Методологические возможности герменевтики для социально-философского анализа базовых концептов китайской культуры
Стр.
Введение 3
Глава 1. Возможности герменевтической методологии для 17
социально-философского анализа базовых концептов китайских
национальных религиозно-философских доктрин
1.1 Герменевтические подходы в социальной философии и их 17
возможности для анализа китайского общества
1.2 Базовые концепты китайских национальных религиозно- 43
философских доктрин
Глава 2. Социально-философский анализ базовых концептов 73
китайской культуры на основе авторского перевода-интерпретации
«Дао дэ цзин»
2.1 Предварительный анализ переводов-интерпретаций «Дао 73
дэ цзин» как источника базовых концептов китайской культуры
2.2 Социально-философский анализ базовых концептов, 84
изложенных в трактате «Дао дэ цзин», на основе авторского
перевода-интерпретации
Заключение 166
Приложение 172
Список литературы 223
Актуальность темы исследования связана с той значительной ролью,
которую государство Китайская Народная республика играет в современном
геополитическом пространстве, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, где выступает стратегическим экономическим и политическим
партнером Российской Федерации. Современные социально-экономические,
политические, культурные процессы, характерные для Китайской Народной
республики и делающие это государство крупнейшим игроком на
международной арене, базируются на многих основаниях, в том числе на
особых социально-культурных практиках, насчитывающих несколько
тысячелетий. Синология сегодня – это одно из наиболее динамично
развивающихся направлений в философских, социальных, гуманитарных,
культурных, политических, религиозных исследованиях, не говоря уже об
экономических, регионоведческих и международных исследованиях. В 20-
30-е гг. XX в. в трудах ряда европейских и российских ученых была
высказана гипотеза о целостности, автономности китайского общества и
китайской культуры, о том, что социальные и культурные процессы, в том
числе, процессы социальной стратификации, социальные и культурные
нормы, ценности, идеалы складываются совершенно иным образом, нежели в
обществах т.н. «западного» типа. Несмотря на дискуссионность
цивилизационного подхода ряд современных ученых выделяют особый
цивилизационный тип – дальневосточную цивилизацию, включающую в себя
такие страны, помимо КНР, как Северную и Южную Корею, Японию,
Вьетнам, Таиланд, Сингапур и некоторые другие. При этом существует
определенная научная конвенция, связанная с тем, что ключевые доминанты
этой цивилизации, ее опорные точки, базовые структуры имеют китайское
происхождение. Речь идет и о способах социальной стратификации, и об
идеологических концептах, и об эталонах хозяйствования, традиционных
религиях, китайском буддизме, лингвистической специфике, письменности,
искусстве, архитектуре, культурных нормах и ценностях, включая культуру
повседневного общения. С другой стороны, китайское общество имеет
особое социальное время, чья историческая длительность сегодня не
сопоставима более ни с одним другим обществом. Возникнув одновременно
с древнеегипетской цивилизацией, китайское общество представляет собой
пример самого устойчивого и длительного развития в истории человечества.
Во многом этом связано с социально-культурными и гуманитарными
практиками, которые доказывают свою состоятельность веками и
тысячелетиями успешного применения, а также определенным единством и
постоянно воспроизводящейся преемственностью китайской культуры,
построенной на уникальной письменности и особом отношении к древним
культурным артефактам, прежде всего, к древним культурным текстам, в том
числе, философского и религиозно-этического характера.
Современные социально-философские исследования имеют ярко
выраженный междисциплинарный характер. Философское осмысление и
философское понимание актуальных исследовательских проблем связано с
активным освоением подходов, концепций, методов, методик,
апробированных в конкретных науках – как в естествознании, так и в
социально-гуманитарных исследованиях. Одновременно складываются
концептуальные и методологические подходы, реализация которых
подчеркивает специфику именно социального и гуманитарного познания по
сравнению с естествознанием. Ведущим подходом, уникальным именно для
современной социальной философии, современного социального и
гуманитарного познания в целом является герменевтика, связанная с
организацией такого процесса как «понимание». Современная социальная
философия очень часто использует герменевтический подход, в том числе в
аспекте текстологического, категориально-понятийного анализа
философских и других культурных текстов. Для исследований китайского
общества, китайской культуры герменевтическая методология является
чрезвычайно актуальной, поскольку предметом исследования выступает
социально-культурное пространство, требующее уточнения всех
исследовательских процедур и корректировки научных подходов, научных
методов, разработанных в западной научной и философской традиции. Для
качественного социально-философского анализа китайского социально-
культурного пространства необходимо знание китайского языка, китайской
письменности, что, собственно, характерно для традиции отечественной
синологии. Таким образом, актуальность применения герменевтической
методологии по отношению к китайской культуре представляется
несомненной как в силу геополитического стратегического значения
отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной
республикой, так и в силу специфики современных социально-философских
исследований, опирающихся на междисциплинарный подход и
интеллектуальные открытия в различных сопредельных отраслях научного
знания.
Разработанность проблемы исследования. Герменевтика как
философская теория и как совокупность методологических процедур
является базой для социальной философии и центром внимания для многих
виднейших философов. Следует отметить, что сама по себе герменевтика
генетически связана с религиозно-текстовыми исследованиями, прежде
всего, священных текстов и прообразом в философско-религиозной традиции
имеет экзегетику. Становление, так называемой, библейской герменевтики
связано с именами Филона Александрийского1, Боэция2, Августина Аврелия3,
представителей византийской патристики, в том числе с Василием Великим4,
Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. / Вступ. ст. Е.Д. Матусовой, пер. и комм.
А.В.Вдовиченко, М. Г. и В.Е.Витковских, О. Л.Левинской, И.А.Макарова, А.В.Рубана. М.: Греко-латинский
кабинет Ю.А.Шичалина, 2000
2
Боэций. Комментарий к «Категориям» Аристотеля. / Пер. А. В. Аполлонова. // Антология средневековой
мысли. Т. 1. СПб, 2001. С. 113—160.
3
Августин Аврелий. Толкование на псалом 125. / Пер. С.А.Степанцова. // Альфа и Омега. 1997. № 2 (13). С.
52-75.
4
Василий Великий. Девять бесед на Шестоднев. / Пер. Л.А.Фрейберг [с. 47-50]. Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19,
20. / Пер. Т.А.Миллер [с. 65-69]. // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред.
Л.А.Фрейберг.—М.: Наука, 1968.— С. 45-69.
Иоанном Златоустом5, Григорием Богословом6, в западном христианстве
прообразы философской герменевтики можно найти в трудах Фомы
Аквинского7 и других мыслителей.
Однако еще до христианства выделение процедур понимания в
качестве особых, требующих специального философского
методологического применения, было сделано в философии Платона8,
Аристотеля9, Плотина10, Ямвлиха11, Прокла12. Исламская средневековая
философия также использовала и обосновывала герменевтические
процедуры при анализе сочинений античных философов, прежде всего
Аристотеля. Труды Аль-Фараби13, Ибн-Араби14 и других выдающихся
арабских средневековых мыслителей содержат как непосредственное
использование герменевтических процедур, так и их философскую
рефлексию.
Автономное развитие герменевтики как философской науки и
философской методологии начинается в XIX в. в трудах Фридриха
Шлейермахера15. Развитие конкретных социальных и гуманитарных наук, в
том числе психологии, социологии, культурологии, религиоведения, привело
к тому, что герменевтика как философская теория понимания стала
отличительным признаком т.н. «наук о духе» в отличие от «наук о природе».
Иоанн Златоуст. Четыре огласительные гомилии (серия Пападопуло-Керамевса). / Пер. И. В. Пролыгиной.
// Вестник древней истории. 2005. № 1. С. 261—281. № 2. С. 208—219.
6
Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. / Пер. Моск. дух. акад. (Серия «Классическая философская
мысль»). Мн., Харвест— М., АСТ, 2000.
7
Фома Аквинский. Сумма теологии. Том 1: [Часть 1. Вопросы 1—64]. – М.: Издатель Савин С. А., 2006
8
Платон. Теэтет. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://grani.roerich.com/plato/txt/theaetetus.htm
9
Аристотель. Категории. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://philosophy.ru/library/aristotle/kat/kategorii.html
10
Плотин. Об уме, идеях и сущем. уме, идеях и сущем. / Пер. Ю.А.Шичалина. // Философия природы в
античности и в средние века.— М., 2000.— С. 257—273.
11
Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. / Пер., вступ. ст. и комм. Р.В.Светлова. (Серия
«Античная библиотека». Раздел «Античная философия»). – СПб., Алетейя, 2000.
12
Прокл Диодох. Комментарий к «Тимею» Платона (Книга первая. Введение). / Пер. С.В.Месяц. //
Историко-философский ежегодник’2000. — М., 2002.
13
Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. – Алма-Ата, 1985.
14
Ибн-Араби. Наставления ищущему Бога. Перевод и комментарии А.В.Смирнова.— В кн.: Средневековая
арабская философия: проблемы и решения. М.: «Восточная литература», 1998, с. 296—338.
15
Шлейермахер Ф. Герменевтика.— СПб., «Европейский дом», 2004
Этот статус герменевтики раскрыл и обосновал Вильгельм Дильтей16. В
трудах Фридриха Ницше17, Хосе Ортеги-и-Гассета18, Георга Зиммеля19,
других представителей «философии жизни» герменевтика использовалась
как серьезная концептуальная основа. Дальнейшее развитие эта теория имела
в философских исследованиях Мартина Хайдеггера20 и Георга Гадамера21.
После Второй мировой войны герменевтика развивается в трудах Поля
Рикёра и получает особую трактовку в философии постструктурализма и
постмодернизма в работах М. Фуко22, Ж. Делёза23, Ф. Гваттари24, Ж.
Деррида25 и других.
Для социально-философских исследований особую актуальность
герменевтической методологии подчеркивают Дж. Александер и Ф. Смит26.
Понимание социальных процессов в контексте культурных текстов
закрепилось в интерпретативной социальной антропологии Клиффорда
Гирца27. Уже классическими стало применение герменевтики для анализа
социальных процессов в работах Ю.Хабермаса28, П. Рикера29, У. Аутвейта30,
Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова
и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание.— М.: Дом
интеллектуальной книги, 2001.
17
Ницше Ф. Гомер и классическая филология. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://www.nietzsche.ru/works/other/gomer/
18
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://philosophy.ru/library/ortega/wph.html
19
Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры — М.: Юрист, 1996.
20
Хайдеггер М. Исток художественного творения. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://viscult.ehu.lt/uploads/Heidegger_ursprung.pdf
21
Гадамер Г. Истина и метод. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/gadamer-istina_i_metod.pdf
22
Фуко М. Археология знания. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fuko_arh/
23
Делез Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я.И.Свирский.— М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая кн., 1998
24
Гваттари Ф. , Делез Ж. Гваттари Ф.Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл.
Я.И.Свирского, науч. ред. В.Ю.Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010.
25
Деррида Ж. Письмо и различие. Пер. с фр. Д. Кралечкина. — М.: Академический проект, 2007.
26
Александер Дж., Смит Ф. Сильная программа в культур-социологии. Электронный ресурс. Режим доступа
к ресурсу: http://www.hse.ru/data/2011/03/06/1211606385/9_2_03.pdf
27
Гирц К. Интерпретация культур. – М.: РОССПЭН, 2004.
28
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб: Наука,
2006.
29
Ricoeur P. The model of the Text: Meaningful Action Considered as a Text // New Literary History.1973. Vol. 5.
№ 1.
30
Outhwaithe William. Laws and Explanations in Sociology//Classic Disputes in Sociology/R.J.Anderson,
J.A.Hughes, W.W.Sharrock (eds.). L.: Alien & Unwin, 1987.
Э.Гидденса31, Дж.Б. Томсона32, представителей школы «понимающей
социологии» и др.
Среди отечественных исследователей одним из основателей
герменевтической традиции был Г.Г. Шпет33, хотя собственно
герменевтические процедуры использовали в философских исследованиях
А.С. Хомяков34, В.С. Соловьев35, Н.А. Бердяев36, С.Л. Франк37, Л.П.
Карсавин38, П.А. Флоренский39, С.Н. Булгаков40, А.Ф. Лосев41 и другие
выдающиеся представители русской философии.
Китайское общество, китайская культура начинают активно
исследоваться в социальной философии, начиная с первой трети XIX века,
когда появляются первые серьезные переводы текстов китайских мыслителей
и китайских сакральных текстов на европейские языки, в том числе, на
русский язык. Отечественные исследования китайского общества
начинаются с работ Н.Я. Бичурина42, В.П. Васильева43, В.М. Алексеева44,
Ю.К. Щуцкого45. В настоящее время российское философское китаеведение
Гидденс Э. Новые правила социологического метода / Пер. с англ. С. П. Баньковской // Теоретическая
социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.:
Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2.
32
Thompson J.B. Critical Hermeneutics. A study in the thought of Paul Ricoeur and Jurgen Habermas. Cambridge:
Cambridge University Press, 1981.
33
Шпет Г.Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Отв. ред.-составитель Т.Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН,
2005.
34
Хомяков А.С. Сочинения в 2-х томах («Из истории отечественной философской мысли»). М: Правда,
1994.
35
Соловьев В.С. Исторические дела философии /Вопросы философи. – 1988. – № 8. – С. 118-125.
36
Бердяев Н.А. Смысл творчества.Опыт оправдания человека. Электронный ресурс. Режим доступа к
ресурсу: http://odinblago.ru/smisl_tvorchestva
37
Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Электронный ресурс. Режим
доступа к ресурсу: http://malchish.org/lib/philosof/religion/Frank_duhovnyeosnovy.pdf
38
Карсавин Л.П. Философия истории. – М., 1993.
39
Флоренский П.А. Имена. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://www.magister.msk.ru/library/philos/florensk/floren03.htm
40
Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. – М.: Путь, 1911.
41
Лосев А.Ф. Философия имени. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_im/index.php
42
Бичурин Н.Я. Из китайских представлений о России // «Арабески» Истории. Т. 2: Русский разлив. –
М.,1906. – Вып. 3-4. – С. 262-266.
43
Русский китаевед акад. В. П. Васильев (1818‒1900), в кн.: Очерки по истории русского востоковедения, сб.
2, М., 1956.
44
Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. Кн. 1-2. М., 2002
45
Щуцкий Ю.К. Дао и дэ в книгах Лао-цзы и Чжуан-цзы. – От магической силы к моральному императиву:
категория дэ в китайской культуре. М., 1998
представлено именами М.Л. Титаренко46, Е.А. Торчинова47, А.И. Кобзева48,
А.А. Маслова49, В.В. Малявина50, А.В. Ломанова51, Н.В. Абаева52, А.Е.
Лукьянова53, Л.С. Васильева54, В.Г. Бурова55, Ф.С. Быкова56, Б.Б.
Виноградского57, Б.Н. Бузыка, Т.М. Гавристовой58, К.И. Голыгиной59, Е.В.
Завадской60, В.Е. Еремеева61, В.А. Кривцова62, Н.П. Мартыненко63, А.Л.
Передельского64, Л.С. Переломова65, Л.Е. Померанцевой66, В.А. Рубина67,
С.Л. Тихвинского68, В.Ф. Феоктистова69, В. Фирсова70, Л.Е. Янгутова71 и
многих других.
Таким образом, дальнейшее развитие социально-философской
методологии исследования китайского общества и китайской культуры
Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. – М.: Наука, 1985.
47
Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. – СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
48
Кобзев А.И. Статьи в энциклопедии Духовная культура Китая. – М.: Восточная литература, РАН, 2006. –
Т. 1. Философия.
49
Маслов А.А. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». — Москва: Сфера, 1997.
50
Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ, Астрель, 2001;
Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. – М.: Дизайн. Информация.
Картография: АСТ, Астрель, 2000.
51
Ломанов А.В. Судьбы китайской философской традиции во второй половине XX века: Фэн Юлань и его
интеллектуальная эволюция. – М., 1998.
52
Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. – Новосибирск:
Наука. Сиб. Отд., 1992.
53
Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. – М.: Вост. Лит., 2000.
54
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Вост.лит., 2001.
55
Буров В.Г. Современная китайская философия. – М.: Наука, 1980.
56
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. – М.: Наука, 1966.
57
Виноградский Б.Б. , Кузык Б.Н. Законы гармонии на Пути правителя. – М.: Гермитаж-Пресс, 2005.
58
Гавристова Т.М. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство. – Ярославль: ЯГУ, 1995.
59
Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). – М.: Вост.
Лит., 1995.
60
Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. – М.: Наука, 1977.
61
Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. – М., 1993.
62
Кривцов В.А. Эстетика даосизма. – М.: Фабула, 1993.
63
Мартыненко Н.П. Семиотика древнекитайских текстов. Введение в метод. – М.: Соц.-полит. Мысль, 2003.
64
Передельский А.Л. Поиски духовного и физического совершенства в культурологических учениях
древнего и средневекового Китая. – М.: Исслед. Центр по проблемам управления качества подготовки
специалистов, 1992.
65
Переломов Л.С. Слово Конфуция. – М.: Фабула, 1992.
66
Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнаньцзы» – II в. до н.э.) – М.:
изд-во Моск. Ун-та, 1979.
67
Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. Собрание трудов. – М.: Вост.лит., 1999.
68
Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ювэй. – М.: ИВЛ, 1959; Наука, 1980.
69
Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы; Исслед. И пер. – М.:
Наука, 1976.
70
Фирсов В. Последние перемены «Книги перемен». «Книга перемен». Мистики и маги Древнего Китая. –
М.: Центрполиграф, 2004.
71
Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. – Новосибирск: Наука,
Сиб. Изд.фирма, 1995.
представляется актуальным и востребованным в российской социальной
философии.
Объект исследования базовые концепты китайской культуры.
Предмет исследования социально-философская герменевтика как
методология исследования базовых концептов китайской культуры
Гипотезу исследования составляет предположение, что в современной
социальной философии герменевтика становится основным методом для
изучения базовых социально-культурных процессов, в том числе,
проявленных в виде базовых концептов, воспроизводящихся на протяжении
всего исторического существования той или иной культуры. Выделение
такого объекта исследования как «концепт» является эвристичным и
актуальным, поскольку позволяет преодолеть межкультурные барьеры,
возникающие в силу уникальности лингвистических, идеологических,
философских, религиозных и иных культурных оснований того или иного
социального организма. С помощью герменевтики социальная философия
получает возможность адекватно конструировать знаки, символы, образы
определенного социально-культурного пространства, проявленного в
значимых аутентичных текстах и требующего социально-философской
интерпретации данных аутентичных текстов.
Эмпирическим материалом выступает древнекитайский религиозно-
философский текст «Дао дэ цзин» в авторском переводе-интерпретации, а
также комплекс теоретических социально-философских, социально-
антропологических, социально-культурологических работ, где представлены
различные аспекты исследуемой проблемы. В том числе, теоретические
работы и аутентичные философские тексты, где представлены сами базовые
концепты китайской культуры, а также система социально-философских
понятий и категорий, позволяющая данные концепты анализировать.
Цели и задачи диссертации. Диссертант ставит цель изучить
содержание и аутентичную форму базовых концептов китайской культуры с
помощью применения герменевтической методологии.
Эта цель достигается с помощью решения следующих задач:
1) проанализировать и систематизировать герменевтические подходы в
социальной философии и их возможности для анализа китайского общества;
2) определить базовые концепты китайских национальных религиозно-
философских доктрин;
3) изучить существующие переводы-интерпретации «Дао дэ цзин» как
источники для анализа базовых концептов китайской культуры;
4) провести социально-философский анализ базовых концептов,
изложенных в трактате «Дао дэ цзин», на основе авторского перевода-
интерпретации этого текста.
Методологическая и теоретическая основы исследования связаны с
достижениями отечественных мыслителей, которые моделируют социально-
культурные процессы китайского общества только на основе глубокого
погружения в культурные тексты на аутентичном языке, сопрягая
методологическую специфику научной дисциплины со знанием китайского, в
том числе старокитайского языка (письменности, грамматики, лексики,
синтаксиса, семиотики, семантики, графем и т.д.). Требование изучать
китайское общество и китайскую культуру на основе переводов значимых
культурных текстов определяет принципиальную междисциплинарность
исследования. Социально-философская рефлексия сопровождается
использованием социально-психологических, социально-антропологических,
культурно-антропологических, лингвистических и
лингвокультурологических методов. В синтезе социально-философских,
социально-психологических и лингвокультурологических методов рождается
герменевтическая методология, которая построена на том, что помимо
рациональных гносеологических процедур необходимы процедуры
организованного понимания, соблюдение особого герменевтического
стандарта (термин В. Кузнецова).
В диссертации обосновывается и применяется метод выделения
базовых концептов культуры и анализ содержания данных концептов. В
настоящее время анализ концептов культуры приобретает большое
распространение, как в исследованиях российского общества, так и при
изучении иных культур, в том числе значительно отличающихся по
религиозным, лингвистическим, идеологическим основаниям от российского
общества.
Для организации и оформления результатов исследования применялись
общенаучные методы и общепринятые научные процедуры, в том числе,
метод единства исторического и логического, сравнительно-исторический
метод, экстраполяция, анализ и синтез, переход от абстрактного к
конкретному, индуктивный и дедуктивный методы, последовательность в
рассмотрении вопросов, и т. д.
Новизна исследования состоит в использовании принципиально
нового авторского перевода «Дао дэ цзин» для целей социально-
философского исследования китайского общества. Причем новым для
российской социальной философии является и переводимый
древнекитайский текст «Дао дэ цзин», который впервые переводится в
данной комментаторской традиции. Анализ базовых концептов на основе
авторского перевода-интерпретации «Дао дэ цзин» раскрывается с помощью
изучения смысловой динамики этих концептов. Впервые базовые концепты,
характерные для китайской культуры, рассматриваются не в статичном
состоянии той или иной категории, а в развитии, движении смысловых
полей, которые изменяют содержание концепта в зависимости от его
местоположения в целостной системе знаков и символов, отражающих
философские, этические, религиозные и иные ценностные начала.
Новизна исследования состоит также и в том, что впервые на основе
авторского перевода-интерпретации «Дао дэ цзин» раскрыто содержание
концепта «мудрец» в различных смысловых ипостасях и аспектах, включая
динамику различных смысловых оттенков этого концепта, его различную
(как «высокую», так и «низкую») этико-философскую наполненность.
Основные положения, выносимые на защиту
1. В ходе развития социально-философского знания складывается
герменевтический методологический стандарт, который предполагает, что
каждое конкретное исследование значимого культурного текста есть
определенная интерпретация, возникающая на основе особой актуальности
данного текста в ту эпоху, в которую исследователь предпринимает свою
интерпретацию. Применение герменевтического методологического
стандарта (термин В. Кузнецова) позволяет доказать особую актуальность
«Дао дэ цзин» для социально-философского изучения китайского общества.
Исследование «Дао дэ цзин» происходит не только в формате диалога
исследователя и текста, но и обуславливает непрерывность межкультурной
коммуникации между Россией и Китайской Народной республикой в силу
особой значимости «Дао дэ цзин» для мировой и национальной культуры.
2. По отношению к «Дао дэ цзин» герменевтический методологический
стандарт позволяет использовать как методы классической версии
герменевтики (эмпатию, вживание, реконструкцию социально-
психологического пространства времени создания «Дао дэ цзин», стремление
понять текст, лучше, чем это могли бы сделать современники автора), так и
методы современной герменевтики, связанные с применением методов
психоанализа, выделения архетипов коллективного бессознательного,
анализа структурных особенностей китайского языка и письменности,
идеологические интерпретации социально-политических теорий,
изложенных в «Дао дэ цзин».
3. Для эффективного изучения механизмов позитивной социальной и
культурной идентичности необходимо обратиться к концептам как
хранилищам устойчивых и первичных культурных смыслов,
воспроизводящихся на всем историческом цикле существования данного
конкретного социального организма. В отличие от понятия концепты
связаны именно с содержанием, поэтому чаще всего концепты принимают
форму образа, с помощью которого в национальной картине мира
воспроизводятся базовые структурные элементы, отличающие по
содержанию данную национальную картину мира от другой национальной
картины мира. Носителем концептов является язык.
4. Анализ «Дао дэ цзин» и ряда других философско-религиозных
древнекитайских текстов, их авторский перевод-интерпретация позволяют
выделить следующие базовые концепты, разделенные на два содержательных
блока в соответствии с их культурными смыслами и ценностными
значениями.
Первый блок: Дао, Имя, «Безымянная простота» (у мин чжи пху),
Небытие, Бытие.
Второй блок: Дэ, Вэй – У вэй, Знания, Слово, Мудрец.
Базовые концепты концентрируются в определенной точке
национальной картины мира, которая представляет собой центр,
интегрирующий множество смысловых оттенков того или иного базового
концепта. Смысловое пространство базового концепта не статично, а
динамично. Смысловые поля, складывающиеся вокруг базового концепта,
могут передвигаться по своеобразной смысловой оси, быть «высокими»,
«низкими», «средними» и приобретать соответствующие оттенки этических
значений.
5. Особую роль среди базовых концептов китайской культуры играет
концепт «мудреца». Различные главы «Дао дэ цзин» раскрывают
множественные аспекты «идеального человека», «совершенной личности».
Синонимом понятия «идеальная личность» является «мудрец». Социально-
антропологические качества «мудреца» связаны с «у вэй», «недеянием».
Концепт «мудреца» раскрывается в аспектах «идеального правителя»,
«мудреца в миру», «стяжателя». Социальная диалектика мудрости
осуществляется в контексте «Дао-Пути» и «Дэ-Благодати».
Самостоятельность человеческого выбора предопределяет его состояние по
отношению к Дао-Пути. Выбор человека меняет качество самого Дао. В этом
выборе Дао может быть благодатным, дающим человеку «Дэ-благодать», а
может быть низшим, порождающим низшие аспекты всех базовых
концептов. Тем самым человек в полной мере участвует в формировании
качества Дао, предопределяя тем самым качество социального пространства
и этическое содержание внутренней мудрости.
Теоретическая значимость работы и практическая ценность ее
результатов заключаются в том, что данные результаты могут
использоваться для дальнейшего исследования современного китайского
общества, его социально-культурных процессов, оснований его устойчивости
и успешного социально-экономического и социально-культурного развития.
Диссертантом предложена общая модель выделения базовых концептов
китайской культуры на основе применения герменевтического
методологического стандарта для социально-философского исследования.
Конкретные процедуры этого исследования могут быть использованы для
дальнейшего изучения культур других стран Азиатско-Тихоокеанского
региона, прежде всего, развивающихся в контексте дальневосточного
цивилизационного типа общества. В образовательной деятельности
содержание диссертации и ее выводы могут быть применены для
модификации таких учебных дисциплин как «Методы социальной
философии», «Социальная антропология», «История китайских социальных
учений», «Техники анализа текстов культуры».
Степень достоверности и апробация результатов работы.
Необходимая степень достоверности результатов диссертационной работы
определяется применением строгих социально-философских методов
исследования, соблюдением научных процедур, проверенных и
общепринятых методик научной работы. Достоверность полученных
результатов доказывается также их сравнением с результатами других
ученых, работающих в подобном исследовательском пространстве и
делающих аналогичные выводы на основании собственного
исследовательского материала. Результаты данной диссертации
подтверждаются и в социально-культурной практике, характерной для
современного китайского государства, а также в практике современной
межкультурной коммуникации между Россией и КНР.
Основные идеи диссертации, методологические подходы к
исследованию обсуждались на региональной конференции «Актуальные
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!