Контактное взаимодействие и накопление усталостных повреждений при качении деформируемых тел

Мещерякова Альмира Рифовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение
1.1 Развитие теории трения качения
1.2 Качение упругих тел
1.3 Качение вязкоупругих тел
1.4 Моделирование трения скольжения и качения с учётом
межмолекулярного взаимодействия
1.5 Моделирование накопления контактно-усталостных повреждений в
условиях трения скольжения и качения
Глава 1. Качение жёсткой сферы по вязкоупругому слою, сцепленному с
жёстким полупространством
1.1 Постановка задачи
1.2 Метод решения
1.3 Анализ влияния свойств промежуточного слоя на контактные
характеристики при качении
1.4 Постановка задачи о качении жёсткой сферы по вязкоупругому слою,
сцепленному с жёстким полупространством, с учётом сил
межмолекулярного взаимодействия
1.5 Метод решения
1.6 Анализ влияния сил межмолекулярного взаимодействия на контактные
характеристики
1.7 Выводы по главе 1
Глава 2. Качение упругой сферы по вязкоупругому слою, сцепленному с
упругим полупространством
2.1 Постановка задачи о качении упругой сферы по вязкоупругому слою,
сцепленному с упругим полупространством, при наличии продольного
проскальзывания
2.2 Метод решения задачи качения упругой сферы по вязкоупругому слою,
сцепленному с упругим полупространством, основанный на методе полос

2.3 Анализ контактных характеристик и силы трения
2.4 Постановка задачи качения упругой сферы по упругому
полупространству, покрытому вязкоупругим слоем, с учётом продольного и
бокового проскальзывания и верчения
2.5 Метод решения задачи качения упругой сферы по упругому
полупространству, покрытому вязкоупругим слоем, основанный на
вариационном методе
2.6 Анализ контактных касательных напряжений
2.7 Выводы по главе 2
Глава 3. Накопление контактно-усталостных повреждений упругих тел при
качении с проскальзыванием с промежуточным слоем
3.1 Постановка задачи
3.2 Алгоритм расчёта напряжённого состояния упругого полупространства

3.3 Метод расчёта скорости накопления контактно-усталостных
повреждений в упругом полупространстве
3.4 Анализ влияния свойств вязкоупругого слоя и проскальзывания на
напряжённое состояние упругого полупространства в условиях трения
качения
3.5 Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Список рисунков

Во введении сформулированы основные цели и задачи диссертационной
работы, обоснованы актуальность и научная новизна исследования. Также
представлен обзор современного состояния исследований в области, касающейся
темы диссертации.
В разделе 1.1 рассматривается контактная задача об установившемся
качении жёсткой сферы по вязкоупругому слою, сцепленному с жёстким
полупространством. Сфера катится по основанию с постоянной линейной
скоростью V и угловой скоростью ω (см. рис. 1). Контактирующая поверхность
x2 + y 2
сферы описывается функцией f ( x, y) = −, где R – радиус сферы.
2R

Рисунок 1. Схема качения сферы (1) по полупространству (2), сцепленному с
вязкоупругим слоем (3)
Для описания механических характеристик слоя в нормальном и
касательном направлениях используется модель Кельвина, которая представляет
собой последовательное соединение пружины и элемента Фойгта и обладает
ограниченной ползучестью:

w ( x ‘, y ‘, t )h ( p ) p ( x ‘, y ‘, t ) 
w ( x ‘, y ‘, t ) + T ( p )= p ( x ‘, y ‘, t ) + T,(1)
tEL ( p ) t
u ( x ‘, y ‘, t )
h ( )  ( x ‘, y ‘, t ) 
u ( x ‘, y ‘, t ) + T ( )=   ( x ‘, y ‘, t ) + T, (2)
tEL ( ) t
гдеw ( x ‘, y ‘, t )иu ( x ‘, y ‘, t ) – нормальное и касательное перемещения

вязкоупругого слоя, T ( p ) , T ( p ) и T ( ) , T ( ) – времена последействия и

релаксации в нормальном и касательном направлениях, EL ( p ) и EL ( ) –
длительные модули упругости в нормальном и касательном направлениях,
p ( x ‘, y ‘, t ) – нормальное напряжение,  ( x ‘, y ‘, t ) – касательное напряжение
в области контакта.
Для упрощения постановки задачи предполагается, что длительные модули
упругости материала вязкоупругого слоя в касательном и нормальном
направлениях одинаковыми: EL ( p ) = EL ( ) = EL .
В подвижной системе координат соотношения (4) и (5) принимают
следующий вид:

w ( x, y )h p ( x, y ) 
w ( x, y ) − T ( p )V= p ( x, y ) − T V
( p)
,(3)
xEL x 
u ( x, y )h  ( x, y ) 
u ( x, y ) − T ( )V= ( x, y ) − T V
( )
.(4)
xEL x 
В условиях качения сферы по основанию, которое включает в себя
вязкоупругий слой, область контакта разбивается на подобласти сцепления ΩA и
проскальзывания ΩS. В подобласти проскальзывания абсолютное значение
касательного напряжения связано с нормальным давлением по закону
Кулона – Амонтона,иегонаправлениепротивоположноскорости
проскальзывания:
 ( x, y) =  p( x, y),(5)
где µ – коэффициент трения скольжения. В случае полного скольжения
равенство (5) выполняется на всей области контакта сферы и основания.
В подобласти сцепления ΩA имеет место следующее неравенство:
 ( x, y)   p( x, y), ( x, y)  A .(6)
Также в данной подобласти равны скорости контактирующих точек сферы и
вязкоупругого слоя. В системе координат (x’, y’, z’) для касательных смещений
точек сферы и основания выполняется соотношение:
du ( x ‘, y ‘, t )du1 ( x ‘, y ‘, t )
= V − R +
, z = 0 , ( x ‘, y ‘)  ‘ A . (7)
dtdt
После перехода в подвижную систему координат уравнение (7) принимает
следующий вид:
du1 ( x, y )du ( x, y )
−+
=  , z = 0 , ( x, y)  A .(8)
dxdx
Сфера и полупространство в данной постановке считаются жёсткими, поэтому
условие для производных касательных перемещений точек вязкоупругого слоя
имеет вид:
du ( x, y )
= , z = 0 , ( x, y)  A ,(9)
dx
R − V
.=(10)
V
где  – величина продольного относительного проскальзывания.
Для всех точек из области контакта выполняется соотношение:

x2 + y 2
w( x, y) = D −, ( x, y)  ,(11)
2R
где R – радиус сферы, D – максимальная глубина внедрения точек сферы в
основание.
Вязкоупругий слой считается сцепленным с полуплоскостью, поэтому на
границе раздела y = h должны быть выполнены следующие условия:

u( x, y, h− ) = u( x, y, h+ ), w( x, y, h− ) = w( x, y, h+ ),(12)
p( x, y, h− ) = p( x, y, h+ ),  ( x, y, h− ) =  ( x, y, h+ ), ( x, y)  .(13)
Для расчёта нормального давления и касательного напряжения на площадке
контакта применяется метод полос. Благодаря разбиению области контакта на
полосы, ориентированные вдоль движения катящегося тела, вместо исходной
пространственной задачи решается система плоских задач.
В безразмерном виде характеристики промежуточного слоя описываются
следующими параметрами:

T (
p)
T ( )

( p)T ( p )V( )T ( )V
T=,( p)
=, T = ( ) ,  =
( )
.(14)
T (
p)
RTR
Разработанныйалгоритмрешениябылиспользовандлярасчёта
распределения нормальных и касательных контактных напряжений при качении
сферы по вязкоупругому слою с различными значениями отношения времён
последействия и релаксации. В силу симметрии задачи относительно оси
абсцисс решение определялось только для половины области контакта.
Проведён анализ влияния коэффициента трения, механических характеристик
слояивеличиныотносительногопроскальзываниянараспределения
касательного напряжения и расположение зон сцепления и проскальзывания в
области контакта.
На рис. 2 показаны распределения безразмерного касательного напряжения
в области контакта при различных значениях относительного проскальзывания,
а также случай полного проскальзывания, отмеченный на рисунке синим цветом.
Рассматривается частный случай равенства модулей упругости материала
вязкоупругого слоя в нормальном и касательном направлениях. Полученные
результаты показывают, что при уменьшении величины относительного
проскальзывания увеличивается зона сцепления на области контакта и растёт
максимальное значение касательного напряжения.
абв
Рисунок 2. Распределение касательного напряжения в области контакта при
D/h = 0,1, h/R = 0,02,  ( p ) =  ( ) = 0,05, μ = 0,3, T ( p ) =  T ( ) = 5 и Δ = 0,002 (а),
Δ = 0,005 (б), Δ = 0,007 (в)
На рис. 3 приведена зависимость отношения касательной силы к нагрузке
от абсолютной величины относительного проскальзывания при разных
значениях параметров T ( p ) ,  T ( ) и µ.
T/P = f(Δ)T/P = f(Δ)
0,350,8
T ( p ) = T ( ) = 5 = 0,7
0,30,7

0,25T ( ) = 5, T ( p ) = 1010,6
 = 0,5
0,2
T ( ) = 5, T ( p ) = 1520,5
T/P

T/P
0,1530,4
 = 0,32
0,10,3

0,050,2
00,1
00,010,020,030,0400,010,020,030,040,05

ΔΔ

аб
Рисунок 3. Зависимость отношения касательной силы к нагрузке от величины
относительного проскальзывания при D/h = 0,1, h/R = 0,02,  ( p ) =  ( ) = 0,05,

 = 0,3 (a) и T ( p ) =  T ( ) = 5 (б)
В разделе 1.2 рассматривается задача о качении жёсткой сферы радиуса R с
постояннойскоростью Vпожёсткомуполупространству,покрытому
вязкоупругимслоем,сучётоммежмолекулярноговзаимодействия.
Механические характеристики слоя описываются моделью Кельвина (3, 4),
причём параметры вязкоупругогослояв касательном инормальном
направленияхсчитаютсяодинаковыми:EL ( p ) = EL ( ) = EL , ( p ) =  ( ) =  ,

T ( p ) = T ( ) = T . Схема качения сферы показана на рис. 4.

y
1x
T V
R
P
δmaxδmax
a2jb2j
a1jb1j
y
3xh
z, z

Рисунок 4. Схема качения сферы с учётом адгезионного взаимодействия
Вне области контакта и адгезионного взаимодействия нормальное
напряжение на поверхности вязкоупругого слоя считается равным 0. В зонах на
входе и выходе из области контакта между поверхностями действуют силы
адгезионного притяжения. Для описания межмолекулярного взаимодействия
между сферой и вязкоупругим слоем используется потенциал Леннарда-Джонса.
Зависимость адгезионного давления на поверхности слоя от величины зазора
имеет вид:

8wa    0    0  
pa ( ) = −−,(15)
3 0        
где  0 – равновесное расстояние между поверхностями, при котором сила
взаимодействия равна 0, wa – удельная работа адгезии:
+
wa = p ( ) d .
a(16)
Расстояние между поверхностью сферы и вязкоупругим слоем  ( x, y )

определяется соотношением:
 ( x, y ) = f ( x, y ) + D + w ( x, y ) , ( x, y)    Adh ,(17)
где D – максимальная глубина внедрения сферы. В области контакта зазор между
поверхностями сферы и слоя считается равным 0.
Задачаокачениисферыповязкоупругомуслоюсучётом
межмолекулярного взаимодействия решается методом полос (см. первую
главу), где в каждой полосе ищется распределение нормального напряжения в
области контакта и адгезионного взаимодействия.
Таким образом, в первой главе предложен алгоритм, основанный на методе
полос, для определения нормальных и касательных напряжений при качении с
проскальзыванием сферы по вязкоупругому слою, механическое поведение
которогоописываетсямодельюКельвина.Определенаконфигурация
подобластей сцепления и проскальзывания при разных значениях отношения
времён последействия и релаксации материала вязкоупругого слоя, числа
Деборы, относительного продольного проскальзывания и коэффициента трения
скольжения. Установлено, что увеличение коэффициента трения скольжения и
величины относительного проскальзывания приводят к росту отношения
касательной силы к нагрузке. Получено решение задачи качения сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с полупространством, при наличии
межмолекулярноговзаимодействия.Проведёнанализвлияниясвойств
промежуточного слоя, скорости относительного проскальзывания, параметров
потенциала межмолекулярного взаимодействия на конфигурацию области
контакта и адгезионного взаимодействия и расположение подобластей
сцепления при заданной нагрузке на сферу.
Вторая глава посвящена исследованию качения с проскальзыванием
упругойсферыпоупругомуполупространству,покрытомутонким
вязкоупругим слоем. Предполагается, что упругие свойства тела качения и
полупространства одинаковы. При качении область контакта считается
неизменной, а движение установившимся. Задача рассматривается в подвижной
системе координат (O, x, y, z), связанной с областью контакта. Схема контакта
показана на рис. 5.
ωx, V
ωy
ωz
O’O’
y’x’yx
z’z
Рисунок 5. Схема качения сферы (1) по упругому полупространству (2),
покрытому вязкоупругим слоем (3)
Для описания механического поведения промежуточного слоя используется
несколько одномерных моделей вязкоупругости.
В разделе 2.1 податливость слоя в нормальном направлении описывается
степенной функцией, а для моделирования механического поведения слоя в
касательном направлении используется тело Кельвина. В подвижной системе
координат, связь между перемещениями и напряжениями в вязкоупругом слое
имеет вид:
mw
 p ( x, y ) 
w(3) ( x, y ) = h  ( p )  ,(18)
 E3
u ( x, y )
h  ( x, y ) 
u ( x, y ) − T V  ( x =
, y ) − T V, (19)
E3( ) 

xx 
гдеw(3) ( x, y ) – нормальное перемещение вязкоупругого слоя, p(x, y) –

нормальноенапряжение,u ( x, y ) –перемещениеслоявкасательном

направлении,  ( x, y ) – касательное напряжение, h – толщина слоя, mw –

параметр модели слоя ( 0,1  mw  1 , для модели Винклера параметр mw = 1),
T , T – времена последействия и релаксации материала вязкоупругого

слоя (T  T ) ,E3( ) – модуль упругости материала слоя в нормальном
p

направлении, E3( ) – длительный модуль упругости материала слоя в касательном
направлении. В данном разделе для нахождения распределения нормального
напряжения используется метод последовательных приближений. Задача
определения касательного напряжения в области контакта решается с помощью
метода полос, подробное описание которого приводится в первой главе.
В постановке задачи в разделе 2.2 предполагается, что промежуточный
вязкоупругий слой не сопротивляется смятию в нормальном направлении, а его
механическое поведение в касательном направлении моделируется с помощью
тела Максвелла. В подвижной системе координат соотношение между вектором
перемещений u3 ( x, y ) слоя в касательном направлении и вектором касательных
напряжений для используемой модели Максвелла имеет следующий вид:

u3 ( x, y )h   ( x, y )  ( x, y ) 
= 
−+,(20)
E ( )  VT ( )

xx 
где h – толщина вязкоупругого слоя, E (
)
и T ( ) – модуль упругости и время

релаксации материала слоя.
Предполагается, что в подобласти проскальзывания  s выполняется закон
тренияКулона-Амонтонаинаправлениевекторакасательного
напряжения  ( x, y)противоположнонаправлениювектораскорости
проскальзывания верхнего тела относительно основания s ( x, y ) :

s ( x, y )
 ( x, y ) = − p ( x, y ), ( x, y )   S .(21)
s ( x, y )
Здесь p( x, y) – нормальное напряжение,  – коэффициент трения скольжения.
В общем случае относительное проскальзывание имеет три составляющие:
продольное, боковое и проскальзывание из-за верчения катящегося тела. При
стационарном качении компоненты вектора скорости проскальзывания s ( x, y )

катящегосятелаотносительнооснованияопределяютсяследующими
выражениями:

 u ( x, y ) u2 ( x, y ) u3 ( x, y ) 
s ( x, y ) = v − V  1−−.(22)
 x x x
где
 y x2 y y 2 
 v x ( x, y )   V V  x − z y ++
v ( x, y ) = =+   r = 2 R2R  ,
  (23)
 v y ( x, y )   0 x x 2 x y 2 
 V  y + z x −−
2R2R 
гдеui ( ui x , uiy ) , i = 1, 2, 3 –касательныеперемещенияточексферы,

полупространства и слоя соответственно,  (x ,y ,z ) – угловая скорость

верчения, ∆x и ∆y – величины относительного продольного и бокового
проскальзывания:
V − y Rx R
.x =, y =
(24)
VV
Здесь R – радиус кривизны поверхности катящейся сферы в точке О, V –
скорость качения сферы.
В силу сделанных предположений расчёт распределения контактных
давлений p( x, y) проводится на основании решения Герца.
Для нахождения касательных контактных напряжений в разделе 2.2
используется вариационный метод, в котором минимизируется функционал,
построенный с учётом граничных условий для напряжений и перемещений в
области контактного взаимодействия:

(
F  , s ( ) =   p ( x, y ) s ( x, y ) − ( ( x, y ) , s ( x, y ) ) dxdy .)(25)

Введём безразмерные функции и параметры:
xyap
x1 = , y1 = , A =, pG = 0 ,(26)
aa2RG
p ( x, y ) ( x, y )s ( x, y )
p1 ( x1 , y1 ) =,  1 ( x1 , y1 ) =, s1 ( x1 , y1 ) =,(27)
p0 p0V
V − y Rx Rz ay a
x =, y =, , Wz =(28), Wy =
VVVV
где a – радиус области контакта, ∆x и ∆y – продольное и боковое относительное
проскальзывание.
Дляописанияхарактеристикпромежуточногослояиспользуются
следующие безразмерные параметры:
GhVT
G =, H = ,  =  .(29)
Eaa
Результаты расчёта контактного касательного напряжения и векторного
поля скоростей проскальзывания при качении сферы по полупространству,
покрытому вязкоупругим слоем, при различных значениях продольного и
бокового проскальзывания и угловой скорости верчения представлены на рис. 6.
∆y = Wz = 0∆y = 0,011, Wz = 0∆y = 0, Wz = 0,25

a

б
Рисунок 6. Контактное касательное напряжение (а) и векторное поле скоростей
проскальзывания (б) при качении сферы по полупространству, покрытому
вязкоупругим слоем, при ∆x = 0,011,  = 5,75,   = 16
Из проведенных расчетов следует, что на величину и положение областей
сцепления и проскальзывания существенным образом влияют значения
относительных проскальзываний в продольном и боковом направлении, а также
наличие или отсутствие верчения. Сравнение результатов, представленных на
рис. 6, а и б показывает, что при наличии бокового относительного
проскальзывания меняется направление скоростей проскальзывания, причём
расположениеподобластейсцепленияипроскальзыванияостаётся
симметричным относительно оси y = 0, при этом возрастают максимальные
значения касательных контактных напряжений и уменьшается подобласть
сцепления (рис. 6, графики 2). При качении с продольным проскальзыванием и
верчениемраспределениеконтактногокасательногонапряженияи
расположение подобласти сцепления несимметричны относительно оси y = 0
(рис. 6 , графики 3).
Зависимость распределения контактного касательного напряжения в
сечении y = 0 от относительного продольного проскальзывания иллюстрируют
графики на рис. 7, где пунктирные линии соответствуют случаю контакта двух
упругих тел без промежуточного слоя, а сплошные – качению упругих тел при
наличии слоя, характеризуемого заданными значениями параметров α и ζτ.

4′
1′3∆x = 0,006 (1, 1′),
2′3′∆x = 0,011 (2, 2′),
∆x = 0,016 (3, 3′),
∆x = 0,021 (4, 4′)

Рисунок 7. Распределение контактного касательного напряжения в сечении
y = 0 при качении сферы по полупространству, покрытому вязкоупругим слоем,
при µ = 0,3, ∆y = Wz = 0 и  = 5,75,   = 1; кривые 1′-4′ соответствуют качению
сферы по полупространству без промежуточного слоя (  = 0 )

Результаты расчетов показывают, что при наличии промежуточного слоя с
ростом относительного продольного проскальзывания площадь подобласти
сцепления уменьшается, и она смещается к центру области контакта, а к
передней границе области контакта по направлению качения ролика примыкает
подобласть проскальзывания. При одинаковых значениях относительного
продольного проскальзывания наличие слоя приводит к увеличению области
сцепления.
Третья глава посвящена расчёту скорости накопления контактно-
усталостныхповрежденийвусловияхтрениякаченияприналичии
вязкоупругого поверхностного слоя. Рассматривается циклическое качение
упругойсферыповязкоупругомуслою,сцепленномусупругим
полупространством. Для расчёта внутренних напряжений в приповерхностных
слоях упругого полупространства используются полученные в разделе 2.2
контактные нормальные и касательные напряжения с учетом сдвиговой
податливости промежуточного слоя. Затем в упругом полупространстве
определяются места концентрации максимальных касательных напряжений в
зависимости от условий взаимодействия и свойств промежуточной среды.
Наибольшиезначениямаксимальныхкасательныхнапряженийна
фиксированной глубине z0определяются их амплитудными значениями
в сечении плоскостью z = z0 , параллельной поверхности полупространства (22):

1
 max ( z0 ) = max (  1 ( x, y , z0 ) −  3 ( x, y , z0 ) )  ,(30)
x, y
2
где σ1 (x, y, z), σ2 (x, y, z), σ3 (x, y, z) – главные напряжения.
В результате анализа напряжённого состояния упругого полупространства
в условиях трения качения упругих тел с одинаковыми упругими постоянными
при наличии промежуточного слоя исследовано влияние относительных
проскальзыванийвпродольномипоперечномнаправлениях,свойств
промежуточного слоя и коэффициента трения скольжения на расположение
областейконцентрациимаксимальныхкасательныхнапряженийв
подповерхностных слоях полупространства.
На рис. 8 показаны изолинии максимальных касательных напряжений в
сечении y = 0 упругого полупространства под катящейся сферой, построенные
при наличии промежуточного слоя и разных значениях коэффициента трения
скольжения и относительного продольного проскальзывания.
абв
Рисунок 8. Изолинии максимальных касательных напряжений в сечении y = 0
полупространства при ∆y = Wz = 0,  = 5,75, ζτ = 16 и µ = 0,1, ∆x = 0,011 (а),
µ = 0,3, ∆x = 0,011 (б), µ = 0,3, ∆x = 0,036 (в)
В сечении полупространства плоскостью y = 0 область контакта находится
в промежутке –1 ≤ x ≤ 1. Результаты иллюстрируют наличие локального
максимума функции максимальных касательных напряжений в сечении y = 0 на
некоторойглубинеподповерхностьюипоявлениедополнительно
поверхностного локального максимума исследуемой функции при увеличении
коэффициента трения скольжения (соответственно, графики а и б на рис. 8).
Сравнение изолиний напряжений, представленных на рис. 7, б и рис.7, в
показывает, что с ростом относительного продольного проскальзывания имеет
место увеличение значений локальных максимумов максимальных касательных
напряжений как под поверхностью, так и вблизи поверхности. Увеличение
относительного продольного проскальзывания приводит также к смещению
места концентрации максимальных касательных напряжений под поверхностью
в направлении качения ролика. Изолинии максимального касательного
напряжения при µ = 0,3, ∆x = 0,036, показанные на рис. 8, в, соответствуют
случаю полного проскальзывания, когда максимум функции максимальных
касательныхнапряженийнаповерхностипревышаетзначение
подповерхностного максимума. Результаты вычислений при выбранных
значенияхостальныхпараметровзадачипоказывают,чтовеличина
относительного продольного проскальзывания слабо влияет на значение
подповерхностногомаксимумафункциимаксимальныхкасательных
напряжений.
На рис. 9 приведены зависимости максимальных значений максимальных
касательных напряжений от безразмерного расстояния до поверхности ( z / a )
при отсутствии (рис. 9, а) и наличии (рис. 9, б) промежуточного вязкоупругого
слоя, рассчитанные для разных значений относительного продольного
проскальзывания и параметров вязкоупругого слоя.
3
2′
2′′
2′
аб
Рисунок 9. Зависимость максимальных значений максимальных касательных
напряжений от координаты z / a при качении сферы по полупространству
без слоя (а) и при наличии вязкоупругого слоя (б) при ∆y = Wz = 0, µ = 0,3 и
∆x = 0,006 (2, 2′, 2′′), ∆x = 0,011 (3, 3′), ∆x = 0,036 (4) и параметрах слоя: ζτ = 16,
 = 5,75 (2′, 3′),  = 2,86 (2′′); пунктирная кривая 1 соответствует
теории Герца (µ = 0)
Установлено,чтоприбольшихзначенияхкоэффициентатрения
скольжения µ = 0,2 – 0,3функциязависимостимаксимальныхзначений
максимального касательного напряжения на фиксированной глубине от
расстояния до поверхности контакта имеет два максимума: на поверхности и под
поверхностью на глубине около половины радиуса области контакта.
Добавление промежуточного слоя при заданных характеристиках продольного и
поперечного проскальзываний в условиях качения ролика по упругому
полупространству приводит к уменьшению максимальных касательных
напряжений на поверхности полупространства. Установлено также, что с ростом
относительного продольного проскальзывания увеличиваются абсолютные
значениярастягивающихисжимающихнапряженийнаповерхности
полупространства, при этом наличие слоя приводит к снижению пиковых
значений растягивающих напряжений.
В рамках модели линейного суммирования повреждений можно рассчитать
функцию поврежденности в различные моменты времени. Поврежденность
материала в точке (x, y, z) характеризуется функцией Q(x, y, z, t), которая зависит
от амплитудных значений напряжений в данной точке. Материал разрушается,
когда значение функции становится равным пороговому значению. В случае
нормированной функции, пороговое значение равно 1. В соответствии с
моделью линейного суммирования повреждений для расчёта скорости
накопления усталостных повреждений используется следующая формула:

Q ( x, y, z , t )
  ( x, y , z , t ) 
m

q ( x, y , z , t ) == c  max ,(31)
tE
гдеE–модульупругостиматериала полупространства,τmax(x, y, z) –
максимальное касательное напряжение в точке (x, y, z), с и m некоторые
постоянные,которыеопределяютсяизэкспериментальныхданных.
Из соотношения (31) поврежденность в произвольной точке полупространства,
которая накопилась за N циклов (при нулевой начальной поврежденности),
рассчитывается следующим образом:
N
Q ( x, y, z , N ) =  q ( x, y, z , n )dn .(32)
Данная модель может быть использована для нахождения областей
зарождения усталостных трещин во взаимодействующих телах в условиях
трения качения при наличии промежуточного вязкоупругого слоя.
В заключении представлены основные результаты диссертационной
работы.

Основные результаты
Цель проведённого исследования заключалась в разработке методов
решения контактных задач для деформируемых тел в условиях трения качения с
учётом основных механизмов трения и наличия тонкого промежуточного слоя и
анализе влияния свойств промежуточной среды на контактные характеристики,
силу трения, распределение внутренних напряжений и скорость накопления
усталостных повреждений в поверхностных слоях упругих тел. В работе
получены следующие основные результаты:
1) построено решение контактной задачи о качении жёсткого цилиндра и
сферы по тонкому вязкоупругому слою, сцепленному с жёстким
основанием, с учётом относительного продольного проскальзывания и
межмолекулярного взаимодействия контактирующих поверхностей (при
описании механических свойств слоя в нормальном и касательном
направлении моделью Кельвина);
2) решена контактная задача о качении упругой сферы по упругому
полупространству,покрытомутонкимпромежуточнымслоем
(податливость слоя в нормальном направлении описывается степенной
функцией,асвязьмеждукасательныминапряжениямии
перемещениями – моделью Кельвина);
3) разработан алгоритм решения задачи о качении упругой сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с упругим полупространством,
основанный на вариационном методе с учётом продольного и бокового
относительногопроскальзывания,атакжесоставляющих
проскальзывания из-за верчения катящегося тела;
4) установлена зависимость контактных характеристик при качении
жёстких и упругих тел по основанию, покрытому вязкоупругим слоем
(распределение нормального и касательного напряжений на площадке
контакта, расположение зон сцепления и проскальзывания), а также силы
сопротивления качению от величины относительного проскальзывания и
свойств промежуточной среды;
5) проведен расчет распределения максимальных касательных напряжений
внутри упругого полупространства в условиях качения упругой сферы
поупругомуполупространствуприналичиивязкоупругого
промежуточного слоя и дан анализ влияния свойств промежуточного
слоя на скорость накопления контактно-усталостных повреждений в
упругом полупространстве.

1.1 Развитие теории трения качения
Проблема изучения механизмов возникновения сопротивления при качении
деформируемых тел является приоритетным направлением исследований в области
механики контактных взаимодействий, ее актуальность связана с широким
распространением в технике трибосопряжений, работающих в условиях контакта
качения, например, система «колесо-рельс», подшипники качения, различные
транспортные механизмы.
По определению Джонсона К. [1] качение представляет собой вращение двух
контактирующих тел относительно осей, параллельных их общей касательной
плоскости. В подвижной системе отсчёта, связанной с точкой контакта, тела имеют
касательную компоненту скорости и составляющую угловых скоростей вращения
относительно общей нормали к поверхности: если касательные компоненты
скорости различны, то говорят о качении с проскальзыванием; если угловые
скорости различны, то качение сопровождается верчением; при отсутствии
проскальзывания и верчения имеет место свободное качение при наличии и
отсутствии касательной силы.
При качении одного тела по поверхности другого возникает сила
сопротивления, называемая силой трения качения. На основании многочисленных
теоретических и экспериментальных исследований установлено, что основными
причинами возникновения силы сопротивления при качении являются частичное
проскальзывание поверхностей катящегося тела и основания в области
контактного взаимодействия [2], несовершенная упругость контактирующих
тел [3], а также силы молекулярного взаимодействия [4].
Теория существования подобластей сцепления и проскальзывания в области
контакта катящихся деформируемых тел впервые была построена
Рейнольдсом О. [2] и Хизкоутом Г. [5]. Анализируя результаты эксперимента по
качению металлического цилиндра по резиновой поверхности и наоборот,
Рейнольдс О. рассмотрел случай существования зон микропроскальзывания в
условиях трения качения при пренебрежимо малых деформациях контактирующих
поверхностей [2]. Наблюдая качение сферы по канавке, Хизкоут Г. также заметил
появление зон проскальзывания в области контакта [5]. Моделирование этого
явления привело к постановке контактных задач с неоднородными граничными
условиями в области контактного взаимодействия (равенство скоростей
перемещений в подобластях сцепления и соотношение нормальных и касательных
контактных напряжений в соответствии с законом трения в подобластях
проскальзывания) и необходимости разработки методов их решения, в том числе
определения границ подобластей сцепления и проскальзывания в зависимости от
свойств материалов, приложенной нагрузки, величины относительного
проскальзывания и коэффициента трения скольжения.
1.2 Качение упругих тел
При моделировании трения качения упругих тел сложность нахождения
касательных напряжений заключается в том, что границы зон проскальзывания и
сцепления на площадке контакта заранее неизвестны. В случае одинаковых
упругих постоянных тел в контакте качения задачи нахождения нормального и
касательного напряжений разделяются. Аналитическое решение задачи качения
упругого цилиндра по упругому полупространству впервые было получено
Картером Ф. в [3] и спустя некоторое время Фроммом Г. [6], который построил
решение задачи качения двух упругих дисков разных радиусов с одинаковыми
упругими постоянными. В отличие от решения Картера Ф., Фромм Г.
не использовал приближение контактирующих тел полупространствами. В обоих
решениях было показано, что в случае одинаковых упругих постоянных область
контакта делится на две зоны: сцепления и проскальзывания, причём передняя
граница области контакта относительно направления качения цилиндра совпадает
с границей зоны сцепления. Картер Ф. и Фромм Г. считали, что вне области
контакта нормальное напряжение равно нулю, а в зонах проскальзывания
выполняется закон Кулона-Амонтона, и скорость проскальзывания во всех точках
области контакта направлена в одну и ту же сторону. Ишлинский А.Ю. [7]
занимался моделированием качения жёсткого цилиндра по основанию,
представленному в виде системы упругих стержней, которые отклонялись в
сторону и изменяли свою высоту пропорционально действующим на них силам.
Решение задачи качения упругих тел в пространственной постановке при
наличии верчения для пренебрежимо малых относительных скоростей
проскальзывания и угловой скорости верчения было построено Джонсоном К. для
круговой [8, 9] и эллиптической областей контакта [10]. Полученное Картером Ф.
решение задачи качения упругих тел с одинаковыми упругими свойствами в
плоской постановке было расширено на пространственный случай с помощью
метода полос [11, 12]. Результаты моделирования качения упругих тел с учётом
существования подобластей сцепления и проскальзывания были подтверждены
экспериментами Джонсона К. [8]. С помощью метода полос Калкером Й. были
определены касательные напряжения при качении с продольным и боковым
проскальзыванием и наличии верчения для круговой и эллиптической областей
контакта [13]. Калкер Й. заметил, что метод полос позволяет корректно рассчитать
силу сопротивления качению только для областей контакта, вытянутых в
поперечном направлении по отношению к направлению качения. Для расчёта силы
сопротивления качению упругих тел для заданных скоростей продольного и
бокового проскальзывания и угловой скорости верчения была построена линейная
теория Калкера Й. [14], в которой также используется метод полос. В линейной
теории Калкера Й. в каждой точке области контакта предполагается линейная
зависимость между касательными деформациями и напряжениями, причём
коэффициент пропорциональности зависит от скоростей продольного и бокового
проскальзывания и угловой скорости верчения. Линейная теория стала основой для
создания алгоритма FASTSIM [15], который широко применяется в расчётах для
системы колесо-рельс [16–18] благодаря высокой скорости вычислений. Область
применения алгоритма FASTSIM была расширена на задачи качения упругих тел в
неустановившемся режиме [16, 19], с неэллиптической областью контакта [20] и
для более общих законов трения [21]. Усовершенствованная версия алгоритма
FASTSIM – FASTSIM2 была представлена в работе [17], данная версия алгоритма
позволяет рассчитать зависимость силы сопротивления качению от
проскальзывания на более крупной сетке без потери точности. Описание другой
модификации алгоритма FASTSIM – FastSimA, в которой касательные силы в
каждой полосе области контакта определяются с помощью приближенного
аналитического выражения вместо численного решения системы обыкновенных
дифференциальных уравнений, реализованного в алгоритме Калкера Й. FASTSIM,
приведено в работе [22]. Данный алгоритм применяется в модуле программного
комплекса “Универсальный механизм”, который предназначен для моделирования
динамики железнодорожных экипажей. Численное решение задачи качения
упругих тел в пространственной постановке с учётом проскальзывания и верчения,
в основе которого лежит вариационный метод, получено в работах Калкера Й. [23]
и Гольдштейна Р.В. [24]. Калкер Й. объединил принцип виртуальной работы [25],
дополнительной энергии и минимума потенциальной энергии, сформулированные
в виде вариационных неравенств [26–28], и с помощью методов математического
программирования создал алгоритм CONTACT. Данный алгоритм не имеет
ограничений на величину скорости проскальзывания, форму области контакта и
величину угловой скорости верчения, но требует больших вычислительных
ресурсов [23]. Сравнение результатов, полученных с помощью алгоритмов
CONTACT и FASTSIM приведено в [18, 29, 30]. Контактная задача качения
упругих тел, изготовленных из одинаковых материалов, с помощью эквивалентной
вариационной формулировки решалась Гольдштейном Р.В. и др. в [24]. Задача
была сведена к нахождению минимума функционала энергетического типа
относительно касательных напряжений в области контакта с учётом граничных
условий. С помощью методов проекции градиента и линейного программирования
было получено численное решение в случае одинаковых упругих свойств
контактирующих тел. Было изучено влияние продольного и бокового
проскальзывания и угловой скорости верчения на расположение зон сцепления и
проскальзывания в области контакта и силу сопротивления качению.
Большое количество работ посвящено численному решению задачи качения
упругих тел с помощью метода конечных элементов в приложении к системе
«колесо-рельс» [31–38]. Применение метода конечных элементов позволило
отказаться от приближения контактирующих тел упругим полупространством и
рассматривать контактные задачи с более сложной геометрией и свойствами
материала [31]. В системе «колесо-рельс» упругие постоянные контактирующих
тел считаются одинаковыми, и задачи нахождения нормального и касательного
напряжений разделяются [1]. Полученные решения позволяют проанализировать
влияние реальной геометрии и механических характеристик материалов
контактирующих тел, а также нагрузочно-скоростных условий взаимодействия на
распределение контактных давлений и касательных напряжений. Корректность
результатов, рассчитанных с помощью метода конечных элементов, проверяется
сравнением с решением Герца и результатами, полученными с помощью алгоритма
Калкера Й. CONTACT. Метод расчёта контактных касательных напряжений с
использованием измельчённой пространственной конечно-элементной схемы в
потенциальных областях контакта, позволяющий в десятки раз снизить затраты
требуемых вычислительных ресурсов, представлен в [37]. Решение задачи качения
упругих тел в случае конформного контакта с помощью комбинации метода
конечных элементов и алгоритма CONTACT приведено в [38]. Результаты
показывают, что в отличие от решения, полученного при использовании
приближения упругим полупространством, максимальные значения контактных
давлений увеличиваются, а площадь области контакта уменьшается.
Более общий случай разных упругих постоянных катящихся тел
предполагает существование более сложной конфигурации зон сцепления и
проскальзывания в области контакта. Качественный анализ качения тел с разными
упругими постоянными проводился Рейнольдсом О. [2]. Задача качения цилиндров
с разными упругими характеристиками была решена численно в работе Бенталла Р.
и Джонсона К. [39], где использовалось кусочно-линейное представление функций
нормального и касательного напряжения. Решение задачи качения упругих тел в
плоской постановке без ограничения на упругие свойства катящихся тел было
также получено в работах Моссаковского В.И [40], Новелла Д. и Хилса Д. [41].
Результаты моделирования трения качения упругих тел затем используются
для решения динамических задач качения [42, 43], а также встраиваются в
автоматизированные программные пакеты [44, 45].
1.3 Качение вязкоупругих тел
Эксперименты по скольжению и качению вязкоупругих тел [46–55]
показали, что несовершенная упругость реальных материалов является источником
диссипации энергии, приводящим к возникновению силы сопротивления качению.
Первой теоретической работой, посвященной изучению сопротивления качению
при несовершенной упругости материалов, считается исследование
Ишлинского А.Ю. [56], в котором была рассмотрена задача о качении жёсткого
цилиндра по вязкоупругому основанию. Механические свойства основания
описывались системой одномерных моделей Максвелла и Кельвина-Фойгта.
В работе был рассчитан момент трения качения и исследована его зависимость от
скорости качения, нагрузки и механических свойств контактирующих тел.
Одномерные модели также использовались для описания несовершенной
упругости вязкоупругого основания в работах [57, 58] где рассматривались задачи
о качении жёстких тел по вязкоупругому полупространству в плоской и
пространственной постановках. Решение плоской задачи качения жёсткого ролика
по вязкоупругому основанию без учёта касательных напряжений, где вязкоупругий
материал рассматривался как сплошная среда, было получено в работе
Хантера С. [59]. Задача контакта качения двух вязкоупругих цилиндров с
одинаковыми и разными упругими постоянными была решена в работах
Морланда Л. [60, 61] Исследованию совместного эффекта несовершенной
упругости материалов и относительного проскальзывания при качении
вязкоупругих тел посвящена работа Горячевой И.Г. [62], в которой
рассматривается задача о качении вязкоупругого цилиндра по основанию из того
же материала. В результате были получены аналитические выражения для расчёта
нормального напряжения и определена конфигурации зон сцепления и
проскальзывания в области контакта. Было показано, что в случае одинаковых
материалов цилиндра и основания, зона сцепления располагается на переднем
кране области контакта, а за ней находится зона проскальзывания.
Среди исследований, посвящённых трению качения вязкоупругих тел, можно
отдельно выделить работы, посвящённые качению жёстких и деформируемых тел
при наличии тонкого промежуточного слоя на поверхности катания. Задача о
качении упругого цилиндра по упругому основанию, покрытому вязкоупругим
слоем, была решена Горячевой И.Г. в [63]. Решение контактной задачи о качении и
скольжении двух упругих цилиндров, покрытых вязкоупругими поверхностными
слоями, было построено в [64], в котором были получены распределения
нормального и касательного напряжений в области контакта и проведён анализ
влияния геометрических и механических параметров слоя на контактные
характеристики. Влияние свойств вязкоупругого слоя и скорости качения
цилиндров на распределение нормального напряжения и коэффициент трения было
изучено в [65]. Описание характеристик вязкоупругого слоя с помощью
одномерных моделей позволило получить аналитическое решение, а также
проанализировать влияние межмолекулярного взаимодействия контактирующих
поверхностей [66] и дискретного характера взаимодействия [67–70] на контактные
характеристики и силу трения при скольжении упругих тел. С помощью
аналитических и численных методов в [71–73] было изучено влияние свойств
вязкоупругого слоя, сцепленного с упругим основанием, на контактные
характеристики и силу трения в условиях трения скольжения и качения, в том числе
при наличии в зазоре смазки. Для описания свойств поверхностного слоя
использовалась модель Максвелла, которая обладает неограниченной
ползучестью. Описание механических характеристик вязкоупругих тел с помощью
линейной модели также применялось в задаче качения периодической системы
цилиндров и свободного вязкоупругого слоя конечной толщины в приложении к
моделированию движения конвейерной ленты в [74]. Теоретическое и
экспериментальное исследование контакта качения двух цилиндров с покрытиями
из вязкоупругих материалов, в частности резины, проведено в работах
Калкера Й. [75, 76].
Большое количество работ посвящено развитию численных методов решения
задачи качения вязкоупругих тел, в частности метода конечных элементов [77–84].
Для решения задачи качения вязкоупругого цилиндра по недеформируемому
основанию в [77] использовалась вариационная формулировка. Метод решения
задач качения вязкоупругих тел, представленный в [78, 81], используется при
моделировании процесса установившегося качения, так и для переходных
процессов. Развитию численных методов решения контактных задач о качении
вязкоупругих тел на основе описания движения с помощью метода Лагранжа-
Эйлера (ALE) посвящены работы [85–87]. В [88] представлен метод,
разработанный для вязкоупругого полупространства, который также
использовался для построения приближенного решения задачи трения качения для
вязкоупругого слоя. Широкое распространение получили алгоритмы численного
расчёта контактных характеристик в задачах качения упругих тел (FASTSIM,
CONTACT), построенные Калкером Й. [23] и позже усовершенствованные для
случая контакта упругих тел с промежуточным вязкоупругим слоем [44, 89]. Для
расчёта силы сопротивления качению при наличии вязкоупругих покрытий
применяются и другие численные методы, среди которых метод граничных
элементов [90], быстрое преобразование Фурье [91]. Достоинством численных
методов является возможность решения контактных задач с любой формой
индентора и моделью вязкоупругого материала, в качестве основного недостатка
отмечается их ресурсоёмкость, в частности, при решении задач в пространственной
постановке.
Результаты исследований контакта трения качения при наличии
промежуточного слоя применяются на практике при моделировании контактного
взаимодействия и изнашивания в системе «колесо-рельс», подшипников качения с
консистентной смазкой и других трибосопряжений.
Моделирование контактного взаимодействия в системе «колесо-рельс»
является значительной областью приложения фундаментальных знаний и
результатов исследования задач трения качения упругих тел с промежуточным
слоем. Обзор контактных задач, возникающих в системе «колесо-рельс», а также
методов их решения приведён в [92]. Задача управления трением в системе
«колесо-рельс» была сформулирована в [93]. Идея управления трением
заключается в создании на контактирующих поверхностях колеса и рельса
специальных слоёв, обладающих заданными характеристиками трения. Для
грузовых вагонов задача управления трением состоит в обеспечении заданного
коэффициента трения между гребнями колёс и боковой поверхностью головки
рельса и между поверхностями катания колеса и рельса (преимущественно в
кривых). Применение систем лубрикации в контакте между гребнем колеса и
боковой поверхностью головки рельса позволяет уменьшить интенсивность
изнашивания гребней колес и боковой износ рельсов. Модификаторы трения
решают вторую часть задачи управления трением – поддержку заданного
коэффициента трения на поверхности катания рельсов при взаимодействии с
колесами грузовых вагонов [94, 95]. Также модификаторы трения используются
для уменьшения износа контактирующих поверхностей [96, 97], снижения шума и
вибраций [98, 99], оптимизации силы тяги при разных условиях взаимодействия
[100, 101]. В качестве модификаторов трения используют как полимеры [94, 102],
так и различные композиционные материалы [103]. Для исследования влияния
микроструктуры основания из композиционного материала на контактные
характеристики и силу трения помимо одномерных моделей вязкоупругих тел
используются модели основания, состоящие из вязкоупругого скелета и флюида-
наполнителя [104, 105]. Существующие модели контакта «колесо-рельс» при
наличии третьего тела постоянно совершенствуются с целью воспроизведения
наблюдаемых в эксперименте контактных характеристик для более широкого
диапазона параметров [89].
При искусственной обработке поверхностей, а также в результате их
изнашивания, образуются частицы износа, которые задерживаются в области
контакта, формируя так называемый слой третьего тела. При моделировании
механические свойства смазочного слоя, насыщенного частицами износа, могут
быть описаны с помощью моделей вязкоупругого слоя, где толщина слоя третьего
тела зависит от скорости изнашивания. Появление продуктов износа в области
контакта ведёт к изменению контактных характеристик и напряжённого состояния
взаимодействующих тел. Исследованию образования и дальнейшей эволюции
продуктов износа при различных условиях контактирования посвящено множество
теоретических и экспериментальных работ [106, 107]. Обзор аналитических
методов решения контактных задач изнашивания при наличии третьего тела
приведён в [108]. В работе Болотова А.Н. был предложен способ адаптации
магнитных смазочных наножидкостей для применения в условиях граничного
трения (например, в качестве смазочных материалов подшипников качения и
скольжения) [109]. Также была исследовано влияние концентрации дисперсных
частиц в магнитном масле на коэффициент трения, износостойкость и скорость
формирования граничных смазочных слоев [110].
1.4 Моделирование трения скольжения и качения с учётом
межмолекулярного взаимодействия
Обоснование межмолекулярного взаимодействия как одного из источников
силы сопротивления качению приведено в работе Томлинсона Дж. [4], который
проводил эксперименты по качению металлических цилиндров при малых
нагрузках. Совместное влияние несовершенной упругости материалов и
адгезионных свойств их поверхностей на контактные характеристики и силу
трения было рассмотрено в задаче о скольжении сферического индентора по
вязкоупругому основанию [66], где межмолекулярное взаимодействие
поверхностей описывалось с помощью приближения потенциала Леннарда-
Джонса одноступенчатой моделью Мажи-Дагдейла.
Моделирование дискретного контакта реальных поверхностей с учётом
адгезионного взаимодействия проводилось в работах Измайлова В.В [111, 112], где
для описания адгезионных сил использовались модели Дерягина-Мюллера-
Топорова [113] и Джонсона-Кендалла-Робертса [114]. Было исследовано влияние
адгезии на сближение и площадь фактической области контакта и предложен
критерий для оценки степени влияния адгезионных сил на характеристики
контакта.
Контактные задачи качения с учётом адгезии изучались в
работах Кендалла К. [115], Горячевой И.Г. и Маховской Ю.Ю. [116],
Попова В.Л. [117]. Расчёт адгезионной составляющей силы сопротивления
качению для упругих и вязкоупругих тел с учётом адгезионного взаимодействия их
поверхностей был проведён в [116], где для описания адгезии использовался
потенциал Леннарда-Джонса. Метод применения кусочно-постоянной функции в
качестве аппроксимации разных существующих потенциалов, например
потенциала Леннарда-Джонса, для моделирования контактного взаимодействия
индентора и упругого основания был разработан в [118]. Исследованию
совместного влияния вязкоупругости и межмолекулярного взаимодействия на
контактные характеристики в условиях скольжения посвящены работы [109, 110].
1.5 Моделирование накопления контактно-усталостных повреждений в
условиях трения скольжения и качения
При эксплуатации трибосопряжений поверхностные слои со временем
разрушаются, причём вид разрушения зависит от свойств материала и условий
фрикционного взаимодействия. Одним из характерных механизмов разрушения
поверхностных слоёв контактирующих тел является контактно-усталостное
изнашивание, обусловленное процессом накопления поврежденности на
микроуровне при дискретном характере контактирования, связанном с
шероховатостью реальных поверхностей [121]. При циклических нагрузках в
активном слое материала возникает неоднородное циклическое поле внутренних
напряжений. В результате в слое вблизи пятен фактического контакта существуют
области с высокой концентрацией напряжений, где накапливаются повреждения
материала [72]. В монографии Горячевой И.Г. представлен макроскопический
подход к построению модели усталостного разрушения поверхности, в котором
мера повреждения материала в каждой точке полупространства описывается
функций повреждённости, зависящей от амплитудных значений напряжений в
данной точке [72]. Одной из моделей для исследования контактной усталости
является модель линейного суммирования повреждений, где скорость накопления
усталостных повреждений в каждой точке зависит от амплитудного значения
максимальных касательных напряжений в данной точке [72]. С помощью модели
линейного суммирования повреждений в [122] был проведён расчёт процесса
накопления контактно-усталостных повреждений для эластомеров с критерием
накопления повреждений, связанным с амплитудными значениями приведённых
напряжений. Обзор подходов к моделированию контактно-усталостного
изнашивания при качении приведен в [123]. Описание методов моделирования
износа на разных масштабных уровнях представлено в [124]. В работах
Горячевой И.Г. и Чекиной О.Г. процесс усталостного изнашивания рассматривался
на основе одномерной модели накопления повреждений – модели отслаивания [79,
115]. Зависимость напряженного состояния упругого полупространства от
относительного проскальзывания и коэффициента трения при качении упругого
цилиндра по основанию из того же материала при наличии тонких поверхностных
плёнок была исследована в [71]. Моделирование накопления контактно-
усталостных повреждений с помощью функции поврежденности поверхностных
слоёв двухслойного упругого основания в зависимости от амплитудных значений
напряжений в каждой точке представлено в [126]. Влияние остаточных
напряжений на контактно-усталостное изнашивание при качении упругих тел
исследовалось в [127, 128].
На практике контактно-усталостные повреждения считаются наиболее
распространенными видами дефектов рельсов [129]. Обзор подходов к
моделированию появления контактно-усталостных повреждений рельсов приведён
в [130], где в качестве основных групп выделены модели, связанные с
максимальными касательными напряжениями; модели, основанные на получении
количественных характеристик приспосабливаемости материалов к циклическим
нагрузкам; модели, связанные с критериями, имеющими смысл энергии,
выделяющейся на контакте, и модели, прогнозирующие накопление пластической
деформации в условиях циклического нагружения. Обзор контактно-усталостных
дефектов в материале колеса и рельса и методов, использующихся для
предсказания их возникновения, приведен в [131]. Методы и результаты
моделирования образования контактно-усталостных дефектов колес грузовых
вагонов представлены в [132]. Полученные результаты позволяют установить
степень влияния продольного и бокового проскальзываний (по отношению
к направлению качения колеса) на распределение напряжений в области контакта
и накопление повреждений. В работе [133] разработан алгоритм для
моделирования процесса накопления контактно-усталостных повреждений в
материале колеса, основанный на методе конечных элементов, где в качестве
критерия оценки контактно-усталостной прочности используется критерий
Данг Вана [134]. Разработанный алгоритм применяется для выбора профилей колес
по критерию минимизации накопления в них контактно-усталостных
повреждений [135].
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью развития
методов решения контактных задач качения упругих тел с проскальзыванием при
наличии тонкого промежуточного слоя и анализа влияния свойств промежуточной
среды на контактные характеристики и скорость накопления усталостных
повреждений в подповерхностных слоях материалов в условиях трения качения.
Целью диссертационного исследования является разработка методов
решения контактных задач о качении жестких и деформируемых тел при наличии
промежуточного слоя с учётом основных механизмов трения (относительное
проскальзывание, несовершенная упругость, межмолекулярное взаимодействие), а
также анализ влияния свойств промежуточной среды на контактные
характеристики, силу трения, распределение внутренних напряжений и скорость
накопления усталостных повреждений в поверхностных слоях упругих тел.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены
следующие задачи:
− контактная задача в плоской и пространственной постановках о качении
жёсткого ролика по вязкоупругому слою, сцепленному с жестким
основанием, с учётом относительного продольного проскальзывания и
межмолекулярного взаимодействия контактирующих поверхностей;
− контактная задача о качении упругой сферы по упругому
полупространству, покрытому тонким вязкоупругим слоем, механические
свойства которого в нормальном направлении описываются моделью
Винклера, а в касательном направлении – моделью Кельвина;
− контактная задача о качении упругой сферы по вязкоупругому слою,
сцепленному с упругим полупространством с учётом трёх составляющих
относительного проскальзывания: продольного, бокового и
проскальзывания из-за верчения катящегося тела;
− расчет внутренних напряжений в упругом полупространстве в условиях
качения с проскальзыванием при наличии вязкоупругого промежуточного
слоя и анализ влияния свойств промежуточного слоя на скорость
накопления контактно-усталостных повреждений в упругом
полупространстве.
Научная новизна работы состоит в следующем:
− разработка метода решения и анализ контактных характеристик в задаче о
качении с проскальзыванием жёсткой сферы по жёсткому
полупространству, покрытому вязкоупругим слоем, с учётом
межмолекулярного взаимодействия поверхностей (совместный учёт всех
трёх составляющих сопротивления при качении);
− разработка алгоритма и программы расчёта контактных характеристик
(распределение контактных напряжений, расположение зон сцепления и
проскальзывания) и силы сопротивления при взаимодействии упругих тел
в условиях трения качения с учётом свойств промежуточного
вязкоупругого слоя;
− анализ влияния толщины и механических характеристик промежуточного
слоя, описываемого моделями Винклера, Максвелла и Кельвина, а также
относительного проскальзывания, скорости качения и радиуса ролика на
характеристики контактного взаимодействия (размер и положение
области контакта, распределение контактных напряжений) и силу трения;
− алгоритм и программа расчёта скорости накопления контактно-
усталостных повреждений в упругом основании при циклическом
качении упругой сферы по вязкоупругому слою, сцепленному с упругим
полупространством.
Достоверность результатов исследования обеспечена:
− сравнением решения контактных задач о качении с проскальзыванием в
отсутствии и при наличии промежуточного слоя с полученными ранее
решениями другими методами (аналитические методы, CONTACT, метод
конечных элементов);
− использованием при решении задач апробированных численных методов:
метод полос, методы численного интегрирования, метод проекции
градиента.
Практическая значимость работы
Результаты работы могут использоваться при оценке влияния свойств тонких
вязкоупругих промежуточных слоёв на характеристики фрикционного
взаимодействия в условиях трения качения и выборе смазочных материалов
(консистентной смазки в подшипниках качения, модификаторов трения,
способствующих снижению энергетических потерь в системе “колесо-рельс”).
Методы исследования:
− метод разбиения области контакта на полосы, в каждой из которых
решается контактная задача в плоской постановке;
− вариационный метод решения контактной задачи в пространственной
постановке;
− методы численного интегрирования.
Положения, выносимые на защиту:
1) методы решения контактных задач качения жёстких и упругих тел при
наличии промежуточного вязкоупругого слоя;
2) методика анализа влияния геометрических параметров модели (толщина
слоя, радиус ролика), свойств материала слоя (времена последействия и
релаксации, модуль упругости), скорости относительного продольного и
бокового проскальзывания и скорости качения ролика на расположение
подобластей сцепления и проскальзывания в области контакта,
распределение контактных напряжений и силу трения;
3) алгоритм расчёта компонент напряжений в упругом полупространстве и
скорости накопления контактно-усталостных повреждений в условиях
трения качения при наличии промежуточного слоя.
Апробация работы
Основные результаты работы были представлены на 9 международных и
10 всероссийских конференциях:
1) 57-я всероссийская научная конференция МФТИ с международным
участием, посвященная 120-летию со дня рождения П.Л. Капицы, Москва,
24-29 ноября 2014;
2) XXVII международная инновационно-ориентированная конференция
молодых учёных и студентов (МИКМУС-2015), Москва,
2-4 декабря 2015;
3) 58-я всероссийская научная конференция МФТИ с международным
участием, Москва, 23-28 ноября 2015;
4) 59-я всероссийская научная конференция МФТИ с международным
участием, 21-26 ноября 2016;
5) XLIII международная молодёжная научная конференция «Гагаринские
чтения», Москва, 5-20 апреля 2017;
6) научная конференция «Ломоносовские чтения – 2018», секция «Механика
деформируемого твердого тела», Москва, 16-25 апреля 2018;
7) XLIV международная молодёжная научная конференция «Гагаринские
чтения», Москва, 17-20 апреля 2018;
8) 11th International Conference on Contact Mechanics and Wear of Rail/Wheel
Systems, Дельфт, Нидерланды, 24-27 сентября 2018;
9) International Conference on Engineering Tribology and Applied Technology
(ICETAT) 2018, Тайбэй, Тайвань (Китай), 16-18 ноября 2018;
10) XLV международная молодёжная научная конференция «Гагаринские
чтения – 2019», Москва, 16-19 апреля 2019;
11) XII всероссийский съезд по фундаментальным проблемам теоретической
и прикладной механики, Уфа, 19-24 августа 2019;
12) 62-я всероссийская научная конференция МФТИ, 18-23 ноября 2019;
13) XXXI Международная инновационная конференция молодых ученых и
студентов (МИКМУС – 2019), Москва, 4-6 декабря 2019;
14) научная конференция «Ломоносовские чтения – 2019», секция
«Механика деформируемого твердого тела», Москва, 15-25 апреля 2019;
15) XLVI международная молодёжная научная конференция «Гагаринские
чтения», онлайн, 13-17 апреля 2020;
16) The International Summer School-Conference “Advanced Problems in
Mechanics – 2020”, онлайн, 21-26 июня 2020;
17) научная конференция «Ломоносовские чтения – 2020», секция
«Механика деформируемого твердого тела», онлайн, 30 октября 2020;
18) 63-я всероссийская научная конференция МФТИ, онлайн, 23-29 ноября
2020;
19) V всероссийский форум «Наука Будущего – Наука Молодых», онлайн, 30
ноября –3 декабря 2020.
Научные исследования, проведенные в диссертационной работе,
осуществлялись в рамках грантов РФФИ: 17-20-01147, 17-58-52030, 18-31-00441,
19-31-90015, 20-01-00400; гранта РНФ 14-29-00198 и программы Президиума
РАН I.16 «Экспериментально-теоретическое изучение влияния геометрических и
механических свойств поверхности и тонких поверхностных слоев на
фрикционные характеристики и изнашивание элементов пар трения».
Публикации автора по теме диссертации
Основные результаты диссертации изложены в работах [83, 126–134],
изданных в периодических научных изданиях, сборниках материалов и тезисах
докладов международных и всероссийских конференций. 5 статей [83, 130, 131,
135, 136] из списка публикаций напечатаны в журналах, входящих в перечень
ВАК РФ и/или индексируемых в Web of Science, Scopus, в том числе статьи [83,
131] опубликованы в высокорейтинговых международных журналах. Получено
одно свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ
«Программа расчёта контактных характеристик в условиях качения упругих тел с
учётом свойств промежуточного вязкоупругого слоя» [148].
Основные публикации:
1. Горячева И.Г., Мифтахова А.Р. Моделирование трения качения с учётом
свойств промежуточной среды и относительного проскальзывания в
области контактного взаимодействия // Машиностроение и инженерное
образование. 2016. № 3. С. 38-44.
2. Мифтахова А.Р. Контактные задачи о качении с проскальзыванием для
вязкоупругих тел // Трение и износ. 2018.Т. 39, № 1. С. 71-79.
3. Goryacheva I.G., Miftakhova A.R. Modelling of the viscoelastic layer effect in
rolling contact // Wear. 2019. Vol. 430. P. 256-262.
4. Miftakhova A., Chen Y.Y., Horng J.H. Effect of rolling on the friction
coefficient in three-body contact // Advances in Mechanical Engineering. 2019.
Vol. 11, № 8. P. 1-9.
5. Мещерякова А.Р., Горячева И.Г. Напряженное состояние упругих тел в
условиях качения с проскальзыванием при наличии промежуточного
слоя // Физическая мезомеханика. 2020. Т. 23, № 6.
Личный вклад автора
В работах [83, 126–129, 132–134] автором разработан алгоритм решения
контактных задач в условиях трения качения, математические постановки которых
были предложены научным руководителем Горячевой И.Г. Все необходимые
расчёты были проведены автором самостоятельно, полученные результаты
обсуждались совместно с Горячевой И.Г. В работе [141] постановка задачи и
обсуждение результатов было выполнено совместно с соавторами, расчёт
проводился автором самостоятельно.
Структура и объем работы
Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
литературы. Полный объём работы составляет 101 страницу, включая 33 рисунка.
Список литературы содержит 144 наименования.
Во введении сформулированы основные цели и задачи диссертационной
работы, обоснованы актуальность и научная новизна исследования. Также
представлен обзор современного состояния исследований в области, касающейся
темы диссертации.
В первой главе предложен алгоритм, основанный на методе полос, для
определения нормальных и касательных напряжений при качении с
проскальзыванием сферы по вязкоупругому слою, механическое поведение
которого описывается моделью Кельвина. Определена конфигурация подобластей
сцепления и проскальзывания при разных значениях отношения времён
последействия и релаксации материала вязкоупругого слоя, числа Деборы,
относительного продольного проскальзывания и коэффициента трения
скольжения. Установлено, что увеличение коэффициента трения скольжения и
величины относительного проскальзывания приводят к росту отношения
касательной силы к нагрузке. Получено решение задачи качения сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с полупространством, при наличии
межмолекулярного взаимодействия. Проведён анализ влияния свойств
промежуточного слоя, скорости относительного проскальзывания, параметров
потенциала межмолекулярного взаимодействия на конфигурацию области
контакта и адгезионного взаимодействия и расположение подобластей сцепления
при заданной нагрузке на сферу.
Во второй главе рассматривается задача качения с проскальзыванием
упругой сферы по упругому полупространству, покрытому тонким вязкоупругим
слоем. Для описания механического поведения промежуточного слоя используется
несколько одномерных моделей вязкоупругости. В разделе 2.1 податливость слоя в
нормальном направлении описывается степенной функцией, а для моделирования
механического поведения слоя в касательном направлении используется тело
Кельвина. В постановке задачи в разделе 2.2 предполагается, что промежуточный
вязкоупругий слой не сопротивляется смятию в нормальном направлении, а его
механическое поведение в касательном направлении моделируется с помощью тела
Максвелла. Задача определения касательного напряжения в области контакта
решается с помощью метода полос и вариационного метода. Исследовано влияние
относительных продольного и бокового проскальзываний и относительного
верчения, а также коэффициента трения скольжения на расположение подобластей
сцепления и проскальзывания в области контакта.
Третья глава посвящена исследованию скорости накопления контактно-
усталостных повреждений в условиях трения качения при наличии вязкоупругого
поверхностного слоя. Рассматривается циклическое качение упругой сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с упругим полупространством. Для полученных
во второй главе распределений контактных нормального и касательного
напряжений проведён расчет напряжённого состояния упругого полупространства
в условиях трения качения упругих тел с одинаковыми упругими постоянными при
наличии промежуточного слоя. Проанализировано влияние относительных
продольного и бокового проскальзываний, свойств промежуточного слоя и
коэффициента трения скольжения на расположение областей концентрации
максимальных касательных напряжений в подповерхностных слоях упругого
полупространства.
В заключении представлены основные результаты диссертационной работы.
Автор выражает большую признательность научному руководителю
академику РАН д.ф.-м.н. И.Г. Горячевой, а также д.ф.-м.н. Е.В. Торской и всем
сотрудникам лаборатории трибологии ИПМех РАН за поддержку в проведении
исследований.

Цель проведённого исследования заключалась в разработке методов решения
контактных задач для деформируемых тел в условиях трения качения с учётом
основных механизмов трения и наличия тонкого промежуточного слоя, а также
анализе влияния свойств промежуточной среды на контактные характеристики,
силу трения, распределение внутренних напряжений и скорость накопления
усталостных повреждений в поверхностных слоях упругих тел. В работе получены
следующие основные результаты:
1) построено решение контактной задачи о качении жёсткого цилиндра и
сферы по тонкому вязкоупругому слою, сцепленному с жёстким
основанием, с учётом относительного продольного проскальзывания и
межмолекулярного взаимодействия контактирующих поверхностей (при
описании механических свойств слоя в нормальном и касательном
направлении моделью Кельвина);
2) решена контактная задача о качении упругой сферы по упругому
полупространству, покрытому тонким промежуточным слоем
(податливость слоя в нормальном направлении описывается степенной
функцией, а связь между касательными напряжениями и перемещениями –
моделью Кельвина);
3) разработан алгоритм решения задачи о качении упругой сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с упругим полупространством,
основанный на вариационном методе с учётом продольного и бокового
относительного проскальзывания, а также составляющих проскальзывания
вследствие верчения катящегося тела;
4) установлена зависимость контактных характеристик при качении жёстких
и упругих тел по основанию, покрытому вязкоупругим слоем
(распределение нормального и касательного напряжений на площадке
контакта, расположение зон сцепления и проскальзывания), а также силы
сопротивления качению от величины относительного проскальзывания и
свойств промежуточной среды;
5) проведен расчет распределения максимальных касательных напряжений
внутри упругого полупространства в условиях качения упругой сферы по
упругому полупространству при наличии вязкоупругого промежуточного
слоя и дан анализ влияния свойств промежуточного слоя на скорость
накопления контактно-усталостных повреждений в упругом
полупространстве.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Моделирование трения при качении цилиндра по вязкоупругому слою, описываемому моделью Кельвина
    XXVII Международная инновационно-ориентированная конференция молодых учёных и студентов (МИКМУС – 2015): сборник трудов конференции. Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН Москва, 2С. 182
    Анализ влияния вязкоупругого промежуточного слоя на контактные характеристики и силу трения прикачении с проскальзыванием
    Труды59-йнаучнойконференцииМФТИ. Аэрофизика и космические исследования. МФТИ Москва, 2С. 22
    Задача о качении с проскальзыванием периодической системы цилиндров по вязкоупругому основанию
    Гагаринские чтения – 2018 Сборник тезисов докладов XLIV Международной молодёжной научной конференции. 2Т. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, 2 С. 401

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Моделирование гидромеханического поведения грунтов при искусственном замораживании
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук