Идеология и текст: социально-герменевтический аспект (09.00.11)
Актуальность темы исследования.
На протяжении многих веков человеческая мысль упорно работала над проблемами, проходящими через всю ее историю и приобретающими особую актуальность в наши дни – проблемы языка, понимания, интерпретации в жизни человека и общества. Природа интерпретации, эволюция ее критериев и структуры в ходе развития общества, онтологические и историко-социальные условия интерпретации, ее нравственно-этические следствия тесно связаны1 с поисками глубинного смысла человеческого бытия, с формированием системы нравственных критериев общественной жизни..
С наступлением XX века, века сильнейших духовных потрясений, века рождения и гибели -наиболее кровавых тоталитарных режимов, века широчайшего развития средств массовой информации, все более актуальным становится вопрос идеологии – неустранимой ангажированности процесса познания. В процессе радикальной переоценки ценностей, интенсивно идущей в течение последнего века, одно го центральных мест принадлежи/ оценке значимости идеологии в такой структуре общественных отношений, где высшими ценностями признаются духовная свобода, собственное достоинство человека.
Философский анализ проблем жизни общества предполагает пересмотр
ряда аспектов свободы совести, прав человека, идеологии, тесно связанных с
проблемами развития политических, социальных и культурных процессов. В
связи с этим все большую актуальность приобретает проблема языка и знака
вообще. Постструктуралистские исследования отчетливо показывают, что
общество приобретает власть над личностью посредством особого языка –
языка мифов (например: реклама, сенсация, парадигма), который
необходимо каждый раз “разоблачать”, трактуя его в его собственных
терминах. Таким образом, наука интерпретации, герменевтика, приобретает
огромную важность в деле исследования общественно – личностных
взаимоотношений и является важным инструментом подлинно
демократического построения общества.
Определяющими мотивами в теориях “политического” сегодня становятся такие нерелевантные для практики политического исследования направления как экзистенциализм, герменевтика, семиотика и др. Здесь нет недостатка в параллелях: шизоанализ Ж.Делеза и Ф.Гватгари уловим уже в «сумасшествии» разума М.Хоркхаймера и Т.В.Адорно, «конец истории» Ф.Фукуямы может быть «вычитан» у Г.Маркузе, Ж.Деррида вполне «конституируем» Ф. де Соссюром и М.Хайдеггером и т.д. А.Шопенгауэр, А.Бергсон, Ф.Ницше, З.Фрейд – в полном смысле слова спровоцировали современность на перманентную истерику в решении вопроса о самой себе, своей самоидентификации – своей идеологии- Теснейшим образом соприкасаются теории Д.Белла («враждебная культура») и Р.Инглхарта
(«постматериальные ценности»), развитие понятия политической социализации как аккультурации Ю.Хабермаса и Н.Лумана.
Необходимо также отметить, что герменевтика постструктурализма приобретает особую значимость в виду ее связи с философской традицией. Гуссерлевский тезис о забвении вещи, хайдеггеровский вопрос о забвении бытия как нельзя более релевантны в современном информационном обществе, где провозглашается “смерть субъекта”. Согласно хайдеггеровской постановке вопроса о бытии, “именно через призму этого основополагающего для философского мышления понятия… оказывается возможным более адекватное понимание субъективности”1.
Актуальность темы исследования в свете сказанного определяется. необходимостью синтетического рассмотрения проблем знака, языка, идеологии, сознания и бытия. Этим подразумевается, что данные проблемы должны восприниматься не как проблемы исключительно семиотические, герменевтические, феноменологические и онтологические, но как сущностно взаимосвязанные и социально ориентированные проблемы.
Степень разработанности проблемы.
Актуальность темы определяет постоянно растущий интерес исследователей, работающих в различных областях науки, к проблемам идеологии и герменевтики. Среди таких наук в первую очередь следует назвать социальную философию, социологию, психологию, лингвистику, семиотику, герменевтику. В последние годы появилось немало публикаций, в которых анализируемые в данной работе проблемы затрагивались с различных сторон. Наиболее разработанными являются политологические и социологические основания вопроса об идеологии, и здесь следует отметить таких теоретиков современности как Э.Ноэль-Нойман. Р.Даль, Д.Хелд, Ф.Хайек, Х.Арендт, К. Шмитт, М.Мак-Льюэн, Ю.Хабермас, Н.Луман, Х.Матурана, Ф.Варела, Д.Истон, Г. Алмонд, Г.Зиммель, Р.Парк, Р.Арон, Г.Лассуэл, Л.Штраусс.
Исследования специфики идеологии как общественного феномена связано с выявлением закономерностей ее функционирования как универсального явления, присущего всем сферам общественной жизни. Анализ этих закономерностей требует обращения к различным отраслям человеческого знания, в особенности же к герменевтике.
В области лингвистики, семиотики и герменевтики следует
отметить основополагающую роль трудов таких мыслителей и ученых как Ф. Шлейермахер, А. Гумбольдт, Ф. Соссюр, В.Дильтей. которые заложили фундамент герменевтики, правда еще очень “лингвизированный” и
Михайлов А.А. Проблема “субъективности” в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Проблема сознания в современной западной философии. – М : Наука, 1989. -С. 137.
