Педагогическая власть в современном обществе: социально-философский анализ

Китариогло, Александр Георгиевич

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Педагогическая власть как объект философского анализа …………………… 16
1.1. Понятие педагогической власти в системе научно-философского знания … 16
1.2. Единство и многообразие форм проявления педагогической власти ……….. 49

Глава 2. Педагогическая власть как фактор образовательных и социокультурных
процессов………………………………………………………………………………………………………… 81
2.1. Педагогическая власть в контексте социального прогресса …………………….. 81
2.2. Диалектика власти и свободы в педагогическом процессе …………………….. 109

Заключение …………………………………………………………………………………………………… 131
Библиографический список……………………………………………………………………………. 134

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
объективными тенденциями в эволюции общества и складывающейся в первой
четверти ХХI века констелляцией социально-философских, социально-
исторических и философско-онтологических проблем.
Во-первых, в связи с общим усложнением социальной системы становятся
актуальными задачи её поддержания и совершенствования, то есть проблемы,
касающиеся власти, управления обществом, организации и самоорганизации.
Власть – всепроникающая, имманентная социуму структура – переосмысливается
как крайне неоднозначный фактор общественного развития.
Особую остроту проблема власти приобретает в свете идеала освобождения
человека. Аксиомы классического рационализма, декларирующего единство
разума (знания) и свободы, были поставлены под сомнение и представителями
Франкфуртской школы, и представителями постмодернистской философии.
Напряженные дискуссии ведутся по вопросу о соотношении власти и насилия.
Попытки установления климата толерантности драматически сталкиваются с
усилением фундаменталистских тенденций. При этом в условиях глобализации, в
связи со становлением информационного общества и совершенствованием техник
манипуляции сознанием средства и проявления господства становятся всё более
изощренными и разнообразными. Между тем, ни один из существующих
подходов к власти (индивидуалистический, нормативистский, структурно-
функционалистский, психологический и прочие) не обеспечивает целостного, тем
более, исчерпывающего представления о ней.
В этой связи, после трудов Мишеля Фуко, Мишеля де Серто, Хайнца
Хекхаузена внимание исследователей всё в большей степени привлекают
неполитические виды и формы власти. Акцент смещается на отношения
господства-подчинения в семье, в медицинской практике, в образовательной
практике (хотя, конечно, политические и экономические аспекты господства
полностью сохраняют свою значимость), на генеалогию власти.
Тем временем, во-вторых, философскому анализу подвергаются изменения,
охватившие сферу образования. Осмысливаются её особенности в эпоху
глобализации и информатизации, задачи, формы, уровни и принципы учебно-
воспитательного процесса, так называемый «кризис в образовании», опасности
дегуманизации. В условиях быстро меняющегося мира обостряется проблема
сохранения преемственности в развитии, то есть передачи опыта и ценностных
ориентаций последующим поколениям, что предполагает элемент навязывания
воли последующим поколениям со стороны поколений им предшествующих.
Между тем, способность навязывать свою волю другим обычно и понимается под
властью. В контексте данной коллизии правомерно рассматривать широкий
спектр проблем, касающихся образования, например, проблему сопротивления
манипуляции сознанием, которая осуществляется, прежде всего, со стороны
СМИ, перетягивающих на себя функции семьи, государства, школы, вуза.
Последние десятилетия ознаменовались беспрецедентным возрастанием
интереса к феномену детства. Представления о детстве изменяются радикальным
образом. О роли детства в жизни индивида, о месте детства как социокультурного
явления в жизни общества, о задачах, стоящих перед индивидом в начале его
жизненного пути. Небывалую остроту приобретают вопросы о правах ребёнка, о
его способности к сознательному выбору (нравственных ценностей, сексуальной
ориентации, учебного предмета), о правах и обязанностях родителей, о правах и
обязанностях школы, о статусе учителя, о полноценном участии ребёнка в
экономической жизни общества, о деформации личности ребёнка (вовлечение в
формы деятельности, традиционно рассматривавшиеся в качестве прерогативы
взрослых – конкурсы красоты, контент для взрослых). И красной нитью через все
перечисленные коллизии проходит диалектика свободы и принуждения (насилия,
власти) в отношениях между субъектами педагогического процесса.
Таким образом, комплексному осмыслению подлежит вся совокупность

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
    📅 2022год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана
    Исследование режимов нарушения норм в социальных практиках повседневности
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
    Судебная власть в системе общественных отношений
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»