Коренные малочисленные народы Северного Кавказа в составе многонационального народа России (гарантии статуса и пределы реализации коллективных прав)

Досакаев Алимберди Базарбиевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………….. 4
Глава I. Коренные малочисленные народы Северного Кавказа
как объект конституционно-правового регулирования……………….. 23
§ 1. Проблема коренных малочисленных народов в теории и
практике современного конституционализма……………………………… 23
§ 2. Формирование правосубъектности коренных малочисленных
народов Северного Кавказа: история проблемы и современное
состояние……………………………………………………………………… 48
§ 3. Принцип недискриминации коренных малочисленных народов
(национальных меньшинств) и его реализация в конституционной
практике современных зарубежных государств………………………….. 73
Глава II. Конституционно-правовой статус коренных
малочисленных народов Северного Кавказа: гарантии и
конституционные формы реализации в современных условиях
развития российской государственности………………………………… 101
§ 1. Содержание конституционно-правового статуса коренных
малочисленных народов Северного Кавказа.………………………………. 101
§ 1.1. Понятие конституционно-правового статуса коренных
малочисленных народов Северного Кавказа и его юридическая
конструкция…………………………………………………………..………. 101
§ 1.2. Пределы реализации коллективных и индивидуальных прав
коренных малочисленных народов и лиц, относящихся к коренным
малочисленным народам…………………………………………………….. 120
§ 2. Конкретизация конституционно-правовой основы статуса
коренных малочисленных народов Северного Кавказа в федеральном
законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации
Северо-Кавказского и Южного федеральных округов: проблемы
согласования и институционализации………………………………………………….. 129
§ 3. Право коренных малочисленных народов Северного Кавказа
на культурное наследие, сохранение этнокультурного и языкового
многообразия как необходимое (приоритетное) условие сохранения
национальной идентичности………………………………………………… 158
Заключение……………………………………………………….……. 180
Список литературы……………………………………………………. 187
Приложение 1. Проект Федерального закона «О внесении
изменений, дополнений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года
№ 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов
Российской Федерации»……………………………………………………… 243
Приложение 2. Проект Постановления Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства
Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1520 «Об
утверждении Правил ведения списка лиц, относящихся к коренным
малочисленным народам Российской Федерации, предоставления
содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с его
ведением межведомственного взаимодействия»…………………………… 246

Во введении обоснована актуальность темы исследования, представлена
степень ее научной разработанности, определены цели и задачи исследования, его
объектипредмет,теоретическая,нормативно-правовая,эмпирическаяи
методологическаяосновы,раскрытанаучнаяновизна,теоретическаяи
практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту,
приведены сведения о результатах их апробации.
Глава первая «Коренные малочисленные народы Северного Кавказа как
объектконституционно-правовогорегулирования»,состоящаяизтрех
параграфов, посвящена анализу понятия коренных малочисленных народов
Российской Федерации, истории становления и развития конституционной
правосубъектности коренных малочисленных народов Северного Кавказа, а также
исследованию принципа недискриминации коренных народов (национальных
меньшинств) и его реализации в конституционной практике современных
зарубежных стран.
В первом параграфе «Проблема коренных малочисленных народов в теории
и практике современного конституционализма» представлено обоснование
феномена коренных малочисленных народов как конституционной ценности и
объектаконституционно-правовойохраны,данахарактеристика
многонационального народа Российской Федерации в качестве конституционной
субстанции.
Центральная часть параграфа посвящена анализу вопроса о коренных
малочисленных народах как конституционно-правовом концепте. Диссертант
обращаетвниманиенасуществующеенесовпадениетерминологического
обозначения коренных малочисленных народов в международном праве,
законодательствезарубежныхстранисовременномроссийскомправе.
Отмечается, что в дореволюционный период для обозначения понятия коренного
малочисленного народа использовался термин «инородцы» и «магометане», а в
советский период, с утверждением сталинской национальной политики, в научном
и политическом лексиконе стали использовать понятие «коренные нации». В
действующемфедеральномзаконодательствепомимотермина«коренные
малочисленные народы» в ряде нормативно-правовых актов используются такие
понятия,как«национальныеменьшинства»,«малочисленныеэтнические
общности», «этническая общность», «этническая группа», «национальная группа»,
«этноконфессиональная группа», «коренные национальности», «национальности
Российской Федерации» и «этнос». Еще большим разнообразием отличается
региональное законодательство. На основе проведенного анализа, оценки
сложившихся в конституционном праве, социологии и этнологии подходов к
пониманиютакихфундаментальныхпонятий,как«этнос»,«народ»,
«многонациональный народ», «коренные малочисленные народы» с учетом
выявленных в ходе исследования признаков коренных малочисленных народов
Северного Кавказа, в диссертации предложена авторская интерпретация концепта
«коренныемалочисленныенародыСеверногоКавказа»иобоснована
приемлемость данной позиции для российской конституционной практики.
Во втором параграфе «Формирование правосубъектности коренных
малочисленных народов Северного Кавказа: история проблемы и современное
состояние» исследуется проблема становления и эволюции правового статуса
коренных малочисленных народов Северного Кавказа в истории Российского
государства.
Следуя логике научного анализа, диссертант обращается к рассмотрению
понятия правосубъектности коренных малочисленных народов, обоснованию
правомерности признания коренных малочисленных народов Северного Кавказа
субъектами права, носителями конституционной правосубъектности.
На основе проведенного анализа диссертант приходит к выводу о том, что
исторический процесс становления и развития правосубъектности малочисленных
народов Северного Кавказа проходил в несколько периодов: первый период
(вторая половина XVI в. – начало XIX в.); второй период (начало XIX в. – конец
1950-х гг.); третий период (с 60-х гг. XIX в. до Октябрьской революции 1917 г.);
четвертый период (с конца 1917 г. до начала 1990-х годов); пятый период – это
период активного нормотворчества федеральных и региональных органов
государственной власти, направленный на принятие так называемых этнических
федеральных и региональных законов. При этом первый – четвертый периоды
образуюттакназываемыйпропедевтическийэтап(цикл)формирования
правосубъектности коренных малочисленных народов Северного Кавказа, а
пятый период – основной или современный этап (цикл) развития. В диссертации
представленобстоятельныйанализкаждогоизотмеченныхэтапов.
Подчеркивается, что формирование правосубъектности коренных малочисленных
народовСеверногоКавказанеразрывносвязаносадминистративными
преобразованиями на Северном Кавказе, с поэтапным вхождением этих народов в
состав России, начиная с эпохи Московского государства. По мере присоединения
кавказских территорий перед Российским государством вставала сложная
проблемауправленияэтиминародами.Обосновываетсямысль,что
объединительные процессы народов Северного Кавказа под юрисдикцией
Российского государства не только способствовали постепенному разрушению
феодальных отношений под управлением местных князей в дореволюционной
России,ноипостепеннотрансформировалиправосознаниекоренных
малочисленныхнародовСеверногоКавказавсфереобщероссийского
государственногоиадминистративно-правовогоустройства,признаваяза
народами Кавказа право на сохранение обычаев и традиционного уклада жизни.
Вместе с тем проведенный анализ показал, что в результате политической
нестабильности,междоусобиц,продолжительнойКавказской,азатеми
Гражданской войн коренные малочисленные народы Северного Кавказа оказались
рассеяны по разным странам Азии и Европы.
Развитие правосубъектности коренных малочисленных народов в начале
установления советской власти неразрывно было связано с вопросами правового
регулированиянационально-языковыхотношений.Презюмируется,чтов
Конституции РСФСР 1937 г. и в первоначальной редакции Конституции 1978 г.
отсутствовало упоминание о национальных меньшинствах или о численно
недоминирующихэтническихобщностях.Последующиеизменения,
обусловленные принятием федеративных договоров, внесли определенные
коррективы в ст. 84 Конституции РСФСР 1978 г. Собственно же первое
официальное упоминание в современной конституционной лексике термина
«коренные малочисленные народы» появилось в ст. 69 действующей Конституции
Российской Федерации.
В третьем параграфе «Принцип недискриминации коренных малочисленных
народов (национальных меньшинств) и его реализация в конституционной
практике современных зарубежных государств» рассматриваются особенности
правового регулирования статуса коренных малочисленных народов и их
фактическое положение в ряде зарубежных государств Северной и Восточной
Европы и Северной Америки. Раскрывается нормативное содержание принципа
недискриминациикоренныхмалочисленныхнародов(национальных
меньшинств), его современная правовая основа, исследуется генезис реализации
данного принципа в конституционной практике современных зарубежных стран.
Отмечается, что законодательство одних государств признает существование на
территории страны этнических меньшинств и наделяет эти группы специальным
статусом. В других странах существование этнических или языковых меньшинств
не находит признания в конституционном и ином законодательстве, и нередко
правительство той или иной страны болезненно относится к признанию
присутствия в государстве национальных меньшинств.
Резюмируя основные выводы, полученные в результате сравнительно-
правового анализа национального законодательства, регулирующего статус
малочисленныхэтническихобщностей,судебнойпрактикизарубежных
государств, сделан вывод о том, что опыт государств Европы и стран Северной
Америки в сохранении и развитии языка и самобытности, а также участие
представителей коренных народов в правотворческом процессе по вопросам
защиты их законных интересов может стать позитивным примером для
конституционной практики России. В частности, изучение зарубежного опыта
свидетельствует о целесообразности применения опыта Сербии, Норвегии и
Канады в правотворческом процессе на стадии обсуждения нормативно-правовых
актов, затрагивающих права коренных малочисленных народов.
Глава вторая «Конституционно-правовой статус коренных малочисленных
народов Северного Кавказа: гарантии и конституционные формы реализации в
современных условиях развития российской государственности» посвящена
анализу доктринальных и нормативно-правовых основ конституционно-правового
регулированияипрактикиреализацииправовогостатусакоренных
малочисленных народов на Северном Кавказе, исследованию пределов реализации
их коллективных прав.
В первом параграфе «Содержание конституционно-правового статуса
коренных малочисленных народов Северного Кавказа» исследуются теоретико-
методологические предпосылки правового статуса коренных малочисленных
народов, представлено обоснование юридической конструкции правового статуса
коренных малочисленных народов Северного Кавказа.
Автор солидаризуется с тем, что по своему юридическому содержанию
правовой статус малочисленных народов представляет собой сложный комплекс
прав индивидов и организованных групп, вырастающий из индивидуальных,
групповых прав, синтезируя в себе над индивидуальное, над групповое
содержание последних, что права этносов, закрепленные на конституционном и
международно-правовом уровне, являются основой для формирования сложных
межотраслевыхправовыхкомплексов(А.Н.Кокотов).Вдиссертации
содержанием правового статуса малочисленных народов охватываются прежде
всего индивидуальные и коллективные права. Доказывается, что эти группы прав
должны находиться в гармоничном сочетании. На основе анализа конвенционных
нормдействующегороссийскогозаконодательстваисследуетсясостав
индивидуальных и коллективных прав и свобод. Обращено внимание на то
обстоятельство, что юридически национальный законодатель формально не связан
обязательностью положений целого ряда международных актов (например,
Декларацией о правах коренных народов 2007 г.), тем не менее многие из
конвенционныхустановленийполучилизакреплениевфедеральныхи
региональных законодательных актах.
Кроме законодательно закрепленных за коренными малочисленными
народамиправами–индивидуальнымииколлективными,общимии
специальными – в диссертации анализируются иные элементы их правового
статуса, в частности, охраняемые законом интересы («законные» интересы), прямо
установленные законом льготы и преимущества, которые имплицитно присущи
данному субъекту в силу его особого положения в системе общественных
отношений. Одновременно в диссертации обращено внимание на существующие
пределы нормативного объема такого рода преференций, причем даже внутри
данной группы, т.е. среди различных категорий малочисленных народов. В этой
связи особо подчеркивается, что несомненный приоритет остается за народами
Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В содержание правового статуса коренных малочисленных народов
включаютсятакжепредусмотренныедействующимнациональным
законодательством и конвенционными нормами юридические обязанности и
различные обременения, включая обязанности, обусловленные специальной
правосубъектностью малочисленных народов.
Проведенный анализ позволил определить нормативный состав правового
статуса коренных малочисленных народов, включив в него соответствующий
набор материальных и процессуальных установлений, норм конституционного
права и иных отраслей. Одновременно нормативная структура правового статуса
дополнена указанием на присущие ему принципы права: равенство коренных
малочисленныхнародоввнезависимостиотвидовихдеятельности;
государственный протекционизм коренных малочисленных народов и их защита
черездемократическиеинститутыиинститутыгражданскогообщества;
гражданская и национальная самоорганизация как основа регламентирования
процессаформирования,формулирования,выдвиженияизащитысвоих
интересов;общенациональноепризнаниеиправовоезакреплениев
законодательстве правового статуса коренных малочисленных народов. С учетом
отмеченного сделан вывод о том, что по своему нормативному составу в
структуре действующего права данный нормативный комплекс представляет
собой многосоставный (комплексный) межотраслевой институт (субинститут)
права, в котором доминантная роль принадлежит нормам и принципам
конституционного права.
В этой же части работы представлен специальный анализ пределов
реализации коллективных и индивидуальных прав коренных малочисленных
народов и лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Отмечается,
что обращение к поставленной проблеме принципиально важно для оценки
содержания правового статуса коренных малочисленных народов, позволяет
точнее подойти к уяснению природы их коллективных прав, равно как и обратить
внимание на возможные формы неправового поведения при реализации как
коллективных, так и индивидуальных прав в данной сфере. Сделан вывод о том,
что реализация конституционно гарантированных прав коренных малочисленных
народов Северного Кавказа имеет свои пределы, которые предопределены
содержанием их правового статуса и универсальной правосубъектностью
многонационального народа России. Взяв за основу предложенное в теории
конституционного права (В.И. Червонюк)4 определение пределов права (свободы),
в диссертации пределы реализации прав коренных малочисленных народов
Северного Кавказа представлены как нормативно определенное пространство, в
котором согласно конституционно установленным порядкам и в соответствии с
принципомправовойопределенностиреализуютсяиндивидуальныеи
коллективные права коренных малочисленных народов, обусловленные местами
традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. При
этом доминантами установления пределов коренных малочисленных народов
Северного Кавказа выступают такие факторы, как места их традиционного
проживанияиосуществлениятрадиционнойхозяйственнойдеятельности,
исконная среда обитания малочисленных народов и необходимость ее защиты,
сохранение этнокультурной и языковой идентичности. По мнению диссертанта,
установлением границ коллективного правопользования создаются прочные
правовые основания для противодействия злоупотреблению правами как со
стороны малочисленных народов, так и со стороны лиц и органов, находящихся с
ними в конституционно-правовой связи.
Во втором параграфе диссертации «Конкретизация конституционно-
правовой основы статуса коренных малочисленных народов Северного Кавказа в
Червонюк В.И. Пределы конституционного права (свободы) // Червонюк В.И.
Конституционное право России. Общая часть : учебник. В 2-х кн. Кн. 2. / 2-е изд., дополн. и
перераб. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 485.
федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской
Федерации Северо-Кавказского и Южного федеральных округов: проблемы
согласованияиинституционализации»исследуетсяпроблемаправового
регулирования статуса коренных малочисленных народов Северного Кавказа
применительно к различным уровням публичной власти.
Отмечается, что исходные начала защиты исконной среды обитания,
традиционногообразажизни,хозяйствованияипромысловкоренных
малочисленныхнародовпервоначальнополучилисвоезакреплениев
Федеративных договорах от 31 марта 1992 г. а затем и в Конституции РСФСР
1978 г. (в ред. 1992 г.). Отмечается, что компетенция Российской Федерации по
регулированию и защите прав национальных меньшинств была предусмотрена
только в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов
ведения и полномочии между федеральными органами государственной власти
Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе
Российской Федерации» (п. «в» ст. 1). В остальных же Федеративных договорах
договаривающиесястороныограничилисьопределениемкомпетенциив
указанной сфере лишь установлением круга полномочий, связанных с защитой
прав национальных меньшинств.
Принципиальноиначеурегулированапроблемавдействующей
Конституции 1993 г. В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции к предметам
исключительного ведения Российской Федерации было отнесено «регулирование
и защита прав национальных меньшинств». Одновременно п. «б» ч. 1 ст. 72
Конституции «защита прав национальных меньшинств», а п. «м» ч. 1 ст. 72
«защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей» были отнесены к совместному ведению Российской
ФедерацииисубъектовФедерации.Фундаментальныеосновыразвития
конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов России
былизаложенывст.69КонституцииРФ,вкоторойзаконодателем
подчеркивается приверженность Российской Федерации к принятию мер по
гарантированию прав коренных малочисленных народов в соответствии с
общепризнаннымипринципамиинормамимеждународногоправа,
международнымидоговорамиРоссийскойФедерации.Вконтексте
гарантирования правового статуса коренных малочисленных народов Северного
Кавказапредставленообоснованиенеобходимостиусовершенствования
отдельных положений Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ.
Поддерживается высказанное в компетентной литературе предложение о
целесообразности принятия федерального закона об Уполномоченном по
правам народов Российской Федерации (Т.В. Заметина).
В этой же части работы специальному анализу подвергнут вопрос о
правовой регламентации статуса коренных малочисленных народов Северного
Кавказа в законодательстве субъектов Российской Федерации. Представлена
оценка состояния и качества правового регулирования статуса коренных
малочисленных народов Северного Кавказа в нормативно-правовых актах
Краснодарского края, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Дагестан,
на территории которых данные народы традиционно проживают. Обращено
внимание на законодательные дефекты, сформулированы предложения по
устранению выявленных законодательных дефектов, в целом оптимизации
законодательствасубъектовФедерацииСеверо-КавказскогоиЮжного
федеральныхокруговвсфереусовершенствованиястатусакоренных
малочисленныхнародов.Сформулированыконкретныепредложенияпо
совершенствованию положений закона Республики Дагестан от 9 октября 1996 г.
№ 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан»,
реализациякоторогоимеетостроактуальноезначениеврегулировании
конституционно-правовогостатусакоренныхмалочисленныхнародовв
многонациональной Республики Дагестан. На основе анализа исследуемой
проблемы сделан вывод о том, что реализация субъектами Федерации Северо-
Кавказского и Южного федеральных округов полномочий, связанных с
реализациейизащитойправкоренныхмалочисленныхнародов,
предусмотренных пунктами «б» и «м» ст. 72 Конституции РФ, может
осуществляться путем принятия таких нормативных правовых актов, как,
например, Закон «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в
Карачаево-Черкесской Республике».
Заключительный, третий параграф анализируемой главы «Право коренных
малочисленных народов Северного Кавказа на культурное наследие, сохранение
этнокультурного и языкового многообразия как необходимое (приоритетное)
условие сохранения национальной идентичности» посвящен доказательству
существования конституционной связи между реализацией малочисленными
народами Северного Кавказа права на культурное наследие и сохранение их
национальной идентичности в современных условиях развития российской
государственности. Отмечается, что разработка представленной в данной части
диссертации проблемы отвечает конституционному императиву ч. 2 ст. 69
Конституции РФ, внесенному Законом РФ о поправке к Конституции РФ от
14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов
организации и функционирования публичной власти». Основываясь на анализе
обширной отечественной и зарубежной литературы, сформировавшихся в данной
сферемеждународно-правовыхстандартах,осмыслениипрактики
конституционного строительства в этнонациональных современных государствах,
оценке современного этапа развития российской государственности, учитывая то
обстоятельство, что для этнических общностей, подпадающих под квалификацию
коренныхмалочисленныхнародов,приемлеманетерриториальная,а
экстерриториальная форма самоопределения, в диссертации сделан вывод о том,
что доминантной формой, в наибольшей мере гарантирующей сохранение за
коренным малочисленным народом национальной идентичности, является
реализацияим праванасохранениекультурногонаследия,сохранение
этнокультурного и языкового многообразия.
При этом культурное наследие, сохранение этнокультурного и языкового
многообразия рассматривается во взаимосвязи с культурными ценностями народа,
постулируетсякакспособсохранениякультурногогенофонданарода
(А.А. Копсергенова), как особый связующий характер культуры между
различными поколениями людей (А.Н. Панфилов), охватывающий своим
содержанием традиционные знания и формы культурного самовыражения»
(Л.В. Андриченко). Конституционное признание и гарантирование культурного
релятивизмавэтническойкультурекоренныхмалочисленныхнародов
(В.А. Кряжков) создает благоприятные условия для реализации права народов на
сохранение культурного наследия, сохранение этнокультурного и языкового
многообразия.
В работе на основе анализа законодательства субъектов Российской
Федерации Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, фактическом
материале, документальных источниках, статистических данных исследуются
способыинституционализацииправакоренныхнародовнасохранение
культурного наследия. С учетом того обстоятельства, что территория Северного
Кавказа отличается не только этническим, но и языковым многообразием, особое
внимание уделяется анализу практики законодательного регулирования языковых
прав малочисленных народов, включая бесписьменные языки этих народов,
обнаружению и рассмотрению существующих в данной сфере проблем и
обоснованию путей их разрешения. В целях сохранения и развития родного языка
коренных малочисленных народов, сохранения этнокультурного и языкового
многообразиянародовРоссии,представляетсяцелесообразнымвнести
дополнения в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской
Федерации», направленные на создание механизма реализации права на свою
письменность тем народам России, у которых она отсутствует. Данный подход в
полной мере согласуется с конституционной новеллой: «Культура в Российской
Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа.
Культура поддерживается и охраняется государством» (ч. 4 ст. 68 Конституции РФ»)5.
В этой же части работы реализация коренными малочисленными народами
права на сохранение культурного наследия рассматривается через учреждаемые
этими народами объединения, культурные фонды и др. Деятельность указанных
О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и
функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
объединений в диссертации рассматривается как правовой механизм защиты
законных интересов коренных малочисленных народов Северного Кавказа в
вопросах сохранения и развития родного языка и культуры. Данный аспект
проблемы исследуется во взаимосвязи с положениями Стратегии социально-
экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., а
также предложениями Президента Российской Федерации о необходимости
оказания государством и институтами гражданского общества дополнительной
поддержкимолодежнымобщественнымобъединениям,осуществляющим
деятельность по развитию межнациональных (межэтнических) отношений и
укреплению духовного и гражданского единства народов, проживающих на
территории Северо-Кавказского федерального округа, а равно положениям,
закрепленным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
2021 года.
Взаключенииподводятсяитогидиссертационногоисследования,
обобщаются основные выводы и приводятся практические рекомендации по
совершенствованиюфедеральногоирегиональногозаконодательства,
регулирующего правовое положение коренных малочисленных народов.

Актуальность темы диссертационного исследования. Согласно
действующей Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных
малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской
Федерации (ч. 1 ст. 69). Законом Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О
совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и
функционирования публичной власти» вышеупомянутая статья Основного закона
усилена частью 2, в соответствии с которой «государство защищает культурную
самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации,
гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия»1.
Неоспорим тот факт, что среди коренных малочисленных народов Российской
Федерации особое место занимают коренные малочисленные народы Севера,
Сибири и Дальнего Востока, что обусловлено географическими и
климатическими особенностями исконной среды проживания малочисленных
народов – жизненном пространстве с невероятно сложными условиями для
жизнедеятельности людей в циркумполярной зоне. Именно в силу этих
обстоятельств, конкретизируя ст. 69 Конституции Российской Федерации,
федеральный законодатель в ряде законодательных актов закрепил, прежде всего,
статус названных народов, их права и гарантии реализации.
В соответствии с институционально признанными Конституцией страны
основами конституционного строя и существующими международно-правовыми
стандартами развивающаяся конституционная практика, формирующаяся
федеративная государственность современной России с учетом ее
многонационального состава указывают на сохраняющуюся остроту проблемы
О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и
функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
обеспечения прав коренных малочисленных народов России. Как отмечалось в
выступлении Президента России В.В. Путина на заседании Совета по правам
человека 8 декабря 2016 г., вопрос, касающийся «…малочисленных коренных
народов России… чрезвычайно для такой страны, как Россия, важен… Эти
вопросы, к сожалению, по остаточному принципу решаются, и считается, что это
не так важно, никто не обращает на это внимания. Но на самом деле это не так. На
самом деле они важны»2. Эта позиция главы государства получила свое
подтверждение в ежегодном послании Президента России Федеральному
Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 г.3. Если учитывать, что
положения, относящиеся к коренным малочисленным народам, в структуре
Конституции помещены в главу 3 «Федеративное устройство», то отмеченное
выше приобретает особую значимость.
В этой же связи обращает на себя внимание проблема конституционно-
правового регулирования и конституционно-правовой охраны статуса коренных
малочисленных народов Северного Кавказа. В России к коренным
малочисленным народам, согласно Единому перечню коренных малочисленных
народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 (в ред. от 26 мая 2020 г.),
отнесены 47 народов, в число которых включены и представители коренных
малочисленных народов Северного Кавказа – абазины и шапсуги. Однако
правовой статус этих народов остается в значительной мере неопределенным.
Кроме того, по итогам Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов
самоидентифицировали себя как самостоятельные народности этносы не
указанные как в Постановлении Государственного Совета Республики Дагестан
от 18 октября 2000 г. № 191 «О коренных малочисленных народах Республики
Путин В.В. Сохранение культуры малочисленных и коренных народов важно для
Российской Федерации // РИА Новости. [Электронный ресурс] URL:
https://ria.ru/20161208/1483155966.html (дата обращения 19.06.2021).
21 апреля 2021 г. в ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию
Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что «Сбережение народа
России – наш высший национальный приоритет» (см.: Путин В.В. Идти вперед, вместе // Рос.
газета. 2021. 22 апр.).
Дагестан», так и в Едином перечне коренных малочисленных народов России
(андийцы, багулалы, годоберинцы, дидойцы, каратинцы, кубачинцы, горские
евреи и др.).
Принципиально важным является то обстоятельство, что практическое
решение сформулированной проблемы требует проведения специальных научных
исследований, позволяющих одновременно выявить и комплексно, с позиции
междисциплинарного подхода обосновать конституционно-правовые гарантии
статуса и пределы реализации коллективных прав коренных малочисленных
народов Северного Кавказа в составе многонационального народа России.
Сохраняют актуальность вопросы обеспечения права народов Северного Кавказа
на сохранение и развитие национально-культурной и исторической
самобытности, в связи с чем специального анализа требует реализация положений
ч. 2 ст. 26, частей 2 и 3 ст. 44, ч. 3 ст. 68, частей 1 и 2 ст. 69 Конституции
Россиийской Федерации. Нуждается в усовершенствовании соответственно
принципу правовой определенности действующее в данной сфере законодательство
об установлении пределов реализации коллективных прав в местах территорий
традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Северного Кавказа.
Отмеченные факторы, а также то обстоятельство, что в юридической теории
заявленная тема оказалась практически не изученной, определяют актуальность,
научное и практическое изучение проблемы конституционно-правового
регулирования и реализации правового статуса коренных малочисленных народов
Северного Кавказа. При этом следует особо отметить, что абсолютное
большинство рассмотренных в работе проблем, касающихся рационализации
конституционно-правового воздействия в отношении коренных малочисленных
народов Северного Кавказа, имеют непосредственное отношение ко всем
коренным малочисленным народам России. Исследование поставленных задач,
поиск их решений, в том числе направлены на решение более общей проблемы,
имеющей общероссийское значение.
Степень научной разработанности темы исследования. Активное
исследование феномена коренных малочисленных народов относится к началу
1990-х годов, что было непосредственно связано с принятием действующей
Конституции. Соответственно теория конституционного права обогатилась
исследованием проблем становления и развития правового статуса
малочисленных этнических общностей, в частности, обоснованием
правосубъектности, конституционно – и международно-правовыми гарантиями
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации. Прежде всего, это фундаментальные монографические исследования
Р.Г. Абдулатипова («Этнополитология», 2004), Л.В. Андриченко («Регулирование и
защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в
Российской Федерации», 2005), С.Н. Харючи («Правовые проблемы сохранения и
развития коренных малочисленных народов Севера России (конституционно-
правовое исследование», 2009), В.А. Кряжкова («Коренные малочисленные народы
Севера в российском праве», 2010), Т.В. Заметиной («Федерализм в системе
конституционного строя России», 2010), П.В. Гоголева («Конституционно-
правовые основы патернализма и партнерства в отношении коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России», 2014),
И.В. Ирхина («Конституционно-правовые статусы территориальных автономий в
государствах современного мира: Европа, Азия, Америка», 2019). Это
подготовленные по данной теме кандидатские диссертации А.Н. Слепцова
(«Конституционный статус коренных малочисленных народов России», 1998),
Е.А. Киселева «Правовое положение коренных малочисленных народов
Приамурья», 2001), Б.А. Схатума («Конституционно-правовые вопросы защиты прав
коренных малочисленных народов в Российской Федерации», 2002),
Н.И. Гаврилова («Правовой статус коренных малочисленных народов Камчатки»,
2006), Е.В. Регеды («Коллективные права этнических общностей в конституционном
праве Российской Федерации», 2009), М.Ю. Задорина («Конституционное право
коренных малочисленных народов на развитие», 2015) и др.
Отдельным аспектам правового положения коренных малочисленных
народов России посвящена работа М.Х. Экзекова «Политика защиты прав
коренных малочисленных народов России на Северном Кавказе» (2018), изданная
в 2021 г. коллективная монография «Правовое положение коренных народов в
России и зарубежных странах» (Р.Ш. Гарипов, Т.В. Заметина, Г.Н. Комкова,
А.Ф. Малый, Т.Я. Хабриева и др.).
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что проблема
конституционного статуса и международно-правовой защиты национальных
меньшинств исследовалась в работах специалистов по международному праву:
А.Х. Абашидзе, Ф.Р. Ананидзе, Т.А. Васильева, Аракча Кара-Кыс, И.Ю. Пешперова.
Сопредельные проблемы с международно-правовых позиций
рассматриваются в трудах англоязычных авторов (в частности, экспертов ООН),
при этом предметом таких исследований становятся и конституционно-правовые
аспекты проблемы: Т. Туэн, Х.М. Кобо, Дж. Анайя, С. Имайи, Э. Кэмбел,
А. Ксантаки, С. Перессини и др. С позиции междисциплинарного подхода (права,
этнографии, этнологии, социологии) рассматриваемая проблема исследуется в
работах Н.Д. Васильева, Е.И. Винокурова, С.И. Волкова, Б.Л. Зимненко,
Э.М. Колчева, В.В. Леонтьева, А.Н. Чудинова, О.В. Маловой, А.О. Мусорина,
P.C. Никитина, Д.И. Табаева, В.А. Тишкова, М.К. Любавского, А.М. Ярлыкапова и др.
Учитывая степень разработанности проблемы, необходимо особо
подчеркнуть, что объектами исследований подавляющего числа отмеченных
работ выступали основы теории конституционно-правовой защиты прав
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. При этом
проблемы статуса коренных малочисленных народов Северного Кавказа, его
конституционно-правовой основы, специальных механизмов совершенствования
правового регулирования, гарантий и пределов реализации коллективных прав
рассматриваются фрагментарно и преимущественно в постановочном плане.
Таким образом, потребности развивающейся конституционной практики,
состояние разработанности проблемы объективно требуют комплексного
изучения конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов
Северного Кавказа.
В диссертационном исследовании основное внимание уделяется вопросам
правового регулирования и реализации конституционно-правового статуса
коренных малочисленных народов Северного Кавказа. При этом составляющие
предмет диссертационного исследования вопросы рассматриваются в контексте
общей проблемы – гарантий реализации прав коренных малочисленных народов
Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования – комплексное исследование
конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов Северного
Кавказа в составе многонационального народа России, формулирование
теоретических обобщений и практических рекомендаций, направленных на
оптимизацию их статуса, определение пределов реализации коллективных прав
коренных малочисленных народов, представление на этой основе научно
обоснованных предложений по совершенствованию правового регулирования
статуса коренных малочисленных народов Северного Кавказа.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
 исследовать конституционно-правовую природу коренных малочисленных
народов Северного Кавказа в составе многонационального народа России;
 определить конституционный смысл концепта «коренные малочисленные
народы Северного Кавказа»;
 изучить проблему формирования правосубъектности коренных
малочисленных народов Северного Кавказа;
 проанализировать особенности реализации принципа недискриминации
коренных народов (национальных меньшинств) в конституционной практике
современных зарубежных стран;
 определить понятие, содержание конституционно-правового статуса
коренных малочисленных народов, представить характеристику его юридической
конструкции; выявить проблемы и противоречия в правовом регулировании
конституционно-правового статуса этих народов, предложить способы преодоления
законодательных дефектов;
 сформулировать понятие пределов реализации коллективных и
индивидуальных прав; на основе анализа законодательства Республики Дагестан,
Карачаево-Черкесской Республики и Краснодарского края охарактеризовать
практику реализации коллективных прав коренных малочисленных народов
Северного Кавказа в контексте законодательно определенных пределов этих прав;
 представить анализ конкретизации конституционно-правовой основы
статуса коренных малочисленных народов Северного Кавказа в федеральном
законодательстве и законодательстве субъектов Федерации Северо-Кавказского и
Южного федеральных округов, охарактеризовать возникающие в этой связи
проблемы согласования и институционализации;
 на примере законодательства Республики Дагестан, Карачаево-
Черкесской Республики и Краснодарского края определить пределы реализации
коллективных прав коренных малочисленных народов Северного Кавказа;
выявить проблемы и противоречия в правовом регулировании конституционно-
правового статуса, предложить способы их преодоления;
 исследовать проблему конституционно-правовой охраны права на культурное
наследие, сохранение этнокультурного и языкового многообразия коренных
малочисленных народов Северного Кавказа как приоритетного объекта
конституционно-правового регулирования в современных условиях развития
российской государственности;
 сформулировать выводы и предложения по совершенствованию
федерального законодательства, законодательства субъектов Российской
Федерации Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, регулирующего
правовой статус коренных малочисленных народов Северного Кавказа.
Объект диссертационного исследования – конституционно-правовой
статус коренных малочисленных народов, формирующиеся в конституционной
практике связи и отношения, гарантии и пределы реализации коллективных прав
коренных малочисленных народов Северного Кавказа в составе
многонационального народа России.
Предметом диссертационного исследования выступают теоретические
понятия и обобщения, наиболее общие закономерности, отображающие природу,
содержание правового статуса коренных малочисленных народов; выводы,
оценки относительно пределов реализации коллективных прав коренных
малочисленных народов, особенностей законодательства и практики его
применения в рассматриваемой сфере.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных
задач и достижения цели были использованы общенаучные и частноправовые
научные методы познания: диалектический, формально-логический,
статистический, исторический, историко-правовой, сравнительно-правовой,
формально-юридический и др. Указанные методы широко использовались для
познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых
явлений в анализируемой сфере. В частности, это: диалектический метод,
обязывающий к полноте и всесторонности анализа; статистический метод,
используемый для установления численности коренных малочисленных народов
Северного Кавказа, определение количества тех из них, которые владеют родным
языком; исторический метод, позволяющий выявить основные закономерности
объединительного процесса народов Северного Кавказа под юрисдикцией
Российского государства; историко-правовой метод, позволяющий проследить и
выделить основные этапы эволюции правового статуса малочисленных народов
Северного Кавказа; сравнительно-правовой метод, используемый при анализе
правового регулирования статуса коренных малочисленных народов Российской
Федерации и зарубежных стран; формально-юридический метод, ориентирующий
исследовать юридическую природу и нормативное содержание конституционно-
правового статуса коренных малочисленных народов Северного Кавказа,
уточнить границы (пределы) социально-правового пространства реализации их
коллективных прав. Анализ проблем, включенных в предмет исследования,
основывается на сочетании теоретических и эмпирических методов, включая
методы эмпирической социологии.
Теоретическую основу исследования составляют научные положения и
выводы, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных ученых в
различных областях знаний: истории, этнографии, социологии, политологии.
Для всестороннего анализа заявленной цели и задач диссертационного
исследования потребовалось обращение к научным трудам признанных
отечественных в области государства и права: С.С. Алексеева, С.А. Авакьяна,
М.В. Баглая, Н.А., В.М. Баранова, С.В. Белоусова, Н.В. Витрука, А.Б. Венгерова,
И.В. Гончарова, К.К. Гасанова, В.Г. Графского, Е.Ю. Грачевой, В.В. Еремяна,
В.Д. Зорькина, О.С. Иоффе, В.Т. Кабышева, Е.И. Козлова, В.А. Кряжкова,
О.Е. Кутафина, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Н.А. Михалевой,
И.А. Умновой, В.И. Фадеева, И.Е. Фарбера, В.Е. Чиркина, В.А. Черепанова и др.
Научному анализу проблем реализации индивидуальных и коллективных прав и
охраняемых законном интересов коренных малочисленных народов Северного
Кавказа способствовали труды Л.В. Андриченко, Т.В. Заметиной, В.А. Кряжкова,
М.Б. Напсо, Т.Я. Хабриевой, Б.С. Эбзеева, исследования по проблеме
парламентских меньшинств В.И. Червонюка, правового положения национальных
меньшинств С.С. Юрьева, правового статуса субъектов права Н.В. Витрука,
А.А. Воеводина, А.В. Мицкевича и др.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской
Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы
Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской
Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации,
конституции и уставы субъектов Российской Федерации, прежде всего Северо-
Кавказского и Южного федеральных округов, судебная практика
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации,
относящиеся к теме исследования конституции и иные правовые акты
зарубежных государств.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые
акты Российской империи: законы, указы и положения, статистические данные,
материалы судебной практики и социологических исследований. Источниками
исследования также являются материалы архивных фондов Государственного
архива Краснодарского края, Государственного архива Ставропольского края и
Государственного архива Республики Дагестан. Для исследования
конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов
Северного Кавказа использовались различные справочные и статистические
материалы, а также данные Всероссийских переписей населения 2002 г. и
2010 г.
Научная новизна исследования обусловлена постановкой проблемы,
целью и задачами исследования, состоит в том, что диссертационная работа
представляет собой одно из первых научных исследований, в котором проведен
комплексный анализ конституционно-правового статуса коренных
малочисленных народов Северного Кавказа, исследованы основные вопросы
заявленной темы. Полученные в ходе работы над диссертацией результаты
позволили обосновать новые теоретические положения по совершенствованию
конституционно-правового регулирования статуса коренных малочисленных
народов Северного Кавказа; разработать авторское определение понятия
«коренные малочисленные народы Северного Кавказа»; предложить
определение «конституционно-правовой статус коренных малочисленных
народов России», позволяющее учитывать их специфические особенности,
отличающие от иных субъектов права; выявить общие закономерности
периодизации становления и развития правосубъектности коренных
малочисленных народов Северного Кавказа; представить ряд предложений по
совершенствованию законодательства Российской Федерации и ее субъектов,
находящихся в пределах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов,
в вопросах определения пределов реализации коллективных прав коренных
малочисленных народов.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы,
сформулированные в диссертационном исследовании:
1. Коренные малочисленные народы Северного Кавказа обладают
правосубъектностью, общим и специальным правовым статусом исключительно в
составе многонационального народа Российской Федерации. Этим
обстоятельством, а также федеративной структурой государства, его
территориальной целостностью и суверенными правами обусловлены
нормативный объем, комплекс индивидуальных и коллективных прав, льгот и
преимуществ, пределы и конституционные формы самоопределения коренных
малочисленных народов.
2. В диссертации концепт «коренные малочисленные народы Северного
Кавказа» интерпретируется как исторически сложившаяся устойчивая
совокупность людей, проживающая на территории традиционного расселения
своих предков, составляющая статистическое меньшинство в Российской
Федерации или на территории ее субъектов, обладающая основными этническими
характеристиками (национальной идентичностью) и осознающая себя в составе
многонационального народа России самостоятельной этнической общностью.
3. Формирование правосубъектности коренных малочисленных народов
Северного Кавказа детерминировано поэтапным вхождением их в состав России и
последующим укоренением в составе многонационального народа Российской
Федерации. Целесообразно выделить несколько взаимосвязанных циклов или
периодов становления и развития правового статуса коренных малочисленных
народов Северного Кавказа: первый период (вторая половина XVI в. – начало XIX
в.) – принятие коренными малочисленными народами Северного Кавказа
российского подданства; второй период (начало XIX в. – конец 50-х гг. XIX в.) –
принятие Российской империей ряда специальных законодательных актов,
регулирующих правовое положение инородцев; третий период (с 60-х гг. XIX в.
до Октябрьской революции 1917 г.) – введение царской Россией на Кавказе
системы военно-народного управления; четвертый период – установление
советской власти с конца 1917 г. до начала 1990-х годов; пятый, современный
период – период активного нормотворчества федеральных и региональных
органов государственной власти, направленный на принятие «этнических»
федеральных и региональных законов.
4. Во взаимоотношениях государства и публичных органов власти
зарубежных стран с национальными меньшинствами, включая коренные народы,
утвердился международно признанный принцип недискриминации.
Сравнительно-правовой анализ сложившейся конституционной практики ряда
стран Северной и Южной Европы, государств Северной Америки в сфере
сохранения и развития языка и самобытности (национальной идентичности)
коренных народов, а также особенностей участия представителей этих народов в
принятии ключевых решений по вопросам защиты их прав и интересов указывает
на целесообразность заимствования накопленного опыта в практике
федеративного строительства современной России. В частности, на стадии
формирования концепции и обсуждения законодательства в сфере защиты
исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной
деятельности и промыслов коренных малочисленных народов России
представляется полезным использование конституционного опыта Сербии,
Норвегии, Канады.
5. Под конституционно-правовым статусом коренных малочисленных
народов России предлагается понимать закрепленные Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,
иными правовыми актами в соответствии с общепризнанными принципами,
нормами международного права и международными договорами Российской
Федерации, совокупность общих и специальных, индивидуальных и
коллективных прав, свобод, механизмов их обеспечения, законодательно
установленных льгот и преимуществ, гарантий реализации и социальной
защищенности коллективных прав коренных малочисленных народов,
способность отстаивать и выражать охраняемые законом интересы во
взаимоотношениях с органами публичной власти, а также соответствующую
специальную правосубъектность, обременения и ответственность как основу
социально-культурной, политико-правовой, духовной и экономической
жизнедеятельности малочисленных народов.
С учетом конституционного опыта ряда субъектов Российской Федерации,
расположенных в северных регионах России, представляется целесообразным
закрепить в Конституциях Республики Дагестан и Карачаево-Черкесской
Республики, в Уставе Краснодарского края, на территории которых проживают
коренные малочисленные народы, основные начала конституционного признания
и гарантирования прав коренных малочисленных народов Северного Кавказа.
6. Реализация конституционно гарантированных прав коренных
малочисленных народов Северного Кавказа имеет свои пределы, которые
предопределены содержанием их правового статуса и универсальной
правосубъектностью многонационального народа России. Взяв за основу
предложенное в теории конституционного права определение пределов права
(свободы), пределы реализации прав коренных малочисленных народов
Северного Кавказа можно представить как нормативно определенное
пространство, в котором согласно конституционно установленным порядкам и в
соответствии с принципом правовой определенности реализуются
индивидуальные и коллективные права коренных малочисленных народов,
обусловленные местами их традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности. Доминантами установления пределов коренных
малочисленных народов Северного Кавказа выступают такие факторы, как места
их традиционного проживания и осуществления традиционной хозяйственной
деятельности, исконная среда обитания малочисленных народов и необходимость
ее защиты, сохранение этнокультурной и языковой идентичности. Установлением
границ коллективного правопользования создаются прочные правовые основания
противодействию злоупотреблением правами как со стороны малочисленных
народов, так и со стороны лиц и органов, находящихся с ними в конституционно-
правовой связи.
7. В существующих реалиях территория традиционного проживания
коренных малочисленных народов нередко выходит за административно-
территориальные границы одного субъекта Российской Федерации, вследствие
чего ареал традиционного расселения коренных малочисленных народов
подпадает под юрисдикцию органов власти различных субъектов Российской
Федерации. В отсутствие единых федеральных стандартов в данном вопросе
правовое положение проживающих на этих территориях представителей
коренных малочисленных народов, что особенно характерно для кочевых
народов, существенно ухудшается и неизбежно влечет за собой умаление их
индивидуальных и коллективных прав. В целях устранения подобной ситуации
представляется необходимым дополнить Федеральный закон от 30 апреля 1999 г.
№ 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской
Федерации» императивным положением, обязывающим органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, на административных территориях
которых расположены места традиционного проживания малочисленного народа,
действовать согласованно по обеспечению прав коренных народов, признав за
ними в собственном (региональном) законодательстве статус коренного
малочисленного народа.
8. Отсутствие в Распоряжении Правительства Российской Федерации от
8 мая 2009 г. № 631-р специального указания относительно определенных
территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов Северного Кавказа, как
представляется, создает препятствия в реализации данными народами права на
безвозмездное пользование землями. Целесообразно внести в текст
вышеупомянутого акта Правительства Российской Федерации,
конкретизирующего Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ, положение
о том, что «реализация закрепленных конституционных прав коренных
малочисленных народов Северного Кавказа предполагает согласованные
действия органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики,
Республики Дагестан и Краснодарского края с Правительством Российской
Федерации по определению перечня мест традиционного проживания и
традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».
9. Представляется значимым как на федеральном уровне, так и на уровне
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, законодательно
предусмотреть обязательный порядок взаимодействия органов публичной власти
и уполномоченных представителей коренных малочисленных народов в
правотворческом процессе, включая проведение систематических консультаций с
представителями коренных народов России по выработке согласованных
решений, затрагивающих их конституционные интересы. Целесообразно внести в
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ следующие изменения: абз. 2
ч. 1 ст. 5 признать утратившим силу, одновременно дополнив ст. 5 ч. 1.1.
следующего содержания: «К разработке и экспертизе проектов федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о защите
исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной
деятельности и промыслов малочисленных народов привлекаются
уполномоченные представители малочисленных народов»; ст. 6 дополнить ч. 2:
«Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в
целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни,
хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов включает в
состав рабочей группы профильных комитетов представителей малочисленных
народов»; ст. 7 дополнить ч. 2: «Представительный орган муниципального
образования в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа
жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов
включает в состав рабочей группы профильных комитетов представителей
малочисленных народов».
10. Считать в современных условиях развития российской
государственности, в том числе с учетом внесенных в 2020 г. в Конституцию
Российской Федерации поправок (части 2-3 ст. 69), приоритетным объектом
конституционно-правового регулирования статуса коренных малочисленных
народов Северного Кавказа защиту их специальных прав, а также права на
культурное наследие, сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
11. В целях юридически корректного закрепления в законодательстве
коллективных прав коренных малочисленных народов Российской Федерации
единообразия в регламентации конституционно-правового статуса коренных
малочисленных народов и их представителей, указанных в Федеральном законе от
30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ, целесообразно представить название ст. 10 данного
Закона в следующей редакции: «Права малочисленных народов, объединений
малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на
сохранение и развитие своей самобытной культуры». Целесообразно также абз. 1
ст. 10 названного Закона изложить в следующей редакции: «Малочисленные
народы, объединения малочисленных народов и лица, относящиеся к
малочисленным народам, в целях сохранения и развития своей самобытной
культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе …»
(далее по тексту)».
12. В целях приведения Постановления Правительства Российской
Федерации от 23 сентября 2020 г. № 1520 в соответствии с положениями
ч. 3 ст. 7.1. Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ предлагается
предусмотреть в пунктах 3 и 6, утвержденных данным постановлением «Правил
ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам
Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений, а также
осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия»,
указания на органы государственной власти субъектов Федерации –
правомочных субъектов по предоставлению сведений в уполномоченный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации
государственной национальной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере национальной политики для учета и формирования
списков лиц, относящихся к коренным малочисленным народам.
Обоснованность и достоверность полученных результатов. Результаты
настоящего исследования основываются на широком аналитическом изучении и
обобщении научных и нормативных источников, объективном анализе как
исторического, так и современного отечественного и зарубежного опыта, на
материалах и документах государственных органов, относящихся к вопросам
определения конституционно-правового статуса и правового положения
коренных малочисленных народов Северного Кавказа, а также на личном опыте,
основанном на интервьюировании представителей коренных малочисленных
народов Северного Кавказа, должностных лиц органов государственной власти,
местного самоуправления Республики Дагестан и Карачаево-Черкесской
Республики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором
проведено комплексное исследование механизма реализации конституционно-
правового статуса коренных малочисленных народов Северного Кавказа.
Теоретические идеи, выводы и предложения, сформулированные в исследовании,
могут быть использованы при совершенствовании действующего
законодательства по вопросам регулирования конституционно-правового статуса
коренных малочисленных народов России. Результаты диссертационного
исследования могут найти применение в последующих научных работах по
проблемам реализации индивидуальных и коллективных прав человека.
Практический интерес исследования состоит также в том, что авторская
концепция способствует всестороннему и полному пониманию сущности проблем
правового положения коренных малочисленных народов Северного Кавказа, а
также определению пределов реализации коллективных прав коренных
малочисленных народов. Материалы диссертации могут быть применены в
учебном процессе в рамках преподавания ряда дисциплин, в частности,
конституционного права, муниципального права, а также дисциплин
специализации государственно-правового цикла.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автор
предлагает конкретные меры совершенствования правового регулирования и
механизмов реализации конституционно-правового статуса коренных
малочисленных Северного Кавказа. Предлагаемые изменения и дополнения в
федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской
Федерации позволяет более эффективно защищать права и охраняемые законом
интересы коренных малочисленных народов Северного Кавказа. В контексте
вытекающих из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400, задач поддержания
этнополитической стабильности и эффективного противодействия угрозам
терроризма в Северо-Кавказском регионе использование обоснованных в
диссертации идей и предложений позволит должностным лицам органов
публичной власти совместно с объединениями коренных малочисленных народов
Северного Кавказа гарантировать поддержание необходимого режима
национальной безопасности в регионе.
Апробация результатов исследования. Выводы и предложения
диссертационного исследования сообщались на международных, всероссийских,
межвузовских и вузовских научно-практических конференциях и нашли свое
отражение в тезисах выступлений на следующих конференциях: Международная
научно-практическая конференция «Исследование социально-экономических и
правовых институтов и процессов в России и за рубежом» (Ставрополь, 2011);
Международная научно-практическая конференция «Россия: от стагнации к
развитию (региональные, федеральные, международные проблемы» (Ставрополь,
2017); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы теории и
практики борьбы с экстремизмом и терроризмом» (Ставрополь, 2015);
Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие государственности и
права в Республике Крым: реалии и перспективы» (Краснодар, 2016);
Всероссийская научно-практическая конференция «Право, государство и
экономика: проблемы теории, истории и практики» (Краснодар, 2017);
Международная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения
заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук,
профессора А.П. Коренева «Актуальные вопросы применение норм
административного права (Кореневские чтения)» (Москва, 2021) и др.
Основные положения диссертационной работы, поставленные в ней
проблемы и сформулированные автором выводы обсуждены и одобрены на
заседании кафедры конституционного и муниципального права Московского
университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в
публикациях диссертанта, семь из которых опубликованы в российских журналах,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации.
Структура и объем диссертации. Структура работы обусловлена целью и
задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав,
объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Коренные малочисленные народы республики Дагестан: от территории традиционного проживания к земельным спорам
    Вестник СевКавГТИ /2016 г. выпуск 4 (27). – С. 81–85 (0,25 п.л.).
    Миграция и эмиграция коренных малочисленных народов Северного Кавказа: история и современность
    Вестник СевКавГТИ / 2017 г. Т. – № 2 (29). – С. 90–93 (0,25 п.л.).
    Правовое положение коренных малочисленных народов Северного Кавказа на субфедеральном уровне: сравнительно-правовой анализ
    Черные дыры в Российском законодательстве. 2– № – С. 34–35 (0,30 п.л.).
    Проблемы реализации конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов Северного Кавказа
    Закон и право. 2–№ – С. 32–34 (0,30 п.л.).
    Права национальных меньшинств в восприятии европейских государств
    Исследование социально-экономических и правовых институтов ипроцессов в России и за рубежом. Сборник докладов I международной научно-практической конференции (27– 28 апреля 2011 года) / под общей ред. д.э.н., проф.Глаза В.Н., д.э.н., доц. Мещеряковой Л.А. – Ставрополь, 2– С. 331–333 (0,20 п.л.).
    Коллективные права как правовой механизм реализации законных интересов коренных малочисленных народов
    Актуальные вопросыправаиправоприменения:материалыВсероссийскойнаучно-практичесойконференции (20-21 октября 2011 г.): – Ставрополь, 2ч. – С. 71–74 (0,20 п.л.).
    О соотношении понятий «правовой статус» и «правовое положение» (на примере коренных малочисленных народов Северного Кавказа)
    Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: материалы VВсероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2015 года). – Краснодар,2– С. 290–294 (0,25 п.л.).
    Интеграционные тенденции и национально-культурная идентичность коренных малочисленных народов Северного Кавказа
    Развитиегосударственности и права в Республике Крым: реалии и перспективы: материалыВсероссийской научно-практической конференции (5 февраль 2016 г.) / под общ. ред.С.А. Буткевича. – Краснодар, 2– С. 194–(0,20 п.л.).
    К вопросу об эффективности коллективных форм защиты прав коренных малочисленных народов России (на примере народов Северного Кавказа)
    Право и государство: проблемы методологии, теории и историиматериалы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (20 мая2016 г.). – 2– С. 248–251 (0,20 п.л.).
    К вопросу о деятельности общественных объединений коренных малочисленных народов Северного Кавказа
    Социально-экономические,психолого-педагогические, философские и правовые аспекты развития общества.Сборникматериалов Всероссийского научно-практическогокруглогостола:материалы и доклады (г. Ставрополь, 27 мая 2016 г.). – С. 98–101 (0,12 п.л.).
    Взаимодействие полиции и общественных объединений коренных малочисленных народов Северного Кавказа в условиях этнополитической нестабильности и угрозы терроризма в России
    Всероссийской научно-практической конференции «Право, государство и экономика: проблемы теории,истории и практики» // В сборнике: Право, государство и экономика: проблемытеории, истории и практики. Материалы Всероссийской научно-практическойконференции (12 мая 2017 г.). Краснодарский университет МВД РФ. 2– С. 221–224 (0,20 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Конституционный правопорядок в Республике Абхазия
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
    Конституционно-правовое регулирование внешней трудовой миграции
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»