Обеспечение целостности полиэтнического государства
Введение…………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Этничность и политии ……………………………………………………………………… 14
§1. Этничность и этносы …………………………………………………………………………….. 14
§2. Этносы и политии: история и современность………………………………………….52
Глава 2. Способы обеспечения целостности полиэтнического государства …….. 99
§1. Проблема обеспечения целостности полиэтнического государства…………99
§2. Воздействие гуманитарных технологий на целостность полиэтнического
государства ………………………………………………………………………………………………. 145
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 184 Библиографический список ………………………………………………………………………….189
Список иллюстративного материала……………………………………………………………..214
Актуальность темы диссертационного исследования. Межэтнические конфликты приобретают в современную эпоху всё более масштабный характер. Противоречивые процессы глобализации зачастую отнюдь не ослабляют, а уси- ливают этнические идентичности1.
Вопрос о взаимодействии этносов и государств2 проблематичен в целом ряде аспектов:
— являются этносы действительными или же лишь воображаемыми общностями?
— в каких взаимоотношениях находятся этносы и государства, можно ли говорить о детерминации первых вторыми (или наоборот) или же о взаимной обусловленности этих двух типов социальных систем?
— какие существуют способы обеспечения целостности полиэтниче- ских государств, и какой из них оптимален в современных условиях?
— какое воздействие оказывают на целостность полиэтнических госу- дарств гуманитарные технологии3?
Тема диссертации весьма актуальна для современной России. Несмотря на то, что согласно критериям ООН Российская Федерация является государством, в этническом плане однополюсным4, территориальная специфика (русские не составляют большинства в ряде республик Северного Кавказа, в Якутии, в Тыве и др.) и непростые демографические тенденции обусловливают целесообраз-
1 See: White G.W. Nation, State and Territory. Origins, evolution and relationships. Vol. 1. Rowman & Littlefield. 2004. P. 2.
2 Под государством в данной работе понимается не аппарат государственной власти, а независимое политико- территориальное общество периода цивилизации (данная точка зрения восходит к трудам Аристотеля и Цицеро- на).
3 Диссертант разделяет подход П.В. Клачкова, согласно которому технология определяется как система способов какой-либо деятельности, направленных на наиболее эффективное достижение определенного результата. Соци- альными предлагается именовать технологии, призванные оказать целенаправленное воздействие на социальные структуры и социальные процессы. Гуманитарные технологии понимаются как вид социальных технологий, за- действующий, главным образом, убеждение и манипулирование. См.: Клачков П.В. Гуманитарные технологии как социально-культурные факторы обеспечения целостности современного государства. Автореферат дисс. … канд. филос. наук. Красноярск, 2013. С. 10.
4 См. : Орлова И. Всероссийская перепись: цифры и комментарии // Режим доступа: Интернет: http://nashsovr.aihs.net/p.php?y=2004&n=8&id=3
— как следует определять понятия этнос, племя, народность и нация?
— каковы перспективы государств как основных акторов современной международной политики?
4
ность рассмотрения нашей страны как полиэтнического государства (хотя, разу- меется, с численным преобладанием русского этноса и интегративным значени- ем русской культуры).
Межэтнические отношения в современной России далеки от оптимального состояния. В 2000-е гг. «основной зоной межэтнических конфликтов стали не республики, как в предшествующий период, а русские края и области»5. Возни- кающие на практике противоречия и конфликты требуют совершенствования теоретико-методологической базы обеспечения целостности полиэтнического государства.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросам, имеющим прямое отношение к обеспечению целостности полиэтнического го- сударства, посвятили свои труды многие авторы.
Общие вопросы этнологии (этнографии) и социальной (культурной) ан- тропологии рассматриваются в работах Б. Андерсона, Ю.В. Бромлея, Р. Брубей- кера, Б.Е. Винера, Э. Геллнера, Л.Н. Гумилева, В.И. Козлова, Ю.И. Семенова, Э.Д. Смита, В.А. Тишкова, Э. Хобсбаума, К. Хюбнера, Н.Н. и И.А. Чебоксаро- вых, С.В. Чешко, С.М. Широкогорова6 и т.д.
В числе философов, разрабатывавших ценностно-культурную проблема- тику, уместно назвать Я. Ассмана, А.Ф. Лосева, Г. Риккерта, Д.В. Пивоварова и Н.П. Копцеву7.
5 Паин Э. Между империей и нацией: Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в нацио- нальной политике России/2-е изд., доп. М: Новое издательство, 2004. С. 39.
6 См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С . Баньковской. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 288 с. ; Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993. 183 с. ;
Брубейкер Р. Этничность без групп [Текст] / Пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с. ; Винер Б.Е. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий // Интернет: http://www.jourssa.ru/2005/2/6aViner.pdf ; Геллнер Э. Нации и национализм // Интернет: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/gelln/index.php ; Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия // Интернет: http://gumilevica.kulichki.net/MAC/mac01.htm#para01 ; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М: ООО «Издательство АСТ», 2005. 548 с. ; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М: Старый сад, 1999. 343 с. ; Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение, 2000, No2] http://scepsis.net/library/id_160.html ; Smith A.D. Nationalism: Theory, Ideology, History. – Malden, USA. Blackwell
Publishers, 2001. 182 p. ;
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998. 306 с. ; Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению / Перевод с немецкого А.Ю. Антоновского. — М.: Канон+, 2001. 400 c. ; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. – М.: Наука, 1985. 272 с. ; Чешко С.В. Че- ловек и этничность. // Этнографическое обозрение. – 1994. – No 6. С. 35—49 ; Широкогоров С.М. Этнос. Исследо- вание основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Издание второе. М.: Книжный
дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 136 с.
7 См. : Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких куль- турах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. ; Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения // Вестник ОГУ. 2004. No2. С. 9—13 ; Копцева Н.П., Лозин- ская В.П., Махонина А.А. Проблема культурных ценностей и ее решение в философии Генриха Риккерта // Фи-
испр. – М.: Книжный дом “ЛИБРОКОМ”, 2009. 440 с. ;
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. / Послесл. Н.Я. Бромлей. Изд. 3-е,
Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). — М:
Издательство “Наука”, 2001. 552 с. ;
5
Политические (потестарные) и межэтнических отношения в нецивилизо- ванных обществах исследовали Ю.П. Аверкиева, Л.С. Васильев, С.А. Дробы- шевский, Э.В. Джонсон, Т. Ирл, Г.С. Киселев, Б. Малиновский, П.Ф. Преобра- женский, М. Стингл, Э.Э. Эванс-Причард, Я.В. Чеснов и т.д.8 Применительно к последующему историческому периоду данная проблематика получила развитие во множестве исторических исследований, в числе которых работы Л.М. Даме- шека, Г. Кеймена, А. Миллера, Э. Хобсбаума и А. Эткинда9.
Различные аспекты обеспечения целостности современного полиэтниче- ского государства охарактеризованы в трудах множества социальных филосо- фов, теоретиков государства и права, политологов, историков политических и правовых учений учений, специалистов в области конституционного и админи- стративного права. В их числе уместно назвать В.Д. Ардашкина, И.А. Исаева, С.С. Митина, М.О. Мцаканяна, А.Г. Осипова, С.В. Соколовского, Ж.Т. Тощенко, А. Хайнеманн-Грюдера, Р. Шпрингера (К. Реннера) и др10.
лософия и культура. 2013. No 7(67). С. 974—984 ; Копцева Н.П. Введение в алетологию: Монография. Красно- ярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002. 343 с. ; Пивоваров Д.В. Проблемы синтеза основных дефиниций культуры // Вестник Российского философского общества. 2009. No 1. С. 157—161 ; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. 413 с. ; Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа “Про- гресс”, “Прогресс-Академия”, 1992. 464 с.
8 См.: Аверкиева Ю.П. Рабство у индейцев Северной Америки. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. 104 с.; Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1. М.: Высш. шк., 1994. 495 с. ; Дробышевский С.А. Политиче- ская организация общества и право как явления социальной эволюции/ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1995. 296 с. ; Johnson, A.W., Earle T. The Evolution of Human Societies. From Forgiving Group to Agrarian State. Stanford, Calif. : Stanford U.P., 1987. 440 p. ; Киселев Г.С. Хауса. Очерки этнической, социальной и политической истории (до XIX столетия). М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. 224 с. ; Малинов- ский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1998. 304 с. ; Преображенский П.Ф. Курс этноло- гии. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2005. 216 с.; Стингл М. Очарованные Гавайи / Пер. с чешского П.Н. Антонова и Н.М. Зимяниной. Послесл. П.И. Пучкова. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983. 331 с. ; Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. М.: Наука, 1985. 236 с. ; Чеснов Я.В. Лекции по исторической этноло- гии. М. : “Гардарика”, 1998. 400 с.
9 См.: Дамешек Л.М. Сибирские «инородцы» в имперской стратегии власти (XVIII- нач. XX в.). – Иркутск: ЗАО «Восточно-Сибирская издательская компания, 2007. 320 с. ; Кеймен Г. Испания: дорога к империи: [пер. с англ.]/ Генри Кеймен. – М: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 699 с. ; Миллер А.И. Национализм и им- перия / Алексей Миллер. – М.: ОГИ, 2005. 118 с. ; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Але- тейя, 1998. 306 с. ; Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / А. Эткинд; авториз. пер. с англ. В. Макарова. М. : Новое литературное обозрение, 2013. 448 с.
10 См. : Ардашкин В.Д. Государство и право: от классового подхода к общецивилизационному // Теория государ- ства и права: Сб. статей / Отв. ред. В.Д. Ардашкин. 2-е изд. Красноярск, 1999. С. 27—31. ; Исаев И.А. Идея по- рядка в консервативной ретроспективе. – М.: Проспект, 2011. 400 с. ; Митин С.С. Государственная власть: поня- тие и закономерности организации: монография / С.С. Митин; Федер. агентство по образованию, Краснояр. гос. ун-т, Юрид. ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. 142 с. ; Мцаканян М.О. Национализм и глобализм. Нацио- нальная жизнь в современном мире. М. : Анкил, 2008. 408 с. ; Осипов А.Г. Национально-культурная автономия в России: идея и реализация // http://igpi.ru/info/people/osipov/1198611882.html ; Соколовский С.В. Коренные наро- ды: от политики стратегического эссенциализма к принципу социальной справедливости // Этнографическое обозрение. 2008. No 4. С. 60—76 ; Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очер- ки). – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. 432 с. ; Хайнеманн-Грюдер А. Этниче- ский федерализм в сравнительном ракурсе // Федерализм и этническое разнообразие в России : Сб. ст./ С. Аккие- ва, Я. Ваславский, И. Габдрафиков и др. : под ред. И. Бусыгиной и А. Хайнеманн-Грюдера. – М.: Российская по- литическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 203-213 ; Шпрингер Р. Национальная проблема: Борьба нацио- нальностей в Австрии. Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Б. Ратнера. Изд. 2-е. М. : КРАСАНД, 2010. 328 с.
6
Понятие и сущность гуманитарных технологий раскрываются в работах Дж.С. Ная-мл., П.В. Клачкова, М.И. Ильбейкиной, Н.А. Кузнецовой, М.В. Си- лантьевой, А.Г. Шмелева, П.Г. Щедровицкого11. Роль подобных способов дея- тельности в обеспечении целостности полиэтнических государств осмысляют Т.М. Гудима, А.В. Елисеев, А.В. Журавский, С.Г. Кара-Мурза, А.В. Костина, С.В. Малахов, Д. Семушин, В. Стрелецкий, В.А. Тишков, А.М. Юсуповский12 и др.
Тенденции и перспективы государств и наций в контексте взаимосвязан- ных процессов глобализации и локализации изучают М. Хардт, А. Негри, Э. Тоффлер, С.Е. Кургинян, М. Ноженко и др.13
Ввиду свойственной современной науке междисциплинарности исследо- ваний такое деление на группы является отчасти условным. Например, этнологи нередко обращаются к политико-правовым проблемам, а специалисты в области политики и права – к этнографическим материалам. Кроме того, рассмотрение исторических вопросов «выводит» на теоретические обобщения и, наоборот, рассмотрение «общих» вопросов требует погружения в эмпирический материал.
Объект исследования — взаимоотношения политий14 и этносов как раз- личных типов социальных систем.
11 См.: Nye J.S., Jr. Soft Power. The Means to Success in World Politics. – NY : Public Affairs, 2004. 191 p. ; Nye, J.S. Jr. The Powers to Lead. – NY: Oxford University Press, 2008. 240 p. ; Nye, J.S., Jr. The Future of Power. – NY: Public Affairs, 2011. 300 p.;
http://www.science-education.ru/103- 6452; Ильбейкина М.И. Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей. Автореферат
дисс. … канд. филос. наук. Красноярск, 2013. 21 с. ;
http://www.viperson.ru/wind.php?ID=212261
12 См.: Елисеев А.В. Якутия: бархатный сепаратизм? // URL: http://rusk.ru/st.php?idar=15773 ; Журавский А.В. Актуальные вопросы государственной национальной политики // Интернет: http://www.regnum.ru/pressroom/press-zhuravsky/ ; Костина А.В., Гудима Т.М. Культурная политика современной России. Соотношение этнического и национального. Издание второе. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 240 с. ; Кара- Мурза С.Г. Демонтаж народа. М.: Алгоритм, 2008. 704 с. ; Малахов С.В. Национализм как политическая идеоло- гия. – М: КДУ, 2005. 320 с. ; Семушин Д. «Поморский вопрос» и русская Арктика / Сб. ст. под ред. М.А. Колеро- ва. М.: Издательский Дом «РЕГНУМ», 2013. 256 с. ; Стрелецкий В. Конфигурация этнических, лингвистических, культурных, религиозных и расовых различий в Российской Федерации // Федерализм и этническое разнообра- зие в России: Сб. ст. / С. Аккиева, Я. Ваславский, И. Габдрафиков и др. ; под ред. И. Бусыгиной и А. Хайнеманн- Грюдера. – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 9—33 ; Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально- культурной антропологии/ В.А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. 544 с. ; Юсуповский А.М. От национального кризиса к национальному соразвитию: в поисках адекватной
модели // Общественные науки и современность. 1994. No 5. С. 102-111.
13 См.: Кургинян С.Е. Актуальный архив. Работы 1988-1993 годов. – М.: МОФ ЭТЦ, 2010. 708 с.; Хардт М., Негри А. Империя/ Пер. с англ., под ред. Г.В. Каменской, М.С. Фетисова. – М: Праксис, 2004. 440 с. ; Тоффлер Э. Ме- таморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века: [пер. с англ.] / Элвин Тоффлер. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 669 с.
14 Этим термином объединяются государства и предшествующие им формы независимых политических обществ, а именно локальные группы охотников-собирателей, первобытные деревни и вождества.
Клачков П.В. Понятие гуманитарных технологий в системе социально-философских катего-
рий // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – No 3.
Кузнецова Н.А. Расширение гуманитарных технологий на
основе компетентностного подхода // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 1 сентября. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-3.htm ; Силантьева М.В. Современные «гуманитарные технологии» в кон- тексте российской действительности // Славянский мир в третьем тысячелетии. – М., 2009. – С. 406-418 и др. ;
Щедровицкий П.Г. Гуманитарные технологии в эпоху кризиса //
7
Предмет исследования — анализ условий целостности полиэтнического государства.
Цель исследования — сформулировать общую концепцию обеспечения целостности полиэтнического государства.
Гипотеза исследования. Этносы и политии представляют собой тесно взаимосвязанные и взаимодействующие, однако самостоятельные типы соци- альных систем. Существо проблемы обеспечения целостности государства со- ставляет нахождение оптимального в конкретных исторических условиях балан- са государственных и этнических интересов. В целях обеспечения собственной целостности государство в лице своих органов оказывает упорядочивающее воз- действие на этнические процессы (процессы этнокультурного развития). Можно выделить пять основных типов такой активности: изоляционный, ассимиляци- онный, ликвидационный, мультикультурный и интеграционный. Обеспечение целостности современных полиэтнических государств осуществляется в услови- ях жесткой борьбы между сторонниками и противниками сохранения послед- них. При этом каждая из сторон использует гуманитарные технологии, то есть вид социальных технологий, которые задействуют, главным образом, убеждение и манипулирование.
Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:
— анализ научных представлений о различных формах этничности;
— уточнение понятия этноса;
— анализ и систематизация компонентов этнической культуры;
— изучение взаимосвязи и взаимодействия различных исторических
типов этнических общностей и политий;
— уточнение понятий племени, народности и нации;
— типология стратегий, посредством которых обеспечивается целост-
ность полиэтнического государства;
— анализ политико-правовых инструментов, применяемых для регулиро-
вания межэтнических отношений;
— изучение возможностей гуманитарных технологий, используемых
для ослабления и для укреплении целостности полиэтнических государств. Теоретико-методологическую основу работы составили, прежде всего, синтетическая концепция идеального Д.В. Пивоварова, теория культурной памя- ти Яна Ассмана, теория «мягкой» и «умной» сил Дж.С. Ная-мл., теория этниче-
8
ских процессов В.И. Козлова и Ю.В. Бромлея, концепция единства коренных долговременных интересов членов политически организованного общества, раз- рабатываемая С.А. Дробышевским, и концепция гуманитарных технологий П.В. Клачкова. Кроме того, значимую роль в достижении цели исследования сыграли идеи Б.Е. Винера, С.В. Лурье и А.М. Юсуповского.
В работе используются системный подход и способ комплексного анализа. Первый проявляется в том, что независимое политическое общество и этниче- ская общность рассматриваются как социальные системы с присущими им свой- ствами и закономерностями. В соответствии с требованиями второго использу- ются данные социальной философии, теории и истории государства и права, эт- нологии, политологии, социологии и других наук.
С точки зрения разграничения этнологических методик на etic- и emic- подходы, данная работа относится, главным образом, к первому из этих направ- лений, то есть автор делает акцент не на «понимающей герменевтике» отдель- ных культур, а на философско-теоретических обобщениях. Вместе с тем, автор обращается и к конкретно-исторической проблематике ряда регионов России (в частности, Тывы и Бурятии), более подробно отраженной в других его работах.
В диссертационном исследовании применялись различные логические процедуры. В их числе сравнение, анализ и синтез, описание, аналогия, индук- ция и дедукция, переход от абстрактного к конкретному, сопоставление катего- рий, последовательность в рассмотрении вопросов и т.д.
Эмпирическая база. В диссертации использован целый ряд юридических документов (как отечественных, так и иностранных и международных), а также исторические памятники (в частности, бурятские летописи15) и разнообразные материалы, размещенные в СМИ и в сети Интернет. Кроме того, в ней анализи- руются относящиеся к теме исследования исторические, этнографические и иные сведения, собранные специалистами различных общественных наук.
Научная новизна данного диссертационного исследования проявляется в следующем:
— уточнены дефиниции этноса, племени, народности и нации;
— предложена концепция этнической культуры как единства мифоло- гем и психологем;
15 Бурятские летописи. Составители: д.и.н. , проф. Ц.П. Ванчикова, д.и.н., проф. Ш.Б. Чимитдоржиев, к.и.н. М.В. Аюшева. – Улан-Удэ: Изд-во: ОАО «Республиканская типография», 2011. 224 с.
9
— на антропологическом, историческом и современном материале рас- крыт характер взаимоотношений этносов и политий как двух относительно са- мостоятельных типов социальных систем, оказывающих друг на друга взаимное влияние;
— сформирована общая концепция обеспечения целостности полиэт- нического государства как управления динамикой этнических процессов (на ос- нове относящихся к этой проблематике более частных теоретических положений и многочисленных фактов, находящихся в распоряжении современной науки);
— выделено пять основных типов обеспечения целостности полиэтни- ческого государства;
— обоснована роль гуманитарных технологий как «обоюдоострого оружия», способного содействовать как ослаблению, так и укреплению целост- ности полиэтнического государства.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Этнос можно определить как социальную систему, удовлетворяю- щую потребности своих участников путем опосредования их коллективными смыслами, опирающимися на особую культуру, в составе которой можно выде- лить два тесно взаимосвязанных, но всё же различных компонентных блока:
1) мифологемы — проявления этнических ценностей в форме пред- ставлений о прошлом, настоящем и будущем этноса: а) культурная память (в первую очередь – о происхождении); б) представления о должном и справедли- вом; в) идеи об историческом предназначении;
2) психологемы, то есть психологические механизмы, обеспечивающие формирование, трансляцию, творческую переработку и реализацию мифологем: а) деление свой / чужой на уровне не всегда полностью осознаваемых стереоти- пов поведения; б) символический образ «своей» территории; в) представления об источниках добра и зла, ролях друзей и врагов; г) представления об условиях и способах действия; д) фон общих пониманий и ожиданий.
