Модель управления энергетическим комплексом железнодорожного предприятия для интеллектуальной поддержки процессов принятия решений

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Осипова Валерия Эдуардовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ УПР АВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ
1.1 Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте
1.2 Анализ существующих способов управления расходом топливно- энергетических ресурсов железнодорожного предприятия
1.2.1 Формирование топливно-энергетического баланса по точке перезаказ
1.2.2 Планирование необходимых материалов (MRP) и планирование необходимых ресурсов (MRP-II) для формирования топливно-энергетического баланса предприятия
1.2.3 Формирование топливно-энергетического баланса предприятия на основе теории Just-In-Time «Точно вовремя»
.2.4 Формирование топливно-энергетического баланса предприятия на основе теории ограничений (Theory of Constraints, TOC)
1.2.5 Формирование топливно-энергетического баланса предприятия на основе теории синхронного планирования (Advanced Planning & Scheduling – APS)
1.2.6 Формирование топливно-энергетического баланса предприятия
на основе теории интегрированные системы управления (ERP-системы)
1.3 Современные достижения в управлении электроэнергетическими системами на основе теории нечетких множеств
1.4 Анализ преимуществ формирования топливно-энергетического баланса предприятия путем управления расходом топливно-энергетических ресурсов на основе теории нечеткой логики
11
22
2 ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИИ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ
2.1 Формирование исходных данных
2.2 Анализ данных по электропотреблению на тягу поездов………………..43
2.3 Анализ данных по энергопотреблению Забайкальской Дирекции Тепло- Водоснабжения
2.4 Анализ факторов, влияющих на расход ТЭР
3 РАЗРАБОТКА АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО- ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ
3.1 Процесс разработки модели управления расходом топливно- энергетических ресурсов на основе теории нечетких множеств
3.2 Анализ основных стадий обработки информации в процессе создания продукционной и реляционной моделей управления
3.3 Создание реляционной модели управления расходом топливно- энергетических ресурсов
3.4 Реализация реляционной модели управления формирования топливно- энергетического баланса предприятий на основе нечеткой логики с использованием Simulink
3.5 Создание базы правил нечетких выводов с MISO- структурой и программная реализация продукционной модели управления с использованием
программного комплекса MATLAB……………………………………………….96 4 РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРЕДПРИТИЯ
4.1 Структурная схема методов прогнозирования электропотребления на железнодорожном транспорте
71
4.2 Особенности методов прогнозирования энергопотребления, применяемыхнажелезнодорожномтранспорте
4.3 Реализация разработанной модели управления расходом ТЭР ЭКЖП на основе нечеткой логики
4.4 Оценка экономического эффекта от внедрения предлагаемой модели управления расходом ТЭР ЭКЖП
4.5 Разработка оптимально алгоритма формирования топливно- энергетического баланса предприятий
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Во введении обоснована актуальность работы, сформулирована цель и задачи диссертационного исследования, обозначены объект, предмет и методы исследования, представлена научная и практическая новизна основных науч-
ных положений.
В первой главе приведены основные характеристики существующей
структуры принятия управленческих решений на железнодорожном транспор- те. Показано, что в основе принятия таких решений лежит трехуровневая авто- матизированная структура.
Проведен анализ существующих способов формирования топливно- энергетического баланса железнодорожного предприятия, который представля- ет собой сложный процесс, предполагающий оценку большого числа факторов, определяющих состояние исследуемой технической системы ЭКЖП. Кроме то- го, исследуемую систему необходимо рассматривать, как совокупность взаимо- связанных подсистем, объединенных общей целью функционирования.
На основе проведенного анализа сформулированы следующие выводы: наиболее распространенными являются системы управления, выполненные по традиционным методам; преимущественно развитой инфраструктурой является принятие решений на основе прогнозных значений; одним из перспективных направлений является применение нейронных сетей, гибридных сетей и теории нечетких множеств. Изучение принципа принятия управленческих решений на основе теории нечетких множеств является основой настоящего диссертацион- ного исследования.
Основные современные достижения в управлении электроэнергетически- ми системами получены на основе теории нечетких множеств, что позволяет создать несколько частных правил управления для решения поставленных це- лей, решая тем самым единовременно большой комплекс задач. Все это делает технологию нечеткого моделирования на основе теории нечетких множеств наиболее конструктивной.
Проведен анализ существующих моделей нечеткого управления приме- нительно к предприятиям железнодорожного транспорта. Основополагающим этапом любой модели является изучение принципов и параметров работы си- стемы. Оценка возможностей модели будет проведена по двум критериям: точ- ности определения состояния объекта и частоты появления ошибок в оценке состояния объекта.
Во второй главе приведен анализ основных показателей, характеризую- щих объекты управления, определены взаимозависимости между основными параметрами объектов управления, получены основные аналитические выраже- ния значения(Й) управляющего воздействия для определения величины расхода энергоносителя при различных конфигурациях результирующей фигуры.
Анализ факторов, влияющих на расход топливно-энергетических ресур- сов предприятия, позволил выявить факторы, влияющие на электропотребление на тягу поездов и факторы, влияющие на энергопотребление объекта.
Факторы, влияющие на расход топливно- энергетических ресурсов предприятия
Факторы, влияющие на электропотребление на тягу поездов
WI(t)=Sn(t)Tn
Постоянные факторы Tn =TT,L,F
Рис. 1 – Анализ факторов, влияющих на расход ТЭР ЭКЖП
Согласно представленного рисунка, к постоянным факторам относятся: ТТ – совокупность параметров, характеризующих тип тягового электроснабже- ния; L – функция, характеризующая длину участка; F –функция, характеризую- щая расстояние между тяговыми подстанциями; Тn –функция, характеризующая совокупность влияющих факторов, неизменяющихся во времени.
К факторам, меняющимся во времени, можно отнести: Sn(t) – вектор- функция, характеризующий совокупность влияющих факторов, изменяющихся во времени; m(t) – вектор-функция, характеризующий массу состава; Q(t) – вектор-функция, характеризующий величину грузооборота; Lг.(t) – вектор- функция, характеризующий линейный пробег.
К факторам, влияющим на энергопотребление объекта относятся: P(t) – вектор-функция, характеризующий совокупность влияющих факторов (расход топлива); ТВ(t) – вектор-функция, характеризующий температуру воздуха; ТП(t) – вектор-функция, характеризующий температуру подачи воды; Т0(t) – вектор- функция, характеризующий температуру обратного возврата воды; V(t) – век- тор-функция, характеризующий мощность котлов; PВ(t) – вектор-функция, ха- рактеризующий расход воды; K(t) – вектор-функция, характеризующий каче- ство топлива.
Критические параметры рассматриваемых объектов определены в следу- ющих диапазонах: -для объектов энергопотребления:
TВ(t),TB[TB TB ]  min max 
P(t)=TП(t),TП[TП TП ], (1)  min max 
K(t),KKmin Kmax  
-для объектов электропотребления: Lг(t),Lг[Lг.min Lг.max]
W(t)=m(t), m[m m ] . (2)  minmax
Q(t),QQ Q    minmax
Факторы, влияющие на энергопотребление объекта
P(t) = TB(t),TП(t),To(t),P (t),V(t),K(t) в
To(t)=TB(t)TП(t)
Факторы, изменяющиеся во времени Sn(t) =m(t),Q(t),Lг(t)

