Педагогическая власть в современном обществе: социально-философский анализ

Китариогло, Александр Георгиевич

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Педагогическая власть как объект философского анализа …………………… 16
1.1. Понятие педагогической власти в системе научно-философского знания … 16
1.2. Единство и многообразие форм проявления педагогической власти ……….. 49

Глава 2. Педагогическая власть как фактор образовательных и социокультурных
процессов………………………………………………………………………………………………………… 81
2.1. Педагогическая власть в контексте социального прогресса …………………….. 81
2.2. Диалектика власти и свободы в педагогическом процессе …………………….. 109

Заключение …………………………………………………………………………………………………… 131
Библиографический список……………………………………………………………………………. 134

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
объективными тенденциями в эволюции общества и складывающейся в первой
четверти ХХI века констелляцией социально-философских, социально-
исторических и философско-онтологических проблем.
Во-первых, в связи с общим усложнением социальной системы становятся
актуальными задачи её поддержания и совершенствования, то есть проблемы,
касающиеся власти, управления обществом, организации и самоорганизации.
Власть – всепроникающая, имманентная социуму структура – переосмысливается
как крайне неоднозначный фактор общественного развития.
Особую остроту проблема власти приобретает в свете идеала освобождения
человека. Аксиомы классического рационализма, декларирующего единство
разума (знания) и свободы, были поставлены под сомнение и представителями
Франкфуртской школы, и представителями постмодернистской философии.
Напряженные дискуссии ведутся по вопросу о соотношении власти и насилия.
Попытки установления климата толерантности драматически сталкиваются с
усилением фундаменталистских тенденций. При этом в условиях глобализации, в
связи со становлением информационного общества и совершенствованием техник
манипуляции сознанием средства и проявления господства становятся всё более
изощренными и разнообразными. Между тем, ни один из существующих
подходов к власти (индивидуалистический, нормативистский, структурно-
функционалистский, психологический и прочие) не обеспечивает целостного, тем
более, исчерпывающего представления о ней.
В этой связи, после трудов Мишеля Фуко, Мишеля де Серто, Хайнца
Хекхаузена внимание исследователей всё в большей степени привлекают
неполитические виды и формы власти. Акцент смещается на отношения
господства-подчинения в семье, в медицинской практике, в образовательной
практике (хотя, конечно, политические и экономические аспекты господства
полностью сохраняют свою значимость), на генеалогию власти.
Тем временем, во-вторых, философскому анализу подвергаются изменения,
охватившие сферу образования. Осмысливаются её особенности в эпоху
глобализации и информатизации, задачи, формы, уровни и принципы учебно-
воспитательного процесса, так называемый «кризис в образовании», опасности
дегуманизации. В условиях быстро меняющегося мира обостряется проблема
сохранения преемственности в развитии, то есть передачи опыта и ценностных
ориентаций последующим поколениям, что предполагает элемент навязывания
воли последующим поколениям со стороны поколений им предшествующих.
Между тем, способность навязывать свою волю другим обычно и понимается под
властью. В контексте данной коллизии правомерно рассматривать широкий
спектр проблем, касающихся образования, например, проблему сопротивления
манипуляции сознанием, которая осуществляется, прежде всего, со стороны
СМИ, перетягивающих на себя функции семьи, государства, школы, вуза.
Последние десятилетия ознаменовались беспрецедентным возрастанием
интереса к феномену детства. Представления о детстве изменяются радикальным
образом. О роли детства в жизни индивида, о месте детства как социокультурного
явления в жизни общества, о задачах, стоящих перед индивидом в начале его
жизненного пути. Небывалую остроту приобретают вопросы о правах ребёнка, о
его способности к сознательному выбору (нравственных ценностей, сексуальной
ориентации, учебного предмета), о правах и обязанностях родителей, о правах и
обязанностях школы, о статусе учителя, о полноценном участии ребёнка в
экономической жизни общества, о деформации личности ребёнка (вовлечение в
формы деятельности, традиционно рассматривавшиеся в качестве прерогативы
взрослых – конкурсы красоты, контент для взрослых). И красной нитью через все
перечисленные коллизии проходит диалектика свободы и принуждения (насилия,
власти) в отношениях между субъектами педагогического процесса.
Таким образом, комплексному осмыслению подлежит вся совокупность

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
    📅 2022год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана
    Исследование режимов нарушения норм в социальных практиках повседневности
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
    Судебная власть в системе общественных отношений
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»