Нарративная песня в китайской лингвокультуре
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРРАТИВНОГО АНАЛИЗА КИТАЙСКИХ
ПЕСЕН………………………………………………………………………………11
1.1. Проблемы нарратологии в трудах отечественных и зарубежных
ученых…………………………………………………………………………12
1.2. Понятийный аппарат, методика и материал исследования……………..25
1.3. Основные периоды становления и развития нарративной песни в
Китае……………………………………………………………………………37
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..44
Глава 2
КИТАЙСКАЯ НАРРАТИВНАЯ ПЕСНЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА
ПОВЕСТВОВАНИЯ ……………………………………………………………….47
2.1. Составляющие нарративной песни……………………………………………………..47
2.1.1. Нарратор…………………………………………………………………47
2.1.2. Персонажи………………………………………………………………56
2.1.3. Тематика песен…………………………………………………………78
2.1.4. Жанровая дифференциация……………………………………………81
2.1.5. Время……………………………………………………………………84
2.1.6. Пространство………………………………………………………….103
2.1.7. События и основные сюжеты…………………………………………106
2.1.8. Фоновые знания……………………………………………………….117
2.1.9. Бинарные оппозиции………………………………………………….124
2.1.10. Интертекстуальные связи……………………………………………127
2.2. Динамика китайской нарративной песни в ХХ – ХХI вв.…………….131
Выводы по Главе 2………………………………………………………………140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..143
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….147
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….177
Приложение 1. Список исследованных песен
Приложение 2. Примеры китайских песен
Настоящее диссертационное исследование, выполненное на стыке
нарратологии, лингвокультурологии и теории коммуникации, направлено на
многоаспектный анализ китайских песенных нарративов ХХ – XXI вв.
Объектом исследования являются тексты китайских нарративных песен
ХХ – XXI вв. В качестве предмета изучения выступают их структурно-
содержательные характеристики и лингвокультурные особенности.
Актуальность работы обусловлена 1) недостаточной изученностью
нарративных песен вообще и китайских нарративных песен в частности;
2) потребностью в разработке алгоритма анализа нарратива с позиций
лингвокультурологии; 3) целесообразностью обращения к песенному нарративу
как средству постижения менталитета и ценностей носителей китайского
языка.
В основу проводимого исследования положена следующая гипотеза:
китайский песенный нарратив ХХ – XXI вв. обладает как универсальными, так
и национально-специфическими признаками, реализующимися в персонажах,
сюжетных линиях, тематике, фоновых знаниях, интертекстуальных связях и
непосредственным образом связанными с историческими процессами в
китайском обществе.
Цель диссертационного исследования – провести комплексный анализ
китайской нарративной песни ХХ – XXI вв. как неотъемлемой части китайской
лингвокультуры.
Достижение поставленной цели требует решения следующих
исследовательских задач:
1) рассмотреть основные подходы к изучению нарратива в мире в
целом и в Китае в частности;
2) дать определение нарративной песни как ключевого понятия
исследования;
3) описать методику нарративного анализа китайских песен;
4) систематизировать и охарактеризовать составляющие китайской
нарративной песни: нарратора, персонажей, тематику, жанры, время,
пространство, события, сюжеты, фоновые знания, бинарные оппозиции,
интертекстуальные связи, уделяя особое внимание средствам их языкового
выражения;
5) проследить динамические процессы в китайском песенном
нарративе ХХ – XXI вв. и описать причины выявленных изменений.
Материалом исследования послужили: 1) тексты 73 китайских
нарративных песен ХХ – XXI вв., из которых 33 относятся к революционному
периоду с 1924-го по 1977 г. (пекинский переворот 1924 г., буржуазно-
демократическая революция 1925 – 1927 гг., гражданская война 1927 – 1950 гг.,
правление Мао Цзэдуна 1949 – 1977 гг. и Культурная революция 1966 – 1976
гг.), 40 – к периоду с 1978 г. по настоящее время (этап реформ Дэн Сяопина и
«большого западного скачка»); 2) музыкальные видеоклипы песен общей
продолжительностью 305 минут, 3) аудиозаписи песен общей
продолжительностью 255 минут. Определяя популярность песен, мы опирались
на данные официальных государственных хит-парадов КНР, материалов
новостных и музыкальных сайтов Китая, а также ряда музыкальных форумов.
Критерием отбора нарративных песен являлось наличие в песне сюжетной
линии, нарратора, персонажей и взаимодействия между ними.
Ведущим методом, используемым в диссертации, является нарративный
анализ. В качестве вспомогательных методов выступают:
дефиниционный анализ – для формирования понятийного аппарата
исследования;
дискурс-анализ – для описания дискурсивных особенностей
китайских песенных нарративов;
методы стилистического и интерпретативного анализа – для
выявления национально-культурной специфики китайских песенных
нарративов и их исторической динамики;
приём количественных подсчетов – для обобщения результатов
исследования по всем вышеуказанным параметрам анализа.
Теоретико-методологической базой исследования послужили
отечественные и зарубежные труды в области нарратологии, теории
коммуникации и лингвокультурологии. Выполненная работа базируется на
следующих положениях:
1. Нарративы являются объектами исследования нарратологии –
теории повествования, истоки которой содержатся в работах Ф. де Соссюра,
В. Проппа, Р. О. Якобсона, М. М. Бахтина, Ш. Балли, Н. C. Трубецкого,
А. Ж. Греймаса, Ц. Тодорова, К. Бремона, Ж. Женетта и др.
2. На современном этапе развития науки нарратив понимается как
«повествовательное произведение любого жанра и любой функциональности»
(В. Шмид); таким образом, к нарративам могут быть отнесены литературные
произведения, предметы изобразительного искусства, фотографии, киноленты,
песенное творчество и т. д. (В. Шмид, R. Barthes, C. Levi-Strauss, H. White).
3. Критерием отнесения текста к нарративам является наличие в нём
повествователя, слушателя/читателя, персонажей, последовательности
переживаемых ими событий, казуальных отношений между ними,
завершённости сюжета, отношения повествователя к тому, о чём идёт речь,
вымышленного изображаемого мира и эстетического содержания (И. П. Ильин,
О. А. Леонтович, M. Jahn).
4. Нарративный анализ – это качественный научный метод,
направленный на структурно-содержательное исследование повествования о
внешних и внутренних изменениях, которое преломляется через образ
рассказчика (Ж. Женетт, О. А. Леонтович, C. K. Riessman).
Научная новизна работы заключается в следующем: 1) определены
исследовательские подходы применительно к китайским нарративам, в т. ч. со
стороны китайских исследователей; 2) проведён комплексный параметрический
анализ нарративной песни как неотъемлемой составляющей китайской
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!