Медико-психологическая оценка и психопрофилактика нарушений психического состояния у медицинских работников COVID- стационара

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Назарян Светлана Евгениевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) …………………….. 15
1.1. Методологические принципы психологической диагностики и
коррекции деструктивных эмоциональных состояний …………………………… 18
1.2. Особенности психологических состояний, возникающих у лиц,
находящихся в экстремальных условиях профессиональной деятельности 21
1.3. Особенности психоэмоционального состояния медицинских
работников в условиях COVID-стационара……………………………………………. 24
1.4. Обоснование выбора методов психологической диагностики и
коррекции психоэмоционального состояния медицинских работников
COVID-стационара ……………………………………………………………………………….. 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ВЫБОРКИ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………. 35
2.1. Организация исследования и характеристика исследовательской
(экспериментальной) выборки ………………………………………………………………. 35
2.2. Методы оценки психоэмоционального состояния у медицинских
работников в условиях COVID-стационара……………………………………………. 40
2.2.1. Методика «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина» ……………… 42
2.2.2. Методика «Самочувствие, активность, настроение» ………………….. 43
2.2.3. Методика «Опросник профессионального выгорания» ………………. 44
2.2.4. Методика «Оценка уровня социальной фрустрации» …………………. 46
2.2.5. Катамнестическая анкета…………………………………………………………… 47
2.3. Методики психокоррекционной программы для профилактики
нарушений психоэмоционального состояния у медицинских работников
COVID-стационара ……………………………………………………………………………….. 48
2.3.1. Психообразование …………………………………………………………………….. 49
2.3.2. Арт-терапия………………………………………………………………………………. 50
2.3.3. Модульные ресурсные трансы …………………………………………………… 51
2.3.4. Психофизическая тренировка ……………………………………………………. 51
2.4. Методы статистической обработки …………………………………………………. 52
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И МЕТОДИК МЕДИКО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ
РАБОТНИКОВ COVID-СТАЦИОНАРА ………………………………………………….. 54
3.1. Модель психологического сопровождения медицинских работников в
условиях COVID-стационара ………………………………………………………………… 55
3.2. Анализ динамики основных показателей развития деструктивных
состояний у медицинских работников «заразной» зоны COVID-стационара
…………………………………………………………………………………………………………….. 59
3.2.1. Оценка показателей исходного психологического состояния
медицинских работников «заразной» зоны COVID-стационара …………… 62
3.2.2. Динамика оценок показателей психоэмоционального состояния
медицинских работников в группах с различной степенью
ответственности …………………………………………………………………………………. 65
3.2.3. Динамика психологического состояния у медицинских работников
в группах с различной интенсивностью нагрузки ……………………………….. 81
3.3. Результаты изучения эффективности психокоррекционных
мероприятий психологического сопровождения медицинских работников95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 108
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………………………………… 114
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………………………… 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………. 117
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………….. 138
Приложение 1 …………………………………………………………………………………….. 138
Приложение 2 …………………………………………………………………………………….. 143
Приложение 3 …………………………………………………………………………………….. 146
Приложение 4 …………………………………………………………………………………….. 148

Исследование проводилось в COVID-стационарах ГНЦ ФМБЦ и ФКЦ ВМТ.
В исследовании приняло участие 202 медицинских работника, из которых 80 врачей и 122
медицинские сестры. Средний возраст врачей составил 42,2±11,1 года, медицинских сестер
41,8±9,2 год. Основная группа состояла из 121 медицинского работника, 87 женщин и 34
мужчины. Врачей в группе было 42 человека, медицинских сестер – 79. Контрольная группа
состояла из 81 человека, среди них 51 женщина и 30 мужчин. Врачей – 38, медицинских сестер –
43. Участие в исследовании подтверждалось подписанием информированного согласия
медицинским работником на психологическое обследование и прохождение реабилитационной
программы. Критериями включения медицинских работников в исследование являлось
постоянное нахождение в COVID-стационаре, пребывание в условиях карантина (в «заразной»
зоне)иобсервации,атакжеисполнениедолжностныхобязанностей,вкоторых
предусматривался прямой контакт с инфицированными пациентами COVID-стационара. К
критериям прекращения исследования были отнесены: отказ персонала от участия в
исследовании, болезнь и нарушение плана исследования.
При анализе динамики показателей психического состояния медицинских работников
учитывались особенности возлагаемых на них должностных обязанностей. Разделение на группы
(врачи и средний персонал) по критерию «Ответственность» проводилось на основании раздела
«Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Приказа
МинздравсоцразвитияРоссииот23.07.2010№541н«ОбутвержденииЕдиного
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», а
также «Рекомендаций по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских
организациях,осуществляющихоказаниемедицинскойпомощипациентамсновой
коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных
условиях» МР 3.1.012.9 -21. Оценка критерия «Интенсивность» определялась экспертами с
учетом напряженности работы в лечебных отделениях COVID-стационара, а также вероятностью
летального исхода для пациентов и заражения персонала коронавирусной инфекцией. В качестве
экспертов выступали врачи, имеющие стаж и опыт работы в подразделениях интенсивной
терапии не менее 10 лет, а также представители руководства клинических подразделений
Центров, на базе которых проводилось исследование. Распределение медицинских работников
основной группы по критериям «Ответственность» и «Интенсивность» работы в COVID-
стационаре, представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение медицинских работников основной группы по критериям
«Ответственность» и «Интенсивность» работы в COVID-стационаре
Критерий «Ответственность»Критерий «Интенсивность»
Должность
ВысокаяСредняяВысокаяСредняя
Врачи46-2620
Средний персонал-755322

Исследование проводилось в течение 5 месяцев. Исходное психологическое обследование
основной группы было проведено до начала работы в «заразной» зоне. Затем регулярно, в
течение четырех недель работы в «заразной» зоне и двух недель в обсервации проводилось
психологическое обследование в онлайн формате. Через 3 месяца после выхода медработников
из обсервации было проведено катамнестическое анкетирование.
Для медицинского персонала основной группы, который планировался для работы в
отделениях COVID-стационара, были проведены занятия в виде лекций об особенностях
планируемого исследования, с общей информацией о психодиагностических методиках и
психологических тренингах. Психологическое обследование и выполнение психокоррекционных
методик проводилось в помещениях для отдыха. Психокоррекционные мероприятия
проводились три раза в неделю после рабочей смены и включали модульные ресурсные трансы,
методы арт-терапии и просмотр фильмов из рекомендованной фильмотеки.
Дистанционноепсиходиагностическоеобследованиемедицинскихработников
контрольной группы было проведено до начала и в конце рабочей смены в «заразной» зоне
(первая и четвертая недели).
В комплект психодиагностических методик входили «Шкала тревожности Спилбергера-
Ханина», САН, «Опросник профессионального выгорания», «Оценка уровня социальной
фрустрации» и катамнестическая анкета. В таблице 2 приведены референсные значения
показателей данных методик.

Таблица 2 – Референсные значения показателей методик, использованных в исследовании
(в баллах)
НизкийСреднийВысокий
МетодикаПоказатель
уровень, баллуровень, баллуровень, балл

Шкала тревожностиЛичностная тревожностьдо 3031 – 4445 и больше
Спилбергера-ХанинаСитуативная тревожностьдо 3031 – 4445 и больше

Самочувствие3,9 и ниже4,0 – 5,05,0 и больше

САНАктивность3,9 и ниже4,0 – 5,05,0 и больше

Настроение3,9 и ниже4,0 – 5,05,0 и больше
Эмоциональное истощение0-1516-2425 и больше
ОпросникДеперсонализация0-56-1011 и больше
профессиональногоРедукция
выгоранияпрофессиональных37 и больше31-3630 и меньше
достижений
Оценка уровня
Социальная фрустрация0,5 – 1,92,0 – 2,93,0 – 4,0
социальной фрустрации

В целях систематизации подготовки и проведения исследования была разработана
четырехэтапная модель психологического сопровождения медицинских работников в условиях
COVID-стационара (рисунок 1).
Рисунок 1 – Модель психологического сопровождения медицинских работников в условиях
COVID-стационара
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 3 приведены сводные данные о динамике показателей психического состояния
у медицинских работников в группах с различной степенью ответственности.

Таблица 3 – Сводные данные динамики показателей психического состояния медицинских
работников в группах с различной степенью ответственности
(1 группа (врачи) n=46; 2 группа (средний персонал), n=75)
Неделя исследования
123456
ПоказателиГруппынеделянеделянеделянеделянеделянеделя
М ± SDМ ± SDМ ± SDМ ± SDМ ± SDМ ± SD
Врачи36,39±5,6635,98±5,0733,54±4,7827,98±4,7332,67±6,8533,54±8,07
Личностная
Средний
тревожность, балл37,63±6,4636,69±5,1733,80±4,1133,96±8,36*34,24±6,6234,97±7,54
персонал
Врачи38,33±6,4938,52±4,9439,83±5,3635,70±5,1033,22±2,5932,26±1,64
Ситуативная
Средний
тревожность, балл36,04±5,32*38,95±4,9139,56±5,6136,59±5,1833,40±2,7132,09±1,20
персонал
Врачи5,46±0,935,40±0,585,33±0,595,12±1,015,75±0,755,96±0,60
Самочувствие, баллСредний
5,42±1,085,29±0,525,21±0,584,73±1,02*5,58±0,696,07±0,76
персонал
Врачи5,40±0,675,21±0,664,34±1,025,67±0,646,21±0,306,46±0,34
Активность, баллСредний
5,43±0,835,29±0,854,26±0,995,02±0,85*6,31±0,196,50±0,21
персонал
Врачи5,42±0,974,99±0,764,72±0,944,98±1,065,9±0,696,37±0,44
Настроение, баллСредний
5,51±1,055,03±0,934,45±0,944,62±1,10*5,85±0,646,53±0,38*
персонал
Врачи15,80±3,6418,11±2,6522,91±2,0224,17±2,0820,30±5,7217,96±1,35
Эмоциональное
Средний
истощение, балл15,87±5,2520,25±2,76*13,85±6,94*21,25±2,79*21,92±5,4113,51±1,50*
персонал
Врачи3,76±1,397,80±1,208,35±0,927,24±1,084,74±1,874,37±1,50
Деперсонализация,
Средний
балл2,37±1,15*4,00±0,81*6,81±0,91*5,87±1,33*5,11±1,834,47±1,29
персонал
РедукцияВрачи37,72±1,6436,28±1,3429,3±1,7133,63±1,1434,39±1,2039,57±1,11
профессиональныхСредний
36,71±2,51*34,21±1,49*31,11±1,74*34,41±1,36*37,67±1,90*39,92±1,41
достижений, баллперсонал
Врачи1,61±0,13-2,41±0,21–1,55±0,17
Социальная
Средний
фрустрация, балл2,54±0,24*-3,05±0,17*–1,71±0,18*
персонал
Примечание: *p<0,05 Статистический анализ результатов психологического обследования позволил выявить достоверные изменения динамики отдельных показателей методик, подтверждающих влияние профессиональной деятельности на психическое состояние в группах, которые отличаются по критерию «Ответственность». Статистически значимые отличия к концу четвертой недели работы в карантинных условиях выявлены в показателях «Личностная тревожность», «Активность», «Настроение», «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Редукция профессиональныхдостижений».Приэтомизмененияпоказателей«Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Редукция профессиональных достижений», указывают на негативную динамику психического состояния у представителей изучаемых групп и отмечаются уже на второй-третьей неделе. Полученные данные свидетельствуют о более выраженном нарастании у врачей, по сравнению с медицинскими сестрами, чувств угнетенности, апатии, утомления, эмоциональной опустошенности («Эмоциональное истощение», 16-24 балла средний уровень), превалирования формального отношения, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов («Деперсонализация», 6-10 баллов средний уровень), низкий уровень общего оптимизма, снижение веры в свои силы и веры в способность решать возникающие проблемы, изменение позитивного отношения к работе и сотрудникам («Редукция профессиональных достижений», 31-36 баллов - средний уровень). Данная динамика представлена на рисунках 2, 3, и 4. Личностная тревожностьСитуативная тревожность Врачи n=46Ср. мед. персонал n=75Врачи n=46Ср. мед. персонал n=75 5454 5151 4848 4545 4242 Баллы Баллы 3033 2730 2427 2124 1821 123456 123456 Рисунок 2 – Динамика показателей методики «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина» у медицинских работников «заразной» зоны COVID-стационара с учетом ответственности их работы, Y – балл; X – неделя, (Mе (Q1–Q3)) Графики подтверждают, что третья неделя исследования характеризовалась снижением каждого из показателей в обеих группах. Это, скорее всего, связано с накопившейся усталостью и снижением резервных возможностей при осуществлении деятельности в экстремальных условиях «заразной зоны» COVID-стационара, которые в определенной мере компенсировались, в том числе, за счет психокоррекционных мероприятий. Рост показателей на пятой и шестой неделе, т.е. после выхода из карантинных условий в обсервацию, свидетельствует о компенсации изменений в психическом состоянии, как врачей, так и среднего медицинского персонала. При исследовании эмоционального выгорания наметилась тенденция к снижению значений изучаемых показателей (рисунок 4). Такая динамика обусловлена необходимостью активного эмоционального сопереживания к пациентам и их родственникам. На шестой неделе исследования выявлено снижение значений показателя до нормального уровня. Это объясняется тем, что психокоррекционная программа, предложенная участникам исследования, позволила сформировать им навыки использования адекватных стратегий преодоления проблем на работе и предъявления к себе требований, соответствующих ситуации. СамочувствиеАктивность Врачи n=46Ср. мед. персонал n=75Врачи n=46Ср. мед. персонал n=75 6 Баллы Баллы 4 123456123456 Настроение Врачи n=46Ср. мед. персонал n=75 Баллы 2 123456 Рисунок 3 – Динамика показателей методики САН у медицинских работников «заразной» зоны COVID-стационара с учетом ответственности их работы, Y – балл; X – неделя (Mе (Q1–Q3)) Эмоциональное истощениеДеперсонализация Врачи n=46Ср. мед. персонал n=75Врачи n=46Ср. мед. персонал n=75 3910 308 Баллы Баллы 185 93 31 123456123456 Редукция профессиональных достижений Врачи n=46Ср. мед. персонал n=75 Баллы 123456 Рисунок 4 – Динамика показателей методики «Опросник профессионального выгорания» у медицинских работников «заразной» зоны COVID-стационара с учетом ответственности их работы, Y – балл; X – неделя, (Mе (Q1–Q3)) Исследование вероятности развития социальной фрустрации в экстремальных условиях «заразной зоны» COVID-стационара проводилось на первой, четвертой и шестой неделях, и показало, что на всем протяжении исследования ее уровень не выходил за пределы нормальных значений в обеих группах. Таким образом, результаты комплексной оценки динамики развития негативных психических состояний у медицинских работников с учетом критерия «Ответственность», показали характерные изменения, которые присущи работе в экстремальных условиях. Показано, что при четырехнедельной работе в стационаре и последующем двухнедельном нахождении в обсервационных условиях наиболее сложным является период со второй по четвертую неделю. Это подтверждается данными психологической диагностики. В наибольшей степени показательными были результаты динамики оценок по методикам «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина» и «Опросник профессионального выгорания»: оценки показателя «Ситуативная тревожность» у врачей на второй и третьей неделях составили 38,52±4,94 и 39,83±5,36, а у медицинских сестер 38,95±4,91 и 39,56±5,61; оценки показателя «Эмоциональное истощение» у врачей был на уровне 18,11±2,65 и 22,91±2,02, у медицинских сестер - 20,25±2,76 и 13,85±6,94, соответственно; показателя «Деперсонализация» у врачей - 7,80±1,20 и 8,35±0,92, а у медицинских сестер 4,0±0,81 и 6,81±0,91. Полученные данные подтвердили необходимость разделения медицинских работников по критерию «Ответственность». Был сделан вывод о том, что врачи, которых мы отнесли к группе специалистов с более высокой ответственностью, в большей степени нуждаются в психологическом сопровождении. В таблице 4 приведены сводные данные о динамике психического состояния у медицинских работников в группах с различным уровнем интенсивности работы. Анализ представленных в таблице данных показывает, что у медицинских работников, чья работа была связана с большей интенсивностью, выявлены достоверные межгрупповые отличия по ряду показателей психодиагностических методик, которые чаще встречаются на третьей, четвертой и пятой неделях исследования. Медицинский персонал, работающий с большей интенсивностью нагрузки, чаще сталкивался с тяжёлым течением заболевания и смертностью среди пациентов, поэтому в динамике их психического состояния обращает на себя внимание низкая вариативность и высокий уровень показателей психоэмоционального выгорания в период выполнения профессиональных обязанностей. В группе, работающей в отделениях с высоким риском смертности среди пациентов, наиболее высокие значения показателей «Ситуативной тревожности» и «Личностной тревожности» регистрировались уже на третьей неделе, во второй группе отмечалась аналогичная динамика. Таблица 4 – Сводные данные динамики психологического состояния у медицинских работников в группах с различным уровнем интенсивности работы (1 группа (высокая) n=79; 2 группа (средняя), n=42) Неделя исследования ПоказательГруппы1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя5 неделя6 неделя М ± SDМ ± SDМ ± SDМ ± SDМ ± SDМ ± SD 1 группа36,97±36,99±34,43±34,00±35,99±38,05± Личностная высокая7,236,054,578,366,446,80 тревожность, 2 группа37,50±35,36±32,33±27,33±29,24±27,62± балл средняя3,482,283,59*3,59*4,80*3,84* 1 группа34,95±38,14±39,10±36,24±33,11±32,35± Ситуативная высокая4,554,735,894,732,111,53 тревожность, балл2 группа40,60±40,00±40,71±36,26±33,74±31,79± средняя6,34*5,054,535,923,450,95* 1 группа5,41±5,28±5,05±4,21±5,15±5,90± Самочувствие,высокая1,040,460,550,560,260,65 балл2 группа5,48±5,44±5,63±6,14±6,57±6,27± средняя1,000,660,45*0,21*0,18*0,74* 1 группа5,36±5,49±3,77±5,33±6,32±6,59± высокая0,720,810,740,950,140,20 Активность, балл 2 группа5,52±4,83±5,28±5,15±6,17±6,27± средняя0,850,48*0,60*0,550,35*0,25* 1 группа5,48±5,39±4,08±4,19±5,56±6,45± высокая0,990,860,820,900,440,31 Настроение, балл 2 группа5,46±4,30±5,44±5,82±6,46±6,51± средняя1,080,18*0,33*0,42*0,60*0,54 1 группа15,65±19,57±19,76±22,06±25,08±15,08± Эмоциональноевысокая4,892,932,922,912,362,63 истощение, балл2 группа16,21±19,19±12,67±22,93±14,21±15,43± средняя4,292,879,92*2,831,05*2,58 1 группа2,85±5,28±7,30±6,24±5,82±4,76± Деперсо-высокая1,412,011,161,281,591,33 нализация, балл2 группа3,00±5,76±7,57±6,67±3,36±3,81± средняя1,432,241,211,591,03*1,21* 1 группа37,00±34,87±30,49±34,11±36,58±39,73± Редукция проф. высокая2,321,711,911,332,201,37 достижений, балл2 группа37,26±35,24±30,29±34,12±36,12±39,88± средняя2,191,821,991,352,481,19 1 группа2,22±2,84±1,66± --- Социальнаявысокая0,480,350,20 фрустрация, балл2 группа2,12±2,75±1,63± -- средняя0,530,370,19 Примечание: *p<0.05 По шкалам методики САН группа медицинских работников с большей интенсивностью нагрузки демонстрировала более низкие значения показателей. При комплексном анализе данных трех шкал теста САН выявлено, что значения показателей «Самочувствие», «Активность» и «Настроение» в обеих группах не выходили за пределы общепопуляционных норм на всем протяжении исследования, в группе с высокой интенсивностью нагрузки эти показатели отражали более высокий уровень психического напряжения. Сравнительный анализ данных об эмоциональном выгорании у медицинских работников с различной интенсивностью нагрузки выявил ряд статистически значимых изменений. Признаки эмоционального истощения у медицинского персонала, задействованного в отделениях с высоким риском смертности пациентов, и в отделениях восстановительного лечения в первую неделю практически отсутствовали. На четвертой неделе исследования, то есть в конце нахождения в «заразной» зоне, в группе с высокой интенсивностью нагрузки отмечаются оценки, статистически значимо превышающие оценки в группе со средней интенсивностью. Значения показателя «Деперсонализация» в обеих группах росли от первой к третьей неделе, а затем отмечалась тенденция к их снижению. Данная динамика была более ярко выражена в группе с высокой интенсивностью нагрузки. Это было связано с большим потоком пациентов в тот период и, следовательно, значительной эмоциональной и физической нагрузками. Анализ динамики изучаемых показателей позволяет сделать вывод о том, что у медицинских работников обеих групп на второй, третьей и четвертой неделях исследования психическое состояние, характеризовалось умеренными проявлениями признаков психастении, апатии и эмоциональной опустошенности. Значения показателя «Социальная фрустрация» на первой, четвертой и шестой неделях исследования не выходили за пределы допустимого в обеих группах вне зависимости от степени интенсивности профессиональной нагрузки. Для оценки эффективности психокоррекционных мероприятий в ходе медико- психологического сопровождения медицинских работников COVID-стационара использовались методики: «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина»; «Самочувствие, активность, настроение» (САН); «Опросник профессионального выгорания» и данные катамнестического анкетирования. Для оценки динамики психического состояния медицинских работников основной и контрольной групп проанализированы данные психологического обследования, полученные на первой и четвертой неделях исследования (до входа в «заразную зону» и непосредственно после выхода из нее). В таблице 5 приведены данные динамики показателей тревожности методики «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина». Анализ представленных в таблице данных показывает, что статистически достоверные отличия показателей тревожности в изучаемых группах выявлены на четвертой неделе исследования. Динамика показателей тревожности в основной группе указывает на положительный эффект психокоррекционных мероприятий. Таблица 5 – Значения показателей методики «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина» в основной и контрольной группах (М ± SD) Показатель Ситуативная тревожность, баллЛичная тревожность, балл Группа1 неделя4 неделя1 неделя4 неделя Основная группа, (n=121)37,16±6,1831,69±7,7436,91±5,8736,25±5,15 Контрольная группа, (n=81)37,95±7,1243,81±2,10*35,37±3,6244,99±1,41* Примечание: *p<0,05 Результаты обследования медицинских работников с помощью методики САН свидетельствуют о негативной динамике психического состояния от первой к четвертой неделе исследования в контрольной группе (таблица 6). Таблица 6 – Значения показателей методики САН в основной и контрольной группах (М ± SD) ПоказательСамочувствие, баллАктивность, баллНастроение, балл Группа1 неделя4 неделя1 неделя4 неделя1 неделя4 неделя Основная группа, (n=121)5,44±1,024,88±0,335,42±0,775,26±0,245,47±1,024,76±1,09 Контрольная группа, (n=81)5,27±0,794,06±0,25*5,44±0,894,54±0,18*5,62±1,004,73±0,30 Примечание: *p<0,05 Выявлено положительное действие проведенных психокоррекционных мероприятий, что отражено в динамике показателей «Самочувствие» и «Активность» в основной группе. Результатыпсихологическогообследованияспомощьюметодики«Опросник профессионального выгорания» представлены в таблице 7. Таблица 7 – Значения показателей методики «Опросник профессионального выгорания» в основной и контрольной группах (М ± SD) ПоказательРедукция Эмоциональное истощение, Деперсонализация, баллпрофессиональных балл достижений, балл Группа1 неделя4 неделя1 неделя4 неделя1 неделя4 неделя Основная группа, (n=121) 15,84±4,6822,36±2,902,90±1,416,39±1,4037,09±2,2734,12±1,33 Контрольная группа, (n=81)16,37±5,8129,09±2,53*2,41±1,213,65±1,58*36,57±2,3336,64±1,18 Примечание: *p<0,05 Анализ полученных данных в контрольной группе показал наличие негативной динамики оценок показателей «Эмоциональное истощение» и «Деперсонализация» от фона к концу четвертой недели. Анализируя исходные результаты психологического обследования, было обращено внимание на представителей изучаемых групп с изначально неудовлетворительными оценками в показателях методик «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина» и САН. Так по показателю «Ситуативная тревожность» у 13 человек был выявлен изначально высокий уровень тревожности (48,33±1,65). В ходе проведения психокоррекционной программы значения показателя «Ситуативная тревожность» снижались и к четвертой неделе составили 32±0,91, что соответствует нижней границе уровня умеренной тревожности. С высоким уровнем личностной тревожности было выявлено 16 человек. При этом исходные значения в этой группе составили 47,38±0,93, наиболее низкие значения регистрировались на третьей неделе – 34,63±4,09, а к концу исследования – 39,63±6,66 При исходном обследовании по шкале «Самочувствие» методики САН 10 человек оценили свое самочувствие как «плохое» - 3,60±0,39. Далее отмечался устойчивый рост показателя «Самочувствие» у этих медицинских работников и к концу шестой недели он был на уровне 5,85±0,81, что соответствует высоком уровню. Низкие значения показателя «Активность» методики САН выявлены у 6 человек (3,63±0,32). При этом уже на второй неделе значения выросли до 5,55±1,05 и значительно не снижались до окончания исследования, а к шестой неделе достигли максимальных значений 6,52±0,23. Аналогичнымобразомбылапроанализированадинамиказначенийпоказателя «Настроение». У 10 человек исходный уровень данного показателя находился в диапазоне 3,52±0,35, что соответствует плохому настроению. В дальнейшем произошел рост показателя и к шестой неделе регистрировался максимальный уровень значений – 6,41±0,64. Основываясь на полученных данных можно сделать вывод о том, что реализация предложенного комплекса психокоррекционных методов позволила предотвратить развитие негативных психических состояний даже у специалистов с изначально неудовлетворительным уровнем показателей методик «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина» и САН. Катамнестический опрос медицинских работников основной группы, который был проведен через три месяца после окончания работы в «заразной зоне» COVID-стационара, подтвердил отсутствие негативных психических состояний. Оценивая эффективность психокоррекционных мероприятий проведенных в условиях «заразной» зоны COVID-стационара было отмечено, что в основной группе отсутствуют признаки негативных психических состояний. Обращает на себя внимание, что к концу четвертой недели произошли значимые негативные изменения в контрольной группе, что проявилось в увеличении значения показателя «Деперсонализация» в 5,6 раз, это соответствует ее высокому уровню. Предлагаемый комплекс активных и пассивных психокоррекционных методов, которые были реализованы дистанционно в условиях «заразной» зоны COVID-стационара, позволили не допустить развития негативных психических состояний у медицинского персонала. Это подтверждается данными психодиагностических методик, например показатели теста САН, которые к шестой неделе в 100% случаев, как у врачей, так и у медицинских сестер восстановились до нормальных значений. Результаты проведенного анализа применения психокоррекционных методик в дистанционномрежимеподтверждаютрезультативностьразработанногомедико- психологического сопровождения. ВЫВОДЫ 1. Комплекс психодиагностических методик позволил в дистанционном режиме выявить признаки нарушения психического состояния у медицинского персонала, работающего в экстремальных условиях «заразной» зоны COVID-стационара. При исходном обследовании у медицинских работников основной группы были выявлены лица с изначально высоким риском развития у них деструктивных психоэмоциональных состояний. Так высокий уровень ситуативной тревожности встречался у 11% медицинских работников, личностной тревожности – у 13%, плохое самочувствие и настроение отмечалось у 8%, а низкий уровень активности – у 5%. 2. Выявлено, что вторая, третья и четвертая недели работы в условиях «заразной» зоны, характеризуются высоким уровнем психоэмоционального напряжения, что выражалось в достоверной (р≤0,05) отрицательной динамике показателей «Ситуативная тревожность», «Эмоциональное истощение» и «Деперсонализация». 3. Доказано, что в группы медицинских работников с высокой «ответственностью» и группы с высокой «интенсивностью» профессиональной деятельности подвержены более высокому риску развития негативных психических состояний. Это подтверждается данными динамики показателей «Опросника профессионального выгорания». По шкале «Эмоциональное истощение» в группе врачей значения показателя к третьей неделе ухудшились на 50,4%, а в группе медицинских сестер на 11,3%; в группе с высокой «интенсивностью» в эти же сроки значение показателя ухудшились на 17,2%, тогда как в группе со средней «интенсивностью» значения показателя улучшились на 10,6%. Аналогичная динамика прослеживалась в значениях показателей по шкалам «Деперсонализация» и «Редукция профессиональных достижений». 4. Показана эффективность подобранного комплекса активных и пассивных методов психокоррекции, который включал в себя психообразовательные лекции и наглядные пособия, методики арт-терапии, модульные ресурсные трансы и психофизическую тренировку, что подтверждено статистически значимой (р≤0,05) четырехнедельной динамикой оценок изучаемых показателей у медицинских работников основной группы по сравнению с контрольной к моменту окончания их работы в «заразной» зоне. 5. Оценка отдаленных результатов применения дистанционных психокоррекционных методов в основной группе показала отсутствие признаков деструктивных эмоциональных состояний у медицинских работников через три месяца после выхода из «заразной» зоны COVID- стационара: 87,8% оценивали свое здоровье как «отличное» и «хорошее»; 86,5% не отметили негативных изменений в эмоциональном состоянии; 96,1% не испытывали проблем со сном; 86,8% отсутствуют жалобы на нарушение пищевого поведения; 98,6% не испытывают обеспокоенности и дискомфорта; у 7,89 повысился и 81,6% не изменился интерес к работе, людям и жизни в целом. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1.Дляреализациипсихологическогосопровожденияпрофессиональной деятельности медицинского персонала в карантинных условиях и обсервации рекомендуется использоватьразработаннуювнастоящемисследованииМодельпсихологического сопровождения медицинских работников в условиях COVID-стационара. 2.В условиях «заразной» зоны COVID-стационара наиболее оптимальным является дистанционное применение валидных и надежных психодиагностических методик - «Шкала тревожности Спилбергера-Ханина», «Самочувствие, активность, настроение» (САН), «Оценка уровня социальной фрустрации», «Опросник профессионального выгорания», обеспечивающих выявление динамики психического состояния. 3.Для коррекции развития негативных психологических состояний у медицинских работников «заразной» зоны рекомендовано использовать психообразовательные лекции для обучения медицинских работников решению основных задач по оказанию психологической помощи пациентам и самопомощи, а также методы арт-терапии, модульные ресурсные трансы и психофизическую тренировку. 4.Использованные методики психодиагностики могут применяться для выявления рисков возникновения деструктивных психических состояний у медицинских работников «заразной» зоны COVID-стационара.

Актуальность и степень разработанности темы исследования
Решение проблем, связанных с развитием медико-психологического
обеспечения медицинского персонала, задействованного при оказании
медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией
(COVID-19) в стационарных условиях, обусловлено необходимостью
предотвращения развития у них психических состояний, приводящих к
снижению эффективности профессиональной деятельности и, в конечном
счете, к нарушениям функционального состояния и заболеваниям (Разумов
А.Н., 2020; Самойлов А.С., 2020). Вероятность такого исхода, достаточно
высока ввиду наличия стрессогенных ситуаций, обусловленных угрозой
заражения новой коронавирусной инфекцией с возможным летальным
исходом и спецификой работы с тяжелыми инфекционными больными
(Зинченко Ю.П., 2020; Скворцова В.И. 2020). На это указывают и результаты
многочисленных исследований, в которых отмечено, что деятельность
различных специалистов в экстремальных условиях связана с высоким
уровнем риска развития у них негативных психических состояний, например,
стойкого снижения настроения, ухудшения самочувствия, нарушений сна,
астенизации, эмоционального истощения, формирования синдрома
профессионального выгорания и т.д. (Булыгина В.Г., с соавт. 2017;
Собольников В. В., 2019; Бессонова Ю.В., с соавт. 2016; Михайлова Л.А., с
соавт., 2009).
Рядом авторов подтверждена ведущая роль психоэмоционального
напряжения в развитии негативных состояний при экстремальных условиях
профессиональной деятельности (Самойлов А.С., с соавт. 2018; Пономаренко
В.А., 2004; Ушаков И.Б., 2014; Тхостов А.Ш., 2020 и др.). Работа в
карантинных условиях, или в так называемой «заразной» зоне1, в
Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях,
осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-
19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях (п. 4.11).
непосредственном контакте с пациентами, инфицированными COVID-19,
является ведущим фактором развития перечисленных нарушений
психического состояния у медицинского персонала (Lee M., еt аl,, 2020;
Labrague, L., еt аl, 2020).
С аналогичными проблемами в своей профессиональной деятельности
сталкиваются экипажи космических станций, экспедиции на полярных
станциях, экипажи подводных лодок или судов дальнего плавания и т.д., у
которых психологический стресс отягощен гиподинамией, изоляцией,
искусственной средой обитания, зависимостью от поставок еды,
информационной недостаточностью и др. Это приводит к высоким рисками
нарушений в состоянии как психического, так и физического здоровья
(Звоников В.М., 2016; Седин В.И., 2017; Рыкова М.П., 2021; Калинин С.А.,
2021; Bhattacharyya M., еt аl 2008; Palinkas L. A., еt аl 2003).
Несмотря на большое количество исследований, посвященных
вопросам влияния на психологическое состояние различных стрессоров,
диагностики нарушения функциональных состояний, проведения
психопрофилактических и реабилитационно-оздоровительных мероприятий
у различных категорий медицинского персонала, чья профессиональная
деятельность проходит в условиях «заразной» зоны и имеет свою специфику,
к сожалению, эта тема не получила широкого обсуждения в научной
литературе. Это обусловлено, прежде всего, новизной проблемы,
карантинными ограничениями и необходимостью дистанционной и
своевременной диагностики нарушений, оказания психологической помощи
с использованием методик, подтвердивших свою эффективность в подобных
условиях.
Однако остаются недостаточно изученными вопросы частоты
проведения психологического обследования с учетом временных и
карантинных ограничений, а также использования конкретных методов и
методик, продолжительности их применения при проведении
психокоррекционных мероприятий.
Таким образом, наличие нерешенных вопросов в области медико-
психологической оценки и психопрофилактики нарушений психического
состояния, а также разноречивые данные о частоте встречаемости и степени
этих нарушений у медицинских работников COVID-стационара,
обуславливают необходимость дальнейших исследований, что подтверждает
актуальность темы диссертационной работы.
Цель исследования. Разработка и научное обоснование
дистанционного применения методов и методик медико-психологической
оценки, психопрофилактики нарушений психического состояния
медицинских работников «заразной» зоны COVID-стационара.
Задачи исследования:
1. Сформировать и научно обосновать комплекс психодиагностических
и психокоррекционных методов, которые могут быть реализованы
дистанционно и использовать его в условиях COVID-стационара.
2. Выявить и изучить четырехнедельную динамику изменений
показателей психического состояния у медицинского персонала,
работающего в «заразной» зоне COVID-стационара в процессе реализации
предложенной психокоррекционной программы, а также отдаленные
последствия воздействия стресс-факторов.
3. Оценить эффективность дистанционно используемой
психокоррекционной программы с целью профилактики нарушений
психического состояния у медицинского персонала COVID-стационара.
Научная новизна исследования
Впервые изучены и проанализированы особенности динамики
психодиагностических показателей, отражающих психическое состояние
медицинского персонала на протяжении их четырехнедельного нахождения в
экстремальных условиях «заразной» зоны COVID-стационара.
Впервые проведено исследование применения дистанционных
методов и методик оценки психического состояния и использования
результатов диагностики при формировании психокоррекционных программ
в целях профилактики нарушений психического состояния у медицинского
персонала COVID-стационара.
Показано, что сформированный комплекс психодиагностических
методик позволяет выявлять риски развития деструктивных
психоэмоциональных состояний у медицинского персонала «заразной» зоны
COVID-стационара.
Впервые сформирован и апробирован комплекс
психодиагностических методик, с возможностью их переноса в онлайн
формат в целях дистанционного психологического обследования
медицинского персонала в «заразной» зоне COVID-стационара.
На основании полученных результатов научно обосновано,
разработано и внедрено в практику комплексное дистанционное медико-
психологическое сопровождение медицинских работников COVID-
стационара.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении
научных взглядов на решение проблем дистанционного психологического
сопровождения профессиональной деятельности медицинского персонала в
условиях «заразной» зоны COVID-стационара, разработке, научном
обосновании и оценки эффективности методов и методик выявления
нарушений психического состояния и индивидуально-ориентированного
комплекса методов их психопрофилактики.
В результате диссертационного исследования разработана модель
дистанционной медико-психологической оценки и психопрофилактики
нарушений психического состояния, которая представляет практическую
значимость при организации и реализации мероприятий психологического
сопровождения профессиональной деятельности медицинского персонала в
карантинных условиях COVID-стационара и в обсервации.
Полученные результаты имеют значение при разработке
психопрофилактических программ для специалистов, чья профессиональная
деятельность осуществляется в экстремальных условиях при ограничении
возможностей прямого контакта в реализации мероприятий
психологического сопровождения.
Результаты исследования могут быть использованы в практике
спортивных психологов и специалистов, занимающихся реабилитацией в
медицинских организациях стационарного и амбулаторно-поликлинического
звена, санаторно-курортных учреждениях и центрах медицинской
реабилитации.
Методология и методы исследования
Методологической основой диссертационного исследования являлся
принцип системности, который реализован при планировании мероприятий
медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности
медицинских работников в стрессогенных условиях, определении
необходимого количества методик психологического обследования и, на
основании полученных данных, формирование и реализация комплекса
психокоррекционных методов в целях профилактики развития нарушений
психического состояния в процессе выполнения ими должностных
обязанностей в «заразной» зоне COVID-стационара.
Выбор методов был обусловлен спецификой выборки, объекта и
предмета исследования, целью и поставленными задачами.
Объектом исследования явились медицинские работники,
выполняющие свою профессиональную деятельность в условиях «заразной»
зоны COVID-стационара, а также в период обсервации.
Предметом исследования стала динамика показателей
психоэмоционального состояния, оцениваемая комплексом
психодиагностических методик, позволяющих дистанционно выявлять
признаки нарушений и осуществлять подбор целенаправленных активных и
пассивных психокоррекционных методов.
Одновременно, в настоящем исследовании использовались
общетеоретические методы (анализ научной и справочной литературы по
проблеме исследования); организационные методы (сравнительный и
комплексный методы); эмпирические методы – малоформализованные
(катамнестическая анкета) и строгоформализованные психодиагностические
методики; интерпретационные методы (структурный метод, систематизация,
анализ, сравнение, обобщение), методы количественной обработки –
математико-статистические методы (средние значения изучаемых
показателей и их стандартное отклонение, непараметрический U-критерий
Манна-Уитни для оценки статистических различий в двух независимых
выборках, Т-критерий Уилкоксона для связанных выборок в целях анализа
устойчивости полученных результатов в динамике). Выбор методов был
обусловлен спецификой экспериментальной и контрольной выборок, объекта
и предмета исследования, целью и поставленными задачами.
Оценку психологических особенностей медицинских работников
проводили валидными и надежными психодиагностическими методиками:
«Шкала тревожности Спилбергера-Ханина», «Самочувствие, активность,
настроение» (САН), «Оценка уровня социальной фрустрации», «Опросник
профессионального выгорания» и с использованием катамнестической
анкеты.
Для коррекции развития негативных психических состояний
применялись психообразовательные лекции, методики арт-терапии,
модульные ресурсные трансы, психофизическая тренировка.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Эмоциогенные условия, обусловленные высокой вероятностью
инфицирования с возможным летальным исходом, риском срыва выполнения
профессиональной задачи, а также индивидуальные психологические
особенности медицинского персонала, способствуют развитию у него
негативных изменений психического состояния в период четырехнедельной
работы в «заразной» зоне COVID-стационара.
2. Сформированный перечень психодиагностических методик и их
апробация в дистанционном режиме подтвердила возможность получения
данных о развитии негативных изменений психического состояния у
медицинского персонала в экстремальных условиях «заразной» зоны COVID-
стационара.
3. Реализация предложенной модели дистанционного комплексного
медико-психологического сопровождения деятельности медицинского
персонала в условиях «заразной» зоны COVID-стационара, позволяет
предотвратить у него развитие нарушений психического состояния и
обеспечить сохранность выполнения профессиональных обязанностей.
Степень достоверности результатов
Достоверность и объективность полученных результатов
подтверждается наличием четких критериев включения-исключения
субъектов исследования, позволяющих сформировать репрезентативные
выборки, достаточным количеством анализируемых данных, использованием
современного научно-методического аппарата, адекватного задачам и
валидных методик исследования. Положения, выносимые на защиту, выводы
и практические рекомендации сформулированы с учетом фактических
данных, отраженных в таблицах и рисунках. Статистическая обработка
результатов психологического обследования проводилась с использованием
современного программного обеспечения IBM® «Statistica 10 for Windows» и
«KNIME Analytics Platform 4.1.2» и применением соответствующих
критериев оценки достоверности сформулированных выводов. Для анализа
были отобраны методы описательной статистики: среднее значение,
стандартное отклонение, медиана и интерквартильный размах.
Проверка данных на нормальность распределения была проведена с
использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Поскольку большая часть
данных не соответствовала критерию нормальности распределения,
последующий статистический анализ проводился с помощью
непараметрических методов анализа данных.
Сравнение результатов психодиагностики в изучаемых группах,
разделённых по критериям «Ответственность» и «Интенсивность», а также
данных о динамике оценок показателей методик в основной
(экспериментальной) и контрольной группах, проводилось с помощью
непараметрического U-критерия Манна-Уитни.
Все выявленные различия считались достоверными при достижении
уровня статистической значимости р ≤ 0,05.
Апробация результатов исследования
Материалы диссертации докладывались и обсуждались на Научно-
практической онлайн конференции «Медико-психологическая реабилитация
медицинского персонала, работающего с COVID-19» – Научно-практическая
онлайн конференция «Медицина чрезвычайных ситуаций в контексте
эпидемии COVID−19», Москва, 2020 г., IV Всероссийской научно-
практической конференции с международным участием «Современные
аспекты санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и
спортивной медицины» с докладом «Программа восстановления
медицинского персонала в условиях медицинской мобилизации», Ессентуки,
2020 г., IV Международном конгрессе VITA REHAB WEEK с докладом
«Особенности реабилитации пациентов в условиях пандемии COVID-19»,
Екатеринбург, 2020 г., ХХ юбилейном всероссийском форуме «Здравница –
21» с докладом «Алгоритм психологического сопровождения медицинского
персонала, участвующего в лечении пациентов с пневмонией,
ассоциированной с COVID-19» (15-17 июня 2021 г., Москва), Юбилейной
международной научно-практической конференции «ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им.
А.И. Бурназяна ФМБА России «75 лет на страже здоровья людей» (16-17
ноября 2021 г., Москва) с докладом «Психологическое сопровождение
медицинского персонала системы ФМБА России в условиях медицинской
мобилизации (на примере пандемии COVID-19)».
Внедрение результатов исследования
Результаты, полученные в ходе исследования, внедрены в практику
психологического сопровождения медицинского персонала клиник ФГБУ
ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России и ФГБУ ФКЦ ВМТ ФМБА
России на период их перепрофилирования для работы в условиях «заразной»
зоны COVID-стационара.
Разработанная модель психологического сопровождения и ее
методическое обеспечение (комплекс психодиагностических методик и
методов психологической коррекции, адаптированные для дистанционного
использования, справочный материал, отраженный в памятках для
медицинского персонала) используются при реализации образовательных
программ Кафедры терапии и Кафедра медицины труда, гигиены и
профпатологии Медико-биологического Университета Инноваций ГНЦ
ФМБЦ.
Личный вклад автора в выполнение работы
Автором определена степень изучения проблемы, разработана модель
медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности
медицинского персонала, работающего в условиях «заразной» зоны COVID-
стационара, проведено психологическое обследование, а также методическое
обеспечение выполнения психокоррекционных мероприятий, осуществлен
статистический анализ и интерпретация полученных данных,
сформулированы основные положения и выводы диссертационного
исследования, подготовлены материалы к публикациям по теме
исследования. Соискатель лично обеспечивал мониторинг психологического
состояния медицинского персонала в карантинных и обсервационных
условиях.
Соискатель определял основные направления и мишени дистанционной
психологической поддержки медицинских работников, а также проводил
оценку и анализ полученных результатов с применением современных
методов статистической обработки.
Диссертантом созданы наглядные пособия и лекционный материал,
используемый в системе медико-психологического сопровождения.
Публикации по теме диссертации
По материалам диссертационного исследования опубликовано 6
печатных работ. Их них 3 статьи в рецензируемых журналах, включенных в
Перечень ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ для
публикации результатов диссертационных исследований на соискание
ученой степени, 2 статьи в материалах трудов Х Симпозиума
«Инновационные технологии санаторно-курортного лечения, оздоровления и
медицинской реабилитации, 2021», проходившего в рамках ХХ юбилейного
всероссийского форума «Здравница -21», издано 1 руководство для врачей.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Диссертационная работа соответствует паспорту специальности
14.03.11 – Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная
физкультура, курортология и физиотерапия (психологические науки), в
частности п. 6, «Разработка теоретико-методологических и прикладных
проблем психологической коррекции, психологической реабилитации и
психотерапии в восстановительной медицине, спортивной медицине,
лечебной физкультуре, курортологии и физиотерапии; психологическое
обеспечение психогигиены, психопрофилактики, восстановительного
лечения и реабилитации», по теме и представленных в ней разработок
направленных на решение прикладных проблем психологической
диагностики и коррекции психоэмоционального состояния, а также вопросов
психологического обеспечения, включающих вопросы психогигиены и
психопрофилактики.
Структура и объем работы
Диссертация изложена на 150 страницах машинописного текста и
состоит из введения и 3 глав – обзора литературы, описания материала и
методов исследования, результатов собственных исследований и их
обсуждения, заключения, выводов, списка литературы и приложений.
Содержит 18 таблиц, иллюстрирована 28 рисунками. Список литературы
включает 166 источников, из них 83 отечественных и 83 зарубежных.
Диссертационная работа оформлена в соответствии с ГОСТ Р 7.0.11-2011,
ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5 и ГОСТ 2.105.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Медико-психологическая оценка и психопрофилактика нарушений психического состояния у медицинских работников COVID- стационара»

    Публикации автора в научных журналах

    С.Е. Назарян, А.С. Самойлов и др. // Современные вопросыбиомедицины. - 2- №- С. 35
    С.Е. Назарян, А.С. Самойлов и др.// Медицинаэкстремальных ситуаций. - 2- №– С. 62
    Психологические факторы стрессов и травмы у высококвалифицированных спортсменов в условиях профессиональной деятельности
    С.Е. Назарян, А.С. Самойлов и др.//Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2- №– С. 42
    Влияние уровня физической активности на течение пневмонии, вызваннойCOVID-19
    С.Е. Назарян, А.С. Самойлов [и др.] //Медицина экстремальных ситуаций. - 2-№- С. 34
    Анализ субъективной оценки качества жизни пациентов, перенесших пневмонию, вызванную COVID-19
    С.Е. Назарян, А.С. Самойлов [и др.] // Кремлевскаямедицина. Клинический вестник. - 2- №- С. 30
    Психоэмоциональное состояние медицинских сотрудников, участвующих в работе инфекционных стационаров COVID-19
    С.Е. Назарян, А.С. Самойлов [и др.] //Материалы трудов Х Симпозиума «Инновационные технологии санаторно-курортного лечения,оздоровления и медицинской реабилитации». – 2- С. 86
    Распространенность дезадаптационных расстройств у медицинских работников инфекционных стационаров с COVID-19 по данным литературных источников
    С.Е. Назарян,А.С. Самойлов [и др.] // Материалы трудов Х Симпозиума «Инновационные технологии санаторно-курортного лечения, оздоровления и медицинской реабилитации». – 2- С. 61
    Вклад социально-психологических факторов в функциональную готовность спортсмена
    С.Е. Назарян, Н.З. Орлова и др. // Медицинская наука и образованиеУрала. - 2- №– С. 107

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Морфо-функциональные и психомоторные предикторы успешности в женской борьбе
    📅 2022 год
    🏢 ГАУЗ ГМ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы»
    Комплексная реабилитация пациентов при малоинвазивных вмешательствах на коленном суставе
    📅 2021 год
    🏢 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Вакуум-интерференцтерапия в комплексном лечении пациентов с хроническим бактериальным простатитом
    📅 2021 год
    🏢 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации