ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К СОВРЕМЕННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ)

Новикова, Ольга Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________________3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В МОДЕРНИЗИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ_____26
§1. Основные подходы к анализу понятия идентичности _________________26 1.1. Идентичность как объект социально-философского анализа_________26 1.2. Процесс самоидентификации: взаимодействие «самости» и «иного»__ 35
§2. Особенности социальной самоидентификации в традиционном обществе__42 2.1. Идентичность в традиционном обществе_________________________ 42 2.2. Специфика японского дискурса проблемы идентичности ___________ 47 2.3. Особенности самоидентификации в традиционном обществе Японии
эпохи Токугава____________________________________________________ 51 §3. Трансформация ценностных установок и условий самоидентификации в модернизирующемся обществе_______________________________________ 74
3.1. Эволюция условий формирования идентичности в начале модернизации __ 74
3.2. Кризис ценностных ориентаций и условий самоидентификации в условиях ускорения модернизации____________________________________ 86 ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ______________98 §1. Особенности этно-национальной самоидентификации в современном обществе __________________________________________________________98 §2. Значение языка как средства самоидентификации ___________________ 110 §3. Факторы и уровни самоидентификации в современном японском обществе________________________________________________________ 122 ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________ 151 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________ 158

Актуальность темы исследования. Современное общество обладает рядом особенностей, из-за которых его называют пост-модернистским, пост- индустриальным, информационным и т.д. К его особенностям относятся: становление общества потребления, формирование глобального рынка, информатизация, переориентация с интересов общества на интересы индивида, увеличение социальной неопределенности и т.п.
Условия современного мира, живущего в эпоху глобализации, формируют поле, в котором ситуации взаимодействия с «другим» становятся частыми и неизбежными. Мощный информационный поток несет огромное количество примеров иных представлений о мире, иных культурных ценностей и социальных установок. В результате и само общество, и индивиды, его составляющие, начинают воспринимать себя иначе. Поэтому исследователи современного общества анализируют какие именно изменения происходят, как протекает этот процесс, на что оказывается влияние и т.д. Это приводит к усилению интереса исследователей общества к темам идентичности и самоидентификации как процессов определяющих формирование личности в мире, где каждая страна вовлечена в новые процессы глобализации, информатизации, которые меняют прежнюю картину мира, ломают привычные границы.
Глобализационные процессы современного мира формируют новые вызовы, с которыми сталкиваются все страны, и соответственно, отсутствует опыт преодоления этих вызовов. При этом, можно сказать, что особенностью современного состояния социума каждой страны является то, что все страны вовлечены в одинаковые процессы одновременно. Поэтому особенно важно исследовать эти проблемы, учитывая тот опыт, который есть у каждой из стран, обладающих своеобразием, присущим только данной стране, с ее культурой,
3
менталитетом жителей и т.п., и строящим новую идентичность, по-своему реагируя на внешний мир.
Формирование идентичности в современной Японии обладает особенностями, которые отличают его от обществ других стран, влияют на самоидентификацию японцев. Это, прежде всего, моноэтничность, способность эффективно адаптировать «чужое» в «свое», популярность традиционной японской культуры.
Япония, с одной стороны характеризующаяся тенденцией к сохранению традиций, которые продолжают существовать и в современном обществе, а с другой, обладающая ультрасовременными инновациями, вошедшими в повседневную жизнь японцев, демонстрирует образ страны, способной адекватно ответить на вызовы, которые получает, поэтому важно рассмотреть что этому способствует. Исследование того, что этому способствует, может помочь находить пути преодоления проблем, возникающих в современном мире в ходе процессов глобализации. Несмотря на довольно долгий период, когда Япония развивалась в условиях американизации, она, тем не менее, смогла измениться, сохранив уникальные японские черты, поэтому ее можно назвать примером страны, которая успешно сохраняет свою идентичность в ходе процессов глобализации.
Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что анализ вопросов, касающихся самоидентификации в современном японском обществе, является важной задачей, позволяющей понять как японцы идентифицируют себя, и вместе с этим и как воспринимают тематику идентичности вообще и идентичности Японии в частности, каким образом сохраняется традиционная самоидентификация в современном японском обществе, несмотря на долговременное и устойчивое влияние США. Изучение проблематики самоидентификации и идентичности позволит понять что характеризует современное японское общество, и углубить тем самым и само понятие идентификации.
4

Японская массовая культура, транслирующая идеи и ценности, лежащие в основе японского общества, стала весьма популярной в мире. С другой стороны, влияние западных ценностей и норм оказывает огромное влияние на образ жизни самих японцев. Появление новых типов отношений между людьми находит свое отражение в языке, меняется соотношение и наполненность уровней самоидентификации. Занимаясь исследованием этого вопроса, важно рассмотреть как меняется характер самоидентификации в трансформирующемся обществе, чтобы представить общую картину современного общества Японии.
Диссертационное исследование прямо относится к научной специальности «Социальная философия», поскольку проблема социальной идентичности, как и принципиально связанная с ней проблема социальной самоидентификации относятся к глобальным проблемам современной цивилизации. Диссертант, опираясь в том числе и на новейшие работы японских авторов, занимающихся исследованием вопросов идентичности и самоидентификации, исследует стимулы и механизмы становления человека и общества, формы и механизмы социальной детерминации, источники и механизмы социокультурных изменений, осуществляет социально- философский анализ культуры и общественных отношений.
Степень научной разработанности темы исследования
При исследовании тем идентичности и самоидентификации, ставших актуальными в современном обществе, прежде всего, следует отметить, что особенную значимость эти вопросы приобрели в странах Запада и разработкой данной темы занимаются в основном американские и европейские исследователи.
Особенность исследования идентичности и самоидентификации заключается в том, что исследуя эти категории в рамках социальной философии, нельзя обойтись без обращения к работам психологов, которых можно назвать
5

основоположниками современного исследования идентичности, а также социологов, культурологов, антропологов и других исследователей, занимающихся этой темой, т.е. применять междисциплинарный подход.
На данном этапе разработанности темы идентичности, при исследовании вопросов самоидентификации в современном японском обществе, необходимо обозначить основные направления исследования, принять во внимание какие идеи лежат в основе данной темы, поэтому из огромного массива литературы, касающейся проблематики идентичности и самоидентификации, диссертант использовал только самые основные.
В психологии наиболее интересны работы Э. Эриксона, который ввел в научный оборот термин «идентичность», а также Г.Тэджфела, Дж. Тернера, знаменитых теориями личной и социальной идентичностей. В рамках социальной психологии М. Хогг, занимаясь изучением самокатегоризации, обращал внимание на то, что человек будет всегда стремиться сохранить членство в группе, с которой он себя идентифицирует1, и др.
Из российских исследователей можно выделить работы В.С. Агеева, который, исследуя идентичность, акцентирует внимание на межгрупповом взаимодействии, обращается к исследованию стереотипов, как универсальному механизму межгруппового восприятия 2 . Е.П. Белинская занимается исследованием социально-психологических факторов информационного общества, проблемами формирования и развития идентификационных структур, конструирования идентичности в ситуации неопределенности 3 . Т.В. Бендас исследует проблематику гендерной психологии 4 , И.И. Булычёв анализирует
1 Hogg M. A., Abrams D. Social identification, self-categorisation and social influence // European review of Social Psychology, 1990. – No1. – P. 195-228.
2 Агеев B.C. Социальная идентичность личности. // Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы.-М.:Изд-воМоск.ун-та,1990.- С.201-211
3 Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. – 1999. – No3. – С. 40-46.
4 Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.:Питер, 2005. – 431с.
6

структуру гендерной реальности, выделяя три возрастные когорты5. Представляет интерес обобщающая работа А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой, которая объединяет подход к социальной идентичности российских авторов, представляющих ее как соотнесение себя с некой группой, и западных психологов, занимающихся прежде всего идентификационными процессами в малых группах.
Следом за психологами, идентичностью стали активно заниматься социологи и философы. П. Бергман, Т. Лукман как последователи идей Э. Гуссерля и А. Шюца детально разработали основные категории и темы социологии знания в феноменологической перспективе и отводят особую роль в формировании идентичности образцам, получаемым индивидом в процессе социализации6.
Основоположник «формальной социологии» Г. Зиммель 7 занимался «философией культуры», проблемами типологического анализа социальных отношений, анализом потока «жизненной энергии», определяющей содержание социальной жизни, структур мышления, отмечал, что идентичность создается в результате конфликта между группами.
Один из ведущих социологов – автор теории структурации Э. Гидденс, демонстрирует взаимодействие структур и социальных действий, а в более поздних работах рассматривает различия между традиционной и посттрадиционной культурами с точки зрения их влияния на идентичность, интимные отношения и политические институты8.
З. Бауман, используя термин «текучая современность», а не «постмодерн», рассматривает современное глобализирующееся общество, как постоянно
5 Булычёв И.И. Гендерная структура как теоретическая проблема [Электронный ресурс]. URL:http://credonew.ru/content/view/678/60/ (дата обращения: 21.08.2009).
6 Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания – Московский философский фонд «Academia-Центр», Москва «МЕДИУМ», 1995. – 323с.
7 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос: философско-литературный журнал. – 2000. – No 3-4. – С. 23-30.
8 Гидденс Э. Социология – Едиториал УРСС, 1999. – 704 с., Giddens, A. The Consequences of Modernity. – Polity press, 1991. – 200 р.
7

меняющееся, показывая, что рекомендуемая жизненная стратегия сегодня – это гибкость и подозрение ко всем долговременным обязанностям. Он отмечает, что современных людей волнует не столько проблема самоидентификации, сколько проблема реидентификации: как сохранить возможность стать каким-то другим, и что в «действительном понятии идентичности сегодня уживаются два желания: я хочу быть собой и я хочу быть кем-то иным»9.
Что касается философов, то П. Рикер, стремясь создать в рамках феноменологической герменевтики концепцию человека 20 века использует идеи, разработанные в рамках основных направлений философии 20 века, вводит термин «повествовательная идентичность», считая, что «самость» может избежать антиномичности, характерном для понятия «идентичность», если ее идентичность будет основана на модели динамической идентичности, которую можно обнаружить в повествовательном тексте10.
В.С. Малахов исследуя проблематику мультикультурализма, не мог обойти вниманием и вопрос идентичности как в теоретическом аспекте, так и в практических исследованиях11.
В монографии М.В. Заковоротной предлагается анализ проблемы идентичности в современном обществе и культуре, исследуется связь идентификации и процессов жизнедеятельности, рассматриваются изменения понимания идентичности в различные исторические эпохи, дается анализ концепций индивидуальной и коллективной идентичности12.
В рамках социокультурной антропологии о концепциях идентичности и идентификации в социально-научном знании писала Э.А. Орлова, рассматривая
9 Бауман З. Индивидуализированное общество. – М., Изд-во “Логос”, 2002. – 390 с., Бауман З. Текучая современность (Liquid Modernity) – СПб: Питер, 2008. – 240 с., Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. URL:http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4985/4989 (дата обращения: 11.08.2008), Лекция Баумана З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года URL:http://polit.ru/article/2011/05/06/bauman/ (дата обращения: 11.05.2012).
10 Рикер П. Повествовательная идентичность //Герменевтика. Этика. Политика. – 1995. С.19-37, Рикер П. Я-сам как другой. – М. Издательство гуманитарной литературы, 2008. – 416 с.
11 Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. – 1998. – No2. – С. 43-53.
12 Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. – Ростов-на-Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. – 200с.
8

общество с точки зрения строения социокультурного пространства и форм социального взаимодействия и коммуникации, предлагая теоретические модели социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия в его пределах, которые базируются на социологических и культурно – антропологических основаниях и относятся к микродинамическому уровню анализа13. Е.Г. Трубина, занимающаяся современной западной философией и социальной теорией, исследовала истоки проблемы персональной идентичности и то, какой эта проблематика предстает в современной философской литературе, отмечает, что идентичность человека определяется, прежде всего, непрерывностью и постоянством жизни14.
Е.О. Труфанова, занимаясь проблематикой идентичности, исследует проблему эскапизма, множественной идентичности, рассматривает понятие «Я» с позиций социального конструкционизма, и вместо постмодернистских концепций «распадающегося» Я предлагает идею о «Я» как о связной системе образов себя, формирующихся в результате множественности различных социокультурных контекстов15.
В сфере научных интересов А.Ю. Шеманова самоидентификация человека и становлении его субъективности, отношение к Другому в культуре, культурные практики репрезентации и формирование субъективности человека. Он отмечает, что «учитывая культурно-историческую опосредованность любого самоописания, исследование самоидентичности человека сегодня не может не принимать во внимание вопрос о ее становлении в истории и культуре приходится обращаться к анализу историко-культурного становления разумности, социальности и т.д.»16 Так же Шеманов отмечает необходимость
13 Орлова Э.А. Концепции идентичности/идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории. – 2010. – Том IV. – С.87-111
14 Трубина Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 151с.
15 Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. – 2010. – No2. – С.13-22
16 Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека как антропогенетический феномен: автореф. на соис. доктор. степени – М., 2008.- с. 4
9

исследования самоидентификации не только как «данной исследователю позитивной реальности», но и «как результат ее порождения иным»17. Интерес представляют исследования идентичности И.С. Кона, В.Н. Павленко, Л.Г. Ионина и др. поскольку в них представлены основные подходы в понимании тематики идентичности.
Традиционное общество, обладающее общими чертами во всех регионах мира, но и имеющее характерные отличия в каждом регионе, изучалось многими исследователями с самых разных ракурсов. Прежде всего нужно отметить исследования антропологов: Б. Малиновско18, автора функциональной теории культуры, который внес огромный вклад в изучение природы традиционных культур и методов ее познания, М. Мид 19 , занимавшейся исследованием поведения, обычаев, вопросами гендера и т.д. в разных культурах мира, Э.Б. Тайлора20, который изучал развитие культуры и главным образом религию, автора структурной антропологии К. Леви-Стросса21, большую роль отводившего языку. Комплексное исследование традиционных обществ Полинезии, Америки и Европы представлено в работах Дж. Даймонда. Философское осмысление традиционного общества представлено в работах Е. Шацкого, А.Ф. Лосева, А.Г.Дугина, Розова М.А и др. О.А. Донских исследует появление и развитие философских концепций в качестве прояснения мифологического содержания культуры 22 . Э.С. Маркарьян рассматривал традицию, как механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры как системы23. Социолог Э. Шилз выделяет и исследует
17 Там же, с.5
18 Малиновский Б. Научная теория культуры. – М.:ОГИ, 2005. – 184с.
19 Мид М. Культура и мир детства. – М.:Наука, 1988. – 134 с.
20 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с.
21 Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.:ЭКСМО-пресс, 2001. – 512 с.
22
23 Маркарьян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. – 1981. – No 2. – С.78-97.
10
Донских О.А. Культура как пересечение игры и рутины // История и теория культуры в вузовском
образовании. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск, НГУ. – 2008. – С. 45-52., Donskikh О. The Formation of Russian National Philosophy. National Philosophy as a Reflection upon National
Consciousness. – Lambert Academic Publishing AG&CoKG, 2009. – 252 p.

несколько типов обществ, опираясь на идею о том, что общество состоит из центра и перифирии24. Такой важной проблемой для традиционного общества как возрастная социализация занимался И.В. Пономарев25.
Проблема трансформации традиционного общества в ходе модернизационных процессов рассматривается практически всеми авторами, исследующими современное общество и занимающимися тематикой идентичности и самоидентификации, поэтому исследования разнообразны и многочисленны. Из социологов особенно значимы такие авторы как: Дж. Мид, А.Тоффлер, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, Э. Гидденс, Л.Г. Ионин и др. Теоретико-методологические аспекты модернизации исследует И.В. Побережников 26 . Ш. Эйзенштадт провел сравнительное исследование цивилизаций Запада и Востока в контексте перехода от традиционных обществ к модерным27.
В языке, являющемся важнейшим инструментов самоидентификации, отражается социальная реальность и поэтому, исследуя вопросы идентичности и самоидентификации, невозможно обойти вниманием изучение специфики языка. Исследованием культурных и языковых изменений, проблем самоидентификации и этничности, языка и социального взаимодействия занимается Е.В. Головко28. Среди исследований собственно японского языка выделяются работы В.М. Алпатова, который занимался изучением языковой ситуации в Японии, рассматривая социальное функционирование языка29, и других.
24 Shils Е. Tradition. – University of Chicago Press, 2006. – 334 р.
25 Пономарев И.В. Возрастная социализация в традиционном обществе. – М.:Институт Африки РАН, 2009. – 201 с.
26 Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. – РОССПЭН, 2006. – 239 с. 27 Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 416 с.
28 Головко Е. В. Языковые изменения и конструирование групповой идентичности // Вестник молодых ученых. Серия: Филологические науки. – 2001. – No 1. – С. 3-10
29 Алпатов В. М. Япония: язык и общество. – Изд. «Муравей», 2003. – 208 с., Алпатов В.М. Женщины говорят иначе Наука и жизнь. – 2006. – No8. URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/6657 (дата обращения: 13.09.2008), Алпатов В. М. Япония: язык и культура. – М.: Муравей, 2002. – 224с.
11

Среди исследований именно японской идентичности выделяются работы ряда российских специалистов, в которых изучается японское общество, культура, язык, а также вопросы идентичности и самоидентификации, после сосредоточения фокуса внимания на этих концептах. Например, интерес представляет сборник «Глобальные вызовы – японский ответ», где речь идет о самоидентификации Японии, уточнения которой требуют вызовы глобализации; об истории трансформации национальной идеи, которая в настоящее время обретает понятие бренд «Япония»; об определении страной своего места в мире и моделировании современного имиджа30.
Ценностно-смысловой анализ массового сознания на материале массовой литературы, «которая в своем интертексте осуществляет синтез художественной культуры, обыденного опыта, осмысления истории и популяризации модных философских идей»31 осуществляет О.Ю. Биричевская, сравнивая Россию и Японию.
Этнопсихологические очерки о японцах В.А. Пронникова и И.Д. Ладанова дают представление о национально-психологических особенностях современных японцев32. Похожий подход использует и А. Прасол, описывая в форме очерков современную Японию и японцев, поясняя как они «видят окружающий мир и себя в нём, как относятся к другим людям, к вещам, к идеям. Почему думают и поступают так, а не иначе»33.
Т.П. Григорьева в своих работах пишет о своеобразии культуры Японии как системы, о японской эстетике и других культурологических основах японского социума34. Е.А. Гаджиева представила монографию по истории Японии, одной из
30 Глобальные вызовы – японский ответ / Рук. проекта Молодякова Э. В. – М.: АИРО–ХХI, 2008. – 308 с.
31 Биричевская О.Ю. Массовая культура России и Японии: сравнительный ценностно-смысловой анализ // Вестник ТГПУ, Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – Выпуск 7 (58). – С. 87-92.
32 Пронников В. А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки) Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 348 с.
33 Прасол А. Ф. . – Москва,
34 Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. – М.:Наука, 1979. – 202 с. 12
Япония: лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере
“Наталис”, 2008. – с.5

задач которой было показать особенности японского национального менталитета 35 . В основу исследования, осуществленного на письменных источниках Д.Г. Главевой, положено фундаментальное для культуры Японии, по ее мнению, понятие «взгляд»36.
А.Е. Куланов занимается исследованием различных аспектов российско- японских отношений и вопросами кросскультурных коммуникаций37. Огромный вклад в изучение японской культуры и истории, общества внес А.Н. Мещеряков38, чьи труды могут послужить источником данных о разнообразных аспектах, характеризующих идентичность и самоидентификацию японцев. Особенно показательны в этом плане монографии «Быть японцем» и «Стать японцем», где анализируется формирование и наполнение «образа японца». В.Э. Молодяков автор большого количества работ, которые посвящены различным вопросам, начиная от «образа Японии» в Европе и России, роли реставрации Мэйдзи, до нескольких обобщающих работ по истории Японии ХХ века, истории внешней политики Японии, русско-японским отношениям конца XIX и первой половины ХХ веков, а также биографические исследования видных японских деятелей.
Интерес к культуре как философской проблеме в работах японских мыслителей, социальная рефлексия в японской социологической мысли и т.п. являются объектом анализа А.А. Михалева, благодаря материалам которого
35 Гаджиева Е.А. Страна Восходящего Солнца История и культура Японии. – Ростов-на-Дону, 2006. – 249 с.
36 Главева Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия. – М.:Вост. лит., 2003. – 264 с.
37 Куланов А.Е. Глава десятая. Частная жизнь японцев, сокрытое в листве // «Портрет современного японского общества». – 2006. – С. 223-242, Куланов А. Е. Еще один удар по японскому мифу: известный японский композитор Сигэаки Сайгуса говорит о жизни молодежи в Японии // «Япония сегодня». – 2001. – No 12. с. 28.
38 Мещеряков А.Н. Книга японских символов – изд. Наталис, 2003. – 556с., Мещеряков А.Н. Стать японцем – М.: Эксмо, 2012. – 432с., Мещеряков А.Н. Основные параметры японской цивилизационной модели // История и современность. – 2006. – Выпуск No1. URL:http://www.socionauki.ru/journal/articles/145571/ (дата обращения: 20.01. 2009)
13

российские исследователи могут ознакомиться с идеями японских исследователей общества39.
Собственно термин идентичность активно использует при изучении современной Японии С.В. Чугров, который исследует вопросы главным образом национальной идентичности, анализируя особенности кризисов идентичности в Японии40.
Также Е.Л. Скворцова занимается вопросами культурной идентичности Японии, обращаясь главным образом к эстетике, как основе японской философии, формировавшейся с эпохи Мэйдзи41.
Авторы обращаются к отдельным историческим периодам, или рассматривают историю Японии в целом, что не позволяет рассмотреть непосредственно вопросы самоидентификации, занимаются изучением отдельных аспектов или видов идентичности: культурной, семейной, этнической, национальной и т.д.
Исследование вопросов, имеющих отношение к японской идентичности, зарубежными и японскими исследователями ведется гораздо более интенсивно и количество работ, посвященных или связанных с проблематикой идентичности японцев велико и разнообразно. Американский социолог Р. Белла, считая основой человеческого общества религию, занимался исследованием того, какое место занимает религия в формировании идентичности, и отмечал, что на японскую идентичность оказало влияние периферийное положение страны, называл
39 Михалев А.А. Япония: социальная рефлексия в модернизированном обществе (50-70е гг. XX столетия). – М.: Водолей, 2001. – 160 с.
40 Чугров С.В. Социокультурная традиция и внешнеполитический менталитет современной Японии: автореф. дисертации на соискание степени доктора наук URL:vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/…/sociol/ChugrovSV.doc (дата обращения: 13.09.2008), Чугров С.В. Япония в поисках новой идентичности. – М. «Восточная литература» РАН, 2010. – 312 с.
41 Скворцова Е.Л. Японская эстетика: от традиции к философии //Филология: научные исследования. – 2011. – No 4. – С. 5 – 19., Скворцова Е. Л. «Христианский век» в Японии. Проблема взаимодействия национальных культур // Человек и мир в японской культуре, М.:Наука. – 1985. – С.118-135, Скворцова Е.Л. Проблемы «праведного искусства» японского эстетика Кобаты Дзюндзо URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=271&Itemid=52 (дата обращения: 20.02.2009), Скворцова Е.Л. Япония: кризис культурной идентичности при встрече с западной цивилизацией URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=564temid=52 (дата обращения: 20.02.2009).
14

основным достижением то, что, считаясь мостом между Западом и Востоком, Япония смогла найти определенный баланс между традициями и модернизацией42.
Одной из самых известных книг, связанной с содержанием японской культурной, национальной идентичности, хотя термин «идентичность» в ней не используется, является книга американского антрополога Р. Бенедикт «Хризантема и меч», в которой формируется образ традиционной довоенной Японии43.
Дж. Воронофф, специализирующийся в области экономических, социальных и политических проблем современной Японии, на основе данных статистики, опросов общественного мнения, социологических обследований, исследований ученых-японоведов и личных наблюдений исследовал характер и природу социального кризиса в Японии в конце XX в. Он отмечает, что «все больше и больше вещей разделяет японцев, все меньше и меньше – связывает их. Религия расколота на множество групп и сект, нет идеологий, которые могли бы объединить большие группы людей. Все меньше привязанность рабочих и служащих к своим компаниям, учеников и учителей – к своим школам, отцов и детей – к семьям, все больше недовольства ими и все слабее силы, связывающие их функционально вместе»44.
Социальный антрополог Г. Джой для того, чтобы понять современное японское общество, рассматривает его с разных сторон: начиная от системы родства, социализации, вплоть до системы образования, жизненного цикла и т.д., переходя, таким образом, от небольших локальных объединений к крупным институтам45.
42
Bellah R. M. Cultural Identity and Asian Modernization URL:http://www2.kokugakuin.ac.jp/ijcc/wp/cimac/bellah.html (дата обращения: 05.06.2008).
43 Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. – СПб.: Наука, 2007. – 360с.
44 Воронофф Дж. Социальный кризис в Японии // Япония в конце XX века: экономика, социология, управление: реф. сб. Под ред. А.И. Фурсова. М.: РАН ИНИОН. – 2002. – 51с.
45 Hendry J. Understanding Japanese society . – Third edition, RoutledgeСurzon, 2003. – 265p.
15

К. Бёрджесс является сторонником идеи мультикультурности Японии, критикует идею гомогенности японского общества, являющуюся центральной в нихондзин-рон. Одним из выводов его исследования стало то, что Япония стремится найти свое место и идентичность в стремительно глобализирующемся мире за счет применения «мягкой силы»46.
Социолог Дж. Ли тоже критикует идеологию моноэтничной Японии, считая, что японская нация начала складываться в эпоху Мэйдзи и данная идеология способствовала сплочению народа перед лицом опасности, которую несли европейцы47.
В Японии идентичность стала объектом исследований со второй половины 70-х гг. – А. Ониси48 сделал обзор исследований культурной идентичности с точки зрения психологии. Вопросами национальной идентичности занимались Уэмацу49 и др. Исследованием японской идеологии и «японского духа» занимался Д. Тосака50, К. Томинага51 исследует изменение японского общества в современном мире. В книге «Япония и японцы» С. Мацусита52 изучал как природные особенности страны, императорская система и другие особенности повлияли на складывание японского менталитета, и что значит быть японцем. В книге о культурном национализме К. Ёсино пишет о теориях нихондзин-рон, сочетая антропологию и социологию, представляет исторический анализ основ японской национальной идентичности и обсуждает
46 Burgess C. Maintaining Identities Discourses of Homogeneity in a Rapidly Globalizing Japan URL:http://www.japanesestudies.org.uk/articles/Burgess.html (дата обращения: 12.05.2008).
47 Lie J. Multiethnic Japan. – Harvard University Press, Cambridge University Press, 2001. – 248 р.
48 Ониси А. Ибункакан сэссоку ни кан суру синригакутэки кэнкю: ни цуйтэ но рэбю: – Бункатэки айдэнтити кэнкю: о тю:син ни – (Обзор психологических исследований, касающихся контактов между представителями различных культур – Исследования культурной идентичности) // Вестник Токийского университета. Педагогика. – No41, с.301-310
49 Уэмацу А. Ибунка канкё: ни окэру миндзоку айдэнтити но якувари – Сю:дан айдэнтити то дзига айдэнтити но канкэй (Роль этнической идентичности в кросс-культурной среде – Связь коллективной и персональной идентичности) // Исследования личности. – 2010. – т. 19. – No1. -с.25–37.
50 Тосака Д. Идэороги: то родзикку, Тосака Дзюн идэороги:ронсю:сэй (Идеология и логика, Собрание работ по идеологии Тосаку Д.) – Сёсисинсуй , 2007. – 448 с.
52 Мацусита К. Нихон то нихондзин ни цуйтэ (О японии и японцах) – Исследовательский центр PHP, 1982. – 217с.
16
51 Томинага К. Нихон но киндайка то сякай хэндо: (Модернизация Японии и социальные изменения) – Коданся, 1990. – 477 с.

как происходят ее трансформации 53 . Маэяма, Мураи 54 и др. занимались идентичностью японцев, живущих заграницей, Ямасита изучал идентичность корейцев и других иностранцев, живущих в Японии.
Об особенностях культурной идентичности в глобализирующемся мире писал Кадзитани 55 . Кризисную идентичность человека, живущего в эпоху глобализации, исследовали много авторов, среди которых можно выделить Миянага56. Ю. Хагивара57 рассматривал связь между возникновением кризиса идентичности с возросшей в современном мире рефлективностью. Роль образования и опыта межкультурного общения рассматривали Охама, Кубота, Судзуки и др. О связи гендера и образования писала Сасаки58.
Взаимосвязью языка и идентичности занимались также множество японских исследователей, например, из последних можно выделить работы Иноуэ Ф., занимающейся исследованием молодежного языка, С. Кинсуй, которого интересует тема «кяракта»59, Накамура, исследующей особенности «женской речи»60 и др.
Идентичность разных возрастных групп исследовали также многие, особенно много исследований, посвященных проблемам молодежи, например
53 Kosaku Y. Cultural nationalism in contemporary Japan. A sociological enquiry. – Routledge, 1995. – 288 р.
54 Мураи Т. Торансу насёнару・айдэнтити то табунка кё:сэй – Гуро:бару дзидай но никкэйдзин
(Транснациональная идентичность и мультикультурализм – Иммигранты японского происхождения в
эпоху глобализации) – Акаси сётэн, 2007. – 459 с.
55 Кадзитани С. Бункатэки айдэнтити то гуро:баридзэ:сён – Сякай гэнсё:гакутэки ко:сацу
(Культурная идентичность и глобализация – Социальное исследование -)
URL:https://appsv.main.teikyo-u.ac.jp/tosho/skajitani17.pdf (дата обращения: 20.01.2009).
56 Миянага К. Гуро:барука то айдэнтити (Глобализация и идентичность). – Сэкайсисося, 2000. – 241с.
57 Хагивара Ю. Сайкисэй то айдэнтити (Рекурсивность и идентичность) // Журнал социальных наук,
2008. No65. С.5-25
58
60 Накамура М. Хонъяку га цукуру нихонго – Хироин ва「Онна котоба」 о ханасицудзукэру (Японский язык в переводах – Героини произведений продолжают говорить на «языке женщин») – Сиросавася, 2013. – 205с.
17
Сасаки Т. Джэнда: айдэнтити то кё:ику (Гендерная идентичность и образование) URL:http://ci.nii.ac.jp/els/110007409477.pdf?id=ART0009261165&type=pdf&lang=en&host=cinii&order_no= &ppv_type=0&lang_sw=&no=1341678501&cp= (дата обращения: 21.02.2010).
59 Кинсуй С. Бачару нихонго Якувариго но надзо (Виртуальный японский язык Загадка ролевого языка)/ С. Кинсуй. – Иванамисётэн、2003.- 225с., Кинсуй С. Васи ва якувариго о кэнкю: ситэ ору но дзя (Я занимаюсь исследованием ролевого языка) URL:http://www. let.osakau.ac.jp/jealit/kokugo/fuseigo/kinsui_ washi.pdf (дата обращения: 12.04.2010).

М. Огава61, С. Накато62, Накано63 и др. Р. Икеда исследовала проблематику гендера пожилых японцев64.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К СОВРЕМЕННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ)»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
    📅 2022 год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана
    Исследование режимов нарушения норм в социальных практиках повседневности
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
    Судебная власть в системе общественных отношений
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»