Методы повышения энергетической эффективности тягового электропривода с бесконтактным двигателем постоянного тока

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Аль Махтури Фуад Шараф Ибрахим Ахмед
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Обзор литературы
1.1.1. Разработка новых способов коммутации силовых ключей АИН
1.1.2. Создание и усовершенствование методов управления
1.1.3. Изменение топологии инвертора
1.1.4. Рекуперативное торможение
1.1.5. Минимизация тепловых потерь
1.2. Выводы к Обзору литературы
1.3. Постановка задачи
ГЛАВА 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ БДПТ
2.1. Идентификация параметров математической модели БДПТ по паспортным данным
2.1.1 Определение входных параметров математической модели
2.1.2. Расчет параметров модели по данным спецификации двигателя
2.1.3 Проверка правильности расчетов
2.2 Верификация математической модели бесконтактного двигателя постоянного тока в Simulink с использованием паспортных и экспериментальных данных
2.2.1 Верификация математической модели по динамическим характеристикам
2.2.2 Верификация математической модели по статическим характеристикам
3
2.3 Выводы к Главе 2
ГЛАВА 3. МИНИМИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В СИСТЕМЕ «СТАТИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ‒ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА»
3.1 Исследование потерь в системе «статический преобразователь ‒ электрическая машина»
3.1.1 Расчет потерь в АИН
3.1.2 Расчет потерь в сердечнике
3.1.3 Влияние времени нарастания импульсов напряжения между стоком и истоком на потери в системе «статический преобразователь ‒ электрическая машина»
3.1.4. Результаты моделирования
3.2. Минимизация потерь изменением параметров инвертора
3.3. Алгоритм проектирования коммутатора БДПТ с учетом оптимизации параметров по КПД
3.4 Способ коммутации силовых ключей трёхуровневого АИН на основе ШИМ с оптимизированной частотой коммутаци
3.4.1 Математическая модель БДПТ, питающегося от трехуровневого инвертора
3.4.2 ШИМ с оптимизированной частотой коммутации для схемы трехуровневого инвертора
3.4.3 Регуляторы скорости и момента
3.4.4 Моделирование БДПТ в Simulink
3.5 Выводы к Главе 3
ГЛАВА 4. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БДПТ
4.1. Концепция построения нагрузочного стенда для бесконтактного
двигателя постоянного тока с использованием асинхронного электропривода с векторным управлением
4.1.1. Описание испытательного стенда
4.1.2. Механическая модель бесконтактной машины постоянного тока,
нагружаемой асинхронной машиной
4.1.3. Автоматическая настройка преобразователя частоты с асинхронным двигателем
4.1.4. Перевод ПЧ в режим управления моментом
4.2 Исследование характеристик бесконтактного двигателя постоянного тока при косвенном измерении момента нагрузки
4.2.1 Описание модели испытательного стенда
4.2.2 Результаты моделирования
4.3. Выводы к Главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении дана общая характеристика диссертационной работы. Обоснована
актуальность темы диссертации, сформулированы цели, задачи и методы исследования,
научная новизна, практическая значимость, достоверность и апробация результатов
диссертации. Дана характеристика публикаций, структуры и объема работы.
В первой главе выполняется анализ источников энергетических потерь в тяговом
электроприводе (ТЭП) с бесконтактным двигателем постоянного тока (БДПТ). Проведен
обзор существующих методов повышения энергетической эффективности тягового
электропривода с бесконтактным двигателем постоянного тока.
Анализ источников энергетических потерь в системе инвертор-машина показывает,
что минимизация энергетических потерь в инверторе может привести к увеличению потерь
в машине и наоборот – минимизация потерь в машине может дать увеличение потерь в
инверторе, поэтому при разработке методов повышения КПД следует рассматривать
комбинированные потери в системе “инвертор-машина”.
Большинство существующих методов определения магнитных потерь в сердечнике
основаны на использовании уравнения К. Штейнмеца (Charles P. Steinmetz), которое
предназначено для определения потерь в электродвигателях с синусоидальным
напряжением. Показатели степени в уравнении Штейнмеца существенно меняются при
изменении частоты ШИМ и формы напряжения, от которых зависят основные механизмы
потерь в сердечнике (гистерезис, классические вихревые токи и дополнительные вихревые
токи). Для более точного определения потерь БДПТ в системе “инвертор-машина”,
необходимо учесть влияния частоты и формы напряжения ШИМ на магнитные потери.
Оптимизация параметров ТЭП с БДПТ, по критерию энергетических потерь, во
многих работах проводится для фиксированной нагрузки. Однако при изменении нагрузки,
потери могут значительно увеличиться. Поэтому при разработке методов оптимизации
параметров БДПТ, по критерию энергетических потерь, необходимо учитывать диапазон
изменения нагрузки.
Во второй главе предложены методы идентификации параметров и верификации
математической модели БДПТ с помощью паспортных данных и данных эксперимента.
Рассмотрены методы вычисления коэффициента ЭДС, коэффициента момента и
амплитуды потокосцепления. Эти параметры используются как входные параметры
математической модели БДПТ.
Коэффициент ЭДС определяется из данных опыта холостого хода (рисунок 1, n0 –
скорость холостого хода). Это возможно при принятии допущения о том, что на холостом
ходу напряжение V0 на зажимах двигателя примерно равно ЭДС E.
Коэффициент момента БДПТ Ct определяется из режима максимального КПД
(рисунок 1), при принятии допущения о том, что ток статора в этом режиме равен проекции
тока статора на ось q, Is ≈ isq. Данное допущение вполне оправдано, поскольку в режиме
максимального КПД потери в стали минимальны и проекция тока статора по главной
магнитной оси d создает потери в стали. На блок-схеме используются обозначения: T‒
момент нагрузки, Is‒ ток статора в режиме максимального КПД, Ct – коэффициент момента,
p – число пар полюсов, m – число фаз.
Для верификации математической модели удобно использовать динамические
характеристики и сравнивать их характерные точки с паспортными данными. С помощью
переходного процесса по скорости, установившееся значение сравниваем с паспортным (в
номинальном режиме), как показано на рисунке 2.
Ψm

Рисунок 1. Методика идентификации коэффициентов математической модели БДПТ.

Зная темп нарастания скорости, мы можем поверить электромеханическую
постоянную времени τm, при допущении, что мгновенное значение скорости изменяется по
апериодическому закону первого порядка.

Рисунок 2.Определение τm по переходному процессу по скорости.
С помощью переходного процесса по току можно, аналогичным образом определить
электромагнитную постоянную времени.
Переходным процессом по току для БДПТ является первый импульс тока после
пуска БДПТ при неподвижном роторе. Для того, чтобы при пуске осуществить имитацию
фиксации ротора в неподвижном состоянии необходимо при математическом
моделировании значительно увеличить значение момента инерции. При этом затягивается
процесс разгона и значительно уменьшается величина противо-ЭДС в момент пуска.
Для верификации модели также сравниваются характерные точки статических
характеристик, полученных при моделировании, с паспортными данными.При
номинальном напряжении, частота ХХ должна совпадать с паспортной. Также желательна
проверка корректности математической модели и схемы, составленной в Simulink, с
помощью анализа значения частоты пульсаций момента или скорости.
Когда число пар полюсов равно 1, за один электрический оборот датчик положения
ротора принимает 6 состояний. При этом положение вектора магнитного потока ротора
непрерывно изменяется, поскольку ротор вращается. Таким образом, имеет место
периодическое изменение положения вектора МДС статора относительно вектора потока
ротора. Число пульсаций электромагнитного момента многополюсного двигателя за один
оборот ротора равно 6p. Для верификации частота пульсаций момента, полученная
моделированием, сравнивается с расчетной частотой f пульсаций момента, равной
f = pn/10, где p – число пар полюсов; n – скорость вращения в об/мин. Таким образом для
верификации модели удобно проводить сравнение характерных точек статических и
динамических характеристик, полученных при моделировании в Simulink, с паспортными
данными двигателя и с результатами расчетов.
В третьей главе выполняется исследование зависимости комбинированных потерь
(КП, сумма потерь в инверторе и машине) от времени нарастания напряжения и частоты
коммутации. Исследование выполнено с целью определения оптимальных значений tru и fs,
при которых КП минимальны. Пренебрегая потерями, вызванными токами утечки
транзисторов в закрытом состоянии и потерями в диоде в момент включения транзистора,
потери в автономном инверторе напряжения определяются следующим образом:
PVSI  2( PCM  PCD  ( EonM  EoffM  EonD )  f s ) 
(t  t )  (tru  t fi )1
 2  U DS _ off  I d  ri fu Qrr U DS _ off  Qrr U Drr  f s (1)
24
1 ma  cos 1 ma  cos 
2 ( RDSon  I d  RD  I d )  ( 
)  2 u D 0  I d  (),
8328
где PCM ‒ статические потери полевого транзистора, Id ‒ ток стока, ma‒ индекс модуляции,
 ‒ угол сдвига между током и напряжением, PCD ‒ статические потери встречно-
параллельного диода (ВПД), uD0 ‒ напряжение на концах диода при нулевом токе, RD ‒
сопротивление ВПД в открытом состоянии, UDS_off ‒ напряжение между стоком и истоком
в закрытом состоянии транзистора, tri‒ время нарастания тока, tfu‒ время спада напряжения
сток-истока, Qrr‒ заряд обратного восстановления диода, tru ‒ время нарастания
напряжения сток-исток, tfi ‒ время спада тока стока, EonD ‒ энергия обратного
восстановления диода, UDrr≈UDS_off ‒ напряжение диода во время обратного
восстановления.
Несинусоидальное напряжение, полученное с помощью ШИМ (учитывая время
нарастания), может быть представлено с помощью кусочно-линейной модели. Зависимость
плотности потока в сердечнике от напряжения на концах обмотки для определенного
временного интервала можно описать следующим образом:
NA 
B(t ) V (t )dt ,(2)
где, N‒ число витков обмотки статора, A‒ площадь поперечного сечения сердечника.
При увеличении tru, уменьшается площадь трапеции (интеграл от функции
напряжения), следовательно, уменьшается плотность магнитного потока. Магнитные
потери в сердечнике изменяются в соответствии с изменением плотности магнитного
потока. Потери в сердечнике БДПТ, с учетом трапецеидальной формы и времени
нарастания напряжения, определяются следующим образом:
2 D  (4tru f s / 3)3/2 D  (6tru f s / 5)
Pcore  ke  B0 f s 2
 kex  B0 f s  Ph , (3)
DD3/2
где, B0 ‒ пиковое значение плотности потока в сердечнике, ke, kex, kh, α ‒ постоянные
величины, зависящие от типа и свойств материала сердечника, D ‒ коэффициент
заполнения, tru‒ время нарастания напряжения, fs ‒ частота коммутации.
При анализе зависимости комбинированных потерь (КП), используется
сопротивление затвора Rg вместо tru, поскольку в реальном объекте изменение временных
интервалов, в коммутационных переходных процессах, осуществляется за счёт изменения
паразитных емкостей и/или Rg в цепи управления полевым транзистором. Рисунок 3
показывает зависимость КП от Rg и частоты коммутации при различных значениях тока
стока.

Id=160 A
1000
Pcomb, W

Id=120 A
Id=20 A.
x10460
44020
fs, HzRg, Ω
Рисунок 3. Зависимость КП (Pcomb) от Rg и fs, Id=var.
Оптимальная частота ШИМ обычно определяется по критерию электромагнитной
постоянной времени, и пульсации тока. Эффект увеличения fs на уменьшения пульсации
уменьшается при больших значениях fs, а коммутационные потери в инверторе продолжают
расти. Зависимость КП от тока стока и Rg для различных значений fs показана на рисунке 4.
Пересечения различных значений fs образует параболическую форму, слева от
которой потери увеличиваются с увеличением Rg, поскольку в этой области
доминирующими являются потери в инверторе. Справа от параболы потери увеличиваются
с уменьшением Rg, поскольку доминирующими являются потери в сердечнике статора.
Скорость изменения КП при изменении tru имеет вид:
dPcomb2 4 fs3/2 6 f s 
 2U DS _ off  I d  f s   ke  B0 f s  kex  B0 f s ,(4)
5D3/2 
dtru3D
На величину «dPcomb/dtru», влияют fs и ток стока. Знак «-» во втором слагаемом
указывает, что потери в стали уменьшаются при увеличении времени нарастания
напряжения.
Pcomb W
200fs=4e4Hz
fs=3e4Hz
fs=2e4Hz.0
10020
Id, A40
5060Rg, Ω
Рисунок 4. Зависимость Pcomb от Id и Rg, fs=var.
Зависимость (dPcomb/dRg) для различных значений тока стока показана на рисунке 5.
Для больших нагрузок, минимизация потерь достигается за счет уменьшения Rg, а для
малых нагрузок, минимизация потерь достигаются за счет увеличения Rg.
Id =160 A
Id =140 A
Id =120 A

Id =100 A
PComb., W
Id =80 A
Id =60 A
Id =40A
05101520253035404550
Rg, Ω

Рисунок 5. Зависимость Pcomb от Rg, Id=var.
Исходя из этого, для обеспечения минимизации потерь на всем диапазоне изменения
нагрузки, предлагается изменение Rg. При проектировании цепей управления затворами
полевых транзисторов принимается во внимание такие критерии, как защита полевых
транзисторов от перегрузок при включении и от перенапряжений при выключении
транзистора и коммутационные потери в инверторе.
На рисунке 6 показано влияние изменения tru на снижение КП. Выделена точка
пересечения СЗ, соответствующая току стока, при котором dPcomb/dRg=0:
k e  B0 f s  kex  B0 f s 
23/2
I D 3D5D3/2 . (5)
2U DS _ off
В данной точке осуществляется изменение Rg. Слева от данной точки потери в
сердечнике больше, поэтому уменьшается tru (большое Rg), а справа потери в инверторе
больше, поэтому увеличивается tru (малое Rg).
Rg =45 Ω
Pcomb,W

Rg =5 Ω
020406080100120140160180200
Id, A

Рисунок 6. Влияние изменения Rg на комбинированные потери.
Заштрихованная область показывает область минимизации потерь. КП были
минимизированы на 9.2% благодаря использованию метода изменения Rg.
Поскольку для каждого значения тока стока существует оптимальное значение
частоты коммутации, то можно делить диапазон Id на интервалы, для каждого из которых
будет соответствующая оптимальная частота коммутации. Таким образом, кроме метода
изменения Rg, минимизация комбинированных потерь достигается за счет изменения
частоты коммутации, как показывает рисунок 7.
Выигрыш мощности, благодаря изменению fs (в данном случае 4.6%), зависит от
количества точек, в которых производится изменения fs.
Для реализации предложенного метода минимизации КП изменением параметров
инвертора, необходимо приспособить коммутатор к решению данной задачи. Выбор
компонентов коммутатора осуществляется исходя из диапазона используемых частот и
выбранных значений tru. На рисунок 8. показана методика проектирования коммутатора,
приспособленный к реализации предложенных методов повышения КПД БДПТ.

Рисунок 7. Влияние изменения Rg и задания оптимальной частоты fs= fs_opt на комбинированные потери.
Рисунок 8. методика проектирования коммутатора

Использование трёхуровневых инверторов (ТУИ) в БДПТ позволяет
минимизировать гармоническое искажение и минимизировать гармонические потери.
Предложена схема управления ТУИ АИН на основе ШИМ с оптимизированной частотой
коммутации SFO-PWM. Альтернативный метод ШИМ позволяет повысить коэффициент
использования напряжения источника не изменяя диапазон модуляции. При использовании
двух несущих сигналов для модуляции только два транзистора включаются за период
выборки. Среднее значение частоты fs транзисторов составляет половину частоты несущего
сигнала, т.е. установленная несущая частота может быть в два раза больше максимально
допустимой fs транзистора.
Для получения сигнала модуляции, напряжение смещения нуля на выходе инвертора
Voffset вычитается из каждого из отдельных фазных напряжений:
max(VA ,VB ,VC )  min(VA ,VB ,VC )
Voffset ;
2(6)
VAR  VA  Voffset ; VBR  VB  Voffset ; VCR  VC  Voffset ,
где, VNR (N=А, В, С) ‒ опорное напряжение на каждой фазе.

Рисунок 9. Несущие сигналы SFO-PWM и задание формы напряжения

На рисунке 9 представлены несущие сигналы ШИМ с оптимизированной частотой
коммутации и заданная форма напряжения, в соответствии с которыми происходит
генерация сигнала управления ключами ТУИ. Коэффициент гармонических искажений
(КГИ) тока минимизирован от 29% до 14%, по сравнению с классической ШИМ.
Уменьшена пятая гармоника на 8%, устранена седьмая гармоника.
Рисунок 10. Амплитуды гармоник выходного тока инвертора (a) при SFO-PWM, (b) с классической PWM
Для определения КПД БДПТ при оценке эффективности различных методов
управления двигателем необходимо измерение момента на валу.
В четвертой главе для решения задачи измерения момента БДПТ предлагается
использовать асинхронный двигатель (АД), питающийся от преобразователя частоты (ПЧ)
с векторным управлением, работающего в режиме управления моментом (РУМ).
Разработана процедура проведения авто-настройки (АН) ПЧ и его перевода в РУМ.
Испытуемый БДПТ установлен на прочной раме, которая соединяется с рамой
нагрузочного асинхронного двигателя (АД). Вал БДПТ соединяется с валом асинхронного
двигателя с помощью фрикционной дисковой двусторонней муфты. Структурная схема
экспериментальной установки показана на рисунке 11.

Рисунок 11. Структурная схема экспериментальной установки для исследования характеристик БДПТ.
Валы вращаются в одну сторону ω1  ω2  ω , а направления крутящих моментов,
противоположны: T1   T2 . Под действием момента нагрузки Т2 изменяется скорость
вращения БДПТ, которая соответствует общей скорости системы:
J1  J 2 
ω(T1  T2 )dt ,(7)

где, Т1‒момент на валу БМПТ, Т2 ‒ момент на валу АД, J1, J2‒ суммарные моменты инерции
ротора и вала БМПТ и АД, ω‒ общая механическая скорость вращения.
Перед переводом ПЧ в РУМ необходимо провести АН ПЧ с вращением вала АД или
без вращения вала. При проведении АН с вращением вала необходимо убедиться в
отсутствии нагрузки на валу. При проведении АН без вращения вала, точность определения
параметров АД будет ниже.
Разработана процедура проведения автоматической настройки для определения
параметров асинхронного двигателя. Разработана процедура перевода преобразователя
частоты с векторным управлением в РУМ. Регулирование вращающего АД происходит с
помощью задания момента на аналоговом входе ПЧ, при наличии опции векторного
управления.
В соответствии с математическими описаниями БДПТ и АД, математическая модель
БДПТ, нагружаемого АД, питающимся от ПЧ с функцией управления моментом, реализована
в среде визуального моделирования динамических систем SimInTech. Полученные значения
скорости БДПТ для разных значений моментов, задаваемых в ПЧ: от нулевого до пускового
момента дают механическую характеристику, которая показана на рисунке 12.
Характерные точки: скорость ХХ, номинальная скорость и скорость при
максимальном моменте используются для верификации результатов моделирования.
Исследуемая модель БМПТ, нагружаемой асинхронным электроприводом с
функцией управления моментом подтверждает возможность и практичность использования
метода бездатчикового управления моментом нагрузки для создания испытательного
стенда в обстоятельствах недоступности дорогих датчиков момента.

5000
(T0 ,n0)
4000
n r1, об/мин.

(Tn , nn )
3000

2000
(Tmax , n (Tmax ))

1000
(Ts , n (Ts ))
04812
T, Н.м
Рисунок 12. Механическая характеристика испытуемого БДПТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Выполнен обзор существующих методов повышения КПД электропривода с
БДПТ. Оптимизация параметров ТЭП с БДПТ, по критерию энергетических потерь, во
многих работах проводится для фиксированной нагрузки. При изменении нагрузки потери
могут значительно увеличится, что необходимо учесть при разработке методов
оптимизации.
2. Проведен анализ источников энергетических потерь в системе “инвертор-
машина”. Минимизация энергетических потерь в инверторе, может привести к увеличению
потерь в машине и наоборот, поэтому при разработке методов повышения КПД следует
рассматривать комбинированные потери в системе «инвертор-машина».
3. Выполнено исследование зависимости комбинированных потерь (КП) от tru и от
fs, с целю определения оптимальных значений, при которых КП минимальны. КП, при
больших нагрузках, увеличиваются с увеличением tru из-за того, что потери в инверторе
доминируют. При небольших нагрузках КП уменьшается с увеличением tru, поскольку
доминируют магнитные потери в сердечнике.
4. Предложен метод изменения времени нарастания напряжения tru и fs, в
соответствии с изменением нагрузки, для минимизации КП:
 Использованием метода изменения tru, КП были минимизированы на 9.2%.
 Использованием метода изменения tru и fs, КП минимизированы на 13.8%.
 Получено уравнение для определения тока стока, при котором производится
изменения tru и fs.
5. Разработана методика проектирования коммутатора БДПТ с учетом процедуры
оптимизации энергопотребления с помощью изменения параметров инвертора.
6. Предложена схема управления многоуровневого АИН на основе ШИМ с
оптимизированной частотой коммутации (SFO-PWM), для минимизации гармонических
потерь. Коэффициент гармонических искажений (THD) минимизирован от 29% до 14%, по
сравнению с классической ШИМ. Уменьшена пятая гармоника на 8%, устранена седьмая
гармоника.
7. Предложен способ идентификации параметров математической модели БДПТ с
помощью паспортных и экспериментальных данных. Предложена методика верификации
математической модели БДПТ с помощью паспортных данных и данных эксперимента.
8. Предложен нагрузочный стенд с бездатчиковым управлением моментом БДПТ
для исследования методов повышения КПД БДПТ. В качестве нагрузочного используется
асинхронный двигатель, питающийся от преобразователя частоты (ПЧ), работающего в
режиме управления моментом. Разработана процедура проведения авто-настройки и
алгоритм перевода ПЧ в режим управления моментом.

Актуальность работы
Бесконтактные двигатели постоянного тока (БДПТ) являются основным конкурентом вентильным и асинхронным электроприводам в области легкового электротранспорта. БДПТ являются подходящим решением для использования в качестве тяговых электроприводов (ТЭП) мощностью до 50 кВт, благодаря их высокой удельной мощности, дешевизне и наличию конструкций синхронных двигателей с постоянными магнитами (СДПМ) с внешним или с внутренним ротором, что позволяет использовать прямой привод в виде мотор-колес. Простота конструкции БДПТ (сосредоточенная обмотка) снижает трудоемкость его изготовления, упрощает процесс серийного производства.
Теоретическую базу для исследования электропривода с БДПТ заложили российские и зарубежные ученые, в том числе И.Е. Овчинников, Н.П. Адволоткин, Н.И. Лебедев, А.А. Афанасьев, С.Г. Герман-Галкин, J.C. Moreira, K.J. Binns.
Большой вклад в теорию ТЭП внесли И.С. Ефремов, А.П. Пролыгин, Ю.М. Андреев, T.D. Batzel, G. Pistoia и J. Lowry.
Анализ имеющихся работ показывает, что одной из самых актуальных проблем усовершенствования и модернизации ТЭП с БДПТ является повышение КПД.
Созданию и усовершенствованию систем управления (СУ) и повышению КПД электроприводов переменного тока посвящены труды А.Е. Козярука, Ю.П. Коськина, М.В. Пронина, А.С. Анучина, Г.Г. Соколовского, Д.В. Лукичева, С.Е. Рывкина, В.А. Флоренцева, Д.В. Корельского, B.K. Bose, R. Krishnan, P. Pillay, D. Todd, K. Hasse, F. Blaschke, P. Vas, S. Bouchiker, E. Kaliappan, K. Mohamed, J.H. Kang, D.H. Kim, L. Zhong, M.A. Rahman, M.N. Uddin.
Вопросам повышения КПД БДПТ посвящены публикации Г.Г. Соколовского, И.Е. Овчинникова, J.H. Kim, B.V.R. Kumar, M.N. Uddin, D. Todd, E. Kaliappan.
Задача повышения КПД особенно актуальна для БДПТ, работающих в составе ТЭП, питающихся от автономных источников постоянного тока (аккумуляторных батарей) из-за ограниченной емкости доступных накопителей электроэнергии.
Цель работы: Разработка и исследование способов повышения КПД электропривода с бесконтактным двигателем постоянного тока.
Задачи исследования:
1. Анализ существующих методов повышения КПД электропривода с БДПТ.
2.Анализ источников (причин) энергетических потерь в системе «статический преобразователь (инвертор) – электрическая машина».
3. Разработка законов управления БДПТ, обеспечивающих минимизацию энергетических потерь в системе «инвертор ‒ машина».
4. Разработка метода ШИМ, обеспечивающего минимизацию потерь за счет подавления высших гармоник токов статора БДПТ.
5. Создание испытательного стенда для исследования эффективности предложенных методов минимизации энергетических потерь.
Объект исследования: тяговый электропривод с бесконтактным двигателем постоянного тока малой мощности (до 10 кВт, наилегчайшая тяга). Предмет исследования: методы повышения КПД тягового
электропривода с бесконтактным двигателем постоянного тока.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Предложен метод определения потерь в БДПТ, отличающийся от
известных учетом влияния времени нарастания импульсов напряжения на комбинированные энергетические потери в системе «инвертор ‒ машина».
2. Предложен метод управления, обеспечивающий минимизацию энергетических потерь тягового БДПТ, отличающийся от известных изменением времени нарастания импульсов напряжения и частоты коммутации полевых транзисторов силовой части БДПТ.
3. Предложен способ минимизации гармонических потерь в БДПТ, питаемом от трёхуровневого автономного инвертора напряжения за счет применения метода ШИМ с оптимизированной частотой коммутации (Switching Frequency Optimal, SFO-PWM).
4. Разработана математическая модель БДПТ, нагружаемого асинхронным электроприводом с функцией управления моментом, используемым для бездатчикового управления моментом БДПТ. Практическая ценность диссертационной работы состоит в следующем:
1. Предложен метод идентификации параметров математической модели БДПТ и ее верификации с помощью паспортных и экспериментальных данных.
2. Предложена и реализована концепция создания нагрузочного стенда с бездатчиковым управлением моментом БДПТ, на основе асинхронного двигателя, питаемого от преобразователя частоты (ПЧ) с функцией управления моментом.
3. Разработана процедура проведения авто-настройки ПЧ для определения параметров асинхронного двигателя нагрузочного стенда. Разработан алгоритм перевода ПЧ в режим управления моментом.
