Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ
ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ………………………………………………………….16
1.1. Понятие, сущность и генезис внешней трудовой миграции…………………16
1.2. Международно-правовые стандарты в сфере внешней трудовой
миграции……………………………………………………………………………….48
1.3. Национальное законодательство Российской Федерации как основа
регулирования внешней трудовой миграции………………………………………..67
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ
МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………93
2.1. Институциональная структура регулирования внешней трудовой
миграции……………………………………………………………………………….93
2.2. Органы государственной власти и их полномочия в сфере внешней трудовой
миграции в Российской Федерации…………………………………………………113
2.3. Министерство внутренних дел Российской Федерации и его роль в
реализации миграционной политики в сфере внешней трудовой
миграции………………………………………………………………………………139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..158
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………..169
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………170
Приложение. Проект Федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан
Российской Федерации»…………………………………………………………….217

Во введении соискателем обосновывается актуальность, объект, предмет,
цель, задачи, научная новизна и теоретические основы диссертационного
исследования,сформулированыположения,выносимыеназащиту,
теоретическая и практическая значимость, а также информация об апробации
материалов исследования.
Первая глава «Конституционно-правовые основы внешней трудовой
миграции» содержит три параграфа.
Первый параграф «Понятие, сущность и генезис внешней трудовой
миграции» посвящен анализу теоретико-правовых подходов к определению
понятия и содержания рассматриваемой сферы.
Основываясь на результатах историко-правового анализа, диссертантом
охарактеризованы особенности нормативного регулирования внешней трудовой
миграции в различные исторические периоды времени.
В работе подчёркивается, что внешняя трудовая миграция не является
уникальным явлением нашего времени, а стремление человека пересечь границу
своего государства в целях осуществления оплачиваемой трудовой деятельности
возникло еще в эпоху Древнего мира.
Отечественный опыт рассматриваемого явления берет свое начало
с Древней Руси. И если на начальном этапе фактически особой нормативно-
правовой базы внешней трудовой миграции не существовало, то в настоящее
времяроссийскоегосударстворасполагаетширокиминструментарием
ее конституционно-правового регулирования.
При этом историко-правой анализ развития внешней трудовой миграции
свидетельствует о цикличности ее правого регулирования: от правовой
регламентации массового привлечения иностранных работников до издания
актов, предусматривающих их селективный отбор.
В работе подчеркивается, что широкое использование понятия внешней
трудовой миграции в различных нормативных правовых актах как федерального,
так и регионального уровней без его законодательного закрепления негативно
сказывается,прежде всего,на качественной составляющейсвязанных
с ней общественных отношений, а также на эффективности правовых норм.
При этом предпринимаемые ранее попытки закрепления указанного
понятия, а также определения, данные в различных научных работах, не в полной
мере характеризуют существенные признаки рассматриваемого явления.
В этой связи диссертантом в ходе исследования проведена классификация
внешней трудовой миграции, исходя из характеризующих ее признаков
(межгосударственного характера, экономической цели, временных параметров,
причин, способа реализации, признака законности), на основании которой
предложено авторское определение внешней трудовой миграцией.
Кроме того, характеристика внешней трудовой миграции в контексте
конституционно-правового регулирования непосредственно связана с правовым
статусом иностранного гражданина, реализующего право на трудовую
деятельность в Российской Федерации, основную роль в определении которого
играют сформулированные в Конституции Российской Федерации принципы,
являющиеся фундаментом взаимоотношений между ним и Российской
Федерацией.
Ктакимпринципамотносятсясвободатрудовойдеятельности,
равноправие в реализации права на трудовую деятельность, а также
соразмерностьограничений,используемыхприрегулированииправа
на трудовую деятельность.
Второй параграф «Международно-правовые стандарты в сфере внешней
трудовой миграции» посвящен анализу содержания международных правовых
актов в рассматриваемой сфере.
Изучение международно-правовой базы позволило выработать авторское
определение международно-правовых стандартов в сфере внешней трудовой
миграции. Под ними следует понимать принятые на международном уровне
документы, направленые на совершенствование внутреннего миграционного
законодательствагосударствавчасти,касающейсяреализацииправа
на осуществление оплачиваемой трудовой деятельности лицами, не являющимися
гражданами государства, в котором такая деятельность осуществляется.
Немаловажную роль в выработке указанного определения сыграл
проведенный в рамках исследования юридико-правовой анализ обширного
количествастандартов,предусмотренныхмеждународнымиправовыми
документами, позволивший осуществить их юридическую классификацию
(постепениуниверсальности,обязательности,содержанию,субъектам
регулируемых ими правоотношений, территориальному действию).
Практическое назначение классификации международных стандартов в сфере
внешней трудовой миграции состоит в том, что они дают лицам, изучающим
данную проблематику, представление не только о стандартах общего характера,
но и о специализированных международных документах в обозначенной сфере.
Признаниемеждународныхправовыхстандартовивнедрение
их в национальное законодательство делает его более действенным, способствует,
с одной стороны, соблюдению прав трудовых мигрантов, а с другой – позволяет
избежать ошибок как в правотворческой деятельности, так и правоприменительной
практике органов публичной власти и их должностных лиц.
Следует отметить, что необходимость международного сотрудничества
Российской Федерации в сфере внешней трудовой миграции подчеркивалась
на протяжении последней четверти века во всех документах стратегического
планирования в сфере миграции. В результате Российская Федерация стала
участникомзначительногоколичествамеждународныхсоглашений,
касающихся вопросов в обозначенной сфере.
Вместе с тем проведенный анализ международных договоров позволил
выработать предложения по совершенствованию применения международных
правовых актов: в частности, имплементации Конвенции 2006 года о труде
в морском судоходстве в законодательно Российской Федерации.
Кроме того, с учетом принятия Концепции миграционной политики
Союзного государства от 4 ноября 2021 г. требуется скорейшее утверждение
Советом Министров Союзного государства плана по ее реализации, который
должен определить вектор дальнейшей совместной работы с лицами,
не являющимися гражданами Союзного государства, в том числе в области
реализации ими права на трудовую деятельность на территории Союзного
государства.
Для Российской Федерации также с учетом обозначенной Концепцией
государственноймиграционнойполитикиРоссийскойФедерации
на 2019-2025 годы необходимости развития механизмов организованного
привлечения иностранных работников важным элементом международного
сотрудничестваявляетсязаключениесоответствующихмеждународных
соглашений. При этом базовыми при работе над такими соглашениями должны
являтьсяранеедостигнутыемежправительственныедоговоренности
с республиками Узбекистан и Таджикистан, которыми закреплены стандарты
организованного привлечения иностранных работников.
Вместе с тем в целях обеспечения реализации права иностранного
гражданина на трудовую деятельность непосредственно после въезда в Российскую
Федерацию, исключения случаев въезда в нашу страну потенциальных
нарушителей миграционного законодательства и, как следствие, минимизации
уровня незаконной миграции назрела необходимость достижения в рамках
межправительственных соглашений договоренностей об организации выдачи
разрешений на трудовую деятельность иностранным работникам в странах
их гражданской принадлежности.
Одновременно с этим требуется также достижение согласия в части
разработки и внедрения в странах гражданской принадлежности иностранных
работников мобильных сервисов, предоставляющих возможность таким лицам
получить широкий спектр услуг, связанных с дальнейшей реализацией права
на трудовую деятельность в Российской Федерации, в электронном виде.
Третийпараграф«НациональноезаконодательствоРоссийской
Федерации как основа регулирования внешней трудовой миграции» посвящен
изучению содержания изданных на территории Российской Федерации
нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере.
Проведенныйанализнациональногозаконодательствапоказал,
что различные аспекты отношений, связанных с внешней трудовой миграцией,
нашли свое отражение в значительном количестве нормативных правовых актов,
которых в настоящее время насчитывается более 600. Такому положению дел
вполне закономерно способствует ранее сделанный вывод о сложности
и многогранности изученного правового явления. Нормы, регулирующие
рассматриваемую сферу, рассредоточены по множеству актов различных
отраслей права и присутствуют во всевозможных нормативных правовых актах
соответственно иерархии источников права, существующей в Российской
Федерации.
Автором в ходе исследования проанализирована иерархическая система
национального законодательства в сфере внешней трудовой миграции, которую
составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы
ПрезидентаРоссийскойФедерации,постановленияираспоряжения
Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов
исполнительной власти, а также нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, принятые в пределах их компетенции.
Установлено, что акты федерального законодательства можно условно
разделитьнаспециализированные,непосредственнорегулирующие
правоотношения в рассматриваемой сфере, и акты, только отчасти содержащие
положения, направленные на регулирование описываемых правоотношений,
арегиональныеакты–наактыфискального,институционального,
ограничительного и регламентирующего характера.
Проведенный анализ национального законодательства в сфере внешней
трудовой миграции позволил прийти к выводу о том, что наличие в нем
значительного количества положений, предусматривающих регламентацию
права иностранных работников на трудовую деятельность, в конечном итоге
способствует отступлению от принципа соразмерности в реализации такого
права.
В этой связи необходимо на основе современных информационных
технологий создать унифицированный механизм реализации иностранными
гражданами права на трудовую деятельность на основе реестровой модели:
реестров работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, а также
иностранных работников с одновременным отказом от ведения бумажных
разрешительных документов в сфере внешней трудовой миграции.
В ходе исследования разработан соответствующий проект федерального
закона,предусматривающийвведениереестровоймоделиреализации
иностранными гражданами права на трудовую деятельность.
Вторая глава «Конституционно-правовой механизм государственного
регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации»
содержит три параграфа.
Первыйпараграф«Институциональнаяструктурарегулирования
внешней трудовой миграции» посвящен исследованию различного рода органов
иорганизаций,деятельностькоторыхнапрямуювлияетнаправовое
регулирование внешней трудовой миграции.
Исследование позволило сгруппировать институциональную структуру
внешней трудовой миграции в зависимости от ее участников на работодателей,
заказчиков работ (услуг), привлекающих и использующих труд мигрантов;
трудовых мигрантов (лиц, реализующих право на осуществление оплачиваемой
трудовойдеятельностивнепределовгосударствасвоейгражданской
принадлежности); инфраструктуру внешней трудовой миграции, то есть
специализированныеинституты,обеспечивающиевзаимодействие
работодателей и трудовых мигрантов, а также органы регулирования и контроля
внешней трудовой миграции.
Работодатели, заказчики работ (услуг) и трудовые мигранты являются
основными субъектами внешней трудовой миграции.
Вместестемихвзаимодействиереализовываетсяпосредствам
соответствующей инфраструктуры, состоящей из институтов, которые призваны
обеспечитьтакоевзаимодействиеиосуществляющихорганизацию
трудоустройства мигрантов, предоставление услуг, сопутствующих оказанию
государственных услуг в сфере внешней трудовой миграции, а также услуг
информационного и консультационного характера и пр. Инфраструктура
выступает, по сути, связующим звеном между трудовыми мигрантами
и работодателями, обеспечивая первых рабочими местами, а вторых
необходимыми для замещения таких рабочих мест персоналом. Ее задачами
являются создание комфортных условий для удовлетворения потребности
в привлечении иностранной рабочей силы, а также предоставление иностранным
гражданам, желающим осуществлять трудовую деятельность, соответствующего
комплекса услуг, в том числе государственных, необходимых для их законного
въезда, пребывания, трудовой деятельности и отвечающих требованиям
по доступности, комфортности и качеству.
Ввиду того, что внешняя трудовая миграция с учетом ее массового
характера оказывает непосредственное влияние как на национальный рынок
труда, так и на уровень общественной и национальной безопасности,
ее функционирование нуждается в жестком регулировании и контроле
со стороны государства. Это предопределяет необходимость присутствия такой
группы участников внешней трудовой миграции, как органы регулирования
и контроля, осуществляющие свою деятельность в целях создания необходимых
условий для благоприятного развития ее процессов.
В отличие от других составных частей миграционного законодательства
(например, гражданства, миграционного учета, временного или постоянного
проживания)внешняятрудоваямиграция,какпоказалопроведенное
исследование, характеризуется существенной децентрализацией правовых норм
и органов власти, уполномоченных на их издание. Вместе с тем от качества
функционированиясоответствующихорганов,атакжепринимаемых
ими нормативных предписаний напрямую зависит эффективность правового
регулирования внешней трудовой миграции и его результат.
Второй параграф «Органы государственной власти и их полномочия
в сфере внешней трудовой миграции в Российской Федерации» посвящен анализу
деятельности государственных органов в рассматриваемой сфере.
Проанализированная в ходе исследования классификация органов
государственной власти (в зависимости от компетенции и выполняемых
функций, принципа разделения властей по уровню деятельности и характера
выполняемых задач) позволяет сделать вывод об их системном и комплексном
характере, иерархичности, неоднородности входящих в систему органов
государственной власти в рассматриваемой сфере элементов, в том числе
с учетом их места и роли в осуществлении регулирования внешней трудовой
миграции.
Приэтомпорезультатампроведенногоанализаполномочий
Правительства Российской Федерации можно сделать вывод о том, что часть
из них является анахронизмом, нуждающимся в соответствующем правовом
урегулировании.
К таким полномочиям, в частности, относится утверждение формы
ходатайстваопривлеченииктрудовойдеятельности
высококвалифицированного специалиста (по сути, единственное полномочие,
связанное с утверждением бланка документа в сфере трудовой деятельности
иностранных граждан, которое у него осталось).
Хотя Правительство Российской Федерации и является высшим органом
исполнительной власти, но основной объем текущей работы по управлению
различными сферами общественной жизни, в том числе в области внешней
трудовой миграции, выполняется федеральными органами исполнительной
власти. Как показало исследование, полномочиями в сфере внешней трудовой
миграциинаделенозначительноеколичествофедеральныхорганов
исполнительной власти.
Вместе с тем часть полномочий указанных органов не нашла своего
отражения в соответствующих положениях об этих органах и, как следствие,
они урегулированы иными актами.
Так,постановлениемПравительстваРоссийскойФедерации
от 1 августа 2014 г. № 7621 за Федеральным агентством воздушного транспорта
закреплены полномочия, связанные с распределением иностранных граждан,
которые могут быть приняты на работу для замещения должности командира
гражданского воздушного судна, между российскими юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие
воздушные перевозки и выполняющими авиационные работы.
Подобная ситуация может привести к возникновению сложностей
в правоприменительной практике реализации законодательства в сфере внешней
трудовой миграции. По мнению автора, положение о таких ведомствах
нуждаются в уточнении.
В ходе исследования установлено, что на региональном уровне
полномочиями в рассматриваемой сфере обладают как законодательные,
так и исполнительные органы власти. При этом такие полномочия носят
различный характер: если полномочия законодательных органов власти
субъектов Российской Федерации носят фискальный характер, то полномочия
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможно
разделитьнаполномочияинституционального,ограничительного
и регламентирующего характера.
Проведенный в ходе диссертационного исследования анализ позволяет
сделать вывод о том, что органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в недостаточной мере применяется имеющийся
у них инструментарий по регулированию внешней трудовой миграции, а часть
напрямую предусмотренных полномочий и вовсе не используется. Это связано
с отсутствием у регионов единого алгоритма реализации предоставленных
полномочий.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2014 г. № 762 «О максимальной численности
иностранных граждан, которые могут быть приняты на работу для замещения должности командира
гражданского воздушного судна, и об условиях, при которых допускается заключение трудового договора
с указанными иностранными гражданами» // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 06.08.2014.
При этом часть используемых субъектами Российской Федерации
в контексте части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации полномочий
влекут за собой искажение принципа соразмерности вводимых ограничений
и, как следствие, нарушают право иностранных граждан на трудовую
деятельность.
По мнению автора, это связано с отсутствием в настоящее время единого
алгоритма реализации предоставленных полномочий.
Вместе с тем разработка и утверждение на федеральном уровне
длясубъектовРоссийскойФедерацииметодическогоинструментария
реализации предоставленных полномочий может впоследствии еще больше
усугубить ситуацию с нарушениями прав иностранных граждан на трудовую
деятельность ввиду самостоятельности органов власти субъектов Российской
Федерации в принятии соответствующих решений.
В этой связи в целях выстраивания единой системы компетенций органов
власти субъектов Российской Федерации необходимо, по мнению автора,
существенно переработать их полномочия, исходя из принципов правового
статусаиностранногогражданина,реализующегоправонатрудовую
деятельность.
Аналогичным образом подлежит переработать полномочия федеральных
органов власти в части формирования ограничительных механизмов реализации
иностранными гражданами права на трудовую деятельность.
Представляется, что соответствующие положения возможно включить
в ранее предложенный автором проект федерального закона, направленный
на совершенствование вопросов реализации иностранными гражданами права
на трудовую деятельность, представленный в приложении.
Третий параграф «Министерство внутренних дел Российской Федерации
и его роль в реализации миграционной политики в сфере внешней трудовой
миграции» посвящен изучению детальности МВД России, которое выполняет
ведущую роль в реализации миграционной политики в сфере внешней трудовой
миграции.
Диссертантом обосновывается вывод о том, что ведущая роль МВД России
характеризуется не столько значительной штатной численностью, сколько
возложенными полномочиями в рассматриваемой сфере.
В соответствии со своим Положением1 МВД России является федеральным
органом исполнительной власти в сфере миграции, в том числе в сфере внешней
трудовой миграции. На него возложены полномочия по выработке и реализации
государственнойполитикиинормативномуправовомурегулированию
в указанной сфере, а также соответствующие правоприменительные функции
по федеральному государственному контролю (надзору).
Возложение в 2016 г. на МВД России полномочий в сфере миграции
потребовалосозданиевструктуреМинистерстваспециализированных
подразделений по вопросам миграции, к основным полномочиям которых
в сфере внешней трудовой миграции были отнесены оказание государственных
услуг, исполнение государственных функций, выявление и пресечение
нарушений,атакжеприменениекнарушителямустановленных
законодательством мер воздействия, противодействие незаконной трудовой
миграции.
Система подразделений по вопросам миграции МВД России по вертикали
состоитизтрехуровней(ступеней):первый–федеральный
(ГУВМ МВД России); второй – региональный (управления по вопросам
миграции министерств внутренних дел по республикам, главных управлений,
управлений внутренних дел краев, областей, городов федерального значения,
автономных областей, автономных округов); третий – районный уровень
(отделы (отделения, группы) по вопросам миграции МВД России по районам,
городам и иным муниципальным образованиям).
Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения
о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе
Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» //
URL: http://www.pravo.gov.ru.
Структураподразделенийповопросаммиграциипостроена
по территориальному принципу функционирования органов внутренних дел
и имеет, таким образом, двойную вертикаль управления.
Анализ деятельности и полномочий МВД России в сфере внешней
трудовой миграции позволяет сделать вывод о том, что работа подразделений
по вопросам миграции в современных реалиях должна быть организована
сучетомнеобходимостирешениястоящихпередМинистерством
правоохранительных задач в рассматриваемой сфере (борьба с незаконной
трудовой миграцией, обеспечение и защита прав иностранных работников,
создание условий для их реализации и др.).
Проводимые в 2020-2021 гг. мероприятия по противодействию новой
коронавирусной инфекцией (COVID-19) показывают не только готовность
подразделений по вопросам миграции выявлять нарушения законодательства
при реализации иностранным гражданином права на трудовую деятельность,
но и оказывать содействие последним в урегулировании их правового
положения, создании условий для реализации ими такого права, что влечет
за собой реальное снижение уровня незаконной трудовой миграции1.
Немаловажную роль в этой деятельности играют дисциплина и принцип
юридической ответственности за ненадлежащее выполнение должностных
обязанностей.
Сегодня на повестке дня стоит необходимость создания возможностей
для законной реализации иностранными гражданами права на трудовую
деятельность. В этой связи в работе подразделений по вопросам миграции важно
См: Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах
по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» //
СПС КонсультантПлюс. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах
по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» //
СПС КонсультантПлюс. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 1694
«О реализации пилотного проекта по привлечению граждан Республики Узбекистан для осуществления
временной трудовой деятельности у российских юридических лиц, осуществляющих хозяйственную
деятельность в сфере строительства, и о внесении изменения в распоряжение Правительства Российской
Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р» // СПС КонсультантПлюс.
смещать акцент с пресечения нарушений в сфере внешней трудовой миграции
на создание необходимых условий по реализации указанного права.
При этом подразделения по вопросам миграции должны осуществлять
комплексное влияние на правоотношения, возникающие в сфере внешней
трудовоймиграции,обладаянеобходимымобъемомкомпетенций,
но их применение в контексте статей 37, 55 и 62 Конституции Российской
Федерации должно во всех случаях исходить из выработанных в ходе
исследования принципов правового статуса трудовых мигрантов.
В заключении сформулированы основные выводы и определены
возможные направления дальнейшего развития научного знания в данной
области.

По теме диссертации опубликованы следующие научные работы:

I.В изданиях, включенных ВАК при Министерстве науки
и высшего образования Российской Федерации в перечень российских
рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней
доктора и кандидата наук:
1.Дутов П.О. Федеральные законы как элемент иерархической
системынациональногозаконодательствавсферевнешнейтрудовой
миграции // Закон и право. 2020. №10. С. 53-58 (0,7 п.л.).
2.Дутов П.О. Иерархическая система национального законодательства
в сфере внешней трудовой миграции // Образование. Наука. Научные кадры.
2020 № 3. С. 96-100 (0,6 п.л.).
3.Дутов П.О. Внешняя трудовая миграция в Средние века. //
Государственная служба и кадры, 2020, № 3, С. 37-40 (0,5 п.л.).
4.Дутов П.О. Современное состояние и основные направления
совершенствования внешней трудовой миграции // Вестник Московского
университета МВД России. 2019. № 2. С. 65-69 (0,6 п.л.).
5.ДутовП.О.Трудоваядеятельностьиностранныхграждан
на территории российской федерации в контексте евразийской интеграции //
Государственная служба и кадры, 2018, № 3, С. 37-41 (0,6 п.л.).
6.Дутов П.О. Внешняя трудовая миграция: к вопросу определения
понятия и признаков // Вестник экономической безопасности, 2018, № 3.
С. 34-39 (0,7 п.л.).

II.В иных научных изданиях:

1.ДутовП.О.Внешняятрудоваямиграция:международное
сотрудничествоповопросамосуществлениятрудовойдеятельности
иностранными гражданами на территории Российской Федерации // Общество.
Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества.
Материалы Международного форума. Под общей редакцией П.В. Терелянского.
2019. С. 40-54 (0,9 п.л.).
2.Дутов П.О. Деятельность подразделений по вопросам миграции,
осуществляющихполномочиявсферевнешнейтрудовоймиграции,
по противодействию нелегальной миграции // Осуществление государственной
функции по контролю (надзору) за пребыванием и проживанием иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой
деятельностью иностранных работников. Сборник научных статей участников
межведомственного круглого стола. 2019. С. 10-15 (0,6 п.л.).
3.ДутовП.О.Актуальныевопросыконституционно-правового
регулированиямиграционнойполитикиРоссийскойФедерации//
Международный журнал конституционного и государственного права, 2018/4.
С. 34-37 (0,5 п.л.).
4.Дутов П.О. Трудовая деятельность граждан на территории
государств Евразийского экономического пространства/ Государство, власть,
управление и право: история и современность [Текст]: материалы 9-й
Всероссийскойнаучно-практическойконференции/Государственный
университет управления. – М.: Издательский дом ГУУ, 2018. С. 107-113
(0,4 п.л.).
5.ДутовП.О.Трудоваядеятельностьиностранныхграждан
на территории Российской Федерации в контексте Евразийской интеграции //
Миграционные мосты в Евразии: модели эффективного управления миграцией
в условиях развития евразийского интеграционного проекта: Материалы
IXмеждународногонаучно-практическогоФорума(Москва,
28-29 ноября 2017 года). В двух томах. – Т. 2 / Под науч. ред. чл.-корр.
С.В. Рязанцева, М.Н. Храмовой. – Москва: Экономическое образование, 2018. –
208 с. – С. 58-63 (0,5 п.л.).
6.Дутов П.О. Совершенствование законодательства в сфере внешней
трудовоймиграции//Международныйжурналконституционного
и государственного права, 2018/3. С. 103-107 (0,6 п.л.).
7.Дутов П.О. Внешняя трудовая миграция в древнем мире //
Международный журнал конституционного и государственного права, 2018/3.
С. 34-38 (0,6 п.л.).
8.Дутов П.О. Внешняя трудовая миграция в современных условиях //
nauka.me.2018.3выпуск2018[Электронныйресурс].Доступдля
зарегистрированных пользователей. URL: http://nauka.jes.su/s241328880000123-
9-1.
9.Дутов П.О. Правовое регулирование трудовой деятельности
натерриторииРоссийскойФедерации//Актуальныепроблемы
административного права и процесса, 2017, № 4. С. 21-25 (0,6 п.л.).

Актуальность темы диссертационного исследования. В последние
десятилетия в связи с глобализацией мировой экономики, демографическими
факторами, связанными со старением населения в развитых странах, ростом
населения государств – поставщиков иностранной рабочей силы, а также
развитием транспортной и информационной инфраструктуры масштабы внешней
трудовой миграции возрастают.
По оценке Организации Объединенных Наций1, численность лиц,
находящихся в 2020 г. вне пределов государств своей гражданской
принадлежности, составила 281 млн чел. (2010 г. – 221 млн чел.). При этом
73 % из них (более 200 млн) были в возрастной группе от 20 до 64 лет, то есть
являлись, по сути, трудящимися мигрантами.
Существенное увеличение количества данной категории мигрантов ставит
как перед государствами их приема, так и государствами – поставщиками
иностранной рабочей силы задачу по проведению гибкой миграционной
политики, способной в том числе решать возникающие проблемные вопросы,
связанные с притоком иностранных работников.
Ярким примером неспособности вовремя адаптироваться к изменению
миграционной ситуации служит кризис в Европейском союзе, начавшийся
в 2015 г. из-за существенного увеличения потока беженцев и нелегальных
трудовых мигрантов.
Анализ юридической литературы и практики показал, что Российская
Федерация включилась в процессы внешней трудовой миграции три десятилетия
назад в связи с развитием международного сотрудничества, привлечением
зарубежных инвестиций, а также снятием административных барьеров в части
въезда, пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан.
International Migration 2020 / Population Division// URL: https://www.un.org/development/desa/pd/news/international-
migration-2020.
Благоприятная социально-экономическая ситуация положила начало
массовому въезду иностранных граждан в Российскую Федерацию с целью
трудовой деятельности2, в большей степени из таких государств, как Республика
Узбекистан, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Украина,
Республика Молдова, Китайская Народная Республика, Социалистическая
Республика Вьетнам, Турецкая Республика и др.
Действующее российское законодательство, в частности Конституция
Российской Федерации3, закрепляет право каждого, в том числе и иностранного
гражданина, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию.
Дальнейшее развитие данное конституционное положение получило в
Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации», определившим условия
трудовой деятельности иностранных граждан, одним из которых является
свободная возможность распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных
законодательством Российской Федерации4.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал
внимание на тот факт, что «закрепление конституционного принципа свободы
труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных вступать в
трудовые отношения и представляет обязанность государства обеспечить
справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав
и законных интересов работника как экономически наиболее слабой стороны в
трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового
Дутов П. О. Трудовая деятельность иностранных граждан на территории Российской Федерации в контексте
евразийской интеграции // Государственная служба и кадры. – 2018. – № 3. – С. 37–41.
3
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой
информации. URL: http://www.publication.pravo.gov.ru.
4
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом
государстве»5.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Миграционные мосты в Евразии: модели эффективного управления миграцией в условиях развития евразийского интеграционного проекта: Материалы IX международного научно-практического Форума (Москва, 28-29 ноября 2017 года). В двух томах. - Т. 2 / Под науч. ред. чл.-корр. С.В. Рязанцева, М.Н. Храмовой. - Москва: Экономическое образование, 2- 208 с. – С. 58-63 (0,5 п.л.).
    Актуальные вопросы конституционно-правового регулирования миграционной политики Российской Федерации
    Международный журнал конституционного и государственного права, 2018/С. 34-37 (0,5 п.л.).
    Внешняя трудовая миграция в древнем мире
    Международный журнал конституционного и государственного права, 2018/С. 34-38 (0,6 п.л.).Дутов П.О. Внешняя трудовая миграция в современных условиях // nauka.me. 23 выпуск 2018 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://nauka.jes.su/s241328880000123- 9

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Конституционный правопорядок в Республике Абхазия
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»