Основные взаимозависимости между параметрами изучаемой системы легли в основу модели управления расходом ТЭР на основе теории нечетких множеств.
В третьей главе разработаны две нечеткие модели управления расходом ТЭР: реляционная, основанная на формировании нечетких регуляторов и про- дукционная, основанная на формировании базы правил нечетких выводов.
Функция принадлежности обоих моделей подобрана таким образом, что- бы отрезки перекрывались на уровне 0,5, обеспечивая при этом возможность аналитического представления нечеткого множества в виде некоторой простой математической функции.
Выходные параметры рассматриваемой системы ТЭР ЭКЖП представле- ны следующим образом:
1) Для объектов энергопотребления:
Расходом топлива P(t) на множестве , зависящим от трех входных пе- ременных: температуры окружающего воздуха – ТВ(t), температуры подачи во- ды – ТП(t) и коэффициенты теплоотдачи – K(t), называется совокупность пар вида Р(t) ={(, Р ()) |  ε }, где р – функция принадлежности, принимаю- щая значения в интервале [0, 1], т.е.  Р:  Р: [0, 1]. Когда P(t) непрерывно, то нечеткое множество  может быть кратко описано как  = x  Р ()/. В случае дискретного P(t), нечеткое множество  представляется как  =Р (i)/i.
2) Для объектов электропотребления:
Расходом электроэнергии W(t) на множестве Ᾱ, зависящим от трех вход- ных переменных: грузооборота – Q (t), массы поезда – m (t) и линейного пробе- га – Lг(t), называется совокупность пар вида W(t) ={ (ψ, w (ψ)) | ψ ε Ᾱ }, где w – функция принадлежности, принимающая значения в интервале [0, 1], т.е.  w: Ᾱ w: [0, 1]. Когда W(t) непрерывно, то нечеткое множество Ᾱ может быть кратко описано как Ᾱ = x  w (ψ)/ψ. В случае дискретного W(t), нечеткое мно- жество Ᾱ представляется как Ᾱ =w (ψi )/ψ1i.
Для изучения особенностей разработки реляционной модели управления представлен поэтапный процесс ее создания и генерации аналитических выра- жений для работы данной модели.
Особенность предлагаемой модели управления состоит в возможности представления любого значения исследуемого параметра в диапазоне от 0 до 1,
путем пересчета фиксированного значения хi* каждой лингвистической пере- менной хi в соответствующий элемент единого универсального множества u* .
Полученное в результате решения значение ненормированного выхода uc
нечеткого регулятора на едином универсальном множестве u*0,1пересчи-
тывается в значение управляющего воздействия на объект управления m*
m* = xmin + (mmax – mmin )  uc , (3)
где xmin – минимальное значение лингвистической переменной xi; mmax – максимальное значение управляющего воздействия;
mmin – минимальное значение управляющего воздействия;
uc – значение ненормированного выхода нечеткого регулятора.
Независимо от функции принадлежности выходной лингвистической пере- менной, используемая теория позволяет сформировать «результирующую об-
ласть» значений управляющего воздействия m* , ограниченную итоговой функ- цией принадлежности, которая определяется из системы нечетких логических уравнений:
mj(x ,x ,x )=j(x )j(x )j(x ). (4) 123123
В соответствии с лингвистическими правилами управления, формализо- ванными системой нечетких логических уравнений, координаты линий «отсе- чений» A, B, C, ограничивающих результирующую фигуру, определяются по формулам:
А=min[ (u ), (u ), (u )], 111213
B=min[ (u ), (u ), (u )], 212223
C=min[ (u ), (u ), (u )]. 313233
(5)
По результатам выполненных расчетов строится итоговая «результирую- щая область» для определения величины управляющего воздействия при за- данных значениях входных параметров.
Координаты полученной итоговой зависимости переносятся на функции принадлежности выходной переменной управляющего воздействия и произво- дится поиск абсциссы «центра тяжести» «результирующей области» uc . Огра-
ничивающая область позволяет определить контрольные значения величины управляющего воздействия для формирования топливно-энергетического ба- ланса. Пример построения итоговой функции принадлежности и результирую- щей области для расчета управляющего воздействия при заданных значениях входных параметрах системы энергопотребления представлен на рис.2.
а) (u) б) (u) 11
B
C A
0 0.5u11u0 0.5 1u TВ TBTВ Рmin Р Рmax
1(u) 3(u) 3(u) 2(u)
u2 u3
min max
TПTП TП min max
Kmin K Kmax
Рис.2 – Пример построения итоговой функции принадлежности: где а) –
итоговая функция принадлежности, б) – результирующая область для расчета управляющего воздействия