4. Разработана методика проектирования коммутатора (статического преобразователя и блока управления) БДПТ с учетом процедуры оптимизации энергопотребления с помощью изменения параметров инвертора.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись такие теоретические методы исследования, как поиск, накопление и обработка научной информации, формула трапеций, теория электрических машин и электропривода, математическое моделирования, теория гармонического анализа и теория автоматического управления. Применялись такие экспериментальные методы исследования, как основы теории случайных ошибок и методы оценки случайных погрешностей, оценка адекватности теоретических решений и вычислительный эксперимент. Исследования базируются на теоретической электротехнике, теории цифровой обработки сигналов, алгебре логики. Применяются численные методы, реализованные в виде программах SimInTech и Matlab/Simulink.
Положения, выносимые на защиту:
1.Метод определения потерь в БДПТ с учетом влияния времени нарастания импульсов напряжения (ВНИН) на энергетические потери в системе «инвертор ‒ машина».
2. Метод оптимизации энергетических потерь тягового БДПТ на основе изменения ВНИН и частоты коммутации (ЧК) полевых транзисторов АИН. 3. Метод минимизации гармонических потерь в БДПТ, питаемом от трёхуровневого автономного инвертора напряжения, за счет применения ШИМ с оптимизированной частотой коммутации (ОЧК) SFO-PWM.
4. Математическая модель БДПТ, нагружаемого асинхронным электроприводом с функцией управления моментом для бездатчикового управления моментом БДПТ.
Достоверность результатов подтверждена результатами моделирования, верификацией используемых математических моделей БДПТ с помощью паспортных данных и данных эксперимента, корректным использованием сред моделирования динамических систем Matlab/Simulink и SimInTech, и корректным использованием математического аппарата.
Апробация
Основные положения диссертации и ее отдельные результаты обсуждались на ряде конференций, в том числе:
1. 2018 IEEE North West Russia Section Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, 1-3 February 2018, St-Petersburg, Russia.
2. 2019 IEEE North West Russia Section Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, 28-30 January 2019, St-Petersburg, Russia.
3. 72-ой Научно-технической конференции профессорско- преподавательского состава СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 5-12 февраля, СПб.
4. XXII International Conference on Soft Computing and Measurement (SCM’2019) 23-25 May 2019, St-Petersburg, Russia.
5. IOP Conference Series: The Fourth Scientific Conference for Engineering and Postgraduate Research, 16-17 December 2019, Baghdad, Iraq.
6. 2021 IEEE North West Russia Section Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference, St-Petersburg, Russia, 2021.
Соответствие паспорту специальности
Диссертационная работа соответствует п.3 «Разработка, структурный и параметрический синтез электротехнических комплексов и систем, их оптимизация, а также разработка алгоритмов эффективного управления» паспорта специальности 05.09.03 электротехнические комплексы и системы. Внедрение результатов работы
Результаты диссертации использованы при выполнении инициативной НИОКР по теме: «Управление движением и повышение энергоэффективности транспортных средств (НП/ПОПР-14)», No гос. Регистрации 122022200139-6, которая реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), при разработке методов учета энергетических потерь в полупроводниковом тяговом преобразователе, методов учета энергетических потерь в синхронном тяговом электродвигателе с магнитоэлектрическим возбуждением, математической модели силового тягового агрегата. Результаты работы также внедрены в учебный процесс учебно-научной лаборатории «Технология автоматизации» кафедры Робототехники и автоматизации производственных систем. Результаты будут полезными при выполнении практических и лабораторных занятий по дисциплине «Электромеханотронные преобразователи энергии» и при подготовке квалификационных работ для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры.
Публикации
По теме диссертационной работы опубликовано 13 печатных работ, в том числе 4 – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, и 9 включены в международную базу цитирования Scopus (цитирование которых в 57 статьях зарубежных ученых обеспечило автору индекс Хирша, равный 3). На момент публикации диссертации еще 1 статья принята к печати в журнале, рекомендованном ВАК.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 172 наименования и глоссарий терминов по теме диссертации. Её содержание изложено на 135 страницах, включая 11 таблиц и 53 иллюстрации.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Методы повышения энергетической эффективности тягового электропривода с бесконтактным двигателем постоянного тока»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вентильные дизель-генераторные установки переменной частоты вращения
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
    Повышение энергоэффективности Республики Бурунди за счет внедрения солнечной электроэнергетики
    📅 2021 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»