На основе коллективных смыслов формируются нормы, образцы поведе- ния и обряды (ритуалы), посредством которых организуется совместная дея- тельность, в ходе которой удовлетворяются потребности членов этнической общности.
10
2. Этносы и политии сосуществуют на всем протяжении истории чело- вечества, никогда всецело не совпадая и не различаясь абсолютно, однако ока- зывая друг на друга существенное влияние.
3. Для первого исторического типа политий — локальных групп охот- ников-собирателей — были характерны внутренняя моноэтничность и вхожде- ние ее членов в состав более широкой этнической общности, не объединенной политически. Те же черты были свойственны и политическим организациям второго исторического типа — первобытным деревням (в которых, однако, за- рождается рабство, причем рабами, как правило, становятся иноплеменники). Появление вождеств позволило формировать полиэтнические политии, создав одновременно условия для организации системы эксплуатации по этническому принципу.
4. Процесс увеличения территории и численности населения государ- ства противоречив. С одной стороны, он позволяет создать более широкую сис- тему разделения и кооперации труда, а значит, удовлетворять систему потребно- стей своих членов на более высоком уровне. С другой, социум с этнически близ- ким населением может более успешно развивать связи добровольной коопера- ции. Залог устойчивого роста государств – в сбалансированности этого процесса и формировании дополнительных социокультурных скреп.
5. Племя — свойственный нецивилизованному обществу исторический тип этноса, целостность которого обеспечивается бесписьменной культурой.
6. Народность — характерный для периода аграрных государств исто- рический тип этноса, целостность которого обеспечивается как «низовой», так и «высокой» письменной культурой.
7. Нация — сообщество граждан, характерное для индустриального общества, формирующееся на основе культуры одного (а иногда и нескольких) этносов, целостность которого обеспечивается главным образом посредством системы массовых коммуникаций, опирающихся на массовую культуру и стан- дартные образовательные программы.
8. Поскольку развитие нации сочетает в себе черты политического про- екта и этнокультурного процесса, целостный взгляд на этот феномен возможен
11
лишь с пониманием роли гражданского и этнокультурного начал, находящихся в отношениях взаимного дополнения.
9. В условиях постиндустриального (информационного) общества можно ожидать возникновения новых, постнациональных форм этничности, ко- торые будут, вероятно, сочетать глобальные и локальные свойства, а также чер- ты как корпораций, так и международных сетевых структур. Этот контекст обу- словливает необходимость переосмысления вопроса об оптимальных стратегиях государственной политики в этнокультурной сфере.
10. Деятельность по обеспечению целостности полиэтнического госу- дарства представляет собой воздействие на процессы этнокультурного развития (этнические процессы), в зависимости от направленности которого можно выде- лить пять основных типов (стратегий) такой политики:
а) изоляционный (сегрегационный): этнические общности становятся под- системами политии, каждая из них занимает строго предписанное место в сис- теме разделения труда (система «национального гнета», апартеида и т.д.);
б) ассимиляционный: представителей этнических меньшинств заставляют сменить идентичность и влиться в господствующий этнос;
в) ликвидационный: члены некоторых этнических общностей удаляются с территории политии или даже уничтожаются физически;
г) мультикультурный: этническое разнообразие не только не устраняется, но и поддерживается, культивируется даже в ущерб общим коренным и долго- временным интересам политии;
д) интеграционный: своеобразие быта, культуры и обычаев этнических общностей учитывается и не устраняется административными мерами, однако стратегической целью является сближение этносов в интересах прогрессивного развития общества. Этот тип обладает рядом политических преимуществ и отве- чает современным представлениям о правах человека.
11. В отечественных условиях оптимальна интеграционная стратегия, об- ладающая рядом политических преимуществ и отвечающая современным пред- ставлениям о правах человека, закрепленным в международно-правовых актах.
12. Такие политико-правовые конструкции, как федерализм и территори- альная или национально-культурная автономии представляют собой лишь инст- рументы государственной политики, используемые в соответствии с апологиями правящего класса, а также спецификой этнических культур, способных по-
12
своему интерпретировать те или иные нормы и институты. Стало быть, основное внимание нужно обращать на то, какой тип обеспечения целостности государст- ва в действительности реализуется посредством этих конструкций.
13. Гуманитарно-технологическая деятельность этносепаратистов ока- зывает воздействие на мифологемы и психологемы этнической культуры. Речь идет о преобразовании характерных для представителей этноса представлений о прошлом, настоящем и будущем этой общности, а также смыслов, норм и ри- туалов, а иногда и более глубинных элементов этнической культуры. Грамотный ответ подрывным силам должен быть основан на концепции «умной силы», со- четающей юридические меры воздействия на сепаратистов, обладающих сило- вым, административным и (или) финансовым ресурсом, с «мягкими», однако эффективными гуманитарными технологиями16.
14. Обеспечение целостности полиэтнического государства требует поддержания баланса единства и разнообразия культурного и образовательного пространств, преодоления неоправданной региональной замкнутости, развития академической мобильности и межрегиональной ротации кадров.
15. Российская нация может быть построена как общность надэтниче- ского уровня, опирающаяся в то же время на русский этнокультурный фунда- мент и основанная на сочетании русского культурного ядра и евразийского раз- нообразия.
Теоретическая значимость работы и практическая ценность ее ре- зультатов определяется актуальностью и научной новизной диссертации, дос- тижением цели и решением поставленных задач. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей теоретико-методологической разработке ши- рокого круга этнополитических вопросов, в том числе применительно к акту- альным проблемам современной России, в законотворческой и правопримени- тельной деятельности по вопросам юридического регулирования межэтнических отношений, в практической деятельности органов государственной власти и ме- стного самоуправления, научных, образовательных и культурных организаций, общественных объединений и средств массовой информации по обеспечению целостности полиэтнического государства, в преподавании различных учебных курсов социально-философского, политологического, культурологического и
16 Авторство мысли, изложенной в данном предложении, принадлежит кандидату философских наук П.В. Клач- кову.
13
юридического профилей, в руководстве научно-исследовательской деятельно- стью студентов.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Дос- товерность исследования обеспечивается соответствием используемых методов предмету исследования, цели и задачам работы, теоретическим анализом значи- тельного объема научной литературы, опорой на факты социокультурной прак- тики, а также апробацией работы.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Гуманитар- ного института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (СФУ). Основные положения исследования отражены в научных публикациях автора. Также они излагались и защищались диссертантом на девяти научных форумах, в том числе на научной конференции «Противодействие этническому и религи- озному экстремизму» (г. Омск, декабрь 2007 г.), Всероссийской научной конфе- ренции «Международная интеграция и право: современные проблемы» (г. Крас- ноярск, 22-23 мая 2008 г.), научно-практической конференции «Специфика эт- нических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX– XXI веках: опыт и перспективы» (г. Красноярск, 27 ноября 2013 г.) и конферен- ции «Пути решения национального вопроса в Российской империи. Современ- ный взгляд на дореволюционный опыт» (г. Москва, Российский институт стра- тегических исследований, 24 декабря 2013 г.)17, а также на научном кружке «Проблемы теории и истории государства и права». Материалы диссертации ис- пользовались в учебной и научной работе со студентами.
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследова- ния. Диссертация включает введение, две главы по два параграфа в каждой, за- ключение и список использованной литературы, включающий 415 источников18. Объем диссертации составляет 214 страниц.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!