Блок-схема алгоритм предлагаемой модели управления расходом ТЭР на основе нечетких регуляторов с учетом полученных аналитических уравнений расчета итоговой «результирующей области» управляющего воздействия пред- ставлена на рис. 3.
Рис.3 – Блок-схема алгоритм предлагаемой модели управления расходом ТЭР на основе нечетких регуляторов
Окончание рис.3
Для подтверждения эффективности этой модели выполнено моделирова- ние процесса управления расходом ТЭР в программном комплексе Matlab – Simulink. Структурная схема модели представлена на рис.4.
t1
t2
t3
I
11( x1)
12(x1)
mj(xi)
13(x1)
min
A< A>C>B
min
В
A< C>A>B
P/W = […]
mj(xi)
A>B>C
>< B>A>C
mj(xi)
min
С
II III
Рис.4 – Структурная схема модели управления ТЭР на основе нечетких регуляторов
Графическое представление структурной схемы модели и основных ее компонентов в среде Matlab Simulink представлено на рис.5.
Рис. 5 – Графическое представление структурной схемы модели и основных ее компонентов в среде MATLAB Simulink
Далее представлен процесс создания продукционной модели и генерации базы правил нечетких выводов для работы данной модели.
Правила принятия управленческих решений при формировании заказа на энергоресурсы представлены на рис.6.
Правила принятия управленческих решений
При формировании заказа на электроэнергию на тягу поездов  TВ(t)→min 

Если”И”ТП(t)→max,,тоP(t)→max  
”И”K(t)→min  
TВ(t),ТВТВ ТВ    min max 
П ПП П P(t)=T (t),Т Тmin Тmax
   K(t),K K


В
 T (t)→max 

 
K  min max 
Если”И”ТП(t)→min,,тоP(t)→min  
”И”K(t) → max 
 
При формировании заказа на эне ргоресурсы
ЕслиTn →min ,тоW(t)→min ”И”S (t)→min
n Lг(t),LгLг.min Lг.max
W(t)= m(t),mm m    min max 
 Q(t),QQ Q    min max 
Рис.6 – Логическая схема правил принятия управленческих решений при формировании заказа на энергоресурсы
В соответствии с теорией управления на основе нечетких множеств соз- дается база правил типа «ЕСЛИ…,ТО…», руководствуясь мнением эксперта или группы экспертов, по существующими взаимозависимостями между объек- том управления (или выходным параметром системы) и рядом управляющих объектов (входные параметры системы), воздействующих на величину выход- ного параметра. Базируясь на данных взаимосвязях, формируется нечеткое со- ответствие между пространством предпосылок и пространством заключений.
Для описания каждой входной переменной выбрано по три функции при- надлежности, а для выходной переменной – пять функций принадлежности, описывающих состояние системы, таким образом, изначально сформированная база правил будет состоять из 135 правил. Такая база правил является избыточ- ной, а также содержит противоречащие друг другу правила – с одинаковыми
предпосылками и разными заключениями. В связи с этим изначальную базу правил оптимизируем, основываясь на эмпирических гипотезах, анализируя априорные данные о потреблении ТЭР по Забайкальской железной дороге, по- лученные в результате измерений, а также результаты потребления топлива в различные моменты времени.
Структурная схема формирования начальной базы правил типа «И» пред- ставлена на рис.7.
TmBin
TП max
Kmin
In 1
P
TB
TB aver
TП aver
Kaver
P aver
P23
P aver
Rule 1
TmBax min

Rule 2
Kmax TmBin
TП max
Rule 3
Kaver
TmBin
TП aver
P12
Rule 4

Kmax Kmin
TB aver
Pmin
Rule 5
Out 1
Defuzzification
TП max
TB aver
TП aver
P23
Rule 6
K
Kmax
TmBax
TП min
P12
Rule 7
Kmin TmBax
TП min
Pmax
Rule 8
Kaver P23
Рис.7 – Структурная схема формирования начальной базы правил типа «И»
Для подтверждения эффективности этой модели выполнено моделирова- ние процесса управления расходом ТЭР в программном комплексе Matlab – Fuzzy Logic Toolboox.
Результирующая поверхность процесса деффазификации продукционной модели в Fuzzy Logic Toolboox представлен на рис. 8.
Отсутствие разрывов и скачкообразных изменений на поверхности нечет- кого вывода свидетельствует об устойчивом характере данных разработанной нечеткой модели, что является одним из веских аргументов в пользу примене- ния этой модели в практике принятия решений о величине расхода ТЭР.
Rule 9
WTAVER

Рис.8 – Результат работы продукционной модели управления расходом ТЭР
Разработанная модель проста в управлении и позволяет без особых уси- лий и специалистов определить значение расхода ТЭР на рассматриваемом участке в зависимости от различных внешних условий. Наглядность процесса позволяет оценить результаты и при необходимости внести изменения.
В четвертой главе представлены результаты моделирования по разрабо- танным моделям. Показано, что применение теории нечетких множеств для принятия управленческих решений по формированию топливно- энергетического баланса предприятия обеспечивает снижение эксплуатацион- ных расходов и повышение качества управления техническими системами.
Анализ представленных моделей управления ТЭР ЭКЖП позволяет сде- лать вывод о том, что общая схема обработки нечеткой информации на основе теории нечетких множеств выглядит следующим образом: данные о парамет- рах, контролирующих управляемый процесс, переводятся в значения лингви- стических переменных посредством специального блока фаззификации. На ос- нове взаимозависимостей между входными и выходными параметрами рас- сматриваемой системы, реализуются процедуры нечеткого вывода на множе- стве продукционных правил, с учетом значимости каждого из них, либо фор- мируются значения координат линий «отсечений», ограничивающих результи- рующую фигуру. Полученные результаты составляют базу знаний системы управления, на основании которой формируются выходные лингвистические значения, переводимые в точные значения результатов вычислений в процессе дефаззификации. Результатом проделанной работы является формирование значения управляющего воздействия, позволяющего сформировать заявку на необходимые топливно-энергетические ресурсы.
На основе проведенных исследований предлагается структурная схема формирования величины закупки ТЭР, приведена на рис.9, позволяющая упро- стить процесс управления расходом ТЭР, путем воздействия на результаты об- работки нечеткой информации.
Данные с котельных по участкам
Рис.9 – Предлагаемая структура принятия управленческих решений по формированию баланса ТЭР ЭКЖП
Предлагаемая структура принятия управленческих решений по формиро- ванию баланса ТЭР ЭКЖП позволяет организовать целевое управление расхо- дом ТЭР ЭКЖП и обеспечить принятие адекватных мер по устранению выяв- ленных отклонений, а также определять направления для увеличения энер- гоэффективности данной системы.
Для определения эффективности предлагаемой модели управления рас- ходом ТЭР проведен расчет относительных отклонений полученных результа- тов от фактических значений (рис.10)
Рис.10 – Сравнительная диаграмма отклонений прогнозных значений параметра от фактических, в процентах
Анализ проведенного расчета свидетельствует о том, что к наименьшим процентам погрешности в процессе прогнозирования приводит применение ме- тодов, формирующихся на основе искусственного интеллекта: средняя относи- тельная погрешность для ИНС составляет 3,4%, средняя относительная по- грешность прогноза разработанного программного продукта составляет 2,4%. Для классических методов, основанных на обработке статистических данных и реализованных в программном комплексе «Энергостат» средняя относительная погрешность составляет 3,6%, для методов интервального прогнозирования – 5,5%.
Экономический эффект от внедрения предлагаемой модели управления расходами ТЭР ЭКЖП, определяется затратами на приобретение электроэнер- гии, на основании полученных прогнозных значений, согласно которых можно
Инженер ДТВ/ЦДУ
Формирование заявки ТЭР
Данные с ЭПС
Формирование базы знаний
База правил нечетких выводов
Управляющее воздействие
Данные о планируемых перевозках
Блок фаззификации
Блок дефаззификации

сделать вывод о том, что средняя экономическая выгода от внедрения составля- ет 2-4% от величины эксплуатационных расходов на закупку электроэнергии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного диссертационного исследования получены
новые научные результаты, направленные на повышение эффективности функ- ционирования системы управления расходом топливно–энергетических ресур- сов энергетического комплекса железнодорожного предприятия. Практическое применение результатов исследования позволит повысить эффективность
управления техническими системами, а также снизить затраты на энергообес-
печение.
Научные и практические результаты диссертационной работы состоят в следующем:
1.Выполнен системный анализ неопределенности исходных данных и
особенностей работы существующих моделей нечеткого управления примени-
тельно к ЭКЖП, определены критерии выборки и основные взаимозависимости между параметрами рассматриваемой системы.
2. Предложены уравнения для определения «центра тяжести» в процессе деффазификации на основе алгоритма Мамдани-Сугено, которые легли в осно- ву математической модели управления расходом ТЭР ЭКЖП.
3. Разработан новый алгоритм формирования топливно-энергетического
баланса ЭКЖП, обеспечивающий повышение эффективности принятия реше- ний в условиях неопределенности, за счет использования математического ап- парата нечеткой логики.
4. Осуществлена программная реализация разработанной модели управ- ления расходом ТЭР ЭКЖП. Экономический эффект от внедрения предлагае- мой методики составляет сокращение эксплуатационных расходов на закупку ТЭР на 2–4%.
5. Предложена методика формирования топливно-энергетического балан- са, ориентированная на повышение эффективности принятия решения с ис- пользованием современных методов обработки информации, в условиях не- определенности исходных данных.

