Коммуникативные аспекты культурных процессов в современном Китае
Введение………………………………………………………………… 3
1 Культурные исследования коммуникации………………………… 18
1.1 Коммуникация как предмет современных научных исследова- ний……………………………………………………………………… 18
1.2 Специфика культурологической проблематики коммуника- ции……………………………………………………………………… 44
2 Коммуникативные особенности современных китайских культурных процессов…………………………………………………………………… 69
2.1 Базовые культурные процессы в современном китайском обществе: «великая китайская мечта» и «гармоничное общест- во»………………………………………………………………………….. 69
2.2 Культурные особенности рекламных коммуникаций в современном Ки- тае………………………………………………………………………. 98 Заключение……………………………………………………………… 124
Список использованной литературы…………………………………………… 129
Приложение А………………………………………………………………. 154
Актуальность темы исследования связана с высокими темпами развития экономики современного Китая, что вызывает стремительные изменения в его культурном пространстве. Базовой идеологией Китайской Народной Республики является марксизм-ленинизм, продолжением которого выступают идеи и теории Мао Цзэдуна. В конце XX – начале XXI в. оформляется концепция китайского социализма, в разработку которой много сил вложил Дэн Сяопин, предопределив современные политические, экономические и культурные процессы в КНР. В на- стоящее время китайская экономика занимает второе место в мире по ряду клю- чевых параметров. Данная ситуация не может не отражаться на социально- культурном пространстве Китая, где сочетаются глобальные и локальные тенден- ции, возникают новые культурные группы, активно используются новейшие тех- нологии креативных индустрий. В современной китайской культуре переплетают- ся традиционные, индустриальные и постиндустриальные практики. И хотя по- давляющее большинство современных китайцев являются представителями тра- диционного общества, индустриальные и постиндустриальные процессы чрезвы- чайно быстрыми темпами перестраивают культурные коммуникации, порождают принципиально новые культурные практики и технологии, которые либо вписы- вают Китай в глобальный высокотехнологичный мир, либо раскрывают и подчер- кивают его древнее традиционное своеобразие.
Научное исследование китайских культурных коммуникаций актуально в связи с тем, что китайская национальная модель культурных коммуникаций пре- допределяет во многом экономические и политические стратегии современных китайских элит. Будучи стратегическим партнером России в длительной перспек- тиве, современный Китай имеет древнюю традиционную культуру, знаки, образы, символы которой по-прежнему функционируют и уникальным образом оформля- ют движение Китая в его будущее. Современные политические процессы в Китае связаны с акцентом на культурных особенностях. Ведущие политики говорят о
4
необходимости нового китайского возрождения на базе сохранения, воспроизвод- ства, трансляции базовых культурных ценностей, в том числе конфуцианских и подлинно социалистических.
Современные культурные коммуникации в Китае имеют чрезвычайно сложную структуру, на которую влияют как западные глобальные культурные технологии, так и традиционное конфуцианство и китайская социалистическая идеология. Данная сложность предопределяет необходимость специального науч- ного анализа современных культурных коммуникаций в Китае, в том числе с по- мощью наиболее актуальных коммуникативных и культурных исследований, междисциплинарных подходов, связанных с усложнением предметного простран- ства и многосубъектностью современной китайской культурной политики.
Исследование современных культурных коммуникаций Китая имеет особое значение для российской культурологической науки, поскольку Россия и Китай в настоящее время являются стратегическими партнерами как в Азиатско- Тихоокеанском регионе, так и в глобальном мире. Взаимовыгодные перспективы этого стратегического партнерства ставят задачу обеспечить максимальное пони- мание между двумя государствами. Это взаимное понимание достигается с помо- щью культурных исследований, проясняющих для обоих стратегических партне- ров знаки, образы, символы, культуру в целом, что жизненно необходимо для то- го, чтобы это партнерство было долгосрочным и эффективным.
