Категория персональности и ее текстовой потенциал

Кузнецова Мария Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования категории
персональности………………………………………………………………… 16
1.1. Подходы к исследованию категории персональности в современной
лингвистике……………………………………………. 16
1.2. Средства выражения категории персональности…………………… 26
1.3. Сущность и содержание понятия «потенциал текста» и категория
персональности………………………………………………………… 42
1.4. Алгоритм анализа текста в рамках выявления текстообразующих
возможностей категории персональности…………………………… 53
Выводы по главе………………………………………………………………… 59
Глава 2. Текстовой потенциал категории персональности (на примере
художественных произведений А. Кристи, Ю. Семенова, Г. Хольц-
Баумерта)………………………………………………………………………… 63
2.1. Комплексность как характеристика реализации функций категории
персональности………………………………………………………… 63
2.2. Имплицитность/эксплицитность как характеристика
функционального проявления категории персональности…………… 89
2.2.1. Информативный компонент текстового потенциала категории
персональности………………………………………………………… 90
2.2.2. Идентификационный компонент текстового потенциала категории
персональности………………………………………………………… 98
2.2.3. Художественно-эстетический компонент текстового потенциала
категории персональности…………………………………………….. 104
2.3. Особенности выразительной лексики и экспрессивного синтаксиса
в функциональном проявлении категории персональности………… 110
2.3.1. Эмотивный компонент текстового потенциала категории
персональности………………………………………………………… 111
2.3.2. Экспрессивный компонент текстового потенциала категории
персональности………………………………………………………… 123
2.3.3. Эмпатический компонент текстового потенциала категории
персональности………………………………………………………….. 133
2.4. Особенности актуализации рефлексивных процессов адресата в
функциональном проявлении персональности………………………. 138
2.4.1. Компонент перцептивной актуализации текстового потенциала
категории персональности…………………………………………… 138
2.4.2. Побудительно-нормативный компонент текстового потенциала
категории персональности……………………………………………… 143
Выводы по главе 2……………………………………………………………….. 151
Заключение………………………………………………………………………. 153
Список сокращений…………………………………………………………….. 158
Список литературы……………………………………………………………… 160

Во введении обосновывается актуальность диссертационного
исследования, выстраивается его научный аппарат: формулируются цели и
задачи исследования, приводятся методы и материалы исследования,
описываются достоверность и обоснованность результатов исследования, а
также их апробация и обсуждение. Во введении также содержатся
сведения о теоретической и практической значимости выполненного
исследования, приведено его краткое содержание.
В первой главе работы «Теоретико-методологические основы
исследования категории персональности» рассматриваются подходы к
исследованию категории персональности в современной лингвистике,
средства выражения категории персональности, сущность и содержание
понятия «потенциал текста» и категория персональности, представлен
алгоритм анализа текста в рамках выявления текстообразующих
возможностей категории персональности.
Представленотеоретико-методологическоеобоснование
рассматриваемой проблемы: 1) обозначены подходы к исследованию
категории персональности, играющей центральную роль в формировании
и проявлении других категорий текста, таких как модальность,
последовательность, темпоральность и др., что говорит о её значимости
как текстообразующей категории; 2) выявлены средства выражения
категорииперсональностикакмногокомпонентнойкатегории,
включающей в себя разнообразные языковые средства всех уровней языка:
грамматического, лексико-семантического и т. д.; 3) в контексте
рассматриваемой проблемы уточнены сущность и содержание понятия
«потенциал текста», определяющегося (понятия) с точки зрения
воздействия, которое текст оказывает на адресата.
Кроме того, представлен алгоритм анализа текстового материала,
позволяющий исследовать совокупность языковых средств различных
уровней, которые обусловлены системными отношениями, и в частности:
выявитьсистемукогнитивно-коммуникативныхсредствязыка,
реализующих категорию персональности на уровне текста.
В ходе выявления основных средств выражения категории
персональности, установлено, что на данный момент в лингвистической
науке нет единой и максимально полной классификации этих средств.
Практически каждый ученый, разрабатывающий данную проблему,
предлагает свой перечень средств и их обозначений, однако, на наш
взгляд, все рассмотренные классификации требуют существенной
доработки.
Соответственно,персональностькакмногогранная
(многокомпонентная) по своему составу, включающая в себя различные
языковые средства практически на всех уровнях языка категория, не может
не оказывать влияние на особенности текста, в т. ч. и художественного, где
личность автора проявляется наиболее активно. Обусловливается это не
только имеющейся связью «между спецификой выражения данной
категории в предложении и особенностями авторской позиции, характером
структуры художественного текста» [Шемелева, 2018, с. 91–92], но и
принципами формирования в художественном тексте «подвижной
семантики субъекта речи» [Черняков, 2016, с. 399]. Таким образом,
реализация данной категории в художественном тексте связана с её
текстовым потенциалом.
Чаще всего, понятие потенциала текста связывается с воздействием,
которое текст оказывает на адресата (отсюда прослеживается зависимость
текстового потенциала от функций, которые выполняет текст). Однако
неоднозначность определений рассматриваемого понятия заключается в
выявлении различными учеными разных функций, что говорит о том, что
нет единого и целостного понимания такого явления, как «потенциал
текста». Анализ научной литературы по данной проблематике позволил
сформулировать (исходя из цели и задач диссертационного исследования),
следующее рабочее определение:
Потенциал текста – это совокупность имеющихся текстообразующих
возможностей, (1) реализующихся в процессе воздействия, оказываемого
на адресата, (2) представленных в виде информации, выполняющей
разнородныефункции(экспрессивно-эмотивную,обозначающую,
призывно-побудительную, коммуникативную, репрезентативную и др.), а
также (3) существующих (в контексте категории персональности) как
набор средств изображения субъекта речи в художественном тексте.
Таким образом, алгоритм анализа текста в рамках выявления
текстообразующих возможностей категории персональности включает в
себя 4 основных этапа, затрагивающих комплексность языковых средств,
их имплицитность и эксплицитность, эмоционально-экспрессивные
качества, связь с рефлексивными процессами, а также результирующие
показатели текстового потенциала. Выделение в ходе анализа данных
этапов, обуславливающих решение всех вышеуказанных вопросов,
позволит не только комплексно и всесторонне рассмотреть
текстообразующие возможности категории персональности в современном
языке, но и представить систему когнитивно-коммуникативных средств
языка, реализующих категорию персональности на уровне текста и его
текстообразующих возможностей.
Таким образом, представленный алгоритм анализа текста в рамках
выявления текстообразующих возможностей категории персональности
позволяет исследовать совокупность языковых средств различных
уровней, которые связаны между собой системными отношениями.
Выделенные 4 этапа алгоритма анализа, обуславливающие решение ряда
проблем: комплексность языковых средств, их имплицитность и
эксплицитность, эмоционально-экспрессивные качества, связь с
рефлексивными процессами, результирующие показатели текстового
потенциала, а также ряда дополнительных вопросов, позволяют не только
комплексно рассмотреть текстообразующие возможности категории
персональности в современном языке, но и представить систему
когнитивно-коммуникативных средств языка, реализующих категорию
персональности на уровне текста и его текстообразующих возможностей.
Вторая глава «Текстовой потенциал категории персональности (на
примере художественных произведений А. Кристи, Ю. Семенова,
Г. Хольц-Баумерта)» посвящена исследованию текстообразующих
возможностей категории персональности на примере литературных
произведений А. Кристи, Ю. Семенова, Г. Хольц-Баумерта. В рамках
данной главы (на основе примеров из художественных произведений
вышеуказанных авторов) рассматриваются проблемы: 1) комплексности
как совокупности языковых средств разных уровней, способствующих
функциональной реализации категории персональности; 2) имплицитности
и эксплицитности как характеристик представления информации,
позволяющего инициировать деятельность когнитивно-смысловых схем
адресата для целостной интерпретации художественного текста;
3) актуализации рефлексивных процессов адресата, реализующейся
посредством целенаправленного обращения автора к опыту читателя,
отнесения этого опыта к определенной ситуации, помещения его в локус
внимания при анализе текста; 4) выразительной лексики, экспрессивного
синтаксиса в функциональном проявлении категории персональности.
Кроме того, во второй главе исследуется вопрос содержания
функций категории персональности и их результирующих показателей,
раскрывающихся с точки зрения воздействия ряда компонентов текстового
потенциала: информативного, идентификационного, художественно-
эстетического, эмотивного, экспрессивного, эмпатического, перцептивной
актуализации, побудительно-нормативного.
Комплексный подход в ходе анализа функционального
предназначения категории персональности раскрывает совокупность
языковых средств различных уровней, которые связаны между собой
системными отношениями, позволяет выявить общее значение,
характерное для всех его конституентов.
Кроме того, комплексный подход к исследованию проблемы
позволяетговоритьопотенциалеанализируемойкатегории,
проявляющейся как в целостном тексте, так и его микротемах. При этом
следует учитывать, что потенциал категории персональности напрямую
связан с рассмотренными функциями, определяется ими или, точнее, их
сочетанием, поскольку каждая из представленных функций реализуется в
тексте не отдельно, а в комплексе с другими функциями. Соответственно,
проведенный анализ позволяет обобщить ранее представленную
классификацию функций категории персональности и условно выделить
три блока их (функций) результирующих показателей, раскрывающихся с
точки зрения воздействия ряда компонентов текстового потенциала:
1 блок – информативный, идентификационный и художественно-
эстетическийкомпонентытекстовогопотенциала категории
персональности (которые далее будут рассмотрены в контексте
имплицитности как характеристики функционального проявления данной
категории – п. 2.2.);
2 блок – эмотивный, экспрессивный и эмпатический компоненты
текстового потенциала категории персональности (будут рассмотрены в
рамках функционального проявления категории – п. 2.3.);
3 блок – компонент перцептивной актуализации и побудительно-
нормативный компонент текстового потенциала персональности (будут
рассмотрены в рамках актуализации рефлексивных процессов адресата в
функциональном проявлении категории – п. 2.4.).
В таблице 1 представлено как информативный компонент
отражается в целом комплексе средств выражения категории
персональности.

Таблица 1 – Информативный компонент текстового потенциала категории
персональности
Показатель функциональногоСредстваПримеры
воздействиявыражения
Знание о действияхФорма 3-го лицаОн достал дело.
персонажа,Он шел.
последовательности действийEin paar Mädchen in ihrer Nahe
sahen mich auch an und kreischten
los.
Hercule Poirot rose to his feet
Семантические единицы,Милиционер Копытов заступил на
обозначающие лицо,дежурство в двенадцать часов
время, действияночи.
Unser neuer Lehrer hatte nicht
bemerkt, dass ich gestern auch da
gewesen war.
That had been sixteen years ago
Знание о конкретных деталяхДеепричастный оборотГромыхая у плиты чугунными
горшками
СложноподчиненноеSie hatten früher auf einer Bank.
предложениеzusammengesessen,und sich seit
dreißig Jaren nicht gesehen
Знание о планах персонажа,Предикативное наречиеНадо заранее узнать, кто
личностных характеристикахнадособирается ехать за машиной…
ИдиомаОн считал, что лучше и
безопаснее перегнуть палку, чем
недогнуть ее
НеопределенноеЗамычал что-то невнятное…
местоимениеEs muss unter Männern Gehaimnisse
geben.
One does not, you know, employ
merely the muscles
АллегорияБольшие руки крестьянина
ЭпитетыПрохор был невысок, безлик и
Показатель функциональногоСредстваПримеры
воздействиявыражения
казался с первого взгляда серым и
словно бы пыльным.
…Das der dicke Herr…
His questions were quiet and
unemotional, but they were steadily
persistent
Сниженная лексикаА подкалымить надо?
ЭллиптическиеАдресок взял, десятку бросил.
высказыванияУже другое дело. Жизнь

Модальный глаголDann gingen sie beide mit mir zum
Sprungturne und sagten,sie wollen
mir jetzt gemeinsam Korpfsprung
beibringen
Знание о состоянииБезличное предложениеОн выпил стакан нарзана, и в
персонажаголове у него зазвенело тонко-
тонко…
ПарцеллированныеТоже без толку
конструкцииПотом вспомнил – Останкино!
Elsa Dittisham got up. She went
across to the door. She said again, “I
died…”
Обозначение действия…Er sang beim Rassieren
Знания о действияхПассивная конструкцияОна была подарена ему еще до
войны правительством.
…Der Handschuh sei aus
Ziegenleder
Знание о состояниях,Модальные глаголыОн мог бы на этом этапе
особенностях ситуацииостаться прежним…Он сейчас
бы знал, что надо сделать!
Sie wollten aufpassen.
…Angela Warren might easily have
been a very handsome woman
Эффект реальности событийНазвания места действияОркестр «Реро», кафе на
Пушкинской,
Когда они встретились в
«Ласточке»…
Er kam mit seinen Eltern aus dem
Erzgebirge hierher

В ходе исследования были рассмотрены такие компоненты
текстового потенциала категории персональности как компонент
перцептивной актуализации и побудительно-нормативный компонент,
выражающих одну из значимых функций категории персональности,
которая (функция) раскрывается через актуализацию рефлексивных
процессов адресата посредством целенаправленного обращения автора к
опыту читателя, отнесения этого опыта к определенной ситуации,
помещения его в локус внимания и актуализации при анализе информации.
Рефлексия позволяет читателю не только воспринимать образ отдельного
героя или явления, но и на основе функционирования когнитивных
процессовоценивать,эмоциональноотражатьпроисходящее,
предложенное автором. С целью актуализации рефлексии автор использует
различные языковые средства.
Комплексность в изучении функционального предназначения
категории персональности предполагает изучение языковых средств
различных уровней, которые связаны между собой системными
отношениями, выявление общего значения, характерного для всех
конституентов комплекса. При этом гетерогенность категории
персональности, проявляющаяся в разнородности средств её выражения,
требует обращения к выявлению особенностей связей между языковыми
единицами разных уровней, закономерностей формирования текстового
потенциала персональности.
Имплицитность / эксплицитность является одной из значимых
характеристик категории персональности. Формирование имплицитных и
эксплицитных смыслов происходит в соответствии с интенциями автора с
привлечением различных языковых форм, разнообразных единиц не
только лексико-семантического и морфологического, но и синтаксического
уровней. Текстовой потенциал персональности заключается в том, что
персональность способна определять интенсивность проявления
ситуативности, модальности, компрессии, уровневой интеграции,
вариативность в отборе языковых средств в имплицитных и эксплицитных
речевых высказываниях.
Значимой функцией категории персональности выступает
актуализациярефлексивныхпроцессовадресатапосредством
целенаправленного обращения автора к опыту читателя, отнесение этого
опыта к определенной ситуации, помещение его в локус внимания и
актуализация при анализе информации. Рефлексия позволяет читателю не
только создать образ отдельного героя или явления, но и на основе
функционирования когнитивных процессов оценивать, эмоционально
отражать происходящее, предложенное автором.
Выявлены следующие особенности экспрессивного синтаксиса и
выразительной лексики в функциональном проявлении персональности: в
качестве синтаксических фигур, способных придавать тексту
дополнительную экспрессивность, авторы используют повтор, антитезу,
синтаксический параллелизм, эллипсис, риторический вопрос, инверсию,
фигуру умолчания, безличные предложения и др. Выразительная лексика
связана с выражением индивидуального восприятия автором окружающего
мира, которое позволяет ему создавать образы, эмоционально
воздействующие на читателя.
Представив общее содержание функций категории персональности и
их результирующих показателей, можно сделать вывод о том, что
наибольшую функциональную нагрузку при реализации текстового
потенциалакатегорииперсональностивыполняютследующие
художественные выразительные средства:
– аллегория(проявляетсявинформативном,эмотивном,
художественно-эстетическом, эмпатийном, побудительно-нормативном
компонентах);
– метафоры и метафорические сочетания (в эмотивном, эмпатийном,
перцептивной актуализации, побудительно-нормативном компонентах);
– градация (в эмотивном, экспрессивном, идентификационном
компонентах, перцептивной актуализации);
– сравнения (в экспрессивном, идентификационном, художественно-
эстетическом компонентах, перцептивной актуализации).
Наиболее часто проявляется сочетание информативного и
эмотивного компонентов потенциала категории персональности (в случае
использования идиом, аллегорий, эпитетов, неопределенно-личных
предложений). Также выявлена высокая частотность сочетания эмотивного
и эмпатийного компонентов (проявляется при использовании аллегорий,
метафор и метафорических сочетаний, повтора, изменение синтаксиса
микротемы (увеличение семантических единиц и грамматических средств
по мере отдаления персонажа от настоящего к прошлому).
В Заключении суммируются основные итоги проведенного
исследования, высказываются возможности применения его результатов и
намечаются перспективы дальнейшего развития.
Список использованной литературы представлен источниками на
русском и иностранных языках, общим количеством 258 наименований.

Актуальность темы исследования. Текстовая категория персональности
является одной из универсальных категорий языка, которая требует специального
изучения. В связи с многоаспектностью данного языкового явления,
возможностью выражения персональности с помощью различных языковых
единиц и множеством выполняемых ими функций, важно рассмотреть
персональность в контексте ее текстового потенциала.
В сущности, персональность определяет содержание и характеристики ряда
текстовых категорий, реализующих коммуникативные интенции автора. Так,
персональность в совокупности с другими категориями участвует в создании
адресованности, то есть выборе автором адресата, формировании мотивации в
общении. Персональные значения включены в процессы соотнесения текста с
объектом, отражения в тексте связей между явлениями реальности, создания
смысловой цельности и отношений коммуникативной преемственности между
предложениями текста. Персональность как компонент системы образа автора,
воплощающий авторское «Я», влияет на преломление в тексте внеязыковой
реальности посредством восприятия, оценки субъекта, рефлексии отражаемых в
тексте явлений. Эмоциональное отношение автора к сообщаемому и адресату,
присущее категории персональности, формирует доминирующие языковые,
целевые, мотивационные, действенные компоненты текстового сообщения.
В современной науке существует несколько оснований для категоризации
персональных значений. Такими основаниями могут быть области языковой
системы, внеязыковой реальности, речевой коммуникативной деятельности.
Исследователи отмечают, что категория персональности обусловливает структуру
предложения [Арутюнова, 1969; Богданов, 1990; Сусов, 1986]. Персональные
значения выражают отношения между субъектом или объектом предложения,
участниками ситуации и речевой деятельности. Категория персональности
рассматривается как один из аспектов семантической организации предложения.
Характеристика предложений по отношению между субъектами и предикатами
может быть ранжирована, и выделяет 7 классов: лицо «Я», индивид-не-лицо,
определенное множество лиц и не-лиц, неопределенное множество индивидов,
определённое по пространственно-временным свойствам явление внутреннего
мира или внешней реальности, неопределённое по пространственно-временным
границам явление природы [Степанов, 1998]. Наличие персональных значений
определяется особенностями взаимосвязей между субъектом и предикатом
предложения, а также семантическими ролями актантов.
Очевидно, что многофункциональность рассматриваемой категории требует
исследования результирующих показателей функций персональности с точки
зрения системного подхода, определения особенностей взаимосвязей между
компонентами данного языкового явления, ее роли в определении других
текстовых категорий. Категория персональности является грамматической и
семантической категорией, обладающей комплексом функций, результирующим
показателем которых является эмоционально-оценочное отражение образа автора.
Текстовой потенциал категории персональности представляет собой способность
языковых средств актуализировать вербальное присутствие автора и его
функциональное воздействие на адресата.
Функции текста и функциональное предназначение компонентов текстовой
категории персональности представляют собой явления взаимосвязанные и
взаимодетерминированные [Дзялошинский, 2012; Левченко, 2013; 2015; 2017;
Нойберт, 2003]. Так, функция текста, предполагающая рефлексию говорящего и
осмысление им своих чувств, мыслей, особенностей, реализуется в ходе
функционального воздействия таких компонентов, как экспрессивно-эмотивный и
идентификационный. Функция интерпретации, обусловленная стремлением
реципиента определить суть явлений окружающего мира, диагностическая
функция, позволяющая раскрыть в тексте личностные, социальные или
культурные особенности говорящего, а также функция информирования –
соотносятся с информативным компонентом категории персональности. Функции
художественно-эстетического воздействия для текста и категории персональности
имеют аналогичное значение. Функция психологического воздействия на адресата
реализуется за счет таких компонетов, как нормативно-побудительный и
эмотивный. При этом категория персональности проявляет себя как некий
транслятор общественной культуры, обеспечивает передачу культурных
ценностей, объясняет мотивы, ценности, потребностей субъекта.
Исследования категории персональности заняли прочное место в
языкознании, приобрели статус самостоятельного лингвистического направления
и направлены на выявление языковых закономерностей в реализации
рассматриваемой категории. Для этого могут быть выделены так называемые
маркеры персональности, отмечаемые в тексте: морфологические, лексические,
стилистические. В ходе изучения потенциала категории персональности
учитывается тот факт, что при диалоге автора с читателем динамические
текстовые единицы, имеющие лингвистический и экстралингвистический
характер, различаются по своим функциям и объему коммуникативной
составляющей, играют различные по содержанию и значимости роли в
формировании системы «автор – текст – читатель».
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется,
прежде всего, необходимостью системного описания персональности как
универсальной категории, обладающей значительным текстообразующим
потенциалом, и выявлением конкретных способов реализации данного
потенциала. Такие исследования неизбежно будут связаны с анализом
репрезентации личности в тексте, который важен с точки зрения
антропоцентризма современного языкознания. Текстообразующая категория
персональности и ее потенциал вызывают особый интерес в лингвистических
исследованиях, поскольку вербальная форма эмоционально-оценочного
отражения личности является фундаментальной категорией сознания. С этих
позиций категория персональности является универсальной, а ее проявления в
языковой системе обусловлены особенностями динамической системы
выразительных средств и мышления автора. Актуальность исследования
обусловлена, в том числе еще и отсутствием четких описаний функций
потенциальных компонентов категории персональности и результирующих
показателей их функционального воздействия.
Степень научной разработанности. Исследование функционально-
семантической категории персональности обусловлено тем фактом, что
персональность как ведущая текстообразующая категория является
определяющей для модальности, темпоральности, последовательности и других
категорий текста, отражая сознание субъектов, участвующих в речевой
деятельности [Бондарко, 1996; Голев, 2004; Девятова, 2001; Касаткин, 1984;
Левченко, 2013; Скрипник, 2016].
На изучение категории персональности направлен ряд работ, освещающих
категорию лица глагола. Это труды В.В. Виноградова [Виноградов, 1975],
А.М. Пешковского [Пешковский, 1956], А.А. Потебни [Потебня, 1999],
А.А. Шахматова [Шахматов, 1957], А.А. Юдина [Юдин, 1970], Р.О. Якобсона
[Якобсон, 1985] и др. З.М. Мурыгина [Мурыгина, 1980], Е.В. Падучева [Падучева,
1985], О.Н. Селиверстова [Селиверстова, 2004], А.М. Шелякина [Шелякина, 2001]
рассматривают категорию персональности в аспекте семантики и функций
личных местоимений. Одним из ведущих подходов в изучении категории
персональности является функциональный: он представлен в исследованиях
А.В. Бондарко [Бондарко, 1996], А.П. Володина [Володин, 1998], Г.А. Золотовой
[Золотова, 1974], Н.К. Онипенко [Онипенко, 2014], Е.И. Соловей [Соловей,
2019а], В.В. Химика [Химик, 1990], А.М. Шелякина [Шелякин, 1998],
А.Д. Шмелева [Шмелев, 2002] и др. В этом случае категория лица изучается как
явление, образующее функционально-семантическое поле с центральными и
периферийными грамматическими конститутиентами.
Изучение текстового потенциала категории персональности осуществляется
в работах, освещающих различные аспекты текстообразующих категорий и
выразительных средств, так или иначе затрагивающих и характеристики
категории персональности. Значимыми исследованиями такой проблематики
являются работы Л.И. Борисовой о стилистических трансформациях и метафорах
[Борисова, 2016], А.Е. Гусевой о структурной организации антропоцентрически
ориентированных концептов [Гусева, 2016], И.Г. Жировой об эмоционально-
оценочном дискурсе [Жирова, 2011], И.Г. Кошевой о семантико-фонетическом
комплексе [Кошевая, 2017], Л.А. Телегина о развитии метафорических значений
[Телегин, 2017] и др. Исследования И.И. Валуйцевой [Валуйцева, 2014],
М.Н. Левченко [Левченко, 2013; 2015; 2017], А.А. Осиповой [Осипова, 2014],
Э.А. Сорокиной [Сорокина, 2015], И.Н. Филипповой [Филиппова, 2015],
Г.Т. Хухуни [Хухуни, 2014] позволяют рассматривать категорию персональности
с точки зрения системного подхода, в свете различных аспектов презентации,
интерпретации и понимания текста.
Однако следует отметить, что проблема целостного представления
когнитивно-коммуникативной категории персональности и ее текстовых
возможностей в художественных текстах рассматривалась недостаточно полно,
что, в конечном итоге, и обусловило выбор предмета/объекта данного
исследования, а также формулировку его цели и задач.
Объект исследования: система когнитивно-коммуникативных средств
языка, реализующих категорию персональности на уровне текста.
Предмет исследования: текстообразующие возможности категории
персональности в современном языке.
Цель исследования: на основе целостного представления когнитивно-
коммуникативной категории персональности определить ее текстообразующие
возможности в художественных текстах.
На основе предварительного анализа положений теории и практического
опыта по рассматриваемой проблеме, а также, в соответствии с поставленной
целью, была выдвинута следующая гипотеза исследования: система когнитивно-
коммуникативных средств, обусловливающих текстообразующие возможности
категории персональности, выполняет в художественном тексте ряд функций:
служат для передачи информации о субъекте и адресате речи; раскрывают
представления о явлениях окружающей действительности; транслируют эмоции и
экспрессию; идентифицируют субъекта и объекта речи; передают культурные и
социальные особенности. При этом реализуются данные средства при помощи
языковых элементов разных уровней: личных и неличных предложений, форм
глаголов и местоимений, вводных слов, средств лексико-семантической
выразительности и экспрессивного синтаксиса и т. д.
Исходя из цели и гипотезы исследования, определены его основные задачи:
1. Выявить с помощью теоретического анализа характеристики элементов
системы категории персональности, средства ее выражения, особенности
взаимосвязей и иерархии между компонентами системы данной категории.
2. Установить и описать языковые средства выражения категории
персональности в плане текстообразования, как элементы конструирования
текста, обратив особое внимание на специфику их использования в
произведениях художественной литературы.
3. Определить особенности имплицитности / эксплицитности и
комплексности как основных характеристик реализации категории
персональности в тексте.
4. Выявить способы актуализации образа адресата в процессе
функционировании категории персональности в тексте.
5. Показать возможности экспрессивного синтаксиса и лексической
выразительности, проявляемые при функционировании категории персональности
в тексте.
6. Описать результирующие показатели функционального воздействия
информативного, эмотивного, экспрессивного, идентификационного,
художественно-эстетического, эмпатического, перцептивной актуализации,
побудительно-нормативного компонентов текстового потенциала.
Теоретико-методологической основой исследования послужили понятия
о категории лица как средстве выражения семантических значений в работах
А.М. Пешковского [Пешковский, 1956], А.А. Потебни [Потебня, 1999],
А.А. Шахматова [Шахматов, 1957]); исследования средств выражения категории
лица в трудах Г.А. Золотовой [Золотова, 1974; 1982]; анализ когнитивных
аспектов персональности, проведённый А.В. Бондарко [Бондарко, 1976; 1981;
1984; 1996]; мысль о функциональных характеристиках текста
И.М. Дзялошинского [Дзялошинский, 2012]; исследования лингвистических
явлений Л.А. Ноздриной [Ноздрина, 2001]; положения Е.М. Якимовой об
историко-культурном потенциале текста [Якимова, 2016]. В контексте
исследования категории персональности важными являются теоретические и
методологические основы типологического исследования текстов разных
литературных жанров М.Н. Левченко [Левченко, 2018]; идеи Е.А. Красиной о
персональности как прагматической категории [Красина, 2016]; Е.Л. Кузьменко –
об отражении эмоциональных состояний личности в языке [Кузьменко, 2011];
П.Н. Хроменкова и О.И. Максименко – о прагматическом потенциале
поэтического текста [Хроменков, 2016].
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке
теоретических положений, методических подходов, а также практических
рекомендаций по выявлению ранее не описанных в научной литературе языковых
средств категории персональности, обладающих определенным текстовым
потенциалом (выполняющих определенные функции: передачи культурных
ценностей, художественно-эстетического и психологического воздействия,
интерпретации, рефлексии, самовыражения личности автора и персонажей и пр.,
при этом обладающих универсальным характером, что подтверждается
исследованием текстового материала на 3-х языках: русском, английском и
немецком), в процессе реализации которого (потенциала) отражается
многогранность личностных интенций автора, его эмоционально-когнитивных
свойств, раскрывается единая система презентации авторского творческого
процесса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Персональность как категория, наделенная потенциалом, реализуемым в
тексте посредством языковых единиц разных уровней, определяется за счет
способности глагольных форм и других языковых средств выражать различные
свойства субъекта речи. При этом учитываются особенности его деятельности,
поведения, характеристики его личности, а также действовать в языке в
комплексе с другими текстовыми категориями (темпоральностью,
экспрессивностью, модальностью, эмотивностью и т. д.).
2. Текстовой потенциал категории персональности обусловлен целым рядом
функций (информирования, интерпретации, передачи культурных ценностей,
художественно-эстетического и психологического воздействия, передачи
культурных ценностей и пр.), предназначенных для идентификации личности и
передачи отношения данной личности к происходящему. Одной из значимых
функций является актуализация рефлексивных процессов адресата за счет
целенаправленного обращения автора к опыту читателя, отнесение этого опыта к
определенным ситуациям, помещение его в локус внимания.
3. Специфика выразительной лексики и экспрессивного синтаксиса в
функциональном проявлении персональности определяется частотностью
использования в текстах таких синтаксических фигур, как повтор, антитеза,
синтаксический параллелизм, эллипсис, риторический вопрос, инверсия, фигура
умолчания, безличные предложения и др. Вместе с тем особую функциональную
нагрузку несут аллегории, метафоры и метафорические сочетания, градация,
сравнения и пр.
4. Среди выявленных компонентов потенциала категории персональности
(информативного, эмотивного, эмпатического, экспрессивного, художественно-
эстетического, побудительно-нормативного, перцептивной актуализации,
идентификационного) наиболее частотными являются сочетания эмотивного и
информативного компонентов (за счет использования идиом, аллегорий,
эпитетов, неопределенно-личных предложений) и эмотивного и эмпатийного
компонентов (аллегорий, метафор и метафорических сочетаний, повтора,
изменение синтаксиса микротемы).
5. Выявленные компоненты текстового потенциала персональности могут
быть одновременно в определенных языковых конструктах: сочетать в себе
информативный / эмотивный и эмотивный / и эмпатийный компоненты. Однако в
каждом случае лишь один компонент является доминирующим, исходя из
интенциональности автора, что характеризует текстовой потенциал категории
персональности как сложное многофункциональное явление, раскрывающее в
тексте особенности личности (интеллектуальные, когнитивные, культурные,
эмоциональные, коммуникативные и т. п.), создавшей текст.
6. В русском, английском и немецком языках текстовой потенциал
категории персональности реализуется универсальным образом. Это проявляется,
прежде всего, как на уровне функциональных потенций данной категории
(служат для передачи информации о субъекте и адресате речи, транслируют
эмоции и экспрессию, идентифицируют субъекта и объекта речи, передают
культурные и социальные особенности и пр.), так и при использовании
языковых элементов (личных и неличных предложений, форм глаголов и
местоимений, вводных слов, средств лексико-семантической выразительности и
экспрессивного синтаксиса и т. д.).
Теоретическая значимость. Результаты проведенного исследования вносят
существенный вклад в развитие теории текста, а также уточняют и развивают
основные положения о персональности как категории, обладающей богатым
текстовым потенциалом. Основные результаты исследования вносят дополнения в
технологию создания текста, в теорию и практику анализа текстов, в частности: в
исследование таких языковых средств выражения категории персональности,
которые выступают текстообразующими показателями и важными
составляющими текстового потенциала данной категории. Кроме того, в работе
определяются особенности экспрессивного синтаксиса и выразительной лексики в
функциональном проявлении категории персональности; особенности
актуализации рефлексивных процессов адресата с точки зрения персональности;
особенности имплицитности и комплексности как функциональных
характеристик категории персональности.
Практическую ценность работы составляет возможность применения её
результатов в процессе конструировании структуры и содержания таких учебных
курсов, как функциональная грамматика, риторика, переводоведение,
филологический анализ текста, теория речевой коммуникации и другие, а также
спецкурсов по проблемам текста. Полученные результаты могут использоваться
при написании научных исследований различного статуса.
Решение поставленных задач и достижение заявленной в работе цели
предполагает использование как общенаучных, так и специальных методов
исследования:
– описательно-аналитический метод и метод наблюдения (в ходе описания и
анализа языкового материала – средств выражения категории персональности);
– метод сопоставления (при сравнении функционирования категории
персональности в разных языках);
– метод моделирования и элементы метода трансформации (при
изменениях, вносимых в средства выражения категории персональности с целью
оценки их лингвистической сути);
– метод контекстуального анализа (при наблюдении языковых единиц в
типичных контекстах их использования в речи).
Материалом исследования послужили художественные произведения
известных мировых писателей на английском, немецком и русском языках:
Agatha Christie “Five little pigs” [Christie, 2012], Ю. Семенова «Петровка 38»
[Семенов, 2008], G. Holtz-Baumert. Alfons Zitterbacke: Geschichten eines Pechvogels
[Holtz-Baumert, 2015]. При отборе художественных текстов использовалось два
критерия: 1) тексты должны быть признаны образцовыми в рамках литературного
жанра; 2) тексты должны обладать определенной эталонностью и художественной
ценностью с точки зрения языка.
Достоверность результатов исследования обеспечивается: объемом
исследуемого материала (в общей сложности анализу подверглись 112 страниц
русскоязычного текста, 220 страниц английского, 147 страниц немецкого, что в
совокупности составляет 479 страниц печатного текста); непротиворечивостью
положений и выводов диссертации, логичностью ее структуры.
Апробация работы. Результаты проведенного анализа и полученные итоги
обсуждались на заседаниях кафедры германской филологии ИЛиМК МГОУ
(2016–2019 гг.), были представлены на международных научно-практических
конференциях: «Гуманитарные и общественные науки в XXI веке: проблемы и
основные направления их решения» (Москва, 2016), «Европейское пространство.
Инновации в науке и образовании» (Москва, 2018), «Европейско-азиатское
пространство. Инновации в экономике, науке и образовании» (Пекин, 2019),
«Проблемы исследования и преподавания иностранных языков в поликультурном
пространстве» (Краснодар, 2019), а также конференциях Московского
государственного областного университета «Наука на благо человечества»
(Москва 2017, 2018, 2019) , отражены в 9 опубликованных статьях, шесть из
которых изданы в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность диссертационного
исследования, выстраивается его научный аппарат: формулируются цели и задачи
исследования, приводятся методы и материалы исследования, описываются
достоверность и обоснованность результатов исследования, а также их апробация
и обсуждение. Во введении также содержатся сведения о теоретической и
практической значимости выполненного исследования, приведено его краткое
содержание.
Первая глава работы «Теоретико-методологические основы исследования
категории персональности» состоит из четырех параграфов, в которых
рассматриваются подходы к исследованию категории персональности в
современной лингвистике, средства выражения категории персональности,
сущность и содержание понятия «потенциал текста» и категория персональности,
представлен алгоритм анализа текста в рамках выявления текстообразующих
возможностей категории персональности.
Во второй главе «Текстовой потенциал категории персональности (на
примере художественных произведений А. Кристи, Ю. Семенова, Г. Хольц-
Баумерта)», состоящей из пяти параграфов, представлены материалы
исследования комплексности как характеристики реализации функций категории
персональности, имплицитности и эксплицитности как свойств функционального
проявления категории персональности, особенности актуализации рефлексивных
процессов адресата, экспрессивного синтаксиса и выразительной лексики в
функциональном проявлении категории персональности, а также содержание
функций категории персональности и их результирующие показатели.
Каждый параграф и главы диссертационного исследования содержат
выводы, а основные результаты выполненного исследования представлены в
заключении работы. Раздел «Список литературы» представлен источниками на
русском и иностранных языках, общим количеством 258 наименований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»