Актуальность работы. Особенностью работы объектов железнодорожного транспорта является неравномерность нагрузки системы по времени, что затрудняет формирование полной исходной базы данных, характеризующих рассматриваемую систему.
Многообразие и неопределенностью факторов, описывающих состояние ее отдельных элементов, не позволяет в полной мере использовать данные одной из имеющихся систем учета железнодорожной отрасли (АСУТП), как следствие, затрудняет принятие решения с целью управления технологическим процессом. Режимы работы специализированного оборудования таких объектов обычно отличаются наличием жестких ограничений по времени и сложностью описания изменений, характеризующих состояния системы в определенный момент времени.
Все это способствует разработке все более сложных математических моделей с целью принятия управленческих решений. Наиболее перспективным из которых является применение теории нечетких множеств
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью совершенствования методики формирования топливно-энергетического баланса системы энергоснабжения на основе теории нечетких множеств.
Целью диссертационной работы является совершенствование системы управления энергетическим комплексом железнодорожного предприятия путем эффективного формирования топливно-энергетического баланса на основе системного анализа, разработки математической модели и методики управления топливно–энергетическими ресурсами.
Для реализации поставленной цели в ходе диссертационного исследования потребовалось решить следующие задачи:
-провести системный анализ неопределенности исходных данных и изучить принципы и особенности работы системы управления расходом топливно–энергетических ресурсов энергетического комплекса железнодорожного предприятия (ТЭР ЭКЖП);
-определить критерии выборки, основные системные связи и закономерности функционирования ЭКЖП, для создания базы правил управления расходом топливно–энергетических ресурсов;
-разработать математическую модель управления расходом ТЭР ЭКЖП;
-провести оценку и анализ адекватности полученных результатов разработанных моделей управления, определить экономический эффект от внедрения предлагаемой модели;
-предложить методику управления расходом ТЭР ЭКЖП на основе теории нечетких множеств с использованием базы правил нечетких выводов и нечетких регуляторов.
Объектом исследования является система управления расходом топливно-энергетических ресурсов энергетического комплекса железнодорожного предприятия.
Предметом исследования являются математические методы управления расходом топливно-энергетических ресурсов железнодорожного предприятия, методы нечеткого управления и нечетких выводов, и созданная на их основе методика формирования баланса ТЭР.
Практическая значимость:
Практическая значимость полученных результатов заключается в улучшении процесса принятия управленческих решений при формировании топливно-энергетического баланса предприятий. Применение разработанной методики формирования ТЭР способствует снижению эксплуатационных расходов по закупке ТЭР на 2 – 4 %.
Разработанная в ходе диссертационного исследования программа «Расчет топливно-энергетических ресурсов предприятия» позволяет обеспечить принятие оперативных мер по устранению выявленных отклонений, а также определить направления для увеличения энергоэффективности данной системы.
Методы исследования. Работа выполнена на основе объектно-
ориентированного подхода к управлению технологическими системами и методов формализации выработки алгоритма принятия управленческих решений с использованием методов системного анализа, теории нечетких множеств, методов математического моделирования и статистики
Для проведения расчетов и анализа математических зависимостей применялись лицензионные программные продукты: электронные таблицы Microsoft Excel, STATISTICA и пакет прикладных программ MATLAB.
Степень достоверности полученных результатов исследований и выводов, сделанных в работе, обеспечивается удовлетворительной сходимостью результатов, рассчитанных при математическом моделировании, с имеющимися результатами существующих параметров системы ЭКЖП.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту:
1. Разработан новый алгоритм формирования топливно-энергетического баланса ЭКЖП, обеспечивающий повышение эффективности принятия решений в условиях неопределенности, за счет использования математического аппарата нечеткой логики.
