Мотивный комплекс лирики Хайцзы (1964-1989 гг.)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Цыбикова Валентина Владимировна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..………………………..……..3
ГЛАВА I МОТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «РОДИНА»……………….…..14
1.1 Мотив земледелия и образ зерна в творчестве Хайцзы ………………14
1.2 Мотив деревенского покоя в контексте национальной традиции и
диалоге культур……………………………………………………………………… 35
1.3 От покоя к движению: мотив странствия как путешествия и
внутреннего поиска Хайцзы………………………………………………………….63
ГЛАВА II МОТИВ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ДУХОВНЫХ
ПОИСКОВ В ЛИРИКЕ ХАЙЦЗЫ……………………………………… ……………….84
2.1 Мотив самопознания и авторская концепция «короля поэзии»…………84
2.2 Мотив «поэтического братства» в поэзии Хайцзы ……….……………113
2.3 Мотив смерти в творчестве Хайцзы ………………………………..……130
Заключение ……………………………………………………………………156
Список литературы……………………………………………………………160

Во введении обосновывается выбор темы и
актуальность исследования, определяются его объект и
предмет, формулируются цели и задачи, решаемые в работе,
указываются методы исследования, раскрывается научная
новизна, определяется теоретическая и практическая
значимость работы, характеризуется структура диссертации,
формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Мотивное поле концепта «Родина»
состоит из трех параграфов и посвящена исследованию
мотивов и образов, имеющих национально-культурные истоки,
оказавших влияние на формирование индивидуально-
авторского стиля поэта.
Первыйпараграфпервойглавы«Мотив
земледелия и образ зерна в творчестве Хайцзы» посвящен
анализу мотива земледелия и связанного с ним образа зерна,
что закономерно отражает традиции Китая как крестьянского
государства: «Спит у истоков / Земля, / Которая будет
переходить / от одного поколения к другому…» («Путь
земледельца», « 农 耕 民 族 ») 5 . В творчестве Хайцзы возник
индивидуально-авторский образ родины как азиатской меди,
которая становится символом китайской государственности.
«Азиатская медь, азиатская медь, / Как мой дед и отец, я
умру только здесь. / Только тут можно жизнь до конца
полюбить. / Только здесь завещаю себя схоронить»
(«Азиатская медь», «亚洲铜»)6. Мотив земледелия в лирике
Хайцзы имеет биографические истоки. Поэт родился и вырос
в деревенской среде, где с малых лет был знаком
крестьянским бытом и укладом жизни. Возделывание земли в
творчестве Хайцзы неизменно связано с образом отца-
труженика: «…Многострадальный отец мой / В заботах
нелегких / Вернулся домой по реке, / Ночью с мешком зерна на
спине / Двери толкнул и вошел…» («Поспела пшеница», «熟了
麦子»). К ведущим образам в творчестве Хайцзы относятся
образы пшеницы 麦, пшеничного зерна 麦子, они являются
центральнымивстихотворениях«Загадказерна»,
«Пшеничное поле», «Поэт и поле», «Августовский факел в
ночи», «Поспела пшеница» и др. Пшеница – это прежде всего
семя, исток жизни. Образ зерна обозначает не только
результат и урожай, но и основу существования, творческую
энергию и силу, источник вдохновения, круговорот жизни и
смерти: «…Вместе улетим во сне за город / В поле
благоденственной пшеницы / Что дает здоровье нам / И
жизнь…7» («Пшеничное поле» «麦地»). На основе опыта
своей национальной литературы Хайцзы создает уникальный
Здесь и далее без указания перевод автора работы.
Перевод С. Надеева.
Перевод С.Надеева
художественный мир, в котором по-новому звучит духовное
наследие народа.
Во втором параграфе первой главы «Мотив
деревенского покоя в контексте национальной традиции и
диалоге культур» исследуется один из основных мотивов,
связанных с концептом «Родина» – мотив покоя на лоне
деревенской жизни. Родина для Хайцзы – этическое
пространство, где происходит духовное формирование
человека, это сакральное место умиротворения и спокойствия,
источник сил и вдохновения: «Мать и сын / Живут в деревне /
Сын растет беззаботно / Мать воспитывает его с любовью /
В белом пуху тростника / Лодкой кажется Лухуа /
Сестренка, родная деревня / Прекрасная моя!» ( «Деревня»,
«村庄»)
Деревня в творчестве Хайцзы осмысливается как
особое пространство, непосредственно включенное в
природный мир, что раскрывает ее глубокую связь с
концептом «Родина». Как известно, «природа и человек в
китайской поэзии слились в нерасторжимое единство, в
котором и каждодневная жизнь средилюдей,и
отшельничество соседствуют рядом. Была близость человека
к благодатной китайской земле, с ее цветами и плодами, ее
деревьями, еептицами,знаниекоторыхзавещано
Конфуцием в «Беседах и суждениях». Даже обширные
государства средневекового Китая с их шумными торговыми
городами не в силах были оторвать поэзию от земли, от
крестьянско-помещичьей основы и заставить ее воспеть
беспокойный город»8.
Китайская классика. Ветви ивы. / Сост. Г. Н. Филатова; Вступ. ст. Л. З.
Эйдлин. – М.: ИД «Летопись-М». – 2000. С. 9.
Мотив деревенского покоя прослеживается в создании
идиллического образа деревни, которая для Хайцзы имеет
ценностное значение и сохраняет связь с природой: «Деревня,
плодородные и изобильные поля твои, / Рождают
умиротворение. / Как хорошо, что в душе исчезает тревога! /
В сумерках деревенька моя, / Дождливая моя деревушка!»
(«Деревня», «村庄»)
Образ деревни осмысливается поэтом как пространство
стабильности, уюта и гармонии, куда он неизменно
возвращается: «Утром / Вернусь в деревню, / Постучусь тихо
в дверь. / Пчелка / На шею мою опустится тихо. / Она
думает: / Я колодец в высоких горах / Мать откроет двери /
Увидит колодец, / За ним мокрый лес / И, устремившись к
спокойной равнине, / Низко склоняюсь: / Мама! – Кричу: /
Мама!» («Весенняя ночь и утро», « 春 天 的 夜 晚 和 早 晨 »).
Мотив деревенского покоя, таким образом, неразрывно связан
с образами матери и дома.
Впараграфеизученапроблематворческого
взаимодействия поэтических систем Хайцзы и Есенина.
Творчество русского поэта оказалось созвучно Хайцзы
ценностной картиной мира. В произведениях обоих поэтов
присутствует обращение к образу родины, тесно связанному с
миром природы и образом матери, мотивам странничества,
возвращения,смерти,вкоторыхпрослеживаются
экзистенциальные переживания.
В зоне «контакта культур» оказались и биографические
факты, и особое проникновенное восприятие природного мира,
– все то, что позволило китайскому поэту называть себя «еще
другим Есениным». Роль Есенина в творческом становлении
Хайцзы усматривается нами и в том, что русский поэт
открывает путь к постижению всего богатства мировой
культуры.
В мотивном поле концепта «Родина» у Хайцзы важным
смыслообразующимзвеномявляетсядеревнякак
пространство гармонии, с которым связан мотив покоя.
В третьем параграфе первой главы «От покоя к
движению: мотив странствия как путешествия и
внутреннего поиска Хайцзы» раскрывается специфика
мотива странствия в лирике Хайцзы. Мотив странствия
входит в мотивное поле концепта «Родина», так как
обозначает границы «своего» и «чужого». Истоки мотива
странствия как путешествия выявляются в биографии поэта,
который посетил в период с 1986 по 1986 гг. Тибет,
Внутреннюю Монголию, а также провинции Цинхай, Ганьсу,
Хэбэй. Именно в поездках поэт размыкает границы, узнавая
свое, знакомое, в чужом.
