Обоснование параметров проходческих бункер-перегружателей периодического действия

Зубов Виктор Владимирович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 4
1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ 4
1.1. Анализ средств механизации погрузочно–транспортных работ при
проведения горных выработок …………………………………………………………………. 9
1.2. Обзор конструкций проходческих бункер – перегружателей …………….. 12
1.2.1. Проходческие бункер – перегружатели непрерывного действия … 12
1.2.2. Проходческие бункер – перегружатели периодического действия . 17
1.3. Критический обзор методов расчетов и выбора параметров проходческих
перегружателей ……………………………………………………………………………………… 20
1.4. Цель и задачи исследований ……………………………………………………………. 29
2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГИДРОПРИВОДЕ
БУНКЕР-ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ ………………………………………………………………… 31
2.1. Статический расчет параметров гидросистемы ………………………………… 32
2.2. Исследование динамических характеристик гидросистемы ……………… 34
Выводы …………………………………………………………………………………………………. 40
3. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ БУНКЕР-ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ ………………… 41
3.1. Совершенствование конструкций перегружателей периодического
действия ………………………………………………………………………………………………… 41
3.1.1. Перегружатели на основе клиновых элементов …………………………… 41
3.1.2. Перегружатели с изменяющейся конфигурацией транспортирующих
элементов ……………………………………………………………………………………………. 42
3.1.3. Бункер – перегружатели на основе применения гидропривода
поступательного действия …………………………………………………………………… 46
3.2. Математическое моделирование работы бункер–перегружателя ………. 56
3.3. Методика и результаты проведения машинного эксперимента …………. 63
Выводы …………………………………………………………………………………………………. 65
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ БУНКЕР-
ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ………………………….. 67
4.1. Разработка и создание экспериментальной модельной установки …….. 67
4.2. Методика проведения экспериментальных исследований ………………… 73
4.3. Результаты экспериментальных исследований …………………………………. 74
4.4. Выбор рациональных параметров бункер-перегружателя…………………. 79
Выводы …………………………………………………………………………………………………. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………. 89
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………… 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………………………… 103
ЛИСТИНГ ПРОГРАММЫ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ
БУНКЕР-ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ …………………………………………………………………. 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………………………… 127
ДОКУМЕНТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ …………………………………………………………………………………. 127

Во введении приведена общая характеристика работы, сформулированы
цель и задачи работы, изложены защищаемые научные положения, научная
новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследований.
Первая глава посвящена изучению состояния вопроса и постановке задач
исследований.
Анализ литературных источников в области научных исследований, по-
священных механизации горнопроходческих работ, позволил сделать ряд вы-
водов, наметить цели и задачи работы.
Так, для разработки бункер – перегружателя в составе проходческая маши-
на и автомобильный транспорт, необходимо выполнить следующие работы.
1. Моделирование и теоретические исследования переходных процессов в
гидроприводе бункер – перегружателей в различных режимах работы с целью
обоснования максимально допустимых скоростей нагребающих и транспор-
тирующих элементов.
2. Разработка технических решений бункер – перегружателей с учетом ре-
зультатов исследований динамических процессов.
3. Математическое моделирование работы перегружателя на основе графо-
аналитических исследований процессов взаимодействия сыпучего материала
с транспортирующим элементом.
4. Разработка, создание и проведение комплекса экспериментальных иссле-
дований на физической модели перегружателя с целью подтверждения и
уточнения математической модели.
5. Обоснование основных положений методики выбора рациональных па-
раметров опытно-экспериментального образца бункер – перегружателя пери-
одического действия.
Вторая глава посвящена теоретическим исследованиям гидропривода по-
ступательного действия бункер – перегружателя периодического действия.
Цель расчетов – установление допустимых скоростей транспортирующих
элементов для обоснования функций – ограничений при моделировании рабо-
ты, проектируемых бункер – перегружателей с гидроприводом.
Приведена универсальная математическая модель, учитывающая динами-
ческие особенности работы бункер – перегружателя с гидроприводом посту-
пательного действия. Для расчетов принята многомассовая динамическая
схема. По результатам расчетов сделаны следующие выводы.
1. Переходные процессы в гидроприводе проходческих бункер – перегру-
жателей сохраняют устойчивый характер, являются затухающими, с коэффи-
циентом динамичности и постоянной переходного процесса, напрямую зави-
сящими от скорости перемещения транспортирующих элементов, от их масс
и моментов инерции.
2. Исследования по изучению влияния скоростных характеристик гидро-
привода, проведенные с помощью разработанных моделей, позволили опре-
делить их допустимые пределы изменения.
Третья глава посвящена разработке и математическому моделированию
работы проходческого бункер – перегружателя периодического действия.
Цель – повышение производительности и эффективности транспортирова-
ния сыпучих и кусковых материалов за счет выбора рациональной схемы и
параметров бункер – перегружателя.
Поставленная цель достигается тем, что в конвейере, содержащем про-
дольные борта, днище, установленное неподвижно относительно бортов,
приводные силовые цилиндры, транспортирующие элементы выполнены в
виде двух пластин, шарнирно соединенных друг с другом, при этом, одна из
пластин шарнирно соединена с приводными гидроцилиндрами, а вторая пла-
стина кинематически связана с бортами конвейера.
Рис.1. Конвейер для транспортирования сыпучих и кусковых материалов
периодического действия

Разработана математическая модель работы бункер – перегружателя. Рас-
четная схема для моделирования представлена на рис. 2.

Рис. 2. Расчетная схема для определения параметров бункер – перегружателя периоди-
ческого действия:
N,N1 – реакции опоры, G, G1– сила тяжести, Fтр – сила трения материала по днищу,
Fтр.м.– сила, соответствующая предельному напряженному состоянию штабеля, φ0 – угол
естественного откоса, L–длина бункер – перегружателя, h–высота транспортирующего
элемента, Hсл– высота слоя материала, R – сила перемещения материала.

Производительность бункер – перегружателя:
Q=Вп ∙Hсл ∙v,(1)
где Bп – ширина бункер – перегружателя, м; v – скорость транспортирующего
элемента, м/c.
Максимальный объем материала в бункер – перегружателе:
Vmax = Вп ∙Hсл ∙L.(2)
Максимальная длина перегружателя, обеспечивающая неразрывность гру-
зопотока, определяется из соотношения = F тр ≤ тр.м.
Данное выражение подразумевает состояние исследуемой системы, при ко-
тором, погружаемый материал перемещается по перегружателю непрерыв-
ным потоком. Т.е. состояние, когда сила на перемещение материала R, равная
силе трения Fтр, не превышает силу, соответствующую предельному напря-
женному состоянию штабеля Fтр.м, которая в свою очередь зависит от физико-
механических свойств транспортируемого материала, в том числе от угла
внутреннего трения ρ0, коэффициента трения погружаемого материала по же-
лобу перегружателя µтр и коэффициента внутреннего трения транспортируе-
мого материала µтр.м.
Со стороны транспортирующего элемента, на призму выпирания материа-
ла, находящегося в предельном напряженном состоянии, в поверхности
скольжения возникают кулоновские силы: сила трения грунта по грунту F1,
сила сцепления грунта Fсц и нормальная сила N. Силы сцепления обусловле-
ны слипанием частиц материала, именно эти силы превращают глину и грунт
в камнеподобное тело при уменьшении влаги.
Таким образом, физическое свойство сцепления присуще материалам, в со-
ставе которых имеется соответствующее количество мельчайших частиц, ко-
торые при увлажнении превращаются в цементообразное тело, придающее
связность более крупным частицам. Таким свойством не обладают: щебень,
галька, кусковые полезные ископаемые в горной промышленности и другие
материалы. Кроме того, сыпучие материалы при малой влажности обладают
незначительным сцеплением, поэтому в расчетах, силы сцепления не учиты-
ваются. Основными параметрами кусковых сыпучих материалов являются:
средний размер куска, коэффициент трения скольжения материала по сталь-
ному днищу, коэффициент трения материала по неподвижному материалу,
насыпная объемная плотность материала в штабеле и др. Относительная кус-
коватость материала характеризуется отношением размера (диаметра) куска
dср к высоте транспортирующего элемента h, которая может изменяться в
пределах 0,25÷0,30.
Коэффициент трения скольжения материала по стали µтр равен тангенсу
угла скольжения материалов по стальной поверхности, значение которого
обычно не превышает 400. Поэтому коэффициент µтр в реальных условиях из-
меняется в пределах µтр=0,30÷0,84. Коэффициент внутреннего трения транс-
портируемого материала µтр.м.=tgρ0.
После ряда преобразований согласно расчетной схеме, представленной на
рис. 1, получим следующее исходную систему уравнений
Fтр=Bп∙Hсл∙L∙ρ∙g∙ µтр,Fтр.м=Sпр∙Bп∙ρ∙g∙ µтр.м.,(3)
где ρ – плотность материала, кг/м ;g – ускорение свободного падения, м/с .
Исходное уравнение имеет вид
Bп∙Hсл∙L∙ρ∙g∙ µтр≤ Sпр (cosφ0∙ µтр.м.+sinφ0)∙Bп∙ρ∙g/cosφ0.,(4)
где Sпр – площадь призмы выпирания материала.
После сокращения равных параметров, входящих в обе части уравнения,
получим следующее выражение для определения допустимой длины бункер –
перегружателя периодического действия
L≤Sпр (cosφ0∙ µтр.м.+sinφ0)/cosφ0∙Hсл∙ µтр.(5)
Объем погружаемого материала перемещается по желобу непрерывным
потоком, при неизменной высоте слоя, совпадающим по величине с высотой
транспортирующего элемента. В этом случае площадь призмы выпирания
можно определить по формуле
Sпр=h2∙ctgφ0/2.(6)
Тогда допустимая длина бункер – перегружателя периодического действия
определяется как
L≤ Hсл∙ctgφ0∙(µтр.м.+tgφ0)/2µтр.(7)
В случае равенства углов естественного откоса и угла внутреннего трения,
т.е. когда µтр.м.= tgρ0= tgφ0 выражение принимает вид
L≤ Hсл /µтр..(8)
Искомая функциональная система
Q=ƒ(Bп, Hсл,v),
L=ƒ (µтр, µтр.м., Bп, h, Hсл, ρ, φ0)(9)
R= ƒ (µтр, µтр.м., Bп, h, Hсл, ρ, φ0).
Разработана методика проведения эксперимента по изучению влияния пе-
ременных факторов на искомые функции, с последующим подтверждением
адекватности математических моделей реальному процессу погрузки. В част-
ности, зависимость допустимой длины бункер – перегружателя периодическо-
го действия от высоты слоя материала, высоты толкающего элемента, коэф-
фициента трения материала по желобу.
L=ƒ (µтр, µтр.м., Bп, h, Hсл, ρ, φ0).(10)
В эксперименте использован метод исследования влияния одного из парамет-
ров, при постоянных значениях остальных, так называемых базовых парамет-
рах. При этом значения угла естественного откоса принимается в зависимости
от вида транспортируемого материала, характеризуемого значением плотности.
Скорость перемещения транспортирующего элемента, не варьируется, а прини-
мается по результатам исследований, приведенных во второй главе, равной 0,1
м/с.
При принятой системе допущений, такие переменные параметры, как µтр.м.,
Bп, ρ, φ0 на допустимую длину бункер – перегружателя периодического дей-
ствия не оказывают существенного влияния. Поэтому, фактически, проведе-
ны исследования по изучению влияния высоты слоя материала и коэффици-
ента его трения на допустимую длину бункер – перегружателя периодическо-
го действия при значениях базовых параметров, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Значения базовых параметров исследуемой системы
µтрµтр.м.BпhHслρ (φ0)
0,30,8520,50,52200 (40)

Однако, как свидетельствуют проведенные ранее исследования, грануло-
метрический состав транспортируемого материала, характеризуемый средним
диаметром куска, оказывает существенное влияние на формирование зон де-
формации и, как следствие, на допустимую длину бункер – перегружателя пе-
риодического действия. Влияние указанного параметра планируется учесть
коэффициентом вида груза kв.г, полученным в результате проведения экспе-
риментальных исследований. Тогда, выражение для допустимой длины бун-
кер – перегружателя периодического действия принимает вид L≤ kв.г.∙ Hсл/ µтр.
Результаты эксперимента графически представлены на рис. 3.
а)б)
Рис. 3. Зависимость длины перегружателя:
а) от коэффициентов трения и угла естественного откоса; б) от высоты слоя материала и
высоты толкателя

Четвертая глава посвящена экспериментальным исследованиям и разра-
ботке инженерной методики выбора параметров бункер – перегружателя. Для
проверки результатов, полученных при математическом моделировании про-
цесса работы бункер – перегружателя периодического действия разработана и
создана экспериментальная установка, которая представляет собой действую-
щую модель, выполненную в масштабе 1:10 (рис. 4).
Установка состоит из рамы маслостанции 1, выполненной из металличе-
ского уголка 50х50х3, емкости для масла (бак) 2, емкости с материалом 11,
электродвигателя асинхронного 3, работающего от сети 380В, масляного
насоса шестеренного Г11-22А 4, гидрораспределителя 5 моноблочного типа
Badestnost 01Р40-A1GKz1, рамы 7, на которую установлен гидроцилиндр 8 и
желоба 10, в котором расположен толкающий элемент 9, шарнирно соеди-
ненный с гидроцилиндром 8.

Рис. 4. Экспериментальная установка
1 – рама маслостанции, 2 – бак, 3 – электродвигатель, 4 – насос,
5 – гидрораспределитель, 6 – манометр, 7 – рама, 8 – гидроцилиндр,9 – толкающий эле-
мент, 10 – желоб, 11 – емкость с материалом,12 – рукав высокого давления (РВД).

Исходя из принятого масштаба установки в качестве сыпучего материала,
выбран щебень двух фракций: 15 – 30 мм и 50 – 70 мм (рис. 5. а – фракция 15 –
30 мм, б – фракция 50 – 70 мм).
аб
Рис. 5. Исследуемый сыпучий материал

Сыпучий материал загружается в желоб перегружателя вручную, выгрузка
происходит в специальную емкость выталкиванием массы материала транс-
портирующим элементом при помощи гидроцилиндра.
В качестве главного исследуемого параметра принята фактическая макси-
мально допустимая длина перегружателя, обеспечивающая в заданных усло-
виях реализацию одного из режимов работы. Методика определения факти-
ческой допустимой длины перегружателя Lф, заключается в следующем. В
соответствии с таблицей 1 формируется исследуемый погружаемый матери-
ал в желобе конвейера длиной, равной расчетному значению, и производит-
ся его перемещение посредством толкающего элемента с фиксацией выпол-
нения или невыполнения требуемого режима движения. Каждый опыт вы-
полняется не менее 7 раз.
Затем, определяется вероятность достижения положительного результата,
и если она оказывается выше заданного значения, то длина увеличивается на
величину, пропорциональную среднему диаметру погружаемого куска, и
опыт повторяется.
В случае, если вероятность – меньше заданной, то длина соответственно
уменьшается. Фактической допустимой длиной перегружателя считается
математическое ожидание зафиксированных длин, при которых полученная
вероятность соответствует заданной.
После выполнения всех опытов, соответствующих одному режиму, опре-
деляется математическое ожидание значений фактической допустимой дли-
ны и вычисляется коэффициент корреляции полученных результатов, с ре-
зультатами расчетов.
В результате проведенных экспериментов и обработки результатов, уточ-
няются теоретически разработанные модели, за счет получения численных
значений коэффициента kв.г., учитывающего влияния гранулометрического
состава транспортируемого материала.
Задавшись доверительной вероятностью равной 0,8, получим значение
фактической допустимой длины перегружателя Lф = ∑ni=1 Li при p≥pдоп
ni
Lф=1/4(0,4+0,385+0,415+0,43).
Расчетное значение допустимой длины перегружателя для данных условий
составляет L≤Hсл/µтр,
L≤0,1/0,25=0,4.
Таким образом, эксперимент практически полностью подтверждает теоре-
тические выкладки для данных условий.
Задавшись доверительной вероятностью равной 0,8, получим значение
фактической допустимой длины перегружателя Lф = ∑ni=1 Li при p≥pдоп
ni
Lф=1/7(0,4+0,35+0,45+0,5+0,55+0,6+0,65)=0,5.
Расчетное значение допустимой длины перегружателя для данных условий
составляет
L≤0,1/0,25=0,4.
В данном случае, экспериментальное значение допустимой длины пере-
гружателя значительно превышает расчетное. При построении гипотезы, бы-
ло сделано предположение, что гранулометрический состав погружаемого
материала будет влиять на физическую картину взаимодействия транспорти-
рующего элемента с сыпучей средой, что предложено учитывать коэффици-
ентом, зависящим от среднего размера погружаемого куска. Более точно ко-
эффициентом, функционально зависящим от отношения размера куска к вы-
соте слоя материала.
Результаты эксперимента для соотношения названных параметров равному
1, показали наибольшее отклонение фактической длины перегружателя по
отношению к расчетной в сторону увеличения. Объяснение данному факту
можно найти в том, что при приближении размера среднего погружаемого
куска к высоте слоя материала, значение tgρ0 превышает tgφ0, теоретически
стремясь к бесконечно большому числу. В нашем случае, можно считать, что
математическая интерпретация коэффициента имеет вид
kв.г.=1+(dср/Hсл)2.(11)
Формула справедлива в диапазоне проведенных экспериментальных иссле-
дований 0≤dср/Нсл≤1.
Таким образом, формула для определения допустимой длины перегружате-
ля, принимает вид
L=(1+( dср/Нсл)2) Нсл/ µтр.(12)
Проведенные экспериментальные исследования позволили уточнить мате-
матическую модель определения допустимой длины бункер – перегружателя с
гидравлическим приводом транспортирующего элемента периодического
действия и подтвердили ее адекватность.
Далее, приведены основные положения инженерной методики выбора па-
раметров бункер – перегружателя.
Принципиальным, при формулировании целевой функции и системы огра-
ничений, является вопрос о технологии работы бункер – перегружателя в со-
ставе горнопроходческого оборудования.
Необходимо стремиться к такому сочетанию параметров бункер – перегру-
жателя, при котором загрузка последующего транспортного средства произ-
водилась бы с минимальным количеством циклов, желательно за один проход
транспортирующего элемента по желобу перегружателя. Математически это
условие можно записать в виде неравенства, которое будет главным ограни-
чением при выборе параметров бункер – перегружателя периодического дей-
ствия
Vmax≥ Vтр.с.
где Vmax – максимальный объем материала в бункер – перегружателе, м3; Vтр.с.–
объем кузова транспортного средства (самоходного вагона), м3.
Следует отметить, что критерием эффективности эксплуатации объекта
может выступать функция ограничения одного из параметров системы с за-
данной областью допустимых значений в зависимости от постановки задач и
цели создания объекта. Тогда, следуя данному утверждению, в качестве целе-
вой функции, при дальнейшем проектировании, могут выступать как произ-
водительность, энергоемкость процесса, так и любые другие параметры,
обоснованно включенные в систему ограничений. В качестве критерия опти-
мальности выбираемых параметров бункер – перегружателя, в данном случае,
принята производительность за чистое время погрузки Q, которая связана
корреляционной зависимостью с себестоимостью работ проходческого цикла.
В качестве критерия оптимальности выбираемых параметров бункер – пе-
регружателя периодического действия, в данном случае, принята производи-
тельность за чистое время погрузки Q.
Целевая функция
Q=Bп∙Нсл∙v=>max(13)
где Bп – ширина бункер – перегружателя, м; v – скорость транспортирующего
элемента, м/c.
Система ограничений представляет собой математически формализован-
ные условия работы и требования, предъявляемые к проектируемому бункер –
перегружателю. К ним относятся следующие.
1. Ограничения по размещению перегружателя в забое, взаимодействию
его с горнопроходческой машиной и автосамосвалом с точки зрения геомет-
рических размеров:
– ширина желоба бункер – перегружателя Bп должна, с одной стороны,
обеспечивать возможность принятия горной массы от горнопроходческой
машины и формирование грузопотока по длине става перегружателя; с другой
– обеспечивать загрузку кузова автосамосвала с наилучшими показателями
заполнения без просыпания, и, в то же время – обеспечивать размещение пе-
регружателя в забое по условию его вписывания в выработку определенного
сечения
Bпр.ком≤Bп≤Bтс;(14)
– длина бункер – перегружателя должна быть не меньше диаметра среднего
куска породы, а максимальная длина должна обеспечивать перемещение пе-
регружаемого материала по желобу непрерывным потоком, при неизменной
высоте слоя, совпадающим по величине с высотой транспортирующего эле-
мента
Lmin ≤ Lбунк ≤ Lmax ,Lmin≥ dср; ,Lmax=L≤kв.г.∙Hсл/ µтр; (15)
– высота бортов бункера должна совпадать с высотой толкающего элемента
Нб = h;
– бункер должен вписываться в выработку с учетом высоты транспортного
средства и проложенных коммуникаций Hб ≤ Hmax;
– высота бункера должна быть не меньше диаметра среднего куска пере-
гружаемой породы, чтобы предотвратить пересыпание породы через борта и
толкающий элемент dср ≤ Hб ≤ Hmax,; Hmax= Hвыр – Hтс – Hком.
Для равномерного заполнения бункера необходимо выполнение условия
наклона бункера на угол равный или больший угла естественного откоса пе-
регружаемой породы Β ≥ φ, где β – угол наклона бункера во время заполне-
ния, φ – угол скольжения породы по желобу.
2. Ограничения по кинематическим, силовым и энергетическим показате-
лям, в частности ограничения по скорости перемещения υ, с которой связана
номинальная подача насоса Qн максимальному усилию на штоках приводных
гидроцилиндров, определяемому давлением в гидросистеме P и диаметром
поршня dп, потребляемой мощности маслостанции Nэф.
На рис. 6 приведена технологическая схема и общий вид бункер – перегру-
жателя с параметрами, выбранными по приведенной методике, применитель-
но к техническому решению, защищенному патентом РФ на изобретение.
В результате расчетов по предложенной методике получены параметры
бункер – перегружателя для заданных условий. Согласно расчетам, следует,
что при высоте толкающей плиты и слоя материала 1,5 м и ширине 2 м, длина
бункер – перегружателя периодического действия может достигать 4,9м, т.е.
объем материала составляет 14.7м3.

Рис.6. Технологическая схема и общий вид бункер – перегружателя:

Бункер-перегружатель такого объема за один проход толкающей плиты
может, например, целиком загрузить самосвал примерно за 50 сек, что соот-
ветствует производительности 18 м3/мин. При этом, усилие на штоке привод-
ного гидроцилиндра составит 95 кН, что, при скорости движения поршня 0,1
м/сек, соответствует мощности 10,5 кВт.
Экономический эффект от применения бункер-перегружателя в условиях
строительства транспортных тоннелей сечением 50-70 м2, в сочетании с при-
веденным в работе горнопроходческим оборудованием составляет 170 тыс.
руб. на 1 м проводимой выработки.
При использовании бункер – перегружателя совместно с комбайном 1ГПКС
и шахтным самоходным вагоном 10ВС-15 в условиях ООО «ШУ Садкин-
ское» ожидается увеличение темпов проведения выработок на 10%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе решена актуальная научно-техническая задача,
заключающаяся в разработке, обосновании и выборе параметров бункер – пе-
регружателя, на основе применения гидропривода поступательного действия,
обеспечивающего повышение эффективности проведения горных выработок
за счет согласования работы горнопроходческой машины и магистрального
транспорта.
Основные научные выводы и практические результаты исследований за-
ключаются в следующем.
1. В результате проведенных исследований, сделан вывод о возможности
повышения эффективности горнопроходческих работ, за счет согласования
технологических операций по разрушению забоя и транспортировки горной
массы, путем использования промежуточного погрузочно-транспортного
элемента в виде бункер – перегружателя периодического действия, обеспечи-
вающего непрерывную работу горнопроходческой машины при реализации
минимального времени загрузки транспортного средства.
2. Моделирование и анализ переходных процессов в гидроприводе бункер
– перегружателя, позволили установить значения максимально допустимых
скоростей транспортирующих элементов в пределах 0,1–0,2 м/с, и использо-
вать их для обоснования функций-ограничений при моделировании работы
исследуемых бункер – перегружателей периодического действия.
3. Разработаны и защищены патентами РФ на изобретения, технические
решения бункер – перегружателей, обеспечивающих максимальный одно-
кратный объем горной массы, достаточный для заполнения транспортного
средства, при допустимых скоростях транспортирующих элементов в преде-
лах 0,1–0,2 м/с.
4. Проведенные графоаналитические исследования формирования зон де-
формации при перемещении слоя крупнокускового сыпучего материала уста-
новили основные закономерности, присущие данному процессу, в виде зави-
симости допустимой длины перегружателя от гранулометрического состава
при прочих равных условиях L≤kв.г.∙Hсл/ µтр.
5. Математическая интерпретация предложенного автором коэффициента
вида груза, устанавливающего зависимость формирование зон деформации от
гранулометрического состава kв.г.=1+(dср/Hсл)2 получена в результате экспери-
ментальных исследований, проведенных на модельной установке перегружа-
теля, выполненной в масштабе 1:10, подтвердивших адекватность теоретиче-
ских расчетов реальному процессу работы. Максимальное расхождение рас-
четных и экспериментальных данных не превышает 12 %, ошибка в опреде-
лении средних опытных значений составляет не более 10 % при уровне дове-
рительной вероятности 0,9.
6. По разработанной методике, выбраны параметры опытно-
экспериментального образца бункер-перегружателя для применения его сов-
местно с горнопроходческим комбайном КП220 и самосвалом МоАЗ-7529.
Габариты перегружателя: высота – 1,5 м, ширина – 2 м, длина – 4,9 м; уста-
новленная мощность – 10,5 кВт.
7. Ожидаемый экономический эффект от применения бункер-
перегружателя в условиях строительства транспортных тоннелей сечением
50-70 м2, в сочетании с приведенным горнопроходческим оборудованием со-
ставляет 170 тыс. руб. на 1 м проводимой выработки. При использовании
бункер-перегружателя в составе комплекта горнопроходческого оборудова-
ния в условиях ООО «ШУ Садкинское», состоящего из проходческого ком-
байна серии ГПКС и шахтного самоходного вагона 10ВС – 15, ожидается уве-
личение темпов проходки до 10% на 1 м проводимой выработки, за счет сни-
жения времени простоя транспортных средств.

Актуальность темы. При проведении горных выработок на предприятиях по
добыче полезных ископаемых, строительстве транспортных и технологических тон-
нелей, других подземных объектах, широкое применение находят горнопроходче-
ские комбайны избирательного действия в сочетании с автомобильным магистраль-
ным транспортом периодического действия.
С одной стороны, комбайновая технология, при прочих достоинствах, позво-
лят непрерывно производить работы по разрушению забоя с достаточно высокими
темпами. С другой, автомобильный транспорт обеспечивает перемещение разру-
шенной горной массы на различные расстояния, в зависимости от применяемой тех-
нологии. Следует отметить, что значительная часть строительства подземных со-
оружений, производится в условиях плотной городской застройки. Это накладывает
определенные ограничения на применяемые технологии с точки зрения экологиче-
ской безопасности, напрямую относится к способам вывоза горной массы, образо-
вавшейся в процессе проведения горной выработки за пределы населенных пунктов.
Данное ограничение обуславливает значительные расстояния перевозки, осуществ-
ляемые по дорогам общего пользования, и как следствие – невозможность примене-
ние специализированной техники. В связи с этим, возникает необходимость разра-
ботки и обоснования технологии загрузки автосамосвалов непосредственно в про-
ходческом забое при помощи бункер – перегружателей, для обеспечения возможно-
сти дальнейшего выполнения технологических операций.
Таким образом, разработка принципиально новых конструктивных техниче-
ских решений, исследование рабочих процессов и разработка методики выбора
рациональных параметров бункер – перегружателей периодического действия, с
целью эффективного использования их в технологической цепочке «горнопро-
ходческая машина – магистральный транспорт», является актуальной научной
задачей и соответствует потребностям развития производственной базы горных
предприятий.
Степень разработанности темы.
Вопросами совершенствования горнопроходческой техники занимались
ученые: докт. техн. наук Г. В. Родионов, А. Д. Костылев, Я. Б. Кальницкий, С. С.
Музгин, А. А. Соловьев, С. А. Полуянский, Л. И. Кантович, Г. Ш. Хазанович, В.
И. Гетопанов, А. А. Хорешок, Ю. В. Дмитрак, Н. И. Сысоев, Б. А. Верклов, В. А.
Бреннер, А. Б. Жабин, М. Г. Рахутин, В. В. Габов, Д. А. Юнгмейстер, В. В. Серге-
ев, А. П. Комиссаров, Ю. А. Лагунова, А. Е. Пушкарев, Л. В. Лукиенко, Ю. М.
Ляшенко, Э. Ю. Воронова; канд. техн. наук О. П. Иванов, В. Г. Сильня, Р. В. Кар-
гин, А. А. Остановский, А. В. Отроков и др.
В результате проведенных ранее исследований, установлено, что одним из
направлений повышения производительности и эффективности транспортирова-
ния крупнокусковых сыпучих материалов является разработка перегружателей на
основе применения клинового тягово-транспортирующего органа с гидроприво-
дом возвратно-поступательного действия и измененяемой высотой транспорти-
рующих элементов. Разработаны методики выбора их параметров, на основе ре-
зультатов исследований взаимодействия транспортирующих элементов с транс-
портируемым материалом. Однако, предложенные модели не учитывают ряд фак-
торов, присущих разрабатываемым бункер-перегружателям.
Цели. Разработка конструкций и обоснование параметров бункер – пере-
гружателя периодического действия, обеспечивающего повышение эффективно-

В диссертационной работе решена актуальная научно-техническая задача,
заключающаяся в разработке конструкции и обосновании параметров бункер –
перегружателя, на основе применения гидропривода поступательного действия,
обеспечивающего повышение эффективности проведения горных выработок за
счет согласования работы горнопроходческой машины и магистрального транс-
порта.
Основные научные выводы и практические результаты исследований за-
ключаются в следующем.
1. В результате проведенных исследований, сделан вывод о возможности
повышения эффективности горнопроходческих работ, за счет согласования тех-
нологических операций по разрушению забоя и транспортировки горной массы,
путем использования промежуточного погрузочно-транспортного элемента в виде
бункер – перегружателя периодического действия, обеспечивающего непрерыв-
ную работу горнопроходческой машины при реализации минимального времени
загрузки транспортного средства.
2. Моделирование и анализ переходных процессов в гидроприводе бункер –
перегружателя, позволили установить значения максимально допустимых скоро-
стей транспортирующих элементов в пределах 0,1–0,2 м/с, и использовать их для
обоснования функций-ограничений при моделировании работы исследуемых
бункер – перегружателей периодического действия.
3. Разработаны и защищены патентами, технические решения бункер – пере-
гружателей, обеспечивающих максимальный однократный объем горной массы,
достаточный для заполнения транспортного средства, при допустимых скоростях
транспортирующих элементов в пределах 0,1–0,2 м/с.
4. Проведенные графоаналитические исследования формирования зон де-
формации при перемещении слоя крупнокускового сыпучего материала устано-
вили основные закономерности, присущие данному процессу, в виде зависимости
допустимой длины перегружателя от гранулометрического состава при прочих
равных условиях L ≤ kв.г. ⋅ H сл / μ тр .

5. Математическая интерпретация предложенного автором коэффициента
вида груза, устанавливающего зависимость формирование зон деформации от
гранулометрического состава k в.г. = 1 + (d ср / Н сл ) 2 , получена в результате экспе-

риментальных исследований, проведенных на модельной установке перегружате-
ля, выполненной в масштабе 1:10, подтвердивших адекватность теоретических
расчетов реальному процессу работы. Максимальное расхождение расчетных и
экспериментальных данных не превышает 12 %, ошибка в определении средних
опытных значений составляет не более 10 % при уровне доверительной вероятно-
сти 0,9.
6. По разработанной методике, выбраны параметры опытно-
экспериментального образца бункер-перегружателя для применении его совмест-
но с горнопроходческим комбайном КП220 и самосвалом МоАЗ-7529. Габариты
перегружателя: высота – 1,5 м, ширина – 2 м, длина – 4,9м; установленная мощ-
ность – 10 кВт.
7. Ожидаемый экономический эффект от применения бункер-перегружателя
в условиях строительства транспортных тоннелей сечением 50-70 м2, в сочетании
с приведенным горнопроходческим оборудованием составляет 170 тыс. руб. на 1
м проводимой выработки. При использовании бункер-перегружателя в составе
комплекта горнопроходческого оборудования в условиях ООО «ШУ Садкин-
ское», состоящего из проходческого комбайна серии ГПКС и шахтного самоход-
ного вагона 10ВС – 15, ожидается увеличение темпов проходки до 10% на 1 м
проводимой выработки, за счет снижения времени простоя транспортных средств.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Обоснование структуры и основных параметров переносного перфоратора с винтовой траекторией рабочего хода
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
    Обоснование параметров реечной буровой установки для бурения наклонных и горизонтальных скважин большого диаметра с изменяющимся профилем
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
    Оптимизация параметров карьерных экскаваторно-автомобильных комплексов с учетом внеплановых простоев
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»