Степень научной разработки темы исследования можно раскрыть через несколько содержательных векторов разработки этой научной проблематики. Эти векторы связаны с коммуникативными исследованиями в целом, затем с культу- рологическим аспектом коммуникативных исследований. Китайская специфика культурных коммуникаций, третий вектор, также представляет собой отдельное исследовательское пространство. Рекламные культурные коммуникации можно выделить как четвертый вектор, где сосредоточены академические интересы зна- чительной группы современных ученых.
Коммуникативные исследования представляют собой современный тип на- учной дисциплины, где объединены концепции и методы философии, социологии,
5
кибернетики, лингвистики, социальной психологии и других наук. В настоящее время коммуникативные исследования являются одной из самых динамичных на- ук, в их основе лежат классические труды по кибернетическим моделям инфор- мации К. Шеннона и У.Уивера1, А. Моля2, Н. Лумана3 и других ученых. Другим базовым основанием для коммуникативных исследований стали теории информа- ционного общества Дж. Белла4 и Э. Тоффлера5. Российская коммуникативная наука начинается с работ М.С. Кагана6, А.В. Соколова7, Г.Г. Почепцова8. Теории коммуникации в XX веке разрабатывали Г. Найквист9, Р. Хартли, К. Шеннон, Д. Чандлер10, У. Шрамм11, Д. Берло12, Д. Барнульд13, Ф. Данс14, Р.Т. Крэйг15, Р. Йоха- нессен16, Д. Мортенсен17, М. Де Флер18, Л. Дои19, Д. Гумперц и Д. Гаймес20, С. Болл-Ракешо21, Г.П. Мошис22, Д. Вильсон и Д. Спербер23.
В первом десятилетии XXI века коммуникативные исследования становятся неразрывной частью культурных, гендерных, религиозных, социально-
1 Shannon C. E., & Weaver, W. The mathematical theory of communication. Urbana, Illinois: University of Illinois Press, 1949.
2 Моль А. Социодинамика культуры. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
3 Луман Н. Невероятность коммуникации // Проблемы теоретической социологии. Вып.3. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.
4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.
5 Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
6 Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988
7 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. Спб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2002.
8 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001.
9 Rogers, E. M. Communication technology: The new media in society. New York: Free Press, 1986.
10 Crag R.T. Communiction Theory as a Field. International Communication Association, 1999.
11 Schramm, W. The science of human communication. New York: Basic Books, 1963.
12 Crag R.T. Communiction Theory as a Field. International Communication Association, 1999.
13 Barnlund, D. C. Interpersonal Communication: Survey and Studies. – Boston: Houghton Mifflin, 1968.
14 Dance F. E. X. The “concept” of communication //Journal of Communication. 1970. Т. 20. No. 2. С. 201–210.
15 Крэйг Р.Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика – III: Альманах сравнительных социо-
гуманитарных исследований / Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой, В.В. Козловского, Н.Г. Скворцова.
СПб: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. C. 72.
16
17
18 D 19
20
21 B 22
23 S
Quarterly Journal of Speech. 1971. Vol.57. No
Johannesen R. L. The emerging concept of communication as dialogue //
4. pp. 373-382.
Mortensen C. D. Communication: The study of human interaction. New-York, 1972.
eFleur, M. L. & Ball-Rokeach, S. Theories of mass communication (5th ed.). White Plains, NY: Longman, 1989.
Doi L. T. The Japanese patterns of communication and the concept of amae //Quarterly Journal of Speech. 1973. Т. 59.
No. 2. С. 180–185.
Gumperz J. J., Hymes D. H. (ed.). Directions in sociolinguistics: the ethnography of communication. New York : Holt,
Rinehart and Winston, 1972.
all-Rokeach, Sandra J; DeFleur, ML (1976). A dependency model of mass-media effects // Communication Research.
1976 – 3 (1). pp. 3–21.
Moschis G. P. The role of family communication in consumer socialization of children and adolescents //Journal of Con-
sumer Research. 1985. pp. 898–913.
perber, Dan/Wilson, Deirdre: Relevance: Communication and Cognition, Second Edition, Oxford/Cambridge: Black-
well Publishers, 1995. pp. 2–9.
6
психологических, антропологических, экономических, юридических и многих других исследований. Медиа-анализ трансформируется в самостоятельную и влиятельную научную дисциплину. Коммуникативный аспект экологии также становится важным для научного дискурса современной эпохи24. Одновременно продолжаются исследования в области теории коммуникации, в том числе такими учеными, как Р. Стичвих25, Д. Найкерсон26, Л. Комфорт27, Дж. Андерсен28, С. Гэ- лайс и Г. Гилес29 и многими другими.
Практически сразу же в коммуникативных исследованиях появляется и за- крепляется линия, связанная с анализом культурной специфики коммуникаций. Культурологическая проблематика коммуникаций разрабатывается в традиции западной науки Cultural Studies (культурные исследования) и в российской куль- турологии. В основе российских исследований лежит теория культурной комму- никации Ю.М. Лотмана30. Современные российские исследования культурных особенностей коммуникации характерны для подавляющего числа российских культурологов, в том числе для Д.В. Пивоварова31, А.И. Соловьева32, В.Ю. Хоти- неца33, И.А. Стернина34, О.И. Матьяш35, М.П. Бутовской36, М.М. Назарова37, Г.Г.
24
25 26 27 28 29
30 Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн: Алек- сандра, 1992. С. 76–89.
31 Pivovarov D.V. Idealе and Ideelle // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2012 5) 13–27.
32
33 Х 34
35 36
Gibson C. B., Gibbs J. L. Unpacking the concept of virtuality: The effects of geographic dispersion, electronic depend-
ence, dynamic structure, and national diversity on team innovation //Administrative Science Quarterly. 2006. V. 51. No. 3.
Pp. 451–495.
Stichweh R. Systems theory as an alternative to action theory? The rise of communication as a theoretical option //Acta
Sociologica. 2000. V. 43. No. 1. pp. 5–13.
Nickerson J. V. A concept of communication distance and its application to six situations in mobile environments
//Mobile Computing, IEEE Transactions on. 2005. V. 4. No. 5. Pp 409–419.
Comfort L. K. Crisis management in hindsight: Cognition, communication, coordination, and control //Public Admin-
istration Review. – 2007. – Т. 67. – No. s1. – С. 189-197.
Andersen J. Communication technologies and the concept of knowledge organization: A medium-theory perspective
//Knowledge organization. – 2002. – Т. 29. – No. 1. – С. 29-39.
Gallois C., Giles H. Communication accommodation theory //The International Encyclopedia of Language and Social
Interaction. 2015.
Соловьев А. И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики //Полис: Политические исследования.
2002. No. 6. С. 6-17.
отинец В. Ю. Культура как коммуникация //Вестник Удмуртского университета. 2005. No. 9. С. 3–22.
Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры //Этнокультурная специфика
языкового сознания. 1996. No. 7. С. 9.
Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование //Сибирь. Философия.
Образование: Альманах. 2002. No. 6. С. 36–47.
Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной ком-
муникации человека). М.: Научный мир. 2004.
7
Почепцова38, С.Г. Воркачева39 и многих других. Значительная доля российских исследований в области культурных коммуникаций осуществляется в рамках лин- гвистических исследований, лингвокультурологии. Речь идет об исследованиях И.Б. Авдеевой40, С.Л. Мишлановой41, Е.М. Верещагиной42, В.А. Разумовской43, А.А. Семеновой44, Н.П. Копцевой, Н.М. Либаковой45, К.В. Резниковой46, М.А. Ко- лесник47, В.И. Тхорик и Н.Ю. Фанян48 и многих других.
Идеи великого русского мыслителя М.М. Бахтина оказали огромное влия- ние не только на российскую культурологию, но и на мировые гуманитарные и социальные науки49. Интеллектуальные идеи М.М. Бахтина развивают С.С. Аве- ринцев50, В.Е. Кемеров51, С.А. Азаренко52 и многие другие российские ученые.
Культурные аспекты коммуникаций в западной традиции чрезвычайно раз-
виты. Здесь существует целый ряд теорий, раскрывающих механизмы и техноло-
гии культурного оформления коммуникаций, в том числе теория когнитивного
37
38 39
40
41
42
43 Разумовская В.А. Семантика художественного образа в оригинале и переводе: кот Бегемот // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. No 3. С. 268.
44 Семенова А.А. Визуальная культура модернизированного социума // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2012. No 3. С. 145–149.
45 Либакова Н.М. Социально-психологические особенности формирования гендерных образов в среде российского студенчества (результаты ассоциативного эксперимента) // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. – No 10. – С.101-134. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.1343. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13435.html
46 Резникова К.В., Копцева Н.П. Методологические возможности антропологической школы «Культура-и- Личность» для современных российских социально-культурных исследований // Современные проблемы науки и образования. 2013. No 4. С. 388.
47 Колесник М.А. Социологические исследования воображения в 30-е – 80-е гг. ХХ века. // NB: Проблемы полити-
ки и общества. 2014. No 11. С.45–61. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351. URL: http://e-
notabene.ru/pr/article_13517.html
48
49 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.
50 Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. С. 7–19. 51 Кемеров В.Е. Социальный хронотоп как проблема интеграции современного обществознания.
http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2007/7.pdf Дата обращения к ресурсу: 09.10. 2015. 52
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.:
Едиториал УРСС, 2002.
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук. 2001.
Воркачев С. Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели //Филологические науки.
2005. Т. 4. С. 76–83.
Авдеева И. Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональ-
ный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному). М.: Изд-во
МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2005.
Мишланова С. Л., Пермякова Т. М. Межкультурная парадигма и перспективы межкультурной коммуникации
//Режим доступа: http://www. russcomm. ru/rca_biblio/m/mishlanovapermyakova. shtml. Дата обращения к ресурсу
09.10.2015.
Верещагин Е. М. Коммуникативные тактики как поле взаимодействия языка и культуры //Русский язык и совре-
менность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады. 1991. Т. 1. С. 32–43.
Тхорик В. И., Фанян Н. Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. М.: ГИС, 2005.
Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы
литературы и эстетики. М.: Худож. лит, 1975. С. 234–407.
Азаренко С. А. Социальный хронотоп и методология современного обществознания Электронный ресурс.
http://www2.usu.ru/socphil/rus/ texts/sociemy/13/azarenko.html Дата обращения к ресурсу: 09.10. 2015.
8
диссонанса53, теория коммуникативного соглашения54, теория согласованного управления значениями55, теория культивированного анализа56, теория культурно- го подхода к организации57, теория драматизма58, теория ожидаемого наруше- ния59, теория группового мышления60, теория приглушенных групп61, теория нар- ративной парадигмы62, теория организационной информации63 и еще целый ряд концептуальных моделей, позволяющих в той или иной степени понять конкрет- ные способы культурного предопределения коммуникаций. Все эти исследования имеют междисциплинарный характер. Некоторое обобщение взаимовлияния культуры и коммуникации осуществил Д. Мацумото64.
Для российской культурологии особое значение имеет научный анализ «восточного вектора» межкультурных коммуникаций, значимость этого анализа подчеркивают политологи С.А. Караганов и И.А. Макаров65. Культурные иссле- дования Китая имеют давнюю традицию в России. Достаточо назвать такие имена как М.Л. Титаренко66, Е.А. Торчинов67, А.И. Кобзев68, А.А. Маслов69, В.В. Маля-
53
54 Giles, Howard; Smith, Philip (1979). “Accommodation Theory: Optimal Levels of Convergence”. In Giles, Howard; St. Clair, Robert N. Language and Social Psychology. Baltimore: Basil Blackwell.
55 Pearce, Barnett. “The Coordinated Management of Meaning (CMM)”. In Theorizing About Intercultural Communication, edited by William B. Gudykunst, 35–54. Thousand Oaks, Ca: Sage Publications, 2005.
56 Gerbner, G. (1998). “Cultivation analysis: An overview”. Mass Communication and Society, 3/4, 175–194.
57 Geertz, C. (1973) The Interpretation of Culture (2nd ed).New York: Basic Books
58 Brock, B. L. (1985). Epistemology and ontology in Kenneth Burke’s dramatism. Communication Quarterly, 33(2), 94-
104.
59 60
61 Ardener, E. (1975). Belief and the problem of women. Ardener, Shirley (Ed.), Perceiving women (1-17). London: Malaby Press.
62
63 Karl E. Weick, “The Nontraditional Quality of Organizational Learning, Organization Science 2(1991): 116-124. 64 Мацумото Д. Психология и культура. Электронное издание. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/14.php Дата обращения к ресурсу: 11.10.2015.
65 Караганов С.А., Макаров И.А. Поворот на Восток: итоги и задачи // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement (2015 8) 6–10
66 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М.: Наука, 1985.
67 Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб: Андреев и сыновья, 1993.
68 Кобзев А.И. Статьи в энциклопедии Духовная культура Китая. М.: Восточная литература, РАН, 2006. Т. 1. Фило- софия.
69 Маслов А.А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М.: Сфера, 1997.
Cotton, J.L. (1985). “Cognitive dissonance in selective exposure,” in Zillman, D & Bryant, J, eds. Selective exposure to
communication. Hillsdale, NJ: Erlbaum, L, pp. 11–33.
Burgoon, J.K.; Jones, S.B. (1976). “Toward a Theory of Personal Space Expectations and their Violations”. Human
Communication Research 2: 131–146
Whyte, G. (1998). “Recasting Janis’s Groupthink model: The key role of collective efficacy in decision fias-
coes”. Organization Behavior and Human Decision Processes 73 (2/3): 185–209.
Cragan, John F., & Shields, Donald C. (1997). Understanding Communication Theory: The Communicative Forces for
Human Action. Boston, MA: Allyn & Bacon
9
вин70. За каждым из этих ученых стоит развитая научная школа российской сино- логии. Для данного диссертационного исследования важны как концептуальные труды в области культурной синологии, так и научные исследования российских авторов, связанные с экспертно-аналитической оценкой нового китайского поня- тия «великая китайская мечта» (иногда используется термин «китайская мечта»). Речь идет о работах Л.Л. Сухадольской71, Л. И. Кондрашовой72, Д.В. Кузнецова73 и других.
Западные исследования понятия «великая китайская мечта» и его значения для современной китайской внутренней и внешней политики проводят Н. Марс и А. Хорнсби74, Х. Вонг75, Р.Л. Кун76, Ж. Махони77, Д. Овен78 и другие. Современ- ные китайские ученые разрабатывают различные аспекты концепции «великой китайской мечты» в связи с ее огромной значимостью для современного Китая. Речь идет о работах Чжэн Вана79, Ши Юйчжи80, Чжэн Шипинг81, Чунлонг Лу82, Цзэн Гопин и Вэй Фан83, Чжан Ци84 и многие другие.
70 Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ, Астрель, 2001; Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ, Аст- рель, 2000.
71 Сухадольская Л.Л. Некоторые аспекты «китайской мечты» // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимо- действия. Сборник Восточного центра. 2015. No 16-1. С. 21–26.
72 Кондрашова Л.И. Китайская мечта о национальном возрождении. М.: Институт экономики, 2014. С. 4. 72 Си Цзиньпин о «китайской мечте»// Китай. 2013 No7. С. 16.
73 Кузнецов Д.В. Концепция «китайской мечты» и национальное возрождение Китая. URL: http://kuznetsov.ucoz.org/books/Kuznetsov_D_V_2015.pdf. Дата обращения к ресурсу: 11.10.2015.
74 75
2010.
76 URL: http://usa.chinadaily.com.cn/opinion/2013-07/19/content_16814756.htm. Дата обращения к ресурсу: 18 октября
2015 г.
77
78
79
13.
80 Ши Юйчжи «Семь причин, почему китайская мечта отличается от американской». Электронный ресурс. URL:
http://www.qstheory.cn/zz/zgtsshzyll/201305/t20130520_232259.htm Дата обращения к ресурсу: 18 октября 2015.
81 Zheng S. Rising Confidence Behind the “Chinese Dream” //Journal of Chinese Political Science. 2014. V. 19. No. 1. pp.
35–48.
82 83 84
Mars N., Hornsby A. The Chinese dream: a society under construction. Q10 Publishers, 2008.
Wang H. H. The Chinese dream: The rise of the world’s largest middle class and what it means to you. Bestseller Press,
Mahoney J. G. Interpreting the Chinese dream: an exercise of political hermeneutics //Journal of Chinese Political Sci-
ence. 2014. V. 19. No. 1. pp. 15–34.
Owen D. A. The Impact of Economic Development on Political Interest Across Social Classes in China: Turning the
Chinese Dream into a Chinese Reality? //Journal of Chinese Political Science. 2015. pp. 1–18.
Wang Z. The Chinese dream: concept and context //Journal of Chinese Political Science. – 2014. – Т. 19. – No. 1. – С. 1-
Lu C. Urban Chinese Support for the Chinese Dream: Empirical Findings from Seventeen Cities //Journal of Chinese
Political Science. 2015. С. 1–19.
Guoping Z., Feng W. The Realization of the Great “Chinese Dream” and the Establishment of Community Socialist Core
Values //Public Administration & Law. 2015. V. 1. p. 4.
Ji Z. Exploration on the Integration of” Chinese Dream” with the Teaching of Outline of Modern and Contemporary His-
tory of China //The Science Education Article Collects. 2014. V. 5. p. 7.
10
Анализ современной китайской идеологии, связанной с разворачиванием понятия «великая китайская мечта», показал, что в современном Китае активно используются наиболее актуальные культурные технологии, связанные с реклам- ными коммуникациями. В связи с этим необходимо указать на исследования спе- цифики рекламных коммуникаций в Китайской Народной Республике, которые проводили Цзюань Гао85, К. Лин86, Цзин Чжан и Ш. Шавитт87, Чэн Х. и Дж. Швейцер88, М.Ю. Ульянова89, Е.М. Гирняк90, О.И. Шабалина91, М. Ван92, Ш. Лу93 и многие другие.
В настоящее время исследователи согласны с тем, что понятие «великая ки- тайская мечта» является ключевым для анализа особенностей современной китай- ской внутренней и внешней политики. Это понятие в политическом аспекте было сформулировано в 2012 г., тем самым речь идет о наиболее актуальных аспектах изучения современного китайского общества. Культурологические исследования понятия «великая китайская мечта» и других важных китайских понятий позволят раскрыть современную специфику китайских культурных коммуникаций как во внутренней, так и внешней политике, что чрезвычайно востребовано в свете зна- чимости для России стратегического партнерства со странами Азиатско- Тихоокеанского региона.
Объектом диссертационного исследования являются культурные комму- никации.
85 86
87 88 89
90 91 92
Цзюань Гао. Китайская реклама: опора на традиционное потребительское поведение. М., 2012
Li H. Advertising and consumption in Post-Mao China: Between the local and the global. University of Southern Cali-
fornia, 2006.
Zhang J., Shavitt S. Cultural Values in Advertisements to the Chinese X-Generation–Promoting Modernity and Individ-
ualism //Journal of Advertising. 2003. V. 32. No. 1. pp. 23–33.
Cheng H., Schweitzer J. C. Cultural values reflected in Chinese and US television commercials //Journal of advertising
research. 1996. Vol. 36(3). pp. 27–45.
Ульянова М.Ю. Эффективные универсальные механизмы структурообразования рекламных текстов (на примере
анализа китайской рекламы за 2005–2008 гг.) // Медиаскоп. Электронный журнал. 2013. No. 4. URL:
http://www.mediascope.ru/node/1476 Дата обращения к ресурсу: 30 октября 2015.
Гирняк Е. М. Ритмико-композиционные особенности текстов китайской рекламы //Вестник Пермского универ-
ситета. Российская и зарубежная филология. 2010. No 4 (10). С. 87–92.
Шабалина О. И. Моделирование эмоционального поведения персонажей в китайской, российской и казахской
рекламе //Практический маркетинг. 2012. No. 3 (181). С. 21–30.
Wang M. Advertising the Chinese dream: Urban billboards and Ni Weihua’s documentary photography //China Infor-
mation. 2015. URL: http://cin.sagepub.com/content/early/2015/05/12/0920203X15582023.abs.
Дата обращения к ресур-
су: 30 октября 2015 г.
Lu S. H. Artistic interventions in contemporary China //China Information. 2015. V. 29. No. 2. pp. 282–297.
93
11
Предметом исследования выступают коммуникативные аспекты культур- ных процессов в современном Китае.
Цель исследования – выявить и проанализировать некоторые уникальные качества китайских культурных коммуникаций, характерные для современного периода истории Китайской Народной Республики.
Гипотеза исследования составляет предположение, что специфика китай- ских культурных коммуникаций может быть раскрыта через двухвекторный на- учный анализ: 1) выявление главных тенденций и новых интеллектуальных от- крытий современных коммуникативных теорий, которые разрабатываются в це- лом комплексе гуманитарных и социальных наук; 2) исследование современных китайских культурных технологий распространения в обществе основных идео- логических понятий, в том числе понятия «великая китайская мечта», «гармонич- ное общество» и некоторых других.
С помощью критического анализа классических и современных культурно- коммуникативных исследований, а также раскрытия содержания идеологических понятий «великая китайская мечта», «гармоничное общество» и рекламных тех- нологий их продвижения возможно адекватно реконструировать современные культурные процессы в Китайской Народной Республике, оформить их культуро- логические осмысление и тем самым способствовать качественному улучшению межкультурной коммуникации между Россией и Китаем в современных геополи- тических условиях.
Эмпирическим материалом для диссертации выступают рекламные визу- альные образы, характерные для урбанистических пространств китайских горо- дов, тексты научных статей, посвященных исследованию культурных коммуника- ций в различных аспектах, в том числе связанных со спецификой современных китайских культурных процессов.
Для достижения поставленной цели диссертант ставит перед собой сле- дующие задачи исследования:
1) раскрыть интеллектуальную историю и актуальные тенденции коммуни- кативных исследований;
12
2) выявить культурологическое своеобразие коммуникативных исследова- ний;
3) проанализировать базовые культурные процессы в современном китай- ском обществе с помощью содержания понятий «великая китайская мечта» и «гармоничное общество»;
4) проанализировать некоторые культурные особенности рекламных ком- муникаций в современном Китае.
Теоретико-методологическим основанием исследования выступают зна- чимые идеи, концепции, методологические возможности, которые предоставляют классические и современные культурные исследования внутренних и внешних межкультурных коммуникаций, в том числе межкультурных коммуникаций в со- временном Китае. Большое значение имеет российская синологическая традиция, где раскрыты основные философские формы китайского традиционализма в ис- следованиях А.И. Кобзева, Е.А. Торчинова, В.В. Малявина, А.А. Маслова и дру- гих российских китаеведов. Китайские культурные коммуникации опираются на политические процессы, которые, в свою очередь, предопределяются экономиче- ским базисом. Тем самым традиция марксизма для анализа базовых культурных концепций является чрезвычайно важной. Диссертант опирался также на теорию культурных коммуникаций Д. Мацумото, понимание культуры как идеалообразо- вания, что характерно для Д.В. Пивоварова, В.И. Жуковского, О.А. Карловой, Н.П. Копцевой, и других российских мыслителей, концепцию смыслообразования в культуре, представленную в работах О.А.Карловой. Определенное значение для диссертационного исследования имело культурологическое понимание рекламы, сконструированное А.В. Ульяновским. Опорой диссертационного исследования стали общенаучные гуманитарные традиции обширного критического обзора на- учных работ и значимых идей для решения каждой задачи диссертации, что в оп- ределенной степени соответствует принципу гегелевской логики о единстве исто- рического и логического в становлении понятия. Применялись методики семио- тического анализа культурных (в данном случае – рекламных) текстов, визуаль- ных образов.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!