Клинико-физиологическая характеристика состояния органов, тканей полости рта и совершенствование медико-социальной реабилитации детей с дисплазией соединительной ткани в Республике Саха (Якутия)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Никифорова Екатерина Юрьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 14
1.1. Этиологические и патогенетические аспекты врожденных
аномалий соединительной ткани………………………………….. 14
1.2. Клинико-эпидемиологическая характеристика
стоматологических заболеваний у школьников с дисплазией
соединительной ткани…………………………………………………………….. 20
1.3. Современные аспекты профилактики патологических
процессов органов и тканей полости рта у школьников с
врожденными аномалиями соединительной ткани……………… 26
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………… 35
2.1. Дизайн исследования………………………………………………. 35
2.2. Общая характеристика клинического материала………………… 36
2.3. Методы исследования общих и местных проявлений дисплазии
соединительной ткани у детей школьного возраста и
подростков…………………………………………………………………………….. 38
2.3.1. Определение общих фенотипических признаков
недифференцированной дисплазии соединительной ткани…….. 38
2.3.2. Оценка местных фенотипических признаков дисплазии
соединительной ткани в органах и тканях полости рта…………… 40
2.3.3. Биометрические исследования моделей челюстей у школьников
с разными степенями выраженности дисплазии соединительной
ткани……………………………………………………………………………….. 40
2.3.4. Определение соотношения верхней и нижней челюстей на
диагностических моделях………………………………………….. 43
2.3.5. Устройство для измерения высоты свода твердого неба у детей
и подростков с ДСТ…………………………………………………. 44
2.3.6. Способ определения высоты свода твердого неба у детей с
дисплазией соединительной ткани………………………………… 46
2.4. Методы исследования состава и биофизических свойств
ротовой жидкости………………………………………………….. 48
2.4.1. Определение скорости секреции, минерализирующего
потенциала и вязкости ротовой жидкости………………………… 48
2.4.2. Определение pH ротовой жидкости………………………………. 50
2.4.3. Определение активности щелочной фосфатазы в ротовой
жидкости……………………………………………………………. 50
2.4.4. Катионно-анионный спектральный капиллярный электрофорез
ротовой жидкости………………………………………………….. 51
2.5. Спектральный микроанализ твердых тканей интактных
зубов………………………………………………………………………………………. 55
2.6. Методы оценки гигиенического состояния полости рта у
детей………………………………………………………………………………………. 56
2.7. Методы изучения состояния тканей пародонта………………….. 57
2.8. Социологические методы исследования………………………….. 59
2.9. Методы статистической обработки……………………………….. 60
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ….…… 61
3.1. Клиническая характеристика общих проявлений дисплазии
соединительной ткани у школьников, проживающих в условиях
высоких широт……………………………………………………… 61
3.2. Клиническая характеристика проявлений дисплазии
соединительной ткани в органах и тканях полости рта у детей и
подростков………………………………………………………….. 65
3.3. Клинико-эпидемиологическая характеристика кариеса зубов у
обследованных возрастных групп школьников с дисплазией
соединительной ткани………………………………………………….. 69
3.4. Структурная характеристика индекса КПУ и уровень
стоматологической помощи……………………………………….. 72
3.5. Клинико-эпидемиологическая характеристика заболеваний
пародонта у обследованных школьников с дисплазией
соединительной ткани……………………………………………… 74
3.6. Характеристика биофизических свойств ротовой жидкости у
школьников с ДСТ и без ДСТ……………………………………… 78
3.7. Особенности состава ротовой жидкости у школьников с
дисплазией соединительной ткани………………………………… 80
3.8. Спектральный микроанализ твердых тканей интактных
постоянных зубов у обследованных школьников с ДСТ………… 83
3.9. Уровень санитарной просвещенности и гигиеническое
состояние полости рта у детей…………………………………….. 85
3.10. Качественный и количественный химический анализ основных
источников питьевой воды Республики Саха (Якутия)………….. 88
3.11. Устройство для измерения высоты свода твердого неба у детей
и подростков с дисплазией соединительной ткани……………… 90
3.12. Способ определения высоты свода твердого неба у детей и
подростков с дисплазией соединительной ткани………………… 93
3.13. Совершенствование стоматологической помощи детям и
подросткам с дисплазией соединительной ткани, проживающих
в условиях Республики Саха (Якутия)……………………………. 97
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ….………………………. 109
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………. 124
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………. 127
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………… 128
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 129
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 157

Материал и методы исследования. Проведено комплексное клинико-
лабораторное исследование 1271 детей и подростков от7 до 15 лет,
проживающих в Якутии, из них 869 школьников были с ДСТ и 402 без ДСТ.
Обследование проводилось в МОБУ СОШ №31 и 38 городского округа «Город
Якутск», ГБУ РС (Я) «Реабилитационный неврологический детский центр»
(Якутск), а также Аллаиховском, Кобяйском и Чурапчинском улусах (районах)
Республики Саха (Якутия). Для регистрации результатов обследования
использовалась карта оценки стоматологического статуса (ВОЗ, 2013).
Контингент детей сформировали методом случайной выборки.
Оценка стоматологического статуса проводилась с использованием
стандартных индексов и критериев ВОЗ. При этом среди обследованных по ВОЗ
были сформированы ключевые возрастные группы детей 12 лет и 15-летние
подростки. Определяли уровень нуждаемости в стоматологической помощи по
методу П.А. Леуса (1987) – n=1271. Состояние гигиены полости рта у детей
определяли по гигиеническим индексам Федорова-Володкиной (1970) и Green,
Vermillion (1964) – n=234. Для изучения состояния тканей пародонта применялся
индекс РМА (Parma С., 1960) – n=767, а также коммунальный пародонтальный
индекс CPI (1995) – n=101. Оценку проявлений фенотипических признаков
дисплазии соединительной ткани проводили по методу Т. Милковска-
Димитровой и А. Каркашева (1985) – n=1271, биометрические расчеты челюстей с
разными степенями ДСТ по методам Пона и индексу Тона (1937) – n=165.
В ходе исследования были разработаны устройство для измерения высоты
свода твердого неба у детей с ДСТ и способ определения высоты свода твердого
неба у детей с ДСТ. Измерение высоты свода твердого неба с применением
разработанных устройства и способа проводилось у 165 школьников с ДСТ, из
них у 112 моделей челюстей и 53 на амбулаторно-поликлиническом приеме.
Биофизические свойства и состава ротовой жидкости: микроскопия капли
высушенной слюны проводилась по методу П.А. Леуса (1977) – n=182; скорость
слюноотделения определяли в мл/мин – n=182; вязкость слюны определяли с
помощью вискозиметра (ВК-4) по методу Е.А. Кост (1968), Н.В. Зимкина с соавт.
(1955) – n=182; определение pH проводился в аппарате «713 рН Мeter» фирмы
«Metrohm» (Германия) – n=182; изучение активности ЩФ проводилось с
набором реагентов «Ольвекс диагностикум» «Щелочная фосфатаза» (Кат.
№:009.004 – 250 мл) на фотоколориметре марки «Photometer-5010» (Германия) –
n=182;катионно-анионныйспектральныйкапиллярныйэлектрофорез
проводился в аппарате «Капель-103/103РТ» (Россия) – n=182.
Состав и свойства твердых тканей интактных зубов: оценку их состояния
проводили методом энергодисперсионного микроанализа на аппарате «J.COLJSM
6480 LV» (Япония). Всего было исследовано 182 фрагмента.
Социологическое исследование проводилось с использованием специальной
карты МГМСУ (2009) и карты-анкеты социально-гигиенического статуса по
Ю.В.Чижова с соавт. (2005) у школьников (n=478) их родителей (n=70).
Статистическая обработка проводилась с применением пакета программ
«SPSS» версия 22, лицензия «IBM SPSS 22», корреляционного анализа по
Пирсону (r) и факторного (по методу Varimax), критерии Хи-квадрат Пирсона.
Обследование осуществляли в соответствии с этическими принципами,
определенными Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации
(1964, ред. 2000), и требованиями, изложенными в основных нормативных
документах РФ по клиническим исследованиям.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Распространенность ДСТ у школьников составляет 68,38±0,16%.
Выявлялась ДСТ с легкой степенью у 44,47±0,29% (средний балл – 16,4±0,44),
средней – 50,63±0,26% (средний балл – 26,2±0,39), тяжелой – 4,90±0,50% детей
(средний балл – 33,47±0,35). У девочек и мальчиков не было выявлено различий
(р>0,05).
При осмотре детей с тяжелой и средней степенью тяжести ДСТ
(55,53±0,14%) были выявлены нарушения деятельности ССС, где у 24,36±0,40%
школьников отмечался систолический шум без стенокардического характера и
функциональный систолический шум – 24,53±0,40%. У 33,61±0,35% детей была
выявлена патология со стороны ЖКТ в виде диспепсии и дискинезии толстого
кишечника по гипомоторному типу. Изменения ЦНС определялись у 20,16±0,42%
школьников, которое включало ВСД – у 11,76±0,46%, гипервозбудимость – у
7,56±0,49% детей. При этом 34,45±0,34% школьников были направлены на
консультацию к медицинскому психологу и психотерапевту. Выявлялись признаки
нарушения осанки (34,8±0,34%), деформации грудной клетки (4,14±0,50%) и
сколиоз (6,44±0,49%) школьников. У всех школьников с ВСД выявлялась
нестабильность шейного отдела позвоночника, нарушение осанки и сколиоз.
Патологии ЖКТ сочетались со сколиозом, плоскостопием, растяжимостью кожи,
расширенными венами нижних конечностей. Были выявлены общие
фенотипические признаки ДСТ: гиперрастяжимость кожи – 3,11±0,51%, эпикант –
1,72±0,52%, килевидная грудная клетка – 1,61±0,52%, седловидный нос –
1,38±0,52%, вальгусная деформация первого пальца стопы – 1,84±0,52%,
приросшие мочки ушей – 2,07±0,52, голубые склеры глаз – 8,63±0,48%,
гипермобильность суставов – 9,78±0,47%. У всех были жалобы астенического
характера, связанные с учащением сердцебиения, головной болью, плохой
переносимостью умеренной физической нагрузки, повышенной утомляемостью и
потливостью, поэтому школьники часто обращаются к специалистам. Это
подтверждается факторным анализом по методу Varimax и по критериям Хи-
квадрата Пирсона (3,841, p˂0,05).
В структуре проявлений ДСТ в органах и тканях полости рта у школьников
наиболее часто выявлялись дисфункции ВНЧС (63,36±0,19%). Далее по частоте
идут аномалии прикуса – 31,81±0,36%, где в их структуре часто выявлялся
глубокий прикус – 32,67±0,35%, а данные прямого, перекрестного, открытого,
дистального и мезиального прикусов составляли 67,33±0,17%, сужения и
деформация зубных рядов – 25,01+0,39%, аномалии положения зубов,
прикрепления уздечек языка и губ составляли 17,42±0,43 и 15,90+0,44%.
Показатели смещения межрезцовых линий верхней и нижней челюстях по
отношению к срединной линии лица, патологической стираемости и диастемы
варьировали в пределах от 2,27+0,51 до 6,81+0,49%. Частота местных
эктодермальных диспластических проявлений в виде готического неба составляла
35,78+0,51%, деформаций окклюзионной кривой Spee и наклона переднего
участка окклюзионной плоскости по отношению к межзрачковой линии
находились – 1,51+0,52%.
Проведенный корреляционный анализ по Пирсону выявил наличие
взаимосвязи между заболеваниями ЦНС при ДСТ и готическим небом (r=0,44),
дисфункцией ВНЧС (r=0,63); заболеваниями ССС при ДСТ и аномалиями
положения зубов (r=0,55) и сужением зубных рядов (r=0,47); нарушением прикуса
и готическим небом (r=0,44); сужением, деформацией зубных рядов (r=0,85);
готическим небом и дисфункцией ВНЧС (r=0,73), что также подтверждается
проведенным факторным анализом по методу Varimax.
Распространенность кариеса временных и постоянных зубов у школьников
с ДСТ и без ДСТ составляли 97,01±0,02 и 95,13±0,02%, постоянных зубов
колеблется от 95,21±0,03 до 82,94±0,13% (р˂0,05). У школьников с ДСТ
показатель интенсивности колеблется в пределах от 2,13±0,03 до 7,98±0,23, а у
детей без ДСТ 1,07±0,12 и 6,26±0,58 (р˂0,05). В каждой группе отмечался
достоверно высокие уровни интенсивности у школьников с ДСТ по сравнению с
без ДСТ (р˂0,05), кроме данных детей 12 лет (5,73±0,17 и 5,75±0,19, р>0,05). У
12-летних детей с ДСТ средняя интенсивность кариеса зубов по индексу КПУ
составляла 5,75±0,19, компонент «К» 3,65±0,71 (Европейские цели ВОЗ для
стоматологического здоровья к 2020 году у 12-летних детей не должна превышать
1,5, при этом компонент «К» должен быть ниже 0,5). У 15-летних подростков
средняя величина индекса КПУ 7,98±0,23, компонент «К» 4,19 (Европейские цели
ВОЗ для стоматологического здоровья к 2020 году у 15-летних подростков не
должна превышать 2,3, при этом компонент «К» должен быть менее 0,5). Уровень
оказываемой стоматологической помощи по методу П.А. Леуса (1987) у
школьников с ДСТ и без ДСТ составлял 38,34±0,08% и интерпретируется, как
недостаточный.
У школьников с ДСТ 7 лет распространенность болезней пародонта
составляет 42,57±1,13%, а у 14-летних – 94,44±0,11% (р˂0,05), а без ДСТ данные
показатели находились в пределах от 38,46±2,29 до 80,95±0,67%. Средний
показатель по индексу РМА в группе с ДСТ интерпретируется, как средняя
степень (36,64±0,36%), а без ДСТ – 27,60±0,64%, легкая степень.
У подростков 15 лет с ДСТ и без ДСТ распространенность болезней
пародонта составляет 98,57±0,03 и 91,34±0,34%. Также, были выявлены
неучтенные секстанты за счет потери зубов по поводу осложнения кариеса
(0,02±0,01 и 0,01±0,01). При ДСТ средней степени тяжести у 10,63±0,26%
выявлялся пародонтит легкой степени, тяжелой – 4,90±0,50% средней степени
тяжести. Так, у подростков среднее количество здоровых секстантов составляет
0,35±0,14 (по Европейским целям ВОЗ до 2020 года должно быть не менее 5,0). У
обследованных школьников по данным индекса ИГР-У значения ИГ полости рта с
ДСТ и без ДСТ составляло 4,01±0,04 и 2,58±0,05, которые интерпретируются, как
плохой и удовлетворительный уровни.
В свойствах слюны вязкость в возрастных группах с ДСТ и без ДСТ
свидетельствует о ее повышении – 3,03±0,05 и 3,21±0,07 ед. (оптимальный
показатель вязкости – 4,16 ед.), скорость секреции слюны варьировала в пределах
от 0,25±0,01 до 0,31±0,05 мл/мин (оптимальное значение скорости секреции – 0,40
мл/ мин). pH слюны находился в пределах оптимальных значений (оптимальное
значение pH 6,5-7,5). В структуре типов МК с ДСТ и без ДСТ значительно
преобладает III тип – 62,47±0,35 и 56,61±0,53%, далее идет II тип – 26,75±0,06 и
27,14±1,04%, тогда как I тип всего лишь находился 10,77±1,13 и 16,25±1,27%.
Одним из маркеров недифференцированной ДСТ в слюне является
содержание магния и кальция, которые характеризуются их снижением –
0,52±0,05 и 0,36±0,02 ммоль/л (оптимальный показатель содержания магния 0,58
ммоль/л; кальция – 1,45 ммоль/л). По анионному составу (хлоридов, фосфатов,
нитритов, фторидов, сульфатов, нитратов) слюны особых изменений не было
установлено. Данныеудельного веса и соотношение атомной массы
неорганического фосфора и кальция составляют 19,32-34,15 и 58,79-68,30%,
23,71-32,83 и 42,67-61,40%, их средние значения 25,84 и 59,38% соответственно.
При этом кальций фосфорный коэффициент в эмали зубов составляет 2,30 (его
оптимальное значение 1,67), что характеризует изменения в структурной
однородности эмали интактных зубов. У 12-летних минимальная активность ЩФ
– 31,9±0,69 ед/л, а максимальная у 10 летних – 51,5±0,71 ед/л, определяющие
снижение ее активности, где средний показатель был на уровне 42,76±0,16 ед/л
(оптимальный показатель ЩФ 54-114 ед/л при pH 7,0 и выше). Снижение Ca в
слюне способствует снижению активности ЩФ, участвующая в поддержании
Са/Р коэффициента в рамках его нормальных значений.
