Коммуникативные аспекты культурных процессов в современном Китае

Ма Лия

Введение………………………………………………………………… 3
1 Культурные исследования коммуникации………………………… 18
1.1 Коммуникация как предмет современных научных исследова- ний……………………………………………………………………… 18
1.2 Специфика культурологической проблематики коммуника- ции……………………………………………………………………… 44
2 Коммуникативные особенности современных китайских культурных процессов…………………………………………………………………… 69
2.1 Базовые культурные процессы в современном китайском обществе: «великая китайская мечта» и «гармоничное общест- во»………………………………………………………………………….. 69
2.2 Культурные особенности рекламных коммуникаций в современном Ки- тае………………………………………………………………………. 98 Заключение……………………………………………………………… 124
Список использованной литературы…………………………………………… 129
Приложение А………………………………………………………………. 154

Актуальность темы исследования связана с высокими темпами развития экономики современного Китая, что вызывает стремительные изменения в его культурном пространстве. Базовой идеологией Китайской Народной Республики является марксизм-ленинизм, продолжением которого выступают идеи и теории Мао Цзэдуна. В конце XX – начале XXI в. оформляется концепция китайского социализма, в разработку которой много сил вложил Дэн Сяопин, предопределив современные политические, экономические и культурные процессы в КНР. В на- стоящее время китайская экономика занимает второе место в мире по ряду клю- чевых параметров. Данная ситуация не может не отражаться на социально- культурном пространстве Китая, где сочетаются глобальные и локальные тенден- ции, возникают новые культурные группы, активно используются новейшие тех- нологии креативных индустрий. В современной китайской культуре переплетают- ся традиционные, индустриальные и постиндустриальные практики. И хотя по- давляющее большинство современных китайцев являются представителями тра- диционного общества, индустриальные и постиндустриальные процессы чрезвы- чайно быстрыми темпами перестраивают культурные коммуникации, порождают принципиально новые культурные практики и технологии, которые либо вписы- вают Китай в глобальный высокотехнологичный мир, либо раскрывают и подчер- кивают его древнее традиционное своеобразие.
Научное исследование китайских культурных коммуникаций актуально в связи с тем, что китайская национальная модель культурных коммуникаций пре- допределяет во многом экономические и политические стратегии современных китайских элит. Будучи стратегическим партнером России в длительной перспек- тиве, современный Китай имеет древнюю традиционную культуру, знаки, образы, символы которой по-прежнему функционируют и уникальным образом оформля- ют движение Китая в его будущее. Современные политические процессы в Китае связаны с акцентом на культурных особенностях. Ведущие политики говорят о
4
необходимости нового китайского возрождения на базе сохранения, воспроизвод- ства, трансляции базовых культурных ценностей, в том числе конфуцианских и подлинно социалистических.
Современные культурные коммуникации в Китае имеют чрезвычайно сложную структуру, на которую влияют как западные глобальные культурные технологии, так и традиционное конфуцианство и китайская социалистическая идеология. Данная сложность предопределяет необходимость специального науч- ного анализа современных культурных коммуникаций в Китае, в том числе с по- мощью наиболее актуальных коммуникативных и культурных исследований, междисциплинарных подходов, связанных с усложнением предметного простран- ства и многосубъектностью современной китайской культурной политики.
Исследование современных культурных коммуникаций Китая имеет особое значение для российской культурологической науки, поскольку Россия и Китай в настоящее время являются стратегическими партнерами как в Азиатско- Тихоокеанском регионе, так и в глобальном мире. Взаимовыгодные перспективы этого стратегического партнерства ставят задачу обеспечить максимальное пони- мание между двумя государствами. Это взаимное понимание достигается с помо- щью культурных исследований, проясняющих для обоих стратегических партне- ров знаки, образы, символы, культуру в целом, что жизненно необходимо для то- го, чтобы это партнерство было долгосрочным и эффективным.
Степень научной разработки темы исследования можно раскрыть через несколько содержательных векторов разработки этой научной проблематики. Эти векторы связаны с коммуникативными исследованиями в целом, затем с культу- рологическим аспектом коммуникативных исследований. Китайская специфика культурных коммуникаций, третий вектор, также представляет собой отдельное исследовательское пространство. Рекламные культурные коммуникации можно выделить как четвертый вектор, где сосредоточены академические интересы зна- чительной группы современных ученых.
Коммуникативные исследования представляют собой современный тип на- учной дисциплины, где объединены концепции и методы философии, социологии,

5
кибернетики, лингвистики, социальной психологии и других наук. В настоящее время коммуникативные исследования являются одной из самых динамичных на- ук, в их основе лежат классические труды по кибернетическим моделям инфор- мации К. Шеннона и У.Уивера1, А. Моля2, Н. Лумана3 и других ученых. Другим базовым основанием для коммуникативных исследований стали теории информа- ционного общества Дж. Белла4 и Э. Тоффлера5. Российская коммуникативная наука начинается с работ М.С. Кагана6, А.В. Соколова7, Г.Г. Почепцова8. Теории коммуникации в XX веке разрабатывали Г. Найквист9, Р. Хартли, К. Шеннон, Д. Чандлер10, У. Шрамм11, Д. Берло12, Д. Барнульд13, Ф. Данс14, Р.Т. Крэйг15, Р. Йоха- нессен16, Д. Мортенсен17, М. Де Флер18, Л. Дои19, Д. Гумперц и Д. Гаймес20, С. Болл-Ракешо21, Г.П. Мошис22, Д. Вильсон и Д. Спербер23.
В первом десятилетии XXI века коммуникативные исследования становятся неразрывной частью культурных, гендерных, религиозных, социально-
1 Shannon C. E., & Weaver, W. The mathematical theory of communication. Urbana, Illinois: University of Illinois Press, 1949.
2 Моль А. Социодинамика культуры. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
3 Луман Н. Невероятность коммуникации // Проблемы теоретической социологии. Вып.3. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.
4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.
5 Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
6 Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988
7 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. Спб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2002.
8 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001.
9 Rogers, E. M. Communication technology: The new media in society. New York: Free Press, 1986.
10 Crag R.T. Communiction Theory as a Field. International Communication Association, 1999.
11 Schramm, W. The science of human communication. New York: Basic Books, 1963.
12 Crag R.T. Communiction Theory as a Field. International Communication Association, 1999.
13 Barnlund, D. C. Interpersonal Communication: Survey and Studies. – Boston: Houghton Mifflin, 1968.
14 Dance F. E. X. The “concept” of communication //Journal of Communication. 1970. Т. 20. No. 2. С. 201–210.
15 Крэйг Р.Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика – III: Альманах сравнительных социо-
гуманитарных исследований / Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой, В.В. Козловского, Н.Г. Скворцова.
СПб: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. C. 72.
16
17
18 D 19
20
21 B 22
23 S
Quarterly Journal of Speech. 1971. Vol.57. No
Johannesen R. L. The emerging concept of communication as dialogue //
4. pp. 373-382.
Mortensen C. D. Communication: The study of human interaction. New-York, 1972.
eFleur, M. L. & Ball-Rokeach, S. Theories of mass communication (5th ed.). White Plains, NY: Longman, 1989.
Doi L. T. The Japanese patterns of communication and the concept of amae //Quarterly Journal of Speech. 1973. Т. 59.
No. 2. С. 180–185.
Gumperz J. J., Hymes D. H. (ed.). Directions in sociolinguistics: the ethnography of communication. New York : Holt,
Rinehart and Winston, 1972.
all-Rokeach, Sandra J; DeFleur, ML (1976). A dependency model of mass-media effects // Communication Research.
1976 – 3 (1). pp. 3–21.
Moschis G. P. The role of family communication in consumer socialization of children and adolescents //Journal of Con-
sumer Research. 1985. pp. 898–913.
perber, Dan/Wilson, Deirdre: Relevance: Communication and Cognition, Second Edition, Oxford/Cambridge: Black-
well Publishers, 1995. pp. 2–9.

6
психологических, антропологических, экономических, юридических и многих других исследований. Медиа-анализ трансформируется в самостоятельную и влиятельную научную дисциплину. Коммуникативный аспект экологии также становится важным для научного дискурса современной эпохи24. Одновременно продолжаются исследования в области теории коммуникации, в том числе такими учеными, как Р. Стичвих25, Д. Найкерсон26, Л. Комфорт27, Дж. Андерсен28, С. Гэ- лайс и Г. Гилес29 и многими другими.
Практически сразу же в коммуникативных исследованиях появляется и за- крепляется линия, связанная с анализом культурной специфики коммуникаций. Культурологическая проблематика коммуникаций разрабатывается в традиции западной науки Cultural Studies (культурные исследования) и в российской куль- турологии. В основе российских исследований лежит теория культурной комму- никации Ю.М. Лотмана30. Современные российские исследования культурных особенностей коммуникации характерны для подавляющего числа российских культурологов, в том числе для Д.В. Пивоварова31, А.И. Соловьева32, В.Ю. Хоти- неца33, И.А. Стернина34, О.И. Матьяш35, М.П. Бутовской36, М.М. Назарова37, Г.Г.
24
25 26 27 28 29
30 Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн: Алек- сандра, 1992. С. 76–89.
31 Pivovarov D.V. Idealе and Ideelle // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2012 5) 13–27.
32
33 Х 34
35 36
Gibson C. B., Gibbs J. L. Unpacking the concept of virtuality: The effects of geographic dispersion, electronic depend-
ence, dynamic structure, and national diversity on team innovation //Administrative Science Quarterly. 2006. V. 51. No. 3.
Pp. 451–495.
Stichweh R. Systems theory as an alternative to action theory? The rise of communication as a theoretical option //Acta
Sociologica. 2000. V. 43. No. 1. pp. 5–13.
Nickerson J. V. A concept of communication distance and its application to six situations in mobile environments
//Mobile Computing, IEEE Transactions on. 2005. V. 4. No. 5. Pp 409–419.
Comfort L. K. Crisis management in hindsight: Cognition, communication, coordination, and control //Public Admin-
istration Review. – 2007. – Т. 67. – No. s1. – С. 189-197.
Andersen J. Communication technologies and the concept of knowledge organization: A medium-theory perspective
//Knowledge organization. – 2002. – Т. 29. – No. 1. – С. 29-39.
Gallois C., Giles H. Communication accommodation theory //The International Encyclopedia of Language and Social
Interaction. 2015.
Соловьев А. И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики //Полис: Политические исследования.
2002. No. 6. С. 6-17.
отинец В. Ю. Культура как коммуникация //Вестник Удмуртского университета. 2005. No. 9. С. 3–22.
Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры //Этнокультурная специфика
языкового сознания. 1996. No. 7. С. 9.
Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование //Сибирь. Философия.
Образование: Альманах. 2002. No. 6. С. 36–47.
Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной ком-
муникации человека). М.: Научный мир. 2004.

7
Почепцова38, С.Г. Воркачева39 и многих других. Значительная доля российских исследований в области культурных коммуникаций осуществляется в рамках лин- гвистических исследований, лингвокультурологии. Речь идет об исследованиях И.Б. Авдеевой40, С.Л. Мишлановой41, Е.М. Верещагиной42, В.А. Разумовской43, А.А. Семеновой44, Н.П. Копцевой, Н.М. Либаковой45, К.В. Резниковой46, М.А. Ко- лесник47, В.И. Тхорик и Н.Ю. Фанян48 и многих других.
Идеи великого русского мыслителя М.М. Бахтина оказали огромное влия- ние не только на российскую культурологию, но и на мировые гуманитарные и социальные науки49. Интеллектуальные идеи М.М. Бахтина развивают С.С. Аве- ринцев50, В.Е. Кемеров51, С.А. Азаренко52 и многие другие российские ученые.
Культурные аспекты коммуникаций в западной традиции чрезвычайно раз-
виты. Здесь существует целый ряд теорий, раскрывающих механизмы и техноло-
гии культурного оформления коммуникаций, в том числе теория когнитивного
37
38 39
40
41
42
43 Разумовская В.А. Семантика художественного образа в оригинале и переводе: кот Бегемот // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. No 3. С. 268.
44 Семенова А.А. Визуальная культура модернизированного социума // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2012. No 3. С. 145–149.
45 Либакова Н.М. Социально-психологические особенности формирования гендерных образов в среде российского студенчества (результаты ассоциативного эксперимента) // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. – No 10. – С.101-134. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.1343. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13435.html
46 Резникова К.В., Копцева Н.П. Методологические возможности антропологической школы «Культура-и- Личность» для современных российских социально-культурных исследований // Современные проблемы науки и образования. 2013. No 4. С. 388.
47 Колесник М.А. Социологические исследования воображения в 30-е – 80-е гг. ХХ века. // NB: Проблемы полити-
ки и общества. 2014. No 11. С.45–61. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351. URL: http://e-
notabene.ru/pr/article_13517.html
48
49 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.
50 Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. С. 7–19. 51 Кемеров В.Е. Социальный хронотоп как проблема интеграции современного обществознания.
http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2007/7.pdf Дата обращения к ресурсу: 09.10. 2015. 52
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.:
Едиториал УРСС, 2002.
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук. 2001.
Воркачев С. Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели //Филологические науки.
2005. Т. 4. С. 76–83.
Авдеева И. Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональ-
ный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному). М.: Изд-во
МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2005.
Мишланова С. Л., Пермякова Т. М. Межкультурная парадигма и перспективы межкультурной коммуникации
//Режим доступа: http://www. russcomm. ru/rca_biblio/m/mishlanovapermyakova. shtml. Дата обращения к ресурсу
09.10.2015.
Верещагин Е. М. Коммуникативные тактики как поле взаимодействия языка и культуры //Русский язык и совре-
менность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады. 1991. Т. 1. С. 32–43.
Тхорик В. И., Фанян Н. Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. М.: ГИС, 2005.
Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы
литературы и эстетики. М.: Худож. лит, 1975. С. 234–407.
Азаренко С. А. Социальный хронотоп и методология современного обществознания Электронный ресурс.
http://www2.usu.ru/socphil/rus/ texts/sociemy/13/azarenko.html Дата обращения к ресурсу: 09.10. 2015.

8
диссонанса53, теория коммуникативного соглашения54, теория согласованного управления значениями55, теория культивированного анализа56, теория культурно- го подхода к организации57, теория драматизма58, теория ожидаемого наруше- ния59, теория группового мышления60, теория приглушенных групп61, теория нар- ративной парадигмы62, теория организационной информации63 и еще целый ряд концептуальных моделей, позволяющих в той или иной степени понять конкрет- ные способы культурного предопределения коммуникаций. Все эти исследования имеют междисциплинарный характер. Некоторое обобщение взаимовлияния культуры и коммуникации осуществил Д. Мацумото64.
Для российской культурологии особое значение имеет научный анализ «восточного вектора» межкультурных коммуникаций, значимость этого анализа подчеркивают политологи С.А. Караганов и И.А. Макаров65. Культурные иссле- дования Китая имеют давнюю традицию в России. Достаточо назвать такие имена как М.Л. Титаренко66, Е.А. Торчинов67, А.И. Кобзев68, А.А. Маслов69, В.В. Маля-
53
54 Giles, Howard; Smith, Philip (1979). “Accommodation Theory: Optimal Levels of Convergence”. In Giles, Howard; St. Clair, Robert N. Language and Social Psychology. Baltimore: Basil Blackwell.
55 Pearce, Barnett. “The Coordinated Management of Meaning (CMM)”. In Theorizing About Intercultural Communication, edited by William B. Gudykunst, 35–54. Thousand Oaks, Ca: Sage Publications, 2005.
56 Gerbner, G. (1998). “Cultivation analysis: An overview”. Mass Communication and Society, 3/4, 175–194.
57 Geertz, C. (1973) The Interpretation of Culture (2nd ed).New York: Basic Books
58 Brock, B. L. (1985). Epistemology and ontology in Kenneth Burke’s dramatism. Communication Quarterly, 33(2), 94-
104.
59 60
61 Ardener, E. (1975). Belief and the problem of women. Ardener, Shirley (Ed.), Perceiving women (1-17). London: Malaby Press.
62
63 Karl E. Weick, “The Nontraditional Quality of Organizational Learning, Organization Science 2(1991): 116-124. 64 Мацумото Д. Психология и культура. Электронное издание. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/14.php Дата обращения к ресурсу: 11.10.2015.
65 Караганов С.А., Макаров И.А. Поворот на Восток: итоги и задачи // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement (2015 8) 6–10
66 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М.: Наука, 1985.
67 Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб: Андреев и сыновья, 1993.
68 Кобзев А.И. Статьи в энциклопедии Духовная культура Китая. М.: Восточная литература, РАН, 2006. Т. 1. Фило- софия.
69 Маслов А.А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М.: Сфера, 1997.
Cotton, J.L. (1985). “Cognitive dissonance in selective exposure,” in Zillman, D & Bryant, J, eds. Selective exposure to
communication. Hillsdale, NJ: Erlbaum, L, pp. 11–33.
Burgoon, J.K.; Jones, S.B. (1976). “Toward a Theory of Personal Space Expectations and their Violations”. Human
Communication Research 2: 131–146
Whyte, G. (1998). “Recasting Janis’s Groupthink model: The key role of collective efficacy in decision fias-
coes”. Organization Behavior and Human Decision Processes 73 (2/3): 185–209.
Cragan, John F., & Shields, Donald C. (1997). Understanding Communication Theory: The Communicative Forces for
Human Action. Boston, MA: Allyn & Bacon

9
вин70. За каждым из этих ученых стоит развитая научная школа российской сино- логии. Для данного диссертационного исследования важны как концептуальные труды в области культурной синологии, так и научные исследования российских авторов, связанные с экспертно-аналитической оценкой нового китайского поня- тия «великая китайская мечта» (иногда используется термин «китайская мечта»). Речь идет о работах Л.Л. Сухадольской71, Л. И. Кондрашовой72, Д.В. Кузнецова73 и других.
Западные исследования понятия «великая китайская мечта» и его значения для современной китайской внутренней и внешней политики проводят Н. Марс и А. Хорнсби74, Х. Вонг75, Р.Л. Кун76, Ж. Махони77, Д. Овен78 и другие. Современ- ные китайские ученые разрабатывают различные аспекты концепции «великой китайской мечты» в связи с ее огромной значимостью для современного Китая. Речь идет о работах Чжэн Вана79, Ши Юйчжи80, Чжэн Шипинг81, Чунлонг Лу82, Цзэн Гопин и Вэй Фан83, Чжан Ци84 и многие другие.
70 Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ, Астрель, 2001; Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ, Аст- рель, 2000.
71 Сухадольская Л.Л. Некоторые аспекты «китайской мечты» // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимо- действия. Сборник Восточного центра. 2015. No 16-1. С. 21–26.
72 Кондрашова Л.И. Китайская мечта о национальном возрождении. М.: Институт экономики, 2014. С. 4. 72 Си Цзиньпин о «китайской мечте»// Китай. 2013 No7. С. 16.
73 Кузнецов Д.В. Концепция «китайской мечты» и национальное возрождение Китая. URL: http://kuznetsov.ucoz.org/books/Kuznetsov_D_V_2015.pdf. Дата обращения к ресурсу: 11.10.2015.
74 75
2010.
76 URL: http://usa.chinadaily.com.cn/opinion/2013-07/19/content_16814756.htm. Дата обращения к ресурсу: 18 октября
2015 г.
77
78
79
13.
80 Ши Юйчжи «Семь причин, почему китайская мечта отличается от американской». Электронный ресурс. URL:
http://www.qstheory.cn/zz/zgtsshzyll/201305/t20130520_232259.htm Дата обращения к ресурсу: 18 октября 2015.
81 Zheng S. Rising Confidence Behind the “Chinese Dream” //Journal of Chinese Political Science. 2014. V. 19. No. 1. pp.
35–48.
82 83 84
Mars N., Hornsby A. The Chinese dream: a society under construction. Q10 Publishers, 2008.
Wang H. H. The Chinese dream: The rise of the world’s largest middle class and what it means to you. Bestseller Press,
Mahoney J. G. Interpreting the Chinese dream: an exercise of political hermeneutics //Journal of Chinese Political Sci-
ence. 2014. V. 19. No. 1. pp. 15–34.
Owen D. A. The Impact of Economic Development on Political Interest Across Social Classes in China: Turning the
Chinese Dream into a Chinese Reality? //Journal of Chinese Political Science. 2015. pp. 1–18.
Wang Z. The Chinese dream: concept and context //Journal of Chinese Political Science. – 2014. – Т. 19. – No. 1. – С. 1-
Lu C. Urban Chinese Support for the Chinese Dream: Empirical Findings from Seventeen Cities //Journal of Chinese
Political Science. 2015. С. 1–19.
Guoping Z., Feng W. The Realization of the Great “Chinese Dream” and the Establishment of Community Socialist Core
Values //Public Administration & Law. 2015. V. 1. p. 4.
Ji Z. Exploration on the Integration of” Chinese Dream” with the Teaching of Outline of Modern and Contemporary His-
tory of China //The Science Education Article Collects. 2014. V. 5. p. 7.

10
Анализ современной китайской идеологии, связанной с разворачиванием понятия «великая китайская мечта», показал, что в современном Китае активно используются наиболее актуальные культурные технологии, связанные с реклам- ными коммуникациями. В связи с этим необходимо указать на исследования спе- цифики рекламных коммуникаций в Китайской Народной Республике, которые проводили Цзюань Гао85, К. Лин86, Цзин Чжан и Ш. Шавитт87, Чэн Х. и Дж. Швейцер88, М.Ю. Ульянова89, Е.М. Гирняк90, О.И. Шабалина91, М. Ван92, Ш. Лу93 и многие другие.
В настоящее время исследователи согласны с тем, что понятие «великая ки- тайская мечта» является ключевым для анализа особенностей современной китай- ской внутренней и внешней политики. Это понятие в политическом аспекте было сформулировано в 2012 г., тем самым речь идет о наиболее актуальных аспектах изучения современного китайского общества. Культурологические исследования понятия «великая китайская мечта» и других важных китайских понятий позволят раскрыть современную специфику китайских культурных коммуникаций как во внутренней, так и внешней политике, что чрезвычайно востребовано в свете зна- чимости для России стратегического партнерства со странами Азиатско- Тихоокеанского региона.
Объектом диссертационного исследования являются культурные комму- никации.
85 86
87 88 89
90 91 92
Цзюань Гао. Китайская реклама: опора на традиционное потребительское поведение. М., 2012
Li H. Advertising and consumption in Post-Mao China: Between the local and the global. University of Southern Cali-
fornia, 2006.
Zhang J., Shavitt S. Cultural Values in Advertisements to the Chinese X-Generation–Promoting Modernity and Individ-
ualism //Journal of Advertising. 2003. V. 32. No. 1. pp. 23–33.
Cheng H., Schweitzer J. C. Cultural values reflected in Chinese and US television commercials //Journal of advertising
research. 1996. Vol. 36(3). pp. 27–45.
Ульянова М.Ю. Эффективные универсальные механизмы структурообразования рекламных текстов (на примере
анализа китайской рекламы за 2005–2008 гг.) // Медиаскоп. Электронный журнал. 2013. No. 4. URL:
http://www.mediascope.ru/node/1476 Дата обращения к ресурсу: 30 октября 2015.
Гирняк Е. М. Ритмико-композиционные особенности текстов китайской рекламы //Вестник Пермского универ-
ситета. Российская и зарубежная филология. 2010. No 4 (10). С. 87–92.
Шабалина О. И. Моделирование эмоционального поведения персонажей в китайской, российской и казахской
рекламе //Практический маркетинг. 2012. No. 3 (181). С. 21–30.
Wang M. Advertising the Chinese dream: Urban billboards and Ni Weihua’s documentary photography //China Infor-
mation. 2015. URL: http://cin.sagepub.com/content/early/2015/05/12/0920203X15582023.abs.
Дата обращения к ресур-
су: 30 октября 2015 г.
Lu S. H. Artistic interventions in contemporary China //China Information. 2015. V. 29. No. 2. pp. 282–297.
93

11
Предметом исследования выступают коммуникативные аспекты культур- ных процессов в современном Китае.
Цель исследования – выявить и проанализировать некоторые уникальные качества китайских культурных коммуникаций, характерные для современного периода истории Китайской Народной Республики.
Гипотеза исследования составляет предположение, что специфика китай- ских культурных коммуникаций может быть раскрыта через двухвекторный на- учный анализ: 1) выявление главных тенденций и новых интеллектуальных от- крытий современных коммуникативных теорий, которые разрабатываются в це- лом комплексе гуманитарных и социальных наук; 2) исследование современных китайских культурных технологий распространения в обществе основных идео- логических понятий, в том числе понятия «великая китайская мечта», «гармонич- ное общество» и некоторых других.
С помощью критического анализа классических и современных культурно- коммуникативных исследований, а также раскрытия содержания идеологических понятий «великая китайская мечта», «гармоничное общество» и рекламных тех- нологий их продвижения возможно адекватно реконструировать современные культурные процессы в Китайской Народной Республике, оформить их культуро- логические осмысление и тем самым способствовать качественному улучшению межкультурной коммуникации между Россией и Китаем в современных геополи- тических условиях.
Эмпирическим материалом для диссертации выступают рекламные визу- альные образы, характерные для урбанистических пространств китайских горо- дов, тексты научных статей, посвященных исследованию культурных коммуника- ций в различных аспектах, в том числе связанных со спецификой современных китайских культурных процессов.
Для достижения поставленной цели диссертант ставит перед собой сле- дующие задачи исследования:
1) раскрыть интеллектуальную историю и актуальные тенденции коммуни- кативных исследований;

12
2) выявить культурологическое своеобразие коммуникативных исследова- ний;
3) проанализировать базовые культурные процессы в современном китай- ском обществе с помощью содержания понятий «великая китайская мечта» и «гармоничное общество»;
4) проанализировать некоторые культурные особенности рекламных ком- муникаций в современном Китае.
Теоретико-методологическим основанием исследования выступают зна- чимые идеи, концепции, методологические возможности, которые предоставляют классические и современные культурные исследования внутренних и внешних межкультурных коммуникаций, в том числе межкультурных коммуникаций в со- временном Китае. Большое значение имеет российская синологическая традиция, где раскрыты основные философские формы китайского традиционализма в ис- следованиях А.И. Кобзева, Е.А. Торчинова, В.В. Малявина, А.А. Маслова и дру- гих российских китаеведов. Китайские культурные коммуникации опираются на политические процессы, которые, в свою очередь, предопределяются экономиче- ским базисом. Тем самым традиция марксизма для анализа базовых культурных концепций является чрезвычайно важной. Диссертант опирался также на теорию культурных коммуникаций Д. Мацумото, понимание культуры как идеалообразо- вания, что характерно для Д.В. Пивоварова, В.И. Жуковского, О.А. Карловой, Н.П. Копцевой, и других российских мыслителей, концепцию смыслообразования в культуре, представленную в работах О.А.Карловой. Определенное значение для диссертационного исследования имело культурологическое понимание рекламы, сконструированное А.В. Ульяновским. Опорой диссертационного исследования стали общенаучные гуманитарные традиции обширного критического обзора на- учных работ и значимых идей для решения каждой задачи диссертации, что в оп- ределенной степени соответствует принципу гегелевской логики о единстве исто- рического и логического в становлении понятия. Применялись методики семио- тического анализа культурных (в данном случае – рекламных) текстов, визуаль- ных образов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»