Педагогическая профилактика притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации

Павлова Альбина Борисовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ
-18 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….19-179
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях
-89
1.1 Притеснение обучающихся в межличностных отношениях как психолого- педагогический феномен
-40
1.2 Характеристика педагогического опыта по организации профилактики притесняющего поведения обучающихся в условиях образовательной организации
-62
1.3 Теоретико-методологическое обоснование модели педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях

-85
Выводы по Главе 1
-89
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по моделированию педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации
-179
2.1 Исследование доминирующих факторов притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации
-121
2.2 Педагогическая деятельность классного руководителя в процессе профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации………………………………………………………………122-139
2.3 Экспериментальная проверка результативности педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации
-174
Выводы по Главе 2
-179 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-184
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-209
ПРИЛОЖЕНИЯ
-255 Приложение А Программа работы классного руководителя попрофилактике
притеснения младших школьников в межличностных отношениях…………210-247
Приложение Б Опросник для педагогов по выявлению знаний о буллинге и методах его профилактики
-251
Приложение В Анкета для педагогов
-253 Приложение Г Анкета для родителей обучающихся
-255

Во введении обоснована актуальность темы, определен научный аппарат, научная новизна, теоретическая и практическая значимости работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Психолого-педагогические основы профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях» отражает объективно существующие проблемы, связанные с индивидуальными различиями людей в межличностных отношениях. Они обусловлены совокупностью медико- биологических, социальных, психолого-педагогических факторов. Отягощенные состоянием здоровья детей, их расовой принадлежностью, уровнем самооценки итревожности, безнадзорностью, влиянием окружения и СМИ, телевидения и Интернета – все эти составляющие способствуют возникновению и стремительному росту девиаций, разнообразных форм зависимого поведения, оказывая существенное влияние на межличностные отношения современных детей.
В настоящее время еще не сформирована единая точка зрения на трактовку сущности понятия «притеснение». Его характеризуют как признак диссоциального поведения, проявляющегося в игнорировании, моральном унижении и подавлении, враждебности, принуждении, умышленном причинении физического и психологического вреда личности. Притеснению характерна сознательность в
замысливании и совершении действий, которые не признаются законными внутри социальной системы, а также регулярный и намеренный характер различных деструктивных проявлений.
Анализ сущности понятия «притеснение» и его сопоставление с такими понятиями, как «агрессия», «насилие», «конфликт», «дискриминация», «буллинг», «моббинг», «троллинг», позволили установить, что притеснение в межличностных отношениях может рассматриваться как одна из форм девиантного поведения, как не соответствующая нравственным, правовым и социальным нормам. Притеснение носит осознанный характер повторяющихся насильственных действий, выражающихся в стремлении притеснителя (обидчика) занять доминирующее положение, в желании извлечь выгоду из ситуации, в наличии агрессивного, конформного и виктимного видов девиантного поведения по отношению к жертве.
В педагогической науке типологизированы различные виды притеснения. Это физическое, моральное, социальное, психологическое, экономическое, интеллектуальное, сексуальное, пространственное. Все они могут выражаться как в прямой, так и в косвенной форме.
Установлено, что для младшего школьного возраста наиболее характерны физическое, вербальное и психологическое виды притеснения. Они выражаются в виде игнорирования, унижения достоинства, угроз, ограничения прав и свобод. Притеснение младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации выступает одной из форм девиантного поведения, нарушающего моральные и часто правовые нормы, в котором участвуют притесняющий (доминирующий) субъект и притесняемый. Действия ребенка – доминирующего субъекта – причиняют вред притесняемому, ограничивая его в самореализации и удовлетворении жизненно важных потребностей, и носят осознанный, намеренный продолжительный характер.
Поведенческие девиации младших школьников могут проявляться в виде конфликтного, аддиктивного, асоциального поведения, отставания в развитии и обучении, изменении социального статуса ребенка, низком уровне социализации.
Основными причинами возникновения притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации выступают внешние и внутренние факторы.
Внешними факторами являются: проблемы образовательных организаций, негативное влияние окружения, условия жизни в семье, социальное неблагополучие, нестандартность коммуникативных актов, намеренное и осознанное нарушение принятых норм и правил поведения, формирование новых социальных отношений.
Внутренними факторами выступают: плохое здоровье, расовые, физические и психологические особенности ребенка, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, манера речи, неадекватность самооценки, виктимность и др.
Превентивной мерой для предотвращения деструктивных изменений в межличностных отношениях обучающихся в образовательной организации может стать педагогическая профилактика. Анализ дефиниций понятия
«профилактика» позволил трактовать этот термин как комплекс своевременных действий (мер), направленных на превенцию развития различных видов отклонений в поведении школьников.
Проблема профилактики достаточно широко представлена в научной литературе. Наиболее полно освещается профилактика различных видов девиаций.
Так, по данным eLIBRARY.ru за 2013–2018 годы опубликовано более 700 научных статей о профилактике различных видов девиаций в поведении школьников. Контент-анализ позволил нам установить, что 90 % публикаций отражают специфику профилактики отклонений среди подростков. Проблема профилактики притеснения младших школьников раскрыта не так глубоко, что потребовало ее дальнейшего исследования.
Установлено, что результативность профилактической работы может быть повышена, когда она будет опираться на знания в области медицины, психологии, педагогики, социологии, и использовать все многообразие мер и методов профилактики. Их совместные усилия должны быть нацелены на создание благоприятных условий для социального развития обучающихся, снижение влияния внешних и внутренних факторов возникновения поведенческих девиаций, формирование позитивных жизненных установок и ценностей школьников.
Важность комплексного подхода к профилактике притеснения младших школьников в образовательных организациях актуализировала целесообразность организации профилактической работы на трех уровнях: с младшими школьниками, педагогическим составом образовательных организаций, родителями обучающихся.
Педагогическая профилактика притеснения младших школьников в образовательной организации может базироваться на трех взаимосвязанных неразрывных сферах: образовании, организации социального опыта и индивидуальной помощи школьнику (А. В. Мудрик). В сфере социального образования педагогическая профилактика способствует снижению дезадаптации обучающихся начальной школы. Организация социального опыта в процессе педагогической профилактики обеспечивает формирование коммуникативной компетентности младших школьников, овладению ими навыками конструктивного взаимодействия, осознанию социально значимых ценностей, рефлексии. Индивидуальная помощь в ходе педагогической профилактики способствует формированию социальной культуры младших школьников, развитию самопознания, самоутверждения, самореализации, творческой активности обучающихся.
Взаимодействие педагога, обучающихся и их семей, осуществляемое в результате педагогической профилактики, должно учитывать возраст, потребности и интересы школьников и быть направленным на создание оптимальных условий для процесса социализации личности, осуществление психолого-педагогической помощи детям и родителям школьников.
Основные векторы профилактической работы педагогов начальной школы направлены на раннюю диагностику притеснения в образовательной организации,
коррекцию притесняющего воздействия на личность и предотвращение рецидивов возникновения притеснения младших школьников.
Образовательные организации не обеспечены в должной мере специальными программами профилактической работы, методическими пособиями, позволяющими педагогам начальной школы целенаправленно организовывать процесс профилактики притеснения обучающихся. Данный факт привел нас к выводу о целесообразности внедрения практико-ориентированной модели профилактики, целью которой является профилактика притеснения младших школьников в образовательной организации.
Модель интегрирует воспитательный потенциал образовательной организации и семьи по профилактике притеснения младших школьников и координирует цели, задачи, условия, содержание педагогической профилактики притеснения обучающихся в образовательной организации.
Комплексная модель педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях представлена совокупностью взаимосвязанных между собой компонентов: целевого, содержательно- деятельностного, критериально-диагностического и результативного.
Все компоненты модели базируются на принципах системности, последовательности, единства семьи и школы, интеграции усилий школьников, педагогов и родителей обучающихся в вопросах профилактики притесняющего поведения младших школьников.
Целевой компонент модели определяет ведущие ориентиры профилактической работы по превенции притеснения в начальной школе. Среди них: создание благоприятных условий для адаптации и социального развития обучающихся; нивелирование влияния внутренних и внешних факторов возникновения притеснения младших школьников; повышение уровня знаний педагогических работников и родителей обучающихся о профилактике притеснения; формирование у младших школьников социальных навыков и умения разрешать конфликты; организация межличностного общения, корректирующего притесняющее поведение младших школьников; снижение уровня поведенческих девиаций обучающихся.
Содержательно-деятельностный компонент модели педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях раскрывает содержание деятельности субъектов профилактического процесса. Модель педагогической профилактики притеснения представлена как совокупность профилактических направлений: контрольно-координационного, аналитико-коррекционного, информационно-просветительского, социально- досугового.
Содержательно-методологический базис модели педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации определил конкретные направления комплексной профилактической работы по созданию безопасной образовательной среды, обучению младших школьников социально важным моделям поведения, оказанию
индивидуальной помощи школьникам группы риска, созданию условий для развития личности обучающихся.
Содержание деятельности субъектов профилактического процесса предусматривает: комплексное изучение трудностей и проблем в межличностных отношениях младших школьников; поиск выбора профилактических и образовательных средств в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; определение перспективы психофизического, коммуникативного и деятельностного развития школьников; оказание педагогической помощи детям группы риска; организация долгосрочных мер профилактики, осуществляемой субъектами профилактической работы.
Результативность педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях детерминирована совокупностью взаимосвязанных условий. Среди них: учет доминирующих факторов возникновения поведенческих девиаций у младших школьников; комплексное взаимодействие субъектов организации процесса профилактики; создание безопасной образовательной среды; профессиональная готовность педагогов образовательной организации к решению проблем притеснения обучающихся; наличие научно-методического обеспечения процесса профилактики притеснения.
Результативный компонент модели педагогической профилактики притеснения определяет планируемые результаты профилактической работы: снижение проявлений притесняющего поведения в межличностных отношениях младших школьников, уменьшение поведенческих отклонений обучающихся, улучшение состояния психологического здоровья детей, уменьшение социально- педагогической дезадаптации школьников.
Структура модели педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Модель педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях
Цель
Субъекты профилактики
младшие школьники
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Задачи
педагогический состав образовательной организации
Направления деятельности
родители обучающихся
Профилактика притеснения младших школьников
в образовательной организации
 Создание благоприятных условий для адаптации и социального развития обучающихся
 Нивелирование влияния внутренних и внешних факторов возникновения притеснения младших школьников
 Повышение уровня знаний педагогических работников и родителей обучающихся о профилактике притеснения
 Формирование у младших школьников социальных навыков и умения разрешать конфликты
 Организация межличностного общения, корректирующего притесняющее поведение младших школьников
 Снижение уровня поведенческих девиаций обучающихся
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
Деятельность субъектов профилактики
Освоение умений разрешения конфликтов, навыков конструктивного поведения
 Социально-педагогическое сопровождение обучающихся
 Правовое обучение и воспитание школьников и родителей
 Мониторинг поведенческих девиаций младших школьников
 Предоставление учащимся возможностей для самореализации
 Реализация «Программы работы классного руководителя», организация и проведение мероприятий профилактической направленности
Взаимодействие
с педагогами Помощь младшим школьникам
Контрольно-координационное
Нормативно-правовое обеспечение процесса профилактики
Аналитико-коррекционное
Мониторинг, анализ и систематизация данных, коррекция выявленных проблем
Информационно-просветительское
Консультирование, просвещение правовое обучение и воспитание, подготовка рекомендаций, информационное сопровождение
Социально-досуговое
Социально-педагогическое сопровождение, проведение мероприятий профилактической направленности
КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Критерии результативности:
поведенческий, личностный, социальный
Средства оценивания: диагностический инструментарий: методики изучения притеснения, тревожности, самооценки, статуса младших школьников, авторские анкеты
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Предполагаемый результат
 Снижение проявлений притесняющего поведения в межличностных отношениях младших школьников
 Уменьшение поведенческих отклонений обучающихся
 Улучшение состояния психологического здоровья детей
 Уменьшение социально-педагогической дезадаптации школьников
Условия результативности
 Учет доминирующих факторов возникновения поведенческих девиаций у младших школьников
 Комплексное взаимодействие субъектов организации процесса профилактики
 Создание безопасной образовательной среды
 Профессиональная готовность педагогов образовательной организации к решению проблем притеснения обучающихся
 Наличие научно-методического обеспечения процесса профилактики притеснения

Критериально-диагностический инструментарий определения результативности педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации базируется на совокупности трех критериев: поведенческого, личностного и социального. Критериально-диагностический инструментарий представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Критериально-диагностический инструментарий определения результативности педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации
Критерий Показатель Диагностический инструментарий
Поведенческий
Состояние межличностных отношений младших школьников, проявления притесняющего поведения: игнорирование, унижение достоинства, агрессивное воздействие и др.
Наличие ролевых конфликтов
в межличностных отношениях обучающихся
– «Диагностика притеснения
в межличностных отношениях учащихся (ДПМОУ И.М. Дубовик)» – Авторская анкета «Ролевой статус младших школьников в ситуации притеснения»
Личностный
Внутренние факторы риска: уровень и характер школьной тревожности, уровень самооценки младших школьников
– «Диагностика уровня школьной тревожности» Филлипса
– «Методика изучения самооценки человека» (Т. В. Дембо –
С. Я. Рубинштейн)
Социальный
Внешние факторы риска: профессиональная готовность педагогов к реализации профилактической деятельности по предупреждению притеснения. Педагогическая осведомленность родителей
Уровень отрицательного влияния на обучающегося СМИ и виртуальных контентов
Авторские анкеты по исследованию отношения педагогов и родителей обучающихся к проблеме притесняющего поведения в среде младших школьников
Показателями критериев выступают уровни сформированности различных качеств исследуемой личности. Поведенческий и личностный (оценочные) критерии применялись для изучения младших школьников, а социальный (содержательный) критерий относился к педагогам образовательных организаций и родителям обучающихся. В качестве критерия выступали специфические признаки исследуемого явления.
Поведенческий критерий демонстрирует наличие проявлений притеснения младших школьников, состояние межличностных отношений в школьном коллективе и наличие иерархических отношений в среде обучающихся. Поведенческий критерий отражает совокупную характеристику личностного и
социального критериев в зависимости от внутренних и внешних факторов, а также позволяет проанализировать ролевой статус младших школьников в ситуации притеснения. Данный критерий определяет регуляцию поведения младшего школьника. Показателями критерия выступают факты игнорирования, унижения достоинства, высмеивания, агрессивного воздействия, киберпритеснения.
Личностный критерий отражает специфику внутреннего состояния личности обучающегося. Показателями данного критерия выступают уровень тревожности младших школьников и уровень самооценки. В качестве показателей мы использовали шкалы: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха и другие, характеризующие уровень школьной тревожности, а также уровень самооценки обучающихся. Личностный критерий характеризуется проявлением эмоций, чувств, страхов через опыт межличностных отношений.
Социальный критерий позволяет выявить внешние факторы, способствующие риску возникновения притеснения в отношениях младших школьников. Показателями данного критерия выступают поведенческие проблемы, которые педагоги или родители считают причиной возникновения притесняющего поведения (грубость, драки, унижение, хулиганство и т.д.). Социальный критерий демонстрирует опыт социальных отношений, отражает усвоение социально-значимых знаний педагогов и родителей в вопросах профилактики притесняющего поведения детей, их применение в различных ситуациях.
Предложенные нами критерии и показатели могут комбинироваться взависимости от целей и задач, которые ставит перед собой классный руководитель при реализации профилактической деятельности. При анализе результативности педагогической профилактики осуществляется комплексная оценка динамических изменений степени проявления показателей.
В процессе констатирующего эксперимента были получены эмпирические данные, позволившие установить, что более половины младших школьников подвергаются агрессивному воздействию и унижению достоинства. 7 % опрошенных имеют статус жертвы игнорирования. Киберпритеснение выявлено у трети обучающихся. Склонность к притесняющему поведению проявили 6 % респондентов. 15 % младших школьников характеризуются направленностью к эмоциональному превосходству и подавлению более слабого ученика.
Экспериментально уточнен ролевой статус младших школьников в ситуации притеснения. Установлено, что в контрольной и экспериментальной группах более трети младших школьников в ситуации притеснения предпочитают занимать позицию наблюдателя. 18 % обучающихся являются жертвами притеснения. 9% младших школьников имеют статус «обидчика».
Установлены причины возникновения притесняющего поведения младших школьников в образовательной организации. Переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; проблемы и страхи в отношениях с учителями – все эти
проявления являются внутренними факторами возникновения притеснения обучающихся в образовательной организации.
Установлено, что около 40% младших школьников проявили общую тревожность в школе, у половины обучающихся выявлены проблемы и страхи в отношениях с учителями. Выявлено, что у обучающихся, являющимися жертвами притеснения, выше уровень тревожности, чем у остальных детей. Проблема школьной тревожности связана с формированием самооценки школьников.
Установлено, что меньше трети младших школьников имеют адекватный уровень самооценки и притязания, что является показателем личностной незрелости обучающихся и свидетельствует об отклонениях в формировании личности.
Изучено представление педагогов и родителей обучающихся о наиболее распространенных асоциальных проявлениях младших школьников в образовательной организации и основных причинах отклоняющегося от нормы поведения учеников начальной школы. Основными причинами отклоняющегося поведения обучающихся педагоги образовательных организаций считают проблемы семейного неблагополучия, стрессовые жизненные ситуации, негативные примеры средств массовой информации, увлечение компьютерными играми, т.е. внешние факторы риска возникновения притеснения младших школьников. По мнению родителей, в образовательной организации в общении среди детей преобладают грубость, унижение, оскорбления. Проблемы семейного воспитания, такие как невыполнение домашнего задания, прогулы уроков и побеги из дома, не выявлены как наиболее значимые.
Комплексная практико-ориентированная модель, а также результаты констатирующего эксперимента стали научным обоснованием нашей «Программы работы классного руководителя по профилактике притеснения младших школьников в межличностных отношениях».
Формирующий этап педагогического эксперимента проводился в рамках реализации данной программы. Профилактическая работа в образовательных организациях строилась на двух уровнях: информационном – информирование, просвещение, обучение субъектов профилактической деятельности в вопросах профилактики притеснения; практическом – организация профилактических мероприятий, привлечение педагогического состава школ, родителей обучающихся, создание условий для проведения организационно-диагностических процедур, оказание коррекционно-консультативной помощи.
Разработанная на основе модели педагогической профилактики притеснения «Программа…» ориентирована на три вектора: младших школьников, родителей обучающихся, педагогов школ и содержит аналитико-коррекционное, социально- досуговое, информационно-просветительское направления. Педагогическая профилактика нацелена на интеграцию усилий школы и семьи в вопросах предотвращения возникновения и развития притесняющего поведения младших школьников.
Основная цель программы: помочь классному руководителю в организации превентивных мер для снижения влияния внутренних и внешних факторов
возникновения притеснения младших школьников в образовательной организации. Реализация программы предполагала обучение младших школьников навыкам конструктивного поведения; повышение психологической культуры обучающихся; осуществление социально-педагогического сопровождения младших школьников.
Педагогическая профилактика притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации представляла собой деятельность по общей и специальной профилактике. К мероприятиям общей профилактики притеснения в межличностных отношениях относятся: классные часы для младших школьников, волонтерский проект, сказочный тренинг, семинары для педагогов образовательных организаций, школа для учителей начальных классов, дискуссионный клуб для родителей, родительские собрания. Специальная профилактика заключалась в коррекционной работе с детьми группы риска, игро-сказко-арт-терапии, просмотре кинофильма с последующей дискуссией, организации семейного клуба.
Классный руководитель совместно с психологом образовательной организации осуществлял мониторинг с помощью критериально-диагностического инструментария. После выявления проблем и составления плана действий во внеурочное время проводились мероприятия, обозначенные в «Программе…». Для реализации этапов программы привлекались другие педагоги, члены педагогического коллектива, родители, члены семей обучающихся. Такая коллективная профилактическая деятельность обеспечивала атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, позволяя достичь желаемых результатов в снижении притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации.
Результативность педагогической профилактики притеснения младших школьников в образовательной организации проверялась на контрольном этапе педагогического эксперимента.
Поведенческий критерий результативности педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации характеризовало снижение ролевых конфликтов в межличностных отношениях младших школьников.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента показал значимые динамические изменения в экспериментальной группе.
Общие данные результативности попоказателям в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлены на рисунках 1–4.
70
50
30
10
51%
48% 51% 39%
71% 56%
Проявления притеснения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
44%
42% 23%
51%
30% 19%
17%
7% 5% 14%
15%
14%
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Рисунок 1 – Показатели проявлений притеснения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Рисунок 2 – Показатели проявлений притеснения младших школьников на контрольном этапе эксперимента
Наибольшая динамика получена по показателю «агрессивное воздействие» – снижение выраженности проблемы почти на 40 %. Примерно на треть уменьшилось игнорирование, унижение достоинства и отрицательное лидерство и референтность обучающихся.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что педагогическая профилактика притеснения младших школьников в межличностных отношениях способствует уменьшению притеснения обучающихся в образовательной организации.
0
Проявления притеснения младших школьников на контрольном этапе эксперимента
60
40
2011%11%10% 5%4%2% 10 2%1%
69% 34%
46%
51%
58%
30%
23%
18%
23% 20%
Контрольная группа Экспериментальная группа
Количественная положительная динамика самооценки ролевого статуса младших школьников в ситуации притеснения после формирующего эксперимента у обучающихся экспериментальной группы оказалась более выраженной.
5 0
10%
21%
15%
8%
9% 10%
Ролевой статус младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
39%
35
25
15
32%
28% 28%
контрольная группа
экспериментальная группа
Рисунок 3 – Показатели ролевого статуса младших школьников в ситуации притеснения на констатирующем этапе эксперимента
100 50 0
66% 22%
экспериментальная группа
Ролевой статус младших школьников на контрольном этапе эксперимента
12% 2% 12% 2%
контрольная группа
40% 26%
14% 4%
Рисунок 4 – Показатели ролевого статуса младших школьников в ситуации притеснения на контрольном этапе эксперимента
На контрольном этапе эксперимента установлено уменьшение числа «обидчиков» почти на 6 %, число «жертв» притеснения уменьшилось более чем на
10 %, количество обучающихся, вставших на защиту жертвы, увеличилось почти вдвое.
Анализ динамики показателей самооценки ролевого статуса младших школьников дает основание полагать, что профилактическая работа способствует улучшению взаимоотношений среди обучающихся и уменьшению рисков возникновения притеснения школьников в образовательной организации.
Опытно-экспериментальная работа также позволила достичь снижения внутренних факторов риска возникновения притеснения обучающихся, характеризующих личностный критерий. Общая тревожность в школе уменьшилась на 21 %, страх самовыражения – на 58 %, проблемы и страхи в отношениях с учителями уменьшены у 35 % школьников.
Уровень самооценки младших школьников изменился следующим образом: количество младших школьников с высокой самооценкой снизилось более чем на 50 % в экспериментальной группе, а в контрольной – на 3 %. В обеих группах увеличилось количество младших школьников с адекватной самооценкой, соответствующей среднему уровню. Однако в экспериментальной группе этот показатель вырос в 3 раза, а в контрольной только на 4 %. Низкий уровень самооценки в экспериментальной группе уменьшился на 6 %, а в контрольной группе на 1 %.
Социальный критерий результативности педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации характеризовало представление педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся о наиболее распространенных асоциальных проявлений учеников начальной школы.
Педагоги образовательных организаций и родители обучающихся, входившие в состав экспериментальной группы, на контрольном этапе эксперимента отмечали общее снижение девиантной активности детей на момент окончания эксперимента. Экспертами особое внимание было уделено уменьшению количества прецедентов притесняющего поведения в межличностных отношениях младших школьников.
Анализ результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах показал у последних значимые сдвиги внивелировании влияния детерминирующих факторов возникновения притеснения младших школьников. Количественно подтверждена более высокая динамика показателей экспериментальных групп в: склонности кпритесняющему поведению среди обучающихся, изменении ролевого статуса обучающихся, снижении уровня тревожности, коррекции уровня самооценки до адекватного уровня.
Статистический анализ полученных данных с помощью «Критерия χ2» К. Пирсона показал: на констатирующем этапе эксперимента различия между показателями контрольной и экспериментальной групп были не значимы; на контрольном этапе эксперимента различия в показателях контрольной и экспериментальной групп были значимы. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Статистический анализ эмпирических данных
Полученные эмпирические значения «Критерия χ2»
Диагностический инструментарий
КГ и ЭГ Констатирующий этап
КГ и ЭГ Контрольный этап
22,707 (крит. 20,09) значимо
44,811 (крит. 13,277) значимо 67,518:2=33,759
19,114 (крит. 18,475) значимо 77,541 (крит. 9,21) значимо 89,409 (крит. 6,635) значимо 186,063:3=65,021
16,891 (крит. 13,277) значимо 27,314 (крит. 13,277) значимо 44,205:2=22,102 120,882:3=40,294
Поведенческий критерий
«Диагностика притеснения в межличностных отношениях учащихся»
(ДПМОУ И. М. Дубовик)
Авторская анкета – «Ролевой статус младших школьников в ситуации притеснения»
8,555 (крит. 15,507) незначимо
1,965 (крит. 9,488) незначимо 10,52:2=5,260
Итого
Личностный критерий
«Методика диагностики школьной тревожности» Филлипса
12,461 (крит. 14,067) незначимо 0,649 (крит. 5,991) незначимо 1,187 (крит. 5,991 незначимо 14,295:3=4,765
«Методика изучения самооценки человека» (Т. В. Дембо–
С. Я. Рубинштейн)
Итого
Уровень самооценки Уровень притязаний
Социальный критерий
Авторские анкеты для родителей обучающихся
Авторские анкеты для педагогов образовательной организации Итого
По трем критериям
0,151 (крит. 9,488) незначимо 0,327 (крит. 9,488) незначимо 0,478:2=0,239 10,264:3=3,421
Профилактическая работа с младшими школьниками, педагогами и родителями обучающихся показала результативность превентивных мер, способствующих созданию благоприятной образовательной среды, организовав сотрудничество школьников, педагогического коллектива и родителей обучающихся.
Полученный эмпирический материал, его анализ и обобщение подтвердили нашу гипотезу о результативности педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях, если практико- ориентированная модель профилактики притеснения, интегрирующая воспитательный потенциал школы и семьи, будет внедрена в практику с учетом соблюдения организационно-педагогических условий в образовательной организации.
В заключении подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, определены перспективные направления для дальнейшей исследовательской деятельности.
Результаты педагогического эксперимента доказывают, что результативность педагогической профилактики притеснения младших
школьников в образовательной организации зависит от содержания и условий педагогической профилактики, от профессиональной готовности педагогов к решению проблем притеснения обучающихся и наличия научно-методического обеспечения процесса профилактики.

Актуальность исследования. Образовательная политика Российской Федерации ориентирована на нравственное воспитание подрастающего поколения. В Законе «Об образовании в РФ» провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, уважения к правам и свободам человека [167]. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей выступает воспитание высоконравственной личности [159]. Однако агрессивное вторжение потребительской культуры, либерализация и PR-продвижение «культа силы», романтизация делинквентных поведенческих моделей приводят к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, мировоззренческих позиций современной молодежи. Проблема школьного насилия является международной и в последнее время приобретает особую значимость в связи с появлением особо опасных форм.
Трудности во взаимоотношениях детей и подростков обуславливают рост дискриминации, агрессии, травли, насилия, дезадаптации личности. Эти негативные ценностные ориентиры наносят неизгладимый отпечаток на состояние духовности подрастающего поколения, способствуя формированию и интенсивному развитию притеснения школьников.
В сложившейся ситуации важно учитывать сензитивные периоды взросления человека. Младший школьный возраст сензитивен для нравственного развития. Интенсивное формирование у учеников начальных классов нравственных понятий и представлений под влиянием негативных факторов сказываются на протяжении всей последующей жизни детей, приводя ксерьезным деформациям ценностных ориентаций, отрицательно воздействуя на их нравственное становление. Среди проблем, сопровождающих межличностные отношения обучающихся в образовательной организации, особое внимание занимают буллинг, моббинг и иные виды притеснения. В трудах М.В. Воропаева [36], В.А. Плешакова [127] и Ю.С. Селищевой [146] отмечается появление нового вида притесняющего поведения – кибербуллинга. Такие тревожные тенденции диктуют необходимость совершенствования системы профилактической деятельности образовательных организаций, поиска эффективных путей предотвращения насилия над младшими школьниками, разработки комплекса мер педагогической профилактики притесняющего поведения.
В определенной мере нивелировать факторы риска позволяет образовательная организация. Она обеспечивает формирование у обучающихся жизненных позиций и успешную социализацию школьников в обществе. Условия, создаваемые в образовательной организации, влияют на развитие личности обучающихся, а также способны нивелировать факторы, предупреждающие возникновение поведенческих девиаций младших школьников.
Образовательные организации обладают определенными возможностями для профилактики различных видов притеснения, насилия в среде обучающихся, позволяя осуществлять коррекцию личностных черт обучающихся, способствующих притеснению в межличностных отношениях. Однако, по- мнению Л.К. Фортовой, воспитательно-профилактическая деятельность в образовательных организациях не выявляет причины притесняющего поведения, а борется с их последствиями [174].
Системная профилактическая работа также затруднена разрозненностью применяемых педагогами мер, недостаточностью научно-методического обеспечения процесса профилактики. Проведенные нами опросы, а также многолетний опыт педагогической работы позволяют констатировать наличие многочисленных фактов притеснения в межличностных отношениях обучающихся уже в начальной школе. Оно выражается в форме целенаправленной агрессии, морального унижения, игнорирования, угроз, порче личных вещей. Поскольку начальная школа является центральным звеном социальной среды, влияющим на психологическое здоровье младшего школьника, то недооценка значимости проблемы притеснения в межличностных отношениях ведет к социальной дезинтеграции, развитию девиантных форм поведения, дереализации и утрате индивидуальности, снижению социального статуса школьников.
Таким образом, проблема притеснения младших школьников обуславливает, с одной стороны, необходимость углубления теоретических представлений, раскрывающих причины возникновения поведенческих девиаций обучающихся, с другой – потребность в превентивных мерах, способствующих формированию благоприятных условий для адаптации, социального развития школьников и снижению проявлений притесняющего поведения в образовательной организации.
Остаются нераскрытыми причины, условия, механизм развития притеснения младших школьников в межличностных отношениях. Недостаточно разработаны формы и методы профилактики притесняющего поведения младших школьников в образовательной организации. Все эти факторы определили выбор данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен притеснения в межличностных отношениях обучающихся активно изучается отечественными и зарубежными учеными. Так, И.П. Башкатов выделяет физическое, социальное, интеллектуальное, пространственное и другие виды притеснения [13].
В трудах отечественных ученых показано, что источниками возникновения притесняющего поведения школьников выступают: статусно-ролевая позиция личности, уровень социального контроля и самоконтроля (И.П. Башкатов [14]); внешние и внутренние факторы риска (С.А. Завражин [65]); проблема «педагогического геноцида» (В.А. Полетаева, Л.В. Мартынова [129]); невербальные коммуникации, эмоциональные переживания (М.Н. Филиппов [171]).
Проанализированы такие условия возникновения притеснения, как «недостаточная инкультурация» (Б.С. Алишев, Н.В. Кораблева [6]), «социальная дезадаптация» (Н.Ф. Велиханова [30]), «влияние микросреды» и «деформация социальных отношений» (А.И. Сафронов [145]), «позиция жесткой дисциплины» (М.Н. Филиппов [172]).
Изучены такие последствия притеснения, как «дереализация и деперсонализация личности» (И.П. Башкатов [14]); «отчуждение, одиночество, суицид» (С.А. Ермолаева [61]); «расширение масштаба притеснения» (В.Н. Казанцев [74]); «трансформация психических процессов», «кибераддикция» (М.В. Воропаев [36], В.А. Плешаков [127]); «виктимизация» (Н.Л. Сошина [155]).
В последние десятилетия защищен ряд диссертаций, посвященных проблемам возникновения и профилактики притеснения школьников (Н.В. Кораблева [82], А.И. Сафронов [145], Н.Л. Сошина [155] и др.).
Проблемы буллинга отражены в трудах зарубежных ученых: С. Arora [197], S. Askew [198], K. Berger [199], V. Besag [201], J. Graham [206], R.J. Hazier [207], M.C. Larsen [211], K. Lorenz [212], D. Olweus [219], K. Rigby [222], Е. Roland [225], K. Sullivan [230] и др.
В частности, нашими зарубежными коллегами выделены субъекты буллинга – обидчик, наблюдатель, жертва (D. Olweus [218]). Выявлены причины буллинга: проявления чувства обиды или стресса (С. Arora [197]), социальная иерархия и групповые нормы в классах и школе (Ch. Salmivalli [226]). Буллинг – это осознанное желание причинить боль другому, напугать, подвергнуть напряжению (T.R. Heald [208]); способ подчеркивания своей власти по принципу силы (W.M. Craig [203]); цель буллинга – в достижении удовлетворения обидчика (V. Besag [201]), в желании обесценить другого (R.J. Hazier [207]). Результатом буллинга является дестабилизация личности (M. Fekkes [205]).
Разработаны концепции психотерапевтического воздействия на детей иподростков по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи несовершеннолетним (Д. Лейн, Э. Миллер [92]). Реализована первая в мире программа противодействия травле на уровнях школы, класса и отдельного ученика (D.Olweus [219]). Апробированы и внедрены в профилактическую деятельность антимоббинговые программы (Э. Руланн [143]). Формы проявления притеснения отождествляемы с формами проявления девиантного поведения. В психолого-педагогической науке причины формирования девиантного поведения изучали Г.Г. Бочкарева [24], Э. Дюркгейм [56], Ю.А. Клейберг [77], И.С. Кон [81], А.Е. Личко [96], В.Р. Петросянц [124], Д.И. Фельдштейн [169], Л.Б. Шнейдер [190] и др. В исследованиях этих авторов выявлено, что возникновение девиантного поведения у детей связано с возрастными особенностями, неблагоприятным социальным окружением, отклонением в психическом развитии.
Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения изучаются в работах С.А. Бадмаева [11], Е.В. Змановской [70], В.В. Лозового [97], В.Д. Менделевича [107], Т.Д. Молодцовой [108], А. Началджяна [118], Р.В. Овчаровой [120], И.А. Фурманова [179] и др.
В трудах А. Адлера [2], А. Бандуры [12], C.B. Березина [17], К.С. Лисецкого [94], A.A. Реана [137], 3. Фрейда [176], К. Хорни [182] и др. подчеркивается, что девиантное поведение сопряжено с наличием у человека высокого уровня агрессивности, тревожности, комплекса неполноценности, стремления к власти.
C.B. Березин [17], Е.Е. Вахромов [29], О.С. Газман [39], Е.В. Гребенкин [47], С.Б. Думов [54] и др. установили взаимосвязь условий обучения в образовательных учреждениях и возникновение девиантного поведения подростков.
Отдельные аспекты прогнозирования рисков притесняющего воздействия вконтексте деформации структуры личности рассмотрены в исследованиях М. Гулдинг, Р. Гулдинга [49], И.М. Дубовик [53], В.Н. Казанцева [74] и др.
Однако при определенной разработанности системы профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков в содержании психолого- педагогического знания отсутствуют научно-обоснованные подходы к профилактике притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации.
Таким образом, в настоящее время в педагогической науке и практике зафиксированы противоречия между: − объективно растущей необходимостью современного общества в воспитании высоконравственной личности и наличием многочисленных факторов, способствующих разрушению системы ценностных ориентаций детей;
− многообразием бессистемных педагогических практик по профилактике притеснения школьников в межличностных отношениях в образовательной организации и необходимостью комплексного подхода к организации этого процесса;
− важностью ранней профилактики притеснения обучающихся и отсутствием обоснованных научно-педагогических подходов к педагогической профилактике притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации.
Обозначенные противоречия позволяют определить проблему исследования: каковы содержание, формы, методы и условия реализации педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации?
Целью исследования является разработка, теоретико-методологическое обоснование и экспериментальная проверка практико-ориентированной модели педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации.
Объект исследования: притеснение младших школьников в межличностных отношениях.
Предмет исследования: педагогическая профилактика притеснения младших школьников.
Гипотеза исследования: педагогическая профилактика притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации будет результативной, если:
− она будет опираться на комплексный подход, базирующийся на концепциях социального воспитания и социально-педагогического сопровождения и эффективных психолого-педагогических практиках; − практико-ориентированная модель педагогической профилактики будет представлена как симбиоз содержания и технологий профилактической работы в условиях образовательной организации, интегрирующей воспитательный потенциал школы и семьи;
− будут выделены и экспериментально апробированы условия, детерминирующие специфику реализации и границы применимости модели педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1. Определить сущность понятия «притеснение младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации».
2. Охарактеризовать педагогический опыт по организации профилактики притесняющего поведения обучающихся в условиях образовательной организации.
3. Разработать и экспериментально апробировать модель педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации.
4. Выявить организационно-педагогические условия, детерминирующие результативность педагогической профилактики притеснения обучающихся в образовательной организации.
5. Разработать программу педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации и экспериментально проверить ее результативность.
Решение поставленных задач осуществлялось посредством использования следующих методов исследования:
− теоретических: контент-анализ, моделирование;
− эмпирических: включенное
анкетирование, педагогический эксперимент;
в межличностных отношениях учащихся (ДПМОУ И.М. Дубовик)», «Диагностика
обобщение, классификация,
наблюдение, тестирование, «Диагностика притеснения уровня школьной тревожности» Филлипса, «Методика изучения самооценки человека» (Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн), авторские анкеты.
Результаты педагогического эксперимента обрабатывались методами математической статистики.
Методологическую основу исследования составили:
− аксиологический подход, устанавливающий взаимосвязи между ценностями и развитием личности (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Ф.И. Гербарт, В.Н. Мясищев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.) [105];
− антропологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность (В.В. Зеньковский, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский и др.) [173];
− гуманистический подход, ориентирующийся на личности обучающегося (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Д. Бьюдженталь, А. Маслоу, Э. Фромм и др. [138]);
− научные концепции профилактики девиантного поведения (И.П. Башкатов [14], Е.В. Змановская [70], А.Е. Личко [96], Л.К. Фортова [175] и др.);
− теория деятельности и развития личности, согласно которой деятельность является основанием формирования личности (Л.С. Выготский [37], А.Н. Леонтьев [93]);
− концепции психологической безопасности образовательной среды (Е.А. Алисов [5], И.А. Баева [12], А.А. Реан [137] и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
− труды в области изучения системы отношений человека (Б.Г. Ананьев [7], В.Н. Мясищев [117] и др.);
− исследования проблемы деструктивного поведения личности (И.П. Башкатов [15], С.А. Беличева [16], В.Г. Бочарова [24], М. Раттер [136], Х. Фигдор [170], М.Н. Филиппов [171] и др.); − труды, посвященные изучению отклоняющегося поведения и методов его профилактики (Е.Н. Веретко [31], И.С. Кон [81], Р.В. Овчарова [120], Д.Ф. Петрусевич [125], В.М. Полонский [130], А.М. Прихожан [132] и др.);
− исследования девиантного поведения личности (Е.В. Змановская [70], Ю.А. Клейберг [77], А.Е. Личко [96], В.В. Лозовой [97], И.Г. Малкина-Пых [102], Д.Д. Миронов [110], Л.Б. Шнейдер [190], Л.Т. Эскерханова [193] и др.);
− концепции социального воспитания (А.В. Мудрик [114]), инициации социально-педагогического сопровождения детей группы риска (М.И.Рожков [140]).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ No 2 городского округа Шатура Московской области, МБОУ СОШ села Кривандино Московской области, МБОУ СОШ No 1 и МБОУ СОШ No2 г. Покров Петушинского района Владимирской области. Всего педагогическим экспериментом было охвачено 309 человек. Из них: 186 учащихся третьих-четвертых классов; 72 родителя обучающихся, 51 педагог.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе исследования (2010–2013 гг.) был проведен теоретический анализ источников по проблеме исследования; на эмпирическом уровне изучалось состояние проблемы притесняющего поведения в практике школьного образования.
На втором этапе (2014–2017 гг.) разрабатывалась и поэтапно осуществлялась апробация модели педагогической профилактики притеснения, а также разрабатывалась программа экспериментальной деятельности, определялись организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативность педагогической профилактики.
На третьем этапе (2018–2019 гг.) подводились итоги исследования, уточнялись теоретические положения, осуществлялось литературное оформление диссертации.
Научная новизна работы заключается в том, что: − Доказано, что притеснение субъекта в межличностных отношениях является формой девиации.
− Раскрыты связи между девиантным и притесняющим поведением обучающихся.
− Раскрыто понятие и сущность притеснения младших школьников в межличностных отношениях.
− Сопоставлены основные формы проявления притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации с содержанием девиантного поведения.
− Разработана комплексная модель педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях, определяющая содержание и технологию профилактической работы в образовательной организации.
− Выявлены организационно-педагогические условия результативности педагогической профилактики притеснения младших школьников вмежличностных отношениях в образовательной организации. Эти условия предполагают учет доминантных факторов возникновения поведенческих девиаций у младших школьников; комплексное взаимодействие субъектов организации процесса профилактики; создание безопасной образовательной среды; профессиональную готовность педагогов образовательных организаций к решению проблем притеснения обучающихся; наличие научно-методического обеспечения процесса профилактики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
− Разработана новая научная идея о способах повышения
результативности педагогической профилактики
школьников в межличностных отношениях в образовательной организации посредством раскрытия структуры, видов и форм проявления притеснения младших школьников в межличностных отношениях и организации
притеснения младших целенаправленной комплексной профилактической работы, интегрирующей воспитательные воздействия семьи и школы.
− Введено в научно-терминологический аппарат педагогики понятие «притеснение младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации», что обогащает терминологический аппарат педагогики.
− Сопоставлены различные дефиниции понятия «притеснение». Их соотнесение с терминами: «агрессия», «конфликт», «дискриминация», «буллинг», «насилие» и др. позволяет определить притеснение как форму девиантного поведения. Полученные результаты дополняют существующие концепции овозникновении и развитии притеснения обучающихся в межличностных отношениях.
− Теоретически обоснована необходимость педагогической профилактики притеснения в межличностных отношениях обучающихся, начиная с младшего школьного возраста. Результаты исследования раскрывают пути повышения эффективности профилактики притеснения обучающихся в образовательной организации.
− Установлен комплекс факторов, определяющих состояние межличностных отношений младших школьников: игнорирование, унижение достоинства, агрессивное воздействие, высокий уровень тревожности, неадекватный уровень самооценки. Эти факторы расширяют существующие теоретические представления о процессе формирования межличностных отношений обучающихся.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
− Апробирована модель педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации. Данная модель позволяет педагогам начальной школы целенаправленно организовать профилактическую деятельность в образовательной организации по превенции притеснения обучающихся. − Разработан критериально-диагностический инструментарий определения результативности модели педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации. Он включает систему диагностик, авторские анкеты, а также критерии и показатели результативности педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации. Предложенный критериально-диагностический инструментарий позволяет оценить динамику внутренних и внешних факторов риска возникновения притеснения с учетом специфики младшего школьного возраста.
− Разработана и внедрена в воспитательный процесс образовательных организаций программа работы классного руководителя по профилактике притеснения младших школьников в межличностных отношениях. Данная программа может быть использована учителями начальной школы, психологами, социальными педагогами и другими лицами, занимающимися проблемами профилактики притеснения обучающихся в образовательной организации.
− Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов для планомерного и эффективного регулирования межличностных взаимоотношений обучающихся.
− Определены перспективы использования результатов исследования для изучения специфики притеснения, а также разработки соответствующих превентивных мер в образовательной организации.
На защиту выносятся следующие положения:
− Притеснение младших школьников в межличностных отношениях является одной из форм девиантного поведения, нарушающего моральные и часто правовые нормы, в котором участвуют притесняющий субъект и притесняемый. Притеснение младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации носит осознанный, намеренный, продолжительный характер и выражается в виде игнорирования, унижения достоинства, угроз, порче личного имущества, ограничения прав и свобод притесняемого субъекта.
− Педагогическая профилактика притеснения младших школьников вмежличностных отношениях в образовательной организации – специально организованная полифункциональная деятельность, нацеленная на создание благоприятных условий для адаптации и социального развития обучающихся, нивелирование влияния внутренних и внешних факторов возникновения притеснения. Она включает диагностику межличностных отношений младших школьников, профилактическую работу с субъектами процесса профилактики, атакже меры по предупреждению рецидивов проявлений притесняющего поведения у младших школьников.
− Модель педагогической профилактики притеснения младших школьников в межличностных отношениях интегрирует воспитательный потенциал образовательной организации и семьи, координирует цели, задачи, условия, содержание педагогической профилактики притеснения обучающихся в образовательной организации. Модель включает в себя целевой, содержательно- деятельностный, критериально-диагностический, результативный компоненты. Содержание профилактической работы ориентировано на правовое обучение и воспитание школьников и родителей, формирование социально важных навыков и обучение моделям поведения, способствующих снижению поведенческих девиаций младших школьников. Системность, последовательность, единство семьи и школы в вопросах профилактики, интеграция усилий школьников, педагогов и родителей обеспечивают снижение проявлений притеснения в межличностных отношениях младших школьников, уменьшают социально- педагогическую дезадаптацию обучающихся и способствуют улучшению состояния психологического здоровья учеников начальной школы.
− Результативность педагогической профилактики притеснения младших школьников в образовательной организации детерминирована совокупностью взаимосвязанных организационно-педагогических условий. Они предполагают создание безопасной образовательной среды в образовательной организации; профессиональную готовность педагогов к решению проблем притеснения обучающихся; наличие научно-методического обеспечения процесса профилактики.
Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечена опорными методологическими положениями, совокупностью использованных теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели, задачам исследования; внедрением и широкой апробацией результатов исследования в образовательных организациях.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в процессе организации педагогической деятельности соискателя в образовательных учреждениях городского округа Шатура Московской области и города Покров Петушинского района Владимирской области.
Основные идеи и результаты исследования были обсуждены в ходе лекций и семинаров для учителей начальных классов (Шатура, 2014 г.), на заседаниях кафедры социальной педагогики Московского государственного областного гуманитарного института (Орехово-Зуево, 2014–2015 гг.). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийских научно- практических конференциях «Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско- подростковой среде» (Коломна, 2014–2016 гг.); на V Международной научно- практической конференции молодых ученых и специалистов «Современная российская наука глазами молодых исследователей» (Красноярск, 2015 г.); на Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере» (Белгород, 2018 г.); на Всероссийских Башкатовских чтениях «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде» (Коломна, 2018–2019 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем рукописи составляет 256 страниц, список литературы из 230 источников, в том числе 34 – на английском языке. Диссертация включает 29 таблиц, 29 рисунков.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Особенности педагогической профилактики притеснения в межличностных отношениях учащихся младших классов сельских и городских школ
    А.Б. Павлова // Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки. – 2– No – С. 184–– 0,33 п. л.
    Профилактика буллинга в системе деятельности классного руководителя
    А. Б. Павлова, Е. А. Алисов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2– No 3 (35). – С. 59–– 0,38 п. л. (авт. вклад – 0,19 п. л.).
    О детерминации притеснения в межличностных коммуникациях школьников
    А. Б. Павлова // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2– No 3 (27). – С. 86–– 0,25 п. л.
    Представления родителей и педагогов городских и сельских школ о причинах и методах профилактики притесняющего поведения учащихся
    А. Б. Павлова // Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде» : материалы пятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции. / под общ. ред. М. Н. Филиппова. – Коломна : ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2015 – С. 290–– 0,17 п. л.26
    Особенности педагогической профилактики буллинга в межличностных отношениях учащихся городских и сельских школ
    А. Б. Павлова, А. С. Завражин // Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры: монография / под ред. Г.Н. Скударевой, Г. А. Романовой. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2– С. 224–– 0,63 п. л. (авт. вклад – 0,31 п. л.).
    К вопросу о проблеме притеснения обучающихся в межличностных отношениях
    А. Б. Павлова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2– Режим доступа: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/pavlova-a-b-k-voprosu-o-probleme-prite/ .– 0,47 п. л.
    О риске возникновения притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательных организациях
    А. Б. Павлова // Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде» : материалы восемнадцатой Всероссийской научно-практической конференции, г. Коломна, 14–15 марта 2018 г. / под общ. ред. М. Н. Филиппова. Коломна : ГОУ ВО МО «ГСГУ», 2– С. 137– – 0,15 п. л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»