Обоснование параметров нагруженности подшипникового узла щековых дробилок с целью повышения эффективности дробления
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ …………….. 9
1.1 Общие сведения о дробильных агрегатах ………………………………………………………………….. 9
1.2 Принцип действия, классификация щековых дробилок. …………………………………………… 14
1.3 Дробильные агрегаты мобильного типа, щековые дробилки в мобильных агрегатах .. 16
1.4 Постановка задач исследования. ……………………………………………………………………………… 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАГРУЗКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ЩЕКОВЫХ ДРОБИЛОК. ….. 27
2.1 Анализ рабочего процесса дробилки. ………………………………………………………………………. 27
2.2 Структурный анализ механизма щековой дробилки ………………………………………………… 29
2.3 Кинематический анализ механизма …………………………………………………………………………. 30
2.4 Силовой анализ механизма ……………………………………………………………………………………… 33
2.5 Анализ адекватности работы подшипника качения дробилки ЩД-10М ……………………. 36
2.6 Анализ адекватности работы подшипника качения дробилки ЩДС 12х15 ……………….. 52
Выводы ……………………………………………………………………………………………………………………………. 60
ГЛАВА 3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ДРОБИЛКИ И
ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА. …………………………………………………………………………………………….. 61
3.1 Разработка математической модели дробилки …………………………………………………………. 61
3.2 Вычислительный эксперимент ………………………………………………………………………………… 62
3.3 Расчет параметров дробилки при вариации эксцентриситета вала ……………………………. 63
3.4 Вариация угла наклона и длины распорной плиты …………………………………………………… 64
3.5 Координаты точки приложения силы дробления по высоте камеры дробления ………… 69
3.6 Обоснование и выбор кинематических параметров …………………………………………………. 70
3.7 Обоснование силовых параметров…………………………………………………………………………… 77
3.8 Расчет и обоснование производительности ……………………………………………………………… 79
3.9 Расчет и обоснование энергетических параметров …………………………………………………… 83
3.10 Обоснование работы подшипника дробилки ЩД 10М …………………………………………….. 84
3.11. Обоснование работы подшипника 23196 CAKW33 дробилки ЩДС 12×15 ………………. 90
Выводы ………………………………………………………………………………………………………………………….. 101
ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА
ЩЕКОВОЙ ДРОБИЛКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ……………………………………………………………. 102
4.1 Патентные исследования ………………………………………………………………………………………. 102
4.2 Определение грансостава горной массы дробилки ЩДС 12×15 ……………………………… 103
4.3 Динамометрический опыт работы подшипникового узла дробилки ЩДС 12×15 ……. 107
4.4 Расчет производительности, при замене подшипника в дробилке со сложным качанием
щеки ……………………………………………………………………………………………………………………….. 109
Выводы ……………………………………………………………………………………………………………………………… 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………. 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………………………………….. 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………………………………………………………. 127
Во введении приведена общая характеристика работы, сформулированы цель и идея работы, изложены защищаемые научные положения, научная но- визна и практическая значимость результатов исследований.
В первой главе приведен обзор рынка щековых дробилок, отечествен- ного и зарубежного оборудования, в частности, мобильных дробильных устройств, дана сравнительная оценка технических и технологических пока- зателей оборудования, рассмотрены конструктивные и технологические осо- бенности щековых дробилок на мобильных агрегатах в частности. Сформу- лированы задачи исследования.
Во второй главе проанализирован рабочий процесс щековой дробилки со сложным качанием щеки, проведен структурный, кинематический и сило- вой анализ механизма дробления, дана сравнительная оценка функциональ- ной работе подшипников узла качания двух щековых дробилок со сложным качанием щеки (промышленной и лабораторной), выполнен расчет упрощен- ной модели подшипников для этих дробилок.
В третьей главе разработана математическая модель функционирова- ния щековой дробилки со сложным качанием щеки, обоснованы параметры и характеристики работы подшипников, узлов качания щековых дробилок, про- ведены эксперименты с нагружением и напряжениями, возникающими в ре- альных и облегченных моделях, с последующим математическим анализом результатов экспериментов.
В четвертой главе проведен анализ грансостава горной массы до и по- сле смены подшипника в узле качания лабораторной щековой дробилки со сложным качанием щеки, согласно представленному методу. Произведен сравнительный, а также динамометрический анализ подшипникового узла щековой дробилки.
ОБОСНОВАНИЕ ЗАЩИЩАЕМЫХ НАУЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Положение 1. Требуемую силу дробления при проектировании новых моделей щековых дробилок со сложным движением щеки необходимо за- давать с учетом конструктивных параметров подшипника узла качания с целью повышения эффективности дробления.
Механизм щековой дробилки, состоит из трех звеньев (кривошипа, по- движной щеки и распорной плиты) и четырех кинематических пар пятого класса (одноподвижных) (рисунок 1).
При расчете подобных механизмов выполняется кинематический и си- ловой анализы.
Определение положений звеньев и координат точек:
AB AB2BB2, (1)
arctg BB1 (2)
AB
6
X X OAcos (3)
. (4)
A 01 1
Y Y OAsin
A 01 1
Определение координат точки В:
(X X )2(Y Y )2AB2;
A B A B
( X 0 2 X B ) 2 ( Y 0 2 Y B ) 2 O 2 B 2 .
(5)
В результате решения системы уравнений (5) будет получено две точки. Искомая координата точки В будет при минимальном значении координаты
Хв.
Определение угла наклона подвижной щеки (угла захвата):
где
Координаты точек на оси подвижной щеки АС при вращении эксцен- трикового вала составят (см. рисунок 2):
1,57 , (6) arctg YB YA (7)
где
Xij XA XD (YA Yj)tgi (11) Y Y 0,27j, j0,1,2,…,YD YE (12)
XBXA Координаты точки С:
X C X A AC sin ; (8) YC YA ACcos. (9)
Угол наклона распорной плиты:
arctg YB Y02 arctgY (10)
XB X02 X
jD
Ширина загрузочного отверстия составит (при j = 0):
0,27
где
где
(13) XiВ XA XD (YA YD)tgi (14)
Ширина разгрузочной щели равна (при
j YD YE ): 0,27
BiXiвFдр , cosi
cosi
bX Fдр
(15)
(16)
i iн
XiH XA XD (YA YE)tgi
После определения кинематических параметров, проводится силовой расчет характеристик дро-
Рис. 3. Силовая схема дробилки.
MA 0Fдрl1Rрпl2 0
билки.
На подвижную щеку
действуют следующие нагрузки: движущая сила Fдв, сила сопротивления дробления Fдр, реакция Rрп, действующая в распорной плите, и реакция RА, дей- ствующая в шарнире А. Си- ла тяжести щеки не учиты- вается в расчетах ввиду ее относительно малого значе- ния по сравнению с Fдв, Fдр.
Реакция Rрп определя- ется из условия равновесия щеки
(17)
где l1 – плечо действия силы дробления; l2 – плечо действия реакции в рас- порной плите.
Ввиду наличия нескольких зон дробления по высоте камеры дробления плечо l1 имеет переменное значение.
Отсюда следует где
R Fl/lkF, рп др12 др
(18)
l2 =–АВcos(α+δ–γ). (19) Реакция RА в соответствии с теоремой косинусов составит
R F2 R2 2F R cos(1800) A др рп дррп
F 1k22kcos()tF. др др
(20)
Реакция RА уравновешивается движущей силой, создаваемой вращаю- щим моментом на эксцентриковом валу. Максимальная величина момента на эксцентриковом валу, создаваемого двигателем равна:
Mэв.ст Рдв η 1
(21)
где Pдв – мощность двигателя; η – КПД механизма, ω1 – угловая скорость вращения вала.
Исследовав реакции и усилия, получаем результат (рисунок 3) со схе- мой и последующим планом сил, необходимых для определения реальных нагрузок в дробилке.
Момент, создаваемый реакцией в шарнире А, составит:
M RAhRAO1Asin(y), (22)
y= arcsinsin(αδ)
t (23)
Приравнивая моменты, создаваемые двигателем и реакцией RА, после преобразований получим
Fдр.max Mэв.ст . (24) O Аtsin( y )
Проведен опыт по определе- нию грансостава дробилки ЩДС- 12×15, с целью выявить крупность и твердость дробимого продукта для дальнейшего динамометриче- ского опыта. Максимально загру- жаемые куски материала в дробил- ку составили 70 мм в диаметре. Разгрузочная щель принята равной 16,4 мм. Проведено два вида опы- тов: «по плюсу» и «по минусу».
Как следствие, необходим ди- намометрический опыт для определе-
ния фактических нагру- зок, возникающих в зоне работы подшипников дробилки, сравнения этих данных с опытными с целью подтвердить ра- ботоспособность теоре- тической модели под-
1
45,00 35,00 25,00 15,00
5,00
-5,00 0 0,5 1
Исетский гранит, отв. 4мм
Исетский гранит, отв. 4мм, старый подшипник
Крупность в долях ширины разгрузочной щели дробилки
Рис. 14. Исетский гранит, график «по плюсу», дробилка ЩД-10М
100,00 80,00 60,00 40,00 20,00
0,00
0 0,5 1
Крупность в долях ширины разгрузочной щели дробилки
“Исетский гранит, отв. 4мм”
Исетский гранит, отв. 4мм, старый подшипник
Рис. 15. Исетский гранит, график «по минусу», дробилка ЩД-10М
Суммарный выход классов, %
Суммарный выход классов, %
шипника. Было выбрано пять типов смесей, имеющих предельное усилие дробления куска равное: 25(424,7), 50(843,1), 100(1689,9), 150(2502,3), 200(3331,7) МПа. Полученные данные приведены в скобках относительно каждого из значений.
В рамках исследований был проведен эксперимент на дробилке ЩД- 10М, с заменой подшипника, определенного по представленной методике расчета, для наблюдений за характеристиками выходного продукта. Был по- добран сферический роликовый самоустанавливающийся подшипник из ряда ГОСТ. Для работы была выбрана руда – Исетский гранит с характеристика- ми: частицы размером от 7 до 11 мм, твердость по Моосу 6-7, требуемое из- мельчение до 4-5 мм, выходное отверстие выставлено на величину 4мм.
Выходной продукт стал более равномерно раздробленным, содержание частиц заданных размеров увеличилось, а пылеобразование (содержание мел- ких частиц в продукте) уменьшилось.
Положение 2. Обоснование конструктивных параметров подшип- никового узла щековых дробилок со сложным движением щеки необходи- мо проводить по результатам моделирования напряженно- деформированного состояния подшипника.
Рис. 4. Карта напряжений анализа подшипника.
Были рас- смотрены подшип- ники вала щеки дробилки. На валу установлены шари- ковые радиальные однорядные под- шипники 210 ГОСТ 8338-75, и для ана- лиза нагрузок вы- бран метод конеч-
ных элементов.
Для упроще-
ния расчетной мо- дели был задей- ствован ряд опытов с расчетной формой подшипника и вы- брана наиболее приближенная из
них согласно заданным условиям. Она представляет собой монолитную мо- дель в рамках габаритов подшипника, где все тела качения заменены на Х- образные элементы. В результате действие сил внутри такой модели оказа- лось сопоставимо с усилиями в подшипнике 210 ГОСТ 8338-75.
При таком типе нагружения математическая погрешность в точке мак- симального напряжения составляет 4,29 %, что входит в диапазон допусти- мой погрешности (–10 %
Актуальность темы. В настоящее время в горнодобывающей промыш-
ленности происходит увеличение доли крепких скальных пород в разрабатывае-
мой горной массе, в частности, при углублении карьеров, что приводит к суще-
ственному росту нагруженности дробильного оборудования и энергопотребления
при дроблении, а именно в щековых дробилках, как первой ступени дробления.
В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с
выходом из строя рабочих узлов дробилок. Основной причиной, как правило, яв-
ляется возникновение пиковых нагрузок при попадании недробимого тела (зуб
ковша экскаватора, обломки металлоконструкций и т. д.) в зону дробления маши-
ны. В щековых дробилках, основным узлом подверженным воздействию пиковых
нагрузок, является узел качания щеки, а именно вал, вкладыши и подшипники,
воспринимающие нагрузку.
Тема исследования, направленная на выявление, распределение, взаимодей-
ствие нагружающих усилий, как в процессе статичной работы, так и в момент по-
падания недробимых тел, рассмотрения их негативного воздействия на подшип-
никовый узел, определения методов расчета для корректировки процесса дробле-
ния, является актуальной научной задачей и соответствует потребностям разви-
тия производственной базы горно-обогатительных предприятий.
Степень научной разработанности темы исследования.
Основы теории дробления и методик конструирования щековых дробилок в
России, в том числе со сложным качанием щеки, заложили С. Е. Андреев,
В. А. Бауман, В. А. Кирпичев, Л. Б. Левенсон, П. П. Липов, В. А. Масленников,
Ю. А. Муйземнек, П. В. Риттингер, Р. А. Родин, А. К. Рундквист и др.
Вопросы оптимизации рабочего процесса, снижения энергопотребления,
механических и конструктивных особенностей щековых дробилках были рас-
смотрены в работах Д. М. Айбашева, А. В. Груздева, Ю. А. Лагуновой, А. М.
Осадчего и др.
Вопросам исследования напряженно-деформированного состояния и при-
менения различных материалов, форм поверхностей и деталей при проектирова-
нии дробилок, были посвящены труды Ю. В. Горелова, Н. В. Савиновой, В. С.
Шестакова и др.
Основы теории работы подшипниковых узлов, были рассмотрены в работах
М. Н. Иванова, В. А. Финогенова, Д. Н. Решетова и др.
В результате исследований были улучшены конструкции щековых дроби-
лок, выявлены уязвимые места, однако не раскрыт вопрос нагруженности под-
шипникового узла щековых дробилок и его влияния на конечный продукт дроб-
ления, отсутствует методика расчета элементов подшипникового узла при воздей-
ствии на них усилий, возникающих при сложном качании щеки дробилки.
Поэтому исследования, направленные на обоснование параметров нагру-
женности подшипникового узла щековой дробилки и создание методики расчета
этого узла, являются перспективными и актуальными с точки зрения решения
научно-практической задачи.
Цель работы – обоснование параметров подшипникового узла щековой
дробилки со сложным качанием щеки, обеспечивающих повышение эффективно-
сти процесса дробления.
Задачи исследования
1. Анализ и обобщение существующих результатов теоретических и экспе-
риментальных исследований по теме диссертации;
2. Оценка влияния напряженно-деформированного состояния подшипнико-
вого узла щековых дробилок со сложным качанием щеки на эффективность дроб-
ления с учетом применения специализированного программного обеспечения при
минимальных ресурсах машинного времени;
3. Обоснование конструктивных параметров подшипникового узла щековой
дробилки со сложным качанием щеки путем проведения вычислительного экспе-
римента по установлению зависимостей между нагрузкой на подшипник и тол-
щиной его стенки с целью разработки упрощенной, параметрической, многоцеле-
вой модели подшипника;
4. Разработка рекомендаций по расчету и подбору подшипников для обес-
печения наилучших характеристик дробленого продукта щековой дробилки со
сложным качанием щеки.
Научная новизна полученных результатов заключается:
– в разработке математической, параметрической модели подшипника, узла
качания щековой дробилки со сложным движением щеки;
– в сокращении временных и мощностных ресурсов при расчете нагрузок в
подшипниковых узлах;
– в оценке влияния формы подшипника на конечные характеристики дроб-
леного продукта и, как следствие, эффективности дробления;
– в создании методики, позволяющей разработать упрощенные, но с точки
зрения передачи и распределения усилий, точные модели подшипников для лю-
бых расчѐтных целей.
Теоретическая и практическая значимость работы:
– моделирование напряженно-деформированного состояния подшипниково-
го узла, в частности, подшипников, щековой дробилки со сложным качанием ще-
ки;
– разработка рекомендаций по расчету и подбору подшипников для обеспе-
чения наилучших характеристик дробленого продукта щековой дробилки со
сложным качанием щеки;
– положительное решение по заявке № 2021122952 от 02.08.2021;
– апробация в производстве (акт об апробации ООО «АГРО-МАЯК»
30.10.2021 г.) (см. Приложение 1)
Связь темы диссертации с государственными программами.
Исследования выполнялись в рамках хоздоговорной темы № 889-138-2-007 /
43-202-14 от 30.04.2014 г. «Расчет и обоснование кинематических и силовых па-
раметров щековой дробилки со сложным качанием щеки ЩДС-12х15У» и при
финансовой поддержке государственного задания Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации (№ 075-03-2021-138/3).
Методология и методы диссертационного исследования: Использован
метод конечных элементов, специализированный программный пакет APM Win-
Machine. Проведены вычислительные эксперименты, корреляционный анализ
теоретических и фактической модели, проведен эксперимент со снятием характе-
ристик крупности дробления на лабораторной дробилке.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Требуемую силу дробления при проектировании новых моделей щековых
дробилок со сложным движением щеки необходимо задавать с учетом конструк-
тивных параметров подшипника узла качания с целью повышения эффективности
дробления.
2. Обоснование конструктивных параметров подшипникового узла щековых
дробилок со сложным движением щеки необходимо проводить по результатам
моделирования напряженно-деформированного состояния подшипника.
Степень достоверности положений, выводов и результатов исследова-
ния подтверждается: корректным использованием методов математического
моделирования, математического анализа, методов статистической обработки
экспериментальных данных, современного вычислительного оборудования и
компьютерного программного обеспечения, удовлетворительной сходимостью
результатов теоретических и экспериментальных исследований, расхождение
между которыми находится в диапазоне – 10 %
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!