Педагогическая власть в современном обществе: социально-философский анализ

Китариогло, Александр Георгиевич

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Педагогическая власть как объект философского анализа …………………… 16
1.1. Понятие педагогической власти в системе научно-философского знания … 16
1.2. Единство и многообразие форм проявления педагогической власти ……….. 49

Глава 2. Педагогическая власть как фактор образовательных и социокультурных
процессов………………………………………………………………………………………………………… 81
2.1. Педагогическая власть в контексте социального прогресса …………………….. 81
2.2. Диалектика власти и свободы в педагогическом процессе …………………….. 109

Заключение …………………………………………………………………………………………………… 131
Библиографический список……………………………………………………………………………. 134

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
объективными тенденциями в эволюции общества и складывающейся в первой
четверти ХХI века констелляцией социально-философских, социально-
исторических и философско-онтологических проблем.
Во-первых, в связи с общим усложнением социальной системы становятся
актуальными задачи её поддержания и совершенствования, то есть проблемы,
касающиеся власти, управления обществом, организации и самоорганизации.
Власть – всепроникающая, имманентная социуму структура – переосмысливается
как крайне неоднозначный фактор общественного развития.
Особую остроту проблема власти приобретает в свете идеала освобождения
человека. Аксиомы классического рационализма, декларирующего единство
разума (знания) и свободы, были поставлены под сомнение и представителями
Франкфуртской школы, и представителями постмодернистской философии.
Напряженные дискуссии ведутся по вопросу о соотношении власти и насилия.
Попытки установления климата толерантности драматически сталкиваются с
усилением фундаменталистских тенденций. При этом в условиях глобализации, в
связи со становлением информационного общества и совершенствованием техник
манипуляции сознанием средства и проявления господства становятся всё более
изощренными и разнообразными. Между тем, ни один из существующих
подходов к власти (индивидуалистический, нормативистский, структурно-
функционалистский, психологический и прочие) не обеспечивает целостного, тем
более, исчерпывающего представления о ней.
В этой связи, после трудов Мишеля Фуко, Мишеля де Серто, Хайнца
Хекхаузена внимание исследователей всё в большей степени привлекают
неполитические виды и формы власти. Акцент смещается на отношения
господства-подчинения в семье, в медицинской практике, в образовательной
практике (хотя, конечно, политические и экономические аспекты господства
полностью сохраняют свою значимость), на генеалогию власти.
Тем временем, во-вторых, философскому анализу подвергаются изменения,
охватившие сферу образования. Осмысливаются её особенности в эпоху
глобализации и информатизации, задачи, формы, уровни и принципы учебно-
воспитательного процесса, так называемый «кризис в образовании», опасности
дегуманизации. В условиях быстро меняющегося мира обостряется проблема
сохранения преемственности в развитии, то есть передачи опыта и ценностных
ориентаций последующим поколениям, что предполагает элемент навязывания
воли последующим поколениям со стороны поколений им предшествующих.
Между тем, способность навязывать свою волю другим обычно и понимается под
властью. В контексте данной коллизии правомерно рассматривать широкий
спектр проблем, касающихся образования, например, проблему сопротивления
манипуляции сознанием, которая осуществляется, прежде всего, со стороны
СМИ, перетягивающих на себя функции семьи, государства, школы, вуза.
Последние десятилетия ознаменовались беспрецедентным возрастанием
интереса к феномену детства. Представления о детстве изменяются радикальным
образом. О роли детства в жизни индивида, о месте детства как социокультурного
явления в жизни общества, о задачах, стоящих перед индивидом в начале его
жизненного пути. Небывалую остроту приобретают вопросы о правах ребёнка, о
его способности к сознательному выбору (нравственных ценностей, сексуальной
ориентации, учебного предмета), о правах и обязанностях родителей, о правах и
обязанностях школы, о статусе учителя, о полноценном участии ребёнка в
экономической жизни общества, о деформации личности ребёнка (вовлечение в
формы деятельности, традиционно рассматривавшиеся в качестве прерогативы
взрослых – конкурсы красоты, контент для взрослых). И красной нитью через все
перечисленные коллизии проходит диалектика свободы и принуждения (насилия,
власти) в отношениях между субъектами педагогического процесса.
Таким образом, комплексному осмыслению подлежит вся совокупность

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Оборонное сознание молодёжи: социально-философский анализ (на материалах Республики Таджикистан)
    📅 2022год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана
    Исследование режимов нарушения норм в социальных практиках повседневности
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
    Судебная власть в системе общественных отношений
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»