Актуальность темы исследования.
На протяжении многих веков человеческая мысль упорно работала над проблемами, проходящими через всю ее историю и приобретающими особую актуальность в наши дни – проблемы языка, понимания, интерпретации в жизни человека и общества. Природа интерпретации, эволюция ее критериев и структуры в ходе развития общества, онтологические и историко-социальные условия интерпретации, ее нравственно-этические следствия тесно связаны1 с поисками глубинного смысла человеческого бытия, с формированием системы нравственных критериев общественной жизни..
С наступлением XX века, века сильнейших духовных потрясений, века рождения и гибели -наиболее кровавых тоталитарных режимов, века широчайшего развития средств массовой информации, все более актуальным становится вопрос идеологии – неустранимой ангажированности процесса познания. В процессе радикальной переоценки ценностей, интенсивно идущей в течение последнего века, одно го центральных мест принадлежи/ оценке значимости идеологии в такой структуре общественных отношений, где высшими ценностями признаются духовная свобода, собственное достоинство человека.
Философский анализ проблем жизни общества предполагает пересмотр
ряда аспектов свободы совести, прав человека, идеологии, тесно связанных с
проблемами развития политических, социальных и культурных процессов. В
связи с этим все большую актуальность приобретает проблема языка и знака
вообще. Постструктуралистские исследования отчетливо показывают, что
общество приобретает власть над личностью посредством особого языка –
языка мифов (например: реклама, сенсация, парадигма), который
необходимо каждый раз “разоблачать”, трактуя его в его собственных
терминах. Таким образом, наука интерпретации, герменевтика, приобретает
огромную важность в деле исследования общественно – личностных
взаимоотношений и является важным инструментом подлинно
демократического построения общества.
Определяющими мотивами в теориях “политического” сегодня становятся такие нерелевантные для практики политического исследования направления как экзистенциализм, герменевтика, семиотика и др. Здесь нет недостатка в параллелях: шизоанализ Ж.Делеза и Ф.Гватгари уловим уже в «сумасшествии» разума М.Хоркхаймера и Т.В.Адорно, «конец истории» Ф.Фукуямы может быть «вычитан» у Г.Маркузе, Ж.Деррида вполне «конституируем» Ф. де Соссюром и М.Хайдеггером и т.д. А.Шопенгауэр, А.Бергсон, Ф.Ницше, З.Фрейд – в полном смысле слова спровоцировали современность на перманентную истерику в решении вопроса о самой себе, своей самоидентификации – своей идеологии- Теснейшим образом соприкасаются теории Д.Белла («враждебная культура») и Р.Инглхарта
(«постматериальные ценности»), развитие понятия политической социализации как аккультурации Ю.Хабермаса и Н.Лумана.
Необходимо также отметить, что герменевтика постструктурализма приобретает особую значимость в виду ее связи с философской традицией. Гуссерлевский тезис о забвении вещи, хайдеггеровский вопрос о забвении бытия как нельзя более релевантны в современном информационном обществе, где провозглашается “смерть субъекта”. Согласно хайдеггеровской постановке вопроса о бытии, “именно через призму этого основополагающего для философского мышления понятия… оказывается возможным более адекватное понимание субъективности”1.
Актуальность темы исследования в свете сказанного определяется. необходимостью синтетического рассмотрения проблем знака, языка, идеологии, сознания и бытия. Этим подразумевается, что данные проблемы должны восприниматься не как проблемы исключительно семиотические, герменевтические, феноменологические и онтологические, но как сущностно взаимосвязанные и социально ориентированные проблемы.
Степень разработанности проблемы.
Актуальность темы определяет постоянно растущий интерес исследователей, работающих в различных областях науки, к проблемам идеологии и герменевтики. Среди таких наук в первую очередь следует назвать социальную философию, социологию, психологию, лингвистику, семиотику, герменевтику. В последние годы появилось немало публикаций, в которых анализируемые в данной работе проблемы затрагивались с различных сторон. Наиболее разработанными являются политологические и социологические основания вопроса об идеологии, и здесь следует отметить таких теоретиков современности как Э.Ноэль-Нойман. Р.Даль, Д.Хелд, Ф.Хайек, Х.Арендт, К. Шмитт, М.Мак-Льюэн, Ю.Хабермас, Н.Луман, Х.Матурана, Ф.Варела, Д.Истон, Г. Алмонд, Г.Зиммель, Р.Парк, Р.Арон, Г.Лассуэл, Л.Штраусс.
Исследования специфики идеологии как общественного феномена связано с выявлением закономерностей ее функционирования как универсального явления, присущего всем сферам общественной жизни. Анализ этих закономерностей требует обращения к различным отраслям человеческого знания, в особенности же к герменевтике.
В области лингвистики, семиотики и герменевтики следует
отметить основополагающую роль трудов таких мыслителей и ученых как Ф. Шлейермахер, А. Гумбольдт, Ф. Соссюр, В.Дильтей. которые заложили фундамент герменевтики, правда еще очень “лингвизированный” и
Михайлов А.А. Проблема “субъективности” в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Проблема сознания в современной западной философии. – М : Наука, 1989. -С. 137.
нет
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!