Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.1. Понятие, основные этапы формирования и структура системы социального воздействия
1.2. Место и роль правового воздействия в системе социального воздействия
1.3. Понятие и структура правового воздействия
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
2.1. Понятие и признаки механизма правового воздействия
2.2. Элементы содержания и характеристика этапов механизма правового воздействия
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
3.1. Понятие и признаки эффективности механизма правового воздействия
3.2. Критерии, условия и направления совершенствования эффективности механизма правового воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; анализируется степень ее разработанности; определяются объект и предмет исследования, а также его цели и задачи; представлены нормативная и эмпирическая базы исследования, раскрывается его научная новизна; формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования, его теоретической и практической значимости.
В первой главе «Правовое воздействие в системе социального воздействия», состоящей из трех параграфов, дается системное представление о правовом воздействии как о части системы социального воздействия. Раскрываются понятие, основные этапы и структура системы социального воздействия, определяются место и роль правового воздействия в системе социального воздействия.
В первом параграфе «Понятие, основные этапы формирования и структура системы социального воздействия» дается понимание категории системы социального воздействия как динамичной совокупности определенных средств, способов и методов социального воздействия на сознание и поведение человека и общества, нацеленной на достижение социально полезных результатов.
Рассматриваемая система, объединяющая в себе различные направления социального воздействия (психологическое, экономическое, политическое, культурное, организационно-управленческое и правовое), проходит в своем развитии четыре основных этапа. На первом этапе социальное взаимодействие людей отличается примитивностью и полностью определяется зависимостью человека от природы и инстинктов. Второй этап развития системы социального воздействия характеризуется подъемом сознательной деятельности человека, усложнением социальных взаимодействий вследствие перехода от присваивающей экономики к производящей, а также усилением
взаимозависимости людей, различных общественных групп. Инстинкты отступают на второй план, и первостепенную роль начинают играть социальные нормы, определяющие будущее поведение человека в социальной группе, что приводит к последующему обособлению индивида, формированию свободы его мышления и поведения. На третьем этапе формируются классы и иные социальные общности, объединенные политической властью, которая для согласования их несовпадающих интересов и предотвращения возможных конфликтов все шире начинает использовать правовой инструмент социального управления. Данный этап включает в себя несколько стадий, которые характеризуются усложнением и специализацией права как социального явления, нормы права приобретают характер всеобщности, обязательности и формальной определенности. Четвертый этап развития системы социального воздействия отличается ростом глобализационных и интеграционных процессов в мире и напрямую связанным с ним значительным увеличением числа социальных субъектов, усложнением формы и структуры общественных отношений. На каждом из описанных этапов происходит постепенный рост количества социальных взаимосвязей вместе с усложнением различных механизмов воздействия и регуляции на данные связи. В результате генезиса системы социального воздействия у нее сформировалась определенная структура. Она включает в себя следующие элементы: цели и результаты, субъекты, объекты и содержание.
Во втором параграфе «Место и роль правового воздействия в системе социального воздействия» определяется положение правового воздействия в рамках системы социального воздействия. Установление места и роли правового воздействия в изучаемой системе имеет первостепенное значение для решения поставленных задач исследования, оно осуществляется через анализ основы данного направления воздействия – права, его специфики и содержания, а также непосредственно понимания места и роли права в системе иных социальных регуляторов (обычаев, традиций, морали, религии и др.).
В связи с усложнением характера социальных взаимодействий возрастает количество социальных конфликтов, разрешить которые способен не каждый социальный регулятор. Право в этом смысле становится уникальным по своим свойствам (всеобщности, формальному равенству, детальной определенности, обеспеченности) ответом на необходимость учета индивидуальных социально значимых потребностей, установления планируемого общественного порядка и баланса различных групп интересов.
Существующие подходы к пониманию права позволяют выделить его специфику, заключающуюся в способности учесть индивидуальные потребности субъектов и на их основе установить баланс интересов различных социальных групп в общественно значимых ситуациях. Государство в установлении подобного баланса играет важную роль. При этом стоит отметить, что оно не создает, а формирует право как единственный общенациональный представитель народа и его многочисленных, порой противоречивых интересов. В этом заключаются два основных отличия правовых норм от иных социальных норм.
Специфика права, в свою очередь, определяет положение права в системе иных социальных норм, а следовательно, место и роль правового воздействия в системе социального воздействия. В отличие от иных направлений воздействия правовое воздействие наделено правовым содержанием, выраженным в правовых предписаниях, которые не только охватывают самые различные группы общественных интересов, но и обеспечивают баланс индивидуальных интересов на основе формального равенства. Правовое воздействие, в сравнении с прочими направлениями воздействия, обладает широким и разнообразным инструментарием, включая основанные на аппарате государственного принуждения специфические средства и способы, которые недоступны психологическому, экономическому, культурному и иному воздействию (юридическая ответственность, меры пресечения правонарушений, превентивные меры, меры защиты). Еще одним важным отличием правового воздействия является
его способность распространяться на наиболее значимые социальные явления, события и процессы и осуществляться в отношении неограниченного круга лиц. Данные особенности правового воздействия определяют его особое место в системе социального воздействия. Но при этом остальные направления социального воздействия не изолированы друг от друга, они активно взаимодействуют, одно направление воздействия проистекает из другого. Эффективное правовое воздействие может осуществляться лишь в том случае, когда на человека, на различные аспекты его психики, помимо права, оказывают скоординированное влияние иные социальные регуляторы, среди которых особо стоит выделить мораль, религию, традиции и обычаи.
В третьем параграфе «Понятие и структура правового воздействия» дается определение правового воздействия, анализируются его признаки и основные структурные элементы. Приводится генезис категории правового воздействия, изучаются взгляды ученых-правоведов на это явление, рассматривается вопрос соотношения категории правового воздействия с другими смежными и близкими по смыслу категориями влияния права, действия права, социального управления и правового регулирования. Особое внимание уделяется разграничению двух последних категорий с категорией правового воздействия по следующим признакам: цель, протяженность во времени, субъект и объект, средства и способы, а также динамика и характер действия. В результате такого сравнения аргументируется вывод о самостоятельности категории правового воздействия и наличия у него специфических характеристик, включающих его принадлежность к системе социального воздействия; осуществление специальными лицами; направленность как на сознание человека, так и на его поведение; основанность на правовых предписаниях; нацеленность на организацию наиболее важных и значимых для человека и общества социальных отношений путем установления и обеспечения баланса интересов их участников; наличие особого механизма воздействия; динамичность.
С учетом выделенных признаков формулируется авторское определение правового воздействия, которое представляет собой процесс влияния права на сознание и поведение людей, их объединений, производимый системой правовых средств, способов и методов, нацеленный на организацию наиболее значимых для общества социальных отношений и выражающийся в достижении сбалансированного юридически значимого результата.
Правовое воздействие является неотъемлемой частью системы социального воздействия и имеет аналогичные структурные элементы (цели и результаты, субъекты, объекты и содержание), но при этом они имеют правовое содержание и присущие исключительно данному направлению особенности, вытекающие из сущности правового воздействия. Цель правового воздействия конкретизирует цель социального воздействия – организацию общественных отношений, состоящую в том, что воздействие права направлено в данном случае на организацию наиболее важных и значимых социальных отношений, эффективно влиять на которые может исключительно данный социальный регулятор. Особенность правового воздействия состоит и в том, что цель находит свое выражение в динамично изменяющихся задачах и юридически значимых сбалансированных полезных результатах, которые достигаются с помощью адекватно используемых комплексов средств и выражаются в тех или иных юридических последствиях. В системе субъектов правового воздействия следует различать субъектов права и субъектов правоотношения, поскольку их воздействие отличается определенной спецификой. Если субъект права (гражданин, студент и т.д.), будучи юридической абстракцией, в соответствии с позицией государства отражает общее правовое положение и параметры поведения субъекта в окружающей правовой действительности, то субъект правоотношения детализирует эти правовые основы относительного конкретной жизненной ситуации и положения конкретного субъекта в ней. Для этого он должен обладать не только правоспособностью, но и дееспособностью, а также

способностью отвечать за совершенные им деяния во взаимодействии с реальными участниками сложившейся жизненной ситуации.
В диссертации подробно исследуются особенности каждого из структурных элементов правового воздействия.
Во второй главе «Общая характеристика механизма правового воздействия», включающей два параграфа, представлена авторская концепция механизма правового воздействия.
В первом параграфе «Понятие и признаки механизма правового воздействия» на основе изучения точек зрения различных ученых-теоретиков формулируется определение механизма правового воздействия, исследуются его основные признаки. В предыдущей главе исследования правовое воздействие раскрывается исключительно с абстрактной, теоретической стороны, а для понимания сути того, каким образом, с помощью чего и в результате каких процессов право воздействует на человека и общество, необходимо рассмотреть механизм правового воздействия.
Анализ юридической литературы позволяет прийти к выводу о наличии дискуссии терминологического характера в отношении категории механизма правового воздействия, поскольку наряду с этой категорией в науке широко употребляется категория «механизм правового регулирования», зачастую происходит их отождествление (Н.Г. Александров) или смешение (С.С. Алексеев, Л.С. Явич). Однако многими учеными проводится четкая граница между двумя рассматриваемыми механизмами (А.М. Витченко). Более аргументированной представляется точка зрения, которая не отождествляет данные правовые феномены. На наш взгляд, рассматриваемые механизмы − это совершенно разные по своему содержанию правовые категории, где механизм правового воздействия включает в себя механизм правового регулирования.
Некоторые ученые ставили знак равенства между механизмом правового воздействия и механизмом социального действия права (В.П.Казимирчук). Важность взаимосвязи права и социальной среды
невозможно отрицать, однако диссертант считает, что механизм правового воздействия, хотя и включает в себя некие «пограничные» средства и явления (культура, сознание), способы и методы (например, способы воспитания и убеждения, ценностно-ориентационный метод), все же существует и функционирует именно в правовой сфере жизни. Таким образом, все социальные явления, способы и методы, которые зачастую используются в других сферах человеческой жизнедеятельности, в рамках механизма правового воздействия приобретают правовую наполненность и содержание.
Возможное отождествление механизма правового воздействия с правовой надстройкой и всей правовой системой также не совсем оправдано. Правовая надстройка и правовая система – относительно статичные явления (хотя в правовой системе и присутствует элемент динамизма в виде наличия многочисленных связей между элементами системы), механизм правового воздействия отличается от этих двух категорий содержанием, ярко выраженным динамизмом (стадийностью, поэтапным процессом действия) и функциональной направленностью составляющих его элементов (поскольку любой механизм имеет явный функциональный, операторный характер).
Изучив приведенные точки зрения относительно формы и содержания механизма правового воздействия, можно охарактеризовать исследуемый механизм как системно-структурный, динамичный, направленный на осознанное поведение людей в социально значимых ситуациях, нацеленный на организацию общественных отношений, выражающуюся и имеющую правовое содержание и наполнение с включением в него ценностно- ориентирующих элементов социокультурного характера.
На основе приведенных признаков формулируется следующее определение изучаемого механизма: механизм правового воздействия представляет собой логически организованную динамичную систему правовых явлений и процессов, обусловленных средствами социокультурного характера, осуществляющую поэтапное правовое воздействие на осознанное поведение человека и объединений людей в социально значимых ситуациях с
целью их организации и достижения сбалансированного юридически значимого результата.
Во втором параграфе «Элементы содержания и характеристика этапов механизма правового воздействия» детально исследуется содержание непосредственно механизма правового воздействия и дается характеристика основных этапов его действия.
Механизм правового воздействия складывается из нескольких компонентов, каждый из которых характеризует его в различных аспектах действия.
Социокультурный компонент служит основой для двух других компонентов механизма правового воздействия. Его составляют различные средства социокультурного и нормативного характера, к которым можно отнести многочисленные социальные нормы и средства художественной культуры (литература, публицистика, живопись, скульптура, архитектура, музыка), способствующие более эффективному действию механизма.
Общеправовой компонент составляют определенные общеправовые явления (правовые принципы, правовые традиции, правосознание, правовая культура, правовые установки, правообразование и правотворчество), которые оказывают косвенное влияние на сознание и поведение человека.
Непосредственно-регулятивный компонент представлен специальными юридическими средствами, а также юридическими процедурами и процессами (нормативное и индивидуальное правовое предписание, юридический факт, субъективное право и юридическая обязанность), напрямую воздействующими на сознание и поведение адресата.
Юридические процессы и процедуры служат своеобразными направляющими связями между перечисленными средствами и явлениями. Они обеспечивают движение правового воздействия в пространстве и времени к достижению определенной цели, выступают формами его работы, гарантирующими законность, обоснованность и оправданность разрешения конфликта. Процедуры и процессы усиливают функциональные связи между
элементами механизма, объединяя их в определенной последовательности и направляя на выполнение заявленных перед механизмом целей и решение поставленных задач. Юридический процесс как система последовательно выполняемых процедур в значительной мере обеспечивает режим законности и согласованности поведения на всех этапах формирования и осуществления права. Юридическая процедура актуализирует те или иные акты поведения, объединяя адекватные комплексы юридических средств, необходимых и достаточных для этапного достижения запланированного результата.
Механизм реализуется в виде этапов, которые включают в себя стадии, в рамках которых активизируется определенный элемент правового воздействия, а также применяется конкретный набор средств, способов и методов, обеспечивающих переход от одного этапа к другому при помощи юридических процедур и процессов.
Первый этап механизма правового воздействия – это этап смыслового воздействия, нацеленный на формирование у индивида общего понимания права как одного из явлений общественной жизни и начала осуществления правовой социализации личности. Он состоит из стадии образования права (реализующийся в рамках этой стадии элемент – правообразование), стадии действия правовых принципов и традиций (реализующиеся элементы – правовые принципы и традиции) и стадии правовой социализации личности (реализуются правосознание, правовая культура и правовые установки человека, формирующиеся под влиянием норм морали, религии, культуры и т.д.).
Содержание настоящего этапа составляет активизированная совокупность определенных средств, способов и методов воздействия. Базовыми средствами воздействия на первом этапе функционирования изучаемого механизма являются социокультурные средства, которые играют ключевую роль во всесторонней социализации человека (мораль, традиции, литература, различные виды искусства), также на первой стадии (стадии образования права) отдельно следует выделить некоторые правообразующие
средства (модельные законы, правовые акты рекомендательного характера и др.), на третьей стадии (стадии правовой социализации человека) первого этапа – нормативные правовые акты, публицистику, беседы, консультации, многочисленные формы учебных занятий и деятельность государственных и общественных организаций.
Основные способы воздействия в рамках настоящего этапа – это способы социального и правового информирования как неразрывно связанные друг с другом процессы. К способам можно также отнести правовое воспитание и убеждение.
Среди методов правового воздействия, применяемых на первом этапе, можно выделить следующие: исторический, сравнительный, ценностно- ориентационный, а также методы разъяснения и наставления.
Юридический процесс представлен в виде правообразующего процесса, в результате которого начинают складываться принципы права, правовые обычаи и традиции. Также стоит упомянуть процессы правового информирования, правового образования, правового воспитания, когда использование специальных средств и способов правового воздействия облекается в особую процессуальную форму. Связующими элементами механизма выступают юридические процедуры, нацеленные на формирование правоотношений, основывающихся на правовых принципах и традициях. К ним относится такой вид юридических процедур, как правообразующие процедуры. На этапе смыслового воздействия часто применяются процессуальные правовые идеи (правовые принципы).
Второй этап рассматриваемого механизма представляет собой этап регулятивного воздействия права, направленного на оказание воздействия на сознание и поведение человека, которое приводит к отражению различного рода важных факторов (социальных, технических, экономических и т.д.) в общественных интересах, а также на урегулирование общественных отношений через нормативное правовое предписание. Данный этап включает в себя стадию нормативного воздействия (основные элементы, которые
получают реализацию на данной стадии – правотворчество и нормативное правовое предписание) и стадию индивидуального воздействия (элементы – процесс реализации права и индивидуальное правовое предписание).
Особенностью средств воздействия настоящего этапа является их специально юридический характер. Однако на стадии правообразования и правотворчества по-прежнему важную роль играют и средства общесоциального характера, к которым можно отнести публицистику, деятельность государственных органов, политических партий, общественных организаций и движений, выражающих социально-ценностные ориентиры и интересы различных социальных групп. Появляются и специфические средства, то есть средства правотворчества (нормативные построения, юридические конструкции, иные средства юридической техники, а также вся совокупность существующих специальных юридических средств).
Среди способов данного этапа можно выделить правовое информирование, которое играет важную роль в процессе правообразования и правотворчества, а также специальные юридические способы: дозволение, обязывание и запрет.
На этом этапе действия механизма правового воздействия используются следующие методы: исторический, метод правотворческого эксперимента – в отношении правообразования и правотворчества, а также специальные юридические методы, применяемые при нормативном и индивидуальном воздействии – императивный, диспозитивный, рекомендательный и поощрительный.
В рамках данного этапа действия рассматриваемого механизма осуществляются правотворческие и правореализационные юридические процессы, складывающиеся из аналогичных им видов процедур.
Третий этап механизма правового воздействия – этап реализации прав и обязанностей, удовлетворения потребностей, интересов и накопления опыта реализации права. Он состоит из стадии удовлетворения потребностей и интересов (реализующиеся элементы – субъективные права и юридические
обязанности), а также стадии накопления опыта реализации права (элемент – правовой опыт).
Все средства, входящие в содержание данного этапа, можно подразделить на общесоциальные (социальные нормы), правовые (нормативные и индивидуальные предписания, нормативные правовые акты, договоры и принципы права, юридическая техника) и технические (приборы и инструменты).
Способы воздействия также различны. В рамках первой стадии при непосредственной реализации прав и обязанностей участников правоотношения осуществляются аналогичные предыдущему этапу способы: дозволение, обязывание и запрет. Права и обязанности участников правоотношения воплощаются в формах соблюдения, исполнения и использования, а также в форме опосредованного правоприменения и в договорной форме. Каждой из этих форм соответствует свой способ регулирования.
Среди методов воздействия на первой стадии стоит выделить два основополагающих метода: правовое принуждение и убеждение. Особенностью их применения служит тот факт, что государство выбирает наиболее целесообразный метод воздействия (или комбинацию методов), исходя из специфики конкретного реального правоотношения. Для второй стадии этапа характерен социально-исторический метод, который основывается на сопоставлении и использовании различных структурных элементов сложившейся юридической практики и на способе социально- правового информирования.
