Культурные механизмы конструирования сложных идентичностей (на материале исследования регионов Сибирского федерального округа)

Шпак Анна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………………………….. ………3
Глава 1. Концептуальные и методологические основания анализа
процессов конструирования сложной идентичности…………………………….. …….22
1.1. Научные подходы к изучению сложной идентичности…………………… …….22
1.2. Способы конструирования сложных идентичностей……………………………..53
Глава 2. Роль культурных механизмов в конструировании сложной
идентичности……………………………………………………………………………………………..78
2.1. Культурные механизмы конструирования сложных идентичностей.. …….78
2.2. Сложные социальные идентичности и процессы этнической
самоидентификации, рассмотренные на материале анализа регионов
Сибирского федерального округа………………………………………………………… …….101
Заключение…………………………………………………………………………………………. …….123
Список литературы……………………………………………………………………………… …….132

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного
исследования, степень изученности, определены предмет, объект, цель и задачи
исследования. Определена теоретико-методологическая база диссертации, а
также апробация полученных результатов. Выделена новизна научного
исследования и научно-практическая значимость работы, раскрыты результаты
работы и положения, выносимые на защиту. Представлена структура
диссертационного исследования.
Первая глава «Концептуальные и методологические основания
конструирования сложной идентичности» посвящена аналитическому обзору
концепций и академических практик, связанных понятиями «идентичность»,
«сложнаясоциальнаяидентичность»,«этничность»«этническая
идентичность», существующей системной научных исследований феноменов
сложных социальных идентичностей. Определены основные современные
подходы к изучению сложных социальных идентичностей в контексте
проблематики этнической идентификации.
В первом параграфе первой главы «Научные подходы в изучении
сложной социальной идентичности» диссертант выполнил критический
анализ актуальных научных исследований, связанных с проблемой личностной
идентификации и понятием сложной социальной идентичности. Основные
теоретические концепции и методологические подходы в изучении данных тем
систематизированы. В результате были выделены научно обоснованные
факторы, влияющие на возникновение сложных идентичностей.
Категория идентичности является междисциплинарной и используется в
широкой сфере наук таких как социальные, гуманитарные, политические,
культурологические и др. В различных социальных и гуманитарных науках
фиксируется нелинейный процесс формирования идентичности. Диссертант
представил основные концептуальные и методологические параметры
культурологической проблематики изучения сложных идентичной, а также
различные научные модели конструирования сложных идентичностей.
Научный интерес к идентификации индивида в социуме становится
мейнстримом в 70-е гг. XX вв., что было связано с необходимостью научного
моделирования сложного спектра взаимодействия личностных и социальных
качеств. В социологическом аспекте понятие «идентичности» базируется на
определении самоидентификации и может быть представлено с точки зрения
различных подходов.
При исследовании социальной идентичности выделяются различные
межличностные и межгрупповые отношения, в которых происходит социальное
и личностное самоопределение индивида. В социальных науках акцент
смещается на вписывание индивида во множество социальных групп.
Выделяются основные типы отношений: двунаправленное воздействие
социальных институтов на формирование идентичности, конфликтный процесс
взаимодействия личности и общества, определение индивида через пребывание
в различных социальных группах, формирование идентичностей через процесс
поиска баланса между личными и социальными аспектами идентичности,
формирование идентичности через противопоставление личности через свою
социальную группу другим социальным группам и обществу. Процесс
социальногоконфликтарассматриваетсяспозициисоциального
проектирования, когда происходит регуляция социальной жизни через
управление сознанием и различными практиками групп, индивидов с помощью
внедрения определенных ценностей. Сделан вывод о позитивном влиянии
социальной проектной деятельности на процессы социальных идентификаций и
самоидентификаций.
В основе изучения сложных социальных идентичностей лежит концепция
С. Роккас и М.Брюер, где выделяются четыре типа взаимоотношений «ин (in)»
и «аут (out)» групп: «пересечение», «преобладание», «дробление», «слияние»,
где акцент смещается на преобладание того или иного типа у конкретного
индивида на определенном уровне социализации.
Процессы глобализации по отношению к сложной идентичности играют
важную роль и являются основными для развития сложных межэтнических
взаимоотношений.
В культурологическом аспекте идентичность рассматривается чаще всего
через понятие самоидентификации и предполагается возможность процесса
формирования сложной идентичности через специфические культурные
практики.
Второй параграф первой главы «Способы конструирования сложных
идентичностей» посвящен уточнению содержания понятия «сложные
этнические идентичности», выделяются модели и механизмы, способствующие
конструированию идентичностей данного типа. Диссертантом определена
теоретическая и методологическая база для исследования процессов
конструирования «сложных социальных идентичностей».
Конструирование сложных идентичностей имеет позитивные установки в
межгрупповых взаимодействиях. Поликультурная сложность социального
пространства современных российских регионов вызывает необходимость
исследования конкретных процессов, задающих эту сложность и культурную
полифоничность. Одновременно необходимо выделение тех процессов,
которые снижают риски острых социальных конфликтов и способствуют их
предотвращению. В современной академической среде сложился определенный
консенсус по поводу людей, имеющих сложные социальные идентичности:
такие люди наименее склонны выстраивать негативные или даже
деструктивные отношения с иными социальными группами, поскольку видят в
иных социальных группах собственные персональные качества.
Диссертант полагает, что все существующие подходы в исследованиях
сложных социальных идентичностей могут быть разделены на «узкие» и
«широкие» по характеру охвата социокультурных процессов. «Широкие»
характеризуются индуктивным подходом и концептуальным анализом, тогда
как «узкие» подходы – преимущественно социологические – формирующиеся
при помощи семиотического анализа.
В данной диссертации эти подходы рассматриваются через призму
культурологической проблематики. Культура, выступая в качестве фиксатора и
кодировщика культурных особенностей в знаково-образно-символических
форма определяет базовые практики, характерные для современных
этноидентификационных процессов. Этнические общности или группы, в свою
очередь, производят культурные знаково-образно-символические формы и
наполняют их специфическим содержанием. Эти этнокультурные системы не
остаются статичными, они изменяются под воздействием локальных и
глобальных факторов. Культура как система знаков, образов и символов может
быть интерпретирована, воспроизведена и сконструирована.
При обосновании принципов этничности конструктивистский подход
является базовым для подавляющего большинства современных социальных и
культурных исследователей: согласно данному подходу этничность есть
некоторый когнитивный конструкт, представляющий собой результат
созданных целенаправленно представлений индивида о социуме в целом.
Этничность в совокупности с знаково-образно-символической природой
культуры предстает здесь как феномен, конструируемый с помощью различных
культурных практик. Инструментами конструктивистского подхода являются
категоризация, ситуативные действия, когнитивные смыслы, проекты,
механизмы действия, события, социальные институты. При социальном
конструировании той или иной этнической группы должны быть
сформированы общие представления о ней, создается ее культурный образ и
фиксированные формы его восприятия. Конструирование идентичности в
целом как социального качества происходит через сопоставления индивида и
Другого, «ин» и «аут» групп и акценте именно на различиях групп.
Идентификация и сопоставление при этом являются одновременным
процессом.
Этнокультурные тексты, в свою очередь, являются «держателями»
знаково-образно-символических форм культуры и производятся этническими
группами для создания этнокультурной общности. Культура – это система
конкретных знаков, образов, символов (в том числе, указывающих на
специфическую этничность), и представление о существовании культурных
универсалий обязательно сопровождается указанием, в каких конкретных
уникальных культурных группах эти универсалии проявлены.
Во второй главе «Роль культурных механизмов в конструировании
сложной идентичности» на базе рассмотренных в первой главе теоретических
основанияхиисследовательскихвозможностей,предлагаемых
культурологическим подходом для анализа процессов конструирования
этнической идентичности, рассматриваются конкретные культурные практики
такого конструирования. Теоретическая основа представлена спектром
основныхнаучныхмоделейсложныхидентичностей.Диссертант
рассматривает культурные механизмы в качестве базы социального
конструирования. Проведено полевое исследование с применением
качественного метода фокус-групп для исследования сложных идентичностей.
Обосновывается выбор метода фокус-групп как наиболее отвечающего целям
диссертационного исследования, делается теоретическая интерпретация
полученных результатов.
Содержание первого параграфа второй главы «Культурные
механизмы конструирования сложных этнических идентичностей»
диссертант выстраивает как логическое продолжение анализа способов
конструирования сложных идентичностей, в качестве особого способа данных
процессов выделяются культурные механизмы. Рассматриваются внешние
инструменты формирования этнической идентичности как одной из актуальных
форм социально-культурных идентичностей. Формы культурных механизмов
основываются на движении «культурного текста», что рассматривается в
разныхмоделях научногоконструированиясложныхсоциальных
идентичностей. В формировании культурной идентичности диссертант
выделяет такой процесс, как культурное сопоставление, связанное с
некоторыми культурными различиями социокультурных пространств.
Культурное сопоставление происходит через сравнение определенных
символических форм: языка, ценностей, исторической и культурной памяти,
религий, традиций, национального характера. Язык в его культурном
своеобразии выступает в качестве важного фактора формирования культурных
механизмов и рассматривается как фундамент культурного текста. К
культурным механизмам конструирования социальных идентичностей
относятся процессы формирования и трансляции культурных концептов, а
также произведений искусств, которые проявляют эти культурные концепты,
составляя художественное пространство той или иной культуры.
Именно культурные механизмы могут быть рассмотрены, как факторы,
внешним образом влияющие извне на специфическую сложность социальной
идентификации в различных российских регионах. Процессы социальной
идентификации имеют управляемый характер, в качестве инструментом
управления выступают социогуманитарные технологии. Исследователи
выделяют «умную» и «мягкую» силы воздействия на общество, связанные с
конкретными культурными практиками и направленные на психологические
процессы. Данное воздействие приводит к воспроизводству культурных кодов,
знаков и символов, определяющих принадлежность индивида к той или иной
этнокультурной группе с позиций внешнего влияния, основывающегося на
навязанных изменениях и изменениях, происходящих при помощи
ненасильственных методов изменения идентификационных процессов. В
контексте данного исследования диссертант применяет понятие «мягкой» силы
воздействия.
Таккакконструктивистскийподходпредполагаетналичие
инструментария, включающего категоризацию, ситуативные действия,
когнитивные смыслы, проекты, действия, события, социальные институты, –
что так или иначе имеет форму культурного текста, то следует определить
содержание понятие «культурного текста». Целью знакового представления
действительности через «культурный текст» является осмысление
действительности (наделение ее культурными смыслами), формирования
определенной картины мира, наделение значениями и смыслами поведения
различных социальных групп и действий личности, на которые направлено
социогуманитарное воздействие. Создаваемые культурные концепты как
культурные основания могут включать в себя как этническую спецификацию,
так и метафорические структуры.
Данное положение указывает, что посредством знаковых систем
художественного текста могут конструироваться, передаваться определенные
культурные схемы и конструкты. Исследование культурных механизмов
конструирования идентичностей раскрывает наличие этих конкретных схем, их
содержание и действия, которые осуществляются для решения определенных
социальных задач. Культурные механизмы конструирования идентичностей
участвуют в формировании культурного концепта этничности и этнической
идентичности. Этническая модель формирования идентичности связана с
формирование достаточно жестких социальных и культурных границ между
различными группами и сообществами. Используя территориальные признаки
и принципы преемственности, она отчасти формируется на основе наиболее
общей темпоральной модели и на основе территориальной модели, что
закрепляется в соответствующих культурных концептах. В основе конструкта
этнической идентичности лежат мифологемы, стереотипы и архетипы.
Формирование сложной этнической идентичности происходит через создание,
воспроизводство и трансляцию знаковой системы культурного текста и может
иметь целенаправленный характер.
Во втором параграфе второй главы «Сложные социальные
идентичности, рассмотрение на материале анализа регионов Сибирского
Федерального Округа, и процессы этнической самоидентификации»
диссертант раскрывает результаты проведенного полевого исследования.
Изучение идентичности эмпирически было сделано с помощью применения
качественных методов социокультурных исследований. Качественные методы
основываются на теории социального конструктивизма, где основным
принципом является социальное конструирование реальности. Изучение
сложных идентичностей может происходить с помощью достаточно большого
количества конкретных методов, в том числе методов интервью,
анкетирования, фокус-групп. Соответствующие теоретические установки были
рассмотрены в первой главе диссертации.
Метод-фокус групп был выбран основным, так как он базируется на
глубинном интервью, при проведении которого создается доверительная
обстановка, при которой возможен межэтнический диалог и выявление сути
реальных отношений различных этнических групп в региональном
межэтническом пространстве. Снятие предварительных установок заложено в
самом принципе работы метода фокус-групп, так как формируемая группа
изначально не знает специфики и особенностей обсуждаемой темы.
Конкретное содержание процессов сложных этнических идентификаций
и самоидентификаций раскрывается через глубинное интервью при помощи
таких обсуждаемых тем, как: возможность отнесения себя к одной этнической
группе или нескольким, факторы влияния на формирование этнической
идентичности, социальная полезность или вредность для индивида
принадлежности к одной или нескольким этническим общностям. Метод фокус
групп позволил проанализировать специфику межэтнических отношений на
материале анализа ситуации в регионах Сибирского федерального округа.
С помощью теоретической интерпретации результатов данного
культурологического исследования удалось выделить форму и содержание
культурныхвзаимодействий,определяющихпроцессысоциальных
идентификаций и самоидентификаций. В контексте межэтнических отношений
можно выделить существенное отличие этих процессов у старшего и младшего
поколений, где в первом случае преобладают традиционные ценности и устои,
а во втором – происходит большая ассимиляция индивидов и признание
позитивной значимости сложных этнических идентичностей. В результате
диссертанту удалось уточнить складывающуюся научную модель культурной
интеграции и ассимиляции этносов и культур, в том числе, дать определение
актуальным процессам, характерным для регионов Сибирского федерального
округа, как преимущественно позитивным.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Делаются
выводы по каждому разделу диссертации, обобщаются результаты, полученные
в ходе полевого исследования. Предлагаются темы и способы дальнейшего
развития данной проблематики в контексте исследования культурных практик
самоидентификации индивида, межэтнических отношений в поликультурном
пространстве российских регионов и конструирования сложных социальных
идентичностей в качестве позитивной практики социальных взаимодействий.

Актуальность темы исследования связана с научной необходимостью
культурологического изучения процессов конструирования сложных социальных
идентичностей и механизмов, способствующих данному процессу. Проблема
группового и индивидуального самоопределения в стремительно изменяющемся
обществе стоит наиболее остро и определяет ряд философских проблем для соот-
ношения личного и общественного.
Важность теоретико-культурологического исследования категории иден-
тичности связана с изменчивостью социокультурной парадигмы, разносторонним
характером социальных процессов и междисциплинарностью их научного моде-
лирования. Интенсивная социальная мобильность, определяющая базовые про-
цессы в современном культурном пространстве, порождает ряд проблем, связан-
ных с изменением социально-культурного статуса и интеграцией в различные со-
циально-культурные пространства.
В современной теории культуры и других гуманитарных и социальных
научных дисциплинах разрабатываются проблемы глобализации и мультикуль-
турализма. В русле данной проблематики в конце 1990-х — начале 2000-х гг.
начинается исследование фиксируемых сложных социальных идентичностей, в
том числе в прикладном аспекте для поиска культурных механизмов, современных
культурных практик снижения уровня социальной конфликтности в сложном по-
ликультурном сообществе.
Культурологическая (в том числе культурно-антропологическая) пробле-
матика изучения сложной идентичностью связана с процессами этнокультурной
идентификации и самоидентификации. В современном мире изучение этих про-
цессов и соответствующих им культурных практик сопряжено с межэтническими и
межрелигиозными социальными конфликтами, и научным моделированием эф-
фективного предотвращения данных конфликтов.
В связи с этим и возникает необходимость исследования культурных меха-
низмов конструирования сложных социальных идентичностей. Культурные ме-
ханизмы, как наиболее обширные по возможности воздействия на социум, пред-
ставляют наибольший интерес для многих исследователей. Культурные тексты и
их интерпретации анализируются как максимально эффективные способы кон-
струирования сложной социальной идентичности, так как имеют знако-
во-символическую основу, воспринимаемую одновременно всеми представите-
лями той или иной социально-культурной группы.
Таким образом, культурологические исследования сложных форм идентич-
ностей являются актуальными и активно развивающимися в современной теории и
истории культуры. Однако социокультурное пространство Сибирского федераль-
ного округа, охватывающего десять субъектов Российской Федерации со слож-
ными межэтническими и межконфессиональными культурными взаимодействи-
ями, еще недостаточно изучено в контексте сложных социальных идентичностей,
что и предопределило выбор соответствующей предметной области диссертаци-
онной работы.
Степень научной разработанности темы исследования
Культурологические исследования идентичности, социальной идентичности,
этнической идентичности, сложных форм идентичности и культурных механизмов
конструирования сложных идентичностей ведутся как зарубежными, так и отече-
ственными учеными.
Изучение идентификационных процессов возникло первоначально в психо-
логии (в работах З. Фрейда1, К. Юнга2, Э. Эриксона3). Именно Э. Эриксон вводит в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Научные подходы в изучении сложной социальной идентичности.
    Сибирский антропологический журнал. – 2– Т. – №. –С.191–DOI: 31804/2542-1816-2020-4-2-189-201
    Культурные механизмы конструирования сложных идентичностей
    Сибирский антропологический журнал. – 2– Т. – № 3(09). – С. 73–Doi: 31804/2542-1816-2020-4-3-73-84
    Концептуальные и методологические основы исследования сложных социальных идентичностей.
    Социальная антропология Сибири. –2– № 1(02).– С.48

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»