Контактное взаимодействие и накопление усталостных повреждений при качении деформируемых тел

Мещерякова Альмира Рифовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение
1.1 Развитие теории трения качения
1.2 Качение упругих тел
1.3 Качение вязкоупругих тел
1.4 Моделирование трения скольжения и качения с учётом
межмолекулярного взаимодействия
1.5 Моделирование накопления контактно-усталостных повреждений в
условиях трения скольжения и качения
Глава 1. Качение жёсткой сферы по вязкоупругому слою, сцепленному с
жёстким полупространством
1.1 Постановка задачи
1.2 Метод решения
1.3 Анализ влияния свойств промежуточного слоя на контактные
характеристики при качении
1.4 Постановка задачи о качении жёсткой сферы по вязкоупругому слою,
сцепленному с жёстким полупространством, с учётом сил
межмолекулярного взаимодействия
1.5 Метод решения
1.6 Анализ влияния сил межмолекулярного взаимодействия на контактные
характеристики
1.7 Выводы по главе 1
Глава 2. Качение упругой сферы по вязкоупругому слою, сцепленному с
упругим полупространством
2.1 Постановка задачи о качении упругой сферы по вязкоупругому слою,
сцепленному с упругим полупространством, при наличии продольного
проскальзывания
2.2 Метод решения задачи качения упругой сферы по вязкоупругому слою,
сцепленному с упругим полупространством, основанный на методе полос

2.3 Анализ контактных характеристик и силы трения
2.4 Постановка задачи качения упругой сферы по упругому
полупространству, покрытому вязкоупругим слоем, с учётом продольного и
бокового проскальзывания и верчения
2.5 Метод решения задачи качения упругой сферы по упругому
полупространству, покрытому вязкоупругим слоем, основанный на
вариационном методе
2.6 Анализ контактных касательных напряжений
2.7 Выводы по главе 2
Глава 3. Накопление контактно-усталостных повреждений упругих тел при
качении с проскальзыванием с промежуточным слоем
3.1 Постановка задачи
3.2 Алгоритм расчёта напряжённого состояния упругого полупространства

3.3 Метод расчёта скорости накопления контактно-усталостных
повреждений в упругом полупространстве
3.4 Анализ влияния свойств вязкоупругого слоя и проскальзывания на
напряжённое состояние упругого полупространства в условиях трения
качения
3.5 Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Список рисунков

Во введении сформулированы основные цели и задачи диссертационной
работы, обоснованы актуальность и научная новизна исследования. Также
представлен обзор современного состояния исследований в области, касающейся
темы диссертации.
В разделе 1.1 рассматривается контактная задача об установившемся
качении жёсткой сферы по вязкоупругому слою, сцепленному с жёстким
полупространством. Сфера катится по основанию с постоянной линейной
скоростью V и угловой скоростью ω (см. рис. 1). Контактирующая поверхность
x2 + y 2
сферы описывается функцией f ( x, y) = −, где R – радиус сферы.
2R

Рисунок 1. Схема качения сферы (1) по полупространству (2), сцепленному с
вязкоупругим слоем (3)
Для описания механических характеристик слоя в нормальном и
касательном направлениях используется модель Кельвина, которая представляет
собой последовательное соединение пружины и элемента Фойгта и обладает
ограниченной ползучестью:

w ( x ‘, y ‘, t )h ( p ) p ( x ‘, y ‘, t ) 
w ( x ‘, y ‘, t ) + T ( p )= p ( x ‘, y ‘, t ) + T,(1)
tEL ( p ) t
u ( x ‘, y ‘, t )
h ( )  ( x ‘, y ‘, t ) 
u ( x ‘, y ‘, t ) + T ( )=   ( x ‘, y ‘, t ) + T, (2)
tEL ( ) t
гдеw ( x ‘, y ‘, t )иu ( x ‘, y ‘, t ) – нормальное и касательное перемещения

вязкоупругого слоя, T ( p ) , T ( p ) и T ( ) , T ( ) – времена последействия и

релаксации в нормальном и касательном направлениях, EL ( p ) и EL ( ) –
длительные модули упругости в нормальном и касательном направлениях,
p ( x ‘, y ‘, t ) – нормальное напряжение,  ( x ‘, y ‘, t ) – касательное напряжение
в области контакта.
Для упрощения постановки задачи предполагается, что длительные модули
упругости материала вязкоупругого слоя в касательном и нормальном
направлениях одинаковыми: EL ( p ) = EL ( ) = EL .
В подвижной системе координат соотношения (4) и (5) принимают
следующий вид:

w ( x, y )h p ( x, y ) 
w ( x, y ) − T ( p )V= p ( x, y ) − T V
( p)
,(3)
xEL x 
u ( x, y )h  ( x, y ) 
u ( x, y ) − T ( )V= ( x, y ) − T V
( )
.(4)
xEL x 
В условиях качения сферы по основанию, которое включает в себя
вязкоупругий слой, область контакта разбивается на подобласти сцепления ΩA и
проскальзывания ΩS. В подобласти проскальзывания абсолютное значение
касательного напряжения связано с нормальным давлением по закону
Кулона – Амонтона,иегонаправлениепротивоположноскорости
проскальзывания:
 ( x, y) =  p( x, y),(5)
где µ – коэффициент трения скольжения. В случае полного скольжения
равенство (5) выполняется на всей области контакта сферы и основания.
В подобласти сцепления ΩA имеет место следующее неравенство:
 ( x, y)   p( x, y), ( x, y)  A .(6)
Также в данной подобласти равны скорости контактирующих точек сферы и
вязкоупругого слоя. В системе координат (x’, y’, z’) для касательных смещений
точек сферы и основания выполняется соотношение:
du ( x ‘, y ‘, t )du1 ( x ‘, y ‘, t )
= V − R +
, z = 0 , ( x ‘, y ‘)  ‘ A . (7)
dtdt
После перехода в подвижную систему координат уравнение (7) принимает
следующий вид:
du1 ( x, y )du ( x, y )
−+
=  , z = 0 , ( x, y)  A .(8)
dxdx
Сфера и полупространство в данной постановке считаются жёсткими, поэтому
условие для производных касательных перемещений точек вязкоупругого слоя
имеет вид:
du ( x, y )
= , z = 0 , ( x, y)  A ,(9)
dx
R − V
.=(10)
V
где  – величина продольного относительного проскальзывания.
Для всех точек из области контакта выполняется соотношение:

x2 + y 2
w( x, y) = D −, ( x, y)  ,(11)
2R
где R – радиус сферы, D – максимальная глубина внедрения точек сферы в
основание.
Вязкоупругий слой считается сцепленным с полуплоскостью, поэтому на
границе раздела y = h должны быть выполнены следующие условия:

u( x, y, h− ) = u( x, y, h+ ), w( x, y, h− ) = w( x, y, h+ ),(12)
p( x, y, h− ) = p( x, y, h+ ),  ( x, y, h− ) =  ( x, y, h+ ), ( x, y)  .(13)
Для расчёта нормального давления и касательного напряжения на площадке
контакта применяется метод полос. Благодаря разбиению области контакта на
полосы, ориентированные вдоль движения катящегося тела, вместо исходной
пространственной задачи решается система плоских задач.
В безразмерном виде характеристики промежуточного слоя описываются
следующими параметрами:

T (
p)
T ( )

( p)T ( p )V( )T ( )V
T=,( p)
=, T = ( ) ,  =
( )
.(14)
T (
p)
RTR
Разработанныйалгоритмрешениябылиспользовандлярасчёта
распределения нормальных и касательных контактных напряжений при качении
сферы по вязкоупругому слою с различными значениями отношения времён
последействия и релаксации. В силу симметрии задачи относительно оси
абсцисс решение определялось только для половины области контакта.
Проведён анализ влияния коэффициента трения, механических характеристик
слояивеличиныотносительногопроскальзываниянараспределения
касательного напряжения и расположение зон сцепления и проскальзывания в
области контакта.
На рис. 2 показаны распределения безразмерного касательного напряжения
в области контакта при различных значениях относительного проскальзывания,
а также случай полного проскальзывания, отмеченный на рисунке синим цветом.
Рассматривается частный случай равенства модулей упругости материала
вязкоупругого слоя в нормальном и касательном направлениях. Полученные
результаты показывают, что при уменьшении величины относительного
проскальзывания увеличивается зона сцепления на области контакта и растёт
максимальное значение касательного напряжения.
абв
Рисунок 2. Распределение касательного напряжения в области контакта при
D/h = 0,1, h/R = 0,02,  ( p ) =  ( ) = 0,05, μ = 0,3, T ( p ) =  T ( ) = 5 и Δ = 0,002 (а),
Δ = 0,005 (б), Δ = 0,007 (в)
На рис. 3 приведена зависимость отношения касательной силы к нагрузке
от абсолютной величины относительного проскальзывания при разных
значениях параметров T ( p ) ,  T ( ) и µ.
T/P = f(Δ)T/P = f(Δ)
0,350,8
T ( p ) = T ( ) = 5 = 0,7
0,30,7

0,25T ( ) = 5, T ( p ) = 1010,6
 = 0,5
0,2
T ( ) = 5, T ( p ) = 1520,5
T/P

T/P
0,1530,4
 = 0,32
0,10,3

0,050,2
00,1
00,010,020,030,0400,010,020,030,040,05

ΔΔ

аб
Рисунок 3. Зависимость отношения касательной силы к нагрузке от величины
относительного проскальзывания при D/h = 0,1, h/R = 0,02,  ( p ) =  ( ) = 0,05,

 = 0,3 (a) и T ( p ) =  T ( ) = 5 (б)
В разделе 1.2 рассматривается задача о качении жёсткой сферы радиуса R с
постояннойскоростью Vпожёсткомуполупространству,покрытому
вязкоупругимслоем,сучётоммежмолекулярноговзаимодействия.
Механические характеристики слоя описываются моделью Кельвина (3, 4),
причём параметры вязкоупругогослояв касательном инормальном
направленияхсчитаютсяодинаковыми:EL ( p ) = EL ( ) = EL , ( p ) =  ( ) =  ,

T ( p ) = T ( ) = T . Схема качения сферы показана на рис. 4.

y
1x
T V
R
P
δmaxδmax
a2jb2j
a1jb1j
y
3xh
z, z

Рисунок 4. Схема качения сферы с учётом адгезионного взаимодействия
Вне области контакта и адгезионного взаимодействия нормальное
напряжение на поверхности вязкоупругого слоя считается равным 0. В зонах на
входе и выходе из области контакта между поверхностями действуют силы
адгезионного притяжения. Для описания межмолекулярного взаимодействия
между сферой и вязкоупругим слоем используется потенциал Леннарда-Джонса.
Зависимость адгезионного давления на поверхности слоя от величины зазора
имеет вид:

8wa    0    0  
pa ( ) = −−,(15)
3 0        
где  0 – равновесное расстояние между поверхностями, при котором сила
взаимодействия равна 0, wa – удельная работа адгезии:
+
wa = p ( ) d .
a(16)
Расстояние между поверхностью сферы и вязкоупругим слоем  ( x, y )

определяется соотношением:
 ( x, y ) = f ( x, y ) + D + w ( x, y ) , ( x, y)    Adh ,(17)
где D – максимальная глубина внедрения сферы. В области контакта зазор между
поверхностями сферы и слоя считается равным 0.
Задачаокачениисферыповязкоупругомуслоюсучётом
межмолекулярного взаимодействия решается методом полос (см. первую
главу), где в каждой полосе ищется распределение нормального напряжения в
области контакта и адгезионного взаимодействия.
Таким образом, в первой главе предложен алгоритм, основанный на методе
полос, для определения нормальных и касательных напряжений при качении с
проскальзыванием сферы по вязкоупругому слою, механическое поведение
которогоописываетсямодельюКельвина.Определенаконфигурация
подобластей сцепления и проскальзывания при разных значениях отношения
времён последействия и релаксации материала вязкоупругого слоя, числа
Деборы, относительного продольного проскальзывания и коэффициента трения
скольжения. Установлено, что увеличение коэффициента трения скольжения и
величины относительного проскальзывания приводят к росту отношения
касательной силы к нагрузке. Получено решение задачи качения сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с полупространством, при наличии
межмолекулярноговзаимодействия.Проведёнанализвлияниясвойств
промежуточного слоя, скорости относительного проскальзывания, параметров
потенциала межмолекулярного взаимодействия на конфигурацию области
контакта и адгезионного взаимодействия и расположение подобластей
сцепления при заданной нагрузке на сферу.
Вторая глава посвящена исследованию качения с проскальзыванием
упругойсферыпоупругомуполупространству,покрытомутонким
вязкоупругим слоем. Предполагается, что упругие свойства тела качения и
полупространства одинаковы. При качении область контакта считается
неизменной, а движение установившимся. Задача рассматривается в подвижной
системе координат (O, x, y, z), связанной с областью контакта. Схема контакта
показана на рис. 5.
ωx, V
ωy
ωz
O’O’
y’x’yx
z’z
Рисунок 5. Схема качения сферы (1) по упругому полупространству (2),
покрытому вязкоупругим слоем (3)
Для описания механического поведения промежуточного слоя используется
несколько одномерных моделей вязкоупругости.
В разделе 2.1 податливость слоя в нормальном направлении описывается
степенной функцией, а для моделирования механического поведения слоя в
касательном направлении используется тело Кельвина. В подвижной системе
координат, связь между перемещениями и напряжениями в вязкоупругом слое
имеет вид:
mw
 p ( x, y ) 
w(3) ( x, y ) = h  ( p )  ,(18)
 E3
u ( x, y )
h  ( x, y ) 
u ( x, y ) − T V  ( x =
, y ) − T V, (19)
E3( ) 

xx 
гдеw(3) ( x, y ) – нормальное перемещение вязкоупругого слоя, p(x, y) –

нормальноенапряжение,u ( x, y ) –перемещениеслоявкасательном

направлении,  ( x, y ) – касательное напряжение, h – толщина слоя, mw –

параметр модели слоя ( 0,1  mw  1 , для модели Винклера параметр mw = 1),
T , T – времена последействия и релаксации материала вязкоупругого

слоя (T  T ) ,E3( ) – модуль упругости материала слоя в нормальном
p

направлении, E3( ) – длительный модуль упругости материала слоя в касательном
направлении. В данном разделе для нахождения распределения нормального
напряжения используется метод последовательных приближений. Задача
определения касательного напряжения в области контакта решается с помощью
метода полос, подробное описание которого приводится в первой главе.
В постановке задачи в разделе 2.2 предполагается, что промежуточный
вязкоупругий слой не сопротивляется смятию в нормальном направлении, а его
механическое поведение в касательном направлении моделируется с помощью
тела Максвелла. В подвижной системе координат соотношение между вектором
перемещений u3 ( x, y ) слоя в касательном направлении и вектором касательных
напряжений для используемой модели Максвелла имеет следующий вид:

u3 ( x, y )h   ( x, y )  ( x, y ) 
= 
−+,(20)
E ( )  VT ( )

xx 
где h – толщина вязкоупругого слоя, E (
)
и T ( ) – модуль упругости и время

релаксации материала слоя.
Предполагается, что в подобласти проскальзывания  s выполняется закон
тренияКулона-Амонтонаинаправлениевекторакасательного
напряжения  ( x, y)противоположнонаправлениювектораскорости
проскальзывания верхнего тела относительно основания s ( x, y ) :

s ( x, y )
 ( x, y ) = − p ( x, y ), ( x, y )   S .(21)
s ( x, y )
Здесь p( x, y) – нормальное напряжение,  – коэффициент трения скольжения.
В общем случае относительное проскальзывание имеет три составляющие:
продольное, боковое и проскальзывание из-за верчения катящегося тела. При
стационарном качении компоненты вектора скорости проскальзывания s ( x, y )

катящегосятелаотносительнооснованияопределяютсяследующими
выражениями:

 u ( x, y ) u2 ( x, y ) u3 ( x, y ) 
s ( x, y ) = v − V  1−−.(22)
 x x x
где
 y x2 y y 2 
 v x ( x, y )   V V  x − z y ++
v ( x, y ) = =+   r = 2 R2R  ,
  (23)
 v y ( x, y )   0 x x 2 x y 2 
 V  y + z x −−
2R2R 
гдеui ( ui x , uiy ) , i = 1, 2, 3 –касательныеперемещенияточексферы,

полупространства и слоя соответственно,  (x ,y ,z ) – угловая скорость

верчения, ∆x и ∆y – величины относительного продольного и бокового
проскальзывания:
V − y Rx R
.x =, y =
(24)
VV
Здесь R – радиус кривизны поверхности катящейся сферы в точке О, V –
скорость качения сферы.
В силу сделанных предположений расчёт распределения контактных
давлений p( x, y) проводится на основании решения Герца.
Для нахождения касательных контактных напряжений в разделе 2.2
используется вариационный метод, в котором минимизируется функционал,
построенный с учётом граничных условий для напряжений и перемещений в
области контактного взаимодействия:

(
F  , s ( ) =   p ( x, y ) s ( x, y ) − ( ( x, y ) , s ( x, y ) ) dxdy .)(25)

Введём безразмерные функции и параметры:
xyap
x1 = , y1 = , A =, pG = 0 ,(26)
aa2RG
p ( x, y ) ( x, y )s ( x, y )
p1 ( x1 , y1 ) =,  1 ( x1 , y1 ) =, s1 ( x1 , y1 ) =,(27)
p0 p0V
V − y Rx Rz ay a
x =, y =, , Wz =(28), Wy =
VVVV
где a – радиус области контакта, ∆x и ∆y – продольное и боковое относительное
проскальзывание.
Дляописанияхарактеристикпромежуточногослояиспользуются
следующие безразмерные параметры:
GhVT
G =, H = ,  =  .(29)
Eaa
Результаты расчёта контактного касательного напряжения и векторного
поля скоростей проскальзывания при качении сферы по полупространству,
покрытому вязкоупругим слоем, при различных значениях продольного и
бокового проскальзывания и угловой скорости верчения представлены на рис. 6.
∆y = Wz = 0∆y = 0,011, Wz = 0∆y = 0, Wz = 0,25

a

б
Рисунок 6. Контактное касательное напряжение (а) и векторное поле скоростей
проскальзывания (б) при качении сферы по полупространству, покрытому
вязкоупругим слоем, при ∆x = 0,011,  = 5,75,   = 16
Из проведенных расчетов следует, что на величину и положение областей
сцепления и проскальзывания существенным образом влияют значения
относительных проскальзываний в продольном и боковом направлении, а также
наличие или отсутствие верчения. Сравнение результатов, представленных на
рис. 6, а и б показывает, что при наличии бокового относительного
проскальзывания меняется направление скоростей проскальзывания, причём
расположениеподобластейсцепленияипроскальзыванияостаётся
симметричным относительно оси y = 0, при этом возрастают максимальные
значения касательных контактных напряжений и уменьшается подобласть
сцепления (рис. 6, графики 2). При качении с продольным проскальзыванием и
верчениемраспределениеконтактногокасательногонапряженияи
расположение подобласти сцепления несимметричны относительно оси y = 0
(рис. 6 , графики 3).
Зависимость распределения контактного касательного напряжения в
сечении y = 0 от относительного продольного проскальзывания иллюстрируют
графики на рис. 7, где пунктирные линии соответствуют случаю контакта двух
упругих тел без промежуточного слоя, а сплошные – качению упругих тел при
наличии слоя, характеризуемого заданными значениями параметров α и ζτ.

4′
1′3∆x = 0,006 (1, 1′),
2′3′∆x = 0,011 (2, 2′),
∆x = 0,016 (3, 3′),
∆x = 0,021 (4, 4′)

Рисунок 7. Распределение контактного касательного напряжения в сечении
y = 0 при качении сферы по полупространству, покрытому вязкоупругим слоем,
при µ = 0,3, ∆y = Wz = 0 и  = 5,75,   = 1; кривые 1′-4′ соответствуют качению
сферы по полупространству без промежуточного слоя (  = 0 )

Результаты расчетов показывают, что при наличии промежуточного слоя с
ростом относительного продольного проскальзывания площадь подобласти
сцепления уменьшается, и она смещается к центру области контакта, а к
передней границе области контакта по направлению качения ролика примыкает
подобласть проскальзывания. При одинаковых значениях относительного
продольного проскальзывания наличие слоя приводит к увеличению области
сцепления.
Третья глава посвящена расчёту скорости накопления контактно-
усталостныхповрежденийвусловияхтрениякаченияприналичии
вязкоупругого поверхностного слоя. Рассматривается циклическое качение
упругойсферыповязкоупругомуслою,сцепленномусупругим
полупространством. Для расчёта внутренних напряжений в приповерхностных
слоях упругого полупространства используются полученные в разделе 2.2
контактные нормальные и касательные напряжения с учетом сдвиговой
податливости промежуточного слоя. Затем в упругом полупространстве
определяются места концентрации максимальных касательных напряжений в
зависимости от условий взаимодействия и свойств промежуточной среды.
Наибольшиезначениямаксимальныхкасательныхнапряженийна
фиксированной глубине z0определяются их амплитудными значениями
в сечении плоскостью z = z0 , параллельной поверхности полупространства (22):

1
 max ( z0 ) = max (  1 ( x, y , z0 ) −  3 ( x, y , z0 ) )  ,(30)
x, y
2
где σ1 (x, y, z), σ2 (x, y, z), σ3 (x, y, z) – главные напряжения.
В результате анализа напряжённого состояния упругого полупространства
в условиях трения качения упругих тел с одинаковыми упругими постоянными
при наличии промежуточного слоя исследовано влияние относительных
проскальзыванийвпродольномипоперечномнаправлениях,свойств
промежуточного слоя и коэффициента трения скольжения на расположение
областейконцентрациимаксимальныхкасательныхнапряженийв
подповерхностных слоях полупространства.
На рис. 8 показаны изолинии максимальных касательных напряжений в
сечении y = 0 упругого полупространства под катящейся сферой, построенные
при наличии промежуточного слоя и разных значениях коэффициента трения
скольжения и относительного продольного проскальзывания.
абв
Рисунок 8. Изолинии максимальных касательных напряжений в сечении y = 0
полупространства при ∆y = Wz = 0,  = 5,75, ζτ = 16 и µ = 0,1, ∆x = 0,011 (а),
µ = 0,3, ∆x = 0,011 (б), µ = 0,3, ∆x = 0,036 (в)
В сечении полупространства плоскостью y = 0 область контакта находится
в промежутке –1 ≤ x ≤ 1. Результаты иллюстрируют наличие локального
максимума функции максимальных касательных напряжений в сечении y = 0 на
некоторойглубинеподповерхностьюипоявлениедополнительно
поверхностного локального максимума исследуемой функции при увеличении
коэффициента трения скольжения (соответственно, графики а и б на рис. 8).
Сравнение изолиний напряжений, представленных на рис. 7, б и рис.7, в
показывает, что с ростом относительного продольного проскальзывания имеет
место увеличение значений локальных максимумов максимальных касательных
напряжений как под поверхностью, так и вблизи поверхности. Увеличение
относительного продольного проскальзывания приводит также к смещению
места концентрации максимальных касательных напряжений под поверхностью
в направлении качения ролика. Изолинии максимального касательного
напряжения при µ = 0,3, ∆x = 0,036, показанные на рис. 8, в, соответствуют
случаю полного проскальзывания, когда максимум функции максимальных
касательныхнапряженийнаповерхностипревышаетзначение
подповерхностного максимума. Результаты вычислений при выбранных
значенияхостальныхпараметровзадачипоказывают,чтовеличина
относительного продольного проскальзывания слабо влияет на значение
подповерхностногомаксимумафункциимаксимальныхкасательных
напряжений.
На рис. 9 приведены зависимости максимальных значений максимальных
касательных напряжений от безразмерного расстояния до поверхности ( z / a )
при отсутствии (рис. 9, а) и наличии (рис. 9, б) промежуточного вязкоупругого
слоя, рассчитанные для разных значений относительного продольного
проскальзывания и параметров вязкоупругого слоя.
3
2′
2′′
2′
аб
Рисунок 9. Зависимость максимальных значений максимальных касательных
напряжений от координаты z / a при качении сферы по полупространству
без слоя (а) и при наличии вязкоупругого слоя (б) при ∆y = Wz = 0, µ = 0,3 и
∆x = 0,006 (2, 2′, 2′′), ∆x = 0,011 (3, 3′), ∆x = 0,036 (4) и параметрах слоя: ζτ = 16,
 = 5,75 (2′, 3′),  = 2,86 (2′′); пунктирная кривая 1 соответствует
теории Герца (µ = 0)
Установлено,чтоприбольшихзначенияхкоэффициентатрения
скольжения µ = 0,2 – 0,3функциязависимостимаксимальныхзначений
максимального касательного напряжения на фиксированной глубине от
расстояния до поверхности контакта имеет два максимума: на поверхности и под
поверхностью на глубине около половины радиуса области контакта.
Добавление промежуточного слоя при заданных характеристиках продольного и
поперечного проскальзываний в условиях качения ролика по упругому
полупространству приводит к уменьшению максимальных касательных
напряжений на поверхности полупространства. Установлено также, что с ростом
относительного продольного проскальзывания увеличиваются абсолютные
значениярастягивающихисжимающихнапряженийнаповерхности
полупространства, при этом наличие слоя приводит к снижению пиковых
значений растягивающих напряжений.
В рамках модели линейного суммирования повреждений можно рассчитать
функцию поврежденности в различные моменты времени. Поврежденность
материала в точке (x, y, z) характеризуется функцией Q(x, y, z, t), которая зависит
от амплитудных значений напряжений в данной точке. Материал разрушается,
когда значение функции становится равным пороговому значению. В случае
нормированной функции, пороговое значение равно 1. В соответствии с
моделью линейного суммирования повреждений для расчёта скорости
накопления усталостных повреждений используется следующая формула:

Q ( x, y, z , t )
  ( x, y , z , t ) 
m

q ( x, y , z , t ) == c  max ,(31)
tE
гдеE–модульупругостиматериала полупространства,τmax(x, y, z) –
максимальное касательное напряжение в точке (x, y, z), с и m некоторые
постоянные,которыеопределяютсяизэкспериментальныхданных.
Из соотношения (31) поврежденность в произвольной точке полупространства,
которая накопилась за N циклов (при нулевой начальной поврежденности),
рассчитывается следующим образом:
N
Q ( x, y, z , N ) =  q ( x, y, z , n )dn .(32)
Данная модель может быть использована для нахождения областей
зарождения усталостных трещин во взаимодействующих телах в условиях
трения качения при наличии промежуточного вязкоупругого слоя.
В заключении представлены основные результаты диссертационной
работы.

Основные результаты
Цель проведённого исследования заключалась в разработке методов
решения контактных задач для деформируемых тел в условиях трения качения с
учётом основных механизмов трения и наличия тонкого промежуточного слоя и
анализе влияния свойств промежуточной среды на контактные характеристики,
силу трения, распределение внутренних напряжений и скорость накопления
усталостных повреждений в поверхностных слоях упругих тел. В работе
получены следующие основные результаты:
1) построено решение контактной задачи о качении жёсткого цилиндра и
сферы по тонкому вязкоупругому слою, сцепленному с жёстким
основанием, с учётом относительного продольного проскальзывания и
межмолекулярного взаимодействия контактирующих поверхностей (при
описании механических свойств слоя в нормальном и касательном
направлении моделью Кельвина);
2) решена контактная задача о качении упругой сферы по упругому
полупространству,покрытомутонкимпромежуточнымслоем
(податливость слоя в нормальном направлении описывается степенной
функцией,асвязьмеждукасательныминапряжениямии
перемещениями – моделью Кельвина);
3) разработан алгоритм решения задачи о качении упругой сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с упругим полупространством,
основанный на вариационном методе с учётом продольного и бокового
относительногопроскальзывания,атакжесоставляющих
проскальзывания из-за верчения катящегося тела;
4) установлена зависимость контактных характеристик при качении
жёстких и упругих тел по основанию, покрытому вязкоупругим слоем
(распределение нормального и касательного напряжений на площадке
контакта, расположение зон сцепления и проскальзывания), а также силы
сопротивления качению от величины относительного проскальзывания и
свойств промежуточной среды;
5) проведен расчет распределения максимальных касательных напряжений
внутри упругого полупространства в условиях качения упругой сферы
поупругомуполупространствуприналичиивязкоупругого
промежуточного слоя и дан анализ влияния свойств промежуточного
слоя на скорость накопления контактно-усталостных повреждений в
упругом полупространстве.

1.1 Развитие теории трения качения
Проблема изучения механизмов возникновения сопротивления при качении
деформируемых тел является приоритетным направлением исследований в области
механики контактных взаимодействий, ее актуальность связана с широким
распространением в технике трибосопряжений, работающих в условиях контакта
качения, например, система «колесо-рельс», подшипники качения, различные
транспортные механизмы.
По определению Джонсона К. [1] качение представляет собой вращение двух
контактирующих тел относительно осей, параллельных их общей касательной
плоскости. В подвижной системе отсчёта, связанной с точкой контакта, тела имеют
касательную компоненту скорости и составляющую угловых скоростей вращения
относительно общей нормали к поверхности: если касательные компоненты
скорости различны, то говорят о качении с проскальзыванием; если угловые
скорости различны, то качение сопровождается верчением; при отсутствии
проскальзывания и верчения имеет место свободное качение при наличии и
отсутствии касательной силы.
При качении одного тела по поверхности другого возникает сила
сопротивления, называемая силой трения качения. На основании многочисленных
теоретических и экспериментальных исследований установлено, что основными
причинами возникновения силы сопротивления при качении являются частичное
проскальзывание поверхностей катящегося тела и основания в области
контактного взаимодействия [2], несовершенная упругость контактирующих
тел [3], а также силы молекулярного взаимодействия [4].
Теория существования подобластей сцепления и проскальзывания в области
контакта катящихся деформируемых тел впервые была построена
Рейнольдсом О. [2] и Хизкоутом Г. [5]. Анализируя результаты эксперимента по
качению металлического цилиндра по резиновой поверхности и наоборот,
Рейнольдс О. рассмотрел случай существования зон микропроскальзывания в
условиях трения качения при пренебрежимо малых деформациях контактирующих
поверхностей [2]. Наблюдая качение сферы по канавке, Хизкоут Г. также заметил
появление зон проскальзывания в области контакта [5]. Моделирование этого
явления привело к постановке контактных задач с неоднородными граничными
условиями в области контактного взаимодействия (равенство скоростей
перемещений в подобластях сцепления и соотношение нормальных и касательных
контактных напряжений в соответствии с законом трения в подобластях
проскальзывания) и необходимости разработки методов их решения, в том числе
определения границ подобластей сцепления и проскальзывания в зависимости от
свойств материалов, приложенной нагрузки, величины относительного
проскальзывания и коэффициента трения скольжения.
1.2 Качение упругих тел
При моделировании трения качения упругих тел сложность нахождения
касательных напряжений заключается в том, что границы зон проскальзывания и
сцепления на площадке контакта заранее неизвестны. В случае одинаковых
упругих постоянных тел в контакте качения задачи нахождения нормального и
касательного напряжений разделяются. Аналитическое решение задачи качения
упругого цилиндра по упругому полупространству впервые было получено
Картером Ф. в [3] и спустя некоторое время Фроммом Г. [6], который построил
решение задачи качения двух упругих дисков разных радиусов с одинаковыми
упругими постоянными. В отличие от решения Картера Ф., Фромм Г.
не использовал приближение контактирующих тел полупространствами. В обоих
решениях было показано, что в случае одинаковых упругих постоянных область
контакта делится на две зоны: сцепления и проскальзывания, причём передняя
граница области контакта относительно направления качения цилиндра совпадает
с границей зоны сцепления. Картер Ф. и Фромм Г. считали, что вне области
контакта нормальное напряжение равно нулю, а в зонах проскальзывания
выполняется закон Кулона-Амонтона, и скорость проскальзывания во всех точках
области контакта направлена в одну и ту же сторону. Ишлинский А.Ю. [7]
занимался моделированием качения жёсткого цилиндра по основанию,
представленному в виде системы упругих стержней, которые отклонялись в
сторону и изменяли свою высоту пропорционально действующим на них силам.
Решение задачи качения упругих тел в пространственной постановке при
наличии верчения для пренебрежимо малых относительных скоростей
проскальзывания и угловой скорости верчения было построено Джонсоном К. для
круговой [8, 9] и эллиптической областей контакта [10]. Полученное Картером Ф.
решение задачи качения упругих тел с одинаковыми упругими свойствами в
плоской постановке было расширено на пространственный случай с помощью
метода полос [11, 12]. Результаты моделирования качения упругих тел с учётом
существования подобластей сцепления и проскальзывания были подтверждены
экспериментами Джонсона К. [8]. С помощью метода полос Калкером Й. были
определены касательные напряжения при качении с продольным и боковым
проскальзыванием и наличии верчения для круговой и эллиптической областей
контакта [13]. Калкер Й. заметил, что метод полос позволяет корректно рассчитать
силу сопротивления качению только для областей контакта, вытянутых в
поперечном направлении по отношению к направлению качения. Для расчёта силы
сопротивления качению упругих тел для заданных скоростей продольного и
бокового проскальзывания и угловой скорости верчения была построена линейная
теория Калкера Й. [14], в которой также используется метод полос. В линейной
теории Калкера Й. в каждой точке области контакта предполагается линейная
зависимость между касательными деформациями и напряжениями, причём
коэффициент пропорциональности зависит от скоростей продольного и бокового
проскальзывания и угловой скорости верчения. Линейная теория стала основой для
создания алгоритма FASTSIM [15], который широко применяется в расчётах для
системы колесо-рельс [16–18] благодаря высокой скорости вычислений. Область
применения алгоритма FASTSIM была расширена на задачи качения упругих тел в
неустановившемся режиме [16, 19], с неэллиптической областью контакта [20] и
для более общих законов трения [21]. Усовершенствованная версия алгоритма
FASTSIM – FASTSIM2 была представлена в работе [17], данная версия алгоритма
позволяет рассчитать зависимость силы сопротивления качению от
проскальзывания на более крупной сетке без потери точности. Описание другой
модификации алгоритма FASTSIM – FastSimA, в которой касательные силы в
каждой полосе области контакта определяются с помощью приближенного
аналитического выражения вместо численного решения системы обыкновенных
дифференциальных уравнений, реализованного в алгоритме Калкера Й. FASTSIM,
приведено в работе [22]. Данный алгоритм применяется в модуле программного
комплекса “Универсальный механизм”, который предназначен для моделирования
динамики железнодорожных экипажей. Численное решение задачи качения
упругих тел в пространственной постановке с учётом проскальзывания и верчения,
в основе которого лежит вариационный метод, получено в работах Калкера Й. [23]
и Гольдштейна Р.В. [24]. Калкер Й. объединил принцип виртуальной работы [25],
дополнительной энергии и минимума потенциальной энергии, сформулированные
в виде вариационных неравенств [26–28], и с помощью методов математического
программирования создал алгоритм CONTACT. Данный алгоритм не имеет
ограничений на величину скорости проскальзывания, форму области контакта и
величину угловой скорости верчения, но требует больших вычислительных
ресурсов [23]. Сравнение результатов, полученных с помощью алгоритмов
CONTACT и FASTSIM приведено в [18, 29, 30]. Контактная задача качения
упругих тел, изготовленных из одинаковых материалов, с помощью эквивалентной
вариационной формулировки решалась Гольдштейном Р.В. и др. в [24]. Задача
была сведена к нахождению минимума функционала энергетического типа
относительно касательных напряжений в области контакта с учётом граничных
условий. С помощью методов проекции градиента и линейного программирования
было получено численное решение в случае одинаковых упругих свойств
контактирующих тел. Было изучено влияние продольного и бокового
проскальзывания и угловой скорости верчения на расположение зон сцепления и
проскальзывания в области контакта и силу сопротивления качению.
Большое количество работ посвящено численному решению задачи качения
упругих тел с помощью метода конечных элементов в приложении к системе
«колесо-рельс» [31–38]. Применение метода конечных элементов позволило
отказаться от приближения контактирующих тел упругим полупространством и
рассматривать контактные задачи с более сложной геометрией и свойствами
материала [31]. В системе «колесо-рельс» упругие постоянные контактирующих
тел считаются одинаковыми, и задачи нахождения нормального и касательного
напряжений разделяются [1]. Полученные решения позволяют проанализировать
влияние реальной геометрии и механических характеристик материалов
контактирующих тел, а также нагрузочно-скоростных условий взаимодействия на
распределение контактных давлений и касательных напряжений. Корректность
результатов, рассчитанных с помощью метода конечных элементов, проверяется
сравнением с решением Герца и результатами, полученными с помощью алгоритма
Калкера Й. CONTACT. Метод расчёта контактных касательных напряжений с
использованием измельчённой пространственной конечно-элементной схемы в
потенциальных областях контакта, позволяющий в десятки раз снизить затраты
требуемых вычислительных ресурсов, представлен в [37]. Решение задачи качения
упругих тел в случае конформного контакта с помощью комбинации метода
конечных элементов и алгоритма CONTACT приведено в [38]. Результаты
показывают, что в отличие от решения, полученного при использовании
приближения упругим полупространством, максимальные значения контактных
давлений увеличиваются, а площадь области контакта уменьшается.
Более общий случай разных упругих постоянных катящихся тел
предполагает существование более сложной конфигурации зон сцепления и
проскальзывания в области контакта. Качественный анализ качения тел с разными
упругими постоянными проводился Рейнольдсом О. [2]. Задача качения цилиндров
с разными упругими характеристиками была решена численно в работе Бенталла Р.
и Джонсона К. [39], где использовалось кусочно-линейное представление функций
нормального и касательного напряжения. Решение задачи качения упругих тел в
плоской постановке без ограничения на упругие свойства катящихся тел было
также получено в работах Моссаковского В.И [40], Новелла Д. и Хилса Д. [41].
Результаты моделирования трения качения упругих тел затем используются
для решения динамических задач качения [42, 43], а также встраиваются в
автоматизированные программные пакеты [44, 45].
1.3 Качение вязкоупругих тел
Эксперименты по скольжению и качению вязкоупругих тел [46–55]
показали, что несовершенная упругость реальных материалов является источником
диссипации энергии, приводящим к возникновению силы сопротивления качению.
Первой теоретической работой, посвященной изучению сопротивления качению
при несовершенной упругости материалов, считается исследование
Ишлинского А.Ю. [56], в котором была рассмотрена задача о качении жёсткого
цилиндра по вязкоупругому основанию. Механические свойства основания
описывались системой одномерных моделей Максвелла и Кельвина-Фойгта.
В работе был рассчитан момент трения качения и исследована его зависимость от
скорости качения, нагрузки и механических свойств контактирующих тел.
Одномерные модели также использовались для описания несовершенной
упругости вязкоупругого основания в работах [57, 58] где рассматривались задачи
о качении жёстких тел по вязкоупругому полупространству в плоской и
пространственной постановках. Решение плоской задачи качения жёсткого ролика
по вязкоупругому основанию без учёта касательных напряжений, где вязкоупругий
материал рассматривался как сплошная среда, было получено в работе
Хантера С. [59]. Задача контакта качения двух вязкоупругих цилиндров с
одинаковыми и разными упругими постоянными была решена в работах
Морланда Л. [60, 61] Исследованию совместного эффекта несовершенной
упругости материалов и относительного проскальзывания при качении
вязкоупругих тел посвящена работа Горячевой И.Г. [62], в которой
рассматривается задача о качении вязкоупругого цилиндра по основанию из того
же материала. В результате были получены аналитические выражения для расчёта
нормального напряжения и определена конфигурации зон сцепления и
проскальзывания в области контакта. Было показано, что в случае одинаковых
материалов цилиндра и основания, зона сцепления располагается на переднем
кране области контакта, а за ней находится зона проскальзывания.
Среди исследований, посвящённых трению качения вязкоупругих тел, можно
отдельно выделить работы, посвящённые качению жёстких и деформируемых тел
при наличии тонкого промежуточного слоя на поверхности катания. Задача о
качении упругого цилиндра по упругому основанию, покрытому вязкоупругим
слоем, была решена Горячевой И.Г. в [63]. Решение контактной задачи о качении и
скольжении двух упругих цилиндров, покрытых вязкоупругими поверхностными
слоями, было построено в [64], в котором были получены распределения
нормального и касательного напряжений в области контакта и проведён анализ
влияния геометрических и механических параметров слоя на контактные
характеристики. Влияние свойств вязкоупругого слоя и скорости качения
цилиндров на распределение нормального напряжения и коэффициент трения было
изучено в [65]. Описание характеристик вязкоупругого слоя с помощью
одномерных моделей позволило получить аналитическое решение, а также
проанализировать влияние межмолекулярного взаимодействия контактирующих
поверхностей [66] и дискретного характера взаимодействия [67–70] на контактные
характеристики и силу трения при скольжении упругих тел. С помощью
аналитических и численных методов в [71–73] было изучено влияние свойств
вязкоупругого слоя, сцепленного с упругим основанием, на контактные
характеристики и силу трения в условиях трения скольжения и качения, в том числе
при наличии в зазоре смазки. Для описания свойств поверхностного слоя
использовалась модель Максвелла, которая обладает неограниченной
ползучестью. Описание механических характеристик вязкоупругих тел с помощью
линейной модели также применялось в задаче качения периодической системы
цилиндров и свободного вязкоупругого слоя конечной толщины в приложении к
моделированию движения конвейерной ленты в [74]. Теоретическое и
экспериментальное исследование контакта качения двух цилиндров с покрытиями
из вязкоупругих материалов, в частности резины, проведено в работах
Калкера Й. [75, 76].
Большое количество работ посвящено развитию численных методов решения
задачи качения вязкоупругих тел, в частности метода конечных элементов [77–84].
Для решения задачи качения вязкоупругого цилиндра по недеформируемому
основанию в [77] использовалась вариационная формулировка. Метод решения
задач качения вязкоупругих тел, представленный в [78, 81], используется при
моделировании процесса установившегося качения, так и для переходных
процессов. Развитию численных методов решения контактных задач о качении
вязкоупругих тел на основе описания движения с помощью метода Лагранжа-
Эйлера (ALE) посвящены работы [85–87]. В [88] представлен метод,
разработанный для вязкоупругого полупространства, который также
использовался для построения приближенного решения задачи трения качения для
вязкоупругого слоя. Широкое распространение получили алгоритмы численного
расчёта контактных характеристик в задачах качения упругих тел (FASTSIM,
CONTACT), построенные Калкером Й. [23] и позже усовершенствованные для
случая контакта упругих тел с промежуточным вязкоупругим слоем [44, 89]. Для
расчёта силы сопротивления качению при наличии вязкоупругих покрытий
применяются и другие численные методы, среди которых метод граничных
элементов [90], быстрое преобразование Фурье [91]. Достоинством численных
методов является возможность решения контактных задач с любой формой
индентора и моделью вязкоупругого материала, в качестве основного недостатка
отмечается их ресурсоёмкость, в частности, при решении задач в пространственной
постановке.
Результаты исследований контакта трения качения при наличии
промежуточного слоя применяются на практике при моделировании контактного
взаимодействия и изнашивания в системе «колесо-рельс», подшипников качения с
консистентной смазкой и других трибосопряжений.
Моделирование контактного взаимодействия в системе «колесо-рельс»
является значительной областью приложения фундаментальных знаний и
результатов исследования задач трения качения упругих тел с промежуточным
слоем. Обзор контактных задач, возникающих в системе «колесо-рельс», а также
методов их решения приведён в [92]. Задача управления трением в системе
«колесо-рельс» была сформулирована в [93]. Идея управления трением
заключается в создании на контактирующих поверхностях колеса и рельса
специальных слоёв, обладающих заданными характеристиками трения. Для
грузовых вагонов задача управления трением состоит в обеспечении заданного
коэффициента трения между гребнями колёс и боковой поверхностью головки
рельса и между поверхностями катания колеса и рельса (преимущественно в
кривых). Применение систем лубрикации в контакте между гребнем колеса и
боковой поверхностью головки рельса позволяет уменьшить интенсивность
изнашивания гребней колес и боковой износ рельсов. Модификаторы трения
решают вторую часть задачи управления трением – поддержку заданного
коэффициента трения на поверхности катания рельсов при взаимодействии с
колесами грузовых вагонов [94, 95]. Также модификаторы трения используются
для уменьшения износа контактирующих поверхностей [96, 97], снижения шума и
вибраций [98, 99], оптимизации силы тяги при разных условиях взаимодействия
[100, 101]. В качестве модификаторов трения используют как полимеры [94, 102],
так и различные композиционные материалы [103]. Для исследования влияния
микроструктуры основания из композиционного материала на контактные
характеристики и силу трения помимо одномерных моделей вязкоупругих тел
используются модели основания, состоящие из вязкоупругого скелета и флюида-
наполнителя [104, 105]. Существующие модели контакта «колесо-рельс» при
наличии третьего тела постоянно совершенствуются с целью воспроизведения
наблюдаемых в эксперименте контактных характеристик для более широкого
диапазона параметров [89].
При искусственной обработке поверхностей, а также в результате их
изнашивания, образуются частицы износа, которые задерживаются в области
контакта, формируя так называемый слой третьего тела. При моделировании
механические свойства смазочного слоя, насыщенного частицами износа, могут
быть описаны с помощью моделей вязкоупругого слоя, где толщина слоя третьего
тела зависит от скорости изнашивания. Появление продуктов износа в области
контакта ведёт к изменению контактных характеристик и напряжённого состояния
взаимодействующих тел. Исследованию образования и дальнейшей эволюции
продуктов износа при различных условиях контактирования посвящено множество
теоретических и экспериментальных работ [106, 107]. Обзор аналитических
методов решения контактных задач изнашивания при наличии третьего тела
приведён в [108]. В работе Болотова А.Н. был предложен способ адаптации
магнитных смазочных наножидкостей для применения в условиях граничного
трения (например, в качестве смазочных материалов подшипников качения и
скольжения) [109]. Также была исследовано влияние концентрации дисперсных
частиц в магнитном масле на коэффициент трения, износостойкость и скорость
формирования граничных смазочных слоев [110].
1.4 Моделирование трения скольжения и качения с учётом
межмолекулярного взаимодействия
Обоснование межмолекулярного взаимодействия как одного из источников
силы сопротивления качению приведено в работе Томлинсона Дж. [4], который
проводил эксперименты по качению металлических цилиндров при малых
нагрузках. Совместное влияние несовершенной упругости материалов и
адгезионных свойств их поверхностей на контактные характеристики и силу
трения было рассмотрено в задаче о скольжении сферического индентора по
вязкоупругому основанию [66], где межмолекулярное взаимодействие
поверхностей описывалось с помощью приближения потенциала Леннарда-
Джонса одноступенчатой моделью Мажи-Дагдейла.
Моделирование дискретного контакта реальных поверхностей с учётом
адгезионного взаимодействия проводилось в работах Измайлова В.В [111, 112], где
для описания адгезионных сил использовались модели Дерягина-Мюллера-
Топорова [113] и Джонсона-Кендалла-Робертса [114]. Было исследовано влияние
адгезии на сближение и площадь фактической области контакта и предложен
критерий для оценки степени влияния адгезионных сил на характеристики
контакта.
Контактные задачи качения с учётом адгезии изучались в
работах Кендалла К. [115], Горячевой И.Г. и Маховской Ю.Ю. [116],
Попова В.Л. [117]. Расчёт адгезионной составляющей силы сопротивления
качению для упругих и вязкоупругих тел с учётом адгезионного взаимодействия их
поверхностей был проведён в [116], где для описания адгезии использовался
потенциал Леннарда-Джонса. Метод применения кусочно-постоянной функции в
качестве аппроксимации разных существующих потенциалов, например
потенциала Леннарда-Джонса, для моделирования контактного взаимодействия
индентора и упругого основания был разработан в [118]. Исследованию
совместного влияния вязкоупругости и межмолекулярного взаимодействия на
контактные характеристики в условиях скольжения посвящены работы [109, 110].
1.5 Моделирование накопления контактно-усталостных повреждений в
условиях трения скольжения и качения
При эксплуатации трибосопряжений поверхностные слои со временем
разрушаются, причём вид разрушения зависит от свойств материала и условий
фрикционного взаимодействия. Одним из характерных механизмов разрушения
поверхностных слоёв контактирующих тел является контактно-усталостное
изнашивание, обусловленное процессом накопления поврежденности на
микроуровне при дискретном характере контактирования, связанном с
шероховатостью реальных поверхностей [121]. При циклических нагрузках в
активном слое материала возникает неоднородное циклическое поле внутренних
напряжений. В результате в слое вблизи пятен фактического контакта существуют
области с высокой концентрацией напряжений, где накапливаются повреждения
материала [72]. В монографии Горячевой И.Г. представлен макроскопический
подход к построению модели усталостного разрушения поверхности, в котором
мера повреждения материала в каждой точке полупространства описывается
функций повреждённости, зависящей от амплитудных значений напряжений в
данной точке [72]. Одной из моделей для исследования контактной усталости
является модель линейного суммирования повреждений, где скорость накопления
усталостных повреждений в каждой точке зависит от амплитудного значения
максимальных касательных напряжений в данной точке [72]. С помощью модели
линейного суммирования повреждений в [122] был проведён расчёт процесса
накопления контактно-усталостных повреждений для эластомеров с критерием
накопления повреждений, связанным с амплитудными значениями приведённых
напряжений. Обзор подходов к моделированию контактно-усталостного
изнашивания при качении приведен в [123]. Описание методов моделирования
износа на разных масштабных уровнях представлено в [124]. В работах
Горячевой И.Г. и Чекиной О.Г. процесс усталостного изнашивания рассматривался
на основе одномерной модели накопления повреждений – модели отслаивания [79,
115]. Зависимость напряженного состояния упругого полупространства от
относительного проскальзывания и коэффициента трения при качении упругого
цилиндра по основанию из того же материала при наличии тонких поверхностных
плёнок была исследована в [71]. Моделирование накопления контактно-
усталостных повреждений с помощью функции поврежденности поверхностных
слоёв двухслойного упругого основания в зависимости от амплитудных значений
напряжений в каждой точке представлено в [126]. Влияние остаточных
напряжений на контактно-усталостное изнашивание при качении упругих тел
исследовалось в [127, 128].
На практике контактно-усталостные повреждения считаются наиболее
распространенными видами дефектов рельсов [129]. Обзор подходов к
моделированию появления контактно-усталостных повреждений рельсов приведён
в [130], где в качестве основных групп выделены модели, связанные с
максимальными касательными напряжениями; модели, основанные на получении
количественных характеристик приспосабливаемости материалов к циклическим
нагрузкам; модели, связанные с критериями, имеющими смысл энергии,
выделяющейся на контакте, и модели, прогнозирующие накопление пластической
деформации в условиях циклического нагружения. Обзор контактно-усталостных
дефектов в материале колеса и рельса и методов, использующихся для
предсказания их возникновения, приведен в [131]. Методы и результаты
моделирования образования контактно-усталостных дефектов колес грузовых
вагонов представлены в [132]. Полученные результаты позволяют установить
степень влияния продольного и бокового проскальзываний (по отношению
к направлению качения колеса) на распределение напряжений в области контакта
и накопление повреждений. В работе [133] разработан алгоритм для
моделирования процесса накопления контактно-усталостных повреждений в
материале колеса, основанный на методе конечных элементов, где в качестве
критерия оценки контактно-усталостной прочности используется критерий
Данг Вана [134]. Разработанный алгоритм применяется для выбора профилей колес
по критерию минимизации накопления в них контактно-усталостных
повреждений [135].
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью развития
методов решения контактных задач качения упругих тел с проскальзыванием при
наличии тонкого промежуточного слоя и анализа влияния свойств промежуточной
среды на контактные характеристики и скорость накопления усталостных
повреждений в подповерхностных слоях материалов в условиях трения качения.
Целью диссертационного исследования является разработка методов
решения контактных задач о качении жестких и деформируемых тел при наличии
промежуточного слоя с учётом основных механизмов трения (относительное
проскальзывание, несовершенная упругость, межмолекулярное взаимодействие), а
также анализ влияния свойств промежуточной среды на контактные
характеристики, силу трения, распределение внутренних напряжений и скорость
накопления усталостных повреждений в поверхностных слоях упругих тел.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены
следующие задачи:
− контактная задача в плоской и пространственной постановках о качении
жёсткого ролика по вязкоупругому слою, сцепленному с жестким
основанием, с учётом относительного продольного проскальзывания и
межмолекулярного взаимодействия контактирующих поверхностей;
− контактная задача о качении упругой сферы по упругому
полупространству, покрытому тонким вязкоупругим слоем, механические
свойства которого в нормальном направлении описываются моделью
Винклера, а в касательном направлении – моделью Кельвина;
− контактная задача о качении упругой сферы по вязкоупругому слою,
сцепленному с упругим полупространством с учётом трёх составляющих
относительного проскальзывания: продольного, бокового и
проскальзывания из-за верчения катящегося тела;
− расчет внутренних напряжений в упругом полупространстве в условиях
качения с проскальзыванием при наличии вязкоупругого промежуточного
слоя и анализ влияния свойств промежуточного слоя на скорость
накопления контактно-усталостных повреждений в упругом
полупространстве.
Научная новизна работы состоит в следующем:
− разработка метода решения и анализ контактных характеристик в задаче о
качении с проскальзыванием жёсткой сферы по жёсткому
полупространству, покрытому вязкоупругим слоем, с учётом
межмолекулярного взаимодействия поверхностей (совместный учёт всех
трёх составляющих сопротивления при качении);
− разработка алгоритма и программы расчёта контактных характеристик
(распределение контактных напряжений, расположение зон сцепления и
проскальзывания) и силы сопротивления при взаимодействии упругих тел
в условиях трения качения с учётом свойств промежуточного
вязкоупругого слоя;
− анализ влияния толщины и механических характеристик промежуточного
слоя, описываемого моделями Винклера, Максвелла и Кельвина, а также
относительного проскальзывания, скорости качения и радиуса ролика на
характеристики контактного взаимодействия (размер и положение
области контакта, распределение контактных напряжений) и силу трения;
− алгоритм и программа расчёта скорости накопления контактно-
усталостных повреждений в упругом основании при циклическом
качении упругой сферы по вязкоупругому слою, сцепленному с упругим
полупространством.
Достоверность результатов исследования обеспечена:
− сравнением решения контактных задач о качении с проскальзыванием в
отсутствии и при наличии промежуточного слоя с полученными ранее
решениями другими методами (аналитические методы, CONTACT, метод
конечных элементов);
− использованием при решении задач апробированных численных методов:
метод полос, методы численного интегрирования, метод проекции
градиента.
Практическая значимость работы
Результаты работы могут использоваться при оценке влияния свойств тонких
вязкоупругих промежуточных слоёв на характеристики фрикционного
взаимодействия в условиях трения качения и выборе смазочных материалов
(консистентной смазки в подшипниках качения, модификаторов трения,
способствующих снижению энергетических потерь в системе “колесо-рельс”).
Методы исследования:
− метод разбиения области контакта на полосы, в каждой из которых
решается контактная задача в плоской постановке;
− вариационный метод решения контактной задачи в пространственной
постановке;
− методы численного интегрирования.
Положения, выносимые на защиту:
1) методы решения контактных задач качения жёстких и упругих тел при
наличии промежуточного вязкоупругого слоя;
2) методика анализа влияния геометрических параметров модели (толщина
слоя, радиус ролика), свойств материала слоя (времена последействия и
релаксации, модуль упругости), скорости относительного продольного и
бокового проскальзывания и скорости качения ролика на расположение
подобластей сцепления и проскальзывания в области контакта,
распределение контактных напряжений и силу трения;
3) алгоритм расчёта компонент напряжений в упругом полупространстве и
скорости накопления контактно-усталостных повреждений в условиях
трения качения при наличии промежуточного слоя.
Апробация работы
Основные результаты работы были представлены на 9 международных и
10 всероссийских конференциях:
1) 57-я всероссийская научная конференция МФТИ с международным
участием, посвященная 120-летию со дня рождения П.Л. Капицы, Москва,
24-29 ноября 2014;
2) XXVII международная инновационно-ориентированная конференция
молодых учёных и студентов (МИКМУС-2015), Москва,
2-4 декабря 2015;
3) 58-я всероссийская научная конференция МФТИ с международным
участием, Москва, 23-28 ноября 2015;
4) 59-я всероссийская научная конференция МФТИ с международным
участием, 21-26 ноября 2016;
5) XLIII международная молодёжная научная конференция «Гагаринские
чтения», Москва, 5-20 апреля 2017;
6) научная конференция «Ломоносовские чтения – 2018», секция «Механика
деформируемого твердого тела», Москва, 16-25 апреля 2018;
7) XLIV международная молодёжная научная конференция «Гагаринские
чтения», Москва, 17-20 апреля 2018;
8) 11th International Conference on Contact Mechanics and Wear of Rail/Wheel
Systems, Дельфт, Нидерланды, 24-27 сентября 2018;
9) International Conference on Engineering Tribology and Applied Technology
(ICETAT) 2018, Тайбэй, Тайвань (Китай), 16-18 ноября 2018;
10) XLV международная молодёжная научная конференция «Гагаринские
чтения – 2019», Москва, 16-19 апреля 2019;
11) XII всероссийский съезд по фундаментальным проблемам теоретической
и прикладной механики, Уфа, 19-24 августа 2019;
12) 62-я всероссийская научная конференция МФТИ, 18-23 ноября 2019;
13) XXXI Международная инновационная конференция молодых ученых и
студентов (МИКМУС – 2019), Москва, 4-6 декабря 2019;
14) научная конференция «Ломоносовские чтения – 2019», секция
«Механика деформируемого твердого тела», Москва, 15-25 апреля 2019;
15) XLVI международная молодёжная научная конференция «Гагаринские
чтения», онлайн, 13-17 апреля 2020;
16) The International Summer School-Conference “Advanced Problems in
Mechanics – 2020”, онлайн, 21-26 июня 2020;
17) научная конференция «Ломоносовские чтения – 2020», секция
«Механика деформируемого твердого тела», онлайн, 30 октября 2020;
18) 63-я всероссийская научная конференция МФТИ, онлайн, 23-29 ноября
2020;
19) V всероссийский форум «Наука Будущего – Наука Молодых», онлайн, 30
ноября –3 декабря 2020.
Научные исследования, проведенные в диссертационной работе,
осуществлялись в рамках грантов РФФИ: 17-20-01147, 17-58-52030, 18-31-00441,
19-31-90015, 20-01-00400; гранта РНФ 14-29-00198 и программы Президиума
РАН I.16 «Экспериментально-теоретическое изучение влияния геометрических и
механических свойств поверхности и тонких поверхностных слоев на
фрикционные характеристики и изнашивание элементов пар трения».
Публикации автора по теме диссертации
Основные результаты диссертации изложены в работах [83, 126–134],
изданных в периодических научных изданиях, сборниках материалов и тезисах
докладов международных и всероссийских конференций. 5 статей [83, 130, 131,
135, 136] из списка публикаций напечатаны в журналах, входящих в перечень
ВАК РФ и/или индексируемых в Web of Science, Scopus, в том числе статьи [83,
131] опубликованы в высокорейтинговых международных журналах. Получено
одно свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ
«Программа расчёта контактных характеристик в условиях качения упругих тел с
учётом свойств промежуточного вязкоупругого слоя» [148].
Основные публикации:
1. Горячева И.Г., Мифтахова А.Р. Моделирование трения качения с учётом
свойств промежуточной среды и относительного проскальзывания в
области контактного взаимодействия // Машиностроение и инженерное
образование. 2016. № 3. С. 38-44.
2. Мифтахова А.Р. Контактные задачи о качении с проскальзыванием для
вязкоупругих тел // Трение и износ. 2018.Т. 39, № 1. С. 71-79.
3. Goryacheva I.G., Miftakhova A.R. Modelling of the viscoelastic layer effect in
rolling contact // Wear. 2019. Vol. 430. P. 256-262.
4. Miftakhova A., Chen Y.Y., Horng J.H. Effect of rolling on the friction
coefficient in three-body contact // Advances in Mechanical Engineering. 2019.
Vol. 11, № 8. P. 1-9.
5. Мещерякова А.Р., Горячева И.Г. Напряженное состояние упругих тел в
условиях качения с проскальзыванием при наличии промежуточного
слоя // Физическая мезомеханика. 2020. Т. 23, № 6.
Личный вклад автора
В работах [83, 126–129, 132–134] автором разработан алгоритм решения
контактных задач в условиях трения качения, математические постановки которых
были предложены научным руководителем Горячевой И.Г. Все необходимые
расчёты были проведены автором самостоятельно, полученные результаты
обсуждались совместно с Горячевой И.Г. В работе [141] постановка задачи и
обсуждение результатов было выполнено совместно с соавторами, расчёт
проводился автором самостоятельно.
Структура и объем работы
Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
литературы. Полный объём работы составляет 101 страницу, включая 33 рисунка.
Список литературы содержит 144 наименования.
Во введении сформулированы основные цели и задачи диссертационной
работы, обоснованы актуальность и научная новизна исследования. Также
представлен обзор современного состояния исследований в области, касающейся
темы диссертации.
В первой главе предложен алгоритм, основанный на методе полос, для
определения нормальных и касательных напряжений при качении с
проскальзыванием сферы по вязкоупругому слою, механическое поведение
которого описывается моделью Кельвина. Определена конфигурация подобластей
сцепления и проскальзывания при разных значениях отношения времён
последействия и релаксации материала вязкоупругого слоя, числа Деборы,
относительного продольного проскальзывания и коэффициента трения
скольжения. Установлено, что увеличение коэффициента трения скольжения и
величины относительного проскальзывания приводят к росту отношения
касательной силы к нагрузке. Получено решение задачи качения сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с полупространством, при наличии
межмолекулярного взаимодействия. Проведён анализ влияния свойств
промежуточного слоя, скорости относительного проскальзывания, параметров
потенциала межмолекулярного взаимодействия на конфигурацию области
контакта и адгезионного взаимодействия и расположение подобластей сцепления
при заданной нагрузке на сферу.
Во второй главе рассматривается задача качения с проскальзыванием
упругой сферы по упругому полупространству, покрытому тонким вязкоупругим
слоем. Для описания механического поведения промежуточного слоя используется
несколько одномерных моделей вязкоупругости. В разделе 2.1 податливость слоя в
нормальном направлении описывается степенной функцией, а для моделирования
механического поведения слоя в касательном направлении используется тело
Кельвина. В постановке задачи в разделе 2.2 предполагается, что промежуточный
вязкоупругий слой не сопротивляется смятию в нормальном направлении, а его
механическое поведение в касательном направлении моделируется с помощью тела
Максвелла. Задача определения касательного напряжения в области контакта
решается с помощью метода полос и вариационного метода. Исследовано влияние
относительных продольного и бокового проскальзываний и относительного
верчения, а также коэффициента трения скольжения на расположение подобластей
сцепления и проскальзывания в области контакта.
Третья глава посвящена исследованию скорости накопления контактно-
усталостных повреждений в условиях трения качения при наличии вязкоупругого
поверхностного слоя. Рассматривается циклическое качение упругой сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с упругим полупространством. Для полученных
во второй главе распределений контактных нормального и касательного
напряжений проведён расчет напряжённого состояния упругого полупространства
в условиях трения качения упругих тел с одинаковыми упругими постоянными при
наличии промежуточного слоя. Проанализировано влияние относительных
продольного и бокового проскальзываний, свойств промежуточного слоя и
коэффициента трения скольжения на расположение областей концентрации
максимальных касательных напряжений в подповерхностных слоях упругого
полупространства.
В заключении представлены основные результаты диссертационной работы.
Автор выражает большую признательность научному руководителю
академику РАН д.ф.-м.н. И.Г. Горячевой, а также д.ф.-м.н. Е.В. Торской и всем
сотрудникам лаборатории трибологии ИПМех РАН за поддержку в проведении
исследований.

Цель проведённого исследования заключалась в разработке методов решения
контактных задач для деформируемых тел в условиях трения качения с учётом
основных механизмов трения и наличия тонкого промежуточного слоя, а также
анализе влияния свойств промежуточной среды на контактные характеристики,
силу трения, распределение внутренних напряжений и скорость накопления
усталостных повреждений в поверхностных слоях упругих тел. В работе получены
следующие основные результаты:
1) построено решение контактной задачи о качении жёсткого цилиндра и
сферы по тонкому вязкоупругому слою, сцепленному с жёстким
основанием, с учётом относительного продольного проскальзывания и
межмолекулярного взаимодействия контактирующих поверхностей (при
описании механических свойств слоя в нормальном и касательном
направлении моделью Кельвина);
2) решена контактная задача о качении упругой сферы по упругому
полупространству, покрытому тонким промежуточным слоем
(податливость слоя в нормальном направлении описывается степенной
функцией, а связь между касательными напряжениями и перемещениями –
моделью Кельвина);
3) разработан алгоритм решения задачи о качении упругой сферы по
вязкоупругому слою, сцепленному с упругим полупространством,
основанный на вариационном методе с учётом продольного и бокового
относительного проскальзывания, а также составляющих проскальзывания
вследствие верчения катящегося тела;
4) установлена зависимость контактных характеристик при качении жёстких
и упругих тел по основанию, покрытому вязкоупругим слоем
(распределение нормального и касательного напряжений на площадке
контакта, расположение зон сцепления и проскальзывания), а также силы
сопротивления качению от величины относительного проскальзывания и
свойств промежуточной среды;
5) проведен расчет распределения максимальных касательных напряжений
внутри упругого полупространства в условиях качения упругой сферы по
упругому полупространству при наличии вязкоупругого промежуточного
слоя и дан анализ влияния свойств промежуточного слоя на скорость
накопления контактно-усталостных повреждений в упругом
полупространстве.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Моделирование трения при качении цилиндра по вязкоупругому слою, описываемому моделью Кельвина
    XXVII Международная инновационно-ориентированная конференция молодых учёных и студентов (МИКМУС – 2015): сборник трудов конференции. Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН Москва, 2С. 182
    Анализ влияния вязкоупругого промежуточного слоя на контактные характеристики и силу трения прикачении с проскальзыванием
    Труды59-йнаучнойконференцииМФТИ. Аэрофизика и космические исследования. МФТИ Москва, 2С. 22
    Задача о качении с проскальзыванием периодической системы цилиндров по вязкоупругому основанию
    Гагаринские чтения – 2018 Сборник тезисов докладов XLIV Международной молодёжной научной конференции. 2Т. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, 2 С. 401

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Моделирование гидромеханического поведения грунтов при искусственном замораживании
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук