Малопрочные карбонатные породы, обработанные модифицированной композицией на основе аддукта гидролизного производства

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гофман Дмитрий Иванович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ СЛАБОПРОЧНОГО ЩЕБНЯ КАРБОНАТНЫХ ПОРОД В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ……………………..11
1.1 Теоретические предпосылки повышения прочностных характеристик слабопрочных каменных материалов карбонатных пород
1.2 Способы повышения прочностных характеристик известнякового слабопрочного щебня
1.3 Опыт использования пропитывающих и укрепляющих вяжущих веществ

1.5 Перспективы применения слабопрочных каменных материалов в конструктивных слоях дорожных одежд
1.6 Мониторинг возможности применения слабопрочных каменных материалов в дорожном строительстве
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА 2 ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Планирование эксперимента
2.2 Характеристики используемых материалов
2.2.1 Щебень
2.2.2 Подготовленная вода
2.2.3 Аддукт (отход) гидролизного производства
2.2.4 Изопропиловый спирт (изопропанол)
2.3 Методы исследований
2.3.1 Стандартные методы испытаний исследуемых материалов
2.3.2 Сканирующая электронная микроскопия
2.3.3 Измерение пористости
2.3.4 Определение глубины пропитки
2.3.5 Определение микротвердости
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ МАЛОЙ ПРОЧНОСТИ
3.1 Обоснование процессов капиллярного движения жидких вяжущих веществ в каменных материалах
1.4 Обработка слабопрочного каменного материала пропитывающими
растворами (жидкими вяжущими)
3.2 Подбор состава пропитывающей композиции на основе аддукта гидролизного производства
3.3 Установление оптимального времени пропитки и состава композиции для повышения марки по дробимости известнякового щебня
3.4 Определение физико-механических свойств известнякового малопрочного щебня после пропитки в течение 30 мин
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
ГЛАВА 4 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ АГП НА ГЛУБИНУ ПРОНИКНОВЕНИЯ В КАПИЛЛЯРЫ КАМЕННОГО МАТЕРИАЛА
4.1 Оценка глубины пропитки с помощью металлографического микроскопа Olympus BX-61
4.2 Оценка пористости и микротвердости материала после пропитки
4.3 Анализ структуры зерен известнякового щебня, обработанного композицией, с помощью универсальной двулучевой системы Versa 3D
4.4 Статистическая обработка экспериментальных данных
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4
ГЛАВА 5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5.1. Технологическая схема упрочнения слабопрочного каменного материала карбонатных пород способом проливки
5.2. Опытно-экспериментальные испытания
5.3 Экономическое обоснование применения слабопрочного щебня в основании дорожной одежды
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Акт на проведение работ по устройству щебеночного основания в Волгоградской области
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Акт на проведение работ по устройству щебеночного основания в республике Калмыкии
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Локальный сметный расчет (смета) No ЛС-1
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Локальный сметный расчет (смета) No ЛС-2
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Патенты на изобретения

Во введении рассматривается и анализируется актуальность работы, ее научная новизна и практическая ценность, обосновывается целесообразность обработки слабых карбонатных пород щебня органическими и неорганиче- скими композициями различной природы. Сформулированы цели и задачи исследования, обоснована научная новизна и практическая значимость рабо-
ты.
Первая глава посвящена аналитическому обзору отечественного и за- рубежного опыта применения в дорожном строительстве щебня карбонатных пород слабой прочности, рассмотрены и изучены теоретические предпосыл- ки повышения прочностных характеристик местных слабопрочных каменных материалов карбонатных пород и основные направления исследований. При- ведена выборочная классификация карбонатных пород с их характеристика- ми и перспективными областями применения. Проводился критический ана-
лиз существующих технологических процессов, оцениваются их как положи-
тельные, так отрицательные стороны. Проанализированы и классифицирова- ны запасы местных каменных материалов, используемых в дорожном строи- тельстве, и объемы их разработки. Показано, что не все местные каменные материалы имеют необходимые прочностные характеристики, отвечающие требованиям действующих нормативных документов, и могут быть исполь- зованы в слоях дорожных одежд.
Изучив проведенные исследования ученых Ю. М. Сухорукова, А. П. Кузнецова, В. А. Кейльман, Е. Д. Бушина, В. С. Исаева, Б. А. Асматула- ева, Н. А. Еркина, В. Н. Макаренкова и др., можно сделать вывод, что камен- ные материалы малой прочности, обработанные минеральными, органиче- скими и неорганическими составами (вяжущими), допускается использовать в дорожном строительстве. Экспериментальными исследованиями В. Л. Сви- ридова и А. К. Бируля доказано, что карбонатный щебень слабых пород мо- жет быть использован в слоях дорожных одежд в естественном и в укреплен- ном состоянии, при ограничении доступа влаги из грунтового основания и через асфальтобетонное покрытие.
Повышение прочностных свойств известнякового щебня с естественны- ми низкими прочностными характеристиками позволит существенно расши- рить границы его применения в дорожной отрасли. Над проблемой расшире- ния области применения щебня в укрепленном состоянии в дорожном строи- тельстве работали Н. В. Горелышев, И. А. Рыбьев, И. В. Королев, В. В. Ми- хайлов, Л. Б. Гезенцвей, Б. И. Ладыгин, В. К. Некрасов, Н. Н. Иванов, М. А. Зелейщиков.
Для повышения прочностных показателей карбонатных каменных мате- риалов малой прочности, используемых в конструктивных слоях дорожных одежд, определен комплекс улучшения их характеристик. Показана класси- фикация способов повышения прочностных характеристик каменных мате- риалов, а также основные технологические схемы по улучшению их физико- механических свойств.
Доказано, что приготовление и применение упрочненного известняково- го каменного материала в слоях дорожных одежд является актуальным и перспективным направлением.
Во второй главе представлены характеристики применяемых материа- лов и методы исследования. В качестве компонентов обрабатывающей орга- нической композиции были рассмотрены отход гидролизного производства (АГП), изопропиловый спирт и подготовленная вода. Физико-химические показатели АГП: влажность – 50…65 %, непрогидролизованные (трудногид- ролизуемые) полисахариды – 20…30%, не отмытые моносахариды – 2…10 %, вещества лигногуминового комплекса – 5…15 %, зольность АПЛ –
4…10 %, остаточное содержание серной кислоты – 0,5…1,5 %, размер ча- стиц – 0,001…10 мм, насыпная масса сухого АПЛ – 200…300 кг/м3, влагоем- кость – 300…450 %. Химический состав: C – 33,9 %; O – 46,8 %; S – 9,5 %; Na – 5,7 %; K – 0,18 %; Mg – 0,8 %; Ca – 3,12 %. Изопропиловый спирт соот- ветствует требованиям действующих нормативных документов. Химический состав подготовленной хлорид-гидрокарбонатной натриевой воды, содержа- щей оптимальный набор ионов, представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Химический состав подготовленной воды
Химиче- с к и й э л е – мент Дозировка (мг/л)
Гидрокарбо- Сульфаты
Хлориды Кальций
350–600 5–30
Магний
0,5–26
Натрий + к а л и й
1200–1650
н а т ы –6 (SO )
8 2000–4000 1–27
В качестве объекта исследования использованы карбонатные породы малой прочности Зимовского, Липкинского и Арчединского карьеров Фро- ловского месторождения Волгоградской области, характерные для Нижнего Поволжья. Отобранные образцы щебня соответствовали фракции 40–70 с маркой по дробимости М400, с маркой по истираемости И-3 (И-2), водопо- глащением от 4,2 до 5,7 % и маркой по морозостойкости F50.
Экспериментальные исследования, проводившиеся в лабораторных и производственных условиях, были направлены на решение основной задачи – повышение прочностных характеристик малопрочного известнякового щебня и дорожных оснований из него. Положительный результат достигнут за счет пропитывающей композиции и создания на поверхности материала прочной защитной пленки, способствующей повышению не только прочно- сти, но и водоустойчивости в процессе эксплуатации.
Определение физико-механических свойств щебня проводилось в соот- ветствии с требованиями национальных стандартов, а также калориметриче- ских и электронно-микроскопических методов исследований. Для оптимиза- ции параметров технологии упрочнения щебня слабых пород и составов про- питывающей органической композиции применены современные математи- ческие методы. Статистическая обработка результатов выполнена на ПЭВМ с помощью современных комплексов статистической обработки данных.
В третьей главе представлены теоретические и экспериментальные предпосылки улучшения физико-механических свойств каменных материа- лов малой прочности. Рассмотрены процессы капиллярного движения жид- ких вяжущих веществ в каменных материалах, а также получена пропитыва- ющая композиция, состоящая из подготовленной воды, АГП и изопропило- вого спирта. Составы КАГП с учетом варьирования ингредиентов представ- лены в таблице 2.

Компоненты
Вода подготовленная АГП
Изопропиловый спирт
Таблица 2 – Состав пропитывающей композиции Содержание компонентов, масс. % в составе
No1No2No3No4No5No6
79,5 69,7 62,0 7,9 13,9 18,5 12,6 16,4 19,5
55,8 50,7 48,1 22,3 25,4 28,0 21,9 23,9 23,9
Серия экспериментов позволила определить оптимальную концентра- цию АГП, температуру раствора и минимальное время пропитки с целью по- лучения максимальной прочности обрабатываемого щебня. Пропитка щебня осуществлялась при температуре 60 °С с выдержкой материала в гидрофо- бизирующим растворе и с последующей сушкой до постоянной массы.
