Конструирование русской культурной идентичности: концептуальный и методологический подходы

Колесник, Мария Александровна

Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Исследование механизмов конструирования культурной
идентичности………………………………………………………………… 17
1.1 Современные концепции культурной идентичности…………………. 18
1.2 Русская культурная идентичность как предмет культурологических
исследований……………………………………………………………….. 37
1.3 Методологические возможности социологии воображения для
анализа механизмов конструирования культурной идентичности……… 44
2 Конструирование русской культурной идентичности………………… 80
2.1 Русская культурная идентичность в теории и художественной
практике рубежа XIX–XX веков……………………………..…………… 81
2.2 Визуализация русской культурной идентичности в произведениях
Ивана Яковлевича Билибина……………………………………………… 87
2.3 Прикладное культурологическое исследование по методике «Серия
тематических ассоциаций» А. И. Назарова и Р. В. Соколова со словом –
стимулом «русское»………………………………………………………… 104
Заключение………………………………………………………………….. 131
Список использованной литературы……………………………………….. 136
Приложение А.1……………………………………………………………… 167
Приложение А.2……………………………………………………………… 168

Актуальность темы исследования
Актуальность исследования концептуальных и методологических
аспектов конструирования русской культурной идентичности обусловлена
рядом факторов.
Во-первых, в современной отечественной науке ученые активно
обсуждают проблемы, связанные с кризисом русской культурной и
национальной идентичностей, о чем свидетельствуют многочисленные
исследования, посвященные данной проблематике. Концентрируя свое
внимание в большей степени на анализе национальной идентичности в
Российской Федерации, обсуждая средства и роль политических ресурсов в
формировании общенациональной идентичности, ученые часто оставляют
практически без внимания русскую культуру в разнообразных ее
проявлениях, в частности сферу народного и профессионального
художественного творчества как основу для конструирования общей для всех
жителей страны идентичности. Кроме того, во многих исследованиях
фиксируется наличие кризиса русской идентичности, выделяются проблемы,
характерные для современного российского общества, но не предлагается
конкретных ходов, которые бы определили путь развития российского
общества, преодоления кризиса самоидентификации жителей страны.
Во-вторых, немаловажным фактором, определяющим актуальность
темы диссертационного исследования, является то, что русская культура на
современном этапе формируется в условиях пересмотра ее места в контексте
мировой культуры. Это обусловлено пережитым в конце XX в. кризисным
этапом в истории страны, инициировавшим поиск новых вариантов
конструирования русской культурной и национальной идентичностей. Еще
одним важным фактором является комплекс проблем, связанных с процессом
глобализации и его влиянием на национально-культурную идентичность,
который широко обсуждается в научных кругах не только России. Процесс
глобализации обусловливает наличие кризиса культурной идентичности во
многих обществах. Кроме того, глобализация влияет на ценностные
ориентиры человека, которые он усваивает вместе со своей особенной
национальной или этнической культурой. Данный процесс, по мнению
исследователей, грозит потерей уникальности культуры, утратой ее
самобытности, которая проявляется на самых разных уровнях: в языке, в
способе мышления человека, в обычаях и в укладе жизни общества.
Степень научной разработанности темы исследования
Проблемы конструирования культурной идентичности
рассматриваются с точки зрения нескольких походов: примордиализма,
перенниализма, этносимволизма, модернизма и постмодернизма.
Примордиалистский подход представлен в работах В. Дильтея, Г. В. Ф.
Гегеля, И. Г. Гердера, К. Гирца, Ф. Г. Шеллинга,1, которые рассматривали
национальную идентичность как данную человеку от природы,
национальность конструируется на основании общих этнических и
культурных принципов вне зависимости от наличия государственного строя;
в трудах этих ученых вводятся понятия «национальный дух», «национальный
характер», «душа нации», что указывает на внимание к специфике не столько
внешних признаков, отличающих одну общность людей от другой, сколько
ее культурным отличиям, связанным с духовной деятельностью.
С точки зрения ученых, придерживающихся взглядов перенниализма,
Дж. Армстронга, Д. Горовитца, Х. Кона, У. Коннора, Дж. Фишмана, А.

Исследование русской культурной идентичности обусловлено
актуальностью обсуждения проблематики национальной и культурной
идентичности учеными, разнообразие рассмотренных в рамках
диссертационного исследования теорий позволяет определить
концептуальные и методологические аспекты конструирования
идентичности. Фиксация учеными наличия кризиса культурной
идентичности в современном российском обществе определяет
необходимость проведения дальнейших исследований в этой области.
Обзор теоретических исследований, посвященных проблематике
национальной идентичности, показал, что уже в первых работах мыслители
обращают свое внимание на сферу народного творчества и мифологию
народа; на то, что анализ произведений искусства и древних религиозных
воззрений, получивших свое воплощение в форме мифа и сказки,
необходимы для понимания специфики этнокультурной идентификации
какого-либо народа, нации или этноса. Кроме того, многие исследователи,
говоря о механизмах конструирования культурно-национальной
идентичности, определяют особое место и ведущую роль в этом процессе
художников и интеллектуалов.
Аналитический обзор теорий примодиалистов, перенниалистов,
этносимволистов, модернистов и постмодернистов позволил выявить как
противоположные, так и схожие точки зрения на природу и способы
конструирования культурной идентичности, определить особый статус
воображения, о котором говорят некоторые исследователи, в особенности
модернисты и постмодернисты, что и позволило в дальнейшем обернуться к
исследованиям воображения учеными интеллектуальной группы «Эранос».
Обзор отечественных теорий культурной идентичности показал, что в
отечественной науке в качестве наиболее значимых подходов к данной
проблеме выбраны разработки примордиалистов и конструктивистов. Также
большая часть отечественных исследований определяет политическую сферу
как наиболее влиятельную и эффективную в процессе формировании русской
культурной/национальной идентичности, тогда как проведение
ассоциативного эксперимента среди студентов показало, что в молодежной
среде восприятие русского в наименьшей степени связано именно с
политикой, властными структурами, событиями исторического прошлого,
которые активно используются в политическом дискурсе.
Следует также отметить, что некоторые отечественные и западные
исследования в качестве эталона в области конструирования русской
культурной/национальной идентичности определяют рубеж XIX–XX веков.
Этот период выбран на основании активного обсуждения того, что есть такое
русский народ, русская нация в интеллектуальных кругах России того
времени; активного включения представителей художественной среды
(композиторов, писателей, художников) в эти обсуждения; создание ими
огромного количества произведений на русскую тематику; участия в
различных этнографических экспедициях; изучения собранного
этнографического материала и образцов народного творчества. То есть в это
время русская культурная идентичность не только обсуждалась, но и
сознательно создавалась не только посредством политических ресурсов, но в
первую очередь средствами самой культуры.
Необходимым этапом в ходе диссертационного исследования явился
анализ трудов ученых, посвященных воображению, поскольку ранее было
зафиксировано, что многие ученые считают, что в конструировании
культурной/национальной идентичности задействован сознательный и
бессознательный уровни психики человека, а именно – воображение,
продуцируещее те образы, которые представляют художники в своих
произведениях, и которые закреплены в мифологических и религиозных
представлениях. Воображаемый мир определяется ими в качестве реального
пограничного пространства между материальным и духовным мирами,
между чувственным и умопостигаемым. Исследование трудов ученых,
занимавшихся данной проблематикой, показало, что они также приходят к
выводу об особом статусе искусства и художника.
Естественным является обращение к исследованиям сказки и мифа, что
дало следующие результаты: с помощью сказки и мифа возможно проводить
анализ состояния общества, особенностей культурной идентичности
представителей определенного социума, что продемонстрировал в своей
теории Ж. Дюран, выделивший три группы мифов, каждая из которых
обладает своими характеристиками, доминанта которых определяет
специфику устройства социума, культуры этноса, народа, нации. Изучение
сказок ведет не просто к пониманию культуры народа или нации, они также
являются ключом к пониманию психологии народа, нации. Исследователи
говорят об исцеляющей функции сказок, связанной с возможностью для
человека обнаружить, раскрыть, приобрести свою идентичность. Ж. Дюран и
его последователи доказали, что изучение сказок и мифов позволяет
проводить анализ состояния общества, особенностей его культурной
идентичности.
В связи с этим во второй главе диссертационного исследования в
качестве репрезентантов произведений изобразительного искусства рубежа
XIX–XX веков были выбраны произведения И. Я. Билибина, творчество
которого ориентировано на визуализацию русской культуры через
обращение к сюжетам сказок. В результате философско-искусствоведческого
анализа двух произведений художника были определены следующие
особенности русской культурной идентичности: «опора на хтонические
силы», «относительно спокойное принятие возможности смерти»,
«сосуществование противоположных сил, в том числе жизни и смерти»,
«женственность», «трехчастное устройство мира», «условность и
прозрачность границ», «лес как модель русского мира». Анализ сказочных
образов в произведениях И. Я. Билибина показал, что русская культурная
идентичность в своей структуре в большей степени соответствует режиму
драматического ноктюрна в теории Ж. Дюрана, на что указывают такие
характеристики, как особое видение смерти, ее интеграция в общую систему
представлений о мироустройстве; тяготение к женскому началу, которое
несет позитивный смысл; размытость, но не отсутствие границ между
противоположными началами, такими как жизнь и смерть, добро и зло, свет
и тьма. И. Я. Билибин, таким образом, обращаясь к сюжетам сказок,
сознательно через визуальные образы определял те архетипы, которые
оказывают наибольшее влияние на формирование представлений о том, что
есть русское, кто такие русские, каковы особенности русской культуры.
Следующий шаг в диссертационном исследовании был связан с
анализом современной ситуации. Был проведен ассоциативный эксперимент
с целью выявления того, что современная молодежь идентифицирует с
русским. Его результаты определили не только наличие кризиса русской
культурной идентичности, о котором ведутся дискуссии в ученых кругах, но
также и показали пути выхода из сложившейся ситуации. Хотя
представление о русском на данный момент не обладает цельностью, что
говорит о первичной стадии формирования процессов русской культурной
идентичности, тем не менее, на бессознательном уровне молодые люди ищут
свою культурную идентичность через обращение к сфере искусства, в
большей степени – к фольклору. Таким образом, определена та область, те
образцы и способы конструирования русской культурной идентичности,
исследование и активная поддержка которых на разных уровнях могут
способствовать выходу из кризисной ситуации, созданию сплоченного и
здорового общества.
Дальнейшее направление исследований русской культурной
идентичности может быть связано с аналитикой иных форм ее
конструирования в творчестве художников, писателей, композиторов,
философов, интеллектуальных сообществ, а также с уточнением содержания
ее концептов, идеологем, мифологем и других структурных элементов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Конструирование русской культурной идентичности: концептуальный и методологический подходы»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»