Педагогическая власть в современном обществе: социально-философский анализ
Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Педагогическая власть как объект философского анализа …………………… 16
1.1. Понятие педагогической власти в системе научно-философского знания … 16
1.2. Единство и многообразие форм проявления педагогической власти ……….. 49
Глава 2. Педагогическая власть как фактор образовательных и социокультурных
процессов………………………………………………………………………………………………………… 81
2.1. Педагогическая власть в контексте социального прогресса …………………….. 81
2.2. Диалектика власти и свободы в педагогическом процессе …………………….. 109
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 131
Библиографический список……………………………………………………………………………. 134
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
объективными тенденциями в эволюции общества и складывающейся в первой
четверти ХХI века констелляцией социально-философских, социально-
исторических и философско-онтологических проблем.
Во-первых, в связи с общим усложнением социальной системы становятся
актуальными задачи её поддержания и совершенствования, то есть проблемы,
касающиеся власти, управления обществом, организации и самоорганизации.
Власть – всепроникающая, имманентная социуму структура – переосмысливается
как крайне неоднозначный фактор общественного развития.
Особую остроту проблема власти приобретает в свете идеала освобождения
человека. Аксиомы классического рационализма, декларирующего единство
разума (знания) и свободы, были поставлены под сомнение и представителями
Франкфуртской школы, и представителями постмодернистской философии.
Напряженные дискуссии ведутся по вопросу о соотношении власти и насилия.
Попытки установления климата толерантности драматически сталкиваются с
усилением фундаменталистских тенденций. При этом в условиях глобализации, в
связи со становлением информационного общества и совершенствованием техник
манипуляции сознанием средства и проявления господства становятся всё более
изощренными и разнообразными. Между тем, ни один из существующих
подходов к власти (индивидуалистический, нормативистский, структурно-
функционалистский, психологический и прочие) не обеспечивает целостного, тем
более, исчерпывающего представления о ней.
В этой связи, после трудов Мишеля Фуко, Мишеля де Серто, Хайнца
Хекхаузена внимание исследователей всё в большей степени привлекают
неполитические виды и формы власти. Акцент смещается на отношения
господства-подчинения в семье, в медицинской практике, в образовательной
практике (хотя, конечно, политические и экономические аспекты господства
полностью сохраняют свою значимость), на генеалогию власти.
Тем временем, во-вторых, философскому анализу подвергаются изменения,
охватившие сферу образования. Осмысливаются её особенности в эпоху
глобализации и информатизации, задачи, формы, уровни и принципы учебно-
воспитательного процесса, так называемый «кризис в образовании», опасности
дегуманизации. В условиях быстро меняющегося мира обостряется проблема
сохранения преемственности в развитии, то есть передачи опыта и ценностных
ориентаций последующим поколениям, что предполагает элемент навязывания
воли последующим поколениям со стороны поколений им предшествующих.
Между тем, способность навязывать свою волю другим обычно и понимается под
властью. В контексте данной коллизии правомерно рассматривать широкий
спектр проблем, касающихся образования, например, проблему сопротивления
манипуляции сознанием, которая осуществляется, прежде всего, со стороны
СМИ, перетягивающих на себя функции семьи, государства, школы, вуза.
Последние десятилетия ознаменовались беспрецедентным возрастанием
интереса к феномену детства. Представления о детстве изменяются радикальным
образом. О роли детства в жизни индивида, о месте детства как социокультурного
явления в жизни общества, о задачах, стоящих перед индивидом в начале его
жизненного пути. Небывалую остроту приобретают вопросы о правах ребёнка, о
его способности к сознательному выбору (нравственных ценностей, сексуальной
ориентации, учебного предмета), о правах и обязанностях родителей, о правах и
обязанностях школы, о статусе учителя, о полноценном участии ребёнка в
экономической жизни общества, о деформации личности ребёнка (вовлечение в
формы деятельности, традиционно рассматривавшиеся в качестве прерогативы
взрослых – конкурсы красоты, контент для взрослых). И красной нитью через все
перечисленные коллизии проходит диалектика свободы и принуждения (насилия,
власти) в отношениях между субъектами педагогического процесса.
Таким образом, комплексному осмыслению подлежит вся совокупность
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!