Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
ПРОБЛЕМЫ ОБОРОННОГО СОЗНАНИЯ 16
1.1. Оборонное сознание: понятие, сущность и формы 16
1.2. Оборонное сознание как предмет социально-философского анализа 34
1.3. Предпосылки формирования оборонного сознания 57
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ
ОБОРОННОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ
ТАДЖИКИСТАНА В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ 78
2.1. Закономерности формирования оборонного сознания молодёжи
Таджикистана в условиях государственного суверенитета 78
2.2. Взаимосвязь национального самосознания и оборонного сознания в
духовной культуре таджикской молодёжи 97
2.3. Особенности проявления и перспективы совершенствования оборонного
сознания молодёжи в современном Таджикистане 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 141
Во «Введение» обосновывается актуальность работы, рассматривается
степень научной разработанности проблемы, определены объект и предмет
исследования, сформулированы цели и задачи анализа, его научная новизна,
положения, выносимые на защиту, обоснована методологическая основа
диссертации, её теоретическая и практическая значимость. Данный раздел
завершается указанием структуры диссертации.
Первая глава диссертации «Методологические основы анализа проблемы
оборонного сознания» посвящена анализу сущности понятия оборонного
сознания и его формы, акцентированию данного феномена как предмета
анализа социально-философской науки, а также фиксации предпосылок
формирования оборонного сознания.
В первом параграфе данной главы «Оборонное сознание: понятие,
сущность и формы» на основе имеющихся публикаций, посвящённых разным
аспектам этой проблемы, осуществлена попытка выделить понятие «оборонное
сознание», как самостоятельный конструкт в социально-философской науке,
характеризовать его составляющие компоненты и дать авторское определение
данного феномена.
Здесь отмечается, что каждый индивидуум, являясь частью социума,
общности людей, социальной группы или же социального слоя, в какой-то мере,
имеет своё собственное мнение относительно объективной реальности,
LambertAcademicPublishing.OmniScriptumGmbH&Co. KG, BahnhofstraBe 28, 66111 Saarbrucken,
Deutschland.Email: info@omniscriptum.com
особенно общественных явлений, где нередко наблюдается наличие
противостояний, которые часто перерастают в конфликты и столкновения.
Последние, как органическая часть бытия людей, логически связаны с таким
социально-духовным явлением, как «оборонное сознание». Если общество – это
социальная материя, «вторая природа», объективная реальность со своими
законами, а общественная жизнь – сфера деятельности народных масс,
монархов, политиков, военачальников,1 то оборонное сознание каждого
индивида – это часть его сознания, непосредственно указывающее на степень
его социальной зрелости и воспитанности. Более того, оно является осознанием
необходимости осуществления тех или иных оборонительных процессов и
защитных действий, в целях удовлетворения моральных и духовных
потребностей, как на личностном уровне, так и на социальном.
Оборонное сознание – это весьма социально-духовное и до конца
неопознанное наукой по ныне, явление. Тому подтверждение служат
исторические факты. Например, при присоединении Египта к персидской
империи, вместе того, чтобы ненавидеть персидского царя Артаксеркса,
египетские жрецы с почестями встретили персидскую армию.2 Суть их
трехмесячной обороны от собственной армии заключалась в осознании
губительности последствий этой победы стране, так как целью персидских
завоевателей была лишь одинаково выгодное для обеих стран торгово-
экономическое объединение. Выходит, что жрецы поступали на благо страны,
желая ей процветания.
Имеется и другая картина проявления оборонного сознания – например,
превосходство психолого-антропологического фактора над техническим
преимуществом немецкой армии в Великой Отечественной войне. Данная
позиция интерпретируется тем, что советский человек осознал жизненную
необходимость собственной обороны и победил на войне против фашистской
Германии. Приведенные примеры дефинируют природу оборонного сознания
как предмет фактического взаимодействия социума и личности. Она никогда не
бывает односторонней, преследуя индивидуальной цели, и настолько сложна,
насколько сложна природа самого человека.
Порою, на грани выбора между жизнью и смерти, оборонное сознание
воина берет верх над его природой, нейтрализует рефлекторные функции его
организма, и в определённой мере, противоречит диалектическому закону
«единства и борьбы противоположностей». Данное обстоятельство залегает
основу следующего тезиса: «являясь продуктом саморазвития природы,
общество постоянно взаимодействует с природой, но не сводится к ней»3.
Приписнов В.И. Основы социальной философии/ В.И. Приписнов. – Душанбе: «Маориф», 1992. -С. 61.
Умарзода И. История Арийской цивилизации/ И. Умарзода. – Душанбе, 2006. – С. 295.
Приписнов В.И. Основы социальной философии/ В.И. Приписнов. – Душанбе, 1992. – С. 62.
Современная научная литература по проблеме оборонного сознания не
изобилует описаниями его определения или классификации форм проявления.
В ходе анализа имеющейся художественной и научной литературы можно
выявить косвенные теоретические описания отдельных направлений данного
понятия. Несмотря на его актуальность, дескриптивное описание,
терминологически-смыслового разграничения по таким понятиям, как
оборонное сознание/общественно-политическая необходимость, оборонное
сознание/гражданская обязанность, оборонное сознание/воинственность в русле
гуманитарных и общественных наук отсутствует.
АнализнаучныхразработокА. А. Кокорина,А. В. Павлова,
П. Е. Сапегина, А.Х. Самиева и В. В. Ткачёва показал, что в ходе исследования
таких смежных тем, как патриотизм, военная безопасность, национальная
идентичность и т.д., высказаны некоторые идеи относительно понятия
оборонного сознания, которые, на наш взгляд, не сконцентрированы в единое
теоретическое определение данного феномена. К примеру, А. А. Кокорин
определяет оборонное сознание как составную часть общественного сознания,
как идеологическое явление или же отражение военно-политических процессов
в массовом сознании. В. В. Ткачёв считает, что оборонное сознание – это
отражение военно-политических реалий в форме идей, взглядов, теорий.
А. В. Павлов и П. Е. Сапегин определяют оборонное сознание как систему
идей, взглядов, убеждений о необходимости военной безопасности в социуме,
надежной обороны государства и способы их обеспечения1.
Многие исследователи совмещают понятие оборонное сознание с
воинственностью, из-за чего теряются патриотические и гуманистические
значения данного явления, его социально-психологические ценности. В
частности, такого мнения придерживаются Герасимова А. А., Ветров М. Н.,
Дробижева Л. М., Дудко В. М., Михайлов А. И., Фатеев К. В.2 и др.
Само проявление оборонного сознания обоснуется реализацией ясной
цели под воздействием таких факторов как познание угрозы и необходимости
борьбы; определение субъекта и объекта угрозы; воображение последствий
поражения и значимости победы (в первоначальной интерпретации),
Кокорин А.А. Оборонное сознание: реальность и необходимость/ А.А. Кокорин. – М., Военная мысль, 1989;
Ткачев В.В. Оборонное сознание: сущность и противоречия развития/ В.В. Ткачев. – М.: Военная мысль, 1989;
Павлов А.В., Сапегин П.Е. Новое политическое мышление и оборонное сознание/ А.В. Павлов, П.Е. Сапегин. –
М., 1990.
Михайлов А. И. Соотношение онтологических, гносеологических и этических аспектов проблемы сознания/
А.И. Михайлов. – М., 2002. Дудко В.М. Сознание военной безопасности военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации: сущность, структура, социальный механизм формирования/ В.М. Дудко. – Монино,
2002. Герасимова А.А. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической
стабилизации российского общества/ А.А. Герасимова. – М., 2002. Дробижева Л.M. Российская идентичность в
массовом сознании»/ Л.M. Дробижева – М.: ИС РАН, 2002. Фатеев К.В. «Военная безопасность Российской
Федерации и правовые режимы ее обеспечения/ К.В. Фатеев. – М.: ВУ, 2004; См.: Самиев А.Х. Оборонное
сознание // Вестник ТНУ. – №1, 2006; Ветров М.Н. Влияние средств массовой информации на электоральное
поведение офицерского корпуса вооруженных сил Российской федерации. – М., 2012.
вызывающее идентификацию с эталоном безопасности и реализационной
вероятности в силу национальной идентичности. Последующее формирование
воображения последствий поражения и значимости победы (во вторичной
интерпретации) у индивида представляется в виде проявления оборонной
сознательности. В этом плане оборонное сознание проявляется в следующих
формах:
– преодоление эгоистических желаний и создание пространства
межчеловеческого взаимопонимания, направленного на единение и укрепление
защитных свойств социума;
– демонстрация бескорыстной и беспредельной смелости и
решительности в интересах жизненно важных слагаемых бытия;
– самоутверждение социальной пригодности личности;
– морально-духовное удовлетворение собственной значимостью в
социуме;
– совершение героизма на благо будущего, сохранение иной жизни;
– осознанное самопожертвование в интересах Родины или других
индивидов на почве гуманизма и патриотизма;
– демонстрация храбрости, вопреки инстинктивной рефлексии сознания.
Во втором параграфе «Оборонное сознание как предмет социально-
философского анализа» рассмотрены основные аспекты изучения данного
явления через призму методологических возможностей социально-
философской науки.
Совершенно очевидно, что оборонное сознание является объектом
изучения как обществоведческих, так и естественно-прикладных наук
(философия, педагогика, психология, социология, политология, кибернетика и
др.). Однако в отличие от естественных наук, социальная философия изучает
истоки формирования оборонного сознания, его природу, структуру, функции,
специфику и способы проявления, а также аспекты взаимодействия с
основными формами общественного сознания.
Описанные в научной литературе способы формирования и укрепления
оборонного сознания представляют собой процесс функционирования
механизма борьбы за существование, объединяющим моментом которого
является природа инстинктивного начала. Оборонное сознание, особенно в
значении героизма, обладает свойствами, зачастую противоречащими законам
диалектики, тем самым, подтверждая его отличие от других социально-
философских категорий.1 Анализ смежной по теме литературы и ряд научных
разработок показывает, что феномен оборонного сознания, как часть
национального самосознания, зависит от влияния социально-политической
Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. – М., 1989.
обстановки. Он, как и любое другое явление духовной деятельности людей, так
или иначе, видоизменяется под влиянием различных факторов окружающей
действительности (в первую очередь, социальной), и совершенствуется в
зависимости от изменений, происходящих в ней. Поскольку объектом познания
социально-философской науки выступает общество в целом, то оборонное
сознание людей, как составляющая духовной жизни социума, безусловно,
является её предметом изучения.
Другим фактом подтверждения вышесказанного выступает то, что,
субъективно взаимодействуя с онтологическими аспектами развития социума,
диспозиционная концепция проявлений оборонного сознания индивидуума
воспринимается всеми субъектами общества, как аксиома социальной
адекватности и может стать нормой общественной морали. В нашем случае
агрессор находит опору в соответствующих своим параметрам слоях населения,
которых использует как орудие политической борьбы. Обычно, это те слои
населения, представляющих собой деклассированную социальную массу с
утерянными социальными корнями, без четких нравственных понятий и
политических ориентиров. Индивиды с трансформированным оборонным
типом сознания, на основе абстрактности своего самосознания и этнического
антагонизма, оказываются под влиянием современных политических и
психологических технологий воздействия на ментальную сферу человека.
Вследствие чего, они находят благоприятную возможность проявления своих
антиобщественных протестных настроений, в основе которых лежат
завышенные, нереализованные амбиции и стараются занять свое место в
кланово-иерархической социальной среде.
Если оборонное сознание указывает на степень социальной зрелости и
патриотической воспитанности людей, то процесс восприятия и оценки
информации в таких масштабах относительно общественной жизни – это
показатель их социальной привязанности и любви к Родине. Оборонное
сознание такого уровня – это осознание необходимости осуществления тех или
иных оборонительных актов и защитных действий, в целях удовлетворения
моральных и духовных потребностей, как на личностном уровне, так и на
коллективном. Удовлетворение потребностей подобного рода неизбежно
составляет фундаментальную основу диспозиционной концепции проявлений
оборонного сознания личности.
Мыслители-философы разных времен всегда придавали особое значение
антропологическому фактору в механизме общественного развития. История
свидетельствует о том, что за всякого созидательного начала в социуме стоит
индивидуум,1 и ныне, за техническим прогрессом, который усиливает роль
оборонного сознания в мире, тоже стоит он. Ведь, «…наряду с возросшими
возможностями созидательной деятельности человека расширились и
возможности его деструктивной деятельности. Поскольку возросла опасность
конфликтов, глобальных катастроф, постольку возникает и новая потребность в
своеобразной корректировке деятельности государств, политических
институтов».2 Древние индейцы считали, что только человек ценить жизнь и
пользуется им по вероятному назначению. Никакая техника, какого бы она
совершенной не была, не заменит функции человека в механизме социального
развития.
В данном параграфе также отмечено, что сопоставляя воинственность и
оборонное сознание, следует указать, что антагонистическим аспектом в этом
ареале считается материальная выгода. Материальная сторона воинственности
при достижении цели провоцирует присутствие страха, а страх указывает на
бессознательные источники,3 в то время как сознательность является
движущим ядром оборонного сознания. Оборонное сознание включает в себя и
определённые свойства воинственности, но бесстрашную воинственность,
иначе воины не смогли бы умереть за Родину, так как за это при жизни не
платят. Свидетелями проявлений других форм воинственности можно
наблюдать на уличных разборках, боксерском ринге, борцовском ковре и т.д.
Это есть, своего рода, смелость и решительность в действиях, но они имеют
определенный предел, в то время как оборонному сознанию нет предела, а в
нём есть лишь ясная, сознательная цель. При этом индивид с самого начала
ставит на кону самое ценное, что у него есть – его жизнь, с которой он готов
расстаться. Дело только в определенных временных и целевых стандартах в
воображении воина, с которым идентифицируется реальные события с
последующим принятием единоличного решения только им самим. Ещё в
средние века выдающийся мыслитель Абу Рейхан Бируни в своем
произведении «Индия» по этому поводу отметил следующее: «То моральное
качество, которое толпа принимает за мужество, видя стремление идти в бой и
дерзкую готовность броситься навстречу гибели, есть только одна из его
разновидностей. Самое же мужество, возвышающееся над всеми другими его
разновидностями (в том числе и оборонное сознание), заключается в презрении
к смерти, все равно – выражается ли оно в речи или в действии».4
Дынник М. А., Иовчук М. Т. и другие. История философии/ М.А. Дынник, М.Т. Иовчук – Т. IV. – М., 1959. – С.
18-21.
Барулин В.С. Социальная философия/ В.С. Барулин. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – С. 172.
Гайденко П.П. Философия Фихте и современность/ П.П. Гайденко. – М.: Мысль, 1979. – С. 274.
Бируни. Индия/ Бируни. – М.: НИЦ «Ладомир», 1995. – С. 58.
Третий параграф «Предпосылки формирования оборонного сознания»
посвящён выявлению и характеристике предпосылкам формирования
оборонного сознания
Хотя в обществоведческой науке имеются фундаментальные
исследования относительного самой проблемы сознания, однако изучение
самого феномена оборонного сознания и предпосылки его формирования,
фактически, не имеет место (за исключением отдельных публикаций в виде
небольших статьей).1
Из содержания существующих публикаций, посвящённых вопросам
оборонного сознания, становится очевидным, что при попытках его
моделирования, необходимо учесть военно-социальные и психолого-
педагогические аспекты, которые выходят на первый план при сравнительном
изучении природы человеческого поведения.2 Большинство мыслители
прошлого оборонное сознание индивидов рассматривали в тесной связи с
существовавшими социально-политическими условиями тех или иных этапов
развития человечества.3 Такой подход к предпосылкам становления оборонного
сознания этими мыслителями заложило твёрдую основу для его теоретического
моделирования в современных условиях.
Исторически истоки формирования оборонного сознания берут начала с
глубокой древности – в архаичных существованиях различных народов, раздела
ими территорий и деления добычи между собой. Социально-политическими
предпосылками изначального возникновения оборонного сознания следует
считать обострение межличностных, межклановых отношений людей,
происходящих в процессе распределения материальных благ, который
развивается наравне с изменением социальных отношений и осложнением
военно-социальной обстановки. Социально-философский анализ исторических
событий позволяет выявить, что первоисточником формирования оборонного
сознания являются здравый смысл, основанный на инстинкте самосохранения
индивидуума, высокий морально-боевой дух, на почве храбрости и боевого
опыта, высокоразвитое и естественное чувство морально-психологической
ответственности за надлежащее выполнение военно-социальных и родственно-
этнических обязанностей, а также сохранение морально-жизненных и
культурно-эстетических ценностей.
Характерно, что социально-политические источники формирования
оборонного сознания связаны с такими явлениями, как патриотизм, гуманизм,
национальная сплоченность и идентичность. Как и другие качественные
показатели личности, оборонное сознание также определяет индивидуальную
См., например: См.: Самиев А.Х. Оборонное сознание // Вестник ТНУ. – №1, 2006.
Философский словарь. – М., 2001.
Платон. Государство/ Платон. – Душанбе: «Садои Шарк» , 2011. – С. 114-115.
позицию человека в социуме. Самопожертвование, мужественность,
национальная идентичность входят в спектр становления оборонного сознания
и являются производными от таких качеств человека, как его мыслительные
способности, восприятие окружающей действительности, воображение
положительного и отрицательного и т.д. Кроме того, в различных отраслевых
интерпретациях оборонное сознание может предстать как система отношений,
точек зрения, формальных проступков, индивидуальных действий, социальных
функций, элемента или же, совокупности элементов конкретного социума. Это
объясняется тем, что оборонное сознание, как часть человеческого сознания
вообще, наряду с политическими, классовыми, общественными и другими
аспектами, имеет своё конкретное направление и сферу влияния, т.е.
положительная форма сущности, производная от функционального аспекта в
виде свершившихся исторических фактов.
Автор книги «Наводир-ул-вакоеъ», выдающийся таджикский мыслитель
и просветитель Ахмади Дониш подчёркивает, что: «Благосостояние
государства и его граждан зависит от уровня общественной сознательности,
социальной обеспеченности его граждан и боеспособности войск».1 По его
убеждению, каждый гражданин государства соразмерно своей общественной
сознательности вносит свою лепту в общественную жизнь. Относительно
функционального аспекта оборонного сознания, он предупреждает: «Надеяться
на Бога и жить в страхе – не правильное решение со стороны сознательных
граждан, так как это порождает разрушение государства, голод народа,
недееспособность армии и горе правителей…».2
Такое суждение, в определённой степени, указывает на причастность
религии в формировании оборонного сознания у людей, о чём пишет и Гегель:
«…философия и религия преследуют единую цель – разузнать правду».3 Только
религия ищет правду с целью приобретения власти, а философия – с целью
улучшения жизни. История свидетельствует тому, что религия и философия –
давние соперники.4 Их противостояние лежало и на основе развития
общественного сознания и формирования типа оборонного сознания личности.
Человечество за свое существование участвовало во многих кровопролитных
сражениях за религию и её «правды».
Дониш А. Наводир-ул-вакоеъ/ А. Дониш. – Т. I. – Душанбе: «Дониш», 1988. – С. 148.
Там же. – С. 149.
Гегель. Энциклопедия философских наук/ Гегель. – Т. I. – М.: Мысль, 1974. – С. 84.
Дынник М. А., Иовчук М. Т. и другие. История философии/ М.А. Дынник, М.Т. Иовчук. – Т. IV. – М., 1959. –
С. 79-83.
Во второй главе работы «Содержание и специфика проявления
оборонного сознания молодёжи Таджикистана в годы независимости»
акцентированы закономерности формирования оборонного сознания молодёжи
Таджикистане в условиях государственного суверенитета, его тесная связь с
национальным самосознанием в духовной культуре таджикской молодёжи,
специфика проявления и перспективы совершенствования оборонного сознания
подрастающего поколения в современном Таджикистане.
Первый параграф «Закономерности формирования оборонного
сознания молодёжи Таджикистана в условиях государственного
суверенитета» посвящён анализу закономерностей формирования оборонного
сознания таджикской молодёжи в период государственной независимости.
В частности, здесь отмечается, что после распада могучего Советского
Союза стал актуален вопрос о приобретении независимости на фоне
углубляющегося политического и экономического кризиса. В начале 90-х гг.
прошлого столетия в сфере патриотического воспитания постсоветских
республиках, в том числе и в Таджикистане, наблюдался резкий спад, который
был связан с «конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций
патриотизма в СССР».1 Тогда Таджикистан выстоял в тяжелейших условиях
борьбы за собственную независимость, и 9 сентября 1991 года Верховный совет
республики принял постановление о провозглашении государственного
суверенитета Республики Таджикистан.2
Приобретение независимости, в условиях кризиса национальной
идентичности социума, низкой грамотности, слабой идеологии и
ограниченногонаучногомировоззренияиндивидов,сопровождался
формированием и укреплением оборонного сознания молодёжи этих лет. Этот
тип сознания, существующий до периода независимости, являлся частью
сознаниясоветскогочеловекаиследствиеминтернационально-
коммунистического воспитания. В годы независимости под влиянием фактора
национальной идентичности, при тяжелейших социально-политических
условиях формировался оборонное сознание гражданина независимого
Таджикистана. Этническая сторона процесса формирования оборонного
сознания гражданина, как самая трудоёмкая и ответственная, находилась в
центре внимания различных социальных и политических институтов.
Достижение солидарности в прекращении внутри общностного конфликта и
осуществлении общенациональной консолидации, с целью совместного
Информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по
патриотическому воспитанию молодежи / Сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. Под общ.
ред. Н.А. Шайденко. – М., 2010. – С.3.
Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1991-й/ Д. Назриев,
И. Саттаров. – Душанбе: «АК-94», 2002. – С. 215.
сохранения этнической и исторической государственности, ускорил данный
процесс и защищал оборонное сознание общества от посягательств со стороны,
как внутренних, так и внешних врагов.
Формирование оборонного сознания у молодежи в годы независимости
было обусловлено, прежде всего, сложившимися социально-политическими
условиями. Поколение не испытавшие социальные невзгоды в период
социалистической государственности и воспитанные под коммунистическую
идеологию, теряли военно-политическую бдительность. Внезапно возникшая,
новая политическая эпоха застала их врасплох. Молодое же поколение, победив
битву за социальное существование, выросла и окрепла на глазах и в суровых
условиях империалистических разногласий в мировом сообществе. Пользуясь
плодами государственной независимости, она приумножала исторический опыт
своих предков. В итоге, молодёжь заняла достойное место в обществе, сохраняя
этнокультурную идентичность арийского происхождения. Подтверждение
этому служит тот факт, что «…сегодня молодые люди в возрасте до 35 лет
составляют 41,4 % государственных служащих и это 7600 человек, из которых
1200 человек занимают руководящие должности».1
Несмотря на напряженное состояние общественной жизни и
объективности организационно-пропагандистских процессов в первые годы
приобретения независимости, в основном, усилиями молодежи страны военно-
политическая обстановка относительно нормализовалась. Человеческий фактор
и неизбежность жертв не стали препятствиями каждодневной стабилизации
обстановки. Молодежь страны, представляющая львиную долю её населения,
повсеместно поддерживала национальную идеологию, которая сплотила народ
Таджикистана вокруг Лидера нации и национального правительства.
Безусловно, на формирование оборонного сознания молодежи, как
основной созидающей силы нового социального механизма, таджикское
государство сконцентрировало своё внимание постепенно и целенаправленно.
Эта практика не отличается оригинальностью в социальной жизни, поскольку
оборонное сознание, как социально-духовный феномен и параметр
безопасности общественной жизни обладает рядом характеристик,
позволяющих ему быть носителем уникальных свойств и функций
(мужественность и экзистенциальность, многомерность и рефлексивность,
многофункциональность и патриотичность), которые направлены на
созидательные цели.
Во втором параграфе «Взаимосвязь национального самосознания и
оборонного сознания в духовной культуре таджикской молодёжи»
Послания Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон Верховному собранию Республики
Таджикистан. – Душанбе: «Шарки озод», 2014. – С. 32.
отмечается, что в условиях современной геополитической обстановки
национальное самосознание выступает духовной основой для формирования
оборонного сознания молодежи и воспринимается как один из факторов
стабильного функционирования и развития социума.
Согласноутверждениювеликогодревнегреческогомыслителя
Аристотеля, «…если воспринимать зрением – значит видеть, а видят цвет или
предмет, имеющий цвет, то для того чтобы видеть это видящее, первое видящее
также должно иметь цвет».1 Аристотель включает самосознание индивида в
систему формирования его оборонного сознания. Как фундаментальное
социально-духовное явление, национальное самосознание или идентичность, у
всех представителей социума должна быть сформирована на фоне всеобщих
интересов его субъектов.2 Национальная идентичность, как фактор
формирования и укрепления оборонного сознания молодёжи, направлена на
укрепление государственной идеологии.
В условиях активизации глобализационных процессов, происходящих в
мире, ставшая причиной наступления новой социально-культурной эпохи,
характеризующаяся навязыванием глобальной культурой своих ценностей,
норм и стандартов другим культурам, наступил, так называемый –
«гуманитарный кризис», «кризис идентификации», иначе – разрушение
межпоколеннойтрансляцииморально-эстетическихценностей,что,
безусловно, касается и Таджикистана. В результате чего, было ослаблено
чувство принадлежности к национальной культуре и народу, без чего
невозможно воспитание гражданина, патриота, также достижение
социокультурного и духовного единства нации. Исходя из того, что
«глобализационные процессы видоизменяют культуру нации, возможно
изменяя структуру её происхождения, от чего возрастает значимость оснований
культурной самобытности для человека»3, ситуация была ещё сложней.
Несомненно, быстрое развитие современного научного познания резко
усилило роль научных идей и теорий в жизни общества. Идея системной
защиты интересов социума и окружающей действительности от разного рода
посягательства является основной предпосылкой для формирования
оборонного сознания социума. Общество и её жизненные устои образовывают
единую большую и сложную систему. В этом ракурсе, большие системы
включают в себя человека в качестве одного из важных элементов,
определяющихособенностифункционированиябольшихсистем.
Функциональный подход к изучению оборонного сознания приемлем при
Аристотель. О душе/ Аристотель. – Том I. Книга третья, глава II. – М., 1976. – С. 36.
Приписнов В. И. Основы социальной философии/ В.И. Приписнов. – Душанбе, 1992. – С. 150.
Эмомали Рахмон. Таджики в зеркале истории. От Арийцев до Саманидов/ Э. Рахмон. – Душанбе, 2006. – С. 10-
12.
осложнении общественных отношений и существенного изменения морально-
духовных ценностей социума, когда функциональная точка зрения полезна для
философской интерпретации его проявлений. Например, как важнейшая задача
укрепления оборонного сознания, Правительства Республики Таджикистан 16
февраля 2001 года за № 122 принял Постановление о государственной
программе: «Патриотическое воспитание граждан Республики Таджикистан на
2001-2005 годы».1 Это ещё раз подтверждает решающую роль государства в
укреплении суверенитета, и функциональная оценка важности патриотизма, как
механизма формирования оборонного сознания таджикской молодёжи, служит
направляющей идеей на пути повышения национальной безопасности страны.
Оборонное сознание, взаимодействуя с национальным самосознанием
индивидов, порождает и проецирует новые смыслы, становясь гарантией
безопасности и сплоченности общества. В данном контексте оборонное
сознание остается сам по себе социально адекватным, гармонично адаптируясь
наравне с социально-духовными метаморфозами, происходящими в реальной
жизни общности. По сравнению с оборонным сознанием, общественно-
политическая необходимость обусловлена характером военно-социальной
обстановки, определяющей цели и пределы проявления военной
сознательности индивидов, соотношением боевых возможностей с
необходимостью решения военно-социальных задач и наличием некоторых
ограничительных параметров применения социально- полезных проступков.
Третий параграф второй главы «Особенности проявления и
перспективы совершенствования оборонного сознания молодёжи в
современном Таджикистане» посвящён рассмотрению специфики выражения
оборонного сознания молодёжи независимого Таджикистана и пути его
дальнейшего совершенствования.
К концу прошлого столетия, после распада Советского Союза из-за
возникшего глубокого политического, социально-экономического и духовного
кризиса, Таджикистан углубился в хаос гражданской войны. Установившееся в
то время весьма хрупкое психологическое равновесие в социуме легко было
разрушено пропагандистами разных мастей. Сложившиеся нестабильное
социально-экономическое положение в обществе, тотально расшатала
национальное самосознание граждан многих слоев общества.
Из-за, имевшего место некоторой зависимости и отсутствия опыта
суверенитета и самостоятельности, непривычного после социалистического
уклада жизни, оборонное сознание граждан было, почти, вовсе отключено.
Рефлексивный стереотип цивилизованного социалистического порядка и
Концепция «Патриотическое воспитание граждан Республики Таджикистан на 2001 – 2005 годы», № 122 от 16
февраля 2001 года.
гуманистического жизненного сосуществования с другими народами бывшего
Союза в 90-е годы прошлого века вел таджикский социум в заблуждение.
Основные механизмы формирования и укрепления оборонного сознания, как и
национальное самосознание, социокультурное и духовное единство этноса,
национально-культурная принадлежность и т.д., были парализованы
внутренней и внешней информационной атакой.1 Такие морально-этнические
ценности, как национальная идентичность, межпоколенная трансляция
моральных и эстетических ценностей, культурная самобытность народа,
воспитание молодёжи в рамках исторически сложившихся национальных
традиций защиты родины и т.д., были нейтрализованы, и считались как
второстепенный фактор.
Более того, процесс внутриэтнической трансляции моральных и
эстетических ценностей разрушили искусственное насаждение в сознание
молодёжи нормы и стандарты более глобальных культур, из-за активности
которых в духовной жизни подрастающего поколения Таджикистана наступил
период «кризиса идентификации».2 Тем не менее, в таких условиях оборонное
сознание молодёжи опиралось на историческое сознание народа, в
формировании которого огромная роль принадлежит самой исторической
действительности – драматической и героической, большая заслуга в этом
принадлежит также и литературе, искусству, кино, средствам массовой
информации – в первую очередь, телевидению, всей системе образования,
особенно общественным наукам.
Совершенно очевидно, что при некоторых условиях специфичности
национального самосознания, процесс формирования оборонного сознания
молодёжи суверенного Таджикистана приобретает военно-патриотический
смысл, и на социальную действительность, такое духовное явление, как
ментальность, влияет в первую очередь.
Процесссовершенствованияоборонногосознаниямолодёжи
Таджикистана, может поставить крепкий заслон таким деструктивным для
национального единства, как движения пантюркизма, в виде басмачества,
исламский фундаментализм, национализм и др., которые абсолютной чужды
национальным интересам таджикского народа. Укрепившее, в ходе извлечения
уроков из последствий гражданской войны, оборонное сознание молодежи
современного Таджикистана нацелено защиту Отечества и его интересов на
международной арене, так как: «Создание боеспособной эффективной армии
Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости/ Д. Назриев, И. Саттаров. –
Душанбе, 2002. – С. 10-15.
Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. От Арийцев до Саманидов (книга третья)/ Э. Ш. Рахмонов. –
Душанбе: «Ирфон», 2006. –С. 14-15.
начинается с формирования у общества «оборонного сознания» – понимания
смысла, роли, значения вооруженных сил в жизни общества».1
Говоря о перспективах развития оборонного сознания молодёжи, стоит
цитировать утверждение известного американского социолога Ф. Фукуямы,
которое гласит: «… либеральная демократия, и современные технологии все
более способствуют гомогенизации различных культур. Экономический
прогресс, как следствие внутренней гармонии общества, благоприятствует его
процветанию. Обрести же эту гармонию возможно, лишь, в процессе
благоприятного исхода трансформации оборонного сознания общества,
порождающей новую систему ценностей».2
В «Заключение» диссертационной работы подводится общий итог
исследования, формулируются основные выводы и рекомендации.
Научные публикации автора по теме диссертационной работы
I.Научные монографии:
1.Усмонов С.Х. Оборонное сознание молодёжи Таджикистана в годы
независимости/Lambert Academic Publishing. Omni Scriptum GmbH & Co.
KG, Bahnhofstra Be 28, 66111 Saarbrucken, Email: info@omniscriptum.com
– Deutschland, 2016 – 66 стр.
2.Усмонов С.Х. Оборонное сознание и национальная безопасность/
Lambert Academic Publishing. Omni Scriptum GmbH & Co. KG,
Bahnhofstra Be 28, 66111 Saarbrucken, Email: info@omniscriptum.com –
Deutschland, 2016 – 216 стр.
Актуальность темы диссертационного исследования. Потеря,
существующих при Советском Союзе, моральных норм после его распада
способствовали проникновению иных духовных ценностей, равнодушия и
социальной апатии в общественное сознание индивидуумов, которые
привели к снижению военно-патриотического потенциала членов социума –
особенно молодёжи, создавая порою случаи неадекватного восприятия
обстановки. Создавшаяся ситуация представляла реальную угрозу
формировавшемуся новому типу общественного сознания в независимом
Таджикистане, заключающуюся в искажении духовных основ национальной
идентичности и ослаблении патриотических чувств молодого поколения
страны.
В совокупности, процесс решения этих проблем стал рационально
нарастающей и морально-психологической потребностью в формировании
оборонного сознания, как структурной части патриотического воспитания, а
также вида духовного отражения действительности. Такой тип сознания,
присущий не только человеческому роду, но и многим видам живых существ,
формируется как осознание или инстинкт необходимости осуществления тех
или иных действий оборонительного характера в целях сохранения своей
жизни, удовлетворения своих духовных и материальных потребностей. Дабы,
добываясь в этой жизни, от рожденья до смерти, таинственные знания о
бытии и прозрения среди затмевающих разум земных катастроф, человек
осознает цену этой жизни и прерогативы борьбы за неё1.
Учитывая, сущностные и структурные аспекты этого типа сознания
профессор Самиев А. Х. обозначил его условным понятием «оборонное
сознание», которое как новый вид отражения общественно-бытийной
Проханов М.М. Война страшна покаянием. Стеклодув/ М.М. Проханов. – М.: Издательство: Эксмо. – 2010. –
С. 8-9.
действительности, стремится обладать собственным статусом в социально-
философской науке.2
Безусловно, в современной обществоведческой науке проблема
оборонного сознания и предпосылки его формирования недостаточно
изучена. Более того, она вовсе не разработана в социально-философском
ракурсе и нуждается в неотложном разностороннем исследовании.
Со стороны современных представителей военных и
обществоведческих наук по сей день наблюдаются попытки теоретической
интерпретации научных проблем оборонного сознания, так как возможно
именно в исследовании сущности оборонного сознания индивидуума и
кроются ответы на устранения современных угроз безопасности
человеческого социума.
Упомянутые выше факторы обусловили выбрать данную тему как
объект научного анализа и нашей диссертационной работы.
Степень научной разработанности проблемы. В современной
обществоведческой науке принцип изучения оборонного сознания как
результат патриотического воспитания, отражение этнических характеристик
личности, показатель гражданской ответственности человека исходит из
глубины веков. О его роли в системе безопасности государства и
поддержании боеспособности воина вели речь ещё в Древней Персии и
Древней Греции в ходе подготовки воина в военных школах. Ещё в XVI-XIV
веках до нашей эры, в Древнем Египте3 люди, осознавая необходимость
государственной независимости, в первую очередь заботились о
безопасности Родины, нежели о своей жизни. В Древней Персии каждый
уважаемый себя поданный содержал боевого коня и обучал своих детей
военному делу с малых лет.4
В недавнее время, ещё в гуманитарной мысли советской эпохи
разработка оборонного сознания считалось исключительно «заботой партии».
2
Самиев А.Х. Оборонное сознание/ А.Х. Самиев// Вестник ТНУ. – №1. – 2006.
3
Прус Б. Фараон/ Б. Прус. – Ташкент. – 1986. – С. 337.
4
Гафуров Б., Прохоров Н.Таджики и их историческая борьба за освобождение своей Родины/ Б. Гафуров, Н.
Прохоров. – Душанбе: «Адиб». – 2012.
В связи с этим, так и она не выходила за рамки политики, и, тем самым, не
подвергалась широкому научному исследованию. Ныне, в годы
независимости, сквозь невзгоды и недуг гражданской войны, в условиях
внезапного распада коммунистической идеологии оборонное сознание
возобладала своё место в обществе и военной сфере. В частности, остро встал
вопрос об укреплении оборонного сознания граждан, особенно у молодёжи.
Появились информационно-научные материалы, прямо или косвенно
анализирующие или описывающие социально-философские аспекты
мужественно-патриотической природы оборонного сознания и его влияния
на боеготовности военнослужащих.
Следует отметить, что различные аспекты данного феномена
рассмотрены в трудах таких ученых стран СНГ, как Ветров М. Н.,
Герасимова А. А., Дробижева Л. M., Дудко В. М., Кафтан А. В.,
Курочко М. М., Михайлов А. И., Петрий П. В., Самиев А. Х., Фатеев К. В. и
др.5 Это военно-политические и социокультурные факторы национального
самосознания, формирующие единый взгляд на коллективную защиту стран
СНГ, проблемы патриотического воспитания, как необходимого звена в
формировании оборонного сознания, взаимосвязи национального сознания и
национальной культуры и т.д..
В частности, А. Х. Самиев одним из первых в Таджикистане
рассматривал вопрос методологического анализа процесса формирования
оборонного сознания, как необходимого аспекта совершенствования
общественного сознания, а Л. Гудков, З. С. Ибрагимов, В. А. Каверин, Р.
Ветров М.Н. Влияние средств массовой информации на электоральное поведение офицерского корпуса
вооруженных сил Российской федерации/ М.Н. Ветров – М., 2012; Герасимова А. А. Формирование
патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества/
А. А. Герасимова – М., 2002; Дробижева Л. M. Российская идентичность в массовом сознании/
Л. M. Дробижева – М.: ИС РАН, 2002; Дудко В. М. Сознание военной безопасности военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации: сущность, структура, социальный механизм формирования/
В. М. Дудко – Монино, 2002; Кафтан А. В. Аксиология воинского служения/ А. В. Кафтан – М.: ВУ, 2017;
Курочко М. М. Война и армия как средства реализации онтологий социальной проективности в условиях
глобализации/ М. М. Курочко// Вестник МГОУ. – № 2, 2010; Михайлов А. И. Соотношение онтологических,
гносеологических и этических аспектов проблемы сознания/ А. И. Михайлов – М., 2002; Петрий П. В.
Духовные ценности российского общества и армия: социально-философский анализ/ П. В. Петрий – М.,
2002; Самиев А.Х. Оборонное сознание/ А.Х. Самиев // Вестник ТНУ. – №1, 2006; Фатеев К. В. Военная
безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения/ К. В. Фатеев – М.: ВУ, 2004 и др.
Масов, Э. Рахмон, И. Умарзода и И. Ш. Шарипов,6 рассматривали
функциональные аспекты различных проявлений оборонного сознания, в
рамках механизма рестрикции (ограничения) национальной идентичности.
Заслуживают констатацию и труды таких известных исследователей,
как Л. Гарт, К. Клаузевиц, С. Манн и Дж. Най, в которых изучена природа
войны, как самого наибольшего реализационного пространства для
проявлений оборонного сознания.7 Также, Н. Бердяев, В. С. Библер,
И. Ильин, и Ф. Фукуяма8 анализировали состояние и направленность
развития оборонного сознания. Они в своих исследованиях обосновали
вопросы феноменологии культурно-духовной сферы жизни общества, её
роли в становлении, укреплении и функционировании духовной
безопасности индивида, социума и государства.
Анализ имеющейся литературы по этой проблеме показывает, что
непосредственно феномену оборонного сознания или же отражения в
общественном сознании вопросов войны и обороноспособности посвящены
научные исследования А. А. Кокорина, А. В. Павлова, А. Г. Рекадзе,
А. Х. Самиева, П. Е. Сапегина, В. В. Ткачёва и некоторых других
исследователей. В публикациях этих учёных анализируются сущность и
значение оборонного сознания, военно-политического мышления и
духовного потенциала военнослужащих. Также, в них рассмотрены вопросы
Гудков Л. Массовая идентичность и институциональное насилие/ Л. Гудков – М., 2003; Ибрагимов З. С.
Особенности религиозно-нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей
конца XIX начала ХХ вв./ З. С. Ибрагимов – Душанбе, 2010; Каверин Б. И. Методологические проблемы
исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина/ Б. И. Каверин –
М.: ВПА, 1988; Масов Р. История топорного разделения/ Р. Масов – Душанбе: Ирфон, 1991; Эмомали
Рахмон. Таджики в зеркале истории. От арийцев до саманидов/ Э. Рахмон – Душанбе: «Ирфон», 2006; Его
же. Взгляд в историю и арийскую цивилизацию/ Э. Рахмон – Душанбе: Ирфон, 2006; Умарзода И. История
арийской цивилизации/ И. Умарзода – Душанбе: Шарки Озод, 2006; Шарипов И. Ш. Загадочная трагичность
судьбы таджиков и таджикской государственности/ И. Ш. Шарипов – Душанбе, 2005 и др.
7
Гарт Б. Х. Стратегия непрямых действий/ Б. Х. Гарт – М., 1957; Дониш А. Наводир-ул-вакоеъ/ А. Дониш –
Душанбе: Дониш, 1988; Клаузевиц К. О войне/ К. Клаузевиц – М.: Логос, 1992. Манн С. Теория хаоса и
стратегическая мысль/ С. Манн – М., 1992; Най Дж. Средства в успех в мировой политике/ Дж. Най – М.,
2004 и др.
8
Бердяев H. A. Философия свободного духа/ H. A. Бердяев – М.: Республика, 1994; Библер B. C. От
наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век/ B. C. Библер – М.: Политиздат, 1991;
Ильин И. А. О сопротивлении злу силою/ И. А. Ильин – М.: Дарь, 2013; Фукуяма Ф. Доверие: социальные
добродетели и путь к процветанию/ Ф. Фукуяма – М.: АСТ, 2004 и др.
отражения военно-политических процессов, происходящих в обществе и
государстве на общественное сознание.9
К примеру, известный отечественный исследователь А. Х. Самиев,
акцентируя своё внимание на социально-философские аспекты данного
феномена, выделяет и обосновывает его основные формы проявления в
таджикском социуме, подчёркивая наличие ряда важных моментов, которые
способствуют формированию у граждан оборонного сознания. Не менее
актуально и утверждение А. А. Кокорина, который считает, что оборонное
сознание является структурной частью общественного сознания конкретного
социума, идеологическим явлением и отражением военно-политических
процессов в массовом сознании.
По мнению В. В. Ткачёва, оборонное сознание – это отражение военно-
политических реалий в форме идей, взглядов, теорий. В этом ареале взгляды
А. В. Павлова и П. Е. Сапегина, по нашему мнению, наиболее близки друг с
другом. Они определяют оборонное сознание, как систему идей, взглядов,
убеждений о необходимости военной безопасности в социуме, надежной
обороны государства и способах их обеспечения. По утверждению
А. Г. Рекадзе, оборонное сознание следует рассматривать как часть
политического сознания, направленного на область военных отношений
государств (коалиций), что также имеет определённое обоснование.
Таким образом, вышеназванные подходы наиболее полно отражают
реальное состояние изученности проблемы, и позволяют нам делать вывод,
что в социально-философской науке комплексное исследования проблемы
формирования оборонного сознания на примере жизнедеятельности
конкретной национальной общности ещё не проводилось.
Поэтому наша работа, являясь результатом анализа оборонного
сознания с позиции его патриотической и этнической его значимости с
Кокорин А. А. Оборонное сознание: реальность и необходимость/ А. А. Кокорин – М.: Военная мысль,
1989; Павлов А. В., Сапегин П. Е. Новое политическое мышление и оборонное сознание/ А. В. Павлов,
П. Е. Сапегин – М., 1990; Рекадзе А. Г. Современное оборонное сознание: логический аспект/ А. Г. Рекадзе
//Военная мысль, 1990. – № 5; Ткачев В. В. Оборонное сознание: сущность и противоречия развития/
В. В. Ткачев – М.: Военная мысль, 1989.
учетом его использования в системе обеспечения безопасности и
корректирования национально-этнического самосознания молодежи
Таджикистана, фактически, считается первой попыткой его социально-
философской интерпретации.
Объектом исследования является процесс формирования оборонного
сознания молодежи Таджикистана в условиях государственной
независимости.
Предметом анализа выступает динамика развития оборонного
сознания, как особый тип сознания индивидов вообще.
Цель исследовательской работы – определение социально-
философской сущности оборонного сознания молодёжи таджикистанского
социума и теоретического механизма совершенствования патриотической
природы оборонного сознания в условиях современной геополитической
обстановки.
Исходя из сущности и содержания выбранного объекта, предмета и
цели исследования, возникает необходимость решения следующих
исследовательских задач:
1. Интерпретировать сущность, свойства и проявление оборонного
сознания индивидов в рамках методологических возможностей социально-
философской науки.
2. Фиксировать феномен оборонного сознания как предмет социально-
философского анализа.
3. Выявить и научно обосновать социально-политические предпосылки
формирования оборонного сознания в современных условиях
взаимоотношений народов и государств.
4. Провести социально-философский анализ закономерностей и
особенностей формирования оборонного сознания молодого поколения
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!