Мораль как компонент культуры: этическое измерение арт-менеджмента
Введение..………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мораль как объект культурологического
исследования……………………………………………………………………..21
1.1. Мораль в системе культуры……………………………………………….21
1.2. Арт–сфера как пространство этико-морального и социокультурного
регулирования.…………………………………………………………………..49
Глава 2. Этико-культурологические характеристики арт-менеджмента..……73
2.1. Арт-менеджмент как системообразующий элемент арт-сферы…………73
2.2. Технологии арт–менеджмента в структуре социокультурного
технологического комплекса.…………………………………………………110
Глава 3. Состояние и перспективы реализации этических технологий в арт-
сфере………………..……………………………………………………………126
3.1. Технологии прикладной этики как механизм этического измерения
и оценки в практике арт-менеджмента……………………………………….126
3.2. Особенности применения этической экспертизы художественных
выставок (на примере выставки Я. Фабра «Рыцарь отчаяния – воин
красоты»)……………………………………………………………………….148
Заключение …………………………………………………………………….170
Список использованной литературы.………………………………………….175
Приложение А.…………………………………………………………………206
Приложение Б.………………………………………………………………….207
Приложение В.…………………………………………………………………208
Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования определяется тем, что мораль как
компонент культуры и система ценностей, выполняя важную нормативно-
регулятивную функцию в современном обществе, создает условия для
гармонизации межличностных и межгрупповых отношений, снижения
напряженности и нивелирования конфликтов между заинтересованными
сторонами в различных сферах человеческого бытия.
Механизмы этической регуляции разрабатываются в таких сферах, как
интернет и социальные сети, медицинские и клинические разработки; наука
и технологии, инновационная экономика, журналистика, образование,
экология. Эти и другие сложные, саморазвивающиеся системы общества,
меняют качество жизни, определяют новые антропологические
характеристики, «лицо» общества; влияют на социальные связи и отношения.
Новые социокультурные сегменты закономерно выстраивают системы
внешнего и внутреннего регулирования – правового, организационного,
финансового, административного, при этом этическое регулирование
становится все более значимым. Оно выражается как формирование кодексов
социальной ответственности (хартий, деклараций, конвенций).
Вместе с этим расширяется пространство этики институтов
(социальная этика), цель которой предотвращение несправедливости
и моральной аномии. Но этика и мораль – особые формы социальной
регуляции, отличающиеся неинституциональным характером. Общественное
мнение как один из ее инструментов традиционно выполняло функцию
социальной оценки, морально-этической легитимации. В информационном
обществе, обществе массовых коммуникаций, общественное мнение, с одной
стороны, приобретает небывалую силу, способную влиять на политические,
экономические, социальные решения, а с другой – подвержено хорошо
отработанным инструментам управления и манипуляции, что существенно
ослабляет социальный (в том числе этико-моральный) контроль над
управленческими решениями, имеющими глобальные последствия для
человечества.
Арт-сфера – формирующаяся область социокультурной реальности,
в которой отчетливо прослеживаются перечисленные особенности этико-
морального регулирования. Принятие управленческих решений в этой сфере
часто имеет неоднозначную этико-моральную оценку, что объясняется
столкновением ценностных систем (в том числе и этических) различных
заинтересованных сторон (стейкхолдеров), продукт деятельности арт-сферы
представляет собой сочетание несочетаемого, «единство
противоположностей»: материальных и духовных ценностей, терминальных
и инструментальных (М. Рокич), ценностей различных сообществ
(религиозных, этнических, профессиональных, корпоративных, клановых),
ценностей бескорыстного творчества «голодного художника»
и предпринимательского таланта, часто заменяющего «катехизис
ответственности» «катехизисом продаж».
Процессы реформирования и модернизации в значительной степени
отражаются в арт-сфере как комплексной системе создания, сохранения
и распространения произведений искусства. Обстоятельства социально-
экономического и этико-аксиологического характера (повышение цен
на художественные услуги, потребность в капитальном ремонте учреждений
искусства, отсутствие государственной системной поддержки
профессиональной творческой деятельности, дефицит специалистов,
имеющих профильное образование в области менеджмента культуры
и искусства, острые социальные и этические конфликты, вызванные
современными спектаклями, выставками и перформансами) становятся
факторами негативных изменений в арт-сфере, активно влияющими
на качество арт-продукта.
Усиливающиеся процессы глобализации в арт-сфере, требующей
морально-этического регулирования, порождают взаимозависимость
художественных рынков отдельных государств и свидетельствуют
о возрастающей роли арт-менеджмента как науки третьего тысячелетия и как
современной управленческой практики.
Научно-методологические основы арт-менеджмента невозможны без
представлений о самой теории арт-менеджмента, еѐ эпистемологическом
статусе, сущности, структуре, функционировании, тенденциях
и перспективах развития, процессах внутренней дифференциации
и кооперации с различными областями менеджмента, культурологии,
искусствоведения, социально-культурной деятельности, педагогики,
социологии, философии, этики и другими гуманитарными науками.
Разработка новых методологических подходов и положений теории
арт-менеджмента должна включать определенные принципы и нормы,
направляющие научный поиск, оценку состояния теории арт-менеджмента
и определение предметно-проблемного поля в системе философско-
культурологического знания.
Реализация концепции просвещенного маркетинга в арт-сфере
основывается на ряде фундаментальных принципов: максимальная
ориентация на интересы, потребности и запросы пользователя социально-
культурными услугами; инновационный и новаторский характер
деятельности организации культуры и искусства; маркетинг ценностных
достоинств как стратегия учреждения, повышающая ценностную значимость
арт-продуктов; осознание и формулирование общественной миссии;
соблюдение норм социально-этического маркетинга.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!