В рамках данного этапа осуществляются правотворческие и правореализационные юридические процессы и соответствующие им правотворческие, материальные и процессуальные правореализационные процедуры.
Исследуемый механизм воздействия находит свое внешнее выражение в деятельности субъектов воздействия в виде определенного стиля правового
воздействия.
Стиль правового воздействия представляет собой основанный на
субъективном восприятии права, окружающей действительности и специфики реальных жизненных ситуаций порядок правового разрешения управленческих ситуаций, а также возникающих споров и конфликтов в правовой среде.
Такой стиль складывается из различных средств, способов и методов
(что составляет содержание правового воздействия), которым отдают предпочтение субъекты, осуществляющие правовое воздействие. Свойства стиля фокусируются в названных элементах и их комбинациях, что воплощается в различных видах стиля правового воздействия. Можно выделить следующие виды стилей правового воздействия: 1) в зависимости от особенностей набора средств, способов и методов воздействия (демократический и авторитарный); 2) в зависимости от общности лиц, осуществляющих воздействие (общий и индивидуальный).
Выбор того или иного стиля правового воздействия зависит от осуществляющих его субъектов, от объектов воздействия, от целей и задач,
стоящих перед ними, а также от конкретных жизненных обстоятельств.
В третьей главе «Эффективность механизма правового воздействия», включающей два параграфа, исследуется проблема эффективности действия данного механизма.
В первом параграфе «Понятие и признаки эффективности механизма правового воздействия» предлагается авторское определение эффективности механизма правового воздействия, раскрывается содержание признаков данной правовой категории. Рассмотрение вопроса эффективности очень важно для понимания смысла и роли механизма правового воздействия, поскольку, даже изучив со всех сторон исследуемый механизм, определив его структуру, содержание и последовательность этапов, невозможно понять,
насколько полно он реализуется в обыденной жизни, насколько эффективно его действие в плане результатов. Оценить это можно лишь посредством исследования категории эффективности механизма правового воздействия.
Вопросу эффективности действия механизмов различных правовых явлений и процессов в теории государства и права не уделялось пристального внимания, но при этом активно изучалась эффективность правовых норм, иных правовых элементов, институтов или отдельных отраслей права. В диссертации обосновывается мысль о том, что понимание эффективности механизма правового воздействия как соотношения целей механизма и
полученных результатов его действия является наиболее целесообразным. Эффективность механизма правового воздействия представляет собой оценочную категорию, с помощью которой определяется функциональность механизма в его статике и динамике, выражающаяся в соотношении целей и результатов совокупного действия всех элементов обозначенного механизма. Эффективность исследуемого механизма отличается оценочным характером, поскольку ее абстрактные свойства, критерии и условия конкретизируются с учетом особенностей каждого отдельного случая. Она социально детерминирована по своей природе. Кроме того, эффективность механизма правового воздействия определяет функциональные связи между его
элементами. Для результативного определения эффективности механизма важно оценивать механизм в статике (отдельных элементов и всего механизма в целом) и в динамике (функциональных связей между элементами структуры). Эффективность механизма правового воздействия находит свое выражение в соотношении целей, поставленных перед механизмом, и результатов его действия.
Выделяют следующие подходы к определению эффективности:
1) установление эффективности отдельных элементов механизма и последующее определение суммарной эффективности (в которой учитываются характер и качество связей между компонентами механизма);
2) выявление качества статических элементов механизма, а также последующее определение качества его динамических свойств.
Оба подхода играют важную роль в изучении эффективности механизма правового воздействия, особенно ценно исследование свойства динамизма этого явления, которое указывает на функциональность механизма правового воздействия, его процессуальность, поэтапность. Поэтому необходимо при определении эффективности данного явления учитывать как его статичную сторону, так и динамичную.
Диссертант раскрывает специфику эффективности механизма
правового воздействия, которая заключается в том, что в отличие от эффективности, например, правовых норм, актов применения права и иных отдельных правовых элементов, при оценке эффективности механизма правового воздействия учитывается совокупная интегративная эффективность всех входящих в исследуемый механизм частей, поэтому важно учитывать именно суммарную эффективность составляющих его элементов.
Во втором параграфе «Критерии, условия и направления совершенствования эффективности механизма правового воздействия» автор диссертационного исследования выстраивает систему критериев и условий эффективности рассматриваемого механизма, а также изучает основные возможные направления его совершенствования.
Исследование эффективности механизма правового воздействия права связано с необходимостью ее измерения, а значит, с установлением критериев и условий эффективности. В работе разграничиваются понятия критериев и целей, а также критериев и показателей. На основе выводов, полученных диссертантом из анализа имеющихся различий, дается следующее определение критериев эффективности механизма правового воздействия:
они представляют собой совокупность оценочных признаков, раскрывающих качественную результативность исследуемого механизма. Критерии эффективности подразделяются на две большие группы: интегративные и частные. Интегративные критерии, в свою очередь, подразделяются на
статические (характеризуют статическую сторону исследуемого механизма) и динамические (характеризуют механизм правового воздействия как
динамическое образование, в котором отображаются показатели поэтапного движения различных элементов и их взаимодействий) критерии. Частные критерии отражают эффективность отдельных элементов механизма правового воздействия. В диссертационном исследовании выделяются подгруппы универсальных (характерных для всех элементов механизма правового воздействия) и специальных (характерных для отдельных элементов данного механизма) критериев.
При оценке эффективности механизма правового воздействия, помимо критериев, необходимо также выявить условия эффективности. Под условиями эффективности механизма правового воздействия следует понимать обстоятельства и обстановку, от которых зависят непосредственная реализация действия механизма правового воздействия, условия достижения определенного качественного состояния механизма и желаемого результата его действия. Это те условия, которые оказывают решающее влияние на раскрытие внутреннего потенциала и возможностей механизма. Существуя в рамках системы социального воздействия, механизм правового воздействия естественным образом зависит от конкретных обстоятельств социального
характера. Такая социальная обусловленность находит свое выражение в
обстоятельствах, которые имеют непосредственное отношение как к самому механизму, его строению и функционированию (внутренние условия), так и к тем обстоятельствам, которые лежат вне самого исследуемого механизма, но тем не менее оказывают на него свое влияние (внешние условия). Последние, в свою очередь, рассматриваются на трех различных уровнях – общесоциальном, микросоциальном и индивидуальном.
иным образом повысить уровень эффективности действия механизма. Эти решения находят свое воплощение в направлениях совершенствования эффективности механизма правового воздействия, которые представляют
Также предлагаются некоторые решения, которые позволят тем или

собой совокупность различных средств, решений и мероприятий по
повышению уровня эффективности воздействия исследуемого механизма.
Диссертант разделяет их на три группы: связанные с функционированием
политической и правовой системы (поддержание поступательного общественного развития и стабильности общественных устоев, обеспечение законности и правопорядка и др.), связанные с различными направлениями юридической деятельности (совершенствование правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности), направленные на сознание и поведение личности (повышение уровня правосознания и правовой
культуры граждан, уровня правового информирования и воспитания и др.).
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, определяется степень достижения поставленных целей и задач, формулируются основные положения, обусловливающие научную новизну исследования, его практическую и теоретическую значимость, обозначаются основные перспективы дальнейшей разработки проблемы механизма
правового воздействия.

Актуальность темы диссертационного исследования. Человек является неотъемлемой частью общества, которое оказывает на него свое влияние на протяжении всей его жизни. Однако возможные направления и пути такого воздействия, по нашему мнению, до сих пор недостаточно исследованы. Между тем социальное воздействие способствует осмыслению модели и динамики поведения человека в социуме, формированию и развитию в обществе разнообразных социальных связей, взаимодействию различных социальных элементов в рамках той или иной сферы общественной жизни.
Основным официальным представителем общества выступает государство и потому организация социальных отношений, направляющая поведение их участников, становится его системообразующей целью. Для ее достижения государство использует различные инструменты, среди которых особое место занимает право. Одной из наиболее существенных характеристик права является его способность оказывать не только регулятивное, но и мотивационное воздействие на человека и тем самым обеспечивать в соответствии со своими целями упорядочивание отношений.
В юридической литературе рассматриваются различные пути влияния права на человека и общество, значительное внимание уделяется правовому регулированию как составляющей правового воздействия, а также иным его проявлениям: правовой культуре, правосознанию и др. Само правовое воздействие по-прежнему остается малоизученным, что фактически служит препятствием для разрешения многих проблем в правовой сфере (например, неэффективность правовых норм, расхождение правовых предписаний с правоприменительной практикой и пр.). В результате, не мотивируя желаемого поведения, существующее законодательство порой не способно добиться заявленного результата и достичь поставленных задач и целей. В процессе социализации на человека оказывает влияние множество регуляторов (моральные и религиозные нормы, обычаи и традиции и т.д.), берущих свое начало в особенностях социальной природы человека, менталитета народа, среди которых право поначалу играет далеко не ведущую роль. В настоящей работе предпринята попытка исследования совместного воздействия социальных норм на человека, что позволит понять, как различные социальные регуляторы взаимодействуют с правом и как их влияние находит свое отражение в поведении индивида в социуме. На основе такого понимания можно изучить непосредственно само правовое воздействие и его механизм. Важно отметить, что правовое воздействие осуществляется не обособленно, а совместно с прочими направлениями воздействия (психологическим, экономическим, политическим, организационно-управленческим, культурным) в рамках системы социального воздействия, которое всегда носит сложный комплексный характер, где одно направление воздействия осуществляется параллельно с иными направлениями, согласуясь или, наоборот, конфликтуя с ними.
Для уяснения сути того, каким образом право оказывает свое воздействие на окружающую социальную действительность, как оно взаимодействует с ней и преобразует ее, необходимо изучить механизм правового воздействия. Без понимания функционирования такого механизма, того, как и с помощью каких средств, способов и методов, через какие этапы и стадии он реализуется, трудно в полной мере оценить возможности права и иных явлений правовой действительности по оказанию влияния на человека и общество в целом. Однако, как и в случае с понятием правового воздействия, механизм данного явления исследован недостаточно. Комплексного и целостного понимания механизма правового воздействия как отдельного феномена на данный момент в юридической науке не сложилось. В основном изучение механизма правового воздействия происходит в рамках рассмотрения вопроса правового регулирования и его механизма, то есть фактически подвергается исследованию выраженная вовне сторона общественных отношений (юридически значимые деяния и поступки), в то время как психологическая сторона регулируемой правом человеческой деятельности, мотивы и побудители совершаемых человеком действий исследуются менее активно.
На сегодняшний день в юридической литературе не представлено теоретических моделей механизма правового воздействия, а существующие модели механизма правового регулирования, на наш взгляд, не полностью удовлетворяют потребности практики, поскольку в них из сферы внимания зачастую исключаются иные социальные нормы, которые совместно с правом прямо или косвенно оказывают свое влияние на человека. Кроме того, механизм, благодаря своей четкой структурированности и организации входящих в него элементов, а также последовательности сменяющихся в нем этапов и стадий поможет восполнить существующие пробелы в правовом регулировании и правоприменении за счет понимания места и роли его отдельных элементов.
Все эти вопросы нуждаются в комплексном теоретическом исследовании, которое в настоящее время в юридической литературе отсутствует.
Степень разработанности темы. Обзор научной литературы свидетельствует о том, что вопрос изучения воздействия права на человека и общество интересовал и продолжает интересовать многих ученых. Существенный вклад в исследование самого понятия правового воздействия внесли С.С. Алексеев, В.М. Горшенев, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, П.Е. Недбайло, П.И. Стучка, Л.С. Явич. Попытка рассмотрения методологии, теории и практики правового воздействия была предпринята Л.Н. Берг, которая разработала его теоретическую модель. Отдельные вопросы, касающиеся правового воздействия, в частности, соотношение взаимосвязанных понятий «правовое регулирование» и «правовое воздействие» рассматривали С.А. Комаров, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Б.В. Сорокин. Смежную категорию действия права исследовали В.И. Гойман и В.В. Перфильев. Психологические и социальные аспекты воздействия права на человека изучали Г.Д. Гурвич, С.А. Жинкин, В.П. Казимирчук, И.П. Кожокарь, М.Ю. Осипов, Л.И. Петражицкий.
