Ненасилие как идеал и принцип человеческого бытия: социально-философский анализ

Конухова, Анастасия Валерьевна

Введение……………………………………………………………………….с. 4
Глава 1. Принципы насилия и ненасилия: сравнительно-исторический и
категориальный анализ
1.1. Основные этапы осмысления проблемы насилия и ненасилия в
истории социально-философской мысли………………………………….с. 16
1.2. Идеал ненасилия в отечественной культурной
традиции………………………………………………………………………с. 44
1.3. Концепция ненасилия в современной философии и
науке…………………………………………………………………………..с. 69
Глава 2. Диалектика насилия и ненасилия в современном мире
2.1. Насилие и ненасилие на уровне социальных
отношений…………………………………………………………………………………с. 93
2.2. Насилие и ненасилие на уровне межличностных
отношений…………………………………………………………………..с. 114
2.3. Ненасилие как фактор консолидации общества и социального
прогресса……………………………………………………………………с. 134
Заключение…………………………………………………………………с. 158
Список литературы…………………………………………………………с. 161

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
глубинными тенденциями общественного развития и, соответственно,
формированием комплекса разнообразных, но вместе с тем взаимосвязанных
социальных, социокультурных, этических, геополитических, педагогических
и иных проблем, решение которых требует переосмысления феноменов
насилия и ненасилия.
Глобальную угрозу сложившемуся миропорядку и самому
существованию человечества несёт эскалация разнообразных проявлений
насилия в современном мире. Множатся политические конфликты, решаемые
далеко не мирным путём (Косово, Чечня, Ирак, Ливия и др.). Следует особо
отметить, что данные конфликты возникают на фоне благополучия,
стабильности, укрепления идеалов гуманизма в наиболее развитых регионах
планеты, такова парадоксальность современной ситуации. Активны
пацифистские движения, ширятся антивоенные акции, миротворческая
деятельность и призывы к разоружению государств. Очевидно, одним из
важнейших элементов решения межконфессиональных и межнациональных
проблем, напрямую связанных с процессом глобализации и угрозой
терроризма, могло бы стать укрепление принципа ненасилия.
Столкновение противоположных тенденций придаёт исследованию
особую актуальность. С одной стороны, история рассматривается как
движение в царство свободы и отсутствия насилия. С другой стороны, по
мнению многих ведущих мыслителей, таких как З. Фрейд, Э. Фромм,
А. Маркузе, А. Маслоу, отчасти М. Фуко, имеется тенденция к оформлению
насилия как тотального феномена человеческого бытия: насилие над
природой, над ближними (наблюдается вал публикаций, свидетельствующих
о насилии в семье, в школе), насилие со стороны средств массовой
информации, пресловутый диктат производителя над потребителем,
одержимость кино и литературой, изобилующими сценами садизма,
убийства. Все это тем более странно, что научно-технический и социальный
прогресс давно уже создали предпосылки для качественного снижения
уровня биологической, а может быть, и социальной агрессии. Увы,
последствия научно-технической революции неоднозначны. Прогресс в
области биомедицинских технологий создал предпосылки не только для
развития системы здравоохранения и для увеличения продолжительности
жизни, но и для более изощренной эксплуатации человеческого тела,
физических и умственных способностей человека, для манипуляции
сознанием и управления биополитическими процессами в интересах лишь
отдельных групп населения.
«Но где опасность, там вырастает и спасительное» (Ф. Гёльдерлин).
Эскалация насилия в современном обществе закономерно вызывает усиление
противоположных тенденций, развитие сдерживающих механизмов и,
соответственно, рост интереса к альтернативному способу социальных
взаимодействий.
С одной стороны, сегодня учёные переосмысливают опыт ненасилия
XX века в связи с крупными социальными событиями и потрясениями
прошедшего столетия – революциями, Первой и Второй мировыми войнами,
холодной войной, локальными конфликтами, «цветными революциями».
С другой стороны, у современных исследователей возникают разнообразные,
оригинальные, неоднозначные концепции, касающиеся ненасилия.
Наш мир, прежде всего, является единым диалектическим целым.
Взаимодействие «насилия» и «ненасилия» отражает одно из многих
диалектических противоречий, являющихся неотъемлемой и важной частью
нашего бытия. В онтологическом и семантическом плане понятие
«ненасилие» противостоит «насилию», «мир» – «войне», а «добро» – «злу»…
Ибо все эти понятия органически взаимосвязаны, одно не может
существовать без другого, и вместе они составляют гармонию мира.
Диалектика исследуемых противоположных начал плавно перетекает в
диалектику «добра» и «зла». Вечное взаимодействие, существование и
противостояние данных этических категорий определяет их постоянную
актуальность: эти проблемы интересовали человечество со времён
зарождения мира и по сей день. Именно поэтому многие исследователи,
отмечая рост насилия в современном мире, пишут о необходимости
популяризации вечных ценностей этики ненасилия: миролюбия, добра,
любви к ближнему.
Степень разработанности темы исследования. Принцип ненасилия
вызревает на протяжении тысячелетий. Мудрость этого принципа, его вечная
истина сохранились до наших дней. Более того, концепция ненасилия
становится всё более популярной. Во-первых, как тема научных
исследований (появилось большое количество диссертаций, защищённых по
данной тематике за последние два десятилетия, есть новые монографии,
книги, научные статьи, посвящённые этому вопросу); во-вторых, как
составляющая интернет-пространства (многочисленные сайты по этой
проблеме, интернет-статьи, библиографии, сведения в интернет-
энциклопедиях, статьи в виртуальных базах данных); и, в-третьих, как
политическая модель, в соответствии с которой происходят, например, так
называемые «цветные революции».
Этика ненасилия – учение, проповедующее отказ от зла и применения
силы по отношению к ближнему, проходит в своем развитии несколько
важнейших эпох.
Первую из них правомерно обозначить как эпоху становления
предпосылок концепции ненасилия в древности и в Средние века. Мысль
о ненасилии присутствует во многих религиях – джайнизме, буддизме,
индуизме и, конечно же, в учениях философских. Проблема осмысливалась
Сократом, Платоном, Аристотелем… В христианстве, под знаменем которого
протекает развитие европейской культурной традиции, принцип получил
выражение в словах Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: «око за
око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя
в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою
и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»1 (15, Мф. 5; 38-41).
Христос отрицает принцип талиона, обязывающий мстить врагу за
совершенное зло, и провозглашает новый нравственный закон – закон любви.
Вторая большая эпоха стартует в период Возрождения и охватывает
Новое время. Её лейтмотивом становятся прогрессирующий
антропоцентризм и связанные с ним индивидуализм и наделение
человеческой жизни наивысшей ценностью. К данной теме обращались
многие мыслители – от Эразма Роттердамского до Ж.-Ж. Руссо и И. Канта.
Но начало ненасилию как движению, которое стало бурно развиваться
в связи с социальными преобразованиями конца XIX – начала XX века,
положила, прежде всего, философия Л.Н. Толстого и его учение
«о непротивлении злу силою». Это учение открывает новую, третью эпоху
в осмыслении проблемы. Толстой считает, что ненасилие – это тот принцип,
который объединяет все мировые религии. Использовать насилие и агрессию
по отношению к ближнему нельзя ни в коем случае, ни при каких
обстоятельствах. По мнению Толстого, люди на протяжении веков
неправильно понимали Евангелие. Существование в мире войны и военной
службы – свидетельство порочности человечества, его отступления от
главнейшей заповеди. Великий русский писатель не только обосновывает
теоретические принципы ненасилия, но и вдыхает жизнь в еще одно особое
направление гуманитарной мысли – в педагогику ненасилия.
Многие мыслители XIX–XX вв. вели полемику с Толстым, с его
учением о непротивлении злу силою. Это, прежде всего, представители
русской религиозной философии – И.А. Ильин, В.С. Соловьёв, Н.О. Лосский,
Л. Шестов, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн и другие;
мыслители русской эмиграции, военные А.А. Керсновский, А.Л. Мариюшин,
Н.Н. Головин; политики и публицисты советского периода – В.И. Ленин,
С.Г. Шаумян и множество других.
Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета, канонические. М.: Российское библейское
общество, 2001. С.5.
