Культурно-эстетическое развитие младших школьников в условиях внеурочной деятельности экологического содержания
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРО-
БЛЕМЫ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ………………………….…………. 20
1.1. Генезис проблемы культурно-эстетического развития личности в
трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………. 20
1.2. Аналитическое обоснование сущности понятия «культурно-
эстетическое развитие личности младшего школьника»………………… 40
1.3. Методологические подходы к организации педагогической под-
держки культурно-эстетического развития младших школьников в эко-
логическом образовании……………………………………………………….. 60
1.4. Потенциал внеурочной деятельности экологического содержания в
контексте культурно-эстетического развития обучающихся в начальной
школе………………………………………………………………………… 82
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУР-
НО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ……………………………………………………………… 104
2.1.Моделирование процесса педагогической поддержки культурно-
эстетического развития младших школьников в условиях внеурочной
деятельности экологического содержания……………………………….. 104
2.2. Организация опытно-экспериментального исследования культурно-
эстетического развития обучающихся в начальных классах и его кон-
статирующий этап……………………………………………………………………………… 130
2.3. Педагогические условия культурно-эстетического развития млад-
ших школьников в условиях внеурочной деятельности экологического
содержания………………………………………………………………… 154
2.4. Методические рекомендации по совершенствованию педагогиче-
ской поддержки культурно-эстетического развития младших школьни-
ков в условиях внеурочной деятельности экологического содержания
на основе анализа результатов опытно-экспериментального исследова-
ния……………………………………………………………………………………………………… 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 201
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 204
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 228
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы и сте-
пень ее научной разработанности, формулируются цель, объект, предмет и за-
дачи исследования, выдвигается гипотеза, определяются методы и этапы иссле-
довательской работы, раскрывается новизна, обозначены теоретическая и прак-
тическая значимость работы и положения, выносимые на защиту, обоснована
достоверность полученных результатов.
В первой главе представлено аналитическое обоснование сущности поня-
тия «культурно-эстетическое развитие личности младшего школьника», иссле-
дован генезис данного понятия в трудах зарубежных и отечественных ученых;
проанализированы методологические подходы к организации педагогической
поддержки культурно-эстетического развития младших школьников в экологи-
ческом образовании, выявлен потенциал внеурочной деятельности экологиче-
ского содержания в культурно-эстетическом развитии младших школьников.
Значимость культурно-эстетического развития личности в экологическом
образовании определяется всей историей человеческого общества; идеи куль-
турно-эстетического развития детей младшего школьного возраста уходят сво-
ими корнями в глубину веков.
Изучение древнейших исторических источников доказывает, что именно
эстетический способ освоения окружающей действительности позволяет це-
лостно воссоздавать картину мира в сознании человека. Такое понимание быту-
ет на протяжении всей истории развития цивилизации, хотя само понятие «эс-
тетическое» берет свое начало лишь в XVII веке.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования содержат
материалы, которые позволяют сделать вывод: осознание того, что культурно-
эстетическое развитие (до II половины XX века использовалось понятие «эсте-
тическое развитие») является основой формирования личности человека, по-
явилось задолго до рождения педагогики как научной дисциплины, а феноме-
нов «эстетика» и «культура» – как философских определений. Анализ генезиса
процесса культурно-эстетического развития личности позволил выявить его
тесную взаимосвязь с экологическим образованием.
В диссертационном исследовании культурно-эстетическое развитие лич-
ности младшего школьника определено как процесс и результат количествен-
ных и качественных изменений личности, характеризующийся сформированно-
стью эколого-эстетических знаний, эмоционально-ценностного отношения к
эстетическим объектам и явлениям окружающей действительности как эстети-
ческой и духовной ценности, моделей культурно-эстетического взаимодействия
с окружающим миром. В культурно-эстетическом развитии формируются лич-
ный опыт человека, его мировоззрение, переживания и действия.
Осознание эстетической составляющей культуры как ее «ядра» привело
современных исследователей к пониманию необходимости осуществления син-
теза феноменов «культура» и «эстетика» в их ценностно-смысловом контексте
(И.В. Арябкина, Е.Н. Петракова, Л.П. Печко, А.А. Спиридонова и др.).
Таким образом, возникли понятия «культурно-эстетическая компетент-
ность», «культурно-эстетическое отношение», «культурно-эстетическая толе-
рантность», «культурно-эстетическое развитие».
Культурно-эстетическое развитие личности может быть интерпретирова-
но как способ ее особого взаимодействия с окружающим миром, при котором
личность осознает свою ценность в качестве объекта окружающего мира и
транслирует культурное наследие через хранение и передачу исторической па-
мяти того или иного социума, понимает значимость творческой созидающей
деятельности, необходимой для продолжения жизни.
Культурно-эстетическое развитие личности происходит и проявляется в
эстетической деятельности, которая является деятельностью и материально-
практической, и духовной.
Для младшего школьника эстетическая деятельность является специфи-
ческим видом практической и духовной деятельности; она характеризуется ак-
тивностью, наличием у детей мотивации и творческого отношения. Ребенок в
младшем школьном возрасте особенно восприимчив к данной деятельности.
Особенности протекания мыслительных процессов, эмоционально-образное по-
стижение окружающей действительности, возрастная предрасположенность
учеников начальных классов к творчеству обуславливают сензитивность этого
возраста для культурно-эстетического развития личности в единстве его основ-
ных компонентов: когнитивно-оценочного, эмоционально-ценностного и моти-
вационно-поведенческого.
В диссертационном исследовании обоснована необходимость педагоги-
ческой поддержки процесса культурно-эстетического развития младших
школьников в экологическом образовании с применением диалектического
единства культурологического, аксиологического, полихудожественного, выра-
зительностного (экспрессионного), системно-деятельностного подходов при
объединяющей роли комплексного подхода. Синтез данных походов позволяет
решить значимую для современной педагогической науки и практики задачу
учета и реализации доминанты эстетического ракурса воззрений на природу как
выражающего ее сущностные свойства и особенности. Этому соответствует ос-
новное положение о выражении внутренне-внешнего единства всех природных
творений, что в тысячелетиях опыта взаимодействия человечества со всей до-
ступной ему материей природы определялось людьми именно как эстетическое.
Именно с этого началось само развитие наук о природе.
Анализ теоретических исследований, законодательных документов в об-
ласти образования, а также изучение практики начальной школы позволили в
данном диссертационном исследовании сделать вывод о большом культурно-
эстетическом потенциале внеурочной деятельности экологического содержания
в контексте решения проблемы культурно-эстетического развития младших
школьников.
Организация культурно-эстетической внеурочной деятельности экологи-
ческого содержания помогает смоделировать в условиях «реального времени»
виртуальную проекцию реальных жизненных ситуаций по законам художе-
ственного произведения.
Воплощая идеалы нравственного отношения к объектам природы, кото-
рым является и сам человек, искусство несет в себе огромный культурно-
эстетический потенциал. В процессе знакомства с представленными в произве-
дениях искусства вариантами взаимодействия героев в различных простран-
ственно-временных условиях (что может считаться проекционной моделью,
копией реальной действительности) у младших школьников возникают пере-
живания, размышления, которые по мере взросления будут во многом опреде-
лять их мировоззрение.
Важно отметить, что действительных успехов в педагогической поддерж-
ке культурно-эстетического развития младших школьников невозможно до-
биться без осмысления важной роли личности учителя в этом процессе, его
культурно-эстетической компетентности. Современному учителю необходима
«черта художника», «эстетическая черта».
Во второй главе представлена концептуальная модель педагогической
поддержки культурно-эстетического развития младших школьников в условиях
внеурочной деятельности экологического содержания; раскрываются сущность
и содержание основных этапов опытно-экспериментальной работы; на основе
математической обработки анализируются полученные результаты. Разрабо-
танная в ходе исследования концептуальная модель позволила комплексно рас-
смотреть исследуемый процесс, охватив в единой системе целевой, методоло-
гический, содержательно-деятельностный и критериально-результативный бло-
ки (Рисунок 1).
Целевой блок данной модели включает в себя цель и задачи исследуемого
процесса.
Методологический блок отражает принципы (гуманистической направ-
ленности; культуросообразности; природосообразности; взаимосвязи эстетиче-
ского и нравственного в гуманитарном образовании; эстетической выразитель-
ности, мотивации творческой деятельности) и подходы (культурологический,
аксиологический, полихудожественный, выразительностный (экспрессионный),
системно-деятельностный, комплексный) к культурно-эстетическому развитию
младших школьников в условиях внеурочной деятельности экологического со-
держания.
Педагогическая поддержка культурно-эстетического развития младших школь-
ников в условиях внеурочной деятельности экологического содержания
Цель:
выявление и реализация культурно-эстетического потенциала внеурочной деятельности экологического содержания;
сионного), си стемно-деятельностного подходов при системообразующей роли комплексного; внедрение в учебно-
применение единства культурологического, аксиологического, полихудожественного, выразительностного (экспрес-
воспитательный процесс программы внеурочной деятельности экологического содержания «Искусство, вдохнов-
достижение количественных и качественных изменений в
культурно-эстетическом сознании младших школьников в
контексте эмоционально-ценностного освоения ими вырази-
тельного многообразия окружающего мира и формирования
экологически сообразного поведения.
Задачи:
ленное природой» для обучающихся 1-4 классов, культурно-эстетическая компетентность учителя.
1. На основе изучения произведений искусства знакомить
младших школьников с выразительностью и нравственно-
этической ценностью объектов природы.
Целевой блок
2. Развивать у обучающихся экспрессивно-эстетические спо-
собности к освоению окружающего мира.
3. Формировать у детей младшего школьного возраста умение
оценивать свое поведение и поведение других людей по отно-
шению к окружающему миру с позиций культурно-
эстетических, духовно-нравственных ценностей.
4. Вовлекать младших школьников в эколого-эстетическую
Педагогические условия:
деятельность как неотъемлемую составляющую культуры со-
циума посредством реализации единства методологических
подходов к культурно-эстетическому развитию личности.
5. Создавать психологически комфортную обстановку, ситуа-
цию успеха для самореализации каждого обучающегося, что
составляет основу педагогической поддержки процесса куль-
турно-эстетического развития учеников начальной школы
Принципы:
Методологический
гуманистической направленности; культуросообразности;
природосообразности; взаимосвязи эстетического и нрав-
ственного в гуманитарном образовании; эстетической вырази-
блок
тельности, мотивации творческой деятельности.
Подходы:
культурологический, аксиологический, полихудожественный,
выразительностный(экспрессионный),системно-
деятельностный, комплексный.
Внеурочная деятельность:
деятельностный
Содержательно-
реализация программы внеурочной деятельности экологиче-
ского содержания «Искусство, вдохновленное природой» для
обучающихся 1-4 классов; подготовка и участие в выставках
блок
творческих работ, праздничных мероприятиях; планирование
участия младших школьников в культуротворческой деятель-
ности школьного, районного, областного и всероссийского
уровней.
Направления формирования:
организация культурно-эстетической внеурочной деятельно-
сти экологического содержания; посещение учреждений куль-
туры; эстетизация образовательной среды; активное участие в
культурно-эстетических мероприятиях школьного, районного,
областного и всероссийского уровней.
Педагогическая технология
сопровождения культурно-эстетического развития младших
школьников в условиях внеурочной деятельности экологиче-
ского содержания.
Формы:Методы:Средства:
установка образовательного учреждения на культурно-эстетическое развитие обучающихся;
– занятия по культур- – убеждения и – авторское програм-
но-эстетическому раз- самоубежде-мно-методическое
витию младшихния;обеспечение;
школьников во вне– пережива– материально-
урочной деятельно-ния, сопере- техническое обеспе-
сти;живания;чение (методическая
– выставки;- демонстра- литература, мульти-
– концерты;ции произве- медийные средства
– спектакли;дений искус- обучения, аудио- и
– праздничные меро-ства;видеозаписи музы-
приятия экологиче– организации кальных и литератур-
ского содержания;художествен- ных произведений;
– экскурсии;но-творческой репродукции произ-
– природоохранныедеятельности ведений изобрази-
акции;младшихтельного искусства;
– итоговые занятияшкольников;тексты песен, стихов,Факторы:
(КВН, викторины,- метод про- сказок, рассказов, по-
конкурсы творческих ектов.словиц и поговорок.комплексное педагогическое взаимодействие
работ, диспуты).
Критерии культурно-эстетического развития младших
школьников в условиях внеурочной деятельности экологи-
ческого содержания
результативный блок
когнитивно-эмоционально-мотивационно-
оценочныйценностныйповеденческий
Критериально-
Интегративный критерий:
культурно-эстетическая компетентность младших школьников
Уровни культурно-эстетического развития
младших школьников
минимальныйдостаточныйдеятельностный
(низкий)(средний)(высокий)
Результат:
последовательный переход обучающихся с более низких на
более высокие уровни культурно-эстетического развития.
Рис. 1. – Концептуальная модель педагогической поддержки
культурно-эстетического развития младших школьников
в условиях внеурочной деятельности экологического содержания
Содержательно-деятельностный блок предусматривает реализацию про-
граммы внеурочной деятельности экологического содержания «Искусство,
вдохновленное природой» для обучающихся 1 – 4 классов, подготовку и уча-
стие в выставках творческих работ и праздничных мероприятиях, планирование
участия младших школьников в культуротворческой деятельности школьного,
районного, областного и всероссийского уровней. Данный блок содержит
направления педагогической поддержки культурно-эстетического развития
младших школьников; педагогическую технологию сопровождения культурно-
эстетического развития младших школьников в условиях внеурочной деятель-
ности экологического содержания, включающую в себя формы, методы и сред-
ства педагогического взаимодействия с младшими школьниками.
Критериально-результативный блок содержит критериальный аппарат,
включающий в себя когнитивно-оценочный, эмоционально-ценностный и мо-
тивационно-поведенческий критерии.
Вышеуказанные критерии объединены в исследовании в интегративный
критерий «Культурно-эстетическая компетентность младших школьников», ко-
торый в своей динамике проходит три выделенные на основе кластерного ана-
лиза уровня: минимальный (характеризуется: обладанием фрагментальными
эколого-эстетическими знаниями; недостаточно сформированными эмоцио-
нальным интеллектом и эмпатией; отсутствием желания участвовать в творче-
ской деятельности экологического содержания, навыков культурного поведе-
ния в тех или иных ситуациях; стремлением к самоанализу взаимодействия с
окружающим миром), достаточный (не все показатели вышеописанных крите-
риев выражены в достаточной степени: обучающиеся не всегда проявляют ин-
терес к культурно-эстетической деятельности экологического содержания и
имеют желание поступать согласно культурно-эстетическим моделям поведе-
ния), деятельностный (характеризуется: сформированностью у обучающихся
культурно-эстетических знаний, умений, навыков, эмоционального интеллекта,
отзывчивости, эмпатии, самоанализа, умений корректировать свое взаимодей-
ствие с окружающей средой; наличием стремления активно применять полу-
ченные эколого-эстетические знания и культурно-эстетические модели поведе-
ния в творческой деятельности экологического содержания).
В концептуальной модели отражены также педагогические условия и
факторы, оказывающие существенное влияние на исследуемый процесс.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
На первом (констатирующем) этапе проведена первичная диагностика
уровня культурно-эстетического развития обучающихся первых классов.
Диагностика сформированности интегративного критерия «культурно-
эстетическая компетентность младших школьников» осуществлялась с помо-
щью следующих методик:
1. Для диагностики когнитивно-оценочного критерия использовались ме-
тодики: Ю.А. Полещук «Экологические знания» и И.В. Арябкиной «Диагно-
стика эстетических знаний в экологическом контексте (адаптированный вари-
ант).
2. Для диагностики эмоционально-ценностного критерия применены
«Вербальная ассоциативная методика ЭЗОП» С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина и ме-
тодика Л.П. Печко «Эстетический портрет природы».
3. Для диагностики мотивационно-поведенческого критерия взята за ос-
нову методика С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина «Альтернатива».
В эксперименте приняли участие 210 обучающихся 1 – 4 классов образо-
вательных учреждений Тульской области: МКОУ «Бутиковской СОШ», ЧОУ
«Заокской христианской СОШ», МКОУ «Заокской СОШ им. Героя России С.
Бурнаева». Из них 103 младших школьника составили экспериментальную
группу (ЭГ), 107 обучающихся – контрольную группу (КГ).
Проведенные исследования показали, что большинство обучающихся
экспериментальной и контрольной групп имеют низкий уровень культурно-
эстетического развития – 51 школьник (49,5%) ЭГ и 52 (48,6%) КГ; средний
уровень – 36 обучающихся (35%) ЭГ и 39 человек (36,4%) КГ; высокий уровень
культурно-эстетического развития выявлен у 16 младших школьников (15,5%)
ЭГ и у 16 обучающихся (15%) КГ.
На втором (формирующем) этапе опытно-экспериментальной работы
проведена апробация концептуальной модели культурно-эстетического разви-
тия младших школьников в условиях внеурочной деятельности экологического
содержания.
В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены и реализованы
предусмотренные концептуальной моделью педагогические условия, оказыва-
ющие влияние на эффективность процесса культурно-эстетического развития
младших школьников в условиях внеурочной деятельности экологического со-
держания.
Первое педагогическое условие – выявление и реализация культурно-
эстетического потенциала внеурочной деятельности экологического содер-
жания предполагает внедрение культурно-эстетических элементов во внеуроч-
ную деятельность, представляющую собой важный компонент учебно-
воспитательного процесса начальной школы, и помощь каждому младшему
школьнику в реализации его творческого потенциала путем включения в куль-
турно-эстетическую деятельность. При реализации данного условия важно
помнить о необходимости формирования у обучающихся понимания непрехо-
дящей культурно-эстетической ценности каждого объекта и явления окружаю-
щего мира, их диалектической взаимосвязи. Воплощению данной идеи способ-
ствуют не только внеурочные занятия, но и посещения учреждений культуры,
активное участие учеников в культурно-эстетических мероприятиях школьно-
го, районного, областного и всероссийского уровней. Содержательным акцен-
том данных мероприятий является знакомство учеников со спецификой, с од-
ной стороны, и интегративным единством, с другой стороны, различных видов
искусства, в котором отражается все богатство, разнообразие и выразитель-
ность объектов и явлений природы. Полученные детьми на занятиях знания
важно связывать с их творческой культурно-эстетической деятельностью.
Именно так у обучающихся формируется особый взгляд на окружающий мир и
происходящее в нем, открывается возможность лучше понять себя, сочувство-
вать другим, раскрыть и развить свои творческие способности.
Вторым педагогическим условием является реализация единства культу-
рологического, аксиологического, полихудожественного, выразительностного
(экспрессионного), системно-деятельностного подходов при объединяющей
роли комплексного подхода. В ходе опытно-экспериментальной работы уста-
новлено, что объединение ключевых методологических оснований всех выше-
указанных подходов позволяет раскрыть, осмыслить и эффективно применить
на практике механизмы педагогической поддержки культурно-эстетического
развития младшего школьника в условиях внеурочной деятельности экологиче-
ского содержания.
Третье педагогическое условие – внедрение в учебно-воспитательный
процесс начальной школы программы внеурочной деятельности экологического
содержания «Искусство, вдохновленное природой» для обучающихся 1 – 4
классов. Целью программы стало развитие у обучающихся понимания культур-
ного многообразия окружающего мира, формирование экологически сообраз-
ного поведения.
Задачи программы: на основе изучения произведений искусства знако-
мить младших школьников с выразительностью объектов природы; развивать у
обучающихся экспрессивно-эстетические способности в освоении природы,
способствуя обогащению их эколого-эстетического сознания; формировать
умение оценивать свое поведение и поведение других людей по отношению к
окружающему миру с позиции следования духовно-нравственным, культурно-
эстетическим ценностям; вовлекать младших школьников в эколого-
эстетическую самостоятельную творческую деятельность.
Реализация данной программы предоставляет больше возможностей для
организации эколого-эстетической деятельности, активного применения млад-
шими школьниками эколого-эстетических знаний, умений и навыков в разных
формах творческой деятельности (участие в праздничных мероприятиях, кон-
цертах, выставках, акциях, подготовка и показ презентаций, проектов и др.).
Четвертое педагогическое условие – культурно-эстетическая компе-
тентность учителя, под которой подразумевается: «гармоничное сочетание
профессионально-личностных качеств» (И.В. Арябкина); умение создавать на
занятиях доброжелательную, творческую атмосферу, способствующую раскры-
тию творческого культурно-эстетического потенциала каждого ребенка и вы-
полняющую арттерапевтическую функцию; владение технологией культурно-
эстетического развития младших школьников.
На третьем (контрольном) этапе проведена заключительная диагно-
стика уровней культурно-эстетического развития младших школьников в экс-
периментальной и контрольной группах в конце эксперимента.
Динамика уровней сформированности культурно-эстетической компе-
тентности младших школьников как интегративного критерия культурно-
эстетического развития обучающихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной
(КГ) групп представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 – Уровни сформированности культурно-эстетической компе-
тентности младших школьников как интегративного критерия культурно-
эстетического развития обучающихся ЭГ и КГ в ходе эксперимента
Уровни культурно-Экспериментальная груп-Контрольная группа
эстетического развитияпа
Начало экс- Конец экс-Начало экс-Конец экс-
периментапериментапериментаперимента
Минимальный (низкий)51 (49,5 %)10 (9,7 %)52 (48,6 %)37 (34,6 %)
Достаточный (средний)36 (35 %)61 (59,3)39 (36,4 %)47 (44 %)
Деятельностный (высокий)16 (15,5 %)32 (31 %)16 (15 %)23 (21,4 %)
Количество респондентов в %
59,3
49,548,6
5044
403536,434,6
21,4
2015,515
9,7
ЭГ (началоЭГ (конецКГ (началоМинимальный
эксперимента)эксперимента)эксперимента)(низкий)
Минимальный (низкий)Достаточный (средний)Деятельностный (высокий)
Рисунок 1 – Динамика сформированности культурно-эстетической компетент-
ности младших школьников как интегративного критерия культурно-
эстетического развития обучающихся ЭГ и КГ в ходе эксперимента
Данные таблицы 1 рисунка 1 свидетельствуют о том, что и в ЭГ, и в КГ
произошли изменения в положительную сторону уровней культурно-
эстетического развития младших школьников по интегративному критерию
«культурно-эстетическая компетентность младших школьников». Это объясня-
ется тем, что определенная работа по культурно-эстетическому развитию про-
водится учителями начальных классов и учителями искусства во время уроков,
внеклассных мероприятий с обучающимися как контрольной, так и экспери-
ментальной групп.
Однако результаты, полученные в ЭГ, намного существеннее, чем в КГ.
Так, количество обучающихся, имеющих деятельностный (высокий) уровень,
увеличилось на 16 человек (15,5%), т.е. с 16 человек (15,5%) до 32 (31%) чело-
век в ЭГ, а в КГ – всего на 7 человек (6,4%). Число респондентов с достаточным
(средним) уровнем в ЭГ увеличилось на 25 человек (24,3%), а в КГ – на 8 чело-
век (7,6%). Количество обучающихся с минимальным (низким) уровнем в ЭГ
сократилось на 41 человек (39,8%), а в КГ – лишь на 15 человек (14%).
Достоверность эффективности работы с обучающимися 1 – 4 классов по
реализации концептуальной модели педагогической поддержки культурно-
эстетического развития младших школьников в условиях внеурочной деятель-
ности экологического содержания подтверждается соотнесением выборок по
качественно определяемому признаку. Так как исследование касается сравнения
двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта, использован
критерий углового преобразования Р. Фишера – φ* (вариант Е.В. Гублера).
Результаты расчета показали, что φ*эмп = 6,652. Указанное эмпирическое
значение φ* находится в зоне значимости. Н0 (нулевая гипотеза) отвергается.
Принимается H1 (альтернативная гипотеза): доля респондентов, у которых ис-
следуемый эффект на контрольном этапе эксперимента выше, чем на констати-
рующем; т.е. уровень культурно-эстетического развития младших школьников
в той группе, где осуществлялась работа по программе внеурочной деятельно-
сти экологического содержания «Искусство, вдохновленное природой» для
обучающихся 1 – 4 классов, выше на момент окончания эксперимента, чем в
начале.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, и эффек-
тивность реализации концептуальной модели педагогической поддержки куль-
турно-эстетического развития младших школьников в условиях внеурочной де-
ятельности экологического содержания нашла сое подтверждение.
Полученные в результате исследования данные позволяют сделать вывод
о том, что поставленная в исследовании проблема решена, выдвинутая гипотеза
доказана.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основ-
ные выводы, подтверждающие правильность положений выдвинутой гипоте-
зы:
1. Изучение психолого-педагогической, культурологической и философской
литературы позволило исследовать генезис проблемы культурно-эстетического
развития младших школьников и на основе этого убедиться в непреходящей
значимости культурно-эстетического развития личности в экологическом обра-
зовании на протяжении всего развития человеческого общества.
2. Анализ понятия «культурно-эстетическое развитие младшего школьника
в историческом аспекте позволил конкретизировать его содержание, определив
данный феномен как процесс и результат количественных и качественных из-
менений личности, характеризующийся сформированностью эколого-
эстетических знаний, эмоционально-ценностного отношения к эстетическим
объектам и явлениям окружающей действительности как эстетической и ду-
ховной ценности, моделей культурно-эстетического взаимодействия с окружа-
ющим миром.
3. Процессу культурно-эстетического развития младшего школьника спо-
собствует педагогическая поддержка со стороны учителя, на эффективность ко-
торой оказывает непосредственное влияние применение в практической дея-
тельности комплекса охарактеризованных в настоящем исследовании методо-
логических подходов.
4. Внеурочная деятельность, являясь неотъемлемой частью системы началь-
ного общего образования, имеет ярко выраженный потенциал в контексте куль-
турно-эстетического развития младших школьников, выявление и реализация
которого позволяет обеспечить формирование основных компонентов культур-
но-эстетического развития младших школьников: когнитивно-оценочного, эмо-
ционально-ценностного и мотивационно-поведенческого.
5. На основе конкретизации понятия «культурно-эстетическое развитие
младших школьников» спроектирована, апробирована и внедрена концептуаль-
ная модель педагогической поддержки культурно-эстетического развития
младших школьников в условиях внеурочной деятельности экологического со-
держания, содержательно-смысловой основой которой является программа
внеурочной деятельности экологического содержания «Искусство, вдохновлен-
ное природой» для обучающихся 1 – 4 классов; обоснованы и реализованы пе-
дагогические условия, оказывающие влияние на повышение эффективности
рассматриваемого процесса.
6. Исследованию с психолого-педагогических позиций эффективности
культурно-эстетического развития младших школьников в условиях внеуроч-
ной деятельности экологического содержания способствовала разработка кри-
териальной характеристики данного процесса; полученные результаты опытно-
экспериментального исследования свидетельствуют о положительной динамике
культурно-эстетического развития учеников экспериментальной группы.
7. На основе выявления и реализации педагогических условий, оказываю-
щих влияние на эффективность процесса культурно-эстетического развития
младших школьников, разработаны методические рекомендации для педагогов
по организации педагогической поддержки культурно-эстетического развития
младших школьников в условиях внеурочной деятельности экологического со-
держания.
Данная работа не исчерпывает всех аспектов проблемы культурно-
эстетического развития младших школьников в условиях внеурочной деятель-
ности экологического содержания. Исследование может быть продолжено при
проведении комплексных мероприятий, касающихся организации культурно-
эстетически развивающего образовательного пространства, как в начальной
школе, так и на других ступенях образовательной системы.
Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из наи-
более значимых и приоритетных целевых установок российского образова-
ния является ориентация на разностороннее развитие личности обучающего-
ся. Законодательную базу для этого составляют, наряду с другими прави-
тельственными документами, Федеральный закон «Об образовании в Рос-
сийской Федерации», «Стратегия государственной культурной политики на
период до 2030 года» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
В Указе Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегиче-
ских задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отме-
чается необходимость формирования «гармонично и социально развитой
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Одной из
главнейших сторон этой проблемы является формирование личности с куль-
турно-эстетическим мышлением, важнейшей характеристикой которого яв-
ляется тесная взаимосвязь с окружающим миром, ориентация на него как на
безусловную ценность. Культурно-эстетическое развитие младшего школь-
ника в экологическом образовании является актуальной задачей, стоящей пе-
ред школой.
Содержательная сущность понятия «культурно-эстетическое развитие в
экологическом образовании» формировалась на протяжении тысячелетий че-
ловеческой цивилизации и продолжает обогащаться, пополняться и в наши
дни. В настоящее время, когда концепция устойчивого развития человечества
имеет особо важное значение, идеи культурно-эстетического развития лич-
ности обучающегося в экологическом образовании требуют поиска новых
направлений и форм работы.
Младший школьный возраст содержит в себе огромнейший потенциал
для развития личности в культурно-эстетическом контексте, в том числе и в
экологическом образовании. Именно на данном возрастном этапе происходит
накапливание культурно-эстетических знаний и овладение ценностными
ориентирами. Знакомство с произведениями искусства, посвященным объек-
там и явлениям окружающего мира, для детей, как правило, всегда радост-
ный, увлекательный процесс, зачастую вызывающий достаточно глубокие
переживания. Такое личностное качество, как творческое воображение, спо-
собствует получению удовольствия, радости от совершения доброго поступ-
ка по отношению к природным объектам. Культурно-эстетическое развитие
младших школьников ориентирует обучающихся на ответственное, бережное
отношение к миру природы, оказывает огромное влияние на состояние души
человека, его духовно-нравственное развитие. Важно отметить, что внеуроч-
ная деятельность предоставляет разнообразные возможности, с одной сторо-
ны, для приобщения обучающихся к культуре и искусству, и, с другой сторо-
ны, для повышения эффективности экологического образования подрастаю-
щего поколения посредством разносторонней эстетизации образовательного
пространства.
Анализируя теоретические и практические психолого-педагогические
исследования, мы выявили ряд противоречий между:
– заказом современного социума на культурно-эстетическое развитие
обучающихся, в основе которого лежит личное осознание каждым человеком
непреходящей ценности окружающей действительности, и технократической
направленностью некоторых образовательных учреждений;
– потребностью общества в творческих, самостоятельно мыслящих
гражданах, обладающих широким кругозором, богатой внутренней культу-
рой, способных к социальной интеграции, и недостаточной разработанно-
стью теоретического, методологического, методического аппарата педагоги-
ческой поддержки культурно-эстетического развития личности в процессе
экологического образования;
– необходимостью в непрерывном и систематическом творческом раз-
витии младших школьников и недостаточной готовностью учителей к овла-
дению инновационными формами, методами, педагогическими технологиями
культурно-эстетического развития обучающихся в процессе внеурочной дея-
тельности экологического содержания.
Вышеизложенное определяет актуальность выбранной нами темы ис-
следования: «Культурно-эстетическое развитие младших школьников в усло-
виях внеурочной деятельности экологического содержания», а также позво-
ляет выявить его научную проблему, которая заключается в теоретико-
методологическом обосновании ведущих подходов, особенностей, основных
факторов и направлений совершенствования процесса культурно-
эстетического развития младших школьников в условиях внеурочной дея-
тельности экологического содержания.
Целью исследования является выявление теоретико-методологических
основ, сущностно-содержательной характеристики, концептуальной модели
и педагогических условий, способствующих повышению эффективности
культурно-эстетического развития младших школьников в условиях вне-
урочной деятельности экологического содержания.
Объект исследования: внеурочная деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: культурно-эстетическое развитие младших
школьников в условиях внеурочной деятельности экологического содержа-
ния.
Гипотеза исследования: культурно-эстетическое развитие младших
школьников в условиях внеурочной деятельности экологического содержа-
ния будет более эффективным, если: конкретизирована сущностно-
содержательная характеристика понятия «культурно-эстетическое развитие
младшего школьника»; проведен анализ данного понятия в историческом ас-
пекте; охарактеризованы основополагающие методологические подходы к
культурно-эстетическому развитию младших школьников в экологическом
образовании; раскрыт потенциал внеурочной деятельности экологического
содержания в культурно-эстетическом развитии младших школьников; раз-
работана и апробирована концептуальная модель педагогической поддержки
культурно-эстетического развития младших школьников в условиях вне-
урочной деятельности экологического содержания; обоснованы и реализова-
ны в образовательной практике начальной школы педагогические условия,
оказывающие влияние на повышение эффективности процесса культурно-
эстетического развития младших школьников во внеурочной деятельности
экологического содержания.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической, культурологической и
философской литературы исследовать генезис проблемы культурно-
эстетического развития личности в работах отечественных и зарубежных ис-
следователей.
2. Изучить содержание понятия «культурно-эстетическое развитие лично-
сти младшего школьника».
3. Проанализировать основополагающие методологические подходы к
организации педагогической поддержки культурно-эстетическому развитию
Диссертационное исследование посвящено весьма актуальной на сего-
дняшний день проблеме культурно-эстетического развития младших школь-
ников в условиях внеурочной деятельности экологического содержания.
Всестороннее изучение этой проблемы показало важность и необходи-
мость приобщения детей данного возраста к искусству, в котором отражена
окружающая действительность с культурно-эстетических и нравственно-
этических позиций. Такое искусство вызывает у обучающихся начальной
школы особый интерес, так как потребность в красоте и чувстве радости в
этом возрасте выступает доминирующей потребностью. Младший школьный
возраст является периодом духовно-нравственного развития человека в про-
цессе экологического образования, ведь младший школьник ощущает себя
естественной частью окружающего мира.
Сегодня в большинстве образовательных учреждений предметам ху-
дожественно-эстетического цикла, к сожалению, отводится второстепенная
роль. Это приводит к незрелости эстетического сознания и самосознания,
инфантильности культурно-эстетической ориентированности в окружающем
мире.
Внеурочная деятельность экологического содержания имеет большие
развивающие потенции для культурно-эстетического развития учеников на-
чальной школы. Обучающиеся начальной школы в силу своих возрастных
особенностей открыты для общения, выступающего в творческой деятельно-
сти как средством для приобретения опыта, так и возможностью для его
трансляции, что дает детям возможность включаться в систему отношений с
миром природы. В процессе творческого общения во время эколого-
эстетических внеурочных занятий у младших школьников закладывается ба-
зовая культура личности.
Разработанная в ходе проведенной экспериментальной работы концеп-
туальная модель педагогической поддержки культурно-эстетического разви-
тия младших школьников в условиях внеурочной деятельности экологиче-
ского содержания позволяет охватить в единой системе всю специфику дан-
ного процесс. В данной модели тесно связаны ее основные блоки:
– целевой (цель, задачи);
– методологический (принципы, подходы);
– содержательно-деятельностный (внеурочная деятельность, направле-
ния формирования, педагогическая технология, методы, формы, средства);
– критериально-результативный (критерии культурно-эстетического
развития младшего школьника, интегративный критерий, уровни и результат
культурно-эстетического развития младших школьников).
Также в концептуальной модели представлены факторы и педагогиче-
ские условия, непосредственно влияющие на повышение эффективности рас-
сматриваемого процесса.
В опытно-экспериментальной работе обоснован критериальный аппа-
рат, включающий в себя когнитивно-оценочный, эмоционально-ценностный,
мотивационно-поведенческий критерии и позволяющий раскрыть динамику
культурно-эстетического развития обучающихся в начальных классах. Вы-
шеуказанные критерии объединены в интегративный критерий – культурно-
эстетическая компетентность младших школьников.
Полученные нами результаты свидетельствуют об актуальности реше-
ния заявленной нами научной проблемы в современной начальной школе.
Эффективность процесса культурно-эстетического развития младших
школьников будет повышаться, если:
– раскрыта сущностная характеристика понятия «культурно-
эстетическое развитие» личности младшего школьника;
– проведен анализ проблемы культурно-эстетического развития млад-
ших школьников в историческом аспекте;
– охарактеризованы методологические подходы к решению заявленной
в исследовании проблемы; изучен потенциал внеурочной деятельности эко-
логического содержания в культурно-эстетическом развитии учеников на-
чальных классов;
– разработана и внедрена в образовательную практику начальной шко-
лы концептуальная модель педагогической поддержки культурно-
эстетического развития младших школьников в условиях внеурочной дея-
тельности экологического содержания;
– обоснованы, охарактеризованы и реализованы педагогические усло-
вия, оказывающие непосредственное влияние на эффективность педагогиче-
ской поддержки культурно-эстетического развития обучающихся в началь-
ной школе в условиях внеурочной деятельности экологического содержания.
В результате проведенного опытно-экспериментального исследования
участвующие в нем ученики стали более осознанно подходить к изучению
мира природы. Большое внимание на внеурочных занятиях экологического
содержания мы уделяли творческой деятельности обучающихся и пришли к
заключению, что занятия с младшими школьниками по культурно-
эстетическому развитию дают возможность обучающимся начальной школы
лучше усвоить предлагаемый в учебном плане материал по другим предме-
там, особенно по «Окружающему миру» и предметам эстетического цикла.
Итак, полученные данные позволяют сделать вывод, что поставленная
в диссертации проблема решена, задачи исследования выполнены, гипотеза
доказана.
Представленное диссертационное исследование охватывает далеко не
все аспекты культурно-эстетического развития младших школьников в усло-
виях внеурочной деятельности экологического содержания. Исследователь-
ская работа в данном направлении может быть продолжена с целью исследо-
вания уровней культурно-эстетического развития обучающихся не только
начальной школы, но и более старшего возраста, а такжке совершенствова-
ния деятельности педагогических работников в данном направлении.
Библиографический
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!