Идея бессознательного в западной культуре XX века
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1
Идея бессознательного в системе культуры: теоретический
аспект …….……………………………………………………………….. 19
1.1 Имманентное единство культуры и «бессознательного»:
ретроспективный анализ………………………………………………………… 19
1.2 Идея бессознательного в гуманитарных исследованиях
ХХ века…………………………………………………………………………………. 38
1.3 Эвристическая роль идеи бессознательного в художественном
творчестве…………………………………………………………….. 58
ГЛАВА 2
Особенности воплощения идеи бессознательного в текстах
западной культуры ХХ века …….…………………………………….. 85
2.1 Культурологический смысл идеи бессознательного в мировой
литературе …………….…………………………………………………………. 85
2.2 Элитарное кино и психоанализ ……………………………………………. 105
2.3 Массовое кино и психоанализ ………………………………….. 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 153
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………… 156
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы
диссертационной работы, подробно характеризуется степень научной
разработанности поставленной проблемы, определяются объект, предмет,
цель и задачи исследования, обосновывается теоретико-методологическая
база и научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на
защиту, обозначается теоретическая и практическая значимость исследования,
приводятся сведения об апробации материалов исследования.
Первая глава диссертационного исследования «Идея бессознательного
в системе культуры: теоретический аспект» состоит из трех параграфов и
включаеттеоретическийанализконцепций«бессознательного»,
сформировавшихся в сфере гуманитарного знания, и изучение места
«бессознательного» в структуре культуры ХХ века.
В параграфе 1.1. «Имманентное единство культуры и
«бессознательного»: ретроспективный анализ» выполнен обзор концепций
и исследований представителей науки, занимавшихся проблемой
«бессознательного», и ретроспективно представлена эволюция научных
взглядов на взаимосвязь «бессознательного» и культуры.
Заслуга открытия бессознательного принадлежит основателю
классического психоанализа З. Фрейду, доказавшему ту огромную роль,
которую «бессознательное» играет в психических процессах. В классическом
психоанализе, в центре внимания которого стоит индивидуальная психика,
индивидуально-психическое впервые сопоставляется с социокультурными
феноменами, а индивид оказывается в оппозиции по отношению к культуре.
Напряженность в отношениях между человеком и культурой
обусловлена наличием агрессивных влечений в рамках индивидуальной
психики – проявлениями «инстинкта смерти» (Танатос), во фрейдовской
концепции противопоставленного «инстинкту жизни» (Эросу). Однако
помимо конфликта между культурой и агрессивными влечениями З. Фрейд
выводит также противоречие между культурой и «основным инстинктом» –
человеческой сексуальностью, которая оказывается ограниченной и
подавленной в результате того, что индивид стремится сохранить свои
социокультурные связи и закрепить общественные союзы отношениями
дружбы. Уже сам З. Фрейд распространяет принципы психоанализа из сферы
индивидуальной психики на область групповой и массовой психологии,
рассматривает психоанализ не только как терапевтическую теорию, но и как
адекватный инструмент для исследования различных явлений, относящихся к
сфере антропологии, культуры, литературы, искусства и т.д. (так называемый
«прикладной психоанализ»).
Аналитическая психология К. Г. Юнга, отталкивающаяся от открытий
З. Фрейда и развивающая их, базируется на представлении об
«индивидуальном бессознательном» лишь как о части огромного
психического океана – «коллективного бессознательного». Данное понятие,
обоснованное К. Г. Юнгом, включает в себя не только личностные накопления
индивида, но и нечто более глубинное, базовое, то, что принадлежит не одной
только психике отдельного конкретного индивида, а всему человечеству в
целом.
Индивидуальная психология А. Адлера – одна из психоаналитических
концепций, нейтральных к обоснованию культуры, так как она опирается на
социокультурное в своей основе представление о стремлении к превосходству
и связанном с ним чувством неполноценности (характерных, согласно
адлерианской концепции, для всех людей, начиная с детства). Еще одна
концепция подобного «нейтрального» характера – это структурный
психоанализ Ж. Лакана, основанный на синтезе психоанализа, структурализма
и лингвистики. Ж. Лакан рассматривает социально-лингвистические аспекты
проблемы и выстраивает свою концепцию бессознательного исходя из того,
что влечения не сводятся к животным инстинктам, приобретая статус
символов, а значит, «бессознательное» может быть расшифровано, так как
подчиняется законам языка. Его версия психоанализа, по сути, «социальна»,
поскольку в центре ее внимания – всегда именно взаимодействия между
людьми. В этой сфере разворачивается его знаменитая триада «Воображаемое
– Символическое – Реальное».
Гуманистический психоанализ, разрабатываемый представителями так
называемой Франкфуртской школы, приходит к выводу о гармонии между
культурой и индивидом. Так, главной задачей «гуманистического
психоанализа» Э. Фромма стал поиск пути разрешения «экзистенциальных» и
«исторических» дихотомий, без которых невозможно человеческое
существование. По мнению Э. Фромма, существуют две противоположных
жизненных установки: модус «иметь» опирается на стремление к
потреблению и владению, а модус «быть» ориентируется на сам факт
экзистенции и является источником продуктивного подхода к жизни.
Таким образом, развитие психоаналитических концепций в ХХ в. было
непосредственно связано с обоснованием культурных основ общественной
жизни. Тенденция развития: от отрицательного воздействия культуры на
сознание человека, в котором подавляются основные желания сферы
бессознательного (З. Фрейд, К. Г. Юнг), до гармоничного согласования между
ценностями культуры и внутренним миром личности (Э. Фромм).
В параграфе 1.2. «Идея бессознательного в гуманитарных
исследованиях ХХ в.» рассматривается дальнейшее развитие постулатов
З. Фрейда в исследовательской мысли ХХ столетия и эволюция научных
представлений о психоанализе и категории «бессознательное».
Уже в начале ХХ века ученые в полной мере осознали значимость
открытой З. Фрейдом роли бессознательного для культуры, а также пришли к
выводу о колоссальном влиянии психоанализа на современные
психологические исследования, клиническую практику, медицину в целом, на
социологические и антропологические дисциплины, искусство и литературу.
Психоанализ получил статус одной из наиболее значимых философско-
мировоззренческих систем ХХ века. Основным достижением психоанализа
как культурфилософского направления гуманитарного знания стало решение
проблемы соотношения рационального и иррационального, взаимосвязи
культуры со сферой бессознательного.
Развитие постулатов З. Фрейда и самой идеи «бессознательного»
активно продолжилось в ХХ веке, прежде всего, во французской философии.
Так, исследования Ж. Лакана оказали огромное влияние на становление
критической мысли, теории литературы, всей французской академической
культуры ХХ века, в том числе культурологии, социологии, феминистской
теории, теории кино и клинического психоанализа. Кроме того, у Ж. Лакана
было множество последователей, среди которых – культовый словенский
мыслитель С. Жижек. Его психоаналитический подход оказался весьма
востребован, в том числе в социальной и политической философии. В центре
его внимания оказывается такой сложный социально-политический феномен
как идеология.
Еще один известный французский мыслитель – Ж. Деррида – вводит в
философско-культурологический дискурс понятие деконструкции и
призывает «деконструировать» метафоричность до самых «простых»
системообразующих форм – так, как это было сделано З. Фрейдом в
отношении человеческой психики и культуры.
Непосредственное, хотя и не всегда легко прослеживаемое влияние
оказала идея бессознательного и на экзистенциализм, который, как и
психоанализ, стремился сосредоточить внимание на вопросе о человеческом
существовании. Так, согласно «атеистическому экзистенциализму» Ж.-
П. Сартра, человек свободен, независим, не обусловлен ничем, включая
любые проявления веры, и в этом прослеживается идея З. Фрейда о проекции
потребности в «отце», реализованной в Боге.
Психоанализ оказал влияние не только на философские течения ХХ
века, но и на антропологию (Г. Рохейм, Б. Малиновский, Р. Бенедикт,
М. Мид), этнографию и даже экономическую теорию. Таким образом, можно
констатировать, что идеи психоанализа нашли свое отражение и продолжение
во многих гуманитарных концепциях культуры ХХ века и, прежде всего, в
исследованиях в сфере культурологии, социальной и экзистенциальной
философии, политологии, этнологии, прикладной психологии, аналитической
экономике.
Параграф 1.3. «Эвристическая роль идеи бессознательного в
художественном творчестве» посвящен специфике функционирования
категории «бессознательного» в сфере художественно культуры, в частности,
в литературе и кинематографе.
В самом широком смысле художественная культура глубинно связана со
сферой индивидуального и массового сознания, прежде всего, потому что
художественные произведения способны выражать явные или скрытые
эмоционально-психологические состояния своих авторов. В то же время, в
художественной культуре ХХ века все чаще создаются такие тексты, которые
так или иначе отражают проблематику «бессознательного», структуру и
механизмы, действующие в этой сфере. Смыслообразы, возникающие в
прозаических текстах литературы, зачастую возникают самостоятельно и
независимо от психоаналитической теории, однако их характер
непосредственно отражает структуру и механизмы, действующие в
бессознательной сфере. Таким образом, и литература, и концепции
психоанализа самостоятельно и независимо друг от друга актуализировали,
выявили и обосновали процессы, происходящие во внутреннем мире человека,
обусловленном бессознательной областью психики.
К. Г. Юнг рассматривает художественную литературу как один из
возможных вариантов «воплощения» общечеловеческих архетипов.
Современный немецкий психоаналитик А. Гамбургер характеризует
взаимосвязь между литературой и психоанализом в таких аспектах, как
психоаналитическая рецепция литературы, трактовка самого психоанализа в
качестве литературы, психоаналитическая интерпретация литературы и
психоаналитическое влияние на литературу. На данный момент психоанализ –
как в отечественном, так и особенно в западном литературоведении –
считается одним из наиболее адекватных и востребованных методов анализа
литературно-художественного текста (так называемое «психоаналитическое
литературоведение»).
Не менее существенным оказывается влияние психоанализа и на
киноискусство. Благодаря грандиозным эстетическим и технико-
технологическим возможностям, которыми обладает кино, оно способно
выражать мировоззренческие смыслы культурных процессов ХХ–ХХI вв. В
современном киноискусстве как отрасли культурологического дискурса
существует целый пласт фильмов, несущих значительную психологическую
нагрузку и определяемых как «film as psychology» (Т. Маклелланд).
Значительное место среди них занимают фильмы ХХ века, в той или иной мере
репрезентирующие психоаналитическую тематику.
В 1980-х годах на базе объединения идей постструктурализма и
культурологии с психоаналитической теорией З. Фрейда и структурным
психоанализом Ж. Лакана складывается философско-культурологический
подход, определяемый как «философия (культура) кино». Наиболее известные
представители этого направления – К. Метц, Ж. Делез, С. Жижек. Главным и
общим для них стало повышенное внимание к проблеме бессознательного и
его репрезентации в киноискусстве. Если К. Метц и С. Жижек рассматривают
данную проблему с позиций психоанализа, то позиция Ж. Делеза
представляется совершенно уникальной: он пытается «мыслить с помощью
кино», осознать роль философско-культурологического понимания
кинематографического текста. Философ активно критикует фрейдистский
подход, хотя и не отрицает роль бессознательных психических содержаний. В
культуре кино особое внимание уделяется составляющим его
бессознательным элементам – таким, как психофизический «шок», который
вызывается создаваемыми кинематографическим текстом «вибрациями»,
воздействующими на восприятие и кардинально изменяющими мышление
воспринимающего субъекта. Воспринимающий кинематографический
индивид представляет собой массового, «несобранного» субъекта восприятия,
структура которого соответствует коллективной бессознательной сфере.
Во второй главе диссертационного исследования «Особенности
воплощения идеи бессознательного в текстах западной культуры
ХХ века», включающей три параграфа, обоснована специфика практической
реализации «бессознательного» в современной литературе и киноискусстве.
Параграф 2.1. «Культурологический смысл идеи бессознательного в
западной литературе» посвящен изучению художественных текстов из
области модернистской литературы в аспекте проявления в них идеи
«бессознательного». В данном параграфе речь идет о взаимосвязи
психоанализа и модернистской литературы, которая выстраивается в
контексте их общей «революционности» в условиях разработки совершенно
новых дискурсов субъективности и культуры. Модернистскую литературу и
психоанализ сближает нацеленность на сходные проблемы и тексты, на
изучение связи между субъективностью, сексуальностью и языком; они
включают концепции «примитивных форм» в дискуссию о сексуальности и
агрессии; исследуют жизнеспособность симптома интерпретационной
матрицы как для отдельных субъектов, так и для групповых структур;
рассматривают появление «культуры» и этнического фактора как
центральных упорядочивающих концепций в художественном производстве в
начале XX века.
Примерами приближения англоязычной литературы к концепции
психоанализа и идее «бессознательного» являются такие произведения, как
«Улисс» и «Портрет художника в юности» Дж. Джойса, где автор производит
анализ подсознания героев, вскрывая их фобии и комплексы по фрейдистским
принципам; сочинения В. Вульф, в которых она использует технику «потока
сознания» и демонстрирует глубокий интерес к работе человеческого разума
и подсознания; роман Э. Хемингуэя «Прощай, оружие», являющийся
своеобразной «литературной иллюстрацией» одного из главных фрейдовских
концептов – концепта Эроса и Танатоса.
В немецкоязычной литературе влияние психоанализа наиболее ярко
проявилось в творчестве Ф. Кафки. Его рассказ «Превращение» полон
символизма и метафорических отображений процессов человеческого
отчуждения, а роман «Процесс» стал художественным текстом, полностью
основанном на «языке символов». Одним из первых, кто вполне намеренно
ввел в свое творчество «фрейдистские мотивы», стал Т. Манн («Смерть в
Венеции», «Доктор Фаустус»). Большое влияние психоанализа отмечается
также на мировоззрение и творчество Л. Фейхтвангера («Братья Лаутензак»,
«Иосиф Флавий», «Иудейская война», «Мудрость чудака»). Особую позицию
занимал Г. Гессе, который предпочитал юнгианскую форму психоанализа и
даже проходил терапию у К. Г. Юнга, колоссальное воздействие идей
которого сказалось на всем его творчестве. Типично «юнгианские» мотивы
(единство и взаимовлияние полярных противоположностей или поиск «своего
пути») присутствуют в его романах «Степной волк», «Нарцисс и Златоуст»,
«Паломничество в Страну Востока», «Игра в бисер» и др.
Таким образом, в мировой литературе ХХ в., представленной
произведениями англо- и немецкоязычных авторов, наблюдается влияние
психоаналитических концепций на творческий процесс создания культурных
текстов. В частности, произведения модернистских писателей, демонстрируя
деятельность сознания в качестве «потока» переживаний, раскрывают смысл
таких бессознательных концептов, как «эдипов комплекс», нарциссизм,
борьба Эроса и Танатоса, отчуждение человека от собственной сущности,
выраженное в форме абсурдистских фантазий и др.
В параграфе 2.2. «Элитарное кино и психоанализ» раскрывается
значение психоаналитической концепции и идеи «бессознательного» в
современном кинематографе на примере кинофильмов ХХ века, имеющих
элитарную направленность. При этом подчеркивается революционное
значение подобных кинематографических текстов, отсчет эволюции которых
ведется от картины «Забриски-пойнт» М. Антониони. В историю кино вошла
кульминационная сцена этого фильма, в которой раскаленный воздух Долины
Смерти множит фантомы влюбленных пар – так, по З. Фрейду, Эрос, инстинкт
жизни, противостоит Танатосу – инстинкту смерти.
Еще более «фрейдистским» можно назвать творчество другого великого
итальянского режиссера – П. Пазолини. Кульминацией «фрейдистского»
творчества П. Пазолини считается картина «Теорема», трактованная как
притча, через эмоционально окрашенные метафоры повествующая о практике
«духовной смерти» – полного отказа человека от своей прошлой жизни и
личностных ценностей.
Подлинным шедевром «психоаналитического кино» стал «Полет над
гнездом кукушки» – культовый фильм М. Формана. Сюжет разворачивается в
психиатрической клинике, предстающей собой «сцену» для драм сознания, а
сам фильм можно рассматривать как психологическую метафору, наглядно
иллюстрирующую теории З. Фрейда и К. Г. Юнга. И хотя сюжет едко
пародирует психоанализ, действие здесь построено по тому же принципу, по
какому З. Фрейд выстраивал структуру человеческой психики.
Один из киномастеров, чье пристрастие к психоанализу было наиболее
откровенным, – Ф. Феллини, творчеству которого свойственны высокая
степень психологизма и практически «исповедальной» автобиографичности.
Многие из его фильмов (например, «Восемь с половиной», «Сатирикон»)
создавались под влиянием трудов К. Г. Юнга. Особенно явно прослеживается
отражение в творчестве Ф. Феллини главных юнгианских идей – о роли
«коллективного бессознательного» и «архетипов» как главных его
проявлений, об «Аниме», «Анимусе», «Тени». Фильмы «Восемь с половиной»,
«Сладкая жизнь», «Амаркорд» сняты в технике, близкой к современному
понятию «рваного кадра» и обозначаемой как «поток сознания». Важными
приемами передачи бессознательного также становятся бессистемность и
хаотичность преподнесения материала, отсутствие четкой сюжетной линии и
четкой грани между «реальным» и «нереальным». Развитие особенностей
режиссерского подхода можно проследить по линии «личное
бессознательное» – «национальное бессознательное», проявившееся,
например, в итальянском фашизме, который также оказывается темой
некоторых картин Ф. Феллини.
Выдающегося русского режиссера А. Тарковского объединяет с
Ф. Феллини стремление показать максимальный уровень психической
деятельности человека, «заглянуть» в самые ее глубины. Эстетические
решения А. Тарковского в «Зеркале», с одной стороны, развивают некоторые
подходы самого режиссера, заложенные уже в «Ивановом детстве» и «Андрее
Рублеве», с другой – отражают заметное влияние эстетики фильмов
Ф. Феллини и его коллажной техники смены эпизодов, лишенных четкой
сюжетной линии. Категория «фантастического» у него оказывается тесно
связанной с передачей бессознательных содержаний человеческой психики.
Так, в «Сталкере» А. Тарковский полемизирует с З. Фрейдом на тему,
действительно ли жизнь и поведение людей так сильно зависят от присущих
им инстинктивных влечений и импульсов. В «Солярисе» взаимосвязь
«фантастического» и «бессознательного» становится вполне наглядной:
Океан – не только разумное существо, способное отражать и транслировать
бессознательные чувства и страхи людей, но и художественно переработанная
юнгианская идея о коллективном бессознательном.
Таким образом, модели поведения, исследуемые в классических
психоаналитических концепциях, становятся с конца 1960-х годов прошлого
века объектом кинематографических текстов Ф. Феллини, П. Пазолини,
М. Формана, А. Тарковского.
В параграфе 2.3. «Массовое кино и психоанализ» рассматриваются
примеры репрезентации идей психоанализа в массовом кинематографе второй
половины ХХ века. В киноискусстве массовой направленности культурные
тексты способны транслировать те или иные философские представления (в
том числе и философию психоанализа), облекая их в привлекательную для
зрителя форму, доступную для восприятия «массовой аудиторией».
Психоанализ оказал заметное влияние на фильмы А. Хичкока, особенно
на его шедевр «Психо». Признанный одним из наиболее выдающихся
«психологических триллеров» современности, этот фильм ярче всего
воплощает «хичкоковский кино-психоанализ», в котором главным объектом
предстает внутренний мир человека. А. Хичкок одним из первых использовал
приемдемонстрацииэмоциональногосостояниягероевпутем
крупнопланового изображения их глаз в момент чувственно-эмоционального
состояния, определенного страхом, трепетом, тревогой. Его сюжеты не только
«архетипичны», но и глубоко метафоричны («Окно во двор»). Исследователи
выявляют в хичкоковских фильмах воплощение «эдиповых» фантазий, а
также «эффект катарсиса», связанный с психоаналитической практикой
исследования бессознательного («Головокружение»).
Научную оценку «массового» кинопродукта получила «Матрица»
братьев Вачовски, которая полна намеков, отсылок и аллюзий, начиная с
названия, позаимствованного из романа У. Гибсона «Нейромант». С. Жижек
находит в фильме фрейдистские мотивы, переклички с идеями Ж. Лакана и
позициями окказионализма. В «Матрице» можно обнаружить интерпретацию
образа большого Другого, а несовершенство мира выступает здесь и знаком
его виртуальности, и знаком его реальности.
Франшиза «Гарри Поттер», снятая по книгам Дж. Роулинг, продолжает
«психоаналитическую» традицию в современном кинематографе, породив ряд
психоаналитических интерпретаций («Potteriana psychological»). Здесь
появляется и фрейдистская «первичная сцена» (инфантильная травма), и образ
«отца-соперника», и «эдипова» линия, связанная с процессами
деидеализизации положительных и отрицательных героев в сознании главного
персонажа. Подобные приемы характерны и для сюжета другого
суперпопулярного блокбастера – «Звездные войны», и для российской
дилогии «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Таким образом, культура
массового кинематографа зачастую связана с воплощением возможности, как
реальности бытия, – это, одновременно, и открытие психоанализа и источник
возникновения массового кинематографа ХХ века.
В Заключении диссертационного исследования подводятся итоги
работы и делаются основные выводы. Подчеркивается, что анализ и
обобщение широкого спектра материалов, которые характеризуют проблему
научного и художественного воплощения идеи бессознательного в различных
текстах западной культуры ХХ века, позволил сделать вывод о специфике
трактовки данной идеи в психоаналитических концепциях, гуманитарных
науках, литературном и кинематографическом жанрах искусства. В результате
исследованиябылаобоснованаэвристическаяфункцияидеи
бессознательного, представленной в литературной и художественно-
кинематографической культуре ХХ века, а также было доказано, что
современная культурная ситуация, основанная на идеях модернизма и
постмодернизма, позволила авторам воплотить в своих литературных и кино-
текстах образы бессознательного во всем их многообразии.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется
необходимостью выявления в культуре ХХ века оснований,
характеризующих, с одной стороны, имманентную связь с традиционными
ценностями прошлого, а, с другой, творческий процесс моделирования новых
смыслообразных форм, проектирующих будущий вектор социально-
культурной эволюции человечества. На наш взгляд точкой бифуркации этих
двух разнонаправленных тенденций развития культуры и является сфера
бессознательного, сама идея существования которой возникает
одновременно в научно-гуманитарных концепциях психоанализа и в
художественной литературе ХХ века.
Указанные процессы были инициированы и наиболее активно
развивались в прошлом столетии в рамках так называемой «западной
культуры» – так в отечественной гуманитаристике принято обозначать
культуру, регионом формирования и развития которой стали изначально
западноевропейские страны, а впоследствии также страны, развивавшие
«западный культурный канон» за пределами Европы (США, Канада,
Австралия).
Выявление и обоснование архетипических структур сознания человека
способствует формированию представлений об эвристической роли
бессознательного как в становлении самой творческой личности, так и в
создании различных текстов культуры, среди которых наиболее значимым и
авторитетным по воздействию на современного реципиента является
кинематограф.
Актуальность диссертационного исследования заключается еще и в
том, что художественно-кинематографические объекты, воплощающие в
образно-символической форме комплексы бессознательного, доступны
«массовому субъекту», аксиологические основания которого не изучены.
Выявление ценностной структуры такового субъекта, сформированного
художественно-кинематографической культурой ХХ века, представляется
перспективной тенденцией развития культурологических исследований. В
данном контексте сама идея бессознательного, воплощенная как в
психоаналитических концепциях современности, так и в различных текстах
культуры, требует внимательного изучения и аргументированного
обоснования.
Обращая внимание на проблему реализации бессознательных структур
психики в условиях глобализации социокультурной среды, необходимо
подчеркнуть, что актуальным будет также процесс изучения того влияния,
которое оказывает культура «массового кинематографа» на становление
личности, формирующейся в гармоничном сочетании внутренних,
бессознательных интенций и внешних факторов, детерминированных
средствами массовой коммуникации. Осмысление необходимости
гармоничного согласования архетипических оснований сознания с
художественно-кинематографическими текстами является гарантией
дальнейшего развития цивилизации по пути творчества, свободы, добра.
Степень разработанности темы характеризуется несколькими
аспектами.
Во-первых, теоретический аспект разработанности темы
определяется выбором учений, которые характеризуют бессознательную
сферу внутреннего мира человека с позиции объекта научно-гуманитарного
знания. В этой связи методология изучения бессознательного является
двойственной: метафизической и диалектической.
Метафизическая методология основана на теории репрезентации
действительности. В контексте данной теории объективные свойства реально
существующих предметом и явлений замещаются мыслительными
конструкциями субъекта. В целом метафизический подход осуществляется в
теоретических системах, которые выражают образную, символическую,
языковую законченность созданной репрезентации. Данная методология
представлена в исследованиях бессознательной сферы, осуществленных в
рамках психоанализа, и сфокусирована в произведениях З. Фрейда,
А. Адлера, К. Бассиюни, Б. Беттельхейма, М. Кляйн. Концепции
неофредизма представлены в работах Э. Фромма, К. Хорни. Аналитическая
психология, основанная на метафизической методологии, разрабатывалась
такими авторами как Э. Нойманн, К. Г. Юнг, М. Якоби, структурный
психоанализ – Ж. Лаканом. В рамках гуманистической психологии данная
методология применялась в исследованиях А. Маслоу, К. Роджерса, в
трансакционном анализе ее применял Э. Берн, в трансперсональной
психологии – С. Гроф, в шизоанализе – Ж. Делез, в психоистории –
Э. Эриксон, в логотерапии – В. Франкл, в герменевтике – Г. Гадамер, в
нейролингвистическом программировании – Ф. Перлз, М. Эриксон.
Диалектическая методология рассматривает сферу бессознательного в
виде отражения, образ которого имеет первообраз. Эта методология
ориентирована на выявлении сущности первообраза. Субъект изучения
представляет собой единство противоположностей: сознания и
бессознательного, рационального и иррационального. Исходя из
диалектической методологии можно утверждать, что рациональная сфера
изначально содержит в себе момент иррационального, так же как и в
структуре иррационального присутствует элемент рациональности.
Представленная методология является основой христианских учений
Максима Грека, Феодосия Печерского, Нила Сорского, а также русской
философии, разрабатываемой такими авторами как: С. А. Алексеевым
(Аскольдовым), H. A. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, В. В. Зеньковским,
И. А. Ильиным, К. Д. Кавелиным, И. В. Киреевским, К. Н. Леонтьевым,
А. Ф. Лосевым, Н. О. Лосским, В. В. Розановым, В. С Соловьевым,
Е. Н. Трубецким, Н. Ф. Федоровым, С. Л. Франком, Л. И. Шестовым,
П. Д. Юркевичем.
Современная отечественная теоретическая мысль продолжает
развивать диалектическую линию русских мыслителей в исследовании
бессознательной сферы личности. Диалектическая методология
прослеживается в произведениях Н. C. Автономовой, А. Е. Архангельского1,
А. Г. Асмолова, Н. Н. Бауровой, П. Я. Гальперина, П. С. Гуревича,
А. И. Давыдова2, А. И. Дмитриева, Д. И. Дубровского, Н. Ф. Калины,
С. В. Ковалевой3, С. Н. Мареева, Е. В. Мареевой4, Д. А. Ольшанского5,
Н. Х. Орловой6, П. В. Симонова, С. C. Степанова, А. Юран7,
М. Г. Ярошевского и других ученых.
Во-вторых, практический аспект разработанности темы определяется
выбором культурологических исследований, в которых идея
бессознательного реализуется через различные тексты культуры: научные,
художественные, литературные, кинематографические,
мультипликационные. В контексте диссертации, согласно концепции
А. А. Брудного, под текстом культуры понимается связанная, логическая
последовательность знаков, символов, образов, растянутая по стреле
времени, обладающая содержанием, а котором заключен смысл доступный
пониманию8.
Рассматривая сознание в качестве потока, культурология изучает
реконструкцию непосредственного восприятия сознанием человека процесса
непрерывного «функционирования бессознательного», возникающего как
искажение пространственно-временной последовательности ситуаций и
связанных с ними переживаний. Такое понимание «потока сознания»
обнаруживается в литературных произведениях Дж. Джойса, В. Йенсена,
В. Вулф, в исследовательских работах Р. Эллманна, Е. Ю. Гениевой9,
Архангельский А.Е., Баурова Н. Н. и др. Психотерапия. – СПб.: СпецЛит, 2011. – 330 с.
Давыдов А.И. Психоанализ как методология исследования российской культуры: дисс. … канд.
филос. наук. – Омск, 2011. – 183 с.
Ковалева С.В. Феноменальность акта ЭГО // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. – Вып 7. –
С. 93–100.
Мареев С. Н., Мареева Е. В. З. Фрейд и философия XX века // История философии. – М.:
Академический Проект, 2004. С. 626.
Ольшанский Д. А. Психоаналитические концепции у Жака Деррида. – Саарбрюккен: LAP
LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 132 с.
Орлова Н. Х. Психологические интерпретации культуры. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. – 208 с.
Юран А. Размышления у зеркала или пространство и время в психоанализе. – URL:
http//https://psychoanalysis.by/2018/10/31/freud-lakan/ (дата обращения 28.01.2021).
Брудный А. А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 2005. – 336 с.
Гениева Е. Ю. Перечитывая Джойса // Джеймс Джойс. Избранное. – М.: Радуга. – 2000. – С. 7–18.
С. С. Хоружего1. Культурологическое понимание «потока сознания» можно
обнаружить в литературоведческих исследованиях Н. А. Анастасьева,
Л. С. Выготского, Д. В. Затонского2, В. В. Ивашевой, Т. Л. Мотылевой,
Д. М. Урнова.
Изучение проблем бессознательного, осуществленное в пространстве
художественной литературы, встречается в трудах З. Фрейда3, К. Г. Юнга4,
Л. Г. Андреева, Н. Ю. Жлуктенко5, А. Кейзина6, В. Н. Руднева7,
Р. М. Самарина, Н. И. Шевченко8, О. Б. Элькан9, в произведениях
зарубежных авторов L. Barone10, J. Briggs, В. Н. R. Da Costа, G. H. Hartman11,
J. N. Ward12.
Культурологические исследования художественного творчества,
обращенного к массовому субъекту, связаны с такими именами как
Т. Адорно, Д. Белл, Д. Гербнер, Г. Иннис, Н. Б. Кириллова, П. Лазарсфельд,
Г. Маркузе, О. Тоффлер, У. Эко, Р. Якобсон. В России изучение продукции
кинематографа с позиции культурологии, семиотики, теории
коммуникативности, музыкознания осуществлялось в трудах В. С. Библера,
П. С. Волковой13, С. В. Ковалевой1, М. С. Кагана, М. Ф. Казючица2,
Г. Г. Почепцова, К. Э. Разлогова, Ю. Н. Тынянова, М. Б. Ямпольского.
Хоружий С. С. Комментарии // Джойс Дж. Улисс / пер. С. Хоружего, В. Хинкиса. – М.: Терра,
1997. – С. 363–558., Хоружий С. С. Улисс в русском зеркале. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2015. – 384 с.
Затонский Д. В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.: Высшая школа, 1972. – 136 с.
Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» Йенсена // Градива: Вильгельм Йенсен, Зигмунд Фрейд, Карл-
Густав Юнг, Андре Бретон, Ролан Барт, Жак Деррида / послесл. И. Соболевой. – Б. м.: Salamandra P. V. V.,
2012. – 177 с.
Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной
литературы // Классический психоанализ и художественная литература: хрестоматия. – СПб: Питер, 2002.
Жлуктенко Н. Ю. Английский психологический роман ХХ века. – К.: Вища школа, 1988. – 160 с.
Кейзин А. Мудрость, обретенная в изгнании // Классик без ретуши. Литературный мир о
В диссертации проанализирован и обобщен широкий спектр
материалов, которые характеризуют проблему научного и художественного
воплощения идеи бессознательного в различных текстах культуры ХХ века.
В ходе исследования с учетом эволюции психоаналитических концепций,
гуманитарных наук, литературного и кинематографического жанров
искусства были последовательно изучены и раскрыты теоретические и
практические особенности изображения идеи бессознательного в процессе
становления западной культуры ХХ века.
В диссертации были проанализированы взаимоотношения,
складывавшиеся между бессознательной сферой сознания личности и
культурой в ХХ веке. Исследование показало, что развитие
психоаналитических концепций в ХХ в. было непосредственно связано с
обоснованием культурных оснований общественной жизни. Выявлена
тенденция развития указанных отношений – от отрицательного воздействия
культуры на сознание человека, в котором подавляются основные желания
сферы бессознательного (З. Фрейд, К.Г. Юнг), до гармоничного согласования
между ценностями культуры и внутренним миром личности (Э. Фромм).
Исследование представило характеристику осуществления идеи
бессознательного в гуманитарных исследованиях ХХ века. Было показано,
что идея бессознательного имела воплощение во французской культурной
традиции, в частности в философско-культурологической теории Ж. Лакана,
Ж. Деррида, в экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра. Принцип
«деконструкции» Ж. Деррида нашел воплощение в архитектуре. В
словенской культуре С. Жижек изучал влияние бессознательного на
процессы, происходящие в социальной, идеологической и политической
жизни. Принципы прикладного психоанализа стали основанием в
исследованиях антропологии и этнологии. Ведущая роль бессознательных
факторов отражена в теории управления, в экономических учениях ХХ века.
В диссертации обоснована эвристическая функция идеи
бессознательного, представленной в художественно-кинематографической
культуре ХХ века. В литературе создавались произведения, которые
отражали проблематику бессознательного, структуру и механизмы,
действующие в этой сфере. Смысловое содержание «бессознательных»
сюжетов в литературных текстах соответствовало исследованиям, которые
осуществлялись в психоаналитических концепциях. Кроме того и
кинематографические тексты создавались на фундаменте проблематики,
связанной с изучением бессознательной сферы человека. Кинолента,
проецируя на экран «движущийся образ», разблокирует сферу
бессознательного, тем самым меняя, и восприятие и процесс мышления
субъекта. Кинематографическая продукция формирует человека в форме
«массового, несобранного» субъекта, сознание которого коррелирует со
структурой коллективной бессознательной сферы.
Исследование позволило выявить и охарактеризовать смысл идеи
бессознательного, представленной в западной литературе ХХ века.
Используя прием «потока сознания», англоязычные писатели Дж. Джойс, В.
Вульф, Э. Хемингуэй осуществляют в художественно-повествовательной
форме реализацию идеи бессознательного, представленной различными
комплексами. Дж. Джойс в романе воплощает смысл «эдипова комплекса»,
В. Вульф – концепты нарциссизма, Э. Хемингуэй – единство Эроса и
Танатоса, как главных комплексов бессознательной сферы, определяющих
динамику жизни. Ф. Кафка, как представитель немецкоязычного
пространства литературы, в своих произведениях в виде ситуаций абсурда
раскрывает процесс забвения человеком собственной духовности.
Характеристика проявления сферы бессознательного в образно-символичной
форме обнаруживается в творчества Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Г. Гессе.
В рамках данного диссертационного исследования была
проанализирована смысловая связь кинематографических текстов с
концепциями психоанализа. Влияние теории классического фрейдизма
обнаруживается на киноискусство немецкого экспрессионизма, которое
является источником нового направления – фильмов ужасов и «саспенс»-
фильмов. В творчестве таких кинематографистов как Ф. Феллини, П.
Пазолини, М. Формана, А. Тарковского происходит реализация механизма
бессознательных процессов, основных комплексах этой сферы.
В результате изучения культуры «массового» кинематографа,
рассматриваемого в контексте психоаналитических концепций ХХ века,
можно сделать вывод, что в особенности в фильмах ужаса, созданных А.
Хичкоком, наблюдается характеристика «эдипового комплекса» в форме
фантазий. Кинематографический текст «Матрица» в образно-символичной
форме раскрывает смысл оппозиции «культура-человек», показывая борьбу
культурной цивилизации с архетипами и комплексами бессознательной
сферы. В виде кинематографических знаков осуществляется интерпретация
«эдипова комплекса» и в фильмах, посвященных процессу взросления Гарри
Поттера.
Таким образом, базовые положения проявления сферы
бессознательного можно проследить как в процессе развития
психоаналитических концепций, так и в творческой интерпретации,
осуществленной в различных сферах культуры ХХ века, в частности,
литературе, в кинематографических текстах.
1. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. –
М.: РОССПЭН, 2008. – 704 с.
2. Андреев Л.Г., Самарин Р.М. История зарубежной литературы после
Октябрьской революции. Ч. 1. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. – 592 с.
3. Аристотель. Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2014. – 320 с.
4. Аронсон О. Возвращение философии. Логика кино по Жилю Делёзу
// Киноведческие записки. 2000, N 46. – С. 62-67.
5. Аронсон О. Язык времени // Делез Ж. Кино. – М.: Ад Маргинем,
2004. – С. 11-36.
6. Архангельский А.Е., Баурова Н. и др. Психотерапия. – СПб.:
СпецЛит, 2011. – 330 с.
7. БеляевД.А.Художественно-эстетическиеоснования
экспрессионизма и их связь с отдельными идеями философии Ф. Ницше //
Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008 – Вып. № 73-1. – С. 65-68.
8. Берестовская Д.С. Человек и культура / Д.С. Берестовская //
Гражданское общество в эпоху тотальной глобализации [науч. ред. проф.
И.И. Кальной, доц. А.В. Горбань]. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2011. – С.
109-128.
9. Бояджиева Л. Андрей Тарковский – жизнь на кресте. Альпина нон-
фикшн, 2012. – 317 с.
10.Васильев А. Феллини, сочинитель реальности // Искусство кино.
– 2004. – № 5. – С. 116-123.
11.Веберман Д. Симуляция в «Матрице» и эпоха постмодерна //
Ирвин У. «Матрица» как философия: Добро пожаловать в пустыню
реальности / Антология. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С. 308-328.
12.Выготский Л.С. Искусство и психоанализ // Выготский Л.С.
Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – С. 95-113.
13.Гаккебуш В. Ответ председателю Русского психоаналитического
о-ва д-ру М. В. Вульфу // История психоанализа в Украине. – Харьков:
«Основа», 1996. – С. 228-303.
14.Гениева Е. Перечитывая Джойса // Джеймс Джойс. Избранное. –
М.: Радуга. – 2000. – С. 7-18.
15.Гиренок Ф.И. Фигуры и складки. – М.: Академический Проект,
2014. – 244 с.
16.Давыдов А.И. Психоанализ как методология исследования
российской культуры: дисс. … канд. филос. наук. – Омск, 2011. – 183 с.
17.Давыдова О.С. Цена свободы (Опыт этического анализа фильма
А.Хичкока«Головокружение»)//ВестникЛенинградского
Государственного Университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 2. – N 1. – С.
120-127.
18.Дао дэ цзин / Пер. и примеч. Ян Хин-шуна. – СПб:, Азбука,
Азбука-Классика, 2015. – 144 с.
19.Делез Ж. Кино: Кино 1. Образ-движения; Кино 2. Образ-время /
Пер. с фр. Б. Скуратова. – М.: Издательство «Ад Маргинем», 2004. – 624 с.
20.Делёз Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф.
Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов.
Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 672 с.
21.ДемуроваН.ДжейнОстиниеероман«Гордостьи
предубеждение» // Джейн Остин. Гордость и предубеждение. – М.: Наука,
1967. – С. 538-589.
22.Джойс Дж. Портрет художника в юности. – М.: ООО Изд-во
«Эксмо», 2007. – 528 с.
23.Джойс Дж. Улисс / Дж. Джойс. Избранное в 2 т. – Т. 1; сост.
С. Хоружий; пер. с англ. С. Хоружего, В. Хинкиса. – М.: Терра, 1997. – 672 с.
24.Дьяков А. В. Жак Лакан. Фигура философа. — М.: Территория
будущего, 2010. – 560 с.
25.Жаринов Е. Сериал как искусство. Лекции-путеводитель. – М.:
АСТ, 2015. – 304 с.
26.Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. – М.: Изд-во
«Художественный журнал» ,1999. – 234 с.
27.Жижек С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида
Линча «Шоссе в никуда». – М.: Изд-во «Европа», 2011. – 168 с.
28.Жижек С. Киногид извращенца: Кино, философия, идеология /
Предисл. А. Павлова. – Екатеринбург: Гонзо, 2014. – 472 с.
29.Жижек С. Матрица, или две стороны извращения // Ирвин У.
«Матрица» как философия: Добро пожаловать в пустыню реальности /
Антология. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С. 329-371.
30.Жижек С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане, но
боялись спросить у Хичкока. – М.: Логос, 2004. – 336 с.
31.Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. – М.:
Европа, 2008. – 516 с.
32.ЖлуктенкоН.Ю. Английский психологический роман ХХ века. –
К.: Вища школа, 1988. – 163 с.
33.Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.:
Высшая школа, 1972. – 136 с.
34.Золотухина О.Б. Психологизм в литературе. – Гродно: ГрГУ им.
Я. Купалы, 2009. – 178 с.
35.Ирвин У. «Матрица» как философия: Добро пожаловать в
пустыню реальности / Антология / пер. с англ. О. Турухиной. –
Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 384 с.
36.История русской литературы XX века. Первая половина. В 2 кн. –
Кн. 1: Общие вопросы / Л.П. Егорова, А.А. Фокин, И.Н. Иванова и др.; под
общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА, 2014. –
450 с.
37.Кадыров «И. М. Двойник» Ф. М. Достоевского: попытка
психоаналитической интерпретации // Психоанализ и искусство / Сост. Е. А.
Спиркина. – М.: КогитоЦентр, 2011. – С. 117-137.
38.Казючиц М.Ф. Язык экранных искусств: от кино к интернет-
коммуникациям // Артикульт. – 2011. – № 2 (2) – С. 42-51.
39.Карцев И.В. Жиль Делез. Введение в постмодернизм. Философия
как эстетическая имагинация. – М.: ОГНИ ТД, 2005. – 230 с.
40.Калина Н.Ф. Основы психоанализа. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер,
2001. – 352 с.
41.КассирерЭ. Опыточеловеке:Введениевфилософию
человеческой культуры// Проблема человека в западной философии. /
Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.:
Прогресс, 1988. – С. 3-30.
42.Кейзин А. Мудрость, обретенная в изгнании // Классик без
ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова / Отв. ред.
Мельников Н.Г. – М.: Изд-во Москва, 2000. – С. 596–598.
43.Классическийпсихоанализихудожественнаялитература:
Хрестоматия / Ред. В. Лейбин. – СПб: Питер, 2002. – 445 с.
44.КляйнМ.Развитиеодногоребенка//КляйнМ.
Психоаналитические труды: в 7 томах. – Т. I. – Ижевск: ERGO, 2008. – 374 с.
45.КовалеваС.В.ФеноменальностьактаЭГО/Научно-
методический журнал «Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова». – 2014 г. – Вып.
№7 – С. 130-133.
46.Ковалева С.В., Терещенко В.С. Проблема свободы в творчестве
Ж.-П. Сартра / Международный научный журнал «Aspectus». Краснодар:
Светочъ. – 2015. № 3. – С. 30-36.
47.Ковалева С.В. Философия анимации: концептуальность образа
«синей птицы» / Международный научный журнал «Aspectus». Краснодар:
Светочъ. 2016. №1. – С. 17-27.
48.Ковалева С.В., Жукова Т.А. Формирование личности средствами
искусства: анимационная форма вербализации смысла / Национальное
здоровье. – 2018. № 2. – С. 229-237.
49.Колычев П.М. Андрей Тарковский: от научной фантастики к
мистике // Соловьёвские исследования. – 2012. – Выпуск 3(35). – С. 46-56.
50.Краткая литературная энциклопедия: [в 9 т.] / Под ред. А. А.
Суркова. Т. 4. – М.: Советская энциклопедия,. 1967. – 1024 стб.
51.КривцунО.А.Эволюцияхудожественныхформ.
Культурологический анализ. – М.: Наука, 1992. – 299 с.
52.Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М.:
Издательство «Гнозис», 1995. – 192 с.
53.Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа. – М.:
Логос, 2009. – 520 с.
54.Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. – М.
: Высшая школа, 1996. – 623 с.
55.Лейбин В. Психоанализ. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 592 с.
56.Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. – М.: АСТ,
2010. – 956 с.
57.Ленин В.И. Беседа с А.В. Луначарским // Ленин В.И. Полн.
собр. соч. Т. 44. – М.: изд-во политической литературы, 1970. – 725 с.
58.Мазин В. Сновидения кино и психоанализа. Изд-е 2-2, дополн.
М.: Скифия-принт, 2012. – 258 с.
59.Макки Р. История на миллион долларов: Мастеркласс для
сценаристов, писателей и не только. Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн,
2008. – 456 с.
60.Манн Т. История «Доктора Фаустуса»: Роман одного романа //
Т. Манн Собрание сочинений в 10 т. – Т. 9. – М. : Государственное
издательство художественной литературы, 1960. – С. 199-364.
61.Маньковская H.Б. Мец Кристиан // Культурология. XX век:
Энциклопедия. — СПб: Университетская книга, 1998. — Т. 2: М—Я. – С. 47-
48.
62.Мареев С.Н., Мареева Е.В. З. Фрейд и философия XX века //
Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии. – М.: Академический
Проект, 2004. – С. 624-641.
63.Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие /
Под ред. В.В. Разумова. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ,
2005. – 338 с.
64.Обнорская М.Е., Полосина Е.В. Техника создания саспенса в
романах М. Стюарт // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4 (16).
– С. 29-33.
65.Ольшанский Д. Психоаналитические концепции у Жака Деррида.
– Gmbh: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 132 с.
66.Онуфриенко Г. Ф. Король саспенса Альфред Хичкок (К 110-
летию со дня рождения) // Обсерватория культуры. – 2010. – № 2. – С. 76–83.
67.Орлова Н. Х. Психологические интерпретации культуры. – СПб.:
Изд-во СПбГУ, 2010. – 208 с.
68.Орлова Н. Х. Андрей Тарковский: преодоление временных
дистанций // Соловьёвские исследования. – 2012. – Вып. 3. – С. 57–67.
69.Орлова Н. Х. Русская литература в итальянском кинематографе //
Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. –
№ 5. – С. 164–170.
70.Павлов А. Предисловие // Жижек С. Искусство смешного
возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». – М.: Изд-во
«Европа», 2011. – С. 7-32.
71.Паркер И. Славой Жижек: критическое введение. – М.: ERGO,
2011. – 220 с.
72.ПетровД.Б.Культура,наукаирелигиявструктурном
психоанализе Жака Лакана // Известия Саратовского университета. – 2009. –
Т. 9. – Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. – С. 40-44.
73.Попов Д.А. Влияние психоаналитических представлений о
человеке на развитие искусства XX века // Известия Саратовского
университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика . –
2014. – Т.14. Вып. № 3-1. – С. 35-42.
74.Психоанализ и искусство / Сост. Е. А. Спиркина. – М.: Когито-
Центр, Институт практической психологии и психоанализа, 2011. – 176 с.
75.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского
Б.Д.; 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 1024 с.
76.Путра В.А. Влияние психоанализа на киноискусство ХХ века /
В. А. Путра, О. Б. Элькан // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и
искусствоведение . 2018. № 32. – С. 100-109.
77.Путра В.А Репрезентация эдипова комплекса в образе Гарри
Поттера:опытпсихоанализа/В.А.Путра//Ученыезаписки
Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. –
2019. – №2 (38), Том 2. – С. 27-31.
78.Путра В.А., Элькан О.Б. Механизмы символообразования в
психоанализе З. Фрейда / О.Б. Элькан, В.А. Путра // Вестник МГУКИ, 2016.
№4 (72). – С.59-64.
79.Путра В.А., Элькан О.Б. Формирование символической сферы
культуры в представлениях аналитической психологии К.Г. Юнга / О.Б.
Элькан, В.А. Путра // Культурная жизнь Юга России. – 2017. №3 (66). – С.
20-24.
80.Ребелло С. Хичкок. Ужас, порожденный «Психо». – М.: ЭКСМО,
2013. – 320 с.
81.Ремарк Э.М. Время жить и время умирать. – М.: АСТ. 2018. – 448
с.
82.Рогинский Б. Эстетика трагического у Альфреда Хичкока:
Автореф. дисс. … к.ф.н. – СПб, 1999. – 271 с.
83.Рождественский Д.С. Специфика развития психоанализа в
России: дисс. канд. псих. наук. – Хабаровск, 2002. – 201 с.
84.Ромадин М.Н. В зоне “Соляриса” / М.Н. Ромадин // Ностальгия по
Тарковскому : [сборник] / сост. Я. Ярополов. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 59-
68.
85.Руднев В. Н. Эстетика. История мировой литературы и искусства.
– М.: Директ-Медиа, 2015. – 362 с.
86.Рыклин М. Жиль Делёз: «Кино в свете философии» // Искусство
кино. – 1997. – № 4 (апрель). – С. 132-137.
87.Рязанов Э. Гуманист по призванию // Искусство кино. – 1983. –
№12. – С. 178-181.
88.Современные проблемы реализма и модернизм. – М.: Наука,
1965. – 615 с.
89.Сошкин Е. Детективный сериал и серийный убийца: Жанр как
дилемма // Новое литературное обозрение (НЛО). – 2011. – №108. – С. 184-
213.
90.Спиркина Е.А. Вступительное слово к серии «Библиотека
Института практической психологии и психоанализа» // Психоанализ и
искусство / Сост. Е. А. Спиркина. – М.: Когито-Центр, 2011. – С. 5-10.
91.Степанов С.С. Век психологии: Имена и судьбы. — М.: ЭКСМО,
2002. – 592 с.
92.Суслова О.Ю. «Введение в чтение Лакана: «Стадия зеркала»» //
Кабинет А: Картины Мира. – СПб.: Инапресс, 1998. – С. 143-161.
93.Тарковский А. Федерико Феллини // Искусство кино. – 1980, №
12. – С. 161-188.
94.Терещенко Н.А., Шатунова Т. М. Кино и массы.// Казанский
социально-гуманитарный вестник. – 2010 г. – № 2. – С. 98-101.
95.Титов М.П. Место и роль идеологии в современном обществе //
Дни науки – 2013. 68-я научно-техническая конференция студентов и
магистрантов САМГТУ. Сборник тезисов докладов. – Самара: Самарский
государственный технический университет, 2013 – С. 194-195.
96.Туровская М. 7 с ½, или Фильмы Андрея Тарковского. – М.:
Искусство, 1991. – 255 с.
97.Феллини Ф., Чэндлер Ш. Мой трюк: режиссура. – М.:
Киноведческие записки, 2001. – 151 с.
98.Флиер А.Я. Культура как символическая деятельность: этап
становления // Культура культуры. 2015. №1 (5). – С.27-40.
99.Флиер А.Я. Культурология: прогноз погоды на завтра // Культура
культуры. – 2015. №4 (8). – С.33-39.
100. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд З.
Психология бессознательного. М: Просвещение, 1990. – С. 39-121.
101. Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» Йенсена // Градива: Вильгельм
Йенсен, Зигмунд Фрейд, Карл-Густав Юнг, Андре Бретон, Ролан Барт, Жак
Деррида / Послесл. И. Соболевой. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2012. – С. 60-
121.
102. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. – Харьков: Фолио, 2013. – 160
с.
103. Фрейд З. Влечения и их судьба // Фрейд З. Основные
психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб.:
Алетейя, 1998. – С. 125-150.
104. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд 3. Художник
и фантазирование: Сб. – М.: Республика, 1995. – С. 285-294.
105. Фрейд З. Неудобства культуры // Фрейд З. Психоанализ. Религия.
Культура. – М., Ренессанс, 1992. – С.65-134.
106. Фрейд З. Почему война? (Письмо А. Эйнштейну) // Фрейд З.
Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. – С. 197-204.
107. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. –Минск:
Беларусь, 1999. – 320 с.
108. Фрейд З. Толкование сновидений. – М.: Азбука, 2012. – 756 с.
109. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, упражнения,
эксперименты. СПб.: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с.
110. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Душа человека. —
М.: Республика, 1992. — С. 375– 414.
111. Фромм Э. Иметь или быть. – М.: Прогресс, 1990. – 330 с.
112. ФроммЭ.«Процесс»ФранцаКафки//Классический
психоанализ и художественная литература: Хрестоматия / Ред. В. Лейбин. –
СПб: Питер, 2002. – С. 130-140.
113. Фромм Э. Теория Фрейда. – М.: AST Publishers, 2012. – 315c.
114. Фромм Э.Экзистенциальные и исторические дихотомии
человека // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд.,
перераб.и доп. – М.: Проспект, 2005. – С. 249-253.
115. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию.
СПб.: БСК, 1997. – 316 с.
116. Хоружий, С. Комментарии / С. Хоружий // Джойс Дж. Улисс; пер.
С. Хоружего, В. Хинкиса. – М.: Терра, 1997. – С. 363-558.
117. Хоружий С. Улисс в русском зеркале. – СПб.: Азбука-Аттикус,
2015. – 384 с.
118. Хьелл Л., Зиглер Дж. Теории личности. 3-е междунар. изд. –
СПб.: Питер, 2003. – 608 с.
119. Шевченко Н. И. Психоанализ как основа методологии изучения
литературы // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 995-998.
120. ШклярикМ.Г. Бессознательное в механизме культуры: дисс.
канд. филос. наук – М., 2002. – 130 с.
121. Шоркин А.Д. Институциональная изнанка культуры / А.Д.
Шоркин // Вестник СПбГУ, Санкт-Петербург. – 2015. – Серия 17, вып. 2. – С.
85-94.
122. Шоркин А. Д.Информационныетехнологиикакфактор
культурных деструкций/ А. Д. Шоркин // Ученые записки Таврического
национального Университета им. В. И. Вернадского. Т. 27 (66). № 3. Сер.:
Философия. Культурология. Политология. Социология. – Симферополь: ТНУ
им. В. И. Вернадского, 2014. – С. 269–294.
123. Штейнберг А.Г. Философия: Сборник лекций. – Хабаровск:
Издательство ДВГУПС, 2010. – 194 с.
124. Щербак Н. Ф. Структурализм и постструктурализм, в поисках
решения. Р. Барт, Греймас, Женнет, Ц. Тодоров. Жак Деррида. Жиль Делез//
Щербак Н.Ф. Немного тени на желтом песке (Курс лекций «Современные
лингвистические, психолингвистические, литературоведческие учения: точки
соприкосновения и тенденции развития»). – Чехов: Центр образовательного
и научного консалтинга, 2017. – С.24–47.
125. Энциклопедия глубинной психологии. Том II. – М.: Когито-
Центр, МГМ, 2001. – 752 с.
126. Юнг К. О становлении личности // Юнг К.-Г. Конфликты детской
души. – М., 1995. – С. 185-208.
127. ЮнгК.-Г.Оботношениианалитическойпсихологиик
произведениям художественной литературы // Классический психоанализ и
художественная литература: Хрестоматия / Ред. В. Лейбин. – СПб: Питер,
2002. – С. 106-130.
128. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.
– 329 с.
129. ЮнгК.-Г.Сознаниеибессознательное.–СПб–М.:
Университетская книга, 1997. – 544 с.
130. Ярошевский М. Г. Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь
психическойжизничеловека// Фрейд,Зигмунд. Психология
бессознательного. — СПб.: Питер, 2002. — С. 3-28. – (Мастера психологии).
131. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С.
Драбкиной. М.: Класс, 1999. – 576 с.
132. Barone L., Da Costа В.Н.R. Psychoanalysis, fiction, and cure:
between Fields Theory and Theory of Aesthetic Response // Psicologia
USP vol.28 no.2 São Paulo May/Aug. 2017.
133. Bird R. Andreш Tarkovsky: Elements of Cinema. – London:
Reaktion, 2008. – 228 р.
134. Bellour R. L’Analyse du film / Indiana University Press, 2000. С. 30
135. Clare J. Psychoanalytic Theory Applied to One Flew Over the
Cuckoo’s Nest // Clare J. Teaching Ken Kesey’s from Multiple Critical
Perspectives. Prestwick House, Inс.
136. Freud and The 20Th Century. Ed. by B. Nelson. – New York:
Meridian Books, Inc., 1957.
137. Hartman, Geoffrey H. Virginia’s Web [Text] / Geoffrey H. Hartman //
Bloom, Harold. Clarissa Dalloway [Text] / Harold Bloom. – NY : Chelsea House,
1990. – P. 78-86.
138. Noys В. Forget Psychoanalysis! // Problemi international. 2018. – Vol.
2. – № 2. – Р. 279. -– Р. 279-296.
139. Noel-Smith K. Harry Potter’s Oedipal Issues // Psychoanalytic
Studies. – 2001. – No. 3.2. – Pp. 199-207.
140. Scott W.R. Institutional Theory: Contributing to a Theoretical
Research Program // Smith K.G., Hitt M.A. (eds.) Great Minds in Management:
The Process of Theory Development, Oxford UK: Oxford University Press, 1983.
– 460-484.
141. Searle J. The Storm Over the University // The New York Review of
Books. – 1990. – 6 December. – P. 34–42.
142. The American Heritage Dictionary. – N.Y. : Dell Publishing, 1989. –
880 р.
143. TortolaniE. «Citizenship in a Nightmare Country»: German
Expressionist Film and Freud’s Dream Theory. Rhode Island College, 2013.
144. Valentine K. Psychoanalysis, Psychiatry and Modernist Literature. –
New York: Palgrave Macmillan, 2003. – Р. 113-148.
145. Ward Jouve N. Virginia Woolf and psychoanalysis // Roe S., Sellers
S. (eds.), The Cambridge Companion to Virginia Woolf (Cambridge Companions
to Literature, – Cambridge: Cambridge University Press, 2000. – P. 245-272.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!