Некоторые вопросы непосредственно механизма правового воздействия нашли свое отражение в научных трудах Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, А.М. Витченко, Н.И. Козюбры, Т.Н. Радько. Также представляют интерес работы, в которых освещаются отдельные элементы рассматриваемого механизма. Так, А.Т. Аминев в своей диссертации «Механизм воздействия норм права на личность» уделяет внимание такому элементу механизма правового воздействия, как нормы права в информационно-ценностном аспекте. Д.Н. Мешков предпринимает попытку изучения проблемы эффективности воздействия права на отношения личности и государства. В.К. Дуюнов в монографии «Правовое воздействие как реакция государства на правонарушение» во многом отождествляет правовое воздействие с уголовно-правовым воздействием.
Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся научные наработки по данной теме, механизм правового воздействия как единое и комплексное явление учеными-теоретиками не рассматривался, отсутствуют диссертационные исследования и монографические работы, которые специально затрагивали бы понятие, структуру и содержание такого механизма, его этапы. В недостаточной степени разработаны комплексы средств, способов и методов воздействия права. Также малоисследованным вопросом на сегодняшний день остается эффективность механизма правового воздействия.
Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, подвергающиеся правовому воздействию, как части системы социального воздействия. Предметом исследования выступает непосредственно механизм правового воздействия, его элементы, этапы и стадии, средства, способы и методы воздействия, а также его эффективность.
Цель и задачи диссертационной работы. Цель заключается в разработке концептуальной модели механизма правового воздействия как сложной структурированной системы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. охарактеризовать систему социального воздействия и его структуру;
2. определить место и роль правового воздействия в рамках системы социального воздействия;
3. сформулировать определение правового воздействия, представить его структуру;
4. дефинировать категорию механизма правового воздействия с выделением ее специфических признаков;
5. рассмотреть основные элементы механизма правового воздействия и описать процесс последовательной смены этапов и стадий действия исследуемого механизма;
6. раскрыть содержание категории эффективности механизма правового воздействия;
7. выделить критерии и условия, а также основные направления совершенствования эффективности механизма правового воздействия.
Методологические и теоретические основы исследования. Для достижения указанных целей и решения поставленных задач используется широкий методологический инструментарий, который включает общенаучные, специальные и частнонаучные методы.
Основой предпринятого исследования служит такой общенаучный метод познания правовой реальности, как материалистическая диалектика, который используется совместно с иными общенаучными, специальными и частнонаучными методами. Ключевым в данной группе методов также является метод системного исследования (системный подход), который позволяет взглянуть на отдельные элементы системы социального воздействия в их взаимодействии с иными элементами как данной системы, так и других систем и подсистем. Тот же метод с применением структурного анализа используется и при рассмотрении механизма правового воздействия, поскольку с его помощью анализируются отдельные явления в качестве составных частей тех или иных систем и устанавливаются существующие между такими частями различные взаимосвязи.
В рамках специальных методов инструментальный метод научного исследования способствует изучению основных элементов и этапов механизма правового воздействия. Генезис системы социального воздействия, история становления права в рамках этой системы и процесс развития механизма правового воздействия исследуются с применением исторического метода. Особое внимание уделяется функциональному методу для выявления сущностных признаков категорий системы социального воздействия, правового воздействия, механизма правового воздействия и его эффективности. Активно используются и другие методы данной группы (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия), которые позволяют сформулировать и уточнить определения категорий «система социального воздействия», «правовое воздействие», «механизм правового воздействия», «эффективность механизма правового воздействия».
В группе частнонаучных методов исследования необходимо выделить формально-юридический метод, который применяется при изучении внутренней структуры и динамики развития тех или иных правовых явлений и процессов. Сравнительный метод позволяет разграничить категории правового воздействия и смежные категории социального управления и правового регулирования, иные категории, а также сопоставить механизм правового воздействия с механизмом правового регулирования. Конкретно- социологический метод исследования применялся, в частности, при анализе обобщений юридической практики. Теоретическую основу исследования составляют труды специалистов в сфере философии, социологии, теории государства и права и в сфере отраслевых юридических наук. В процессе осуществления научного исследования использовались работы таких отечественных ученых, как Н.Г.Александров, С.С. Алексеев, М.И. Бобнева, А.М. Витченко, Н.Н.Вопленко, В.М. Горшенев, Г.Д. Гурвич, В.П. Казимирчук, Б.А.Кистяковский, С.А. Комаров, Н.М. Конин, В.Н. Кудрявцев, В.Л. Кулапов, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, М.Н.Марченко, Н.И. Матузов, П.И. Недбайло, Л.И. Петражицкий, В.Д.Плахов, Т.Н. Радько, К.В. Шундиков, Л.С. Явич и др. Также использовались труды иностранных фиософов и правоведов: Р. Алекси, М. Вебера, Р. Йеринга, Ч.Х. Кули, Г. Лебона и др.
Нормативная и эмпирическая база исследования. Нормативную основу исследования составляют международные (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.) и российские нормативные правовые акты (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные законы и иные нормативно-правовые акты).
Постановления Конституционного Суда РФ, обобщения юридической практики, электронные и печатные средства массовой информации, периодические научные и публицистические издания послужили эмпирической базой диссертационной работы.
Научная новизна диссертационного исследования определяется отсутствием комплексного системного анализа механизма правового воздействия, а также сформулированными целями и задачами исследования. Кроме того, она заключается в недостаточной изученности правового воздействия, его структуры и содержания, а также эффективности функционирования как механизма в целом, так и его отдельных составных элементов. В настоящем диссертационном исследовании выделена категория правового воздействия, обозначены ее существенные признаки, разделяющие правовое воздействие и смежные правовые категории правового регулирования и социального управления.
Формулируется определение категории «механизм правового воздействия» с признаками, раскрывающими сущность этого явления и разграничивающими его со схожими явлениями механизма правового регулирования, механизма социального действия права, правовой надстройки и правовой системы в целом.
Предложена авторская концепция механизма правового воздействия, входящих в него элементов, представлена общая характеристика этапов действия исследуемого механизма.
Обоснована и проиллюстрирована необходимость цивилизационного, социально-ценностного подхода к характеристике механизма правового воздействия.
Дано определение категории «эффективность механизма правового воздействия». Выявлены основные критерии, условия и направления совершенствования эффективности механизма правового воздействия.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Дается авторское определение категории «система социального воздействия», которая представляет собой динамичную совокупность конкретных средств, способов и методов социального воздействия на сознание и поведение человека, нацеленную на достижение социально полезных результатов. Эта система устанавливает координационные и субординационные связи между действиями отдельных людей, общественных групп и таким образом воздействует на общество в целом.
Также исследуется генезис системы социального воздействия, в котором выделяются определенные этапы развития и усложнение социальных взаимодействий, начиная от примитивных способов общения и производства и закачивания установлением современных глобализационных связей в самых разных отраслях человеческой деятельности.
2. Показаны место и роль правового воздействия в системе социального воздействия, которые определяются особенностями правового воздействия, отличающими его от иных направлений социального воздействия (правовое содержание, особые формы внешнего выражения, специфические средства и способы воздействия, способность оказывать воздействие на наиболее значимые социальные явления, события и процессы).
3. Выделяются специфические признаки правового воздействия, выводится определение данной категории.
Правовое воздействие имеет следующие особенности:
а)является неотъемлемой частью и важным элементом системы социального воздействия;
б) осуществляется определенными субъектами – лицами и организациями, которые могут обеспечивать воздействие права и иных правовых явлений и процессов;
в) направлено как на внутренний мир объекта воздействия (сознание, мотивы), так и на его поведение (действия и бездействие);
г)основывается на правовых предписаниях (правовые предписания отражают баланс интересов их адресатов, служат критерием правомерности и неправомерности поведения субъектов);
д) нацелено на организацию наиболее важных для человека и общества социальных отношений, находит свое выражение в юридически значимом и социально полезном результате;
е) использует специальный механизм при достижении своих целей;
ж) носит динамичный характер (постоянно изменяется в соответствии с потребностями общества и складывающимися жизненными ситуациями).
Правовое воздействие – это процесс влияния права на сознание и поведение людей, их объединений, осуществляемый системой правовых средств, способов и методов, нацеленный на организацию наиболее важных для общества социальных отношений и выражающийся в достижении определенного юридически значимого результата.
4. Раскрываются структура, содержание системы правового воздействия и входящие в эту структуру элементы (цели и результаты, субъекты, объекты, содержание).
Целью правового воздействия является организация наиболее важных для общества социальных отношений. Такая цель находит свое выражение в юридически значимых полезных результатах.
Констатируется, что субъектом правового воздействия может быть лицо или объединение лиц, наделенное правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, позволяющими формировать и осуществлять правовое воздействие. Даются классификация и характеристика субъектов правового воздействия в зависимости от уровня общности и социальной организованности.
Под объектом правового воздействия понимается то, на что направлено воздействие права, различных правовых явлений и процессов. В данном случае таковым выступает осознанное поведение человека. Основными видами объектов воздействия являются поведение индивидов,
организованных социальных объединений (например, трудового коллектива, группы обучающихся и т.д.), а также поведение неорганизованных социальных объединений (например, толпы). Их поведение в зависимости от характера складывающейся жизненной ситуации может быть активным и пассивным.
Содержанием правового воздействия служит активизированная совокупность средств, способов и методов правового воздействия. Средствами правового воздействия является комплексная система правовых инструментов и форм юридически значимой деятельности, с помощью которой удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезного результата. Выделяются две группы средств: общеправовые средства – правовые принципы и традиции, правосознание, правотворчество, правовая культура, юридический диалог; специальные юридические средства – субъективные права и юридические обязанности, юридические термины, правовые конструкции, юридические стимулы, запреты, правовая экспертиза законодательных актов и их проектов и т.д.). Способы правового воздействия представляют собой систему правовых средств, приемов и процедур, с помощью которой осуществляется регулятивное воздействие на сознание и поведение людей с целью достижения социально полезного результата. Рассматриваются общеправовые (правовое информирование, правовое воспитание, правовое убеждение и правовое принуждение) и специальные (дозволение, обязывание и запрет) способы. Методы правового воздействия сочетают в определенном соотношении средства, приемы и способы правового воздействия, необходимые и достаточные для достижения юридически значимых целей. Они подразделяются на общеправовые (ценностно-ориентационный и метод сбалансированности интересов) и специальные (императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный).
5. Предлагается авторское определение механизма правового воздействия и выводятся характерные признаки данного явления.
Механизм правового воздействия представляет собой логически организованную динамичную систему правовых явлений и процессов, обусловленных средствами социокультурного характера, осуществляющих поэтапное правовое воздействие на осознанное поведение человека и объединений людей в социально значимых ситуациях с целью их организации для достижения сбалансированного юридически значимого результата.
Выделяются следующие признаки механизма правового воздействия:
а)системность (объединяет в себе ряд правовых и некоторых неправовых элементов); б)динамичность (представляет собой ряд сменяющих друг друга этапов последовательного использования входящих в механизм явлений и средств воздействия);
в) структурность (имеет определенное внутреннее строение);
г) возможность осуществлять правовое воздействие через данный механизм на осознанное поведение людей в социально значимых ситуациях;
д) нацеленность на организацию общественных отношений, выражающуюся в установлении баланса публичных и частных интересов субъектов права;
е)правовое содержание и наполнение c включением отдельных элементов социокультурного характера.
6. Обосновывается тезис о том, что механизм правового воздействия складывается из трех основных компонентов (социокультурный, общеправовой и непосредственно-регулятивный).
Социокультурный компонент составляют неправовые средства социокультурного и нормативного характера (социальные нормы и прочие явления социальной действительности, определяющие смысловое содержание права, а также различные средства художественной культуры). Они оказывают косвенное влияние на человека, связывая правовые явления с социальными ценностями общества, и тем самым усиливают правовое воздействие, определяя ценностное содержание права, способствуя лучшему пониманию и уяснению правовых явлений и процессов.
В общеправовой компонент входят определенные общеправовые явления, которые можно трактовать как внешние выражения объективных и субъективных обстоятельств, факторов и процессов, влияющих на сознание и поведение людей и их объединений. К ним относятся: правовые принципы, правовые традиции, правосознание, правовая культура, правовые установки, правообразование и правотворчество.
Непосредственно-регулятивный компонент представлен специальными юридическими средствами, а также юридическими процедурами и процессами. Специальные юридические средства есть особые юридические инструменты, с помощью которых происходит упорядочение общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права. Среди них выделяют нормативное и индивидуальное правовое предписание, юридический факт, субъективное право и юридическую обязанность. Юридические процедуры и процессы играют особую роль в рамках механизма правового воздействия, связывая элементы трех групп в единый механизм, обеспечивая его работоспособность и реальное практическое воплощение.
7. Доказывается, что рассматриваемый механизм претворяется в реальность в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, состоящих из стадий, на каждой из которых реализуется определенный элемент механизма правового воздействия для достижения целей правового воздействия. Важно отметить, что сами этапы и стадии не являются непосредственно содержанием исследуемого механизма, им является активизированная система определенных средств, способов и методов механизма правового воздействия.
Первый этап механизма правового воздействия – это этап смыслового воздействия, состоящий из следующих стадий: стадия образования права (реализующийся в рамках этой стадии элемент – правообразование), стадия действия правовых принципов и традиций (реализующиеся элементы – правовые принципы и традиции), стадия правовой социализации личности (этой стадии соответствуют следующие элементы: правосознание, правовая культура и правовые установки человека, формирующиеся под влиянием норм морали, религии, культуры и т.д.). Второй этап механизма правового воздействия представляет собой этап регулятивного воздействия права, включающий в себя стадию нормативного воздействия (основные элементы, которые получают реализацию на данной стадии – правотворчество и нормативное правовое предписание) и стадию индивидуального воздействия (элементы – процесс реализации права и индивидуальное правовое
предписание). Третий этап механизма правового воздействия – этап реализации прав и обязанностей, удовлетворения потребностей и интересов, а также накопления опыта реализации права. Он состоит из стадии удовлетворения потребностей и интересов (реализующиеся элементы – субъективные права и юридические обязанности) и стадии накопления опыта реализации права (элемент – правовой опыт).
8. Устанавливается, что механизм правового воздействия находит свое выражение в деятельности специальных субъектов, которые в осуществлении указанного воздействия придерживаются определенного стиля восприятия и
поведения. Стиль правового воздействия представляет собой основанный на субъективном восприятии права, окружающей действительности и специфике реальных жизненных ситуаций порядок правового разрешения управленческих ситуаций, а также возникающих споров и конфликтов в правовой среде. Существуют различные виды стилей: авторитарный и демократический, общий и индивидуальный. Данные стили обладают своими специфическими особенностями и применяются в зависимости от цели и задач воздействия, а также с обязательным учетом конкретных жизненных обстоятельств.
9. Уточняется формулировка эффективности механизма правового
воздействия, представляющая собой оценочную категорию, которая определяет уровень функциональности механизма в его статике и динамике, выражающийся в соотношении целей и результатов исследуемого механизма.
Из данного определения выводятся признаки эффективности механизма правового воздействия:
а) оценочный характер (обобщенность и абстрактность свойств
эффективности механизма правового воздействия, конкретизация которых будет происходить субъективно с учетом специфики конкретных случаев эффективности действия механизма); б)социальный характер (эффективность зависит от учета всех факторов, влияющих на осознанное поведение участников общественных
отношений, а большинство из этих факторов социально детерминированы); в) функциональный характер (определяет функциональные связи
между элементами);
г) статично-динамичный характер (статика подразумевает
эффективность отдельных элементов и всей структуры механизма правового воздействия в целом; динамика указывает на функциональные связи между элементами структуры, которые в результате системного взаимодействия
дают реальный результат);
д)выражается в соотношении целей механизма и результатов его
действия (чем больше приближен результат действия механизма к заявленной цели, тем выше эффективность механизма правового воздействия).
10. Предлагается авторская классификация основных критериев и условий эффективности механизма правового воздействия.
Критерии эффективности механизма правового воздействия – это совокупность оценочных признаков, определяющих качественную результативность исследуемого механизма. Критерии эффективности
можно условно дифференцировать на интегративные и частные. Первые отражают эффективность всего механизма в целом, вторые помогают установить эффективность отдельных элементов механизма правового воздействия.
Условия эффективности механизма правового воздействия
представляют собой обстоятельства и обстановку, от которых зависит непосредственная реализация действия механизма правового воздействия.
Они подразделяются на условия, имеющие непосредственное отношение к
самому механизму, его строению и функционированию (внутренние условия), а также условия, лежащие вне самого исследуемого механизма, но тем не менее оказывающие на него свое влияние (внешние условия).
Предлагаются основные направления
эффективности механизма правового воздействия, которые представляют
совершенствования
собой совокупность различных средств, решений и мероприятий по
повышению уровня эффективности воздействия исследуемого механизма. Такие направления можно разделить на две группы: а) связанные с функционированием политической и правовой системы; б) связанные с различными направлениями юридической деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории государства и права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены в материалах следующих научных и научно-практических конференций: IX Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, посвященной 80-летию Саратовской области (г. Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 21 апреля 2016 г.); VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (г. Саратов, 2 декабря 2016 г.); VIII Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (г. Саратов, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 28 февраля 2017 г.); XXXII Международной научно- практической конференции (г. Новосибирск, 24 февраля, 24 марта 2017 г.); VМеждународном круглом столе (г. Шахты, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», 29 июня 2019 г.).
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно углубляет учение о правовом воздействии и его механизме. Выводы и основные положения диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей научной разработки рассмотренных правовых явлений. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть приняты во внимание в правотворческом и правореализационном процессах, а также при изучении различных юридических дисциплин.
Настоящее исследование призвано дополнить имеющиеся научные разработки, касающиеся вопроса правового воздействия, а также внести свой вклад в формирование и развитие такого понятия, как механизм правового воздействия.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Субъект как элемент структуры правового воздействия
    Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: сборник материалов XXXII Международной научно- практической конференции (г. Новосибирск, 24 февраля, 24 марта 2017 г.). Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2С. 162–167 0,3 (п.л.).Щербакова Е.К. Механизм правового регулирования и механизм правового воздействия: сравнительный анализ // Механизм правового регулирования: вопросы теории и практики: сборник тезисов докладов по материалам VIII Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (г. Саратов, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 28 февраля 2017 г.). Саратов: Изд- во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2С. 36–37 (0,2 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету