Культуросозидающая роль церковно-общественной деятельности в контексте глокализации: философско-культурологический анализ (на материале Красноярского края)

Бардаков, Андрей Васильевич

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ГЛОКАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ………………………………. 16
1.1. Концептуализация феномена глокализации: национально-культурная
и религиозная идентичность ………………………………………………………………………… 16
1.2. Русское православие как духовно-культурное основание современной
глокализации в России …………………………………………………………………………………. 41
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ ……………………………………………………………………………………………………… 77
2.1. Культурологический анализ понятия «церковно-общественная
деятельность» ……………………………………………………………………………………………… 77
2.2. Культурологические аспекты развития церковно-общественной
деятельности (на материале Красноярского края)……………………………………….. 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………. 141

Актуальность темы исследования.
Современная Россия продолжает укреплять национальный суверенитет и
восстанавливать его составляющие. Возвращение страны к традиционным
культурным, духовным, религиозно-нравственным идеалам соответствует
мировым тенденциям противостояния западному глобализму, понимаемому как
агрессивная вестернизация и обезличивающая унификация. При этом
дальнейшее развитие России не может происходить вне связи с объективными
процессами всемирной интеграции, модернизации сфер общественного бытия,
которые также могут быть определены как «глобализационные процессы».
Диалектика участия России в глобализационных процессах, наращиваемая
модернизация с одной стороны, и одновременное движение к восстановлению
размытых в силу исторических обстоятельств традиционных идентичностей,
укрепления национальных культур с другой, могут быть проанализированы в
свете теории глокализации.
Феномен глокализации, как процесс экономического, социального,
культурного развития, сочетающий разнонаправленные, противоречивые
тенденции, характеризующийся разной степенью взаимопроникновения,
взаимодополнения и конфронтации «глобального» и «локального», может быть
рассмотрен в качестве фактора эффективного развития России. Глокализация
— это современные теоретические и практические тенденции восстановления,
сохранения, обогащения традиционных общекультурных, духовно-
нравственных ценностей, укорененных в истории и культуре страны.
Обращение к теории глокализации может выявить и минимизировать риски,
связанные с жестким ответом на давление, оказываемое на духовные основания
общества процессами глобализации, уводящими в крайности новой архаики и
деструктивных социально-религиозных практик. В то же время оно может
способствовать предотвращению избыточной актуализации регионального
начала и росту сепаратистских тенденций, при которых территории стремятся
изменить свой статус, что периодически наблюдается в современном мире,
например, в Шотландии, Каталонии и других локальных образованиях в
составе стран, включая Российскую Федерацию. В условиях современных
глобальных процессов теория глокализации может содействовать
формированию актуальных моделей сохранения истории, традиций, культуры,
локальных особенностей, усиления консолидации общества, воспитания
граждан, формирующего неразрывную связь их жизни и достижений с судьбой
Отечества.
Православная церковь, воспринимаемая частью общества как оплот
христианского консерватизма, но при этом являясь актором современных
социокультурных процессов, также сегодня формирует и модернизирует
различные направления собственной деятельности. Современные исследования
показывают, что, согласно социологическим опросам, около 80 % россиян
называют и считают себя православными. При этом крупнейшее из
традиционных религиозных объединений — Русская православная церковь —
со своей стороны активно включается в современные социальные процессы,
культурное строительство, участвуя в модернизации государства, развивая
помимо непосредственной внутренней религиозной жизни также и различные
направления деятельности, ориентированные на общество в целом. Эту
составляющую социально-политической жизни Русской православной церкви
на современном этапе возможно рассматривать как динамично развивающийся
многоаспектный культуросозидающий процесс, до настоящего времени еще не
ставший предметом специального изучения и философского осмысления. Во
многом не раскрыт потенциал Русской православной церкви как крупнейшего
общественного института в развитии консолидационных процессов, смягчении
конфликтов, воспитании нравственности и в сохранении национально-
культурной идентичности в современной России.
Степень научной разработанности темы исследования.
Философское и культурологическое исследование проблем глокализации
фактически начинается в девяностые годы ХХ века, после введения в научный
оборот самого понятия «глокализация» английским исследователем,
теоретиком процессов глобализации, профессором Абердинского университета
в Шотландии, Роландом Робертсоном. Дальнейшее развитие теории
глокализации, в соотнесении с понятием «глобализация», в том числе в
культурной и духовной областях, представлено в трудах У. Бека, Дж. Ритцера,
Э. Гидденса, С. Хантингтона, Л. Склэр, К. Гирца, З. Баумана, Дж. Розенау,
М. Уотерса, А. Аппадураи и некоторых других.
В отечественной философии анализу глокализационных процессов
посвящены труды А. Ю. Согомонова, А. В. Россошанского, А. И. Неклессы,
Д. В. Елина, Е. Н. Старцева, В. В. Зубенко, Д. И. Кузнецова и Н. В. Симановой.
Роли культуры в контексте исследования глокализации посвящены работы
Г. А. Аванесовой, О. Н. Астафьевой, И. А. Василенко, В. Н. Иванова,
Н. А. Моисеева, И. А. Мальковской.
Воздействие глокализационных процессов на религиозные институты и
изменение их роли в социуме анализировали в своих трудах А. И. Кырлежев,
Н. М. Маркова, Е. С. Холмогоров, А. П. Ситников, Н. Н. Кузьмин.
Духовный аспект глокализации специально практически никем из
отечественных философов не рассматривался, но, так или иначе, затрагивался в
трудах Ю. Ф. Абрамова, Е. Т. Гурвича, М. Е. Добрускина, В. И. Куйбаря,
В. А. Лазебного, Р. Н. Лункина, О. В. Садовниковой, А. Е. Смирнова,
В. М. Сторчак, А. П. Топольяна, К. А. Фролова. Разработки этих авторов могут
использоваться как отправная точка в специальных исследованиях названной
темы.
Исследования по данной тематике в советский период практически
отсутствуют. В конце XX века появляются труды М. М. Копаницы,
Н. С. Гордиенко, Н. П. Красникова, Ю. А. Левады, П. К. Курочкина,
анализирующие различные аспекты социокультурной доктрины и социальной
позиции Русской православной церкви.
В отечественной философской, культурологической и религиоведческой
литературе рубежа XX–XXI веков культуросозидающая социальная роль
православия изучается в трудах Л. Н. Митрохина, В. С. Барулина,
Ю. А. Кимелева, И. Н. Яблокова, П. С. Гуревича и др. Системный,
многогранный философский анализ социальных установок современного
православия в России представлен в работах М. П. Мчедлова. Функции Русской
православной церкви в обществе и возникновение социальной доктрины в
православии изучали игумен Вениамин (Новик), Б. Ф. Кевбрин, Ф. А. Айзятов,
К. Н. Костюк, В. В. Бобров, А. И. Кырлежев, В. Д. Роик и др. Отдельные
стороны православного социального учения затронуты в трудах А. А. Гагаева,
С. Б. Бахмустова, Е. В. Мочалова.
Множество ценных данных приводится в недавних диссертационных
работах, исследовавших отдельные направления социокультурной
деятельности Церкви. Социальное служение Церкви анализируется как
общественный феномен в философском плане в трудах Н. Б. Ажнакиной,
В. В. Боброва, Н. Ю. Григорьева, А. П. Афиногентовой, В. А. Гавриловой,
Т. А. Костылевой, В. Б. Устиненко, Е. Н. Моисеевой. В трудах С. Г. Зубановой,
Н. А. Дойниковой, М. И. Одинцова, Д. А. Пашенцева, Е. В. Полоцкой,
Г. А. Потапова, В. В. Реутова, О. Н. Субаевой, Л. Л. Махно, С. А. Филиппова,
А. В. Штепа, А. В. Федуловой дается глубокий анализ социального служения
Русской православной церкви в разрезе его истории, рассматриваются способы
взаимодействия Русской православной церкви с обществом и государством.
Благотворительная церковная деятельность описана в диссертациях
Д. Л. Пашенцева, Л. А. Темниковой, А. В. Федуловой.
При этом понятие культуросозидающей «церковно-общественной
деятельности» Русской православной церкви, его философский анализ в
контексте современных глокализационных процессов до настоящего времени
остается в современной культурологии практически не представленным.
Объект исследования — духовный, культуросозидающий аспект
глокализации в современной России.
Предмет исследования — церковно-общественная деятельность Русской
православной церкви, как экспликация духовного, культуросозидающего
аспекта глокализации (на материале Красноярского края).
Цель исследования — концептуализировать понятие «церковно-
общественная деятельность», исследовать ее культуросозидающий аспект на
примере деятельности Русской православной церкви в контексте процессов
глокализации на материале Красноярского края.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что в контексте
всемирных процессов глокализации влиятельным культуросозидающим
фактором в определенных государствах становятся традиционные религии; в
современной России особую роль в культурно-историческом процессе играет
многоаспектная церковно-общественная деятельность Русской православной
церкви, связанная с образовательными, просветительскими, воспитательными и
иными культуросозидающими проектами, представленными в широком и
разнообразном спектре конкретных социокультурных практик.
Задачи исследования.
1. Проанализировать методы и формы философского анализа феномена
глокализации в современной философии культуры.
2. Выявить духовный, культуросозидающий аспект глокализации,
исследовать роль и участие в нем традиционных религиозных организаций в
современной России на примере Русской православной церкви.
3. Обосновать и концептуализировать содержание понятия «церковно-
общественная деятельность» Русской православной церкви.
4. Проанализировать культуросозидающие аспекты деятельности Русской
православной церкви в обществе, в том числе на материале Красноярского
края.
5. Исследовать динамику развития церковно-общественной деятельности
в современной России; рассмотреть глокализационные аспекты церковно-
общественной деятельности на материале Красноярского края.
Методология и методы исследования.
Теоретическим основанием диссертационного исследования является
работа Р. Робертсона «Глобализация: социальная теория и глобальная
культура».
Исследование осуществлялось на принципе объективности, что
обеспечило тождество полученных данных и процессов социальной
действительности, а также нейтральность авторской позиции при
формулировании результатов работы. Принцип историзма позволил
рассматривать церковно-общественную деятельность как культурно-
историческое явление с указанием факторов возникновения и условий его
изменений. Выделение базовых элементов объекта изучения и определение
характеристик связей между ними проведено с использованием аналитического
и синтетического методов.
Структурно-функциональный подход был применен при выявлении
функционального назначения церковно-общественной деятельности и
структурных особенностей Русской православной церкви, обуславливающих
наличие характерных направлений данной деятельности. Проведен анализ
официальных документов различного уровня и данных социологических
исследований, использовалась интерпретация философских,
культурологических и религиозных текстов. Общество анализировалось как
единство морали и культуры с применением социокультурного подхода.
Институциональный метод позволил рассмотреть деятельность Русской
православной церкви в качестве социокультурного института, создающего
коммуникационные связи и упорядочивающего социальные отношения, а
церковно-общественную деятельность как институализированную
культуросозидающую функцию Русской православной церкви. Ценностное
содержание церковно-общественной деятельности в социальной
действительности определено аксиологическим методом.
При анализе процессов глокализации мы опирались на подходы У. Бека,
А. И. Кырлежева, Е. Н. Старцева, В. В. Зубенко, а при рассмотрении
социокультурной деятельности Русской православной церкви — на работы
Л. Н. Митрохина, И. Н. Яблокова, Ю. А. Кимелева, М. П. Мчедлова, игумена
Вениамина (Новика).
Научная новизна исследования.
1. Выявлен духовный, культуросозидающий аспект глокализации,
уточнены проекции влияния религиозного компонента на восстановление
национально-культурной идентичности в контексте глобально-локальных
отношений.
2. Проанализированы социально-культурные факторы, оказывающие
влияние на развитие глокализации в современной России, в том числе в
духовном, культуросозидающем аспекте.
3. Рассмотрено, проанализировано и концептуализировано понятие
«церковно-общественная деятельность» в качестве одного из аспектов
процессов глокализации в России на современном этапе.
4. Показан духовный, культуросозидающий потенциал Русской
православной церкви в процессах консолидации и модернизации современного
российского общества.
5. Исследованы разностороннее предметное содержание, основные
направления и формы церковно-общественной деятельности в современной
России (на материале Красноярского края).
Положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Всемирная глокализация — это процессы восстановления
национальных культур, в значительной степени связанные с усилением роли
традиционных, культурообразующих религий в ситуации необходимого
активного противостояния аномизирующим тенденциям глобализации.
2. Глокализация в духовном, культуросозидающем аспекте представляет
собой деятельность традиционных религиозных организаций, которые
являются источником и аксиологическим ядром духовных традиций общества,
содействуя модернизационным процессам, и способны стать основой для
выработки эффективной модели социокультурного развития в условиях
глобализационных изменений в России. Русская православная церковь обладает
наибольшим потенциалом в развитии духовного, культуросозидающего
основания российской глокализации.
3. Концепт «церковно-общественной деятельности» обозначает
качественно новое явление в социокультурной жизни современной России,
связанное с феноменом стихийно возникшего в контексте глокализации
встречного движения светского общества и Русской православной церкви и
получающее продолжение в их дальнейшей многоаспектной совместной
деятельности с целью восстановления и упрочения национально-культурной,
духовной идентичности российского народа. Понятие «церковно-общественная
деятельность» — не тождественно понятию «социальной деятельности» и
«социального служения», которым исследователи обозначают исторически
укорененные традиционные акции, формы милосердия и благотворительности.
Не равнозначно оно и понятию «государственно-церковных отношений»,
развивающихся в политико-правовой плоскости светского государства, в
условиях отделения государства от Церкви. «Церковно-общественная
деятельность» — понятие, возникшее лишь в последнее двадцатилетие и
активно используемое в церковной и светской литературе, документах
различного уровня, до настоящего времени не имевшее теоретической
концептуализации и научного определения.
Автор диссертационного исследования рассматривает и обосновывает
данное понятие в качестве экспликации духовного, культуросозидающего
аспекта процессов глокализации, опирающихся в современной России, как и во
всем мире, на духовно-религиозные истоки национальных культур. «Церковно-
общественная деятельность», возникающая стихийно, как естественная реакция
вовлеченных в глобализационные процессы социумов на агрессивную
политику глобализма, вестернизацию и унификацию, обозначает, таким
образом, современную солидарную деятельность Церкви и общества,
осуществляемую в многоаспектном сотрудничестве на всех социальных
уровнях, с целью восстановления и упрочения духовных ценностей,
становления национально-культурной идентичности в условиях глокализации.
4. Предметным содержанием и основными формами церковно-
общественной деятельности, по мнению диссертанта, является многогранный
комплекс, включающий: образовательные, просветительские,
культуросозидающие проекты, связанные с деятельностью средств массовой
информации, введением в светских школах предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» и шестимодульного
культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики»,
воспитательной работой с детьми и молодежью, деятельностью по
восстановлению и развитию русского языка и литературы; экологические
проекты; историко-исследовательскую и музейную работу; творчество
православно-ориентированных художников, музыкальных и хоровых
коллективов духовной музыки. Церковно-общественная деятельность
распространяется также на подготовку молодежи к службе в Вооруженных
силах Российской Федерации, касается работы с осужденными в
пенитенциарной системе, включает сотрудничество с системой
здравоохранения в области возрождения гуманистических принципов
православной медицины. Целостность многогранного феномена «церковно-
общественной деятельности» в современной России обеспечивается через
единство его направленности и целей в культурно-историческом процессе.
Данная деятельность включает в себя разработку и реализацию совместных
проектов со светской властью и обществом с целью восстановления российской
национально-культурной идентичности, актуализацию духовных, культурных
ценностей традиционной для России православной культуры — укрепление
нравственности, восстановление социальных идеалов соборности и
коллективизма, патриотизма, семейных ценностей, христианского гуманизма и
духовное оздоровление общества во всех социокультурно значимых сферах
общественного бытия.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Автор данного исследования предлагает концептуализированное понятие
«церковно-общественная деятельность» в качестве философского,
культурологического инструмента при изучении современных общественных
явлений и тенденций. Обширный эмпирический материал раскрывает и
иллюстрирует теоретические выкладки исследования на примере церковно-
общественной деятельности Русской православной церкви в Красноярском
крае.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке
лекционных курсов, освещающих процессы глокализации в современной
России и их духовный аспект, изучение церковно-общественной деятельности
Русской православной церкви на современном этапе. Результаты исследования
могут применяться для дальнейшего изучения церковно-общественной
деятельности в современной России и других православных регионах мира.
Представленная работа является одной из первых попыток философско-
культурологического анализа указанного феномена.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Область диссертационного исследования относится к паспорту
специальности 24.00.01 — Теория и история культуры (

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»