В дальнейшем теорию ненасилия Толстого разрабатывает и дополняет
индийский философ и политик Махатма Ганди. Новаторством теории Ганди
заключается в том, что он рассмотрел и использовал на практике принцип
ненасилия как эффективную политическую модель. Центральными
понятиями в концепции ненасилия Ганди применительно и к политическому,
и к межличностному общению являются «ахимса» и «сатьяграха». «Ахимса»
(санскр. «ахимса» – «невреждение») – непричинение вреда живым
существам; «сатьяграха» – оригинальная техника политической борьбы,
целью которой является улучшение отношений с врагом, достижение
гармонии в отношениях различных людей и групп. С помощью «ахимсы» и
«сатьяграхи», чётко продуманных ненасильственных действий, Ганди
удалось провести несколько успешных политических кампаний, итогом
которых стало достижение независимости индийским народом.
Настолько же эффективной оказалась и деятельность М.Л. Кинга,
который успешно использовал методы М. Ганди в борьбе за независимость
цветного населения в США 60-х годов ХХ века. Мартин Лютер Кинг развил
концепцию ненасилия, создав чёткий алгоритм ненасильственных действий,
сидячих демонстраций, массовых протестов. Результат его деятельности –
отмена системы угнетения темнокожего населения США, появление льгот
для афроамериканцев.
В XX веке движения толстовства, гандизма, пацифизма набирают силу.
Так, пацифизм, в свою очередь, имеет множество видов и форм, которые
рассматриваются в данной диссертационной работе. Его особая
популярность в XX веке связана с протестом против войн, которых в
прошедшем столетии было очень много. Кроме первой и второй мировой
войны, появилось оружие массового уничтожения, терроризм,
межнациональные конфликты и другие мировые проблемы, которые
пытаются решить активисты этого движения.
Неудивительно, что свое развитие концепция ненасилия по-
настоящему получает именно в XX веке. К ней обращаются А. Швейцер,
Дж. Шарп (теории А. Швейцера и Дж. Шарпа иногда включаются в список
деятелей ненасилия), Г. Пейдж, исследователи пацифизма Д. Кэди, А.
Форчун, Р. Нибур…
Таким образом, практическая разработка идей ненасилия ознаменовала
начало современного, четвертого этапа в развитии философии ненасилия.
Приёмы ненасилия доказали свою успешность в решении политических
проблем. Сформировался широкий спектр разнообразных подходов, учений,
направлений.
В первом приближении можно выделить следующие направления,
связанные по преимуществу с определенными областями научно-
философской мысли: социобиологическое направление, объединяющее очень
широкий круг существенно различающихся авторов, рассматривающих
феномены насилия и ненасилия с точки зрения их места в эволюции живых
существ, человека, общества (П.А. Кропоткин, З. Фрейд, К. Лоренц,
А.П. Назаретян, Н.Н. Моисеев); этическое направление (А. Швейцер,
А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян и др.); историческое, фокусирующее внимание
на уже исторически состоявшемся опыте ненасилия (Э.Л. Нитобург,
Ф.Н. Юрлов, Е.С. Юрлова и др.); психолого-педагогическое (М. Монтессори,
Ю.М. Орлов, Н.И. Макарова, Н.В. Наливайко и др.); политико-правовое
(Дж. Шарп, А.Н. Чумаков, Т.Н. Москалькова, Д. Кэди, В. Мейерс и др.).
С другой стороны, в зависимости от того, как трактуется ненасилие, можно
противопоставить, в частности, подходы абсолютистский (представлен
трудами А.А. Гусейнова) и так называемый прагматический (к нему обычно
относят Р.Г. Апресяна).
Среди авторов последних лет можно выделить таких исследователей
как А.А. Гусейнов, У.Р. Миллер, Т.Н. Москалькова, Е.С. Юрлова,
В.С. Степин, Е.Д. Мелешко, М. Эгути, А.Е. Зимбули. Для них характерен
основательный, глубокий анализ классических теорий ненасилия и, как
правило, позитивная оценка опыта ненасилия в основном преобладает над
негативной. С их точки зрения, ненасилие – это и эффективное средство
политической борьбы, и мудрая система нравственных категорий,
необходимая для грамотного и мирного взаимодействия отдельных
индивидов и масс.
Необходимо отметить и плеяду авторов (последних двух десятилетий),
которые исследуют концепцию ненасилия в неразрывной связи со сложной
общественной жизнью рубежа XX–XXI веков: А.М. Ковалёв, А.В. Перцев,
Л.Н. Вшивцева, И.В. Корельский, О.Ю. Шахова, В.А. Жданкин, Н.Г. Пряхин,
Р.Т. Усанов, Ф.Н. Юрлов, А. Форчун, И. Чернус, В. Мейерс. Они
переосмысливаютопыт ненасилия XX века. Им свойственны и взгляд на
данную концепцию как на утопию, и поиск «золотой середины» на шкале
«насилие – ненасилие», и признание этики ненасилия как единственно
верного и эффективного способа для решения проблем в современном мире.
С другой стороны, отдельный пласт исследований представляет собой
литература о насилии. Насилие и ненасилие связаны между собой
диалектически, поэтому глубоко проанализировать концепцию ненасилия без
анализа понятия насилия не представляется возможным. Насилие – это тема,
к которой мыслители постоянно обращаются с античных времён. Эстафета
осмысления насилия передается от Платона через Г. Гроция к И. Канту,
Г. Гегелю, Ф. Ницше, Р. Жирару. Рассмотреть все исследования подробно в
пределах данного исследования не представляется возможным. Однако
упускать из виду преемственность современными дискуссиями классических
нельзя. Отметим новый взгляд на природу насилия, представленный в
работах А.П. Назаретяна, который убедительно доказывает наличие
определенных «циклов», «волн» насилия в природе и человеческой истории,
в соответствии с которыми насилие то усиливается, то утихает; концепцию
А.М. Ковалева, подчёркивающего неразрывность насилия и ненасилия, их
постоянное взаимодействие в природе и обществе.
Важный штрих в эту картину добавляют также работы по психологии
насилия и агрессии (Л. Берковиц и др.). Всё большую популярность набирает
и другие, относительно новые направления – психология ненасилия
(Ю.М. Орлов, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов и др.) и педагогика ненасилия
(М. Липман, Н.И. Макарова, Н.В. Наливайко). Смысл последней сводится к
тому, чтобы научить родителей и педагогов общаться с детьми спокойно,
тактично и без давления: при выполнении любой познавательной
деятельности необходимо прежде всего заинтересовать, а не заставить.
Труды исследователей по педагогике ненасилия дополняют классическую
теорию ненасилия и дают новый конкретно-практический опыт.
Таким образом, ощущается потребность в философской работе,
обобщающей результаты разнообразных изысканий, рассматривающей
феномены насилия и ненасилия во всей их сложности и многообразии, что и
определило предмет и цель предпринятого диссертационного исследования.
Объектом исследования выступают феномены насилия и ненасилия
во всей их сложности и многообразии.
Предметом исследования является ненасилие как принцип и идеал
человеческого бытия.
Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить весь комплекс
знаний о ненасилии, разработав теоретико-методологические основания для
его изучения в условиях современного мира и, соответственно, для практики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
– рассмотреть концепцию ненасилия в её развитии от истоков до наших
дней;
– особо обратить внимание на отечественную традицию, раскрыть
смысл полемики вокруг наследия Л.Н. Толстого с точки зрения её
актуальности для современной эпохи;
– вскрыть основные особенности современных концепций ненасилия,
обозначить тенденции их развития;
– развить представление о насилии и ненасилии как о фундаментальных

Ненасилие – понятие изначально этическое. В рамках же данного
исследования собственно этический принцип переосмысливается в более
широком социально-философском ключе. В частности, проводятся параллели
между конкретными способами разрешения проблем и способом бытия-
человека-в-мире вообще, поведение личности поднимается до уровня
политического принципа, а идеал межличностных отношений – до уровня
идеала общественно-исторического развития: функционирование и развитие
общества должно в максимально возможной степени исключать любые
проявления насилия.
Насилие и ненасилие являются диалектически взаимосвязанными,
исторически эволюционирующими началами человеческого бытия, которые
следует рассматривать в неразрывном единстве. Применение силы,
ограничение, принуждение неотъемлемы от всякой целеполагающей
деятельности, имманентны производству, познанию, управлению,
воспитанию. В чем тогда смысл императива ненасилия? Смысл заключается
в вечном стремлении к преодолению, искоренению насилия, поскольку
осознаётся связь между ним и человеческим страданием, физическим или
моральным.
Идеал ненасилия обогащается, видоизменяется на протяжении истории.
Сущность ненасилия не сводится к абстрактному, формальному отсутствию
насилия, а раскрывается через положительное содержание категорий
сотрудничества, терпимости, солидарности, любви, свободы, равенства и,
конечно, подразумевает активное сопротивление проявлениям насилия. Роль,
значение принципа ненасилия в истории общества возрастает. Он становится
фактором консолидации общества и фактором социального прогресса.
К конкретно-содержательному, неформальному пониманию сущности
ненасилия цивилизация приходит постепенно. Огромный вклад в процесс
духовного взросления человечества внесли не только восточные этико-
философские учения, авраамические религии, европейская философия, но и
отечественная философская традиция, которая по всему миру нашла
достойных продолжателей и в XIX, и в ХХ веке. Собственно философия
ненасилия разрабатывается в произведениях Л.Н. Толстого, а затем М. Ганди
и М.Л. Кинга, которые продемонстрировали практическую эффективность
теории. Сегодня концепция ненасилия продолжает активно разрабатываться
и в нашей стране, и за рубежом.
Одни считают теорию ненасилия практически неприменимой,
называют ее утопией, другие – весьма перспективной, третьи рассматривают
в качестве этического идеала. Выдвигаются новые концепции, базирующиеся
на классической теории ненасилия и опыте её практической реализации, но
являющиеся оригинальными разработками (Дж. Шарп, В. Мейерс,
А.П. Назаретян, А.М. Ковалев). Дискуссии представляются
содержательными и в высшей степени плодотворными.
Взаимосвязь насилия и ненасилия как принципов существования
проявляется в процессе функционирования любых политических режимов,
в политических акциях и взглядах (пацифистских и антипацифистских), в так
называемых ненасильственных революциях, в динамике межнациональных и
межрасовых отношений, в работе экологических организаций. На
микроуровне взаимосвязь находит выражение в межличностных отношениях
и в структуре самой личности. В общении, педагогике, самовоспитании
необходимо использовать и насильственную стратегию, и ненасильственную,
но с явным преимуществом последней. Защита и самозащита необходимы и
в межличностных отношениях, однако они не должны быть выражены
слишком агрессивно, нужно всегда помнить об уважении к оппоненту.
Ю.М. Орлов отмечает существование насильственной и ненасильственной
парадигмы управления в различных сферах жизни. Насильственная модель
подразумевает авторитарность, жёсткое программирование, деспотизм,
а ненасильственная предоставляет людям право на выбор. Однако, как
проиллюстрировано с помощью шкалы «насилие – ненасилие», данные
парадигмы являются достаточно амбивалентными и требуют в высшей
степени внимательного, диалектического подхода. То, какая модель будет
доминировать, напрямую зависит не только от общества в целом, но и от
каждой отдельной личности. Таким образом, диалектика насилия и
ненасилия получает выражение в диалектике коллективного и
индивидуального.
Насильственную парадигму управления необходимо сознательно
ограничивать. Как показывает проведённый анализ, в природе и обществе
нет насилия и ненасилия в чистом виде, они взаимодействуют и
сосуществуют. Тяготение к крайностям опасно и может привести
к противоположным результатам (например, пацифизм может
спровоцировать войну). Поэтому, на наш взгляд, нельзя переходить на
идеалистическую ступень абсолютного ненасилия. Однако нельзя отрицать и
того факта, что исторический опыт доказал эффективность
ненасильственных методов в политике.
Современная интерпретация сущности ненасилия актуальна и сама по
себе представляет предмет отдельных исследований. Другую задачу
составляет непрерывная корректировка понятий насилия и ненасилия,
отвечающая задачам эпохи, особенно в связи с реалиями глобализации,
распространением цветных революций, эскалации конфликтов, остро
стоящей проблемой межнациональных отношений, наконец, перед лицом
угрозы экологической катастрофы, угрозы, требующей предельной
мобилизации человечества и, как следствие, поддержания, укрепления
системы принуждения.
Проведенный анализ доказал, что именно ненасилие в различных
социальных отношениях способствует объединению людей и, более того,
объединению государств, ведёт к диалогу и сотрудничеству.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
    📅 2022год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана
    Исследование режимов нарушения норм в социальных практиках повседневности
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
    Судебная власть в системе общественных отношений
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»