Лирический герой проходит путь от внешнего к
внутреннему поиску, физическое движение в реальном
пространстве сменяется мыслимым путешествием в
безграничном пространстве духа. В результате анализа
лирических произведений Хайцзы мы пришли к выводу, что в
художественном мире Хайцзы присутствуют как образы
реального мира, так и образы, в которых доминирует
символика, прослеживается путь поэта от действительности к
символической реальности. В поэзии Хайцзы есть конкретные
образы географических объектов: рек, озер, которые он видел
в своих путешествиях, образы же моря и океана отражают
пространство мысли и духа поэта. В китайской традиции
«“безбрежным морем” именовалась в древности пустыня Гоби,
и выражение “уплыть к Морю”, употребленное Конфуцием
означало отрешенность от повседневной суеты, уход в
отшельническое существование как способ трансформации в
высшее инобытие». 9 Образы водной стихии у Хайцзы
приобретают глубоко личностный характер, что связано, на
наш взгляд, со значением имени поэта как «ребенка,
рожденного морем». С образом моря, океана связаны мотивы
движения, обмена, изменчивости, которыеотражают
духовную эволюцию лирического героя. Водная стихия
связана с мотивами очищения и обновления, а образ Тихого
океана символизирует вечность, стихийность и внутренний
поиск поэта: «Тихий океан – пустынное поле после урожая. /
Тихий океан отдыхает после трудов, / Он величественно
спокоен всегда, / Тихий океан – вечное движение и
умиротворение» («Стихотворение, посвященное Тихому
океану», «太平洋的献诗»).
По мере развития внутренних поисков поэта,
происходит открытие и расширение границ, вследствие чего и
происходит принятие новой художественной модели
мировосприятия поэта.
Вторая глава «Мотив личностного становления и
духовных поисков в лирике Хайцзы» посвящена анализу
мотива самопознания творческой личности как основы
философских поисков поэта, открытия мировой литературы,
глубокого раскрытия мотивов творчества и смерти. В первом
параграфе второй главы «Мотив самопознания и
авторская концепция «короля поэзии»» прослеживается
осознание Хайцзы своей судьбы как поэта, в нем изучены
основные этапы развития и становления лирического героя.
Для поэзии Хайцзы характерно четко выраженное и
обозначенное лирическое «я», что выделяет автора на фоне
предшествующей поэтической традиции. В лирике Хайцзы
Боревская, Н. Е., Торопцев, С. А. Китайская культура во времени и
пространстве. 50 и 50 – век в китаеведении. / Н. Е. Боревская, С. А.
Торопцев. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010. – С. 40.
последовательно раскрывается мотив самопознания, своего
эго творца, в этом усматривается влияние социокультурных
процессов времени, отражение глобализации, диалога
различных культур. Хайцзы как «деревенский интеллигент»
(Си Чуань10) проходит путь от крестьянина до интеллектуала,
от страдающего деревенского юноши к созидающей
творческой личности. Герой Хайцзы одинокий, ищущий
счастье, стремящийся к заветной цели, рефлексирующий,
размышляющий о судьбе творца. Хайцзы осознает главным
предназначением своей жизни поэзию и стремится стать
королем поэзии, «солнцем» поэтического мира. Так он
осмысливает путь своей самореализации. В его лирике образ
солнца становится обозначениемтворческой энергии
человека. Мотив самопознания оформляется как мысль об
избранности судьбы творческой личности: «Мой долг – стать
в этой жизни солнцем, / С древнейших времен и доныне /
Свет «солнца» ни с чем не сравним, / Я поэт, у которого
есть мечта о небесном коне. / После меня разбудит
священное и вечное солнце сумрака» («Родина, или мечта о
небесном коне», « 祖 国 , 以 梦 为 马 »). Поэт как носитель
вдохновения претендует на исключительную роль солнца,
«короля поэзии».
Во втором параграфе второй главы «Мотив
«поэтическогобратства»впоэзииХайцзы»,
рассматриваются особенности рецепции традиций мировой
литературы, определившей формирование мотивов, связанных
с философским осознанием творчества и судьбы творческой
личности.
海子著;西川编. –北京:作家出版社, 2009 (2017 重印)Полное
собрание сочинений Хайцзы / Хайцзы; под ред. Си Чуаня. – Пекин: изд-во
Цзоцзя, 2009 (переизд. 2017) – С.6.
Рассматриваются основные этапы освоения духовного
и художественного опыта мировой культуры в творчестве
Хайцзы. В произведениях Хайцзы воплотился сам процесс
восприятия мировой классики, которой можно назвать
творческой рецепцией: Хайцзы не просто пересказывает
содержание оригинальных текстов, он включает отдельные
моменты из них, особо созвучные его личным переживаниям,
в свои произведения. В лирике Хайцзы есть ряд произведений,
посвященных осмыслению судьбы талантов и гениев мировой
культуры:поэта-романтикаГельдерлина,предтечи
символизма Бодлера, символиста Рембо, модерниста Кафке,
философа Ницше, композитора Моцарта, художника Ван Гога.
Во многих из них Хайцзы непосредственно обращается к
творцам, называя их братьями: «Скажи мне, Гельдерлин, для
кого я пишу стихи? / В этом глубоком подполье яду подобны
стихи и зерна <…> Я всегда вспоминаю тебя / Несчастный
брат Гельдерлин…» («Несчастный», «不辛»). Мотив братства
возникает как следствие осознания общности судьбы
творческих людей как служение высшему долгу.
Судьбы художников и поэтов, складывающиеся
трагически, становятся созвучны размышлениям поэта о
собственных притязаниях стать «солнцем поэзии». Поэт
осмысливает природу гениальности также в ее связи с
мотивом безумия и сумасшествия. Размышления о
мучительном пути творца, трагических и драматических
событиях в биографии великих людей находятся в основе
самоидентификации самого поэта.
В третьем параграфе второй главы «Мотив смерти
в творчестве Хайцзы» выявляются авторское толкование
мотивов творчества и смерти. Неотъемлемой частью
китайской литературы с глубокой древности являются
философские мотивы: мотивы жизни и смерти, слияния с
природой, растворенияв Абсолюте, самопознания,
формирующиеся на основе синтеза «Трех учений» сан цзяо
( 三 教 ): даосизма, буддизма и конфуцианства, «каждое из
которых привнесло свои философские категории в
осмысление литературного процесса»11. Влияние традиции на
философские мотивы в лирике Хайцзы велико, однако наряду
с национальными мотивами в философской лирике Хайцзы
можно проследить и элементы экзистенциализма, особенно в
осмыслении проблемы самоубийства. Поэт утверждал мысль
о том, что истинное постижение смерти происходит в эфире
чистой поэзии, что способствует достижению состояния
абсолютного созидания и гармонии. Способ достижения этой
цели поэт видел в завершении биологической жизни и
переходе на новый уровень существования. Поэт видел смерть
как основу освобождения личности и преодолении вечности,
«чистую свободу»12. («Смотрю на север», «Сезон персиков»,
«Рассвет») 13 . В поздней лирике Хайцзы формируется
представление об избранности творческой личности,
способной стать королем «царства поэзии» и раствориться в
состоянии абсолютного созидания. В поздних произведениях
Хайцзы все чаще звучит мысль о неразрывной связи
творчества и смерти. Существование в настоящем мире – это
лишь возможность, тень, и для того, чтобы достичь гармонии
человека и поэзии в целостности и завершенности,
необходимо присутствие смерти. Духовные и творческие
Сторожук А. Г. Художественные концепты и проблемы творчества в
литературе эпохи Тан. [Текст]: дис. …докт. филол. наук: 10.01.03. / А. Г.
Сторожук – СПб: РГБ, 2006. – С. 579.
苇间风. 死亡命运:拒绝平庸的傲然 . Вэй Цзяньфэн. Смертельная судьба:
отвергая посредственность. 金 肽 频 Цзинь Тайпинь 海 子 纪 念 文 集
Собрание сочинений памяти Хайцзы – 合肥 Хэфэй: 合肥工业大学出版社
Издательство Хэфэйского индустриального университета, 2009. – С.138.
«眺望北方», «桃花时节», «黎明»
поиски выражения индивидуального приводят Хайцзы к
выходу за пределы фактического бытия.
Взаключенииподведеныосновныеитоги
исследования, обобщены положения и выводы, изложенные в
соответствующих главах и параграфах. Хайцзы занимает
важное место в китайской литературе, так как его творчество
отражает основные тенденции развития и трансформации
китайского общества и китайской литературы второй
половины ХХ века. Поэт внес значительный вклад в развитие
китайской литературы, оказал огромное влияние на
дальнейшее поколение молодых поэтов, что также является
подтверждением уникальности таланта поэта.

Основные положения диссертации и результаты
исследования опубликованы в следующих работах:
В журналах, рекомендованных ВАК РФ
1.Основные художественные образы в творчестве
китайского поэта Хай-цзы (1964-1989) // Вестник Бурятского
госуниверситета. -Сер. Востоковедение. – Вып. 8 – Улан-Удэ:
Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009 – С. 209-213 (0.6
п.л.).
2.Темы родины и любви как основные в
творчестве китайского поэта Хайцзы (1964-1989) // Вестник
Бурятского госуниверситета. – Сер. Востоковедение. – Вып. 8.
– Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. – С.
128-133 (0.6 п.л.).
3.Хайцзы – поэт-постмодернист // Азия и Африка
сегодня. – Вып. 8. – Москва: Изд-во «Наука», 2010. – С. 64-67
(0.6 п.л.).
4.Смерть как основополагающий аспект в
понимании поэзии Хайцзы (1964-1989 гг.). // Вестник
Бурятского госуниверситета. – Сер. Востоковедение. – Вып. 8.
– Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. – С.
20-24 (0.6 п.л.).
5.Мифологема воды в лирике Хайцзы (1964-1989
гг.) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –
Вып. 10 (88) Ч. 2. – Тамбов: Грамота, 2018. C. 272-275 (0.6
п.л.).
В других изданиях
1.Постмодернизм и «поэзия нового поколения» в
китайской литературе // Азиатско-Тихоокеанский регион:
история и современность – 2: сб. материалов по итогам
междунар. науч.- практ. студ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2008. – C. 282-284 (0.1 п.л.).
2.Тема родины в творчестве китайского поэта
Хайцзы (1964-1989) // Язык и культура стран Центральной и
Юго-восточной Азии: сб. материалов по итогам второй
междунар. науч.-практ. конф.- Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.
– С.167-171 (0.2 п.л.).
3.Постмодернизм в творчестве китайских поэтов
«нового поколения» // Студент и научно-технический
прогресс. Востоковедение: сб. материалов по итогам
междунар. науч. студ. конф. – Новосибирск: Издательство
НГУ, 2009. – С. 43-45 (0.1 п.л.).
4.Основныетематическиенаправления в
творчестве китайского поэта Хайцзы (1964-1989) // Режим
доступа: www.lomonosov-msu.ru . – Москва: МГУ
им.Ломоносова, 2009 (0.1 п.л.).
5.Любовная лирика в творчестве китайского поэта
Хайцзы (1964-1989) // Азиатско-Тихоокеанский регион:
история и современность – 3: сб. материалов по итогам
междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского
госуниверситета, 2009. – С.132-133 (0.1 п.л.).
6.Американская синология о современной
китайской литературе // Молодежь и наука – третье
тысячелетие: сб. материалов по итогам Всерос. науч. конф. –
Красноярск: Изд-во ИПС СФУ, 2009. – С.162-169 (0.9 п.л.).
7.Поэзия постмодернизма в Китае // Традиции и
инновации в лингвистике и лингвистическом образовании: сб.
материалов по итогам междунар. науч.-практ. конф. – Томск:
Изд-во Позитив-НБ, 2009. – С.305-311 (0.4 п.л.).
8.Художественный образ пшеницы в творчестве
Хайцзы (1964-1989) // Режим доступа: www.lomonosov-msu.ru .
– Москва: МГУ им. Ломоносова, 2010 (0.1 п.л.).
9.Хайцзы–представителькитайского
постмодернизма // Азиатско-Тихоокеанский регион: история
и современность – 4: сб. материалов по итогам междунар.
науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского
госуниверситета, 2009. – С.250-251 (0.1 п.л.).
10.Идейно-стилистическое своеобразие творчества
Хайцзы (1964-1989) // Филология 21: сб. материалов по
итогам междунар. науч.-практ. конф. – Караганда: Центр
гуманитарных исследований, 2010. – С.132-136 (0.3 п.л.).
11.Жизнь и творчество китайского поэта Хайцзы
(1964-1989) // Проблемы литератур Дальнего Востока: мат. IV
междунар. науч.конф. – Т.2. – СПб., 2010. – С. 300-310 (0.6
п.л.).
12.Тема родины в творчестве Хайцзы // Восточная
Азия – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2010. – С.89-91. (0.2 п.л.)
13.Система художественных образов в творчестве
Хайцзы. // Диалог культур: поэтика локального текста: мат. III
междунар. науч. конф.- Горно-Алтайск., 2012. – Горно-
Алтайск: РИО ГАГУ. – С. 152-156 (0.4 п.л.).
14.Художественное своеобразие поэзии Хайцзы
(1964-1989 гг.) // Актуальные проблемы востоковедения:
проблемы и перспективы: мат. III междунар. заоч. научно-
практ. конф. – Уссурийск., 2012. –С. 142-146 (0.6 п.л.)
15.Категория смерти в творчестве Хайцзы (1964-
1989 гг.) ) // Проблемы литератур Дальнего Востока: мат. VI
междунар. науч.конф. – Т.1. – СПб., 2014. – С. 482-491 (0.6
п.л.).
16.Есенинские мотивы в творчестве Хайцзы (1964-
1989 гг.) ) // Проблемы литератур Дальнего Востока: мат. VII
междунар. науч.конф. – Т.1. – СПб., 2016. – С. 315-321 (0.6
п.л.).
17.Философское осмысление образа родины в
творчестве Хайцзы (1964-1989 гг.) ) // Проблемы литератур
Дальнего Востока: мат. VIII междунар. науч.конф. – Т.1. –
СПб., 2018. – С. 400-406 (0.6 п.л.).
Подписано в печать. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Объем 1.3 п.л. Тираж 100 экз. Заказ
№ 1396

Отпечатано в типографии Изд-ва Бурятского
госуниверситета им. Д. Банзарова
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

В китайской поэзии ХХ века творчество Хайцзы (1964-1989 гг.) занимает
важное место, оно пришлось на переломный период в развитии китайского
общества и искусства, а именно эпоху политики реформ и открытости. ХХ век
для Китая стал временем ломки и социально-политических катаклизмов
(«Движение 4 мая 1919 г.», курс «Большого скачка» 1956 г., «Культурная
революция 1 » 1966-1976 гг., реформы Дэн Сяопина 1979 г. 2 ), что обусловило
структурные изменения в культуре и искусстве, в том числе, в литературе. В
1980-е гг. двадцатого столетия в ходе политики реформ и открытости китайская
литература, в частности поэзия, получила новый виток развития. Начавшийся в
этот период процесс глобализации проявился в формировании различных
направлений в культуре, переосмыслении традиционной идеологии, что
определило актуализацию самоидентификации и проблемы межкультурного
диалога. В развитии литературы 1980-х гг. выделяется множество направлений,
отразивших эпоху глобализации и влияние западноевропейской культуры. К 1986
г., во многом под влиянием западной мысли, которая активно осваивалась, в
современной китайской литературе сформировалось такое мощное течение, как
поэзия «нового поколения», к которому относится и творчество Хайцзы. В
октябре того же года аньхойская «Поэтическая газета» и «Шэньчжэньская
молодежная газета» совместными усилиями систематизировали список и
составили «Современные группы на поэтическом Парнасе 1986 г.». В нем были
собраны свыше шестидесяти поэтических объединений, среди которых следует
отметить группу «Они» 他们 (Хань Дун 韩东, Юй Цзянь 于坚, Чжу Вэнь 朱文),
группу «не-не-изм» 非非主义 (Чжоу Лунью 周伦佑, Ян Ли 杨黎, Лян Сяомин 梁晓
明), группу «невежд» 莽汉(Ли Явэй 李亚伟, Вань Ся 万夏, Ма Сун 马松) группу
«Культурная революция» – серия идейно-политических кампаний, руководимых Мао Цзэдуном, повлекла
широкомасштабные репрессии против партийной оппозиции, гонения на интеллигенцию и нанесла колоссальный
урон культуре и образованию.
2
Политика реформ и открытости, проводимая правительством КНР, основной целью которой являлась политика
внешней открытости, т.е. переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной политике.
«холизм» 整体主义 (Ши Гуанхуа 石光华, Ян Юаньхун 杨远宏). Важное место в
литературном процессе занимала и группа «студенческой поэзии» 大学生诗派,
куда входили поэты-студенты из разных университетов (Ван Цзясинь 王家新, Ло
Ихэ 骆一禾, Хайцзы 海子, Си Чуань 西川) и др. Начало творческого пути Хайцзы,
таким образом, относится к университетскому периоду его жизни, когда было
ощутимо влияние «туманной поэзии».
Как известно, одним из основных художественных направлений,
сформировавших общую картину поэтического мира 1970-1980-х гг., является
«туманная поэзия» 朦 胧 诗 ( 朦 胧 – досл. «неясный, смутный, туманный».
«Труднодоступность» и «туманность» смысла являются определяющими
характеристиками произведений исследуемого направления. Вызов «туманных
поэтов» заключался в неприятии прежнего, утилитарного подхода к поэзии как к
средству идеологического воздействия 3 . В своих произведениях «туманные
поэты», прежде всего, выражают гуманистические идеи, во главу угла ставя
ценность человеческой жизни 4 . Образность, символичность, трехмерность –
главные особенности художественной выразительности этого направления 5 .
Фундаментальная онтологическая трансформация культуры, возникшая
вследствие политики реформ и открытости в Китае, привела к изменениям во всех
сферах жизни и способствовала рождению следующего этапа в китайской
литературе – поэзии «нового поколения» 新生代诗. В творчестве таких поэтов,
как Ян Сяоминь, Хань Дун, Си Чуань, Сяо Хай, Юй Цзянь, Ояун Цзянхэ,
напрямую не связанных с событиями «культурной революции» и выросших на
произведениях «туманной поэзии», происходит переход к новым формам и
принципам выражения художественного сознания, наблюдаются совершенно
отличные от предыдущей поэтической традиции особенности, что, не в

Творчество Хайцзы в китайской литературе 1980-х гг. ХХ в. занимает
особое место, отразив период формирования различных направлений в культуре,
переосмысление традиционной идеологии под влиянием политики реформ и
открытости. Хайцзы – яркий представитель поэзии «нового поколения» 新生代诗,
ведущей чертой которой становится синтез традиций национальной и мировой
литературы, актуализация проблемы межкультурного диалога и национальной
самоидентификации. Несмотря на ранний уход, Хайцзы оставил весомое
поэтическое наследие и сделал огромный вклад в развитие китайской поэзии. При
жизни поэт не был широко известен, его творчество стало осмысливаться как
новаторское после его смерти, когда читатели по-новому открыли образность его
произведений, ее глубокий символический подтекст и философское осмысление
проблем творчества и смерти.
Обращение к мотивному анализу поэзии Хайцзы позволило нам не только
проследить развитие китайской литературы второй половины ХХ века, но и
выделить традиционное и авторское начало в лирике поэта. В творчестве Хайцзы
концепт «Родина» занимает важное место и связывает ряд мотивов: мотив
земледелия и крестьянского труда, умиротворения и слияния с природой, мотив
странствия и возвращения. Мотив земледелия у Хайцзы связан с образами земли,
зерна, включенных в круг земледельческой жизни, а также отца-крестьянина,
возделывающего землю. Мотив осмысления собственных корней, культурного
наследия предшествующих эпох отражает силу, мощь и величие китайской
цивилизации. Азиатская медь 亚洲铜 – это известный авторский образ Хайцзы,
который создан в контексте всей национальной культуры. Неповторимый
авторский облик приобрели в поэзии Хайцзы образы пшеницы и пшеничного
зерна, символизирующие источник творческой энергии, мотив земледелия у поэта
выражает цикличность и непрерывность всех процессов бытия. Хайцзы
изначально формируется как деревенский поэт, и в его творчестве существенное
значение имеет мотив деревенского покоя. С ним связан образ деревни как места
гармонии и умиротворения, что стало основой для системы перекличек и диалога
культур. В ходе исследования мы выяснили, что на творчество Хайцзы большое
влияние оказал русский поэт А.С. Есенин, об этом свидетельствуют записи в
дневниках поэта, созданный им цикл «Поэт Есенин». Прослеживаются
межтекстовые связи в лирических произведениях, выраженные в тематической и
мотивной направленности, различных реминисценциях, аллюзиях, образах. В
произведениях обоих поэтов присутствует обращение к образу родины, тесно
связанному с миром природы и образом матери, мотивам странничества,
возвращения, смерти, в которых прослеживаются экзистенциальные переживания.
На наш взгляд, мотивы бренности бытия, отчаяния, боли, поиска ценностей
земной жизни в лирике Хайцзы формируются не без влияния есенинской поэзии.
Мотивное поле концепта «Родина» у Хайцзы включает и традиционный для
китайской поэзии мотив странствия. Биографические факты из жизни поэта легли
в основу данного мотива, играющего важную роль в раскрытии внутреннего мира
поэта. Лирический герой проходит путь от внешнего к внутреннему поиску,
физическое движение в реальном пространстве сменяется мыслимым
путешествием в безграничном пространстве духа. В результате анализа
лирических произведений Хайцзы мы пришли к выводу, что в художественном
мире Хайцзы присутствуют как образы реального мира, так и образы, в которых
доминирует символика, прослеживается путь поэта от действительности к
символической реальности. В поэзии Хайцзы есть конкретные образы
географических объектов: рек, озер, которые он видел в своих путешествиях,
образы же моря и океана отражают пространство мысли и духа поэта. Образы
водной стихии у Хайцзы приобретают глубоко личностный характер, что связано,
на наш взгляд, со значением имени поэта как «ребенка, рожденного морем». С
образом моря, океана связаны мотивы движения, обмена, изменчивости, которые
отражают духовную эволюцию лирического героя. Водная стихия связана с
мотивами очищения и обновления, а образ Тихого океана символизирует вечность,
стихийность и внутренний поиск поэта.
Неотъемлемой частью китайской литературы с глубокой древности
являются философские мотивы: мотивы жизни и смерти, слияния с природой,
растворения в Абсолюте, самопознания, формирующиеся на основе синтеза
«Трех учений» сан цзяо (三教). Философские мотивы органично присущи лирике
Хайцзы. Для поэзии Хайцзы характерно четко выраженное и обозначенное
лирическое «я», что выделяет автора на фоне предшествующей поэтической
традиции. В лирике Хайцзы последовательно раскрывается мотив самопознания,
своего эго творца, в этом можно усмотреть влияние социокультурных явлений,
литературного процесса новейшего времени, отражение глобализации, диалога
различных культур. Хайцзы как «деревенский интеллигент» (Си Чуань) проходит
путь от крестьянина до интеллектуала, от страдающего деревенского юноши к
созидающей творческой личности. Герой Хайцзы одинокий, ищущий счастье,
стремящийся к заветной цели, рефлексирующий, размышляющий о судьбе творца.
Важное место в лирике Хайцзы занимает мотив творчества, в связи с которым он
осмысливает образ творческой личности. В поздней лирике Хайцзы формируется
представление об избранности творческой личности, способной стать королем
«царства поэзии» и раствориться в состоянии абсолютного созидания. В поздних
произведениях Хайцзы все чаще звучит мысль о неразрывной связи творчества и
смерти. Существование в настоящем мире – это лишь возможность, тень, и для
того, чтобы достичь гармонии человека и поэзии в целостности и завершенности,
необходимо присутствие смерти. Духовные и творческие поиски выражения
индивидуального приводят Хайцзы к выходу за пределы фактического бытия.
В формировании экзистенциальных мотивов в лирике Хайцзы, на наш
взгляд, большое значение имело влияние европейской культуры, благодаря
которой он открывает для себя творческих личностей мирового масштаба. Его
интересуют гении творчества, судьбы художников и поэтов, складывающиеся
трагически, которые становятся созвучны размышлениям поэта о собственных
притязаниях стать «солнцем поэзии». Общность творческой судьбы становится
основой мотива братства в лирике Хайцзы. Поэт осмысливает природу
гениальности также в ее связи с мотивом безумия и сумасшествия. Размышления
о мучительном пути творца, трагических и драматических событиях в биографии
великих людей находятся в основе самоидентификации самого поэта. Это
обусловило своеобразие мотивов и тем его лирики, что и позволяет считать его
художником переломного времени в китайской культуре ХХ в.
Таким образом, исследование мотивного комплекса лирики Хайцзы
позволяет проследить тенденции развития не только художественного мира
китайского поэта, но и китайской литературы второй половины ХХ в. в целом. В
лирике Хайцзы прослеживаются как мотивы, сформированные в контексте
национальной культуры, так и намечаются мотивы, включающие поэта в
пространство мировой литературы. Поэт, оставив столь значительный след в
истории китайской литературы, оказал огромное влияние на дальнейшее
поколение молодых поэтов, что, в свою очередь, является ярким подтверждением
таланта и уникальности поэта.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Мотивный комплекс лирики Хайцзы (1964-1989 гг.)»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Драматургия Хайнера Мюллера в контексте политического театра Германии XX века
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»