Личностный потенциал спортсменов как детерминанта профессионального мастерства

Харитонова Анна Игоревна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
профессионального мастерства спортсмена как реализация его
личностного потенциала…………………………………………………… 14
1.1 Проблема профессионального мастерства в психологии
труда………………………………………………………………………… 14
1.2 Личностный потенциал спортсменов в исследованиях
отечественных и зарубежных психологов……………………………….. 34
1.3 Теоретическая модель детерминант профессионального
мастерства спортсменов…………………………………………………… 65
Выводы по главе 1 ………………………………………………………… 88
Глава 2. Эмпирическое исследование личностного потенциала
спортсменов как детерминанты профессионального мастерства………. 91
2.1 Методология и организация исследования ……………………….. 91
2.2 Результаты эмпирического исследования ………………………… 98
2.2.1 Диагностика мета-детерминант профессионального
мастерства …………………………………………………………… 99
2.2.2 Диагностика интер-детерминант профессионального
мастерства …………………………………………………………… 101
2.2.3 Диагностика интра-детерминант профессионального
мастерства …………………………………………………………… 104
2.3 Типология профессионального мастерства спортсменов в
контексте реализации личностного потенциала…………………………. 118
Выводы по главе 2 ………………………………………………………… 132
Глава 3. Использование детерминант профессионального мастерства в
подготовке спортсменов к соревновательной деятельности……………. 134
3.1 Программа развития профессионального мастерства спортсмена
в подготовке к соревновательной деятельности………………………… 134
3.2 Оценка результативности реализации программы развития
профессионального мастерства спортсменов в подготовке к
соревновательной деятельности …………………………………………. 137
3.3 Рекомендации субъектам профессиональной спортивной
деятельности…………………………………………………………………… 156
Выводы по главе 3 ………………………………………………………… 161
Заключение ………………………………………………………………… 162
Список литературы ………………………………………………………… 166
Приложения ……………………………………………………………….. 198

Во введении обоснована актуальность, определена степень
разработанности темы, сформулированы цель и задачи, определены объект,
предмет и гипотеза исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая
и практическая значимость работы, сформулированы основные положения,
выносимые на защиту, приведены сведения об апробации результатов
диссертации.
В первой главе «Теоретико-методологические подходы к
изучению профессионального мастерства спортсмена как реализация
его личностного потенциала» обобщены основные подходы научных
школ и направлений к изучению профессионального мастерства, а также
представленанализзарубежныхиотечественныхтеоретико-
методологических подходов к исследованию личностного потенциала.
Личностный потенциал рассматривался, как индивидуально-
психологическая особенность личности способствующая сохранять
эффективность деятельности в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев),
как степень развитости способностей личности и возможность их
реализации при определенных условиях (М.Ю. Резник). Возобновляемый
ресурс личности, способствующий личностному и профессиональному
развитию (А.А. Деркач) и направленный на получение социально-
значимого результата (В.Н. Марков), личностный ресурс, реализуемый в
определенных ситуациях (Н.А. Коваль).
Анализ подходов к исследованию личностного потенциала позволил
выделить основные характеристики личностного потенциала спортсмена,
влияющие на их профессиональное мастерство: 1) жизнестойкость помогает
справляться с экстремальными условиями спортивной деятельности, где
особенно повышена ответственность за результат спортсмена; 2)
самоэффективность спортсмена влияет на эффективность и продуктивность
спортивной деятельности; 3) оптимизм помогает спортсмену верить в себя
и в свои победы; 4) личностная автономия предусматривает основные
психологические потребности: автономность, компетентность, значимые
отношения и три основных типа мотивации, влияющие на их поведение; 4)
контроль за действием предполагает, что любое произвольное действие для
своего совершения требует хотя бы минимального усилия.
Вместе с тем, исследования, направленные на изучение личностного
потенциала спортсмена, позволил расширить само содержание понятия
«личностный потенциал спортсмена».
Итак, личностный потенциал спортсмена – это индивидуально-
психологические качества, проявляющиеся в профессиональной
спортивной деятельности, отражающие способность спортсмена к
саморегуляции поведения для достижения максимального результата.
На основе теоретического анализа по проблеме исследования была
разработана теоретическая модель детерминант профессионального
мастерства спортсменов, включающая мета-, интер- и интра-детерминанты
(рисунок 1).
Мета-детерминанты:
– условия внешней среды, социально-экономические;
– развитие спортивной культуры в обществе, престиж
Обогащеннаяспорта, материально-техническая база и обеспечение,
научно-технический прогресс, развитие спортивной
спортивнаяорганизации, организационно-управленческая структура,
средаспособы вознаграждения, правила и регламент
соревнований.

Интер-детерминанты:
– качество системы подготовки, условия труда,
современная методика тренировки;
– физическая, техническая, тактическая, психологическая
подготовка;
– научно-методическое обеспечение, медико-
биологическое и информационное обеспечение
спортсменов.
Интра-детерминанты:
– личностный потенциал, самоактуализация,
жизнестойкость, самоэффективность, смысложизненные
ориентации, самоуважение, уровень субъективного
контроля, ориентация на достижение цели; одаренность,
работоспособность, стабильность и надежность,
мотивация;
– возраст, стаж, морфологические признаки,
функциональные возможности, здоровье;
– спортивно-достиженческие возможности: знания,
умения, навыки;
– психические состояния (психическое благополучие,
чувство силы и энергии, желание действовать,
импульсивная реактивность, чувство психического
беспокойства, чувство тревоги, депрессия и настроение).
Рисунок 1 – Теоретическая модель детерминант профессионального мастерства
спортсменов
Во второй главе «Эмпирическое исследование личностного
потенциала спортсменов как детерминанты профессионального
мастерства описана организация, методы эмпирического исследования,
представлены полученные результаты.
В процессе исследования нами анализировались выявленные в
теоретическом анализе детерминанты профессионального мастерства
спортсменов: мета-, интер- и интра- детерминанты.
С помощью факторного анализа были выделены компоненты
личностного потенциала спортсменов:
осмысленность – отражает степень сформированности и
осознанности системы личностных смыслов спортсмена;
независимость – отражает стремление к независимости во
взаимодействии с окружающими, самоуважению и гибкости поведения;
включенность – выражается в умении и готовности активно
преодолевать трудные жизненные ситуации;
интернальность – показывает степень целостного восприятия
жизненной ситуации и уровень личной ответственности за ее
возникновение и протекание;
позитивность – демонстрирует позитивное отношение к
окружающим и к целостному восприятию ситуаций взаимодействия;
Кластерный анализ позволил выделить три типа профессионального
мастерства отражающих наиболее часто встречающиеся в выборке
соотношения компонентов:
−позитивный тип характеризуется доминированием позитивности и
осмысленности при недостаточной выраженности независимости и
включенности и низким уровнем интернальности. Такой тип обладает явно
выраженной экстернальностью, высокой степенью зависимости и
несамостоятельности, неуверенности в своих силах контролировать
события. Ведущей чертой является позитивное отношение к окружающим,
а также достаточная осмысленность целей деятельности и жизненных
ситуаций;
−включенный тип характеризуется доминированием компонентов
включенности и интернальности, при достаточном уровне позитивности,
осмысленности и стремления к независимости. Ведущим качеством
описываемого типа является умение преодолевать жизненные ситуации,
формировать собственные цели и эффективные стратегии копинг-
поведения;
−независимый тип обладает достаточным уровнем проявления
независимости и средней интернальностью, при низком уровне
позитивности, осмысленности и включенности. В целом данный тип
характеризуется своим независимым поведением и стремлением
руководствоваться собственными целями при негативном отношении к
людям, недостаточной осмысленности жизненных ситуаций и наличии
внутреннего напряжения в стрессовой ситуации.
Распределение спортсменов по типам профессионального мастерства
показывает, что наиболее часто среди спортсменов встречается
независимый тип – 43,65 %, относящихся к включенному типу – 35,71 %,
позитивному типу – 20,63 %.
Рассматривая личностные профили спортсменов, мы определили
более подробно значимость каждого компонента личностного потенциала
на их уровень достижений (Рисунок 2):
-спортсмены, достигающие более высоких результатов на
соревнованиях, отличаются уровнем проявления компонента позитивности
и включенности;
-спортсмены, не достигшие результата, оказываются гораздо более
интернальными, при среднем уровне проявления осмысленности и
независимости.

осмысленность
0,4
0,3
0,2
0,1
позитивность-0,1независимость
-0,2
-0,3

интернальност
включенность
ь

призовое местоне призовое место

Рисунок 2 – Влияние компонентов личностного потенциала спортсмена на
уровень достижений
Сравнение групп спортсменов, отнесенных к различным типам
профессионального мастерства, занявших и не занявших призовые места на
соревнованиях, обеспечивает понимание степени влияния личностных
качеств на эффективность деятельности.
Взависимостиотпреобладанияопределенноготипа
профессионального мастерства для спортсменов количество, занявших
призовые места практически одинаково для каждого типа (рисунок 3).
Относительно снижается число занявших призовые места только у
позитивного типа, однако это снижение не является значимым. Тогда как
количество не занявших призовое место оказывается значимо различно
между типами профессионального мастерства спортсменов.
Среди не занявших призовое место преобладает независимый тип
55,5 %, у включенного типа 38,9 % и меньше всего спортсменов с
позитивным типом 5,6 %. А также можно отметить, что для позитивного
типа характерно значительное преобладание занявших призовое место над
теми, кто не достиг результата, а для включенного типа эти две категории
практически уравниваются. У независимого типа наблюдается
значительное преобладание спортсменов, не занимающих призовые места.

60,00%55,50%

50,00%

38,90%
40,00%35,72%34,92%
29,36%
30,00%

20,00%

10,00%5,60%

0,00%
позитивныйвключенныйнезависимый
призовое местоне призовое место

Рисунок 3 – Влияние типа профессионального мастерства спортсмена на достижения
в соревновательной деятельности

Исследование типов профессионального мастерства показало наличие
значимых взаимосвязей между ними и уровнем достижений.
В третьей главе «Использование детерминант профессионального
мастерства в подготовке спортсменов к соревновательной
деятельности» описана программа развития профессионального
мастерства спортсменов в подготовке к соревновательной деятельности,
доказана ее эффективность, разработаны рекомендации для субъектов
спортивной деятельности и представлена теоретическая модель оценки
уровня профессионального мастерства спортсмена.
Программа состоит из четырех этапов: диагностического,
просветительского, консультативного и коррекционно-развивающего и
направлена на повышение уровня профессионального мастерства
спортсменов, с целью оказать воздействие на компоненты личностного
потенциала и снизить уровень напряжения. Программа рассчитана на
годичный цикл спортсменов и включает работу с субъектами
профессиональной спортивной деятельностью.
Экспериментальное исследование было реализовано по плану для
двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым
тестированием и контрольной группой. Общая выборка формирующего
эксперимента составляла 30 профессиональных спортсменов.
В ходе эксперимента были получены следующие результаты: после
реализации программы развития профессионального мастерства в
экспериментальной группе существенно не изменились показатели уровня
интернальности и независимости. Значительно изменились в сторону
повышения уровень осмысленности жизненных ситуаций, включенность в
деятельность и позитивность.
Результаты показывают, что у спортсменов в экспериментальной
группе удалось развить компоненты личностного потенциала, связанные с
пониманием целевых установок в жизни и большей осмысленности
происходящего,болеерациональногоподходакжизненным
обстоятельствам, повысилась способность к формированию адекватных
стратегий совладания с жизненными и профессиональными трудностями и
стрессовыми ситуациями, а также проявился более позитивный подход во
взаимодействии с окружающими.
Значимость полученных различий подтверждается проведенным
дисперсионным анализом данных в экспериментальной группе, путем
выделения F – критерия Фишера (таблица 1).

Таблица 1 – Результаты дисперсионного анализа
СуммаСредни
квадратйЗначимос
овст.св. квадратFть
осмысленность* Между(Совместно)
7,79732,5993,1041,026
группагруппами
Внутри групп24,20329,919
Всего32,00032
независимость * Между(Совместно)
14,17232,3911,258,724
группагруппами
Внутри групп17,828291,031
Всего32,00032
включенность * Между(Совместно)
8,23834,1262,8844,031
группагруппами
Внутри групп23,762291,030
Всего32,00032
интернальность* Между(Совместно)
12,11730,7061,6409,706
группагруппами
Внутри групп19,88329,608
Всего32,00032
позитивность* Между(Совместно)
8,13833,1942,7292,041
группагруппами
Внутри групп23,419291,041
Всего32,00032

После организации воздействия, в экспериментальной группе
распределение типов изменилось существенно. Количество представителей
независимого типа снизилось с 60 % до минимального 6,7 %, при этом
значительно выросла доля включённого типа с 6,7 % до 40 % и позитивного
типа с 33,3 % до 53,3 %.
Проверка значимости различий производилась с помощью критерия χ²
К. Пирсона и подтвердила сделанные выводы (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты выявления значимости различий наблюдаемых
показателей в экспериментальной группе (критерий χ² К. Пирсона)

Асимптотическ
Значениест.св.ая значимость
(2-сторонняя)
Хи-квадрат Пирсона35,7214,000
Отношения правдоподобия37,2834,000
Линейно-линейная связь6,1611,013
Количество допустимых
наблюдений
Таким образом, результаты свидетельствуют, что изменения
структуры личностного потенциала спортсменов вследствие проведения
мероприятий по развитию профессионального мастерства привели к
формированию более адаптивных и адекватных условиям деятельности
типов. В распределении доминируют включенный и позитивный типы, что
как показал констатирующий эксперимент является предпосылкой к
достижению более высоких результатов в соревновательной деятельности.
В психическом состоянии после организации воздействия в
экспериментальной группе наблюдаются следующие изменения: изменения
в личностном потенциале привели к снижению количества проявляющих
низкий уровень напряжения с 40 % до 33,3 %, и снижению имеющих
высокие показатели напряжения с 40 % до 26,6 %. При этом значительно
выросло число спортсменов, имеющих средний уровень напряжения с 20 %
до 40 %. Такое распределение является значительно более адекватным
ситуации и позволяет участникам исследования более эффективно
преодолевать возникающие стрессовые условия и достигать результатов в
спортивной деятельности.
Проверка значимости различий между распределениями до и после
воздействия в экспериментальной группе показала значимость на уровне
p <0,01 (таблица 3). В контрольной группе значимых изменений не наблюдается. Таблица 3 – Результаты выявления значимости различий наблюдаемых показателей в контрольной группе (критерий χ² К. Пирсона) Асимптотическая Значение(ст.св.)значимость (2-сторонняя) Хи-квадрат Пирсона33,8484,007 Отношения правдоподобия33,9584,002 Линейно-линейная связь5,2681,005 Количество допустимых наблюдений По итогам проведенного эксперимента в рамках реализации программы развития профессионального мастерства спортсменов были получены следующие различия (таблица 4). Таблица 4 – Результаты выявления значимости различий наблюдаемых показателей в экспериментальной и контрольной группах (по φ-критерию Фишера) экспериментальнаяконтрольная До реализации программы Осмысленность жизни156,93174,530,184 Процесс жизни35,0738,270,481 Результат жизни29,2732,730,613 Локус контроля Я22,7326,070,002 Локус контроля Жизнь34,2738,870,153 Общ. самоэффективность26,2732,40,108 Жизнестойкость84,698,470,801 Контроль29,9335,470,097 После реализации программы Осмысленность жизни169,2616816,858*** Процесс жизни37,1336,0710,548** Локус контроля Я25,2725,415,569*** Локус контроля Жизнь37,1337,7312,529*** Общ. самоэффективность32,832,4712,295** Жизнестойкость95,6799,735,654* Контроль34,93366,202* Примечание: * - p <0,05; ** - р <0,01; *** - р <0,001 Представлена разработанная теоретическая модель оценки уровня профессионального мастерства спортсменов рисунок 4. Описываемая модель состоит из целевого, технологического, процедурного и результативного компонентов. 21 Рисунок 4 – Оценка уровня профессионального мастерства спортсменов ВЗаключенииобобщаютсярезультатыдиссертационного исследования, представлены основные выводы, подтверждающие гипотезы исследования и положения, выносимые на защиту. Основные выводы по диссертации 1.Расширено содержание понятия«личностный потенциал спортсмена» применительно к профессиональному мастерству спортсмена. Основными компонентами личностного потенциала спортсменов являются: осмысленность,независимость,включенность,интернальностьи позитивность. 2.Разработанатеоретическаямодельдетерминант профессионального мастерства, включающая в себя мета-, интер- и интра- детерминанты: − в мета-детерминанты входят факторы и условия внешней среды, спортивное обеспечение и процесс соревнований; − интер-детерминанты включают в себя качество системы подготовки, методику тренировки и саму подготовку спортсмена; − интра-детерминантысостоятизхарактеристикличностного потенциала,спортивно-достиженческихифункциональных возможностей,морфологическихпризнаковипсихических состояний. 3.Выделены типы профессионального мастерства спортсменов, влияющие на достижение спортивного результата, которые определяются степеньювыраженностикомпонентовличностногопотенциалаи сочетанием интра-детерминант: позитивный тип, включенный тип и независимый тип. 4.Выявленыхарактеристикивысшегоинизшегоуровня профессионального мастерства. Высший уровень профессионального мастерства определяется занятием спортсменом призового места в соревнованиях, а низший уровень – отсутствием спортсмена в тройке победителей.Характеристикивысшегоуровняпрофессионального мастерства связаны с ценностями самоактуализирующейся личности, жизнестойкостью и смысложизненными ориентациями; к характеристикам низшего уровня профессионального мастерства относятся такие, как общая интернальность и интернальность достижений, а также поддержка, спонтанность, самопринятие и контактность. 5.Доказанаэффективностьпрограммыразвития профессионального мастерства спортсмена в подготовке к соревнованиям, котораяпозволяетэффективноразвиватьличностныйпотенциал спортсменов,обеспечиваетснижениенапряженияиспособствует повышению уровня профессионального мастерства. Ключевым понятием оценкимастерстваявляетсяидеальнаямодельпрофессионального мастерстваспортсмена,котораяхарактеризуетсявысшимуровнем освоенных профессиональных умений в области спорта, эффективностью, надежностью,специальнымиспособностями,эмоциональной устойчивостью, индивидуальным стилем и творческим подходом. Практические рекомендации субъектам спортивной деятельности: −применять на практике разработанные рекомендации субъектам профессиональной деятельности: тренерам, вспомогательному персоналу и самим спортсменам; −использовать в практической деятельности теоретическую модель оценки уровня профессионального мастерства спортсменов. Перспективы дальнейшего исследования изучаемой проблемы: −проведение и анализирование личностного потенциала спортсменов как детерминант профессионального мастерства в сравнении мужских и женских сборных и по другим видам спорта; −осуществление более глубоких исследований психологических адаптационных механизмов спортсменов к ситуациям соревновательной деятельности; −разработка, апробирование и внедрение новых психодиагностических инструментов для измерения личностного потенциала спортсменов.

Актуальность исследования. Физическая культура и спорт являются
неотъемлемой частью гармонического развития личности и самореализации,
а также вносит существенный вклад в формирование и раскрытие
потенциальных возможностей человека, в том числе и в его
профессиональной деятельности.
По данным Министерства спорта РФ, на конец 2020 года в России
более 62 млн человек занимаются каким-либо спортом [192], и только
0,015 % из них входят в состав сборных команд России по всем видам спорта
(порядка 9600 профессиональных спортсменов) [190].
Профессиональные спортсмены – это та часть спортивного сообщества,
которая объединяет людей с общими интересами, тех, кто выступает в
спортивных состязаниях не только ради спортивного зрелища, но и
способствует поднятию престижа всей страны [182]. Также стоит отметить,
что профессиональные спортсмены – это люди, у которых отмечаются
определенные личностные характеристики, которые помогают им добиваться
наивысших результатов в своей деятельности.
Профессиональная деятельность спортсмена включает в себя
обязательное участие в спортивных соревнованиях и совершенствование
профессионального мастерства. По распоряжению Правительства РФ «Об
утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030 года» приоритетным направлением
развития спорта является обеспечение условий в подготовке
высококвалифицированных спортсменов и их самореализации [195]. Для
реализации данной стратегии неиспользуемым ресурсом, с нашей точки
зрения, являются данные о личностном потенциале спортсменов. Реализация
личностного потенциала спортсменов и достижение высоких спортивных
результатов являются одной из основных задач современного спорта,
поэтому знания о личностном потенциале спортсменов как детерминанте
профессионального мастерства особенно актуальны на данный момент.
В настоящее время имеется ряд противоречий:
1. между необходимостью создания возможностей для самореализации
спортсменов и нехваткой специалистов в области психологии спорта для
организации комплексного сопровождения в течение всей профессиональной
жизни спортсмена;
2. между необходимостью создания условий, способствующих
демонстрации спортсменами высоких спортивных результатов, и
недостаточным уровнем знаний о личностном потенциале спортсмена,
позволяющем осуществить это.
Таким образом, указанные противоречия позволили сформулировать
научную задачу нашего исследования, которая заключается в изучении

В данной работе было проведено исследование личностного
потенциала спортсменов как детерминанты профессионального мастерства,
на основании полученного результата становится возможным изучение
компонентов личностного потенциала и впоследствии эмпирическим путем
подтверждение эффективности использования программы развития
профессионального мастерства спортсмена. В рамках диссертационного
исследования проводились обзор и анализ зарубежных и отечественных
психологических концепций, а также теоретических подходов, которые
посвящены как изучению личностного потенциала, так и его влиянию на
профессиональное мастерство спортсменов.
На основании результатов констатирующего эксперимента разработана
программа развития профессионального мастерства спортсменов в
подготовке к соревновательной деятельности, направленная на раскрытие
личностного потенциала спортсменов в интересах обеспечения достижения
высоких результатов и высшего уровня профессионального мастерства, и
проведен формирующий эксперимент, который доказывает ее
эффективность.
Исходя из результатов диссертационного исследования, можно
сформулировать следующие выводы:
1. Личностный потенциал спортсмена – это индивидуально-
психологические качества, проявляющиеся в профессиональной спортивной
деятельности, отражающие способность спортсмена к саморегуляции
поведения для достижения максимального результата. Основными
компонентами личностного потенциала спортсменов являются:
осмысленность – отражает степень сформированности и осознанности
системы личностных смыслов спортсмена; независимость – данный
компонент отражает стремление к независимости во взаимодействии с
окружающими, самоуважением и гибкостью поведения; включенность –
выражается в умении и готовности активно преодолевать трудные
жизненные ситуации; интернальность – показывает степень целостного
восприятия жизненной ситуации и уровень личной ответственности за ее
возникновение и протекание; позитивность – демонстрирует позитивное
отношение к окружающим и к целостному восприятию ситуаций
взаимодействия.
2. Теоретическая модель детерминант профессионального
мастерства, включает в себя мета-, интер- и интра-детерминанты:
 в мета-детерминанты входят следующие компоненты: условия внешней
среды, социально-экономические; развитие спортивной культуры в
обществе, престиж спорта, материально-техническая база и обеспечение,
научно-технический прогресс, развитие спортивной организации,
организационно-управленческая структура, способы вознаграждения,
правила и регламент соревнований;
 интер-детерминанты включают в себя: качество системы подготовки,
условия труда, современную методику тренировки; физическую,
техническую, тактическую, психологическую подготовку; научно-
методическое обеспечение, медико-биологическое и информационное
обеспечение спортсменов;
 интра-детерминанты состоят из внутренних личностных характеристик:
личностный потенциал, самоактуализация, жизнестойкость,
самоэффективность, смысложизненные ориентации, самоуважение,
уровень субъективного контроля, ориентация на достижение цели;
одаренность, работоспособность, стабильность и надежность, мотивация;
возраст, стаж, морфологические признаки, функциональные возможности,
здоровье; спортивно-достиженческие возможности: знания, умения,
навыки; психические состояния (психическое благополучие, чувство силы
и энергии, желание действовать, импульсивная реактивность, чувство
психического беспокойства, чувство тревоги, депрессия и настроение).
3. Типы профессионального мастерства спортсменов определяются
степенью выраженности компонентов личностного потенциала и сочетанием
интра-детерминант:
позитивный тип – обладает явно выраженной экстернальностью,
высокой степенью зависимости и несамостоятельности, неуверенности в
своих силах контролировать события. Ведущей чертой типа является
позитивное отношение к окружающим, а также достаточная осмысленность
целей деятельности и жизненных ситуаций;
включенный тип – ведущим качеством является умение преодолевать
жизненные ситуации, формировать собственные цели и эффективные
стратегии копинг-поведения;
независимый тип – характеризуется своим независимым поведением и
стремлением руководствоваться собственными целями при негативном
отношении к людям, недостаточной осмысленности жизненных ситуаций и
наличием внутреннего напряжения в стрессовой ситуации.
4. Выявлены характеристики высшего и низшего уровня
профессионального мастерства. Высший уровень профессионального
мастерства определяется занятием спортсменом призового места в
соревнованиях, а низший уровень – отсутствием спортсмена в тройке
победителей. Характеристики высшего уровня профессионального
мастерства связаны с ценностями самоактуализирующейся личности,
жизнестойкостью, смысложизненными ориентациями и представлением о
природе; к характеристикам низшего уровня профессионального мастерства
относятся такие, как общая интернальность и интернальность достижений, а
также поддержка, спонтанность, самопринятие и контактность.
5. Программа развития профессионального мастерства спортсмена в
подготовке к соревнованиям позволяет эффективно развивать личностный
потенциал спортсменов, обеспечивает снижение напряжения, способствует
достижению высоких результатов в соревновательной деятельности и
повышению уровня профессионального мастерства. Ключевым понятием
оценки мастерства является идеальная модель профессионального мастерства
спортсмена, которая характеризуется высшим уровнем освоенных
профессиональных умений в области спорта, эффективностью, надежностью,
специальными способностями, эмоциональной устойчивостью,
индивидуальным стилем и творческим подходом.
Полученные результаты диссертационного исследования позволили
сформулировать рекомендации субъектам спортивной деятельности:
1. Применять на практике разработанные нами в пункте 3.3
рекомендации субъектам профессиональной деятельности: тренерам,
вспомогательному персоналу и самим спортсменам;
2. Использовать в практической деятельности теоретическую модель
оценки уровня профессионального мастерства спортсменов;
В рамках перспектив дальнейших исследований изучаемой проблемы
стоит выделить такие направления, как:
 проведение и анализирование личностного потенциала спортсменов
как детерминант профессионального мастерства в сравнении мужских
и женских сборных и по другим видам спорта;
 осуществление более глубоких исследований психологических
адаптационных механизмов спортсменов к ситуациям
соревновательной деятельности;
 разработка, апробирование и внедрение новых психодиагностических
инструментов для измерения личностного потенциала спортсменов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    The personal potential impact of combat athletes on overcoming mental stress in the stressful situation of competitive activity
    International Journal of Psychosocial Rehabilitation, –2– Vol. 24, Issue – P. 7426-7б)
    Особенности проявления психической напряженности у спортсменов
    Психология психических состояний: Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых ипреподавателей вузов, Казань, 20–21 февраля 2020 года / Под общей редакцией Б.С.Алишева,А.О.Прохорова.– Казань:Казанский(Приволжский) федеральный университет, 2– С. 381
    Особенности психического перенапряжения спортсменов
    Психология психических состояний: Сборник статейстудентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / Под ред. А.В.Чернова, М.Г. Юсупова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019, - Вып.–С. 406

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету