Методология цикличности и итеративности исторических «событий» и «структур» в их социально-философской интерпретации

Повилайтис Андрей Владимирович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты цикличности и 15 итеративности в социальной философии
1.1. Эволюция циклических представлений в социальной философии
1.2. Категориальный (понятийный) аппарат методологии «циклического 69 подхода» и итеративности. Классификация и типология циклов. Цикл как аттрактор и ловушки цикла. Гибель, рождение и инобытие циклов
1.3. Порочные циклы исторических «событий» и «структур». Проблема 77 квазициклов. Итеративность как повтор социальных дилемм
Глава 2. Теория и практика «инобытия цикла» в социально- 88 историческом процессе. Итеративное воспроизводство социального
2.1. Критика циклической и линейной концепции истории. Философские 88 основания цикличности и итеративности как социальной реальности
2.2. «Эссенциальные циклы» в историческом процессе и их социально- 124 философский анализ
2.3. Квазициклы и «безциклическое» развитие. Общество и история без 148 циклов
Глава 3. Циклические процессы на региональном уровне
3.1. Циклы в освоении Русского Севера
3.2. Циклические подходы к изучению Арктики 188 Заключение 196 Список литературы 201

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного
исследования, характеризуется степень изученности фундаментальных и
актуальных вопросов цикличности и итерации, формулируются объект и
предмет исследования, научная новизна и положения, выносимые на защиту,
дается оценка теоретического и практического значения диссертации,
приводятся сведения об апробации ее результатов.
В первой главе «Теоретико-методологические аспекты цикличности
иитеративностивсоциальнойфилософии»рассматривается
методологическийиисторическийаспектзаявленнойтематики,
обосновывается категориальный аппарат, на междисциплинарном уровне
рассматривается природа цикла.
В первом параграфе «Эволюция циклических представлений
в социальной философии» делается попытка проследить сущностные и
содержательные изменения, которые претерпела категория «цикл» с
древнейших времён до современности. Циклические представления,
несомненно, начали формироваться еще в рамках первобытного и
мифологического типов мышления. Далее, они были наглядно-образно и
понятийно закреплены в эпоху Древнего Востока и Античности.
Первоначально циклические представления ассоциативно были связаны с
наблюдениями за природной цикличностью, с ее многочисленными
повторяющимися аспектами, доступными прямому восприятию (сезонные,
жизненные, «планетарные» циклы). Отсюда проявляется стойкая тенденция
объяснить развитие мира «вечным круговоротом». В древнеиндийской
философии примечательна категория «сансара». Она, в сущности,
представляет собой круг, который предписывалось в рамках ряда учений
преодолеть или «разорвать». Цикличный характер носило взаимодействие
понятий «инь» и «ян», которые пронизывали всю китайскую философию.
В Античной философии представления о том, что развитие носит круговой
характер, выражалось в идеях многих древнегреческих и древнеримских
философов. Это и милетская школа (Анаксимандр, Анаксимен), и учение
Гераклита о том, что вещи постоянно переходят в свою противоположность, и
«космогонический цикл» Эмпедокла, и круговорот «правильных» и
«неправильных» форм власти у Платона, Аристотеля, Полибия. Последний
обозначил пять стадий развития цикла политических устройств:
«зарождение», «возрастание», «расцвет» «изменение», «завершение». В
древнеримской социально-философской мысли следует выделить Т. Лукреция
Кара, Л.А. Сенеку, которые подчёркивали круговой характер развития мира и
человеческой судьбы. Вообще, следует отметить, что в период Древнего
Востока и Античности идея «циклического времени» господствовала
безраздельно.
Эпоха Средневековья, с господствующей религиозной картиной мира,
выдвинула идею «линейного времени» с одномоментным актом творения,
которая оказалась в оппозиции циклическому. Но последнее не было
вытеснено первым. Отвергнув фундаментальный античный циклизм,
христианские философы, представлявшие всю историю развития от
«Сотворения мира» до «Апокалипсиса», не могли отбросить круговые,
итерационные формы в рамках самой «линии истории». Например,
существует до сих пор христианский «праздничный цикл», которому
соответствуют вполне определённые обрядовые действия (например,
соблюдать пост, участвовать в обрядах и т.п.). Аврелий Августин критиковал
циклизм, но признавал существование «порочных кругов», которые следовало
бы, по его мнению, разорвать. Нельзя не отметить и мусульманскую
традицию, арабскую философию. Здесь уместно будет вспомнить арабского
философа Ибн Халдуна, который в «Мукаддиме» представил развитие
истории, как циклическое.
Эпоха Возрождения в свою очередь стала символом возврата к
античным образцам. На идеи уже упомянутого нами древнегреческого
мыслителя Полибия опирались Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини. Но особо
следует обозначить вклад Дж. Вико. В своём фундаментальном труде
«Основания новой науки об общей природе наций» он систематизировал
имеющиеся представления о цикличности в истории и предложил
собственную модель её развития. Также следует отметить, что главным и
общим недостатком всех концепций циклизма от древних времён до истории
Нового времени является их статичность, неизменность в итерации,
отсутствие учёта динамического аспекта.
Новый этап развития циклических представлений был связан с
диалектикой Г. Гегеля, а позже и К. Маркса. Г. Гегель предложил модель
исторического развития в виде некоего «круга кругов», т.е. спирали, где
каждая итерационная цепочка (тезис-антитезис-синтез) воспроизводится на
новом уровне и в новом качестве. Сам диалектический метод в аспекте
изучения исторического процесса, несмотря на свою прогрессивную
направленность, по своей форме содержит в себе изрядную долю циклизма.
Последний проявляет себя и в учениях крайне далёких друг от друга по своим
взглядам философов: О. Конта («закон трёх стадий, каждая из которых может
быть представлена, как цикл) и Ф. Ницше (идея «Вечного возвращения»).
«Новое дыхание» циклизм приобрёл на рубеже XIX-XX вв., благодаря
идее переноса биологических закономерностей и стадий развития живых
организмов (рождение, взросление, расцвет, старость, гибель) на социальную
сферу. Особенно ярко это прослеживается в трудах А.Дж. Тойнби,
О. Шпенглера. Уместно вспомнить влиятельное течение экзистенциализма
(М. Хайдеггера, А. Камю). Последний рассматривает жизнь, как «цикл
абсурда» (данная идея особенно прослеживается у А. Камю
в «Мифе о Сизифе»).
Невозможнопройтимимопредставителядеконструктивизма
Ж. Деррида, который ввёл в философию категорию «итеративность».
Последняя является важнейшей для обоснования методологии нашего
исследования.
Нельзя не отметить и русскую философию в аспекте проблемы
циклического подхода к истории. Он, главным образом, рассматривался
спектре историко-философских проблем и связан с дискуссией о путях
развития России (самобытный или западнический). Здесь наиболее ярко
выделяется фигура Н.Я. Данилевского с теорией культурно-исторических
типов. Он подчёркивал, что существуют циклы, фазами которых являются как
процветание, так и угасание культур. В свою очередь, о проблеме заката
культуры в Западной Европе ещё до О. Шпенглера писал К.Н. Леонтьев.
Свои циклические модели представили Л.Н. Гумилёв («Огонь на оси
координат»), А.Л. Чижевский («теория гелиотараксии»), П.А. Сорокин (циклы
социальных структур). При всех методологических уязвимостях,
дискуссионности идей данных авторов, они (идеи) не только имеют право на
существование, но и создают перспективы для дальнейшего развития
циклических теорий.
Мировуюизвестностьполучилиэкономическиециклы
Н.Д. Кондратьева. На их закономерности стали опираться даже исследователи
циклизма из смежных (по отношению к экономике) областей.
В советской философской мысли выделяется коллективный труд
А.X. Касымжанова, А.Ж. Кельбуганова, К.М. Сатыбалдиной «Круги в
познании». Авторы полагали, что «термин “круг” чрезвычайно
полисемантичен». Но следует признать, что в целом, концепции циклизма в
философии СССР считались реакционными до 1991 года.
Роль циклов в социальном развитии оказалась интересна и современным
исследователям. В отечественной науке среди них особенно выделяются
следующие авторы: Ю.В. Яковец, которого считают основателем научной
школы русского циклизма; Н.С. Розов, предложивший концепцию «колеи»
российских циклов; А.С. Ахиезер, разработавший социокультурную
концепцию истории России. В конце XX- начале XXI вв. понятие «цикл» все
чаше попадает в поле зрения исследователей. Среди отечественных авторов
можно назвать Т.В. Панфилову, М.В. Сапронова, Ю.Н. Соколова,
А.В. Улыбина, К.Е. Рыбака, В.В. Афанасьева, С.А. Сапёркина, Л.С. Клейн,
И.Н. Сиземскую, Ю.В. Рыжова, В.Г. Шнайдера, Д.В. Полянского,
А.Н. Ищенко, М.В. Логинова и др. Принципиально новые модели циклов
предлагают следующие исследователи: Д.В. Реут, М.И. Баранов, С.О.
Майоров, Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев и др. Несколько особняком стоит
фигура П. Турчина, американского учёного советского происхождения, автора
«теории вековых циклов». Что касается современных зарубежных
исследователей, то следует упомянуть А. Шлезингера (младшего) и его
концепцию двенадцатилетних циклов, А. Деулофеу-и-Торреса с его
«математикой истории», Н. Хоу и У. Штрауса с «теорией поколений».
В качестве новейшего выделяется фрактальный подход, который
встречается в трудах Д.С. Жукова и С.К. Лямина. Данные авторы пытаются
рассмотреть все социальное богатство связей и структур через набор
устойчивых и повторяющихся структур – фракталов.
Второй параграф первой главы «Категориальный (понятийный)
аппарат методологии «циклического подхода» и итеративности.
Классификация и типология циклов. Цикл как аттрактор и ловушки
цикла. Гибель, рождение и инобытие циклов» посвящен проработке
понятийного аппарата и базовых визуальных метафор циклических
концепций. В нём упоминаются такие понятия, как точка равновесия
(эквилибриум), гомеостаз, итерация, пульсация, ритм, волна, вибрация, фаза,
период, маятник, рекурсия, серия, фрактал, завязка, кульминация, развязка,
маятник, воспроизводство, циркуляция, ротация, чередование, круговращение,
инверсия, оборот, ось вращения, осевое время, раскачивание, лавина,
карусель, вихрь, водоворот, скручивание, раскручивание, переворот, кругозор,
каскад и турбулентность, прилив, отлив, регенерация, возобновление,
размножение, «маятник истории», «спираль развития», «спираль молчания»,
«колесо времени», «свастика-коловорот», «Колесо Дхармы», «колесо
Фортуны», «веретено Ананке», Феникс, Уроборос, реинкарнация,
апокатастасис. Особое внимание уделяется понятиям «резонанс»,
«амплитуда», «колебание», «спираль». Пытаясь найти самое общее
определение понятия «цикл», как базовой категории, мы приходим к
следующей дефиниции: «Цикл – это многократное повторение
последовательности действий».
В аспекте систематизации знаний о природе цикла в главе говорится о
логических процедурах, направленных на раскрытие способов классификации
и типологии циклов. В основе классификации лежит операция деления
понятия, которая применяется тогда, когда надо установить, из каких видов
состоит родовое понятие. Циклы можно классифицировать по сфере научного
исследования: философия, история, экономика, политология и т.п. Среди
типов можно выделить «замкнутые» и «незамкнутые» циклы. Замкнутый тип
цикла – это всегда повтор и возврат в исходное состояние. Незамкнутый тип
цикла подразумевает выход за пределы круга и наиболее адекватно отражает
использование понятия в социально-гуманитарном познании.
Рассуждая о циклизме в социально-гуманитарной плоскости, следует
также обратить внимание на понятие «ловушка цикла». В этом плане
проанализированы идеи Л.Е. Гринина и А.В. Коротаева, в частности, их
теоретические построения о так называемой «ловушке цикла», т.е. проблеме
системных диспропорций, которые приводят к периодическим тяжелым
кризисам (нередко принимавшим масштабы социально-демографических
коллапсов/катастроф), откатам назад. В целом, проблему «ловушки цикла»
можно условно назвать «историческими граблями», на которые общество в
известном смысле постоянно «наступает».
На общем фоне также нельзя пройти мимо таких характеристик, как
рождение, гибель и инобытие цикла. Их можно рассматривать и в качестве
универсальных фаз. Примечательно также, что для графического выражения
таких понятий, как «рождение» и «гибель» цикла, существуют устойчивые
модели, приведенные исследователем Ю.М. Плотинским. Когда мы говорим о
фазе «инобытия», имеем в виду то, что цикл в дальнейшем может выступать в
самых разнообразных качествах, которые можно выразить в графическом
виде. С одной стороны, он может быть необходимым условием
методологической свободы в работе с эффектами социально-исторической
повторяемости. С другой стороны, цикл, благодаря эффекту собственного
«инобытия», может выступать в самых разнообразных формах, которые
совершенно могут не напоминать круг.
В третьем параграфе «Порочные циклы исторических «событий» и
«структур». Проблема квазициклов. Итеративность как повтор
социальных дилемм» уделяется особое внимание порочному циклу (как
антиподу добродетельному) и механизму его функционирования в социальной
реальности. Применительно к гуманитарным исследованиям, традиционно,
так называемый порочный цикл означает ситуацию, в которой существует
тенденция к ее ухудшению даже при том условии, что присутствуют
постоянные попытки разрешить сложившуюся ситуацию в положительном
ключе. Понятно также, что должен существовать и «добродетельный цикл», в
котором некая повторяющаяся активность, направленная на результат,
обязательно приводит систему к благоприятному исходу. Проблемы порочных
кругов касались многие философы, исследователи (И. Кант, М. Хайдеггер,
Э.Морен, Г. Бейтсон и др.). В качестве одного из примеров механизма работы
порочного цикла демонстрируется проблема бюрократии (когда она
превращается в самоцель), которую ещё К. Маркс образно охарактеризовал
как «круг, из которого никому невозможно выскочить». Порочный цикл ведёт
систему к бесцельности, напрасной трате сил, бессмысленности
существования, преждевременному старению и гибели. Порочный цикл часто
связан с повторением своего или чужого негативного опыта («исторические
грабли»). И одной из важнейших задач здесь является разрыв порочного круга.
Это может осуществиться, как с помощью внутренних ресурсов системы, так
и благодаря внешним силам.
Также помимо «порочных кругов (циклов)» можно выделить псевдо
(квази) циклы исторических «событий» и «структур».
В целом и достаточно условно можно допустить, что природа цикла
может иметь и объективный, и субъективный характер. Объективный характер
цикла подразумевает наличие заданной закономерности, которая может быть
объяснена научным языком (сезонный, биологический, климатический цикл).
В свою очередь, псевдоциклы носят субъективный характер, продиктованный
внутренними мировоззренческими ожиданиями человека, т.е. тем, что Д. Юм
называл «привычкой».
Исследуя механизмы порочных циклов, следует обратиться к еще одной
возможности изучения циклизма – итеративности, как фактора
функционирования социальных дилемм. Как известно, в логике под дилеммой
подразумевают полемический довод с двумя противоположными
положениями, исключающими друг друга и не допускающими возможности
третьего. В социально-философской литературе сущность дилеммы переносят
на социальных акторов, принуждая их функционировать в рамках некой
повторяющейся предопределенности, из которой нет выхода.
Так, в литературе помимо «Дилеммы заключенного», всевозможных
матричных моделей, этических дилемм есть еще и очень удачные, по нашему
мнению, модели, которые в лаконичной форме показывают, как циклизм, так
и итеративность. Примечательно, что дилеммы укладываются как в
концепцию «порочного», так и «добродетельного» циклизма. Качество
циклизма в данном случае зависит от количества итераций вложенных в
дилемму.
Во второй главе «Теория и практика «инобытия цикла» в социально-
историческом процессе. Итеративное воспроизводство социального»
приводится и обосновывается более подробная классификация циклов и
итеративности, раскрывается авторский «метод циклов», который
применяется в отношении конкретных исторических примеров с непременным
использованием социально-философского анализа. Также рассматривается
проблема демаркации циклов на эссенциальные и псевдо (циклы) в аспекте
социальной и исторической практики. Приводятся авторские модели циклов и
итеративности.
В первом параграфе второй главы «Критика циклической и линейной
концепции истории. Философские основания цикличности и
итеративностикаксоциальнойреальности»обосновывается
необходимость «методологического» переформатирования циклического
подхода. Последний, как и линейная концепция, хотя и подвергается
существенной критике, но не отвергается. Более того, осуществляется попытка
«примирения» линейного и циклического по такому же принципу, как в
спиралевидной модели, но на новых основаниях (итеративности). Ввиду
многозначности понятия «цикл», социально-философскому анализу
подвергается комплекс связанных с ним стереотипов. Приводится три
классификации итеративности.
1. По степени охвата: внутренняя, внешняя и всеобщая.
2. По критерию формы восприятия мира: объективная и субъективная.
3. По критерию внешнего рационального вмешательства она бывает
управляемая и неуправляемая.
Также в параграфе приводятся и раскрываются две авторских модели:
«итеративное зеркало» и «итеративный перекрёсток». «Итеративное зеркало»
– это вариант внешней итеративности, реализующийся в двух и более
системах с очень высоким уровнем повторяемости не только формы,
структуры, но и некоторых элементов содержания. При этом даже возникает
эффект большой схожести и типового родства данных систем. Другое понятие
«итеративный перекрёсток» означает наличие точки соприкосновения
единичных совпадений (наложения) двух и более внутренних итеративных и
независимых друг от друга систем. Они имеют отличные друг от друга фазы и
иные параметры. Точки соприкосновения двух систем создают эффект либо
временной закономерности, либо псевдозакономерности, показывающей, что
якобы «встреча не была случайной».
Помимо перечисленного выше уделяется внимание таким понятиям, как
«совпадение», «закономерность», «случайность» и их специфике в аспекте
тематики данного исследования.
Во втором параграфе второй главы «Эссенциальные циклы» в
историческом процессе и их социально-философский анализ»
раскрывается метод циклов, его структура. В частности, обосновываются пять
фаз цикла: зарождение и начало восходящего развития, расцвет, кризис
расцвета, стабилизация, системный кризис и возможность перехода. Каждая
из них может выступать в качестве отдельного цикла. Кроме того, в качестве
универсальных фаз можно выдвинуть две: стабильность и кризис. Это будет
неким упрощенчеством, но вместе с тем и своеобразной интерпретацией.
Например, «расцвет» – это кризис с позитивным вектором развития. А «кризис
системы» подразумевает, что первое понятие (кризис) несёт негативный
вектор. Фазу «зарождения» (начало восходящего развития) можно назвать
восходящей фазой от кризиса к стабилизации. Таким образом, при известном
упрощении пять предлагаемых нами фаз можно свести к двум, хотя и с
некоторыми оговорками. Ещё, как вариант, можно вместо двух выдвинуть три
фазы: «завязка» – «кульминация» – «развязка». Их тоже можно назвать
универсальными, хотя они больше подходят для сферы поэтического или
литературного творчества, а не строгого научного дискурса. Поэтому мы,
говоря о применении метода циклов, предпочитаем опираться на пять фаз.
Важную роль в социально-философском анализе циклов может сыграть
составление комплексных графиков их развития в исторической хронологии
по разным критериям (политический, экономический, культурный и т.п.), где
в качестве вех, к примеру, будут взяты точки зарождения, расцвета и кризиса
(заката). А далее, по каждой сфере проведён соответствующий сравнительный
анализ. Методика построения подобных графических моделей выглядит
следующим образом:
1.Выбирается сфера исследования и её сегмент, необходимый для
исследования. А также критерий (или аспект), в отношении которого будет
проводиться сравнительно-исторический и социально-философский анализ.
2.Создаётся две оси. На горизонтальной по принципу хронологии
отмечаются ключевые точки развития цивилизации (в аспекте политической
истории). На вертикальной показан уровень развития цивилизации. Вверху,
как правило, его положительные значения, внизу – отрицательные. При
построении осей важно подчеркнуть и аргументировать показатели, которыми
будет измеряться содержимое графика.
3.Точки соединяются линиями. Происходит их анализ. В ходе него
можно выделить так называемые «критические точки».
4.Результаты графика следует не только наглядно показать, но и
раскрыть для читателей. Особенно важно это сделать в отношении
критических точек.
5.Поскольку график, как правило, касается одного из аспектов
развития (например, экономическое или социальное и т.п.), было бы хорошо
отметить, может ли он сочетаться, синхронизироваться с графиками других
сфер развития, взятыми за этот же самый период, могут ли быть с их стороны
некоторые «противофазы».
6.«Абстрактные» графики (т.е. графики без числовых показателей,
или с показателями, которые сложно выразить в числовой форме), как
правило, сильно уязвимы для критики. Поэтому, если рассматривать
цивилизацию в целом, то следует в одном поле выстроить сразу четыре (или
более) графика. Каждый из них будет соответствовать одной из четырёх сфер
жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Абстрактные графики целесообразно составлять не одному исследователю
(разумеется, если он не мультинаучный специалист), а исследовательской
команде, чтобы вовремя дополнять показатели, когда какие-то факторы
развития оказываются без учёта.
7.Вообще, графики развития системы, если она открытая, в
последнее время принято представлять в виде волн. Ведь волна – это
разомкнутый и растянутый в линию цикл, на котором присутствуют
соответствующие фазы. И условием циклического развития является
итеративность волн с итерацией тех же самых фаз.
8.Необходимообязательноподчеркнутьиндивидуальные
особенности системы.
9.Количество позитивных амплитуд («гребней волн»), как правило,
бывает от одной до четырёх. Кроме того, можно выделить также
«суперамплитуду», например, когда цивилизация на мировой арене играла
роль «сверхдержавы» или была образцовой для всех стран суперкультурой.
В данном исследовании метод циклов применяется с использованием
различных методологических установок и направлен преимущественно на
примеры из отечественной истории.
В числе эссенциальных циклов особняком стоят уже упоминавшиеся
порочные циклы, которые также широко представлены как историческими,
так и типичными бытовыми примерами. Актуальным примером порочного
цикла являются очередные попытки определённых личностей, государств
реализовать идею глобального доминирования, несмотря на весь негативный
опыт, оставленный предшественниками.
Третий параграф второй главы «Квазициклы и «безциклическое»
развитие. Общество и история без циклов» посвящен анализу десяти
критериев демаркации между эссенциальными и квази (псевдо) циклами:
1.Эссенциальный цикл, в отличие от квазицикла, является системой
характерных закономерностей, которые можно рационально обосновать. Т.е.
причина смены фаз имеет естественно-научный характер. Если подобной
рациональной составляющей нет, то речь идёт о квазицикле. Последние носят
акцидентный характер.
2.В эссенциальных циклах при сравнительном анализе фазы и их
последовательности должны совпадать. В квазициклах подобных
совпадений нет.
3.Отличительным признаком квазицикла является уникальность,
неповторимость условий, в которую попадает система. Неповторимость
подразумеваетотсутствиесоответствующеговоспроизводства,в
противоположность этому эссенциальный цикл построен на итеративности.
Например, таким уникальным событием в истории является первый полёт
человека в космос. Все остальные полёты в космос уже производны,
вторичны, несопоставимы с самым первым из них.
4.Эссенциальный цикл всегда имеет естественную природу.
Квазицикл её не имеет. Квазициклами можно считать все те искусственные
циклы, если большинство их данных «притянуты за уши» или носят
неубедительный, недостоверный характер. Искусственный цикл очень
непросто подвергнуть верификации, и не всегда целесообразно это делать, так
как чем выше степень абстракции, тем сложнее и невозможнее процедура
проверяемости.
5.Квазицикл нередко является результатом нарушения принципа
аналогий. Например, неправомерно считать периоды демократического
развития в истории Западной Европы от Античности до наших дней циклами.
Во-первых, содержание понятия «демократия» в течение данных периодов
очень сильно изменилось. Во-вторых, позволим себе усомниться в
правомерности считать современную Западную Европу наследницей Древней
Греции. Поэтому, данный пример можно характеризовать, как квазицикл.
6.Квазицикл возникает, если при моделировании, сравнении,
синтезе вместо формы условий, процесса предлагается иметь дело с их
содержанием. Содержание, которое, как правило, обладает индивидуальными
особенностями, не может измеряться цикличностью, за исключением случаев
«итеративного зеркала». Но и в последнем схожесть содержания мало что
может значить, если нет схожести структур.
7.Квазицикл возникает, когда в одной логической цепочке «большой
цикл» чередуется с малым. Последние могут выступать как в качестве
самостоятельного цикла, так и в роли фазы большого цикла. Здесь возникает
эффект логической ошибки, когда вместо О1-О2-О3 или Ч1-Ч2-Ч3 (где под
«О» понимается «Общее», а под «Ч» – частное, а наличие цифры говорит об их
различиях), мы можем получить «О1-Ч2-О3» или «Ч1-О2-О3» (есть и иные
варианты комбинации «О» и «Ч».
8.Квазицикл базируется на отдельных элементах, а эссенциальный
цикл имеет дело с системами. Как правило, квазициклы могут быть привязаны
к датам, цифрам, совпадениям и какой-то конкретике. Что касается цифр, то
сразу же отметим, что нумерология считается квазинаукой. Но в отдельных
случаях цифра может иметь значение, есть она носит естественно-научный
характер. Например, число «12», если это связано с солнечной системой и т.п.
9.Цикл, как правило, обладает предсказуемостью и возможностью
для прогнозирования, чего нельзя сказать о квазицикле.
10. Квазицикл может быть фрагментом цикла, но выдаваемый за
некое отдельное целое.
Квазицикл возникает из-за надуманности, субъективности, желания
домыслить и увидеть закономерность там, где её нет. «Территория
квазициклов» особенно прослеживается в области занимательных
исторических совпадений, например, в жизни двух президентов или в датах.
Вообще, яркий признак псевдозакономерности событий – это их привязка к
числу. Нумерология не имеет научной основы, и сами числа не могут влиять
на судьбу, события, определять их. В качестве примеров анализа квазициклов
приводится таблица «жертв «Проклятия Текумсе»», череда смены мужчин и
женщин на престоле из династии Романовых в России (XVII-XVIII вв.), а
также весьма спорная гипотеза А.Л. Чижевского. В последней доказывается
влияние естественных циклов солнечной активности на социально-
политическую жизнь народов, в частности, в России. Теория занимательна
тем, что, действительно, многие ключевые (поворотные) события российской
истории происходили через 12 лет. Например, цепочка: 1905-1917-1929-1941-
1953…гг. Однако, отсутствует главный научный аргумент – доказательства о
прямом влиянии солнечной активности на активизацию социальных событий,
которые приводят к «историческим поворотам», что и сводит гипотезу А.Л.
Чижевского к квазициклам на данный момент.
Отдельным абзацем данного параграфа рассматривается проблема
нециклического развития. Нециклическими можно назвать новые
непрогнозируемые достижения цивилизации. Здесь большое значение имеют
тезисы К. Поппера о неудавшемся «историцизме». Как мы помним, ключевая
черта попперовской критики «историцизма» как раз и заключалась в
неприятии позиции, согласно которой историческому процессу имманентно
присущи определенные качества и регулярность, и что история обладает
внутренней логикой, смыслом и направлением. Однако, данное противоречие
может быть решено допущением, что в цикличной форме может быть
нецикличное содержание, и этому существует огромное множество
практических примеров.
В третьей главе «Циклические процессы на региональном уровне»
методология, метод циклов применяются на примере развития Русского
Севера, Арктики.
В первом параграфе третьей главы «Циклы в освоении Русского
Севера» рассматривается проблема изучения циклических тенденций на
уровне регионов. Данная проблема, будучи «палкой о двух концах»,
упирается, с одной стороны, в отношения между центром и регионом (в
нашем случае – Русского Севера), с другой стороны, в индивидуальные
особенности региона. Согласно принципу фрактальности, циклы на Русском
Севере выступают уменьшенной копией циклов общероссийского уровня.
Однако, ситуация гораздо сложнее, в частности, из-за того, что многие
процессы в регионе протекали совершенно иначе или даже отсутствовали
вовсе. Например, на Русском Севере не было крепостного права, существовал
и присутствует до сих пор более высокий уровень консервативных тенденций
(по сравнению с центральными регионами) и т.п. Поэтому, в параграфе
немало места уделяется индивидуальным особенностям отношений между
центром и регионом (Русским Севером). В типологии региональных циклов
выделяются два: естественный (при невмешательстве центра в хозяйственную
жизнь региона) и искусственный (когда центр активно определяет для региона
вектор дальнейшего развития).
В параграфе приводится социально-философский анализ двух циклов
развития Русского Севера: естественный (до 1914 г.) и искусственный (1922-
2000 гг.). Рассмотрим чуть подробнее первый.
В качестве главной движущей силы развития данного цикла является
ресурсный фактор Белого моря и его значимость на государственном уровне.
Именно на этом основании естественным путём как поднимались, так и
падали «акции» региона в глазах центра, на чём и выстраивается
волнообразный цикл.
1.Первая фаза естественного цикла (рождение и восхождение)
всегда связана с темой освоения и колонизации Русского Севера, главным
образом, со стороны Новгорода и с XIV в. Москвы. Под восхождением мы
понимаем начало поступательного развития.
2.На второй фазе происходит стабилизация развития региона. На это
существенно повлияло и вхождение Русского Севера в состав Московского
централизованного государства.
3.Расцветом или «золотым веком» данного территориального
образования принято считать период с последней трети XVI до конца XVII в.,
в связи с особой и важнейшей ролью Белого моря в сфере внешней торговли
на всероссийском уровне.
4.Кризис развития произошёл по естественным причинам. Здесь и
появление в качестве противофазы сопротивления церковным реформам
патриарха Никона (вспомним знаменитое Соловецкое восстание), и
противоречивая роль Петра I. С одной стороны, он несколько раз побывал в
Архангельске, заложил там судоверфь. Но с другой стороны, именно по его
повелению вся внешняя морская торговля стала осуществляться только через
Санкт-Петербург. Белое море, а вместе с ним и Архангельск, потеряли своё
значение. А напомним, фактор значимости Белого моря на общероссийском
уровне в естественном цикле развития являлся ключевым, определяющим.
5.Далее, до 1914 г., следует фаза стабильности, которая изредка
нарушается кратковременными боевыми действиями в годы Крымской войны.
6.Естественный цикл завершается в 1914 г. в условиях начала
Первой мировой войны. В условиях военного времени происходят резкие
перемены, что является «стрессом» для северян, привыкших к спокойной,
размеренной жизни. Внешний фактор становится определяющим. И это
проводит к кризису внутренней системы, который в течение трёх лет
дополнился, и кризисом всей общероссийской системы. Далее последовал
переход на другой цикл, который начался в начале 20-х гг. XX века и
завершился в 1991 г. Но его, в отличие от первого цикла, нельзя назвать
естественным, потому что сильную роль играло внешнее давление.
С 1991 по 2000 гг. – это фаза кризиса системы. А с начала XXI можно
предполагать начало нового цикла (как инобытие старого), условно обозначив
его, как Арктический. И его можно считать комбинацией естественного и
искусственного типов.
Также в параграфе раскрываются простые и сложные модели циклов на
микроуровне (рабочий посёлок, небольшой город).
7.Второй параграф третьей главы называется «Циклические
подходы к изучению Арктики». Арктический фактор в истории человечества
приобрёл глобальный характер. Он носит многоаспектный характер.
1.Климатический. На сегодняшний день всё больше осознаётся риск
глобального потепления. Прямые следствия последнего: таяние ледников
Арктики, повышение уровня мирового океана, несут прямую угрозу
затопления некоторых стран и даже целых континентов.
2.Природные ресурсы. К нему примыкает, главным образом,
проблема освоения Арктики с целью овладеть её богатствами.
3.Геополитический. Арктические державы неоднократно совершают
военно-стратегические учения в регионе.
Что касается первого фактора в рамках исследования нашей темы, то он
более всего привязан к циклическим концепциям. Различные модели
исследования, как старые, так и новые, делая те или иные прогнозы на
десятилетия, опираются на естественный циклизм и итеративность природных
явлений. Если говорить о геополитическом факторе в Арктике, то глобальное
соперничество стран началось на рубеже XIX-XX вв. Противостояние
сменялось сотрудничеством (международные полярные годы, конференции и
т.п.) и наоборот. Фазы сотрудничества и противостояния в Арктическом
регионе можно сопоставить с аналогичными фазами в годы «холодной
войны».
В аспекте освоения Арктики можно выстраивать циклические модели. Их
можно разделить на два варианта по критериям вклада в освоение Арктики:
международные и отечественные. Цикличность данных процессов, как
правило, обеспечивалась не только научным интересом, но и прагматизмом.
Принцип построения циклической модели обеспечивается следующими
условиями индуктивным путём:
1.Собираются все ключевые события, связанные с изучением
человеком Арктики, и систематизируются по хронологическому признаку.
2.Все события анализируются, и из них вычленяются самые
существенные, которые в будущем обозначаются на графике в качестве
опорных точек.
3.В график вводятся основные значения вертикальной и
горизонтальной оси. В частности, в основе последней может быть
хронологический принцип, в основе первой – показатели уровня человеческой
активности по отношению к Арктике: высокая, средняя, низкая, на основании
данных статистики.
4.Ключевые события обознаются точками. Определённое значение
играют и «второстепенные события». Если за очень короткий исторический
период концентрируется множество событий, связанных с данной тематикой,
или же происходит некий научный прорыв, – это даёт основание отмечать
точку на высоком уровне на графике.
5.Все точки соединяются линиями, которые и характеризуют
волновое развитие цикла.
6.Происходит сравнительный анализ на основе сопоставления
высоких и низких точек, восходящих и нисходящих фаз, а также их основных
детерминант.
7.Выявляются сходные черты (если таковые имеются), и создаются
гипотезы о наличии закономерного развития (или его отсутствия).
В заключении подведены основные итоги работы, намечены
возможные перспективы развития исследования.

Актуальность темы исследования
Актуальность темы обусловлена необходимостью социально-философской экспликации факторов повторения и итерации социальных объектов и процессов, отсутствием мультидисциплинарного подхода к исследованию итеративности и циклизма в социальной истории.
В работе на основе анализа существующих циклических представлений о социальной эволюции, во-первых, осуществлена попытка обобщения методологической роли циклизма в различных областях социально-философского знания; во-вторых, предпринято расширение традиционного содержания понятия «цикл» различными социально-философскими интерпретациями.
Обнаружение циклического, колебательного и итеративного характера развития социальных процессов, факторов, обусловливающих социальную динамику, позволяет выстраивать новые способы прогнозирования социальных явлений. В плоскости социальной философии актуальным является вопрос о наличии фундаментальных социальных «циклических констант», фундирующих устойчивые циклы развития общества. Однако, также не следует забывать, что проявление цикла в социальной истории осуществляется через множество итераций, природа которых может носить совершенно разнообразный характер, фундируя «инобытие цикла» в самых разных формах и проявлениях.
Степень научной разработанности темы
Теоретической базой являются труды классиков философской, социально- философской и исторической мысли. В частности, это яркие представители циклического подхода к анализу социально-исторических и культурных феноменов (О. Шпенглер, В. Шубарт, А.Дж.Тойнби,Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П. Сорокин, А. Тоффлер, А. Шлезингер). Следует отметить, что следы циклических представлений можно найти в работах Н. Макиавелли, Дж. Вико (приливы и отливы (сorsi и ricorsi)), Ф. Гвиччардини, Ибн Халдуна, Ж.-А. Кондорсэ, Г. Гегеля, К. Маркса (диалектической спирали), О. Конта (этапы прогресса социальной статики и социальной динамики), В. Парето (концепция циркуляции элит), Р. Михельса (железный закон олигархии), Т. Куна (теория научных революций), Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера (циклы экономических кризисов), В. Ростоу (стадии экономического роста).
Циклизм всегда был имманентен самым разным формам мировоззрения, он присутствовал как в античной, так и в древневосточной философии, пронизанной мифами о всеобщих циклических изменениях (гесиодовское возвращение «золотого века»; сансара и карма, циклизм взаимодействия «Инь» и «Ян». Циклизм был присущ построениям Анаксимандра, Гераклита, Платона, Полибия, Аристотеля, Плутарха, Т. Лукреция Кара.
Среди современных авторов, внесших особенный вклад в изучение общефилософских и историографических проблем циклизма, следует выделить следующих:Т.С. Кондратьеву1, Т.В. Панфилову2, М.В. Сапронова3, Ю.Н. Соколова4, А.В. Улыбина5, С.А. Саперкина6, К.Е. Рыбака7, В.В. Афанасьева8,
1 Кондратьева, Т.С. Большевики-якобинцы и призрак Термидора / Т.С. Кондратьева. – Москва:
Ипол, 1993. – 240 с. 2
3 Сапронов, М.В. Цикличность исторического процесса: историография, теория, методология: специальность 07.00.09 «историография, источниковедение и методы исторического исследования»: автореферат диссертации на соискании учёной степени кандидата исторических наук / Сапронов Максим Викторович – Челябинск, 2003. – 26 с.
4 Соколов, Ю.Н. Циклы социальных систем: Проблемы методологии: специальность 09.00.01 «онтология и теория познания»: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Соколов Юрий Николаевич; Московский государственный институт электронной техники. – Ставрополь, 1996. – 237 с.
5 Улыбин, А.В. Циклы в социальных процессах: специальность 09.00.11 «социальная философия»: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Улыбин Алексей Викторович. – Ставрополь, 2002. – 131 с.
6 Саперкин, С.А. Циклы в державной динамике России: специальность 09.00.11 «социальная философия»: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саперкин Сергей Александрович; Московский государственный областной университет. – Набережные Челны, 2015. – 144 с.
7 Рыбак, К.Е. Циклизм в истории России: Социально-философский анализ: специальность 09.00.11 «социальная философия»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Рыбак Кирилл Евгеньевич; Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. – Москва, 2001. – 21 с.
8 Афанасьев, В.В. Циклы и общество / В.В. Афанасьев. – Москва: Канон+, 2009. – 239 с.
Панфилова, Т.В. Проблема исторической закономерности / Т.В. Панфилова // Философия и
общество. – 2002. – No 6. – С. 103-115. Ю.В. Яковца9, Л.С.Клейн10, А.С.Ахиезера11, И.Н. Сиземскую12, Ю.В. Рыжова13, В.Г. Шнайдера14, Д.В. Полянского15, А.Н. Ищенко16, М.В. Логинова17 и др.
Аспект итеративности в текущей проблематике излагается и раскрывается в рамках философии постмодерна (Ж. Деррида и Ж. Делез); психоанализа (З. Фрейд, Ж. Лакан); упоминается на стыке компьютерных наук (итерационный цикл).
Значительный научный и философский корпус трудов уделяет внимание концепции жизненного цикла и её моделированию в междисциплинарных сферах: от жизненных циклов социальной динамики (О. Рамштадт), отдельного человека (Э. Эриксон), структур (И. Адизес) до жизненных циклов технических сфер (Дж. Доси, Ш. Перес, С.Ю. Глазьев), пятидесятилетних циклов в социокультурной эволюции (С.Ю. Маслов), жизненных циклов научной специальности (М. де Мей, Н. Маллинз) и др.
Среди существующих подходов к категории «жизненный цикл» следует отметить и «водопадную модель проектирования жизненного цикла проекта» (каскадная модель, англ. Waterfall). Она опирается на понятие «итерации».
9 Яковец, Ю.В. Русский циклизм: новое видение прошлого и будущего / Ю.В. Яковец. – Lewiston- Queenston-Lampeter: The Edwin Mellen Press, 1999. – 560 с.
10 Клейн, Л.С. Концепция замкнутых культур и циклизм / Л.С. Клейн // Развитие личности. – 2009. – No 3. – С. 48-85.
11 Ахиезер, А.С. Циклизм ценностных основ российской власти: от Ивана IV до конца советского этапа /А.С. Ахиезер // Россия и современный мир. – 2003. – No 3 (40). – С. 30-43.
12 Сиземская, И.Н. Идея цикличности как парадигма объяснения исторической реальности / И.Н. Сиземская // Философские науки. – 2019. – Т. 62. – No 8. – С. 33-48.
13 Рыжов, Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве: монография / Ю.В. Рыжов. – Москва: Смысл, 2006. – 328 с.
14 Шнайдер, В.Г. Циклизм в истории России: основания подхода / В.Г. Шнайдер // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – No 6. – С. 195–201; Шнайдер, В.Г. Циклизм как познавательная модель в исторической науке: историографический очерк / В.Г. Шнайдер // APRIORI. – Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – No 5. – 10 с.
15 Полянский, Д.В. Синергетический образ социального развития: между финализмом и циклизмом классических теорий социальной динамики / Д.В. Полянский // Известия Калининградского государственного технического университета. – 2008. – No 13. – С. 207-210. 16 Ищенко, А.Н. Циклизм в становлении философии сознания: от агностики к эклектике и обратно / А.Н. Ищенко // Культура и духовное производство: Материалы международной научной конференции 24 апреля 2015 г. / отв. ред. Т.Э. Рагозина. – Донецк: Социально- гуманитарный ин-т ДонНТУ, 2015. – С. 150-153.
17 Логинова, М.В. Циклическая модель культуры М. Хайдеггера / VII Конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. Саранск, 9-14 июля 2007 г. – Саранск: Ассоциация этнографов и антропологов России, 2007. – С. 161-162.
На общемфоне исследований представляет интерес монография Л.И. Новиковой18. В указанной книге предпринята попытка рассмотреть на основе циклично-волновой теории ритмы российской истории.
Примечательно и исследование В.А. Лимонова, посвящённое циклическим процессам в историческом процессе19.
С точки зрения богатства исторической фактологии и теоретического социально-философского базиса, представляет интерес работа Ю.В. Яковца20. Построенный на основе циклической динамики и социогенетики, данный труд является манифестом так называемой «школы русского циклизма».
Выделяется на общем фоне и совместный труд Л.Е.Гринина и А.В. Коротаева. Авторы полагают, что общество в условиях регулярных повторений цикла попадает в ловушку. «Говоря языком синергетики, оно скатывается к «аттрактору»)»21.
Одной из новейших работ в области циклического подхода является концепция «колеи» российских циклов, разработанная российским исследователем Н.С. Розовым22.
Определенный вклад в осмысление роли фрактального моделирования в исторических и иных социальных исследованиях внесли Д.С.Жуков и С.К. Лямин.23 В их работах рассмотрены вопросы о роли фракталов (самоподобных и повторяющихся структур) в политологических и исторических исследованиях, возможности фрактального моделирования различных социальных процессов и др.
18 Новикова, Л.И. Российские ритмы социальной истории: монография / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. – Москва: ИФРАН, 2004. – 193 с.
19 Лимонов, В.А. Циклические модели исторического процесса (Древний восток и античность): монография / В.А. Лимонов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ун-т, 2007. – 200 с.
20 Яковец, Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Ю.В. Яковец. – Москва: Наука, 1999. – 448 с. 21Гринин, Л.Е. Циклы, кризисы, ловушки современной Мир-Системы. Исследование кондратьевских, жюгляровских и вековых циклов, глобальных кризисов, мальтузианских и постмальтузианских ловушек / Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев. – Москва: ЛКИ, 2012. – 480 с.
22 Розов, Н.С. Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке / Н.С. Розов. – Москва: РОССПЭН, 2011. – 735 с.
23 Жуков, Д.С. Методология фрактального моделирования в исторических, политологических и иных социальных исследованиях: особенности понятийного и аналитического аппарата / Д.С. Жуков, С.К. Лямин // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – Вып. 7 (87). – С. 223-234.
Решение проблем метафорического и междисциплинарного использования циклов и итераций в естественно-научной области знания (в рамках социального знания) было предложено авторами, среди которых: Д.В. Реут, М.И. Баранов, С.О. Майоров. Так, «Цикл Кребса» был ими рассмотрен в аспекте креативности и динамики «коллективных субъектов»24.
Связь циклизма и процедуры смены поколений стала предметом исследования в рамках «теории поколений» Стросса-Хоу, изложенной в книге «Поколения» (1991)25.
Следует отметить и следующие нетрадиционные исследовательские подходы: теория SINIC (Seed-Innovation to Need-Impetus Cyclic Evolution) (Казума Татеиси); модели «вековых» социально-демографических циклов (П. Турчин), концепция «математики истории» (А. Деулофеу-и-Торрес).
В целом, в истории вопроса о циклах можно выделить внушительное число направлений и поднаправлений.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: социально-философские основания общенаучной теории циклов и ее приложение к социально-историческому контексту.
Предмет исследования: Методологические аспекты цикличности и итеративности исторических «событий» и «структур» в их социально-философской интерпретации.
Цель и основные задачи исследования:
Целью настоящего исследования является обоснование методологического, концептуального и модельного многообразия циклизма и итеративности в их
24 Реут, Д.В. Развитие концепции цикла Кребса применительно к сфере управления изменениями в крупномасштабной системе / Д.В. Реут, М.И. Баранов, С.О. Майоров // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD’2019: Материалы двенадцатой международной конференции / под ред. С.Н. Васильева и др., 2019. – С. 239-241.
25 Strauss, W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069 / William Strauss, Neil Howe. – Morrow, 1991. – 538 p.
социально-философской интерпретации исторического процесса и социальной эволюции.
Задачи исследования:
1. Изучить вопрос о развитии циклических представлений в социальной философии;
2. Проанализировать и обобщить типологии циклов в социальных науках, дать характеристику проблеме итеративности;
3. Провести комплексное сравнение циклических концепций;
4. Исследовать возможности визуально-метафорического, а также графического моделирования и формализации циклов в социальных науках; 5. Выявить ограничения и возможностициклизма в интерпретации исторических процессов, структур и событий;
6. Экстраполировать методологию циклизма на актуальные проблемы регионального развития Русского Севера.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования заключается в различении методологии итеративности и цикличности за счет пересмотра традиционного восприятия цикла как «круга изменений». Различение достигается за счет привлечения социально- философских интерпретаций широкого круга методологических структур, использующих элементы циклизма и итеративности, в частности, повторение, колебание, точка равновесия, период, ритм, фаза, волна, рекурсия, ротация. Определенное значение для расширения понимания природы циклизма уделено эффектам фрактальности циклических процессов. Часть вопросов интерпретируется за счет визуальных метафор, которые расширяют возможности интерпретации не только за счет метафоричности, но и возможности графического моделирования изучаемых процессов: маятник, колесо, спираль, песочные часы, Уроборос и др.
Выявлены способы социально-философской интерпретации цепочек «исторических совпадений». Особое место придаётся методу исторических параллелей.
Введено новое для отечественного социально-философского дискурса представление об итеративности, как альтернативе понятию «цикл».
Предложены и обоснованы следующие понятия: «итеративное зеркало», «итеративный перекрёсток».
В работе дается обзор истории формирования циклических концепций, а также альтернативных им подходов.
Экстраполирована методология циклизма на актуальные проблемы регионального развития (на примере Русского Севера).
Сформирован понятийный аппарат, который позволяет в новом свете и под другим углом представить проблему повторяемости в историческом процессе, различать «эссенциальные» и «псевдо» циклы. А также проводить демаркацию между стохастическими явлениями в истории и закономерными процессами.
Описаны способы взаимодействия таких понятий, как «цикл», «итеративность», «итерация», «повтор».
Разработаны способы формализации и визуализации проблем цикличности. Осуществлена попытка «переформатирования» категории «цикл» и рассмотрения ее функционирования на базисе новой методологии.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на социально-философском уровне обосновывается проблема итеративности исторических событий и структур.
Авторская позиция в отношении понятийного аппарата заключается в переосмыслении категорий «исторический цикл», «итеративность», в признании доминирующего положения второго над первым.
В работе предложена новая методология, где ведущее место занимает итеративность.
Также проанализированы основные подходы к рассмотрению проблем цикличности и итеративности в историческом процессе,основные модели времени, классические труды сторонников, как циклической, так и линейной модели.
Через призму циклизма рассмотрены варианты понимания исторического процесса в рамках «жесткого детерминизма» и «теории случайности» (индетерминизма). В итоге, они были признаны как «крайности», которые не соответствуют исторической практике и научному подходу.
В рамках тематики исследования, с учётом расширения понятийного аппарата, были предложены новые визуальные модели («итеративное зеркало»).
Практическая значимость исследования заключается в социально- философском обосновании закономерностей повторяемости, которые можно использовать в прикладных исследованиях.
Материалы диссертации могут быть использованы в прогностике, а также для обоснования и формирования новых учебных курсов по социальной философии.
Положения авторской концепции, представленной в текущем исследовании, нашли практическое применение в педагогической практике диссертанта за последние 15 лет его научно-педагогической деятельности на кафедре гуманитарных наук ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава РФ (Архангельск), а также при подготовке и реализации рабочих программ по курсам «История Отечества», «Философия».
Методология и методы исследования
Одной из базисных основ работы выступает общая теория циклов в историко- философской традиции (Ф. Ницше. О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев), концепции циклических изменений (В.В. Афанасьев26), русский циклизм (Ю.В. Яковец)27. Особое значение для диссертационного исследования имеет концепция фрактальности социальных структур.
26 Афанасьев, В.В. Циклы и общество / В.В. Афанасьев. – Москва: Канон+, 2009. – 239 с.
27 Яковец, Ю.В. Русский циклизм: новое видение прошлого и будущего / Ю.В. Яковец. –
Lewiston-Queenston-Lampeter: The Edwin Mellen Press, 1999. – 560 с.
Методологическую основу исследования составили методы моделирования теоретических знаний, сравнительно-исторический метод, метод исторических параллелей.
Ключевое значение для методологии работы имеет принцип объяснения явлений исходя из системного взаимодействия. Ориентируясь на цикличность и итеративность, автор принимает во внимание ограничения, вытекающие из «циклического монокаузализма», т.е. ориентации на выведение следствий изучаемых процессов из одного обусловливающего фактора, в данном случае, природы цикла.
Положения, выносимые на защиту
1.Разработаны и обоснованы новые понятия: «итеративное зеркало» и «итеративный перекрёсток».
2. Развитая методология цикличности и итеративности социально-исторических структур позволяет противопоставить рациональную аргументацию концепции «конца истории».
3. Исследование итеративности и цикличности позволяет осуществить социально-философскую рефлексию «порочной цикличности» для того, чтобы понять механизмы разрыва «порочных кругов» в социально-историческом процессе, перейти к формулировке путей достижения «положительной цикличности», т.е. превратить «порочные круги», как в мышлении, так и социальном «действии», в креативные и созидательные. Последнего можно достичь путем анализа позитивной цикличности, путем отбрасывания негативной цикличности, не попадая при этом в порочный круг, когда что-то выстраивается на той основе, от которой отказываются.
4. Особенность трансформации классического понятия «цикл» в социально- философской интерпретации связана с междисциплинарным расширением классического содержания данного понятия посредством широкого спектра понятий, визуальных метафор и графических моделей, которые позволяют рассматривать цикл не как простое «круговое» повторение, но как процесс, наполненный многообразными итерациями, обладающий внутренней
сложностью, связанной с самоповторяющейся организацией процесса итераций, «социальным маятником», выраженным амплитудой и резонансом социальных событий, особенностями цикла, как «аттрактора и ловушки» для социальных событий.
5.В работе отстаивается тезис об эпистемологической продуктивности многочисленных проекций инобытия цикла, как в качестве метода социально- философского исследования, так и мировоззренческой установки в процессе познания социально-философских и социально-исторических аспектов развития человеческого сообщества.
Степень достоверности и апробация результатов
Достоверность и обоснованность диссертационного исследования достигается автором за счет использования в качестве теоретической и методологической основы диссертации базовых исследований и прикладных научных трудов российских и зарубежных ученых в области социальной философии.
Апробация результатов исследования проходила в форме обсуждения диссертационных материалов на научно-практических конференциях и семинарах, внедрения разработок в рабочие программы по курсу «Философия», «История» для медицинских специальностей СГМУ. Основные положения работы нашли отражение: в 4-х научных статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК министерства образования и науки Российской Федерации; иных научных статьях и сборниках материалов.
По теме диссертации опубликовано 9 работ, объемом около 4,15 п.л. Основные положения диссертации рассматривались на заседаниях кафедры гуманитарных наук СГМУ от «14» февраля 2020 г., протокол No5; кафедры философии и социологии ФГАОУ ВО САФУ от «29» сентября 2020 г., протокол No2; от «16» марта 2021 г., протокол No7; от «27» апреля 2021 г., протокол No8; Ученого совета ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова» от 28.01.2021 г., протокол No 1; в выступлениях на
конференциях международного и всероссийского уровня. Результаты, полученные в диссертационном исследовании, представлены на конференциях и симпозиумах разного уровня:
Доклад: Философское измерение итеративности и цикличности в истории / Экологическое сознание: образование, инновационные технологии. Угрозы, риски, достижения. XVIII Международная научно-практическая конференция в форме докладов и круглого стола (Красноярск, 04.09.2020).
Доклад: Эволюция циклических представлений в социальной философии: цикл и итеративность / XIII Архангельская международная медицинская научная конференция молодых ученых и студентов (Архангельск, СГМУ, 9-16.10.2020).
Доклад: Итеративность как междисциплинарная категория: социально- философский анализ / Итоговая научная сессия СГМУ «Идеи М.В. Ломоносова для развития современной медицинской науки» (XLIX Ломоносовские чтения) (Архангельск, СГМУ, 18.11.2020).
Доклад: Концепция циклизма исторического процесса: от прошлого к настоящему / X Всероссийская научно-практическая конференция учащихся, студентов, магистрантов, аспирантов «Образование и наука без границ: конвергенция социально-гуманитарных и естественно-технических наук» (Орел, 22.10.2020)
Доклад: Итеративность как новый вектор исследования исторического процесса в социальной философии / Всероссийская научная конференция, посвященная 75-летию доктора философских наук, профессора В.А. Балханова «Целостное мировоззрение: опыт исследования и интерпретации» (Улан-Удэ, 27.11.2020).
Доклад: Проблема развития идеи гуманизма в истории: эволюция или итерация / Всероссийская научная конференция с международным участием. VII Ялтинские философские чтения. Гуманитарный дискурс в современной философии и культуре. (Ялта,19.11. 2020).
Структура диссертации
Диссертационное исследование объемом 217 страниц включает в себя: введение, три главы, объединяющие 8 параграфов, заключение, список литературы, состоящий из 163 источника. Также в работе представлены 59 рисунков и 7 таблиц.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А.В. Повилайтис // Общество: философия, история, культура. –2– №8 (64). – С. 66
    Философское измерение итеративности и цикличности в истории
    А.В. Повилайтис // Вестник Восточно-Сибирскойоткрытой академии. – 2– № – С.
    ✍️ Журнал
    А.В. Повилайтис // Архонт. – 2– № 6 (21). – С.58-Отзывы на автореферат в двух экземплярах с указанием фамилии,имени, отчества, почтового адреса, адреса электронной почты, наименованияорганизации, ученой степени, шифра и наименования специальности, покоторой защищена диссертация, должности лица, составившего отзыв,подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу:163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. САФУ имениМ. В. Ломоносова, Диссертационный совет 01
    Проблема итеративности гуманитарного знания в системе высшего медицинского образования
    А.В. Повилайтис // МатериалыXXV Межрегиональной учебно-методической конференции 23 апреля 2020 /под ред. А.С. Оправина. – Арх. СГМУ, 2– С. 153
    Итеративность как новый вектор исследования исторического процесса в социальной философии
    А.В. Повилайтис //Целостное мировоззрение: опыт исследования и интерпретации: материалывсероссийской научной конференции, посвященной 75-летию докторафилософских наук, профессора В.А. Балханова / науч. ред. К.А. Багаева; зам.ред. М.В. Золхоева. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,2– C. 108
    Этапы развития концепции циклизма исторического процесса: от прошлого к настоящему
    А.В. Повилайтис //Конвергенция социально-гуманитарных и естественно-технических наук:сборник научных трудов / под ред. Е.А. Сотниковой. – Орёл: ОрелГУЭТ, 2– C. 25

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
    📅 2022год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана
    Исследование режимов нарушения норм в социальных практиках повседневности
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
    Судебная власть в системе общественных отношений
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»