Исторический опыт обучения сознательному чтению школьников в России второй половины XIX – начала XX вв
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОМУ
ЧТЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ ВТОРОЙ _ПОЛОВИНЫ ХIХ –
НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ ……………………………………………………………………………………. 17
1.1.Система дефиниций идеи обучения сознательному чтению русских
школьников второй половины ХIХ – начала ХХ веков ……………………………………… 17
1.2.Идеи зарубежной реформаторской педагогики в решении задач обучения
сознательному чтению в России второй половины ХIХ – начала ХХ веков ………. 37
1.3.Предпосылки актуализации идеи обучения сознательному чтению школьников
в России второй половины ХIХ – начала ХХ веков …………………………………………… 52
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………………………………… 72
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ОБУЧЕНИЯ
СОЗНАТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ –
НАЧАЛА ХХ _ВЕКОВ ……………………………………………………………………………………. 74
2.1.Актуализация идеи сознательности в объяснительном чтении (60-е – 70-е гг.
ХIХ века) ………………………………………………………………………………………………………… 74
2.2.Усиление воспитательного характера сознательного чтения (1870-е – 1900-е
гг.) ………………………………………………………………………………………………………………….. 92
2.3.Утверждение литературно-художественного содержания в обучении
сознательному чтению школьников (1903-1917 гг.) ……………………………………….. 120
2.4.Перспективы использования исторического опыта обучения сознательному
чтению школьников в России во второй половине ХIХ-начале ХХ веков в
современном образовательном процессе ………………………………………………………… 136
Выводы по 2 главе …………………………………………………………………………………………. 146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..155
Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована
степень разработанности проблемы, обозначены объект и предмет,
сформулированы цель задачи, методологические и теоретические
основы, раскрыты методы и этапы исследования; установлены его
хронологические рамки, раскрыта научная новизна, теоретическая и
практическая значимость; отражена степень достоверности и
основные положения, выносимые на защиту, представлены
сведения об апробации результатов научного поиска и структуре
диссертации.
В первой главе «Теоретические основы обучения
сознательному чтению школьников во второй половине ХIХ –
начале ХХ веков» осуществлён анализ теоретических основ
обучения сознательному чтению во второй половине ХIХ – начале
ХХ веков, которые складываются из реалий экономической,
политической, общественной и культурной жизни российского
общества: представлена структура понятия обучения сознательному
чтению школьников во второй половине ХIХ – начале ХХ веков;
рассмотрены предпосылки развития идеи обучения сознательному
чтению школьников России во второй половине ХIХ – начале ХХ
веков; показано влияние идей зарубежной реформаторской
педагогики на решении задачи развития сознательного чтения у
школьников в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков.
Под обучением сознательному чтению в рассматриваемый
исторический период понимали привитие сознательного отношения
к читаемому с целью извлечения из этого процесса как можно
больше полезного. Результатом правильной постановки чтения
мыслилось воспитание культурного гражданина.
Во второй половине XIX – начале ХХ веков складывались
основные методы обучения сознательному чтению: объяснительное,
воспитательное, литературно-художественное чтение, описывались
виды чтения (механическое, осознанное; самостоятельное;
выразительное; классное, внеклассное, внешкольное, семейное;
литературное, пропедевтическое, имманентное), представлялись
авторские техники (система объяснительного чтения К.Д.
Ушинского, теория воспитательного чтения Ц.П. Балталона,
литературно-художественное чтение Е. Домашевской, метод
активногочтения В.А.Флерова), проводилисьпервые
экспериментально-психологические исследования в области
дошкольного воспитания и детского чтения Ц.П. Балталоном, Г.И.
Россолимо.
Развитие идеи обучения сознательному чтению направлялось и
корректировалось изменениями в конкретном историческом
процессе общественно-политического развития России второй
половины ХIХ – начала ХХ веков. Среди наиболее значимых
социально-историческихпредпосылокразвитияобучения
сознательному чтению школьников в рассматриваемый период
отмечаются: отмена крепостного права, значительный уровень
капитализации России, национальная политика российского
правительства, демократизация общественно-политической жизни.
Указанные факторы содействовали повышению грамотности и
образованности населения, а значит, и требований к содержанию
читаемого; упрочнению, расширению, кодификации издательской
деятельности и библиотечного дела, позволивших широкому кругу
читателей знакомиться с разнообразными публикациями и
увеличивать общественно-политическую активность не случайным
образом, стихийно, а осознан- но, на научной основе; внимание к
смысловому наполнению текстов для изучения, статей учебников,
содержания программ.
Показан рост русской общеобразовательной школы в
количественном и качественном отношении. Количественный рост
был обсловлен объявленным в 1864 году принципом
внесословности повышением заинтересованности народных масс в
получении начального и профессионального образования,
присоединениемкроссийскойобразовательнойсистеме
национальных школ новых территорий. Качественный рост
российского образования определялся стремлением развить и
укрепить классическое и реальное преподавание, усилением
внимания к смысловому наполнению текстов для изучения по всем
языкам и словесности.
Зарубежные педагогические идеи, подвергаясь внимательному
изучению и критике со стороны общественников, учёных, педагогов
России, оказывали влияние на развитие русской системы обучения
сознательному чтению во второй половине XIX – начале ХХ веков.
Важным выводом исследования следует считать определение
принципа осознанных заимствований русской педагогики, которые
согласуются с традициями нации, конкретного исторического
периода, не нарушают экономических и культурных особенностей
того или иного государства, заставляют педагогов и общественных
деятелей искать свой уникальный путь развития системы
образования.
Развитие гражданского самосознания, повышение уровня
образованности и ответственности за свои знания, улучшение
качества издаваемой литературы – вот теоретические основания, на
которых формируется искусство чтения в обществе в целом и в
конкретный исторический период в частности.
Для рецепции педагогических приёмов обучения сознательному
чтению школьников в указанный временной промежуток и в наши
дни следовало сопоставить терминологию ключевых положений
обозначенных исторических периодов, т.е. провести контент-
анализ понятийной базы исследования. Было проанализировано 177
источников,изкоторых69являютсясовременными
русскоязычными, 97 – русские источники второй половины XIX –
начала XX веков, наконец, 11 – источники на иностранном языке.
Результаты такой работы представлены в таблице 1.
Таблица №1 Анализ понятийной базы исследования
60-е гг. XIX–1917 г. в России60-е гг. XIX–1917 г. за рубежом
понятие обучения сознательному чтению
«обучение умению хорошо читать книгу, созна-обучение «умению думать с чужой
тельно относиться к ней и извлекать из неё какпомощью» (Э. Фагэ), «полезное
можно больше» (Н. Кульман); «сложномуупражнение, поскольку именно
психическому акту, задающему нашу личность воновводит вас в лучшее общество»
ее цельности и глубине» (Н. Соловьев);(Э. Смайльс)
«переживанию психических состояний,
выраженных в печатном слове» (В. Флеров)
виды сознательного чтения
механическое / осознанное; самостоятельноеperceptive; selective; interactive;
чтение; поверхностное /плодотворное чтение;extensive
выразительное; классное, внеклассное, вне-тихое чтение
школьное, семейное; литературное, пропедев-
тическое, имманентное; тихое чтение
приёмы обучения сознательному чтению
система объяснительного чтения;рациональный метод; ступени обу-
воспитательное чтение; литературно-чения чтению; тест как психодиаг-
художественноечтение; метод активного чтения ностическая методика, эксперимен-
ты по изучению объёма внимания и
навыка чтения; Батавиа-план
психолого-педагогические основы обучения сознательному чтению
экспериментально-психологические исследо-биогенетический закон; равенство
вания в области дошкольного воспитания иврождённых способностей детей;
детского чтения Ц.П. Балталона, Г.И. Россо-экспериментальное изучение ассо-
лимо, И.А. Сикорскогоциаций и образной памяти
воспитательный характер сознательного чтения
«воспитание творца культуры»воспитание характера будущих
преобразователей общества
чтение для самообразования
чтение как самообразованиеамериканская школа
семейное чтение
подготовка учащихся к семейной жизни («от-свободное домашнее воспитание,
цовствоведение» и «материнствоведение)организация материнских школ
проблемы обучения сознательному чтению
смыслотолкование; роль чтения в преподавании;сословные, возрастные, социаль-
оформление и закрепление литературного кано-ные, индивидуальные особеннос-
на; обучение людей разных сословий, возраста ити; выработка эффективной мето-
социального опыта; выработка эффективнойдики
методики
результативность сознательного чтения
продуктивность чтения (Н.К. Кульман)рациональность чтения (Н. Уорд)
Во второй главе «Педагогический опыт реализации идеи
обучения сознательному чтению в России второй половины ХIХ
– начале ХХ веков» выделены три этапа развития идеи обучения
сознательному чтению школьников в указанный период и представлен
в каждый из них накопленный педагогический опыт реализации
обучения сознательному чтению.
На первом этапе (60-70-е годы ХIХ века) направление
образовательной реформы в сторону демократизации обучения
населения страны остро поставило среди прочих 2 задачи: 1)
выработать методику обучения чтению учеников разных сословий,
возрастов, уровня знаний; 2) расширить доступ к бумажному слову
путём издания, перевода различного рода литературы, открытием
библиотек, организацией народных чтений. Либеральные настроения
участников реформы, одобряемые правительством на I этапе,
позволилиоткрытопредставитьнедостаткитрадиционной
классической системы образования и предложить ей альтернативу как
в организационном (создание реальных гимназий, составление про-
грамм, учебников, хрестоматий), так и в теоретическом (внимание к
психофизиологическим особенностям учащихся, учёт склонностей и
предпочтений), и в практическом (педагогические съезды, общества
содействия просвещению, ставка на личность педагога, понятие
педагогического метода, разработка учебников и хрестоматий,
сравнительно-историческийанализидр.)отношении.
Традиционалисты-классики не сдавали своих позиций, и рождавшаяся
полемика способствовала обращению педагогов к выработке приёмов
обучения сознательному чтению, что, без сомнения, ускоряло процесс
формирования системы.
Выделяя характерные черты второго этапа (1870-е – 1900-е гг.)
развития системы сознательного чтения, отмечаем строгое
регулирование Министерством народного просвещения под
руководством А.В. Головнина, Д.А. Толстого, А.А. Сабурова, А.П.
Николаи, И.Д. Делянова, Н.П. Боголепова, П.Н. Игнатьева, Н.К.
Кульчицкого работы педагогов в постановке чтения школьников. В
связи с этим детально пояснялись издаваемые распоряжения.
Происходит установление школьного литературного канона
(закреплённого и обоснованного перечня литературных произведений,
регулярно изучаемых в школе в течение длительного временного
промежутка иузнаваемых носителями языка);установка
объяснительного метода обучения чтению как основного, нередкое его
утрирование до излишнего словотолкования, что рождало его критику.
Ц.П. Балталон представляет воспитательный метод обучения чтению.
Оформляется основной приём преподавания словесности –
литературная беседа, разрабатывается методика выразительного и
внеклассного чтения.
Законы, циркуляры и дополнения 1872 года (новые правила об
экзаменах), 1873 года (утверждение прав и обязанностей гимназистов и
преподавателей), 1875 года (восьмилетнее обучение, разрешение
проводить обыски), 1887 года (закон о «кухаркиных детях») и ряд других
демонстрируют стремление государства строго регламентировать общую
сторону обучения, «охранить» и «дисциплинировать» школьников и
учителей. В ответ на это практическая деятельность педагогов Ц.П.
Балталона, Е.Д. Домашевской, Н.К. Кульмана, В.П. Острогорского,
А.Н. Острогорского, А.Я. Острогорского, Л.И. Поливанова, И.И.
Срезневского, Д.И. Тихомирова, К.Д. Ушинского концентрировалась
на научном исследовании и совершенствовании практических навыков
обучающихся и обучающих в постановке правильного, продуктивного
чтения. Такое положение дел не только вскрывало недостатки
существовавшей системы образования в целом, но и стимулировало
разработку новых продуктивных приёмов, содействовало подготовке
идей, ставших основой проектов программ по русскому языку и
словесности на 3 этапе.
Министерство народного просвещения не осталось безучастным к
призывам лучших педагогов и выдающихся учёных: было дано
разрешение на созыв различных комиссий с привлечением
общественных деятелей, родительских советов для выработки
предложений по улучшению положения в деле постановки детского
чтения, по изменению программ преподавания языков и словесности.
Стало понятно, что необходимо коллективное обсуждение очевидных
для специалистов вопросов с целью выработки единой концепции
обучения.
Активная деятельность педагогов, общественных и политических
деятелей на третьем этапе развития идеи обучения сознательному
чтению (1903-1917 гг.) привела к тому, что к 1917 году оформилась
единая идеологическая основа в вопросе обучения чтению, что
подтверждает ряд фундаментальных работ (Н. Ф. Бунаков «Школьное
дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и
курсах за 30 лет (1872-1902 г.)», А. Д. Алферов «Родной язык в
средней школе» (1911), Ц.П. Балталон «Воспитательное чтение.
Пособие для учителей и учительниц» (1911), Н.К. Кульман
«Методика русского языка. Для педагогических и учительских
институтов, семинарий, для педагогических классов и для учителей
низшей и средней школы» (первое издание – 1912 год)), прямо или
косвенно подчёркивающих, что их авторы не делали различий между
звеньями образовательной системы, когда говорили об общих
принципах постановки сознательного чтения, однако устанавливали
требования в подборе материала, объёме и порядке его подачи,
усвоения и воспроизведения для каждого возрастного периода. Также
были описаны основные методы обучения чтению, определены
принципы, приёмы и формы постановки чтения. Расхождения между
школьным (элементарно-практический) и научным (теоретическим)
курсами преподавания языков и словесности привели к тщательному
пересмотру программ преподавания, созданию программы чтения.
Внедрение в практику разнообразных методик обучения на научной
основе (например, на основе учения А. А. Потебни о внутренней
форме слова), привело к выделению самостоятельной учебной
дисциплины – литературы – и зарождению методики преподавания
литературы.
Ключевую роль в развитии идеи обучения сознательному чтению
русских школьников во второй половине XIX – начале XX вв. сыграли
учительские съезды, которые позволили после продолжительных
увлечённыхдискуссиймногочисленныхинеоднородных
представителей педагогического сообщества показать и обобщить
разнообразный накопленный опыт и выработать на I Всероссийском
съезде учителей русского языка 1916-1917 гг. единые концепционные
требования к руководству чтением, обозначить проблемные поля и
указать варианты решения выявленных противоречий.
Обоснованы возможности использования исторического опыта
обучения сознательному чтению школьников в России во второй
половине ХIХ – начале ХХ веков в современном основном общем
образовании.
В заключении изложены выводы о результатах исследования:
1. Реконструкция понятийной базы идеи обучения сознательному
чтению и педагогического опыта по решению задач формирования
грамотного читателя, владеющего «искусством чтения», в России во
второй половине XIX – начале ХХ веков продемонстрировала
детерминированное становление системы обучения сознательному
чтению.
2. Развитие идеи обучения сознательному чтению в указанный
временной период раскрывается в тесной взаимосвязи всей
совокупности социокультурных факторов, обусловивших становление
методической базы обучения школьников во второй половине XIX –
начале XX вв. осмысленному, продуктивному, т.е. сознательному
чтению. Социально-экономические, общественно-политические и
культурно-исторические предпосылки содействовали становлению
системы обучения сознательному чтению школьников во второй
половине XIX – начале XX вв.
3. Зарубежные педагогические взгляды подвергались внимательному
изучению и критике со стороны общественников, учёных, учителей
России, находили отражение в проектах реформы образования,
побуждали педагогов и общественных деятелей искать уникальный
путь развития идеи обучения сознательному чтению во второй половине XIX
– начале ХХ веков.
4. Выявление особенностей развития идеи обучения сознательному
чтению, изучение ключевых понятий обучения сознательному чтению,
выявление предпосылок для пересмотра принципов и приёмов
обучения чтению, осознание логики исторического развития реформы
образования в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков
позволили выделить три этапа развития идеи обучения сознательному
чтению школьников в указанный период и представить в каждом из
них накопленный педагогический опыт реализации такого обучения.
5. Сформированность читательской культуры определяется
развитием гражданского самосознания, уровнем образованности и
ответственности за свои знания, качеством издаваемой литературы.
Вопросы, рассматриваемые в диссертационной работе, не
претендуют на исчерпывающее освещение проблемы. Аспектами,
требующими дальнейшего рассмотрения и анализа, можно считать
особенности обучения чтению на региональном уровне, усиление роли
семьи в развитии сознательного чтения на рубеже ХIХ – ХХ веков и в
современности, учёт положений программ и учебных планов
указанного временного периода при составлении современных
нормативных документов.
Актуальность исследования. В условиях развития информационного
общества в России стимулирование читательской активности объявлено
приоритетным направлением в культурной и образовательной политике
государства, поскольку сформированная читательская и письменная культура
являются залогом успешного развития личности, способной достойным образом
сохранять, аккумулировать и развивать культурный потенциал страны. Высокая
активность общественности, планомерные действия образовательных структур
под эгидой государства стабилизируют ситуацию в этой сфере.
Принятая в 2017 году Концепция программы поддержки детского и
юношеского чтения в Российской Федерации на 2018-2025 годы призвана не
только содействовать стимулированию читательской активности, повышению
читательской и общей функциональной грамотности, но и улучшать
образовательные навыки получения и обработки информации. Таким образом,
особого внимания заслуживают вопросы обучения сознательному чтению – и как
способности распознавать буквенные источники информации, и как умению
применять и преобразовывать их в зависимости от определённых извне или
самоопределяемых целей. Безусловно, бóльших успехов можно добиться при
активном взаимодействии педагогического сообщества с семьёй и
общественными организациями при государственной поддержке. Очевидно, что
ни одно педагогическое воздействие невозможно без сопутствующего влияния
всех общественных институтов на всех уровнях.
Термин «сознательный» пришёл в педагогические словари из психологии,
применительно к обучению чтению стал использоваться педагогами-
словесниками во второй половине XIX века: Ц.П. Балталоном, Н.К. Кульманом,
В.П. Острогорским, И.И. Срезневским, В.Я. Стоюниным, В.А. Флёровым.
Реконструкция понятия сознательного чтения по их работам позволяет
определить указанную дефиницию в соответствии с её исторической
коннотацией. Исторический опыт обучения сознательному чтению характеризует
накопленное педагогами, общественными деятелями, государственными
структурами единство представлений, взаимодействий и приёмов работы по
обучению сознательному чтению школьников в определённый промежуток
времени.
Актуализировалась идея обучения сознательному чтению столетие назад.
Начиная с 60-х годов XIX века, в связи с серьёзными экономико-политическими,
социокультурными преобразованиями в Российской империи интеллигентные
слои населения глубоко погружаются в проблемы культурности и образования
народа. Проблема «постановки» чтения в своём развитии имеет отправной точкой
рубеж XIX-XX веков, когда оформлялись и закреплялись три метода обучения
чтению (объяснительный, воспитательный, литературно-художественный),
обозначались виды чтения, планировалась работа по стимулированию
читательской активности в образовательных и самообразовательных целях,
определялись задачи обучения чтения с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей. Вот почему важно обратиться с помощью историко-
педагогического анализа к истокам зарождения и становления системы обучения
чтению как осознанному, активно преобразующему умению.
Своевременность работы обусловлена также научной потребностью
изучения истории российского образования для рецепции педагогических идей,
оптимизации функционирования современной и будущей национальной
образовательной системы в вопросе стимулирования сознательного чтения у
подрастающего поколения.
Степень разработанности проблемы. Уже в 50-60-е годы XIX века
возникла необходимость обратить внимание педагогического сообщества на
схоластическое, бездумное использование традиционных учебных текстов. Ф.И.
Буслаев, Я.К. Грот, К.Д. Ушинский призывали к творческому и осмысленному
использованию богатств языка. Ключевое положение закладывавшейся
методической базы в преподавании словесности на рубеже XIX–XX веков – это
внимание к родному языку, его качественное изучение, его приоритет над всеми
другими науками, которым обучают подрастающее поколение. Эти идеи
последовательно отражены в работах Ц.П. Балталона, В.П. Вахтерова, П.Ф.
Каптерева, А.Н. Острогорского, Н.А. Рубакина, И.И. Срезневского, В.Я.
Стоюнина, К.Д. Ушинского, циркулярах Министерства народного просвещения и
решениях педагогических советов учебных заведений. Педагоги и общественные
деятели сосредоточены на выработке единых принципов обучения чтению,
исследовании видов чтения, приёмов обучения сознательному чтению, выявлении
психолого-педагогической составляющей процесса чтения. Работы Н.К.
Кульмана, М.М. Рубинштейна, В.П. Шереметевского демонстрируют не только
большой педагогический опыт авторов, искреннюю заинтересованность в
продуктивности предлагаемых решений, но и стремление к всеохватному
решению задачи «правильного руководства» чтением – с опорой на исследования
смежных наук – психологии, физиологии, филологии. Обращение крупных
общественных деятелей рубежа веков к специальным исследованиям Н.И.
Пирогова, А.А. Потебни, Г.И. Россолимо, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы делало
труды по обозначенной проблеме фундаментальными, а современному
исследованию добавляет полноты и корректности. Ц.П. Балталон, Н.Л. Бродский,
Ф.И. Буслаев, Е.Д. Домашевская, Н.К. Кульман, В.П. Острогорский, А.Н.
Острогорский, А.Я. Острогорский, Л.Н. Реформатский, Д.И. Тихомиров, К.Д.
Ушинский положили начало русской методике обучения чтению.
Определённо, идеи сознательного отношения к чтению, учёта
психологических и возрастных особенностей при подборе текстов для чтения,
прочно закрепившиеся в зарубежной практике, оказали влияние на развитие
обучения сознательному чтению в России. В указанный исторический период
среди иностранных работ следует отметить исследования С. Брайэнта, О. Кюльпе,
Дж. Т. Лэдда, Д.С. Милля, Э.и Д. Партридж, С. Смайлса, Ф. Тома, Э. Фагэ, Ж.
Фонсегрива.
Современные работы по рассматриваемой проблеме, как правило, носят
узко специальный характер и касаются формирования читательской компетенции
у старшеклассников и выпускников (в работах Г.Т. Егораевой, И.Н. Добротиной,
С.В. Драбкиной, А.Н. Нарушевича, Т.М. Пахновой), развития читательской
самостоятельности на уроках литературы (И.В. Архипова, Е.Л. Рудик, Н.Ш.
Сайфутдинова, И.Н. Свечникова, Л.А. Семёнова, Е.С. Симакова, Н.П. Терентьева,
А.М. Шуралёв, Е.Р. Ядровская), исследования сознательного отношения к чтению
студентов, изучающих иностранный язык или русский как иностранный (работы
М.А. Аксиньевой, М.Н. Ананьевой, И.А. Вагановой, Г.А. Иванкиной, Е.А.
Логиновой, И.Ю. Моисеевой, Е.Н. Овчинниковой, Е.А. Пахоменко, Е.С.
Романичевой, С.К. Фоломкиной, И.В. Шулер), ситуации с читательскими
интересами в начальной школе (в работах Е.А. Белик, О.И. Беловой, Е.Л.
Гончаровой, Д.В. Дмитриевой, И.Б. Тюгаевой, Г.Р. Шашкиной). Перечисленные
авторы, как правило, характеризуют сложившуюся в Российской Федерации
ситуацию с чтением как весьма сложную и предлагают некий набор действий по
её преодолению. Значимыми следует назвать труды Г.Л. Ачкасовой, Е.И.
Вершининой, Т.Г. Галактионовой, И.Ю. Гац, О.И. Колесниковой, М.Н.
Недвецкой, Н.Н. Сметанниковой, посвящённые читательской активности как
феномену, то есть некому целостному социальному явлению. Эти исследования
обращают на себя внимание научностью, структурированностью,
определённостью понятий.
В. Г. Безрогов, С.И. Беленцов, М. В. Богуславский, А. В. Вдовин, Б. Н.
Ланин, Р. Г. Лейбов, В.Ф. Чертов рассматривали вопросы воспитания
гражданской личности средствами предметов гуманитарного цикла, осмысляя
накопленный опыт по архивным источникам и периодическим изданиям.
Современные образовательные стандарты в основе психологических и
педагогических обоснований теоретических и прикладных методик видят
аксиологический, герменевтический и деятельностный подходы. Отсюда вытекает
необходимость обращения в комплексном историко-педагогическом
исследовании к трудам Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, К.А. Абульхановой-
Славской, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.Н. Кругликова, А.А. Леонтьева,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Рузавина, В.П. Тугаринова.
Ограниченная разработанность исследуемого вопроса не удовлетворяет
запросам современной теории и практики образования и свидетельствует о
потребности разрешения следующих противоречий:
– между наличием апробированного опыта по обучению сознательному
чтению в учебных заведениях России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков
и отсутствием историко-педагогического исследования, отражающего
возможность теоретического и практического его применения в современных
условиях;
– между необходимостью повышения читательской культуры
обучающихся и возможностями использования теоретического и практического
опыта педагогов второй половины XIX – начала ХХ веков по обозначенной
проблеме в современной системе обучения чтению.
Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе рецепции
исторического опыта определить, каковы содержание и особенности развития
идеи сознательного чтения школьников в России второй половины XIX – начала
ХХ веков и каковы возможности его применения в условиях современной
системы образования.
Вышеизложенное определило выбор темы исследования «Исторический
опыт обучения сознательному чтению школьников в России второй
половины XIX – начала XX веков».
Цель исследования: теоретическое обоснование и актуализация
исторического опыта обучения сознательному чтению школьников в России
второй половины XIX – начала XX веков применительно к современным
условиям.
Объект исследования: феномен обучения сознательному чтению в
российской системе образования.
Предмет исследования: процесс обучения сознательному чтению
школьников в России второй половины XIX – начала XX вв.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, сформулированы
следующие задачи:
1. Уточнить понятийную базу исследования, представив её структуру и
ключевые характеристики обучения сознательному чтению школьников во второй
половине XIX – начале XX вв.
2. Охарактеризовать идеи зарубежной педагогики, оказавшие влияние на
обучение сознательному чтению в России на рубеже XIX – XX веков.
3. Раскрыть предпосылки обучения сознательному чтению школьников в
указанный временной период.
4. Выявить и рассмотреть этапы обучения сознательному чтению
школьников в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков.
5. Обосновать возможности использования исторического опыта обучения
сознательному чтению для совершенствования современной системы обучения
чтению.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1864 по 1917
годы. Нижняя граница исследования – 1864 год – связывается с принятием устава
гимназий, демонстрировавшего стремление обратить внимание, помимо прочего,
на родной язык и его образовательные, воспитательные, развивающие
возможности. Верхняя граница определена 1917 годом, временем принятия
резолюции, закрепившей основы обучения сознательному чтению, по результатам
проведения I Всероссийского съезда учителей русского языка.
Методологическую базу исследования составляют следующие подходы:
культурно-исторический подход, предполагающий рассмотрение педагогических
фактов и явлений в конкретных исторических условиях, т.е. с учётом
экономического, политического, культурного уровня развития общества;
герменевтический подход к изучению социально-педагогических процессов,
предполагающий интерпретацию смыслового содержания источников. Опора на
аксиологический и гуманистический подходы позволяет рассматривать личность
ученика и учителя в вопросах обучения и воспитания как высшую ценность
общественного развития.
Теоретическая основа работы составлена из работ по методологии
историко-педагогических исследований Б.М. Бим-Бада, Л.Н. Беленчук, М.В.
Богуславского, А.М. Новикова, А.И. Пискунова; по обоснованию системно-
деятельностного подхода – Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Кругликова, С.В.
Тетерского; по проблемам психолого-педагогического взаимовлияния смежных
дисциплин – Л.С. Выготского, А.А. Потебни, Н.А. Рубакина, Г.И. Рузавина, В.П.
Тугаринова; непосредственно по истории развития идеи сознательного обучения
чтению – Ц.П. Балталона, Ф.И. Буслаева, В.П., Вахтерова, В.И. Водовозова, П.Ф.
Каптерева, Н.К. Кульмана, В.П. Острогорского, Н.А. Рубакина, В.Я. Стоюнина,
Д.И. Тихомирова, К.Д. Ушинского.
Основными методами работы являются сравнительно-исторический метод
анализа источников, характеризующих особенности постановки и решения
проблемы обучения чтению в отечественной педагогике на рубеже ХIХ – ХХ
веков; теоретические методы: обобщение, систематизация, классификация,
интерпретация материала, представленного в публикациях исследуемого периода
и современных работах; контент-анализ понятийного аппарата исследования;
хронологический и ретроспективный методы, определяющие временные,
системные границы исследования; структурный метод, позволяющий выделить
составляющие исторического процесса; обсервационный метод,
подразумевающий объективное наблюдение за развитием идеи обучения
сознательному чтению при наличии чёткой целевой установки по письмам,
мемуарам, заметкам непосредственных участников исторического процесса.
Источниковой базой исследования послужили материалы из фондов
Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива
Курской области, современная нормативная документация; монографии,
диссертационные работы, методическая, историческая и краеведческая
литература, справочные издания и периодическая печать указанного временного
периода и современная.
Исследование проводилось с 2013 по 2021 гг. и представлено тремя
этапами:
1) поисково-констатирующий (2013–2016 гг.) – анализ литературы по
проблеме обучения чтению школьников в России во второй половине XIX –
начале ХХ веков – современной и исторической, отечественной и зарубежной;
составление периодизации развития идеи обучения сознательному чтению;
определение методологического аппарата, методов исследования, источниковой
базы исследования.
2) аналитический (2016–2019 гг.) – систематизация источниковой базы
исследования, разграничение теоретических исторических и современных
дефиниций идеи обучения сознательному чтению; выявление и рассмотрение
этапов формирования обучения сознательному чтению школьников в России во
второй половине XIX – начале ХХ веков.
3) обобщающий (2019–2021 гг.) – обоснование возможности
использования исторического опыта обучения сознательному чтению школьников
в современном основном общем образовании; формулировка результатов
исследования; завершение оформления текста диссертации.
Научная новизна исследования определяется существенным вкладом в
решение проблемы представления исторического опыта идеи сознательного
чтения школьников в России второй половины XIX – начала ХХ веков. В
результате работы:
– уточнена структура понятийной базы исследования процесса обучения
сознательному чтению в России второй половины XIX – начала ХХ веков
(понятие, виды, приёмы, психолого-педагогические основы, результативность);
– охарактеризованы идеи зарубежной педагогики, оказавшие влияние на
развитие идеи обучения сознательному чтению в России на рубеже XIX – XX
веков в психолого-педагогических аспектах, осознание задач читательского
образования, поиск приёмов продуктивного обучения чтению;
– раскрыты предпосылки развития сознательного чтения в указанный
временной период (демократизация общественно-политической жизни,
значительный уровень капитализации, национальная политика правительства
России);
– выявлены и раскрыты этапы развития идеи обучения сознательному
чтению (актуализация сознательности в объяснительном чтении школьников (60-е
– 70-е гг. ХIХ века), усиление воспитательного характера сознательного чтения
школьников (1870-е – 1900-е гг.), утверждение литературно-художественного
содержания в обучении сознательному чтению школьников (1903-1917 гг.).
– обоснованы возможности использования исторического опыта обучения
сознательному чтению школьников в России во второй половине ХIХ – начале ХХ
веков в современном основном общем образовании.
Теоретическая значимость заключается в том, что
– представлено понятие обучения сознательному чтению в исторической
ретроспективе, конкретизированы цель, формы, методы, средства развития
сознательного чтения, что вносит определённый вклад в теорию развития
школьного образования, в разработку принципов построения учебного процесса, в
решение проблем формирования читательской активности с учётом
отечественного и зарубежного опыта;
– обобщён массив педагогических источников, в том числе впервые
вводимых в научный оборот (публикации в периодических изданиях, протоколы
педагогических советов гимназий и училищ, отчёты учителей о проделанной
работе, поездках на съезды и за границу), что позволило осуществить
достоверную реконструкцию процесса обучения сознательному чтению в России
во второй половине XIX – начале ХХ веков и расширяет современные подходы к
обучению чтению;
– выявлены и раскрыты связи идеи сознательности чтения с
социокультурными и политическими условиями, что дополняет теорию обучения
как составную часть образовательного процесса;
– получило дальнейшее развитие представление о значении исторического
опыта обучения сознательному чтению школьников в развитии современной
системы образования в Российской Федерации.
Практическая значимость работы определяется следующим: её
положения могут быть использованы в практической деятельности учителей
начальной, основной и старшей школы, в обучении студентов педагогических
ссузов и вузов, в системе повышения квалификации учителей при составлении
учебных программ, занятий филологического и общеметодологического циклов.
Реконструированные приёмы и принципы методической работы по обучению
сознательному чтению могут служить основой для разработки авторских
технологий обучения чтению школьников.
Материалы исследования легли в основу учебно-методического пособия
«Формирование читательской активности в современной школе» (2017 г.),
применяются при разработке и корректировке программ по русскому языку,
литературе, курсам дополнительного образования и внеурочной деятельности
гуманитарной направленности: «Проблемно-лингвистический анализ текста» (для
8-х классов), «Текст как лингвистическая кладовая» (5-7 классы), в работе
лингвистической секции проектной школы юных инноваторов (7-9 классы); на
занятиях кружка литературного краеведения «Сокровища у порога».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятийная база исследования обучения сознательному чтению во
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятийная база исследования обучения сознательному чтению во
второй половине XIX – начале XX вв. раскрывается путём реконструкции
исторической коннотации понятия сознательного чтения и определяется как
создание в процессе чтения причинно-следственных связей между авторским и
читательским опытом на основе сформированной системы ценностей в тесной
взаимосвязи всей совокупности социокультурных факторов.
Структура понятийной базы исследования идеи обучения сознательному
чтению состоит из следующих компонентов: 1) трактовка понятия обучения
сознательному чтению; 2) определение видов сознательного чтения; 3) техники
обучения сознательному чтению; 4) психолого-педагогические исследования
процесса развития сознательного чтения; 5) аспекты изучения проблемы обучения
сознательному чтению; 6) результативность обучения чтению.
2. Идеи зарубежной реформаторской педагогики оказывали влияние на
развитие идеи обучения сознательному чтению в России второй половины XIX –
начала ХХ веков в психолого-педагогических аспектах (учёт физиологических и
возрастных особенностей, индивидуальных предпочтений и возможностей как
ученика, так и педагога), в поиске приёмов продуктивного обучения
сознательному чтению (ступени обучения, тестирование, организация учебного
процесса, подбор литературы, качество буквенного источника), в осознании задач
чтения (воспитание гражданина, этическое и эстетическое развитие,
аналитическая деятельность, саморазвитие и самообразование). Однако влияние
зарубежного педагогического опыта не было тотальным. Иностранные идеи
тщательно изучались, преобразовывались с учётом национальных особенностей,
побуждали педагогов и общественных деятелей искать свой уникальный путь
развития системы обучения чтению.
3. Социально-экономические, общественно-политические, культурно-
исторические предпосылки развития интереса к сознательному чтению в
российском обществе второй половины XIX в – начала XX в. актуализировали
идею обучения сознательному чтению в России рассматриваемого периода,
направляли и корректировали изменения в образовании на протяжении всего
исследуемого периода: содействовали повышению грамотности и образованности
населения, а значит, и требований к содержанию читаемого; упрочнению,
расширению, кодификации издательской деятельности и библиотечного дела,
позволивших широкому кругу читателей знакомиться с разнообразными
публикациями и увеличивать общественно-политическую активность не
случайным образом, стихийно, а осознанно, на научной основе; росту русской
общеобразовательной школы в количественном и качественном отношении.
4. Приняв за исходные положения такие признаки, как оформление идеи
обучения сознательному чтению, развитие методов, приёмов и форм обучения,
можно выделить три этапа развития идеи обучения сознательному чтению
школьников в России второй половины XIX – начала XX вв.
На первом этапе – 60-е – 70-е гг. ХIХ века – в условиях активных
изменений в учебных заведениях был разработан и научно обоснован
объяснительный метод для решения двух основных задач: 1) выработать новые
приёмы обучения чтению учеников разных сословий, возрастов, уровня знаний; 2)
расширить доступ к бумажному слову.
На втором этапе – 1870-е – 1900-е гг. – после принятия нового
гимназического устава в 1871 году и движения в сторону усиления позиций
классического образования, поддержанного министрами Д.А. Толстым, И.Д.
Деляновым, при стремлении Министерства народного просвещения «охранить» и
«дисциплинировать» подрастающее поколение, акцент в обучении чтению
сместился от объяснительного характера к воспитательному. Регулирование
работы педагогов в постановке чтения школьников привело к разработке и
оформлению школьного литературного канона.
На третьем этапе (1903-1917 гг.) оформилась единая идеологическая
основа обучения сознательному чтению, чему способствовали учительские
съезды, складывался литературно-художественный метод обучения чтению,
давалось научное обоснование содержания, объёма, структуры изучаемого текста,
распределение тем, жанров научных, публицистических и художественных
произведений, описывались цели и задач сознательного чтения по возрастам и
уровню развития, выявлялась преемственность семейного, школьного и
внешкольного обучения, представлялись приёмы обучения сознательному чтения,
порядок ведения литературных бесед. Созданы программы чтения, выделена
самостоятельная учебная дисциплина – литература – и зародилась методика
преподавания литературы.
5. Возможности использования исторического опыта обучения
сознательному чтению школьников второй половины XIX – начала ХХ веков
связываются с необходимостью обучать современного школьника умению
аналитически и творчески мыслить, обеспечивать самореализацию, содействовать
самоутверждению как значимого полноправного члена общества, вовлекать все
общественные институты и разнообразные мировоззренческие позиции,
объединяясь непреходящими нравственными постулатами – гуманизмом,
патриотизмом, толерантностью.
Достоверность результатов исследования основывается на комплексе
методов, соответствующих цели, задачам, предмету исследования, на следовании
основным теоретическим подходам к пониманию истории образования; на
применении многообразных информационных источников; обеспечивается
востребованностью представленных научно-педагогических материалов,
возможностью использовать материалы исследования в теоретических и
практических работах в системе образования; апробацией сделанных выводов в
опытно-экспериментальной деятельности.
Апробация результатов исследования. Материалы и результаты
исследования докладывались и обсуждались на международных научно-
практических и научно-методических конференциях: «Современное
филологическое образование: стратегии и практики» (2017 г., Курск), «Научно-
методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического
образования» (2017 г., Москва), «Книга в повседневной жизни: горизонты
понимания» (2018 г., Саратов), «Антропологическое знание как
системообразующий фактор профессионального педагогического образования»
(2019 г., Курск), на Всероссийском образовательном форуме в Общественной
палате РФ «Учебник в современной информационно-образовательной среде»
(2018 г., Курск), «Культурные инициативы» (2021 г., Челябинск), городских
методических семинарах и заседаниях методических объединений учителей
русского языка и литературы и классных руководителей, научно-практических
конференциях городской проектной школы юных инноваторов в течение 2016-
2021 годов.
Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора на
страницах научно-педагогических изданий: «Отечественная и зарубежная
педагогика» (издание Института стратегии развития образования Российской
академии образования, 2018), European Journal of Contemporary Education,
International Transaction Journal of Engineering,Management, & Applied Sciences &
Technologies (издания из международной системы цитирования Scopus, ISI Web of
Knowledge). Всего по теме диссертации опубликовано – 19 статей, в том числе – 8
в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Исследование выполняется при финансовой поддержке Российского фонда
фундаментальных исследований и прошло экспертизу промежуточных
результатов в рамках научно-исследовательского проекта № 19-013-00174 А
«Проблема обучения чтению русских школьников в средних учебных заведениях
России второй половины XIX – начала XX вв.» (2018-2021 гг.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы. Содержание диссертации соответствует
Публикации автора в научных журналах
- 7 Гуманитарные науки
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 19.00.10 Коррекционная психология
- 19.00.04 Медицинская психология
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
- 19.00.07 Педагогическая психология
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!