2. Применительно к объектам энергоснабжения ОАО «РЖД» предложены уравнения для определения «центра тяжести» в процессе деффазификации на основе алгоритма Мамдани-Сугено.
3. На базе разработанного алгоритма формирования топливно- энергетического баланса ЭКЖП предложена система принятия управленческих решений по формированию баланса ТЭР ЭКЖП.
4. Предложена оригинальная методика интеллектуальной поддержки процесса формирования топливно-энергетического баланса на основе теории нечетких множеств при определении итоговой величины закупки энергоресурсов. диссертационного исследования подтверждена актами внедрения разработанного программного комплекса на «Вагонно-ремонтном депо Чита» АО «Вагонная ремонтная компания-2» и Забайкальской дирекции по энергообеспечению – структурном подразделении
Трансэнерго – филиала ОАО “РЖД”, г.Чита.
Апробация работы. Результаты диссертационной работы
докладывались и обсуждались на: Международной научно-технической конференции по программе научно-образовательного форума “Трансвуз- 2010” «Инновации для транспорта» (г. Омск, 2010); XVII Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: эффективность, надежность, безопасность» (г. Томск, 2011); V Международной заочной научно- практическая конференция «Энергетика в современном мире», (г. Чита 2011); Международной научно-практической конференции «Проблемы трансферта современных технологий в экономику Забайкалья и железнодорожный транспорт» (г. Чита, 2011); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Транспортная инфраструктура Сибирского региона» (г. Иркутск, 2011, 2014 гг.); XVII научно-практической конференции «Проблемы проектирования, строительства, диагностики и технического содержания объектов железнодорожного транспорта» (г. Чита, 2013); Международной научно-практической конференции «Транспортная инфраструктура Сибирского региона» (г. Иркутск, 2015, 2016, 2018 гг.).
Публикации Основное содержание диссертации опубликовано в пятнадцати печатных работах, четыре из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных результатов диссертации. Научная новизна разработанных в диссертационной работе моделей подтверждается свидетельством на программу для ЭВМ.
Структура и объем диссертации Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы из 128 наименований. Работа изложена на 138 страницах основного текста, в том числе 65 рисунков и 14 таблиц.
Реализация результатов
В первой главе приведены основные характеристики существующей структуры принятия управленческих решений на железнодорожном транспорте по формированию баланса ТЭР ЭКЖП, анализ которых позволил классифицировать автоматизированную систему управления расходом ТЭР ЭКЖП.
Во второй главе приведен анализ основных показателей, характеризующих объекты управления, определены взаимозависимости между основными параметрами объектов управления.
Практическая реализация процесса создания нечеткой реляционной и продукционной моделей управления для формирования топливно- энергетического баланса предприятия с использованием априорных данных о потреблении ТЭР ЭКП представлена в третьей главе.
В четвертой главе описана структурная схема методов прогнозирования электропотребления применительно к Забайкальской железной дороге, а также рассмотрена методика прогнозирования существующих программных комплексов, таких как: «Энергостат», ИНС и метод рангового распределения. Для возможности сравнительного анализа существующих методологий прогнозирования и предлагаемой адаптивной модели управления расходом ТЭР ЭКЖП на основе нечеткой логики, в рамках диссертационного исследования была осуществлена программная реализация разработанной адаптивной модели.
Предлагаемая система принятия управленческих решений по формированию баланса ТЭР ЭКЖП позволяет организовать целевое управление расходом ТЭР ЭКЖП и обеспечить принятие адекватных мер по устранению выявленных отклонений, а также определять направления для увеличения энергоэффективности данной системы.
В заключении приведены основные результаты работы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Модель управления энергетическим комплексом железнодорожного предприятия для интеллектуальной поддержки процессов принятия решений»

    Публикации автора в научных журналах

    Применение математического аппарата продукционной модели управления энергетическим комплексом предприятия на основе нечеткой логики
    В. Э. Осипова, Д.А. Яковлев // Известия Транссиба. – 2– No1(33). – С.98
    Применение системы нечеткого управления энергообеспечением предприятия
    В. Э. Осипова, Д. А. Яковлев, В. Г. Дурнов // Совре- менные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2– No3(31). – С.147 – Комогорцев, М. Г. Автоматизированный расчет межпоездных интерва- лов с использованием аппарата искусственных нейронных сетей / М. Г. Комо- горцев, В. Э. Осипова // Известия Транссиба. – 2– No4(28). – С.87
    The Methodology of the Department of Fuel and Energy Resources of the Enterprise Based on Fuzzy Logic
    V. E. Osipova, D. A. Yakovlev // Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies. – 2– No 12 (2). – P.153
    Generation of a rational training sample when predicting power consumption for train traction
    V. E. Osipova, D. A. Yakovlev // IOP Confer- ence Series: Materials Science and Engineering Volume 760, International Confer- ence on Transport and Infrastructure of the Siberian Region, 21 – 24 may 2– c.Moscow, Russian Federation. – pр.012
    Выявление объектов энергообследования на примере поездоучастков Забайкальской железной дороги
    В. Э. Осипова, Д. А Яковлев // Инновации для транспорта: Материалы международной научно-технической конференции, 15 – 16 декабря 2010 г., г. Омск. – Омск: Изд-во ОмГУПС, 2010 – С.83
    Синтез нечётких регуляторов для управления энергообеспечением сложного объекта
    В. Э. Осипова, Д. А Яковлев // Энергетика: эффективность, надежность, безопасность: Материалы XVII Всероссийской научно-технической конференции, 7 – 9 декабря 2011 г., г. Томск. – Томск: Издво «СПБ Графикс», 2– С.252
    Разработка нечеткой модели управления показателями работы Забайкальской железной дороги
    В. Э. Осипова, Д. А. Яковлев // Энер- гетика в современном мире: Материалы V международной научно- практической конференции, 15 – 16 ноября 2011 г., г. Чита. – Чита: Изд-во ЗабГУ, 2– С.68 – Осипова, В. Э. Применение математического аппарата нечеткой ло- гики при определении объемов энергоресурсов для обеспечения объектов ин- фраструктуры железнодорожного транспорта / В. Э. Осипова, Д. А. Яковлев // Проблемы проектирования, строительства, диагностики и технического содер-17жания объектов железнодорожного транспорта: материалы Всероссийской нау- нопрактической конференции, 24 октября – 15 ноября, 2013 г., г. Чита. – Чита: Изд-во ЗабИЖТ, 2– С.91
    Реализация алгоритма нечеткой логики при анализе и планировании расхода ТЭР систем энергоснабжения предприятия
    В. Э. Оси- пова, И. А. Лукъянов // Транспортная инфраструктура сибирского региона: Ма- териалы пятой международной научно-практической конференции с междуна- родным участием, 31 марта – 4 апреля 2014 г., г. Иркутск. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2– Т.– С.484 – Осипова, В. Э. Организация системы управления топливно-энерге- тическими ресурсами на уровне филиала ОАО «РЖД» / В. Э. Осипова // Транс- портная инфраструктура сибирского региона: Материалы шестой международ- ной научно-практической конференции с между-народным участием, 30 сен- тября – 3 октября 2015 г., г. Иркутск. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2– Т.– С.627
    Использование аппарата нейронных сетей и координатных определений местоположения поездов для автоматизированного оперативного расчета межпоездных интервалов
    В. Э. Осипова, М. Г. Комогорцев //Транспортная инфраструктура сибирского региона: Материалы седьмой меж- дународной научно-практической конференции с международным участием, 29 марта – 1 апреля 2016 г., г. Иркутск. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2– Т.– С.634 – Осипова, В.Э. Анализ существующих способов формирования энер- гетического баланса предприятия путем управления расходом энергетических ресурсов энергетического комплекса предприятия / В. Э. Осипова, Е. В. Се- дельникова // Транспортная инфраструктура сибирского региона: Материалы восьмой международной научно-практической конференции с международным участием, 28 марта – 1 апреля 2017 г., г. Иркутск. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2– Т.1 – С.351 – - свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ:

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету