Когнитивные механизмы организации дискурса ток-шоу

Галич, Татьяна Сергеевна

Диссертация посвящена исследованию когнитивной организации
дискурса ток-шоу, который рассматривается как целостный формат знания,
результат сложной интерпретативной деятельности. Когнитивной основой
данной деятельности выступает система когнитивных механизмов,
с помощью которых активизируются знания участников дискурса, задается
их необходимая конфигурация и тем самым обеспечивается структурная и
содержательная целостность дискурса.
Взаимосвязь организации дискурса с когнитивными процессами,
знаниями субъектов дискурсивной деятельности, их когнитивными
способностями отмечается во многих исследованиях [Арутюнова, 1990, 1999;
Дейк, 2000; Демьянков, 1982; Кибрик, 2003; Красных, 1999; Кубрякова,
2008а, 2008б, 2008в; Макаров, 2003; Олешков, 2010; Степанов, 1995 и др.].
Дискурс рассматривают в качестве ментально-языковой репрезентации
реальной действительности в сознании субъекта, которая обусловливает
выбор языковых единиц и коммуникативного поведения [Боронин, 2007;
Григорьева, 2007, 2009; Демьянков, 1982; Карасик, 2002; Левицкий, Савчук,
2007; Олешков, 2010; Резанова, 2011; Dijk, 2006, 2009 и др.], динамически
конструируемого когнитивно-языкового пространства – «мира», который
воссоздается на основе знаний участников о мире и языке, типа их
социальной активности и условий порождения дискурса [Алефиренко, 2002;
Демьянков, 1982; Кушнерук, 2013; Степанов, 1995 и др.].
Достигнутые результаты в понимании когнитивной специфики
дискурса свидетельствуют о сложности, многоаспектности и, как следствие,
недостаточной разработанности данной проблемы. В русле современных
теорий когнитивной лингвистики исследование дискурса как когнитивного
явления, тесно связанного с оперированием имеющимися у субъектов
знаниями и созданием нового знания [Кубрякова, 2000, с. 3], позволило
обратить внимание на принципы дискурсивной конфигурации знаний,
конкретные схемы и механизмы, структурирующие концептуальное
содержание дискурса [Беляевская, 2015, 2017; Дубровская, 2015; Ирисханова,
2013, 2014б; Магировская, 2016а, 2016б; Маслова, 2011; Ноблок, 2007;
Ржешевская, 2014 и др.]. К числу важных вопросов, связанных с проблемой
когнитивной организации дискурса, в частности представляется
необходимым отнести вопрос о системе механизмов построения дискурса,
который в рамках данного исследования определяется как
сложноорганизованное концептуальное пространство, выступающее
результатом интерпретативной деятельности субъектов.
Объектом диссертационного исследования является дискурс ток-шоу
как формат знания. Под форматом знания понимается «определенная форма
или способ представления знаний на мыслительном (концептуальном) или
языковом уровнях» [Болдырев, 2006, с. 5].
Предметом выступает система когнитивных механизмов, лежащих в
основе организации дискурса ток-шоу как целостного формата знания,
и языковые средства их репрезентации. Когнитивные механизмы
определяются в работе как способы формирования концептуального
содержания и передачи конкретных смыслов [Болдырев, Маховикова, 2012,
с. 7].
Исследование когнитивного аспекта дискурса представляется особенно
актуальным. Это во многом объясняется тем, что когнитивное направление
анализа дискурса еще только находится в стадии своего формирования.
Диссертационное исследование, выполненное в соответствии
с современными методологическими установками когнитивно-дискурсивной
парадигмы знания, в частности когнитивного подхода к анализу языка
и активно разрабатываемой в последнее десятилетие интегративной теории
репрезентации и оперирования знанием в языке, рассматривает дискурс как
формат знания. Такое понимание дискурса представляется важным
и своевременным и предполагает существенное расширение области
дискурсивных исследований. Более того, оно позволяет включить данное
исследование в ряд уже имеющихся исследований, направленных на решение
одной из актуальных проблем когнитивной лингвистики, которая
заключается в разработке принципов и выявлении механизмов когнитивной
организации языка на различных уровнях его функционирования.
Как форматы знания описаны такие основные единицы языка,
как слово, морфема, предложение. В свою очередь, дискурс до сих пор
не получил научно обоснованного объяснения в этом аспекте. Без должного
внимания остается также вопрос о системе когнитивных механизмов,
выступающих основой дискурса как единого фрагмента концептуального
конструирования мира. Это во многом обусловило необходимость их
системного анализа как способов когнитивной организации дискурса.
Выбранный для анализа тип дискурса – дискурс ток-шоу – также
представляется актуальным, так как является достаточно новым и одним из
самых активно развивающихся в современном пространстве массмедиа.
К дискурсу ток-шоу проявляется повышенный интерес со стороны многих
научных направлений. Когнитивный ракурс исследования выступает
наиболее востребованным, так как предлагает объяснение когнитивных
основ организации данного дискурса.
В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что когнитивная
организация дискурса ток-шоу обусловлена системой конкретных
когнитивных механизмов, активизация которых позволяет субъекту
дискурсивной деятельности (ведущему) выстраивать дискурс как целостный
фрагмент концептуализации.
Цель работы состоит в выявлении системы когнитивных механизмов
организации дискурса ток-шоу, обусловливающих его формат, основные
конституирующие признаки и характеризующихся определенной системой
средств языковой репрезентации.
Поставленная цель предполагает постановку и решение следующих
задач:
1) представить когнитивный аспект исследований дискурса
в рамках основных положений когнитивно-дискурсивной парадигмы
лингвистического знания;
2) описать специфику дискурсивной организации знания;
3) на основе анализа имеющихся отечественных и зарубежных
исследований рассмотреть функциональный потенциал когнитивных
механизмов на уровне дискурсивной организации знаний;
4) проанализировать когнитивные механизмы организации дискурса
ток-шоу как способы конструирования целостного дискурса;
5) выявить систему средств языковой репрезентации когнитивных
механизмов в дискурсе ток-шоу.
Теоретической основой исследования являются положения:
– когнитивно-дискурсивного подхода к анализу языка и дискурса
(О.В. Александрова, Н.Д. Арутюнова, Т.В. Белошапкова, Т.А. Дейк,
В.З. Демьянков, В.И. Карасик, А.А. Кибрик, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова,
С.Л. Кушнерук, М.Л. Макаров, Г.Н. Манаенко, М.Ю. Олешков,
Е.Ю. Прохоров, З.И. Резанова, Ю.С. Степанов и др.);
– интегративной теории репрезентации и оперирования знанием
(Л.В. Бабина, О.Н. Бабушкина, Е.Г. Беляевская, Н.А. Беседина,
Н.Н. Болдырев, С.Г. Виноградова, В.Б. Гольдберг, О.Г. Дубровская,
О.В. Магировская, Ж.Н. Маслова, Л.А. Фурс и др.);
– теории концептуализации и категоризации в аспекте исследования
когнитивных механизмов (O.К. Ирисханова, W. Croft,
D.A. Cruse, B. Dancygier, G. Fauconnier, C. Fillmore, T. Janzen,
R. Langacker, J. Sanders, W. Spooren, L. Talmy, E. Traugott, A. Verhagen и др.).
Общеметодологическим принципом исследования выступает
положение об антропоцентричности языка, активно развиваемое в рамках
когнитивно-дискурсивной парадигмы знания как отечественными, так
и зарубежными учеными. Основным методом является метод
концептуального анализа, который включает в себя метод концептуально-
контекстуального анализа, метод когнитивного моделирования и метод
концептуально-дефиниционного анализа. Метод концептуально-
контекстуального анализа заключается в выявлении знания, относительно
которого организуется и структурируется дискурс. Метод когнитивного
моделирования используется для представления когнитивной модели
дискурса ток-шоу как сложного концептуального пространства, организация
которого осуществляется в рамках интерпретативной деятельности ведущего
ток-шоу относительно определенных структурно и содержательно связанных
фрагментов, что, в свою очередь, становится возможным благодаря
активизации системы определенных когнитивных механизмов. Метод
концептуально-дефиниционного анализа, суть которого заключается
в определении общей категориальной семантики языковых единиц,
используется для описания и систематизации языковых средств
репрезентации выявленных когнитивных механизмов.
В своей совокупности данные методы позволяют показать, что
когнитивная организация дискурса ток-шоу как формата знания
обеспечивается системой определенных когнитивных механизмов,
репрезентированных в данном типе дискурса системой конкретных языковых
средств.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том,
что в нем впервые:
– дано системное описание дискурса ток-шоу в аспекте его
когнитивной организации;
– доказано, что ток-шоу представляет собой формат знания,
в основе которого лежат определенные когнитивные механизмы, которые
задействуются в рамках интерпретативной деятельности ведущего
и обеспечивают структурную и содержательную целостность данного
дискурса;
– выявлена система данных когнитивных механизмов и средств их
языковой репрезентации;
– установлено, что конститутивные признаки анализируемого
дискурса, выявленные и описанные в рамках других научных направлений,
когнитивно обусловлены.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать
основные положения, выносимые на защиту:
1. Когнитивная сущность дискурса заключается в том, что как
процесс и результат познания данный феномен языкового конструирования
мира предполагает опору на внутренние ментальные процессы,
осуществляемые субъектом, ситуативно обусловленные процессы
концептуализации и категоризации, а также различные когнитивные
механизмы оперирования знаниями. За дискурсом как сложной ментально-
языковой репрезентацией отдельного фрагмента реальной действительности
закреплена определенная система когнитивных механизмов,
обеспечивающих его формат.
2. Являясь результатом интерпретирующей деятельности субъектов
(ведущий, гость / гости, телезрители), дискурс ток-шоу представляет собой
формат знания, в основе которого лежит определенная субъективно-заданная
модель конфигурации знаний, создаваемая в рамках взаимодействия

Предпринятая попытка системного представления дискурса ток-шоу
как формата знания, характеризующегося спецификой своей когнитивной
организации, обусловлена приоритетностью исследования дискурса в рамках
когнитивно-дискурсивной парадигмы знания и когнитивной лингвистики,
в частности. Она продиктована необходимостью анализа особенностей
когнитивной организации дискурса как результата интерпретирующей
деятельности его субъектов.
В проведенном исследовании проблема когнитивной организации
дискурса получает теоретическую основу осмысления за счет моделирования
дискурса как формата знания, конфигурацию которого обеспечивает целый
ряд когнитивных механизмов. Такой подход к анализу дискурса позволил
охарактеризовать дискурс как особый и сложный формат знания или
когнитивную модель, организация которой обусловлена типом
продуцируемого дискурса и действием когнитивных механизмов как
способов организации концептуального содержания (знаний).
На основе изучения теоретических источников по заявленной тематике
было установлено, что содержательный аспект организации дискурса
обусловлен процессом контекстуальной переработки знания в рамках
структурирования концептуального пространства дискурса.
В исследовании проиллюстрирован и описан процесс контекстуальной
переработки знания. Результатом данного процесса является система
активизируемых в дискурсе on-line знаний, которая в данной диссертации
определяется как необходимая для процесса организации дискурса часть
знаний, извлекаемая участниками из всего объема имеющихся у них знаний в
зависимости от понимания факторов внешнего контекста (ситуации общения,
типа дискурса, места и времени взаимодействия), факторов текущего
взаимодействия в дискурсе, а также в зависимости от осознания субъектами
потребности в использовании этой части знания.
Анализ структурного аспекта когнитивной организации дискурса
позволил заключить, что конкретными способами структурирования
актуализируемого в дискурсе on-line знания выступают когнитивные
механизмы. Их действие обусловлено принципами профилирования
и интегративности как базовыми принципами функционирования
когнитивных механизмов на уровне дискурса. Тем не менее, имеющиеся
когнитивные исследования дискурса раскрывают в основном суть
функционирования отдельных когнитивных механизмов, которые
рассматриваются преимущественно как способы структурирования какого-
либо отдельного аспекта дискурса. Отсутствие работ, в фокусе внимания
которых находится совокупность когнитивных механизмов, лежащих
в основе организации целостного дискурса, свидетельствует о недостаточном
исследовании их роли в формировании дискурса как целостного формата
знания.
Результаты теоретического осмысления и систематизации когнитивных
механизмов и эмпирического анализа материала на примере дискурса ток-
шоу развлекательного типа позволили показать особенности переработки
знания и его концептуальной организации в конкретном типе
продуцируемого дискурса и доказать их обусловленность действием системы
конкретных когнитивных механизмов.
В ходе исследования установлено, что дискурс ток-шоу
развлекательного типа организуется в целостное концептуальное
пространство посредством общедискурсивного когнитивного механизма
перспективизации, который заключается в динамическом развертывании
траектории выстраивания концептуального содержания дискурса от точки
отсчета до поставленной цели, концептуальной завершенности. Выявлено,
что в ток-шоу данный механизм реализуется посредством ряда
дополнительных механизмов (точки отсчета, отдаления и наведения,
объективации, субъективации, интерсубъективации, концептуального
завершения), которые обеспечивают отбор и структурирование
активизируемого в ток-шоу знания.
Выявленная система когнитивных механизмов дискурсивной
организации знаний позволила на конкретном типе дискурса показать, каким
образом осуществляется концептуальное распределение дискурсивного
знания и, как следствие, динамическое развертывание дискурса ток-шоу.
Когнитивные механизмы точки отсчета, отдаления и наведения
и механизм концептуального завершения позволяют структурировать
дискурс как композиционно оформленное дискурсивное событие. Основное
концептуальное содержание дискурса организуется при помощи действия
когнитивных механизмов объективации, субъективации
и интерсубъективации. Механизм объективации позволяет организовать ток-
шоу относительно объективно заданной информации (об актуальном
событии и о знаменитой личности (госте)). Механизмы субъективации
и интерсубъективации позволяют конструировать дискурс относительно
включения систем знания участников дискурса (системы знания ведущего,
гостя, телезрителей и других (потенциальных) участников дискурса).
В своей совокупности перечисленные механизмы позволяют организовать
дискурс как целостное и особым образом организованное в содержательном
и структурном плане концептуальное пространство, общее (индивидуально-
коллективное) знание для всех участников дискурса.
Полученные результаты, таким образом, во многом подтверждают
выдвинутую в рамках исследования гипотезу, о том, что дискурс ток-шоу
представляет собой сложный формат знания, специфика которого
проявляется на уровне системы когнитивных механизмов
его концептуальной организации.
В процессе исследования удалось также установить, что такие
характеристики дискурса ток-шоу, как четкая структурированность
концептуального содержания, композиционная и смысловая завершенность,
информативность и актуальность концептуализируемого знания, сценарный
вариант развертывания, интерактивность и диалогичность дискурсивного
взаимодействия участников, являются когнитивно обусловленными.
Когнитивный ракурс проведенного анализа позволяет, таким образом,
по-новому взглянуть на проблему организации дискурса и предопределяет
актуальность и перспективы дальнейшего исследования. Прежде всего
перспективы видятся в разработке теории когнитивной организации дискурса
в аспекте структурирующих возможностей когнитивных механизмов и
с учетом особенностей концептуализации знания на дискурсивном уровне.
Результаты исследования позволят в дальнейшем выявить специфику
функционирования когнитивных механизмов на материале различных типов
дискурса. Актуальным также представляется выявление универсальных
когнитивных механизмов, характерных для каждого типа дискурса,
и специфичных механизмов, присущих только отдельным типам дискурса.
Это, в свою очередь, позволит установить различия в конфигурации
дискурсивного знания и, как следствие, в организации разных типов
дискурса на когнитивном уровне. Перспективным видится также
исследование взаимосвязи когнитивных механизмов и реализуемых
субъектом дискурсивной деятельности коммуникативных стратегий и тактик,
а также выявление лингвокультурной специфики коммуникативной
и когнитивной организации дискурса как формата знания.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»