Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе
ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________6
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ______21
1.1. Характеристика разновозрастных групп обучающихся ________________21
1.2. Особенности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся
в разновозрастной группе ____________________________________________34
1.3. Модель педагогического сопровождения индивидуальной образовательной
деятельности обучающихся в разновозрастной группе ____________________63
Выводы по главе I __________________________________________________85
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ______________________88
2.1. Диагностика индивидуальной образовательной деятельности обучающихся
в разновозрастной группе ____________________________________________89
2.2. Многоуровневое и многоаспектное проектирование индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе ____112
2.3. Регулирование и координация совместной деятельности обучающихся в
разновозрастной группе_____________________________________________ 133
2.4. Результаты опытной работы______________________________________ 152
Выводы по главе II _________________________________________________ 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________ 174
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _____________________________________________ 179
ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________________ 204
Приложение А. Анкета «Изучение затруднений в педагогической работе
в разновозрастной группе» _______________________________________ 204
Приложение Б. Анкета для обучающихся «Выявление возможных причин,
затрудняющих реализацию ИОД обучающихся
в разновозрастной группе» _______________________________________ 205
Приложение В. Характеристика разновозрастных групп,
участвовавших в опытной работе __________________________________206
Приложение В1. Состав обучающихся в разновозрастных группах
в НОУ «Гуманитарный колледж» _________________________________206
Приложение В2. Состав обучающихся в разновозрастных группах
в МОУ ДО ЦАТ «Перспектива» __________________________________207
Приложение Г. Анкета для педагогов «Критерии и показатели
результативности педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся
в разновозрастной группе» _______________________________________ 208
Приложение Д. Тест для определения развития сфер индивидуальности
ребенка _______________________________________________________ 210
Приложение Е. Пример фиксации замера уровня развития
индивидуальности обучающихся в оценке учеников (У), педагога (П),
родителей (Р) __________________________________________________ 215
Приложение Ж. Результаты исследования развития индивидуальности
обучающихся в РВГ в школе и в разновозрастном творческом объединении
в ОДО ________________________________________________________ 216
Приложение Ж1. Результаты стартовой диагностики развития
индивидуальности обучающихся в разновозрастной группе (5-7 кл.)
в школе _______________________________________________________ 216
Приложение Ж2. Результаты стартовой диагностики развития
индивидуальности обучающихся в разновозрастном творческом
объединении «Я – дизайнер» в ОДО _______________________________ 217
Приложение З. Итоги стартовой диагностики уровня проявления субъектной
позиции у обучающихся разного возраста в РВГ _____________________ 218
Приложение З1. Стартовый уровень проявления субъектной позиции у
обучающихся разных возрастных категорий в РВГ (5-7 кл.)
в средней школе _______________________________________________ 218
Приложение З2 Стартовый уровень проявления субъектной позиции
у обучающихся разных возрастных категорий в разновозрастном
творческом объединении «Я – дизайнер» в организации ДО ___________ 219
Приложение И. Мониторинг образовательных результатов обучающихся,
осваивающих ДООП «Я – дизайнер», 2015-2016 гг. __________________ 220
Приложение К. Методика «Ковер» ________________________________ 221
Приложение Л. Результаты стартового изучения развития образовательного
взаимодействия обучающихся в РВГ _______________________________ 222
Приложение Л1. Итоги стартового изучения развития взаимодействия
старших и младших обучающихся в РВГ в средней школе
(Гуманитарный колледж) ________________________________________ 222
Приложение Л2. Итоги стартового изучения развития взаимодействия
старших и младших обучающихся в разновозрастном творческом
объединении «Я – дизайнер» в ЦАТ Перспектива ____________________ 223
Приложение М. Стартовая диагностика при проектировании обучающимися
в РВГ в средней школе (5-7 класс) освоения учебной дисциплины (ИЗО) 224
Приложение М1. Состав обучающихся в РВГ 5-7 класса в НОУ
«Гуманитарный колледж» _______________________________________ 224
Приложение М2. Результаты стартовой диагностики развития
индивидуальности обучающихся в разновозрастной группе (5-7 кл.) ____225
Приложение Н. Индивидуальная карта изучения предмета_____________ 226
Приложение П. Проектирование обучающейся индивидуальной
образовательной программы ______________________________________ 227
Приложение Р. Опыт сопровождения образовательной деятельности
старшеклассницы в условиях взаимодействия общего и дополнительного
образования ___________________________________________________ 231
Приложение С. Коллективный творческий проект обучающихся в РВГ __239
Приложение Т. Проектирование занятия в разновозрастной группе _____ 242
Приложение У. Традиционные коллективные творческие дела
в МОУ ДО ЦАТ «Перспектива» ___________________________________245
Приложение Ф. Стартовая диагностика участников КТД ______________ 247
Приложение Х. Результаты сравнения стартовой
и итоговой диагностики развития сфер индивидуальности обучающихся
в РВГ в организации ОДО ________________________________________ 250
Приложение Ц. Сравнение результатов диагностики обучающихся
в РВГ «Я – дизайнер» в организации ДО после проведения опытной работы
по Т-критерию Вилкоксона. ______________________________________ 253
Приложение Ч. Результаты итоговой диагностики развития субъектной
позиции у обучающихся в РВГ ____________________________________255
Приложение Ч1. Итоговый уровень проявления субъектной позиции
у обучающихся разных возрастных категорий в РВГ (5-7 кл.)
в средней школе (Гуманитарный колледж) _________________________ 255
Приложение Ч2. Итоговый уровень проявления субъектной позиции
у обучающихся разных возрастных категорий в разновозрастном
творческом объединении «Я – дизайнер» ___________________________ 256
Приложение Ш. Результаты изучения развития образовательного
взаимодействия старших и младших обучающихся в РВГ _____________ 257
Приложение Ш1. Сравнение стартового и итогового результатов изучения
развития взаимодействия старших и младших обучающихся в РВГ
в средней школе (Гуманитарный колледж) _________________________ 257
Приложение Ш2. Результаты итогового анкетирования обучающихся
в разновозрастном творческом объединении в ЦАТ «Перспектива»
с целью определения сформированности навыков взаимодействия старших
и младших ____________________________________________________ 258
Приложение Ш3. Сравнение результатов исходного и итогового изучения
развития взаимодействия старших и младших обучающихся в РВГ _____ 259
Приложение Щ. Результаты исследования удовлетворенности обучающихся
организацией образовательного процесса в разновозрастной группе_____ 260
Приложение Щ1. Результаты исследования удовлетворенности
обучающихся организацией образовательного процесса в разновозрастной
группе в средней школе _________________________________________ 260
Приложение Щ2. Результаты исследования удовлетворенности родителей
обучающихся в РВГ организацией образовательного процесса в
разновозрастной группе в школе __________________________________261
Приложение Щ3. Результаты исследования удовлетворенности
обучающихся организацией образовательного процесса в разновозрастной
группе в организации ДО ________________________________________ 262
Приложение Щ4. Результаты исследования удовлетворенности родителей
обучающихся в РВГ организацией образовательного процесса в
разновозрастной группе в организации дополнительного образования __263
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; опреде-
ляются проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы и этапы
исследования; представлены его методологические и теоретические основа-
ния; характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значи-
мость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Педагогическое сопровождение индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе
как педагогическая проблема» – представлено теоретическое осмысление,
систематизация и обобщение положений и результатов исследования фено-
мена индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ;
раскрываются специфика и функции педагогического сопровождения обра-
зовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе; характе-
ризуются особенности профессиональной позиции педагога, сопровождаю-
щего индивидуальную и совместную деятельность детей разного возраста;
представлена модель педагогического сопровождения индивидуальной обра-
зовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Разновозрастные группы широко распространены в организациях общего
и дополнительного образования, классифицируются по разным признакам и
обладают воспитательным потенциалом, который реализуется, если обеспе-
чивается самореализация ребенка в индивидуальной образовательной дея-
тельности.
Индивидуальная образовательная деятельность обучающихся в разновоз-
растной группе рассматривается как процесс овладения субъектом способа-
ми деятельности, личностного становления, развития способностей и приоб-
ретения опыта, который осваивается во взаимодействии детей разного воз-
раста. При этом, в зависимости от характера поставленной образовательной
задачи и состава группы, ребенок принимает на себя различные социальные
роли, в том числе образовательные, что способствует его самопроявлению и
самореализации. Один и тот же ученик на занятии в РВГ может находиться
как в позиции «старшего», так и в позиции «младшего», взаимодействуя с
другими детьми. Когда ребенок «старший» – он выполняет ряд функций,
переданных ему педагогом: принимает участие в подготовке и проведении
занятия, обучает, консультирует других учеников, помогает тем, кто испыты-
вает затруднения в решении поставленной учителем задачи и т. п. Если уче-
ник «младший» во взаимодействии, он стремится сотрудничать со «стар-
шим»: помогает ему в подготовке школьных мероприятий, обращается за
помощью, если испытывает трудности при выполнении сложной для него
работы.
Индивидуальную образовательную деятельность обучающихся в разно-
возрастной группе обусловливают психологические механизмы взаимодей-
ствия детей разного возраста, которые отражаются на характере их дея-
тельности: механизм подражания для младшего возраста, социальной общ-
ности – для среднего, механизмы самоутверждения (взросления) и самости-
мулирования – для старшего возраста (Л. В. Байбородова, Е. Н. Старостина).
Эти механизмы определяют позицию обучающегося во взаимодействии
«старший – младший», а также влияют на характер реализации функций
взаимодействия в разновозрастной группе: социальной поддержки, стиму-
лирующей, компенсаторной, самоорганизации, опережающего обучения,
взаимообученияивзаимообогащения,актуализацииопыта
(Л. В. Байбородова).
Успешность реализации образовательного потенциала взаимодействия
детей разного возраста обеспечивает педагогическое сопровождение инди-
видуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозра-
стной группе, которое мы понимаем как деятельность педагога, направлен-
ную на создание условий для развития индивидуальности, субъектности ре-
бенка, его самореализации.
На основе проведенного исследования разработана модель педагогиче-
ского сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обу-
чающихся в разновозрастной группе (см. Рис. 1), которая объединяет ряд
компонентов: концептуально-целевой, содержательно-организационный,
аналитико-оценочный.
Концептуально-целевой компонент включает цели (развитие индивиду-
альности и субъектности обучающихся в РВГ, развитие взаимодействия де-
тей разного возраста), задачи(формирование у обучающихся положительной
мотивации к ИОД, развитие самостоятельности, навыков самоорганизации,
рефлексивной деятельности ивзаимодействия старших и младших в группе;
формирование психологически комфортной и безопасной среды в РВГ, раз-
витие взаимоотношений детей разного возраста на основе уважения к мне-
нию, позиции друг друга), подходы(субъектно-ориентированный и рефлек-
сивно-деятельностный)и принципы(динамики статусно-ролевой позиции
обучающихся, педагогизации взаимодействия старших и младших детей,
обеспечения субъектной позиции обучающихся во взаимодействии друг с
другом, гибкости и вариативности организации деятельности детей в группе,
интеграции и дифференциации содержания и форм деятельности обучаю-
щихся разного возраста).
Содержательно-организационный компонент представлен функциями
педагогического сопровождения (диагностической, мотивационного обеспе-
чения, проектировочной, организаторской и коммуникативной), этапами
сопровождения (проблематизации, поисково-вариативным, практически-
действенным, аналитическим) и условиями (диагностика индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в РВГ, многоуровневое и мно-
гоаспектное проектирование индивидуальной образовательной деятельности
обучающихся в разновозрастной группе, регулирование и координация взаи-
модействия старших и младших детей в группе). К средствам педагогиче-
ского сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обу-
чающихся в разновозрастной группе мы относим субъектно-
ориентированные педагогические технологии, рефлексивные методики, би-
нарные методы воспитания, социальные пробы, стимулирующие самоана-
лиз, самоактуализацию обучающихся, позволяющие организовать их инди-
видуальную и групповую деятельность в разновозрастной группе с целью
саморазвития и самореализации.
Аналитико-оценочный компонент включает результативные (развитие
индивидуальности и субъектности обучающегося, взаимодействия школьни-
ков разного возраста) и процессуальные (реализация функций и принципов
педагогического сопровождения) критерии и показатели эффективности
педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятель-
ности обучающихся в разновозрастной группе и методики их диагностики.
Рис. 1. Модель педагогического сопровождения
индивидуальной образовательной деятельности
обучающихся в разновозрастной группе
Во второй главе – «Условия и средства педагогического сопровожде-
ния индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в
разновозрастной группе» – изложены результаты опытной работы по апро-
бации представленной выше модели, проверке условий и средств сопровож-
дения.
Основная часть опытной работы проводилась на двух площадках в
г. Ярославле: в естественных условиях функционирования негосударствен-
ного образовательного учреждения «Гуманитарный колледж», реализующего
программы общего полного образования (урочная и внеклассная деятель-
ность), и организации дополнительного образования(ОДО) – Центра анима-
ционного творчества«Перспектива». Работа включала три этапа: диагно-
стический, формирующий, аналитический.В ходе опытной работы были за-
действованы 231 ученик школы, 129 обучающихся ОДО, 56 педагогических
работников.
Кратко охарактеризуем опытную работу, которая предполагала, прежде
всего, обеспечение такого условия, как диагностика индивидуальной образо-
вательной деятельности в РВГ, и предусматривала подбор и составление ме-
тодик изучения исследуемого процесса, организацию самодиагностики обу-
чающихся; определение средств сопровождения в зависимости от результа-
тов диагностики и самодиагностики.
В процессе диагностики использовался комплекс методик. С целью уста-
новления динамики развития индивидуальности ребенка применялась мето-
дика«Определение развития сфер индивидуальности обучающих-
ся»О. С. Гребенюка, Т. Б. Гребенюк в модификации В. В. Белкиной;для изу-
чения уровня проявления субъектной позиции ребенка – модификация теста-
опросника мотивации достижения и мотивации избегания неудач
А. Мехрабиана,тест-опросниксамоотношения(В. В. Столин –
С. Р. Пантелеев), методики «Синквейн», «Трехминутное эссе», «Вопрос с
открытыми ответами» и др. Также анализировались индивидуальные карты
изучения учебного предмета (темы), работа обучающихся с портфолио.
Сформированность метапредметных и предметных результатов выявлялась в
ходе контрольных и проверочных работ в школе и мониторинга образова-
тельных результатов в организации дополнительного образования. Динамика
развития взаимодействия школьников разного возраста в группе определя-
лась посредством методик «Диагностические ситуации» (Л. В. Байбородова),
«Ковер» (Р. В. Овчарова), «Наши отношения» (Л. М. Фридман и
др.).Удовлетворенность детей и родителей достижениями обучающихся и
организацией образовательного процесса в РВГ устанавливалась посредст-
вом опросных методик (анкетирование, беседа, интервью). Кроме того, в
ходе опытной работы широко применялись различные виды педагогического
наблюдения.
Следующее условие педагогического сопровождения – многоуровневое и
многоаспектное проектирование индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся в разновозрастной группе. Многоуровневость
понимается как проектирование деятельности ребенка, группы детей на
разные временные периоды: образовательное занятие, изучение темы, учеб-
ную четверть, год, срок освоения программы по предмету и др. Многоас-
пектность может быть представлена разными векторами проектирования
индивидуальной образовательной деятельности (временным, проблемным,
содержательным) в зависимости от ситуации, потребности обучающихся,
возрастного состава группы и др.В диссертации педагогическое сопровож-
дение проектирования индивидуальной образовательной деятельности
школьников в разновозрастной группе рассматривается на примере проекти-
рования обучающимися изучения учебной дисциплины (ИЗО), освоения те-
мы по этому предмету, также предложены варианты проектирования инди-
видуального образовательного маршрута, плана освоения обучающимся до-
полнительной образовательной программы.
Основу проектирования индивидуальной образовательной деятельности
составляет субъектно-ориентированная технология (Л. В. Байбородова),
включающая следующие компоненты: самодиагностику, самоанализ, само-
определение, самореализацию, самооценку, самоутверждение. Для младших
детей, не имеющих опыта самодиагностики и самоанализа, эта работа была-
организована в группе, на предложенные вопросы они отвечали устно и по
желанию. Старшим был предоставлен выбор: присоединиться к младшим
или сформулировать ответы в письменной форме. На этапе самоопределения
старшие и младшие ученики делились своими ожиданиями от освоения
предметной программы в учебном году, младшим предлагалось высказаться
первыми, затем делились опытом старшие. В ходе самореализации (поста-
новка целей, задач, определение перспектив, способов их достижения) детям
предлагалось ознакомиться с тематическим планом по предмету и порабо-
тать с индивидуальной картой его изучения. Ученики могли выбрать способ
и уровень освоения той или иной темы, форму отчетности, обозначить инди-
видуально, в паре или в мини-группе они хотели бы выполнять задания, а
также выбрать предпочтительную статусно-ролевую позицию во взаимодей-
ствии с другими детьми. Старшие помогали младшим оформить карту, дели-
лись опытом. Этапы деятельности обучающихся педагог продумывает зара-
нее и сопровождает как в скрытой, так и открытой форме с учетом возраста,
индивидуально-личностных особенностей и уровня сформированности
субъектности ученика. Педагоги сопровождали процесс проектирования так,
чтобы ребенок размышлял о причинах собственных успехов и неудач, сопос-
тавлял достигнутый результат с планируемым (самооценка); делал выводы о
целесообразности поставленных целей и задач, способах их достижения,
вносил коррективы в свои дальнейшие действия (самоутверждение).
Регулирование и координация образовательного взаимодействия
старших и младших в разновозрастной группе с учетом ситуативной
статусно-ролевой позиции («старший»/«младший»)были направлены на
развитие самореализации детей в совместной деятельности. Регулируя со-
вместную деятельность старших и младших в РВГ, педагог стимулирует де-
тей к выстраиванию взаимодействия на основе равноправного диалога, со-
творчества и сотрудничества, при этом ребенку предоставляется возмож-
ность участвовать во взаимодействии с другими детьми, выполняя различ-
ные образовательные роли. Для развития отношений младших и старших
использовались следующие способы организации совместной деятельности
детей в группе: работа в разновозрастных парах, микрогруппах; коллектив-
ная творческая, проектная, игровая деятельность; регулировался выбор обу-
чающимися статусно-ролевой позиции, способов взаимодействия.
В диссертации рассматриваются примеры регулирования и координации
образовательного взаимодействия обучающихся разного возраста в процессе
совместной деятельности старших и младших детей на образовательных
занятиях по ИЗО в школе и дизайн-деятельности в ходе реализации коллек-
тивного творческого дела «Оформление интерьеров помещений центра
“Перспектива” к новогодним мероприятиям» (дополнительное образование).
Результативность опытной работы по проверке условий и средств
педагогического сопровождения ИОД обучающихся в разновозрастной груп-
пе определялась посредством анализа планов, методических разработок, ра-
бочих записей педагога (беседы, интервью, наблюдения и др.), а также на
основе сопоставления диагностических данных, полученных в начале и при
завершении занятий и мероприятий, организованных в рамках опытной ра-
боты. Динамика результатов развития индивидуальности обучающихся в
РВГ в школе и в дополнительном образовании представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты стартовой и итоговой диагностики развития сфер
индивидуальности обучающихся в разновозрастных группах СШ и ОДО
Сферы индивидуальностиСредний
уровень
Экзистенци-
Интеллекту-
Предметно-
Мотиваци-
Саморегу-
практиче-
развития-
Эмоцио-
Волевая
нальная
альная
альная
ляция
онная
ская
сферинди-
видуально-
сти
Разновозрастная группа в средней школе (5-7 классы)
Исходный средний балл1,271,21,191,191,181,171,221,20
Итоговый средний балл1,451,431,351,341,391,331,381,38
Изменение среднего балла0,180,230,160,150,210,160,160,18
Разновозрастная группа в организации дополнительного образования
Исходный средний балл1,451,391,421,361,421,381,421,40
Итоговый средний балл1,591,621,591,51,61,521,581,57
Изменение среднего балла0,140,230,170,140,180,140,160,17
Результаты исследования были проверены с помощью статистического
метода – непараметрического парного критерия для связных выборок
Т-Вилкоксона. Сравнительный анализ данных первого и второго «срезов»
развития индивидуальности обучающихся в РВГ в школе и в ОДО показал
положительную динамику всех ее компонентов. Полученное нами эмпириче-
ское значение Т-критерия оказалось меньше критического, это позволяет
утверждать, что зафиксированные по итогам опытной работы изменения
уровня развития сфер индивидуальности обучающихся в РВГ в обеих орга-
низациях не случайны и статистически значимы.
Данные Таблицы 2 подтверждают положительную динамику развития
субъектности обучающихся в разновозрастной группе.
Таблица 2
Сравнение результатов исходного и итогового уровней проявления
субъектной позиции обучающихся в РВГ в школе и в организации ДО
ВозрастнаяУровень проявления субъектной позиции
категория
НизкийСреднийВысокий
ребенка
СтартИтогСтартИтогСтартИтог
РВГмладшие83 %33 %17 %67 %00
в школесредние63 %12,5 %37 %75 %012,5 %
старшие33 %033 %33 %33 %66 %
Итого60 %15 %30 %50 %10 %/35 %
РВГмладшие50 %50 %50 %0050 %
в ОДОсредние33 %033 %83 %017 %
старшие20 %020 %20 %60 %80 %
Итого46 %13 %34 %40 %20 %46 %
Большинство обучающихся с низким уровнем проявления субъектной по-
зиции перешли на средний уровень. Остальные показали динамику внутри
своего уровня и приблизились к границе среднего уровня. Количество детей
с высоким уровнем проявления субъектной позиции в обеих организациях
увеличилось в 3,5 и 2,3 раза соответственно.
Сравнивая результаты исходного и итогового уровней развития взаимо-
действия старших и младших обучающихся в РВГ в школе и в разновозраст-
ном творческом объединении в ОДО, можно сделать вывод, что, несмотря на
разные исходные условия, в которых проходила опытная работа в данных
РВГ, положительную динамику развития взаимодействия мы получили при-
мерно одинаковую(прирост – 30 %).Также произошли позитивные измене-
ния в формировании отношения детей к образовательной деятельности: уве-
личилась доля обучающихся, которые учатся с желанием, на 34 % в школе и
на 24 % в ОДО. Изменилась их позиция в образовательном процессе: вместе
с педагогами участвовали в разработке, организации и анализе занятий и
мероприятий 37 % (ранее 7 %) обучающихся в школе и 66 % (ранее 14 %) – в
организации дополнительного образования.
На основе анализа результатов опроса детей и родителей, наблюдения и
текущей оценки результатов занятий и мероприятий были выявлены наибо-
лее эффективные средства педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся. Участники сопровождения
высоко оценили использование практически всех средств совместной дея-
тельности старших и младших детей, среди которых, в первую очередь, были
отмечены коллективная творческая деятельность, разработка проектов, игры,
парная и групповая работа разновозрастного состава.
Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что цель
исследования достигнута; поставленные задачи решены.
В заключении представлены следующие выводы:
1.Индивидуальная образовательная деятельность обучающихся в разно-
возрастной группе может быть успешной, если ребенок осмысленно участ-
вует в построении и реализации собственной образовательной траектории,
овладевает способами индивидуальной образовательной деятельности, при-
обретает опыт взаимодействия с другими субъектами педагогического про-
цесса – школьниками разного возраста. Один и тот же ученик на занятии в
разновозрастной группе может находиться как в позиции «старшего», так и в
позиции «младшего» в зависимости от того, с кем он взаимодействует.
2. В разновозрастной группе имеются благоприятные условия для разви-
тия индивидуальности, субъектности ребенка. Взаимодействие детей разного
возраста мы рассматриваем как особый инструмент успешной организации
индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозра-
стной группе, способ опосредованного управления жизнедеятельностью дет-
ского коллектива. Педагогу важно обеспечивать многообразие связей стар-
ших и младших учеников в РВГ, сочетание индивидуальных и групповых
форм их деятельности, создавать ситуации для самопроявления ребенка в
различных статусно-ролевых позициях, давать ему возможность попробовать
себя во всем спектре образовательных ролей. При этом дети осваивают спо-
собы индивидуального проектирования, учатся выстраивать отношения с
другими людьми, осваивают различные социальные роли, приобретают опыт
взаимодействия в разных ситуациях.
3. Целью сопровождения индивидуальной образовательной деятельности
обучающихся в разновозрастной группе является создание условий для раз-
вития индивидуальности, субъектности ребенка, взаимодействия детей раз-
ного возраста в группе. Педагогическое сопровождение индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группепред-
полагает реализацию последовательных действий педагога, направленных на
добровольное и осознанное вовлечение ребенка в проектирование своей ин-
дивидуальной образовательной деятельности, включение его в совместную
деятельность РВГ, помощь обучающимся в решении актуальных образова-
тельных и коммуникативных проблем.
4.Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся в разновозрастной группе может быть успешным,
если организуются диагностика и самодиагностика индивидуальной образо-
вательной деятельности ребенка, взаимодействия детей разного возраста;
осуществляется многоуровневое и многоаспектное проектирование индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ; регулируется и
координируется совместная деятельность школьников разного возраста,
обеспечивающая самореализацию и саморазвитие каждого ребенка.
5.Исследование подтвердило целесообразность использования при со-
провождении индивидуальной образовательной деятельности обучающихся
в разновозрастной группе следующих педагогических средств: субъектно-
ориентированных технологий, бинарных методов воспитания, рефлексивных
методик, стимулирующих самоанализ, самоактуализацию, развитие субъект-
ной позиции обучающихся; способов организации групповой деятельности
(совместная деятельность старших и младших в разновозрастных парах,
группах, коллективная творческая и проектная деятельность), социальных и
профессиональных проб.
Настоящая работа не претендует на исчерпывающее решение заявленной
проблемы. В дальнейшем могут быть предприняты исследования, направ-
ленные на изучение и конкретизацию педагогического обеспечения органи-
зации индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ с
учетом специфики разных видов деятельности, при изучении различных
учебных дисциплин, в условиях цифровизации образования. Перспективным
является изучение вопросов тьюторского сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе на
основе ризомоподобного подхода.
В приложениях представлены разработанные автором программы учеб-
ных дисциплин для разновозрастных групп в школе и в организации допол-
нительного образования, примеры планов-конспектов и технологических
карт образовательных занятий в РВГ, результаты диагностических методик,
монологические описания результатов опытной работы, методические разра-
ботки автора.
Актуальность исследования. В современных условиях индивидуализация
образования становится одной из основополагающих идей, на основе которой ре-
шаются задачи воспитания нового поколения, развития индивидуальности ребен-
ка, формирования его субъектности. С опорой на личностные устремления обу-
чающегося выстраивается его индивидуальная образовательная деятельность
(ИОД), понимаемая нами как деятельность ребенка по реализации собственной
образовательной траектории. Индивидуальная образовательная деятельность обу-
чающегося может осуществляться в двух формах организации: как самообразова-
ние (самовоспитание, самоучение, саморазвитие) и как деятельность ребенка при
сопровождении педагога [Новиков, 2007].
Индивидуальная образовательная деятельность школьников реализуется в
разных коллективах и объединениях, значительную часть которых составляют
разновозрастные группы (РВГ), где имеются особые условия и ресурсы для разви-
тия и социализации детей, что отмечали известные педагоги (В. К. Дьяченко,
А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий) и совре-
менные исследователи (Л. В. Байбородова, М. М. Батербиев, З. Б. Ефлова,
О. В. Коршунова, В. Б. Лебединцев, А. А. Остапенко, И. Ю. Шустова). Сегодня
растет интерес к детским разновозрастным образовательным объединениям, ко-
торые могут содействовать развитию индивидуальности, субъектности ребенка,
социализации школьников, развитию у них таких социально значимых качеств,
как коммуникабельность и умение работать в команде. Однако изучение литера-
туры и педагогического опыта показало, что при взаимодействии старших и
младших в разновозрастной группе возникают проблемы, а педагоги, работающие
в РВГ, часто испытывают трудности в организации индивидуальной образова-
тельной деятельности обучающихся, что обусловлено отсутствием специального
научно-методического обеспечения исследуемого процесса. При этом в науке и
практике имеются определенные предпосылки для его разработки, в педагогике
исследовались различные аспекты проблемы организации индивидуальной обра-
зовательной деятельности детей в разновозрастной группе.
Важное значение имеют труды А. М. Новикова по методологии образова-
тельной деятельности; работы О. С. Гребенюка и Т. Б. Гребенюк о развитии инди-
видуальности ребенка; Т. В. Бурлаковой, А. А. Кирсанова, Т. М. Ковалевой,
В. Д. Шадрикова – о сущности индивидуализации; Л. В. Байбородовой – о реали-
зации идей индивидуализации в процессе проектирования образовательной дея-
тельности обучающихся.
Также имеются исследования по обучению и воспитанию в разновозрастной
группе. Концепция и модель взаимодействия детей разного возраста предложена
Л. В. Байбородовой. Предметом исследования стали психолого-педагогические и
организационно-педагогические механизмы развития разновозрастных связей в
детских объединениях (Л. И. Божович, И. П. Иванов, Т. Е. Конникова,
Е. Н. Старостина); содержание и формы совместной деятельности учащихся раз-
ного возраста (М. М. Батербиев, М. А. Мкртчян). Различные аспекты организации
образовательного процесса в разновозрастной группе рассматривались в диссер-
тациях С. Л. Ильюшкиной, И. С. Павловой, В. Б. Лебединцева, А. Н. Холичевой.
В то же время диссертационных исследований, посвященных организации инди-
видуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной груп-
пе, нами не обнаружено.
Проблемы психолого-педагогического и педагогического сопровождения
обучающихся изучались в разных аспектах. Так, концептуальные положения пе-
дагогического сопровождения, в том числе саморазвития и самореализации ре-
бенка, разрабатывались М. И. Рожковым; сопровождение как создание условий
для успешного обучения и развития в ситуациях взаимодействия раскрыто в рабо-
тах М. Р. Битянововой, Е. И. Казаковой. Определены тактики сопровождения,
различающиеся по степени участия взрослого в жизни ребенка
(Е. А. Александрова); изучены возможности педагогического сопровождения в
выборе социальной роли (И. А. Липский); раскрыты содержание и средства со-
провождения индивидуальной образовательной деятельности ребенка
(Л. В. Байбородова); рассмотрены особенности поддержки обучающихся
(О. С. Газман, H. H. Михайлова, С. М. Юсфин); выявлены специфика и средства
тьюторского сопровождения (Т. М. Ковалева, С. А. Щенников). Однако мы не об-
наружили работ, в которых исследуется педагогическое сопровождение индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Таким образом, анализ педагогической науки и практики по исследуемой
проблеме позволил выявить противоречия между
− большим воспитательным ресурсом образовательного процесса в разно-
возрастной группе и наличием проблем и трудностей у педагогов при сопровож-
дении индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ;
− разработанностью в науке различных аспектов воспитательного потенци-
ала взаимодействия детей в разновозрастной группе и отсутствием специальных
исследований по проблеме педагогического сопровождения индивидуальной об-
разовательной деятельности обучающихся в РВГ;
− необходимостью педагогического сопровождения индивидуальной обра-
зовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, способствую-
щего развитию индивидуальности и субъектности детей, и неразработанностью
условий и средств такого сопровождения.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила проблему
исследования: каковы условия и средства педагогического сопровождения инди-
видуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной груп-
пе?
В соответствии с проблемой определена цель исследования: выявить и
обосновать условия и средства педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, способ-
ствующие развитию индивидуальности и субъектности ребенка.
Объект исследования: процесс индивидуальной образовательной деятель-
ности обучающихся в разновозрастной группе.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Задачи исследования:
1. Определить особенности, конкретизировать структуру индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
2. Выявить специфику функций взаимодействия детей в разновозрастной
группе, реализация которых способствует успешной индивидуальной образова-
тельной деятельности обучающихся.
3. Разработать и охарактеризовать модель педагогического сопровождения
индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной
группе.
4. Определить условия педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности детей в разновозрастной группе, обеспечивающие
развитие индивидуальности и субъектности ребенка.
5. Отобрать, разработать и обосновать средства педагогического сопровож-
дения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновоз-
растной группе.
В соответствии с целью выдвинута гипотеза исследования: индивидуальная
образовательная деятельность обучающихся в РВГ будет способствовать разви-
тию индивидуальности и субъектности детей, если педагогическое сопровожде-
ние предусматривает
− диагностику развития индивидуальности, субъектности, а также других осо-
бенностей ребенка, взаимодействия детей разного возраста, организации индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся;
− многоуровневое проектирование образовательной деятельности обучаю-
щихся (ребенка и группы детей, с учетом их взаимосвязи), многоаспектность ко-
торого позволяет организовать этот процесс в различных вариантах, в зависимо-
сти от ситуации;
− регулирование совместной деятельности школьников разного возраста (в
разновозрастных парах, триадах, микрогруппах) с учетом их ситуативной статус-
но-ролевой позиции («старший – младший») с целью создания условий для само-
проявления и саморазвития детей;
− координацию деятельности всех участников сопровождения, обеспечи-
вающую достижение намеченных целей и реализацию индивидуальных и коллек-
тивных образовательных проектов обучающихся;
− использование в процессе сопровождения субъектно-ориентированных
средств, стимулирующих рефлексию, самоанализ, самоактуализацию детей, поз-
воляющих организовать индивидуальную и групповую деятельность обучающих-
ся в разновозрастной группе, обеспечивающую самореализацию ребенка.
Методологическую базу исследования на конкретном научном уровне со-
ставляют следующие подходы:
− субъектно-ориентированный подход, реализация которого позволяет
рассматривать педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной
деятельности обучающихся в разновозрастной группе в аспекте развития индиви-
дуальности и субъектности каждого ребенка (Л. В. Байбородова, Т. Н. Гущина,
Е. И. Тихомирова, В. В. Юдин);
− рефлексивно-деятельностный подход, реализация которого способствует
проявлению и развитию индивидуальных способностей и личностных качеств де-
тей в совместной деятельности старших и младших в группе, созданию в разно-
возрастной группе рефлексивной образовательной среды, стимулирующей осо-
знание субъектами индивидуальных и групповых задач в каждой конкретной об-
разовательной ситуации (В. Н. Белкина, А. В. Карпов, М. И. Рожков,
Г. П. Щедровицкий и др.).
Теоретическую основу исследования составляют
− идеи социализации личности, которые раскрывают роль социума в разви-
тии личности ребенка на основе его активного включения в социальное взаимо-
действие, деятельность, способствующую социализации (Г. М. Андреева,
А. В. Волохов, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков);
− теория развивающего обучения, которая предполагает вовлечение обу-
чающегося в различные виды образовательной деятельности, использование ак-
тивных методов обучения, направленных на развитие индивидуальности ребенка
с учетом его потенциальных возможностей (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);
− общие положения об особенностях и структуре образовательной дея-
тельности обучающегося, согласно которым образовательной является индиви-
дуальная и совместная, учебная и познавательная деятельность всех субъектов
образования, направленная на достижение обучающимися предметных, мета-
предметных и личностных образовательных результатов (A. M. Новиков,
Д. А. Новиков и др.);
− идеи индивидуализации образовательного процесса, позволяющие рас-
сматривать его как бинарный процесс, который характеризуется взаимосвязью и
взаимозависимостью внешней и внутренней сторон индивидуализации
(Л. В. Байбородова, Т. В. Бурлакова);
− теоретические основы педагогического сопровождения и поддержки
(Е.А. Александрова, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, М.И. Рожков);
− концепции социального взаимодействия и обучения в разновозрастных
группах обучающихся (Л. В. Байбородова, М. М. Батербиев, В. К. Дьяченко,
В. Б. Лебединцев, А. А. Остапенко и др.);
− идеи технологического подхода к образованию и педагогических техно-
логий (Л. В. Байбородова, В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, А. П. Чер-
нявская, В. В. Юдин и др.);
− теория проектирования образовательных процессов (Е. С. Заир-Бек,
М. М. Левина, Г. Е. Муравьева, М. И. Рожков, А. П. Тряпицына и др.).
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой
гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования:
− теоретические – анализ, синтез, абстрагирование, классификация, кон-
тент-анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование;
− эмпирические – изучение опыта по исследуемой проблеме, результатов
образовательной деятельности обучающихся, опытная работа, опросные методы
(анкетирование, беседа, тестирование), разные виды наблюдения, метод диагно-
стических ситуаций, фокус-группа, методы оценивания (самооценка, взаимооцен-
ка, экспертная оценка);
− методы математической статистики (при обработке результатов ис-
следования в качестве инструмента сравнения был выбран парный Т-критерий
Вилкоксона).
База исследования. Опытная работа была организована в Гуманитарном
колледже г. Ярославля, на базе средних школ № 36, № 74 г. Ярославля, в Крас-
ноткацкой средней школе, в филиале Детской школы искусств № 5 в Карабих-
ском сельском поселении, в Центре анимационного творчества «Перспектива»
(г. Ярославль), в Ярославском государственном педагогическом университете им.
К. Д. Ушинского. Эмпирические исследования проводились на базе Брестского
государственного университета и Брестского государственного областного Цен-
тра молодежного творчества. Также изучался опыт инновационных образователь-
ных организаций, действующих при лаборатории «Педагогика сельской школы»
научного центра РАО на базе ЯГПУ имени К. Д. Ушинского.
Этапы исследования. Исследование реализовывалось в период с 2004 по
2021 г. и включало следующие этапы:
На первом этапе (2004-2007 гг.) на основе наблюдения и выявления инди-
видуальных образовательных потребностей обучающихся Гуманитарного колле-
джа была сформулирована проблема исследования. В результате анализа научно-
педагогической литературы и изучения опыта организации образовательного про-
цесса в разновозрастной группе были определены цели, задачи, гипотеза исследо-
вания, проводилось накопление научно-методического материала и эмпирических
данных.
На втором этапе исследования (2007-2010 гг.) на базе Гуманитарного кол-
лежа проводилась опытная работа по проверке педагогических условий и средств
организации образовательного процесса в РВГ в общеобразовательной школе,
разрабатывалось и апробировалось содержание подготовки педагогов школ к ор-
ганизации образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной груп-
пе.
На третьем этапе исследования (2011-2017 гг.) изучались особенности
индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастных
творческих объединениях организаций дополнительного образования, выявлялись
и проверялись условия и средства педагогического сопровождения деятельности
воспитанников разновозрастной группы в Центре анимационного творчества
«Перспектива», а также в средних школах № 30, № 36, № 74 г. Ярославля, в Крас-
ноткацкой средней школе, ЯГПУ имени К. Д. Ушинского. Разрабатывалось и
апробировалось содержание подготовки педагогов к сопровождению образова-
тельного взаимодействия детей разного возраста.
На четвертом этапе (2018-2021 гг.) проверялись выводы, полученные на
разных этапах исследования, производился количественный и качественный ана-
лиз результатов опытной работы; осуществлялась апробация и внедрение резуль-
татов диссертационного исследования.
Научная новизна заключается в следующем:
− определена специфика педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в РВГ как процесса, ориентирован-
ного на создание условий для развития индивидуальности, субъектности ребенка,
главной особенностью которого является то, что педагог сопровождает как инди-
видуальную образовательную деятельность, так и развитие взаимодействия детей
разного возраста, находясь при этом преимущественно в тьюторской позиции;
− разработана и охарактеризована модель педагогического сопровождения,
обеспечивающего развитие индивидуальности, субъектности ребенка и развитие
взаимодействия обучающихся в разновозрастной группе, которая представлена
концептуально-целевым, содержательно-организационным и аналитико-
оценочным компонентами и выстраивается на основе субъектно-
ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов;
− обоснованы и предложены принципы педагогического сопровождения,
которые отражают особенности взаимодействия детей разного возраста, подчер-
кивают необходимость быстрого реагирования педагога на возникающие про-
блемные ситуации во взаимоотношениях и во взаимодействии старших и млад-
ших детей;
− выявлены и раскрыты условия педагогического сопровождения, обеспе-
чивающие успешность индивидуальной образовательной деятельности обучаю-
щихся, самопроявления и самореализации ребенка в совместной деятельности
старших и младших детей в разновозрастной группе, развитие способности к са-
моразвитию, умений проектировать собственную деятельность;
− показаны возможности использования при организации совместной дея-
тельности старших и младших детей в РВГ субъектно-ориентированных педаго-
гических средств, способствующих развитию индивидуальности и субъектности
ребенка;
− разработана технология проектирования индивидуальной образователь-
ной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, понимаемого как про-
цесс совместной деятельности всех субъектов сопровождения (педагоги, школь-
ники разного возраста и их родители), в ходе которого определяются и реализу-
ются как общие для разновозрастной группы, так и индивидуальные образова-
тельные цели и задачи, а также формы совместной и индивидуальной деятельно-
сти детей.
Теоретическая значимость состоит в том, что внесен определенный вклад
в развитие педагогической науки, в частности:
− выделены и систематизированы идеи, направленные на развитие у обу-
чающихся в разновозрастной группе способности к самоопределению и самораз-
витию, умений проектировать собственную индивидуальную образовательную
деятельность;
− конкретизировано определение индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся применительно к условиям разновозрастной группы; до-
полнена характеристика компонентов индивидуальной образовательной деятель-
ности обучающихся в РВГ (мотивационного, целевого, содержательного, дей-
ственно-практического, контрольно-оценочного, рефлексивно-результативного),
рассматриваются особенности их содержания на примере деятельности старших и
младших школьников в группе;
− выявлены особенности реализации функций взаимодействия в разновоз-
растной группе по отношению к ребенку (функции психологической защиты ре-
бенка, социальной поддержки, стимулирующей, компенсаторной, самоорганиза-
ции, опережающего обучения, взаимообучения и взаимообогащения, актуализа-
ции знаний) с учетом его статусно-ролевой позиции («старший» /«младший»), в
соответствии с которой ребенок может вступать во взаимодействие как организа-
тор, консультант, исполнитель и взять на себя ответственность за результат дея-
тельности партнера;
− дополнено содержание реализации функций педагогического сопровож-
дения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в условиях
разновозрастной группы (диагностической, мотивационного обеспечения, проек-
тировочной, организаторской, коммуникативной);
− предложены две группы критериев и показателей для оценки педагогиче-
ского сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучаю-
щихся в разновозрастной группе: а) результативные (развитие индивидуальности
и субъектности ребенка, развитие взаимодействия школьников разного возраста);
б) процессуальные (реализация функций и принципов педагогического сопровож-
дения).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные
автором методические материалы апробированы и внедрены в практику, их ис-
пользование позволяет педагогам, работающим в разновозрастной группе в раз-
ных образовательных организациях, обеспечить успешное решение образователь-
ных и воспитательных задач. В частности, предложены
− программные материалы – рабочие программы по учебным дисциплинам
для разновозрастной группы в средней школе (изобразительное искусство) и для
дополнительного образования (дизайн), программы подготовки педагогов к орга-
низации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе школы и ор-
ганизации дополнительного образования;
− методические рекомендации по подготовке педагогов к организации об-
разовательного процесса в РВГ в рамках курсов повышения квалификации, про-
ведению мастер-классов на темы «Проектирование учебного занятия в разновоз-
растной группе», «Технологии развития взаимодействия старших и младших обу-
чающихся в разновозрастной группе», «Применение образовательных технологий
в разновозрастной группе», «Коллективная творческая деятельность школьников
в разновозрастной группе», «Метод проектов в разновозрастной группе», «Сопро-
вождение аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся в разновоз-
растной группе»;
− методические рекомендации по организации педагогического сопровож-
дения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновоз-
растной группе, по подготовке и проведению учебных занятий в РВГ; по форми-
рованию портфолио ученика;
− варианты структуры и образцов индивидуальных образовательных про-
грамм, планов, маршрутов обучающихся в разновозрастной группе;
− инструментарий мониторинга педагогического сопровождения индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе
с учетом результативных и процессуальных критериев и показателей.
Материалы исследования могут быть полезны учителям средней школы при
организации урочной, внеурочной и кружковой деятельности, педагогам допол-
нительного образования при организации образовательного процесса в разновоз-
растной группе, преподавателям вузов и организаций среднего профессионально-
го образования в процессе подготовки студентов по направлению «Педагогиче-
ское образование» и «Психолого-педагогическое образование», повышения ква-
лификации педагогических работников.
Личный вклад диссертанта состоит в разработке концепции и программы
исследования, создании и апробации модели педагогического сопровождения ин-
дивидуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ в процессе
опытной работы; в обосновании педагогических условий, обеспечивающих разви-
тие индивидуальности и субъектности обучающихся в РВГ; в разработке техноло-
гии проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающих-
ся, программ учебных дисциплин для разновозрастных групп, рекомендаций для
педагогов по осуществлению сопровождения индивидуальной образовательной
деятельности обучающихся в РВГ; в обработке, анализе и интерпретации резуль-
татов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследо-
вания обеспечиваются непротиворечивостью исходных теоретических и методо-
логических положений, комплексным использованием методов исследования,
адекватных его целям и задачам; всесторонним анализом состояния исследуемой
проблемы в педагогической науке и практике, личным участием автора в роли ор-
ганизатора и исполнителя опытной и опытно-экспериментальной работы; пози-
тивными результатами исследования в образовательных организациях, длитель-
ностью опытной работы, разнообразием базы исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Индивидуальная образовательная деятельность обучающегося в разно-
возрастной группе – это процесс реализации субъектом образовательной траекто-
рии, овладения способами деятельности, саморазвития, осуществляемый при вза-
имодействии ребенка с детьми разного возраста, в ходе которого, в зависимости
от характера поставленной обучающимся образовательной задачи и состава раз-
новозрастной группы, ребенок выполняет различные социальные роли, в том чис-
ле образовательные (учитель, помощник учителя, консультант и др.). Основная
особенность деятельности обучающихся в разновозрастной группе заключается в
том, что один и тот же ребенок может находиться как в позиции «старшего», так и
в позиции «младшего» в зависимости от того, с кем он взаимодействует.
2. Реализация функций взаимодействия детей в разновозрастной группе
(психологической защиты, социальной поддержки, стимулирующей, компенса-
торной, самоорганизации, опережающего обучения, взаимообучения и взаимо-
обогащения, актуализации знаний) по отношению к ребенку зависит от статусно-
ролевой позиции обучающегося, в соответствии с которой он может вступать во
взаимодействие («старший – младший») и проявлять субъектность.
3. Модель педагогического сопровождения индивидуальной образователь-
ной деятельности обучающихся в разновозрастной группе построена на основе
субъектно-ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов и вклю-
чает следующие компоненты: концептуально-целевой, характеризующийся целя-
ми, задачами, подходами, принципами динамики статусно-ролевой позиции обу-
чающихся, педагогизации взаимодействия старших и младших детей, обеспече-
ния субъектной позиции обучающихся во взаимодействии друг с другом, гибко-
сти и вариативности организации деятельности детей в разновозрастной группе,
интеграции и дифференциации содержания и форм деятельности обучающихся
разного возраста; содержательно-организационный, в котором раскрываются
функции педагогического сопровождения ИОД обучающихся в разновозрастной
группе (диагностическая, мотивационного обеспечения, проектировочная, орга-
низаторская, коммуникативная); этапы проблематизации (поисково-вариативный,
практический, аналитический), а также комплекс средств, форм, методов педаго-
гического сопровождения; аналитико-оценочный, представленный результатив-
ными (развитие индивидуальности, субъектности, взаимодействия детей разного
возраста) и процессуальными (качество реализации функций и принципов педаго-
гического сопровождения) критериями и показателями.
4. Педагогическое сопровождение является успешным, если осуществляется
диагностика развития детей, их взаимоотношений и взаимодействия друг с дру-
гом, результативности индивидуальной и коллективной деятельности ребенка,
позволяющая мотивировать обучающихся, вовлечь их в процесс самодиагности-
ки; организуется проектирование индивидуальной и групповой образовательной
деятельности, взаимодействия детей разного возраста при тьюторском сопровож-
дении; обеспечивается регулирование и координация совместной деятельности
старших и младших школьников в РВГ.
5. При сопровождении индивидуальной образовательной деятельности обу-
чающихся в разновозрастной группе используется комплекс педагогических
средств, способствующих развитию индивидуальности и субъектности детей:
субъектно-ориентированная технология (Л. В. Байбородова), бинарные методы
воспитания (М. И. Рожков), организация групповой деятельности (совместная де-
ятельность в разновозрастных парах, микрогруппах), коллективная творческая де-
ятельность, метод проектов, социальные пробы, рефлексивные методики, которые
побуждают обучающихся к осмыслению индивидуальной и коллективной дея-
тельности, взаимоотношений и взаимодействия с другими детьми в РВГ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретиче-
ские положения, выводы, рекомендации были изложены в выступлениях на науч-
но-практических конференциях: международных – Ярославль (2013, 2014, 2015
гг.), Новокузнецк (2016 г.), Талдыкорган (2016 г.), Ярославль – Минск (2017, 2018
гг.), Елабуга (2017 г.); всероссийских – Санкт-Петербург (2016 г.), Ярославль
(2014-2018 гг.), Иркутск (2018 г.); региональных – Ярославль (2007-2021 гг.).
Материалы по теме исследования отмечены Дипломом 1-й степени Между-
народного конкурса «Грани мастерства» (КГУ, Казань, 2017 г.), Дипломом 1-й
степени 2-го Всероссийского конкурса научно-исследовательских и методических
работ педагогов (КГУ культуры и искусства, Кемерово, 2015 г.); Дипломами II
степени Всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ «Дополни-
тельное образование XXI века» (2014, 2015 гг.), Дипломами III степени X олим-
пиады аспирантов по педагогическим наукам (Санкт-Петербург, 2016 г.).
Теоретические положения и результаты, полученные на разных этапах ис-
следования, были представлены автором на заседаниях кафедры педагогических
технологий ЯГПУ имени К. Д. Ушинского (2013-2020 гг.). Разработанные матери-
алы использовались в рамках внутрифирменного повышения квалификации педа-
гогических работников НОУ «Гуманитарный колледж» и ЦАТ «Перспектива», в
подготовке студентов ЯПК и ЯГПУ имени К. Д. Ушинского.
Содержание диссертации соответствует специальности 5.8.1. Общая педаго-
гика, история педагогики и образования (педагогические науки): П.11. Потенци-
альные возможности самоопределения и саморазвития человека средствами обра-
зования в современном мире, П.13. Системные изменения профессионально-
педагогической деятельности учителя, в том числе ее сущности, структуры,
функций, П.17. Исследования эффективных педагогических практик и инноваций,
П.24. Теории и концепции воспитания и социализации. Социокультурная обуслов-
ленность воспитания, П.26. Концепции социализации, социального воспитания и
социального развития человека на различных этапах его жизненного пути; взаи-
мосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества).
Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, ко-
торая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложе-
ний.
Реализация индивидуальной образовательной деятельности школьника
осуществляется в разных коллективах и объединениях, значительную часть кото-
рых составляют разновозрастные группы, где имеются особые условия для разви-
тия индивидуальности и социализации детей. Однако обучающиеся в разновоз-
растных группах, часто испытывают трудности во взаимодействии друг с другом.
Чтобы обеспечить развитие индивидуальности и субъектности каждого ре-
бенка в разновозрастной группе, педагогу необходимо сопровождать индивиду-
альную образовательную деятельность детей и их взаимодействие в образова-
тельном процессе.
Актуальность темы определила основную цель нашего исследования – раз-
работать, обосновать и проверить условия и средства педагогического сопровож-
дения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновоз-
растной группе, которые способствуют развитию индивидуальности и субъектной
позиции ребенка. Первой из ряда задач, которые необходимо было решить для
достижения цели, стало определение особенностей индивидуальной образова-
тельной деятельности обучающихся в разновозрастной группе. Анализ име-
ющихся в науке точек зрения позволил в контексте данного исследования рас-
сматривать индивидуальную образовательную деятельность обучающихся в РВГ
как процесс реализации субъектом собственной образовательной траектории,
овладения ребенком способами деятельности, личностного и индивидуального
развития, приобретения опыта, имеющий свои особенности, главная из которых
заключается в характере образовательного взаимодействия ребенка с другими
субъектами учебного процесса (школьниками разного возраста, педагогами, со-
провождающими деятельность обучающихся). Один и тот же ученик на занятии в
РВГ может находиться как в позиции «старшего», так и в позиции «младшего»,
взаимодействуя с другими детьми.
Одной из проблем при реализации образовательного процесса в РВГ явля-
ется организация взаимодействия школьников разного возраста на учебных заня-
тиях. Для обеспечения результативности индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся, проявляющейся в развитии индивидуальности и субъ-
ектности каждого ребенка, педагогу необходимо развивать взаимодействие обу-
чающихся: регулировать и координировать совместную деятельность старших и
младших с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей,
характера взаимоотношений школьников в группе. Смысл сопровождения в дан-
ном случае заключается в том, чтобы каждый ребенок в группе занял оптималь-
ную позицию для реализации своих образовательных и социальных потребностей
и интересов, чувствовал себя комфортно и смог проявить свои способности.
На основе проведенного исследования мы разработали модель педагогиче-
ского сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обуча-
ющихся в РВГ, которая представлена концептуально-целевым, содержательно-
организационным и аналитико-оценочным компонентами и построена на основе
субъектно-ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов,
предполагающих реализацию следующих принципов: динамики статусно-
ролевой позиции обучающихся, педагогизации взаимодействия старших и млад-
ших обучающихся в разновозрастной группе, обеспечения субъектной позиции
обучающихся во взаимодействии друг с другом, гибкости и вариативности орга-
низации деятельности в разновозрастной группе, интеграции и дифференциации
содержания и форм деятельности обучающихся разного возраста.
Содержательно-организационный компонент представлен функциями
педагогического сопровождения – диагностической, мотивационного обеспече-
ния, проектировочной, организаторской и коммуникативной, раскрывает этапы
сопровождения (проблематизации, поисково-вариативный, практически-
действенный, аналитический) и предусматривает реализацию следующих усло-
вий: диагностику индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в
РВГ, многоуровневое и многоаспектное проектирование ИОД обучающихся в
разновозрастной группе, регулирование и координацию взаимодействия старших
и младших в РВГ. К средствам педагогического сопровождения индивидуальной
образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе мы отно-
сим субъектно-ориентированные педагогические технологии, рефлексивные ме-
тодики, бинарные методы воспитания, социальные пробы, стимулирующие ре-
флексию, самоанализ, самоактуализацию обучающихся, позволяющие организо-
вать индивидуальную и групповую деятельность обучающихся в разновозрастной
группе с целью развития индивидуальности и субъектности каждого ребенка.
Аналитико-оценочный компонент раскрывает результативные (развитие
индивидуальности и субъектности обучающегося, взаимодействие школьников
разного возраста) и процессуальные (реализация функций и принципов педагоги-
ческого сопровождения) критерии и показатели результативности педагогическо-
го сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в
разновозрастной группе.
В процессе опытной работы мы апробировали модель педагогического со-
провождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в
разновозрастной группе. Положительная динамика развития индивидуальности и
субъектности обучающихся разного возраста, развития взаимодействия старших и
младших в группе подтвердили педагогическую целесообразность представлен-
ной в диссертации модели, что позволяет сделать ряд выводов:
1. Целью сопровождения индивидуальной образовательной деятельности
обучающихся в разновозрастной группе является создание условий для развития
индивидуальности, субъектности ребенка, взаимодействия детей разного возраста
в группе. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся в РВГ предполагает реализацию последовательных дей-
ствий педагога, направленных на добровольное и осознанное вовлечение ребенка
в проектирование своей индивидуальной образовательной деятельности, включе-
ние его в совместную деятельность старших и младших обучающихся, направ-
ленную на решение его актуальных образовательных проблем.
2. Исследование подтвердило целесообразность использования при сопро-
вождении индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разно-
возрастной группе следующих педагогических средств: субъектно-
ориентированных технологий, бинарных методов воспитания, рефлексивных ме-
тодик, стимулирующих самоанализ, самоактуализацию, развитие субъектной по-
зиции обучающихся; способов организации групповой деятельности (совместная
деятельность старших и младших в разновозрастных парах, группах, коллектив-
ная творческая и проектная деятельность), социальные пробы. В комплексе дан-
ные средства способствуют развитию индивидуальности и субъектности ребенка.
3. Индивидуальная образовательная деятельность обучающихся в разно-
возрастной группе может быть успешной, если ребенок осмысленно участвует в
построении и реализации собственной образовательной траектории, овладевает
способами индивидуальной образовательной деятельности, приобретает опыт
взаимодействия с другими субъектами педагогического процесса – школьниками
разного возраста. Один и тот же ученик на занятии в разновозрастной группе
может находиться как в позиции «старшего», так и в позиции «младшего» в за-
висимости от того, с кем он взаимодействует. Структура индивидуальной обра-
зовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе включает мо-
тивационный, целевой, содержательный, действенно-практический, контрольно-
оценочный, рефлексивно-результативный компоненты.
4. В разновозрастной группе имеются благоприятные условия для развития
индивидуальности, субъектности ребенка. Взаимодействие детей разного возрас-
та мы рассматриваем как особый инструмент успешной организации индивиду-
альной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе,
способ опосредованного управления жизнедеятельностью детского коллектива.
Педагогу важно обеспечивать многообразные связи старших и младших учени-
ков в РВГ, сочетать индивидуальные и групповые формы их деятельности, созда-
вать ситуации для самопроявления ребенка в различных статусно-ролевых пози-
циях, обеспечить каждому ученику возможность попробовать себя во всем спек-
тре образовательных ролей. При этом дети осваивают способы индивидуального
планирования, учатся выстраивать отношения с другими людьми, осваивают раз-
личные социальные роли, способы самоуправления.
5. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной дея-
тельности обучающихся в разновозрастной группе может быть успешным, если
предполагает реализацию следующих направлений: диагностику индивидуальной
образовательной деятельности ребенка и взаимодействия детей разного возраста;
многоуровневое и многоаспектное проектирование индивидуальной образова-
тельной деятельности обучающихся в разновозрастной группе; регулирование и
координацию совместной деятельности школьников разного возраста.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута; за-
дачи решены. Теоретические и эмпирически полученные данные подтверждают
гипотезу о том, что, реализуя перечисленные педагогические условия и средства
педагогического сопровождения, можно обеспечить результативность индивиду-
альной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Настоящая работа не претендует на исчерпывающее решение заявленной
проблемы. В дальнейшем могут быть предприняты исследования, направленные
на изучение и конкретизацию педагогического обеспечения организации индиви-
дуальной образовательной деятельности обучающихся в РВГ с учетом специфики
разных видов деятельности.
Перспективным является изучение вопросов тьюторского сопровождения
индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной
группе на основе ризомоподобного подхода.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!