Организационно-педагогические условия развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе
культурно-досуговой деятельности…………………… 20
1.1. Понятийно-категориальный аппарат исследования…….. 20
1.2. Педагогический потенциал культурно-досуговой
деятельности в развитии музыкально-эстетической
культуры подростков………………………………………. 37
1.3. Теоретическая модель развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности……………………………………………….. 56
Глава 2. Совершенствование процесса развития музыкально-
эстетической культуры подростков в организационно-
педагогических условиях учреждений культурно-
досугового типа……………….. 78
2.1. Диагностика процесса развития музыкально-эстетической
культуры подростков в организационно-педагогических
условиях культурно-досуговой деятельности………….… 78
2.2. Организационно-педагогические условия реализации
теоретической модели развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности…………………………………………………. 108
2.3. Технологии внедрения организационно-педагогических
условий развития музыкально-эстетической культуры
подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности………………………………………………………………….. 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 170
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 175
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 195
Во введении обосновывается актуальность темы; определены основные
характеристики исследования – объект, предмет, цель, задачи, гипотеза,
методологические подходы и концептуальные положения; охарактеризованы
уровниразвитиямузыкально-эстетическойкультурыподростков,
сформулированы предложения, выносимые на защиту и отражающие основные
результаты; определена научная новизна, теоретическая и практическая
значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы развития музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности»рассматриваютсяпонятийно-категориальныйаппарат
исследования, педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности в
развитии музыкально-эстетической культуры подростков, теоретическая
модель развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе
культурно-досуговой деятельности.
В первом параграфе первой главы «Понятийно-категориальный аппарат
исследования» раскрывается концепт «развитие музыкально-эстетической
культуры подростков» как процесс совершенствования качеств личности,
необходимых для ее духовного, интеллектуального, культурного развития
посредством включения в музыкально-эстетическую деятельность.
Научный анализ работ Д.Б. Кабалевского, Л.В. Школяр, Ю.М. Алиева,
М.С. Кагана, Т.Э. Тютюнниковой, Е.М. Торшиловой, Т.А. Барышева, М.А.
Фадеевой, З.М. Явгильдиной доказывает, что без творчества процесс развития
музыкально-эстетической культуры подростков был бы невозможен.
Музыкально-эстетическая культура не может возникнуть сама по себе. Это в
первую очередь комплекс знаний и умений в области музыкального искусства в
культурно-досуговой деятельности, приобретенный в процессе творчества.
В данном параграфе проанализированы ведущие составляющие
музыкальной и эстетической культуры, определен компонентный состав
музыкально-эстетической культуры: музыкально-эстетический опыт, ценности,
потребности, вкус, навыки. Раскрыты способности, задатки, необходимые для
развития музыкально-эстетической культуры подростков; определена
дефиниция развития музыкально-эстетической культуры подростка как
процесса совершенствования качеств личности, необходимых для духовного,
интеллектуального прогресса, характеризующих всестороннюю личность.
Для нашего исследования актуальной является проблема выявления
организационно-педагогических условий развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности как
необходимого,органическиобусловленногокомпонентацелостного
педагогического процесса.
Вучрежденияхкультурно-досуговоготипаорганизационно-
педагогические условия – это целенаправленно созданные взаимодействия
субъектов на основе содержания, методов, форм обучения и воспитания,
программно-методического оснащения учебно-творческого процесса.
Анализ определений понятия «организационно-педагогические условия»
позволяет рассматривать последние как целенаправленно сконструированные
возможности содержания, форм, методов культурно-досуговой деятельности,
способствующие успешному функционированию педагогического процесса.
Основной функцией организационно-педагогических условий является
обеспечение планирования и регулирования целостного педагогического
процесса.
Технология создания организационно-педагогических условий в данном
контексте обеспечивает два вектора: познавательно-практический и
эмоционально-ценностный. В основе технологии лежит триада: познание –
преобразование – общение. Механизм технологии взаимодействия
предполагает центрированность деятельности, стимулирование и повышение
субъектности подростка, дифференциацию и индивидуализацию, гибкость и
дозированность индивидуальной и групповой деятельности. Организационно-
педагогические условия создают предметно-развивающую среду учреждений
культурно-досугового типа, которая позволяет соединить содержание занятий с
самостоятельной, мотивационной деятельностью по развитию музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности.
Во втором параграфе первой главы «Педагогический потенциал
культурно-досуговой деятельности в развитии музыкально-эстетической
культуры подростков» раскрыты базовые понятия социально-культурной,
культурно-досуговой деятельности («свободное время», «досуг», «социальное
время» и т.д.), производится классификация видов, типов, форм данной сферы
(активный, серьезный, структурированный, неструктурированный досуг и т.п.).
Установлена специфика процесса развития музыкально-эстетической культуры
подростков в условиях широкого распространения цифровой музыки:
мультиформатность (развитие может происходить одновременно в нескольких
видах); проектность (непосредственно связана с выбором форм),
интегративность (проявляется в нескольких процессах: личная, педагогическая,
художественная).
Данный анализ позволил определить место культурно-досуговой
деятельности в жизни подростка, а также рассмотреть ее возможности для
развития музыкально-эстетической культуры.
Основное назначение учреждений культуры – создание организационно-
педагогических условий для удовлетворения растущих музыкально-культурных
потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных
организационно-педагогических усилий.
Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание,
формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального
воздействия на подростка, группу или музыкальный коллектив, стабильную и
нестабильную аудиторию. В рамках нашего исследования, культурно-досуговая
деятельность – это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности
подростков, как имеющих творческие способности, так и не имеющих их.
Целостной системе культурно-досуговой деятельности свойственна не
только четкая структура, включающая совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов, но и ярко выраженный динамизм развития и
совершенствования каждого элемента. Система культурно-досуговой
деятельности включает в себя сложные компоненты, которые сами являются
самостоятельными системами, в том числе сеть учреждений культуры разных
типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек,
центров досуга, культурных комплексов и т.п.).
Культурно-досуговая деятельность, рассматриваемая в качестве процесса,
выражающего суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь
объекта и субъекта. Эта система состоит из следующих компонентов: субъект,
объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая
база, финансовое обеспечение процесса. Так как учреждения культуры –
самоорганизующаяся система, способная развиваться в конкретных
организационно-педагогических условиях, то они могут использовать принцип
«синтеза искусств», который можно применять в целом комплексе культурно-
досуговых форм.
Идейное, образное и композиционное единство компонентов, их общий
эффект во временном и пространственном расположении, координация в
масштабе, пропорции и ритме порождают новые художественные качества,
усиливающие восприятие музыки подростками в процессе культурно-
досуговой деятельности. Использованные в работе художественные
произведения, основанные на музыке, вдохновленные музыкой или
тематически «музыкальные», позволили реализовать принцип «синтеза
искусств» в работе с подростковой аудиторией.
Цифровые технологии культурно-досуговой деятельности обеспечили
выявление интерактивной, междисциплинарной и мультимедийной природы
педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии
музыкально-эстетической культуры подростков.
Такимобразом,педагогическийпотенциалорганизационно-
педагогических условий культурно-досуговой деятельности способствует
развитию музыкально-эстетической культуры подростков, патриотизма, любви
к природе, к музыке и т.п. На основе творческого подхода процесс воспитания
музыкально-эстетической культуры подростков проходит более интенсивно
при взаимосвязи творчества и педагогических практик.
В третьем параграфе первой главы «Теоретическая модель развития
музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-
досуговой деятельности» обосновывается необходимость разработки
теоретической модели развития музыкально-эстетической культуры подростков
в процессе культурно-досуговой деятельности. Рассмотрены основные
положения педагогики культурно-досуговой деятельности.
Теоретическая модель развития музыкально-эстетической культуры
подростков в процессе культурно-досуговой деятельности понимается нами как
образ процесса, в котором описываются основные его компоненты,
взаимодействующие друг с другом, где цель достигается с помощью форм,
методов, средств воспитательной, образовательной, культурно-досуговой
деятельности, реализующейся в оптимальных организационно-педагогических
условиях учреждений культурно-досугового типа.
Теоретическая модель содержит цель и задачи развития музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности и направлена на создание оптимальных организационно-
педагогических условий средствами культурно-досуговой деятельности для
развития у подростков музыкально-эстетической культуры.
В качестве технологии здесь выступает проектирование интереса у
подростков к культурно-досуговой деятельности как форме образовательного
процесса.
Теоретическая модель развития музыкально-эстетической культуры
подростков опирается на педагогический принцип взаимодополняемости
(комплементарности) и на функции культурно-досуговой деятельности.
Поэтомупроектбылсоздандляреализацииобразовательных,
просветительских, коммуникативных, творческих, игровых, рекреационных
технологий. В процессе внедрения ключевого модуля «Музыкально-
образовательный лекторий» одним из средств являлось использование
цифровых технологий культурно-досуговой деятельности. В проекте «Art music
travel» преобладали технологии культурно-досуговой деятельности. Это
творческие технологии (создание рисунков, отзывов-рассказов, научно-
исследовательская работа в области искусства с группой модуля № 4), игровые
технологии (музицирование в работе с целевой и профессиональной группой
подростков),художественно-развивающиетехнологии(элементарное
музицирование в модуле № 2, а также в группе «Я музыкантом стать хочу»);
обучающие технологии (повтор, выполнение упражнений, team-teaching),
художественно-зрелищные технологии (показ, рассказ, иллюстрирование,
объяснение); рекреационные технологии (применение приемов арт-
терапевтических практик в каждом модуле проекта) и др. Использование
принципа «комплементарности» в культурно-досуговых программах придавало
проекту целостность и интегративность.
Таким образом, теоретическая модель развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности
понимается нами как создаваемый «образ» процесса, в котором описываются
основные стороны, взаимодействующие друг с другом, где цель достигается с
помощью форм, методов, средств воспитательной, образовательной, культурно-
досуговой деятельности, реализующейся в оптимальных организационно-
педагогических условиях учреждений культурно-досугового типа.
Во второй главе «Совершенствование процесса развития музыкально-
эстетической культуры подростков в организационно-педагогических
условияхучрежденийкультурно-досуговоготипа»представлена
диагностика процесса развития музыкально-эстетической культуры подростков
в организационно-педагогических условиях культурно-досуговой деятельности,
организационно-педагогические условия реализации теоретической модели
развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-
досуговойдеятельности,технологиивнедренияорганизационно-
педагогических условий развития музыкально-эстетической культуры
подростков в процессе культурно-досуговой деятельности.
В первом параграфе второй главы «Диагностика процесса развития
музыкально-эстетическойкультурыподростковворганизационно-
педагогических условиях культурно-досуговой деятельности» анализируется
деятельность учреждений культуры по развитию музыкально-эстетической
культуры подростков. Актуальное значение диагностики в выявлении уровней,
критериев, показателей, оценок действий подростков, получающих
музыкальное образование на основе потребностей и мотивации, обеспечивает
решение задачи фиксации изменения у испытуемых.
Диагностику диссертант рассматривает как инструмент использования
теоретических наработок для организации деятельности музыкальных
коллективов художественной самодеятельности, клубов по интересам,
любительских объединений в учреждениях культурно-досугового типа.
На основе различных методик диагностики был выявлен общий уровень
развитости музыкально-эстетической культуры подростков в процессе
культурно-досуговой деятельности. На констатирующем этапе педагогического
эксперимента опрос показал низкий уровень развитости музыкально-
эстетической культуры как в контрольной группе – 53,04 %, так и в
экспериментальной группе – 53,31 %, то есть группы находились на примерно
одинаковом (низком) уровне.
Приоритетной задачей на данном этапе исследования в процессе обучения
стал отбор музыкально-художественного репертуара. Это позволило развивать
вкус у подростков не только в области музыки, но и в других областях
искусства (кинематографии, литературе, живописи и т.д.). Другими задачами
являются развитие навыков сотрудничества и совместной (командной) работы;
развитие чувства уверенности в себе.
Поэтому критериями развития музыкально-эстетической культуры
подростковстали:эмоционально-мотивационный;когнитивный;
деятельностный.
Диагностика показала, что участие в проекте позволило не только развить
значимые компоненты музыкально-эстетической культуры, но и приобрести
новые компетенции для дальнейшей профессиональной реализации в
оптимальныхорганизационно-педагогическихусловияхдеятельности
учреждений культурно-досугового типа.
Во втором параграфе второй главы «Организационно-педагогические
условия реализации теоретической модели развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности» был
обобщенопытспециалистов,выступающихзаинтеграцию
общеобразовательных, профессиональных и культурно-досуговых сфер в
достижении цели развития музыкально-эстетической культуры подростков в
организационно-педагогических условиях в процессе культурно-досуговой
деятельности.
Для определения потенциала культурно-досуговых учреждений в этом
направлении деятельности важно было рассмотреть данный феномен в рамках
реализации проекта «Art music travel».
Основной базой стал МБУК «Музейный комплекс г. Казани» как одно из
наиболее доступных для населения учреждений культуры Татарстана. Он
сочетает в себе функции научно-исследовательского центра, учебного
заведения, места отдыха, площадки для проведения культурно-досуговых
программ. Эта многофункциональность делает современное учреждение
культуры притягательным центром для апробации новых технологий и методик
культурно-досуговой деятельности. С целью вовлечения подростков в активное
музыкальное творчество и обогащения культуры общества был проведен
комплекс культурно-досуговых программ в конкретных организационно-
педагогических условиях, при которых свободная деятельность участников
была направлена на удовлетворение их личностных потребностей, мотивации,
психологических установок и интереса.
Рассматривая пространство учреждений культуры как самостоятельный
феномен, диссертант получил доказательство, что оно является одним из
главных организационно-педагогических условий реализации теоретической
модели развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе
культурно-досуговойдеятельности.Сочетаниепатриотическогои
классического репертуара и культурно-досуговой среды способствует
вовлечению подростка в мир высокого искусства.
Выявив сущность организационно-педагогических условий, определив их
практическую значимость в проекте «Art music travel», проанализировав
мнения и позиции экспертов, можно утверждать, что реализация теоретической
модели по развитию музыкально-эстетической культуры подростков в
оптимальных организационно-педагогических условиях через «создание
творческих проектов» (организация творческой среды, разработка и реализация
методов и приемов для развития многовекторного специалиста в области
музыки) оказала большое влияние на целевую аудиторию в проявлении
творческой деятельности, т.е. способствовала вовлечению подростков в
процесс активного творчества и подготовку специалиста-музыканта к активной
культурно-досуговойдеятельности.Реализацияорганизационно-
педагогического условия «интеграция образовательной и досуговой сфер
развитиямузыкально-эстетическойкультуры»,подразумевающего
сотворчество «подросток-подростку», применение разнообразных функций
педагога,сотрудничествовнутрикластераобщеобразовательных,
профессиональных, досуговых учреждений, педагогическое партнерство,
позволила организовать подростковый арт-совет, в котором благодаря
групповой работе, методу «мозгового штурма» у целевой группы
сформировался глубокий интерес к инструментам симфонического оркестра, их
устройству, приемам элементарного музицирования и т.п., а также
способствовала поддержанию инициативы, успешной коммуникации
аудитории, передаче опыта потенциальным участникам.
Таким образом, в диссертационном исследовании было доказано, что при
использовании организационно-педагогических условий на основе ведущих
педагогических подходов и принципов в рамках проекта «Art music travel»
возможна эффективная реализация теоретической модели развития
музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-
досуговой деятельности.
В третьем параграфе второй главы «Технологии внедрения
организационно-педагогических условий развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности» для
реализации теоретической модели диссертант использовал следующие
технологии: прогнозирование, планирование, проектирование, моделирование.
Технологии культурно-досуговой деятельности, используемые для
внедрения организационно-педагогических условий развития музыкально-
эстетической культуры подростков, подтверждают эффективность проекта «Art
music travel».
Внедрение теоретической модели развития музыкально-эстетической
культуры подростков в организационно-педагогических условиях культурно-
досуговой деятельности проходило в ходе опытно-экспериментальной работы.
I этап – апробация следующих диагностик – «Культурный человек» (Е.М.
Торшилова); степень развития музыкальности (Методика Gold-MSI), «Каков
Ваш творческий потенциал?», «Анкета для определения уровня развития
музыкально-эстетической культуры подростков». С помощью указанных
методик были выявлены представления подростковой аудитории о качествах
современного культурного человека; определен творческий потенциал
подростковой аудитории; выявлены группы подростков, имеющих
музыкальный опыт, но не имеющих желания заниматься творчеством, а также
имеющих творческий потенциал, но не имеющих возможности заниматься
активными творческими практиками. Соответственно реализовано равноценное
распределение подростковой аудитории на экспериментальную и контрольную
группы. В эксперименте участвовало 148 человек. Разработана модель проекта
«Art music travel», в процессе которого внедрялись организационно-
педагогические условия.
II этап – организация эксперимента, корректировка модели процесса
развития музыкально-эстетической культуры подростков средствами
культурно-досуговой деятельности и ее внедрение в практику, апробация
проекта «Art music travel» и организационно-педагогических условий. На
данном этапе для побуждения и приобщения участников проекта «Art music
travel» к активной творческой музыкально-эстетической деятельности были
поставлены задачи развития музыкально-эстетической культуры по каждому
критерию. Поэтому были применены диагностики критериев музыкально-
эстетической культуры подростков в организационно-педагогических условиях,
способствующих выявлению динамики процесса. Это методики: Е.М.
Торшиловой (тесты эстетического восприятия), Т.А. Барышевой (диагностика
состояний в ситуации восприятия музыки, диагностики способностей к
преобразованию, визуальной креативности, фантазии), В.Г. Ражникова
(диагностика восприятия музыки), Е.И. Юдиной (методика развития
сочинительства (стихи)), авторские методики: диагностика эмоционально-
эстетического воображения («придумай название картине и опиши свои
чувства» по авангардным картинам К.Васильева); диагностика склонности к
творчеству, фантазии («сказка-рассказ о дорогах» по картинам К. Васильева,
рассказ-отзыв из назывных предложений); диагностика восприятия музыки с
помощью изобразительного искусства («Нарисуй музыку»); диагностика
художественной грамотности (тест с картинами К. Васильева); диагностика
динамики знаний, умений, навыков в области музыкально-эстетической
культуры (тест «Эрудиция», тест «Узнай композитора» по портретам
композиторов работы К. Васильева, тест по основам нотной грамоты с
использованием компьютерных приложений «Rhythmcat», «Noteworks»,
«Pianokeyboard») и др. Данные методики были адаптированы для подростков,
участвующих в проекте «Art music travel». Также для выявления динамики
развития музыкально-эстетической культуры подростков автором применялось
анкетирование по ключевым позициям каждого критерия и метод экспертных
оценок.
III этап – сбор и анализ информации, в том числе о результатах
деятельности участников эксперимента, для выявления динамики по каждому
критерию и общей динамики развития музыкально-эстетической культуры
подростков. Вновь проведен опрос с помощью разработанной диссертантом
«Анкеты для определения уровня развития музыкально-эстетической культуры
подростков». Произведен расчет t-критерия Стьюдента для контрольных и
экспериментальных групп с целью выявить зону значимости и незначимости
результатов проведенного эксперимента.
По итогам заключительной части эксперимента: по эмоционально-
мотивационному критерию в контрольной группе показатель уровня
практически не изменился (понизился на 0,67%), тот же показатель в
экспериментальной группе значительно повысился (на 16,89%); по
деятельностному критерию изменения произошли в обеих группах – в
контрольной группе он вырос на 0,94%, в экспериментальной на 26,62%, что
свидетельствует о значительном повышении уровня деятельностного критерия
в экспериментальной группе; по когнитивному критерию изменения произошли
в обеих группах – в контрольной группе он вырос на 4,72%, в
экспериментальной на 22,63%, что свидетельствует о значительном повышении
уровня когнитивного критерия в экспериментальной группе. Общий уровень в
контрольной группе составил 54,25% (вырос на 1,21%), в экспериментальной
группе 76,21 % (вырос на 22,9%). Все это подтверждает эффективность
проектной деятельности и внедренных организационно-педагогических
условий в процессе культурно-досуговой деятельности.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что проект
«Art music travel» эффективен в развитии музыкально-эстетической культуры
подростков, что доказывает необходимость применения выведенных
организационно-педагогических условий в процессе культурно-досуговой
деятельности.
Таким образом, анализ опытно-экспериментальной работы позволил
выявить динамику по каждому критерию и определить общий уровень развития
музыкально-эстетической культуры подростков. Полученные показатели
свидетельствуют о результативности проекта «Art music travel», состоящего из
четырех модулей: «Культурные акции», «Музыкально-образовательный
лекторий» (ключевой модуль), экскурсия «Музыкальная Казань», «Школа
юного лектора», а также об эффективности организационно-педагогических
условий, а именно: разработка музыкально-творческих проектов, интеграция
образовательной и досуговой сфер развития музыкально-эстетической
культуры подростков, использование воспитательного потенциала культурно-
досуговых учреждений.
Сделаны выводы о том, что теоретическое обоснование и
экспериментальное внедрение разработанной модели развития музыкально-
эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой
деятельности доказало эффективность выявленного и обоснованного комплекса
организационно-педагогических условий, способствующих повышению уровня
музыкально-эстетической культуры целевой аудитории подростков.
На основе теоретического анализа выявлены сущностные характеристики
музыкально-эстетической культуры подростков, рассмотрен её компонентный
состав; определены потенциальные возможности культурно-досуговой
деятельности в процессе развития музыкально-эстетической культуры
подростков.
Разработана и внедрена теоретическая модель развития музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности.
Выявлены организационно-педагогические условия реализации модели,
основанные на учете психолого-педагогических и иных особенностей
подросткового возраста, возможностях воспитательного воздействия
культурно-досуговой деятельности и ее инфраструктуры, а также
необходимости использования потенциала общего, дополнительного,
профессионального образования в культурно-досуговых учреждениях в ходе их
реализации.
На основе полученных результатов опытно-экспериментальной работы,
демонстрирующейположительнуюдинамикуразвитиямузыкально-
эстетической культуры подростков, доказана эффективность разработанных
технологических основ ее развития в условиях культурно-досуговой
деятельности.
Актуальность. В современный период проблема развития музыкально-
эстетической культуры подростков обусловлена следующими факторами:
снижением интереса подрастающего поколения к классическому музыкальному
искусству; проникновением цифровых технологий и инструментов в создание и
распространение новой музыкальной культуры во всех сферах жизни общества,
появлением тенденции всеобщей «омузыкаленности» общества, (т.е.
присутствием музыки как фона практически во всех сферах жизни), а также
взаимопроникновением жанров массовой и классической музыкальных культур.
Это значительно осложняет процесс развития музыкально-эстетической культуры
подрастающего поколения.
В связи с этим необходимы инновационные идеи, подходы, приемы,
педагогические установки, которые стимулируют развитие нового
специфического процесса в деятельности учреждений культурно-досугового типа,
способного обеспечить мотивацию подрастающего поколения, и вызвать
эмоциональную реакцию в обществе. Изучение ценностных ориентаций
подростков в рамках культурно-досуговой деятельности предоставляет
возможность выявить и позитивно скорректировать музыкально-эстетические
вкусы последних, оценить их культурный потенциал. Именно в сфере
культурного досуга подростки могут «проиграть» на модельном уровне все
возможные варианты своего будущего поведения. Следовательно, при создании
организационно-педагогических условий в учреждениях культурно-досугового
типа у педагогов появляется возможность интегрировать принцип
преемственности в процесс формирования позитивных ценностных ориентаций
через следующие механизмы: сохранение интереса к традиционной системе
ценностей одновременно с современными (например, прослушивание
музыкальных произведений, сочетающих классическую и современную музыку);
преодоление состояния индивидуального ценностного вакуума и отчуждения,
вызванного пребыванием в музыкальном «тик-ток» пространстве; развитие
адаптации подростков к изменившейся культурно-досуговой среде, не
отказываясь от классической и традиционной музыки и т.п.
В эпоху цифровизации и высоких технологий общество еще не готово
принять факт, что новые знания видоизменяют старые, что традиционные
подходы к образованию, восприятию культуры, оценке тех или иных моделей
поведения уже не принимаются большинством и переживают серьезную
трансформацию. Ключевым, основополагающим фактором в оценке динамики
развития культуры является отношение к ней различных категорий населения
через понимание ценностей и ценностные ориентации. Они могут быть
устойчивыми и постоянными или маневренными и подвижными, однако в целом
развитие ценностных ориентаций имеет динамический характер. Ценностные
ориентации в ХXI веке активно трансформируются, но при этом по-прежнему
присутствуют в качестве основополагающих традиционные ценности. Научно-
теоретический анализ организационно-педагогических условий развития
музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности не может рассматриваться в отрыве от ценностных ориентаций и
музыкально-эстетических предпочтений общества.
Согласно ряду нормативно-правовых актов Российской Федерации
(Национальный проект «Культура» 2019-2024 [87], Стратегия государственной
культурной политики РФ на период до 2030 года [117], Указ Президента
Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации «Десятилетия Детства и разработке национальной стратегии [133]), а
также других федеральных документов, наиболее перспективным механизмом
решения проблемы развития музыкально-эстетической культуры подростков
является создание системы взаимодействия различных институтов социально-
культурной жизни общества: учреждений культурно-досугового типа,
учреждений дополнительного образования детей, где будет осуществляться
эффективное управление процессом развития музыкально-эстетической культуры
подростков. Особую важность приобретает разработка современных подходов к
созданию организационно-педагогических условий развития эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности.
Степень научной разработанности проблемы.
Основополагающее значение для нашего исследования имеет рассмотрение
научно-теоретических и прикладных исследований, содержание которых
направлено на: развернутый анализ процесса развития музыкально-эстетической
культуры личности человека (А.И. Арнольдов, Ю.Л. Афанасьев, Э.А. Баллер,
В.Ю. Борев, Т.Н. Домбровская, М.С. Каган, В.М. Межуев); изучение музыкальной
деятельности в контексте развития музыкально-эстетической культуры личности
(Б.В. Асафьев, Р.Н. Грубер, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор,
Б.М. Теплов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, В.С. Цукерман, Л.В. Школяр); определение
сущностных характеристик музыкально-эстетической культуры (Ю.М. Алиев,
А.И. Арнольдов, Е.В. Боголюбова, Л.В. Горюнова, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.Б.
Крылова, Б.Т. Лихачев, Р.А. Тельчарова); выявление теоретико-методологических
основ области музыкально-эстетического воспитания личности (Э.Б. Абдуллин,
О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.М. Матонис,
З.М. Явгильдина и др.), в том числе системы музыкального воспитания (К. Орф,
Ш. Сузуки, Золтан Кодаи, Д. Кабалевский, Жак Далькроз и т.д.); изучение
музыкальных способностей личности, а именно «музыкальности»
(Д.К. Кирнарская, А.В. Торопова, Ю.А. Цагарелли, Е. Jaffurs, Ј. Blacking,
S. Brandstrom, Р.S. Campbell, Е.Е. Gordon, М.Р. Zimmerman и др.); изучение
методов музыкально-эстетического воспитания и образования (Д.Б. Кабалевский,
Г.М. Цыпин, Т.Э. Тютюнникова и др.); выявление закономерностей развития
структурных компонентов музыкально-эстетической культуры личности
(Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов,
Д.Б. Эльконин); исследование формирования музыкально-эстетической культуры
школьников в условиях культурно-досуговой деятельности (И.В. Барвинок),
дополнительного образования (М.А. Фадеева, Е.И. Левит) молодежи в условия
вуза (Г.Р. Грищенков, И.Ю. Павлова, Л.И. Арштейн и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют исследования ученых в
Публикации автора в научных журналах
- 17.00.00 Искусствоведение
- 17.00.03 Кино-, теле- и другие экранные искусства
- 24.00.00 Культурология
- 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.00 Педагогические науки
- 05.23.00 Строительство и архитектура
- 10.02.14 Классическая филология, византийская и новогреческая филология
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.00 Педагогические науки
- 10.00.00 Филологические науки
- 10.02.00 Языкознание
- 17.00.00 Искусствоведение
- 17.00.03 Кино-, теле- и другие экранные искусства
- 24.00.00 Культурология
- 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.00 Педагогические науки
- 05.23.00 Строительство и архитектура
- 17.00.00 Искусствоведение
- 17.00.03 Кино-, теле- и другие экранные искусства
- 24.00.00 Культурология
- 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.00 Педагогические науки
- 05.23.00 Строительство и архитектура
- 17.00.00 Искусствоведение
- 17.00.03 Кино-, теле- и другие экранные искусства
- 24.00.00 Культурология
- 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.00 Педагогические науки
- 05.23.00 Строительство и архитектура
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!