“Манипулятивный перекос” в PR-коммуникациях современного российского общества

Ланина, Таисья Михайловна

Двадцатый век ознаменовался бурным развитием технологий, которые во-
влекли в процесс информационного обмена множество людей по всему земному
шару. Ученые обозначили новую стадию развития современной цивилизации как
информационное общество, в котором обладание информацией становится важ-
нейшим ресурсом и фактором социальной успешности.
В глобализирующемся мире неизмеримо возрастает роль информационно-
коммуникационных процессов: надёжность информации, её полнота и достовер-
ность становятся приоритетными ценностями для политических и хозяйствующих
субъектов. В этих процессах всё более заметную роль играют специалисты по
связям с общественностью, управляющие коммуникацией субъекта деятельности
с его общественностью (целевой аудиторией). Технологии создания и внедрения в
массовое сознание желаемого образа объекта (идеи, личности, организации, това-
ра, услуги, бренда) стали важнейшим фактором выживания и развития не только
отдельных организаций, но и общества в целом.
Один из основоположников public relations – Сэм Блэк изначально позицио-
нировал их как «науку и искусство достижения гармонии посредством взаимопо-
нимания, основанного на правде и полной информированности». Однако по мере
обособления PR в самостоятельную сферу деятельности обнаружилось несоответ-
ствие между декларируемым и реальным содержанием PR-коммуникации. Парал-
лельно с технологиями «добросовестного информирования во имя гармонизации
интересов организации и её целевой аудитории» активно разрабатываются техно-
логии внедрения в массовое сознание идей и представлений, способствующих ре-
ализации интересов «заказчика» PR-коммуникации за счёт ущемления интересов
различных групп общественности.
Особую остроту противоречие между декларируемым и реальным содержа-
нием PR-коммуникаций приобрело в условиях российской действительности, где
наработанные в странах Запада коммуникационные технологии бурно и бескон-
трольно применялись в течение последних десятилетий самыми различными со-
циальными субъектами, вследствие чего в массовом сознании россиян утверди-
лось крайне негативное отношение к деятельности PR-специалистов, а слова
«пиар» и «пиарщик» обросли пренебрежительно-оскорбительными коннотация-
ми.
Современные социальные процессы характеризуются огромным влиянием
массовой культуры как источника разнообразных низкопробных развлечений и
суррогатных удовольствий. На современные культурные тренды ориентируются в
своей профессиональной деятельности и специалисты по связям с общественно-
стью, воздействующие на общественное сознание без оглядки на высокие ценно-
сти духовного поиска и самосовершенствования.
Сведение PR к ремеслу манипуляции, коммерческой рекламе и маркетингу
свидетельствует об искаженном понимании особенностей «философии» и соци-
альной миссии института PR, концентрации внимания исключительно на поверх-
ностных элементах науки установления доверия между взаимодействующими
равнозависимыми и равноправными субъектами общественных отношений.
На фоне общей нестабильности социально-экономического устройства
данное воздействие играет существенную роль в формировании массового
сознания россиян, и, несомненно, должно рассматриваться как важный
социальный феномен. Одним из негативных последствий экспансии
«манипулятивных» PR-технологий является вытеснение из общественного
сознания общечеловеческих культурных ценностей и образцов ценностями и
образцами общества массового потребления, в котором традиционные ценности
заменяются суррогатами массовой культуры, поддерживающими развитие
технологий манипулирования массовым сознанием.
«Манипулятивный перекос», свидетельствующий о преобладании частных
интересов над общественными, влечёт за собой утрату основополагающих соци-
альных ориентиров, рост тотального недоверия и отчуждения в обществе, ослаб-
ление интегральных связей («духовных скреп» по выражению В.В. Путина). Как
следствие, девальвируются обеспечивающие целостность общества базовые цен-
ности, хаотизируются социальные связи, деградирует социальная среда.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необхо-
димостью преодоления негативных явлений и процессов, вызванных экспансией
манипулятивных технологий в российском обществе.
Проблема исследования заключается в тенденции к увеличению манипуля-
тивной составляющей в PR-коммуникациях современного российского общества.
Проблема может быть сформулирована в виде следующих вопросов: каковы при-
чины данной тенденции? Каковы её социальные последствия? Какова логика «пе-
релома» данной тенденции?
Объектом исследования диссертационной работы являются PR-
коммуникации в современном российском обществе.
Предмет исследования – феномен «манипулятивного перекоса» в
современных PR-практиках российского общества.
Степень научной разработанности проблемы.
В связи с тем, что проблемы связей с общественностью тесным образом со-
прикасаются с вопросами социальной коммуникации в целом, важную роль в ис-
следовании данного феномена играют научные работы в области коммуникации:
М.М. Бахтин, П. Бергер, М. Вебер, Н. Винер, Г.Д. Лассвелл, Л. Лазарсфельд,
Г. Лебон, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман, Т. Лукман, Н. Луман, М. Маклюэн, Г. Мар-
кузе, Г.Г. Почепцов, Ф. де Соссюр, П.А. Сорокин, Г. Тард, Э. Тоффлер, З. Фрейд,
Ю. Хабермас, К. Шеннон, У. Эко, К.-Г. Юнг, Р.О. Якобсон и многие другие.
Для диссертационного исследования весьма важными оказались труды со-
временных авторов, касающиеся вопросов сущности, структуры и функций обще-
ственных связей: И.Л. Викентьева, В.В. Ворошилова, Г.Г. Почепцова, А.Н. Чуми-
кова, Ф.И. Шаркова. Приводимые авторами характеристики PR-коммуникации
схожи по своей сути, но для их описания вводятся различные термины и парамет-
ры, что затрудняет создание единого представления об объекте исследования. В
свою очередь М.А. Шишкина начинает разделять теоретический и прикладной
аспекты общественных связей.
Влияние общественных связей на формирование нового информационного
общества подчеркивали следующие исследователи: Р. Арон, Д. Белл, А.А. Моль,
А.И. Ракитов, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, У. Хармен, Э. Шилз.
Некоторые авторы (В.А. Блаженов, В.Г. Королько, В.А. Моисеев,
Л.Б. Невзлин, И.М. Синяева) видят главной функцией связей с общественностью
целенаправленное формирование желаемого общественного мнения. PR-
коммуникации начинают рассматриваться преимущественно как средство форми-
рования массового сознания, в частности, в политической борьбе.
Феномен массового сознания начинает активно изучаться с XIX века. В
трудах Г. Блумера, Г. Лебона, Г. Тарда, У. Липмана, У. Мак-Дуггала, Д. Рисмена
описаны особенности мышления и поведения людей в различных типах человече-
ских общностей. Концепция «омассовления» общественного сознания представ-
лена в идеях Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассета, О. Шпенглера. Концепция «механи-
зированного» и «бюрократизированного» общества, склонного к отчуждению – в
идеях М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Мангейма.
Анализ структуры массового сознания содержится в работах отечественных
исследователей: Г.Г. Дилигенского, А.В. Захарова, С.Г. Кара-Мурзы, Г.Ю. Черно-
ва. Тенденция выделения рационального и иррационального компонентов обще-
ственного сознания прослеживается в социально-психологической традиции –
Г. Лебон, З. Фрейд, Э. Фромм, К.-Г. Юнг, а также в работах Э. Дюркгейма, Л. Ле-
ви-Брюля, К. Леви-Стросса, Г. Маркузе, С. Московичи, В. Проппа, Э. Тайлора,
Дж. Фрезера.
Попытки раскрыть влияние PR-коммуникации на массовое сознание были
предприняты в публикациях Д. Брайанта и С. Томпсона, В.В. Красных, А.А. Мак-
симова, Э. Райса, А.Н. Чумикова.
Социальные процессы глубоко осмысливаются представителями синергети-
ческого подхода, которые выделяют характеристики социальной реальности, не-
обходимые для анализа современной PR-коммуникации и выработки дальнейших
рекомендаций для оптимального взаимодействия различных структур и обще-
ственности в информационном обществе. Исследование онтологических и мето-
дологических оснований синергетики осуществлялось в фундаментальных рабо-
тах И.Р. Пригожина, Г. Николиса, Г. Хакена, а также работах Р.Ф. Абдеева,
В.В. Васильковой, В.Э. Войцехович, Ю.А. Данилова, К.Г. Дзугаева, К.Х. Делока-
рова, М.С. Кагана, В.П. Казначеева, С.П. Капицы, Е.Н. Князевой, В.И. Макарова,
Г.Г. Малинецкого, Н.Н. Моисеева, А.П. Назаретяна, А.В. Панкратова, В.И. Руза-
вина, В.С. Степина, В.В. Тарасенко, Д.С. Чернавского, М. Штеренберга и других.
Синергетика в качестве посредника, междисциплинарного знания между
философией и наукой, универсальными и всеобщими диалектическими законами
получает развитие в работах В.И. Аршинова, В.М. Васильченко, В.Э. Войцехович,
Ю.А. Данилова, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.А. Малинецкого, Н.В. Под-
дубного, Е.Я. Режабека, Г.И. Рузавина, В.С. Степина, Д.С. Чернавского.
Целью исследования является осмысление феномена «манипулятивного
перекоса» в PR-коммуникациях современной России.
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие взаимосвя-
занные задачи:
1. Рассмотреть современные представления о феномене PR-коммуникации.
2. Выявить специфику манипулятивных (субъект-объектных) и синергийных
(субъект-субъектных) PR-коммуникаций и их роль в социокультурном процессе.
3. Раскрыть диалектику становления и развития PR-коммуникаций в совре-
менном обществе.
4. Исследовать социокультурные особенности экспансии манипулятивных PR-
коммуникаций в современной России.
5. Рассмотреть логику преодоления «манипулятивного перекоса» в современ-
ных PR-практиках.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Установлено, что в процессе эволюции PR-деятельности сложились два ти-
па PR-коммуникаций: субъект-объектные, направленные на формирование у це-
левой аудитории представлений об интересах «заказчика» как о её собственных;
субъект-субъектные, направленные на выработку релевантных для всех участни-
ков коммуникации представлений в интересах социального целого.
2. Показано, что количественное накопление негативных последствий мани-
пулятивных PR-коммуникаций, являющееся важнейшим фактором дестабилиза-
ции, дезинтеграции и хаотизации взаимодействий в современном информацион-
ном обществе, обусловливает необходимость «качественного скачка» к синергий-
ным коммуникациям.
3. Установлено, что в современном российском обществе преобладают субъ-
ект-объектные PR-коммуникации, для которых характерны технологии навязыва-
ния целевой аудитории заведомо неадекватных представлений, не предполагаю-
щие отношения к противоположной стороне как к равноправному участнику диа-
лога и партнёру.
4. Продемонстрирована необходимость перехода к субъект-субъектным PR-
коммуникациям как важнейшему условию «синергийной» интеграции деятельно-
стей социальных субъектов в процессе строительства единого культурно-
коммуникативного пространства.
5. Предложен концепт проектирования PR-коммуникации как устремлённого
в будущее субъект-субъектного взаимодействия, способствующего преодолению
«манипулятивного перекоса» и оптимизации информационных процессов в обще-
стве.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы за-
ключается в философском осмыслении PR-коммуникации как социального фено-
мена, выполняющего в информационном обществе функцию интегратора обще-
ственного сознания. Результаты настоящего исследования могут быть использо-
ваны и учтены в работе департаментов по связям с общественностью и информа-
ционной политике различных организаций, а также в практике преподавания
учебных курсов по философским и социальным наукам.
Теоретико-методологическая база диссертационного исследования
включает в себя следующие философские и общенаучные методы:
– диалектический метод, позволяющий вскрыть противоречивую сущность PR-
коммуникации, её амбивалентный характер;
– системный подход, методологический инструментарий которого позволяет
представить субъекта PR-коммуникации как многоуровневую саморазвивающую-
ся систему, входящую в состав ещё более сложных социальных систем;
– синергетический подход, конкретизирующий диалектическую концепцию раз-
вития, позволяющий рассматривать РR-коммуникацию в контексте процессов са-
моорганизации социальных систем.
В работе использовались отдельные идеи теории нелинейной коммуника-
ции, развивающие диалектические принципы целостности, системности мира,
«взаимосвязи всего со всем», способствующие раскрытию сущности феномена
PR-коммуникации.
Из эмпирических методов в диссертационной работе использован социоло-
гический метод анкетированного опроса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Противоречия между частными интересами различных социальных групп и
интересами общества в целом порождают два типа PR-коммуникаций: субъект-
объектные, в которых преобладает направленность на формирование у целевой
аудитории такой картины происходящего, которая отвечает интересам «заказчи-
ка», но не интересам целевой аудитории (при этом субъект коммуникации рас-
сматривает целевую аудиторию главным образом как средство для достижения
собственных целей); субъект-субъектные, в которых преобладает направленность
на выработку релевантной картины происходящего в интересах всех субъектов,
участвующих в коммуникации.
2. Технологии субъект-объектной PR-коммуникации не предполагают учёта
негативных последствий манипулирования общественным сознанием. Согласно
закону перехода количественных изменений в качественные, накопление таких
деструктивных последствий (дестабилизации, дезинтеграции и хаотизации соци-
альных взаимодействий) с необходимостью должно привести к качественному
скачку от манипулятивных к «синергийным» коммуникациям.
3. Субъект-субъектная («синергийная») PR-коммуникация предполагает ин-
формационное взаимодействие всех субъектов PR-коммуникации, направленное
на «процесс гармонизации взаимоотношений и достижения доверия». Технологии
субъект-субъектной PR-коммуникации направлены на выработку релевантных
для всех участников представлений на основе диалектического стиля мышления.
Диалектический стиль мышления обеспечивает PR-коммуникации принципиаль-
но открытый характер и позволяет учитывать неизбежность взаимоизменения
субъектов в процессе коммуникации.
В аспекте теории нелинейной, «синергийной» коммуникации интегратив-
ность (взаимообогащение и взаимодополнение; информационная открытость;
преодоление стереотипов, разделяющих «коммуникацию со своими» и «комму-
никацию с чужими») выступает основным принципом построения коммуникатив-
ной культуры современного общества. Модель PR-коммуникации, основанная на
принципах взаимной открытости и общей социальной ответственности, представ-
ляется наиболее подходящей для интеграции интересов субъектов как внутри ор-
ганизации, так и в обществе в целом.
4. В условиях глобализации, влекущей рост тотальной взаимозависимости,
снижается эффективность и возрастают негативные последствия применения
субъект-объектной модели коммуникации. Всё более востребованной становится
субъект-субъектная модель, ориентированная на согласование представлений и
интересов субъектов коммуникации, на интеграцию их взаимодействий в рамках
социального целого. Манифестирующая принципы взаимовыгодного партнёрства
и добросовестного информирования субъект-субъектная модель PR-
коммуникации выступает в качестве аттрактора, «притягивающего» настоящее к
будущему, в котором противоречия между интересами различных социальных
субъектов должны сниматься в «синергийном» общем интересе, обеспечивающем
синергийное взаимодействие субъектов коммуникации.
5. На фоне общей социально-экономической нестабильности широкое приме-
нение в постсоветский период технологий воздействия на массовое сознание,
осуществлявшихся в интересах отдельных социальных субъектов и в ущерб инте-
ресам общества в целом, способствовало усилению деструктивных процессов в
обществе и человеке. Негативные последствия экспансии «манипулятивных» PR-
технологий проявляются в вытеснении из общественного сознания общечелове-
ческих культурных ценностей и образцов ценностями и образцами общества мас-
сового потребления, в экспансии гедонистических ценностей и культурных сте-
реотипов, ориентирующих личность на антисоциальное поведение, аутизм, ниги-
лизм и отчуждение.
Наблюдавшееся в процессе социологического исследования усиление нега-
тивного отношения сибиряков к профессиональной деятельности PR-
специалистов, вызванное манипулятивным характером этой деятельности, обу-
словило существенное снижение эффективности и качества PR-продукции.
6. Специалист по связям с общественностью в современном информационном
обществе призван взять на себя функцию проектировщика «синергийной» PR-
коммуникации, в ходе которой формируется релевантный для всех участвующих
в социальном проекте субъектов образ действительности, в котором проявляется
интегрирующий общий интерес, «снимающий» противоречия между частными
интересами и, тем самым, позволяющей гармонизировать их деятельности по по-
строению совместного будущего.
Проектирование PR-коммуникации, как устремлённого в будущее субъект-
субъектного взаимодействия, способствует преодолению «манипулятивного пе-
рекоса» и оптимизации сотрудничества социальных структур с общественностью.
Апробация диссертационного исследования.
Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на
кафедре социологии и общественных связей Института педагогики, психологии и
социологии ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», на кафедре фило-
софии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», на Международных,
Всероссийских, региональных научно-практических конференциях и изложены в
публикациях, докладах и выступлениях: «Актуальные вопросы связей с обще-
ственностью и рекламы» (Красноярск, 2008); «Современное государство и мир:
специфика отношений в эпоху глобализации» (Санкт-Петербург, 2007); «PR –
профессия третьего тысячелетия: PRорыв-2008» (Санкт-Петербург, 2008); «Моло-
дежь в социокультурном пространстве» (Тобольск, 2009); в научном журнале
«Молодой ученый» (Чита №9, 10, 11, 12 от 2009г. и №13, 16, 17 от 2010г.); «Со-
вершенствование системы управления организацией в современных условиях» и
«Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-
экономических условиях» (Пенза, 2010).
Основные положения диссертации нашли отражение в 16 публикациях, три
из которых – в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих два и три пара-
графа соответственно, заключения и списка использованной литературы. Данная
структура определена целью работы и отражает последовательность решения за-
дач исследования. Список литературы включает 184 наименования. Общий объем
диссертации составляет 117 страниц.
ГЛАВА I. PR-КОММУНИКАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
    📅 2022год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана
    Исследование режимов нарушения норм в социальных практиках повседневности
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
    Судебная власть в системе общественных отношений
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»