Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе

Кротова Марина Вениаминовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________6
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ______21
1.1. Характеристика разновозрастных групп обучающихся ________________21
1.2. Особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся
в разновозрастной группе ____________________________________________34
1.3. Модель педагогического сопровождения индивидуальной образовательной
деятельности обучающихся в разновозрастной группе ____________________63
Выводы по главе I __________________________________________________85
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ______________________88
2.1. Диагностика индивидуальной образовательной деятельности обучающихся
в разновозрастной группе ____________________________________________89
2.2. Многоуровневое и многоаспектное проектирование индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе ____112
2.3. Регулирование и координация совместной деятельности обучающихся в
разновозрастной группе_____________________________________________ 133
2.4. Результаты опытной работы______________________________________ 152
Выводы по главе II _________________________________________________ 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________ 174
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _____________________________________________ 179
ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________________ 204
Приложение А. Анкета «Изучение затруднений в педагогической работе
в разновозрастной группе» _______________________________________ 204
Приложение Б. Анкета для обучающихся «Выявление возможных причин,
затрудняющих реализацию ИОД обучающихся
в разновозрастной группе» _______________________________________ 205
Приложение В. Характеристика разновозрастных групп,
участвовавших в опытной работе __________________________________206
Приложение В1. Состав обучающихся в разновозрастных группах
в НОУ «Гуманитарный колледж» _________________________________206
Приложение В2. Состав обучающихся в разновозрастных группах
в МОУ ДО ЦАТ «Перспектива» __________________________________207
Приложение Г. Анкета для педагогов «Критерии и показатели
результативности педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся
в разновозрастной группе» _______________________________________ 208
Приложение Д. Тест для определения развития сфер индивидуальности
ребенка _______________________________________________________ 210
Приложение Е. Пример фиксации замера уровня развития
индивидуальности обучающихся в оценке учеников (У), педагога (П),
родителей (Р) __________________________________________________ 215
Приложение Ж. Результаты исследования развития индивидуальности
обучающихся в РВГ в школе и в разновозрастном творческом объединении
в ОДО ________________________________________________________ 216
Приложение Ж1. Результаты стартовой диагностики развития
индивидуальности обучающихся в разновозрастной группе (5-7 кл.)
в школе _______________________________________________________ 216
Приложение Ж2. Результаты стартовой диагностики развития
индивидуальности обучающихся в разновозрастном творческом
объединении «Я – дизайнер» в ОДО _______________________________ 217
Приложение З. Итоги стартовой диагностики уровня проявления субъектной
позиции у обучающихся разного возраста в РВГ _____________________ 218
Приложение З1. Стартовый уровень проявления субъектной позиции у
обучающихся разных возрастных категорий в РВГ (5-7 кл.)
в средней школе _______________________________________________ 218
Приложение З2 Стартовый уровень проявления субъектной позиции
у обучающихся разных возрастных категорий в разновозрастном
творческом объединении «Я – дизайнер» в организации ДО ___________ 219
Приложение И. Мониторинг образовательных результатов обучающихся,
осваивающих ДООП «Я – дизайнер», 2015-2016 гг. __________________ 220
Приложение К. Методика «Ковер» ________________________________ 221
Приложение Л. Результаты стартового изучения развития образовательного
взаимодействия обучающихся в РВГ _______________________________ 222
Приложение Л1. Итоги стартового изучения развития взаимодействия
старших и младших обучающихся в РВГ в средней школе
(Гуманитарный колледж) ________________________________________ 222
Приложение Л2. Итоги стартового изучения развития взаимодействия
старших и младших обучающихся в разновозрастном творческом
объединении «Я – дизайнер» в ЦАТ Перспектива ____________________ 223
Приложение М. Стартовая диагностика при проектировании обучающимися
в РВГ в средней школе (5-7 класс) освоения учебной дисциплины (ИЗО) 224
Приложение М1. Состав обучающихся в РВГ 5-7 класса в НОУ
«Гуманитарный колледж» _______________________________________ 224
Приложение М2. Результаты стартовой диагностики развития
индивидуальности обучающихся в разновозрастной группе (5-7 кл.) ____225
Приложение Н. Индивидуальная карта изучения предмета_____________ 226
Приложение П. Проектирование обучающейся индивидуальной
образовательной программы ______________________________________ 227
Приложение Р. Опыт сопровождения образовательной деятельности
старшеклассницы в условиях взаимодействия общего и дополнительного
образования ___________________________________________________ 231
Приложение С. Коллективный творческий проект обучающихся в РВГ __239
Приложение Т. Проектирование занятия в разновозрастной группе _____ 242
Приложение У. Традиционные коллективные творческие дела
в МОУ ДО ЦАТ «Перспектива» ___________________________________245
Приложение Ф. Стартовая диагностика участников КТД ______________ 247
Приложение Х. Результаты сравнения стартовой
и итоговой диагностики развития сфер индивидуальности обучающихся
в РВГ в организации ОДО ________________________________________ 250
Приложение Ц. Сравнение результатов диагностики обучающихся
в РВГ «Я – дизайнер» в организации ДО после проведения опытной работы
по Т-критерию Вилкоксона. ______________________________________ 253
Приложение Ч. Результаты итоговой диагностики развития субъектной
позиции у обучающихся в РВГ ____________________________________255
Приложение Ч1. Итоговый уровень проявления субъектной позиции
у обучающихся разных возрастных категорий в РВГ (5-7 кл.)
в средней школе (Гуманитарный колледж) _________________________ 255
Приложение Ч2. Итоговый уровень проявления субъектной позиции
у обучающихся разных возрастных категорий в разновозрастном
творческом объединении «Я – дизайнер» ___________________________ 256
Приложение Ш. Результаты изучения развития образовательного
взаимодействия старших и младших обучающихся в РВГ _____________ 257
Приложение Ш1. Сравнение стартового и итогового результатов изучения
развития взаимодействия старших и младших обучающихся в РВГ
в средней школе (Гуманитарный колледж) _________________________ 257
Приложение Ш2. Результаты итогового анкетирования обучающихся
в разновозрастном творческом объединении в ЦАТ «Перспектива»
с целью определения сформированности навыков взаимодействия старших
и младших ____________________________________________________ 258
Приложение Ш3. Сравнение результатов исходного и итогового изучения
развития взаимодействия старших и младших обучающихся в РВГ _____ 259
Приложение Щ. Результаты исследования удовлетворенности обучающихся
организацией образовательного процесса в разновозрастной группе_____ 260
Приложение Щ1. Результаты исследования удовлетворенности
обучающихся организацией образовательного процесса в разновозрастной
группе в средней школе _________________________________________ 260
Приложение Щ2. Результаты исследования удовлетворенности родителей
обучающихся в РВГ организацией образовательного процесса в
разновозрастной группе в школе __________________________________261
Приложение Щ3. Результаты исследования удовлетворенности
обучающихся организацией образовательного процесса в разновозрастной
группе в организации ДО ________________________________________ 262
Приложение Щ4. Результаты исследования удовлетворенности родителей
обучающихся в РВГ организацией образовательного процесса в
разновозрастной группе в организации дополнительного образования __263

Во введении обосновывается актуальность темы исследования; опреде-
ляются проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы и этапы
исследования; представлены его методологические и теоретические основа-
ния; характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значи-
мость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Педагогическое сопровождение индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе
как педагогическая проблема» – представлено теоретическое осмысление,
систематизация и обобщение положений и результатов исследования фено-
мена индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ;
раскрываются специфика и функции педагогического сопровождения обра-
зовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе; характе-
ризуются особенности профессиональной позиции педагога, сопровождаю-
щего индивидуальную и совместную деятельность детей разного возраста;
представлена модель педагогического сопровождения индивидуальной обра-
зовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Разновозрастные группы широко распространены в организациях общего
и дополнительного образования, классифицируются по разным признакам и
обладают воспитательным потенциалом, который реализуется, если обеспе-
чивается самореализация ребенка в индивидуальной образовательной дея-
тельности.
Индивидуальная образовательная деятельность обучающихся в разновоз-
растной группе рассматривается как процесс овладения субъектом способа-
ми деятельности, личностного становления, развития способностей и приоб-
ретения опыта, который осваивается во взаимодействии детей разного воз-
раста. При этом, в зависимости от характера поставленной образовательной
задачи и состава группы, ребенок принимает на себя различные социальные
роли, в том числе образовательные, что способствует его самопроявлению и
самореализации. Один и тот же ученик на занятии в РВГ может находиться
как в позиции «старшего», так и в позиции «младшего», взаимодействуя с
другими детьми. Когда ребенок «старший» – он выполняет ряд функций,
переданных ему педагогом: принимает участие в подготовке и проведении
занятия, обучает, консультирует других учеников, помогает тем, кто испыты-
вает затруднения в решении поставленной учителем задачи и т. п. Если уче-
ник «младший» во взаимодействии, он стремится сотрудничать со «стар-
шим»: помогает ему в подготовке школьных мероприятий, обращается за
помощью, если испытывает трудности при выполнении сложной для него
работы.
Индивидуальную образовательную деятельность обучающихся в разно-
возрастной группе обусловливают психологические механизмы взаимодей-
ствия детей разного возраста, которые отражаются на характере их дея-
тельности: механизм подражания для младшего возраста, социальной общ-
ности – для среднего, механизмы самоутверждения (взросления) и самости-
мулирования – для старшего возраста (Л. В. Байбородова, Е. Н. Старостина).
Эти механизмы определяют позицию обучающегося во взаимодействии
«старший – младший», а также влияют на характер реализации функций
взаимодействия в разновозрастной группе: социальной поддержки, стиму-
лирующей, компенсаторной, самоорганизации, опережающего обучения,
взаимообученияивзаимообогащения,актуализацииопыта
(Л. В. Байбородова).
Успешность реализации образовательного потенциала взаимодействия
детей разного возраста обеспечивает педагогическое сопровождение инди-
видуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозра-
стной группе, которое мы понимаем как деятельность педагога, направлен-
ную на создание условий для развития индивидуальности, субъектности ре-
бенка, его самореализации.
На основе проведенного исследования разработана модель педагогиче-
ского сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обу-
чающихся в разновозрастной группе (см. Рис. 1), которая объединяет ряд
компонентов: концептуально-целевой, содержательно-организационный,
аналитико-оценочный.
Концептуально-целевой компонент включает цели (развитие индивиду-
альности и субъектности обучающихся в РВГ, развитие взаимодействия де-
тей разного возраста), задачи(формирование у обучающихся положительной
мотивации к ИОД, развитие самостоятельности, навыков самоорганизации,
рефлексивной деятельности ивзаимодействия старших и младших в группе;
формирование психологически комфортной и безопасной среды в РВГ, раз-
витие взаимоотношений детей разного возраста на основе уважения к мне-
нию, позиции друг друга), подходы(субъектно-ориентированный и рефлек-
сивно-деятельностный)и принципы(динамики статусно-ролевой позиции
обучающихся, педагогизации взаимодействия старших и младших детей,
обеспечения субъектной позиции обучающихся во взаимодействии друг с
другом, гибкости и вариативности организации деятельности детей в группе,
интеграции и дифференциации содержания и форм деятельности обучаю-
щихся разного возраста).
Содержательно-организационный компонент представлен функциями
педагогического сопровождения (диагностической, мотивационного обеспе-
чения, проектировочной, организаторской и коммуникативной), этапами
сопровождения (проблематизации, поисково-вариативным, практически-
действенным, аналитическим) и условиями (диагностика индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в РВГ, многоуровневое и мно-
гоаспектное проектирование индивидуальной образовательной деятельности
обучающихся в разновозрастной группе, регулирование и координация взаи-
модействия старших и младших детей в группе). К средствам педагогиче-
ского сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обу-
чающихся в разновозрастной группе мы относим субъектно-
ориентированные педагогические технологии, рефлексивные методики, би-
нарные методы воспитания, социальные пробы, стимулирующие самоана-
лиз, самоактуализацию обучающихся, позволяющие организовать их инди-
видуальную и групповую деятельность в разновозрастной группе с целью
саморазвития и самореализации.
Аналитико-оценочный компонент включает результативные (развитие
индивидуальности и субъектности обучающегося, взаимодействия школьни-
ков разного возраста) и процессуальные (реализация функций и принципов
педагогического сопровождения) критерии и показатели эффективности
педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятель-
ности обучающихся в разновозрастной группе и методики их диагностики.
Рис. 1. Модель педагогического сопровождения
индивидуальной образовательной деятельности
обучающихся в разновозрастной группе
Во второй главе – «Условия и средства педагогического сопровожде-
ния индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в
разновозрастной группе» – изложены результаты опытной работы по апро-
бации представленной выше модели, проверке условий и средств сопровож-
дения.
Основная часть опытной работы проводилась на двух площадках в
г. Ярославле: в естественных условиях функционирования негосударствен-
ного образовательного учреждения «Гуманитарный колледж», реализующего
программы общего полного образования (урочная и внеклассная деятель-
ность), и организации дополнительного образования(ОДО) – Центра анима-
ционного творчества«Перспектива». Работа включала три этапа: диагно-
стический, формирующий, аналитический.В ходе опытной работы были за-
действованы 231 ученик школы, 129 обучающихся ОДО, 56 педагогических
работников.
Кратко охарактеризуем опытную работу, которая предполагала, прежде
всего, обеспечение такого условия, как диагностика индивидуальной образо-
вательной деятельности в РВГ, и предусматривала подбор и составление ме-
тодик изучения исследуемого процесса, организацию самодиагностики обу-
чающихся; определение средств сопровождения в зависимости от результа-
тов диагностики и самодиагностики.
В процессе диагностики использовался комплекс методик. С целью уста-
новления динамики развития индивидуальности ребенка применялась мето-
дика«Определение развития сфер индивидуальности обучающих-
ся»О. С. Гребенюка, Т. Б. Гребенюк в модификации В. В. Белкиной;для изу-
чения уровня проявления субъектной позиции ребенка – модификация теста-
опросника мотивации достижения и мотивации избегания неудач
А. Мехрабиана,тест-опросниксамоотношения(В. В. Столин –
С. Р. Пантелеев), методики «Синквейн», «Трехминутное эссе», «Вопрос с
открытыми ответами» и др. Также анализировались индивидуальные карты
изучения учебного предмета (темы), работа обучающихся с портфолио.
Сформированность метапредметных и предметных результатов выявлялась в
ходе контрольных и проверочных работ в школе и мониторинга образова-
тельных результатов в организации дополнительного образования. Динамика
развития взаимодействия школьников разного возраста в группе определя-
лась посредством методик «Диагностические ситуации» (Л. В. Байбородова),
«Ковер» (Р. В. Овчарова), «Наши отношения» (Л. М. Фридман и
др.).Удовлетворенность детей и родителей достижениями обучающихся и
организацией образовательного процесса в РВГ устанавливалась посредст-
вом опросных методик (анкетирование, беседа, интервью). Кроме того, в
ходе опытной работы широко применялись различные виды педагогического
наблюдения.
Следующее условие педагогического сопровождения – многоуровневое и
многоаспектное проектирование индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся в разновозрастной группе. Многоуровневость
понимается как проектирование деятельности ребенка, группы детей на
разные временные периоды: образовательное занятие, изучение темы, учеб-
ную четверть, год, срок освоения программы по предмету и др. Многоас-
пектность может быть представлена разными векторами проектирования
индивидуальной образовательной деятельности (временным, проблемным,
содержательным) в зависимости от ситуации, потребности обучающихся,
возрастного состава группы и др.В диссертации педагогическое сопровож-
дение проектирования индивидуальной образовательной деятельности
школьников в разновозрастной группе рассматривается на примере проекти-
рования обучающимися изучения учебной дисциплины (ИЗО), освоения те-
мы по этому предмету, также предложены варианты проектирования инди-
видуального образовательного маршрута, плана освоения обучающимся до-
полнительной образовательной программы.
Основу проектирования индивидуальной образовательной деятельности
составляет субъектно-ориентированная технология (Л. В. Байбородова),
включающая следующие компоненты: самодиагностику, самоанализ, само-
определение, самореализацию, самооценку, самоутверждение. Для младших
детей, не имеющих опыта самодиагностики и самоанализа, эта работа была-
организована в группе, на предложенные вопросы они отвечали устно и по
желанию. Старшим был предоставлен выбор: присоединиться к младшим
или сформулировать ответы в письменной форме. На этапе самоопределения
старшие и младшие ученики делились своими ожиданиями от освоения
предметной программы в учебном году, младшим предлагалось высказаться
первыми, затем делились опытом старшие. В ходе самореализации (поста-
новка целей, задач, определение перспектив, способов их достижения) детям
предлагалось ознакомиться с тематическим планом по предмету и порабо-
тать с индивидуальной картой его изучения. Ученики могли выбрать способ
и уровень освоения той или иной темы, форму отчетности, обозначить инди-
видуально, в паре или в мини-группе они хотели бы выполнять задания, а
также выбрать предпочтительную статусно-ролевую позицию во взаимодей-
ствии с другими детьми. Старшие помогали младшим оформить карту, дели-
лись опытом. Этапы деятельности обучающихся педагог продумывает зара-
нее и сопровождает как в скрытой, так и открытой форме с учетом возраста,
индивидуально-личностных особенностей и уровня сформированности
субъектности ученика. Педагоги сопровождали процесс проектирования так,
чтобы ребенок размышлял о причинах собственных успехов и неудач, сопос-
тавлял достигнутый результат с планируемым (самооценка); делал выводы о
целесообразности поставленных целей и задач, способах их достижения,
вносил коррективы в свои дальнейшие действия (самоутверждение).
Регулирование и координация образовательного взаимодействия
старших и младших в разновозрастной группе с учетом ситуативной
статусно-ролевой позиции («старший»/«младший»)были направлены на
развитие самореализации детей в совместной деятельности. Регулируя со-
вместную деятельность старших и младших в РВГ, педагог стимулирует де-
тей к выстраиванию взаимодействия на основе равноправного диалога, со-
творчества и сотрудничества, при этом ребенку предоставляется возмож-
ность участвовать во взаимодействии с другими детьми, выполняя различ-
ные образовательные роли. Для развития отношений младших и старших
использовались следующие способы организации совместной деятельности
детей в группе: работа в разновозрастных парах, микрогруппах; коллектив-
ная творческая, проектная, игровая деятельность; регулировался выбор обу-
чающимися статусно-ролевой позиции, способов взаимодействия.
В диссертации рассматриваются примеры регулирования и координации
образовательного взаимодействия обучающихся разного возраста в процессе
совместной деятельности старших и младших детей на образовательных
занятиях по ИЗО в школе и дизайн-деятельности в ходе реализации коллек-
тивного творческого дела «Оформление интерьеров помещений центра
“Перспектива” к новогодним мероприятиям» (дополнительное образование).
Результативность опытной работы по проверке условий и средств
педагогического сопровождения ИОД обучающихся в разновозрастной груп-
пе определялась посредством анализа планов, методических разработок, ра-
бочих записей педагога (беседы, интервью, наблюдения и др.), а также на
основе сопоставления диагностических данных, полученных в начале и при
завершении занятий и мероприятий, организованных в рамках опытной ра-
боты. Динамика результатов развития индивидуальности обучающихся в
РВГ в школе и в дополнительном образовании представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты стартовой и итоговой диагностики развития сфер
индивидуальности обучающихся в разновозрастных группах СШ и ОДО
Сферы индивидуальностиСредний
уровень
Экзистенци-
Интеллекту-

Предметно-
Мотиваци-

Саморегу-
практиче-

развития-
Эмоцио-

Волевая
нальная
альная

альная
ляция
онная

ская

сферинди-
видуально-
сти
Разновозрастная группа в средней школе (5-7 классы)
Исходный средний балл1,271,21,191,191,181,171,221,20
Итоговый средний балл1,451,431,351,341,391,331,381,38
Изменение среднего балла0,180,230,160,150,210,160,160,18
Разновозрастная группа в организации дополнительного образования
Исходный средний балл1,451,391,421,361,421,381,421,40
Итоговый средний балл1,591,621,591,51,61,521,581,57
Изменение среднего балла0,140,230,170,140,180,140,160,17

Результаты исследования были проверены с помощью статистического
метода – непараметрического парного критерия для связных выборок
Т-Вилкоксона. Сравнительный анализ данных первого и второго «срезов»
развития индивидуальности обучающихся в РВГ в школе и в ОДО показал
положительную динамику всех ее компонентов. Полученное нами эмпириче-
ское значение Т-критерия оказалось меньше критического, это позволяет
утверждать, что зафиксированные по итогам опытной работы изменения
уровня развития сфер индивидуальности обучающихся в РВГ в обеих орга-
низациях не случайны и статистически значимы.
Данные Таблицы 2 подтверждают положительную динамику развития
субъектности обучающихся в разновозрастной группе.
Таблица 2
Сравнение результатов исходного и итогового уровней проявления
субъектной позиции обучающихся в РВГ в школе и в организации ДО
ВозрастнаяУровень проявления субъектной позиции
категория
НизкийСреднийВысокий
ребенка
СтартИтогСтартИтогСтартИтог
РВГмладшие83 %33 %17 %67 %00
в школесредние63 %12,5 %37 %75 %012,5 %
старшие33 %033 %33 %33 %66 %
Итого60 %15 %30 %50 %10 %/35 %
РВГмладшие50 %50 %50 %0050 %
в ОДОсредние33 %033 %83 %017 %
старшие20 %020 %20 %60 %80 %
Итого46 %13 %34 %40 %20 %46 %

Большинство обучающихся с низким уровнем проявления субъектной по-
зиции перешли на средний уровень. Остальные показали динамику внутри
своего уровня и приблизились к границе среднего уровня. Количество детей
с высоким уровнем проявления субъектной позиции в обеих организациях
увеличилось в 3,5 и 2,3 раза соответственно.
Сравнивая результаты исходного и итогового уровней развития взаимо-
действия старших и младших обучающихся в РВГ в школе и в разновозраст-
ном творческом объединении в ОДО, можно сделать вывод, что, несмотря на
разные исходные условия, в которых проходила опытная работа в данных
РВГ, положительную динамику развития взаимодействия мы получили при-
мерно одинаковую(прирост – 30 %).Также произошли позитивные измене-
ния в формировании отношения детей к образовательной деятельности: уве-
личилась доля обучающихся, которые учатся с желанием, на 34 % в школе и
на 24 % в ОДО. Изменилась их позиция в образовательном процессе: вместе
с педагогами участвовали в разработке, организации и анализе занятий и
мероприятий 37 % (ранее 7 %) обучающихся в школе и 66 % (ранее 14 %) – в
организации дополнительного образования.
На основе анализа результатов опроса детей и родителей, наблюдения и
текущей оценки результатов занятий и мероприятий были выявлены наибо-
лее эффективные средства педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся. Участники сопровождения
высоко оценили использование практически всех средств совместной дея-
тельности старших и младших детей, среди которых, в первую очередь, были
отмечены коллективная творческая деятельность, разработка проектов, игры,
парная и групповая работа разновозрастного состава.
Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что цель
исследования достигнута; поставленные задачи решены.
В заключении представлены следующие выводы:
1.Индивидуальная образовательная деятельность обучающихся в разно-
возрастной группе может быть успешной, если ребенок осмысленно участ-
вует в построении и реализации собственной образовательной траектории,
овладевает способами индивидуальной образовательной деятельности, при-
обретает опыт взаимодействия с другими субъектами педагогического про-
цесса – школьниками разного возраста. Один и тот же ученик на занятии в
разновозрастной группе может находиться как в позиции «старшего», так и в
позиции «младшего» в зависимости от того, с кем он взаимодействует.
2. В разновозрастной группе имеются благоприятные условия для разви-
тия индивидуальности, субъектности ребенка. Взаимодействие детей разного
возраста мы рассматриваем как особый инструмент успешной организации
индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозра-
стной группе, способ опосредованного управления жизнедеятельностью дет-
ского коллектива. Педагогу важно обеспечивать многообразие связей стар-
ших и младших учеников в РВГ, сочетание индивидуальных и групповых
форм их деятельности, создавать ситуации для самопроявления ребенка в
различных статусно-ролевых позициях, давать ему возможность попробовать
себя во всем спектре образовательных ролей. При этом дети осваивают спо-
собы индивидуального проектирования, учатся выстраивать отношения с
другими людьми, осваивают различные социальные роли, приобретают опыт
взаимодействия в разных ситуациях.
3. Целью сопровождения индивидуальной образовательной деятельности
обучающихся в разновозрастной группе является создание условий для раз-
вития индивидуальности, субъектности ребенка, взаимодействия детей раз-
ного возраста в группе. Педагогическое сопровождение индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группепред-
полагает реализацию последовательных действий педагога, направленных на
добровольное и осознанное вовлечение ребенка в проектирование своей ин-
дивидуальной образовательной деятельности, включение его в совместную
деятельность РВГ, помощь обучающимся в решении актуальных образова-
тельных и коммуникативных проблем.
4.Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся в разновозрастной группе может быть успешным,
если организуются диагностика и самодиагностика индивидуальной образо-
вательной деятельности ребенка, взаимодействия детей разного возраста;
осуществляется многоуровневое и многоаспектное проектирование индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ; регулируется и
координируется совместная деятельность школьников разного возраста,
обеспечивающая самореализацию и саморазвитие каждого ребенка.
5.Исследование подтвердило целесообразность использования при со-
провождении индивидуальной образовательной деятельности обучающихся
в разновозрастной группе следующих педагогических средств: субъектно-
ориентированных технологий, бинарных методов воспитания, рефлексивных
методик, стимулирующих самоанализ, самоактуализацию, развитие субъект-
ной позиции обучающихся; способов организации групповой деятельности
(совместная деятельность старших и младших в разновозрастных парах,
группах, коллективная творческая и проектная деятельность), социальных и
профессиональных проб.
Настоящая работа не претендует на исчерпывающее решение заявленной
проблемы. В дальнейшем могут быть предприняты исследования, направ-
ленные на изучение и конкретизацию педагогического обеспечения органи-
зации индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ с
учетом специфики разных видов деятельности, при изучении различных
учебных дисциплин, в условиях цифровизации образования. Перспективным
является изучение вопросов тьюторского сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе на
основе ризомоподобного подхода.
В приложениях представлены разработанные автором программы учеб-
ных дисциплин для разновозрастных групп в школе и в организации допол-
нительного образования, примеры планов-конспектов и технологических
карт образовательных занятий в РВГ, результаты диагностических методик,
монологические описания результатов опытной работы, методические разра-
ботки автора.

Актуальность исследования. В современных условиях индивидуализация
образования становится одной из основополагающих идей, на основе которой ре-
шаются задачи воспитания нового поколения, развития индивидуальности ребен-
ка, формирования его субъектности. С опорой на личностные устремления обу-
чающегося выстраивается его индивидуальная образовательная деятельность
(ИОД), понимаемая нами как деятельность ребенка по реализации собственной
образовательной траектории. Индивидуальная образовательная деятельность обу-
чающегося может осуществляться в двух формах организации: как самообразова-
ние (самовоспитание, самоучение, саморазвитие) и как деятельность ребенка при
сопровождении педагога [Новиков, 2007].
Индивидуальная образовательная деятельность школьников реализуется в
разных коллективах и объединениях, значительную часть которых составляют
разновозрастные группы (РВГ), где имеются особые условия и ресурсы для разви-
тия и социализации детей, что отмечали известные педагоги (В. К. Дьяченко,
А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий) и совре-
менные исследователи (Л. В. Байбородова, М. М. Батербиев, З. Б. Ефлова,
О. В. Коршунова, В. Б. Лебединцев, А. А. Остапенко, И. Ю. Шустова). Сегодня
растет интерес к детским разновозрастным образовательным объединениям, ко-
торые могут содействовать развитию индивидуальности, субъектности ребенка,
социализации школьников, развитию у них таких социально значимых качеств,
как коммуникабельность и умение работать в команде. Однако изучение литера-
туры и педагогического опыта показало, что при взаимодействии старших и
младших в разновозрастной группе возникают проблемы, а педагоги, работающие
в РВГ, часто испытывают трудности в организации индивидуальной образова-
тельной деятельности обучающихся, что обусловлено отсутствием специального
научно-методического обеспечения исследуемого процесса. При этом в науке и
практике имеются определенные предпосылки для его разработки, в педагогике
исследовались различные аспекты проблемы организации индивидуальной обра-
зовательной деятельности детей в разновозрастной группе.
Важное значение имеют труды А. М. Новикова по методологии образова-
тельной деятельности; работы О. С. Гребенюка и Т. Б. Гребенюк о развитии инди-
видуальности ребенка; Т. В. Бурлаковой, А. А. Кирсанова, Т. М. Ковалевой,
В. Д. Шадрикова – о сущности индивидуализации; Л. В. Байбородовой – о реали-
зации идей индивидуализации в процессе проектирования образовательной дея-
тельности обучающихся.
Также имеются исследования по обучению и воспитанию в разновозрастной
группе. Концепция и модель взаимодействия детей разного возраста предложена
Л. В. Байбородовой. Предметом исследования стали психолого-педагогические и
организационно-педагогические механизмы развития разновозрастных связей в
детских объединениях (Л. И. Божович, И. П. Иванов, Т. Е. Конникова,
Е. Н. Старостина); содержание и формы совместной деятельности учащихся раз-
ного возраста (М. М. Батербиев, М. А. Мкртчян). Различные аспекты организации
образовательного процесса в разновозрастной группе рассматривались в диссер-
тациях С. Л. Ильюшкиной, И. С. Павловой, В. Б. Лебединцева, А. Н. Холичевой.
В то же время диссертационных исследований, посвященных организации инди-
видуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной груп-
пе, нами не обнаружено.
Проблемы психолого-педагогического и педагогического сопровождения
обучающихся изучались в разных аспектах. Так, концептуальные положения пе-
дагогического сопровождения, в том числе саморазвития и самореализации ре-
бенка, разрабатывались М. И. Рожковым; сопровождение как создание условий
для успешного обучения и развития в ситуациях взаимодействия раскрыто в рабо-
тах М. Р. Битянововой, Е. И. Казаковой. Определены тактики сопровождения,
различающиеся по степени участия взрослого в жизни ребенка
(Е. А. Александрова); изучены возможности педагогического сопровождения в
выборе социальной роли (И. А. Липский); раскрыты содержание и средства со-
провождения индивидуальной образовательной деятельности ребенка
(Л. В. Байбородова); рассмотрены особенности поддержки обучающихся
(О. С. Газман, H. H. Михайлова, С. М. Юсфин); выявлены специфика и средства
тьюторского сопровождения (Т. М. Ковалева, С. А. Щенников). Однако мы не об-
наружили работ, в которых исследуется педагогическое сопровождение индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Таким образом, анализ педагогической науки и практики по исследуемой
проблеме позволил выявить противоречия между
− большим воспитательным ресурсом образовательного процесса в разно-
возрастной группе и наличием проблем и трудностей у педагогов при сопровож-
дении индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ;
− разработанностью в науке различных аспектов воспитательного потенци-
ала взаимодействия детей в разновозрастной группе и отсутствием специальных
исследований по проблеме педагогического сопровождения индивидуальной об-
разовательной деятельности обучающихся в РВГ;
− необходимостью педагогического сопровождения индивидуальной обра-
зовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, способствую-
щего развитию индивидуальности и субъектности детей, и неразработанностью
условий и средств такого сопровождения.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила проблему
исследования: каковы условия и средства педагогического сопровождения инди-
видуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной груп-
пе?
В соответствии с проблемой определена цель исследования: выявить и
обосновать условия и средства педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, способ-
ствующие развитию индивидуальности и субъектности ребенка.
Объект исследования: процесс индивидуальной образовательной деятель-
ности обучающихся в разновозрастной группе.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Задачи исследования:
1. Определить особенности, конкретизировать структуру индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
2. Выявить специфику функций взаимодействия детей в разновозрастной
группе, реализация которых способствует успешной индивидуальной образова-
тельной деятельности обучающихся.
3. Разработать и охарактеризовать модель педагогического сопровождения
индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной
группе.
4. Определить условия педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности детей в разновозрастной группе, обеспечивающие
развитие индивидуальности и субъектности ребенка.
5. Отобрать, разработать и обосновать средства педагогического сопровож-
дения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновоз-
растной группе.
В соответствии с целью выдвинута гипотеза исследования: индивидуальная
образовательная деятельность обучающихся в РВГ будет способствовать разви-
тию индивидуальности и субъектности детей, если педагогическое сопровожде-
ние предусматривает
− диагностику развития индивидуальности, субъектности, а также других осо-
бенностей ребенка, взаимодействия детей разного возраста, организации индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся;
− многоуровневое проектирование образовательной деятельности обучаю-
щихся (ребенка и группы детей, с учетом их взаимосвязи), многоаспектность ко-
торого позволяет организовать этот процесс в различных вариантах, в зависимо-
сти от ситуации;
− регулирование совместной деятельности школьников разного возраста (в
разновозрастных парах, триадах, микрогруппах) с учетом их ситуативной статус-
но-ролевой позиции («старший – младший») с целью создания условий для само-
проявления и саморазвития детей;
− координацию деятельности всех участников сопровождения, обеспечи-
вающую достижение намеченных целей и реализацию индивидуальных и коллек-
тивных образовательных проектов обучающихся;
− использование в процессе сопровождения субъектно-ориентированных
средств, стимулирующих рефлексию, самоанализ, самоактуализацию детей, поз-
воляющих организовать индивидуальную и групповую деятельность обучающих-
ся в разновозрастной группе, обеспечивающую самореализацию ребенка.
Методологическую базу исследования на конкретном научном уровне со-
ставляют следующие подходы:
− субъектно-ориентированный подход, реализация которого позволяет
рассматривать педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной
деятельности обучающихся в разновозрастной группе в аспекте развития индиви-
дуальности и субъектности каждого ребенка (Л. В. Байбородова, Т. Н. Гущина,
Е. И. Тихомирова, В. В. Юдин);
− рефлексивно-деятельностный подход, реализация которого способствует
проявлению и развитию индивидуальных способностей и личностных качеств де-
тей в совместной деятельности старших и младших в группе, созданию в разно-
возрастной группе рефлексивной образовательной среды, стимулирующей осо-
знание субъектами индивидуальных и групповых задач в каждой конкретной об-
разовательной ситуации (В. Н. Белкина, А. В. Карпов, М. И. Рожков,
Г. П. Щедровицкий и др.).
Теоретическую основу исследования составляют
− идеи социализации личности, которые раскрывают роль социума в разви-
тии личности ребенка на основе его активного включения в социальное взаимо-
действие, деятельность, способствующую социализации (Г. М. Андреева,
А. В. Волохов, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков);
− теория развивающего обучения, которая предполагает вовлечение обу-
чающегося в различные виды образовательной деятельности, использование ак-
тивных методов обучения, направленных на развитие индивидуальности ребенка
с учетом его потенциальных возможностей (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);
− общие положения об особенностях и структуре образовательной дея-
тельности обучающегося, согласно которым образовательной является индиви-
дуальная и совместная, учебная и познавательная деятельность всех субъектов
образования, направленная на достижение обучающимися предметных, мета-
предметных и личностных образовательных результатов (A. M. Новиков,
Д. А. Новиков и др.);
− идеи индивидуализации образовательного процесса, позволяющие рас-
сматривать его как бинарный процесс, который характеризуется взаимосвязью и
взаимозависимостью внешней и внутренней сторон индивидуализации
(Л. В. Байбородова, Т. В. Бурлакова);
− теоретические основы педагогического сопровождения и поддержки
(Е.А. Александрова, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, М.И. Рожков);
− концепции социального взаимодействия и обучения в разновозрастных
группах обучающихся (Л. В. Байбородова, М. М. Батербиев, В. К. Дьяченко,
В. Б. Лебединцев, А. А. Остапенко и др.);
− идеи технологического подхода к образованию и педагогических техно-
логий (Л. В. Байбородова, В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, А. П. Чер-
нявская, В. В. Юдин и др.);
− теория проектирования образовательных процессов (Е. С. Заир-Бек,
М. М. Левина, Г. Е. Муравьева, М. И. Рожков, А. П. Тряпицына и др.).
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой
гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования:
− теоретические – анализ, синтез, абстрагирование, классификация, кон-
тент-анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование;
− эмпирические – изучение опыта по исследуемой проблеме, результатов
образовательной деятельности обучающихся, опытная работа, опросные методы
(анкетирование, беседа, тестирование), разные виды наблюдения, метод диагно-
стических ситуаций, фокус-группа, методы оценивания (самооценка, взаимооцен-
ка, экспертная оценка);
− методы математической статистики (при обработке результатов ис-
следования в качестве инструмента сравнения был выбран парный Т-критерий
Вилкоксона).
База исследования. Опытная работа была организована в Гуманитарном
колледже г. Ярославля, на базе средних школ № 36, № 74 г. Ярославля, в Крас-
ноткацкой средней школе, в филиале Детской школы искусств № 5 в Карабих-
ском сельском поселении, в Центре анимационного творчества «Перспектива»
(г. Ярославль), в Ярославском государственном педагогическом университете им.
К. Д. Ушинского. Эмпирические исследования проводились на базе Брестского
государственного университета и Брестского государственного областного Цен-
тра молодежного творчества. Также изучался опыт инновационных образователь-
ных организаций, действующих при лаборатории «Педагогика сельской школы»
научного центра РАО на базе ЯГПУ имени К. Д. Ушинского.
Этапы исследования. Исследование реализовывалось в период с 2004 по
2021 г. и включало следующие этапы:
На первом этапе (2004-2007 гг.) на основе наблюдения и выявления инди-
видуальных образовательных потребностей обучающихся Гуманитарного колле-
джа была сформулирована проблема исследования. В результате анализа научно-
педагогической литературы и изучения опыта организации образовательного про-
цесса в разновозрастной группе были определены цели, задачи, гипотеза исследо-
вания, проводилось накопление научно-методического материала и эмпирических
данных.
На втором этапе исследования (2007-2010 гг.) на базе Гуманитарного кол-
лежа проводилась опытная работа по проверке педагогических условий и средств
организации образовательного процесса в РВГ в общеобразовательной школе,
разрабатывалось и апробировалось содержание подготовки педагогов школ к ор-
ганизации образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной груп-
пе.
На третьем этапе исследования (2011-2017 гг.) изучались особенности
индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастных
творческих объединениях организаций дополнительного образования, выявлялись
и проверялись условия и средства педагогического сопровождения деятельности
воспитанников разновозрастной группы в Центре анимационного творчества
«Перспектива», а также в средних школах № 30, № 36, № 74 г. Ярославля, в Крас-
ноткацкой средней школе, ЯГПУ имени К. Д. Ушинского. Разрабатывалось и
апробировалось содержание подготовки педагогов к сопровождению образова-
тельного взаимодействия детей разного возраста.
На четвертом этапе (2018-2021 гг.) проверялись выводы, полученные на
разных этапах исследования, производился количественный и качественный ана-
лиз результатов опытной работы; осуществлялась апробация и внедрение резуль-
татов диссертационного исследования.
Научная новизна заключается в следующем:
− определена специфика педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в РВГ как процесса, ориентирован-
ного на создание условий для развития индивидуальности, субъектности ребенка,
главной особенностью которого является то, что педагог сопровождает как инди-
видуальную образовательную деятельность, так и развитие взаимодействия детей
разного возраста, находясь при этом преимущественно в тьюторской позиции;
− разработана и охарактеризована модель педагогического сопровождения,
обеспечивающего развитие индивидуальности, субъектности ребенка и развитие
взаимодействия обучающихся в разновозрастной группе, которая представлена
концептуально-целевым, содержательно-организационным и аналитико-
оценочным компонентами и выстраивается на основе субъектно-
ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов;
− обоснованы и предложены принципы педагогического сопровождения,
которые отражают особенности взаимодействия детей разного возраста, подчер-
кивают необходимость быстрого реагирования педагога на возникающие про-
блемные ситуации во взаимоотношениях и во взаимодействии старших и млад-
ших детей;
− выявлены и раскрыты условия педагогического сопровождения, обеспе-
чивающие успешность индивидуальной образовательной деятельности обучаю-
щихся, самопроявления и самореализации ребенка в совместной деятельности
старших и младших детей в разновозрастной группе, развитие способности к са-
моразвитию, умений проектировать собственную деятельность;
− показаны возможности использования при организации совместной дея-
тельности старших и младших детей в РВГ субъектно-ориентированных педаго-
гических средств, способствующих развитию индивидуальности и субъектности
ребенка;
− разработана технология проектирования индивидуальной образователь-
ной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, понимаемого как про-
цесс совместной деятельности всех субъектов сопровождения (педагоги, школь-
ники разного возраста и их родители), в ходе которого определяются и реализу-
ются как общие для разновозрастной группы, так и индивидуальные образова-
тельные цели и задачи, а также формы совместной и индивидуальной деятельно-
сти детей.
Теоретическая значимость состоит в том, что внесен определенный вклад
в развитие педагогической науки, в частности:
− выделены и систематизированы идеи, направленные на развитие у обу-
чающихся в разновозрастной группе способности к самоопределению и самораз-
витию, умений проектировать собственную индивидуальную образовательную
деятельность;
− конкретизировано определение индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся применительно к условиям разновозрастной группы; до-
полнена характеристика компонентов индивидуальной образовательной деятель-
ности обучающихся в РВГ (мотивационного, целевого, содержательного, дей-
ственно-практического, контрольно-оценочного, рефлексивно-результативного),
рассматриваются особенности их содержания на примере деятельности старших и
младших школьников в группе;
− выявлены особенности реализации функций взаимодействия в разновоз-
растной группе по отношению к ребенку (функции психологической защиты ре-
бенка, социальной поддержки, стимулирующей, компенсаторной, самоорганиза-
ции, опережающего обучения, взаимообучения и взаимообогащения, актуализа-
ции знаний) с учетом его статусно-ролевой позиции («старший» /«младший»), в
соответствии с которой ребенок может вступать во взаимодействие как организа-
тор, консультант, исполнитель и взять на себя ответственность за результат дея-
тельности партнера;
− дополнено содержание реализации функций педагогического сопровож-
дения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в условиях
разновозрастной группы (диагностической, мотивационного обеспечения, проек-
тировочной, организаторской, коммуникативной);
− предложены две группы критериев и показателей для оценки педагогиче-
ского сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучаю-
щихся в разновозрастной группе: а) результативные (развитие индивидуальности
и субъектности ребенка, развитие взаимодействия школьников разного возраста);
б) процессуальные (реализация функций и принципов педагогического сопровож-
дения).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные
автором методические материалы апробированы и внедрены в практику, их ис-
пользование позволяет педагогам, работающим в разновозрастной группе в раз-
ных образовательных организациях, обеспечить успешное решение образователь-
ных и воспитательных задач. В частности, предложены
− программные материалы – рабочие программы по учебным дисциплинам
для разновозрастной группы в средней школе (изобразительное искусство) и для
дополнительного образования (дизайн), программы подготовки педагогов к орга-
низации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе школы и ор-
ганизации дополнительного образования;
− методические рекомендации по подготовке педагогов к организации об-
разовательного процесса в РВГ в рамках курсов повышения квалификации, про-
ведению мастер-классов на темы «Проектирование учебного занятия в разновоз-
растной группе», «Технологии развития взаимодействия старших и младших обу-
чающихся в разновозрастной группе», «Применение образовательных технологий
в разновозрастной группе», «Коллективная творческая деятельность школьников
в разновозрастной группе», «Метод проектов в разновозрастной группе», «Сопро-
вождение аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся в разновоз-
растной группе»;
− методические рекомендации по организации педагогического сопровож-
дения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновоз-
растной группе, по подготовке и проведению учебных занятий в РВГ; по форми-
рованию портфолио ученика;
− варианты структуры и образцов индивидуальных образовательных про-
грамм, планов, маршрутов обучающихся в разновозрастной группе;
− инструментарий мониторинга педагогического сопровождения индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе
с учетом результативных и процессуальных критериев и показателей.
Материалы исследования могут быть полезны учителям средней школы при
организации урочной, внеурочной и кружковой деятельности, педагогам допол-
нительного образования при организации образовательного процесса в разновоз-
растной группе, преподавателям вузов и организаций среднего профессионально-
го образования в процессе подготовки студентов по направлению «Педагогиче-
ское образование» и «Психолого-педагогическое образование», повышения ква-
лификации педагогических работников.
Личный вклад диссертанта состоит в разработке концепции и программы
исследования, создании и апробации модели педагогического сопровождения ин-
дивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ в процессе
опытной работы; в обосновании педагогических условий, обеспечивающих разви-
тие индивидуальности и субъектности обучающихся в РВГ; в разработке техноло-
гии проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающих-
ся, программ учебных дисциплин для разновозрастных групп, рекомендаций для
педагогов по осуществлению сопровождения индивидуальной образовательной
деятельности обучающихся в РВГ; в обработке, анализе и интерпретации резуль-
татов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследо-
вания обеспечиваются непротиворечивостью исходных теоретических и методо-
логических положений, комплексным использованием методов исследования,
адекватных его целям и задачам; всесторонним анализом состояния исследуемой
проблемы в педагогической науке и практике, личным участием автора в роли ор-
ганизатора и исполнителя опытной и опытно-экспериментальной работы; пози-
тивными результатами исследования в образовательных организациях, длитель-
ностью опытной работы, разнообразием базы исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Индивидуальная образовательная деятельность обучающегося в разно-
возрастной группе – это процесс реализации субъектом образовательной траекто-
рии, овладения способами деятельности, саморазвития, осуществляемый при вза-
имодействии ребенка с детьми разного возраста, в ходе которого, в зависимости
от характера поставленной обучающимся образовательной задачи и состава раз-
новозрастной группы, ребенок выполняет различные социальные роли, в том чис-
ле образовательные (учитель, помощник учителя, консультант и др.). Основная
особенность деятельности обучающихся в разновозрастной группе заключается в
том, что один и тот же ребенок может находиться как в позиции «старшего», так и
в позиции «младшего» в зависимости от того, с кем он взаимодействует.
2. Реализация функций взаимодействия детей в разновозрастной группе
(психологической защиты, социальной поддержки, стимулирующей, компенса-
торной, самоорганизации, опережающего обучения, взаимообучения и взаимо-
обогащения, актуализации знаний) по отношению к ребенку зависит от статусно-
ролевой позиции обучающегося, в соответствии с которой он может вступать во
взаимодействие («старший – младший») и проявлять субъектность.
3. Модель педагогического сопровождения индивидуальной образователь-
ной деятельности обучающихся в разновозрастной группе построена на основе
субъектно-ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов и вклю-
чает следующие компоненты: концептуально-целевой, характеризующийся целя-
ми, задачами, подходами, принципами динамики статусно-ролевой позиции обу-
чающихся, педагогизации взаимодействия старших и младших детей, обеспече-
ния субъектной позиции обучающихся во взаимодействии друг с другом, гибко-
сти и вариативности организации деятельности детей в разновозрастной группе,
интеграции и дифференциации содержания и форм деятельности обучающихся
разного возраста; содержательно-организационный, в котором раскрываются
функции педагогического сопровождения ИОД обучающихся в разновозрастной
группе (диагностическая, мотивационного обеспечения, проектировочная, орга-
низаторская, коммуникативная); этапы проблематизации (поисково-вариативный,
практический, аналитический), а также комплекс средств, форм, методов педаго-
гического сопровождения; аналитико-оценочный, представленный результатив-
ными (развитие индивидуальности, субъектности, взаимодействия детей разного
возраста) и процессуальными (качество реализации функций и принципов педаго-
гического сопровождения) критериями и показателями.
4. Педагогическое сопровождение является успешным, если осуществляется
диагностика развития детей, их взаимоотношений и взаимодействия друг с дру-
гом, результативности индивидуальной и коллективной деятельности ребенка,
позволяющая мотивировать обучающихся, вовлечь их в процесс самодиагности-
ки; организуется проектирование индивидуальной и групповой образовательной
деятельности, взаимодействия детей разного возраста при тьюторском сопровож-
дении; обеспечивается регулирование и координация совместной деятельности
старших и младших школьников в РВГ.
5. При сопровождении индивидуальной образовательной деятельности обу-
чающихся в разновозрастной группе используется комплекс педагогических
средств, способствующих развитию индивидуальности и субъектности детей:
субъектно-ориентированная технология (Л. В. Байбородова), бинарные методы
воспитания (М. И. Рожков), организация групповой деятельности (совместная де-
ятельность в разновозрастных парах, микрогруппах), коллективная творческая де-
ятельность, метод проектов, социальные пробы, рефлексивные методики, которые
побуждают обучающихся к осмыслению индивидуальной и коллективной дея-
тельности, взаимоотношений и взаимодействия с другими детьми в РВГ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретиче-
ские положения, выводы, рекомендации были изложены в выступлениях на науч-
но-практических конференциях: международных – Ярославль (2013, 2014, 2015
гг.), Новокузнецк (2016 г.), Талдыкорган (2016 г.), Ярославль – Минск (2017, 2018
гг.), Елабуга (2017 г.); всероссийских – Санкт-Петербург (2016 г.), Ярославль
(2014-2018 гг.), Иркутск (2018 г.); региональных – Ярославль (2007-2021 гг.).
Материалы по теме исследования отмечены Дипломом 1-й степени Между-
народного конкурса «Грани мастерства» (КГУ, Казань, 2017 г.), Дипломом 1-й
степени 2-го Всероссийского конкурса научно-исследовательских и методических
работ педагогов (КГУ культуры и искусства, Кемерово, 2015 г.); Дипломами II
степени Всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ «Дополни-
тельное образование XXI века» (2014, 2015 гг.), Дипломами III степени X олим-
пиады аспирантов по педагогическим наукам (Санкт-Петербург, 2016 г.).
Теоретические положения и результаты, полученные на разных этапах ис-
следования, были представлены автором на заседаниях кафедры педагогических
технологий ЯГПУ имени К. Д. Ушинского (2013-2020 гг.). Разработанные матери-
алы использовались в рамках внутрифирменного повышения квалификации педа-
гогических работников НОУ «Гуманитарный колледж» и ЦАТ «Перспектива», в
подготовке студентов ЯПК и ЯГПУ имени К. Д. Ушинского.
Содержание диссертации соответствует специальности 5.8.1. Общая педаго-
гика, история педагогики и образования (педагогические науки): П.11. Потенци-
альные возможности самоопределения и саморазвития человека средствами обра-
зования в современном мире, П.13. Системные изменения профессионально-
педагогической деятельности учителя, в том числе ее сущности, структуры,
функций, П.17. Исследования эффективных педагогических практик и инноваций,
П.24. Теории и концепции воспитания и социализации. Социокультурная обуслов-
ленность воспитания, П.26. Концепции социализации, социального воспитания и
социального развития человека на различных этапах его жизненного пути; взаи-
мосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества).
Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, ко-
торая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложе-
ний.

Реализация индивидуальной образовательной деятельности школьника
осуществляется в разных коллективах и объединениях, значительную часть кото-
рых составляют разновозрастные группы, где имеются особые условия для разви-
тия индивидуальности и социализации детей. Однако обучающиеся в разновоз-
растных группах, часто испытывают трудности во взаимодействии друг с другом.
Чтобы обеспечить развитие индивидуальности и субъектности каждого ре-
бенка в разновозрастной группе, педагогу необходимо сопровождать индивиду-
альную образовательную деятельность детей и их взаимодействие в образова-
тельном процессе.
Актуальность темы определила основную цель нашего исследования – раз-
работать, обосновать и проверить условия и средства педагогического сопровож-
дения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновоз-
растной группе, которые способствуют развитию индивидуальности и субъектной
позиции ребенка. Первой из ряда задач, которые необходимо было решить для
достижения цели, стало определение особенностей индивидуальной образова-
тельной деятельности обучающихся в разновозрастной группе. Анализ име-
ющихся в науке точек зрения позволил в контексте данного исследования рас-
сматривать индивидуальную образовательную деятельность обучающихся в РВГ
как процесс реализации субъектом собственной образовательной траектории,
овладения ребенком способами деятельности, личностного и индивидуального
развития, приобретения опыта, имеющий свои особенности, главная из которых
заключается в характере образовательного взаимодействия ребенка с другими
субъектами учебного процесса (школьниками разного возраста, педагогами, со-
провождающими деятельность обучающихся). Один и тот же ученик на занятии в
РВГ может находиться как в позиции «старшего», так и в позиции «младшего»,
взаимодействуя с другими детьми.
Одной из проблем при реализации образовательного процесса в РВГ явля-
ется организация взаимодействия школьников разного возраста на учебных заня-
тиях. Для обеспечения результативности индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся, проявляющейся в развитии индивидуальности и субъ-
ектности каждого ребенка, педагогу необходимо развивать взаимодействие обу-
чающихся: регулировать и координировать совместную деятельность старших и
младших с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей,
характера взаимоотношений школьников в группе. Смысл сопровождения в дан-
ном случае заключается в том, чтобы каждый ребенок в группе занял оптималь-
ную позицию для реализации своих образовательных и социальных потребностей
и интересов, чувствовал себя комфортно и смог проявить свои способности.
На основе проведенного исследования мы разработали модель педагогиче-
ского сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обуча-
ющихся в РВГ, которая представлена концептуально-целевым, содержательно-
организационным и аналитико-оценочным компонентами и построена на основе
субъектно-ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов,
предполагающих реализацию следующих принципов: динамики статусно-
ролевой позиции обучающихся, педагогизации взаимодействия старших и млад-
ших обучающихся в разновозрастной группе, обеспечения субъектной позиции
обучающихся во взаимодействии друг с другом, гибкости и вариативности орга-
низации деятельности в разновозрастной группе, интеграции и дифференциации
содержания и форм деятельности обучающихся разного возраста.
Содержательно-организационный компонент представлен функциями
педагогического сопровождения – диагностической, мотивационного обеспече-
ния, проектировочной, организаторской и коммуникативной, раскрывает этапы
сопровождения (проблематизации, поисково-вариативный, практически-
действенный, аналитический) и предусматривает реализацию следующих усло-
вий: диагностику индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в
РВГ, многоуровневое и многоаспектное проектирование ИОД обучающихся в
разновозрастной группе, регулирование и координацию взаимодействия старших
и младших в РВГ. К средствам педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе мы отно-
сим субъектно-ориентированные педагогические технологии, рефлексивные ме-
тодики, бинарные методы воспитания, социальные пробы, стимулирующие ре-
флексию, самоанализ, самоактуализацию обучающихся, позволяющие организо-
вать индивидуальную и групповую деятельность обучающихся в разновозрастной
группе с целью развития индивидуальности и субъектности каждого ребенка.
Аналитико-оценочный компонент раскрывает результативные (развитие
индивидуальности и субъектности обучающегося, взаимодействие школьников
разного возраста) и процессуальные (реализация функций и принципов педагоги-
ческого сопровождения) критерии и показатели результативности педагогическо-
го сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в
разновозрастной группе.
В процессе опытной работы мы апробировали модель педагогического со-
провождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в
разновозрастной группе. Положительная динамика развития индивидуальности и
субъектности обучающихся разного возраста, развития взаимодействия старших и
младших в группе подтвердили педагогическую целесообразность представлен-
ной в диссертации модели, что позволяет сделать ряд выводов:
1. Целью сопровождения индивидуальной образовательной деятельности
обучающихся в разновозрастной группе является создание условий для развития
индивидуальности, субъектности ребенка, взаимодействия детей разного возраста
в группе. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся в РВГ предполагает реализацию последовательных дей-
ствий педагога, направленных на добровольное и осознанное вовлечение ребенка
в проектирование своей индивидуальной образовательной деятельности, включе-
ние его в совместную деятельность старших и младших обучающихся, направ-
ленную на решение его актуальных образовательных проблем.
2. Исследование подтвердило целесообразность использования при сопро-
вождении индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разно-
возрастной группе следующих педагогических средств: субъектно-
ориентированных технологий, бинарных методов воспитания, рефлексивных ме-
тодик, стимулирующих самоанализ, самоактуализацию, развитие субъектной по-
зиции обучающихся; способов организации групповой деятельности (совместная
деятельность старших и младших в разновозрастных парах, группах, коллектив-
ная творческая и проектная деятельность), социальные пробы. В комплексе дан-
ные средства способствуют развитию индивидуальности и субъектности ребенка.
3. Индивидуальная образовательная деятельность обучающихся в разно-
возрастной группе может быть успешной, если ребенок осмысленно участвует в
построении и реализации собственной образовательной траектории, овладевает
способами индивидуальной образовательной деятельности, приобретает опыт
взаимодействия с другими субъектами педагогического процесса – школьниками
разного возраста. Один и тот же ученик на занятии в разновозрастной группе
может находиться как в позиции «старшего», так и в позиции «младшего» в за-
висимости от того, с кем он взаимодействует. Структура индивидуальной обра-
зовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе включает мо-
тивационный, целевой, содержательный, действенно-практический, контрольно-
оценочный, рефлексивно-результативный компоненты.
4. В разновозрастной группе имеются благоприятные условия для развития
индивидуальности, субъектности ребенка. Взаимодействие детей разного возрас-
та мы рассматриваем как особый инструмент успешной организации индивиду-
альной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе,
способ опосредованного управления жизнедеятельностью детского коллектива.
Педагогу важно обеспечивать многообразные связи старших и младших учени-
ков в РВГ, сочетать индивидуальные и групповые формы их деятельности, созда-
вать ситуации для самопроявления ребенка в различных статусно-ролевых пози-
циях, обеспечить каждому ученику возможность попробовать себя во всем спек-
тре образовательных ролей. При этом дети осваивают способы индивидуального
планирования, учатся выстраивать отношения с другими людьми, осваивают раз-
личные социальные роли, способы самоуправления.
5. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся в разновозрастной группе может быть успешным, если
предполагает реализацию следующих направлений: диагностику индивидуальной
образовательной деятельности ребенка и взаимодействия детей разного возраста;
многоуровневое и многоаспектное проектирование индивидуальной образова-
тельной деятельности обучающихся в разновозрастной группе; регулирование и
координацию совместной деятельности школьников разного возраста.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута; за-
дачи решены. Теоретические и эмпирически полученные данные подтверждают
гипотезу о том, что, реализуя перечисленные педагогические условия и средства
педагогического сопровождения, можно обеспечить результативность индивиду-
альной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Настоящая работа не претендует на исчерпывающее решение заявленной
проблемы. В дальнейшем могут быть предприняты исследования, направленные
на изучение и конкретизацию педагогического обеспечения организации индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ с учетом специфики
разных видов деятельности.
Перспективным является изучение вопросов тьюторского сопровождения
индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной
группе на основе ризомоподобного подхода.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    М. В. Кротова – Текст : непосред- ственный // Ярославский педагогический вестник. – 2– No – С. 42
    М. В. Кротова. – Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. – 2– No – С. 87
    Обучение в разновозрастных группах сельской начальной школы: изобразительное искусство : методическое пособие
    Л. В. Байбородова, М.В.Кротова, М.Д.Солдатенкова.– Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2– 84 с.
    Особенности организации взаимодействия детей разного возраста в РВГ УДОД
    М. В. Кротова. – Текст : электронный // Международный творческий форум педагогов дополнительного образования, 2– Режим дос- тупа: http://viro-media.ru/files/forum/sp/KrotovaM.V.(Yaroslavl)М. В. Кротова. – Текст : электронный // Взаимодействие педагога и обучающихся как фактор повышения качества образования : сборник материалов Международ- 2015 г.
    Особенности организации образовательной деятельности обучающихся в РВГ
    М. В. Кротова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании :сборник мате- Кротова, М. В. Особенности взаимодействия педагога и воспитанников в условиях разновозрастного образовательного объединения детей / ной научно-практической интернет-конференции,1-30 ноября .http://mrcyspu.ucoz.ru/ 23риалов Международной заочной научно-практической конференции. – Яро- славль ; Минск : Изд-во ЯГПУ, 2– С. 125
    Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающегося в РВГ
    М. В. Кротова. – Текст : непосред- ственный // Актуальные проблемы современных педагогических исследований : сборник научных статей. – Санкт-Петербург :РГПУ им. А. И. Герцена, 2– С. 285
    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Язык дизайна»
    М. В. Кротова. – Текст : непосредственный // Грани мастерства : сборник публикаций материалов финалистов Международного конкурса методических материалов, 25 ноября2– Казань :Изд-во Казанского (Приволжского) феде- рального университета, 2– С. 107

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»