Методы контроля динамически нагруженных элементов подвижного состава при ремонте и в эксплуатации на основе комплексного использования тензометрии и акустической эмиссии

Бехер, Сергей Алексеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………………………………………. 4
1 Современное состояние исследований в области неразрушающего
контроля с использованием акустической эмиссии и тензометрии………………. 16
1.1 Анализ результатов научных исследований акустико-
эмиссионного метода неразрушающего контроля……………………………………….. 17
1.2 Особенности применения динамической тензометрии для решения
задач неразрушающего контроля………………………………………………………………… 42
Выводы по первой главе……………………………………………………………………. 54
2 Повышение устойчивости параметров сигналов и координат источников
акустической эмиссии………………………………………………………………………………… 58
2.1 Анализ устойчивости параметров сигналов корреляционным
методом……………………………………………………………………………………………………… 58
2.2 Повышение достоверности и информативности локации
источников акустической эмиссии……………………………………………………………… 68
2.3 Анализ показателей точности локации источников акустической
эмиссии……………………………………………………………………………………………………… 79
Выводы по второй главе……………………………………………………………………. 89
3 Закономерности акустической эмиссии при развитии трещин и
пластической деформации материалов ходовых частей
вагонов………………………………………………………………………………………………………. 92
3.1 Акустическая эмиссия материала боковых рам вагонов……………….. 92
3.2 Акустическая эмиссии материала осей колесных пар……………………. 103
3.3 Акустическая эмиссия в местах взаимодействия нагружающего
устройства с объектом контроля…………………………………………………………………. 123
Выводы по третьей главе…………………………………………………………………… 128
4 Закономерности формирования тензометрических сигналов в рельсах при
статическом и динамическом нагружении………………………………………………….. 132
4.1 Закономерности деформирования рельса при нагружении
проходящим поездом…………………………………………………………………………………. 132
4.2 Статическая и динамическая калибровка тензометрической
диагностической системы…………………………………………………………………………… 148
4.3 Результаты контроля динамической силы в движении………………….. 168
Выводы по четвертой главе……………………………………………………………….. 178
5 Тензометрический контроль колес вагонов в движении……………………………. 183
5.1 Характеристики дефектов поверхности катания колесных пар……… 183
5.2 Моделирование тензометрических сигналов при воздействии
дефектных колес на рельсы………………………………………………………………………… 192
5.3 Результаты эксплуатации тензометрической системы контроля
поверхности катания колес вагонов в движении…………………………………………. 222
Выводы по пятой главе……………………………………………………………………… 233
6 Акустико-эмиссионный контроль деталей и узлов ходовых частей
грузовых вагонов……………………………………………………………………………………….. 236
6.1 Методика акустико-эмиссионного контроля колец подшипников
буксовых узлов………………………………………………………………………………………….. 236
6.2 Методика акустико-эмиссионного контроля осей колесных пар…… 251
6.3 Методика акустико-эмиссионного контроля боковых рам тележек
грузовых вагонов при ремонте……………………………………………………………………. 263
Выводы по шестой главе…………………………………………………………………… 278
Заключение……………………………………………………………………………………………….. 281
Список литературы……………………………………………………………………………………. 284
Приложение А – Акт внедрения ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина»…….. 317
Приложение Б – Акт внедрения АО «ВРК-1»……………………………………………… 318
Приложение В – Акт внедрения ДКТБ СП ЗСЖД филиала ОАО «РЖД»…….. 319
Приложение Г – Акт внедрения ООО «ТрансТех»………………………………………. 320
Приложение Д – Акт внедрения ВЧД Инская……………………………………………… 321

Актуальность темы исследования. Повышение эффективности
железнодорожного транспорта требует увеличения скорости движения и
разрешенной максимальной осевой нагрузки. Обеспечение безопасности при этом
остается приоритетным направлением научно-технического развития, а
предотвращение отказов технических средств является ключевой проблемой, без
своевременного решения которой невозможно дальнейшее развитие
железнодорожной отрасли.
С 2000 г. количество случаев разрушения неподрессоренных ходовых
частей вагонов в грузовых поездах выросло в 5–10 раз. Безотказная работа
подвижного состава может быть обеспечена только за счет применения
комплексного подхода. В процессе изготовления и ремонта детали и узлы
подвижного состава подлежат неразрушающему контролю, а в эксплуатации –
мониторингу технического состояния. На вагоноремонтных предприятиях
ответственные детали и узлы контролируются магнитопорошковым,
вихретоковым и ультразвуковым методами, после остановки поезда на пунктах
технического обслуживания проводится визуальный контроль. Большинство
операций неразрушающего контроля не автоматизировано, а достоверность
результатов зависит от психофизиологического состояния дефектоскописта и
осмотрщика вагонов.
Основой для совершенствования системы неразрушающего контроля
ходовых частей вагонов является создание автоматизированных систем и
комплексов, позволяющих обнаруживать дефекты и оценивать их степень
опасности, в том числе, в движении. При повышении нагруженности объектов
железнодорожного транспорта активные методы контроля требуют уточнения
критериев браковки. В этих условиях перспективно использовать пассивные
методы: акустико-эмиссионный и тензометрический, так как их диагностические
сигналы содержат информацию о динамике развития дефекта.
Совершенствование пассивных методов контроля для непосредственной оценки
негативного воздействия дефектов на ходовые части вагонов при ремонте и в
эксплуатации направлено на решение актуальной проблемы повышения
безопасности движения железнодорожного транспорта.
Степень разработанности темы исследования. Значительный вклад в
развитие пассивного метода контроля, основанного на использовании явления

В диссертации представлены результаты разработки методики и технологии
тензометрического и акустико-эмиссионного контроля, согласованное
использование которых на различных этапах жизненного цикла продукции (при
ремонте и в эксплуатации) позволяет повысить достоверность и надежность
контроля ходовых частей вагонов.
Основные научные и практические результаты, полученные автором и
представленные в диссертации, заключаются в следующем.
1. Разработаны методики и алгоритмы оценки информативности параметров
сигналов акустической эмиссии в условиях значительного влияния многократных
отражений в объекте контроля, определения координат источников акустической
эмиссии и их доверительных границ с использованием модернизированного
«двухинтервального» метода. Методика реализована в программном обеспечении
системы СЦАД 16.03, СЦАД 16.10 и внедрена во ФГУП «СибНИА им.
С.А. Чаплыгина» (см. приложение А) при ресурсных и прочностных испытаниях
и в вагонных ремонтных депо ОАО «ВРК-1» при акустико-эмиссионном контроле
боковых рам грузовых вагонов.
2. Проведены экспериментальные исследования статистических
закономерностей акустической эмиссии в процессе развития усталостных трещин,
пластической деформации в материале ходовых частей вагонов и трения в местах
сопряжения объекта контроля с нагружающим устройством. Разработаны
критерии браковки на основе анализа параметров зависимости числа сигналов
акустической эмиссии от испытательной силы. Способ, реализующий критерии
браковки, защищен патентом и внедрен в вагонном ремонтном депо Инская –
филиале ОАО «ВРК-1» для контроля боковых рам коробчатого сечения и осей
колесных пар грузовых вагонов (см. приложение Б, Д).
3. Выполнены экспериментальные исследования и моделирование методом
конечных элементов закономерностей деформирования рельсов под поездной
нагрузкой. Разработана методика измерения вертикальной динамической силы,
основанная на временной фильтрации симметричных деформаций шейки рельса и
позволяющая уменьшить влияние подрельсового основания на результаты
измерения силы. Методика защищена патентом, реализована в программном
обеспечении, зарегистрированном в Роспатенте и внедрена на Западно-Сибирской
железной дороге в виде подсистемы «Комплекс-2» (ООО «Транстех»,
г. Новосибирск) для автоматизированного контроля динамических сил в системе
«колесо – рельс» (см. приложение Г).
4. Исследованы методы калибровки тензометрической системы контроля
колес в движении с использованием динамических и статических сил. Показано,
что относительная разница коэффициентов преобразования статической силы и
динамической, импульсной силы с характерной частотой до 1 кГц в
симметричные деформации между шпалами не превышает 2 %, над шпалами –
5 %. Это позволило разработать методику калибровки тензометрической системы,
основанную на поверочной схеме средств измерения силы.
5. Разработана математическая модель формирования сигналов
симметричных деформаций при движении колес с дефектами поверхности
катания на скоростях до 110 км/ч. На основе модели разработан комплекс
временных и амплитудных параметров диагностических сигналов и установлена
их связь с амплитудой динамической силы от колеса на рельс и протяженностью
дефекта.
6. Выполнен контроль динамических сил в системе «колесо – рельс» в
реальных условиях эксплуатации бесстыкового пути. Определены статистические
распределения динамических сил от бездефектных колес и колес с дефектами
поверхности катания. На основе параметров распределений установлены верхние
значения испытательных сил при акустико-эмиссионном контроле боковых рам,
осей колесных пар и колец подшипников грузовых вагонов. Определены
максимально допустимые динамические силы в системе «колесо – рельс»,
согласованные с методикой акустико-эмиссионного контроля.
7. Разработаны методики акустико-эмиссионного контроля
неподрессоренных частей грузовых вагонов, согласованные по динамическим
нагрузкам с системой «колесо – рельс» с учетом влияния дефектов поверхности
катания. Методики внедрены в вагонных ремонтных депо ОАО «ВРК-1»
(Приложение Б, В).
Разработанные методики и алгоритмы оценки устойчивости временных и
амплитудных параметров сигналов и неопределенности координат источников
акустической эмиссии достаточно универсальны и могут быть использованы при
создании методик акустико-эмиссионного контроля различных объектов для
повышения достоверности результатов контроля. Реализованный подход,
основанный на комплексном использовании нескольких методов контроля на
различных этапах жизненного цикла продукции, обеспечивает повышение
надежности контроля и компенсирует ограничения применяемых методов.
Предложенный подход может применяться для контроля и мониторинга
ответственных конструкций, работающих в условиях циклических нагрузок,
способствующих образованию и развитию усталостных дефектов, например
грузоподъемных механизмов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету