Конструирование русской культурной идентичности: концептуальный и методологический подходы

Колесник, Мария Александровна

Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Исследование механизмов конструирования культурной
идентичности………………………………………………………………… 17
1.1 Современные концепции культурной идентичности…………………. 18
1.2 Русская культурная идентичность как предмет культурологических
исследований……………………………………………………………….. 37
1.3 Методологические возможности социологии воображения для
анализа механизмов конструирования культурной идентичности……… 44
2 Конструирование русской культурной идентичности………………… 80
2.1 Русская культурная идентичность в теории и художественной
практике рубежа XIX–XX веков……………………………..…………… 81
2.2 Визуализация русской культурной идентичности в произведениях
Ивана Яковлевича Билибина……………………………………………… 87
2.3 Прикладное культурологическое исследование по методике «Серия
тематических ассоциаций» А. И. Назарова и Р. В. Соколова со словом –
стимулом «русское»………………………………………………………… 104
Заключение………………………………………………………………….. 131
Список использованной литературы……………………………………….. 136
Приложение А.1……………………………………………………………… 167
Приложение А.2……………………………………………………………… 168

Актуальность темы исследования
Актуальность исследования концептуальных и методологических
аспектов конструирования русской культурной идентичности обусловлена
рядом факторов.
Во-первых, в современной отечественной науке ученые активно
обсуждают проблемы, связанные с кризисом русской культурной и
национальной идентичностей, о чем свидетельствуют многочисленные
исследования, посвященные данной проблематике. Концентрируя свое
внимание в большей степени на анализе национальной идентичности в
Российской Федерации, обсуждая средства и роль политических ресурсов в
формировании общенациональной идентичности, ученые часто оставляют
практически без внимания русскую культуру в разнообразных ее
проявлениях, в частности сферу народного и профессионального
художественного творчества как основу для конструирования общей для всех
жителей страны идентичности. Кроме того, во многих исследованиях
фиксируется наличие кризиса русской идентичности, выделяются проблемы,
характерные для современного российского общества, но не предлагается
конкретных ходов, которые бы определили путь развития российского
общества, преодоления кризиса самоидентификации жителей страны.
Во-вторых, немаловажным фактором, определяющим актуальность
темы диссертационного исследования, является то, что русская культура на
современном этапе формируется в условиях пересмотра ее места в контексте
мировой культуры. Это обусловлено пережитым в конце XX в. кризисным
этапом в истории страны, инициировавшим поиск новых вариантов
конструирования русской культурной и национальной идентичностей. Еще
одним важным фактором является комплекс проблем, связанных с процессом
глобализации и его влиянием на национально-культурную идентичность,
который широко обсуждается в научных кругах не только России. Процесс
глобализации обусловливает наличие кризиса культурной идентичности во
многих обществах. Кроме того, глобализация влияет на ценностные
ориентиры человека, которые он усваивает вместе со своей особенной
национальной или этнической культурой. Данный процесс, по мнению
исследователей, грозит потерей уникальности культуры, утратой ее
самобытности, которая проявляется на самых разных уровнях: в языке, в
способе мышления человека, в обычаях и в укладе жизни общества.
Степень научной разработанности темы исследования
Проблемы конструирования культурной идентичности
рассматриваются с точки зрения нескольких походов: примордиализма,
перенниализма, этносимволизма, модернизма и постмодернизма.
Примордиалистский подход представлен в работах В. Дильтея, Г. В. Ф.
Гегеля, И. Г. Гердера, К. Гирца, Ф. Г. Шеллинга,1, которые рассматривали
национальную идентичность как данную человеку от природы,
национальность конструируется на основании общих этнических и
культурных принципов вне зависимости от наличия государственного строя;
в трудах этих ученых вводятся понятия «национальный дух», «национальный
характер», «душа нации», что указывает на внимание к специфике не столько
внешних признаков, отличающих одну общность людей от другой, сколько
ее культурным отличиям, связанным с духовной деятельностью.
С точки зрения ученых, придерживающихся взглядов перенниализма,
Дж. Армстронга, Д. Горовитца, Х. Кона, У. Коннора, Дж. Фишмана, А.

Исследование русской культурной идентичности обусловлено
актуальностью обсуждения проблематики национальной и культурной
идентичности учеными, разнообразие рассмотренных в рамках
диссертационного исследования теорий позволяет определить
концептуальные и методологические аспекты конструирования
идентичности. Фиксация учеными наличия кризиса культурной
идентичности в современном российском обществе определяет
необходимость проведения дальнейших исследований в этой области.
Обзор теоретических исследований, посвященных проблематике
национальной идентичности, показал, что уже в первых работах мыслители
обращают свое внимание на сферу народного творчества и мифологию
народа; на то, что анализ произведений искусства и древних религиозных
воззрений, получивших свое воплощение в форме мифа и сказки,
необходимы для понимания специфики этнокультурной идентификации
какого-либо народа, нации или этноса. Кроме того, многие исследователи,
говоря о механизмах конструирования культурно-национальной
идентичности, определяют особое место и ведущую роль в этом процессе
художников и интеллектуалов.
Аналитический обзор теорий примодиалистов, перенниалистов,
этносимволистов, модернистов и постмодернистов позволил выявить как
противоположные, так и схожие точки зрения на природу и способы
конструирования культурной идентичности, определить особый статус
воображения, о котором говорят некоторые исследователи, в особенности
модернисты и постмодернисты, что и позволило в дальнейшем обернуться к
исследованиям воображения учеными интеллектуальной группы «Эранос».
Обзор отечественных теорий культурной идентичности показал, что в
отечественной науке в качестве наиболее значимых подходов к данной
проблеме выбраны разработки примордиалистов и конструктивистов. Также
большая часть отечественных исследований определяет политическую сферу
как наиболее влиятельную и эффективную в процессе формировании русской
культурной/национальной идентичности, тогда как проведение
ассоциативного эксперимента среди студентов показало, что в молодежной
среде восприятие русского в наименьшей степени связано именно с
политикой, властными структурами, событиями исторического прошлого,
которые активно используются в политическом дискурсе.
Следует также отметить, что некоторые отечественные и западные
исследования в качестве эталона в области конструирования русской
культурной/национальной идентичности определяют рубеж XIX–XX веков.
Этот период выбран на основании активного обсуждения того, что есть такое
русский народ, русская нация в интеллектуальных кругах России того
времени; активного включения представителей художественной среды
(композиторов, писателей, художников) в эти обсуждения; создание ими
огромного количества произведений на русскую тематику; участия в
различных этнографических экспедициях; изучения собранного
этнографического материала и образцов народного творчества. То есть в это
время русская культурная идентичность не только обсуждалась, но и
сознательно создавалась не только посредством политических ресурсов, но в
первую очередь средствами самой культуры.
Необходимым этапом в ходе диссертационного исследования явился
анализ трудов ученых, посвященных воображению, поскольку ранее было
зафиксировано, что многие ученые считают, что в конструировании
культурной/национальной идентичности задействован сознательный и
бессознательный уровни психики человека, а именно – воображение,
продуцируещее те образы, которые представляют художники в своих
произведениях, и которые закреплены в мифологических и религиозных
представлениях. Воображаемый мир определяется ими в качестве реального
пограничного пространства между материальным и духовным мирами,
между чувственным и умопостигаемым. Исследование трудов ученых,
занимавшихся данной проблематикой, показало, что они также приходят к
выводу об особом статусе искусства и художника.
Естественным является обращение к исследованиям сказки и мифа, что
дало следующие результаты: с помощью сказки и мифа возможно проводить
анализ состояния общества, особенностей культурной идентичности
представителей определенного социума, что продемонстрировал в своей
теории Ж. Дюран, выделивший три группы мифов, каждая из которых
обладает своими характеристиками, доминанта которых определяет
специфику устройства социума, культуры этноса, народа, нации. Изучение
сказок ведет не просто к пониманию культуры народа или нации, они также
являются ключом к пониманию психологии народа, нации. Исследователи
говорят об исцеляющей функции сказок, связанной с возможностью для
человека обнаружить, раскрыть, приобрести свою идентичность. Ж. Дюран и
его последователи доказали, что изучение сказок и мифов позволяет
проводить анализ состояния общества, особенностей его культурной
идентичности.
В связи с этим во второй главе диссертационного исследования в
качестве репрезентантов произведений изобразительного искусства рубежа
XIX–XX веков были выбраны произведения И. Я. Билибина, творчество
которого ориентировано на визуализацию русской культуры через
обращение к сюжетам сказок. В результате философско-искусствоведческого
анализа двух произведений художника были определены следующие
особенности русской культурной идентичности: «опора на хтонические
силы», «относительно спокойное принятие возможности смерти»,
«сосуществование противоположных сил, в том числе жизни и смерти»,
«женственность», «трехчастное устройство мира», «условность и
прозрачность границ», «лес как модель русского мира». Анализ сказочных
образов в произведениях И. Я. Билибина показал, что русская культурная
идентичность в своей структуре в большей степени соответствует режиму
драматического ноктюрна в теории Ж. Дюрана, на что указывают такие
характеристики, как особое видение смерти, ее интеграция в общую систему
представлений о мироустройстве; тяготение к женскому началу, которое
несет позитивный смысл; размытость, но не отсутствие границ между
противоположными началами, такими как жизнь и смерть, добро и зло, свет
и тьма. И. Я. Билибин, таким образом, обращаясь к сюжетам сказок,
сознательно через визуальные образы определял те архетипы, которые
оказывают наибольшее влияние на формирование представлений о том, что
есть русское, кто такие русские, каковы особенности русской культуры.
Следующий шаг в диссертационном исследовании был связан с
анализом современной ситуации. Был проведен ассоциативный эксперимент
с целью выявления того, что современная молодежь идентифицирует с
русским. Его результаты определили не только наличие кризиса русской
культурной идентичности, о котором ведутся дискуссии в ученых кругах, но
также и показали пути выхода из сложившейся ситуации. Хотя
представление о русском на данный момент не обладает цельностью, что
говорит о первичной стадии формирования процессов русской культурной
идентичности, тем не менее, на бессознательном уровне молодые люди ищут
свою культурную идентичность через обращение к сфере искусства, в
большей степени – к фольклору. Таким образом, определена та область, те
образцы и способы конструирования русской культурной идентичности,
исследование и активная поддержка которых на разных уровнях могут
способствовать выходу из кризисной ситуации, созданию сплоченного и
здорового общества.
Дальнейшее направление исследований русской культурной
идентичности может быть связано с аналитикой иных форм ее
конструирования в творчестве художников, писателей, композиторов,
философов, интеллектуальных сообществ, а также с уточнением содержания
ее концептов, идеологем, мифологем и других структурных элементов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Менеджер онлайн в Telegram Написать