «скульптуры се-и».
Как известно, история «се-и» в традиционной китайской живописи
обширна, но это концепция до того никогда не применялась к
скульптуре. У Вэйшань стал тем, кто восполнил этот пробел. Однако
по нашему мнению, в том, что касается того, как должна выглядеть
«скульптура се-и», У Вэйшань ориентировался на опыт европейской
импрессионистическойскульптуры.Послесравнительного
исследования мы пришли к выводу, что хотя У Вэйшань и
заимствовалсе-икакэстетическуюконцепциюкитайской
традиционной живописи, но художественные приемы, применяемые
приеесозданиионзаимствовалуевропейской
импрессионистическойскульптуры,чтоинаделилоее
соответствующими особенностями.
Импрессионистическаяскульптура-этонаправление,
возникшее в Европе в конце XIX в., со сформированным набором
концепций и изобразительных техник, некоторые из которых и
заимствовал У Вэйшань. В этом и состоит особенность его
индивидуального стиля – он объединяет традиционную китайскую
эстетику се-и и европейскую импрессионистическую манеру
воплощения.
Глава 3 «Типология и концепция художественного образа
произведений скульптуры У Вэйшаня». В данной главе мы
рассмотрелинекоторыескульптурыУВэйшаня,дающие
представление о его творчестве, разделив в целях анализа их на три
группы: монументальные, ландшафтные и декоративные скульптуры.
Монументальная скульптура У Вэйшаня была нами рассмотрена на
примеремемориала«Нанкинскаярезня»,сериискульптур
«Конфуций» и серии скульптур «Лао-цзы». Ландшафтная скульптура
была нами проанализирована на примере нанкинской скульптуры на
тему Олимпийских игр, скульптур на привокзальной площади города
Сучжоу и скульптурной композиции «Путешествие на Запад». В
качестве примера декоративной скульптуры У Вэйшаня мы выбрали
такие произведения как «Течение рифм реки Циньхуай» и «Глядя на
долину реки Янцзы с горы Шицзы».
В своем творчестве У Вэйшань уделяет большое внимание
историческим источникам и материалам, и учитывает сложившийся
культурный образ своего объекта, его историческое значение. Затем
скульптор создает некий новый образ, который с одной стороны
является отражением его собственного понимания предмета,
выражением его переживаний, а с другой стороны отвечает
представлениям носителей китайской культуры. Что касается средств
выразительности, то они отличаются разнообразием, так как У
Вэйшань использует приемы импрессионизма, реализма, иногда
прибегая к приемам абстракционизма, часто пытаясь сочетать их.
Особоевниманиескульптортакжепридаеткитайской
художественной традиции и ее связью со скульптурой – например,
переосмысливая такие важные для китайской культуры символы и
понятия как пустое/полное, инь и ян, вода и горы; или же используя
типичные декоративные орнаменты и иероглифику для создания
скульптурного произведения. У Вэйшань как бы инкорпорирует
подобные культурные элементы в свои скульптуры, к тому же он
гармонично вписывает свои произведения в окружающее их
пространство, создавая истинно китайский пейзаж. Такего
скульптура преображает окружающее ее пространство, играя
эстетическую и культурно-просветительскую роль. Произведения
скульптуры У Вэйшаня, рассмотренные нами в данной главе,
являются настоящими культурными символами.
Глава 4 «Творческий метод У Вэйшаня».В этой главе мы
сначала анализируем некоторые аспекты творчества У Вэйшаня,
выделяя пять основных: динамика, «связующая сила», работа с
формой, символизм, и творческая мотивация. В процессе создания
скульптуры У Вэйшань намеренно сосредотачивает свое внимание на
четырех аспектах (динамика, форма, символизм, единство идеи и
формыпроизведения),объединяяматериальнуюформуи
интеллектуальный замысел в скульптуре, которая, таким образом,
наделяется своей индивидуальностью и упорядочивает пространство
вокруг себя.
В процессе создания скульптуры У Вэйшань постоянно
совершенствует концептуальный образ изображаемого объекта,
концентрируясь на самых важных характерных особенностях натуры.
В то же время, его произведения пронизаны символизмом. Он также
принимает в расчет социальную значимость темы, и ее значение для
носителей культуры, сама скульптура может служить символом
китайской культуры.
Говоря языком В. Кандинского, творчество У Вэйшаня
проистекает из глубокой внутренней необходимости; его творческий
путь оказал существенное влияние как на выбор тем для
произведений, так и на средства выразительности, к которым он
прибегает.УВэйшаньнетолькопрактиковалмноголет
совершенствовался в реализме, но и пытался использовать элементы
модернизма, в то же время он также экспериментировал с
интеграцией традиции и современности. В процессе практики У
Вэйшаня чувствуется и новаторство, и преемственность по
отношению к китайской традиционной художественной культуре, это
побудило У Вэйшаня высказать некоторые идеи по улучшению
преподавания искусства. Он выступает за то, что традиционная
культура должна быть неотъемлемой частью изучения скульптуры,
необходимоизучатьнародноеискусствоитрадиционную
каллиграфию, поскольку это позволяет студентам приблизиться к
природе, понять китайскую традиционную естественную философию
и применить этот опыт в создании скульптуры, сосредоточившись на
формировании духовного наполнения скульптуры.
Взаключенииподведеныитогидиссертационного
исследования.
На творчество У Вэйшаня, прежде всего, оказали влияние две
системы знаний – система знаний китайской традиционной культуры
и западная система знаний. Во-первых, У Вэйшань не только глубоко
воспринял знания, предоставляемые классическим академическим
образованием, но также освоил методы народной скульптуры. Он
демонстрирует всестороннее понимание китайской традиционной
культуры, не ограниченное только лишь познаниями в области
скульптуры. Он неустанно изучает масляную живопись, гохуа,
каллиграфию, историю и теорию искусства и психологию. В то же
время он поддерживает связь с мастерами в различных областях
искусства и культуры – тем самым он всё больше и больше расширяет
свой кругозор. Всё это является основой для творчества У Вэйшаня.
Особое значение У Вэйшань придает динамике скульптуры. Он
использует динамику формы и настроения для того, чтобы усилить
живость скульптуры, ее выразительность, посредством динамики он
управляет направлением движения силовых линий композиции. У
него прекрасно получается использовать естественные формы для
создания разнообразных скульптурных образов, иногда он прибегает
к преувеличению форм, а иногда создает произведения с сильным
привлекающим внимание центром.
Во-вторых, У Вэйшань создает и передает определенное
настроение через динамику формы, создавая очень выразительные и
яркие по художественному образу и содержанию скульптуры. Так У
Вэйшань при помощи динамики формы и настроения обогащает язык
художественной выразительности, как в отношении формы, так и в
духовном плане. У Вэйшань принимает во внимание единство формы
и его особенности с учетом физических законов движения по
окружности и по направлению к центру, а также учитывает
традиционное китайское представление о энергии ци и ее единстве.
Так У Вэйшань объединяет две системы знания – западную и
китайскую, делая упор на единстве («связующей силе») как в
отношении организации пространства, и так и в отношении формы
самой скульптуры. У Вэйшань создает замкнутые, ритмичные формы,
придавая скульптуре пространство образующую роль, создавая
впечатление, что каждый элемент этого пространства как бы
прилегает к скульптуре. В то же время скульптор стремится передать
суть изображаемого предмета.
В-третьих, в работах У Вэйшаня мы видим особый способ
работы с формой произведения, скульптор использует разнообразные
художественные приемы для того, чтобы передать свое собственное
видение мира и свои идеи и чувства. У Вэйшань сознательно
упрощает объект, фокусируясь на ведущей и доминирующей форме в
скульптуре, часто использует крупные каменные формы и прием
китайской живописи гохуа «штриховка косо поставленной кистью»
для создания базовой формы скульптурного произведения. В то же
время он использует приемы конструктивизма, и создает абстрактную
форму на основе естественной формы камня, придавая характерность
своим персонажам, обладающим таким образом основательностью и
долговечностью камня, – все это делает произведения У Вэйшаня
особенно интересными.
Изменения в стиле работ У Вэйшаня тесно связаны с эпохой,
окружающей скульптора обстановкой, с самим характером и
темпераментов творца. Таким образом, скульптура У Вэйшаня
отличается многообразием, – и в отношении тематики, и в отношении
творческого метода, стиля и выбора материала для скульптуры. У
Вэйшань создал новую систему в скульптурном искусстве Китая, его
мощные, выразительные произведения, в которых проявляется
единство формы и идеи, показали, что китайская культура тоже
отвечает потребностям новой эпохи.
История вопроса
Искусство скульптуры в Китае имеет долгую историю. Древние работы
являются историческими свидетельствами традиционного китайского искусства скульптуры. Они имеют черты, характерные для своего времени, и обладают богатым китайским колоритом.В древнем китайском обществе люди, которые занималисьнепосредственно скульптурой, были ремесленниками, их социальный статус был достаточно низким. Сама скульптура считалась ремеслом, служащим погребально-религиозным целям, и не считалась искусством, какими были живопись или каллиграфия, которыми занимались представители элиты. Более того, самого термина «скульптура»(雕塑)не существовало – была лишь «резьба» (雕刻). Слово «скульптор»(雕塑家) возникло в Китае после введения в программы учебных заведений западной дисциплины «История искусств» в XX веке, а употребляемые сегодня в Китае слова, которые имеют такой же корень, как и слово «скульптура», были привезены в страну китайскими скульпторами и художниками, учившимися на Западе. В ХХ веке благодаря изучению западной художественной традиции и проникновению западных ценностей в Китай социальный статус скульпторов постепенно повышался, росло их влияние в обществе.В результате развитие скульптуры всовременном Китае неразрывно связано с принятием и переосмыслением именно западной художественной традиции.
В середине XIX века в китайском обществе началась эпоха великих перемен,
и китайское древнее искусство резьбы стало постепенно забываться. В процессе распространения в Китае западной академической мысли в стране появились скульптуры в стиле классицизма. Этому способствовали учёба студентов за рубежом и реформа художественного образования в Китае по западному образцу. Проникновение в страну французского искусства подготовило почву для слияниятрадиционного китайского художественного образования с западным. Позже, после провозглашения КНР в 1949 г. в связи с большим интересом к изучению советского искусства, советская школа скульптуры также приобрела широкую известность в Китае. Так, на фоне установления в китайских художественных академиях советской школы на базе уже существовавшей французской школы происходит трансформация традиционных представлений об изобразительном искусстве.
На протяжении долгого времени являясь предметом эстетического наслаждения для литераторов, воинского и учёного сословий, чиновников, и воплощением их идеи о поиске бессмертия, а также выполняя ритуально-погребальные функции, искусство превратилось в тесно связанную с государственной идеологией неотъемлемую часть великого дела служения национальным интересам. На этой основе появились и закрепились новые методы наблюдения и натурного анализа, новые художественные приемы и средства выразительности, сопровождающие новую концепцию искусства скульптуры. Под влиянием иностранной культуры они избирательно усваивались местными скульпторами. Все это сыграло важную роль в модернизации образования и китайского скульптурного искусства. В ХХ веке художественное образование и
творческие идеи Франции и Советского Союза оказали огромное влияние на трансформацию китайского художественного мира, в том числе и в области культуры, а конкретное влияние проявилось в различиях эстетических ценностей и средств выразительности, культивируемых моделями художественного образования двух стран. Выбор в пользу обучения за рубежом, использование французской модели в формальном художественном образовании в Китае, а также копирование политики СССР в области литературы и искусства и принятие советских норм художественного образования в условиях господства социалистической идеологии и союзнических отношений между двумя странами способствовали развитию китайского искусства в ХХ веке. Так искусство в Китае претерпело глобальные изменения, и вышло за пределы относительно узких рамок традиционной китайской живописи и гравюры.
В 1990-е годы в скульптурном мире в Китае произошла идейная и культурная трансформация: начался переход от ориентации на эстетику к ориентации на культуру, от проблемы поиска формы – к проблеме выражения идеи через скульптуру. Скульпторы стали обращать внимание на общественные проблемы и выражать чувство социальной ответственности исходя из личных ощущений и переживаний. Они начали двигаться в совершенно новом направлении, используя различные средства выразительности, ломая устоявшиеся стереотипы и подчёркивая гармонию между художественными категориями. В это время художники также стали отходить от элитарного сознания прошлого, и начали использовать некие элементы массовой культуры в своем творчестве, чтобы лучше изобразить современную жизнь. С начала XXI века современные
китайские скульптуры стали активнее распространяться по миру, демонстрируя и продвигая культуру китайской скульптуры на международной арене. В то же время возникло иное направление развития, а именно другая сторона «выхода на мировую арену» – «поиски Китая». В процессе «китаизации» современной скульптуры появилось много выдающихся скульпторов и произведений. Работы скульпторов отличаются традиционным китайским колоритом. Тем самым они подчёркивают и сохраняют великое наследие национальной культуры. В то же время скульпторы не отвергают возможности обучения за рубежом. Творчество китайских скульпторов нашего времени более зрелое, и У Вэйшань является одним из ярчайших представителей этого направления.
Обоснование темы
Китай в конце XX – начале XXI веков являлся и остаётся мировой художественной «лабораторией». Неуклонное стремление китайских деятелей культуры к обновлению художественного языка и средств выразительности привлекает в современному искусству Китая внимание теоретиков и практиков изобразительного искусства.
Как уже было сказано выше, ярким представителем современного искусства Китая является скульптор У Вэйшань(吴为山). Он занимается не только практикой, но и теорией искусства скульптуры. У Вэйшань суммировал и проанализировал законы развития традиционной китайской скульптуры и выявил основные черты традиционной культуры Китая.
Скульптура У Вэйшаня заключает в себе не только характерные черты
китайской традиционной эстетики, в ней также очевидно влияние западного реализма, импрессионизма и абстракционизма. У Вэйшаню удалось объединить в своём творчестве особенности китайского и западного искусства. Творческий кругозор У Вэйшаня очень богат: он не только перенимает опыт традиционной народной скульптуры Китая, но и использует теории и техники западной скульптуры, кроме того, уделяет внимание изучению философских и психологических аспектов. В своём творчестве скульптор объединяет традиционные китайские концепции, интересы и формы с идеями и приёмами западных скульпторов-импрессионистов, тщательно продумывая эти комбинации. В данной работе будет проведен анализ произведений У Вэйшаня на конкретных примерах, показано, как У Вэйшань в современных условиях творческого многообразия по-новому создаёт свои работы, и какое значительное влияние он оказал на развитие современной китайской скульптуры.
Богатые скульптурные творения У Вэйшаня имеют свои особенности: они выражены не только в разнообразной тематике и форме, но также и в визуальных психологических коннотациях. Дальнейшее исследование приведёт нас к новым открытиям, поэтому необходим подробный анализ его работ. Скульптор давно посвятил себя интеграции и реализации китайского культурного духа в китайской скульптуре, создав большое количество популярных скульптур, и в то же время предложил собственную образовательную философию, которая сыграла ведущую роль в развитии китайской скульптуры. В своих духовных изысканиях он уделяет особое внимание теме «людей» и всегда смотрит на тех, кто популярен и независим, в искусстве он ищет тонкий баланс между «сходством» и «различием».
Внутренне он восхищается идеальным царством «нематериального» и «материального» между тянь (небом) и ди (землёй). В эстетике его фаворитами являются поэзия и образность.
Ценность скульптур У Вэйшаня заключается в том, что впитав в себя прекрасные традиции как Китая, так и Запада, он нарушает границы между ними и объединяет их, чтобы пересмотреть настоящее и взглянуть в будущее с позиций более инклюзивной культуры. Он прежде всего сформировал новые эстетические идеи, в основе которых лежит дух современности и традиционные китайские образы, создал язык скульптуры в китайском стиле, который соответствует эстетическим идеалам современных людей. По его словам, «китайская скульптура должна иметь китайские традиции». Он пытается разрушить пассивность китайской скульптуры, следующей западным идеям на протяжении десятилетий, а также хочет дать миру увидеть потенциал её развития. С другой стороны, он использует сущность языка традиционной каллиграфии и живописи как руководство к созданию скульптуры, которая имеет важное культурное значение. Сочетание образной скульптуры У Вэйшаня, основанной на его собственных убеждениях и китайском культурном духе, и традиционной китайской культуры, которая стоит перед лицом многообразия современной художественной культуры, имеет историческое значение для анализа скульптурных образов и изучения национального китайского художественного языка.
Степень разработанности темы исследования
У Вэйшань – современный китайский скульптор, творчество которого не
исследовалось в России. В Китае также не существует ни одной кандидатской
(докторской) работы, посвящённой У Вэйшаню, есть лишь несколько магистерских диссертаций и публикаций с результатами этих магистерских диссертаций в периодической печати. Работы, связанные с творчеством У Вэйшаня, в основном издавались в период с 2005 по 2016 гг. В 2005 году Сунь Чжэньхуа(孙振华) в статье «Китайский способ создания скульптурного искусства» в периодическом издании «Исследования в области литературы и искусства» проанализировал недостатки исторического развития китайской скульптуры, разъяснил характерные черты образов, к созданию которых стремился У Вэйшань в своём искусстве, а также оценил вклад У Вэйшаня в развитие китайской скульптуры.
Инь Шуанси(殷双喜) в своей статье «Новаторство, идущее от сердца – скульптура У Вэйшаня» 2006 года говорит о том, что в скульптурном искусстве У Вэйшаня отразилась тенденция современной китайской скульптуры, которая заключается в том, чтобы одновременно с сохранением индивидуальности национальной культуры, стремиться к равноправному диалогу с мировой скульптурой. Искусство У Вэйшаня вовсе не относится к мэйнстримному направлению, лишь отвечающему интересам времени, оно будто находится вне времени. Хотя между искусством У Вэйшаня и традицией существует очень тесная связь, в то же время он как бы превосходит традицию и обычаи, создавая произведения искусства, обладающие крайней степенью индивидуальной притягательности.
Стремясь к созданию скульптур с неповторимым китайским стилем, У
Вэйшань внёс значительный вклад в адаптацию современного китайского
скульптурного искусства и добился признания своего творчества во всём мире. Сходная с этой точка зрения отражена в работе Ли Сяошань ( 李 小 山 ) «Преемственность и перемены – О скульптуре У Вэйшаня». В 2006 году в июньском выпуске «Художественной критики» была размещена короткая обзорная статья Фань Дианя(范迪安) под названием «Значение скульптуры У Вэйшаня». В ней был сделан акцент на том, что творчество У Вэйшаня способствует устранению феномена недостатка индивидуальности в китайской скульптуре. В статье Шао Дачжэня ( 邵 大 箴 ) «Индивидуальная манера сочетания твёрдости и гибкости – скульптура У Вэйшаня», выпущенной в тот же период, автор концентрирует внимание на оценке индивидуальных особенностей стиля У Вэйшаня, таких, как «сочетание твёрдости и гибкости», «отражение духа гуманизма». В магистерской диссертации Доу Чуаня(窦川) 2012 года «Стиль “се-и”1 (“пишу идею”) в скульптуре У Вэйшаня – Исследование», в статье Ван Яньбиня(王延斌) 2013 года «О стиле “се-и” (“пишу идею”) в скульптуре У Вэйшаня, о её человечности и поэтичности», в работе Фань Дианя 2013 года «Сотворение гуманитарной культуры – о скульптуре У Вэйшаня» и в статье Тан Цзунбиня(谭宗斌)2015 года «Краткий эстетический анализ скульптуры У Вэйшаня» уделяется особое внимание человеческим переживаниям и эстетическим особенностям, отражённым в искусстве этого скульптора.
В статьях же «Эпические шедевры, воплощения стиля “се-и” (“пишу идею”)– Скульптура У Вэйшаня» Ван Вэньчжана(王文章) (2008 год) и
1Живопись идей, (се-и 写意), стилистическое направление китайской живописи, в котором идейное содержание
превалирует над формальным сходством. См. Список иллюстраций. Рис.2-4.
11
«Изложение высоких помыслов – Художественная оценка скульптуры Сюн Бинмина и У Вэйшаня» Чэнь Вэньшуя(陈文水) подробно обсуждаются некоторые из работ самого У Вэйшаня. Работа Чэнь Цяна(谌强) 2014 года «У Вэйшань: душа стиля “се-и” в скульптуре» рассказывает о некоторых событиях из жизненного опыта скульптора.
Хотя скульптура У Вэйшаня в стиле “се-и”уже давно привлекает значительное внимание деятелей искусства, и несмотря на значительное количество работ за последние 10 лет, его творчество ещё недостаточно изучено.В большинстве статей, связанных с творчеством У Вэйшаня, идеи зачастую повторяются: все они так или иначе исследуют искусство скульптуры У Вэйшаня с точки зрения китайской традиционной эстетической культуры стиля “се-и”. На самом деле, в произведениях У Вэйшаня отчётливо заметно влияние западной скульптуры, в особенности – влияние импрессионизма. Однако опубликованные статьи никак не затрагивают тему влияния европейской техники на творчество У Вэйшаня. Таким образом, творчество скульптора впервые исследуется не только на уровне кандидатской диссертации, но и впервые рассматривается с точки зрения совместного влияния на него как западной, так и восточной культур.
Объектом исследования являютсяпроизведения китайского скульптора У Вэйшаня и его теоретическоенаследие в области искусствоведения и преподавания искусства скульптуры.
Предметом исследованияявляется творческий метод и педагогическая
деятельностьУ Вэйшаня в контексте развития художественной культуры Китая второй половины ХХ – начала XXIвв.
Цель исследования- анализ и изучение творческого наследия, творческого метода и педагогической деятельности У Вэйшаня, определение места, которое занимает творчествоУ Вэйшаня в искусстве Китая второй половины ХХ – начала XXI вв.
Для достижения цели исследования в рамках данной диссертационной работы было поставлено четыре основных задачи.
Во-первых, рассмотреть развитие современной китайской скульптуры и охарактеризовать ключевые этапы и особенности влияния западной культуры на современную китайскую скульптуру.
Во-вторых, рассмотреть исторический и культурный фон эпохи, в которую родился У Вэйшань, а также полученные им образование и опыт в сфере искусства.
В-третьих, на данной основе с помощью многофакторного анализа рассмотреть особенности содержания работ У Вэйшаня, их типологию, творческий метод, формирование художественного образа.
В-четвертых, проанализировать педагогическую деятельность, выделив основу концепции педагогического метода.
Границы исследования
Хронологическими границами исследования являются вторая половинаXX- начало XXI вв.
Методологияисследования
1. Метод исследования источников и литературы по теме.
Данный метод представляет собой поиск различного рода исторических и современных документов, касающихся У Вэйшаня, сбор всего имеющегося материала по скульптурам, сочинениям, статьям У Вэйшаня, а также описаний и оценок его творчества, сделанных другими людьми, и подобных источников. Объединение исследования литературы по теме с реальными наблюдениями, полученными посредством проведения интервью с самим У Вэйшанем, его учениками, другими деятелями искусства, критиками и прочих ценных материалов по вопросам исследования У Вэйшаня и его творчества; а также их дальнейшая обработка, обобщение и анализ для достижения наибольшей объективности изложения и выводов работы.
2. Метод искусствоведческого исследования.
Данный метод объединяет целый ряд исследований: иконографический, формально-композиционный, стилистический и историко-культурный анализ. В контексте этого метода рассматривается развитие китайского скульптурного искусства, влияние на него современного западного скульптурного искусства, делается обобщение закономерностей развития китайского скульптурного искусства. Сочетание исторического анализа, изучение культурных элементов Востока и Запада отражено в созданных У Вэйшанем скульптурах и, таким образом, является основным фактором, повлиявшим на стиль скульптуры У
Вэйшаня, и будущие тенденции развития китайской скульптуры. 3. Метод сравнительного исследования.
– Диахроническое сравнение – то есть сравнительный анализ изменения концепции, изменения формы и содержания скульптур У Вэйшаня в каждый период его деятельности, а также сравнение сходств и различий между творческими стилями У Вэйшаня на разных этапах его творчества.
-Синхроническое исследование – то есть сравнение в рамках одной эпохи, сопоставление скульптурных форм У Вэйшаня с другими скульптурными формами этого периода, определение их специфики, перспективных особенностей и художественной ценности.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
-создание целостного представления о тенденциях и развитии современной скульптуры Китая на примере творчества китайского скульптора У Вэйшаня;
-исследование идейно-художественных основ, композиционной и пластической специфики творчества китайского скульптора У Вэйшаня;
-введение в научный оборот неизвестных документов, архивных и изобразительных материалов.
– впервые проведен комплексный анализ художественной и педагогической деятельности У Вэйшаня.
Положения, выносимые на защиту
1. У Вэйшань обладает ярко выраженным индивидуальным художественным творческим почерком. 2. Творчество У Вэйшанястрадает закономерности развития современного китайского искусства.
3. Скульптурные произведения У Вэйшаня отражают влияние западной и восточной традиций в пластических искусствах.
4. Оригинальная педагогическая методика У Вэйшаня является прогрессивным методом в художественном образовании.
Теоретическая значимость исследования
Произведения У Вэйшаня – выдающийся феномен современной китайской скульптуры. Исследование работ У Вэйшаня, с одной стороны, позволит описать современное состояние китайской скульптуры, с другой – поможет в исследовании тенденций развития китайской скульптуры. Проведение многофакторного анализа скульптуры У Вэйшаня в контексте современной скульптуры Китая.
Практическая значимость исследования
Имеет практическую ценность для искусствоведов и музейных работников, так как аналитически представляет историю развития современной китайской скульптуры и творчества У Вэйшаня, что важно и необходимо в музейной и выставочной практике.Изучение инновационных взглядов У Вэйшаня на искусство и его подхода к творчеству имеют практическую ценность в педагогической деятельности.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!