Идея синергии в русской культуре : диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии : 24.00.01

📅 2018 год
Берсенева, Т. П.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………….3 Глава I. Сущностные характеристики православной идеи синергии…………………………………………………………………………………..29 §1. Идея синергии в теологической традиции………………………………………………………………………………..29 §2. Православная синергия и синергетика……………………………………………………………………………..51 §3. Православная синергия и диалектическое противоречие ………………………71 Глава II. Синергийное взаимодействие в русской культуре………………………………………………………………………………..91 §1. Синергия как «идеальный тип» культурного взаимодействия……………………………………………………………………….. 91 §2. Признаки синергийного взаимодействия…………………………………………………………………………114 §3. Динамика синергийного взаимодействия в русской культуре……………………………………………………………………………….133 Глава III. Периоды синергийного развития в русской культуре………………………………………………………………………………155 §1. Синергия в древнерусской культуре …………………………………………..155 §2. Синергия в русской культуре XIX века………………………………………………………………………………………………178 §3. Синергия в русской религиозно-философской мысли
начала XX века…………………………………………………………………………210 Заключение …………………………………………………………………………234 Список литературы ………………………………………………………………..247

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена насущными для современного российского общества задачами, связанными с восстановлением, сохранением и развитием традиционных духовных ценностей и проблемой наследования их новым поколением. Не хочется торопиться называть современную эпоху кризисной (оценки – дело потомков), но определенная «кризисная» специфика у нее имеется: разочарованность, отсутствие высоких идеалов, ориентация на материальные ценности, падение нравов, апатия и нигилизм – все это во многом является следствием утраты традиций национальной культуры, ядром которой признавалось православие. Процесс отхода от традиционных духовных ценностей и идеалов часто ведет к потере четкого духовного ориентира, утрате смысла и целостности жизни, что непосредственно связано с проблемой духовной безопасности нации, решение которой требует глубокого исследования духовной целостности русской культуры и постижения ее глубинных смыслов, что обеспечило бы мирный диалог культур в российском многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Православие дало глубокую и всеобъемлющую национальную идею, основанную на идее Богочеловеческой синергии, то есть на возможности спасения человечества и мира. Идея Богочеловеческой синергии внесла в русскую жизнь аскетическое начало. Христианская аскеза есть упражнение в добрых делах, мыслях, чувствах при отсечении злых помыслов и желаний. Идея Богочеловеческой синергии связана с установкой на активную, подвижническую, деятельную жизнь. Без этой установки в нашем национальном сознании мы вряд ли создали бы великое государство и великую культуру.
Полагаем, что для преодоления кризиса идентичности, для восстановления традиционных нравственных ценностей большой интерес представляет
4
православная идея Богочеловеческой синергии: главное в жизни человека – это не внешний по отношению к нему мир, а мир внутренний, высокое духовное напряжение. Чтобы сосредоточиться на истинном мире – мире духа, человеку необходимо идти путем самоусовершенствования.
Взгляд православной антропологии имел явный экзистенциальный смысл. Идея синергии подразумевает свободное соединение Божественных и человеческих энергий, преодоление расколотости человеческого существования, восстановление целостности бытия и спасение человека. Говоря о преемственности традиционных ценностей современным молодым поколением, надо подчеркнуть, что идея спасения, составляющая суть религиозного мировосприятия, в светском значении понимается как идея творческого служения, как ответственность за судьбу человека и мира.1
Тема Богочеловеческой синергии актуальна сегодня не потому, что она определяет православный жизненный ориентир и вырабатывает «церковное сознание» и «церковный образ мыслей», а потому, что за проблемой синергии стоят вечные вопросы смысла жизни, полноты бытия, выбора собственного пути. Как писал В. В. Бибихин: «Божественные энергии не ушли из мира: они присутствуют там, где есть человек, который в достаточной мере человек, чтобы не остаться без Бога».2 Вопрос о присутствии в мире Божественных энергий – это не просто желание утвердить идеи энергийного богословия, а попытка рассеять тревожное опасение: как бы человеку не остаться без Бога даже среди постоянных рассуждений о Боге, как бы не допустить того, чтобы «Бог умер», а вместе с его смертью исчезли бы и высшие ценности, и представления о свободе и ответственности человека, характерные для православия. Идея Богочеловеческой синергии интересна проповедью бескорыстия, праведного образа жизни, личной ответственности и направленности человека на духовное развитие, требующего огромных усилий. Именно это делает идею православной синергии значимой для
1 Камедина Л. В. Духовные смыслы русской словесной культуры // URL: https://www.litres.ru (дата обращения 18.06.2017).
2 Бибихин В. В. Энергия. М., 2010. С. 136.

5
современного человека, независимо от его вероисповедания и вообще от отношения к религии.
Вера в Божественное начало, представленное в православной идее синергийного взаимодействия, акцентирует Бога в человеческой душе, что позволяет преодолеть ограниченное (согласно Г. В. Ф. Гегелю) понимание Бога как «высшего потустороннего существа», Бога, противопоставленного миру. Идея «Бога в душе» сформировала определенный тип самосознания и специфику национального характера, проявившегося в творениях русской культуры и в перипетиях русской истории. Речь идет не только о прошлом, но и о современности. Традиционные для народа религии глубоко укореняются в национальном характере. Индивид может быть равнодушным к религии, может отрицать ее, но идеалы и жизненные нормы, детерминированные традиционной религией, так или иначе сказываются на его мироотношении.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также насущными задачами теории и истории культуры. В последнее время все чаще предметом культурологических исследований становятся проблемы, связанные с возникновением, существованием и развитием русской культуры. И это вполне объяснимо, так как изучение истории отечественной культуры, усилия, направленные на ее постижение, дают современному человеку надежный ориентир для самореализации, для самоопределения. Русская культура остается открытой для осмысления и переосмысления в связи с противоречивыми общественными процессами конца XX – начала XXI веков, многовекторным духовным развитием современной цивилизации. Существует множество теорий, в которых по-разному раскрываются фундаментальные характеристики и закономерности развития русской культуры. Несмотря на наличие разнообразных концепций, теория и история культуры не перестает задаваться вопросами: как можно объяснить единство русской культуры при ее противоречивом характере развития? Как объяснить ее очевидную самобытность при постоянных культурных заимствованиях? Необходимость ответа на эти вопросы потребовала создания некой модели, «идеального типа» (мысленного, теоретического)

6
культурного взаимодействия, который бы обладал широкими эвристическими возможностями.
Полагаем, что православная идея синергии может быть представлена в качестве «идеального типа» культурного взаимодействия. На чем основана возможность понимания синергии не только как православной идеи, но и как культурологической категории? Строй народной души обнаруживает себя вовне, «Я полагает не-Я», идея синергийного «соработничества» Бога и человека отражается во взаимоотношениях церкви и мира, в поиске правды и ее восприятии, во всей жизни культуры. Идея Богочеловеческой синергии, пришедшая на Русь вместе с православием, традиционно считающимся стержнем русской культуры, не просто повлияла на русскую культуру в целом, а во многом способствовала развитию ее как явления одновременно уникального и универсального. Русская культура стала своеобразной репрезентацией идеи Богочеловеческой синергии – именно эти выводы дали основание рассматривать православную идею синергии в культурологической интерпретации.
Если синергийный подход к феномену человека, разработанный в Византии и развитый впоследствии на Руси, в последнее время актуализируется и активно встраивается в общую систему культурфилософских знаний, то рассмотрение синергии в качестве типа культурного взаимодействия не нашло должного отражения в теоретической рефлексии.
Изучение сущностных характеристик, духа культуры неизменно актуально, а реалии современной жизни делают эти проблемы остро актуальными. Современная культура живет под знаком глобализации, что для постсоветской России особенно характерно. Всеобщее усреднение и уравнивание порождает противоположную тенденцию к сохранению культурной идентичности. В последние десятилетия много говорилось о том, что России нужна национальная идея. Появится ли (хочется сказать – будет ли изобретена) какая-то принципиально новая русская идея – вопрос открытый. Возможно, более продуктивным является углубление в собственные культурные основания. Идея синергии является одним из таких оснований.

7
Степень разработанности проблемы
Явившись одним из первых и серьезных расхождений между западным и восточным христианством в вопросе о роли свободной воли и Божественной благодати в деле спасения человека, понятие синергии было выработано в православном богословии для обозначения идеи о возможности единства, совместного действия, «соработничества» благодати и свободы. Поэтому особое место в настоящем исследовании занимают работы отцов церкви, у которых обращение к идее синергии как самостоятельной проблеме богословия носило принципиальный характер. Это – труды Иоанна Кассиана Римлянина, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Григория Нисского, Ефима Сирианина, Исаака Сирианина, Макария Великого, Макария Египетского, Максима Исповедника, Марка Подвижника. В их работах синергия была определена как «соработничество» Божественной благодати и человеческой свободной воли в деле достижения спасения. Наибольшую разработку идея синергии получила в трудах православного богослова Григория Паламы, создавшего энергийное богословие. В его «Триадах в защиту священно-безмолвствующих» описан «путь достижения» синергии.
К вопросу о возможности достижения Богочеловеческой синергии обращались русские подвижники: Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник. Тексты византийских и русских подвижников содержатся в пятитомном издании «Добротолюбия», переведенном в свое время на русский язык по инициативе и непосредственном участии Паисия Величковского. Отдельно необходимо отметить произведение митрополита Киевского Илариона «Слово о законе и благодати», где проводится мысль, что спасение возможно не благодаря закону, а благодаря стяжанию Божественной благодати.
Глубокую разработку идея Богочеловеческой синергии получила в православном мистико-аскетическом учении исихазма, поэтому большое внимание было уделено работам, посвященным рассмотрению метода и теории исихазма. Основой для этого рассмотрения послужили труды И. Ф. Мейендорфа,

8
анализирующие культурные связи Византии и Руси, антропологию Григория Паламы и собственно феномен исихазма. Большое значение имеют работы В. Н. Лосского, являющие собой систематическое изложение мистического богословия восточной церкви, рассматривающие отличия катафатического и апофатического Богопознания и «путь соединения», то есть синергию, характерную для последнего. Историк церкви, богослов И. М. Концевич, рассматривая в своих работах историю византийского и русского исихазма, особое внимание уделил описанию православной «лествицы» – ступеней достижения синергии. Необходимо отметить работу С. М. Зарина, посвященную православной аскетике; работу П. П. Пономарева о догматических основах христианского аскетизма; книгу М. А. Остроумова, анализирующую отношения античной философии и христианской аскетики; работу О. С. Климкова, посвященную культурно- историческому и антропологическому рассмотрению православной мистико- аскетической традиции; труды С. С. Хоружего, ставящего своей задачей развернуть антропологические исследования в русло «энергийного» дискурса. Влиянию исихазма на русскую философию посвящены труды И. И. Семаевой, Г. Л. Бузука.
Идея Богочеловеческой синергии связана с мистико-аскетической практикой, поэтому отдельного изучения потребовали работы, описывающие жизнь и служение византийского и русского монашества. Это – труды Н. Д. Барабанова, В. Н. Белова, Н. С. Борисова, С. Н. Булгакова, отца Василия (Кривошеина), Е. Е. Голубинского, Н. К. Голейзовского, Епифания Премудрого и Пахомия Логофета, Б. К. Зайцева, архимандрита Киприана (Керна), В. О. Ключевского, И. М. Концевича, В. Н. Косолапова, И. П. Медведева, И. Ф. Мейендорфа, А. Н. Муравьева, Э. И. Мюллера, В. Н. Топорова, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, И. Н. Экономцева, сборник «Жития и творения русских святых». Богатый материал, посвященный историко-культурной эволюции православного монашества и монастырской культуры Руси-России с XI до начала XXI века, представлен в монографиях Н. Е. Шафажинской «Русское монашество в X–XVIII веках: культурологический аспект» и «Монастырская

9
просветительная культура России». Л. А. Шумихина в монографии «Генезис русской духовности» рассматривает древнерусскую святость в качестве духовной основы менталитета русских.
Интерес к православной традиции и, следовательно, к идее Богочеловеческой синергии возродился в XX веке и связан с именами С. Н. Булгакова, архиепископа Василия (Кривошеина), архимандрита Киприана (Керна), И. М. Концевича, В. Н. Лосского, И. Ф. Мейендорфа, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, О. Давыденкова, С. Роуза, О. С. Климкова, игумена Иоанна (Экономцева).
Идея синергии в историко-философском контексте представлена в работах зарубежных авторов, обратившихся к исследованию византийской философии. Это работы таких авторов, как Б. Татакис, H. Вольфсон, A. Грилмайер.
В середине прошлого века вышли книги И. П. Медведева, посвященные исихастским спорам. Появились работы С. С. Аверинцева, Н. Д. Барабанова, В. Н. Белова, В. М. Лурье, Д. Д. Оболенского, Г. М. Прохорова, З. В. Удальцовой. В. В. Бибихиным был выполнен первый русский перевод «Триад в защиту священно- безмолвствующих» Григория Паламы. В 2010 году вышла знаковая работа – лекции В. В. Бибихина, прочитанные им в начале девяностых годов прошлого века. Тема лекций – энергия как центральная проблема человечества. В. В. Бибихин анализировал понимание энергии в трудах Аристотеля, в паламитском догматическом определении о Божественных энергиях и в синергийной антропологии С. С. Хоружего. Необходимо отметить работу К. В. Хвостовой, рассматривающую историю и культуру Византийской цивилизации. Г. В. Скотникова, исследовавшая феномен византизма, определила византийскую традицию как «вызов» древнерусской культурной самобытности. Обращение отдельных современных исследователей к византийской традиции привело к образованию научного направления, получившего название «синергийная антропология». В этом направлении работают А. В. Ахутин, О. И. Генисаретский, С. С. Хоружий.

10
Так как первичную концептуализацию идея синергии получила в православном христианстве, то были рассмотрены работы, посвященные вопросам православия и христианства в целом. Это – «Лекции по истории Церкви» В. Ф. Асмуса; «Лекции по истории древней Церкви» В. В. Болотова; книга по истории Вселенских соборов А. В. Карташева, его же двухтомник «Очерки по истории русской церкви»; двухтомник английского церковного историка Дж. С. Робертсона «История христианской церкви от апостольского века до наших дней»; произведения Н. Д. Тальберга, посвященные истории церкви и истории русской церкви; работы А. В. Меня – протоиерея Русской православной церкви, богослова, историка церкви; труды В. Я. Лалуева, В. Я Нагевичене, Д. В. Пивоварова, Е. А. Торчинова, А. Д. Шмемана, М. Элиаде. Большой интерес представляют труды Г. Н. Миненко, в которых анализируется взаимодействие Русской православной церкви со светской культурой.
Изучение церковной истории потребовало обращения не только к так называемой вторичной литературе, то есть к произведениям современных авторов, ученых и богословов прошлого, но и к первоисточникам, главным из которых являются Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов – Библия.
Православная идея синергии в эстетико-художественном пространстве представлена работами В. В. Бычкова, Е. Н. Трубецкого, Л. А. Успенского, П. А. Флоренского. Влияние православия на искусство рассматривали М. В. Алпатов, Г. И. Вздорнов, И. А. Евин, И. И. Евлампиев, В. И. Жуковский, Н. К. Голейзовский, И. Э. Грабарь, Н. А. Демина, В. В. Зеньковский, В. Н. Лазарев, А. М. Лесовиченко, Д. С. Лихачев, В. А. Плугин, Г. В. Скотникова, Е. Н. Трубецкой, Л. А. Успенский. Л. А. Шумихина пишет о необходимости использовать религиозно-эстетическую методологию в постижении символов русской культуры – иконы, храма и колокольного звона. Интересным и плодотворным представляется разрабатываемый Л. В. Камединой тео-аксиологический подход к освоению духовной целостности русской культуры.

11
Отдельно необходимо выделить работы, посвященные исследованию русского национального характера, проблемы культурной идентичности, российской идентичности, персональной идентичности, что также связано с православной идеей возможного достижения синергии. Это – работы И. М. Андреева, Б. Н. Бессонова, Н. А. Бердяева, Д. Биллингтона, Г. Д. Гачева, С. Ф. Денисова, И. А. Ильина, И. В. Киреевского, И. В. Кондакова, А. В. Костиной, Д. С. Лихачева, Д. Ранкур-Лаферьера, Г. П. Федотова, П. Д. Юркевича.
Появились диссертации, рассматривающие византийское православное наследие в культурологическом и философском аспектах. Это – исследование И. И. Семаевой, посвященное анализу исихастских традиций в русской религиозной философии XX века. Работа В. О. Моргачева, в которой рассматривался культурный смысл мистической православной традиции. Работа Е. П. Наделяевой, в которой исследовались традиции православия в русской средневековой культуре. В диссертации Н. Е. Шафажинской анализируется вклад русского монашества в отечественную и мировую культуру.
Логика диссертационного исследования подсказала: для определения сущностных признаков православной идеи синергии необходимо сопоставить названную идею с синергетической и диалектической концепциями развития. Выделение энергийной составляющей в православной идее синергии и синергетической концепции развития позволило при их сопоставлении опереться на идеи Аристотеля, рассматривавшего энергию во взаимосвязи с возможностью и энтелехией. Положения и выводы, содержащиеся в трудах В. В. Бибихина, В. П. Бранского, Е. Н. Князевой, Н. И. Кобозева, С. П. Курдюмова, И. Пригожина, В. В. Тарасенко, Н. М. Урманцева, Г. Хакена, позволили сопоставить православную идею синергии с присутствующим в синергетике концептом возникновения в диссипативных структурах порядка из хаоса и сделать вывод о том, что православная идея синергийного развития и синергетическая концепция развития отчасти совпадают в аспекте «соработничества», взаимодействия энергий, но различаются направленностью развития: синергетика признает многовекторное развитие макро- и микромира; Богочеловеческая синергия – развитие,

12
направленное к слиянию с Божественными энергиями. Рассмотрение русской культуры как открытой сложноорганизованной системы основано на трудах Д. С. Лихачева, М. С. Кагана.
Сопоставление православной идеи синергийного развития и диалектической концепции развития было произведено с опорой на работы А. Н. Аверьянова, М. А. Булатова, Ф. Ф. Вяккерева, Г. В. Ф. Гегеля, И. О. Джиоева, Ю. А. Жданова, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого, Е. Н. Князевой, В. П. Кузьмина, Л. Ф. Матюшонка, Г. Г. Наталова, П. В. Ополева, И. Пригожина, Д. М. Федяева, Ф. Энгельса. Положения, содержащиеся в их трудах, позволили сделать вывод о том, что православную идею синергийного развития можно интерпретировать как частный случай диалектической концепции развития.
Идея спасения, являющаяся основной антропологической темой Богочеловеческой синергии, дала возможность использовать и развить концепцию С. Ф. Денисова, который анализировал «библейские и философские стратегемы спасения».
Идея синергии в значении типа культурного взаимодействия, характерного для русской культуры, не была отдельным предметом культурологии. Тем не менее признание идеи Богочеловеческой синергии трансцендентной «стратегемой спасения» позволило экстраполировать православную идею единичного спасения на русскую культуру в целом и, опираясь на концепцию «идеального типа» М. Вебера, сконструировать «идеальный тип» синергии как тип культурного взаимодействия, обеспечивавшего «спасение» русской культуры, которое понимается как сохранение культурной идентичности и восхождение на новый уровень осознания собственной культуры, заключающийся в признании необходимости творческого синтеза русской культурной самобытности с иными традициями и тенденциями
В процессе экстраполяции выводов, полученных при рассмотрении идеи синергии в православной традиции, на процесс развития русской культуры возникла необходимость рассмотреть основные подходы к пониманию культуры, что было сделано благодаря работам С. Н. Булгакова, А. А. Быстровой, Г. В. Ф.

13
Гегеля, Н. Я. Данилевского, С. Н. Иконниковой, И. А. Ильина, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, А. С. Кармина, А. Кребера, К. Клакхона, К. Н. Леонтьева, Д. С. Лихачева, Л. М. Марцевой, С. Т. Махлиной, Д. В. Пивоварова, Г. Риккерта, П. Сорокина, Э. Б. Тайлора, А. Я. Флиера, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, Л. Н. Шабатура, И. Н. Экономцева. За основу в настоящей работе принято определение культуры как «идеалообразующей стороны человеческой жизни», предложенное Д. В. Пивоваровым. Данное определение близко первоначальному пониманию культуры как возделыванию и обработке, но не только земли, но и души, что наиболее точно выражает идею православной синергии – достигнуть идеала, Богочеловеческого единства, следствием чего стало бы преображение человека и мира.
Рассмотрение взаимодействия как формы бытия и сущностной характеристики культуры отсылает нас к работам С. А. Арутюнова, А. С. Ахиезера, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, С. Н. Иконниковой, И. Д. Колесина, С. Д. Лебедева, Е. А. Филимоновой. Однако необходимо отметить, что упомянутые авторы не рассматривали синергию в значении типа культурного взаимодействия, характерного для русской культуры.
Определение признаков синергиийного культурного взаимодействия было проведено с использованием идей А. С. Ахиезера, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, А. В. Костиной, М. С. Кагана, рассматривающих диалогичный характер культуры. Выделение православных ценностей и идеалов в качестве «ядра» русской культуры было осуществлено с опорой на ядерно-сферическую концепцию развития культуры Н. В. Поддубного и концепцию о «твердом ядре культуры» и ее «защитном поясе» Д. В. Пивоварова. Идеи, близкие к такому рассмотрению культуры, содержатся в работах В. П. Бранского, Б. М. Кедрова, П. Тейяра де Шардена, Н. Н. Страхова. Вывод о том, что взаимодействие в русской культуре может носить синергийный или псевдосинергийный характер, во многом опирался на концепцию культурно-исторического псевдоморфоза О. Шпенглера, дополненную впоследствии Г. В. Флоровским.

14
Основой для рассмотрения русской культуры с точки зрения наличия в ней синергийных процессов послужили труды ученых-культурологов, историков и теоретиков культуры, философов, обращавшихся к православной тематике прямо или косвенно в общем контексте проблемы становления и развития русской культуры. Назовем труды С. С. Аверинцева, А. А. Аронова, А. Безансона, Н. А. Бердяева, Д. Биллингтона, Л. А. Бобровой, Б. П. Вышеславцева, Г. Д. Гачева, Н. Я. Данилевского, Е. А. Ермолина, М. Евдокимова, И. И. Евлампиева, И. А. Ильина, О. Б. Ионайтис, Л. В. Камединой, И. В. Кондакова, В. О. Ключевского, В. А. Котельникова, В. Н. Косолапова, К. Н. Леонтьева, Д. С. Лихачева, М. А. Маслина, А. В. Медведева, Д. С. Мережковского, П. Н. Милюкова, С. А. Никольского, А. С. Панарина, Г. В. Плеханова, Д. Ранкур-Лаферьера, Г. В. Скотниковой, С. Н. Трубецкого, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, С. С. Хоружего, П. Я. Чаадаева, Л. А. Черной, Л. А. Шумихиной, И. Н. Экономцева, П. Д. Юркевича. Считаем необходимым подчеркнуть, что данные мыслители не предлагали единой концепции синергии как типа культурного взаимодействия, а лишь рассматривали определенные процессы в русской культуре, которые можно отнести к синергийному или псевдосинергийному типам взаимодействия.
В основу выделения периодов синергийного развития русской культуры была положена теория А. Тойнби о «вызовах» и «ответах». Появление в русской культуре периодов синергийного развития было связано с достойным «ответом» на внешние и внутренние «вызовы» деятелей русской культуры, в творчестве которых имплицитно присутствовала идея Богочеловеческой синергии. «Вызовы» были связаны, в первую очередь, с определенными историческими событиями, видение и анализ которых представлены в трудах Н. А. Бердяева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Д. С. Лихачева, М. К. Любавского, И. Ф. Мейендорфа, П. Н. Милюкова, С. М. Соловьева, В. Н. Татищева, Е. В. Тарле, Г. П. Федотова.
Были использованы произведения русских религиозных философов, в чьих трудах восприятие синергийных принципов проявилось в выборе тем, проблем, в

15
общей устремленности русской мысли к православным идеалам. Это – работы Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Зеньковского, А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского, С. Л. Франка.
Большое значение для настоящей работы имеют труды, авторы которых рассматривают своеобразие и специфику русской религиозной философии, являющейся «предметным и проблемным полем для диалога мировоззрений» (М. А. Маслин). Среди них – С. С. Аверинцев, Н. А. Бердяев, М. Н. Громов, Б. В. Емельянов, В. С. Жидков, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, О. Б. Ионайтис, М. С. Каган, И. В. Киреевский, В. О. Ключевский, А. Ф. Лосев, В. Н. Лосский, Н. О. Лосский, М. А. Маслин, С. И. Орехов, С. В. Пишун, Г. В. Плеханов, В. В. Розанов, Б. А. Рыбаков, Е. А. Торчинов, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский, Л. А. Шумихина, Г. Г. Шпет.
Своеобразной «эмпирией» послужили произведения древнерусской литературы, собранные в «Библиотеке литературы Древней Руси», и произведения русских писателей-классиков, в которых проблема синергии ставилась посредством образных художественных средств.
Анализ культурологических, философских, богословских, естественнонаучных, искусствоведческих работ показал, что проблема синергии имеет множество аспектов. Проблемой диссертационного исследования является один из них – синергийные процессы в русской культуре. Она может быть сформулирована в виде вопросов: какую роль играла идея синергии в русской культуре? Какие формы она могла принимать?
Объект исследования – русская культура в процессе ее развития с XIV века до начала XX века.
Предмет исследования – синергийное взаимодействие в русской культуре.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении роли православной идеи синергии в развитии русской культуры с XIV века до начала XX века.
Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения ряда логически связанных между собой задач исследования:

16
1. Определить сущностные характеристики идеи синергии путем рассмотрения ее трактовки в православной теологической традиции и сравнения православной идеи синергии с синергетическим концептом возникновения в открытых неравновесных системах порядка из хаоса и с диалектической концепцией развития.
2. Показать, что синергию можно представить как «идеальный тип» (мысленный) культурного взаимодействия, то есть теоретически смоделированный образ культурного взаимодействия, созданный путем экстраполяции основных черт православной идеи синергийного развития на процесс развития русской культуры.
3. Выделить признаки синергийного типа культурного взаимодействия. Дать определение синергийного и псевдосинергийного типов культурного взаимодействия, характерных для русской культуры.
4. Проследить динамику синергийного взаимодействия в русской культуре. Определить и теоретически описать периоды синергийного развития в русской культуре.
5. Выявить черты синергийного взаимодействия в древнерусской культуре XIV–XV веков.
6. Охарактеризовать русскую культуру XIX века как второй период синергийного развития.
7. Выделить признаки синергийного культурного взаимодействия в русской религиозно-философской мысли начала XX века
Методология и методы диссертационного исследования обусловлены объектом, предметом исследования, целью и задачами рассмотрения идеи синергии. В качестве теоретико-методологической основы нашего диссертационного исследования выбран системно-культурологический подход (М. С. Каган), в соответствии с которым культура понимается как открытая система со своими законами, процессами и особенностями. Данный подход предполагает исследование мира человека в рамках его культурного существования. Системно-культурологический подход позволил осуществить

17
интеграцию исследовательского материала из различных областей знания (философии, теории и истории культуры, филологии, теологии, синергетики) и рассмотреть русскую культуру как систему, которая сложилась и функционирует во взаимодействии составляющих ее подсистем, обеспечивающем сохранение и трансляцию духовных смыслов и ценностей.
Процесс образования русской культуры уходит корнями в далекое прошлое. Русская культура – открытая система, образовавшаяся благодаря объединению различных локальных культурных традиций. Отсюда важнейшим качеством русской культуры является ее «полярность» – одновременное существование взаимоисключающих явлений. (Г. Д. Гачев писал об имеющихся неразрешимых противоречиях в русской культуре, И. В. Кондаков отмечал «бинарность» в ее строении). Диалектический метод как способ рефлективного теоретического мышления позволил наиболее полно исследовать идею синергии в русской культуре, в основе которой лежит взаимодействие противоположностей.
Методами диссертационного исследования стали также метод идеализации и метод моделирования. Культурная синергия – абстрактный (теоретический) тип культурного взаимодействия, который представляет собой описание некоторых предельных случаев реальных культурных процессов и служит средством их объяснения и построения теоретических представлений о них. Теоретическое моделирование, предусматривающее создание идеальной модели, отражающей ключевые характеристики предмета познания, позволило сформировать обобщенное знание о синергии как типе культурного взаимодействия. Моделирование «идеального типа» (мысленного) синергии как типа культурного взаимодействия осуществлялось путем экстраполяции основных черт православной идеи синергийного развития на процесс развития русской культуры, благодаря чему были определены признаки синергийного взаимодействия.
Таким образом, экстраполяция основных черт, характеризующих православную идею синергийного развития, на процесс развития русской культуры позволила смоделировать синергию как «идеальный тип» культурного

18
взаимодействия. Такого рода «идеальный тип» выполняет методологическую функцию, помогая решить культурологические проблемы путем наложения созданной мыслительной конструкции на объективную реальность. Этот прием, в процессе реализации которого отсекаются «лишние» с точки зрения задачи исследования факты и явления, дает возможность представить все многообразие действительности в виде определенной ценностной установки той или иной исторической эпохи. Например, в данной работе акцент сделан на такие черты русского национального характера, как душевность, чувствительность. Это не значит, что русские были лишены рациональности и русский народ – сплошная интуиция и сердечность. Но моделирование синергии как типа культурного взаимодействия потребовало акцентировать внимание именно на таких национальных чертах, которые связаны были с православными ценностями и идеалами.
«Идеальный тип» – это и есть ценностная установка, ценностный интерес эпохи, выраженный в теоретической конструкции. С одной стороны, реальная действительность многообразна, с другой стороны, в реальном мире все характеристики какого-либо явления представлены не всегда, однако всякий частный случай легче интерпретировать, сравнивая его с неким «идеальным типом». По сути дела движение мысли идет не вслед за объектом анализа (в нашем случае – русской культурой), а в обратном направлении: объекту приписываются определенные характеристики, накладывающиеся на реальные процессы, в результате чего моделируется «идеальный образ» объекта.
Определение синергии как типа культурного взаимодействия потребовало теоретического осмысления православных текстов, произведений древнерусской иконописи, сочинений русских писателей, что было осуществлено на основе герменевтического метода, согласно которому способ бытия произведения искусства – репрезентация, связанная с «эманацией первообраза» (Х.-Г. Гадамер). В нашем случае «первообразом» является православная идея синергии.
В процессе создания «идеального типа» синергийного культурного взаимодействия возникла необходимость в использовании логических приемов

19
абстрагирования и обобщения. Абстрагирование, заложенное в методологическое основание исследования, указывает на отсутствие абсолютного соответствия создаваемой модели синергийного культурного взаимодействия наблюдаемым в реальности процессам развития русской культуры. Обобщение позволило объединить различные явления русской культуры в единую модель синергийного взаимодействия на основании общих черт, выделенных в процессе абстрагирования.
Рассмотрение идеи синергии в теологии, синергетике, философии, культурологии, привлечение в качестве эмпирической базы результатов частных научных исследований привело к необходимости использовать метод междисциплинарного синтеза.
Научная новизна исследования
В диссертационном исследовании проводится мысль, что идея синергии, пришедшая на Русь вместе с принятием православия, сформировала у русских людей ценностные ориентации, связанные с поиском правды, страдания, смирения, покаяния, прощения и радостного возрождения. Эти ценностные ориентации, оказавшись близкими и востребованными в русской жизни, образовали своеобразный набор фундаментальных смыслов и во многом определили жизненный уклад, тип сознания русских и русскую культуру, в которой проявилось эмоционально-мистическое отношение к действительности и как следствие – появление в русской культуре тенденции к обожествлению. В русской культуре в качестве «божественного» выступали либо ядерные православные идеалы и ценности, в определенной степени адаптированные к культурно-историческим реалиям и существовавшие в религиозной или светской форме; либо отличные от православных (западные светские) идеалы и ценности. Взаимодействие религиозных православных и секулярных западных идеалов носило синергийный (доминирование православных ценностей в «твердом ядре» культуры) или псевдосинергийный характер. Таким образом, синергия в данной работе рассматривается не только как православная идея о возможном «соработничестве» Божественных и человеческих энергий, следствием чего

20
является спасение человека, но и как «идеальный тип» (мысленный) культурного взаимодействия, способствовавшего становлению и развитию русской культуры как единого целостного явления. Благодаря синергийному взаимодействию русская культура, с одной стороны, сохранила свою уникальность и национальную идентичность. С другой стороны, русская культура, вливаясь в мировой культурный процесс после принятия христианства, стала «страной европейской культуры» (Д. С. Лихачев), приобрела черты универсальности и «всемирной отзывчивости». Уже сама постановка проблемы, заключающейся в изучении роли идеи синергии в развитии русской культуры, содержит в себе новизну, которая реализуется в следующих тезисах.
1. В результате теоретического осмысления теологической версии синергии, сопоставления православной идеи синергийного развития с диалектической и синергетической концепциями развития определены сущностные характеристики православной идеи синергии, а именно: 1) превращение трансцендентного в имманентное; 2) соединение разнокачественного; 3) направленность к слиянию с Божественными энергиями; 4) образование нового качества и проявление результата синергии вовне.
2. В ходе работы над темой установлено, что православная идея синергии, оказав существенное влияние на русскую культуру, проявилась в форме синергийного культурного взаимодействия, которое, с одной стороны, способствовало сохранению и трансляции национальных культурных ценностей и смыслов, с другой – придало русской культуре универсальность и «всемирную отзывчивость».
3. В отечественную культурологию введено понятие синергийного культурного взаимодействия, характерного для русской культуры. Синергийное взаимодействие – это тип внутрикультурного взаимодействия, при котором ядерные православные идеалы и ценности, в определенной степени адаптированные к культурно-историческим реалиям, существовали в религиозной или светской форме.

21
4. Выявлены признаки синергийного культурного взаимодействия: 1) наличие неравноправных диалогических отношений между православными и светскими идеалами; 2) доминирование православных ценностей в «твердом ядре» культуры; 3) распространение православного идеала на культуру в целом или на отдельные ее сферы, и образование синергийного эффекта в виде творческой деятельности. Результат творчества является своеобразной репрезентацией православной идеи синергии, существующей в различных формах.
5. Установлено, что русской культуре свойственен также псевдосинергийный тип культурного взаимодействия, образующегося в результате культурного псевдоморфоза. Предложено определение псевдосинергийного типа культурного взаимодействия как синергийного по форме и динамике процесса усвоения и доминирования заимствованных, отличных от православных, идеалов и ценностей. Сделан вывод, что культурное взаимодействие могло носить псевдосинергийный или синергийный характер в зависимости от того, какие идеалы доминировали: западные светские или православные.
6. Прослежена динамика синергийного взаимодействия в русской культуре и выработано понятие периода синергийного развития, под которым понимается процесс активного взаимодействия православных ценностей и идеалов с иными ценностями и идеалами и распространения их влияния на культуру в целом или на отдельные ее сферы и феномены.
7. Определено, что в русской культуре с XIV века до начала XX века было три периода синергийного развития. Первый период пришелся на XIV–XV века, когда произошло окончательное оформление православия и образование Русской христианской автокефалии в русле создания Московского централизованного государства. Доминирующие ядерные православные идеалы и ценности распространили свое влияние практически на все сферы жизнедеятельности общества, проявившись в древнерусском искусстве и наиболее ярко – в иконописи.

22
8. Обосновано, что второй период синергийного развития пришелся на XIX век, когда синергийное культурное взаимодействие наиболее полно проявилось в русской классической литературе, которая в XIX веке приобрела отличительные национальные черты.
9. Обосновано, что третий период синергийного развития связан с русской религиозной философией начала XX века, которая представляет собой синергийное взаимодействие западного рационализма и восточной мистики.
Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту
1. Богочеловеческая синергия в православии понималась как трансцендентная «стратегема спасения», так как она требовала ответственного поступка: или уход от Бога и гибель человека, или соединение с Божественными энергиями и спасение. Идея Богочеловеческой синергии, воспринятая Русью вместе с принятием православия, предопределила появление в русской культуре аскетических, преобразовательных установок, сформировала у русских людей эмоционально-мистическое отношение к действительности и как следствие – появление в русской культуре тенденции к обожествлению. В ходе осмысления теологической версии идеи синергии были определены следующие сущностные признаки: 1) превращение трансцендентного (Божественного) в имманентное (предназначенное человеку); 2) соединение разнокачественного, так как Божественные и человеческие энергии имеют различную природу – нетварные и тварные.
2. Сопоставление православной идеи Богочеловеческой синергии с присутствующим в синергетике концептом возникновения в диссипативных структурах порядка из хаоса позволило сделать вывод о том, что они отчасти совпадают в аспекте «соработничества», взаимодействия энергий, но различаются направленностью развития. Синергетика признает многовекторное развитие макро- и микромира, идея Богочеловеческой синергии допускает лишь развитие, направленное к слиянию с Божественными энергиями. Будучи открытой, сложноорганизованной системой, русская культура XIV – начала XX, восприняв православную идею синергии, в своих лучших образцах также стремилась к

23
постановке предельных проблем и пыталась найти пути их решения в сфере православных морально-этических ценностей.
3. Сопоставление православной идеи синергийного развития и диалектической концепции развития позволило определить, что, во-первых, православная идея синергийного развития является частным случаем диалектической концепции развития, отличающаяся смещением акцента с момента борьбы и отрицания на момент единства и синтеза. Во-вторых, в православии Богочеловеческая синергия представляет собой особый тип качественного скачка, не исключающего противоречия. В-третьих, при «воплощении» идеи Богочеловеческой синергии появляется новое качество, благодаря которому результат синергии проявляется вовне в виде творческой деятельности, репрезентируется в творениях русской культуры, которая также представляет собой взаимодействие противоположностей (западное и восточное, оседлое и кочевое, светское и религиозное). Таким образом, в результате теоретического осмысления теологической версии идеи синергии, сопоставления православной идеи синергийного развития с диалектической и синергетической концепциями развития определены сущностные характеристики идеи синергии, а именно: 1) превращение трансцендентного в имманентное; 2) соединение разнокачественного; 3) направленность к слиянию с Божественными энергиями; 4) образование нового качества и проявление результата синергии вовне.
4. Идея Богочеловеческой синергии, пришедшая на Русь вместе с принятием православия, традиционно считающегося стержнем русской культуры, повлияла на русскую культуру, в процессе развития которой основные черты православной идеи синергии в определенной степени были усвоены русской культурой, преломились в ее существовании, что дало право рассматривать православную идею синергии в культурологической интерпретации.
5. Православная идея о взаимодействии Божественных и человеческих энергий представлена в русской культуре в качестве «идеального типа» синергийного культурного взаимодействия. В русской культуре синергийное взаимодействие – это тип внутрикультурного взаимодействия, при котором

24
ядерные православные идеалы и ценности, в определенной степени адаптированные к культурно-историческим реалиям, существовали в религиозной или светской форме.
Синергийное культурное взаимодействие характеризуется следующими признаками: 1) наличие неравноправных диалогических отношений между православными и светскими идеалами; 2) доминирование православных ценностей в «твердом ядре» культуры; 3) образование синергийного эффекта в виде творческой деятельности. Результат творчества является своеобразной, существующей в различных формах репрезентацией православной идеи синергии. Благодаря синергийному взаимодействию русская культура, с одной стороны, стала уникальной и внутренне единой, с другой стороны, вливаясь в мировой культурный поток, – универсальной и отзывчивой.
Кроме синергийного, русской культуре свойственен псевдосинергийный тип культурного взаимодействия, образующегося в результате культурного псевдоморфоза, для которого характерна ситуация, в которой привнесенные извне идеалы и ценности, отличные от православных, стали существовать в «родных» формах. В этом случае чуждые русской природе идеалы, приобретшие статус «божественных», начинали господствовать в России и изменять развитие ее культуры. Таким образом, псевдосинергийный тип культурного взаимодействия – это синергийный по форме и динамике процесс усвоения и доминирования заимствованных, отличных от православных, идеалов и ценностей.
6. Периоды активного взаимодействия православной идеи Богочеловеческой синергии с иными идеями, обращающимися в русской культуре, определены как периоды синергийного развития русской культуры. Образование таких периодов связано было в первую очередь с внешними и внутренними «вызовами», бросаемыми русской культуре, «ответ» на которые способствовал ее «спасению», то есть формированию нового уровня осознания собственной культуры, заключающегося в признании необходимости творческого синтеза русской культурной самобытности с иными традициями и тенденциями.

25
В настоящей работе выделено три периода синергийного развития русской культуры.
7. Первый период синергийного развития приходился на XIV–XV века, когда произошло окончательное оформление православия и образование Русской христианской автокефалии на волне создания Московского централизованного государства и его борьбы за независимость. Самой яркой формой реализации синергийного взаимодействия было древнерусское искусство и прежде всего – иконопись.
8. Второй период синергийного развития пришелся на XIX век. Синергийное взаимодействие, в какой-то мере проявившись во всех формах художественной культуры, свое наиболее полное выражение нашло в художественной литературе, вполне сложившейся к тому времени как национальная литература.
9. Третий период синергийного развития пришелся на начало XX века и связан с русской религиозной философией, в которой прослеживается синергийное взаимодействие западного рационализма и восточной мистики.
Теоретическая и практическая значимость работы
В диссертационном исследовании предложена авторская концепция, объясняющая роль православной идеи синергии в развитии русской культуры. Предложенная концепция имеет важное значение для культурологии как сферы научного знания: для теории культуры (представлена концептуальная модель «идеального типа» синергийного и псевдосинергийного взаимодействия, характерных для русской культуры); для истории культуры (проанализированы периоды русской культуры, в которых синергийное взаимодействие проявилось наиболее ярко). Предложенный новый опыт решения проблемы единства и целостности русской культуры при ее прерывистом характере развития и постоянных культурных заимствованиях открывает новые перспективы для теоретико-культурологических и конкретно-исторических исследований русской культуры.

26
Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные положения и выводы могут быть использованы в качестве нового концептуального подхода при дальнейшем исследовании русской культуры. Материалы диссертационного исследования могут использоваться при написании учебных пособий и при чтении курсов по культурологии, истории русской культуры, истории философии, русской философии, истории религии. Полученные в процессе исследования результаты могут быть реализованы при разработке проблем, связанных с развитием русской культуры, для популяризации отечественного культурного наследия.
Степень достоверности результатов проведенного исследования
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается опорой на широкую теоретическую базу (465 источников). Подтверждается обоснованной постановкой проблемы; формулировкой цели и задач, на основе чего определена основная идея диссертации, согласно которой идея синергии явилась основой становления и эволюции русской культуры как единой целостной системы; совокупностью проанализированной культурологической, философской, богословской, научной литературы, произведений русского искусства; корректным использованием культурфилософского категориального аппарата и методов исследования.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Отраженные в диссертации «Идея синергии в русской культуре» научные положения соответствуют следующим пунктам паспорта специальностей научных работников 24.00.01 – теория и история культуры:
1.7. Культура и религия.
1.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных
ценностей и смыслов.
1.10. Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры.
1.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре.
1.22. Культура и национальный характер.

27
Апробация результатов проведенного исследования
Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии Омского государственного педагогического университета; кафедре философии и истории, кафедре социально-экономических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, кафедре общественных дисциплин Омского танкового института.
Основные положения исследования использовались при чтении курса философии, курсов по выбору «История русской философии» и «Духовная культура России» для студентов Сибирского государственного университета физической культуры и спорта; были изложены в монографиях: «Феномен синергии: опыт культурфилософского анализа» (Омск, 2013), «Синергия в культуре» (Омск, 2014), в учебных пособиях: «Духовная культура России: синергийный подход. В 2 ч.» (Омск, 2014); в 17 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук; в ряде публикаций и выступлений на следующих конференциях: Международной научно-практической конференции «Философия в современном мире» (Москва, 28 января 2012), итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов СибГУФК (Омск, 2012), X Международной научно- практической конференции «Наука в современном мире» (Москва, 31 мая 2012), II Международной научно-практической конференции «Философия в современном мире» (Москва, 30 августа 2012), XI Международной научно- практической конференции «Наука в современном мире» (Москва, 31 октября 2012), IV Международной научно-практической конференции «В мире научных открытий» (Москва, 29 декабря 2012), III Международной научно-практической конференции «Философия в современном мире» (Москва, 31 января 2013), итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов СибГУФК (Омск, 2013, 2014, 2015), в Омских областных Рождественских образовательных чтениях, посвященных 700-летию со дня рождения преп. Сергия

28
Радонежского: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» (Омск, 2015).
Структура и объем работы соответствуют целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы, включающего 465 наименований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»