Анализ полученных экспериментальных данных (рис. 1, 2) показывает, что с увеличением концентрации в органической композиции АГП наблюда- ется снижение дробимости известнякового щебня в сухом и водонасыщен- ном состоянии и увеличение марки с М400 до марки М1000 с дальнейшей стабилизацией прочности при увеличении концентрации раствора. Анало- гичная ситуация наблюдается и при определении марки щебня по истираемо- сти (рис. 3).
Рис. 1 Влияние концентрации АГП на дро- бимость известнякового щебня в сухом со- стоянии, после его пропитки
Рис. 2 Влияние концентрации АГП на дро- бимость известнякового щебня в насыщен- ном воде состоянии после его пропитки
Рис. 3 Влияние концентрации АГП на истираемость
известнякового щебня после его пропитки

Данный эффект является результатом физических процессов, протека- ющих на границе раздела фаз «известняковый щебень – капиллярная струк- тура, заполненная КАГП». Гидрофобизирующие свойства обработанного ма- лопрочного материала проявляются в формировании плотной и однородной структуры, созданной пропитывающей композицией на поверхности зерен и в капиллярах щебня. Это объясняется уменьшением количества и размеров микропор, возникновением контакта, имеющего обратный угол смачивания, при котором силы поверхностного натяжения вытесняют воду из пор с обра- зованием на поверхности плотной гидрофобной пленки.
Физико-механические свойства исходного и пропитанного образцов щебня рассмотренных месторождений приведены в таблицах 3–5.
Таблица 3 – Физико-механические свойства исходного и пропитанных образцов щеб-
ня (Липкинский карьер), фракция 40–70 мм
No п/п
Показатели
Марка щебня по дробимости Марка щебня по истираемости Марка щебня по морозостойкости Водопоглощение щебня, %
Состав КАГП No3 No4 400 1000 1000
И-3 И-1 И-1 F50 F150 F200 4,2 1,3 0,78
Исходный
1 2 3 4
No п/п
Показатели
Марка щебня по дробимости Марка щебня по истираемости Марка щебня по морозостойкости Водопоглощение щебня, %
Состав КАГП No3 No4 400 1000 1000
И-2 И-1 И-1 F50 F150 F150 5,7 1,8 1,3
Таблица 4 – Физико-механические свойства исходного и пропитанных образцов щеб-
ня (Арчединский карьер), фракция 40–70 мм
Исходный
1 2 3 4
Таблица 5 – Физико-механические свойства исходного и пропитанных образцов щеб-
ня (Зимовской карьер), фракция 40–70 мм
No п/п.
1 2 3 4
Показатели
Марка щебня по дробимости Марка щебня по истираемости Марка щебня по морозостойкости Водопоглощение щебня, %
Состав КАГП No3 No4 400 1000 1000
И-2 И-1 И-1 F50 F200 F250 4,7 1,5 0,9
Исходный
Установлено, что в процессе обработки КАГП каменного материала происходит обволакивание раствором всей поверхности зерна щебня, глубо- кое проникновение композиции в его капилляры, с равномерным распреде- лением в них и полным заполнением. Затем наблюдается процесс кольмата- ции и закупоривания пор и микротрещин. Одновременно появляется эффект адсорбционного увеличения прочности щебня, уменьшение проникновения воды в поры, повышение водостойкости и увеличение толщины прочносвя- занной ориентированной пленки КАГП. Малопрочный известняк с большим
содержанием пылеватой фракции следует обрабатывать маловязкой компо- зицией. Это позволяет повысить когезионную и адгезионную прочность про- питки карбонатной поверхности в условиях высокой адсорбционной способ- ности мелких частиц известняка.
В четвертой главе исследовано влияние на глубину проникновения в капилляры каменного материала КАГП, которая зависит от концентрации функциональных ингредиентов композиции. С повышением концентрации АГП возрастает вязкость органической композиции. Формирование каче- ственной защитной пленки на поверхности обрабатываемого материала зави- сит от глубины проникновения композиции в матрицу камня. Этот параметр связан с поверхностным напряжением на границе раздела «камень — КАГП» и определяется структурой капилляров.
Глубину пропитки оценивали с помощью металлографического микро- скопа Olympus BX-61 для щебня максимального размера (70 мм) (рис. 4). Фиксация микроструктур компонентов КАГП и слабопрочного каменного материала выполнена цифровой камерой микроскопа DP12 при увеличениях 50–500. Обработку цифровых фотографий и измерение различных парамет- ров структуры образцов осуществляли на ЭВМ с использованием программ- ного комплекса AnalySIS®.
Рис. 4 Оптические снимки глубины пропитки щебня с металлографического микроскопа Olympus BX-61: 1) состав КАГП No 3; 2) состав КАГП No 4
Установлено, что наибольшее проникновение в капилляры щебня имеет КАГП состава No 3, что объясняется меньшей вязкостью композиции. По ха- рактеру проникновения композиции в образцы обработке в большей степени подвергались крупнозернистые участки породы с примесью пылеватого ве- щества, зоны развитой пористости породы. Достигнута равномерная пропит- ка образцов щебня. Гидрофобизирующие свойства обработанного материала проявляются в формировании плотной и однородной структуры КАГП на поверхности зерен щебня.

Измерение пористости материала осуществлялось по цифровым фото- графиям с увеличением ×100, окрашиванием пор и определением их про- центного содержания по площади фотографии (рис. 5). Точность измерений обеспечивалась высокими возможностями применяемого современного обо- рудования и программного обеспечения: при увеличении фотоснимков ×200 разрешающая способность составляла 0,18 мкм/пикс.
Рис. 5 Микрофотографии шлифов щебня: 1) необработанный – пористость 34 %; 2) обра- ботанный составом КАГП No 3 – пористость 22 %; 3) обработанный составом КАГП No 4 – пористость 13 %
Установлено, что обработка щебня составом КОПГ No 2 позволила сни- зить его пористость в 1,5–2,1 раза за счет закупорки капилляров и образова- ния гидрофобной пленки на поверхности материала.
Измерения микротвердости зерен щебня проводились на микротвердо- мере ПМТ-3 методом восстановленного отпечатка. Исследование микротвер- дости не обработанных КАГП образцов щебня показало среднюю твердость в районе 0,5ГПа. После гидрофобизации микротвердость образца щебня фракции 40–70 мм увеличилось в 2 раза и составила 1,0 Гпа.
Анализ структуры зерен известнякового щебня, обработанного компо- зицией, выполнен на универсальной двулучевой системе Versa 3D (рис. 6).

Рис. 6 Микроскопическое трехмерное изображение контрольных образцов зерен извест- някового щебня: 1) Необработанный, 2) Обработанный составом КАГП No3, 3) —//— со- ставом КАГП No4
Установлено, что структура зерен известнякового щебня, обработанного КАГП, отличается от контрольного необработанного образца (М400) наличи- ем в трещинах и капиллярах дополнительного количества новообразований в виде плотных скоплений сцементированных между собой обломков породы длиной от 0,5 до 10 мкм, шириной от 0,3 до 1,0 мкм, с закристаллизованным поровым пространством.
Статистическая обработка экспериментальных данных проекции откли- ка (рис. 7) и уравнение регрессии в кодированных значениях марки по дро- бимостищебнявсухомсостоянии( )>:
(> 1 o, 2o) 13,083 3,54 1 o 2,922 2o 4,720 12o 2,931 2o 1,387 1 o2o,
где х1 – концентрация АГП в композиции; х2 – время пропитки.
Установлено, что на первом этапе пропитки увеличение концентрации АГП (фактор х1) и времени пропитки (фактор х2) способствует снижению дробимости зерен известнякового щебня и повышению его прочности. В дальнейшем на втором этапе происходит полное насыщение пор и обволаки- вание материала гидрофобизирующим раствором, повышается стойкость щебня к воздействию воды и, как следствие, незначительное повышение дро-
бимости.
Рис. 7 Проекция поверхности отклика дробимости известнякового щебня М400 фракции 40–70 мм в трехмерном пространстве
Были получены аналогичные зависимости влияния концентрации АГП и времени пропитки на водостойкость, истираемость и прочность при дроби- мости в водонасыщенном состоянии. Адекватность моделей проверена по критерию Фишера. Для каждой модели проверена значимость коэффициен- тов по критерию Стьюдента при доверительной вероятности 0,95. Установ- лено, что для повышения прочностных характеристик низкомарочного щебня фракций 40–70 и 20–40 мм оптимальным является состав композиции КАГП No 3 и времени пропитки 20–25 мин.
В пятой главе представлены результаты опытно-промышленных испы- таний, разработаны рекомендации по устройству щебеночного основания по методу заклинки с пропиткой КАГП. Рассчитан экономический эффект.
Опытно-экспериментальные испытания выполнены на участках автомо- бильных дорог Волгоградской области и Республики Калмыкия. Силами ГБУ «Волгоградавтодор» 3–4 октября 2016 года на объекте «Строительство авто- мобильной дороги “Подъезд от автомобильной дороги М-21 Волгоград – Ка- менск-Шахтинский (ПК0+00 – ПК 2+00) к поселку Жирковский в Сурови- кинском муниципальном районе Волгоградской области”» был устроен слой щебеночного основания из щебня фракции 40–70 мм с заклинкой фракцией 20–40 мм, марки М400, толщиной 20 см, способом пропитки композицией на основе АГП. Пропитка слоя основания производилась поливомоечной маши- ной через распылительные сопла, расположенные в передней части автомо- биля, с расходом КАГП 20 л/м2. Площадь обрабатываемого участка состави- ла 1400 м2. С ПК 2+00 до конца участка было устроено щебеночное основа- ние методом заклинки известнякового щебня марки М600 по стандартной технологии. Оценка модуля упругости экспериментальной дорожной кон-
струкции показала его увеличение в 1,5 раза по сравнению со стандартной конструкцией.
1 августа 2017 года силами МУП ДСУ-1 г. Элиста на объекте «Строи- тельство автомобильной дороги “Подъезд от автомобильной дороги Р-216 Астрахань – Элиста – Ставрополь к пос. Вознесеновка в Целинном муници- пальном районе республики Калмыкия ПК15+00 по ПК16+50”» было устрое- но щебеночное основание из щебня фракции 40–70 мм с заклинкой фракцией 20–40 мм, марки М400, толщиной 28 см, способом пропитки композицией на основе АГП. Пропитка слоя основания производилась поливомоечной маши- ной через распылительные сопла, расположенные в передней части автомо- биля, с расходом КАГП 20 л/м2. Площадь обрабатываемого участка состави- ла 1050 м2. С ПК 16+50 до конца участка было устроено щебеночное основа- ние методом заклинки известнякового щебня марки М800 по стандартной технологии. На основе экспериментально-теоретического исследования и опытно-промышленного внедрения была проведена оценка общего модуля упругости экспериментальной конструкции, которая показала его увеличение в 1,2 раза по сравнению со стандартной конструкцией.
Сметная стоимость строительства экспериментальной конструкции до- рожной одежды (без затрат на транспортировку) выше традиционного базис- ного варианта на 16 580 руб./км. Сметная стоимость строительства дорожной одежды (с учетом затрат на транспортировку) по обоим вариантам сравняет- ся при разности в дальности транспортировки щебеночных материалов 430 м. Экономическая эффективность проектного (экспериментального) варианта возрастает в сравнении с базовой конструкцией с увеличением дальности возки каменных материалов свыше 500 м. Ожидаемый экономический эф- фект при устройстве щебеночного основания из малопрочного известняково- го щебня М400 обработанного КАГП, составляет 321 387,45 рублей на 1 км или 45,91 руб./м2 (в ценах на 2 квартал 2021 г).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ зарубежной и отечественной научной, патентной и техниче- ской литературы показал целесообразность создания композиции на основе АГП для укрепления малопрочных каменных материалов.
2. Исследованы закономерности изменения структуры и физико- механических свойств малопрочного камня, обработанного КАГП, в зависи- мости от фракции и свойств щебня, концентрации и состава композиции.
3. Определена оптимальная концентрация АГП, температура пропиты- вающей композиции и минимальное время пропитки с целью получения мак- симальной прочности обрабатываемого щебня.
4. Экспериментально-теоретически исследован процесс проникновения
жидких вяжущих веществ в малопрочные карбонатные каменные материалы. Установлено, что с увеличением концентрации в органической композиции АГП происходит снижение дробимости известнякового щебня в сухом и во- донасыщенном состоянии и изменение марки с М400 до М1000 с дальнейшей стабилизацией прочности при увеличении концентрации раствора. Проведе- на оценка эффективности воздействия КАГП на глубину проникновения в капилляры малопрочного каменного материала, достигнута равномерная пропитка образцов щебня с образованием плотной и однородной структуры, созданной пропитывающей композицией на поверхности зерен щебня.
5. Выполнена опытно-промышленное внедрение предложенных соста- вов (КАГП) и технологий укрепления дорожных оснований модифицирован- ных низкопрочных карбонатных пород, экономический эффект составляет 45,91 руб./м2.
Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы диссер- тации
В перспективе исследования целесообразно продолжить в направлении:
– расширения области применяемых компонентов (ПАВ, микроармиру- ющие компоненты) в составе упрочняющей композиции, обеспечивающих повышение физико-механических свойств.
– исследования изменения физико-механических свойств и структурных особенностей упрочненного щебня при длительном воздействии транспорт- ных и знакопеременных климатических нагрузок.
– изучения влияния разничных ПАВ, микроармирующих компонентов, а также комплексных компонентов на их основе, на физико-механические свойства и эксплуатационную долговечность упрочненого щебеночного ма- териала.
– обоснования расчетных характеристик упрочненного каменного мате- риала с учетом его диградации в процессе длительной эксплуатации дорож- ных оснований.

Актуальность исследования
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года No 696 «Об утверждении государственной программы РФ (с изменениями на 30 декабря 2020 года) в направлении (подпрограмме) «Со- здание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, в том числе развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» необхо- димо в период 2020–2025 гг. обеспечить ввод в эксплуатацию более 2,58 тыс.км дорог с низкой интенсивностью движения. Успешная реализация программы возможна с широким применением в дорожных конструкциях местных строительных материалов и отходов промышленности. Опыт пока- зывает, что использование малопрочного щебня осадочных пород в основа- нии дорожных одежд на дорогах IV–II-c категорий в IV–V дорожно- климатических зонах возможно и позволяет снизить сметную стоимость объ- ектов дорожного строительства до 25 %.
На территории Волгоградской области находится 107 каменных место- рождений с прогнозируемыми запасами известняков 728 928 тыс. м3. Наибо- лее распространены каменные материалы прочности М100…М300 (57,3 %) и М400…М600 (42,4 %). Объемы запасов щебня превышающих марку М600 невелики и составляют 0,3%. Карбонатные породы малой прочности (М100…М400) характеризуются неоднородной структурой, высокой пори- стостью (15…40 %), большой водонасыщаемостью (4,27…12,8 %) и низкой морозостойкостью (15…50). Применение таких каменных материалов в кон- струкциях дорожных одежд проблематично без улучшений их свойств путем обработки органическими, минеральными, комбинированными вяжущими и полимерами. Из-за высокой стоимости битумных вяжущих и синтетических материалов, дефицитом специальных машин и оборудования в настоящее время разработка новых бюджетных композитных вяжущих и технологий обработки малопрочного щебня путем его пропитки с последующей гидро- фобизацией поверхности материала актуальна.
Степень разработанности темы исследования
Теоретические и экспериментальные исследования Ф. Ю. Левинсон- Лессинга, А. С. Спиридонова, M. Gnosman, Л. А. Преферансовой, В. Roussel, А. И. Полякова, В. Я. Шильникова, И. П. Тимченко, А. Я. Тулаева, Б. А. Бон- дарева, Ф.С. Климашова, О.А. Якунина, Л.И. Джулай, Б.В. Белоусова, T .F. Jen, J. G. Erdman, S. S. Pollack и других ученых свидетельствуют о том, что существенным резервом снижения стоимости строительства дорог с низ- кой интенсивностью движения является использование укрепленных низко- прочных каменных материалов. В работах А. Л. Гезенцвея, В. Л. Кирпичева, М. Г. Салихова, В. И. Дагаева, В. В. Малеванского доказано, что для повы- шения эффективности укрепления щебня карбонатных пород вяжущими це- лесообразна его предварительная гидрофобизация. Дополнительный набор прочности каменного материала происходит за счет природной цементации щебня в дорожном основании. Существенное повышение прочности слабых известняков после их обработки вяжущими отмечено в работах М. А. Зелейщикова, Н. Н. Иванова, В. К. Некрасова, В. И. Ладыгина, L. Keyer, I. Bades, B. Burh, В. К. Бируля, Е. М. Чернышова, В. В. Михайлова, И. В. Королева, А. И. Рыбьева, Н. В. Горелышева, P. Ordes, L. Valéry и других ученых. Вопросами эффективного применения малопрочного щебня в кон- структивных слоях дорожных одежд занимались В. М. Юмашев, В. С. Исаев, Ю. В. Семеновский, Ф. К. Ломанов, А. И. Лысихина, В. К. Некрасов, В. А. Шильников.
Цель работы является повышение физико-механических свойств мало- прочных карбонатных пород путем их обработки предлагаемыми компози- циями на основе аддукта (отхода) гидролизного производства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– на основании анализа зарубежной и отечественной научной, патентной и технической литературы обосновать процесс повышения прочностных ха- рактеристик малопрочных карбонатных пород за счет изменения коллоидно- дисперсного состояния поверхностного слоя, обработанного композицией на основе аддукта гидролизного производства;
– исследовать закономерности изменения структуры и физико- механических свойств малопрочного камня, обработанного композицией на основе аддукта гидролизного производства, в зависимости от состава и кон- центрации композиции;
– установить оптимальные составы упрочняющих композиций, повы- шающих прочностные характеристики малопрочного известнякового щебня;
– экспериментально-теоретически исследовать процесс проникновения жидких укрепляющих веществ в карбонатные каменные материалы и обос- новать основные требования, предъявляемые к составу композиции на осно- ве аддукта гидролизного производства;
– выполнить опытно-промышленное внедрение оптимальных составов композиций на основе аддукта гидролизного производства и технологий укрепления дорожных оснований модифицированных малопрочных карбо- натных пород.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является щебень фракций 40–70 и 10–20 мм карбонатных пород малой прочности, обработанный композицией на основе аддукта гидролизного производства.
Область исследования соответствует требованиям паспорта научной специальности ВАК 2.1.5. Строительные материалы и изделия, пункту 1 «Разработка теоретических основ получения различных строительных мате- риалов с заданным комплексом эксплуатационных свойств», пункту 7 «Раз- работка составов и принципов производства эффективных строительных материалов с использованием местного сырья и отходов промышленности».
Научная новизна работы:
– выявлены закономерности влияния модифицирующей композиции на основе аддукта гидролизного производства на прочностные характеристики малопрочных карбонатных пород, заключающиеся в изменении коллоидно- дисперсного состояния их поверхностного слоя, обработанного модифици- рующей композицией, установлено взаимодействие молекулярно- поверхностных сил в процессах увлажнения и высыхания;
– раскрыта физико-химическая сущность повышения прочностных ха- рактеристик малопрочных карбонатных пород, обработанных модифициру- ющей композицией (КАГП), установлены основные параметры (состав, концентрации композиции) технологического укрепления малопрочного из- вестнякового щебня способом его обработки композицией на основе аддукта гидролизного производства;
– экспериментально и теоретически обоснованы оптимальные составы композиций и основные технологические факторы, обеспечивающие повы- шение прочностных характеристик слабопрочного щебня.
Теоретическая и практическая значимость работы
Исходя из обработанных результатов лабораторных и эксперименталь- ных исследований был подобран состав КАГП с наилучшими результатами и технология укрепления малопрочного известнякового щебня. Даны практи- ческие рекомендации по применению полученного дорожно-строительного материала, представлен потенциал расширенного применения укрепленного малопрочного щебня при конструировании и строительстве слоев дорожных одежд для автомобильных дорог с малой интенсивностью движения.
Проведены опытно-промышленные испытания по устройству дорожного основания из малопрочного известнякового щебня, упрочненного КАГП, на подъезде, от автомобильной дороги М-21 «Волгоград – Каменск- Шахтинский» к поселку Жирковский в Суровикинском муниципальном рай- оне Волгоградской области и в Республике Калмыкия, автомобильный подъ- езд к поселку Вознесеновка, от автомагистрали Р-216 «Астрахань- Ставрополь».
Результаты, полученные в диссертационных исследованиях, использу- ются при обучении студентов ФГБОУ ВО ВолгГТУ на семенарах, лекциях, в лабораторных исследованиях по следующим дисциплинам: «Технология заполнителей бетона», «Технология и организация строительства автомо- бильных дорог» для направления подготовки 08.03.01 Строительство (про- филь «Автомобильные дороги») и дисциплине «Прогрессивные материалы и технологии строительства автомобильных дорог» направления подготовки 08.04.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»).
Методология и методы диссертационного исследования включали в себя: анализ и обобщение стандартных и нестандартных научных методов исследований и технических результатов; планирование эксперимента; про- ведение лабораторно-экспериментальных и натурных исследований; обра- ботку полученных экспериментально-практическим путем данных методами математической статистики.
Положения, выносимые на защиту:
– теоретическое и экспериментальное обоснование процесса проникно- вения жидких вяжущих веществ в пористые каменные материалы;
– оптимальный состав композиции и температурно-временной режим процесса гидрофобизации каменного материала;
– физико-механические свойства обработанного известнякового щебня малой прочности, технология пропитки, практические рекомендации по ее применению в дорожном строительстве, а также технико-экономическая оценка эффективности использования данного способа обработки;
– результаты опытно-экспериментальной и практической проверки предложенных рекомендаций.
Достоверность результатов исследования, представленных в диссерта- ционной работе, подтверждается комплексом современных стандартных фи- зико-химических методик исследований, регламентированных нормативной документацией, использованием современного высокоточного лабораторно- экспериментального оборудования и опытно-практическим контролем полу- ченных результатов. Все результаты исследований, предоставленные в данной диссертационной работе, получены при непосредственном участии автора. Апробация результатов исследования
Главные заключения а также выводы диссертационных изысканий были напечатаны и обсуждены на различных международных, Российских науч- ных и технических сборниках и конференциях, основные из которых: VI, VIII Региональные конференции молодых исследователей ВолгГАСУ, ИАиС, ВолгГТУ (г. Волгоград, 2001–2003 гг.), II – IV Международные конференции «Надежность и долговечность строительных материалов и конструкций», ВолгГАСУ (г. Волгоград, 2003г., 2004г, 2005гг.), Научная конференция «Проблематика строительства, ремонт и содержания автомобильных дорог Юга РФ и пути решения», на базе II Всероссийской специализированной вы- ставки «Строительная техника», (г. Волгоград, 2009г.), Международная научно-практическая конференция «ПРОМ-ИНЖИНИРИНГ» (г. Челябинск, 2016 г.), XIV Межрегиональная конференция специалистов дорожно- транспортной сферы (г. Волгоград, 2017 г.), Всероссийская научно- практическая конференция «Транспорт и дорожное хозяйство: проблемы ре- гионов и пути их решения» (г. Волгоград, 2017 г.); Международная конфе- ренция «Прогресс транспортных средств», ВолгГТУ (г. Волгоград, 2018 г.).
Личный вклад автора состоит в формулировании основной цели и по- становке задач диссертационного исследования, самостоятельном выполне- нии теоретических и экспериментальных исследований, оптимизации варьируемых факторов при подборе состава композиции, анализе и интер- претации полевых результатов экспериментов, в сравнении полученными значениями лабораторным путем и данными стандартных методик, обобще- нии результатов и производственном внедрении разработанных рекоменда- ций.
Публикации
Результаты диссертационной работы отражены в 21 научной публика- ции, в том числе 6 статьях, опубликованных в изданиях из перечня ВАК РФ, 4 входящих в БД SCOPUS; разработано 2 стандарта организаций, получено 6 патентов на изобретения. Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографи- ческого списка и приложений. Результаты исследования изложены на 147 страницах основного текста, включающего 34 рисунка, 20 таблиц и библио- графию из 230 наименований и 5 приложений.
Автор выражает благодарность и искренне признателен: проф. С. В. Алексикову, проф. Т. К. Акчурину, проф. В. Т. Фомичеву, проф. О. В. Бурлаченко, проф. В. А. Перфилову, доцентам А.И. Лескину, В. В. Во- вко, А.Н. Гайдадину, а также сотрудникам кафедры «СиЭТС» ИАиС ВолгГТУ за оказанную помощь и поддержку в выполнении исследований и подготовке к публичной защите данной работы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Малопрочные карбонатные породы, обработанные модифицированной композицией на основе аддукта гидролизного производства»

    Публикации автора в научных журналах

    Computer technology of designing of optimum road constructions made of local materials [Electronic resource]
    С. В. Алексиков, А. И. Лескин, Д. И. Гофман // IOP Conference Series: Materials Science and Engi- neering. Vol. 687: International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety (ICCATS-2019) (25–27 September 2019, Chelyabinsk, The Russian Federation). Issue 3: Construction, buildings and structures / eds.: A. A. Radionov, D. V. Ulrikh ; South Ural State University (Chelyabinsk), Irkutsk Na- tional Research Technical University, Irkutsk and Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg. – [Published by IOP Publishing], 2– 8 p. – Doi: 1088/1757-899X/687/3/033Алексиков, С.В. Study of strength characteristics of earthen cloth of roads in south of Russia [Electronic resource] / С. В. Алексиков, А. И. Лескин, Д. И. Гофман // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 687: International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety (ICCATS-2019) (25–27 September 2019, Chelyabinsk, The Russian Feder- ation). Issue Construction, buildings and structures / eds.: A. A. Radionov, D. V. Ulrikh; South Ural State University (Chelyabinsk), Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk and Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg. – [Published by IOP Publishing], 2– 6 p. – Doi: 1088/1757-899X/687/3/033
    Methodology of calculating the moisture content of soil reserves during the construction of an earth bed [Electronic resource]
    С. В.20Алексиков, А. И. Лескин, Д. И. Гофман // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 962: International Conference on Construction, Ar- chitecture and Technosphere Safety (ICCATS 2020) (6–12 September 2020, So- chi, Russia). – [IOP Publishing], 2– 7 p. – Режим доступа: https://iopscience.iop.org/article/1088/1757-899X/962/2/022042/pdf.
    Organic composite binder improving the physical and mechanical properties of low-strength stone materials [Electronic resource]
    А. И. Лескин, С. В. Алексиков, Д. И. Гофман // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 962: International Conference on Construction, Ar- chitecture and Technosphere Safety (ICCATS 2020) (6–12 September 2020, So- chi, Russia). – [IOP Publishing], 2– 7 p.
    Применение современных технологий в строительстве бетонного дорожного основания
    Д. И. Гофман, А. В. Гладышев // Инновационные организационно-технологические ресурсы для развития строительства доступного и комфортного жилья в Волгоградской области : материалы Междунар. науч.-технич. конф., 1–3 дек. 2008 г., Волгоград / ВолгГАСУ. – Волгоград, 2– C. 47

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Модифицированный бетон для подземных сооружений прибрежной зоны с высоким содержанием сульфатов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»
    Комплексные ремонтные составы на основе барханного песка
    📅 2020 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»
    Самоклеящиеся эластичные радиационно-защитные покрытия
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет»
    Ангидритовое вяжущее, модифицированное комплексной добавкой из щелочного и сульфатных активаторов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»
    Коррозионностойкий бетон с модифицированной структурой для морских сооружений
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»
    Безусадочный самоуплотняющийся бетон на основе бетонного лома для полов промышленных зданий
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»