Музыкальная фольклорная культура коренных малочисленных народов Сибири и современная информационная среда
Стр.
Введение 3
Глава 1. Музыкальная фольклорная культура как предметная область 21
современной культурологии
1.1 Концептуальные подходы к анализу музыкальной культуры 21
1.2 Музыкальный фольклор как объект культурологического анализа 37
Глава 2. Современная информационная среда как фактор этнокультур- 53
ной идентификации коренных малочисленных народов Сибири (эвен-
ков, долган, селькупов)
2.1 Современная информационная среда в контексте культурологиче- 53
ских исследований
2.2 Формирование информационного образа музыкальной фольклор- 79
ной культуры коренных малочисленных народов Сибири (эвенков,
долган, селькупов)
2.3 Современные культурные практики сохранения и воспроизводства 122
музыкальной фольклорной культуры эвенков, долган и селькупов
Заключение 141
Список литературы 149
Приложения 179
Актуальность темы исследования связана с необходимостью сохра-
нения уникального культурного наследия – музыкального фольклора корен-
ных малочисленных народов Сибири. Конституция Российской Федерации
закрепляет государственные обязательства по сохранению традиционных
культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Во-
стока. Важнейшей частью традиционной культуры коренных народов являет-
ся музыкальная фольклорная культура. Музыкальный фольклор коренных
малочисленных народов Сибири уникален и нуждается в культурологиче-
ском исследовании, поскольку процессы этнокультурной идентичности ко-
ренных малочисленных народов во многом связаны с освоением их культур-
ного наследия. Фольклор позволяет этим народам сохранять свою социаль-
ную идентичность. Особую исследовательскую значимость имеет изучение
современных возможностей создания информационной среды для коренных
народов Сибири. В контексте данного исследования актуальным становится
выявление новых социокультурных механизмов сохранения небольших эт-
нических групп в современном культурном пространстве, для которого ха-
рактерна сложная диалектика глобализации и локализации.
Социокультурное пространство Красноярского края характеризует
множество этнокультурных взаимодействий. По данным Всероссийской пе-
реписи 2010 года на территории края проживают 159 этнических групп, сре-
ди них около пятидесяти тысяч человек относятся к малым самостоятельным
этнокультурным группам. Взаимопроникновение, смешение элементов, жан-
ров, стилистических особенностей их этнической культуры образуют соб-
ственный своеобразный культурологический пласт, выступающий эмпириче-
ской базой для теоретико-культурологических и историко-
культурологических исследований. Создание, воспроизводство, трансляция
музыкального фольклора, рассматриваемые в контексте данной проблемати-
ки, представляют собой непрерывный культурный процесс, в котором каждая
этническая культура через реконструкцию своего исторического прошлого
формирует собственную культурную идентичность.
Музыкальная культура коренных малочисленных народов представляет
собой многослойную структуру, в которой до сегодняшнего дня сохраняются
основные принципы, сформировавшиеся в разные исторические периоды ее
становления.
В последнее десятилетия наблюдается повышенный интерес к изуче-
нию первичных форм культурных традиций коренных малочисленных наро-
дов Сибири. Помимо сугубо научного интереса сами представители корен-
ных малочисленных народов Сибири через создание и деятельность творче-
ских коллективов и композиторских сочинений, включающих в себя тради-
ционные интонации и музыкальные фрагменты, транслируют произведения
национального музыкального творчества как неотъемлемый элемент своей
современной культуры.
Раскрытие культурных особенностей создания, воспроизводства и
трансляции музыкального фольклора коренных малочисленных народов Си-
бири в контексте изучения процессов культурной идентификации и само-
идентификации, а также дальнейшее проецирование результатов данного
диссертационного исследования в научной сфере определило его актуаль-
ность.
Степень научной разработанности темы исследования
Современная культура, включающая музыкальный фольклор как базо-
вый элемент, представляет собой разнообразие вариантов фольклорных ма-
териалов: от точного цитирования до стилизации под фольклор. Сибирские
регионы в силу исторических особенностей своего формирования – это куль-
турное пространство, где переплетаются традиции Севера и Юга, Урала и
Поволжья. На формирование музыкального материала и фольклорных тек-
стов культурных групп сибирских регионов огромное влияние оказали кли-
матические условия. Изучение социокультурных особенностей музыкального
фольклоризма можно встретить в работах отечественных ученых Н. М. Яд-
ринцева1; Ю. И. Шейкина. 2
Эмпирический материал для культурологического исследования – нот-
ные записи фольклорных мелодий были опубликованы в академических тру-
дах И. Г. Гмелина3 и С. П. Крашенникова.4 Первые публикации, связанные с
культурным исследованием музыкального фольклора сибирских этнокуль-
турных групп, представлены в работах А. Ф. Миддендорфа.5 Музыковедче-
ские исследования фольклора, которые также выступают предметом крити-
ческого анализа для теории и истории культуры, начинают появляться только
в XX веке. Работы, связанные с изучением фонограмм и письменного мате-
риала отражены в трудах Б. М. Добровольского6, Е. В. Гиппиуса7, В. Н. Хо-
лоповой8 и др.
Основа музыкальной культуры – песенное творчество коренных мало-
численных народов – нашло отражение в трудах этнографов, фольклористов,
музыковедов, филологов Р. К. Маака9, А. Ф. Анисимова10, А. Юсфин11, В.
Стешенко-Куфтиной12, М. Г. Харлап13, М. Г. Воскобойникова14, К. А. Нови-
Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом положении. –
Новосибирск, 2003
2
Шейкин Ю. И. История музыкальной культура народов Сибири: Сравнительно-историческое исследова-
ние. Под общ. ред. Е.С.Новик; Нотография Т.И. Игнатьевой. –Москва.: Вост. лит, 2002. –718 с.
3
Гмелин И. Г. Путешествие по Сибири: в 4 т. – Геттинген, 1751.
4
Крашенников С. П. Описание земли Камчатки. С приложением рапортов, донесений и других неопублико-
ванных материалов. – Москва, 1949. – 810 с.
5
Миддендорф А.Ф.Путешествие на Север и Восток Сибири: Север и Восток Сибири в естественно-
историческом отношении. – СПб.: Типография Императорской Академии наук. — Ч. 1, отд. 1: География и
гидрография. — 1860), Серошевского В.Л. [1869], Руднева А.В. [1913-1914], Шренк Л.И. [1909].
6
Добровольский Б. М. Исторические песни XIII-XVI вв. – Москва, 1960.
7
Гиппиус, Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные
проблемы современного фольклора. – Ленинград, 1981. – 215 с.
8
Холопова, В. Н. Мелодика / В.Н. Холопова. – Москва, 1984. – 89 с.
9
Маак Р. К. Вилюйский округ Якутской области . – 1-е изд. – Санкт-Петербург, 1887. – Ч.3. – 192 с.
10
Анисимов А. Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. Ленинград: Наука,
1969. – 148 с.
11
Юсфин А. Об исследовании музыки народов Сибири и Дальнего Востока // Проблемы музыкального
фольклора народов СССР. – Москва, 1973.
12
Стешенко-Куфтина В. Н. Элементы музыкальной культуры палеоазиатов и тунгусов // Этнография .–
Москва, 1936.
13
Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. – Москва: Музыка, 1986. – 104 с.
14
Воскобойников М. Г. Эвенкийский фольклор. – Ленинград: Учпедгиз, 1960. – 339 с.
ковой15, У. Г. Поповой16, Мазепус В. В.17, Т. Т. Стручкова18, Г. Г. Поротова19,
А. М. Мыреевой20, Ю. И. Шейкина21 и д.р.
Работы, связанные с собственными полевыми информационными сбо-
рами представлены в исследованиях Е. С. Новик22, Е. Н. Широгоровой23, В.
И. Анучина24, В. Г. Богораз25, Е. Д. Прокофьевой26, Я. Ниеми27 др.
Исследование культурной идентичности северных этнокультурных
групп исследуется в работе И. В. Власова28, в которой автор рассматривает
этническую и культурную историю Русского Севера.
Комплексное исследование музыкальной культуры в контексте музы-
кально-обрядовых жанров, архаичных песен и традиционного инструмента-
рия можно встретить в трудах Ж.К. Лебедевой29, Г. М. Василевич30, Е. А.
Алексеенко31, В. А. Аврорина32, А. М. Золоторева.33
Новикова К. А. Устное творчество эвенов // На Севере Дальнем. – Магадан. – 1957.
16
Попова У. Г. Пережитки шаманизма у эвенов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов
Сибири. – Ленинград, 1981.
17
Мазепус В. В. Артикуляционный принцип определения тембров при описании этнических интонационных
феноменов // Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. междунар.научн.
конф. – Новосибирск, 1995.
18
Стручков Т. Т. Песни народов Севера. Ленинград: Учпедгиз, 1967.
19
Поротов Г. Г., Косыгин В. В. Песни Алная. – Петропавловск-Камчатский, 1969. – 40 с.
20
Мыреева А. Н. О запевах эвенкийских сказаний // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. –
Якутск, 1980.
21
Шейкин Ю. И., Цеханский В. М., Мазепус В. В. Интонационная культура этноса: (опыт системного рас-
смотрения) // Культура народностей Севера: Традиции и современность. – Новосибирск, 1986.
22
Новик Е. С. Вербальный компонент промысловых обрядов (на материале сибирских традиций) // Малые
формы фольклора. – Москва, 1995 .
23
Широкогорова Е.М. Северо-Западная Маньчжурия. Географический очерк по данным маршрутных
наблюдений // Уч. зап. Историко-филол. ф-та в г. Владивостоке. 1919.
24
Анучин В. И. Рассказы сибиряка. – Санкт-Петербург., 1899. – 64 с.
25
Богораз В. Г. Основные типы фольклора Северной Евразии и Северной Америки // Сов. фольклор.–
Москва; Ленинград, 1936. – 255 с.
26
Прокофьева Е. Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. – Москва, Ленинград,
1961. – 435 с.
27
Niemi J. The Netes songs – A structural analysis of text and melody. – Tampere. 1988. – 239 p.
28
Власов И. В. Русский Север: историко-культурное развитие и идентичность населения. – Москва: ИЭА
РАН, 2015. – 376 с
29
Лебедева Ж. К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. – Новосибирск: Наука, 1982. – 112 с.
30
Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. XX в.). – Ленинград: Наука,
1969. – 304 с.
31
Алексеенко Е. А. Обряд и фольклор кетов // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. –
Ленинград, 1974. – С. 69 – 75.
32
Аврорин В. А. Материалы по нанайскому языку и фольклору / отв. ред. С. Н. Оненко. – Ленинград, 1986 –
526 с.
33
Золоторев А. М. Родовой строй и первобытная мифология / отв.ред. Л.А. Файнберг. – Москва: Наука,
1964.
Историко-культурное понимание генезиса музыкальной интонации в
фольклоризме можно увидеть в работах Б. О. Асафьева34, Г. Л. Ермаш.35
Исследование музыкального фольклора в историко-культурном контек-
сте имеет определенную отечественную методологическую традицию – эво-
люционно-исторический подход Ю.В. Бромлея36, историко- и теоретико-
методологические работы Л. Н. Гумилева.37 Конструирование этнокультур-
ной идентичности обосновывается в трудах академика РАН В. А. Тишкова38.
Этой же проблеме в контексте коренных малочисленных народов Севера и
Сибири посвящены работы исследовательской группы Сибирского феде-
рального университета под руководством Н.П. Копцевой39, в том числе: ра-
боты Ю.Н. Авдеевой40, К.А. Дегтяренко41, Ю.С. Замараевой42, В.И. Кирко43,
А.В. Кистовой44, М.А. Колесник45, Н.М. Лещинской46, Н.Н. Пименовой47,
Асафьев Б. О. народной музыке/Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. — Ленинград: Музыка, 1987. –248 с.
35
Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. Москва: Просвещение, 1977. – С.28
36
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Москва: Наука, 1983. – 418 с.
37
Гумилев Л. Н. Этногенез и этносфера. Москва, 1970. – 189 с.
38
Тишкова В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. Москва: Наука,
2003.
39
Коренные малочисленные народы Севера и Сибири в условиях глобальной трансформации (на материале
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!