Одними из частых местных фенотипических проявлений ДСТ являются
изменения со стороны твердого неба виде сужения верхнего зубного ряда и
деформации анатомической формы высоты свода твердого неба. В связи с этим
разработано устройство для измерения высоты свода твердого неба у школьников
с ДСТ (патент №177476 от 26.02.18). Корреляционный анализ по Пирсону выявил
взаимосвязь ДСТ и готическим небом (r=0,49), что определяет обоснованность
разработки данного устройства.
С целью определения деформации твердого неба в зависимости от степени
ДСТ разработан способ определения высоты свода твердого неба у школьников с
ДСТ (патент №2672369 от 14.11.2018). Для начала пациента просят открыть рот и
вводят устройство в полость рта, опорную контрольную планку фиксируют
между вторыми премолярами и первыми молярами верхней челюсти и
продвигают измерительную линейку до упора в сторону свода твердого неба.
Далее подбирают наиболее глубокую точку свода твердого неба и фиксируют по
шкале линейки. Также измерения проводят на гипсовых моделях, где между
вторыми премолярами и первыми молярами верхней челюсти накладывают
опорную контрольную планку для создания горизонтальной исходной точки и
продвигают измерительную линейку до глубокой точки свода твердого неба.
Таблица 1 – Показатели деформации твердого неба у детей и подростков с различной
степенью выраженности дисплазии соединительной ткани
Степени выраженности ДСТ
Морфологические
параметрыЛегкая (до 12СредняяТяжелая
баллов)(до 23 баллов)(свыше 24 баллов)
Сумма ширины четырех
верхних резцов, (мм)34,03±0,0536,04±0,06*40,03±0,41**
Сужение верхнего зубного
ряда по индексу Пона –34,71±0,04*33,23±0,03**
41,42±0,02
премолярный индекс
Индекс Пона – молярный
46,41±0,0346,73±0,0436,92±0,03**
индекс
Высота свода твердого небадо 18,23±0,02от 19,31±0,04от 28,01±0,03
(мм)до 27,03±0,03*до 32,43±0,02**
Примечание: Р* – достоверность различий ДСТ легкой и средней степени тяжести; Р** –
достоверность различий ДСТ средней и тяжелой степени тяжести.

Сумма ширины четырех верхних резцов у обследованных возрастных групп
школьников с различными степенями тяжести ДСТ (таблица 1) колеблется от
34,03±0,05 до 40,03±0,41 мм (p<0,05), которые интерпретируются как высокие показатели, характеризующие макродентию верхних резцов. Важно подчеркнуть, что данное проявление ДСТ выявлено впервые. В показателях сужения верхнего зубного ряда по индексу Пона (премолярный индекс) в зависимости от степени ДСТ определяется выраженные его сужения, где при легкой степени – 41,42±0,02 мм, тяжелой степени – 33,23±0,03 мм (p<0,05). Сужения верхнего зубного ряда по индексу Пона (молярный индекс) варьируют в пределах от 46,41±0,03 до 36,92±0,03 мм (p<0,05). У школьников с ДСТ легкой степени высота свода твердого неба составляет до 18,2±0,02 мм, средней и тяжелой степенью 19,3±0,04 и 32,4±0,02 мм. Впервые уставлена тенденция динамического роста показателей высоты твердого неба в зависимости от степени тяжести ДСТ. У школьников, проживающих в условиях Севера, определяется высокий уровень распространенности ДСТ, которые требуют проведение своевременной их диагностики и определения дальнейших планов лечебно-профилактических мероприятий с привлечением специалистов различного профиля для своевременной комплексной медико-социальной реабилитации. При легкой степени посещают врача стоматолога 3 раза, средней – 4 раза, а тяжелой – 5 и более раз в год, где по показаниям дети направляются для диагностики, лечения, профилактики и реабилитации к врачам других специальностей. Перспективы дальнейшей разработки темы. Планируется в дальнейшем совершенствование комплексной медико-социальной реабилитации школьников с ДСТ с разработкой и внедрением эффективных методов и средств диагностики, лечения и профилактики общих и местных фенотипических признаков. ВЫВОДЫ 1.Частота ДСТ у обследованных школьников Севера составляет 68,38±0,16%. У 44,47±0,29% обследованных имеются фенотипические признаки ДСТ легкой степени (средний балл – 16,4±0,44), средней – 50,63±0,26% (средний балл – 26,2±0,39) и тяжелой – 4,90±0,50% (средний балл – 33,47±0,35). Средняя и тяжелая степени ДСТ (55,53±0,14%) сопровождаются общими фенотипическими проявлениями: изменениями деятельности ССС (24,36±0,40%), проявлениями заболеваний ЖКТ (33,61±0,35%), патологиями ЦНС (20,16±0,42%), признаками нарушения осанки – 34,8±0,34%, проявляющимися деформациями грудной клетки – 4,14±0,50% и сколиозом – 6,44±0,49%; гиперрастяжимостью кожи – 3,11±0,51%, проявлениями эпиканта –1,72±0,52%, седловидного носа – 1,38±0,52%, вальгусной деформации первого пальца стопы – 1,84±0,52%, приросших мочек ушей – 2,07±0,52, голубых склер глаз – 8,63±0,48% и гипермобильности суставов – 9,78±0,47%. Между тем, 34,45±0,34% школьников по показаниям нуждаются в обязательной помощи медицинского психолога и психотерапевта. 2. В структуре местных фенотипических проявлений ДСТ в органах и тканях полости рта часто встречаются дисфункции ВНЧС – 63,36±0,19%, готическое небо – 35,78+0,51%, аномалии прикуса – 31,81±0,36%, сужения и деформации зубных рядов – 25,01+0,39%, аномалии положения зубов – 17,42±0,43%, прикрепления уздечек языка и губ – 15,90+0,44%, смещения межрезцовых линий верхней и нижней челюстей по отношению к срединной линии лица, патологической стираемости и диастемы варьируют в пределах от 2,27+0,51 до 6,81+0,49%, наклона переднего участка окклюзионной плоскости по отношению к межзрачковой линии – 1,51+0,52%. 3. Определяется высокий уровень распространенности кариеса временных и постоянных зубов у школьников с ДСТ (97,01±0,02%) и без ДСТ (95,13±0,02%), постоянных зубов – 95,21±0,03 и 82,94±0,13% (р˂0,05). Показатель интенсивности в группе с ДСТ 5,03±0,03 и без ДСТ 3,51±0,04 (р˂0,05), а у детей 12 лет с ДСТ (5,75±0,19) и без ДСТ (5,73±0,17) высокий уровень интенсивности (р>0,05). В
структуре составляющих компонентов индексов КПУ у детей с ДСТ и без ДСТ
значительно преобладает компонент «К» над компонентами «П» и «У». В обеих
группах выявлен недостаточный уровень оказываемой стоматологической
помощи (38,34±0,08%). Показатель распространенности заболеваний пародонта у
школьников с ДСТ составляет 71,47±0,16%, а без ДСТ 63,39±0,32% (Р˂0,05). В
группе детей 12-14 лет с ДСТ у 8,46±0,54% выявлялся пародонтит легкой и
средней степени тяжести. У 15-летних подростков с ДСТ и без ДСТ данные
интактного пародонта составляют 1,43±1,04 и 8,66±3,65% (Р˂0,05). При ДСТ
средней степени тяжести у 50,63±0,26% выявлялся пародонтит легкой, а при
тяжелой степени ДСТ 4,90±0,50% средней степени тяжести.
4. Биофизические свойства ротовой жидкости у школьников с ДСТ и без ДСТ
характеризуются с повышением вязкости (3,03±0,05 и 3,21±0,07 ед.), снижением
скорости секреции (0,25±0,01 и 0,31±0,05 мл/мин), преобладанием III типа
микрокристаллизации (62,47±0,35 и 56,61±0,53%). При этом у школьников с ДСТ
определяется снижение активности ЩФ (42,76±0,16 ед/л), что связано со
снижением концентрации кальция (0,36 ммоль/л), где она принимает
непосредственное участие в поддержании Са/Р коэффициента в рамках его
нормальных значений. Выявленные изменения снижают минерализирующий
потенциал слюны, приводящие к дисбалансу Са/Р коэффициента эмали
интактных зубов (2,30). При этом определяется низкий уровень санитарной
культуры школьников их родителей.
5.Впервые разработано устройство для измерения высоты свода твердого неба для
обеспечения точности биометрических измерений у школьников с различными
степенями тяжести ДСТ в полости рта и на моделях челюстей. Впервые
разработан способ определения высоты свода твердого неба (готическое небо) у
школьников с ДСТ и впервые установлены, что у детей с ДСТ легкой степени
высота свода твердого неба составляет до 18,2±0,02 мм, а при средней и тяжелой
степенях – 19,3±0,04 и 32,4±0,02 мм.
6. Разработаны и внедрены рекомендации, направленные на совершенствование
комплексной медико-социальной реабилитации школьников с дисплазией
соединительной ткани на основании созданной единой региональной электронной
базы данных.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Выявленный широкий спектр общих и местных фенотипических признаков
ДСТ у школьников Республики Саха (Якутия) диктует необходимость
совершенствования ее профилактики, своевременной медико-социальной
реабилитации с привлечением специалистов разных профилей.
2. Выявленные местные и общие факторы риска возникновения, развития и
течения стоматологических заболеваний у школьников с ДСТ, проживающих в
условиях Севера, обуславливают проведения комплексных исследований с целью
изучения механизмов патогенетических факторов и своевременной эффективной
коррекции.
3. Совершенствование стоматологической помощи школьникам с ДСТ должно
проводиться с использованием устройства для определения высоты свода
твердого неба и способа определения высоты свода твердого неба у школьников с
ДСТ, учитывающие фенотипические признаки, проявляющиеся в органах и
тканях полости рта в виде деформации твердого неба (готическое небо) с
определением степени тяжести ДСТ с целью своевременного составления плана и
реализации комплексной медико-социальной реабилитации. При этом реализация
намеченных рекомендаций будет осуществляться в рамках разработанных
методических указаний, утвержденных Министерством здравоохранения
Республики Саха (Якутия) от 10.12.2019 г., где правовым основанием является
статья 29 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации», а также концепция социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия) до 2030 года в разделе «Здравоохранение».
4. Полученные в ходе проведенного исследования данные состояния органов и
тканей полости рта детей школьного возраста с ДСТ Республики Саха (Якутия)
целесообразно внедрить в учебный процесс стоматологического, лечебного,
педиатрического и медико-профилактических отделений Медицинского
института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.
Аммосова» в качестве национально-регионального компонента.

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается
распространенность стоматологических заболеваний среди различных возрастных
групп населения, они остаются актуальной проблемой не только современной
стоматологии, но и медицины в целом (Кононова Н.Ю. и др., 2017; Шабаева Е.Н.,
2017; Арсентьев В.Г., 2018; Терещенко Ю.В. и др., 2019; Салеев Р.А. и др., 2021;
Smith M.H. et al., 2018). Основной причиной потери зубов являются осложнения
кариеса зубов и заболевания пародонта, приводящие к дисфункции
зубочелюстной системы (Статовская Е.Е., 2017; Мирошниченко Е.П., Ушаков
А.В., 2018). При этом создаются условия, способствующие развитию заболеваний
желудочно-кишечного тракта, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и т.д.
(Батаев Х.М., Шихнабиева М.Д., 2016; Волошин А.Н., Чумак О.Ю., 2017;
Смирнова Т.Л., Герасимова Л.И., 2018; Краснова Е.Е., 2019; Abadeh A. et al.,
2019).
Известно, что на развитие и формирование патологических процессов
органов и тканей полости рта оказывают влияние многие факторы внешней и
внутренней среды (Яковлев В.М. и др., 2016; Булгакова А.И. и др., 2017; Калаева
Г.Ю. и др., 2018; Почивалов А.В. и др., 2019; Stephen H.R., Robert D.K., 2019). В
последние годы активно проводится работа по изучению патогенетических
механизмов развития и формирования стоматологических заболеваний, их
профилактики и совершенствования оказания медицинской помощи населению
(Чемоданов В.В., Краснова Е.Е., 2018; Ксембаев С.С. и др., 2019; Луценко Ю.А. и
др., 2019). Несмотря на определенные достигнутые успехи, остаются до конца не
решенными проблемы диагностики, лечения и предупреждения патологических
процессов полости рта и челюстно-лицевой области (Иванова И.И. и др., 2016;
Вагнер В.Д. и др., 2019; Конев В.П. и др., 2019).
В настоящее время широко изучаются проблемы дисплазии соединительной
ткани (ДСТ), поскольку она проявляется патологическими процессами сердечно-
сосудистой системы, органов зрения, заболеваниями внутренних органов, опорно-
двигательного аппарата, а также органов и тканей полости рта и челюстно-
лицевой области (Хуснутдинова Э.К. и др., 2017; Шабаева Е.Н. и др., 2018;
Блинов М.С. и др., 2019; Матвиенко Е.В. и др., 2019; Сарыева О.П. и др., 2019;
Fine D.H. et al., 2019). Следует отметить, что органы и ткани полости рта, так же,
как и другие системы и органы, имеют соединительнотканное происхождение, где
их составные компоненты определяют уровень защитных процессов при
различных заболеваниях (Бен С.М., Репина Н.Б., 2016; Вагнер В.Д. и др., 2019;
Дакуло А.Н. и др., 2020). В связи с этим существует необходимость проведения
исследований, направленных на повышение эффективности лечебно-
профилактической помощи с учетом факторов риска, тем более подобные
исследования в условиях Республики Саха (Якутия) ранее не проводились.
Степень разработанности темы. В настоящее время одной из
приоритетных государственных задач является дальнейшее совершенствование
оказываемой медицинской помощи и повышение уровня ее доступности для
населения, в том числе профилактика стоматологических заболеваний (Авраамова
О.Г., 2016; Блинов М.С., 2018). Несмотря на широкое изучение данных проблем,
они остаются до конца не решенными. С учетом изложенного в стоматологии
постоянно проводится поиск эффективных методов и средств профилактики и
лечения различных заболеваний. В доступной литературе представлено крайне
ограниченное количество информации, посвященной вопросам
совершенствования организации стоматологической помощи детскому населению
с ДСТ в новых условиях (Ширшакова М.А. и др., 2019, Chi H. et al., 2019).
Данный факт свидетельствует о том, что исследования, направленные на
разработку научно обоснованных методических рекомендаций по
совершенствованию стоматологической помощи детскому населению с ДСТ, а
также повышению эффективности профилактических мероприятий, являются
актуальными и требуют продолжения.
Цель исследования: повышение эффективности медико-социальной
реабилитации детей с дисплазией соединительной ткани на основании
комплексной клинико-физиологической, лабораторной оценки состояния органов
и тканей полости рта с разработкой рекомендаций, направленных на сохранение и
укрепление здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить степень выраженности общих и местных фенотипических признаков
дисплазии соединительной ткани у детей школьного возраста, проживающих в
условиях Севера.
2. Определить стоматологический статус детей с дисплазией соединительной
ткани, проживающих в Якутии.
3. Изучить биофизические свойства, состава ротовой жидкости и твердых тканей
зубов интактных зубов, социально-гигиенические особенности у детей с
дисплазией соединительной ткани.
4. Выявить особенности изменений высоты свода твердого неба у школьников в
зависимости от степени тяжести дисплазии соединительной ткани.
5. Разработать рекомендации, направленные на профилактику патологий органов
и тканей полости рта, а также совершенствование оказания стоматологической
помощи детям с дисплазией соединительной ткани в Республике Саха (Якутия).
Научная новизна. Впервые проведена комплексная клинико-
физиологическая и лабораторная оценка функционального состояния органов и
тканей полости рта у школьников с ДСТ, проживающих в Якутии. Проведена
оценка показателей распространенности и интенсивности кариеса зубов, болезней
пародонта и частоты общих и местных фенотипических признаков ДСТ и ее
проявления в зубочелюстной системе у детей школьного возраста,
характеризующие их высокий уровень. Выявлены динамические колебания
количественных и качественных показателей ротовой жидкости у школьников с
ДСТ. Определены изменения состава и свойств ротовой жидкости в виде
повышения вязкости, преобладания II и III типов микрокристаллизации, снижения
скорости слюноотделения и минерализирующего потенциала, содержания
кальция и магния, которые определяют повышение уровня распространенности
кариеса зубов и болезней пародонта. Полученные данные спектрального
микроанализа и структурной однородности твердых тканей интактных
постоянных зубов характеризуют изменения кальций фосфорного молярного
коэффициента и снижение резистентности твердых тканей зубов у детей с ДСТ.
Изучены общие фенотипические признаки ДСТ у детей с легкой, умеренной и
тяжелой степенью выраженности. Выявлены фенотипические признаки ДСТ,
проявляющиеся в зубочелюстной системе в виде готического неба, скученности
зубов, коротких уздечек языка и губ, дисфункций ВНЧС, множественного
кариозного поражения, высокого уровня заболеваний пародонта, диастем,
зубочелюстных аномалий и патологической стираемости зубов, которые
необходимо учитывать при совершенствовании лечебно-профилактических
мероприятий и комплексной их реабилитации в регионе. Впервые разработано
устройство для измерения высоты свода твердого неба, обеспечивающее точное
биометрическое измерение у детей с различной степенью выраженности ДСТ.
Впервые создана региональная электронная единая база данных детей школьного
возраста с ДСТ. Впервые разработан способ определения высоты свода твердого
неба у детей с ДСТ, определяющий изменения твердого неба в зависимости от
степени тяжести врожденной коллагенопатии. Впервые разработанные научно-
обоснованные рекомендации способствуют своевременному выявлению
фенотипических признаков ДСТ и их профилактики, проявляющихся в органах и
тканях полости рта, а также комплексному лечению и реабилитации.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выявленные
закономерности расширили представления о влиянии ДСТ на патологические
процессы органов и тканей полости рта у школьников в условиях высоких широт.
Установлено, что к характерным признакам нарушений анатомических,
структурных, функциональных и клинических параметров органов и тканей
полости рта у школьников с ДСТ в условиях Севера являются фенотипические
признаки ДСТ, связанные с изменениями высоты свода твердого неба,
зубочелюстными аномалиями, высокой распространенностью и интенсивностью
кариеса зубов, заболеваниями пародонта и патологиями височно-
нижнечелюстного сустава. Выявленные признаки ДСТ в органах и тканях полости
рта являются синдромальным комплексом, что в практическом плане важно для
установления диагноза на доклиническом уровне и оптимального выбора методов
лечения и их профилактики. Выявлены факторы риска формирования и развития
патологии органов и тканей полости рта у обследованных школьников с клинико-
физиологическим и лабораторным обоснованием необходимости проведения им
ранней диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний.
Разработанное устройство для измерения высоты свода твердого неба является
универсальным, обеспечивающее проведение измерений внутри- и внеротовым
способами. Разработанный способ определения высоты свода твердого неба у
школьников с ДСТ определяет степень тяжести врожденной коллагенопатии и
позволяет раннему выявлению, составлению и внедрению плана комплексной
медико-социальной реабилитации.
На основании полученных результатов разработаны методы профилактики
и лечения заболеваний органов и тканей полости рта в Республике Саха (Якутия),
а также впервые созданная региональная электронная единая база данных детей
школьного возраста с ДСТ, способствующие своевременному выявлению
фенотипических признаков, проявляющихся в органах и тканях полости рта, а
также профилактики, комплексному лечению и медико-социальной
реабилитации.
Методология и методы исследования. При проведении исследования
применялись клинико-физиологические, лабораторные, биометрические,
социально-гигиенические методы исследования, а также современные
статистические способы обработки полученных результатов. Критериями
включения в научно-исследовательскую группу являлись дети школьного
возраста, проживающие в условиях высоких широт. Группа сформирована
методом случайной выборки.
На проведение диссертационного исследования было получено разрешение
Локального Комитета по вопросам этики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова» (протокол №7.1 от 08.06.2016 г.
решение №1). Статистическая обработка проводилась с использованием пакета
программ «SPSS», версия 22 лицензии IBM SPSS 22. Выводы научно
обосновывали с позиций доказательной медицины.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Клинические, биометрические и лабораторные методы, включающие
инструментальное исследование, изучение количественных и качественных
изменений состава и свойств ротовой жидкости, твердых тканей интактных зубов,
визуальный осмотр позволяют определить проявления фенотипических признаков
ДСТ в зубочелюстной системе.
2. Биофизические особенности состава и свойств ротовой жидкости, а также
твердых тканей интактных постоянных зубов у детей и подростков с ДСТ
характеризуются повышением вязкости, преобладанием 2 и 3 типов
микрокристаллизации, снижением скорости секреции слюны и
минерализирующего потенциала, активности щелочной фосфатазы, содержания
магния, фосфора, кальция, нарушением кальций-фосфорного молярного
коэффициента и структурной однородности твердых тканей постоянных зубов.
3. Организация комплексных лечебных и профилактических мероприятий с
учетом выявленных общих и местных фенотипических признаков ДСТ у детей
школьного возраста способствует своевременному выявлению и раннему началу
медико-социальной реабилитации.
Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность
полученных научных результатов и основных положений основана на
достаточном объеме клинического материала, применении современных методах
изучения, что подтверждено полученными достоверными статистическими
результатами по изучаемым параметрам. Анализ и оценка результатов, которые
были получены в ходе проведенного исследования, проводились с применением
методов доказательной медицины при помощи традиционных методов
описательной статистики.
Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на
межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и
перспективы развития стоматологии в условиях Севера», посвященной 30-летию
отделения челюстно-лицевой и пластической хирургии ГБУ РС (Я)
«Республиканская больница №2 – Центр экстренной медицинской помощи
(Якутск, 2013); ХХ международной научно-практической конференции
«Актуальные вопросы стоматологии» (Омск, 2014); I Всероссийской Сибирско-
Азиатский стоматологический форум с международным участием (Улан-Удэ,
2015); межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные
проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях Севера»,
посвященной 95-летию стоматологической службы Республики Саха (Якутия)
(Якутск, 2015); I Арктическом стоматологическом форуме «Актуальные
проблемы стоматологии Арктического региона, современные тенденции
перспективы диагностики, лечения и профилактики стоматологических
заболеваний» (Архангельск, 2015); Всероссийской юбилейной научно-
практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию
стоматологического факультета ДГМА (Махачкала, 2015); V региональной
научно-практической конференции с международным участием по детской
стоматологии «Актуальные проблемы стоматологии детского возраста»
(Хабаровск, 2015); межрегиональной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях
Севера», посвященной 20-летию стоматологического факультета Медицинского
института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.
Аммосова» (Якутск, 2016); Краевой научно-практической конференции
стоматологов и челюстно-лицевых хирургов «Актуальные вопросы стоматологии
и челюстно-лицевой хирургии» (Чита, 2016); Х Всероссийской научно-
практической конференции, Сибирский стоматологический форум
«Инновационные подходы к образованию, науке и практике в стоматологии»
(Красноярск, 2016); межрегиональной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях
Севера», посвященной 60-летию ГАУ РС (Я) «Якутский специализированный
стоматологический центр» в рамках X Национального конгресса «Экология и
здоровье человека на Севере» с международным участием (Якутск, 2019);
межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и
перспективы развития стоматологии в условиях Севера», посвященной 25-летию
стоматологического отделения Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-
Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в рамках XII
Национального конгресса «Экология и здоровье человека на Севере» с
международным участием (Якутск, 2021).
Апробация диссертации проведена на межкафедральном заседании кафедр
терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии и стоматологии
детского возраста, хирургических болезней и стоматологии ФПОВ Медицинского
института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.
Аммосова» (протокол №9 от 14.02.2020 года).
Личное участие автора. Работа выполнена на кафедрах терапевтической,
хирургической, ортопедической стоматологии и стоматологии детского возраста
и пропедевтики детских болезней, а также стоматологической поликлиники
Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова». Методологический анализ проведенных
научных исследований в отечественной и зарубежной литературе по направлению
научно-исследовательской работы, составлен дизайн и текст диссертационной
работы лично автором. При личном вкладе в соавторстве опубликованы статьи по
теме диссертационного исследования, разработаны патенты РФ по устройству и
способу измерения высоты свода твердого неба у детей с ДСТ. Диссертантом
лично выполнен отбор пациентов в группы исследования, проведен анализ
полученных данных. Автором установлена цель, обозначены задачи
исследования, основные положения, выносимые на защиту, выводы и
практические рекомендации. Диссертантом проведена статистическая обработка
полученных результатов во время проведенных исследований.
Внедрение результатов исследования. Полученные результаты
исследования внедрены и используются в практическом здравоохранении,
школьных и дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха
(Якутия). Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе
на кафедрах терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии и
стоматологии детского возраста, хирургических болезней и стоматологии
факультета постдипломного образования врачей, на курсах стоматологии
лечебного, педиатрического отделений Медицинского института ФГАОУ ВО
«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова».
При совершенствовании оказания стоматологической помощи у детей с ДСТ
и ее профилактики практическим врачам рекомендовано проводить комплексное
обследование для выявления общих и местных фенотипических признаков
(гипермобильность суставов, гиперрастяжимость кожи, сколиоз, плоскостопие,
вдавление грудной клетки, готическое небо, дисфункции ВНЧС, зубочелюстные
аномалии, множественный кариес зубов, заболевания пародонта).
Материалы исследовательской работы использованы при разработке
практических рекомендаций, утвержденных министерствами здравоохранения и
образования Республики Саха (Якутия) «Совершенствование оказания
стоматологической помощи детям с дисплазией соединительной ткани и ее
профилактика в Республике Саха (Якутия)».
Список изданных научных работ по теме диссертации. По материалам
диссертационной работы опубликовано 22 научных работ, в том числе 5 в
изданиях, входящих в перечень научных журналов, рекомендованных ВАК при
Министерстве образования и науки РФ для публикаций научных результатов
диссертаций. Получены 2 патента на полезную модель «Устройство для
измерения высоты свода твердого неба» №177476 от 26.02.2018 и изобретение
«Способ определения высоты свода твердого неба у детей с дисплазией
соединительной ткани» №2672369 от 14.11.2018.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Клинико-физиологическая характеристика состояния органов, тканей полости рта и совершенствование медико-социальной реабилитации детей с дисплазией соединительной ткани в Республике Саха (Якутия)»

    Публикации автора в научных журналах

    Характеристика патологических процессов органов и тканей полости рта у детей с дисплазией соединительной ткани, проживающих в условиях Севера
    Е.Ю. Никифорова, И.Д. Ушницкий, К.В. Соколова // Актуальные вопросы стоматологии. – Омск, 2– С. 205

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Клинико-лабораторное обоснование оценки эффективности технологий профилактики стоматологических заболеваний у детей
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Морфометрические особенности строения челюстно-лицевой области у пациентов с гнатической формой мезиальной окклюзии
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Анализ изменений практики стоматологического ортопедического лечения и его результатов в регионах России за 10 – летний период
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Планирование и прогнозирование аппаратурно-хирургического метода лечения взрослых пациентов с трансверзальными аномалиями челюстей
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Особенности диагностики, планирования и хирургического этапа комбинированного лечения пациентов со скелетной формой вертикальной резцовой дизокклюзии
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Клиническое обоснование комплекса мероприятий профилактики стоматологических заболеваний у детей с нарушениями психического здоровья
    📅 2022 год
    🏢 ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
    Протетическая реконструкция ушной раковины с использованием технологии трехмерной печати
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оценка иммуногистологических маркеров воспалительной деструкции эндопериодонтального комплекса
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оптимизация стоматологической ортопедической помощи больным при включенных дефектах зубных рядов на фоне сахарного диабета 2 типа
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации