Педагогическая власть в современном обществе: социально-философский анализ

Китариогло, Александр Георгиевич

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Педагогическая власть как объект философского анализа …………………… 16
1.1. Понятие педагогической власти в системе научно-философского знания … 16
1.2. Единство и многообразие форм проявления педагогической власти ……….. 49

Глава 2. Педагогическая власть как фактор образовательных и социокультурных
процессов………………………………………………………………………………………………………… 81
2.1. Педагогическая власть в контексте социального прогресса …………………….. 81
2.2. Диалектика власти и свободы в педагогическом процессе …………………….. 109

Заключение …………………………………………………………………………………………………… 131
Библиографический список……………………………………………………………………………. 134

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
объективными тенденциями в эволюции общества и складывающейся в первой
четверти ХХI века констелляцией социально-философских, социально-
исторических и философско-онтологических проблем.
Во-первых, в связи с общим усложнением социальной системы становятся
актуальными задачи её поддержания и совершенствования, то есть проблемы,
касающиеся власти, управления обществом, организации и самоорганизации.
Власть – всепроникающая, имманентная социуму структура – переосмысливается
как крайне неоднозначный фактор общественного развития.
Особую остроту проблема власти приобретает в свете идеала освобождения
человека. Аксиомы классического рационализма, декларирующего единство
разума (знания) и свободы, были поставлены под сомнение и представителями
Франкфуртской школы, и представителями постмодернистской философии.
Напряженные дискуссии ведутся по вопросу о соотношении власти и насилия.
Попытки установления климата толерантности драматически сталкиваются с
усилением фундаменталистских тенденций. При этом в условиях глобализации, в
связи со становлением информационного общества и совершенствованием техник
манипуляции сознанием средства и проявления господства становятся всё более
изощренными и разнообразными. Между тем, ни один из существующих
подходов к власти (индивидуалистический, нормативистский, структурно-
функционалистский, психологический и прочие) не обеспечивает целостного, тем
более, исчерпывающего представления о ней.
В этой связи, после трудов Мишеля Фуко, Мишеля де Серто, Хайнца
Хекхаузена внимание исследователей всё в большей степени привлекают
неполитические виды и формы власти. Акцент смещается на отношения
господства-подчинения в семье, в медицинской практике, в образовательной
практике (хотя, конечно, политические и экономические аспекты господства
полностью сохраняют свою значимость), на генеалогию власти.
Тем временем, во-вторых, философскому анализу подвергаются изменения,
охватившие сферу образования. Осмысливаются её особенности в эпоху
глобализации и информатизации, задачи, формы, уровни и принципы учебно-
воспитательного процесса, так называемый «кризис в образовании», опасности
дегуманизации. В условиях быстро меняющегося мира обостряется проблема
сохранения преемственности в развитии, то есть передачи опыта и ценностных
ориентаций последующим поколениям, что предполагает элемент навязывания
воли последующим поколениям со стороны поколений им предшествующих.
Между тем, способность навязывать свою волю другим обычно и понимается под
властью. В контексте данной коллизии правомерно рассматривать широкий
спектр проблем, касающихся образования, например, проблему сопротивления
манипуляции сознанием, которая осуществляется, прежде всего, со стороны
СМИ, перетягивающих на себя функции семьи, государства, школы, вуза.
Последние десятилетия ознаменовались беспрецедентным возрастанием
интереса к феномену детства. Представления о детстве изменяются радикальным
образом. О роли детства в жизни индивида, о месте детства как социокультурного
явления в жизни общества, о задачах, стоящих перед индивидом в начале его
жизненного пути. Небывалую остроту приобретают вопросы о правах ребёнка, о
его способности к сознательному выбору (нравственных ценностей, сексуальной
ориентации, учебного предмета), о правах и обязанностях родителей, о правах и
обязанностях школы, о статусе учителя, о полноценном участии ребёнка в
экономической жизни общества, о деформации личности ребёнка (вовлечение в
формы деятельности, традиционно рассматривавшиеся в качестве прерогативы
взрослых – конкурсы красоты, контент для взрослых). И красной нитью через все
перечисленные коллизии проходит диалектика свободы и принуждения (насилия,
власти) в отношениях между субъектами педагогического процесса.
Таким образом, комплексному осмыслению подлежит вся совокупность

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
    📅 2022год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана
    Судебная власть в системе общественных отношений
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
    Менеджер онлайн в Telegram Написать